Развитие ребенка по месяцам после 1. Какие молочные продукты можно ребенку

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня тема нашей беседы – развитие ребенка после 1 года. Какие особенности развития крохи в данном возрасте? Что малыш должен уметь и как помочь ему правильно развиваться? Порассуждаем вместе.

Итак, совсем недавно карапуз отметил первый день рождения (о навыках ребенка в год мы говорили ). Он подрос, и полон любопытства. Развитие ребенка, в том числе и психомоторное, напрямую зависит от ежедневного общения с мамой и другими членами семьи. Именно правильная, постепенно усложняющаяся коммуникация с чадом – это прекрасная основа для гармоничного развития его движений и психики. И наоборот, недостаток внимания, так называемая педагогическая запущенность в состоянии резко замедлить процесс изучения окружающего мира.

Конечно же, мамы хотят, чтобы их детишки развивались согласно возрастным нормам. Но не стоит паниковать, если кроха чуток «не дотягивает» до уровня своих ровесников. Ведь даже годовалый малыш – уже неповторимая личность! И нужно просто немного больше терпения и внимания к малышу.

Давайте подробнее рассмотрим нормы развития ребенка после года по месяцам.

Физическое развитие малыша после года

Большинство деток после года начинают ходить. Не стоит торопить кроху учиться ходить только из-за того, что его ровесники уже пошли. Ведь ходьба для карапуза – очень непростой навык. Но его природное любопытство и стремление к познанию непременно заставят кроху сделать первые шаги. И в этот момент ему очень нужны поддержка и одобрение родителей.

1 год – 1 год 3 мес.

В этот период карапуз может:

  1. Быстро ползать;
  2. Приседать, поворачиваться, наклоняться, останавливаться во время ходьбы;
  3. Во время ходьбы нести мячик в руках;
  4. Перелезать через бревно;
  5. Уверенно сидеть на своем стульчике;
  6. Залезать на диван и невысокие кресла;
  7. Пытаться катать мячик, пинать его ножкой;
  8. Влезать на лесенку в 1 м, спускаться с нее приставным шагом;
  9. Открывать и закрывать дверцы шкафчиков в зоне досягаемости.

1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

Сейчас карапуз может:

  1. Ходить достаточно хорошо, как прямо, так и огибая предметы, по кругу, перешагивать препятствия;
  2. Одной рукой бросать мячик на расстояние в полметра;
  3. Одной ручкой бросать маленькие мячики на расстояние 40 см в крупную цель;
  4. Не держась руками, подниматься на высоту 10 см, и спускаться с нее;
  5. Глядя под ноги, бегать;
  6. Держать игрушку при ходьбе;
  7. Вставать уверенно без опоры;
  8. Подниматься по лестнице с опорой, за руку взрослого или придерживаясь за перила;
  9. Садиться самостоятельно и сидеть на лавочке или стуле;
  10. Катать коляску перед собой;
  11. Тянуть игрушку на веревке за собой при ходьбе;
  12. Уверенно есть ложкой густую пищу;
  13. Пробует бросать мячик вверх, вперед и вниз;
  14. Пытается чертить, удерживая в руках карандаш.

1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

Малыш в этом возрасте умеет:

  1. Свободно и быстро бегать;
  2. Поднимать игрушки с пола, не падая при этом;
  3. С легкостью залезать на стул и диван, спускаться обратно;
  4. Подниматься и спускаться самостоятельно по наклонной поверхности;
  5. Бросать в цель маленькие мячики на расстоянии в полметра;
  6. Влезать на 1,5-метровую лесенку и слезать с нее;
  7. Учится пользоваться вилкой, сам ест любую пищу ложкой.


1 год 9 мес. – 2 года

Кроха в этом возрасте должен уметь:

  1. Ходить на цыпочках 3-5 шагов без поддержки;
  2. Подниматься и спускаться по лесенке самостоятельно;
  3. Руками играть в мячик;
  4. Уверенно держать карандаш в руках и чертить;
  5. При еде правильно держать ложку, есть самостоятельно из тарелки, пользоваться вилкой, пить из чашки;
  6. Преодолевать препятствия в виде ямки или камня;
  7. Пытается прыгать и хорошо бегает.

Речевое развитие ребенка после года

На втором году жизни начинается интенсивный этап развития речи малыша. Он пока не умеет говорить фразами, но уже вполне может объяснить свое желание в данный момент. Кроха активно накапливает словарный запас, запоминая все услышанное. Поэтому в данный период родителям очень важно как можно больше говорить с ребенком, не переворачивая слова и не сюсюкая. Ведь наша речь – это пример правильного общения для крошки.

1 год – 1 год 3 мес.

Карапуз умеет:

  1. Находить и приносить по просьбе мамы предмет или игрушку;
  2. Называть имена мамы и папы, родственников;
  3. Выполнять простые инструкции мамы: найди игрушку, иди кушить и т.п.;
  4. Знает названия некоторых предметов одежды, игрушек;
  5. Говорить целыми предложениями из неразборчивых слов;
  6. Проявлять свои эмоции с помощью слов и возгласов.

1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

В этом возрасте ребенок уже может:

  1. Выражать возбуждение, удовольствие и любовь звуками и жестами;
  2. Понимать несколько простых фраз;
  3. Говорить около 15 слов;
  4. Показывать на себе минимум 3 части тела по просьбе взрослого;
  5. Учится выполнять двухэтапные инструкции типа «иди в комнату и принеси зайку»;
  6. Использовать минимум 8-9 активных слов;
  7. В некоторых случаях – произносить первые фразы из двух слов;

1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

Ваш карапуз в этом возрасте может:

  1. Четко выполнять двухэтапные инструкции;
  2. Отличать понятия «маленький» и «большой»;
  3. Активно использовать в речи более 20 слов;
  4. Начинать выполнять трехэтапные поручения: пойди в комнату, возьми зайчика и положи его в коляску;
  5. Проситься на горшок, а также просить кушать и пить.

1 год 9 мес. – 2 года

На данном этапе Ваше чадо должно уметь:

  1. Называть несколько частей тела;
  2. Употреблять в речи слова «мы» и «ты»;
  3. Составлять предложения из трех слов самостоятельно;
  4. Говорить «я» о себе: «Я пошел», «Я сам»;
  5. Во время игры разговаривать с ровесниками;
  6. Понимать почти всю речь мамы и папы;
  7. На вопрос: «Как тебя зовут» называть свое имя;
  8. Активно спрашивать маму и папу: «Что это?», «Кто это?»;
  9. Иметь словарный запас не меньше 100 слов.


Психическое развитие малыша после 1 года

1 год – 1 год 3 мес.

А сейчас давайте посмотрим, как проходит психическое развитие ребенка в этом возрасте, что он умеет:

  1. Обнимать и целовать любимых родных;
  2. Выражать свои эмоции и чувства открыто;
  3. Подражать разговору по телефону;
  4. Пытаться копировать манеру и поведение мамы и папы;
  5. Различать людей, которые ему хорошо знакомы;
  6. Учится понимать понятия «съедобное» и «несъедобное»;
  7. Строить башенку из двух кубиков;
  8. Часто использовать указательный жест;
  9. Рассматривать книжку с картинками самостоятельно или вместе с родителями.

1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

Малыш в этом возрасте может:

  1. Строить башенку из 3-4 кубиков;
  2. Самостоятельно действовать с игрушками;
  3. Собирать правильно пирамидку из 5 колец;
  4. Всячески подражать взрослым;
  5. Играть в игры со вкладышами;
  6. Отличать понятия «большой» и «маленький»;
  7. С интересом разглядывать картинки.

1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

Теперь карапуз уже может:

  1. Различать три формы: шар, куб, кирпичик;
  2. С радостью слушать детские стишки и песенки;
  3. Строить башенку из 4-5 кубиков;
  4. Копировать движения родителей во время игры;
  5. Вкладывать 2 геометрические фигурки при игре с вкладышами;
  6. Черкать карандашиком в пределах листа;
  7. Освоить целый длинный ряд действий в игре, а не просто туда-сюда катать машинку;
  8. Переворачивать странички в книге по одной.

1 год 9 мес. – 2 года

В данном возрасте карапуз уже может

  1. Собирать пирамидку из 6-8 колечек;
  2. Строить башенку из 7-8 кубиков;
  3. Играть, используя воображение;
  4. Много раз слушать любимые сказки;
  5. Играть простым конструктором;
  6. Различать 4-6 геометрических форм;
  7. Общаться с ровесниками, зачастую еще невербально;
  8. Активно исследует окружающий мир;
  9. С удовольствием разглядывает книжки с картинками, переворачивая странички по одной;
  10. Учится играть в ролевые игры.

Вот мы и рассмотрели основные нормы развития малышей после года по разным сферам развития. Радуйтесь всем успехам и достижениям Вашего ребенка, почаще с ним играйте, смотрите обучающие видео по развитию ребенка, в том числе советы доктора Комаровского, читайте книги и статьи специалистов. И все обязательно будет хорошо! Счастья Вам и Вашей крохе!

Если Вам нравится наша статья, не забудьте порекомендовать ее знакомым. И оставайтесь всегда с нами – Вас ждет еще много всего занимательного!

Вам также могут быть интересны другие статьи .

Развитие детей после года идет большими темпами: овладение ходьбой, речью, социально-бытовыми навыками. Ребенок уже не наблюдает из коляски, он принимает активное участие в жизни, изучает ее, экспериментирует. И к концу второго года из беспомощного малыша он превращается в настоящего следопыта.

Что должен уметь ребенок в 1 год – первый возрастной юбилей

К концу первого года жизни многие дети уже умеют ходить, говорят первые слова, у них появляется интерес к окружающему пространству.

Развитие ребенка после года таково, что каждый день малыш удивляет новым словом, поведением, проделкой. Мама с папой радуются успехам своего чада и никогда не знают, что в следующий раз он выдумает.

Физическое развитие и двигательные навыки

Рост ребенка после года будет увеличиваться на 6 см каждые полгода. После года значительно замедляются темпы роста. Таблица роста детей после года приводится ниже, находится в этой статье.

Любая таблица содержит примерные показатели физического развития детей. Нормы роста ребенка после года определяются его ростом при рождении и .
Вес и рост ребенка после года – таблица:

Возраст, мес.

Девочки

Мальчики

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

12 7,9-10,1 71,4-76,6 8,6-10,8 73,4-78,1
13 8,1-10,4 72,6-77,8 8,8-11,0 74,5-79,3
14 8,3-10,6 73,7-79,1 9,0-11,3 75,6-80,5
15 8,5-10,9 74,8-80,2 9,2-11,5 76,6-81,7
16 8,7-11,1 75,8-81,4 9,4-11,7 77,6-82,8
17 8,9-11,4 76,8-82,5 9,6-12,0 78,6-83,9
18 9,1-11,6 77,8-83,6 9,8-12,2 79,6-85,0
19 9,2-11,8 78,8-84,7 10,0-12,5 80,5-86,0
20 9,4-12,1 79,7-85,7 10,1-12,7 81,4-87,0
21 9,6-12,3 80,6-86,7 10,3-12,9 82,3-88,0
22 9,8-12,5 81,5-87,7 10,5-13,2 83,1-89,0
23 10,0-12,8 82,3-88,7 10,7-13,4 83,9-89,9
24 10,2-13,0 83,2-89,6 10,8-13,6 84,8-90,9

Отклонение от показателей нормы веса и роста детей после года – повод переживаний для родителей. Важно соотношение роста и веса. Если ваше чадо ест, регулярно ходит на горшок, у него светлая моча, он жизнерадостен и энергичен, то никаких проблем нет.

Как научить ребенка к 1 году ходить на горшок вы можете в этой . Надеемся, что советы, там изложенные, будут вам полезны.

Если малыши к началу второго года жизни учатся или уже умеют ходить, они самостоятельно садятся на стульчик или лавочку, строят башни из кубиков, собирают пирамидку. Почему ребенок ходит на носочках вы можете узнать

Развитие у ребенка после 1 года мелкой моторики проявляется в том, что малыш хватает предметы двумя пальчиками, в 1 руку он может поместить 2 маленькие игрушки, учится есть ложкой.

Психическое развитие

Динамика роста ребенка после года ниже, чем в 1-й год, от 1 года до 2-х по нормам ребенок должен набрать 12 см

Накапливая пассивный запас слов, ребенок все больше понимает родителей.

В общении используются слова, с которыми семья сталкивается каждый день.

Малыш понимает, что с мамой можно вести себя так, как хочется, чувствует твердость отца.

Годовалые дети тянутся к другим ребятишкам, могут играть рядом и даже конфликтовать.

Память в 1 год становится долговременной . Малыш запоминает вчерашние события и те, которые произошли несколько дней назад. Под музыку дети могут танцевать или подпевать, ловя ритм.

Особенности развития от 1 до 2 лет по месяцам

Окружающий мир в этом возрасте познается через игры. Все интересное пристально рассматривается, пробуется на зуб. В ход идут посуда, вещи, инструменты. Развитие ребенка после 1 года по месяцам подробно расписано ниже.

1 год 1 месяц

  • Уверенная ходьба или вождение за ручку;
  • Малый запас слов, но достаточный, чтобы понимать родителей;
  • Важно ощущение маминой заботы и тепла. Объятия и ласка избавляют ребенка от тревог.

Стренина Елена Федоровна, педиатр в “Центре детской медицины”, г. Нижний Новгород

После года наступает интересное время детства. Дети пытаются изучать мир доступными им способами. Возрастает выносливость и активность. Ребенок любит, когда у него что-то получается, он рад похвале.

Я прошу мам, чтобы они окружали своих малышей теплом и заботой, тогда новые подвиги не заставят себя долго ждать.

1 год 2 месяца

  • Внимание на одном предмете не задерживается надолго;
  • Нескольких минут достаточно, чтобы изучить игрушки и бежать дальше познавать мир;
  • Ощущение самостоятельности, умение говорить “нет”.

1 год 3 месяца

После года маме стоит пересмотреть старые игрушки и приобрести новые, которые будут способствовать умственному и творческому развитию малыша
  • Детки пробуют спускаться и подниматься по лестницам, интересуются играми в песочнице;
  • Игра помогает познавать законы мира: высокая башня из кубиков всегда падает, чашка, ударившись о пол, разбивается. Другие игры на логику для девочек можно посмотреть Играя, малыши подражают взрослым: крутят руль, как папа; расчесываются, как мама; разговаривают по телефону, кормят игрушки;
  • Чтение развивает любознательность, воображение и любовь к языку;
  • Ребенок способен выполнять простые поручения: “Принеси мяч”, “Открой книжку”, “Иди к папе”.

1 год 4 месяца

  • Ближе к 1,5 годам меняется пристрастие к пище. Кроха отвергает любимую ранее кашу, но с удовольствием ест нелюбимый суп. Это нормально;
  • Малыш учится играть в игрушки, как взрослый: пытается делать уборку, ухаживает за игрушечными животными и куклами, готовит еду.

Стебенькова Галина Николаевна, врач – неонатолог, Детская городская клиническая больница №1, г. Астрахань

От года до 2 малыш ждет от родителей внимания, хочет, чтоб ему уделяли много времени. И это на самом деле так.

Играя с детьми, мы учим их жизни, разыгрываем бытовые сценки. Активные игры на свежем воздухе тоже очень полезны.

1 год 5 месяцев

  • Высокая подвижность малыша, его желание залезать на мебель снова и снова помогают развивать физические способности и координацию;
  • Привязанность к определенной игрушке, нежелание расставаться с ней ни на минуту;
  • Ранние методики развития стимулируют мозговую активность. Но и простые занятия приносят пользу: прогулки, музыка, чтение, фантазирование. Прямое общение намного важнее, чем просмотр телевизора.

1 год 6 месяцев

  • Малыш умеет строить башню из нескольких кубиков, бросает мяч, возит машинку за веревочку, открывает двери за ручку, листает страницы книги;
  • Ребенок проводит время за таким занятием, как вытаскивание и складывание вещей в коробки, начинает пользоваться ложкой, поильником, рисует каракули;
  • Нежелание делиться игрушками, грубое поведение (толкается, дерется), крохи учатся отстаивать собственные интересы;
  • Ежеминутное “что это?”, повторение слов и звуков стимулирует прирост запаса разговорной речи.

В 1,5 года ребенок становится более самостоятельным, он уверенно ходит, всем интересуется. Полноценное развитие детей после года заключается в любви и заботе.

1 год 7 месяцев

  • Дневной сон остается в режиме как необходимость отдыха и спокойствия;
  • Ограниченный в словесном выражении чувств и эмоций, ребенок способен на истерики и капризы;
  • Малыш участвует в домашних делах, выражает готовность помочь.

1 год 8 месяцев

Занятия с пластилином можно начинать в самом раннем возрасте, с 1 года до 2-х – это будет пока знакомство с консистенцией материала и его возможностями, но в это время уже будут развиваться творческие способности, воображение и мелкая моторика
  • могут обходиться без сна в обед. Спокойная музыка, зашторенные окна, сказки помогут перевести дух и немного отдохнуть;
  • Все запреты встречаются бурными протестами, криками, злобой, слезами;
  • Помощь по дому, которую предлагает малыш, можно превратить в игру: например, собирать носки одного цвета, относить вещи на свои места.

1 год 9 месяцев

  • Знакомые предметы открываются с новых сторон. Интересует, что съедобно, что нет, как пахнет выпечка, как по рельсам стучит трамвай;
  • Эгоцентричность натуры, попытки доказать правоту выливаются в укусы, щипания, дергание за волосы. На этом этапе родителям надо научить ребенка решать вопросы через общение;
  • Все действия происходят “сейчас”. Не следует обозначать конкретное время: “через минуту”, “после 2 часов”. Позже малыш научится различать понятия “скоро” и “потом”.

1 год 10 месяцев

  • Избавление от одежды – новая забава крохи. Все, что легко снять, снимается в считанные секунды – шапочки, трусики, носки.
  • Появляются требования по цвету тарелок, виду одежды, чтению одной и той же сказки. Для детей это стабильность, уверенность и ощущение счастья;
  • Постоянный просмотр определенного мультфильма, чтение книжки способствует быстрому запоминанию информации. Позже малыш сам перескажет сказку, споет песню, заговорит фразами из мультика. Общение с ребенком на этом этапе помогает наращивать словарный запас.

1 год 11 месяцев

2 года

  • Пользуется столовыми приборами, старается одеваться. В почете – кубики, пирамидки, конструктор;
  • Внимание еще рассеянно, настроение часто меняется. Надо прислушиваться к маленькому человечку, давать задания, подходящие под его эмоциональное состояние;
  • Воображение и память развиты, может выражать свои мысли словами. Понимает, за что его хвалят или ругают.

Важно помнить, что развитие ребенка после года по месяцам носит условный характер.

Требовать от малыша в 1,3 года умений 1,9-годовалых детей бессмысленно. Если в 1,5 года дети чего-то не умеют, они обязательно наверстают позже.

Развитие ребенка после 2 лет происходит посредством речи и общения. Развивается мышление, а вместе с ним способность анализировать ситуацию и совершать поступки в соответствии с ней. Особое внимание нужно уделить обучению ребенка говорить в 2 года.

Отклонения в развитии к 2 годам: будьте готовы к таким проблемам

Каждый ребенок индивидуален, и требовать от всех детей одного и того же неправильно. Не существует жестких рамок, по которым определяется их развитие. То, что один делает с легкостью, для другого не всегда под силу.

Но есть минимальный набор навыков, которыми должен обладать двухгодовалый малыш. Рассмотрим их подробнее.

Физические навыки

Маленький егоза не сидит на месте, он может прыгать на месте, перепрыгивать через предметы, удерживать равновесие при ходьбе по бордюру. Любит танцевать, рисует линии и овалы, листает страницы книги.

Речевое развитие

Совместные игры мамы и ребенка способствуют не только умственному развитию малыша, но и сближению мамы и крохи

Развитие речи у детей после года заметно ускоряется. Малыши произносят слова правильно, повторяют за родителями, задают много вопросов. Знают имена близких людей и свое имя. Ближе к 2 годам составляют рассказ о прошедшем дне. вы можете прочитать здесь.

Если у вашего ребенка речь смазана, а произношение звуков явно нарушено, следует обратиться к врачу, возможно у малыша

Эмоциональное развитие

Маленький человек склонен радоваться своим удачам, он плачет, если отказывают в его просьбе. Выражает эмоции при общении с родными, показывает интерес к другим детям.

Бытовые умения

Ежедневные дела учат ребенка пользоваться ложкой, мыть руки, проситься на горшок, надевать шапку и варежки.

Мышление

К 2 годам малыш умеет правильно собирать пирамидку, матрешек, пазлы из 4 элементов. Называет 8 цветов, собирает предметы по форме, цвету, размеру. Знает круг, квадрат, треугольник.

Бабко Светлана Вячеславовна, педиатр, заведующая Центром охраны здоровья детей Медицинского центра ДВФУ, г. Владивосток

Ребенок развивается благодаря совокупности многих факторов. Задача родителей – создать гармоничные условия для развития своим детям.

Маленькие детки нуждаются в любви и ласке. Поиграть с малышом, рассказать ему о том, что ему интересно, почитать или спеть песенку вместе, несложно.

Дети этого возраста способны запоминать большие объемы информации, повторяют все, что видят, понимают, когда им объясняют.

Если есть тревога по вопросам развития своего малыша, надо обратиться к неврологу. Осмотр покажет отклонения, и врач назначит лечение и даст рекомендации. Обязательна консультация врача, если имеет место быть после года.

Вы отпраздновали первый День рождения Вашего малыша. Каких изменений следует ожидать от растущего человечка, перешагнувшего первый год своей жизни?! Известно, что развитие детей дело индивидуальное, однако существуют общие показатели, от которых следует отталкиваться для определения нормального нервно-психического и физического развития ребенка.

Итак, рассмотрим особенности общего развития детей второго года жизни. Этот период сопровождается интенсивным психомоторным и физическим развитием, а также более быстрым формированием условных рефлексов.

Стабильным показателем физического развития ребенка является его рост. За первый год жизни ребенок прибавляет в росте примерно 25 см, соответственно его средний рост в 1 год составляет около 75-76 см.

Как правило, в год ребенок уже произносит первые несложные слова, делает неуверенные шаги, пользуется предметами во время игры и понимает их названия, знает свое имя и имена окружающих его близких людей, может выполнять некоторые просьбы. На втором году у ребенка растет интерес ко всему окружающему, поэтому ему уже не хватает приобретенных навыков. Его стремление узнать и увидеть больше становится сильной мотивацией к самостоятельному передвижению и развитию речи. Например, в полтора года ходьба детей автоматизируется, и они ищут дополнительные трудности в этом процессе (преодолевают ступеньки, пробуют залазить на горки, наступают на мелкие камушки), а словарный запас ребенка к 1 году и 8 месяцев достигает 100 слов и более. По мере овладения навыками ходьбы и речи у ребенка начинает быстро развиваться память, и он лучше запоминает лица и предметы. Однако не будем забегать вперед и более подробно рассмотрим каждый этап развития малыша от года до двух лет.

Нормы развития ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

В этот период происходит совершенствование тех навыков, которые малыш приобрел за первый год жизни. Он с большим интересом изучает мир вокруг себя. Конечно, он еще сильно зависит от взрослых, но при этом стремится к самостоятельности и проявляет характер.

Итак, нормой считается, если в этот период ребенок:

хорошо ползает и от ползанья переходит к ходьбе с поддержкой (может ходить уже самостоятельно);

самостоятельно заползает и сползает со ступенек, а с поддержкой шагает по лестнице;

активно изучает помещения и взбирается на доступную ему мебель;

открывает все доступные дверцы и интересуется содержимым шкафов и тумбочек, вытаскивая и рассматривая их содержимое;

активно лепечет и проговаривает слова, которые уже знает;

“разговаривает ” с игрушками, с которыми играет;

пользуется различными бытовыми предметами: ложечкой, чашкой, зубной щеткой, расческой и др.;

может самостоятельно есть густую пищу ложкой;

охотно демонстрирует свои чувства: любовь (обнимает и целует свою любимую игрушку или любимого человека) или негативные эмоции (злится, если делать что-то против его воли);

узнает близких людей по лицам и именам;

позитивно относится к прогулкам;

помогает себя одевать;

выполняет простые указания;

играет с мячом, кубиками, бытовыми предметами;

достает из коробки игрушки, а потом складывает их обратно;

пробует рисовать.

Нормы развития ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев

Начиная с 1 года и 3 месяцев, движения ребенка становятся более разнообразными и уверенными. В этот период малыш ходит самостоятельно и способен без поддержки приседать, наклоняться, поворачиваться и пятиться. Сначала он удерживает равновесие с трудом, поэтому падений тут не избежать и необходимо подстраховывать малыша. Однако в тоже время следует всячески поощрять его самостоятельность в преодолении трудностей. Например, если ребенок после падения старается подняться самостоятельно, то подбодрите его словами, а не пытайтесь немедленно поставить на ноги. Таким образом, у малыша быстрее будет развиваться чувство равновесия. Помните, что ходьба доставляет маленькому исследователю огромное удовольствие, а преодоление трудностей помогает ему быстрее становиться самостоятельным.

Также в эти три месяца ребенок:

начинает бегать, кружиться на месте, подпрыгивать;

не присаживаясь, наклоняется, чтобы поднять игрушку;

перешагивает через препятствия (например, брусочки) приставным шагом;

с поддержкой легко поднимается по лестнице;

уверенно сидит в своем стуле и может самостоятельно слезть с высокой мебели (стул, кресло и др.);

самостоятельно кушает жидкую пищу;

продолжает исследовать помещения и открывать все доступные двери и дверцы, а также коробки и шкатулки;

хорошо бросает и пинает мячик (иногда, конечно, может и промахиваться);

рисует каракули на бумаге;

помнит названия частей своего тела, а также рисунки в книжках и с удовольствием находит их;

правильно называет предметы и действия;

интересуется различными конструкциями из разных кубиков или колечек и может их правильно собрать;

отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

После достижения ребенком возраста в 1 год и 6 месяцев следует подвести некоторый итог его развития. Вас должно насторожить, если ребенок:

не может выговорить ни одного связного слова;

не может выполнить Ваших простых просьб;

не начал ходить;

не переживает из-за Вашего отсутствия;

с трудом играет в простые игры.

Перечисленные симптомы могут говорить об отставании в развитии малыша. Поэтому Вам необходимо будет безотлагательно показать ребенка специалисту.

Нормы развития ребенка от 1 года и 6 месяцев до 2 лет

Во втором полугодие в мире ребенка происходят важные изменения в эмоциональной сфере. Он уже уверенно держится на ногах и готов к новым исследованиям, используя родителей или других близких людей в качестве подстраховки. В этот период ребенок начинает знакомиться с окружающим и тянется к другим детям. Кроме того, малыш начинает выполнять требования взрослых и обучается элементарным правилам поведения.

В первые три месяца второго полугодия характерны такие нормы развития:

ребенок уже отлично ходит и хорошо бегает (почти не спотыкается);

перешагивает и оббегает препятствия;

поднимается по лестнице без посторонней помощи;

уверенно подбрасывает и пинает мяч;

пританцовывает и подпевает под музыку;

понимает несложный рассказ по картинке и отвечает на вопросы взрослых;

старается что-то вырисовывать;

во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями;

привлекает к игре других детей и взрослых;

может сложить из кубиков предметы, например, скамейку или ворота;

с небольшой помощью взрослых снимает шапку и ботинки;

проявляет больше эмоций и требований.

К началу третьего года жизни малыш уже многое умеет делать самостоятельно:

может освоить езду на трехколесном велосипеде или педальной машине;

самостоятельно кушает за столом;

помогает себя одевать;

пользуется местоимениями и прилагательными в своих предложениях;

понимает короткий словесный рассказ взрослого;

может подобрать по описанию предметы и различает контрастные цвета;

воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);

копирует поведение взрослых;

самостоятельно переворачивает страницы книжки и с любопытством рассматривает картинки, а также может назвать, что там нарисовано;

с интересом смотрит мультфильмы;

проявляет характер.

Если ребенок не справляется с большинством из перечисленных выше вещей, то не откладывайте визит к педиатру и детскому психологу. Кроме того, уделите больше внимания малышу, обучайте его с помощью игры. Ваша любовь и поддержка помогут ребенку наверстать упущенное.

Прошёл год, ребёнок становится всё более интересным и предсказуемым. Мама лучше понимает, почему капризничает и чего хочет её любимое чадо. Малыш пробует произносить первые слова, понимает просьбы и неустанно познаёт окружающий мир. Разберёмся, что является в развитии нормой для . Учтём, что каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути: в чём-то он опережает своих сверстников, а где-то отстаёт. Не стоит волноваться по этому поводу. Придёт время, и ребёнок всему научится. Скорость развития детей может зависеть даже от пола: учёные доказали, что девочки примерно на 3 месяца развиваются быстрее мальчиков. Однако из этого правила в жизни есть множество исключений.

Малыш в 1 год активно познает мир

Независимо от индивидуальности, в развитии существуют критерии определения физического и нервно-психического детского развития, которые нужно знать, чтобы вовремя отреагировать в случаях отклонений, обратившись к специалистам.

Общая характеристика развития ребёнка к одному году

В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.

Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.


Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору

Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.

Ребёнку 13 месяцев (1 г. 1 мес.)

После 1 года и 1 месяца до начинает говорить, иногда произнося стройные, но не совсем понятные предложения. Часто ребёнок тем самым имитирует взрослую речь и её интонации. В это время его развитие зависит от количества и качества общения. Чем больше с ним играть, разговаривать, петь и читать, тем развитей у него будет память, богаче словарный запас. У него формируется набор слов, которые он понимает, но пока не произносит. Он с лёгкостью покажет, к примеру, котика, если его об это попросить.


В 13 месяцев малыш может играть самостоятельно довольно долго

Примерно в это время малыш постигает назначение вещей, различает их не только по форме и размеру, но по цели использования. Он становится более независимым от родителей, некоторое время он может оставаться один, играя.

После 13 месяцев некоторые дети встают на ножки, а самые смелые ухитряются нести при этом какой-нибудь предмет. Родителям, пока ребёнок не освоится в новом для него положении, необходимо убрать все опасные предметы вокруг.

Прошло 14 месяцев (1 г. 2 мес.)

До 1 года двух месяцев ребёнок осваивает окружающее пространство, узнаёт свойства предметов. Его интересуют подвижные игрушки и вещи. Он уже не несёт в рот предметы, как раньше. Жесты становятся всё более понятные для окружающих, требования громче и выразительней. В своём поведении он копирует поведение взрослых. Если вокруг него всегда была спокойная обстановка, он переймёт этот тип поведения.


Малыш в 14 месяцев пробует все делать сам

Малыш, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг, с интересом наблюдает за действиями мамы. Он хорошо поддаётся обучению.

Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)

После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.

К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.


В 15 месяцев малыш может кушать сам

Дети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.

По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.

Ребёнку исполнилось 16 месяцев (1 г. 4 мес.)

К 1 году 4 месяцам малыш наращивает скорость движений. Он активно осваивает навыки бега, с интересом изучая движения свои ног. Он хорошо удерживает игрушки, но если уронит, то остановится, осторожно присядет на корточки и сам поднимет её, самостоятельно, пока неуклюже, выпрямляясь.

После 16 месяцев ребёнок забирается на низкие сидения диванов, стульев и кресел и слезает обратно.


В 16 месяцев ребенок проявляет стойкий интерес к книгам

Попробуйте дать ему в руки карандаш, он обхватит его ладошкой и попытается что-нибудь «изобразить», абстрактно, на радость взрослым.

Ребёнок уверенно с помощью двух рук держит чашку, но поставить её на ровную поверхность пока не может. Ложку он берёт всей ладошкой и неумело пытается ею нести себе пищу в рот. В это время нужно следить, чтобы у него в руках не оказались острые предметы: вилки, ножи и пр.

17-19 месяцев (1 г. 5-7 мес.)

После 1 года 5 месяцев у большинства детей наблюдают взрыв развития речевых навыков. Он умеет выразить свою обиду, повторяя поведение того, кто дольше всего находится рядом с ним. Малыш знает, что его пугает, и даёт понять это окружающим. Раньше страхи были неопределёнными.


В полтора года надо малыша приучать к горшку

После 1 года 6 месяцев ребёнка очень интересуют мелкие предметы и детали. Это признак развития мелкой моторики. Любимое занятие - что-то открыть и закрыть, открутить и прикрутить, досконально изучить отверстия. Он показывает, где у него глазик, ручка, носик, ножка, животик и т. д. Его страшит тёмное пространство.


К 18 месяцам малыш должен уметь ходить

До полутора лет ребёнок

  • должен научиться ходить;
  • знать несколько слов;
  • различать своих и чужих людей;
  • плакать или волноваться в отсутствие мамы.

Если этого не происходит, нужно обратиться к врачу, чтобы предупредить отставание и помочь малышу.


В полтора года дети активно играют друг с другом

Если всё идёт хорошо, ребёнок расширяет диапазон понимания вещей и явлений по критерию «можно - нельзя». Он может активно сопротивляться требованиям родителей: не хотеть есть пить, ходить на горшок, противиться сну. Сфера эмоций до двух лет претерпевает изменения. Ребёнок не просто активно познаёт окружающий мир, но стремится к общению с другими детьми, постигая правила общения. Он доверяет родителям и ищет в них защиту.

Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)

После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д. Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия. Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.

С полутора лет до 1 году 8 месяцам он может знать до 100 и более слов, легко запоминает людей, места, предметы. С ним интересно общаться, объяснять всё, на что он обращает внимание.


В 20 месяцев дети понимают смысл игры

После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач. Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться. Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка. Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой. Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.

Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.

22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)

После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами. Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно . Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.


В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторики

Родителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.

Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно. Например, «огонь - вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение. Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.

К 1 году 11 месяцам до двух лет ребёнок социализируется, он учится общаться и его интересуют такие же, как он. В этом возрасте у детей различают три линии поведения «на - дай», обособление, созерцание.


В два года ребенок активно пользуется жестами и словами

Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие. Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое. Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см. Хорошо, если у неё двигаются ручки - ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать. Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.

Ребёнку 2 года, в каких случаях нужно обратиться к психологу

В период от одного до двух лет самое важное - это то, что он учится говорить. Первые слова усваиваются медленно, между годом и 7-11 месяцами скорость усвоения достигает до 25 слов в месяц. Важно показывать ребёнку, что вы его понимаете. Если не поддерживать его эмоционально, интерес к разговорам может утратиться.

Если до двух лет ребёнок не начал говорить, нужно уделить этому больше внимания: больше гулять и разговаривать. Если он говорит на непонятном языке, значит, скоро появятся членораздельные слова.


Нормы развития дошкольников

У него выразительный взгляд, и мастерски умеет обратить на себя внимание. Умеет пользоваться указательным жестом, подтвердить несогласие мотанием головы из стороны в сторону, и согласие - киванием.

Важно в это время вместе разглядывать картинки в книжках, разговаривать, петь или давать слушать музыку. Он с интересом слушает сказки и с радостью узнаёт в картинках знакомые предметы и животных.

Развитие ребёнка от года до двух лет является неправильным:

  • если ребёнок играет в одни и те же игрушки и не интересуется новыми;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда откликается на своё имя;
  • не чувствует настроения взрослых и не понимает, о чём его просят.

В этом случае нужно, не откладывая, обратиться к психологу.

Календарь развития ребенка второго года жизни: месяц за месяцем

«Каждый новенький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде! Он всегда куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него». Малыша от года до двух можно смело считать героем этой популярной мультяшной песенки. Расскажем обо всех сложностях и заботах этого особого периода развития ребенка.

Ребенок 12-15 месяцев

Маме на заметку . Даже если ваш ребенок довольно уверенно себя чувствует во время ходьбы, все равно на прогулку нужно брать прогулочную коляску, чтобы малыш мог в ней поспать, когда утомится. Дети в этот период быстро устают от физической нагрузки, восполняя силы здоровым сном.

Физическая активность . Ребенок повторяет удавшиеся ему действия несколько раз. Он успешно выискивает непростые пути для достижения цели: ямы, холмики, лужи, неудачи не останавливают от повторения пройденного. Дети «обезъянничают», повторяя за взрослыми, жесты становятся более уверенными, тяга к новому и неизведанному набирает стремительные обороты.

Речь . Сейчас малыш накапливает слова, а пользуется, как обычно, уже наработанной лексикой: возгласами и лепетом. Но понимает многое и выполняет односложные просьбы: принеси, положи, возьми, отдай.

Эмоции и поведение . Центральная нервная система ребенка продолжает формироваться, поэтому он действует исключительно импульсно, эмоционально, не осознавая последствия своих действий. Ребенок в этом периоде — следопыт, причем объектом его исследований становится все окружающие предметы: соринка на полу, гвоздик в стене, скрепка на столе, пуговичка на одежде, улетающая бабочка. Сейчас ребенку интересно абсолютно все. Взрослым надо это понять и не мешать познавать мир, а просто быть рядом.

Вслед за исследовательской деятельностью, ребенок развивает самостоятельность, поэтому его практически невозможно уговорить не подбирать фантик на дороге и не засовывать камни в карман. Появляется интерес к более взрослым детям.

Уход и питание . Отсутствие страха и непонимание опасности у ребенка может привести к печальным последствиям (утюг, кипяток, розетка, дверной проем, щель). Все тщательно изучите и уберите опасные предметы с глаз долой. Можно продолжать кормить грудью, продолжая знакомить ребенка с разными видами пищи по возрасту. Рацион также должен содержать и свежие овощи, и фрукты по сезону.

Развитие . Играйте с ребенком в подражательные игры: купайте, кормите, укладывайте спать куклу; показывайте, как мыть посуду, подметать пол. Играйте в прятки, догонялки, подвижные игры с мячом.

Ребенку 15-18 месяцев

Маме на заметку . Не стоит «загружать» малыша разнообразными игрушками в этом возрасте: практика показывает равнодушие детей к большинству новомодных игрушек и огромную любовь к кухонной утвари и прочим предметам обихода. Ребенок сам находит себе игрушки, иногда это могут быть неожиданные предметы, к примеру, кусочек тетрадки, листик с улицы или старый потрепанный мишка. Несколько развивающих игрушек плюс конструктор — будет вполне достаточно.

Физическая активность . Ходьба ребенка еще далека от совершенства, его частенько «заносит», нередки падения и ушибы.

Речь . Лексикон расширяется, а в ходу около десятка двусложных слов. Малыш учится лучше понимать взрослую речь, он быстрее понимает интонацию слов, вглядываясь в лицо говорящего. Пытайтесь налаживать с ребенком диалог, провоцируйте его на ответ, вам обеспечены счастливые мгновения!

Эмоции и поведение . Ребенок очень ярко и эмоционально выражает свои чувства по отношению к любимым людям и в то же время может проявлять признаки стресса, когда долго нет любимого человека рядом, когда в семье проблемы, когда привычный для него уклад жизни резко меняется. Сознание ребенка меняется, он подолгу думает, может посидеть сам и поиграть.

Уход и питание . Настает завершающий этап в приучении к горшку, хотя некоторых детей до сих пор ни за что на него не усадишь. Малыш становится чистюлей, протестует против неопрятности в одежде. В питании ребенка мало что меняется, пищу, как и раньше, нужно готовить свежую и давать кушать ребенку не позже, чем через полчаса после приготовления.

Развитие . «Лидерами» игр по предпочтениям малыша могут стать: пальчиковый театр, сортеры и матрешки, крупные пазлы и пирамидки.

Ребенку 18-21 месяц

Маме на заметку . Именно сейчас ребенок впитывает все, как губка. И нередко в том числе — не самые лучшие привычки взрослых. Контролируйте, по возможности, свои слова и действия, чтобы потом не увидеть свое «отражение» в собственном чаде.

Физическая активность . Этот этап развития двигательных навыков можно охарактеризовать как «ходьба-бег». Также ребенок пытается взобраться и вылезти на самую верхнюю точку, пробуя свое «мастерство», будьте внимательны!

Речь . Ребенок пробует соединять слова в предложения на очень ломанном «тарабарском» языке. Старайтесь записывать его первую речь, впоследствии будет интересно вдвоем читать эти первые слова и предложения. Но если ваш малыш упрямо не хочет говорить, не расстраивайтесь, многие дети начинают разговариваться к 2,5 годам.

Эмоции и поведение . Малыш обдумывает свои действия, осторожничает с незнакомыми предметами, чего раньше не было. У ребенка часто проявляются капризы , поэтому во избежание истерик нужно либо их предупреждать, либо учиться «гасить» огонь.

В кругу своей семьи и на примерах ролевых игр помогайте ребенку формировать представление о дружбе и взаимопомощи, это очень важно.

Уход и питание: можно постепенно отказываться от прогулок в коляске, приучая ребенка подолгу ходить пешком. Вместо коляски можно купить трехколесный велосипед с ручкой. Если кроха без проблем и помощи поднимается вверх по лестнице — это явный признак того, что он готов к приучению к горшку. В питании сохраняется разнообразие, мясо должно оставаться нежирным, в меню должны быть печенка, творог, молоко 3,5% жирности, яйца.

Развитие . Девочки будут с восторгом играть в «дочки-матери» с пупсами, кормить их, вести гулять, одевать. Можно играть с малышом в продавца и покупателя овощей и фруктов, складывать пазлы.

Ребенку 21-24 месяца

Маме на заметку . Это период вездесущей «помогайки»: хочет вместе с мамой (или вместо нее) пылесосить, мыть посуду, готовить еду, стирать. Не мешайте малышу вникать в эти процессы, они помогут ему позже стать настоящим маминым помощником!

Физическая активность . Ребенок умеет ходить по всем направлениям, держит равновесие, пытается перепрыгивать мелкие ямки, поднимается по наклонной плоскости, умеет бросать и ловить мяч, с удовольствием ездит на машинках, здорово управляется с каталками на колесиках.

Речь . Понимает коротенький рассказ, наполненный короткими предложениями по сути (где были, куда поедем, что видели). Выполняет более сложные просьбы взрослых (пойди, возьми, принеси). Активный лексикон составляет около 200 слов, а предложения строятся из 2-3 слов. Запоминает стихи и пытается закончить строчки четверостиший.

Эмоции и поведение : с ребенком становится проще договариваться, малыш может немного подождать, прежде чем взрослый выполнит его просьбу. Дети начинают различать принадлежность к полу и тянутся больше к «своим», перенимая их навыки и привычки. Ребенок хочет к детям, подражает им или навязывает свою волю, выделяет из круга общения подруг и друзей, делится с ними своим имуществом. Малыш осознает слово «надо», чувствителен к похвале и наказанию.

Развитие . Страсть к музыкальным игрушкам можно унять, купив музыкальные инструменты и обучив игре на них. Также можно приобрести детское лото и вместе изучать цвета и фигуры, буквы и цифры.

Никакие игрушки не смогут полноценно развить ребенка, это могут сделать только родители, находящиеся в постоянном контакте с ребенком. Познавайте мир вместе, переживая миг детства снова и снова. Воспитание ребенка 1-2 года — это непросто, но здорово!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка