Исследование влияния родителей на формирование личности ребенка. Формирование личности ребенка в семье

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

Функция воспроизводства;

Первичный социальный и сексуальный контроль;

Экономическая поддержка детей;

Поддержка нетрудоспособных;

Защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

Удовлетворение потребности в любви;

Функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

Функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

Психотерапевтическая функция семьи;

Функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

Функция формирования позитивных отношений;

Функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них:

Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

Ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

Ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

Уверенность в своих силах и самодостаточность;

Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Влияние родителей на формирование личности ребенка.

План

1.Введение……………………………………………………………………………………3

2.История исследования проблемы………………………………………………………5

3.Анализ путей решения проблемы на современном этапе……………………………..7

4.Экспериментальное исследование проблемы…………………………………………..21

5.Заключение……………………………………………………………………………….17

7.Литература………………………………………………………………………………19

Введение

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей.

Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Одной любви недостаточно для того, чтобы дети росли, чтобы более нормально развивались. Если родители не компетентны в вопросах воспитания, то их дети не могут стать личностями. И хотя любовь является для большинства родителей естественным чувством, мало кто из детей получает именно ту любовь, которая помогает расти и развиваться.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, сто и общество. Сегодня большинство вступающих в брак – это люди со средним и высшем образованием. Почему же у многих родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей.

Повышение ответственности родителей детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребенка.

В соответствии с этим изменяется и позиция начальной школы в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего содержания, важность дальнейшего содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии личности ребенка.

Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

«…В семье начинается первые жизненные шаги ребенка. Его поведение – результат влияния семейного уклада, воспитательного воздействия родителей и других членов семьи.

Совместная работа детского сада и семьи – необходимое условие успешного развития личности ребенка.

Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином воздействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитание качества бывают обычно прочными, устойчивыми.

Если же в детском саду ребенку предъявляют одни требования, а дома другие, или между членами семьи нет согласованности в воспитании, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется: в организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей – все это требует большого напряжения нервной системы ребенка, отрицательно влияет на его состояние, поведение.

Важная задача дошкольных учреждений - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

Цель нашего исследования : выяснить закономерности влияния родителей на формирование личности ребенка.

Объект исследования: c емейное воспитание.

Предмет исследования: роль родителей в воспитании личности ребенка.

Была выдвинута гипотеза : если родители будут знать психологические особенности формирования личности ребенка и будут точно знать свои функции в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, при этом активно участвовать в работе детского сада, только тогда вырастает свободная развивающая личность.

Для проверки этой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить научно – методическую литературу по проблеме исследования.

2.Установить контакт с родителями, найти верный тон разговора.

3.Определить положение ребенка в семье. Кем является ребенок для членов семьи, сколько времени уделяют родители своему ребенку.

4.Выяснить, каким хотят видеть своего ребенка и педагога родители.

5.Сделать так, чтобы родители поняли, что мы крайне стараемся сделать для них и их детей, а мы поняли, что стараются сделать они.

6.На основе данных констатирующего и формирующего экспериментов сделать рекомендации, советы для воспитателей в работе с родителями.

2.История исследования проблемы «Влияние родителей на формирование личности ребенка»

Изучая литературу, затрагивающую вопросы семейного воспитания можно отметить, что многие педагоги, ученые, психологи придавали огромное значение этому вопросу.

В педагогическом наследстве Н.К.Крупской значительное место занимают работы, посвященные вопросам воспитания детей в семье. Надежда Константиновна показывает, как практически сказывается на делах пример взрослых, их отношение к обществу, жизни. Хорошие поступки членов семьи радуют детей, наполняют их радостью и желанием подражать родителям. Высокое общественное сознание родителей способствует формированию соответствующего сознания детей. Н.К.Крупская призывала родителей беречь детство детей и в тоже время видеть в ребенке будущего человека»

Правильно организовать свое влияние на ребенка родителям помогут труды А.С.Макаренко «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей.

Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, отцами и матерями. Но это не все : наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед людьми, перед всей страной.

Один из организаторов системы образования А. В. Луначарский также большую роль отводил родителям в воспитании детей.

«Педагогический процесс – это тоже трудовой процесс, и поэтому надо знать, к чему ты идешь и что ты хочешь сделать из своего материала. Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак. Но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим драгоценным материалом нужно работать совершенно четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него»

В.А.Сухомлинский отмечал, что родителям необходима педагогическая культура.

«Каким бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто»

Великий русский врач, анатом, педагог П.Ф. Лесгафт указывал: «При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.

Этим самым он хотел доказать огромную роль родителей в развитии личности ребенка. «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни - матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется и воспитанная в нем любовь, возложенное, но уже не неутолимое чувство, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг, чем одно семейство. Стало быть, в том, что семья является школой понимания Родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, заключается одна из славных причин долговечности семьи…»

Нельзя не вспомнить высказывания М.Горького. Он писал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей. Знание должно быть не только механическим накоплением фактов, но и критикой доказательств истинности обобщения, анализом процесса мышления.

Формирование характера, развитие воли только при условии широкой самостоятельности детей в труде, занятиях, играх.

Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь»

Как видно из представленного обзора проблема семейного воспитания была актуальна в разные периоды становления педагогики как науки. Особое внимание этой проблемы уделяется педагогами и психологами в настоящее время. При этом следует отметить, что имеющиеся на этот предмет доступные нам литературные данные не систематизированы. В то же время по роду упоминающихся в обзоре источников можно заключить, что изучение влияния родителей на формирование личности ребенка представляется достаточно актуальной темой.

3.Анализ путей решения проблемы на современном этапе.

Процесс воспитания носит комплексный характер, так как мы формируем личность в целом, а не отдельные ее свойства и качества. Развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов.

Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю, например, лишь тогда, когда его учат, ему объясняют, советуют, разговаривают с ним или отвечают на его вопросы.

Формирование личности – процесс многоплановый и длительный. Воспитатель должен раскрыть это положение, показав родителям, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребенка, организация полноценного питания, сна, отдыха, пребывания на свежем воздухе и т.п. Оно тесно связано с формированием у ребенка нравственно – волевых качеств смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинирующие, а также с подготовкой к участию в труде, к обучению в школе»

Важным условием для укрепления связи с семьей, успешного решения задач, стоявших перед детским садом, является педагогическое просвещение родителей и изучение лучшего опыта семейного воспитания. Каждая семья совместно с детским садом должна заботиться о всестороннем развитии детей; родители отвечают за то, каких детей они воспитывают.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношению ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни в семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат.

Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально – нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок белее податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Будет ли первоначальный опыт ребенка с взрослыми в системе отношений «взрослый - ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.

Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любые желания, любой каприз ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важнейших социальных задач воспитания будущего гражданина Родины.

Там, где ребенок равнодушный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача детского сада – во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психологического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания, подчеркнув при этом, что для того, чтобы воспитывать детей, надо знать их и уметь видеть характерное для каждого периода детства и, конкретно, то, что можно наблюдать только у своего ребенка.

Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка – дошкольника. Но и задержка в развитии также не допустимы. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизиологические показания развития детей.

Дошкольный период детства - пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга, и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности.

У ребенка повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка. Все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Подчеркивание важности роли взрослых в жизни детей не является недооценкой того, как сами дети могут значить друг для друга.

Ребенок может радоваться обществу других детей, изучать, а иногда и тренировать их. Но главное для малыша - считают ли себя взрослые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателями.

Активное участие – это не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка – чуткий и готовый приспособиться человек. Взрослые должны видеть в себе людей, чье поведение и отношение имеют большое значение для ребенка. Это означает, что иногда взрослые должны приходить к выводу, что им, а не ребенку следует перемениться, да еще в большей мере. Порой, как это ни тяжело, требуется выжидание, когда малыш совершает ошибку. Иногда же нужно спешить ему на помощь. Это так же означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. А в общем, это значит считать, что скорее нам, а не, как повелось ребенку, следует меняться, учиться, адаптироваться. У взрослых с их более гибкой самооценкой гораздо больше радостей в жизни с детьми.

Еще в 70-х годах специалистами в различных областях стало очевидно, что они не добьются заметных результатов в воспитании детей, если будут использовать лишь редкие занятия и не станут привлекать родителей к продолжению этой работы дома. Как только педагоги попытались провести несколько экспериментов по вовлечению родителей ребенка, они обнаружили, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а, наоборот, могут способствовать быстрым успехам. При этом необязательно видеть в родителях часть проблемы, скорее, они способны стать частью ее решения – родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям. Большое значение имеет готовность воспринимать детей как личность. Это значит стараться искренне реагировать на детские чувства, реакции и проблемы, так как принято в человеческом обществе. Дети – личности, взрослые – тоже. Нереально и бесполезно взрослым игнорировать свои собственные чувства или принимать в расчет собственное поведение как элемент общения с детьми. Принимая и исследуя то, что мы, взрослые, приносим в наше времяпровождение с детьми, мы должны быть гибкими в методах, открытыми идеями других и желать продолжать учиться. Самая лучшая подготовка все же не дает всех возможных знаний, навыков и понимания, необходимых в различных ситуациях с детьми. Детям помимо прочего, нужно уважение и внимание старших, чтобы они в ответ научились быть такими же внимательными. Дети заслуживают этого внимания и будут учиться по примеру взрослых серьезно слушать их и отдавать им свое время.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношения между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери и отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Современное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь; повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психологическими и педагогическими знаниями, умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников.

Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) , ее уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.

Родители, обращаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.

Стремление родителей категорично определить психологический тип своего ребенка может привести к ошибочным выводам, к неправильным оценкам его индивидуальности и в результате к применению недостаточно продуманных воспитательных методов.

Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.

Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – в самостоятельную, полезную для общества жизнь.

Полное единство требований в семейном воспитании ребенка и общественная согласованность в направлении обоюдных усилий могут обеспечить формирование всесторонне развитой личности. Для ребенка дошкольного возраста, в которой он живет и воспитывается, является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как малыш растет и развивается.

Семья во многом определяет отношения ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности, которые являются основой в проявлении и развитии индивидуальности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что во многом создается впечатление, будто характер родителей передается детям по наследству.

Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, как об этом уже раньше говорилось, является воспитание. Следовательно , и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

Я согласна с предложениями вышеперечисленных авторов по проблеме влияния родителей на формирование личности ребенка. Считаю, что в настоящее время это одна из глобальных проблем. Родители должны знать психологические и индивидуальные особенности ребенка, свои функции в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, чтобы направить процесс воспитания в нужное русло. Для этого необходимо как можно больше вовлекать родителей в жизнь детского сада. Следовательно, гипотеза исследования, если родители будут знать психологические особенности формирования личности ребенка и будут точно знать свои функции, при этом активно участвовать в работе детского сада, только тогда вырастает свободная развивающаяся личность.

4. Экспериментальное исследование проблемы.

4.1. Констатирующий эксперимент

Целью исследования являлось определение положения ребенка в семье, кем является ребенок для членов семьи, сколько времени уделяют родители своему ребенку, найти пути общения с родителями, какие отношения сложились у родителей с педагогами, чтобы на основе полученных результатов разработать рекомендации, советы для воспитателей по работе с родителями.

В соответствии с целями, задачами, гипотезой были выбраны следующие методы: рисуночный тест «Моя семья», методика «Два дома», анкетирование. Более подробное описание методик исследования предоставлено вместе с изложением материала о проводимой работе.

В качестве объектов исследования брались учащиеся и родители 2 б класса МБОУ СОШ №73 города Ульянновска, в количестве 12 человек.

Вначале провела психологическую диагностику по методике «Два дома». Всем задавалось 3 одинаковых вопроса :

    В каком доме ты бы хотел жить в большом красивом(показывала рисунок дома), или в другом?(маленьком, некрасивом)

    Почему ?

    C кем бы ты хотел жить в этом доме?

Из 12 детей – 8 хотели бы жить в красивом доме со всеми реально существующими членами семьи; 4 ребенка хотели бы жить тоже в красивом доме, но без отца или младшего брата.

Обработав материалы обследования, сделала вывод, что у детей есть проблема в отношениях с отцом. Чтобы убедиться в правильности моих предложений, провела рисуночный тест по теме «Моя семья».

Мои подозрения о проблемах взаимоотношений в семье между родителями (в большинстве случаев отцами) и детьми оказались достоверными. Анализируя детские рисунки, отметила, что дети отражают в рисунках то, как они себя чувствуют в семье, как оценивают свое место в ней.

Некоторые дети искали реальный состав семьи. За этим может стоять эмоциональный конфликт, душевный дискомфорт. Это сигнал о глубоких душевных переживаниях ребенка. У отдельных детей отсутствуют братья и сестры, что говорит о ревности, конкуренции за родительское тепло и внимание.

Много из того, что я узнала из детских рисунков, не было для меня новостью, так как определенные выводы я сделала, обрабатывая данные методики « Два дома».

Анализируя детские рисунки, изображающие семью, я сделала выводы о психологическом климате в семье, о душевном состоянии ребенка.

У многих детей присутствует признак тревожности.

Обрабатывая результаты исследования, выявила наличие высокого процента тревожности (около 75 %) у детей. Возможно это говорит о конфликтных ситуациях в семье, о социальных проблемах в настоящее время, или это связано с кризисом 6 лет.

По проблеме снятие тревожности у детей группы проконсультировалась у психологов школы, чтобы в дальнейшем работать над этой проблемой.

По проблеме отношений с отцом, сделала вывод, что необходимо нам вовлекать в сотрудничество с детским садом.

По проблеме отношений с братьями и сестрами возникла необходимость продолжать эту работу, воспитывать у детей уважительное отношение к ним через художественную литературу, беседы, совместные мероприятия.

Чтобы узнать, знают ли родители интересы своих детей, кем является для них ребенок, в чем проявляются интересы ребенка, что делается в семье для развития интересов ребенка, сколько времени уделяют родители своим детям, провела анкетирование.

Обрабатывая данные анкеты №, выявила, что родители знают интересы своих детей в большинстве случаев (10 из 12). Все родители (100 %) ответили положительно на вопрос о постоянстве или изменчивости интересов. Точно знают постоянны интересы у их детей или изменчивы. Но в чем проявляются интересы детей, смогли объяснить не все родители - 55%, 45% родителей затруднялись ответить на этот вопрос. В 55% семей создаются необходимые условия для развития интересов ребенка, 45% уделяют недостаточно внимания этой проблеме.

Чтобы выявить отношение родителей к детям, к их проблемам, как часто родители уделяют внимание своим детям, провела анкетирование (анкета № 2).

Из этой анкеты выявила, что ребенок в семье у большинства родителей – это радость, счастье, долгожданное событие. Родители умеют общаться с детьми, серьезно относятся к бедам детей (около 82%). Из этой анкеты вывила, что к капризам детей родители относятся с недопониманием, не стараются выявить причину капризов. Сделала для себя вывод, что над этой проблемой необходимо поработать. Еще отметила, что не всегда родители серьезно относятся к данным детям, обещаниям, не понимая какой проблемой в дальнейшем может все обернуться (45%).

Исходя из анкетирования, выявила, что родители чаще используют поощрение, чем наказание, что положительно сказывается на воспитании ребенка (91%).

Отрадно, что в воспитании детей присутствует юмор.

4.2. Формирующий эксперимент

Обработав результаты исследования, наметила ряд мероприятий по моему мнению, способствующих формированию более тесных отношений родителей с детьми и с сотрудниками детского сада.

Чтобы глубже познакомиться с детьми, их семьями, организовывала конкурс « Сами с усами». Были выработаны определенные условия конкурса. Хотелось познакомиться с тем, кого дети любят и за что, узнать какие они веселые, грустные, добрые, строгие, крикливые, спокойные, что им нравится, а что не нравится.

В конкурсе принимали участие все родители с детьми. Рисунки были разные: кто рисовал сестру, кто – то брата, многие нарисовали дедушек, бабушек, даже любимых тетей, дядей. Родителей волнует организация жизни детей в детском саду. К 8 Марта провела совместное мероприятие родителей с детьми «Мамин праздник». При составлении сценария учла индивидуальные особенности детей, задействовала каждого ребенка в силу их возможностей. Дети с удовольствием вместе с родителями читали стихи, пели песни, драматизировали сценки, участвовали в разных аттракционах. Закончился праздник чаепитием. Всем родителям понравилось, как их дети были подготовлены к празднику.

Родители стали чаще обращаться ко мне с вопросами, а я с удовольствием отвечать на них. Мне очень хотелось, чтобы родители увидели в своем ребенке личность, индивидуальность и помогли своему ребенку быть особенным, не таким как все.

Выработала для себя определенные правила общения с родителями:

    Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факторы поведения ребенка, надо, непременно, отмечать положительные стороны в его развитии.

    Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнение, возражения, замечания, жалобы родителей.

    Необходимо тактично указывать на ошибки.

    Давать только обоснованные ответы.

    Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с детским садом.

Из бесед с родителями выяснила, чем заполнена жизнь ребенка в семье, какие методы используют родители, какие черты характера вызывают у них тревогу. Если могла давала советы, или предлагала почитать методическую и психологическую литературу.

Сделала ящик «Ответов и вопросов» для родителей. Родители могли письменно задавать вопросы, а мы грамотно с педагогической точки зрения на них отвечать.

Старалась ежедневно беседовать с родителями об их детях и вести для себя записи. На основании записей искала индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из его характера, темперамента. Провела консультацию «Капризы детей». Чтобы украсить немного нашу жизнь, сделать праздник детям и родителям, подготовила и провела праздник «Неразлучные друзья взрослые и дети»

На этом вечере огромное участие принимали папы с большим интересом. Родители с детьми разделились на 2 команды- детей и взрослых.

По очереди команды отгадывали загадки, пели частушки, участвовали в изготавлении поделок, приготовлении салатов, выполняли задания «Дорисуй»(ТРИЗ).

Родители стали ближе к своим детям, начали интересоваться жизнью детского сада каждый день. Стали предлагать свои услуги: пошив одежды для кукол; папы изготовили лопаты для снега, сделали горку для катания детей. Родители проявили желание принять участие в совместном с детьми походе на Курган Бесссмертия. Вместе с детьми папы собирали хворост для костра. Даже самые гиперактивные дети были неузнаваемы, более дисциплинированы. Было организовано катание на лыжах, санках с горы. Такое общение со взрослыми развивает ребенка физически, дает возможность поверить в свои силы, дает заряд бодрости и здоровья.

При систематической индивидуальной работе с семьями начали устанавливаться доверительные отношения между воспитанниками и родителями. А это возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка, наметились пути оказания действенной помощи в семье.

Для повышения интереса к спорту в детском саду также проводится большая работа с участием родителей.

В начале учебного года были подготовлены вопросы(анкеты) для родителей по физическому воспитанию. Было проведено анкетирование родителей, которое позволило определить, как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли создавать условия для достаточной двигательной активности своих детей дома, организовывать занятия спортом и физическими упражнениями в выходные дни.

В анкете вопросы сгруппированы в пять блоков:

1- информация о семье ;

2-наличие знаний, умений и навыков у родителей;

3-условия для физического воспитания детей в семье;

4-виды деятельности ребенка дома после прихода из детского сада;

5-уровень педагогической культуры родителей.

Анкетирование было охвачено около 60 родителей с разным образовательным уровнем.

Более 50% родителей раньше занимались спортом, есть родители, которые имеют спортивные разряды. Лишь очень немногие продолжают заниматься физкультурой и спортом в настоящее время.

Из анкет стало ясно, что некоторые дети из детского сада занимаются в спортивных секциях. Ответы на вопросы о соблюдении режима дня показали, что в большинстве семей для детей установили режим дня, а вот в ответах на проведении закаливающих процедур стало видно, что не все родители уделяют должное внимание этой важной для воспитания здорового ребенка задачи.

Родители знали, как проводить закаливающие мероприятия, но многие закаливанием не занимаются. Причины: отсутствие времени или условий; часто болеющий ребенок.

Дома детям отводились малоподвижные виды занятий; просмотр телепередач, компьютерным играм, рисованию, чтению книг и играм с игрушками.

Основные трудности в воспитании для родителей вызвали следующие причины: отсутствие времени, навыков в обучении детей, условий для занятия физкультурой.

Анкетирование родителей по вопросам физического воспитания показало, что многие родители не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей, а это одна из самых главных задач воспитания всесторонне развитой личности.

«В здоровом теле – здоровый дух» - гласит пословица. Решение этой проблемы связано, прежде всего, с решением острых социальных вопросов развития нашего общества в целом.

Полученная информация позволила конкретизировать содержание работы с семьей и определить тематику и направленность собраний, консультаций и других форм общения с родителями. Для распространения среди родителей педагогических знаний по вопросам физического воспитания детей был оформлен стенд и папки – передвижки. Они познакомили родителей с задачами физического воспитания, в них были даны рекомендации по проведению утренней гимнастики и закаливающих процедур.

На родительских собраниях мы рассказывали о том, как можно интересно и увлекательно провести время с детьми дома и на прогулке, используя подвижные и спортивные игры, доступные детям дошкольного возраста.

Были подготовлены консультации для родителей по следующим темам: «Закаливание детей – преграда простудам»; «Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста».

В нашем детском саду был организован праздник «Папа, мама, я - дружная семья». А также физкультурные досуги с участием родителей. Во время их проведения родители вместе со своими детьми принимали участие в разнообразных соревнованиях и играх.

Возможность такого общения родителей и детей способствует радостному, эмоциональному настроению на длительное время. Целенаправленно проводимая в нашем детском саду работа с родителями помогают привлечь их непосредственному участию в физкультурно– оздоровительных мероприятиях, а это в свою очередь, помогает привить детям интерес к физкультуре и детскому саду.

Благодаря всей проделанной работе, стало видно, что уровень знаний и умений у родителей повысился, также увеличилось желание участвовать в жизни детей. Об этом свидетельствовали работы родителей и детей на выставке «Осень спросим». Известно, что воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему. А это во многом определяется трудовой обстановкой, тем примером, который подают взрослые и особенно представлением возможности ребенку участвовать в труде вместе с ними. Работая рядом с папой и мамой, дети чувствуют себя большим и умелым, настоящими помощниками в нужном и полезном деле.

Родители с гордостью рассматривали свои работы и радовались своим успехам.

4 .3.Контрольный эксперимент

Чтобы убедиться в достижении своей цели и задач, провела повторно диагностику по методикам, используемым в констатирующем эксперименте. Повторная диагностика по методике «Два дома» выявила результаты, которые оказались благоприятными для дальнейшего развития детей: 83% детей хотели бы жить вместе со своими членами семьи, у 17 % проблема в общении с отцом осталась. Для себя отметила, что с родителями этих детей необходимо провести индивидуальную работу.

Проводя повторно рисуночный тест «Моя семья» отметила, что 83% изобразили всех членов семьи, у 17% улучшились отношения с родными.

Изменились также и данные повторного анкетирования:

91% родителей заинтересовались увлечениями своих детей, 82% - стали создавать необходимые условия для развития интересов у ребенка.

Данные анкеты №2 оказались следующие: родители серьезно стали относиться к своим обещаниям; терпимее стали относиться к детским капризам, научились отличать их от других состояний ребенка, изменились отношения к бедам детей.

Сравнивая результаты двух исследований, пришла к выводу, что, если родители будут знать психологические особенности формирования личности ребенка, точно будут знать свои функции в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, при этом активно участвовать в работе детского сада, только тогда вырастает свободная развивающаяся личность.

В результате проведенной мной работы добилась положительных результатов. Самое главное, что я сблизила родителей с детьми и с сотрудниками детского сада.

При систематической индивидуальной работе с семьей между воспитателями и родителями установились доверительные отношения. Это дало возможность обеспечить оптимальные условия воспитания детей, наметить пути оказания действенной помощи в семье.

Я надеюсь, что основы педагогических знаний, полученные родителями через консультации и беседы, через совместные праздники с детьми, продолжат путь к приобретению ими все новых и новых знаний связанных с обучением ребят в школе, дальнейшим формированием личности нашего общества.

На этом наша работа с родителями не заканчивается. Запланировано много интересных мероприятий, бесед, консультаций.

5.Заключительная часть

Таким образом, эффективность работы с семьей будет положительной, если учитель выполнит следующие правила:

Глубоко всесторонне изучит семью;

Будет знать ее индивидуальные особенности и воспитательные возможности;

Целенаправленно воздействует на семью с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

Соблюдает педагогический такт и гибкость;

Использует разные методы изучения семьи.

1. Работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знаний особенностей быта и воспитания детей в семье.

2. Фактически материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.

3. Положительные результаты в проведении работы с семьей могут быть только в том случае, если между родителями и воспитателями имеются единство требований к детям, плановость и систематичность, взаимное доверие.

4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях детей, учить их видеть в своих детях хорошее и плохое, анализировать их поступки.

5. В воспитании детей в семье ведущее место должно занимать нравственное воспитание, развитие у детей общественных интересов, дружеских отношений с окружающими.

6. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей, можно проводить и работу с несколькими семьями, которые имеют сходные условия воспитания детей.

7. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их в различных видах деятельности.

8. Работа с семьей является наиболее трудной проблемой педагогики. Это обязывает воспитателей широко использовать теоретическую литературу, анализировать практическую работу и тесно сотрудничать с семьей ребенка.

Список литературы

1. Виноградова Н.В. «Воспитателю о работе с семьей» М.: Просвещение, 1989.

2. Гулина М.А. « Ты меня понимаешь?», Санкт – Петербург, 1994

3.Горький М. «Речь на избранном заседании лиги социального воспитания», М.: 1958

4.Крупская Н.К. «О воспитании в семье» Избранные сочинения и речи. М.: Академия педагогических наук, 1962

5. Колоярцева Е. И. «Детский сад и родители», М.: Просвещение,1969

6.Ковальчук Л.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка», М.: Просвещение, 1981

7. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение», Избранные сочинения т.1 , М.: 1951

8. Луначарский А.В. «О воспитании и образовании» М.:1976, c. 3.-3.

9.Д.Лешли «Работать с маленькими детьми» М.: Просвещение, 1991

10. Макаренко А. С. Сочинение Т. 4 АПН, Н. 1.

11. Макаренко А. С. Сочинение Т. 4 АПН, Н. 1.

12. Макаренко, А. (1951). Сочинение.

13.Маркова Т.И. «Детский сад и семья», М.: Просвещение, 1986

14. Никитин Б.К. «Мы и наши дети», М.: Просвещение, 1980

15. Островская Л.Ф «Педагогические знания родителям» М.: Просвещение, 1983

16. Платонов А.П. «Детские годы Багрова- внука», Собрание сочинений т.2, 1.

17. Репина Т.А. «Социально – психологическая характеристика группы детского сада», М. : Педагогика, 1988

18. Сленги « Моя профессия – воспитатель детского сада», М.: Просвещение, 1989

19. C услова Л.Д. « Семейные традиции», М.: Педагогика, 1979

20. C ухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Киев, 1974

21. Филипчук «Знаете ли вы своего ребенка?» М.: Просвещение, 1958

22 .Хрипнова А.Т. «Мир детства», Дошкольник, М.: Педагогика, 1987

23. Шипицына Л.М. «Основы коммуникаций», Санкт – Петербург, 1996

Дата публикации: 25.12.2016

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:

Проблема роли семьи в формировании личности ребенка

Проблема вляиния родителей на развитие личности человека

Проблема преемственности поколений

Проблема воспитания

Возможные тезисы:

Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители

Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы

Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.

Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.

А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»

Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, - переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.

Для того чтобы рассмотреть влияние отца на формирование личности ребенка необходимо отметить, что отцовство проявляется в основном в семейных взаимоотношениях. И именно в рамках семьи реализуются основные функции отцовства, происходит общение, приводящее к развитию обоих субъектов этого общения - ребенка и отца .

"Отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир" .

Если мать, по меткому выражению Э. Фромма, - "это дом, из которого мы уходим, это природа, океан", то отец имеет слабый контакт с ребенком в первые годы его жизни, не идущий ни в какое сравнение с материнским.". Но зато отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где - мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия и приключения . Роль отца в психическом развитии ребенка оценивается по-разному. К самым распространенным стереотипам общественного осознания относится мысль о слабости и неадекватности "современных отцов".

Роль отца в семье велика и многое зависит от личного примера отца. Сейчас дети с раннего детства подвергаются плохому влиянию окружающей среды через сверстников, взрослых, через телевидение. Недаром в народе говорят: "Каковы родители - таковы и дети", "От хорошего корня дерева бывает и плод хороший". Если отцы будут уделять своим детям столько внимания, сколько необходимо, чтобы началось оздоровление в обществе, то снизилась бы подростковая преступность, наркомания, бродяжничество. Все эти беды - от недостаточного внимания к детям.

Традиционная отцовская роль предполагала защиту и материальное обеспечение детей. На отцов нигде не возлагались обязанности, связанные с непосредственным выхаживанием и воспитанием детей. Эти функции считались женскими, несвойственными и ненужными мужчинам.

Гуманистические и демократические изменения, происходящие в обществе, существенно изменили содержание отцовской роли в семье.

В последние десятилетия в современном обществе утверждаются две наиболее важные функции отца в воспитании ребенка: функции социального контроля (отец является источником требований, норм поведения), функция воспитания (поощрение активности ребенка, направленной на развитие социальной компетентности, стимуляция автономии ребенка, направленность на достижение цели) .

А роль отца в формировании надежного типа привязанности, в эмоциональном благополучии ребенка, его успеваемости в школе, в развитии маскулинных (автономность, самостоятельность, конкурентность, направленность на достижения, инициативность) качеств у мальчиков и фемининных (высокий уровень эмпатии, заботливость, способность к сопереживанию, коммуникативность) у девочек просто не переоценить.

Г. Крайг заметил, что отцы, у которых устанавливались сильные эмоциональные связи в дошкольном возрасте возрасте, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют. Такие отцы имеют большое влияние на своих детей, дети чаще прислушиваются к ним, хотят походить на них благодаря установившимся между ними тесным, разнообразным отношениям .

Положительную роль отца в воспитании личности ребенка различные авторы связывают с тем, что:

отцы играют заметную роль в формировании своего ребенка в ситуациях, когда ему не ясно как вести себя в данный момент;

отцы, которые чутко реагируют на сигналы ребенка и скорее становятся значимыми фигурами в детском мире, скорее проявляют себя как действенные посредники социализации;

когда ребенок становится старше, отец превращается для него в важную ролевую модель;

отец может выступать в роли защитника успехов ребенка .

Отечественные педагоги и психологи постоянно подчеркивают значение отца в семейной социализации. Отмечалось, например, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляет эталон мужчины . Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, рыцарству .

Отцовская любовь условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это из-за того, что отцы большое значение придают самостоятельности, дают детям возможность самим отвечать за свою деятельность, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению у них независимости.

Психологи отмечают, что одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, оказывает налаженное раннее общение .

Для сына отец - образец, поведение которого он сознательно или не сознательно копирует. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное или недостойное поведение будущего мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе истинно мужские черты характера: смелость, выдержку, великодушие.

Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования ее образа женственности. Теплые и приносящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины более легкой гетеросексуальной адаптации .

Особенности отцовской роли в семье и формировании личности детей определяются такими факторами, как:

1. Доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение, ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.

3. Забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны отца влияют на формирование положительной самооценки.

5. Отец для детей является первичным источником информации о взаимоотношениях полов.

Сравнение "включенных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери .

На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская, говорит о том, что "воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли".Д.С. Акивис в своей работе "Отцовская любовь" отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. "Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину" .

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное.

Расширение и усложнение проблематики исследований родительско-детских взаимоотношений и их предметного ракурса доказало, что важен не только факт наличия или отсутствия у ребенка отца и то, сколько он времени проводит с ребенком, но и стиль отцовского поведения, где существует намного больше индивидуальных вариаций. Безусловно, индивидуальный стиль отцовства зависит от свойств конкретного мужчины и его взаимодействия с другими членами семьи .

Индивидуальные свойства отцов, такие как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональной теплоты и отзывчивости влияют на развитие ребенка меньше, чем характер взаимоотношений, которые эти отцы установили со своими детьми. Дети, имеющие с родителями устойчивые, поддерживающие, взаимные и эмоциональные отношения, психологически благополучнее тех, у кого такие отношения отсутствуют. Точно так же количество времени, которое отцы проводят с детьми, менее важно, чем то, как именно они его проводят и как сами дети и значимые для них лица воспринимают и оценивают это взаимодействие.

Процесс взаимодействия семьи и детского сада должен быть направлен на активное включение родителей, особенно отцов, в учебно-воспитательную, в досуговую деятельность. Только в процессе взаимодействия педагогов, родителей, социума можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

Воспитание детей в семье - процесс обоюдный, то есть в него вовлечены и отец, и мать, но может быть, в разной степени.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности .

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним.

Привлечение отцов к воспитанию детей должно носить не принудительный характер. Пока ребенок еще маленький, отец проявляет необходимую заботу: приводит и забирает из детского сада, помогает в случае необходимости воспитателям. Отцовские чувства необходимо развивать, а для этого нужно вовлекать папу во все процессы, связанные с ребенком. Чтобы отношения с ребенком укрепились, нужны эмоциональные связи - гордость за сына или дочь, совместное проведение досуга, семейные традиции. Желательно начинать это делать еще в период развития ребенка в животе у мамы. Контакт ребенка с родителями возникает с самого рождения. Поэтому, если отец присутствует при родах, между ним и малышом быстрее возникнет общий язык .

В детском саду есть огромный потенциал для привлечения мужчин к воспитанию детей: воспитатели привлекают пап для организации экскурсий, обустройства летних площадок, участия в костюмированных праздниках. Минуты, проведенные в общении с детьми, никогда не будут лишними.

Кроме традиционного праздника в феврале, приглашать отцов на спортивные состязания, ходить с дошколятами в походы, рассказывать о своих профессиях.

Совместный труд - самый простой способ для сближения. Чем чаще отец и ребенок будут заняты общими делами, тем быстрее они поймут друг друга, тем теснее станет их взаимная привязанность.

Многие отцы думают, что воспитывать - значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него "неправильного", "плохого" поведения (в отличие от матери), низко его оценивает - не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей - ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме того, он является "архитектором" окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.

Таким образом, привлекать отцов к воспитанию детей это значит вовлекать их в процесс совместной деятельности, а также привлечение характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним.

Таким образом, отец для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное.

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании ребенка

1.1. Исследование влияния родителей на формирование личности ребенка

1.2. Отличия роли отца и матери в воспитании ребенка

1.3. Влияние отца на формирование личности ребенка

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений с особенностями личности учащихся подросткового возраста

2.1.Организация и методы исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских. Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Еще З. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздние исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, ДЖ. Боулби и др.). Однако, именно изучение диады «отец-ребенок» позволит уточнить многие малоизученные, но теоретически обозначенные З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка. В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими за последние 50 лет, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей.



Для нашей страны данная проблема является особенно актуальной в силу исторических причин, включая особенности влияния тоталитарного государства на мужскую роль вообще и отцовскую в частности.

Поэтому цель данной работы заключается в исследовании роли отца в воспитании ребенка.

Данная цель была конкретизирована в следующих задачах :

1. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния отцовства на развитие личности ребенка

2. Исследование особенностей отцовского воспитания подростков, принимавших участие в исследовании

3. Выявление особенностей личности подростков, принимавших участие в исследовании

4. Сравнение особенностей воспитания отцами девочек-подростков и мальчиков-подростков

5. Выявление взаимосвязи особенностей отцовского воспитания и особенностей личности подростков

Гипотеза : общение с отцом влияет на формирование самоотношения и самосознания личности подростка

Объект исследования: учащиеся подросткового возраста и их семьи. Всего в исследовании приняли участие 50 подростков (20 девочек и 30 мальчиков) в возрасте 15-16 лет.

Предмет исследования: взаимоотношения между отцами и учащимися подросткового возраста.

В работе использовались следующие методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (опросники: «Подростки о родителях», ОСО Пантелеева-Столина; Проективные методы: Рисунок семьи; тест: методика измерения самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн; анкета); статистические критерии и методы (расчет первичных статистик, определение процентных долей, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).

База проведения исследования : МОУ СОШ №56 Советского района г. Челябинска.

Результаты исследования представляют интерес для специалистов, работающих с подростками и их семьями. Они могут послужить основой при составлении теоретических и практических обучающих курсов. На основе полученных данных можно разработать программу тренинга эффективного отцовство.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Исследование влияния родителей на формирование личности ребенка

Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым . Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является .

Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка , во втором рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуется самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе изменяющиеся с появлением ребенка .

Анализ различных исследований позволяет вычленить два взгляда на формирование личности сквозь призму детско-родительского взаимодействия:

Во-первых, те или иные личностные особенности можно рассматривать как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов поведения. Особая роль при описании данного аспекта принадлежит явлению идентификации.

Во-вторых, – как результат воздействия со стороны родителей, определяемый характером их стиля воспитания. Т.е. особенности воспитания создают условия, благоприятствующие или же препятствующие формированию адекватной положительной самооценки.

При определении роли родителей в формировании личности ребенка особое внимание уделяется стилям воспитания. При этом авторы не разделяют влияния отца и матери. Поэтому данное направление исследований можно рассматривать и при объяснении роли отца и при объяснении роли матери в воспитании ребенка.

Традиция изучения стилей родительского поведения (воспитания) сложилась уже давно. В настоящее время различные авторы, занимающиеся проблемами воспитания в семье, выделяют некоторые общие типы и стили воспитания и взаимодействия между родителями и детьми, характерные для ряда семей . И в зависимости от основания приводят различные классификации типов детско-родительского взаимодействия.

Так, например, Спиваковская А.С. представляет трехчленную модель факторов воспитания . Она выделяет три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия- антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, уважение, близость); отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).

Часто авторами предлагаются классификации неадекватного, ущербного воспитания ребенка в семье. Так, например, Добровичем А.Б. представлена классификация, в которой выделены следующие типы неадекватного воспитания : «Кумир семьи»; «Мамино (папино и т.д.) сокровище»; «Паинька»; «Болезненный ребенок»; «Ужасный ребенок»; «Золушка». А вот В.Н.Гарбузов выделил ошибки родителей в воспитание детей : неприятие; «сверхсоциализация»; «тревожномнительность».

Несмотря на такое многообразие классификаций стилей воспитания в семьи наиболее изученной до сих пор является классическая – в рамках которой выделяют авторитарный, либеральный, авторитетный и индифферентный стили . При описании данных стилей Крайг говорит о различном соотношении степени контроля и душевной теплоты. Именно изучению этих стилей посвящено множество отечественных и зарубежных исследований. Последние, в частности, позволяют сделать выводы о влиянии стиля родительского воспитания на формирование самооценки дошкольника.

Так, авторитарный стиль воспитания, подразумевающий подчинение поведения как самих родителей, так и детей жестким правилам и нормам, безаппеляционность в суждениях и отсутствие готовности принять (в требованиях и наказании) ребенка, приводит к появлению у ребенка уверенности в том, что его не принимают, не одобряют. А это, в конечном счете, приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности. Для детей авторитарных родителей характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, т.к. они боятся неудач, критики, наказания. Таким детям не достает спонтанности, жизнерадостности, прочной уверенности в себе и эмпатии, их характеризует низкая самооценка.

Другой крайностью в воспитании детей является поведение либеральных родителей, которые не ограничивают и не направляют деятельность ребенка, предоставляя его самому себе. Это может привести к повышенной тревожности, сомнению в собственной ценности, низкому уровню успешности. Кроме того, ребенок может бессознательно искать недостающего ему контроля и, во многом благодаря этому, достаточно легко попадать под влияние сомнительных авторитетов.

Индифферентный стиль родительского поведения характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций и собственно детям. При этом у родителей складывается отвергающая позиция по отношению к ребенку, что, в конечном счете, приводит к формированию низкой самооценки.

Помимо описанных выше, выделяется еще и авторитетный стиль поведения родителей. Он обладает оптимальным сочетанием степеней контроля и душевной теплоты. Дети таких родителей превосходно адаптированы: уверены в себе, обладают развитием самоконтролем и эффективными социальными навыками. Также этих детей отличает высокая самооценка, в свою очередь высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показывать свою ценность.

Итак, можно констатировать, что первые три стиля родительского поведения (авторитарный, либеральный, индифферентный) являются неблагополучным для ребенка сочетанием степени контроля и степени теплоты. В то время как авторитетный стиль поведения родителей соответствует адекватной ситуации воспитания ребенка и способствует формированию у него адаптивного поведения в будущем, основанного на положительной самооценке.

Помимо опосредованного влияния стилей родительского поведения (через создание условий для формирования тех или иных личностных особенностей), существует и более прямое влияние родителей на формирование личности ребенка. Основным механизмом при этом является подражание, которое вытекает из процесса идентификации ребенка с родителями .

Показательным во втором отношении, является развитие ребенка в тревожной семье. Ребенку в такой семье передается чувство страха и неуверенности родителей. Он становится зависимым и несамостоятельным.

Изучению особенностей влияния уверенности родителей на формирование личностных особенностей детей посвящены работы Куперсмита .

Поведение родителей, их установка важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются не только у лиц, в раннем детстве разлученных с матерью или отцом, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.

Сфера общения ребенка с родителями напрямую определяет отношение ребенка к себе. В работе Е.Т. Соколовой указана главная причина формирования низкой самооценки дошкольника – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение личности собственного «Я». Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе можно обнаружить многочисленные доказательства влияния детско-родительских отношений на воспитание ребенка. Однако в этих исследованиях либо не разделяется роль отца и матери, либо выделяется только влияние со стороны матери на развитие ребенка. Такое негармоничное изучение детско-родительских отношений является неудовлетворительным и требует выделения той специфической роли, которую играет в воспитании ребенка отец. Решить данную задачу можно благодаря сравнению роли отца и матери в воспитании ребенка.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение