Переход на пятидневку. Пятидневка: мечты сбываются

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сотрудница администрации президента Ольга Васильева 19 августа сменила Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки.


Как только она приступила к исполнению своих обязанностей, сразу сделала несколько важных заявлений: коррекционные школы больше не станут закрываться, внеурочное время школы будут тратить на развивающие занятия, а не на натаскивание на ЕГЭ, при закрытии неэффективных вузов и филиалов учтут все нюансы, и каждый случай рассмотрят индивидуально.

Васильева особо подчеркнула, что никакого плана по закрытию вузов и филиалов нет, а прилагательное "жесткий" вряд ли можно применять к системе высшего образования и студентам.

Педагоги с этого года будут работать по стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Не все школы пока к ней готовы, потому переход на стандарты пойдет поэтапно. В госпрограмму "Доступная среда" теперь включены и спецшколы, а значит, они получат дополнительные средства.

По мнению министра, регионы должны активнее привлекать в школы молодых педагогов, так, чтобы доля учителей со стажем и молодежи в наших школах была равной. Пока среди учителей преобладают те, кому за 40. Молодых педагогов у нас примерно столько же, сколько и в среднем в развитых странах. А вот доля учителей от 50 до 59 лет - почти 30%. Это гораздо выше, чем в странах, которые претендуют на лидерство в образовании. Как привлечь молодежь в школу? Например, льготными беспроцентными кредитами на жилье, как это сделали на Сахалине.

Чтобы дети больше времени проводили с родителями, все школы постепенно перейдут на пятидневку. "Это не касается 10 и 11 классов", - уточнила министр. Ясно, что сегодня пятидневка - пока несбыточная мечта для многих учеников и учителей. В России есть и вторая, и даже третья смена в школах. Особенно тяжелое положение на Северном Кавказе, в Приморье, в Крыму. И все из-за того, что остро не хватает учебных помещений. По плану минобрнауки через 2 года все школы должны отказаться от 3-й смены, а к 2025-му - от 2-й.

Кстати

Московские школьники теперь смогут пользоваться электронными браслетами. С сентября любая школа или сад, где внедрена система "Проход и питание", имеет право заменить электронные карты учеников на силиконовые браслеты. С их помощью дети будут проходить в здание и покупать еду в столовой и буфете.

Браслет - аналог электронной карты школьника. На выбор ученикам предложат 11 расцветок. Главное достоинство браслета в том, что его гораздо труднее потерять, чем карту.

Мнения

Патриарх Кирилл

Думаю, у вас очень правильная позиция, правильное видение целей и задач, стоящих перед вами. Даже этот короткий рассказ свидетельствует о том, что многие годы вы размышляли на эти темы.

Сложившиеся конструктивные отношения министерства образования и науки с Русской православной церковью будут и впредь приносить добрые плоды на ниве просвещения.

Владимир Фортов, президент РАН

Мы готовы к дружной работе с новым министром, есть надежда, что теперь реформа будет идти более взвешенно. Ольга Васильева - гуманитарный человек, а гуманитарный блок у нас подвис по ходу реформ.

Диана Гурцкая, заслуженная артистка России, член Общественной палаты

К сожалению, последние годы не было должного внимания к дефектологам и специалистам по коррекционной педагогике. Но с приходом Ольги Васильевой на должность министра образования ситуация, надеюсь, будет качественно иной. Я хорошо знаю ее профессионализм в этой сфере по совместной работе в комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, где она возглавляет рабочую группу по образованию. И она уже обозначила в качестве одного из приоритетов своей деятельности именно образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Федеральный стандарт для детей с ограниченными возможностями, безусловно, вещь своевременная и нужная.

Мои приоритеты

Ольга Васильева, министр образования и науки

Для меня как человека, который занялся этой очень сложной и важной работой, есть приоритеты. Как известно, образование - это обучение и воспитание. Школа на протяжении всей истории человечества всегда формировала личность человека.

Самый большой приоритет - воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия нравственность, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших.

Из нашего языка, к сожалению, почти ушли слова милосердие и сострадание. А мне очень важно, чтобы маленький человек - ребенок - благодаря труду учителя стал личностью. Поэтому я считаю, что учитель, как врач или священник, - это служение, призвание, и понятие "услуга" должно уйти из общественного сознания.

Благодаря учителю маленького человека можно приучить к трудолюбию. Об этом мы тоже перестали говорить. Именно благодаря подвигу учителя, его нравственным идеалам ученик идет во взрослую жизнь и принимает ее достойно со всеми ее сложностями. Возникает вопрос, как это сделать? Лучшее, что у нас было и есть, - это кладезь русской литературы. Ничто не учит лучше человека этим самым нравственным качествам, чем литература. Наша задача - дать ему то, что получали другие поколения, учить истории и традиции, потому что традицией зиждется наша будущая жизнь. Сегодня ребенок - завтра гражданин, и вся ответственность лежит на учителе. Поэтому я не раз заявляла, что главное - забота об учителе, о вузовских преподавателях, педагогах в колледжах. Мне кажется, что одна из первоочередных задач - освободить учителей от большого количества бюрократических отчетов. Учитель должен заниматься своим творчеством - прекрасным, сложным, требующим много сил.

Еще одна задача - формирование единого образовательного пространства. Должен быть очень четко обозначен базис по каждой дисциплине, а также разработаны углубленные курсы. Недопустимо, чтобы в Калининграде мы начинали учить одно, а потом, случайно оказавшись во Владивостоке, видели нестыковку. Я хочу сделать акцент на содержании учебных программ, ведь от того, какими будут программы, зависит и результат. Вот задачи, которые, на мой взгляд, стоят сейчас наиболее остро.

Цифры и факты

Сколько чего в России сейчас?

43 900 школ.

1 000 000 учителей.

3200 колледжей и техникумов.

896 вузов и 1080 филиалов.

Что появится в скором времени?

1027 новых детских садов.

185 новых школ.


Инфографика: Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова / РГ

30 августа 2017 года состоялось традиционное Общероссийское родительское собрание, на котором Министр образования и науки России О.Ю. Васильева в прямом эфире ответила на вопросы родителей, как непосредственных участников собрания, так и родителей по видеосвязи из ряда регионов, а также на вопросы, поступившие на сайт Минобрнауки России и через аккаунты Министерства в социальных сетях, в том числе:

когда во всех школах будет пятидневка; могут ли учащиеся на уроке пользоваться мобильником; зачем нужен экзамен по иностранным языкам после 9 класса; закроются ли коррекционные школы; почему в школу попадают плохие учебники; до каких пор с родителей и учителей будут собирать деньги на ремонт классов и многие другие.
Об учебной неделе
Министр образования и науки О.Ю.Васильева рассказала, что решение о пятидневной или шестидневной учебной неделе должна принимать сама школа при активном участии родителей.
«Малыши должны все свои программы, мне кажется, укладывать в пять дней, а старшие, если требует необходимость, могут прийти и в субботу», — сказала О.Ю.Васильева.
Она также отметила, что разговоры о перегруженности детей велись всегда, но часть занятий идет в рамках дополнительного образования, это дает возможность детям сменить вид деятельности и в то же время получить новые знания и навыки.
Об изучении иностранного языка
Министр подчеркнула, что в современном мире иностранный язык «необходим как инструментарий, какую бы специальность ребенок ни выбрал». Однако за то время, что у нас отпускается на изучение иностранного языка, ученики не могут говорить. Поэтому Министр считает, что «что-то надо менять в преподавании иностранных языков в российской школе».
Об увеличении часов на предметы естественно-научного цикла в старшей школе
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильева пояснила, что в непрофильных классах это можно сделать за счет часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности по решению самой школы. Это надо делать так, чтобы дети, которые тяготеют к естественным наукам, получали дополнительное время для их изучения через научно-кружковую работу, углубленные лекции после уроков или через «Кванториум».
Школа имеет все, чтобы удовлетворить потребности ребенка, но надо иметь хорошее базовое образование. Обращаясь к руководителям школ, она попросила, чтобы они ее услышали: нужно захотеть это сделать, нужно честно это делать.
О.Ю.Васильева также считает, что шахматы, обучение финансовой грамотности должно быть в каждой школе.
О профориентации и уроках труда
Глава Минобрнауки РФ О.Ю. Васильева сообщила, что вопрос о профориентации рассматривается «жестко» и что. занятия по профессиональной ориентации появятся во всех школах. Что касается трудового обучения в школе, то задача не меняется и каждая школа сама определяет по какому пути она пойдет, как организовывать программы по предмету так, как считают необходимым её руководство и родители.
Об учебниках
Министр О.Ю.Васильева рассказала, что в ближайшее время изменится перечень учебников для школ, которых сейчас 1376. Ко многим из них есть претензии учителей, особенно к учебникам русского языка, математики, окружающего мира, истории, иностранного языка. По ее словам «надо рассмотреть новые формы экспертизы и вернуться к учебникам, которые дают базовое содержание». При этом не должно быть больше трех линеек.
О сборах денег с родителей на учебники, пособия и рабочие тетради
«Бесплатные учебники и учебные пособия, то, что вам рекомендуют – учитель должен объяснить, почему эта тетрадь необходима, если она пустая, ее вряд ли стоит носить. Стоит обговорить значимость тетради для того или иного предмета. Обязательные бесплатные тетради должны у вас быть бесплатными, остальное – школа решает сама. Если нужна наша помощь – мы можем оказать. Но нужно решить на уровне родительской ассоциации», — сказала О.Ю.Васильева.
О коррекционных школах
Министр сообщила, что «сейчас в России 1764 таких школ, они все продолжат работать» и что и все они будут оснащены специальными медицинским комплексами.
Об экзамене по русскому языку и ЕГЭ
Глава Минобрнауки отметила, что теперь все вопросы в ЕГЭ со смысловым ответом, и чем дальше – тем их будет больше. Тестовая часть осталась только в устной части ЕГЭ по иностранному языку. Она также сообщила, что так как дети теряют навык хорошо формулировать собственные мысли, в новом учебном году планируется ввести собеседование по русскому языку и литературе в девятом классе, как своего рода допуск к основному ЕГЭ подобно сочинению в 10 классе. Относительно устного экзамена по русскому языку в 9 классе О.Ю.Васильева пояснила, что это будет либо короткий рассказ либо беседа по прочитанному отрывку из какого либо произведения.
О лагерях отдыха
Глава ведомства О.Ю.Васильева отметила, что большая часть из 42 тысяч лагерей отдыха построена 30-40 лет назад. В этом году на поддержание материальной базы вложено 35 млрд рублей. Эта работа будет продолжаться и дальше. Прорабатываются возможности субсидий и других форм помощи регионам.
О возвращение медицинских кабинетов в школы и предоставлении данных о здоровье детей
Свою позицию по этому вопросу Министр сформулировала так:
«Я убеждена, что школа должна знать об особенностях здоровья ребенка. Защита данных — вещь замечательная, но дело касается здоровья. Информация об этом должна быть в школах, возможно, она будет иметь заявительный характер».
Вопрос о медицинских кабинетах и предоставлении информации о здоровье детей, как заявила О.Ю. Васильева, будет решаться совместно с Министерством здравоохранения РФ.
О мобильниках на уроках
Министр считает, что на уроке разговаривать по мобильному телефону учитель, конечно, не может, а ученику мобильник на уроке не нужен. Есть телефон у учителя, с которым родители всегда могут связаться.
По мнению Министра школьникам на уроках достаточно планшета с учебными программами и интерактивной классной доски, а мобильные телефоны на уроках только мешают учебному процессу, и что каждая школа может сама выработать рекомендации относительно мобильных телефонов.
О компенсации на семейное образованием и питание детей из многодетных и малообеспеченных семей
О.Ю.Васильева пояснила, что субъекты Федерации в порядке предоставленных им полномочий вправе сами решать вопросы компенсации на семейное образование на основании нормативов, определяемых в соответствии со стандартом, и о бесплатном питании детей из многодетных и малообеспеченных семей. Регионам такое право предоставлено и они все должны воспользоваться эти правом.
О поборах в школах
Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева подчеркнула, что базовый закон об образовании не предполагает никаких поборов, в том числе и на ремонт школы.
«Вопрос о поборах нужно решать внутри самой школы, для начала, и с руководством муниципалитета, который является ее учредителем. Никаких поборов быть не должно. Поэтому каждый отдельный случай нужно решать, в том числе, и с правоохранительными органами, – заявила О.Ю. Васильева.

- 7 Февраля 2015, 12:52

"Почему родители отдыхают, а мы нет?" — наверняка этот досадный вопрос хотя бы раз возникал у школьника, держащего путь на учёбу поутру в субботу. И действительно, почему у большинства взрослых два выходных, а у детей — всего один? Когда отдыхать и общаться, если и в единственный выходной, воскресенье, ученики вынуждены заниматься домашним заданием на понедельник?

О праве детей на отдых и занятия по интересам с недавних пор всерьёз задумались по всей стране. «На пятидневке» — уже более 97 % московских школьников, с переменным успехом пытаются разгрузить субботу другие регионы. От общей тенденции не отстаёт и наш район: по поручению Сергея Пахомова управление образования сейчас занимается проработкой этого вопроса. Всем нашим школам настоятельно рекомендовано перейти на пятидневную учебную неделю с 1 сентября 2015 года.

СУББОТА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДНОЙ

Согласно действующему законодательству, сколько учиться — пять дней в неделю или шесть, школы определяют для себя самостоятельно. Исключение сделано лишь для первоклашек, у которых по санитарным правилам обязательно должно быть два выходных дня в неделю.

Отметим, что по рекомендации управления образования на пятидневку несколько лет назад перешли все начальные классы в школах района. В каких-то учебных заведениях по пять дней в неделю учатся также 5 и 6 классы. В основном же школьники с 5 по 11 классы посещают школу в шестидневном режиме.

В управлении образования нам сказали, что переход на пятидневную учебную неделю осуществляется, прежде всего, по запросам родителей. О том, что было бы разумно и полезно разгрузить субботу, говорили и директора школ. Зачастую в этот день на уроках можно видеть полупустые классы. У старшеклассников на сей счёт есть вполне уважительная причина: по субботам многие уезжают на вузовские подготовительные курсы.

"Пятидневка приведёт к тому, что высвободится суббота, чтобы дети, в первую очередь, могли больше находиться с родителями, отдыхать. В будние дни взрослые приходят с работы после семи, на общение уже ни времени, ни сил не остаётся. А в воскресенье ребёнок готовит уроки на понедельник. Поэтому именно суббота — время для совместного посещения выставок, театров, му

зеев, да и просто досуга", — говорит заместитель главы администрации района — начальник управления образования Ольга Дударева.

По мнению начальника школьного отдела Ирины Чу-завковой, освобождённая суббота даст больше возможностей для дополнительных занятий. "Уже в начальной школе дети идут в различные творческие объединения, спортивные секции. И родители стараются определить детей в учреждения дополнительного образования таким образом, чтобы нагрузка больше падала на субботу, когда родители свободны", — отмечает она.

Всеобщая пятидневка не должна привести к перекраиванию графика работы музыкальных и художественных школ. И в настоящее время в учреждениях дополнительного

образования суббота — это полный рабочий день.

НЕ УВЕЛИЧИТСЯ"

Многие родители опасаются, что сокращение учебной недели на один день приведёт к тому, что на ребёнка свалится дополнительная нагрузка в оставшиеся пять дней. Это серьёзный аргумент, чтобы встать на защиту шестидневки, которая представляется в таком свете более щадящим режимом учёбы.

Однако в управлении образования нас заверили, что чисто технический перенос занятий с субботы на другие дни невозможен. Составляя свой учебный план, школа руководствуется региональным базисным учебным планом, кото-

рый утверждается Министерством образования Московской области ежегодно. В нём чётко прописано, какое максимальное количество уроков может быть в каждом классе при шестидневной и при пятидневной учебной неделе.

К примеру, предельно допустимая нагрузка для пятиклашек при шестидневке — 32 часа, а при пятидневке — 29 часов в неделю. Для 6 класса при шестидневке допускается 33 часа, при пятидневке — 30 часов. Причём разница в три часа установлена для всех классов. То есть, как видим, общая допустимая недельная нагрузка при шестидневном режиме всегда больше, чем при пятидневном.

Ещё один немаловажный момент: уроки распределяются по дням недели не в произвольном порядке, а в соответствии с санитарными правилами. В них определено, сколько может быть занятий в день у разных классов в зависимости от сложности предметов. Кроме того, нагрузка должна меняться в течение недели: например, четверг или пятница — облегчённый учебный день.

МИНИМУМ ОБЕСПЕЧАТ

Как школа не может превысить допустимую учебную нагрузку на ребёнка, так она не может и дать меньше положенного. Существует такое понятие как базовая часть — это обязательные часы, которые одинаковы при пятидневке и шестидневке. Меньше этих часов школа поставить в учебный план не может. Больше — может, но только в пределах допустимой недельной нагрузки.

Возьмём в пример 5 класс: учиться 26 часов в неделю положено в любом случае, однако при пятидневной неделе есть возможность добавить ещё три часа до допустимого максимума, а при шестидневной — все шесть часов. Конечно, с этой точки зрения шестидневка даёт больше возможностей, но, если рассудить, то оправдана она, пожалуй, разве что в школах с углублённым изучением отдельных предметов и гимназиях.

"Большей части школ нужно дать только базис — чтобы был документ об образовании, — отмечает Ольга Дударева. — Кому нужно больше, будут использовать несколько часов сверх базиса, дополнительные занятия". В то же время начальник управления образования допускает, что с переходом на пятидневку могут возникнуть сложности у гимназий. Поэтому отказ от субботы со следующего учебного года — это рекомендация для школ, а не понуждение.

Вероятный "побочный эффект" ухода от шестидневки — уменьшение нагрузки на учителей и даже сокращение педагогов. Ольга Дударева не исключает таких последствий, подчёркивая при этом, что на первом месте всё же стоит забота о детях.

ЧТО ЖЕ САМИ

ШКОЛЫ?

Пока большинство школ района только ещё примеряют на себя новые учебные планы. Два учебных заведения, 1-я хотьковская и торгашин-ская школы, уже полностью перешли на пятидневку, причём по собственной инициативе.

Хотьковская школа № 1 работает по-новому с 1 сентября 2014 года. По словам директора Сергея Маслакова, это было совместное решение — руководства школы, педагогов и родительской общественности. "Мы ничего не потеряли. Родители и ученики говорят нам только спасибо, отмечают перемены к лучшему", — говорит Маслаков. Все основные предметы в школьном плане остались. Под сокращение попали факультативы, которые не были востребованы, в том числе и для поступления в вузы, — история, география. Такие факультативы как русский, математика, физика остались.

"Да, обязательно перейдём", — ответила на наш вопрос о переходе на пятидневку Ирина Горшкова, директор школы № 14, где учатся в две смены. Причём, со слов директора, разгрузка субботы совсем не помешает планам школы по ликвидации второй смены. "Я сторонница пятидневки, дети должны проводить выходные с семьёй, — говорит Ирина Васильевна. — Конечно, учителям всегда не хватает часов, хочется дать детям больше. Но ведь, с другой стороны, важно не сколько учить, а как".

А вот в гимназии № 5, скорее всего, полностью отказаться от субботы не смогут. По пятидневке с нового учебного года начнут учиться 5 и 6 классы, а также 6, 7 и 8 общеобразовательные классы. В новые планы получится вписать два иностранных языка, остальное будет компенсироваться бесплатными внеурочными занятиями, курсами. У остальных классов продолжится учёба шесть дней в неделю, ведь им просто необходимо доучиться по уже начатому учебному плану, иначе несколько лет учёбы на результат просто пропадут даром.

Юлия Ермакова



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?