Конспекты занятий по песочной терапии в доу. Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами песочной терапии: «Удивительное путешествие

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наталия Часовская
Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!»

Задачи :

1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями.

2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели.

3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, эмоционально-чувственный опыт детей, мелкую моторику рук и воображение.

4. Снятие психофизического напряжения.

Форма занятия : подгрупповая (4-5 чел)

Материал : песочница , песок , Песочная Фея (игрушка-кукла, миниатюрные игрушки или предметы (мячик, ракушка, машинка, кукла, кошка) по количеству детей.

Ход занятия:

Педагог. Здравствуйте , ребята! Как же я рада вас видеть ! Мне нужна ваша помощь, чтобы понять, что здесь случилось. Дети, посмотрите что это? (на полу в кабинете стоит ящик с песком)

1. Упражнение «Знакомство с песком» .

Ребята, что такое песок ?

Какого он цвета?

Какой он?

Что интересного можно рассказать о песке? (дети отвечают на вопросы, рассказывают о песке из личного опыта) .

- Песок – это очень интересный материал, из него можно построить замки, башни, мосты, пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?

Педагог. Тогда проходите к моей песочнице и рассаживайтесь поудобнее.

2. Упражнение «Знакомство с хозяйкой песочницы - Песочной Феей » .

Педагог. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это хозяйка нашей песочницы и песка - Песочная Фея . Она добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками (дети показывают игрушки, если у них они есть, и по возможности называют их и свои имена). Песочная Фея хочет вам показать много интересных игр в песочном мире .

Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.

Дети. Здравствуй , песок !

Педагог. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу , в свой песочный мир (дети осматривают песочницу , дотрагиваются до бортиков) . Она здесь хозяйка. И она сейчас разрешает нам с вами войти в ее песочный дом (дети осматривают песочницу ) .

Посмотрите борта песочницы голубого цвета , как небо, а дно песочницы тоже голубого цвета , как вода в море.

У Песочной Феи , в ее песочном доме существуют правила поведения в песочницы , вот послушайте их :

1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы . Ведь это подружки нашей Песочной Феи . Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу . (Нельзя выбрасывать песок из песочницы ) .

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других детей) .

3. После игры надо помочь Песочной Фее убрать все игрушки на свои места.

4. Песочная Фея любит , когда у детей чистые ручки и носики. (Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу ).

Также можно выучить с детьми стих о правилах поведения в песочнице :

Здесь нельзя кусаться драться

И песком в глаза кидаться

Можно строить и творить

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Песок – мирная страна ,

Здесь добро и красота!

А теперь, когда вы познакомились с правилами поведения в песочнице и с песком мы с вами попробуем оставить следы на песке.

3. Упражнение «Следы на песке»

При помощи чего вы сделаете следы?

Дети. Кулачками, пальчиками, ладошками , ребром ладони (дети оставляют следы на песке) .

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук : внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях.

Педагог. “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что вы почувствовали?

Дети. Песок мягкий , рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий…

Педагог. Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили? (ответы детей)

Педагог. “Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? (ответы детей) . Мне не очень удобно держать так руки. А вам?” (ответы детей) .

Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить : что лучше сделать, чтобы их изменить.

Можно подвигать руками,

-“поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр., воображение, развитие аналогий

- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера . При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Педагог. А теперь давайте спрячем руки в песок , постепенно поднимайте по одному пальчику, какие у вас ощущения?

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа) . Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т. е навыки общения и эмпатии (способность к пониманию ближнего и сопереживания ему) .

4. Игра – сюрприз «Найди предмет в песке»

Педагог. Ребята, песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Вот и Песочная Фея приготовила нам сюрприз. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может что и найдете необычное (дети, играя, находят какие-нибудь предметы (по количеству детей, например, мячик, ракушку, машинку и т. д) . Что вы нашли? (ответы детей) .

Какой он? (маленький, разноцветный, гладкий, круглый, прыгучий и т. д.)

Давайте с ним поиграем!

5. Прощание с Песочной Феей и песком .

Педагог. На этом наше знакомство с песком и Песочной Феей заканчивается .

Вам все сегодня понравилось? Что вы сегодня узнали о песке? Какой он?

Что запомнили? С кем познакомились?

Песочная Фея с нами не прощается, а говорит нам «До свиданья! Приходите ко мне в гости, я буду рада вас видеть вновь и в следующий раз, мы с вами поиграем в другие интересные игры».

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

«Песочная поляна»

Цель: учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова: «шершавый», « твердый», «мягкий.»;

развивать у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию;

закрепить названия цветов, животных, кто как кричит;

воспитывать бережное обращение с песком.

Оборудование: песочница, ширма, ведерко с песком, сито, игрушки по количеству детей, совочки, воронки, цветочки, воздушные шары на каждого ребенка, ручеек.

Ход занятия:

1 Приветствие.

Солнышко встало (круговое движение перед собой)

Утро настало

Утро настало (дети машут руками)

Птицы проснулись

Птицы запели (руки вверх - потянулись)

Дети проснулись

Дети проснулись (дети улыбаются друг другу)

Улыбки повсюду.

2.Здороваемся с солнышком, обращаем внимание на шарик (какого он цвета, сколько шариков, раскладываем шарики по цвету в корзинки).

3.Идем за солнышком к ручейку, перепрыгиваем через него.

4.Выходим на поляну, где знакомимся с песком: песок нельзя брать в рот, нельзя разбрасывать, нельзя его кушать. Закрепляем знания о свойствах песка: шершавый или гладкий, сухой или мокрый, мягкий или твердый.

5.Знакомим со свойством песка. Гладим его между ладонями.с нашим другом-песочком.

6. «Игра-прятки». Прячем, а затем находим игрушки в песке.

7. Игра «Песочный дождик».

Песочный дождик, кап- кап- кап.

Ты не капай долго так.

Как только пойдет дождик, дети прячут свои ладошки, сжимая их в кулачок.

Каждому ребенку выдается воронка и совок. Дети с помощью их начинают поливать песок.

Песочный дождик лей веселей!

Песочных капель не жалей.

Для цветов,для полей

И для маленьких детей.

8.Выглядывает солнышко. Заключительная беседа о прошедшем занятии.

«Снежинки на песке»

Цель: Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Снижение психофизического напряжения.

Развитие тактильно – кинестетической чувствительности.

Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Магнитофон, запись спокойной музыки, песочницы наполненные песком,

мелкие пуговицы.

Ход работы:

Детей приглашаю сесть на стульчики, которые стоят кругом.

Ребята, вы, когда сегодня шли в детский сад, не замерзли? (замерзли)

А почему вы замерзли? (холодно)

А как вы думаете, какое сейчас время года? (зима)

А, что зимой много на улице? (снега)

А какой снег? (белый, колючий, пушистый, мокрый, холодный, бесцветный, хрустящий, легкий, красивый, рассыпчатый, липкий, скрипучий).

А давайте мы сейчас с вами превратимся в снежинки. Они не простые, они не тают, а любят летать и путешествовать.

Вставайте, попробуйте подвигать руками – они легкие как снежинки. Ноги неслышные. Движения плавные и спокойные. Подул легкий ветерок и снежинки полетели. (дети двигаются по кругу вокруг стульчиков, движения происходят под спокойную музыку).

Летали, летали снежинки и прилетели в сказочную песочную страну.

(столы сдвинуты, на каждого ребенка приготовлена мини - песочница,

на дне песочницы, лежат пуговицы засыпанные песком).

Посмотрите – это песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте, я вам напомню правила игры с песком:

Можно строить из песка, трогать, сгребать, но нельзя

Разбрасывать песок

Пробовать песок на вкус

Кидаться песком

А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем.

Какой песок?

Теплый или холодный? (прохладный)

Шершавый или гладкий? (шершавый)

Сухой или мокрый? (сухой)

Мягкий или твердый? (мягкий)

Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий

Давайте поздороваемся с нашем другом – песочком.

Здравствуй, песок!

Послушайте, он с нами здоровается, только очень – очень тихо. Давайте мы его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой рукой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчики.

Давайте его потрем между ладонями

Давайте его возьмем в кулачки крепко – крепко, чтобы ни одна песчинка не упала, и опустим, (повторить ещё раз)

Упражнение: «Найти, секрет в песке».

Дети, а давайте мы с вами посмотрим, какой секрет на дне песочнице приготовил песок, (дети находят пуговицы и кладут их на тарелочку)

Упражнение: «Узоры на песке».

Наша песочная страна не знакома со снегом. Давайте познакомим её с красотой снежной зимы. И нарисуем снежинки на песке.

Я знаю, что вы хорошо умеете рисовать. Я вам предлагаю рисовать необычным способом – на песке пальцами. Давайте нарисуем красивую снежинку. (детям показываю прием рисования снежинки, с помощью прямой дорожки которая пересекается в середине).

А теперь украсим снежинку с помощью пуговиц. Замечательно, посмотрите на узоры своих друзей. Вам нравится?

А теперь закройте глаза и представьте себе, как падает снег, и кружатся белые, пушистые снежинки. (включить спокойную музыку).

Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Давайте попрощаемся с песком. До свидания, песок, до свидания дружок, до новых встреч! Песочек придет к нам на следующее занятие.

«Сказочный зимний лес»

Учить проговаривать свои ощущения;

Закрепить знания о временах года, признаках зимы;

Способствовать восприятию мира через зрительный, слуховой и кинестетическийканалы;

Активизировать мыслительные и эмоциональные резервы.

Приветствие

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Песочный мир, приди!

1. Упражнение «Зима – красавица»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.:

Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт - словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Композиторы рассказывают о зиме звуками. Вот послушай. Это о зиме (звучит аудиозапись П. Чайковского «Декабрь»)

Какие эмоции вызвала у тебя эта музыка?

2. Пальчиковая гимнастика «Прятки» (звуковая)

3. Дыхательное упражнение «Дед Мороз»

Как подул Деде Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Ребенок берет снежинку на ниточке и долго дует на нее, наблюдая за кружением снежинок, пока психолог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Физминутка «На дворе у нас мороз»

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. Ребенок хлопает себя ладонями по плечам и топает ногами

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. Плавательные движения руками

Мы выходим из речушки,

Направляемся к опушке Ходьба на месте

4. Рисование песком «Сказочный зимний лес» (под музыку «Вьюга»)

Небо зимой бывает разного цвета. Давай подумаем, отчего это зависит: от погоды, от времени суток. Подумай, каким будет зимнее небо на твоем рисунке: ясное, пасмурное с тяжелыми тучами или освещенное солнечными лучами.

Подумай, какие деревья растут в твоем сказочном лесу. Может быть, это необычные деревья.

Ребенок выполняет рисунок. Затем психолог вместе с ребенком обсуждают, что получилось необычного в рисунке.

5. Игра малой подвижности «Снеговик»

Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Сами мы его слепили,

Нос - морковку не забыли,

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом. Ребенок с психологом обыгрывают стихотворение, а затем показывают, как таял снеговик. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снеговик превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

6. Подведение итогов.

«Роспись песком»

Развитие познавательных процессов;

Развитие внимания, воображения, мышление;

Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации впространстве;

Снижение психофизического напряжения.

Приветствие

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Песочный мир, приди!

1. Дыхательное упражнение «Шарик лопнул»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Ребенок кладет руку на живот и делает через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Ребенок должен стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

2. Кинезиологическое упражнение «Зеркальное рисование»

Ребенку предлагается на песке рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

3. Психогимнастика. Игра «Тень»

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Психолог и ребенок идут по дороге: психолог впереди, ребенок на два-три шага сзади. Ребенок - это "тень" психолога. "Тень" должна точно повторить все действия психолога, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Физминутка «Солнечные зайчики»

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок. Ребенок ловит зайчика на стене. Психолог направляет зеркальце пониже, ребенок старается поймать зайчика

4. Рисование песком «Роспись» (под музыку «Утро в лесу»)

Ребенок самостоятельно готовит рабочую поверхность светового стола, выбирая любой из приемов насыпания песка.

Затем под звучание музыки фантазирует с песком, выполняя роспись по стеклу на основе уже освоенных приемов.

5. Игра в песке «Кто лишний»

Психолог:

В песке тоже случается волшебство - Раз, два, три, волшебство приди.

Прячет в песке фигурки животных, ставит на песок ёлочки и грибочки. Это могут быть деревянные фигурки, фигурки, сделанные из картона или пластилина.

Глазки открываются, игра начинается. Открой глазки и посмотри на песке появились какие-то бугорки: ёлочки, грибочки. Там спрятаны дикие животные. А теперь ты станешь волшебником – найди, где же спрятались животные?

Ребенок ищет в песке спрятанных животных.

Скажи, а кто из животных здесь лишний? (Коза, заяц, лошадь, поросенок, лев, медведь, волк, лиса, собака, кошка.)

Собачка (кошка, коза, поросенок и т. д.) Почему? (Она – домашнее животное, а остальные – дикие.)

Мы в песочек поиграли, гладим песочек

Наши пальчики размяли, сжимаем, разжимаем ладошки

Мы песочек отряхнём, трем ручки, отряхивая песочек

Наши пальчики потрём! трем каждый пальчик

Включаем свет, закрываем стол.

6. Подведение итогов.

«Путешествие в сказку»

Цель занятия:

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций

Развитие фантазии

Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям

Снятие эмоционально – психического напряжения.

1. Образовательные:

Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок».

Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

Учить рисовать на световом планшете

Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.

2. Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память)

Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.

Развивать эмоционально- чувственный мир детей.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.

Доставлять радость от совместной деятельности

Материалы и оборудования: Лазерный проектор, компьютер, комнатные водопады, световой планшет для песочной анимации, песок,Баба Яга, гномы,ёж.

Используемые новые образовательные технологии: здоровье сберегающие (сказкотерапия, песочная терапия).

Под музыку из сказки «Три орешка для Золушки» дети входят в группу

Ребята, я хочу Вас поприветствовать самым важным вежливым словом, которое говорят при встрече. Это слово - "здравствуйте!"

А Вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят?

(Ответы детей)

Произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это каждому приятно.

А, Вы, знаете, как надо здороваться правильно?

(Ответы детей)

Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону пробурчу - "здрасьте", это будет правильно? Или произнесу слово "здравствуйте" с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?

(Выслушать рассуждения детей).

Ребята, а вы любите сказки? А какая ваша самая любимая сказка?

(Дети по очереди отвечают)

А вы хотите попасть в сказку? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите со мной, отправится туда? А вы не боитесь? Правильно, в сказке совсем не страшно и добро побеждает зло. А отправимся мы в сказку на волшебном корабле под названием «Детство», но чтобы попасть на него мы должны зажечь волшебную свечу.

Но, для того чтобы её зажечь нам нужно произнести волшебное заклинание.

Вы готовы?

вхождения в сказку.

Тогда повторяйте за мной. Раз – два – три – Волшебная свеча гори!

(свеча загорается, дети под музыку «Пираты Карибского моря» идут на корабль.

Вот мы и на корабле. Давайте скажем детскому саду до свидания и отправимся поскорей в сказочное путешествие.

Под музыку шума моря и крика чаек дети плывут на корабле

Педагог – психолог: Вот мы и попали в сказку!

Посмотрите, как здесь красиво!

Для того чтобы не потеряться, давайте возьмёмся крепко за руки и отправимся в путь.

Ребята, кто это?

(Ответы детей)

Я как вы думаете, баба Яга добрая или злая?

(Ответы детей)

Давайте поздороваемся с бабушкой, пожелаем ей здоровья.

(Дети здороваются)

Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках где-то по дороге в тридесятое царство, дружит с Кощеем, летает на метле и грозит скушать всех, кто не отгадает её загадки. Многие боятся, что злая сказочная баба прячется на крыше, или в тёмном углу комнаты, или заглядывает в окно, намереваясь нас утащить к себе и съесть. На самом деле Баба Яга совсем не страшная, она очень мудрая, сильная и немножко хитрая. Она помогает умным, смелым, и губит злых и завистливых людей.

Ну что отгадаем её загадки?

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится -

Выручит его сестрица.

(Гуси-лебеди)

Он однажды появился

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной.

(Буратино)

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нём.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

(Три поросёнка)

Молодцы ребята, правильно отгадали загадки и бабушка нас пропускает дальше. Давайте бабушке скажем до свидания!

(Ответы детей)

Правильно – это гномы. А что вы знаете о гномах? Кто такие гномы?

гномы – маленькие человечки.

Эти человечки любят жить под землей или вдали от солнечного света: гномы его не переносят и могут превратиться в камень при малейшем лучике света. Гномы всегда охраняют сокровища, скрытые в глубине земли. Они любят одеваться в одежду фиолетового, синего, голубого, зеленого и коричневого цветов. Гномы могут дать человеку уверенность, силу, выносливость. Если же человек оскорбил или обидел гнома, причинив ему зло, то в обратном же порядке гном может наслать на человека грусть и печаль. Еда гномов состоит из диких яблок, грибов, ягод, лесных орехов и разных овощей.

Ребята, это волшебница Ночь решила нам помочь. А что делают ночью люди?

Правильно, отдыхают, спят. Мы сейчас с вами тоже немножко полежим, посмотрим на звёзды и отдохнём.

Релаксация

Включается релаксационная музыка

Ложитесь по удобней, закройте глаза. Не бойтесь, вы не уснёте. Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Представьте себе, что вы лежите возле водопада. Чудесный вечер, звёздное небо, теплый ветерок. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами, энергией и добром.

Ну что ребята, отдохнули? Вы стали добрыми и сильными.

Но волшебница Ночь не спешит нас отпускать. Пока вы отдыхали она мне шепнула на ушко, что ей очень грустно и одиноко. Давайте сделаем для нее подарок, нарисуем для нее цветы. Но как же мы будем рисовать?

А поможет нам в этом - волшебный планшет.

Воспитатель снимает ткань с планшета для песочной анимации

Давайте прикоснёмся своими ладошками к песку. Что вы чувствуете?

Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Возьмите в свои ладошки немного песка, а теперь пропустите его через свои пальцы. Вы чувствуете, как песок просыпается сквозь пальцы?

А теперь с помощью обеих рук рисуем цветы для волшебницы Ночи. Для украшения вы можете взять волшебные камни. Они помогут сделать цветы наиболее красивыми.

Дети рисуют цветы на планшете для песочной анимации.

Какие цветы красивые нарисовали дети для тебя – Волшебница Ночь. Молодцы! Ночь очень обрадовалась и за это она нас отпускает.

Загорается свет

Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

«выход из сказки»

И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

Но для того чтобы вернуться мы должны снова вернуться на корабль и погасить волшебную свечу вместе.

Под музыку "Пираты карибского моря дети возвращаются снова в детский сад

Закроем глаза и произнесём волшебное заклинание. Раз – два – три – свеча не гори!

«День рождения Песочной феи»

Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции; развитие ориентировки в схеме собственного тела (правая и левая рука); воспитание чувства радости.

Материал: Песочница, игрушка Песочная фея, камешки, игрушки «киндерсюрприз»

Ход занятия

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы научимся с вами здороваться ласковыми словами (Дети друг для друга придумывают ласковые слова и так здороваются по кругу)

Дети: (Ответы детей)

А теперь давайте, улыбнемся друг другу, и у нас настроение станет еще лучше.

Дети садятся на стульчики по кругу

Я пригласила вас, чтобы отправиться в удивительную страну. В ней живет принцеса – Песочная Фея. Она очень веселая, знает много игр, историй, сказок, но поделится всем только с тем, кто будет соблюдать его правила. Кто из вас догадался, куда мы отправляемся?

Дети: (Ответы детей)

Правильно, в песочную страну. Теперь, давайте вспомним заклинание и можно отправляться в путь. Положите свои раскрытые ладошки в песочницу, закройте глаза и произнесите заклинание:

«вход» в Песочную страну

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

Звучит музыка. Педагог берет в руки куклу – Песочную Фею.

Педагог: Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети: (Ответы детей)

Давайте для нашей Феи повторим правила Песочной страны, чтобы она убедилась, что мы их хорошо знаем

Музыка затихает. Дети вместе с педагогом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»

Разминка

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

Педагог: Ребята, у Песочной феи сегодня День рождения! И, конечно же, какой день рождения без гостей. Давайте посмотрим, кто же идёт в гости к Песочной фее.

Упражнение «Волшебные отпечатки»

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки? Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал? Ну а, может, воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки.

Упражнение «Песочный праздник»

Отмечает детвора - день рожденья!

Лепим с самого утра песочное печенье,

Торт песочный для затей ярко украшаем

И в песочницу детей в гости приглашаем.

Предлагает устроить праздник для Песочной феи. Теперь все ваши умения вы можете применить для того, чтобы сделать «торт». Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, цветочки, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками, украсить фигурками изкиндерсюрприза.

Релаксация

Упражнение «Воздушный бал»

Рефлексия занятия:

Дети, у меня сейчас очень хорошее настроение. А у вас какое настроение? У кого мы были в гостях?

Дети: (Ответы детей)

«выход» из Песочной страны

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы -

В группу нам пора идти.

Педагог: До, свидания! До следующей встречи!

«Путешествие на остров Сокровищ»

Цели и задачи:

Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти.

Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде. - Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации).

Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Развивать у детей понимание обращенной речи, развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Снять мышечную напряжённость;

Способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым. - Обогащать словарный запас.

Ход занятия:

Вспоминаем правило наших занятий:

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Песок - мирная страна

Можно строить и творить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была

Никого не обижать, ничего не разорять,

Это мирная страна, дети, поняли меня?

Презентация.

Ребята, нам сегодня на занятие прислали письмо,

Вот посмотрите, какое оно!

Конверт очень большой,

И, наверное, он не пустой!

В конверте - географическая карта.

Ребята, а зачем нужна географическая карта?

Что же нам с ней делать?

Может нам нужно совершить морское путешествие на Остров сокровищ?

Итак, решено, отправляемся в путь.

Внимание на экран.

Слайд № 2.

Отправимся в море.

Вьются чайки на просторе.

Хорошо всем нам будет

Плыть по волнам.

Дети рисуют волны и чаек.

Слайд № 3.

Ребята, а на чем же мы с вами отправимся в путешествие?

Наш корабль под парусами

По морю- океану плывёт,

Нас на чудо остров привезёт.

Дети рисуют корабль.

Слайд № 4, 5.

Ребята, посмотрите:

Рыбы плавают, резвятся

То играют в догонялки,

То весело скачут по воде!

Рисуем рыб.

Слайд № 6. Ребята, кто это играя и шаля

Перед носом корабля.

Над водой мелькают спины, -

Мчатся шустрые… (дети отгадывают) (дельфины)

Рисуем дельфина.

Слайд № 7. А это что за морской житель

Он живёт на дне морском.

Голова и восемь ног,

Это - … (Осьминог)

Рисуем осьминогов.

Слайд № 8

Ой ребята, по смотрите, что это на дне морском лежит?

Не двигается, наверно спит.

(это морская звезда)

Рисуем морскую звезду.

Слайд № 9 Посмотрите, впереди показался

Суши маленький кусочек, -

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода. Что это? (остров)

Рисуем остров в море.

Слайд № 10

Ребята, вот мы и на острове. Посмотрим на пиратскую карту, если пойдём сюда, то нас там ждут неприятности, отправляемся прямо к пальмам.

Рисуем пальмы.

Рисуем горы.

Слайд № 12

По острову бродит пират.

Глядит на восход, на закат,

Под каждую пальму глядит,

Одну только фразу твердит.

Он думает, глядя вокруг:

Где же спрятан сундук?

Рисуем сундук.

Слайд № 13

Ребята, а что прячут в сундуке пираты?

Слайд № 14 - Пора возвращаться домой, но не на корабле, а на чём отгадайте:

Над волнами чайки кружат.

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

Над морем в корзине мы с тобою!

Ребята, а на чём можно лететь над морем?

Мы полетим на воздушном шаре.

Рисуем воздушный шар.

3. Подведение итогов. - Что вам, ребята, сегодня понравилось, что запомнилось больше всего?

«Песочный дождь»

Цель: Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольника;

Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

Развитие тактильной чувствительности.

Материал, инструменты, оборудование: картина с изображением осени и дождя, световой стол, песок, бумажные силуэт тучи, музыкальное сопровождение «Голоса природы» (шум дождя, песня «Сыпется песочек».

Ход занятия

Ребята, посмотрите на картину и скажите какое время года изображено? (ответы детей). Какая погода бывает осенью? (ответы детей). Любите ли вы дождливую погоду? А вы знаете, что дождик нужендеревьям, траве, земле. А если у вас есть резиновые сапожки и гулять весело по лужам, правда?

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

2. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Детям предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках.

3. Упражнение «Песочный ветер». Звучит песня «Сыпется песочек»

Дети медленно / быстро пересыпают песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь.

4. Игра «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь? 4 хлопка.

Погулять нам не даешь. Притопы.

Дождик, дождик, полно лить, 4 хлопка.

Деток, землю, лес мочить. Прыжки на месте.

После дождика на даче Ходьба.

Мы по лужицам поскачем. Прыжки через лужицы.

5. Рисование.

Звучит музыка «шум дождя».

Рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

Рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

6. Рефлексия.

Молодцы, какой весёлый дождик у вас получился.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

Задачи:

Познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;

Формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;

Закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком;

Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

Развивать связную речь детей через рассказы друг о друге;

Развивать эмоционально-волевую сферу детей;

Воспитывать умение играть дружно, выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию.

Материалы: песочница - деревянный ящик с сухим песком, пулевизаторы по количеству детей, салфетки для рук, игрушка - Песочная Фея, игрушки для песочной игротерапии, кисточки, магнитофон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети и педагог находятся в группе. Слышится звук колокольчика.

Педагог: - Ребята, что за звук? Откуда он раздаётся?

Дети прислушиваются и отвечают: - Звук доносится из песочницы!

Педагог: - Давайте же скорее откроем волшебную песочную страну и посмотрим, кто же зовёт нас?

Педагог открывает песочницу.

Педагог: - Странно?! Здесь никого нет! Наверное, мы потому никого не видим, что забыли произнести волшебные слова перед игрой с песком. Скорее же встанем в круг и произнесём их.

Дети встают в круг и произносят волшебное заклинание:

"В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтобы злодеев побеждать,

Мало просто много знать,

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А ещё желательно

Делать всё внимательно!"

(Звучит музыка, педагог показывает фигурку песочной Феи.)

2. Основная часть.

Педагог: - Ребята! Вот кто нас звал! Это Песочная Фея - хозяйка Песочной страны. Она что-то говорит? (Педагог делает вид, что прислушивается к словам Феи.)

Ребята, она говорит, что в Песочной стране случилась беда. Злой тролль заколдовал её. Она просит нас о помощи, так как жители волшебной страны видели, какие вы дружные и внимательные были на прошлом занятии. Поможем Песочной Фее?

Дети: - Да, конечно!

Педагог: - Но сначала нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать своё имя, ведь песочная Фея не знает, как к нам обращаться.

(Дети вместе с педагогом встают вокруг песочницы и по очереди называют своё имя.)

Педагог: - А теперь, давайте расскажем Песочной Фее о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что каждый ребёнок рассказывает не о своих добрых делах, а о том, какие добрые поступки совершил ваш друг, стоящий рядом. Так мы докажем Фее, что не подведём её и готовы помочь ей в спасении жителей песочной страны.

(Дети составляют рассказы друг о друге.)

Педагог: - Ребята, Фея сказала мне, что теперь она точно знает, что именно вы должны помочь ей победить тролля и спасти песочных жителей. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок?

(Дети называют волшебные слова из сказок.)

Педагог: Я сейчас вам скажу заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

"Песочная Фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

К волшебной стране путь покажи"

(Звучит музыка.)

Педагог: - Вот мы и очутились в песочной сказочной стране. Видите, она совсем пустая. Давайте же скорее вызволим жителей страны из неволи. Возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём заклинание:

"В темницу друзей заточили враги,

Взмахнём нашей кисточкой

Раз, два и три

И наших друзей мы спасём из беды!"

Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех углах Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Педагог: - Какие вы молодцы, ребята! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у жителей Песочной страны глазки, они улыбаются вам! И вы в ответ улыбнитесь.

Педагог: - Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите всё вокруг разрушено. Нам с вами предстоит создавать всё сначала. Посмотрите на песок. Он какой?

Дети: - Сухой.

Педагог: - А можно ли из такого песка что-нибудь построить?

Дети: - Нет!!!

Педагог: - Нам надо оживить песок. А что нужно всему живому: растениям, птицам, животным, людям для жизни?

Дети: - Вода!

Педагог: - Конечно, вода! Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовём дождик, который поможет нам всё оживить, ведь у дождика все капли - волшебные.

Упражнение "Песочный дождик"

Каждому ребёнку выдаётся пулевизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.

Педагог: - Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

"Дождик, лей веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап! Кап-кап!"

Педагог: - Вы, хорошие помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого тролля, который заколдовал песочную страну мы так и не победили!

Упражнение "Победитель злости"

Звучит музыка

Педагог: - Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?

Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т.д.).

Дети по примеру педагога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.

Педагог: - Это "шар-злюка". Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: "Прогоняем злость, приглашаем радость"

(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).

Педагог: - Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.

Упражнение "Узоры на песке"

Педагог:- Ребята, посмотрите, в Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо помочь вернуть красоту маленькому миру. Вы любите рисовать?

(Дети отвечают.)

Педагог: - Тогда, давайте, скорее, нарисуем пальцами и руками красивые узоры на песке, а потом украсим их волшебными камушками и бусинками. Посмотрите, какие узоры можно нарисовать (педагог рисует узоры: волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте и вы свой узор.

(Дети выполняют задание.)

Педагог: - Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

(Дети отвечают, комментируя свои ответы.)

Педагог: Теперь нужно, чтобы в стране царили радость и счастье, как было раньше.

(Заучит песня "Маленькая страна".) Посмотрите, что ещё мы расколдовали (педагог протягивает детям коробочку с растениями, зданиями, животными)

Дети расставляют предметы на песке

Педагог: - Ну вот, Песочная Страна ожила! Фея очень благодарна вам за помощь и теперь с нетерпением будет ждать вас к себе в гости. А нам пора прощаться с жителями волшебной страны и возвращаться в группу.

По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками и садятся на стулья.

3. Итог (рефлексия, оценка).

Педагог: - Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?

Дети: - В гостях у Песочной Феи.

Педагог: - А что мы делали в Песочной стране?

Дети: - Спасали её жителей от злого тролля и оживили саму страну.

Педагог: - Каким был песок в песочной стране?

Дети: - Сухим и влажным.

Педагог: - Чем отличается сухой песок от влажного?

Дети: - Сухой песок - сыплется, из него нельзя ничего построить, а влажный наоборот.

Педагог: - Мы сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение, что нового для себя вы узнали?

(Дети отвечают.)

Ритуал "выхода" из Песочной страны

"В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!"

Используемая литература:

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия, Петропавловск, 2010 – 74 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игра с песком. Практикум по песочной терапии – Спб: Речь, 2015 – 256 с.

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

Ольга Белова
Конспект занятия по песочной терапии

МБДОУ детский сад №11

Занятие по снятию тревожности

«Берег Больших черепах» с детьми подготовительной группы

(песочная терапия )

подготовила и провела :

педагог – психолог

Белова Ольга Викторовна

р. п. Ильиногорск

Задачи :

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе;

Развить навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива;

Расширить эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом, способствовать возникновению эмпатии, сопереживания.

Материал : песок , фигурки – игрушки, полотенца, расслабляющая музыка, мяч, ракушка.

Форма занятия : подгрупповая (2-4 человека) .

Ход занятия:

Педагог : Я рада Вас видеть, маленькие друзья (дети сидят перед педагогом полукругом) .

Педагог : Итак, начинаем наше занятие . Представьте себе, что вы превратитесь в черепах…. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирь – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. (дети выполняют действия по инструкции) .

Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно- медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством посмотрели вокруг.

Пора вставать – они распрямили лапки. Привстали, потянулись, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое и теплое солнышко! С добрым утром, черепашки! (ребята улыбаются друг другу) .

Педагог : Ребята, неспроста я предложила вам стать маленькими черепашками. Сегодня мы отправимся в необычное морское путешествие. Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать?

Ответы и предположения детей.

Педагог :

Конечно, на корабле! А сейчас представьте себе, что вы стоите на палубе корабле. Наш корабль сильно качает. Переносите вес тела поочередно то на правую, то на левую ногу. Вторую ногу при этом расслабляйте.

Педагог : Море богато разными чудесами, в том числе и фантастическими фигурами.

Игра – импровизация «Море волнуется раз …»

Педагог :

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления, замри)

Ребята, какие разные у Вас получились фигуры. А сейчас я вижу остров, поплывем к нему. Для начала пройдите к нашей песочнице (центр песка)

Педагог : На далекой и неизвестной планете в давние времена не было воды, а только был песок . И было там огромно- огромное море из песка. Сейчас я предлагаю Вам превратиться в ветер и сделать на море волны. (Дети с помощью ладоней создают на песке волны) .

Педагог : В песочном море стояла большая башня… Вот и вы постройте высокую старинную башню из песка (Дети строят башню) . В башню никто не жил. Но вдруг нее постоянно ходили различные существа. (Дети выбирают «существа» из миниатюрных фигурок, располагают вокруг башни). Выберите из них тех, кто Вам не нравится, тех, кто неприятен. Объясните свой выбор (рассуждения детей) .

Педагог : Песочный остров очень маленький, а ведь нашим знакомым нужно где – то жить. Я предлагают помочь им подружиться. Для этого у меня есть морская ракушка. Ракушку передавайте друг другу по кругу, согревая ее в руках, и рассказывайте по очереди правила настоящей дружбы (дети рассказывают, как нужно дружить) .

Педагог : Какие ценные и замечательные правила. А теперь всех жителей острова поселите в башню, каждого там, где ему будет удобно (дети расселяют жителей) .

Педагог : А еще на острове приплывают отдохнуть большие черепахи. Но им обязательно нужно уединение, тихое место для отдыха. Возьмите фигурки, растения и создайте свой тихий уголок отдыха (дети создают место отдыха, каждый свое) .

Педагог : Большие черепахи любят хвалить друг друга. Для того чтобы хвалить, и мы на песке нарисуем волшебные очки и будем примерять их, а вместе с примеркой говорить о себе хорошие слова (дети рисуют очки, как будто примеряют их, хвалят сами себя) .

Педагог : Большие черепахи любят зарываться в теплый песок . Погрузите и Вы ладони в песок (Дети закапывают ладони в песок ) . Что Вы чувствуете? Приятно Вам или нет? (ответы детей) . Что Вам хочется изменить? (ответы детей) . Какое у вас настроение? Чувствуете ли страх? (ответы детей) А теперь переверните ладони внешней стороной. Изменились ли ваши ощущения? А ваше настроение? (ответы детей) .

Педагог : Нам пора возвращаться на корабль и плыть домой. (дети берутся за руки в форме «лодки» , садятся на ковер. Передавая мяч, они делятся своими впечатлениями от занятия )

Публикации по теме:

Конспект занятия по песочной терапии «Волшебный цветок» Тема: «Волшебный цветок» Цели: -развивать воображение, любознательность,творчество; - расширять словарный запас; - развивать мелкую моторику;.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с помощью светового стола для игр с песком,.

Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Конспект ОД с элементами песочной терапии «Ласковое солнышко» Конспект НОД в младшей группе на тему «Ласковое солнышко». Подготовила: Рустамова Наталья Юрьевна, МАДОУ «Детский сад № 47» КВ Цели: Формирование.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок