Статья о современном облике сельской семьи. Характеристика многодетной семьи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1.Особенности сельской семьи

2.Городская семья: особенности и проблемы

Список литературы

1. Особенности сельской семьи

Какое сердце не содрогнется, увидев сегодняшнюю нищету, убогость, разорение российской деревни. Факты общеизвестны и говорят сами за себя. Зарплата, и без того едва ли не самая низкая, не выдается месяцами. Развал царит в хозяйствах - сокращаются посевные площади, падают надои, снижается урожайность. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Если раньше умирали только неперспективные поселения, то теперь, похоже, на ладан дышат уже и крупные деревни: закрыты многие клубы, медпункты, распродана или растащена бытовка.

Изменилось наше общество, порушились ценностные ориентации людей, иной стала семья. Суть современной морали уже не ограничивается общественно-коллективистической направленностью. Вектор направленности сменился, но не сказать пока, что к лучшему. Отрадно лишь то, что человек все больше осознает себя свободной, независимой, самоценной личностью.

Все больше утверждается значимость семьи в системе жизненных ценностей людей, осознается необходимость опираться в жизни на свои собственные силы, крепнет стремление к самореализации. Видимо, можно согласиться с предположением о том, что в «нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей за счет коллективистских, общественных».

Сегодня многие семьи отличаются друг от друга по отношению к главному нашему достоянию - к духовности: культ денег стал кумиром у одних, а стремление хоть как-то выжить - у других. Одни желают взять от жизни все, другие хотят посвятить свою жизнь детям, семье, другим людям, Отечеству. Ценности взрослых, а они порой диаметрально противоположны, определяют семейную индивидуальность, личностное своеобразие человека.

Резкое расслоение семей по уровню доходов порой отрицательно сказывается на психике растущего человека, его нравственных ориентациях. Одинаково опасны для духовности нации как безнравственная психология подрастающего торгаша («деньги могут все»), ведущая к вседозволенности, нетрудовому образу жизни, так и рабская психология люмпена - человека социально инертного, привыкшего к полунищенскому существованию и иждивенчеству.

Ныне на селе появились как семьи предпринимателей, фермеров, так и семьи, в которых родители безработные. С новыми «рыночными» проблемами неожиданно столкнулись многодетные родители. У молодых возникли трудности с жильем, трудоустройством, рождением «незапланированных» детей. Пенсионеры тяжело переживают состояние одинокой старости, обреченности, социальной ненужности, страдают из-за невнимания со стороны близких. Свои сложности у неполных семей.

Безработица, ухудшение состояния здоровья людей, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей - все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях взрослых и детей. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения, чего не могут восполнить ни радио, ни телевидение, ни газеты, доступность которых, кстати говоря, резко сократилась. Все это формирует у сельчан чувство дискомфортности и социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Организуя различные праздники, встречи людей разных поколений, семейные чтения, социальные педагоги таким путем стремятся избавить людей от информационной блокады, вывести из состояния потерянности.

В сельской семье, как и городской, осознается необходимость подготовки детей к социальной самозащите. Делается многое для того, чтобы ребята решали задачи, связанные с поиском выхода из возникших затруднений, естественно опираясь на советы и поддержку взрослых. И вот здесь-то возможны сложности. Одна из них вызвана тем, что опыт старшего поколения уже не соответствует новым социальным отношениям. Недостаточный уровень культуры, слаборазвитая инфраструктура образовательных учреждений на селе не позволяют многим адаптироваться в современных условиях рынка и конкуренции.

Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Не способствуют этому и участившиеся случаи закрытия дошкольных учреждений. Неорганизованный досуг, беспризорность, незанятость детей - все это осложняет положение семьи, усиливает криминогенность сельской среды. Именно поэтому содержательный досуг всех категорий населения становится важным участком профессиональной деятельности социальных педагогов.

Вряд ли трудности, переживаемые сельчанами, ведут к распаду семей со стажем. Сельская семья стабильна. Это подтверждают диагностические обследования, проведенные в Олонецком районе Карелии, где преобладают полные семьи с одним, двумя детьми. Немало здесь и многодетных семей. Сельские женщины, как правило, превосходят городских в умении переносить трудности жизни. Молодые люди рано вступают в брак, причем прежде всего по любви. Однако браки не всегда прочны. К примеру, по данным Центра социальной помощи семье и детям Таврического района Омской области, из четырех молодых семей распадаются три. Причины - материальные трудности, отсутствие жилья.

Положение сельской семьи не везде однозначное. В некоторых деревнях практически нет невест. Встречаются сорокалетние пьющие мужчины, которые живут со старенькими матерями, не думая жениться. Есть неполные, одинокие семьи, повторные браки. Есть и юные девушки, ставшие матерями вне брака, но не готовыми к материнству. В деревне Анеево Тюменской области М. П. Гурьяновой случилось встретиться с шестнадцатилетней девочкой, родившей ребенка от сорокалетнего мужчины, вернувшегося из мест лишения свободы. На вопрос о том, что побудило к этому поступку, последовал ответ: «Скучно было, делать нечего».

Сельской семье сегодня очень трудно. Причины разные: экономические, психологические, бытовые, медицинские, педагогические. Но во всех случаях тяжесть решения социальных проблем государство стремится переложить на семью. Родители это чувствуют, видя, как падает их жизненный уровень. Их обездоленность подтверждается и центром социологических исследований департамента социальной защиты Московской области за 1994 г. По данным ученых, значительно снизились расходы родителей на покупку одежды и обуви для детей (на 17%), организацию отдыха, каникул (на 20%), питание (на 7%), приобретение книг (на 40%). Об ухудшении материального положения семей свидетельствует и то, что лишь 0,5% опрошенных оценили это положение как очень хорошее (неполные и одиночные семьи в этой категории отсутствуют), как хорошее - 3,1% (тоже нет этой категории). Считают свое положение средним - 32,6% и плохим - 44% опрошенных, а очень плохим - 11,9% родителей. В результате около 60% представителей семей вынуждены признать свое материальное обеспечение плохим или очень плохим.

Стабильность сельской семьи зависит от того, имеют ли взрослые обеспеченную в материальном плане работу. Развал многих совхозов и колхозов (основных работодателей деревни), закрытие промышленных предприятий обострили проблему самовыживания. Ныне безработный человек, особенно семейный, попадает в стрессовую ситуацию. Когда в доме не хватает необходимых вещей - одежды и обуви, еды на столе, - то все это может стать источником взаимных упреков, недовольств, а порой и трагедий. Многие семьи (особенно неполные, где есть дети, престарелые, инвалиды) пользуются денежными выплатами, но это, как правило, незначительные суммы, а свои возможности они реализуют в области так называемой вторичной занятости, т.е. в сфере переобучения, подработки.

Отрадно, что государство заботится о семьях, оказавшихся в экстремальной ситуации. Однако система экономической поддержки имеет сегодня и негативную сторону: она может вызвать иждивенческие, потребительские настроения. Кто-то отказывается от алиментов, не работает, а получает пособие. Нередко женщины (те, что не прочь выпить) увольняются с работы, забирая ребенка из дошкольного учреждения, чтобы посвятить себя его воспитанию. Результат может быть плачевным: брошенные, ненакормленные дети, стремящиеся при первой возможности убежать из дома, заняться бродяжничеством. Работники социальных служб отслеживают подобные тенденции и стремятся предотвращать их.

Все чаще говорят сегодня о помолодевшей преступности, ранних сексуальных связях, росте числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурении, наркомании, которыми заражен и сельский контингент. Доступность всевозможных товаров для одних при их недоступности для других побуждает многих к изнурительному труду на собственном участке, а некоторых - к участию в сомнительных операциях, третьи же пребывают в состоянии подавленности, безысходности, социальной апатии.

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться.

В этом плане полезно сравнить российскую сельскую семью с зарубежной (сельской).

Американские социологи Эренсбург и Кимбалл изучали жизнь крестьян западной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей. Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фермы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процессе сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, понимая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей".

На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. В день зарплаты "старики" приходили получать деньги, заработанные сыновьями.

Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыновей. "Мальчики" 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал все решения. Как пожаловался один из мужчин, "пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком". Но, несмотря на подобные жалобы, вся система этих отношений была хорошо отработана, "мальчики" и "девочки" успешно приспосабливались к требованиям крестьянской семьи и справлялись со своими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами - членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.

Четкое разделение труда по половому и возрастному принципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей "мальчиками", а замужние женщины обычно находились под контролем свекрови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родственникам. Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось. "Вблизи Р. владелец небольшой фермы не обрабатывал свой огород; свекор был вынужден посылать картофель незадачливому зятю; в конце концов однажды ночью разгневанные родственники жены избили его в его собственном доме".

Отечественные же социальные педагоги села с тревогой говорят о безразличии, равнодушии многих родителей к судьбе собственных детей, о резком снижении роли отцов в их воспитании. Все больше и больше семей попадают в категорию «группы риска». Трагедия современного села - семьи, где родители пьют. Страшно это социальное явление, ибо ведет к нравственной и физической деградации общества. Социальная помощь больным, страдающим злоупотреблением алкоголем, становится важнейшей функцией социальных служб на селе.

Горько осознавать: сегодня и в сельской местности участилось число случаев, когда родители невольно толкают ребят на путь преступлений. Достойна сожаления и возмущения ситуация, когда взрослые вынуждены идти на то, чтобы дети превращались в источник доходов. Их могут отправить торговать спиртным, порнографией и даже заниматься проституцией. Самые близкие люди, родители, пытаются заработать на собственных чадах, а если не получается в этом бизнесе, то могут изгнать из дома или превратить их жизнь в кромешный ад. Подростки, которые нигде не учились или бросили школу, - страшный упрек нашей действительности. Честь и хвала тем социальным педагогам, которые стремятся предупредить или предотвратить подобные явления.

К числу бед, которые коснулись и сельской семьи, отнесу неуважение к старости, людям преклонного возраста. Родственное вымогательство как социальное явление порождено сегодня рыночной стихией. В одной из российских деревень мне случилось видеть, как взрослый, неработающий сын обирал одинокую мать-пенсионерку. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений - важнейшая задача социальной работы на селе.

Сегодня культурные запросы, потребности большинства сельских семей незначительны. Образовательный уровень сельчан гораздо ниже, чем у горожан. Отсутствие возможностей для удовлетворения культурных запросов нельзя считать причиной особого дискомфорта сельской семьи. Скорее сказывается привычка к такому образу жизни, когда ограниченность культурной жизни становится нормой. И зачастую заработанные в результате сверхусилий финансовые средства идут на удовлетворение не духовных, а материальных запросов. Понятно, родители предпочитают накормить, одеть, обуть ребенка, купить вещи, нужные предметы. К сожалению, сельским людям негде послушать музыку, посмотреть спектакль, пообщаться в культурном обществе, провести семейный вечер в приличном заведении, незачем нарядно одеться. Едва теплится прежняя культурно-образовательная, физкультурно-оздоровительная работа, в результате которой дети получали «путевку в жизнь».

Общественные невзгоды сегодня особенно коснулись семьи. Как отреагировала нормальная сельская семья на рост цен, безработицу? Обнаружилось, что многие селяне расширили свое подсобное хозяйство, обзавелись домашним скотом, разумно используют лето, чтобы сделать заготовки на зиму. Совместный труд членов семьи стал лучшим средством в борьбе с бедностью, нуждой, незанятостью. Верно говорят: работа держит в узде великие беды - скуку, порок и нужды. Благодаря домашнему труду сельские дети постигают технологию трудовой деятельности, уважительно относятся к людям. Но что делать с монотонностью, однообразием, тяжелыми условиями крестьянского труда? Все это вряд ли способствует вхождению свободного человека в мир новых социально-экономических отношений.

Уверена: именно сельская семья способствует становлению людей предприимчивых, т.е. хозяйственников, будущих предпринимателей. Здесь уместно вспомнить слова Ивана Стебута, патриарха русского земледелия: «Желаете поддержать нравственность в народе - поддержите семью; хотите сохранить в целости здоровье семьи - поддержите деревню и сельское хозяйство».

Сельская семья была и остается хранительницей традиций, исторической памяти предков. Художественные ремесла - домашнее ткачество, плетение кружев, резьба по дереву, вышивание, вязание - еще живы в народе. Обладая несомненными воспитательными возможностями, они сегодня используются и как средство для существования и как способ самообеспечения.

Сельская семья по-прежнему сильна родственными связями. По данным обследования семей Олонецкого района Карелии (сентябрь 1994 г.), 58% респондентов назвали в числе тех, с кем чаще всего общаются, своих родственников. Не забыто и понятие «Отчий дом». Если дочери и сыновья живут в райцентре, поселке, городе, то чаще, чем горожане, навещают стариков родителей, проживающих в отдаленных деревнях, помогают по хозяйству, «подбрасывают» внуков, не забывают о помощи в период сезонных работ, помогают материально.

2. Городская семья: особенности и проблемы

Городская семья, как это и вытекает из ее социального статуа, была и остается первой жертвой прогресса. Среди городских семей в России преобладают нуклеарные (бездетные и одно-двухдетные семьи). Растет доля семей, состоящих только из матери (отца) и детей. Совместное проживание трех поколений становится все более редким явлением, как в городах, так и на селе.

Снижение рождаемости и нуклеаризация семей ведут к сокращению среднего размера семьи, изменению структуры семей по числу членов, увеличению числа семей, состоящих из 2 - 4 человек (особенно из 2-х) и снижению числа и доли больших семей в 5 - 6 и более человек. Особенно быстрый рост малых семей отмечался в 70-е годы. В 80-е годы наблюдался рост числа семей из 2 (за счет роста неполных и иных «осколочных семей») и 4 - 5 человек (за счет некоторого роста числа семей с двумя детьми вследствие роста вторых рождений в 1983 - 1987 годах) при некотором сокращении семей из 3 человек.

Анализ распределения семей по их размеру свидетельствует об устойчивой тенденции к росту доли семей из 2 человек и снижению доли семей из 6 и более человек в общей численности семей как в городе, так и на селе. Доля семей из 3 - 5 человек за 80-е годы изменилась незначительно. Сохраняются устойчивые различия в структуре городских и сельских семей. Для городов характерна повышенная доля семей из 3 - 4 человек, главным образом за счет нуклеарных и молодых супружеских нар, живущих с одним или двумя родителями. В 1989 году семьи такого размера составляли в городском населении 55,7%, в то время как в селе - лишь 46,7%. В сельском же населении повышенная доля семей из 2 человек объясняется ростом числа пожилых пар без детей - «пустых гнезд» - в связи с большой миграцией молодежи в города. Повышенная доля в селе семей из 5 и более человек обусловлена в основном большей рождаемостью.

Для России характерно сохранение значительной дифференциации в размерах семьи и семейной структуре населения между национально-территориальными образованиями и районами преимущественного проживания русских. Она связана, прежде всего, с большими различиями в уровне рождаемости, а также с этнокультурными факторами формирования и развития семьи. При среднем размере семьи в 3,23 человека медиана распределения регионов по размеру семьи равна 3,19 человека, что свидетельствует об асимметрии распределения и преобладании регионов с размером семьи ниже среднего по РФ.

Анализ показателя среднего размера семьи в территориальном аспекте свидетельствует о том, что высокий размер семьи (3,5 и выше) характерен для автономных республик, областей и округов Северного Кавказа и Сибири. Наибольший размер семьи - в республиках с наиболее высокой рождаемостью: в Дагестане, Калмыкии, Туве, Бурятии и Якутии. Средний размер семьи (3,3 - 3,4) имеют остальные, не вошедшие в первую группу автономии и ряд областей Сибири и Дальнего Востока. Единственная автономия, попавшая в число регионов с низким размером семьи, - Карелия (3,2). Наименьший размер семьи отмечается в европейской части России, особенно в областях Северо-Запада и Центрального района (3,0 - 3,1). Колебания среднего размера семьи в сельской местности больше: от 5,15 в бывшей Чечено-Ингушетии до 2,82 в Псковской области. Доля больших семей (7 и более человек) варьируется от 17,6% в бывшей Чечено-Ингушетии до 0,6% в Ивановской области.

Многодетная семья давно уже перестала быть типичной для России. Сокращается их число и доля в семейной структуре. По данным переписи 1989 года, среди городских семей лишь 4,1% имели 3 и более детей, в селе - 10,6%, а в среднем по России - 5,7%. На долю многодетных семей приходится 20,5% от общего числа детей до 18 лет. Среди городских детей в многодетной семье растет каждый седьмой (14,4%), среди сельских - более трети (36%). В Москве доля многодетных семей - 1,9%, а проживает в них 7,9% детей.

Доля одиночек в российском населении колеблется от 11,2% в Тверской области до 2% на Чукотке. Доля членов семей, проживающих отдельно, - от 10,6% в Магаданской области до 3% в бывшей Чечено-Ингушетии.

Изменение экономического положения семей. Определяющее значение для развития семьи имеют ее экономическое положение, социальная защита.

По мнению специалистов, универсальным инструментом в оценке уровня жизни различных типов семей является минимальный потребительский бюджет (в % от бюджета). Этот бюджет состоит из трех основных частей: минимальный набор необходимых продуктов питания - около 35%; обувь, одежда и другие непродовольственные товары - около 32%; оплата коммунальных и культурно-бытовых услуг, налоги, платежи - около 33%.

Основным показателем благосостояния семьи является соотношение среднедушевого дохода ее членов и прожиточного минимума. По оценкам экспертов, в 1991 году среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума у 40% населения России, а к концу 1998 года в эту группу можно было отнести уже около 86% населения. По официальным данным, 32% семей имели в ноябре 1992 года доходы ниже уровня бедности, при этом бедных среди семей с двумя детьми было 47%, среди трехдетных - 72%.

В результате глубокого снижения уровня жизни резко возросли расходы на питание в общих потребительских расходах семей. В городских многодетных семьях, семьях матерей-одиночек этот показатель доходит до 80%. По принятым в мире стандартам, если расходы на питание составляют 50% и более, то это свидетельствует о чрезвычайно низком уровне жизни.

Эксперты полагают, что руководители всех звеньев государственного аппарата, ученые, занимающиеся исследованиями проблем уровня жизни, недооценивают отрицательные последствия ухудшения питания населения (8, С. 43). Неполноценное питание людей влечет за собой ухудшение здоровья беременных женщин и рост численности рожденных детей с весом ниже принятых медицинских норм; увеличение удельного веса новорожденных с ослабленной иммунной системой; ухудшение всех показателей физического и психического развития и здоровья детей и, как следствие, увеличение заболеваемости и смертности детей всех возрастов. Плохое питание сказывается на трудоспособности работающего населения, на состоянии здоровья пожилых людей, сокращая продолжительность их жизни, создает серьезную угрозу здоровью подрастающего поколения и чревато серьезными социальными издержками и экономическими потерями.

Негативные моменты в демографическом развитии России объясняют переживаемыми ныне трудностями в социально-экономической сфере. В то же время среди ученых продолжаются дискуссии о том, в какой мере нынешняя демографическая динамика объясняется глобальными изменениями характера воспроизводства населения, в какой - особенностями нынешней ситуации в России, в какой - структурными сдвигами.

Список использованной литературы

1. Антонов А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1999. - №3. – С. 87 – 103.

2. Бестужев-Лада И. В. Современная семья и ее проблемы // Вопросы философии. – 1979. - №6. – С. 176 – 177.

3. Бондарь Л. Семья: прошлое и современность // Бондарь Л. Введение в скаутинг: книга для родителей и для других взрослых. – Женева, 1990.

4. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (социально-политический аспект). – М.: Знание, 1990.

5. Гуд У. Социология семьи // Социология семьи. Проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1965.

6. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика. - 1995.- №3.-14-19.

7. Дармодехин С. В., Елизаров В. В. Проблемы семьи и семейной политики (по данным социологических исследований) // Социально-политический журнал. – 1993. - № 9 – 10. – С. 43 – 53.

8. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Открытое общество, 1994.

9. Проблемы семьи и детства в современной России. – М.: Педагогика, 1992.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Характеристика семьи - это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий - это объективность сделанных выводов.

Что нужно для составления характеристики

Характеристика семьи должна быть объективной и информативной. Поэтому перед ее составлением нужно провести основательную работу. Для того чтобы составить такой документ, вам придется выполнить такие действия:

  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.
  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.

Характеристика семьи: образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.

Прочие пункты характеристики

Личные данные - это не более чем формальность. Основные пункты следующие:

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Пример описания структуры семьи

Характеристика многодетной семьи будет существенно отличаться от малодетной или бездетной. Поэтому раздел с описанием структуры просто необходим для составления полной картины. Структура может быть описана, например, следующим образом:

  • Многодетная семья с выраженным патриархальным уклоном. Отец является добытчиком и примером для младшего поколения.
  • Скрытая структура определяет предпочтение семьи проводить свободное время в узком кругу.
  • Финансовую и планирующую функции выполняет отец, а хозяйственную и воспитательную - мать. Отношение к обоим родителям одинаково доброжелательное и уважительное.
  • Воспитательная функция выполняется добросовестно, дети видят в лице родителей неоспоримый авторитет и пример правильного поведения.
  • Функция защищенности выражается в искренней родительской любви и заботе. Дети не боятся рассказывать о своих проблемах.
  • Мать - домохозяйка. Практически все время находится в непосредственном контакте с детьми. Отец работает, но достаточно времени проводит дома.
  • Семья не имеет материальных затруднений, дети и родители обеспечены всем необходимым.
  • В семье есть устойчивые традиции, с родственниками поддерживают контакты, но не видятся.

Пример описания психологического климата

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.

Пример составления характеристики ребенка

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка. По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  • Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.
  • Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.
  • Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.
  • Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.
  • Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.
  • Не замечено придирок и критики со стороны родителей.
  • Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.
  • В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.
  • Ребенок полностью доверяет родителям.
  • По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.

Пример описания родительского отношения

Характеристика семьи для награждения, несомненно, должна служить примером для окружающим. В этом плане крайне важно отношение родителей к ребенку. Описание данного пункта может выглядеть следующим образом:

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Основные функции семьи

Характеристика семьи должна базироваться, прежде всего, на степени выполнения ею своих функций. Анализ стоит вести по таким ключевым пунктам:

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.

Классификация семей

Характеристика семьи составляется с учетом классификационных особенностей. Можно выделить такие признаки и соответствующие им разновидности:

  • По числу детей:
    • бездетная;
    • малодетная (1-2 ребенка);
    • многодетная.
  • По составу:
    • неполная;
    • простая (дети и родители);
    • сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);
    • большая;
    • семья повторного брака;
    • материнская.
  • По структуре лидерства:
    • демократическая (все члены семьи равноправны);
    • тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).
  • По семейному укладу:
    • "отдушина";
    • детоцентрическая;
    • комфортоцентрическая;
    • командная.
  • По однородности (национальность, уровень образования, профессия):
    • однородная;
    • неоднородная.
  • По семейному стажу:
    • молодая;
    • ожидающая ребенка;
    • среднего возраста;
    • старшего возраста;
    • пожилая.
  • По атмосфере и качеству взаимоотношений:
    • благополучная;
    • неблагополучная;
    • устойчивая;
    • нестабильная;
    • организованная;
    • дезорганизованная.
  • По географическому признаку:
    • городская;
    • сельская;
    • отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).
  • По потребительскому поведению:
    • физиологическая;
    • интеллектуальная;
    • переходная.
  • По характеру досуга:
    • открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);
    • закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).
  • По психологическому состоянию:
    • здоровая;
    • виктимогенная;
    • невротическая.

Заключение

Деятельность многих образовательных и социальных учреждений неразрывно связана с таким понятием, как правовые семьи. Общая характеристика составляется на основе тесного взаимодействия непосредственно с членами семьи, а также общения с ближайшим окружением. Грамотно составленная характеристика должна быть абсолютно беспристрастной и отражать не только положительные, но и тревожные моменты.

Необходимо помнить, что сельская семья, имея много общего с городской, существенно от нее отличается, и это вполне закономерно, так как при наметившейся тенденции к сближению города и деревни все-таки на современном этапе развития нашего общества существенные различия между ними сохраняются. Эти различия проявляются на разных уровнях (культура и образование, специфика труда, особенности быта, более значительное влияние традиций) и, естественно, сказываются на семье, ее образе жизни, взаимоотношениях между членами семьи, взглядах на воспитание. Общим для городских и сельских семей является понимание многими родителями, воспитанными в традиционных семьях с четкими нравственными ориентирами, необходимости детского труда как воспитательного средства и значения их собственной трудовой жизни как примера для детей. В таких семьях, как правило многопоколенных, широко используются богатейшие трудовые традиции, выражающие веками складывавшееся народное отношение к труду как к делу всех членов семьи. Дети пяти-шестилетнего возраста, прежде всего в сельских условиях, издавна помогали взрослым, и обойтись без их помощи семья не могла. Приучаясь к труду с раннего возраста, дети овладевают полезными умениями и навыками, получают определенные знания. Главное же состоит в том, что у них воспитывается уважение к старшим, стремление на деле проявить свою заботу о них. В совместной работе, имеющей общую цель, укрепляется семейная дружба, взаимопомощь. В таких семьях среди детей нет лентяев, белоручек, эгоистов. Одна из самых удивительных находок - это английская деревня. В отличии от традиционной российской деревни, в Англии это место, где живут люди разнообразных профессий, а не только связанные с землёй.

В настоящее время это место жительство людей, желающих уединения. Бывали случаи, когда жители отказывались проводить в деревни свет на улицы, под предлогом светового загрязнения - "мол, это мешает смотреть на звёзды по ночам. Истинный предлог на самом деле иной - нежелание постояльцев видеть гостей - проезжающих машин, зевак и прочих" .

Покупка дома в деревне обходится британцам около 300 тысяч фунтов и выше. Если около дома есть 10 соток земли и выше, цена начинается от 450 тысяч фунтов. Из такой деревни можно добраться до Лондона на машине за один час. Как правило, в богатых деревнях есть два - четыре паба, где можно поесть. Присутствует магазин и пекарня. Как правило, в деревнях есть начальная школа.

Жизнь в деревнях достаточно спокойная, однако открытых пространств очень и очень мало. Несмотря на попытку закрыться от внешнего мира, в настоящее время английская деревня страдает от заселения иностранцев.

С другой стороны, Англия уже настолько облагорожена цивилизацией, что все проезжие дороги в деревнях имеют канализационные стоки.

Сельские жители круглый год повседневно выполняют самые разнообразные работы, связанные с землей, у них более широкий круг хозяйственных забот. Практическая необходимость участия в домашних обязанностях деревенского ребенка значительно выше, чем городского.

У многих британцев существует идеализированное представление о сельской жизни. Люди мечтают о собственном домике в деревне, или предполагают жить там, уйдя на пенсию. Наверное поэтому многие британцы стараются создать "кусочек деревни" в городе, украшая свое городское жилье цветником или маленьким садиком, а если не позволяет возможность иметь землю, то хоть цветником на подоконнике. Хотя только 1% населения занят в сельском хозяйстве, многие бри танцы мечтают жить в деревне и ездить на работу в город.

Такое идеализированное представление о сельской жизни порой мешает британцам адаптироваться в деревне. Местные жители не всегда приветствуют горожан, особенно "weekenders" (горожан, приезжающих на выходные). Но жизнь в деревне имеет свои преимущества: меньше стрессов, дружеская атмосфера местного паба, лучшее качество жизни, чувство сообщества - все это противостоит полной напряжения и стрессов городской жизни с ее постоянным выживанием и борьбой. .

Городская семья пользуется всеми преимуществами и благами города. У детей есть выбор школы, а в последующем легче получить высшее образование. Взрослым легче найти работу. Досуг разнообразен, так как существует широкая сеть кино, театров, музеев, парков. В тоже время, люди страдают от типичного городского пейзажа, экологической загрязненности и мечтают жить на природе. В отличии от английской деревни для города характерно - практически полное отсутствие земли перед и за домом, дома все старые.

8 июля 2014 года в России отмечался День семьи, любви и верности. В городе Кирове прошла церемония чествования супружеских пар, награждаемых общественной наградой - медалью «За любовь и верность». Из нашего района такую награду получила супружеская пара Сушенцовых - Марина Павловна и Виктор Дмитриевич из деревни Таранки. Награды вручил исполняющий обязанности Губернатора Кировской области Белых Н.Ю. Семья Сушенцовых удостоена такой награды за большой вклад в воспитании детей.

Характеристика семьи Сушенцовых Марины Павловны и Виктора Дмитриевича


Семья Сушенцовых отметила в мае 2014 года 38 - летие. В 1991 году Марина Павловна и Виктор Дмитриевич переехали в д. Таранки Богородского района, где в то время была открыта средняя школа. Имеют свой дом, большой приусадебный участок, держат пчёл, выращивают животных на мясо, кур.

Оба супруга имеют высшее образование.

Марина Павловна и Виктор Дмитриевич начинали свою трудовую деятельность главными специалистами сельского хозяйства в Оричевском районе. Марина Павловна выросла в семье педагогов в третьем поколении, поэтому педагогическое призвание взяло верх над остальным, уже 30 лет работает учителем биологии. Имеет награды на педагогическом поприще: победитель конкурса «Лучшие учителя России 2007 года», «Почётный работник общего образования РФ», нагрудный знак правительства Кировской области «Педагогическая Слава». Виктор Дмитриевич имеет областные грамоты за воспитание подрастающего поколения во время работы в Нововятском техникуме.

Супруги воспитали троих детей: двух сыновей Андрея и Олега и дочь Наталью. В семье всегда был приоритет образования, труда, спорта, творчества. Все дети получили высшее образование в сфере информационных технологий. Олег трудится в администрации города Кирова главным специалистом в отделе информатизации, Андрей – инженером - информатиком на Кировском хлебозаводе. Дочь Наталья - выпускающий редактор в престижном каталоге «Семья». Дети впитали в семье трудолюбие, ответственность, домовитость. У Сушенцовых трое внуков: две девочки и мальчик. Дети с внуками регулярно приезжают к родителям. Ежегодно вся семья поклоняется праху предков, выезжая в Лебяжье, Суводи. Старший сын со своей семьёй побывал на братской могиле прадеда Андрея Павловича, погибшего под Москвой.

В 2009 году семья Сушенцовых стала приёмной для двойняшек Мякишевых Марины и Тани. Девочки воспитываются трудолюбивыми, вежливыми, ответственными. Развиваются у них творческие навыки. Особое внимание уделяется образованию, воспитанию будущих мам, жён. Марина и Таня помогают во всех хозяйственных делах: хорошо готовят, вяжут и шьют, вышивают, умеют ухаживать за домашними животными, выращивают овощи, ягоды, фрукты. У дома Сушенцовых оригинальные, красивые, с большим разнообразием цветники.

Марина и Таня хорошо учатся, являются победителями и призёрами районных олимпиад по биологии, экологии, географии, русскому языку, литературе, истории. Марина заняла 5 место в областной олимпиаде по экологии в 2013г. Девочки за успехи в учёбе, исследовательской и проектной деятельности были награждены поездкой на Губернаторскую ёлку в 2013г. За победу в районной акции «3Д: Делай Добрые Дела» девочки получили путёвку в областной лагерь активистов «Созвездие». Мариной и Таней создано 5 проектных, четыре исследовательских работы, различные презентации и видеоролики. Исследовательская работа «Мониторинг состояния эрозионного оврага вблизи д. Таранки» удостоена Диплома Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», работа опубликована на сайтах издательского дома «Первое сентября» и Всероссийского конкурса им. В.И. Вернадского. Обе девочки хорошо рисуют, имеют множество Дипломов в различных конкурсах рисунков. Овладели техникой квиллинга и оригами. Девочки являются организаторами концертов и мероприятий в школе, в оздоровительном школьном лагере, в сельском ДК. Активно занимаются спортом.

Семья Сушенцовых пользуется уважением в д.Таранки и в Богородском районе. В 2011 году семья награждена Благодарственным письмом Кировской областной организации «Союз женщин», в 2012 году получила Диплом за участие в областном конкурсе «Королевство замещающих семей». В мае 2014 года Марина Павловна и Виктор Дмитриевич представляли Богородский район на областном фестивале лучших семей Кировской области.

Презентации о семье Сушенцовых «Там, где лебеди на Вятку прилетали..», о приёмных детях «Ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети» опубликованы на сайте Всероссийского Интернет - педсовета.

Директор МКОУ ООШ д. Таранки Н.Е.Поленова

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка - наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимоназванных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику "Тест-опросник родительского отношения" Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Материальная обеспеченность ее членов.
  4. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  5. Какие проводились.

Карта обследования - это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес