Гуманистический подход: основные черты. Тенденции и принципы гуманистического воспитания Вопросы для самоконтроля

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчет­ливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Камен­ского, а начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), она приобретает все большее распространение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свобод­ного воспитания французского мыслителя XVIII в. Жан Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направ­ленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния оказывает положительное влияние на становление детей, под­ростков, юношей, на все аспекты их социализации.

В случае последовательной реализации этого принципа:

именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и пове­денческие сценарии;

воспитание получает определенные возможности создать ус­ловия для эффективной реализации себя человеком как субъ­екта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

воспитание может создать такие условия развития человека, ко­торые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере ми­нимизировать степень становления его жертвой социализации;

воспитание имеет возможность в определенной мере не до­пустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т. е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприят­ных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства соб­ственного достоинства, ответственности, терпимости; на формиро­вание личности - носителя демократических и гуманистических от­ношений в обществе.

В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению анта­гонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борь­бе за социальный прогресс.

Вопросы для самоконтроля

2. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

3. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превра­тить человека в жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.

5. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социали­зации?

6. Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскры­вается в этом разделе учебника?

Основополагающими принципами современной гуманистической педагогики провозглашены принципы демократизации и гуманизации , так как основной ценностью в обществе должна быть человеческая индивидуальность и ее максимальная самореализация. Для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу, уметь выразить свои чувства, продемонстрировать свои возможности и способности.

Названные принципы основываются на уважении к личности ученика , что предполагает равенство, равноправие, партнерство педагога и ученика в учебно-воспитательном процессе, несмотря на разницу в положении, уровне образования, возрасте и жизненном опыте. Проявлением уважения к ученику является:

· доверие, когда педагог видит в учениках людей со своими взглядами и интересами и надеется, что они воспринимают его так же, когда учитель уверен в моральных качествах учащихся и показывает, что их моральный уровень воспитанности не вызывает у него сомнения;

· интерес к личности ученика (его способностям, склонностям, желаниям, проявляемым в педагогическом взаимодействии);

· терпимость (естественное восприятие самостоятельности мышления ученика, его взглядов, внешнего вида, привычек поведения);

· соискание интереса учащихся к себе и своей деятельности (вызвать интерес к своей эрудиции, глубине знаний по предмету – значит заинтересовать учащихся своим предметом, способствовать стимулированию учеников к изучению материала);

· недопустимость унижения личного достоинства ученика (недопустимость использования в общении крика, обидной насмешки, оскорбительного тона и т.д., ибо этим учитель не только унижает ученика, но и вызывает его неуважение к себе, пользуясь зависимостью учащихся от него он показывает возможность решения проблем «силовым методом»);

· требовательность к учащимся (в данном случае требовательность выступает как вера в способности и возможности ученика). При этом требования, предъявляемые учителем, должны быть объективно целесообразны, а не служить наказанием, должны быт доброжелательными, понятными и реально выполнимыми;

· оценка труда учащихся (оценивание знаний, умений, способностей и поступков учащихся демонстрирует не только достигнутый ими уровень обученности и воспитанности, но и отношение учителя к своим ученикам – справедливое или предвзятое, стимулирующее к работе над собой или нет).

Важнейшим принципом отношений учителя к учащимся является ориентация педагога на положительные отношения и чувства .

Отношение педагога к учащимся проявляется, прежде всего, в том, в каком соотношении в арсенале его педагогических средств находятся такие методы как поощрение и наказание , ибо разумное их дозирование является одним из наиболее действенных методов воспитания. Тем не менее, значительное число и родителей, и педагогов отдают предпочтение методу наказания, если ребенок что-то сделал не так, мало обращая при этом внимания на достижения, успехи и радости ребенка.


Ориентация педагога на положительные чувства предполагает использование наказания в исключительных случаях, основа же отношений должна строиться на внимании, заботе и любви к каждому ребенку, ибо только добрые чувства, такие, как любовь смогут помочь ученику раскрыться, найти свое место в жизни. В этом отношении следует прислушаться к советам Д. Карнеги:

· прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие;

· не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов человека;

· щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще хвалить его при всех, а критиковать наедине.

Еще одним важным принципом отношений учителя к учащимся является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных (человеческих) отношений в общении педагога и учащегося. По сути, это вопрос дистанции отношений. Следует помнить, что даже при максимальной демократизации отношений дистанция должна сохраняться, так как, во-первых, всегда есть разница в возрасте и, во-вторых, дистанция должна определяться мерой уважения к учителю и его знаниям. В то же время сокращение дистанции, установление доброжелательных доверительных отношений означает «очеловечивание» общения. Это вполне нормальный процесс, который следует использовать в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, только здесь нужно соблюдать меру, чтобы не допустить с учениками панибратства.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые компонента: понимание, признание и принятие. Точно такие же принципы должны быть выделены и в структуре отношений воспитанника с педагогом в процессе коррекционной работы.

Понимание – это проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Чтобы процесс понимания учеников был результативным, педагогу необходимо развивать у себя следующие профессиональные качества:

· наблюдательность и объективная оценка того, что происходит;

· эмпатию (безусловное сопереживание, понимание чувств, переживаемых учеником, адекватное проявление своих чувств;

· умение постоянно осознавать и правильно реагировать на то, как воспитанники воспринимают и оценивают его как педагога;

· знание типичных ошибок, которые чаще всего допускаются педагогами при оценке внешнего облика и внутреннего мира воспитанников;

· умение практически применять оценочные характеристики для сравнения изменений, наступающих в результате воспитательных действий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической коррекционной педагогики. Признание ребенка – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками, позициями. Какими бы они ни были, их уважают, считаются с ними. Можно не принимать то, что для ребенка является значимым, но самого ребенка педагог отвергать не должен. Признание ребенка основывается на вере в его возможности, его самосовершенствование. Только в этом случае воспитанник естественно проходит через все периоды и трудности взросления, у него не остается никаких последствий и комплексов, сформированных неправильным воспитанием.

Третий принцип гуманистической педагогики в коррекционной работе – это принятие ребенка.

Принцип гуманистической педагогики «принимать ребенка таким, каков он есть» впервые был сформулирован лидером западной гуманистической психологии Карлом Роджерсом.

В традиционной педагогике преобладает оценочное восприятие ученика, К. Роджерс же считает оптимальной безоценочную тактику познания. По его мнению, педагог может влиять на воспитанника, если позволяет тому быть самим собой и искренне уважает его личностное своеобразие. В основе такого отношения лежат сопереживание и благожелательность. При этом проступок, случайный или сознательный, не должен быть мерилом личности растущего человека.

Выдающийся психотерапевт и педагог в ходе реализации этого принципа придавал первостепенное значение доверительному общению педагога с учащимися. Среди методов изучения ребенка он выделял эмпатийное слушание , имеющее несколько граней: вхождение в душевный мир другого, постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям, активизацию их конструктивности без оценивания и осуждения. Только принятие воспитанника таким, каков он есть, делает процесс сближения «реального Я» и «идеального Я» безболезненным и результативным, а коррекция «Я-концепции» происходит благодаря включению внутренних личностных механизмов саморегуляции.

Т.П. Гаврилова, обосновывая принцип Роджерса, выделяет полное или частичное принятие воспитанника. Полное принятие означает явную симпатию и дружеское отношение к ребенку. Частичное принятие является противоречивым, потому что какие-либо стороны личности ученика могут вызывать непримиримость. В этом случае взаимопонимание с ребенком затрудняется, так как на неприятие мыслей, чувств и манер поведения ребенка тот, как правило, отвечает агрессивностью.

Трудные, закомплексованные дети – жертвы частичного или полного неприятия их учителями или родителями. Когда учитель принимает ребенка таким, каков он есть, это означает, что он помогает ему стать самим собой. Именно поэтому он фиксирует внимание на его достоинствах, даже едва замеченных, а не на изъянах характера, ошибках или просчетах.

В основе принятия ребенка – любовь, а путь любви к ученику лежит через справедливость. Принятие также основывается на требовательности и принципиальности, но это пойдет на пользу только на фоне положительного отношения к ребенку и желания ему помочь. Состояние полного принятия ученика ослабляет, а затем и полностью снимает детскую тревожность. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.

Педагогическое взаимодействие на основе принципа К.Роджерса обеспечивает понимание и прогнозирование развития личности учащегося, своевременную коррекцию различных поведенческих аномалий ребенка.

Гуманистическая педагогика – направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х гг. XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация гуманистической педагогики близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма». В центре внимания гуманистической педагогики – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Основные положения гуманистической педагогики и психологии: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью, человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек - это активное, интенциональное, творческое существо. Гуманистическая педагогика и психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».

Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.

С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.



В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т.п.

Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов (1) объективности, непредвзятости и научности, (2) саморегуляции и самодетерминации и (3) предлагающего объяснения.

Достижение объективности, непредвзятости и научности – это психологически и практически трудная процедура очищения педагогического процесса от идеологизмов, внушения, вольного или невольного навязывания учащимся определенной системы религиозных, атеистических, нигилистических или иных взглядов, а также политических убеждений, порой столь трудно отделимых от простой трансляции (сообщения) информации. Это очищение не бывает полным, поскольку и педагог никогда не бывает совершенно свободным от пристрастий, и сама атмосфера воспитательного процесса в большей или меньшей степени насыщена идеологизированными подходами и эмоциями.

Минимальным требованием очищения является искренняя и сознательная готовность педагога дистанцироваться от каких-либо политических и религиозных идеологий, соблюдение духа демократического законодательства относительно свободы совести и убеждений. Этически и граждански правильным будет воздержание от оценочных – порицающих или одобряющих – политических или идеологических суждений по поводу изучаемого материала, либо сведение их к минимуму, а все-таки лучше – к нулю. Если же такие оценки невольно даются (тут можно заметить, что полное безучастие сделало бы изложение материала непонятным), то педагог обязан пояснить, что это его личное, не обязательное для всех остальных мнение. Таким же корректным должно быть изучение политико-идеологических или конфессиональных феноменов. Оно должно быть предельно объективным, научным, эмоционально нейтральным и свободным от субъективистских интерпретаций.

Саморегуляция и самодетерминация – перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т.д., т.е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т.е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т.е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики – пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.

Предлагающее объяснение – сложная и ответственная составляющая педагогического процесса. Речь идет о разъяснении учащимся оснований, правомерности, моральной и психологической корректности именно такого метода и процедур обучения, о которых здесь говорится. Вы не можете уклониться от трудного ответа на простой вопрос обучаемого: почему я должен предпочесть, принять, согласиться с предлагаемыми мне (в данном случае гуманистической педагогикой) идеями и технологиями обучения и самообучения? Зачем мне все это нужно?

Все возможные варианты ответа на эти вопросы должны удовлетворять как минимум следующему: они не должны ущемлять свободу человека и оскорблять его убеждений или веры. Здесь действуют общие принципы этики гуманизма. Ответы на всевозможные зачем? должны даваться в духе уважения и доброжелательности, в форме предложения свободно принять, так сказать, попробовать и испытать методы работы с собой.

Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола. Необходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.

Три выделенных здесь аспекта педагогического процесса можно отнести к методологическим и вместе с тем к метамировоззренческим (идущим как бы поверх всякого мировоззрения), поскольку они носят общечеловеческий характер.

Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.

Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.

Гуманистическая педагогика исходит из факта, что знание создается людьми разных убеждений. В связи с этим выдвигается идея, что современное образование – это, прежде всего, плюралистическое открытое образование. Здесь ни одна доктрина не признается главенствующей, ребенку предоставляется возможность обозреть все достижения культуры, его знакомят с миром альтернативных философских, этических и эстетических систем, со множеством социальных теории и исторических картин мира. Их знание необходимо в максимально возможной степени. Но в любом случае образование должно помочь каждому открыть самого себя, свой собственный образ. Оно не должно принуждать к «единственно правильному выбору» даже в том случае, если он, по-видимому, наличествует. Этот выбор должен быть свободно осуществлен самой личностью. Только тогда результаты деятельности могут быть ею самой оценены как действительно верные и нужные. Индивид должен сам выбрать из предлагаемой системы идей ту, которая полнее соответствует его истинным потребностям и наклонностям. Ему нужно лишь напоминать, что жизнь богата возможностями и исполнена значимости.

Следовательно, задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод. «В этом заключается смысл жизни – каждый человек имеет возможности для созидания своего собственного жизненного мира, – пишет П. Куртц. – Лучшее, на что я могу надеяться, заключается в том, что мои дети, как и я, увидят, что жизнь удивительна и прекрасна, полна смысла и вдохновений». Поэтому педагог должен помочь осмыслить те или иные этические принципы, но внедрять их в сознание учащихся принудительным и догматическим образом он не имеет права. Как было сказано, педагоги обязаны демонстрировать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и прочим ценностям. Быть максимально корректным – наиважнейшая задача любого педагога, особенно приверженца гуманистической педагогики, поскольку каждая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равными с другими достоинством и ценностью.

Педагогика, открывающая максимально широкое поле свободы и не закрепощающая процесс воспитания жесткими нормами, недирективна: ее главная задача – оказать личности помощь в приобщении к подлинным человеческим ценностям, помочь прояснить ее высшие потребности. Она учит человека свободе, творчеству, самостоятельности и ответственности. Она не ограничивает сферу свободного выбора учащегося и отказывается его вести к какой-то конкретной цели, идее, образу мыслей или идеалу, поскольку уважает свободу его самоопределения, мышления и совести. Это способствует созданию нужного – раскованного, свободного, творческого и ответственного – эмоционально-интеллектуального климата для успешного воспитания.

Гуманистическая педагогика предполагает, что в процессе воспитания гуманистические ценности и нормы поведения подвергаются интернализации, глубокому внутреннему усвоению.

Своей важной задачей гуманистическая педагогика считает преодоление псевдопроблем и концентрацию внимания личности на действительно серьезных экзистенциальных проблемах. Псевдопроблемы, возникающие в результате дефицита смысла или смыслоутраты, могут быть сняты образованием, ориентированным не только на передачу знания, но и на «тренировку» совести, чуткости к «требованиям момента», т.е. нравственному смыслу каждой конкретной ситуации и содержащемуся в ней императиву.

Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие и инфантилизм. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы. Она берет на себя задачу помочь человеку преодолеть страх и вместе с тем выработать мужество и резистентность (стойкость и сопротивляемость) по отношению к возможности того, что смысл и ценность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: государства, партий, корпораций, идеологий, церкви и т.д. По отношению к самой гуманистической педагогике эти опасения, надо полагать, излишни, так как гуманистическая педагогика ориентирована на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и идеологически нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого учащегося.

Что дает такой подход к образованию? Он учит не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется фундаментальное право личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, не препятствуя другим в реализации такой же возможности. Будучи во многом синонимичным идеям равенства и свободы, принцип самоопределения личности выглядит более конкретным и жизненным. Он помогает каждому занять свое уникальное место в жизни, снять напряженность в отношениях между столь несхожими друг с другом людьми.

Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться свободными и ответственными в своем личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.

Гуманистическая педагогика – это педагогика постпросветительская, сформировавшаяся с учетом исторического опыта XIX и XX веков, когда выявилась ограниченность абстрактного рационализма и неполноценность авторитарного похода к процессу воспитания. Как справедливо замечает Пол Куртц, авторитарная модель едва ли дотягивает до зрелого уровня морального педагога и ученика, так как бездумное и догматическое следование внушенному этическому кодексу не обеспечивает адекватного морального поведения в конкретных ситуациях. Соблюдаемые под страхом наказания или в результате внушения моральные правила отнюдь не гарантируют, что подлинные цели поступков будут действительно нравственны. Вряд ли возможен настоящий моральный рост личности, пока она находится в плену навязанных, но не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, именно воспитанный в жесткой, авторитарной атмосфере человек, как показали исследования Э. Фромма, в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления.

Гуманистическая педагогика – это свободная и ответственная педагогика неопросвещения. Она опирается на практические идеи гуманистической психологии и видит свое призвание в оказании помощи молодежи в процессе самоопределения и развития уважения к своим и чужим правам. «Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности, – пишет В. Франкл. – Обучение противостоит манипулированию, основанному на отсутствии веры в то, что задатки ребенка развиваются, и на убеждении, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное и подавят все, что кажется им нежелательным».

Гуманистическое обучение и воспитание учит ребенка сознавать и ценить фундаментальные моральные добродетели. Это в свою очередь способствует интернализации справедливых социальных норм (превращению поведенческой привычки в черту характера), развитию нравственного чутья (для гуманизма это в первую очередь эмпатия) и пониманию необходимости владеть своими страстями, «мирно справляться» с самим собой, со своими прихотями ради общих соображений или долговременных планов. Здоровое отношение к жизни не может быть достигнуто унизительными чувствами страха и повиновения. Если мы желаем раскрытия своих способностей и талантов, нужно избегать недоверия к себе, подозрительности или недоброжелательства к миру.

Идеал гуманистической педагогики не объективируется, не задается каким-то конкретным и стационарным образом, он – свободная, физически, психически, нравственно и интеллектуально здоровая личность. Эта педагогика предлагает развивать в молодежи, прежде всего, такие качества, которые помогут ей ориентироваться в насущных задачах, осознать и занять свое место в современном мире, прожить яркую, радостную и полноценную жизнь.

Трудно дать полный список этих качеств, но несомненно, что к ним относятся: жизнелюбие и жизнерадостность (жизнеутверждающая установка), самоуважение, самодисциплина, сознательность, независимость, благоразумие и забота о здоровье, креативность, эстетический вкус…

Все эти добродетели общепризнаны. Они касаются как отношений с другими людьми, так и к самому себе. Они характеризуют человека, способного нести ответственность за последствия своего выбора.

Гуманистическая педагогика – это педагогика высокого самосознания. Она призвана обучать искусству мышления и прививать уважение к разуму; она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей – мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; она берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, т.е. научно ориентированного, философского и нравственного взгляда на мир.


Раздел 2. Дидактика

  • PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  • Правила оказания услуг общественного питания": понятия, инф-я об услугах, порядок оказания услуг, ответс-ть исполнителя и потребителя за предоставление услуг.
  • Слово «принцип» происходит от латинского слова, которое означает «основа», «начало».

    Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами - основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

    Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. «человечный». Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

    Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

    Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

    Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще антич философов (Сократа, Платона, Аристотеля,др)

    Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание.

    Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.



    Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях.

    Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям. Приведем лишь несколько примеров. Уже упоминавшийся И. Г. Песталоцци, создавший приют для беспризорных и стремившийся сделать его большой семьей, в письме одному из своих друзей писал: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они».

    Януш Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто во время второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Тремблинки. Когда Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Когда ему гестаповец сказал, что они знают его как хорошего врача и ему не обязательно идти в Тремблинку, Я. Корчак ответил: «Я не торгую совестью». Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям - изумительной нравственной силы подвиг, совершенный Я. Корчаком.



    Любовь к детям - основной смысл жизни такого выдающегося педагога, как В. А. Сухомлинский, не случайно его славный труд жизни называется «Сердце отдаю детям»; вниманием, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амонашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфония». Можно продолжить этот список людей, бескорыстно преданных и любящих детей.

    Задача социального педагога вместе с другими специалистами (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей: своих мать и отца, братьев и сестер друзей и всех тех, кто живет с ними. Любить, чтобы понимать и быть понятыми, любить, чтобы сотрудничать, любить, чтобы творить добро.

    Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии.

    Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

    Достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

    Признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

    Помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

    Понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;

    Стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослы ми и детьми.

    Гуманистическая психология занимается проблематикой любви, внимания к различным состояниям человека. Центральное место здесь занимает индивидуум и его стремление к самосовершенствованию, высшим духовным ценностям, самореализации и творчеству, ответственности, любви, свободе, независимости, душевному здоровью и отношению между людьми.

    Согласно гуманистической психологии, человек должен быть освобожден от невротического контроля, появившегося в результате того, что личность отошла от общепризнанных социальных норм поведения или собственных психологических условий. Главным становится самоактуализация личности — умение понять себя.

    Гуманистическая психология появилась в 1960-х годах XX в. в США. Основные положения указанного подхода были сформулированы президентом Ассоциации гуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:

    1. Личность всегда превосходит собственные функции и свойства, которыми владеет, и не может быть сведена к их совокупности или объяснена только через изучение природных свойств.
    2. Человеческое бытие являет себя в межличностном общении, которое не должно игнорироваться при объяснении и изучении индивидуума.
    3. Поскольку человек есть существо, обладающее самосознанием, психология обязана учитывать многоуровневость и непрерывность человеческого самосознания при понимании человека.
    4. Человек обладает выбором и свободно творит собственную жизнь, не являясь только лишь пассивным наблюдателем.
    5. В жизни каждого из нас присутствует цель, смысл и ценность.

    На формирование гуманистической психологии оказали влияние такие направления, как:


    Гуманистическая психология – это набор различных концепций, показывающих возможности раскрытия личностных проблем при помощи внутреннего опыта, в котором:

    • исследования заканчиваются реалистичным восприятием себя и окружающих;
    • в ходе экстатического эксперимента постигается смысл единства и различия человека и природы;
    • именно сам индивидуум внутренне берет на себя полноту ответственности за те или иные мысли и действия.

    Такой подход направлен на практическую реализацию, связанную с личностным ростом. Гуманистическая психология утверждает, что все люди могут меняться, если будут работать над собой.

    На данной основе появилось множество различных методик «само-проникновения», которые систематически можно представить таким образом:

    1. Ментальные состоят из трансакционного анализа; создания персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли); семейной терапии и НЛП.
    2. Физические включают: терапию Райха, нацеленная на биоэнергетику и телесное возрождение; техники Александера; методы Rolfing’s, Feldenkreis’s; концепции целостного здоровья и чувственного сознания.
    3. Чувственные включают: психодрамы; первоначальную интеграцию; осознание целостности; эмпатическое взаимодействие Роджерса.
    4. Духовные основаны на: психоанализе; трансперсональном консультировании; семинарах по просвещению; игр с песком (send play); динамической медитации и толковании сновидений (dream work).

    Данные методы можно использовать в самых различных отраслях. Практики гуманистической психологии занимаются личностным ростом с помощью психотерапии, целостного здоровья, образования, общественной работы, организационной теории и консультирования, различных бизнес-тренингов и тренингов общего развития, самопомощи в группах (self-help groups), креативного тренинга и общественного исследования.

    Гуманистическая психология рассматривает человеческое бытие, как со-исследовательское, когда не только психолог, но и сам испытуемый планирует и исполняет собственное познание, осмысливает и исполняет результаты исследования. Преимуществом является то, что знание подобного рода может быть использовано сразу, а представленные методы дают больше различного рода знаний о человеке, чем классическая исследовательская парадигма.

    Гуманистическая психология занимает большое место в исследованиях современных ученых. В своих работах эксперты утверждают, что общее здоровье человека тесно связано с психическим состоянием.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок