Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Что будет интересовать ребенка после двух лет и как он будет дальше развиваться? Период с 2 до 3 лет для ребенка является переходным. За этот год малыш научится активно использовать накопленный словарный запас, усовершенствует уже имеющиеся у него навыки, научится использовать предметы не по прямому их назначению, к 3 годам адаптируется к игре со сверстниками при взаимодействии с ними, а не просто рядом… и еще многое, многое другое. Итак, все по порядку.
- Любит ходить, ускоряясь и замедляясь, использует ходьбу задом наперед.
- Ходит по узкой дорожке (доска 15-20 см шириной), приподнятой над землей на 15 см.
- Свободно переступает через предметы – поднимает ногу и переносит ее приставным шагом.
- Умеет переступать через натянутую на высоте 10-20 см от пола веревку без поддержки.
- Прыгает на месте, отрывая от пола обе ноги, вокруг обруча, как зайка. Впрыгивает внутрь обруча.
- Перепрыгивает с поддержкой по островкам (пенечкам, колесам, через ручеек).
- Учится вертеться на одной ноге.
- Бегает как в одном направлении, так и в разных (до 30 сек.). Любит останавливаться по сигналу СТОП. Имитирует бег лошадки, мышонка.
- Поднимается и спускается по ступеням, иногда придерживаясь за поручень.
- Взбирается на гимнастическую стенку и слезает с нее, держась руками.
- Свободно открывает двери, как толкая вперед, так и потянув ручку на себя.
- Учится держать равновесие, стоя на одной ноге.
- Подлезает под кровать или натянутую веревку, высотой 30-40 см от пола.
- Перелезает через препятствия.
- Мяч – гоняет ногами.
- Катает и ловит катящийся мячик, сидя на полу. При этом отталкивает его как двумя, так и одной рукой.
- Закатывает мяч на расстоянии 1,5-2 м в ворота, шириной от 50 см.
- Учится стоя ловить мячик руками. Подбрасывает его вверх, но поймать - еще не удается.
- Перебрасывает мячик через натянутую веревку на высоте вытянутой вверх руки малыша.
- Бьет об пол мяч и пытается его поймать.
Развитие речи, связь и общение.
- Продолжает комментировать все, что видит. Речь еще не четкая, но понятная.
- Построение предложений из 3 и более слов.
- Использует прилагательные.
- Применяет вежливые слова – спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
- Задает вопросы:
к 2 годам и 6 месяцев: Где? Куда? (Где собака? Куда убежала собачка?)
к3 годам: Почему? Когда? (Когда придет мама?) .
- Понимает и вспоминает поступки из недавнего опыта своей жизни.
Например, мама сегодня говорит: «Пойдем на те качели, на которых катались вчера? Там рядом есть каруселька. Покатаемся». Для ребенка ситуация воспринимается как новая, но со знакомыми действиями, которые уже совершались.
- Рассказывает стихи с мамой, вначале дополняя последнюю фразу, а к трем годам может рассказывать короткие четверостишья наизусть:
Муха, муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
У меня зазвонил телефон .
Кто говорит? Слон!
Откуда? От верблюда
Что вам надо? Шоколада.
Для кого? Для сына моего.
- Из сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» по картинкам:
к 2г 6мес - понимает сюжеты и учится пересказывать;
к 3г – пересказывает знакомые сказки.
- Продолжает пополнять свой словарный запас, с замиранием слушает, как звучат сложные слова.
- Повышается интерес к играм своих сверстников. Наблюдает и повторяет их движения, используя речь.
- Малыши в этом возрасте могут улыбаться друг другу и тут же толкаться и отбирать понравившуюся игрушку.
- Для ребенка по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями, близкими. Малыш ждет одобрения своих действий со стороны родителя:
Какой Ваня молодец! Как красиво построил башню! Умничка Ваня!
- К 3 годам все чаще проявляет свою самостоятельность. Пытается демонстрировать свою независимость. Приближается к .
Моторика.
Навыки:
- Самостоятельно раздевается и одевается (рубашка, колготки, штанишки, шапка).
- Свободно манипулирует в одежде кнопками.
- Учится застегивать пуговицы. Крупные пуговки даются легко, мелкие – сложно.
- Завязывать шнурки еще не умеет.
- Приносит тарелку и ложку для еды.
- Может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу. При этом ложку держит в правой руке, опуская ее в тарелку, слегка наклоняясь над столом.
- Пьет из чашки, не проливая содержимое. Старается не пачкать одежду и стол.
- Удерживает хлеб левой рукой, умеет откусывать небольшие кусочки.
- Обращает внимание на испачканные руки, лицо, показывает взрослому, что испачкался, пытается вытереться самостоятельно салфеткой.
- Улавливает непорядок за столом (отсутствие салфетки, наличие крошек) и демонстрирует свои замечания.
- Гигиена – намыливает руки мылом, моет их круговыми движениями, подставляет ладошки под струю воды, стряхивает капельки с рук, вытирает их полотенцем. Уверенно водит зубной щеткой по зубам, расческой по волосам.
- Продолжает играть в песочнице и делать куличики разных форм.
Лепка
- От мягкого пластилина или теста отщипывает кусочки, крошит его.
- Умеет катать колбаски, шарик, любит сдавливать шарик в лепешку в виде блюдечка. На лепешках пластилина выдавливает печати в виде рисунка.
- При помощи стеки (пластмассового ножичка в наборе с пластилином) учится разрезать колбаски на маленькие кусочки.
Изобразительная деятельность
- Продолжает любить рисовать красками, фломастерами.
- Рисовать карандашами не очень любит, так как их приходится надавливать. (Для правильного захвата лучше использовать трехгранный карандаш).
- Умеет не просто рисовать линии – вертикальные, горизонтальные, пересекающиеся, а связывает их уже с конкретными образами (Дождь капает, травка растет).
- Рисует округлости (круги) наподобие мяча, солнце.
Конструирование и игры с предметами:
- Активно использует предметы заместители:
«Мама, на кашу!» - протягивает ребенок пластиковую кастрюльку, полную песка.
«Это лошадка!» говорит мальчик, оседлав палку и прыгая по комнате.
- Быстро складывает пирамидку из 6 колец.
- Строит из кубиков различные постройки, которые участвуют уже в сюжете. (Дом с трубой для куколки из цилиндров, кирпичиков и призмы, машина из кубиков, гараж из кирпичиков).
- По-прежнему привлекают шершавые кубики, которые между собой могут сцепляться. Активно проявляет интерес к конструированию из Lego.
- Складывает крупную мозаику. Формирует из нее цветочки – серединка белая, лепестки красные и т.д.
- Учится играть в лото-животные. Находит одинаковые картинки, кладет их рядом.
- Формирование навыков работы с бумагой – отрывать, сминать ее в комочки.
- Использует инструменты для сюжетных игр. Если нужно починить стол или отремонтировать машинку – находит пилу, отвертку, плоскогубцы и применяет по назначению.
- Овладевает навыками создания общего рисунка из 2 разрезных картинок.
- Добавляет к играм шнуровку с большими дырками. (Дерево с фруктами).
- Играет вместе со взрослым в пальчиковый кукольный театр.
Интеллектуальное развитие.
- Во время игры обдумывает и планирует свои действия.
- Отчетливо понимает свое имя и фамилию и отзывается на них.
- Делает выбор исходя из своих предпочтений.
- Наблюдает за действиями взрослого и подражает ему.
- Продолжает играть с различными геометрическими формами. Различает на слух фигуры по форме и цвету: кирпичик, кубик, призма, шар. Если мама просит «Дай мне синий кубик» или «Дай мне красный кирпичик», ребенок может их находить и показывать.
- Знает, называет и находит все основные цвета. Как научить ребенка различать цвета читайте .
- Различает количество предметов - где одна игрушка, а где много.
- Отчетливо различает большой – маленький. На просьбу: «Покажи, где большая матрешка? А где маленькая?» показывает пальчиком.
- Учится выстраивать кубики, матрешек с разницей в 3 см в размерах по росту – от большого к маленькому и наоборот.
- Подбирает и группирует предметы, с которыми знаком в быту по общему признаку (посуда, одежда, обувь, транспорт, мебель).
- Умеет листать страницы книг, указывает пальчиком на рисунки и описывает (пересказывает) знакомый сюжет сказок.
- Продолжает рисовать на бумаге в ее пределах. Видит четкие границы.
- В танце - приседает, пружинит, крутит туловищем, хлопает в ладоши, замирает в какой-нибудь позе, по сигналу изображает действия животного.
- Продолжает выполнять просьбы взрослого.
- По надобности регулярно просится на горшок. Как приучать к горшку , смотрите .
- Применяет безобидные хитрые уловки.
Выражение чувств и эмоций.
- Продолжает получать удовольствие от возможностей своего тела – ходить вперед-назад, бегать, прыгать, переступать через предметы.
- Пересказывая сюжет сказок, сопереживает главным героям, сопровождая свои чувства жестами и мимикой. Использует цитаты из сказок: "Беда, беда, бегите скорее сюда!"
- Активно выражает недовольство. Может сердиться, возмущаться, жаловаться, бормоча и жестикулируя.
- Выражает свою любовь через объятия и поцелуи.
- По-прежнему ожидает от родителей проявления их любви и внимания.
- Расплывается в улыбке, когда получает одобрение и похвалу за свои достижения. Ждет словесного поощрения своих успехов.
Что любит и хочет.
- Все подвижные игры (прятки, догонялки, лазалки).
- Упражнения в равновесии, бег, ползание, прыжки: «Давай будем ползать, как змея, или прыгать как зайчик?!»
- Физкультурные минутки со стихами, хороводы.
- Игры в мяч: бить по нему ногой и бежать за ним вдогонку.
- . Слушать, повторять слова, двигаться в такт.
- Танцевать под веселые песни.
- Любые игры на музыкальных инструментах с элементами угадывания: «Что звучит?»
- Кататься на качелях, каруселях.
- Всевозможные игры с песком, крупой, водой.
- Игры на исследование и наблюдение (бросать камень в лужу и следить за брызгами, ловить игрушечных рыбок на магнитную удочку, наблюдать, как ползет жук по дорожке и т.д.).
- Играть со взрослым в пальчиковые игры, дыхательные упражнения.
- Слушать, когда читают стихи о животных, потешки.
- Листать любимые сказки, пересказывать сюжет по картинке.
- Книжки с иллюстрациями зверей, животных, птиц.
- Конструировать постройки уже в сюжетной игре (дом для куклы, гараж для машинки).
- Складывать сортер.
- Пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаика, лото-животные, шнуровка.
- Цеплять и снимать прищепки, вешать магниты.
- Использовать строительные инструменты в сюжете (бить молоточком по гвоздику, ремонтировать машину отверткой)
- Ролевые игры (покормить куклу, разговаривать по телефону и т.д.).
- Смотреть кукольный театр.
- Лепить из теста, пластилина (катать, плющить, соединять, разрезать).
- Рисовать красками, фломастерами, цветными ручками.
- Помогать маме в быту (подмести и помыть пол, принести ложки, поставить чашки).
Помните, что ребенок 2-3 лет еще очень быстро утомляется и имеет непоследовательное поведение. Поэтому, подбирая развивающие игры для малыша, чередуйте смену его игровой деятельности каждые 2-3 мин. Ведь 5 минут одного и того же дела – это очень много для него. Более длительное время кроха может проводить за занятием с водой, песком или творчеством (рисованием красками, лепкой).
У вас появились дополнительные вопросы? Задавайте их напрямую в Чате и делитесь своим опытом в комментариях.
Развитие ребенка 2-3 лет - очень важный этап, поэтому выбирать занятия и игры нужно очень тщательно. Разумеется, нет единого плана обучения малышей, это зависит от темперамента, характера, возможностей индивидуального ребенка.
Первые уроки математики
В возрасте 2-3 года с ребенком изучают первые понятия величины, формы, размеров, количества. Объясните малышу, что такое большой и маленький, много и мало, направо и налево, выше и ниже.
В этом возрасте можно учиться сортировать предметы: к примеру, рассыпьте перед ребенком различные пуговицы и попросите выбрать только красные или только квадратные. При помощи счетов или пирамидок можно учиться считать.
Выходите на прогулку? - прекрасно. Учите правила дорожного движения, ориентируйтесь в пространстве, изучайте понятия «далеко», «близко». В 2-3 года малышей можно знакомить с первыми паззлами, пирамидками, кубиками, загадывать первые загадки. Например, кто говорит «мяу» и очень любит сметану? Можно описывать животное и попросить ребенка его угадать: рыжая, с пушистым хвостом, очень хитрая (лиса). Вместе стройте пирамидки, играйте с матрешками, кубиками. Купите игрушки в виде кубов с прорезями, в которые нужно вставлять подходящие по форме элементы. С 2,5 лет можно показать ребенку конструктор, более сложные паззлы.
Свойства предметов
В возрасте 2,5 лет можно учить ребенка классифицировать предметы: съедобное или несъедобное, игрушки, животные, еда, растения.
Можно использовать подходящие карточки: попросить малыша найти изображения животных или ягоды. Постепенно изучаем форму предметов: дайте ребенку задание показать все круглые предметы в комнате. Можно играть с палочками Кюизенера, находить ошибки на картинках, изучать такие понятия как легкий и тяжелый, шершавый и гладкий, холодный и теплый, мягкий и твердый.
Одновременно можно развивать и внимательность, для этого вам пригодятся методические пособия: карточки, кубики, книги. Попросите малыша найти тот или иной предмет: найди красную машинку или покажи, где спит кошечка. Постепенно можно показывать чаду карточки и просить найти две одинаковых - эта несложная игра развивает умение концентрироваться. С 3 лет можно строить домик или башню по чертежу, выкладывать узор из палочек.
Память тоже нужно развивать с раннего возраста. Разложите перед ребенком 3-4 картинки и попросите малыша запомнить их. Потом уберите одну и попросите узнать, что пропало. По тому же принципу можно добавлять картинки и просить чадо показать, какую из них мама добавила? Или покажите ему картинку и попросите запомнить и описать, что на ней нарисовано.
Вспомните вместе, чем вы вчера занимались, где гуляли, какие игрушки есть у друзей ребенка и так далее. Можно поиграть с малышом в «стаканчики», спрятать под один из них мелкий предмет и попросить последить за движением, а потом показать, где он находится.
Физическое развитие
В 2-3 года учимся бегать и прыгать, ловить и бросать мяч, играть с воздушным шариком. Очень полезны игры, в которых нужно держать равновесие: предложите ребенку пройти по бордюру, брусу, попрыгать в классики, изобразить какое-либо животное.
Если есть возможность, стоит записаться в детский бассейн - плаванье благотворно влияет на детский организм. Всевозможные перекаты, кувырки, танцы также очень полезны. Можно рассыпать по полу игрушки и попросить малыша пройти между ними, не задев ни одной. Учите его переносить крупные, но легкие предметы - коробки, мячики, тянуться и доставать их с высоты, приседать, нагибаться. Ближе к трем годам ходим на носочках и пяточках, танцуем, ходим по извилистым линиям, лазим через тоннели, ходим на четвереньках или руках (мама поддерживает ноги).
Музыкальное развитие тоже немаловажно: включайте ребенку больше детских песенок, учитесь различать быструю и медленную музыку, веселую и грустную. Полезны и так называемые «звуки природы», детские музыкальные инструменты.
С ребенком постарше можно будет сыграть в «Угадай мелодию», петь вместе песенки, танцевать с погремушками или бубном, отбивая ритм.
Творческие навыки
В 2-3 года дети уже начинают создавать первые шедевры, их желанию препятствовать не надо. В этом возрасте малыши начинают рисовать простые геометрические композиции, окружающую природу, раскрашивают картинки. Самое время учить с малышом цвета, рисовать манкой и пальчиковыми красками, экспериментировать с трафаретами или губкой.
Очень полезна лепка - она активно развивает мелкую моторику: научите ребенка раскатывать пластилин, лепить комочки, колбаски, размазывать его по бумаге. Можно продолжить эксперименты с соленым тестом. Если вы делаете печенье или торт - маленький помощник будет рядом с вами: выделите ему кусочек теста и научите вырезать фигурки формочками или пластмассовым ножичком.
В этом возрасте можно делать и первые аппликации: помогите чаду вырезать домик, солнышко, тучку и приклеить их. Можно использовать вату, нитки, обрезки бумаги и прочие подручные материалы. Конструкторы и паззлы тоже придутся кстати: стройте домики, машинки, гараж, заборчик - все предметы должны быть хорошо знакомы ребенку.
Изучение окружающего мира
2-3 года - это возраст, когда ребенок продолжает познавать окружающий мир, поэтому книжки, карточки и энциклопедии помогут вам с обучением чада. Изучайте домашних и диких животных, чем они питаются, почему они живут отдельно, учите основные части их тела: копыта, рога, хвост и так далее. Гуляя на улице, изучайте птиц: расскажите крохе, где они живут, чем питаются, где высиживают птенцов.
Можно рассказать ребенку об основных насекомых: мухе, муравье, бабочке, пчеле, научите узнавать их. Дождь, солнце, радуга, утро, вечер - ребенку можно рассказать и об этих явлениях. Вместе пробуйте фрукты и овощи - ребенок должен иметь представление об их вкусе. Расскажите, что есть съедобные и несъедобные продукты, читайте ему сказки. Можно рассказать о профессиях, транспорте, семье, путешествиях. Если скоро малышу предстоит отправиться в детский сад, заранее расскажите ему об этом: нужно соблюдать режим, не обижать других деток, уважать воспитателей.
Развиваем речь и артикуляцию
В 2-3 года нужно активно развивать речь ребенка, научить его отвечать на вопросы, больше общаться.
Вместе читайте книги, учите легкие стихи, пойте песенки. Можно попробовать играть по ролям: ребенок может выполнять различные действия, постепенно изучать прилагательные, предлоги, наречия. Разделите лексику на темы: если вы учите все о доме, расскажите ему, из каких частей он состоит - окна, стены, крыша и так далее. Тема должна быть проста и понятна, не стоит запутывать ребенка или сразу требовать выговаривать сложные слова.
Артикуляция тоже важна: пусть малыш учится задувать свечки, дуть на мыльные пузыри, строить рожицы возле зеркала, произносить разные звуки и слова.
Ближе к 3 годам нужно учить ребенка определять предметы на ощупь, находить пару для элементов с разной фактурой, цветом, размером и так далее, знакомьтесь с новыми запахами и вкусами.
Совместные игры и помощь по дому
Малыши пока не умеют дружить, но это вовсе не значит, что ребенок должен расти одиночкой. Обращайте внимание чада на других детей, научите его знакомиться с ними, играть, строить куличики - помогайте им во всем. Это очень важно, ведь в будущем ребенок пойдет в детский сад, а совместные игры - первый шаг к социализации. Учите уважать собственность детей, если не хочет делиться игрушкой - не надо. Прививайте малышу чувство сопереживания: если друг упал, его нужно пожалеть.
В этом возрасте нужно приучать ребенка к самостоятельности: в первое время с помощью мамы, а потом и сам малыш будет умываться, мыть и вытирать руки, включать воду. Попросите его помочь вам убрать со стола, самостоятельно снять одежду (вы помогаете ему с крючками или молниями). Можно поручить чаду поливать цветы под вашим присмотром, помочь вам сложить одежду, убрать игрушки.
Если вы возитесь с овощами или крупами - дайте поиграть с ними, заинтересуйте малыша, расскажите, что из этих продуктов получится вкусная каша. Хвалите чадо за успехи, не ругайте за неудачи - ребенок индивидуален, одним требуется больше времени для усвоения навыков, чем другим.
Найдите занятие, которое будет интересно ребенку, поощряйте его развитие и не требуйте сразу слишком многого. Малыш должен чувствовать себя важным и нужным, даже если у него что-то не выходит, поддержите его и скажите, что все обязательно получится!
Изменения, которые вы наблюдаете во внешности и характере малыша на протяжении первых двух лет, просто невероятны. Последующий рост ребенка также будет иметь большие обороты, но ни в коем случае не сравнится с первыми двумя годами жизни.
Общая информация
В течение этого времени ваше чадо окончательно и бесповоротно научится контролировать свои нужды . Процесс приучения к горшку очень индивидуален, и поэтому существуют очень широкие рамки в том, что касается нормой по данному параметру – от 18 до 36 месяцев. Помните, что дети разные, и каждый по-своему будет указывать на свою готовность, а иногда будет нужна ваша помощь, для того чтобы завершить задание.
Личность и индивидуальность крепыша активно развивается на этой стадии и поэтому результаты вашего воспитания лягут в основу характера ребенка. Вы можете помочь ему идти легко по жизни и привить уже в раннем возрасте уверенность в себе и оптимистичный взгляд на окружающий мир.
важно В этом возрасте малыш много фантазирует, поэтому у вас может возникнуть новая проблема – ложь. Важно объяснить ребенку разницу между воображением и ложью, и то, насколько важно говорить правду, особенно родителям и близким.
Также ребенок в этом возрасте умеет:
- называть свое имя, когда его спрашивают;
- придумывать истории, которые больше относятся к фантастике, чем к реальности;
- одевать носочки и штанишки;
- задавать много вопросов;
- может интересоваться, откуда берутся детки, особенно если в вашей семье случилось пополнение.
32 месяца
Воображение ребенка набирает обороты, так как он узнает все больше об окружающем его мире, и теперь у него достаточно объемный словарный запас.
Малыш начинает чувствовать самостоятельно границы дозволенного, и вполне может ожидать ответ (отрицательный или положительный) на свою просьбу.
Развитие ребенка в этом возрасте предусматривает обязательное наличие режима, чтобы он чувствовал себя комфортнее, так как внезапные изменения провоцируют неприятные состояния. Большинство малышей в этом возрасте начинают наслаждаться пением. К тому же, песни – довольно простой и действенный способ для того чтобы обучить малыша алфавиту, счету и другим интересным вещам.
В этом возрасте, как правило:
- ребенок умеет составлять предложения из 4 или больше слов;
- в словарный запас малыша входят и имена прилагательные, которые он использует в разговоре;
- ребенок умеет рисовать не только линию, но и крестик (это значит, что он теперь готов к письму).
33 месяца
Понемногу малыш начинает понимать эмоции и реакции окружающих его людей. Смена настроения и поведения становится очевидной для малыша, и он обязательно спросит вас о причинах происходящего. Также он учится контролировать и собственные эмоции, основываясь на вашем примере.
Возможно, у вашего ребенка появится воображаемый друг. Это является нормальным явлением, а не галлюцинацией или другим видом ментального расстройства. Креативность и потребность в соратнике для игр становятся причиной таких фантазий. Этот воображаемый друг может быть частью жизни вашего ребенка вплоть до возраста 6 лет.
В этот период ребенок учится:
- вести простые диалоги с чужими людьми;
- рисовать человечка;
- пониманию, что делиться игрушками – это часть дружбы;
- старается починить свои игрушки.
34 месяца
Ваше чадо становится все более самостоятельным. Теперь малыш может проводить несколько часов за просмотром мультиков или играми.
Его нарастающая любознательность ведет к познанию своих анатомических особенностей. Это является одной из особенностей развития ребенка старше 2 лет. Он начинает понимать, чем отличается девочка от мальчика, может трогать свои собственные половые органы.
В физическом плане ребенок быстро прогрессирует, и, перебирая детские вещички, вам довольно сложно представить себе, что когда-то ваш ребенок влезал в эти крохотные детали гардероба.
К этому месяцу дети умеют:
- четко разговаривать;
- сохранять в сухости свои штанишки в течение дня и ночи;
- показывать огромную гамму эмоций;
- рисовать свой «автопортрет».
35 месяцев
информация Теперь ваш малыш использует длинные предложения, разговаривает четко, и его поведение становится все более близким к взрослому. Ребенок наслаждается подвижными играми.
Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Конечно же, эти умения приходят к малышу не сразу. В каждом периоде своего развития ребенок эти новые высоты осваивает постепенно, шаг за шагом. Но именно этот возраст – с 2 до 3 лет – по праву считается психологами переходным . Потому что, в детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).
Поэтому, наравне с вышеперечисленными положительными качествами Вашего крохи, Вы столкнетесь с его непослушанием, упрямством, строптивостью. Он хочет быть равным Вам, на практике быть самостоятельным, хочет иметь свой выбор.
Малыш все чаще испытывает чувство радости и гордости за удачно выполненное задание, ему необходимо чувствовать себя достойным и умелым в Ваших глазах. Реализуя эти потребности своего ребенка – Вы получите широкие возможности для развития его способностей, воспитания его личности.
Некоторые родители относятся к этому спустя рукава, они по привычке говорят ребенку «Ты еще маленький, у тебя не получится» , и делают все за него, даже то, что он уже мог бы сделать сам. Что они получают? Несамостоятельного и беспомощного, капризного и безвольного трех- четырехлетнего «младенца».
Чтобы избежать этого, примите, пожалуйста, следующие советы:
- разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания , закрепить новые навыки;
- обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками , и постепенно расширяйте этот круг. Например, можно посещать центр развития детей, гулять не только на своей площадке, чтобы знакомиться с новыми людьми, делать вылазки в парки-зоопарки, да и вообще - здороваться с соседями и знакомыми, позволять ребенку покупать в магазине что-то самому, получать самостоятельно билет у билетерши и т.д.
Относитесь с вниманием к его познавательным интересам и объясняйте все, что разворачивается перед его глазами в окружающей среде. Так Вы формируете его эмоции, переводите этот опыт в речь.
Психическое и социальное развитие ребенка 2-3 лет
Ребенок, как и прежде, очень эмоционален - он, как оголенный провод, очень чувствителен к Вашей похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к Вам, тем не менее, он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны.
Разногласия во мнениях
Итак, в процессе активной деятельности, Ваш малыш осознает и начинает отстаивать собственные желания и намерения . Которые не всегда совпадают с Вашими - возникают разногласия. При всем при этом, Вы для него - образец поведения и отношения к окружающему, кроха, как и прежде, сильно привязан к Вам. Что там говорить, даже собственные открытия и достижения – для него ничто, если Вы не обратили на них внимания.
Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень - Вам необходимо:
- оставаться достойным примером для подражания ;
Деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша ;
Предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, "свободы действий" . Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло;
- давать ему право выбора , даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»;
- проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи .
Так вам удастся значительно смягчить кризис общения с ребенком, возникающий на рубеже трех лет.
«Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе» Джералдин Чейпи.
Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».
Развитие ребенка в игре, предметной деятельности продуктивной деятельности
В период от 2-ух, а особенно от 2,5 до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение. Теперь малыш активно может действовать в воображаемой ситуации. Попросите его показать, как киска тихо-тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет и шипит змея – войти в роль у крохи получится просто замечательно.
С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности:
- лепка из пластилина (продукт - скульптурка), создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных ; Обратите внимание на наш каталог поделок для детей – возможно, там Вы найдете для себя идею, чем заняться с малышом уже сегодня вечером;
- рисование (продукт - рисунок) – по этому пункту ищите вдохновение в нашем бесплатном авторском курсе «Уроки рисования для детей »;
И, конечно же - игра (ролевое поведение) и др.
На последнем пункте хотелось бы немного остановиться…
Игра в жизни ребенка 2-3 лет
Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:
Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.
У малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.
- от 2,5 до 3 лет - кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. - условно выполняет действия взрослых.
Игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка , потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.
Об теме игры - просто невозможно написать в двух словах, поэтому мы создали на сайте «У Совёнка» специальные разделы:
Развитие речи ребенка 2-3 года
Ребенок понимает Ваш разговор не только о том, что непосредственно происходит перед ним в данный момент, но и небольшие сообщения о том, отсутствует в поле его зрения.
На протяжении всего года совершенствуется память : малыш помнит не только то, что было сегодня утром, но и с удовольствием вспоминает яркие моменты жизни, например, как ходили в цирк или зоопарк. А в совокупности с развитием речи различные воспоминания возникают уже с помощью слов.
В активном словаре ребенка , к трем годам, может присутствовать до 1200-1500 слов и больше. Малыш начинает строить предложения из 3-4 слов и группы взаимосвязанных предложений. Кроме того, он пытается выстроить речь грамотно, например, склоняя существительные и т.д.
Несколько советов для активизации развития и коррекции речи у Вашего малыша:
Постоянно побуждайте кроху к диалогу на близкие темы исходя из его личного опыта;
Продолжайте знакомить с окружающим миром в процессе наблюдений, игр, Ваших рассказов, чтений;
Уделяйте внимание выстраиванию грамматически правильной речи у ребенка, ее звуковой культуры.
Развитие музыкального слуха
Доказано, что правильно подобранная для ребенка музыка, благотворно влияет его умственное развитие, творческие способности, помогает ему в определенных ситуациях расслабиться, подготовиться ко сну, или наоборот повеселиться, обогатить его эмоциональную жизнь. В помощь Вам мы создали раздел аудиоматериалы , который включает в себя совершенно разные направления детской музыки: народную фольклорную музыку, классическую инструментальную музыку, детскую популярную музыку, инструментальную - со звуками природы для детей и так далее.
Секреты воспитания
Ваш малыш сейчас как никогда раньше, очень чувствителен к поступкам окружающих его людей. Заметьте, как он наблюдает и пытливо вслушивается в разговор взрослых. Причем не только просто следит за этим диалогом, но и вдумывается, пытается понять ход Ваших мыслей, сделать выводы.
На самом деле – это не просто праздное любопытство. На своем «детском» уровне он пытается постичь логику действий и поступков близких взрослых, принимая на себя программы их поведения.
Именно поэтому в присутствии двух- трехлетнего малыша ни в коем случае не должно быть семейных конфликтов и бурных сцен выяснения отношений . Родители представляются ему высшим образцом для подражания, даже больше, чем раньше, потому что сейчас у ребенка имеется собственный социальный опыт, который он активно применяет на практике.
Запреты - капризы, истерики…
И, если в более раннем периоде детства – от нежелательных действий ребенка можно было просто отвлечь, то теперь Вам все чаще придется его именно убеждать – «почему так делать нельзя». Пример положительного разрешения подобной ситуации наглядно описан в статье «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»
При позитивном воспитании, малыш станет отзывчивым к Вашим уговорам, и Вы сможете его направлять в положительное русло. Но, учитывая приближающийся кризис трех лет – рекомендуем ознакомиться и с этим руководством: «Управление детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?) »
Будьте близки...
И это действительно поможет избежать многих проблем. Чтобы эмоционально сблизиться со своим ребенком - просто как можно чаще его обнимайте, играйте с ним, вместе танцуйте и пойте, давайте "концерты" (это так же поможет ему укрепить уверенность в себе), сделайте традицией - занятия совместной творческой деятельностью (рисование, поделки и пр.), обязательным также сделайте ежедневное чтение сказок на ночь.
Физическое развитие ребенка
Закаливание
Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: «Закаливание детей ». . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
У малыша начинает проявляться характер. Задача родителей - развивать сильные стороны и ненавязчиво корректировать слабые.
Чему учится малыш с 2,5 до 3 лет
Ребёнок становится ловчее, сообразительнее, выносливее. Но его поведение зачастую оставляет желать лучшего. Даже послушные дети в этом возрасте могут на время превратиться в упрямцев и бунтарей — даёт о себе знать кризис трёх лет.
Кризис в данном контексте — не тупик или проблема, а переломный этап, переход от раннего возраста к дошкольному. Ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную личность и учится отстаивать свои границы и права.
К 3 годам малыш умеет:
- быстро передвигаться, легко переходить на бег;
- самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила;
- играть конструктором с крупными деталями;
- рисовать карандашами и кисточкой, лепить;
- играть и общаться со сверстниками;
- одеваться самостоятельно;
- умываться и чистить зубы без помощи;
- аккуратно, не пачкаясь, есть ложкой и пить из кружки;
- ходить на горшок;
- говорить простыми предложениями;
- убирать за собой игрушки и вещи;
- сортировать предметы по признакам;
- ориентироваться в пространстве (выше, ниже, над, под, за, перед); понимать шутки.
В 3 года большинство детишек идут в сад. Подготовьтесь к этому заранее: чем лучше навыки самообслуживания, тем проще пройдёт адаптация.
Физические навыки малыша с 2,5 до 3 лет
Этот возраст считается пиком физической активности ребёнка — мама за день не успевает даже присесть. Потерпите: скоро малыш начнёт уделять больше времени спокойным играм.
Выносливость позволяет малышу преодолевать большие расстояния — пользуйтесь этим, отправляясь на прогулки. Ребёнок легко повторяет движения за взрослыми и хорошо понимает их объяснения, поэтому можно отдать его в секции или кружки с физической активностью: танцы, гимнастику, фигурное катание.
Ребёнок ходит на носочках? До 3 лет это считается нормальным, а после — требует консультации невролога.
Психоэмоциональное развитие ребёнка с 2,5 до 3 лет
Самым заметным этапом развития становится кризис 3 лет. Его проявления — негативизм (отрицание любых предложений, исходящих от взрослого: «не буду есть!», «не буду одеваться!», «не пойду гулять!»), упрямство и своеволие. Задача родителей — помочь малышу в формировании новых качеств: воли и самостоятельности.
Делайте акцент не на запретах, а на правилах. Объясняйте правила поведения и вместе ищите компромиссы.
Ребёнок активно осваивает мир, стремится понять причины того или иного явления. Поэтому он задаёт столько вопросов: «Почему ночью темно?», «Почему снег тает?», «Почему папа называет бабушку мамой?». Таких «почему» будет очень много. Не отмахивайтесь от маленького почемучки, а если не знаете правильного ответа — сверьтесь с энциклопедией: так вы утолите детскую жажду знаний и поддержите авторитет.
Общение малыша с 2,5 до 3 лет
В этом возрасте ребёнок с удовольствием взаимодействует со сверстниками, любит ролевые игры, примеряя на себя образы папы или мамы, врача, воспитателя и героев любимого мультфильма.
Трёхлетие - первая дата, которую ребенок отмечает полностью осознано. Позовите гостей, украсьте квартиру, придумайте простые конкурсы для детей. Оптимальное число гостей — 2-5 человек, а сама торжественная часть не должна занимать больше получаса. Не усердствуйте со столом: достаточно фруктов, печенья, сладостей и маленьких бутербродов. Напитки лучше разлить в пластиковые чашечки «Пластишка» — одноразовые стаканчики слишком легкие, их легко перевернуть, а стеклянная посуда может разбиться.
Кружка «Пластишка»
от 1 до 6 лет
Особенности
Яркие цвета, практичность.
Описание
Легкая и компактная, она может стать любимой кружкой малыша. Из такой кружки малыш может пить чай за общим столом, как взрослый, в нее можно ставить карандаши, кисточки или детскую зубную щетку.
Игры с ребёнком 2,5-3 лет
Игровой процесс у детей 2,5-3 лет становится сложнее и интереснее. К 3 годам ребенка заинтересуют.