Развитие творческих способностей в продуктивной деятельности. Проект «Формирование творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через кружковую деятельность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ум ребенка - на кончиках его пальцев.

В. И. Сухомлинский.

Анализ ситуации.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Занятия по художественному творчеству:

Способствуют развитию мелкой моторики малыша,

Позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

Дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

Повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

Проявлять индивидуальность.

Актуальность .

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Поэтому я организовала кружок: «Озорные пальчики»

Цель : развитие художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.

2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.

Гипотеза.

Развитие художественного творчества будет успешным если:

Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.

Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Участники проекта : дети 2 младшей группы №15, воспитатели, родители.

Тип проекта: художественно - эстетический, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный с октября по май 2014-2015 учебный год.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Познавательное развитие

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика,

динамические паузы

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.

Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества

Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

У детей будет развита мелкая моторика рук.

Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки

Клей ПВА, клей-карандаш

Гуашевые краски

Восковые мелки

Кисточка

Ватные палочки, поролон

Пластилин

Трафареты, шаблоны

Используемые техники:

Рисование ладошкой, пальчиком.

Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.

Волшебный рисунок (восковые карандаши)

Оттиск смятой бумагой, пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Аппликация из готовых форм.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Аппликация из ваты, ватных дисков.

Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.

Пластилинография (размазывание пластилина)

Этапы реализации:

1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)

2. Диагностический этап

3. Работа над проектом (основной этап)

4. Оценка результатов (аналитический этап)

5. Заключительный этап

План реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

1 этап - организационный

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы.

4. Составление плана.

5. Организация кружка «Озорные пальчики»

2 этап - основной

Аппликация

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения плоской аппликации

«Осеннее деревце»

«Цветы для мамочки»

«Снеговик» (1)

«Аквариум с рыбками»

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения объемной аппликации

«Елочка»

«Снеговик» (2) «Сюрприз для мамы»

Познакомить с аппликацией из резаных ниток, ваты

«Цыпленок»

«Ягода - малина»

«Лошадка»

«Овечка»

Закреплять знания детей о правилах наклеивания геометрических фигур

«Котенок»

«Собачка»

«Ежик по лесу идет»

Формировать умение составлять композицию из бумажных комочков

«Наливное яблочко»

«Воздушный шарик»

«Клен»

Рисование

Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой.

«Рябинка»

«Котенок»

«Утенок»

«Цветочек»

Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги

«Лошадка»

«Мишка»

«Деревья в снегу» «Божья коровка»

Познакомить с техникой - оттиск пробкой.

«Шарики»

«Цыплята»

«Одуванчик»

Познакомить с техникой рисования восковыми мелками

«Ежик»

«Любимая игрушка» «Воздушный шарик»

Лепка

Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод

«Обед для птичек»

«Мухомор»

«Жираф»

«Золотая рыбка»

Знакомить с техникой выполнения аппликации из пластилина приемом размазывания

«Яблочки»

«Птичка»

Знакомить детей с техникой выполнения картинки из пластилиновых жгутиков

«Солнышко»

«Ежик»

Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружке «Озорные пальчики»

2. Дидактические и развивающие игры

3. Эксперименты с красками

«Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др.

«Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки»

Выставка детского творчества

Поделки из пластилина

«Корзинка с яблоками»

«Дружба зверей»

Рисунки

«Зимушка- зима»

«Моя любимая игрушка»

Аппликации

«Осенняя пора»

«Угощение для друзей»

Изготовление поделок на праздники:

Новый год

Работа с родителями

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Опрос

Беседы

Консультации

3 этап заключительный

Изготовление папки с детскими работами.

Проведение консультации для родителей.

Выставка детских работ.

Разработка памятки для родителей.

Анализ выбора детьми вида деятельности.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Количество детей: 25 человек

Перед началом и в конце реализации проекта провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. Я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: творческая деятельность, игровой уголок.

Анализ выбора детьми вида деятельности

Выводы : Без развития творческих способностей невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения кружковой работы с использованием разных видов деятельности показал, что они:

помогают многогранному, всестороннему развитию детей

развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации

тесно связаны с сенсорным воспитанием (формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве)

сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями

успешно реализуется интегрированный подход, занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

2. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

3. Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

4. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

9. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

Гашева Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №149 корпус №1
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности.
Дата публикации: 06.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 149 города Тюмени

Опыт работы

Тема: «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель:

Гашева Елена

Игоревна

Тюмень, 2018 г.

Введение……………………………………………………………………………….3

Актуальность………………………………………………………………………….3

Цели и задачи…………………………………………………………………………4

Совместная и самостоятельная деятельность педагога с детьми…………………6

Картотека игр…………………………………………………………………………11

Работа с семьями воспитанников……………………………………………………13

Диагностика, результативность опыта………………………………………………16

Перспектива и дальнейшее направление моей работы по изобразительной

деятельности…………………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………………………..20

Опыт работы

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником выйдя из детского

возраста»

Пабло Пикассо.

Введение

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и

активного

воздействия

развитие

художественно

творческих

способностей

процессе

продуктивной

деятельности

случайно.

проектировалась

современных

социально

культурных

запросов,

Федеральных

государственных

требований,

накопленного

реализации

программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей

Актуальность. В настоящее время произошли кардинальные изменения в

общественной

экономической

государства,

наступил

нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные,

способные

нестандартно

готовыми

активности

творческого

характера,

создавать

креативные

продукты

деятельности.

психологической

дошкольное

является

благоприятным

периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети

чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий

контексте

проблема

развития

творческих

способностей

дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии

играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном

детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в

формулировках

предполагающих

«развитие

продуктивной

деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Развитию

творческих

способностей

дошкольников

придается

значение

условиях

стандартизации

дошкольного

образования.

Наиболее

эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей

является продуктивная деятельность.

Способствующая:

Развитию способности нестандартно мыслить;

Готовности к активности творческого характера;

Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

Формированию эстетического отношения к миру;

Развивается

ассоциативное

мышление

любознательно сть,

наблюдательность и воображение;

Совершенствуются технические умения и навыки рисования;

Воспитывается художественный вкус и чувство гармонии;

Цель и задачи

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для развития

художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе

продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого - педагогической и методической литературы о влиянии

продуктивной деятельности на развитие художественно - творческих способностей

детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно - творческих способностей детей

дошкольного возраста.

Отобрать

систематизировать

организации

способствующих

развитию

художественно

творческих

способностей

детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать

психолого

педагогическую

компетентность

детского

художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника - творца, поддержка проявления

самостоятельности,

инициативности,

индивидуальности,

ре флексии,

активизировать

творческие

проявления

процессе

приобщения

искусству

собственной

продуктивной

деятельности

создания

выразительного

оригинального

творческого

экспериментирования

изобразительными

материалами,

применения

способов

создания

собственной

инициативе

условиях,

использование

разнообразных

изобразительных

сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

Целеполагания,

освоение

способов

создания

изображения,

продукта

деятельности,

Развитие технических и изобразительно - выразительных умений, умений

эффективно

взаимодействовать

процессе

выполнения

коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне

эффективно

художественно

творческие

способности

дошкольников

изобразительной деятельности.

Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей

деятельности:

Создание и обогащение развивающей среды в группе «Смешарики»

необходимыми

материалами

продуктивной

деятельности

стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей

развитие художественно - творческих способностей воспитанников.

Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной

деятельности

«Художественно

эстетическое

развитие».

Вовлечение

родителей

творческий

Развитие

собственной

креативности.

Проведение мониторинга освоения детьми области «Художественно -

эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и анкетирование

родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности».

Совместная и самостоятельная деятельность

педагога с детьми.

В своей работе я опиралась на методические разработки:

Рузановой

«Развитие

моторики

дошкольников

нетрадиционной изобразительной деятельности»,

Программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» И. А. Лыковой,

технологию

Альтшуллер

предлагают

организации

продуктивной

деятельности

дошкольного возраста в современных условиях.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта

человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать

достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок

видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

использую

компьютерные

презентации

художественному творчеству. Я формировала у детей интерес к продуктивной

деятельности, способствовала развитию художественно - творческих способностей.

деятельность

осуществляю

создание

образовательных

ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту

окружающего

предметов

искусства,

знакомятся

искусства (портрет, натюрморт) на других - осваивают новые способы действий с

материалами, экспериментировали с цветом.

Игровые образовательные ситуации у меня проходят из трех частей: чтобы

заинтересовать

совместной

деятельностью

постановку

проблемы,

мотивации

исправить чьи - то ошибки).

происходит

обогащение

детского

творческого

Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или

активизирую детскую деятельность на создание какого - либо продукта детского

творчества.

В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она

плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или

сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно - творческих способностей

дошкольников

совместной

взрослыми

самостоятельной

деятельности детей. Моим ребятам очень нравится принимать участие в выставках

главными

экскурсоводами.

Использовала

проектов,

учитывался

интеграции с другими образовательными областями.

Проект: «Земля – наш общий дом». В проекте дети узнали много нового о

формирование

дошкольного

возраста

осознанно

правильного

отношения

явлениям,

объектам

природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное

окружение в данный момент.

Пополняем знания детей о правилах поведения в природе;

Вызываем познавательный интерес к природе;

Расширяем представление о том, что лес - это сообщество растений и

животных;

Воспитываем бережное отношение к природе, паркам, животным, птицам,

соблюдать чистоту и порядок на улицах города, территории детского сада;

Заинтересовываем родителей совместной образовательной деятельностью с

В проекте использовались образовательные задачи:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Социально - коммуникативное развитие.

Формы и методы работы:

Наблюдения

домашними

животными,

деревьями,

насекомыми, явлениями природы и т.д., игры («У медведя во бору», «Хитрая

«Воробушки

автомобиль»

познавательная

деятельность;

Дидактические игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек»,

Экологическое лото «Животные», «Цветы», «Собери картинку».

Просмотр

презентаций

богатство»,

ферму», и т.д.

Продуктивная

деятельность

изготовление

кормушек

взрослыми

(рисование

веток мимозы, аппликация

божья коровка, лепка «божья

коровка» с помощью обрывания бумаги изготовление ствола дерева березы и т.д.

Слушание музыкальных произведений, звуков природы.

Рассматривание

иллюстраций

изображением

различных

растений, животных, деревьев и цветов.

Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях и животных,

насекомых

Оформление уголка «Огород на окне».

Проводила такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что

отпечаток

предлагала

дорисовать

«Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть

наклеить

материалы

салфетки,

Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию.

при помощи аппликации.

У детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по -

своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив -

потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли

коллективную аппликацию, изображали улицу города, готовые приклеивали дома,

машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.

Картотека игр

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки».

Цель : учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных,

которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал

оборудование:

карточки

(зеленый,

желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый

медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.).

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с

похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

действия:

угадывание

«хитрых»

животных,

рисование

карточках с соответствующим фоном.

Дидактическая игра «Портреты».

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы и оборудование: лист бумаги с прорисованным овалом лица;

картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

действия:

выкладывают

шаблонами

раскрашивают получившийся портрет.

Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички».

Цель: закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать

знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование: шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички,

геометрические фигуры.

Правила игры: воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички.

Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию

воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

Дидактическая игра «Цветное лото».

Цель: развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного

Материал и оборудование: 4 карты, разделённые на 4 клетки, в которых

изображены предметы одного цвета: красного – звезда, флажок, цветок, вишни;

жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения,

колокольчик,

воздушный

бумажные

квадратики таких же цветов.

Правила игры: воспитатель раздаёт детям карты, а посредине стола кладёт

квадратиков

оттенков.

Предлагает

отобрать

квадратика

предметы

разложить

соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы

художником. Например: «У меня все предметы жёлтого цвета» или: «У меня синие

предметы».

«Найди друзей среди красок »

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает

цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель

дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной

предметы,

отвечают

определенному

раскрашивают их.

Дидактическая игра «Лужок с цветами»

Развивать

воображение,

творчество.Материал:

пальчиковой живописи. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок:

цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью

«Закончи картинку»

обнаружить

формирования

восприятия

определения

предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

картинках

частично

нарисованы

предметы

Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Работа с семьями воспитанников.

Организуя

повышению

художественно

творче ских

способностей,

старалась

действовать

контакте

родителями

воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно

родители - первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.

В качестве взаимодействия детского сада и семьи вместе с родителями на

участке для прогулок с детьми в зимний период времени оформили наш участок

группы «Смешарики»

в стиле «Декоративно – прикладная роспись

гжель»». А также участвовала в городском конкурсе фотографий снежных фигур

«Белый фестиваль». В 2017 году участвовала во всероссийском

фото конкурсе

настроение».

получила

родителями

участвовала

выставке

конкурсе

творческих

семейных

«Русские валенки». Организовала и подготовила детей к конкурсу

новогодних

поделок вместе с родителями «Волшебная зима».

Проектировали

родителями

«Деревенский

Организовывали

различные

мастерские,

занимались

рукоделием,

изготовлением различных поделок.

Участвовали в городском конкурсе детского рисунка «Сказки от Бианки». А

также участвовали в региональном конкурсе творческих работ.

Проводила мастер - классы выходного дня для родителей по тестопластике

«Развиваем руки или тесто это просто».

А также провела мастер - класс «сказочные персонажи» (коррекция речи

дошкольников посредством нетрадиционных методов развития мелкой моторики.

С этой целью я провела ряд консультаций и родительских собраний: «Как

научить ребенка рисовать?», «Роль изобразительной деятельности для развития

дошкольника»,

«Игрушки

бросового

материала

«Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у

дошкольников».

Активными субъектами творческого процесса стали родители, повысили

психолого

педагогическую

компетентность

продуктивной

деятельности.

вовлекаю

родителей

активную

творческую

совместную

деятельность,

результатами

деятельности

становятся

выставки

творчества

детей и родителей: выставка «От зерна до каравая» в рамках фестиваля «Хлебный

базар», посвященному празднованию годовщины со дня основания города Тюмени,

«Наши мамы мастерицы».

максимально

вовлечения

родителей непосредственно в образовательную деятельность, научить их находить

привычном,

познакомить

основными

принципами

способами

образовательного процесса.

Диагностика, результативность опыта.

С целью выявления особенностей художественно - творческого развития и

развития изобразительной деятельности дошкольников, я использовала методики

Казаковой,

Комарово й.

Основные

применяемые

диагностики,

наблюдение

деятельностью

продуктов

творчества, беседа.

Первичная

диагностика

показала,

развития художественно - творческих способностей, у 56 % - средний уровень, у 16

% - низкий уровень развития художественно - творческих способностей.

Диагностика

позволила

типичные

затруднения

спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание

педагогической

Анкетирование

родителей

показало,

современных

уделяется

внимание

развитию

творческого

потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо

мной встала необходимость работы над данной проблемой.

полученных

составила

тематический

перспективный

план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по

намеченной теме в системе. С целью обогащения опыта творческой деятельности

воспитанников, активизации детского художественного творчества при помощи

грантовых средств была создана развивающая среда, оснащённая необходимым

современным

оборудованием,

разнообразными

т радиционными

нетрадиционными

материалами

инструментами

изобразительной

деятельности и художественного труда.

Итоговая

диагностика

художественно

творческих

способностей

воспитанников

показала,

развития

способностей

наблюдается у 55 % детей, средний уровень - у 45 %, низкий уровень развития

художественно - творческих способностей у воспитанников полностью отсутствует.

Уровень развития художественно - творческих способностей

2015 - 2016 учебный

Результаты обследования за последние два года показали, что в процессе

р а б о т ы дети

увлекаться

продуктивной

деятельностью,

отличаются новизной и оригинальностью, появилась самостоятельность в выборе

темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов, появился

интерес к творческому экспериментированию.

проведённой

родителей

повышенный

интерес к использованию разнообразных техник рисования, объясняют детям как

правильно рисовать и рады результатам.

совместной

деятельности

родителями

добились

следующих результатов:

Создана развивающая среда в группе «Смешарики».

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно - творческих способностей.

Активное участие родителей в педагогическом процессе.

Перспектива и дальнейшее направление

моей работы по развитию художественно –

творческих способностей дошкольников в процессе

продуктивной деятельности.

Достигнутые результаты позволяют двигаться дальше.

Формирование

творческих

способностей

дошкольников

«превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно

чувствовать

действовать

культурном

обществе

развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности,

раскрыть творческий потенциал.

Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при

комплексной работе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с

родителями.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на

развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в

процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не

только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный

рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные

результаты проделанной работы.

Повышению

воспитательно

образовательной

деятельности

родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для

взрослых,

стимулируйте

действие,

забывайте

фантазии.

изобразительная

деятельность

является

источником

дошкольного возраста. Она одна из самых интересных для детей, так как волнует

ребенка, вызывает положительные эмоции, она является специфическим образным

познанием

действительности,

познавательная

действительность

значение

умственного,

сенсорного,

нравственного,

трудового

воспитания, развития эстетических чувств и художественного творчества.

И в заключении хочу сказать не забывайте, что у каждого ребенка свои

предельный

способностей.

максимальным будет нарисовать радугу, а для другого - целую картину вокруг нее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной

деятельности. СПб: Детство-ПРЕСС, 2007

Комарова

Изобразительное

творчество

дошкольников

детском саду. М.: Педагогика, 2008

Комарова

Антонова

Программа

эстетического

воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005

Коротеева Е.И., Серия «Умное поколение. Школа творчества» М.:

ОЛМА медиа Групп, 2009

Лыкова И.А. Серия «Мастерилка» М: ООО ТД «Издательство

Мир книги», 2008

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.

Ярославль: Академия развития, 2009

Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага,

ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012


Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения, требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Творческая деятельность художника начинается с живого созерцания - восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты, формируется зрительная память ребенка. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе, вырабатывается правильная учебная посадка. Приобретаются трудовые навыки, воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи.


Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: Обучающая: -воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений; - развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием; - развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет; - овладение техническими приемами работы с различными материалами. Развивающая: - эстетическое развитие; - сенсорное воспитание; - развитие анализаторов; - развитие мышления, воображения. Воспитательная: - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; - воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.


Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.




























К проекту «Международный женский день» Рисование восковыми мелками и акварелью Цель: учить применять разнообразные средства рисования (восковой мелок и акварель); умение закрашивать в одном направлении; проявлять творчество. К проекту «Международный женский день»









Развитие художественнотворческих способностей у
дошкольников через внедрение
продуктивных видов детской
деятельности

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А.Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Детское
творчество
является
актуальной
проблемой
развития
процесса деятельности, создающего
качественно-новые материальные и
духовные ценности или является
итогом создания субъективно нового.
Уникальность
его
результата
сформировать в ребенке качества
творца, а не потребителя.

Цель
Раскрытие интеллектуального,
творческого и нравственного
потенциала в творческой
деятельности, которая
понимается как средство
индивидуального опыта и навыков
детей, полученных ими в разных
видах деятельности

З
а
д
а
ч
и
Формировать эмоциональное отношение
к предметам эстетического характера
Развивать
эстетическое восприятие
образное мышление
воображение
мелкую моторику рук
Воспитывать самостоятельность

Объект
Процесс формирования творческих
способностей у детей дошкольного
возраста
Предмет
Виды продуктивной деятельности
Гипотеза
Если процесс работы по продуктивным
видам деятельности будет
осуществляться в системе различных
форм организованной деятельности, то
развитие детского творчества будет
эффективнее.

Новизна
В
условиях
модернизации
системы
дошкольного
образования одним из ведущих направлений является
индивидуальное творческое развитие ребенка. На
сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования, который направлен на решение
такой задачи, как создание благоприятных условий для
развития детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром.

Ожидаемый результат.
Развитие в процессе продуктивных видов
деятельности творчества, инициативы,
самостоятельности.
Формирование способности к самообучению,
саморазвитию и самовыражению.
Активное усвоение навыков и умение
художественного восприятия и исполнения.
Повышение уровня подготовки к школе.

Рассматривание
иллюстраций
Наблюдение
Экскурсии
Методы
Показ приема
Беседа
Рассказ
Использование
образцов воспитателя
Художественное
слово

Формы работы
Занятия
Выставки работ детей
Игра

Работа с родителями
Папки-передвижки
Консультации
Выставки с участием
родителей
Родительские собрания
Развлечения
Изготовление поделок

Продуктивные виды деятельности
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование

Рисование
В традиционной технике
В нетрадиционной технике
гуашью
кляксография
акварелью
тычкование
цветными карандашами
монотипия
восковыми мелками
рисование с помощью свечки
мелом
оттиск

галина морозова
Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности

Развитие художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности детей .

«Творчество , - пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития ».

Что представляют собой творчество ? Многие психологи давали свои определения творчества , но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека , которая создает нечто новое, оригинальное.

Творчество - психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Чтобы успешно развивать творчество воспитателю необходимо создавать в работе с детьми благоприятную эмоциональную атмосферу, атмосферу сотрудничества, позволяющую нашим детям раскрепоститься. Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Во многих исследованиях (Ветлугина, Асафьева) доказывается эффективность использования механизмов художественно - творческой деятельности как средства самореализации личности, подтверждается, что в силу активации творческих способностей улучшается и психо - эмоциональное состояние ребёнка. Каждый ребёнок с рождения наделён способностями и задатками , стремлением к самореализации. А самореализация - одна из основных потребностей. Проблема развития художественно- творческих способностей в дошкольной педагогике актуальна была всегда и особенно обострилась в современном мире. В реалиях современного мира и очень часто встречаемых стрессовых ситуаций у детей, а также их закомпъютеризованности, сформирование творческой личности , развитие художественно- творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является достижение этой цели через продуктивную деятельность .

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога : создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей .

Что же такое продуктивная деятельность ?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд , конструирование).

Именно через связь продуктивной деятельности с художественным направлением ребёнок наиболее полно познаёт окружающий мир, наиболее полно задействованы глаза, руки, мысли, чувства, у каждого свои, ни на кого ни похожие, что придаёт работе отпечаток яркой индивидуальности и позволяет познать себя.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение или какую-то поделку, ребенок приобретает различные знания : уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Через продуктивную деятельность мы решаем следующие задачи : формируем эмоциональное отношение к предметам эстетического характера,создаём эмоционально - положительное настроение; развивается эстетическое восприятие, образное мышление (анализ, синтез, умение сравнивать, воображение, мелкая моторика рук; воспитывать самостоятельность, интеллектуальные способности (активизируем словарь, коммуникативные навыки, эмпатию, эстетический вкус, развиваем интерес к продуктивной деятельности и формируем восприятие предметного мира и моделирование в ёё различных видах; воспитываем умение действовать совместно.

Эти задачи творческого развития дошкольников через продуктивную деятельность можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование творческого отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее : мы развиваем умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитываем художественный вкус , потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств : обучение детей рисованию, лепке, конструированию; развитие словесного творчества . Каждой группе задач творческого развития соответствуют свои методы.

Методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности . Для решения этих задач требуются практические методы : показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций. Полезны творческие задания . Мы используем их и при обучении детей. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес.

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность ?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование , лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной.

Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Одно из любимых направлений детей - это нетрадиционные виды рисования : пальчиковая живопись, ватные палочки, зубные щётки, трубочки, поролон, листья и многое другое. Всё это будит фантазию, развивает воображение , улучшает эмоциональное состояние наших детей.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения . Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки - глина, пластилин, солёное тесто.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Часто происходит на наших занятиях сочетание разнообразных видов деятельности : рисование с аппликацией или конструированием, частое использование бросовых материалов. Обязательно стараемся выполнять коллективные работы, которые необходимы для умения детей проговаривать свои действия, уметь договариваться, делиться какой то деталью, оказать помощь.

В группе мы создаём необходимую развивающую среду , обогащаем изоуголки материалами для использования в свободной деятельности . и конечно, контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно поощрять деятельность детей .

Какие способы и приемы использую в своей работе : Проектная деятельность (например цикл посвящённый Сергею Есенину и как итог создание книги "Мой Есенин", игровые приемы, наблюдение детьми за процессом создания объекта, использование образцов воспитателя, игровые упражнения, экспериментирование и опыт, рассматривание иллюстраций, экскурсии, наблюдение, художественное слово , рассказ.

Важное условие развития художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является его источником. Другое условие детского творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей , принимает развивающий характер . Детское творчество , как и детское исполнительство, чаще всего не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность художественного образа , созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. хочется закончить словами Рубинштейна ]. «, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали : реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня , открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня».

Литература :

1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М., 1991. 3. Мышева. Т. П. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста //Детский сад от А до Я №1. 2011. 3. Файзуллаева Е. Д. Творческий стиль освоения среды. //Детский сад : теория и практика. № 7/2013. 4. Гуляева О. И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. опубликовано |v международная практическая конференция "Педагогический опыт : теория, методика, практика". 25.02.2016воспитатель МБДОУ Д/С №36 «Кэрэчээн» Саха /Якутия/ Респ//интернет ресурс Интерактивплюс. 5. сайт www.сайт 6. Сергеева Г. Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой. //журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №3. июнь. 2016.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Аудио поздравления с днем защитника отечества Как поздравление с 23 февраля мужчинам коллегам Аудио поздравления с днем защитника отечества Как поздравление с 23 февраля мужчинам коллегам Поздравления с вознесением христовым в стихах, прозе, открытках Короткие смс на Вознесение Господне Поздравления с вознесением христовым в стихах, прозе, открытках Короткие смс на Вознесение Господне