Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Зарождение педагогической теории

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

К этой позиции также приближается Н.Д. Левитов . Он считает, что темперамент не входит в характер и что характер находится в антагонистических отношениях с темпераментом . Развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» и т.п.

Минусы теории: намечая две ступени развития личности или две основы личности сторонники этой теории только противопоставляют их, упуская из виду их единство.

3. Темперамент – элемент характера (Кейра, Гундобин, Городецкий, Гобчанский, М. Рубинштейн и др.)

Приверженцы этой позиции рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как его неизменную часть , в отличие от самого характера как изменяющейся категории .

4. Темперамент – основная природа характера (Румянцев, Л.С.Выготский, Е.П.Ересь, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.Н.Корнилов и др.)

Выготский : темперамент – наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса.

С.Л. Рубинштейн : темперамент образует основу характера.

Павлов: темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений . Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого – другие

Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

Концепции генезиса первобытного воспитания. Эволюционно - биологическая. Представители отрицают сознательный характер воспитания, уподобляют воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. Психологическая – основывается на бессознательном подражании детей старшим, на утверждении, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существующему тогда порядку вещей. Социально-экономическая – в качестве основного условия возникновения воспитания выдвигает трудовую деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Концепция антропосоциогенеза органически соединяет эволюционно-биологическое, психологическое и социально-экономическое основания.

Воспитание как особый вид деятельности зародилось 35-40 тыс. лет назад. Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стало развитие материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребностей людей в общении.

На первой стадии развития первобытного общества – в дородовом обществе – воспитание носило крайне ограниченный и примитивный характер. В этот период все было общим, дети принадлежали всем, поэтому их воспитывали коллективно. Выделялось три возрастные группы: старшие, взрослые, дети. Каждая группа имела свои права и обязанности, воспитание носило для всех равный характер. Детям прививали необходимые жизненные навыки и умения, знакомили с обычаями своего племени, учили выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей. На определенной стадии развития общества известные различия устанавливались для мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в изготовлении орудия, в охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, шили одежду. Таким образом, дети непосредственно включались в доступную для них трудовую деятельность.

В условиях раннепервобытной и позднепервобытной родовой общины шла дальнейшая эволюция воспитания. Субъектом воспитания выступала вся родовая община. С помощью игрушек-талисманов, фигурок животных, изготовленных из кости и мягких пород камня, дети знакомились с принципами коллективной охоты. В совместном труде дети и подростки наблюдали за деятельностью взрослых и постоянно упражнялись. Детям в родовых общинах представлялась значительная свобода и самостоятельность, которая проявлялась в играх, способствующих формированию трудового и социального поведения. Физические наказания детей либо отсутствовали, либо не были жестокими.

2. Возникновение организованных форм обучения и воспитания в рабовладельческом обществе. Спартанская и афинская системы воспитания.

Возникновение обучения и воспитания подрастающих поколений как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего востока. Древние рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-3 тысячелетий до н. э. В этих классовых обществах закладывались основы материальной и духовной культуры. Строительство каналов, храмов, пирамид, крепостей и других сооружений способствовали появлению зачатков наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины, простейших машин. Для передачи опыта и знаний от поколений к поколениям нужна была письменность.

Обучение и воспитание в рабовладельческих государствах приобретает ярко выраженный классовый характер. Появляются специальные учреждения (школы), которые всё более становились привилегией господствующих групп населения. Так, в Индии на протяжении тысячелетий существовали общинные школы для детей простых детей земледельцев. Наряду с ними имелись школы в городах при храмах для знатных и богатых.

В Египте существовали замкнутые жреческие и придворные школы для избранных. Там применялось сложное иероглифическое письмо. В низших школах писцов, служащих, возникших для потребностей управления государством и хозяйством, использовалось упрощенное иероглифическое письмо, что свидетельствует о стремлении облечь образование господствующего класса таинственностью, обособить его. В Древнем Китае также существовали низшие и высшие школы.

В древнейших рукописях Китая, Индии, Египта и др. встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю, ученику.

Дисциплина была суровой, широко применялись телесные наказания. «Ухо мальчика на спине его», - говорилось в одной египетской рукописи.

Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания, трудовые умения и навыки, нормы поведения им сообщали родители и окружающие.

Наивысшего развития культура эпохи рабовладельческого строя достигла в государствах Древней Греции и Рима. Поэтому античное образование мы рассмотрим более подробно.

Сохранившиеся памятники и произведения изобразительного искусства позволяют иметь достаточно полное представление о воспитательных системах сложившихся в IV-VI вв. до н.э. в городах государствах Спарте и Афинах.

Лакония (Спарта) находилась в восточной части Пелопонесса и была отделена с востока горным хребтом Парноном от морского побережья, а с запада горным хребтом Тайчетом от других областей Пелопонесса. В стране господствовало земледелие, основанное на рабском труде. 9 тыс. рабовладельцев держали под своей властью более 250 тыс. рабов. Поэтому спартиаты должны были находиться в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Названные социально-экономические и политические условия Спарты обусловили и характер спартанского воспитания, которое носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой государства.

Яркую картину спартанского воспитания нарисовал в биографии легендарного спартанского законодателя Ликурга греческий писатель Плутарх.

Как только рождался ребенок, - пишет Плутарх, - отец относил своего ребёнка и показывал его старейшинам – специальной комиссии, которая осматривала его и если находила его крепким и ладно сложенным, приказывала воспитывать. Если же ребёнок был хилым и тщедушным, то его отправляли к Апотетам (так назывался обрыв, куда сбрасывали детей). Исполнение такого решения поручалось отцу. Спартиатам нужны были крепкие члены их малочисленного класса – сословия.

С 7 лет мальчиков-спартиатов забирали у родителей и подвергали суровому общественному воспитанию в специальных государственных воспитательных учреждениях, которые назывались агеллами, под руководством педонома. Целью воспитания было вырастить физически крепкого и ловкого для рукопашного боя воина, не умеющего рассуждать и привыкшего повиноваться. Поэтому большое внимание обращалось на физическое воспитание детей. Их закаляли, приучали переносить холод, жажду, боль. Плутарх пишет, что ребятишки бегали босиком, учились играть нагими. Всего несколько дней в году им устраивали баню. Спали они на матах из тростника, который сами ломали голыми руками. За играми детей присматривали старики, которые постоянно провоцировали драки, наблюдая, как мальчики ведут себя в схватках (Хрестоматия…, с.13)

Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям, юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск, копьё, бороться, пользоваться приёмами рукопашного боя. Детей даже учили воровать, считая, что это развивает ловкость и хитрость.

Преподавались также музыка и пение, как предметы необходимые для воинов.

Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись. Усвоив только начатки письма и счёта, спартиаты были малограмотными и не умели говорить сложными фразами. Известный спартанский лаконизм, который был явно идеализирован, имел в своей основе военизированное воспитание. Спартиатов с детства учили кратко и чётко отдавать приказания, толково повторять приказанное. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» приводит примеры наиболее изящных кратких спартанских изречений. «Какой-то афинянин насмехался над спартанскими мечами – так они короткие, что их без труда глотают фокусники в театре. «Но этими кинжалами мы отлично достаём своих врагов », - возразил ему спартанский царь Агид».

Или один человек потребовал у Ликурга установления демократического строя в Спарте. «Сначала ты установи демократию у себя в доме», - сказал ему Ликург. А вот что, сказал Ликург о состязаниях: «Я разрешил согражданам лишь те виды состязаний, в которые не приходится поднимать руки вверх».

Однажды кто-то принялся некстати рассуждать об одном выгодном деле. Поэтому поводу царь Леонид заметил: «Друг всё это уместно, но в другом месте».

Одной из главных задач было воспитание презрительного безжалостного отношения к рабам. С этой целью обучение спартиатов заканчивалось своеобразной чудовищной «практикой» убийства людей. Отряды молодых спартиатов участвовали в войне против безоружных илотов, т.н. криптиях. Они оцепляли городской квартал или район вне города и убивали рабов-илотов.

Воспитание девочек-спартианок мало отличалось от воспитания мальчиков. Их укрепляли и закаляли упражнениями в беге, борьбе, метании диска и копья, чтобы они становились здоровыми матерями, рожали бы здоровых детей, легко справляясь с муками. «Заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких женских прихотях, он (Ликург) приучил их нагими плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей… При этом нагота девушек на заключала в себе ничего дурного, ибо они сохраняли стыдливость и не знали распущенности…»(с.12)

Юноши 18-20 лет направлялись в особую группу эфебов и несли военную службу. Во время войны правила поведения молодых людей делались менее суровыми: им разрешалось ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье.

В Афинах, где были развиты торговля, ремесло культура носила иной характер. Блестящую характеристику культуры древней Греции дал в «Старом предисловии к «Анти-Дюрингу»» Ф. Энгельс. Он писал, что в многообразных формах греческой философии имелись в зародыше все типы мировоззрений и в т.ч. элементы диалектики, материализма. В Афинах развивалось естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Идеалом воспитания в Афинах был гармонически развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий красноречием. Поэтому афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного и эстетического и физического воспитания.

Афинское воспитание, в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезанию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили писать, читать, играть на каком-либо музыкальном инструменте, а главное – домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в затворничестве, как правило, в специальных отдельных помещениях, находившихся в задней части дома, которые назывались гинекием. Они лишь изредка выходили из дому для участия в религиозных церемониях. Вместе следует отметить, что у древних греков были женщины, которые находились вне рамок обычного семейно-бытового уклада рабовладельческого общества и вели свободный образ жизни. Их называли гетерами (от греч. - подруга). Некоторые из них (напр. Аспасия, Фрина, Таис) занимали видное место в общественной жизни.

С 7-летнего возраста мальчики посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в которой занимались музыкой, пением, декламацией. Занятия вели дидаскалы (учителя ибо дидаско - учу). Детей в школу сопровождали рабы педагоги (пайс – ребенок, агогейн - вести).

С 13-14 лет мальчики воспитывались в палестре (школе борьбы), где под руководством педотриба в течении 2-3 лет занимались системой физических упражнений, которые назывались пятиборьем и включали в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска, копья и плавание. Здесь же велись беседы на политические и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста и палестра были частными и платными и поэтому значительная часть даже детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан (демоса) не могла получать в них образование.

С 16-18 лет юноши из наиболее состоятельных семей посещали гимнасий – государственное учебно-воспитательное учреждение, готовившее к занятию руководящих должностей в государстве. Здесь обучали философии, литературе, политике, продолжались занятия гимнастикой. Наиболее знаменитыми гимнасиями были Академия (Платон) и Ликей (где преподавал Аристотель).

С 18-20 лет, как и в Спарте юноши, проходили профессиональный курс военного обучения в эфебии, где учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях.

(Вопросы к аудитории: 1) Чем обусловлены существенные различия целей, содержания и организации воспитания в Спарте и Афинах?; 2) В чём выражается классовый характер обеих систем воспитания?)

Не смотря на различия спартанской и афинской систем воспитания, обе они носили ярко выраженный классовый характер. Они предназначались только для верхушки рабовладельцев. Даже значительная часть демоса не могла обучаться в школах. Сами отцы обучали своих детей ремеслу, иногда и грамоте. Рабы расценивались как «говорящие орудия» и были лишены возможности посещать какие-либо школы. Их воспитание осуществлялось в процессе труда, в котором они принимали участие наравне со взрослыми.

Важнейшим этапом развития воспитания, школы и педагогической мысли стала эпоха античности. Педагогические учения и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э.

Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике.

Здесь возникли две системы воспитания (спартанская и афинская), ставшие первоисточниками развития западной педагогической теории и практики. Задача обучения и воспитания детей свободного населения впервые была поставлена в Древней Греции. Причем воспитание рассматривалось как одна из функций государства. Основным методом стало подражание образцам, в качестве которых зачастую выступали мифические герои и персонажи поэм античных авторов.

В Спарте идеалом воспитания был физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек. Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой угнетенных рабов (илотов) привела к созданию и консервации на три столетия военного государства со специфической системой воспитания. Главное направление спартанской системы воспитания нравственное, цель которого – полное подчинение личности интересам социальной группы. Государство жестко регламентировало все стороны жизни, а особенно воспитание и образование детей. В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет, когда детей отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах), и проходил поэтапно.

На первом этапе (7–14 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Однако интеллектуатьное воспитание сводилось к минимуму. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, Прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. На характер физической подготовки оказывала влияние программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег.

Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы дети выросли сильными, бесстрашными, послушными. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, ктo в драке ловчее и смелее. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.



На втором этапе (15–20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Их жестоко бичевали, но они должны были молчать. Еще одним испытанием для юношей были криптии – массовые убийства рабов. Нравственно-политическое воспитание давалось во время специальных бесед представителей старшего поколения с молодежью, которые рассказывали о героях прошлого, их мужестве в борьбе с врагами. Беседы проводились в форме вопросов и ответов и должны были приучить молодых спартиатов к немногословию, краткости и ясности речи (лаконичности) .

В течение третьего этапа (20–30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне. По меткому замечанию Плутарха, «воспитание спартанцев преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Благодаря государственному устройству и системе воспитания Спарта не знала смут и распрей, была на редкость сплоченной гражданской общиной. Но цена за это была заплачена дорогая. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора.

Если Спарта продемонстрировала миру образец военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития личности (табл.).

В системе афинского воспитания идеалом считался всесторонне развитый человек, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. Этот идеал распространялся лишь на класс рабовладельцев.

Таблица – Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания

До 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание. С 7 лет мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Ребенка из состоятельной семьи в школу сопровождал раб-педагог (т.н. «детоводитель»). На него была возложена обязанность заботиться о ребенке-школьнике. Постепенно из обычного раба он превращался в воспитателя, оказывал влияние на развитие личности ребенка. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы.

Начальное обучение (7–16 лет) осуществляли школы, которые условно можно разделить на два типа:

мусическая;

гимнастическая (палестра)

В мусической школе преподавали учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету, давали музыкальное и литературное образование. Дети заучивали отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Софокла, Еврипида, обучадась игре на лире и кифаре.

В палестре дети упражнялись в прыжках, беге, метании диска и копья, получали военно-спортивное воспитание.

Завершив обучение в мусических и гимнастических школах, наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях – гимнасиях, где изучала философию, риторику, диалектику, политику. Самыми известными гимнасиями в Афинах V–IV вв. до н.э. считались Академия, Ликей, Киносарг. В этих учебных заведениях умственным и нравственным развитием молодежи занимались известные философы, риторы, музыканты.

С 18-летнего возраста юноши состояли в эфебиях – государственных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет они проходили военную подготовку в воинских формированиях, изучали морское дело, несли службу в городских гарнизонах.

К IV в. до н.э. в городах Эллады появляются частные школы, которые открывались странствующими учителями мудрости – софистами. Эти школы готовили политиков, ораторов; обучали диалектике (искусству спора) и риторике (искусству красноречия), истории, мифологии, законодательству.

Считается, что ссофистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы и учебники, но еще отсутствовали постоянные высшие школы. Софисты профессионально занимались воспитанием и пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли.

В IV в. до н.э. в Древней Греции складываются философские школы, в рамках которых идет осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание. Одна из самых известных – пифагорейская, у истоков которой стоял Пифагор.

В пифагорейском братстве было хорошо поставлено обучение и воспитание молодежи. Пифагорейцы предложили возрастную периодизацию развития человека, в основу которой положили цифру семь. Выбор числа семь был мотивирован тем, что в первую седмицу меняются зубы, во вторую – наступает половая зрелость, в третью – отрастает борода.

Огромное влияние на развитие педагогической мысли в эпоху античности оказал греческий философ Демокрит (460–370 гг. до н.э). Особое место в его философском наследии занимают вопросы воспитания личности. Он первым выдвинул принцип природосообразности воспитания, понимая под ним следование природе ребенка. Демокрит в воспитании отводил большую роль окружающей среде, положительному примеру взрослых, труду, упражнениям в нравственных поступках. Он рассматривал различные виды воспитания в единстве, тесно увязывал умственное и нравственное воспитание, полагая, что систематические занятия умственным трудом создают основу для формирования нравственных идей и представлений. Вместе с тем признавал, что воспитание всегда содержит элемент риска и его результаты зачастую непредсказуемы. В качестве метода воспитания допускал использование принуждения. Д.З.

Вершин педагогического мастерства в Древней Греции достиг известный философ Сократ (ок. 470–399 до н.э.). Он не оставил после себя трактатов и книг. В своей практической деятельности широко использовал диалог с учеником в целях нахождения истины. Смысл его метода – с помощью определенным образом подобранных вопросов помогать собеседнику найти истину и тем Самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.

Создаются философские школы и учениками Сократа – Евклидом, Антисфеном, Платоном. В рамках этих философских школ происходит осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание.

Ученик Сократа Ксенофонт (ок. 430–355 до н.э.) написал первый педагогический роман античности «Воспитание Кира», в котором изложил свои взгляды на образование и воспитание правителя. Был сторонником государственной системы образования и считал, что дело воспитания молодежи нельзя отдавать частным лицам. Огромную роль в образовании отводил риторике, полагая, что образованный человек должен в совершенстве владеть искусством спора, убеждения.

Крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа Платон (ок. 427 – ок. 347 до н.э.) в 387 г. до н.э. основал философскою школу – Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, антропологию, этику, изучались математические дисциплины (арифметика, геометрия, стереометрия), риторика и астрономия. Академия представляла собой не только высшее учебное заведение, но и своего рода клуб, подчеркнуто не принимавший участия в политической жизни Афин. Основной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Политические и социальные воззрения Платона, а также его педагогическая система изложены в работе «Государство». Правильно устроенное государство, по Платону, состоит из трех групп: правителей (им принадлежит вся полнота государственной власти), стражей (в их обязанности входит защита государства) и ремесленников (они трудятся и содержат два господствующих класса). Каждому сословию соответствует определенная добродетель, которую необходимо формировать у его представителей: мудрость у правителей, храбрость у воинов, умеренность у ремесленников.

Кастовый характер государства влечет за собой кастовое воспитание. Наиболее подробно в своих трудах Платон освещает вопросы воспитания стражей и философов, из числа которых избираются правители государства.

В идеальном государстве воспитание детей находится под неусыпным государственным контролем, школьное обучение Платон рекомендовал начинать с 7 лет. Он отдавал предпочтение не частным, а государственным школам. Содержание образования должно быть аналогичным принятому в Афинах того времени.

Педагогические воззрения Платона в значительной степени объясняются кризисом афинской демократии, которой он хотел противопоставить систему воспитания стражей и правителей-философов, ответственных за судьбы страны.

Продолжателем идей Платона был его ученик и крупнейший ученый Древней Греции Аристотель (384–322 до н.э.). Вопросы воспитания и обучения затрагивались практически во всех его трудах. Он упорядочил возрастную периодизацию, предложенную пифагорейцами, и выделил три этапа развития ребенка и молодого человека (табл. 1.3).

Дилемму – общественное или частное воспитание – Аристотель решает в пользу первого. Он неоднократно подчеркивал огромную роль воспитания в сохранении незыблемости государственного строя. Все граждане должны получить одинаковое воспитание, о чем обязано заботиться государство. В воспитании необходимо следовать за природой. Согласно философским взглядам Аристотеля, трем видам души (животная, волевая, растительная) соответствуют три вида воспитания (физическое, нравственное, умственное).

В работах Аристотеля тщательно обосновано содержание образования. Он выделяет четыре основных блока:

· подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисование, музыка);

· основной (науки о природе и обществе);

· знания, необходимые для жизни в семье и обществе (этика, политика);

· знания, являющиеся основой для практической и творческой деятельности (риторика, поэтика).

Аристотель уделял огромное внимание эстетическому воспитанию – оно, по его мнению, не только развивает чувство прекрасного, но и способствует формированию нравственных качеств – умеренности, благоразумия. Эстетическое воспитание не имеет целью готовить профессионалов в той или иной области искусства, поскольку благородная молодежь из высших сословий не должна приобщаться к труду и ремеслу.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного поведения через систему продуманных упражнений. Во всяком желании, по Аристотелю, есть недостаток, середина и излишек. Во всем хороша только середина. Поэтому добродетельно лишь поведение, избегающее крайностей. Упражнения в таком поведении и составляют сущность нравственного воспитания.

Аристотель известен как создатель первого лицея (Ликей, 334 до н.э.) – учебного заведения, созданного с целью духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества.

Ликей являлся чем-то вроде университета, где помимо лекций и бесед велись исследования естественно-научного характера. Учебные занятия проводились в утренние часы, а в вечернее время лицей был открыт для всех желающих. Известность Аристотеля как философа и педагога в Древней Греции была столь велика, что он был приглашен в качестве воспитателя (343–341 гг. до н.э.) для сына македонского царя Филиппа – будущего великого полководца Античности Александра Македонского.

Аристотель был первым профессором в истории Европы. Он оставил после себя трактаты – лекторские конспекты, которые служили учебниками в Средние века. Им были созданы курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии. Университетское образование в Западной Европе вплоть до XVIII в. было основано на идеях Аристотеля. Его влияние на дальнейшее развитие теории и практики образования было огромно.

Эллинистическое воспитание оказало существенное воздействие на становление образования в Древнем Риме. В III в. до н.э. Рим – ведущее в военном отношении государство Средиземноморья. В Риме существовала смешанная греко-римская культура.

Образованный римлянин, как правило, одинаково владел как латинским, так и греческим языком. Греческое образование почиталось в качестве эталона, греческие учителя преподавали в школах. Однако далеко не все из греческой воспитательной традиции было усвоено римлянами. Так, у римлян не привились элементы греческого воспитания: гимнастика, обучение музыке, пению, танцу. Римляне отвергли спорт и палестру, предпочитая конные состязания и бои гладиаторов. Римская система воспитания носила более приземленный практический характер. Доминирующее влияние на воспитание юных римлян оказывала семья, которая несла ответственность за их нравственное и гражданское воспитание. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практическое воспитание: под наблюдением отца знакомились с полевыми и домашними работами, осваивали искусство владения оружием.

Обучение свободных граждан начиналось с 7 лет в тривиальных школах. Эти учебные заведения имели неопределенные сроки обучения и располагались где придется: во дворе, в мастерской, на перекрестке. Отсюда и произошло название «тривиум» – перекресток. Тривиальные школы давали начальное образование, предлагая минимум знаний, необходимых для повседневной жизни. На занятиях дети изучали грамоту, счет, законы Рима. Плата за обучение была небольшой, что делало их доступными для широких слоев населения.

Учебными заведениями повышенного типа считались грамматические школы. Здесь учились подростки 12–15 лет, получившие домашнюю подготовку. Эти школы были частными, размещались в благоустроенных помещениях и имели более основательную программу обучения по сравнению с тривиальными школами. Ученики изучали латынь и греческий язык, основы римского права, риторику, математику. Обучение в грамматической школе делилось на две части. Первая предусматривала безупречное овладение латинским и греческим языками, вторая – теорией словесности с изучением греческих и римских авторов. В условиях высокой цены на книги и их редкости преобладала лекционная система и просто диктовка материала.

Большое внимание уделялось заучиванию наизусть. В грамматических школах отсутствовало физическое воспитание, не преподавались музыка, пение и танцы.

Для молодежи (15–18 лет) аристократического происхождения открывались риторские школы, которые постепенно распространились по всей империи. Эти учебные заведения отличались высокой платой за обучение, элитарным характером, насыщенной программой образования. В основу обучения было положено преподавание основ ораторского искусства. Большое внимание уделялось практическим упражнениям – составлению речей на заданную тему. Параллельно с обучением риторике учащимся давался свод знаний по философии, истории, праву, астрономии.

С 16 лет юноши проходили подготовку в воинских формированиях – легионах. Представители римской аристократии имели возможность завершить свое образование в таких крупных культурных центрах империи, как Родос, Афины, Александрия и др., где брали уроки у знаменитых ораторов и философов.

В первые века нашей эры в Риме установился устойчивый школьный курс, т.н. семь свободных искусств. Этот курс был разделен на тривиум (включал грамматику, риторику и диалектику) и квадриум (включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку).

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, где были высказаны ценные мысли о содержании образования, роли нравственного воспитаний, средствах воспитания. Все они были поклонниками греческий культуры и ее выдающихся представителей (Гомера, Сократа и др.) и соединяли в своей деятельности увлечение политикой, философией и литературой.

В педагогике Древнего Рима особое место занимает Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 н. э), который известен как автор первого трактата по педагогике с описанием целостной педагогической системы. Квинтилиан был не только теоретиком ораторского искусства, но и педагогом-практиком. Он содержал риторскую школу, пользовавшуюся популярностью в римском обществе. В учебном заведении не только давалась практическая подготовка по ораторскому мастерству, но и изучалось литературное наследие Рима и Греции в данной области. Его школа стала первой, получавшей деньги из императорской казны.

Свой двадцатилетний педагогический и научный опыт Квинтилиан обобщил в трактате «Об образовании оратора», состоящим из 12 книг. Это сочинение, задуманное как практическое пособие для всестороннего обучения оратора с раннего детства, фактически является обширной энциклопедией по общим вопросам воспитания, в которой автор подвел итог многовековогоразвития греко-римской педагогической мысли. Многие историки (И.Е. Жураковский, А.А. Яворский и др.) считают это произведение настольной книгой по педагогике Древнего Рима.

В трактате содержатся требования индивидуализации обучения, последовательности прохождения учебного материала, чередования учения и досуга, недопущения перегрузки учащихся, раскрываются приемы развития и укрепления памяти.

Вершина образования, по мнению Квинтилиана, овладение искусством оратора. Но далеко не каждый ребенок может стать ритором. На формирование будущего оратора влияют два фактора: природные данные и соответствующее воспитание. Квинтилиан дает ответ на вопрос, как распознать способности в детях. Одаренный ребенок выделяется среди сверстников легкой и быстрой восприимчивостью, долгим удержанием в памяти приобретенного, стремлением к подражанию.

Педагогические идеи, высказанные Квинтилианом, приобрели особую популярность в Средние века, когда был найден полный текст его книги «Об образовании оратора».

В I в. н.э. в Римской империи возникают раннехристианские общины, в которых особое внимание уделялось воспитанию детей и юношества. На фоне упадка ценностей античного мира христианский идеал мученичества, проповедь аскетизма, приверженность вере, моральное сопротивление власти становятся популярными. Идеи христианства быстро распространяются по всей империи, и в 313 г. при императоре Константине I христианство становится равноправной религией.

В раннехристианских общинах обучение носило коллективный характер и посвящалось совместному изучению священных текстов, чтению отрывков из библейских книг, их толкованию, разучиванию молитв, составлению и произнесению проповедей.

Главным источником обучения являлась Библия, состоящая из двух частей (Ветхого и Нового Завета). В некоторых христианских общинах открывались школы.

Одним из видных христианских мыслителей Римской империи был Августин Аврелий (354–430), который соединил воедино христианские идеи в целостное учение о греховности, добре и зле, спасении и покаянии, сформулировал цель воспитания – слияние с Богом.

На закате Римской империи закладываются традиции христианского воспитания: внимание к личности и душе, приоритет веры над знанием и наукой, приобщение с ранних лет к труду, связь обучения с нравственным воспитанием. Идеологи раннего христианства указывали на важность воспитания культуры религиозных чувств, раннего приобщения к христианским заповедям и образу жизни.

По мере развития общества процесс воспитания усложнялся и приобретал более организованный характер: появились богатые и бедные, произошло разложение первобытной общины, возникли классы. Рабовладельческий строй достиг наивысшего развития в античных государствах – в Греции и Риме. В Древней Греции в VI-IV веках до н. э. воспитание, которое рабовладельцы давали своим детям, имело ярко выраженный классовый характер: их учили управлять государством, держать рабов в повиновении. В свою очередь рабов лишали знаний, воспитывали в духе покорности, принуждали их с малых лет к непосильному физическому труду. Борясь против эксплуататоров, рабы воспитывали своих детей в духе ненависти к угнетателям. В таких крупных городах Древней Греции, как Спарта и Афины, системы воспитания имели некоторое различие. В Спарте новорожденных осматривали старейшины и оставляли в живых только здоровых и крепких детей, а больных и ослабленных умерщвляли. До 7 лет дети жили в семье, где их приучали быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, легко переносить голод и лишения. С 7 лет мальчиков обязательно отдавали в государственные учреждения типа казарм, где они находились до 18 лет. Здесь они в любую погоду ходили босыми, в легкой одежде, спали на жесткой постели из тростника, скудно питались. Подростков 14-15 лет заставляли принимать участие в избиении рабов. Девочки, оставаясь в семье, получали физическое и нравственное воспитание. Их готовили к тому, чтобы быть матерями здоровых, крепких детей, а во время войны, когда мужчины уйдут в поход, охранять город и держать в повиновении рабов. В отличие от Спарты Афины в VI – V веках до н. э. были центром торговли с другими государствами. В Афинах рабы не являлись собственностью государства, как это было в Спарте, а принадлежали отдельным рабовладельцам. В V веке до н. э. в Афинах сложилась рабовладельческая демократическая республика, в которой свободному населению были предоставлены некоторые права по управлению государством, но у власти стояли рабовладельцы. Воспитанием детей в Афинах занималось не только государство, но и семья. Афиняне стремились дать детям гармоническое развитие – физическое, нравственное, эстетическое, умственное, – но оно носило классово-ограниченный характер, так как относилось только к детям рабовладельцев. В воспитание не включалась трудовая деятельность, так как труд считался «уделом рабов». Мальчики до 7 лет воспитывались дома под наблюдением матери; в богатых семьях воспитание поручалось рабам: сначала кормилице, затем – няне. Малыши пользовались игрушками: куклами, мячами, лошадками, волчками. Большое место в их воспитании занимали сказки, рассказы, басни Эзопа. До 7 лет мальчики и девочки получали одинаковое воспитание, а затем мальчиков отдавали в частные школы (платные), где умственное воспитание находилось в тесной связи с эстетическим. Девочки жили затворницами, воспитываясь на женской половине дома, их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах, домашнему хозяйству. Дети рабов были лишены права посещать школы.


Вопрос. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции

Древняя Греция была страной, состоящей из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (главный город – Спарта) и Аттика (главный город – Афины). В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих систем была обусловлена особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государства. Рабы были лишены всех прав. Большое внимание также уделялось военному и физическому воспитанию девушек: во время отсутствия мужчин они обороняли город и держали в повиновении рабов.С 7 лет мальчики начинали посещать школы (девочки воспитывались дома, на женской половине – гинекее) грамматиста и кифариста (мусические школы), одновременно или последовательно. Эти школы являлись частными и за обучение в них необходимо было платить. В связи с этим большая часть детей свободнорождённых, но не имевших достаточно средств граждан, зачастую не могли посещать их. Занятия вели учителя – дидаскалы («дидаско» – я учу, позднее: «дидактика» – теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов – педагог («пайс» – ребёнок, «агогейн» – вести). В школе грамматиста обучали письму, чтению, счёту. В школе кифариста давался повышенный уровень образования: литературное образование и эстетическое воспитание, которое включало обучение музыке, пению. С 13-14 лет мальчики переходили в палестру (школы борьбы, гимнастические школы). Здесь в течение 2-3 лет они занимались системой физических упражнений, пятиборьем (бег, прыжки, борьба, метание, плавание). Также с ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Наиболее обеспеченная часть молодёжи затем поступала в гимнасии (позднее – гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к последующему участию в управлении государством, не прекращая заниматься гимнастикой. Затем, с 18-20 лет юноши переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание.


Вопрос. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана

Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего (234 – 149 до н.э.) «Книги, посвященные сыну», написанном в виде как бы пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике.

Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический идеал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати – нобилей – продолжало господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II – I вв. до н.э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н.э., и называлась «Искусство грамматики».

Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжении всего средневековья.

Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум – перекресток. Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

Характер обучения в Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», развившиеся в эпоху средневековья.

Профессия учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы, сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Доходы учителя были мизерными.

Школы повышенного типа – грамматические – первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II в. до н.э. начали распространяться латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ "создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение в обществе по сравнению с учителями элементарных школ. Иногда они даже состояли на государственной службе и оплачивались государством.

Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторские школы. Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства од­новременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование. Учителя риторики были людьми, как правило, состоятельными, участвовали в политической жизни, а в отдельных случаях занимали государственные посты.

В обучении красноречию ценилась, прежде всего, внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что оратору необходимо иметь природные способности, уметь подражать высоким образцам, постоянно упражняться в публичных выступлениях.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, с приведением тщательно отобранных примеров, говорилось, как украсить речь стилистически, как сделать ее убедительной.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем распространились по всей империи. В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения – Афины, Пергам, Александрию.

В Римской империи впервые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его освоения, и методы обучения. Римский писатель и ученый Варрон (116 – 27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. К V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым, как бы оформились «семь свободных искусств», ставших сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан.

На исходе римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум. Заслуга в создании этой клас­сификации принадлежит римскому философу и автору школь­ных учебников Боэцию (ок. 480 – 525 до н.э.). В основу построения школьных пособий им был положен принцип компиляции – сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное воздействие на средневековую школу.

По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика. Однако ораторское искусство в этот период выродилось в обучение красиво говорить, без должного внимания к общему образованию обучающихся.

Педагогическая мысль Рима нашла отражение, прежде всего, в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) был и оратором, и политическим деятелем, и философом, и педагогом. Плутарх в «Жизнеописаниях» говорил, что Цицерон уже в детстве настолько превосходил своих товарищей по школе, что их отцы приходили на занятия, дабы посмотреть на это чудо. Цицерон обучался у лучших римских ораторов, философов, а также брал уроки у трагических и комических актеров. Он совершал образовательные поездки в Афины, Малую Азию и на остров Родос. Плутарх рассказывает, что на Родосе Цицерон произвел сильнейшее впечатление на философа Посидония, который о нем сказал следующее: «Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаюсь, что единственное из прекрасного, оставшееся еще у нас – образованность и красноречие – и то благодаря тебе, сделалось достоянием римлян».

Первым сочинением Цицерона педагогического характера было составленное им учебное пособие по риторике – «О подборе материала». В философско-педагогическом трактате «Об ораторе» он обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью ума и соображением, которые он выработал у себя в процессе обучения.

Педагогические идеи Цицерона нашли отражение в целом ряде других его сочинений: «Брут», «Оратор», «Гортензий», «Лелий, или О дружбе», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Сущность человека он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору, прежде всего, следует освоить общую культуру и получить «универсальное образование». Лишь таким путем можно стать совершенным человеком. В содержание образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и т.п. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм.

Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Сочинения Цицерона широко использовались в школах эпохи средневековья и Возрождения.

Луций Анней Сенека (около IV в. до н.э.) – философ и оратор эпохи императорского Рима – считал главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Его педагогические идеи тесно переплетены с этикой стоиков. Основным предметом школьного обучения ему представлялась философия. Он утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и главным средством нравственного совершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию», где изложена программа нравственного совершенствования человека. Основным методом воспитания он считал побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание.

Основным понятием, характеризующим процесс воспитания по Сенеке, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания – назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Сенека был сторонником энциклопедического образования и высказывал идею о безграничных возможностях прогресса человеческого знания. Традиционные «семь свободных искусств» он не считал основными школьными дисциплинами. В одном из своих «Писем к Луцилию» он говорил: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его – деньги. Тогда они – продажные ремесла и хороши до тех пор, пока подготавливают ум, не удерживая его дольше... Неужели ты веришь, будто в них есть какое-то благо, хотя сам видишь, что нет людей ниже и порочнее их учителей?»

Сенека подвергал критике все дисциплины тривиума и квадривиума, делая вывод, что в основу воспитания и обучения должно быть положено освоение учащимися нравственных начал: «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла (которое доступно только философии) – ведь никакая другая наука добра и зла не исследует». Конечной целью воспитания Сенека считал подготовку юношества к жизни и деятельности в «сообществе богов и людей».

Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96) был первым римским учителем риторики на государственном содержании, автором сочинения «Наставление оратору», где, начиная с элементарных ступеней обучения, он изложил свои представления об обучении риторике.

Квинтилиан считал, что уже младенца необходимо обучать правильно произносить звуки речи, выговаривая слова. Он обращал внимание воспитателей на необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, выдвигал требование сделать процесс обучения естественным и радостным для детей посредством применения таких методов и приемов, как организация совместной деятельности, состязаний в искусстве произнесения речей и др. Обсуждая проблемы организации процесса обучения, он выделял в нем три последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение.

Квинтилиан высказал много тонких наблюдений, сохраняющих значение и до наших дней. Например, в учителе он видел высокообразованного человека, любящего детей, изучающего их, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона.

Квинтилиан оказал сильное воздействие на педагогическую мысль эпохи Возрождения. Особенно сильное влияние на развитие мировой педагогической мысли оказала идея Квйнтилиана о необходимости образования детей в правильно организованных школах. Важность школьного образования была им не только обоснована, но и практически показана, поскольку сам он являлся создателем и руководителем государственной риторской школы в Риме. Квинтилиан обращал внимание на такие положительные факторы школьного образования, как соревновательность, установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития, укрепление «усердия к учению» и т.п. В произведении «О воспитании оратора» роль семьи в деле воспитания детей определялась в плане подготовки их к поступлению в школу. По мнению Квинтилиана, в самой природе человека заложена необходимая для его дальнейшего обучения «понятливость», а дети, неспособные к учению, являются редким исключением подобно физической уродливости. Воспитание со стороны взрослых и прилежание при выполнении упражнений со стороны детей способствуют развитию того, что дано человеку уже при его появлении на свет.

Воспитание в первобытном обществе.

Общество бесклассовое, поэтому все члены общества получают равное образование.

Целью воспитания и обучения является подготовка детей к жизни, к выживанию в сложных условиях.

Организация обучения и воспитания : детей воспитывают и обучают в ходе их непосредственного участия в делах взрослых. Взрослые включают детей в доступную для них деятельность (приготовление пищи, уход за больными, участие в охоте и т.д.) Воспитанием занимается каждый член племени, т.к. дети являются общим достоянием всего племени. Позже появляется первый «тип образовательных учреждений» - Дома молодежи, в которых раздельно обучают мальчиков и девочек. Дети приобретают под руководством опытных старейших членов племени навыки, соответствующие их половому различию и будущей функции в племени. В конце прохождения обучения молодежь подвергается испытаниям (инициации), выдержавшие эти испытания посвящаются в полноправных членов племени и считаются уже взрослыми.

Основные методы обучения и воспитания: устная передача информации (через рассказы старейшин, былины, предания и т.д.); показ, упражнения детей в разнообразных навыках.

Система наказаний отсутствует.

Рабовладельческое общество.

В обществе появилось деление на антагонистические классы (класс рабовладельцев и класс рабов) воспитание и образование с этого этапа начинают носить классовый характер.

Рассмотрим это на примере древней Греции.

Два древнегреческих государства Лакония (столица Спарта) и Аттика (Столица Афины) имели много общих черт в организации воспитания и обучения подрастающего поколения:

оба государства были рабовладельческими, поэтому система частного и общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы рассматривались как «говорящие орудия» и воспитывались как и в первобытном обществе самими родителями, в процессе включения детей в посильный труд своих родителей. Никаких учебно-образовательных учреждений для них не существовало.

В воспитании детей рабовладельцев наблюдалось много общих черт, хотя сами системы воспитания и обучения детей отличались по целям, содержанию и организации, что объяснялось различными историческими условиями жизни этих двух государств. В школах обучались только мальчики, начиная с 7-летнего возраста. Девочки воспитывались дома на женской половине дома (геникее).


Цель воспитания и образования – воспитание у молодежи умения побеждать, выносливости, бесприкословного подчинения. (т.е. воспитание воина)

Организация образования :

С 7 до 18 лет юноши посещали учебные заведения АГЕЛЛЫ, где содержанием воспитания являлось закаливание, военно-физические упражнения, обучение музыке и пению, очень ограниченно обучались письму и чтению.

С 18 лет до 20 – ЭФЕБИЯ

Здесь осуществлялось военно- политическое воспитание: обучение строительству военных укреплений, управлению военными машинами, осуществлялась военная служба и участие юношей в общественных празднествах и театральных представлениях.

Исторические условия жизни страны : Аттика имела выгодное географическое расположение на побережье Средиземного моря. Поэтому жило мореходством, бурными торговыми связями с разными странами мира, бурно развивало свою культуру. Цель воспитания - воспитание человека прекрасного в физическом, умственном и нравственном отношении. Организация образования: С 7 лет мальчики посещали государственные школы ГРАММАТИСТА, где обучались чтению, письму, счету и школы КИФАРИСТА, где учились музыке, пению и декламации. Затем обучение продолжалось в ПАЛЕСТРЕ: упражнялись в беге, прыжках, метании, плавании, борьбе. Наиболее обеспеченные и способные к умственному труду юноши могли продолжить обучение в ГИМНАСИИ, где они готовились к управлению государством и изучали философию, политику, литературу, арифметику и геометрию, астрономию и теорию музыки, и занимались гимнастикой. С 18 лет до 20 лет все юноши проходили службу в ЭФЕБИИ, где кроме того, что изучали спартанцы овладевали еще и морским делом. Основными методами воспитания в обоих государствах являлись разнообразные упражнения, беседы с учителем и политическими деятелями, философами.

Феодальное общество

Общество разделено на антагонистические классы: господствующие классы (духовенство и феодалы) и угнетаемые классы (крестьяне и ремесленники).

Образование во всех типах учебных заведений пронизано религией, обучение ведется на латинском языке, в школах обучаются только мальчики, срок обучения не ограничен.

Существует целая система церковных школ:

§ Монастырские школы (при монастырях готовят юношей к пострижению в монахи) и соборные (кафедральные) школы, для более богатых учащихся, готовящие будущих священнослужителей.

Монастырские и соборные школы делятся на внутренние и внешние. Во внутренних, закрытых школах дети духовенства и феодалов изучают «7 свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Во внешних монастырских и соборных школах (обучающих мирян), изучают чтение, письмо, счет и церковное пение.

§ Приходские школы (при каждом церковном приходе. Здесь могут обучаться не только дети, но и взрослые.) содержание обучение в этих школах составляло чтение молитв на латинском языке, церковное пение и реже обучение письму и счету.

В городах открываются на средства ремесленников ЦЕХОВЫЕ школы, а на средства купцов ГИЛЬДЕЙСКИЕ школы для детей ремесленников и купцов. Содержанием обучения в данных школах являлось чтение, письмо, счет и религия.

Образование простого народа:

Основная масса народа не получала образования в школах. Родители воспитывали детей в повседневном труде или отдавали детей «в люди» для обучения какому-либо ремеслу.


Похожая информация.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым