Праздник масленицы для начальных классов. Сценарий масленицы в школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Фольклорный праздник в начальных классах «Веселая Масленка»

Предварительная работа. До праздника с родителями желательно подготовить чучело Масленицы, печь (изготовленная из картонных коробок или нарисованная на бумаге). Несколько родителей готовят роли — Ведущая (русский народный костюм), Емеля (сказочный или русский костюм), Царь и Царевна Несмеяна (сказочные костюмы), Ряженая (русский народный костюм). Родители испекут горячие блины на праздник.

Праздник можно провести на улице или в актовом зале школы. Сжигание чучела Масленицы необходимо имитировать или ведущий должен пересказать это действо, объясняя, почему это делалось на Руси.

В зале можно организовать подвижные игры, приспособленные для помещения. На улице — игры более сложные, например, перетягивание каната, соревнования на санях. Место, где будет проходить праздник, должно быть украшено гирляндами баранок, самоваром, лентами, шарами. В музыкальное оформление включить аудиозаписи русских народных песен и частушек.

Описание фольклорного праздника

Емеля, сидя на печке, разворачивает древний свиток и читает его.

Емеля:

Внимание, внимание!

Велено до вас

Довести в сей час указ,

Продиктованный самой

Нашей матушкой-Зимой:

«Каждый год, числа сего,

Как гласит указник,

Будь то город аль село —

Выходи на праздник.

Непременно все должны

Быть на проводах Зимы!»

Емеля радуется — хлопает в ладоши, зазывает детей и спрашивает:

Емеля: Ребята, а вы знаете, зачем мы сюда собрались?

Ребята: Масленицу гуляем!

Емеля: А вы знаете, что это за праздник такой?

(Ребята отвечают)

Емеля : А знаете ли вы,

Как взрослые, так и малыши? Что о Масленице в народе Сто пословиц в хороводе:

Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает.

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех- матерная дочка Масляна.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица семь дней гуляет.

Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы (т.е. поста).

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

В прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Масленица — семикова племянница.

Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.

Блин — не клин, брюхо не расколет.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

Маслена не на век дается.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом.

Без блина не Масленица.

Блин брюху не порча.

Масленица — объедуха, деньгам приберуха.

Ведущая (учитель):

В маслену неделю полагалось:

Есть — до икоты,

Орать — до перхоты,

Петь — до надсаду,

Плясать — до упаду!

Масленка только раз

В круглый год гостит у нас,

Дай же я повеселюсь, покучу,

Не поскуплюсь — хорошенько!

Ребята, давайте позовем Масленицу!

Ученики:

Масленка, масленка —

Перепелиные косточки —

Приходи к нам на широк двор

В блинах поваляться да с гор покататься!

(Одна из родительниц, ряженая девицей, вносит чучело Масленицы и устанавливает в центре)

Ведущая: Становитесь-ка, ребята, в хоровод — встретим Масленицу веселой песней!

(Учащиеся заводят хоровод вокруг Масленицы. Возможно под музыку «Вот уж зимушка приходит», обр. П. Чайковского) Емеля собирается на «горку» и зовет с собой ребят.

Емеля:

Все сюда скорей спешите,

Да и венички берите —

Не катанье, а потеха,

Вот где будет много смеха!

(Емеля «катается с горки» на банном венике, с ним начинают «кататься» и учащиеся)

Вдруг раздается громкий плач. В центр выбегают Царь и Несмеяна. Царь пытается догнать Несмеяну. Наконец, ухватив ее за рукав, старается успокоить и вытереть ей слезы. Несмеяна его отталкивает и опять плачет. Царь бежит к Емеле.

Царь:

Выручай, дружок Емеля,

Вызволяй-ка из беды,

А не то на самом деле

Нас зальет поток воды!

Рассмеши ты, сделай милость,

Несмеяну, дочь мою,

Я за то тебя, друг милый,

Хоть полцарством одарю.

Емеля:

Плач и слезы для нас — не беда,

Сажайте-ка дочку свою вот сюда!

(Показывает на печку)

Царь:

Пусть скорей звучат и смех, и шутки,

Не теряйте, друг мой, ни минутки!

Ведущая:

Ну, ребятки, веселей!

Соберем своих друзей,

Будем петь и есть сметану,

Рассмешим мы Несмеяну!

Емеля:

Всем, всем, всем —

Кто не замерз совсем,

Спешите, спешите!

И если царевну рассмешите,

Царь объявит пир на весь мир!

(Несмеяна продолжает потихонечку плакать, но с интересом приглядывается к происходящему)

Возможные игры:

1. Перетягивание каната.

2. Сани-самоходки: несколько саней, участники лежат животами на санях, а затем отталкиваются руками и ногами. Кто быстрей доберется до финиша?

3. Петушиный бой.

4. Сматывание веревки.

Веревка — 10 метров. Два участника обвязываются концами одной веревки, а середина веревки метится. Кто быстрее смотает вокруг себя веревочку?

В игру можно пригласить поиграть Царя и Несмеяну. Во время игр Несмеяна ведет себя все активнее и активнее: подбадривает участников, хохочет, сама включается в игры.

Царь : Доченька моя, разлюбезная, перед тобой стоят добры молодцы, что тебя, наконец, распотешили и стряхнули с ресниц слезы девичьи.

Награди-ка ты их по достоинству и подарки подай в руки белые!

(Несмеяна раздает конфеты и подарки. Емеля зазывает всех к чучелу Масленицы)

Емеля: Какай праздник мы празднуем?

Ребята: Масленицу!

Емеля: А кто из вас сможет рассказать стихотворение про Масленицу?

Звучат стихи, загадки, пословицы, заклички, поговорки. Например:

На празднике быть — о блинах не забыть!

Какие блины у хозяйки — такой и урожай!

Не все коту Масленица!

(Емеля приставляет ухо к чучелу Масленицы)

Емеля: Нашептала мне Масленица, что давно песен не слышала. Давайте повеселим ее, песню ей про блиночки споем!

Песня «Ой, блины, блины!»

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

Припев:

Вы блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели

Припев : тот же.

На поднос блины кладите

Да к порогу подносите!

Припев : тот же.

(Из деревянного домика выходит Ряженая)

Ряженая: Это кто тут моих блинчиков захотел-пожелал отведать? (Ответ учеников) А вы уж попросите!

(Ребята просят)

Ряженая: Ай да молодцы, ребятки, умеете просить!

(Раздает блины, чай и приговаривает)

Ряженая:

Блины, блины, блины

Только что испечены,

С пыла, с жара —

Гривенник пара.

Блинчики, блинчики,

Блинчики-оладушки,

Кушайте, кушайте,

Кушайте, ребятушки!

Емеля : Эй, ребята! Кто хочет погреться да с Масленицей попрощаться? Все сюда бегите скорей, скорей! Все учащиеся собираются около чучела Масленицы. Происходит имитация сжигания чучела или рассказ об этом ведущей.

Царь : Царевна-Несмеяна и другие герои скачут вокруг чучела и поют заклички о Масленице.

(В хоровод можно пригласить всех ряженых, но с условием, что они заранее выучат слова закличек-куплетов)

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили

Рогозиной, рединой.

Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,

На дровнях волочили.

Прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, Масленица!

Честная Масленица!

Веселенько тебя встречать, привечать,

Трудно-нудно со двора провожать.

Уж и как нам тебя вертать, ворочать?

Воротись, Масленица, воротися!

Честная Масленица!

Воротися хоть на три денечка!

Не воротишься на три денечка,

Воротися к нам на денечек!

На денечек, на малый часочек!

Честная Масленица!

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой со двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-Красна,

Наша ладушка пришла!

Прощай, честная Маслена!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать, да ведать-знать,

Что Маслена придет опять.

(Фрагменты из весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка)

Герои и ряженые танцуют вокруг чучела Масленицы — изображают, будто бы собирают пепел от сгоревшего чучела.

Все действующие лица:

Схороним глубоко,

Запрячем далеко,

А летом раскопаем

Не пеплом, а хлебом!

Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

(Отрывок из весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка)

Ведущая:

Приглашаем всех ребят

Поплясать и поиграть!

Скоро празднику конец,

Кто веселый — молодец!

Идет розыгрыш серии игр или конкурсов. Важно, чтобы праздник прошел весело, но длился недолго. Главное, чтобы в нем участвовали все ученики и их родители, было много музыки, танцев, конкурсов, загадок.

Все дети, независимо от их возраста любят отмечать праздник прощания с зимой, масленицу.

Праздничное настроение детвора ощущается в течение недели повсюду.

Дома родители пекут главный символ солнца – блины.

На улице проводят народные гуляния, поют песни и сжигают соломенное чучело, продают сладости. Дети катаются с гор на санках и строят снежные замки.

Масленицу также традиционно отмечают в стенах школ, где опытные преподаватели знакомят младших и старших школьников с истоками славянского праздника.

Многие ученики не обладают достаточными знаниями о масленичных традициях и обрядах. Чтобы погрузиться в атмосферу праздника, учителя и дети украшают школьные кабинеты плакатами и рисунками на праздничную тему.

Центральное место занимает плакат с изображением солнца. В игровой форме дети получают ответ на вопросы, почему пекутся блины, сжигают чучело, водят хороводы.

Рассказ о том, что чучело, как символ масленицы нужно сжигать для возрождения плодородия земли, воодушевляет детей. Они с восторгом наблюдают за пылающей соломенной куклой и верят, что на земле восторжествует добро и радость.

Ребята активно принимают участие в праздновании, наряжаются в костюмы скоморох и языческих богинь.

Те ученики, которые обладают музыкальными навыками, играют народные песни на музыкальных инструментах. Остальные дети водят хороводы и поют песни.

Преподаватели составляют сценарий праздника и готовят выступления. Старшеклассникам дается задание подготовить материал самостоятельно и раскрыть свои творческие способности.

Как отмечают день масленицы в школьных заведениях

На праздник часто приглашаются родители учеников, их бабушки и дедушки. Дети заранее готовят для них пригласительные, где изображают символы масленицы, пишут название праздника и дату, когда он будет отмечаться.

Ребята стараются показать себя только с лучшей стороны. Родители вовлекаются в мероприятие, участвуют в конкурсах и приглашаются за масленичный стол.

Школьникам также предлагается соревноваться в силе и ловкости. Команды выполняют упражнения с перетягиванием каната, бег в мешках или с обручем на скорость, бег с препятствием. Такие соревнования воспитывают в детях командный дух.

Учителя и ученики организуют масленичный стол. Украсить стол можно рушниками и вышитыми, красочными салфетками. Заранее обговариваются те продукты, которые разрешается употреблять в период масленицы перед постом.

Дети приносят из дома молочные продукты, сыр, яйца, рыбу, блины. В школьной столовой также пекутся блины и подаются с маслом, медом и сметаной.

Девочки делятся секретами приготовления блинов. В процессе выступления ребята едят вкусные угощения и пьют чай и одновременно знакомятся с обрядами масленицы.

В конце занятия подводятся итоги. Учителя задают вопросы о том, сколько дней празднуется масленица, что символизирует каждый день, какое традиционное блюдо готовят и что нельзя есть в масленичную неделю. В завершении празднования дети фотографируются в костюмах.

Из фотографий составляется стенгазета, где ребята пишут, как они провели этот веселый праздник и что они о нем узнали. Все благодарят друг друга за чудесный праздник.

Проведение мероприятий в школьных стенах на тему масленица носит только положительный характер. В игровой форме происходит ознакомление учеников с истоками возникновения славянского праздника. Школьники приобщаются к культуре русского народа. Дети вовлечены в творческую деятельность и проявляют свои способности и таланты.

Сценарий масленицы в школе

Красивый и достаточно необычный сценарий празднования масленицы в школе мы приготовили для вас. Он отлично подойдет как для празднования в помещении, так и для празднования на улице. На нем могут присутствовать и ученики начальной школы и старшеклассники. Потому что много конкурсов и шуток поднимут настроение и подготовят всех к весне. Празднуйте, сжигайте масленицу и встречайте весну, которая не за горами.


***

В центре зала, где будет проходить праздник, стоит на специальной подставке Масленица (большая соломенная или тряпичная кукла на палке, которую в последствие будут сжигать на улице). Рядом с Масленицей 2-3 стола с блинами и угощением.
Гости входят в зал.

Ведущий:
Вот и Масленица пришла!
Пришла Масленица к нам,
Красна Масленица, нам всем улыбается!
Нам всем улыбается, да с зимой прощается!
До свидания Зима,
Да приди же к нам весна!
Будем угощать тебя блинами,
Да танцуй Весна ты вместе с нами!

Выходит танцевальная группа в русских народных костюмах, и исполняют русский народный танец, а потом со всеми гостями водят хоровод вокруг масленицы.

Ведущий:
А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.
Выходят 7 учеников.

1 ученик:
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

2 ученик:
Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.

3 ученик:
Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!

4 ученик:
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

5 ученик:
«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!

6 ученик:
А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

7 ученик:
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!

Ведущий:
Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. А теперь давайте немного поиграем.

Можно устроить игры, традиционные для масленицы: перетягивание каната, «петушиные бои» и т.д.
Игра – Горячий блин.
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Ведущий:
Вот и поиграли немного. Давайте теперь позовем к нам в гости весну! А чтобы она нас услышала, давайте споем весеннюю песенку.

Исполняется весенняя песня.

Ведущий:
Что-то не хочет весна приходить. Давайте ей стихи расскажем, может она услышит и придет к нам.

Дети рассказывают стихи.

Выходит Весна:
Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!
А теперь давайте вместе с вами
Угостимся мы блинами,
Но сначала нашу Масленицу мы сожжем,
Чтоб зима и все наши беды прочь ушли с огнем!

Масленицу, что стояла в центре зала, выносят на улицу и сжигают. Так же можно всем желающим предложить написать на листочках все плохое, например: болезни, плохое настроение, плохие оценки и т.д. и бросить эти листочки в костер. Также можно провести несколько конкурсов и игр на свежем воздухе. А после того, как масленицу сожгут, уже можно идти пить чай с блинами.

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 417

Методическая разработка к празднику:

«Масленица»

Составитель: учитель начальных классов

Макеева Эрика Николаевна

Москва

2010-2011уч. год

Пояснительная записка

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

уровень сформированности нравственной культуры;

уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

уровень развития патриотических чувств;

уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь .

Они также направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

«Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.

Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».

Задачи:

  1. Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
  2. Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
  3. Развитие творческих способностей учащихся

Основная идея проведения данного праздника состоит в том, что он рассчитан на всю «масленичную» неделю т.е. каждый день соответствует праздничному названию и его проигрыванию. На мой взгляд такое проведение данного мероприятия, даёт больше возможности запомнить, понять, а главное применить на практике полученные знания. Времени занимает не много, а результат очевиден.

Описание праздника:

День первый

Учитель:

Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?

Дети:

Масленицу гулять!

Учитель:

А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)

Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Во время великого поста надо воздерживаться от употребления определённой пищи, нельзя предаваться развлечениям. А Масленица самый весёлый и шумный праздник, «блиноеда». Так как по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, молочные продукты можно. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.

Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону возьму-
И пахать пойду!

Учитель:

Понедельник - "встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

1-й ученик:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах покататься.
2-й ученик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
3-й ученик:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В городе пировать!

Входит Масленица - нарядно одетая несущая символ солнца, - украшенный лентами круг на палке.

Учитель:
Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день - встреча, а седьмой - проводы.
4-й учении:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали - на семь недель.
Оказалось - на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?
Масленица:
Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете - тем богаче год будет.
Учитель:
Мы встречаем тебя хороводом - поможем солнцу!

Дети исполняет хоровод «Как на улице Метелица метет».

Учитель :
А кто с тобой пришел, Масленица?

Масленица:
Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первым о приходе весны возвещают птицы
.(Слайды с изображением животных)

- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
- Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик - чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
- Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух) .

- Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?(Грач)

Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник .(Дятел)

За деревьями - кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).

- хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала - больно я устала.
Кончилось веселице - беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся . (Масленица уходит)

Учитель:

Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.

Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев."
Блины на Масленницу пекут каждый день.

Каждый день Масленицы имел своё название:
1день - блиница;
2день - блины;
3день - блинцы;
4день - блинчики;
5день - блинки;
6день - блиночки;
7день - царские блины.

(Чаепитие с блинами)

Оформление стола

Скатерть теплых тонов
- желтые салфетки-солнышки
- детская пластмассовая посуда разных цветов

Оформляя стол, лучше взять скатерть теплых тонов, разложить круглые салфетки-солнышки (вырезать их из бумаги(салфеток) и нарисовать солнышкам глаза и улыбку).

Чтобы почувствовать переход от зимы к весне, с ее яркими красками, воспользоваться лучше разноцветной пластмассовой посудой, приборы тоже могут быть пластмассовыми.

Второй день

Учитель:

Мы продолжаем праздничные гулянья. Вторник называли - « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Мы тоже сегодня будем играть в игры.

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Появляется Весна в красивом платье.

Весна .

– Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

Дети:

– Здравствуй, Весна-красна!

Весна .

– Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью!
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Появляется зима.

Зима .

– Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?

Весна .

– Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,

Пора и честь знать!

Зима .

– Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна .

– А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!

Зима .

– Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна .

– А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима .

– Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)

– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!

Весна .

– Те кто Весну ждёт ко мне!

Игра1 «Снежки».

Зима .

– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!

1 ученик:

– Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!

2 ученик:

Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! (Машут руками)

Игра 2 «Сковорода»

5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.

Правила:

  1. Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.
  2. Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».

Учитель:

Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!

Десять слева, десять справа, только мускулы трещат!

Игра 3 « Перетягивание каната» . Команды “Богатыри” и “Силачи”.

(Чаепитие с блинами, угощения)

Третий день

Учитель:

Сегодня среда – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Ученик: (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами)
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.

Песня «Ой, блины, блины»

Учитель:

В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...

Ученики (хором):
Подайте широкой Масленице!

Ученик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Учитель:

А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...

Ученики (хором):
Паршивые блины по аршину длины.

Учитель:

Мы сегодня тоже отведаем блинов, которые испекли мамы и проведем несколько игр и конкурсов.«Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает». В маслену неделю полагалось:

Есть – до икоты,

Орать – до перхоты,

Петь – до надсаду,

Плясать до упаду!

Масленка только раз,

В круглый год гостит у нас.

Ученик:

Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!

Начинаем панораму удивительных потех!

Игры:

Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Учитель:

А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы оканчиваете:
Ученье свет... (а неученье - тьма).
Готовь сани летом... (а телегу - зимой).
Не красна изба углами... (а красна пирогами).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Чем дальше в лес... (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки ... (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит... (а лень портит).

Конкурс «Накорми соседа»

Двое участников с завязанными глазами кормят друг друга блинами, кто первый съел, тот и выиграл.

(Чаепитие с блинами)

Четвертый день

Учитель:

Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмы цыган, медведя.

Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Она пешком к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.

День четвёртый будем вместе рисовать, лепить из теста.

Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!


Игра «Ряженые»
Чучело Масленицы катали на санях ряженые. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение

Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.

Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!

У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.

Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели!

Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село.

Задание, дописать частушку.

У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая…
Все мы здесь бедовые!

Конкурс на лучший рисунок Масленицы.

Учитель: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.

Игра «Встреча»

От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

(Чаепитие с блинами)

Пятый день

Учитель:

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Пятница – тёщины вечёрки!

1 ученик:

Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!

2 ученик:

К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

3 ученик:

Как на маслену неделю
Блины по небу летели,
Их была большая стая,
Только мы их не достали!

Ролевая игра –танец «Барыня»(«зять» приглашает «тёщу» на танец)

4 ученик:

– А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Учитель:

На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «заловка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.

Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!

“Прощённый день”, “Проводы Масленицы”

Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.

5 ученик:

Прости меня!

6 ученик:

И ты прости меня! (Целуются)

5 ученик:

В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся

6 ученик:

– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

7 ученик:

Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все проели,
Подают селедки хвост!

8 ученик:

Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.

Песня « Прощай Масленица»

Учитель:

Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Учитель:

Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.

1 ученик :
В небе словно от побелки
Засиял уж Млечный путь.
Отшумели посиделки,
Путь домой не позабудь!
Час общенья - к делу века
Полуночничать всяк рад.
Славно будет, коль в потехе
Не потратим весь заряд.
Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь
Не прощаемся мы с Вами,

Все: Словом: всем до новых встреч!

2 ученик:

А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем

Разбирайте, хватит всем!

3ученик:

– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

Ученики вместе:

– А за праздник всем – Спасибо!

Список литературы:

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.

2. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.- М.: ИСМО РАО, 2004.

3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2

4. Н.Ф. Дик Начальная школа от А до Я. // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006

5. О.Е. Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я – гражданин России!// Москва: «Вако»,2006

6. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные, тематические праздники.// Москва: «Вако»,2006

7. Использование сайтов интернета.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Михайловска

ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦЫ

для начальных классов

Подготовили и провели:

учителя начальных классов Маслова Г.И. Сушкова Л.А.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей с народным традиционным праздником «Масленица»

2. Способствовать расширению кругозора учащихся.

3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, листы с пословицами

Подготовительная работа: приготовление приглашений для гостей праздника, украшение зала, подготовка участников праздника, исполняющих роли, подготовка аппаратуры. Дети заранее самостоятельно знакомятся с пословицами про масленицу, рисуют плакаты на тему «Масленица» для оформления зала и входа в зал. Родители с детьми пекут блины для чаепития.

( Действующие лица: 2 скомороха, ведущие, Масленица.)

Ведущий1: Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу.

(слайд 1)

Скоморохи: (вместе) Эй, добрые господа!

1-й Скоморох. Пожалуйте сюда!

2-й Скоморох.

Два раза не повторяем,

Поэтому один раз объявляем!

1-й Скоморох:

Дорогие горожане,

Все, кто любит блины в сметане!

2-й Скоморох:

Приходите Масленицу встречать,

А зиму прогонять!

1-й Скоморох :

Не скупитесь, не рядитесь,

На Масленицу наглядитесь!

2-й Скоморох:

Молодцы задорные!

Девицы проворные!

1-й Скоморох:

Забияки, плясуны!

Запевалы, драчуны!

Весну встретим, зиму проводим,

В хороводе походим!

2-й Скоморох:

Поиграем, покушаем,

Весёлые песни послушаем!

Приходите не пожалеете!

Лет на пять помолодеете!

1-й Скоморох:

Сколько нас сегодня собралось на празднике!

2-й Скоморох:

Давайте познакомимся. Слушайте меня внимательно и, как только услышите своё имя, - выполняйте то, что обрядом знакомство предусмотрено.

Веры, Танечки и Вани –

Руки дружно все подняли!

Любы, Оли и Алёны –

Громко-громко завизжали!

Лены, Светы и Сережи –

Все в ладоши хлопаем!

Инночкам стоять негоже,

Все ногами топаем!

Димы, Юры и Ларисы –

Дружно, громко закричали

А Наташи и Марины -

Поскорее дружно встали!

Про кого я не сказала

И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Дружно, громко крикнем: «Я»!

Вот и познакомились!

(Проходит игра «Давайте познакомимся»)

1-й Скоморох:

А теперь вкруг выходите, Масленицу все зовите! Повторяйте все за мной!

А мы Масленицу ждём,

Со двора не идём.

Приходи Масленица

На широкий двор,

Поиграть, попеть,

На горках покататься,

В блинах поваляться!

(все присутствующие повторяют слова за скоморохами)

Ученик.

Душа моя, Масленица,

Приезжай к нам в гости

На широкий двор на горке,

Покататься, в блинах поваляться.

А мы Масленицу дожидали?

Сыром горочку укладали?

Маслом горочку поливали?

Наша горочка, будь катлива.

Наша Масленица, будь гульлива.

Ученица.

Ой, Масленица Прасковейка,

Встретим тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Звучит фонограмма появляется Масленица с чучелом «Масленицы»

(Слайд 2)

Масленица:

Как вставала я ранешенько,

Собиралась я быстрешенько.

Как стояла я у жаркой печи,

Выпекала калачи, калачи.

С калачами блины, шанежки,

Для милого друга Санечки.

Вы подружки собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся!

Будем вместе хороводы водить,

Надо нам еще и зиму проводить!

Будем вместе мы петь и плясать,

И блинами всех гостей угощать.

(слайд 3)

2-й скоморох:

Ой ты Масленица раскрасавица

Мы встречаем тебя хорошенько!

Пирогами, ватрушками,

Да весёлыми частушками!

(Масленица становится в середину круга, а все в круг и по очереди поют ей частушки)

Частушки, которые можно использовать для праздника:

К нам весна стучится в гости,

Гонит зиму со двора.

Под веселый звон капели

Пляшет солнышко с утра!

Вот и масленицы светлой

Яркий праздник наступил.

Он и взрослым, он и детям

Много шуток подарил.

Понедельник – это встреча.

И работать нам не лень!

Строим горки мы из снега.

И играем целый день.

Вторник– заигрыш настал.

Веселитесь с нами!

Нас за игры, за веселье

Угостят блинами!

В среду теща суетится,

Печь блины, ох, мастерица!

За столом всех собрала

Угощала до утра!

И четверг уж чередой

Посещает за средой.

Мы катаемся в санях

На нарядных лошадях.

Снег летит из-под копыт

В пятницу под вечер.

Едет теща на блины

Мы её все встретим!

Посиделки у друзей

Мы в субботу проведем.

Угостимся мы блинами,

Медом, сыром, пирогами!

В День прощенный Воскресенье

Всем обиды ты прости

И с душою легкой, чистой

Веселись, пой и пляши!

Пусть в трудах беды не знает

Православный наш народ.

Пусть же будет плодородным

И счастливым этот год!

1-й скоморох: Пришла Масленица с весельем, да с радостью, и со всякими сладостями. Предлагаем не стоять, предлагаем поиграть!

2-й скоморох:

Как услышите весть хорошую –

В ладоши хлопайте,

А если не очень хорошую –

Ногами топайте! Договорились?

1-й скоморох:

У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)

Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

Рубль последний готовы прокутить! (Топаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)

Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Бабушки и девочки очаги все разожгли! (Хлопаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)

Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)

Не блины, а объеденье! (Хлопают)

Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)

Все с пуховою перинкою! (Топают)

А иные и с подушками! (Топают)

А другие и с ракушками! (Топают)

(Проходит игра «У Весны сегодня день рождения»)

Ведущий 2. Сколько же дней гостит у нас Масленица? (Семь дней. Каждый день праздника имеет свое название и свой смысл.)

Ведущий 1:Понедельник - встреча (Слайд 4)

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. По домам ходили ряженые и напрашивались на угощение.

Скоморохи (хором). А мы Масленицу встречали, сыром гору поливали, на широк двор зазывали да блинами заедали!

Приходили молодцы,

Обрубили все концы.

Всем пенёчкам на пригорке,

Даже русским поговоркам.

Нужно предложениям

Сделать продолжение.

Конкурс «Продолжи пословицу»

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Слайд 5

Ведущий 2: Вторник - заигpыш

Закончился первый день, встретили мы Масленицу. Наступает второй день недели. А назывался этот день “Заигрыши” . С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления.

Слайды 6, 7,8

Ученик:

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи

К нам в окошко их мечи!

Ученик:

Собирайся, народ,

Неделя "сырная" идет!

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

День потех и угощений,

Смеха, песен и веселья!

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

Ученик :

Новая для вас задачка

Превратиться надо в тачку.

Позабавится народ

Кто быстрее? Кто вперед?

Ведущий 2: Среда - лакомка

слайд 9

Ученик:

Нынче Лакомка у нас!

Угощенье это раз!

Объеденье это два!

Пляски прямо у стола!

Слайды 10

Ученик:

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Слайд 11

Ведущий 2: Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. В каждой семье

накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво.

Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Слайд 12

Песня "Ой, блины"

Мы давно блинов не ели

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили

Два часа блины бродили

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть

Сотен пять наверно есть

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

Ведущий1: Правильно. Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, маслены, со сметаной, с медом, с припеком. Блин кругл, красен и горяч, как горячее, щедрое солнце. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала его в секрете.

Ученик

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске.

Масленица, Масленица!

Всё кругом, как в сказке!

Ученица

Ну-ка встаньте в ровный ряд!

Руку протяните!

И от Масленицы блин Вы себе возьмите!

Ведущий 3: Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)

Слайд 13,14, 15,16

Наступает четверг - широкий четверток. На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, весёлый ринг, петушиные бои, строили снежные крепости...

(Слайд 17)

Ведущий 4: Одной из самых любимых потех на Масленицу всегда было катание с гор. Катались и стар, и млад. Но не у всех были сани...

Угадайте, на чем катались наши предки с ледяных гор? (Слушает ответы из зала.) Да, в принципе, можно кататься с ледяных гор на лыжах, и в тазике, и на метле, но предки катались на лавке. Если лавку перевернуть вверх ножками, то получаются идеальные сани!

Слайд 18

Ведущий 3: Пятница - тещины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Тёща (шепчет молодой хозяйке на ушко)

Когда ставишь опару, как появятся звезды, надо выйти на реку, озеро или к колодцу и сказать

«Месяц, ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару!»

Слайд 19,20

Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали раешники, продавали чай, блины, сладости.

Слайд 21

Ведущий 5: 6день Суббота - “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”.З оловка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

слайд 22

Ведущий 6: Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ ” Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера.

Слайд 23

Ведущий 5: Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами спросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Давайте и мы попросим прощения друг у друга

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Все кланяются друг другу.

Ведущий 6: Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но «не все коту Масленица» - на седьмой день наступали проводы зимы, сжигалась зима-Морана. Вывозили безобразное чучело-чудовище и, возложив на соломенный костер, сжигали под песни молодежи.

Выходим на улицу сжигать чучело

1 Скоморох

Коли Масленица к нам пришла -

Значит, зиму пережили мы.

Как же праздник нам не праздновать,

Как же нам не петь да не плясать!

2 Скоморох.

А тебя, Солнце красное.

Мы встречаем хороводами,

Знаем, любишь ты.

Когда мы кружимся

Да кругами ходим в праздник твой!

Ведущий 1 . После Масленицы наступал Великий пост, все верующие постничали, то есть воздерживались в еде и развлечениях.

Ученик:

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица широкая.

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю недельку веселье.

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином,

Со блинами, пирогами

Да с оладьями.

Блины масляные,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня, в воскресенье

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

Скоморох 1.

Масленицу провожаем, весну-красну встречаем! Гостья погостила, с зимушкой простилась!

Скоморох 2.

С крыши капели - грачи прилетели.

Воробьи чирикают - они весну кликают.

Скоморохи (хором).

Весна благодатная, долгожданная,

Весна красная, приди, весна ясная,

С солнцем горячим, с дождем обильным,

Принеси урожай в наш счастливый край!

Хоровод песни "Масленица"




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу