Причины малообеспеченности семей. Бедность как социальная проблема - реферат

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Начавшееся с середины 80-х годов реформирование политической, социальной и экономической жизни России предполагало, что эти реформы создадут благоприятные условия для последующего экономического роста и процветания страны. Однако на практике становление новых принципов хозяйствования привело к обострению социальных проблем, существовавших еще в СССР, а также к возникновению новых, ранее неизвестных.

В настоящее время ухудшение социально-экономических условий, нестабильность экономического положения, неуверенность в завтрашнем дне значительно изменили ситуацию в таких семьях, что препятствует развитию данной тенденции. Все эти негативные явления свидетельствуют о том, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на положении детей .

Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус. Уровень благосостояния благополучной семьи на 15 -- 20 % выше среднего; такая семья решает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус -- средний.

Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус -- низкий .

Все эти социальные проблемы, так или иначе, отражаются на жизнедеятельности семьи, а значит, затрагивают интересы детей. Вместе с тем от того, как живут, развиваются и обучаются дети, зависит будущее страны. Рассмотрим ниже ряд показателей, которые с достаточной полнотой характеризуют истинное положение детей сегодня, позволяют проследить тревожные тенденции в развитии подрастающего поколения и общества в целом. В качестве показателей мы возьмем семью, здоровье, образование, отдых. Согласно статистическим данным численность детей и подростков в возрасте до 18 лет ежегодно снижается: на начало 1996 г. Она составила 37,6 млн. человек, на начало 1997 г. -- 36,7 млн. человек, на начало 1998 г. -- 35,9 млн человек. За эти годы доля детей в общей численности населения снизилась с 26,2 % до 24,4 %.

Общий коэффициент рождаемости в 1997г. Был равен 8,6 на 1000 населения и сократился по сравнению с 1996 г. На 3,4%. Число родившихся детей на одну женщину в течение жизни составило 1,23 (в 1996 г. -- 1,28) против 2,14 -- 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

Следующий показатель семейного благополучия -- уровень занятости населения, обеспеченность работой, а значит, соответствующими денежными поступлениями в бюджет семьи. В 1997 г. Было официально зарегистрировано 2,2 млн. безработных, что составляло 2,8 % экономически активного населения. Реальная же безработица оценивается экспертами примерно в 3,3 раза выше. На 1 января 1998 г. 901 тыс. безработных имели на иждивении несовершеннолетних детей и инвалидов с детства; из них 75 тыс. безработных -- это родители, являющиеся единственными кормильцами, а у 89 тыс. безработных имелось три и более несовершеннолетних детей.

Важным элементом благосостояния является жилищная обеспеченность, а также потенциальная возможность для улучшения жилищных условий. В 1997 г. На учете для улучшения жилищных условий состояло 6,76 млн. семей (13% всех семей), в том числе 302 тыс. многодетных и 372 тыс. молодых семей. Вместе с тем замедление темпов жилищного строительства и переход от бесплатного предоставления жилья к его покупке при сокращении размеров накоплений у подавляющего большинства российских семей делают проблематичным улучшение жилищных условий семей с детьми и, следовательно, создание нормальных условий для развития и жизни детей в ближайшей перспективе. Все эти явления привели к развитию негативных тенденций в сфере брачно-семейных отношений: на фоне неуклонного снижения числа регистрируемых браков наблюдается рост числа распавшихся семей. В целом число разводов супругов, имеющих детей, возросло с 1989 по 1994 г. Более чем на 20 %. С 1995 г наметилась тенденция незначительного уменьшения числа разводов. Однако эта тенденция очень неустойчива, и все равно ситуация вызывает тревогу, поскольку ежегодно около полумиллиона детей остаются с одним родителем. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиями .

К категории семья социального риска относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т. е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями. Практически все эти семьи зачастую являются малообеспеченными, т.к. среднедушевой доход в вышеназванных семьях ниже прожиточного минимума.

Кризисной семьей считается та, которая находится за чертой бедности.

Особенно высоко число и доля таких семей с детьми до 16 лет. В 1995г. Бедных семей среди семей с детьми было 54,3 %, в то время как среди семей без детей -- 24,5 %; в сельской местности бедных семей больше, чем в городе, в 2,3 раза. К категории: семья социального риска относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т. е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями. Практически все эти семьи зачастую являются малообеспеченными, т.к. среднедушевой доход в вышеназванных семьях ниже прожиточного минимума .

Состояние детства в первую очередь определяется состоянием семьи как основного института воспитания и социализации ребенка. Положение же семьи определяется, прежде всего, уровнем жизни, который она может обеспечить. В понятие уровня жизни входят два показателя: прожиточный минимум и средний уровень дохода. Как показывают данные статистики, за последние годы в среднем 28 % населения страны имели реальные денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.

Можно смело говорить о формировании в стране обширного слоя бедных: в 1990 г. Численность лиц, чьи доходы не достигали прожиточного минимума, составляла 2,3 млн. человек, в 1999 г. Она оценивалась в 31 млн. человек (21% населения), а по подсчетам Центра уровня жизни Минтруда России, значительно превышает эту цифру, составляя 40 -- 45 млн. или треть всего населения. В числе самых бедных оказались семьи работающих с двумя и более детьми, поскольку средняя заработная плата позволяет иметь только одного (весьма скромно обеспеченного) иждивенца, а детское пособие даже у получающих его составляет не более 15 % душевого прожиточного минимума .

Нужда стала устойчивой реальностью для миллионов людей, не только оказавшихся в экстремальных условиях (безработные, беженцы, многодетные, одинокие, малообеспеченные родители и т.п.), но и для тех, кто ранее мог заработать на себя и на своих иждивенцев, -- для работником бюджетных и кризисных отраслей: оборонной, машиностроения, легкой, сельского хозяйства. Это российские «новые бедные», малообеспеченность которых сформировалась из-за традиционно заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей большинству работающих даже минимальных средств для содержания себя и семьи.

Таким образом, высоким остается уровень бедности, до 30% населения России не имеют прожиточного минимума, в связи с этим увеличивается число семей, функционирование которых затруднено, так называемых семей риска, эти негативные явления свидетельствуют о том, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на положении детей.

Введение

Глава I. Проблема малообеспеченности в России - как основная социальная проблема

1.1 Малообеспеченность: сущность, понятие

1.2 Малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения

Глава II. Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

2.1 Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

2.2 Государственная социальная помощь малообеспеченным слоям населения

Заключение

Список литературы

Введение

Малообеспеченность, бедность, нищета — понятия в российских условиях столь же относительные, как «нормальная» обеспеченность, тем более что в высшей степени относительным является и понятие богатства. Вот уж поистине «у одних щи жидки, а у других — жемчуг мелок». К тому же российские регионы резко отличаются по всем возможным параметрам, связанным с доходами, ценами и рынком труда.

Тем самым для России особенно важно то, что современная социология предпочитает оценивать бедность в рамках относительного подхода, т. е. не по численно измеряемым доходам, а по реальным лишениям (видам депривации), которые испытывает данное домохозяйство.

Официальный прожиточный минимум населением вообще не рассматривается в качестве сколько-нибудь содержательного показателя. Видимо, он им и не является. Реальная черта бедности в полтора раза ниже уровня прожиточного минимума, причем обычно величина «нормального» (с точки зрения граждан) дохода превосходит прожиточный минимум настолько же, насколько прожиточный минимум превосходит бедность.

В России в качестве причин бедности наряду с длительной безработицей называют «невыплаты зарплаты и задержки пенсий» — последнего в Европе по понятным причинам нет. Если в России в семье с двумя работающими и одним иждивенцем один из работавших ушел на пенсию, то семья уже переходит в разряд малообеспеченных. В такой семье отказываются от услуг парикмахерской и химчистки, чинят одежду сами, пока она совершенно не развалится, но при этом постоянно ощущают хрупкость своего положения и необходимость суровой экономии на всем, включая лекарства, фрукты, междугородние звонки родственникам и подарки друг другу.

В настоящее время количество малообеспеченного населения в нашей стране слишком велико, поэтому рассмотрение данной проблемы является сегодня крайне актуальным.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы наиболее полно осветить проблему малообеспеченности в России, а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущим гражданам.

Предмет исследования - теоретические моменты возникновения бедности, её характерные черты.

Объект исследования - малообеспеченное население нашей страны, а также социальные организации, способствующие преодолению бедности.

Задачи настоящей работы состоят в том, чтобы:

Дать понятие малообеспеченности, выделить сущность;

Осветить малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения;

Охарактеризовать социальную защиту малообеспеченных слоёв населения;

Выделить, как осуществляется государственная социальная помощь малообеспеченным слоям населения.

Глава I . Проблема малообеспеченности в России - как основная социальная проблема

1.1 Малообеспеченность: сущность, понятие

Уже несколько лет рассуждения о бедности в России являются неотъемлемой частью общественного обихода. О существовании бедности говорит Президент, речь о бедности ведут члены правительства, политики, эксперты, общественные и религиозные деятели, публицисты, но странное дело: количество произносимых ими слов упорно, годами не переходит в качество. Волны публичных дискуссий накатывают на массив российской бедности одна за другой, но эта скала стоит неколебимо.

Бедность и малообеспеченность огромного большинства населения России на фоне льющегося на страну нефтедолларового дождя является в начале ХХI века если не главной, то наиболее скандальной приметой жизни 140-миллионного народа. Богатство (сверхбогатство) одних и бедность (на грани нищеты) других достигли в стране такого контраста, какого русская история еще не знала. Здесь мы, действительно, поставлены перед историческим вызовом, суть которого в том, что водораздел «бедность - богатство» превратился в линию разрыва социальной ткани, линию раскола российского общества на «две России», потенциально антагонистичных. Удовлетворительного (практически значимого) ответа на этот вызов мы не имеем до сих пор.

А получить ответ необходимо, ибо бедность небезопасна. В условиях все более жесткого международного окружения потенциал внутрироссийского антагонизма делает общество и государство исключительно уязвимыми.

Ненормально большой, не сокращающийся разрыв между богатством и бедностью делает Россию все менее единой, - оттого все более слабой внутри и все более неуверенной вовне. В мире, где безудержное стремление к глобальному превосходству опирается на гипертрофированную военную силу, подобная слабость прощена не будет. Все сроки, когда эта слабость могла быть терпимой, для нашей страны прошли.

Российское общество не стоит на месте в своем идейном развитии. За последние годы проделана значительная работа в области исследования феномена русской цивилизации. Это чрезвычайно важно, но здесь есть одно «но»: рост внимания к традициям русской цивилизации нередко ограничен и замкнут у нас кругом нормативных ценностей, когда идеально должное, как говорят философы, отрывается от актуально сущего и рефлексия, даже изощренная, оказывается бессильной.

Можно вдохновенно и с философским блеском трактовать о духовно-нравственных ценностях «русской цивилизации», ее глубоко самобытных чертах и при этом забывать, что инерция увеличения разрыва между бедностью и богатством в нашем обществе с каждым годом неуклонно уводит нас в сторону от всякой цивилизации вообще.

Ибо все цивилизации тем и отличаются от варварства, что владеют сложным законом ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ возрастающего общественного богатства. Когда они утрачивают знание этого закона, цивилизации гибнут.

Бедность как массовое общественное явление имеет много видов, обличий, причин, степеней, факторов. В рассуждениях об относительном характере бедности, о многоликости ее проявлений и т.п., легко потеряться. Нам же нужна сегодня интегральная характеристика российской бедности конца ХХ - начала ХXI веков, пригодная для того, чтобы стать инструментом практического политика.

Привыкнув к языку ирреальности, мы заученно повторяем: «проблема бедности». Помилуйте, какая еще «проблема»?! Не «проблема», а вопиющее зло, которое с вызывающей наглостью утвердилось в нашей жизни с начала 90-х годов и продолжает победоносно торжествовать. Имя этому злу - общественно санкционированный отказ человеку в средствах существования, достаточных для воспроизводства жизни.

С самых первых дней «нового порядка», когда ярлык на правление Россией был выдан «правительству демократических реформ» Ельцина - Бурбулиса - Гайдара, воспроизводство жизни в России оказалось заблокировано. Не надо много статистики, не обязательно аккумулировать цифры многочисленных ограблений народа России - ограбления 92-го года, ограбления 95-го года, ограбления 98-го года… Есть очевидность, которая красноречивее всяких цифр: вымирание людей в нашей стране, корректно именуемое в политических речах «демографическим кризисом», продолжается 15-й год подряд! И если уж говорить о «проблеме», то формулируется она предельно просто: как РАЗБЛОКИРОВАТЬ механизмы социальной самозащиты и политического действия, которые остановят происходящее сползание российского социума к черте исторической смерти?

«Историческая смерть» - не гипербола. Для того, чтобы она наступила, совсем не нужно, чтобы вымерли все 140 миллионов: всего то и нужно, чтобы окончательно истончился и сошел на нет самосознающий, совестливый, подвижнический элемент в народе.

Сегодня для этой истребительной операции достаточно удержать еще на некоторое время существующий порядок вещей, который обеспечивает дальнейшую НЕГАТИВНУЮ СЕЛЕКЦИЮ во власть. Порядок вещей, при котором «элитой», избранными - вопреки всем нормам цивилизованного общежития - становятся худшие по определению.

Именно такой порядок вещей - с опорой на прямое насилие - был установлен в России в правление незабвенного Бориса Николаевича Ельцина, и он не сломан до сих пор. Начав, таким образом, рассуждать о бедности, мы непременно приходим к самому злободневному вопросу дня. С одной стороны, это вопрос сугубо политический, ибо он указывает на главную аномалию организации власти в России, а, с другой стороны, - это вопрос культуры. Потому что это они - худшие по определению - запустили в России такой мощный аннигилятор культуры, как модель экономического роста БЕЗ ЦЕЛИ. Модель запрограммирована на экспроприацию большинства и одновременно ведет к устранению из культуры необходимого ей «смысла» - духовных ориентиров и нравственных целей развития. И это опять-таки последовательное движение прочь, в сторону от цивилизации.

Бедность лишает людей стимулов к труду и к жизни вообще, разрушает семьи, потворствует развитию алкоголизма, бродяжничества, преступности, интеллектуальной, духовной деградации человека.

«Страховщиками от бедности» могут выступать предприниматели и добившиеся своего работники, уплачивая налоги, которые бы расходовались на возмещение потерь неудачников на рынке труда, создание недостающих для них рабочих мест и т.п. Это предполагает осуществление государством адекватной фискальной и денежной политики.

Налоговые льготы предпринимателям, увеличивающим численность работников, могут служить хорошим стимулом. Их расчет требует сравнения предельных издержек общества на рост занятости с предельными издержками, от которых, сокращая безработицу, ему удается избавиться, или с его предельной выгодой от этого. Источником необходимой информации может послужить сама практика при использовании экспериментальных налоговых скидок, т.е. совокупность наблюдений, как ведут себя работодатели и что происходит, когда им предоставляются различные скидки за создание дополнительных рабочих мест. Произвольное назначение налоговых льгот по дополнительному трудоустройству может нарушить права предпринимателей. Во избежание этого следует допустить рыночный обмен их правами, связанными с наращиванием занятости (по аналогии с западным рынком «квот на загрязнение»), который способен уменьшить совместные издержки и увеличить взаимные выгоды работодателей.

Права стимулирования и обмен ими должны быть оформлены соответствующими нормативными актами. При этом не обойтись без страховых взносов предпринимателей и наемных работников, которые бы компенсировали издержки дополнительной занятости. Именно по такому пути идет практика страхования от бедности в странах с рыночной экономикой. В США на таком принципе фактически основаны программа помощи неполным семьям с детьми и Закон 1998 года о помощи семьям. Главный упор в борьбе с бедностью сделан на создание «неудачникам» условий перехода к трудовой деятельности, приносящей достойные доходы.

Во Франции принята Общая программа по обеспечению минимального дохода для постоянных жителей. Она предусматривает для малообеспеченных семей с детьми моложе 25 лет пособие, предоставляемое по контракту о подготовке к активной жизни, которым обеспечиваются профессиональная подготовка или ученичество на рабочих местах, получение оплачиваемой работы, лечение от алкоголизма и т.п. В Германии подобное пособие выплачивается семьям с одним родителем (независимо от размера его дохода), если он содержит родного или опекаемого ребенка в возрасте до 16 лет, а учащегося - до 27 лет, а в некоторых случаях и старше. В Италии любая семья, если ее среднедушевой доход не превышает определенного минимума, имеет право на пособие в денежной форме, выделяемое Национальным институтом социального страхования и ежегодно индексируемое по темпу инфляции.

1.2 Малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения

Для России эта цель может быть сформулирована, как преодоление бедности.

По данным Госкомстата РФ, в III квартале 2006 г. численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в целом по Российской Федерации, составила 31,2 млн чел. (21,9%).

Бедное население распределено по территории страны неравномерно, имеет место резкая поляризация. Так, по данным за 2006 г. в Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском АО, а также в Республике Ингушетия уровень бедности составлял 70-80%. В то же время в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО он был равен лишь 8-16%.

Основные факторы, формирующие малообеспеченность, можно объединить в три группы:

а) низкий уровень оплаты труда (одна треть работников имеют заработки ниже прожиточного минимума), безработица и неплатежи. Эти факторы формируют так называемых "новых бедных";

б) низкий уровень пенсионного обеспечения (одна треть пенсионеров имеют пенсии ниже прожиточного минимума);

в) высокая демографическая нагрузка в семьях многодетных, одиноких матерей, а также при наличии инвалидов. Это так называемые традиционные бедные.

Очевидно, что главные стратегии преодоления бедности выстраиваются по векторам факторов ее формирования. Самым эффективным из них является увеличение занятости и самозанятости через развитие малого предпринимательства. Здесь существенную роль могут сыграть местные органы власти, обеспечивая весь комплекс условий создания и деятельности малого бизнеса. Значимое место принадлежит и неправительственным некоммерческим организациям.

Следует специально отметить, что роль отдельных факторов преодоления бедности в различных субъектах федерации далеко не одинакова. Существенное отличие связано с особенностями занятости. В кризисных регионах установился высокий уровень безработицы: Ингушетия - 44%, Агинский Бурятский АО - 25%, Республика Дагестан - 24%, Республика Тыва - 21%.

Сказанное означает, что в каждом регионе должна быть разработана специальная Программа преодоления бедности с привлечением негосударственных и общественных организаций.

Прогнозы Института социально-экономических проблем народонаселения на 2010 г. показали, что проблема преодоления бедности будет решена, если средняя величина доходов населения за период с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза, а дифференциация доходов снизится на 30%.

Бедность существует во всех странах, даже в Соединенных Штатах. До 1992 года мы использовали не термин «бедность», а понятие «малообеспеченность». Можно сказать, что это одно и то же, но рассчитывались они по-разному. И «черта бедности», принятая в 1992 году, оказалась в два раза ниже «малообеспеченности». Раньше это было 130 рублей, а стало 65. Если бы мы использовали предыдущую метрику, то у нас бедных было бы в два раза больше. Именно по этой причине в некоторых публикациях тех лет можно увидеть цифру 70—80% бедных. Но признать, что у нас 80% бедных, означало согласиться, что бедна вся страна. Поэтому сформировали так называемый прожиточный минимум на уровне биологического выживания, за чертой которого в 1992 году находилось 40% населения России. Большую часть этого прожиточного минимума занимала продуктовая корзина — целых 70%. Оставалось всего 30% на «неэластичные потребности», то есть те, которые невозможно отложить на завтра: транспорт, ботинки для ребенка. Для сравнения: в развитых странах лишь 10—15% от доходов расходуется на питание.

В 92-м мы считали, что сформированный уровень бедности сохранится на год, максимум на полтора. Но жизнь складывалась таким образом, что эта черта бедности без изменения просуществовала до 2000 года. Уровень жизни, при котором 70% доходов тратится на питание, — это самая настоящая нищета. Всем было ясно, что нельзя сохранять эту черту бедности. И в 2000 году была разработана новая методика построения прожиточного минимума. Он был фактически увеличен на 20%. В результате чего вес продуктовой корзины в расходах в 2000-м стал равен 50%.

К сожалению, в сфере борьбы с бедностью много было неправильных решений. Это прежде всего плоская шкала. У нее много защитников. Но анализ говорит о том, что шкала не дала желаемого эффекта: люди по-прежнему не хотят легализовать свои доходы. Это отражает интересы довольно тонкого слоя — богатых людей. Основная масса населения (80%) проиграла. Если раньше подоходный налог был 12%, то сейчас — 13%. Причем платят даже те, зарплата которых ниже прожиточного минимума. В России одна треть работающих получает заработок ниже прожиточного минимума, и все они платят эти 13%!

А введение единого социального налога затормозило развитие социального страхования. У нас нет социального страхования, а есть большой социальный налог. Например, если мои деньги наша академия перевела в страховой медицинский фонд или пенсионный, то это деньги мои, и, когда я получаю страховку или медицинский полис, это как бы прибавка к моему заработку. А введение налога все перечеркнуло. Деньги, попав в бюджет, становятся как бы общими, там уже распоряжаются ими как хотят, что-то, конечно, перепадает Фонду обязательного медицинского страхования. Кроме того, этот социальный налог взимается по регрессивной шкале.

По прогнозам аналитиков минимальная заработная плата достигнет прожиточного минимума только в 2015 году. В тот же год средний доход достигнет уровня 1991 года. Доля фонда оплаты труда в этом же году не увеличится в ВВП, а даже на 1% снизится, и так далее. Правительство не желает нас привлекать к разработке программ, но мы все равно это публикуем и показываем. У нас сегодня зарплата десятой части самых низкооплачиваемых и десятой части самых высокооплачиваемых работников различается в 30 раз. Этого нет ни в одной стране мира. Если не будет никаких корректив (а их нет ни в одной программе), то в 2015 году разница сократится только до 13 раз. Но в развитых странах, например в Штатах, уже сегодня этот показатель равен трем.

Люди, находящиеся за чертой бедности, условно делятся на три группы. Первая группа — это так называемая экономическая бедность. Это бедность тех, кто никогда раньше не был бы бедным. Это так называемые новые бедные, бедные из-за того, что они имеют очень низкую оплату труда. Сюда же включаются безработные и те, у кого есть до сих пор задолженность по оплате труда. Хотя там в основном не государственный долг, а частных предприятий, но людям от этого не легче.

Вторая группа — пенсионеры. Хотя в малых городах и селах единственные, кто имеет деньги на руках, это пенсионеры, поскольку там никому не платят заработную плату. Но эти средства, конечно, очень невелики.

И третья группа — это так называемые традиционные бедные. Это бедные, которые есть во всех странах. Это либо одинокие матери, либо многодетные семьи, либо семьи с инвалидами или просто инвалиды, беженцы и переселенцы. И еще остается так называемое социальное дно, или маргиналы.

Население нашей страны каждый год уменьшается на 1 миллион человек. По всем оценкам, которые делают разные прогнозисты, в 2050 году нас останется 100 миллионов. Известно, что почти во всех европейских странах численность уменьшается, но по-разному. У нас на одну треть к 50-му году. Если мы не можем прокормить родившихся детей, зачем мы ратуем за их рождение?

Глава II Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

2.1 Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

Уже ни для кого не секрет, что современное российское общество крайне дифференцировано по уровню материального положения различных слоёв и групп.

Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Такое положение, естественно, вызывает беспокойство миллионов людей, что каким-то образом пытается учитывать политическую власть.

Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого политического режима. Правда, надо сразу подчеркнуть, что это регулирование осуществляется разными путями, с различной отдачей и неодинаковыми последствиями. Как правило, главную роль здесь играют отмеченные выше два фактора: состояние экономики страны и содержание социальной политики.

Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:

1. Путём увеличения доходов на определённый процент через определённое время (раз в год, раз в квартал);

2. Путём корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.

Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных). Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паёв, недвижимости).

Выплаты по индексации осуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация.

Она означает возмещение расходов тех или иных слоёв и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.

Каждый из этих способов регулирования доходов населения имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдаётся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальной политики.

В странах развитых рыночных отношений и стабильной экономики имеется опыт того, какие социальные группы и слои должны защищаться государством в первую очередь (не имеющие возможности к самообеспечению), какова должна быть доля социальных отчислений из фонда оплаты труда, чтобы это не повлияло на мотивацию труда людей. Согласно расчётам эта доля в нынешних условиях не должна превышать 25% от фонда оплаты труда. В конечном счёте, однако, всё зависит от “содержания” каждого процента, т.е. объёма социальных выплат, обусловливаемого уровнем экономического развития общества, его нормального функционирования.

Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения). В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как сейчас говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:

Льготное налогообложение;

Предоставление бесплатных и льготных услуг (в здравоохранение, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);

Пособия на детей по безработице, пенсии и др.

Особое значение в решении проблемы материального обеспечения социально уязвимых слоев групп населения в кризисную эпоху, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры.

К ним, в частности, можно отнести вовлечение средств населения в финансирование социальных программ (в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве), в том числе за счёт благотворительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатными; развитие добровольного страхования (наряду с государственным); продажа в кредит предметов длительного пользования для малообеспеченных слоёв населения; бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками; адресная помощь малоимущим группам и семьям; сочетание финансовой и натуральной помощи и т.д.

Естественно, все эти меры важны всегда, но особенно в периоды кризисного состояния общества. А поэтому они должны быть использованы в нашей стране.

В заключение отметим, что, поскольку ныне государство не в состоянии организовать всемерную поддержку всем нуждающимся группам населения, развитие отечественной благотворительности (имеющей глубокие исторические корни) в социальной поддержке малоимущих приобретает важнейшее значение. Различные благотворительные организации, фонды, промышленные предприятия, коммерческие и некоммерческие структуры выделяют немалые средства на организацию бесплатного питания малоимущих, для обеспечения их одеждой, обувью, средствами передвижения, постельными принадлежностями, продуктами питания, на посещение ими театров и концертных залов, организацию медицинских услуг, содержание домов для ветеранов труда, оказание надомной помощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.

Благотворительная деятельность достаточно активно осуществляется в Кабардино-Балкарии, в Алтайском, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Воронежской, Калининградской, Липецкой, Читинской областях, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Вместе с тем в большинстве субъектов Российской Федерации благотворительное движение развито слабо. Поэтому именно государство обязано взять на себя основную заботу по социальной защите малоимущих граждан России.

В Чувашской Республике в целях защиты малоимущих слоев населения принят Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимися в трудной жизненной ситуации, за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Кабинет Министров Чувашской Республики постановил: 1. Утвердить Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. 2. Финансирование расходов, связанных с предоставлением материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществлять за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики по разделу "Социальная политика". 3. Министерству социальной политики Чувашской Республики обеспечить целевое использование выделяемых средств. Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики разработан в целях оказания материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Основаниями для предоставления материальной помощи являются: заявление о предоставлении материальной помощи; документы, подтверждающие факт трудной жизненной ситуации (справки об инвалидности, о нуждаемости в постороннем уходе, о регистрации в качестве безработного лица, об ущербе, причиненном пожаром, товарные или кассовые чеки на приобретение лекарств, направления на оперативное лечение, проездные документы, справки об освобождении из мест лишения свободы, сведения о размере доходов, акты обследования материально - бытовых условий проживания и др.). Документы, являющиеся основаниями для оказания материальной помощи, представляются гражданами в Министерство социальной политики Чувашской Республики и рассматриваются в установленные действующим законодательством сроки. Для рассмотрения заявлений о предоставлении материальной помощи в Министерстве образуется Комиссия по рассмотрению заявлений и обращений граждан, состав которой утверждается приказом министра. Решение Комиссии о размере предоставляемой помощи оформляется протоколом. В случае принятия положительного решения готовится приказ по Министерству о предоставлении материальной помощи. Министерство ежеквартально не позднее 15 числа, следующего за отчетным кварталом месяца, представляет в Министерство финансов Чувашской Республики информацию о целевом использовании средств, выделяемых на предоставление материальной помощи.

2.2 Государственная социальная помощь малообеспеченным слоям населения

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств.

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Заключение

Одной из наиболее острых проблем переходного периода большинство экспертов называют падение уровня жизни населения и широкое распространение бедности . Политические деятели , видя особый общественный интерес к проблемам пошатнувшегося благосостояния населения , все чаще манипулируют различными показателями уровня бедности в России , приводя самые противоречивые оценки . Понятия прожиточный минимум и черта бедности стали едва ли не самыми часто употребляемыми социально-экономическими терминами .

Спорят , однако , не только политики , но и исследователи . Несмотря на то что за последние два десятилетия написано немало работ , посвященных данным вопросам , понятие бедности по-прежнему остается дискуссионным . Диапазон мнений здесь достаточно широк и колеблется от установления границ бедности на уровне жесткого физиологического минимума средств к существованию до вполне комфортных по меркам экономически отсталых стран условий жизни в высокоразвитых странах , где сформирована разветвленная сеть социальной поддержки .

Теоретические разработки в области выделения зон социального неблагополучия базируются , как правило , на одном из двух основных подходов абсолютной или относительной концепции бедности либо же на их совмещении . Уровень бедности в обоих подходах определяется через фиксацию пороговой точки черты бедности , которая делит всех граждан независимо от степени удаленности от этой черты на две категории бедные и обеспеченные . Данная точка выражается некоей величиной материальных ресурсов , располагаемых семьей .

Абсолютная концепция бедности ориентирована на определение минимума средств к существованию . Методика расчета этого показателя является ключевым моментом этого подхода , она служит главным объектом как научных , так и общественно-политических дискуссий . Именно данная концепция лежала в основе измерения уровня малообеспеченности в советский период .

Список литературы

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.)

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.)

4. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

5. Введение в социальную работу / под ред. С.В. Тетерского - М: “Академический проект”, 2002 г., 334 с.

6. Медико-социальная работа: Введение в профессию / под ред. И.Е. Лукьяновой - М: МГСА, 2002 г. 336 с.

7. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова - М: “Академия”, 2004 г. - 288 с.

8. Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова - М: “Форум”, 2005 г., 326 с.

9. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / под ред. Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной - М: “Академия”, 2003 г., 224 стр.

10. Правоведение /под ред. Е.В. Магницкой, Е.Н. Евстигнеева - М: Инфра-М, 2001 г.

11. Право / под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинковича - М: Закон и право, Юнити, 1997 г.

12. Право социального обеспечения / под ред. Е.Е. Мачульской - М: “Книжный мир”, 1999 г., 411 с.

13. Российский статистический ежегодник / Стат. Сб. Росстат., М: 2007 г., 211 с.

14. Трудовое право России / под ред. Р.З. Лившица - М: Инфра-М, 1998 г.

15. Теория, история и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павлёнка - М: “Дашков и К”, 2005 г., 560 с.

16. Теория медико-социальной работы / под ред. А.В. Мартыненко - М: МГСА, 2002 г. 243 с.

17. Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова, Е.Г. Студёновой - М: Академический проект, 2005 г., 512 с.

18. Технология социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой - М: Инфра-М, 2002 г. 543 стр.

19. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова - Ростов-на-Дону: 1999 г. 423 с.

20. Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой - М: “Дашков и К”, 2007 г. - 216 с.

21. Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина - М: “Дашков и К”, 2003 г., 321 с.

22. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность / под ред. А.А. Козлова - М: “Логос”, 2004 г., 488 с.

23. Социальная политика / под ред. Е.И. Холостова - М: СТИ МГУС, 2000 г., 254 с.

24. Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова - М: “Владос”, 1999 г.

25. Экономика и социология труда / под ред. В.В. Адамчука, О.В. Ромашкова - М: 1999 г.

26. Войиенко. В.Ю. "Презумпция бедности" в жилищном праве // "Российская юстиция", N 9, 2005 г., стр. 22-24

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.)

Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова - М: “Форум”, 2005 г

Все люди, независимо от их возраста и социального статуса, стремятся к достижению богатства! С этим утверждением спорить практически невозможно! Только не каждому это богатство дается легко. А многим оно вообще не дается. Почему же так происходит? Можно ли объяснить такое развитие событий объективными причинами? Конечно же, такие причины существуют.

Основные причины бедности

Привычка откладывать деньги на трудные времена

Первая причина в нашем списке является наиболее очевидной. Это привычка откладывать деньги на трудные времена. Казалось бы, в данной привычке нет абсолютно ничего плохого. Но в этом случае всё не так просто, как кажется на первый взгляд!

Дело в том, что жизнь человека состоит преимущественно из этих самых трудных времён. Причём, социальные стандарты каждого индивида повышаются на протяжении всей жизни. Это значит, что каждый последующий период будет отличаться повышенными запросами. Таким образом, отложенные деньги никогда не смогут уравновесить существующие запросы. Так и проходит всю жизнь человека: он гонится за деньгами, за той неопределённой цифрой, достижение которой просто невозможно. При этом человек отказывает себе абсолютно во всех материальных ценностях, А значит и в повышении качества своей жизни.

Помимо того данные сбережения постепенно будет «съедать инфляция». Чтобы не потерять деньги стоит воспользоваться банковским вкладом или инвестировать их в ценные бумаги.

Подсознательное программирование и менталитет

Следующей причиной бедности является подсознательное программирование. Ведь еще с самого детства человек привыкает к определенным социальным стандартам. И в том случае, если родители не отличались высоким материальным достатком, то ребёнок привыкает к такому порядку вещей. Все эти потёртые диваны, старые телевизоры и ветхая одежда становятся для человека чем-то вполне обыкновенным.

Здесь можно говорить об установлении некой социальной планки, через которую не сможет перешагнуть человек на протяжении всей своей жизни. В это же время, менталитет является неким продолжением такого вот подсознательного программирования в детском возрасте. Менталитет отражает тот в порядок вещей, который стал для человека нормой. Так что эти два понятия взаимно дополняют друг друга.

Комплекс Золушки

Комплекс Золушки также является одной из самых главных причин бедности, а также следствием психологического программирования в детском возрасте. Если ребенок постоянно ходит в старых вещах, пользуются старыми бытовыми приборами, да и вообще его жизнь проходит в подобной обстановке, то и в более взрослом возрасте человек уже не может отказать своим устоявшимся привычкам. Такой человек будет постоянно на себе экономить, считая свою персону недостойной покупки новых вещей и финансовых затрат в целом. В то же время, подобная особенность абсолютно не зависит от текущего уровня финансового достатка индивида. Такой человек может достичь значительных высот в плане финансов, но при этом оставаться бедным, как в душе, так и по внешним признакам.

Мещанство

Мещанство является одной из самых главных причин бедности. Подобное проявление характера человека до сих пор часто встречается среди населения. В чём проявляется мещанство? Если человек пользуется теми вещами, которые давно уже вышли из моды, но при этом у него есть и новые вещи, которые бережно при этом хранятся, то его можно назвать мещанином. Таким образом, человек постоянно пользуются старые вещи, потому что новые вещи постепенно приходят в негодность на полках шифоньера, или же в дальнем углу кладовой комнаты. Данный принцип можно характеризовать довольно долго, но смысл заключается в том, что не стоит становиться рабом своих собственных вещей. Ведь вещи всецело должны служить обеспечению комфортной жизни человека.

Банальное хвастовство также является одной из основных причин бедности. Почему же так происходит? Большое количество людей обладают одной существенной слабостью: они любят хвастаться своим достатком. А ведь в современном мире практически всё рассчитано на общество потребителей. Бизнесмены и маркетологи только мечтают о том, чтобы побудить обычного человека совершить какую-нибудь покупку. Огромные деньги ежегодно вливаются в сферу рекламы. Благодаря всему этому создается культ определённого образа жизни. И этот образ жизни обязательно имеет свои материальные атрибуты.

Именно поэтому человек будет стараться купить последнюю модель телефона, автомобиль определённой марки, будет стараться поехать именно на тот курорт, который широко разрекламирован. По факту же все перечисленные товары и услуги могут не иметь абсолютно никаких преимуществ перед другими конкурентными товарами и услугами. А может быть, легко можно обойтись в своей жизни и без всего этого. Несколько фотографий с очередного курорта явно не стоят тех денег, которые тратятся на поездку и проживание. Умение противостоять желанию похвастаться является одним из обязательных факторов для противостояния бедности в целом.

Фактор экономической ситуации в стране

Глупо отрицать тот факт, что экономическая ситуация в стране играет ключевую роль при оценке уровня бедности в общем. А также относительно определённого человека. Ведь чем богаче страна, тем выше уровень жизни населения и его финансовое благосостояние. Как бы там ни было, а данный фактор играет одну из главных ролей. Недаром ведь многие успешные специалисты просто меняют страну проживания, ведь другое государство зачастую может предложить лучшие условия, а их профессиональный опыт будет оплачен на более высоком уровне. Так что от страны проживания также зависит очень многое.

Следующей причиной бедности являются отсутствие элементарной финансовой грамотности. Среднестатистический человек отдает около пятнадцати лет своей жизни для нужд образования. Но ни одна школьная программа не предусматривает толкового изучения финансового дела на бытовом уровне. Высшее учебное заведение также не предоставляет такой возможности. Конечно же, если это не учебное заведение с экономической направленностью. В любом случае, личным финансам уделяется очень мало внимания. Подобные знания человеку черпать просто неоткуда. Вот еще одна из причин бедности.

Излишняя щедрость

А теперь постарайтесь вспомнить все свои хорошие поступки. А именно те поступки, которые относятся к финансам. Как часто вы помогали другим людям, делясь с ними деньгами? Это необязательно могут быть совершенно посторонние люди. Зачастую в такой роли выступают и близкие люди. А ведь именно друзьям и родственникам отказать сложнее всего.

Тем не менее, следует четко уяснить для себя тот факт, что деньги относятся к категории сугубо личного имущества. Никто не вправе заглядывать вам в карман. И никто не вправе требовать от вас ваши же деньги. Поэтому стоит научиться твердо отказывать всем подобным просителям. Тем более что чаще всего такие люди просят в долг, но потом не выполняют свои обязательства в надежде на то, что вы просто забудете об этом долге. Зачем же иметь дело с такими людьми? Особенно если речь идет о накоплении собственного богатства!

Вот мы и перечислили семь основных причин бедности. Данный перечень позволяет наглядно увидеть те факторы, которые в значительной степени препятствуют достижению желаемого богатства. В то же время, шаг за шагом переборов в себе симптомы каждого из этих факторов, вы сможете навсегда вычеркнуть проявления бедности из своей жизни!

С радостью отвечу на все вопросы в

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Возрастает число разводов, снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака, увеличивается число преступлений, совершаемых подростками. Россия выходит на передовые места в мире по количеству наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.

Такова социально-демографическая характеристика российской семьи. В основном под такую характеристику попадают малообеспеченные, неблагополучные семьи.

Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. Уровень благосостояния семей непосредственно связан с числом детей, воспитывающихся в них. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях и т.д. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, летний отдых. Для таких семей особо остро стоит жилищная проблема: приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно, увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Опасность застойной формы бедности связана с тем, что она порождает необратимые изменения в образе жизни, психологии и т.д., которые начинают действовать как самостоятельные факторы. Бедные семьи с детьми становятся потребителями низкокачественных продуктов питания и товаров, услуг пониженного качества в области образования, здравоохранения и культуры. Ухудшение условий жизни категории семей с низкими доходами происходит на фоне расширения рынка товаров и услуг для обеспеченных, что порождает дифференциацию учащихся, снижает авторитет родителей, едет к росту семейных конфликтов, а в конечном счете – сдерживает процесс социализации детей.

Нестабильность и неопределенность экономики страны вынуждают малообеспеченные семьи вести постоянную борьбу за жизнь, за которой стоит нерегистрируемая статистикой экономика, включающая:

А) законную деятельность, скрываемую или преуменьшаемую семьей в целях уклонения от налогов или от выполнения других законных обязательств;



Б) неофициально-легальную деятельность (ремонт квартир, автомашин, шитье, вязание и т.д. – за деньги);

В) легальную по отдельным видам деятельности, которой члены семьи занимаются нелегально и на постоянной основе, например без лицензии или в свободное от основной работы время (преподавание иностранных языков, уход за больными, строительные работы и т.д.);

Г) самозанятость или занятость на нелегальных предприятиях, изготавливающих низкокачественный алкоголь, гадание, оказание медицинских услуг и т.д.;

Д) криминальные практики (браконьерство, изготовление, доставка и реализация наркотиков).

По мнению социолога А.С.Готлиб в России различные стратегии адаптации и модели выживания реализуются семьями в 49,9% случаев. Отступление в тень, а за ним коррупция и правонарушения становятся вынужденной необходимостью благодаря налогам и нормативным требованиям. В ситуации такого риска обостряется ощущение неуверенности семей в отношении своего положения, прав, доступности средств существования, социальной защищенности. Тревоги семьи по этому поводу рождают не только представления о конкретных опасностях, но и страх, порождаемый ситуацией высокого риска и максимальной неопределенности, продуцирующих социальную «эпидемию» беспокойств. В данной атмосфере ловкачество и беспризорность, другие антиподы морали всё чаще воспринимаются семей не как аномалии, а как вполне оправданные варианты взаимоотношений – в быту, политической деятельности, бизнесе. Исследование, проведенное В.Э.Войковым, показало, что две трети респондентов не видели ничего зазорного в уклонении от налогов. Риски тем самым становятся факторами, формирующими поведенческое пространство семей.

Результаты проведенных опросов выявили 3 ведущих группы рисков и связанных с ними страхов:



В малообеспеченных (многодетных) семьях очень сложный психологический климат: в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, поэтому у детей образуется заниженный уровень взаимопонимания с родителями. Большинство детей рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями. Данные семьи отличаются большей безнадзорностью детей, дети большую часть времени проводят на улице. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей, так как отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетных семей: 53% семей относятся к группе риска. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение. Также отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей. Также широко распространено жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, пренебрежение их основными потребностями. У значительной части детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Также в большинстве случаев конфликтные отношения в семье являются причиной распространенности в детско-подростковой среде злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем. В основе патологического влечения к алкоголю могут лежать мотивы повышения самооценки, компенсации удовлетворения потребностей, межличностной защиты-манипуляции, которые формируются в основном в результате неправильного семейного воспитания. В комплексной профилактике раннего употребления алкоголя родительская семья – один из главных участников профилактического процесса, поскольку семья играет роль «защитника психического развития ребенка».

Основные проблемы в сфере детства:

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

Высокий риск бедности при рождении детей в многодетных и неполных семьях;

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

Неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;

Социальная исключенность уязвимых категорий детей;

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

В связи с этим выделяются основные задачи государственной политики детствосбережения:

Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи малообеспеченной семье.

На основе вышесказанного были разработаны профилактические меры, адресованные родителям:

Уровни профилактики Возможные превентивные меры
Когнитивный Способствовать: - формированию адекватного представления родителя о роли чувств в коммуникациях с ребенком; - самонаблюдение (осознание собственных мыслей и установок); - различение физических ощущений и чувств; - понимание эмоционального смысла, заключенного в мимике, жестах, голосе.
Эмоциональный Способствовать: - развитию эмоциональной чувствительности; - развитию родительских чувств к ребенку; - развитию образного мышления родителей; - снижению тревоги родителей в отношении будущего детей.
Поведенческий Способствовать развитию навыков: - отражения чувств других людей; - информирование людей о собственных чувствах; - невербальной и вербальной экспрессии эмоций.

В связи с попустительским отношением к детям растет преступность среди несовершеннолетних. Судебная практика среди них отмечает правильность применения к ним уголовного законодательства. Применяемые меры воздействия в отношении несовершеннолетних преступников направлены на предупреждение противозаконных действий и преступлений с их стороны.

Итак, современные российские семьи переживают сложный период развития. Проблемы различного рода такие как, малообеспеченность, безработица и др. очень неблагоприятно влияют на членов семей. Все эти проблемы оставляют особенно негативный отпечаток на детях, которые из-за еще плохо сформированной психики болезненно воспринимают семейное неблагополучие. Поэтому они начинают совершать преступления, принимать наркотики и алкоголь. Для того, чтобы это предотвратить, необходимо разрабатывать меры по предотвращению тяжелых ситуаций в семьях и направлять их на путь реабилитации и восстановления.

Причины малообеспеченности:

В результате реформ резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных выше причин (сокращение производства - главная из них) на уровне жизни негативно сказалась «шоковая терапия» как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценение банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию (в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долл. На уровне жизни населения сказывается и безработица, усугубленная наплывом миллионов беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населения.

Бытовое обслуживание малообеспеченных:

Главной целью бытового обслуживания является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и ин­валидов в привычной социальной среде в целях поддержания их соци­ального статуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддер­жание активного образа жизни.

Основы бытового обслуживания многодетных, неполных семей и семей с детьми-инвалидами определяются «Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям», утвержденным в 1994 г. Бытовое обслуживание многодетных семей и семей с детьми-инвалидами включается в направления деятельности центров, востребованность этого направления социальной помощи очень велика.

Бытовое обслуживание может быть обеспечено в условиях ста­ционарных и полустационарных социальных учреждений, на дому, а также предоставлено гражданам обычными предприятиями бытового обслуживания на льготных условиях, в частности по договору с муниципальными органами власти или муниципальными социальными учреждениями.



Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной зашиты населения.

В стационарных учреждениях бытовое обслуживание обеспечивается наряду с другими видами обслуживания персоналом учреждения во всех необходимых видах.

Полустационарное бытовое социальное обслуживание осуще­ствляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний.

В соответствии с указанным Законом на надомное обслуживание принимаются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения жизненных потреб­ностей.

Зачисление на надомное обслуживание производится на основании письменного заявления в орган социального обслуживания; обследования материально-бытовых условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт его материально-бытовых условий; заключения о состоянии здоровья; а также данных РУСЗН о размере получаемой пенсии и о составе семьи.

Государственная социальная помощь - новый вид материальной поддержки 2-х категорий населений: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан. Такая помощь введена в России ФЗ «О государственной социальной помощи», принятым в 1991 г.

Цель оказания госуд. соц. помощи - поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Законом «О госуд. соц. помощи» принятого в 1999г установлено 2 вида (формы) социальной помощи:

Денежные выплаты - соц. пособия, субсидии, компенсация и др.,

Натуральная помощь - топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты.

Государственная социальная помощь предоставляется по месту жительства, либо по месту пребывания малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении принимает орган соц.защиты населения. Среди малоимущих, прежде всего частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Индексация осуществляется 2 -мя способами: путем увеличения доходов на определенный % через определенное время (раз в год, квартал), путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на ранее оговоренный %.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоев и групп населения органами власти вследствие наступившего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов и т.д. В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной и систематической поддержки людей. В каждом случае требуется адресный подход.

Меры:

Льготное налогообложение;

Предоставление бесплатных или льготных услуг в здравоохранении, транспорте, коммунальном обслуживании и т.д.;

Пособия на детей и по безработице.

Безработица незанятость в производстве трудоспособного, желающего работать населения (глоссарий)

Безработный - трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней (глоссарий).

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизации рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

2) стимулирование образования гибкого рынка труда.

Виды безработицы:

Структурная (связанная с изменением структуры экономики);

Неструктурная (обусловленная общим снижением экономической активности);

Фрикционная (временная), связанная с переходом на др. работу;

Циклическая (при циклических кризисах);

Скрытная;

Сезонная и др.

Уровень безработицы - индикатор экономической активности, показывающий отношение величины трудоспособного населения к общему количеству людей, ищущих работу, процент трудоспособного населения, не имеющего возможности найти себе работу.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Служба занятости имеет разветвленную сеть.

Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

Сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

Консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

Профессиональная ориентация всех групп населения;

Выплата пособий по временной незанятости;

Консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

Оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

Организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.

Не могут быть признаны безработными след, категории граждан:

Не достигшие 16-летнего возраста;

Лица, которым назначена (в соот. с законодательством) пенсия, исключая инвалидов 3 группы;

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;

Впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации:

Содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и ин­формационного консультирования, психологической поддержки.

Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, и также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40-60 мин. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель - дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует - что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных метод Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности.

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена следующими двумя основными направлениями:

1. содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

2. стимулирование образование образования гибкого рынка труда. Законом «О занятости населения в РФ» и другими нормативными актами предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

В связи с этим технология соц.работы с безработными включает:

Ведение такой политики фирмы, чтобы она не стала банкротом, заняла людей, не направила их в Центр занятости;

Своевременную подготовку и переподготовку работников, адаптацию их, например, к рыночным условиям;

Определение процедуры оказания помощи при закрытии фирмы;

Регламентированные процедуры постановки на учет безработных;

Специфические процедуры подготовки и переподготовки кадров;

Оказание материальной помощи;

Снятие с учета, включая систему отслеживания.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок