Консультации для замещающих родителей. Базовая потребность возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как бороться с тревогой

Почему возникает тревога?

    Любой человек, даже несмотря на то, что хорошо подготовился, перед экзаменами начинает тревожиться, это абсолютно нормально. Для того чтобы справиться с тревогой необходимо умение владеть собой. Говоря о чувстве тревоги, нужно отметить, что кому-то это чувство помогает, например, в определенной ситуации помогает вспомнить и выдать необходимую информацию. К сожалению, волнение не всегда может помочь, очень многие люди, наоборот, от переживания, страха, забывают все, что знали до этого. Им сложно сосредоточиться, они начинают краснеть, заикаться, иными словами, не могут преподнести информацию так, как нужно. Итак, волнение мешает, когда становится чрезмерным и человек не может с ним справиться. Что же больше всего пугает человека перед экзаменом?

     Большинство людей говорят, что причиной волнения является неизвестность. Экзаменующийся не знает, что именно у него спросят, как он ответит, а самое главное - не знает результата. Если пугает непредсказуемость, то можно попробовать сделать ситуацию более предсказуемой: побывать в классе, почувствовать обстановку, подготовить те вещи, которые будут с Вами на экзамене, может взять какой-нибудь талисман, попробовать поиграть в экзамен с друзьями, побывав в роли и ученика, и учителя.

Как справиться со страхом перед экзаменом?

     Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

    Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат.

    В-третьих, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе Стоп! Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас. После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох - медленный выдох, глубокий вдох - медленный выдох. И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает нервозность).

    В-четвертых, если экзамены заставляют Вас беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Если вы подвержены экзаменационному стрессу, очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут. Это может быть ваш друг или учитель, психолог.

Как бороться с тревогой? (приемы самонастройки и аутотренинга)

    1. Прием «лобовой атаки». Подобрать фразу, в которой выражаете свое отношение к экзамену, произносить с чувством, многократно, пока чувство не ослабнет.

    2. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».

    3. Неоднократно на протяжении дня произносить слова, которые вызывают у Вас тревогу: «экзамен», «билет». Использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

    4. Представьте экзамен в воображении, многократно проиграйте модель желательного поведения.

    5. Мысленное перевоплощение в человека, который имеет все желательные для вас качества.

    6. Постараться реагировать безразлично на ситуацию, оценивая ее, анализируя, как просто интересное явление.

    7. Можно перед экзаменом успокаивать свою подругу, или друга. Тем самым, Вы сами станете более спокойны.

    8. «Коллаж» Подберите картинку из журнала, или сделайте сами коллаж из вырезок про успех на экзамене. Повесьте на самое видное место, чтобы как можно больше раз Вы могли осознанно и неосознанно запечатлевать этот образ. Перед экзаменом, представьте, что это Ваш образ.

Петрановская Мы не обязаны посвящать жизнь только детям

Семейный психолог Людмила Петрановская: «Мы не обязаны свою жизнь посвящать только детям»

     Людмила Петрановская – педагог-психолог, автор книг «Минус один? Плюс один!», «Дитя двух семей», «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно». Она создатель и руководитель Института развития семейного устройства, при котором существует Школа приемных родителей. С 2012 года подготовка приемных родителей в нашей стране является обязательной. За три года работы ШПР по методике Людмилы Петрановской выпустила более 400 человек, в их семьях растут уже более 70 детей.

   - Не поспоришь с фактом, что счастливая мать лучше для ребенка, чем несчастная. И если женщине нравится работать, то и ребенку так лучше. Вы согласны?

   - Согласна, потому что мама не менее ценный человек, чем ребенок. Мама – это не средство для воспитания ребенка. И ребенок, и мама имеют свои права. Совершенно нормально, когда вы уходите, но при этом говорите ребенку: «Ты расстроен, что я ухожу. Я понимаю, что ты будешь скучать. Я тоже буду скучать. Мы встретимся вечером - и я буду с тобой». Ну а если говорить маленькому человеку «Что ты опять разревелся? Неужели ты хочешь, чтобы мы остались без денег», это уже называется неисполнением родительских обязанностей. Исполнение родительских обязанностей не состоит в том, чтобы удовлетворять все желания ребенка всегда. Они состоят в том, чтобы быть внимательным к чувствам ребенка, помогать ему адаптироваться к той реальности, которая есть, но которая не всегда соответствует его желаниям. Наши дети имеют право расстраиваться, если им что-то не нравится. - Если женщина сделала карьеру, а затем уже стала матерью, когда ей следует выходить на работу? Каков оптимальный срок для ребенка, чтобы мама была рядом? - Я не думаю, что существуют какие-то объективные сроки. Природой заложен период, когда ребенок особо нуждается в матери, - это первые месяцы его жизни, период грудного вскармливания. Так не только ребенку, но и маме спокойнее. Надо признать, что и женщины обычно испытывают сильный стресс, если им нужно расставаться с ребенком в первые недели или месяцы его жизни. И, собственно говоря, маме часто бывает в это время не в радость ни работа, ни развлечения. Большое достижение, что интернет и мобильная связь позволяют современной женщине не делать мучительный выбор между работой и ребенком. Можно найти более гибкие варианты - и фриланс, и неполный рабочий день, и работу из дома.

   Про привязанность

   - Благодаря вашим книгам мы узнали про привязанность как базовую вещь в жизни человека. А как сформировать это чувство у ребенка, если женщине нужно много работать и, соответственно, отсутствовать дома? Тем более если речь идет о приемном ребенке, который изначально был депривирован.

   - Эта проблема была общей в советские времена. Когда ребенка уже в двухмесячном возрасте отправляли в ясли, фактически он получал ту самую депривацию. Семьи, позволяющие себе не отдавать ребенка в ясли, скорее, были исключением, чем правилом. Пусть это была не тотальная депривация, но советскому ребенку доставалась мама, измотанная рабочей сменой на заводе и достаточно тяжелым бытом. Неслучайно до сих пор у старшего и среднего поколений мы видим последствия депривации.

   - В чем они выражаются?

   - У человека, уже взрослого, отсутствует контакт с собственными чувствами, у него нет контакта со своим телом, с родителями, со своими потребностями и даже со своими выросшими детьми.

   - Чтобы не повторить советский опыт, что важно учитывать современной работающей женщине?

   - Одно дело, когда мама часто звонит куда-то, раз в неделю ездит на совещания или, в конце концов, кормит ребенка в перерыве делового мероприятия. И совсем другое - оставляет ребенка на сменных нянь. Если женщина не чувствует материнство сферой своей самореализации и понимает, что не желает много заниматься ребенком, имеет смысл искать постоянное замещающее лицо: папу, бабушку или постоянно проживающую няню. Но в этом случае маме придется согласиться, что няня, папа, или бабушка станут основной привязанностью ребенка. В общем-то, многие годы имущие классы так и жили, а мать начинала фактически заниматься ребенком в его более взрослом возрасте. Так, например, мы все знаем имя няни Пушкина, но не знаем, как звали его мать, верно? Если маму такой расклад устраивает, то все в порядке.

   - То есть проблемы с привязанностью начинаются, когда мама не может или не хочет заниматься ребенком и никому не передает эту ответственность?

   - Да, такая мама сначала нанимает няню, потом ее меняет, потому что ребенок к ней привязывается, и мама начинает ревновать. Очень часто няню увольняют с формулировкой: «Претендует на роль матери». Но при этом, когда ребенок болеет, когда у него температура, режутся зубы, его тошнит или его надо везти в больницу, с ребенком все равно находится няня. И при этом любить он должен только маму. Извините, но такой способ привязанности не работает. Ребенок привязывается к тому взрослому, который рядом с ним в самые тяжелые моменты. И такую няню лучше беречь как зеницу ока и молиться, чтобы она от вас не ушла.

   - Деловая женщина, как правило, хорошо умеет распределять и делегировать обязанности. А что в воспитании ребенка можно и нельзя делегировать?

   - Если вы хотите стать для ребенка главной привязанностью, вы все равно можете ходить на работу и делать свою карьеру. Приходящая няня может гулять, играть, кормить дитя, но его базовые потребности - когда он болеет или перед сном, когда ребенок максимально беззащитен, - должна удовлетворять мама. Если вы понимаете, что этим заниматься не хотите и не можете, согласитесь с фактом, что основной привязанностью ребенка будете не вы. Так вы только поможете своему ребенку.

   - Женщины, не желающие портить свою карьеру, часто оправдывают свой ранний выход в офис тем, что не хотят выглядеть неинтересно в глазах собственного ребенка, когда он подрастет.

   - Если честно, не так много таких карьер, в которых нельзя на год-два отлучиться из офиса. Особенно если мы говорим о по-настоящему успешной женщине, о востребованном профессионале, уже сделавшем себе имя и должность в бизнесе. И тем более, когда мы говорим, что многие заводят детей не в 25-летнем возрасте, а значительно позже, когда карьера сформирована. Думаю, к 35 годам уже можно иметь такое рабочее место, где тебя тебя не забудут за пару лет. К тому же никто не отбирает возможность работать в качестве консультанта или фрилансера с неполной занятостью. А начиная с трехлетнего возраста ребенка уже можно позволить себе полную занятость.

   - Родители часто обосновывают свою занятость необходимостью зарабатывать деньги на все самое лучшее для ребенка - самый лучший (и соответственно, дорогой) сад, школа, курсы, игрушки. Как вписать материальные ценности в воспитание?

   - Чаще всего это растет из детства самих родителей, когда они сами были многого лишены. Важно спросить у себя взрослого: «Чья это потребность - моего ребенка или моя собственная из детства?». Если вам в детстве хотелось красивого платья, то идите и купите его себе. Но не морочьте, пожалуйста, голову ребенку, таская его примерочным, когда он (или даже она) желает надеть старые штаны и залезть в лужу.

   - Как быть с мелкими подарками от мамы и папы после позднего возвращения с работы или командировки, например?

   - Есть дети, для которых подарки - это важно. Это про то, что мама с папой про них помнят и любят. Подарки сами по себе не криминал. Но если вместо своего общества я предлагаю ребенку подарок и при этом жду, чтобы он хотел не подарки, а меня, это уже несколько странно. Ребенок хочет того, кто дает ему силы и чувство, что он любим.

   - При вашем обширном опыте общения с разными родителями, видите ли вы разницу в детях с мамами домашними и мамами работающими?

   - Разница зависит не от присутствия или отсутствия мамы дома. Нередки случаи, когда у ребенка наблюдаются все признаки депривации при наличии прекрасных условий жилья и неработающей мамы, то есть при наличии эмоционального дефицита общения ребенка и родителя. В то же время полно работающих мам с прекрасными отношениями с детьми.

   - А как понять, есть у твоего ребенка признаки депривации или нет?

   - Депривированный ребенок чувствует себя заброшенным, чувствует, что он сам по себе никому не нужен. Бывают разные варианты того, как ребенок переживает дефицит отношений с матерью. У подростков, например, это выражается, в потребительском отношении к родителям или замещающей привязанности к ровесникам, а не к маме с папой. Если говорить о маленьких, то трехлетний ребенок, например, может идти на ручки ко всем подряд, улыбаться в надежде, что хоть кто-то обратит на него внимание. Отдельные дети вообще уходят в себя, замыкаются, им никто не нужен. Другие, наоборот, становятся тревожными, буквально цепляются за юбку, надеясь хоть что-то получить от мамы. Как у Бергмана в фильме «Осенняя соната»: ребенок готов долго сидеть под дверью в ожидании, что мама пройдет мимо и хоть недолго на него посмотрит.

   - Каким взрослым он тогда станет?

   - Став взрослыми, мы часто воспроизводим модель отношений, знакомую из детства или компенсаторную по отношению к ней. Например, когда ребенок тоскливо ждал внимания родителя, он может создать модель отношений, в которой его игнорируют и бросают. Ребенок, вынужденный в детстве заслуживать внимание взрослых поступками, прыжками, достижениями или чем-то еще, будет и далее так строить отношения, уверенный, что любят только за достижения, а не за факт его существования в этом мире.

   - Грустная картина получается, когда такие негативные сценарии закладываются в детстве.

   - По умолчанию у любого взрослого будет базовая модель отношений, полученная им от родителей. Но такой ребенок, став взрослым, слава богу, не приговорен. Он всегда может изменить свой жизненный сценарий и отказаться от родительского, при условии его осознания и проведения глубокой внутренней работы с собой. При этом же понятно, что нет в мире ребенка, который никогда не чувствовал, что ему мало мамы. Подобные ситуации есть всегда и у всех. Мама может заболеть, уйти в магазин, когда ребенку именно в этот момент очень хочется ее рядом. Это нормально в той или иной степени. Я тоже в своем детстве ждала свою маму под дверью. Намного важнее, что же происходит после возвращения мамы домой. Одна мама интересуется помытой посудой, чистым полом и сделанными уроками, другая обнимает ребенка, рассказывает, как она соскучилась, и они вместе идут ужинать. Чувствуете разницу? Это два разных сценария. Про воспитание

   - Получается, что к периоду материнства любая мать (и не только приемная) должна не только разобраться со своими детскими сценариями, но и выучить новые правила воспитания детей.

   - Это важно и именно сейчас. Еще недавно, даже в пору наших бабушек, человечество жило большими семьями. Тогда, в ситуации больших семей и тесных контактов с соседями, любая женщина к моменту появления первенца уже получала опыт общения с десятком детей разного возраста и на интуитивном уровне понимала, как обращаться с годовалым, трехлетним, семилетним ребенком. Сейчас в городах нередки случаи, когда первым младенцем, которого берет на руки 35-летняя женщина, становится ее собственное дитя. Тогда лучше заранее книжки прочитать.

   - На рынке сейчас тысячи книг про воспитание, проповедующие разные и подчас противоположные теории. Как в них найти оптимальный вариант?

   - Это очень просто. Если после прочтения книжки вы чувствуете себя плохой матерью, дальше эту книгу не читайте. Если после прочтения считаете своего ребенка прекрасным, да и сама вы как мама ничего, продолжайте читать. Книга либо помогает и становится маминым ресурсом, либо бьет по голове. А бить мать по голове не надо.

   - Какова роль генов, особенно в случае с приемным ребенком, в будущих успехах ребенка? Многие усыновители боятся, что вот у ребенка проявятся гены, и тогда …

   - Гены играют важную роль, но не важнейшую. Важнее, чем гены, опыт отношений ребенка в детстве: поддерживали ли его, помогали ли ему понять и пережить свои чувства, помогали ли ему быть в контакте со своими чувствами, есть ли отношения, которые для него дороги, есть ли люди, ради которых можно подумать о себе, о своей безопасности. Люди - это не запрограммированные роботы. У одного может быть не самая лучшая наследственность и отсутствуют склонности к точным наукам, но его воспитают приличным человеком и он проживет хорошую жизнь. А другой вырастет в семье профессоров, попробует наркотики или в 19 лет ляжет на диван. Вы много знаете семейных кланов, где нет ни одного, например, пьющего или нездорового человека? Лично я не знаю. Родители с одной стороны не вершители судеб и не создатели генов, а с другой - имеют возможности для правильного воспитания. Про образование

   - Как действовать при выборе школы? Где та грань, когда родитель обязан дать хорошее образование, но и не толкать ребенка к неинтересным для него занятиям?

   - Можно привести лошадь к водопою, но пить ее не заставишь. Можно расшибиться в лепешку, оплатить ребенку дорогущую английскую школу, а он там учиться не будет. Родители создают условия в силу своих возможностей для того, чтобы ребенок получал образование. Будет он этим пользоваться или нет

   - на это, по большому счету, у родителей возможности повлиять.

   - Многие родители даже делают за детей домашние задания, лишь бы он остался в приличной школе.

   - Если у ребенка болит голова, он устал, то сделать за него домашнее задание - это обычная семейная взаимопомощь. Но когда за ребенка учатся и подменяют его желание учиться своим желанием, смысла нет никакого. После 18 лет он перестанет бояться родительских криков-наказаний и ляжет на диван. Когда родители «парятся» больше, чем ребенок, значит, школа или вуз нужен им, а не ребенку. Не проще ли тогда самим поступить и получить еще один диплом? По крайней мере, хоть удовольствие получат.

   - Что самое важное при выборе места учебы ребенку?

   - Важно понимать, что школа - это услуга, предоставляемая ребенку. И важно учитывать атмосферу там, чтобы поход в школу стал для ребенка осознанным желанием, а не ежедневным подвигом. Важно, чтобы он шел туда спокойно и уверенно. Когда получение образования становится мучением, оно того не стоит. Конечно, всегда будут героические личности типа Ломоносова, выучившиеся в любых условиях. Но обязан ли наш ребенок быть героической личностью? Ребенок - он прежде всего для родителей, а не для школы. И если родитель считает, что сегодня ребенку полезнее проваляться в кровати, то это родитель решает, а не школа. У моей 15-летней дочери очень большая нагрузка в школе, и если я вижу, что ей лучше отлежаться и выспаться, то я разрешаю. Иногда я ее спрашиваю, и она с радостью соглашается отдохнуть, а иногда я ее уговариваю на отдых. Это тоже важный навык для ребенка и для взрослого человека - осознать, что у тебя перегрузка и что надо отдохнуть, чтобы не сорваться.

   - Существуют ли мамы, особенно работающие, которые не испытывают чувства вины?

   - Бывают. Материнский инстинкт в разной степени проявлен.

   - То есть гармония в отношениях с детьми напрямую связана с инстинктом?

   - Зависит от особенностей самого ребенка. Если он уже не маленький, сидит с любимой бабушкой или с папой, то зачем корить себя? Если человек совсем маленький, то любое физическое удаление от него в пространстве будет даваться с трудом. Это заложенный природой механизм сохранения матери рядом с ребенком, инстинктивное поведение. Но если ему уже 12, а вы не можете провести спокойно день, чтобы не позвонить ему десять раз, или не понимаете, кто ему согреет супчик, то это, наверное, перебор


Советы кандидатам в приёмные родители

Советы кандидатам в приемные родители


Родителям приемного ребенка потребуется много спокойствия и воодушевления.

   Во-первых, нужно будет стараться понять, чего же ребенок хочет, пока еще не найден общий язык.

    Во-вторых, надо постараться представить себе, что ребенку пришлось пережить и откуда у него такое представление о мире и о том, какие правила существуют для общения.

   Приемным родителям важно узнать как можно больше о жизни ребенка: что он пережил, как он обычно реагирует на разные вещи и в разных ситуациях. Строгие ли распорядки были в детском доме? Приходилось ли ребенку обслуживать себя самого? Рисовал ли он, пел, делал что-либо другое вместе со взрослыми? Ходил ли в школу? Бывал ли в больнице? Если да, то, в каком возрасте и почему? Посещал ли кабинет зубного врача? Как реагировал?

   Обязательно подробно ознакомьтесь с медицинской картой. Попросите врача рассказать о значении неизвестных вам терминов и заболеваний. Узнайте, какие прививки делали ребенку. Есть ли у ребенка аллергия.

    Все ответы, которые можно получить – это инструмент в ваших руках для того, чтобы знать, как вам быть, чтобы подарить ребенку всю любовь, какую вы можете, и одновременно облегчить его вхождение в вашу семью. Ответы также послужат исходной информацией для понимания поведения ребенка в той или иной ситуации.

   Обязательно узнайте, про режим дня ребенка. Во сколько ребенок обычно встает? Чем он занимается в течение дня? Во сколько и как происходит отход ко сну? В какое время его кормят? Какие у ребенка любимые блюда? Что он не ест вообще?

   Следует узнать, в какие игры привык играть ребенок. В эти игры можно продолжать играть и дома.

   Не стоит вываливать на ребенка горы новых игрушек, не всегда они вызывают у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут напугать; лучше попросить в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык, воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему и создающие у него ощущения знакомого и приятного.

   Наблюдайте за детьми такого же возраста, как ваш ребенок, и за детьми помладше, запоминая, в какие игры они играют и что им нравится – это тоже может помочь. Для приемного ребенка, только попавшего в семью, родители являются первыми товарищами по играм в новой для него ситуации.

   Не надо спешить к увеличению познавательных нагрузок, - для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, ее и так будет достаточно.

   Если в семье есть родной ребенок, важно подготовить его к появлению братика или сестренки. Потенциальным родителям надо учесть и то, что вначале может возникнуть чувство ревности у детей. Родному ребенку нужно рассказывать, как плохо жить детям без родителей и семьи. Если кровный ребенок уже достаточно взрослый, то можно сходить вместе в сиротское учреждение и познакомиться.

   Приемные родители часто переживают: как поведут себя гены их приемного ребенка? Чем больше вы будете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. В итоге, он сам начнет верить, что с ним что-то не в порядке. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные факторы и окружающая среда постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его окружения и воспитания.

Е.А.Ребезова

социальный педагог отделения

по подготовке и сопровождению

замещающих семей


Экзамены

     Жизнь постоянно ставит человека в ситуации, когда ему приходится сдавать экзамены. Чаще всего это случается в юном и молодом возрасте. Но и позже каждому приходится доказывать свою социальную, интеллектуальную и профессиональную состоятельность. Поэтому состояние экзаменационного стресса сопровождает многих людей на протяжении всех периодов жизни. Если в предэкзаменационный период не взять свои страхи под контроль, то можно сильно подорвать здоровье.

Чем опасен предэкзаменационный страх?

     Во все времена существовали и существуют люди, которые успешно справлялись со стрессом на экзамене. И неважно, была ли это контрольная в школе, зачет в техникуме, экзамен в автошколе на получение прав или первое собеседование молодого специалиста с работодателем. Но таких уверенных в себе, психологически стойких и умеющих ко всему относиться спокойно людей совсем немного.

     Подавляющее большинство испытывает настоящий стресс, сопровождающийся бессонницей, повышенной возбудимостью, нервозностью, паническими настроениями и страхами. Медицинские исследования в предэкзаменационный период фиксируют у студентов и школьников стойкие нарушения в работе психики и сердечнососудистой системы. Непосредственно в день экзамена у большинства экзаменующихся отмечается учащенный пульс – до 130 ударов в минуту, повышение артериального давления – до 170-180 мм рт.ст., нарушение баланса вегетативной системы, неконтролируемая мышечная дрожь. Исследователи в один голос говорят о том, что подобное состояние может стать фоном для развития впоследствии онкологических и многих других тяжелых заболеваний. А в период экзаменов это мощный удар по физическому и психическому здоровью человека. Причины волнения перед экзаменом.

Чтобы понять, как успокоиться перед экзаменом, унять страх и волнение, нужно осознать причины, которые ввергают человека в это состояние.

     Многие школьники и особенно студенты начинают штудировать предмет лишь незадолго до экзамена. Поэтому страх не сдать его, оправдан – сами экзаменующиеся очень часто понимают, что их знаний явно не достаточно. На этом фоне появляется еще один страх – вытащить «не тот» билет или получить «не ту» тему. Ситуация усугубляется, если отношения с экзаменатором не слишком дружественные. Рождается опасение, что тот не будет объективным и занизит оценку.

     Предэкзаменационный стресс усиливается при наличии психологических проблем или несбалансированной нервной системы, когда человек не может остановиться в своем страхе и по мере приближения ответственного дня все более «накручивает» себя.

     В немалой степени этому способствует окружение: друзья и подруги, которые тоже боятся экзамена; родители, которые даже мысли не допускают о том, что ребенок может не справиться с экзаменом, и он боится их разочаровать. Нагнетающие обстановку разговоры о будущем, о том, как многое зависит от этого экзамена; нарушенный режим дня, когда готовясь к экзамену, человек не расстается с книгой с раннего утра до позднего вечера, порой забыв поесть и отдохнуть – все это негативно действует на психику и усиливает волнение.

     Как успокоиться перед экзаменом?

Прежде всего, нужно понять, что вся жизнь – экзамен! Она будет экзаменовать вас на каждом шагу и чтобы наилучшим образом выдерживать каждый большой или маленький экзамен, нужно быть собранным, спокойным и быть над ситуацией, не позволяя ей увлекать вас в пучины страха.

     Волнения и страхи перед экзаменом могут носить как контролируемый, так и тяжело поддающийся контролю характер. Первые присущи людям, которые хорошо изучали и знают предмет. Их волнение обычно значительно падает, когда они видят тему экзаменационной работы и приступают к ее выполнению. Иначе обстоит дело с людьми, слабо знающими предмет. Даже начав выполнять задание, они до последнего сомневаются в том, что выполняют его правильно. Поэтому первое условие, которое поможет успокоится перед экзаменом – хорошее знание материала, то есть, ответственное отношение к учебе на протяжении всего года.

     Остальные рекомендации лежат в области психологии. Родители должны с детства объяснить ребенку, что экзамен – это проверки его состоятельности на каждый период жизни. Но понятие «состоятельности» включает в себя не только и не столько непременную сдачу экзамена, но и готовность спокойно принять любой исход дела. Просто нужно иметь ввиду, что повторно сдавать экзамены всегда сложнее.

     Успокоиться перед экзаменом поможет осознание того, что полученная по его итогам оценка не определяет главного – человеческой ценности, а всего лишь отражает уровень знаний на данный период времени. Оценка, полученная на экзамене, будет означать, сделает ли человек следующий шаг в своей жизни сейчас, или – чуть позже.

     Если о психологическом настрое на правильное восприятие предэкзаменационной ситуации не позаботиться заранее, то накануне обязательно проявятся все признаки страха. И проще с ними бороться активными действиями. В день экзамена сделайте непродолжительную, но мощную утреннюю гимнастику. Растяните все мышцы, поделайте наклоны и приседания – заставьте кровь энергичнее циркулировать по вашим жилам! Она принесет больше кислорода мозгу и заставит его лучше работать. Следите за дыханием. Помните, что сейчас вам нужно много кислорода. Дышите глубоко и спокойно.

Не нужно идти на экзамен задолго до его начала – постарайтесь максимально отодвинуть время встречи с теми, кто не только боится экзамена, но и заражает своим страхом всех окружающих. Если есть возможность, постарайтесь в этот день перед экзаменом вообще не контактировать с «паникерами». Лучше поговорите с теми немногими, кто уверен в себе и пришел на экзамен в позитиве. Такие люди есть в любом коллективе. Берите с них пример!

     Будьте предельно честны с собой. Ведь вы, как никто другой, способны оценить уровень своих знаний. Вы все знаете на отлично? Так о чем же волноваться! Вы не знаете вообще ничего? Так зачем же трепать себе нервы! Спокойно идите наудачу. Ваше спокойствие и способность сосредоточиться могут сослужить вам отличную службу, и вы вытяните из глубины своей памяти то, о чем когда-то лишь мельком услышали на лекции.

     Чего не стоит делать перед экзаменами?

В последнее время в период подготовки к экзаменам увеличилось количество людей, применяющих ноотропные препараты с целью повышения активности головного мозга. Но у ноотропов есть и обратная сторона – неправильное или продолжительное употребление вызывает мозговуюгиперстимуляцию, которая проявляется в виде повышенной возбудимости, бессонницы, раздражительности, головной боли.

     Нежелательно перед экзаменами увлекаться и седативными средствами. С одной стороны они действуют успокаивающе и снимают предэкзаменационный страх, но с другой – затормаживают работу головного мозга, что заметно ухудшает внимательность и способность к сосредоточению.

     Не нарушайте режима дня, – только полноценное и своевременное питание и сон будут способствовать лучшей работе мозга. Не проводите за учебниками все время, не забывайте об отдыхе.

     Негативные мысли недопустимы. Лучше займите свою голову подготовкой к предмету, чем воображением «ужасов» от последствий несданного экзамена.

Консультации для замещающих родителей тему:

«Правильное воспитание хороших привычек»

Цель:

Оказание теоретической и практической помощи родителям.

Нельзя забывать о том, что успех воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребёнка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, - неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Семья для ребёнка – первая в его жизни общественная среда, эмоционально значимая, в которой формируется его личность; одновременно семья является и основным связующим звеном между ребёнком и более широкой социальной средой. Поэтому семье и принадлежит решающая роль в воспитании человека и гражданина.

Высоко ценится в этой связи воспитательное влияние на детей всей организации жизни

семьи, её уклада, традиций, благоприятного семейного климата.

Для детей от 2 до 3 лет:

Воспитывать навыки культурного поведения – аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом. Отвечать на вопросы взрослых, выполнять их указания, приучать вежливо здороваться, прощаться, благодарить. Соблюдать элементарные правила поведения: мыть руки, во время еды пользоваться ложкой, быть аккуратным не сорить, не разбрасывать игрушки.

Для детей от 3 до 4 лет:

Приходя в гости, здороваться, благодарить за услуги; прощаться, отправляясь домой;

Внимательно слушать взрослых, не перебивать; не кричать во время занятий и на прогулке; при выходе из комнаты спрашивать разрешения; обращаясь к взрослому, называть его по имени и отчеству;

Правильно сидеть за столом, есть аккуратно, пользоваться ложкой и вилкой; чисто мыть руки;

Замечать непорядок в одежде, причёске и с помощью взрослого устранять его; раздеваясь перед сном и после прогулки, правильно складывать вещи (с помощью), одеваться в определённом порядке.

Для детей от 4 до 5 лет:

Здороваться с присутствующими, прощаться при уходе; благодарить за услуги (без напоминания); обращаясь с просьбой, добавлять «пожалуйста»; взрослых называть по имени и отчеству; разговаривать негромко, не перебивать друг друга;

За обеденным столом сидеть прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, класть их на место; выходить из-за стола с разрешения;

Следить за своим внешним видом; в одежде, обуви, причёске не допускать беспорядка; пользоваться носовым платком, убирать его в карман; аккуратно закатывать рукава перед мытьём рук, чисто мыть и вытирать руки;

Отправляясь на прогулку самостоятельно одеваться.

Для детей от 5 до 6 лет:

Здороваться со всеми; разговаривать негромко, внимательно выслушивать взрослых, товарищей; извиняться если поступил неправильно, быть вежливым и предупредительным; не толкаться, пропускать младших вперёд, соблюдать порядок в комнате, убирать игрушки;

На прогулке не ломать ветки деревьев, не сорить;

За столом сидеть спокойно, есть не спеша, уверенно пользоваться ложкой и вилкой;

Следить за тем, чтобы внешний вид всегда был опрятным, чтобы лицо и руки были чистыми, самостоятельно мыть их мылом, не разбрызгивая воду; обращаться за помощью, если что-нибудь порвалось, запачкалось; уметь раздеться и одеться, аккуратно складывать одежду так, чтобы она не помялась.

Для детей от 6 до 7 лет:

Быть вежливым: без напоминания здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;

Иметь навык вежливого, спокойного, негромкого разговора, не отворачиваться от говорящего, не размахивать руками, не вмешиваться в разговор старших; приветствовать входящих взрослых, предложить им сесть, уметь извиниться, если поступил неправильно; помогать малышам раздеться, одеться; уступать дорогу старшим; не шуметь, не разбрасывать вещи, убирать за собой игрушки;

Во время еды сидеть прямо, не вертеться, не класть локти на стол; правильно пользоваться столовым прибором;

Поддерживать опрятный и привлекательный внешний вид;

Знать, что красиво то, что чисто и аккуратно.

1. Эмоциональный настрой ребёнка.

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять-шесть лет. Главное – воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду. Взрослые должны сформировать довольно устойчивые привычки к труду.

Важно, чтобы сам процесс труда и его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать выполнять какую - либо работу. Позитивное отношение к труду необходимо формировать, используя заинтересованность, что поможет ему осознать важность, необходимость этой работы. Стараться у ребёнка пробудить любознательность и самостоятельность.

Основные показатели трудолюбия:

Охотно выполняют поручения;

Проявляют желание помочь взрослым или другим детям;

Стремятся старательно и добросовестно работать;

Не боятся трудностей;

Инициативны, заботятся о хорошем результате;

Подходят к заданию творчески;

Умеют планировать процесс работы, осознают поставленную перед ним цель;

Любят работать не только на себя, но и в интересах других.

2.Роль семьи.

Основная функция семьи – воспитание детей. Стиль взаимоотношений основан на взаимном уважении и взаимопонимании , уважении к личности ребёнка. В процессе формирования личности является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.

Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребёнка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создаётся в семьях, для которых характерны чёткие нравственные установки и приемственность поколений.

Любовь к родственникам побуждает ребёнка подражать им, брать с них пример.

Цель родителей: они обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание; также должны предусмотреть и будущее ребёнка.

Воспитание должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих.

Родителям необходимо помнить: их отношение к работе – важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребёнка.

Семья – это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми.

Дети – члены семьи, они должны быть причастны к её жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. От детей требуется определённая отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству. Их нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру, куда поехать вместе отдыхать.

Самостоятельная деятельность ребёнка и его повседневные наблюдения за добросовестным трудом людей – обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатом, к тем, кто работает.

При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна.

Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста вместе со всеми радовались, если труд кого - либо из членов семьи отмечается наградой или премией. А вот фиксировать внимание детей на негативных моментах не стоит.

В семье ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение к людям, здесь он формируется как личность.

3.Самообслуживание.

Продолжая приучать детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, взрослые постепенно усложняют задания; учат застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесёмки.

С ростом ребёнка необходимо всё больше внимания обращать на воспитание у него опрятности, приучать к личной гигиене. В старшем дошкольном возрасте ребёнка уже пора учить чистить зубы (сначала без пасты, затем с ней), мыть перед сном шею, уши, ноги, застилать постель. Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая вещь, которой пользуется ребёнок, клалась на место, чтобы он сам убирал игрушки, книги. Здесь ребёнку нельзя давать поблажки. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.

Если в семье есть младшие, старший дошкольник может заботиться о них.

Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Важно, чтобы дети почувствовали, что они не могут не выполнить указание родителей. Без сомнения, требования одного члена семьи должны поддерживаться другими, а иначе подрывается авторитет взрослых в глазах детей, которые подчас используют их для своей выгоды.

Но, воспитывая ребёнка, родители не должны только требовать. В общении с ребёнком они воздействуют на сознание его и чувства, объясняют, в чём состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять.

Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупая труд. Приучая ребёнка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования должны предъявляться ко всем членам семьи. Тогда ребёнку легче будет понять их необходимость.

Приучая ребёнка к самообслуживанию, да и к другим видам труда, родители должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на пример брата, сестры, товарища, напомнить, что он должен быть примером для младшего; с другим надо быть более строгим, решительным, выразить своё недовольство, огорчение, потребовать выполнения поручения, обязанности. Если вы решили наказать ребёнка, нельзя ограничиваться только посулами.

4.«Обойдёмся без нотаций!»

Несколько «волшебных» способов, как, воспитывали своих детей, любящие родители могут обойтись без ругани и нотаций.

Попробуйте рассказать ребёнку про кого-то, кто сделал так же плохо, как он. Отлично, если удастся рассказать в форме сказки. Ведь сказка, кроме всего прочего – психотерапевтический приём. Можно с иронией похвалить детей, за то, что они сотворили.

Ни в коем случае нельзя наказывать и ругать детей:

Когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни (в этот период психика ребёнка очень уязвима, последствия не предсказуемы);

Когда ребёнок ест, во время игры или труда;

Сразу после того, как ребёнок получил физическую или душевную травму. Например, упал, подрался, потерпел неудачу, даже если сам виноват;

Когда ребёнок стремится, но не может преодолеть страх, невнимательность;

Когда он кажется вам неспособным, неповоротливым, бестолковым;

Когда малыш очень подвижен, что нервирует вас;

Когда вы в плохом настроении или очень сердиты; когда вы утомились, чем-то раздражены, гнев, который вы в таком случае обрушиваете на детей, всегда чрезмерен и несправедлив(согласитесь, что в подобных обстоятельствах мы просто срываемся на детях).

Наказывать нужно правильно, чтобы ребёнок не чувствовал себя униженным и нелюбимым, а просто понимал, что плох не он сам, а то, что он сделал.

Лишить ребёнка игрушек вместо наказания не самая лучшая идея. Таким образом, у ребёнка материальный интерес встанет на первый план.

Не стоит ребёнка наказывать в том случае, если он, попросившись вам помочь, разбил тарелку или же разлил суп.

Дошкольный возраст – самое время приучать малыша к труду. Поэтому не стоит ругать его за ошибки. Они вполне естественны.

Даный материал предназначен для педагогв-психологов и социальных педагогов для использования с замещающими родителями в работе, направленной на стабилизацию психоэмоционального состояния и профилактики профессионального выгорания.Данная проблема часто встречается среди замещающих родителей и цель этой консультации предоставить замещающим родителям возможность самостоятельно овладеть умениями и навыками саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для замещающих родителей на тему:

«Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции».

Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей.

Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу».

Использование образов

Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения.

Целенаправленное представление ситуаций

Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания.

Способы отвлечения

Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее.

Управление дыханием

Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания.

Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 20-30 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация.

Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я".

Упражнение "Марионетка".

Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции.

Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний.

Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я".

Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние.

В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”:

Направленное внимание;

Мышечное расслабление;

Успокаивающее дыхание.

Развитие навыков самонаблюдения.

Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку.

Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет кое-что полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему:

В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю.

Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик.

На что учитель ответил:

Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают.

Упражнение “Знакомство с собой”.

Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот).

Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить.

1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса.

2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла.

3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти.

4. Потрясите пассивно “висящую” кисть.

Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения:

1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти?

2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло?

3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто):

Сухость и влажность;

Пульсацию;

Покалывание;

Ощущение прохождения электрического тока;

Чувство “мурашек”, “мороз по коже”;

Онемение (обычно в кончиках пальцев);

Вибрацию;

Мышечную дрожь.

Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем.

Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица