Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Формы контроля
Промежуточная аттестация – зачет
Составитель
Гуженкова Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ.
Принятые сокращения
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
ЗУН - знания, умения, навыки
ММР - методика математического развития
РЭМП - развитие элементарных математических представлений
ТиММР - теория и методика математического развития
ФЭМП - формирование элементарных математических представлений.
Тема № 1 (4 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 4 ч – с.раб)
Общие вопросы обучения математике детей с отклонениями в развитии.
План
1. Цели и задачи математического развития дошкольников.
в дошкольном возрасте.
4. Принципы обучения математике.
5. Методы ФЭМП.
6. Приемы ФЭМП.
7. Средства ФЭМП.
8. Формы работы по математическому развитию дошкольников.
Цели и задачи математического развития дошкольников.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
Задачи методики математического развития как научной области
1. Научное обоснование программных требований к уровню
формирования математических представлений у дошкольников в
каждой возрастной группе.
2. Определение содержания математического материала для
обучения детей в ДОУ.
3. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей.
4. Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.
5. Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математическому развитию дошкольников.
Цель математического развития дошкольников
1. Всестороннее развитие личности ребенка.
2. Подготовка к успешному обучению в школе.
3. Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
5. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
3. Значение и возможности математического развития детей
в дошкольном возрасте.
Значение обучения детей математике
Обучение ведет развитие, является источником развития.
Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».
Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие)
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов - цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).
II. Развитие мышления
Обсуждение
Назовите виды мышления.
Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
развития мышления ребенка?
Какие логические операции вы знаете?
Приведите примеры математических заданий для каждой
логической операции.
Мышление - процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое.
Логические операции | Примеры заданий дошкольникам |
Анализ (разложение целого на составные части) | - Из каких геометрических фигур составлена машина? |
Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей) | - Составь дом из геометрических фигур |
Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) | - Чем похожи эти предметы? (формой) - Чем отличаются эти предметы? (размером) |
Конкретизация (уточнение) | - Что ты знаешь о треугольнике? |
Обобщение (выражение основных результатов в общем положении) | - Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб? |
Систематизация (расположение в определенном порядке) | Поставь матрешки по росту |
Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) | - Разложи фигуры на две группы. - По какому признаку ты это сделал? |
Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) | - Покажи предметы круглой формы |
III. Развитие памяти, внимания, воображения
Обсуждение
Что включает понятие «память»?
Предложите детям математическое задание на развитие памяти.
Как активизировать внимание детей при формировании элементарных математических представлений?
Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.
Память включает в себя запоминание («Запомни - это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).
Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).
Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
IV. Развитие речи
Обсуждение
Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка?
Что дает математическое развитие для развития речи ребенка?
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
формулировка ответов полным предложением;
логические рассуждения.
Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.
V. Развитие специальных навыков и умений
Обсуждение
- Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений?
На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.
VI. Развитие познавательных интересов
Обсуждение
Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития?
Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников?
Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?
Значение познавательного интереса:
Активизирует восприятие и мыслительную деятельность;
Расширяет кругозор;
Способствует умственному развитию;
Повышает качество и глубину знаний;
Способствует успешному применению знаний на практике;
Побуждает самостоятельно приобретать новые знания;
Меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);
Оказывает положительное влияние на формирование личности;
Оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);
Пути возбуждения интереса к математике:
· связь новых знаний с детским опытом;
· открытие новых сторон в прежнем опыте детей;
· игровая деятельность;
· словесное возбуждение;
· стимуляция.
Психологические предпосылки интереса к математике:
Создание положительного эмоционального отношения к педагогу;
Создание положительного отношения к занятиям.
Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:
§ объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
§ работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
§ связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);
§ интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
§ посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)", положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.
Методы ФЭМП.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, - путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Особенности практического метода:
ü выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
ü широкое использование дидактического материала;
ü возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
ü выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
ü использование математических представлений в быту, игре, труде и др.
Виды наглядного материала:
Демонстрационный и раздаточный;
Сюжетный и бессюжетный;
Объемный и плоскостной;
Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
Фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
· новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
· по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
· одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
· новый наглядный материал лучше показать детям заранее...
Требования к самодельному наглядному материалу:
Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);
Эстетичность;
Реальность;
Разнообразие;
Однородность;
Прочность;
Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.);
Достаточное количество...
Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.
Требования к речи воспитателя:
Эмоциональная;
Грамотная;
Доступная;
Достаточно громкая;
Приветливая;
В младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
В старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
Грамотная;
Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
С нужными математическими терминами;
Достаточно громкая...
Приемы ФЭМП
1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
4. Вопросы к детям.
5. Словесные отчеты детей.
6. Предметно-практические и умственные действия.
7. Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность;
разнообразие формулировок;
небольшое, но достаточное количество;
избегать подсказывающих вопросов;
умело пользоваться дополнительными вопросами;
давать детям время на обдумывание...
Требования к ответам детей:
краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
на поставленный вопрос;
самостоятельные и осознанные;
точные, ясные;
достаточно громкие;
грамматически правильные...
Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших - можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)
Средства ФЭМП
Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
8. Формы работы по математическому развитию дошкольников
Форма | Задачи | время | Охват детей | Ведущая роль |
Занятие | Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки | Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) | Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) | Воспитатель (или дефек-толог) |
Дидактическая игра | Закрепить, применить, расширить ЗУН | На занятии или вне занятий | Группа, подгруппа, один ребенок | Воспитатель и дети |
Индивидуальная работа | Уточнить ЗУН и устранить пробелы | На занятии и вне занятий | Один ребенок | Воспитатель |
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) | Увлечь математикой, подвести итоги | 1-2 раза в году | Группа или несколько групп | Воспитатель и другие специалисты |
Самостоятельная деятельность | Повторить, применить, отработать ЗУН | Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности | Группа, подгруппа, один ребенок | Дети и воспитатель |
Задание для самостоятельной работы студентов
Лабораторная работа № 1: «Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений».
Тема № 2 (2 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 2 ч – с.раб)
ПЛАН
1. Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.
2. Примерная структура занятий по математике.
3. Методические требования к занятию по математике.
4. Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.
5. Формирование навыков работы с раздаточным материалом.
6. Формирование навыков учебной деятельности.
7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
1. Организация занятия по математике в дошкольном учреждении
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
Примерная структура занятий по математике.
Организация занятия.
Ход занятия.
Итог занятия.
2. Ход занятия
Примерные части хода математического занятия
Математическая разминка (обычно со старшей группы).
Работа с демонстрационным материалом.
Работа с раздаточным материалом.
Физкультминутка (обычно со средней группы).
Дидактическая игра.
Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе: до пяти частей.
В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.
Виды физкультминуток:
1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Замечание:
если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.
3. Итог занятия
Любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
3. Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
2. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
3. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
4. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
5. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
6. Используется разнообразный наглядный материал.
7. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
8. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
9. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
10. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
11. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
12. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
13. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
14. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
ПЛАН
1. Этапы формирования и содержание количественных представлений.
2. Значение развития количественных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия количества.
4. Особенности развития количественных представлений у детей и методические рекомендации к их формированию в ДОУ.
1. Этапы формирования и содержание количественных представлений.
Этапы формирования количественных представлений
(«Этапы счетной деятельности» по А.М. Леушиной)
1. Дочисловая деятельность.
2. Счетная деятельность.
3. Вычислительная деятельность.
1. Дочисловая деятельность
Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить детей работать с множествами:
Видеть и называл существенные признаки предметов;
Видеть множество целиком;
Выделять элементы множества;
Называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указывая характеристическое свойство множества и перечисляя
все элементы множества);
Составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств;
Делить множество на классы;
Упорядочивать элементы множества;
Сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соответствия);
Создавать равночисленные множества;
Объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).
2. Счетная деятельность
Владение счетом включает в себя:
Знание слов-числительных и называние их по порядку;
Умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда);
Выделение итогового числа.
Владение понятием числа включает в себя:
Понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);
Понимание количественного и порядкового значения числа;
Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:
Знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);
Знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);
Знание связей между соседними числами (больше, меньше).
3. Вычислительная деятельность
Вычислительная деятельность включает в себя:
· знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»);
· знание образования соседних чисел (п ± 1);
· знание состава чисел из единиц;
· знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания);
· знание цифр и знаков +, -, =, <, >;
· умение составлять и решать арифметические задачи.
Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо:
o владение устной и письменной нумерацией (называние и запись);
o владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись);
o владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.).
Замечание. Данными знаниями и умениями дошкольнику необходимо качественно овладеть в пределах первого десятка. Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе).
О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ
ПЛАН
2. Значение развития у дошкольников представлений о величинах.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия размеров предметов.
4. Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Дошкольники знакомятся с различными величинами: длина, ширина, высота, толщина, глубина, площадь, объем, масса, время, температура.
Первоначальное представление о величине связано с созданием чувственной основы, формированием представлений о размерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту.
ОСНОВНЫЕ свойства величины:
Сравнимость
Относительность
Измеряемость
Изменчивость
Определение величины возможно только на основе сравнения (непосредственно или сопоставляя с неким образом). Характеристика величины относительна и зависит от выбранных для сравнения объектов (А < В, но А > С).
Измерение дает возможность характеризовать величину числом и перейти от сравнения непосредственно величин к сравнению чисел, что удобнее, так как делается в уме. Измерение - это сравнение величины с величиной того же рода, принятой за единицу. Цель измерения - дать численную характеристику величине. Изменчивость величин характеризуется тем, что их можно складывать, вычитать, умножать на число.
Все эти свойства могут быть осмыслены дошкольниками в процессе их действий с предметами, выделении и сопоставлении величин, измерительной деятельности.
Понятие числа возникает в процессе счета и измерения. Измерительная деятельность расширяет и углубляет детские представления о числе, уже сложившиеся в процессе счетной деятельности.
В 60-70-е годы XX в. (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) возникла идея об измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка. Сейчас существуют две концепции:
Формирование измерительной деятельности на базе знании числа и счета;
Формирование понятия числа на базе измерительной деятельности.
Счет и измерение не должны противопоставляться друг другу, они взаимно дополняют друг друга в процессе освоения числа как абстрактного математического понятия.
В детском саду сначала учим детей выделять и называть разные параметры размеров (длину, ширину, высоту) на основе сравнения на глаз резко контрастных по величине предметов. Затем формируем умение сравнивать способом приложения и наложения незначительно различающиеся и равные по величине предметы с ярко выраженной одной величиной, потом по нескольким параметрам одновременно. Работа по выкладыванию сериационных рядов и специальные упражнения для развития глазомера закрепляют представления о величинах. Знакомство с условной меркой, равной одному из сравниваемых предметов по величине, готовит детей к измерительной деятельности.
Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер, применения измерительных приборов. Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы.
Схема измерения
Прежде чем знакомить с общепринятыми эталонами (сантиметром, метром, литром, килограммом и др.), целесообразно сначала научить детей пользоваться условными мерками при измерении:
Протяженности (длина, ширина, высота) с помощью полосок, палок, веревок, шагов;
Объема жидких и сыпучих веществ (количество крупы, песка, воды и др.) с помощью стаканов, ложек, банок;
Площади (фигуры, листа бумаги и др.) клетками или квадратами;
Массы предметов (например: яблоко - желудями).
Использование условных мерок делает измерение доступным для дошкольников, упрощает деятельность, но не меняет ее сущности. Сущность измерения во всех случаях одна и та же (хотя объекты и средства разные). Обычно обучение начинают с измерения длины, что больше знакомо детям и пригодится в школе в первую очередь.
После этой работы можно познакомить дошкольников с эталонами и некоторыми измерительными приборами (линейкой, весами).
В процессе формирования измерительной деятельности дошкольники способны понять, что:
o измерение дает точную количественную характеристику величине;
o для измерения необходимо выбирать адекватную мерку;
o число мерок зависит от измеряемой величины (чем больше
величина, тем больше ее численное значение и наоборот);
o результат измерения зависит от выбранной мерки (чем больше мерка, тем меньше численное значение и наоборот);
o для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.
Измерение дает возможность сравнивать величины не только на сенсорной основе, но и на основе умственной деятельности, формирует представление о величине как математическом
Городской семинар для воспитателей ДОО и учителей начальных классов СШ по теме: «Реализация Концепции развития математического образования в РФ: детский сад – школа»
подготовила старший воспитатель: Гриценко Ирина Анатольевна
(слайд 1)
Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.
Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.
(слайд 2)
Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.
(слайд 3)
Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.
(слайд 4)
Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: (слайд)
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.
(слайд 5)
(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных (слайд 6) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) . (слайд 7)
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных (слайд 8) свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
(слайд 9)
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. (слайд 10) Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, (слайд 11) где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. (слайд 12- 2р) Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: (слайд 13) «Подпрыгнуть на одной ноге» , «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой» , (слайд 14) «Занять домик определенного цвета или формы» ). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают. (слайд 15)
Используются в режимных моментах подвижные игры математического содержания «Попади в круг» , «Найди себе пару» , «Классы» , (слайд 16) «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами» , «Чья команда забросит больше мячей в корзину» . (слайд 17)
(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений (слайд 18) непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие» , где основной задачей является развитие математического словаря у детей. (слайд 19 - 2р) В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.
(слайд 20) Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения («много» , «один» , «ни одного» , «столько - сколько» , «поровну» , «больше» , «меньше» ) (слайд 21) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;
На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже» , «выше - ниже» , «толще - тоньше» ) ; (слайд 23) отличать изменения общего объема («больше - меньше» , «большой - маленький» ) ; находить более сложные ориентировки в величине предметов (слайд 24) («высокий» , «ниже» , «самый низкий» ) ; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг» , «квадрат» , «треугольник» ) , (слайд 25) а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро» , «день» , «вечер» , «ночь» , «сегодня» , «завтра» , «быстро» , «медленно» ; названия дней недели, месяцев) .
(слайд 26)
Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; (слайд 27) это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
(слайд 28)
Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. (слайд 29) В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок» , «Теремок» , «Репка» , «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.
(слайд 30)
В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.
(слайд 31)
Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, (слайд 32)
осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (например, (слайд 33)
«пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик» , «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры» .)
(слайд 34)
Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. (слайд 35) Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, (слайд 36) форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. (слайд 37) При проведении рисования растений, природы, (слайд 38-2р) отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить объект (слайд 39) (вверху, внизу, справа, слева, (слайд 40) в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.)
(слайд 41-2р)
На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.
Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п) . (слайд 42-2р) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве. (игра «Найди свой листик» , «Веселый круг» , игра-танец «Мы вместе» и т.п.) .
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
(слайд 43)
Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. (слайд 44) Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. (слайд 45)
Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (слайд 46) (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.) .
В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина» , «Геоконт» , различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47) («Геометрическое лото» , «Назови соседей» , «Цифры» и др.)
При знакомстве детей с весами знакомим (слайд 48) с измерением массы предмета. Рассказываем какие бывают часы: (слайд 49-2р) (солнечные, цифровые, электронные и т. д.) Полученные знания использут в сюжетно – ролевых играх «Магазин» , «Повар» , «Учитель» (продавец взвешивал товар) (слайд 50)
Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности (слайд 51) ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, (слайд 52-2р) и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
(слайд 53)
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, (слайд 54) когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. (слайд 55) Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. (слайд 56-2р)
(слайд 57)
Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому мы внедряем (слайд 58-2р) новые технологии в свою работу и используем мультимедийное оборудование - как наглядный материл.
(слайд 59-2р)
Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. (слайд 60)
Ирина Скрябина
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования
«Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО »
Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития , успешность продвижения ребенка в этой области знаний".
Л. А. Венгер
С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.
Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования . Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию , это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации
Двигательная;
Игровая;
Коммуникативная;
Познавательно – исследовательская;
Восприятие художественной литературы и фольклора;
элементарной трудовой деятельности;
Конструирование из различных материалов ;
изобразительной ;
Музыкальной.
Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие» , а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников » в содержание Федерального государственного образовательного стандарта .
С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы , она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения , а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений .
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников , умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, фоормирует память, внимание, воображение , речь.
Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются : количество и счёт, величина, форма , ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач :
Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме , пространстве и времени как основы математического развития ;
формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании
Овладение математической терминологией ;
Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
формирование простейших графических умений и навыков;
формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов :
Принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала , позволяющего обобщить понятия «число» , «множество» , «форма » ;
Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий ;
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы :
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
Сравнение;
Метод моделирования и конструирования;
Метод вопросов;
Метод повторения;
Решение логических задач;
Экспериментирование и опыты
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах :
Организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
Демонстрационные опыты;
Сенсорные праздники на основе народного календаря;
Театрализация с математическим содержанием ;
Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
Самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы , специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры .
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста . Таким образом , дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок . Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами , которые подлежат преобразованию . Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации) . Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть :
трансформируемой ;
Полуфункциональной;
Вариативной;
Доступной;
Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.
Особенности психолого-педагогических исследований
Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.
История появления ФЭМП в дошкольном образовании
У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.
Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.
Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.
Требования к в ДОУ
В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:
- разнообразие по размерам, цвету, форме;
- возможность применения в ролевых играх;
- динамичность, прочность, устойчивость;
- эстетичные внешние характеристики;
Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:
- «Не спешить с результатом». Каждый ребенок развивается по своему «сценарию», важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат.
- «Поощрение - лучший путь к успеху». НОД по ФЭМП в средней группе предполагает поощрение любых усилий малыша. Воспитатель должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация спеха, создаваемая я каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике.
Специфика работы с дошкольниками
Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.
Разделы дошкольного математического образования
В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.
Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:
- оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах;
- сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей;
- самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий
Заключение
ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.
С Днем Защитника Отечества! Будь счастлив! Оставайся таким же отважным, заботливым и надежным! Пусть в твоем арсенале не иссякает удача, оптимизм не гаснет, а близкие люди радуют поддержкой. Ярких побед и доблестных свершений! С праздником!
Специально для сайт
23 февраля желаю мужества, силы, вдохновения на свершения! Пусть тебе всегда сопутствует везение в достижении твоих целей и всегда поддержат друзья! Пусть на сердце всегда будет легко и светло от того, что тебя любят и ждут! Желаю тебе никогда не иметь причин испытывать сомнений и всегда побеждать!
Специально для сайт
Доблесть истинно мужская в тебе есть, дорогой! С 23 февраля! Пусть перед тобой падут преграды, а широта души будет отмечена орденами «Любви» и «Счастья», медалями «Радости» и «Триумфа»! Пусть праздник погрузит в радость дружеского застолья с шумным весельем!
Специально для сайт
Сегодня, в День защитника Отечества, я хвалю тебя за мужество и смелость, готовность идти только вперед – к победе и при этом, знать границы! Позволь мне пожелать тебе мирных, но от этого не менее достойных и прекрасных побед, головокружительных достижений на работе, в быту и на личном фронте! Хорошего праздника тебе, мой дорогой Мужчина! С тобой я чувствую себя очень надежно! Спасибо, что ты такой чуткий, внимательный, заботливый и любящий! Я желаю тебе только хороших новостей на работе, как можно больше приятных воспоминаний о доме и близких, чувствовать себя всегда нужным и свободным одновременно!
Специально для сайт
23 февраля – праздник смелых и бравых! Пусть тебе будут подвластны успех, достаток и карьерные взлеты. Встречай День мужества с верными друзьями весельем и задором. Ты – настоящий защитник, готовый на жертвы ради блага семьи, друзей и Родины. Желаю тепла истинной любви!
Специально для сайт
Поздравляю Настоящего Мужчину, сильного и отважного, с праздником Защитника Родины! Счастья тебе и мирных дней. Побед на всех фронтах жизни! Пусть тебя всегда сопровождают удача и хорошее настроение, а вокруг будут только верные друзья и любящие родные. С 23 февраля!
Специально для сайт
Поздравляю с праздником всех мужчин! Желаю, чтобы все сбывалось и еще немножко оставалось. Получай удовольствие от жизни и всегда жди нового чуда! Дорогие наши мужчины, поздравляем Вас с праздником мужества, благородства и чести – с Днём защитника Отечества! Желаем Вам счастья, жизни наполненной миром, крепкого здоровья, благополучия, успехов и любви близких. Пусть на вашем пути не будет преград, а вы всегда смело шагайте к своим целям. Живите долго и счастливо с позитивным настроением! Пусть все ваши мечты сбываются!!!
Специально для сайт
Честь, Вера, Справедливость… для вас это не просто единицы словаря, но верные слагаемые всей жизни, ведь вы – прирожденный защитник своего отечества и своих родных! Я поздравляю вас и от всей души желаю счастья! Пусть оно будет таким же сильным и благородным как вы, пусть оно осветит ваши долгие годы теплым солнцем!