Работа с родителями в рамках реализации. Формы работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Работу выполнила: Федоренко Г.Л. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3» п.Куеда Пермского края

Свое выступление хочу начать с притчи:

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания духовно-нравственной культуры с юных лет».

В стандарте дошкольного образования сказано, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса

Поэтому в духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.

Для выполнения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем детском саду организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки.

В своей работе мы стараемся учитывать следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Цель достигается путем реализации следующих задач:

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада
  • приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием

Формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Работу с семьей по данному направлению начали с анкетирования среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Далее разработали план мероприятий по взаимодействию с родителями.

Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно-нравственные темы, встречи со священнослужителем местной религиозной организации по вопросам воспитания детей с точки зрения православной религии, вечера вопросов и ответов, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

Подробнее хочу остановиться на такой форме, как встреча со священнослужителем. На организационном родительском собрании на простых и ярких примерах отец Андрей объяснил родителям православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: зачем человек приходит в этот мир? Что есть добро и зло? Кто главный воспитатель детей?

В результате плодотворной беседы было принято решение, что священники будут помогать родителям и педагогам по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, посещать детский сад в дни больших православных праздников. Отец Сергий освятил новые помещения детского сада и благословил коллектив на добрые и благие дела. Отец Андрей и отец Сергий никогда не приходят без подарков. Они приносят детский православный журнал «Медвежонок» , книги для библиотеки детсада, сладости.

В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка, оформление тематических альбомов, изготовление подарков в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники,

Одна из форм, которая прижилась в нашем коллективе – это «Семейная мастерская» .

Цель «Семейной мастерской» : Способствовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания как средству гармонизации детско-родительских отношений, личностному совершенствованию и социальной адаптации ребенка и семьи.

Для решения данной цели были определены задачи, формы и содержание «Семейной мастерской» . Разработали тематические консультации для родителей, сценарии мастер-классов, оформили информационные стенды, подобрали и скомплектовали по темам материал для папки-передвижки, составили план работы по организации трудовой деятельности родителей с детьми, и перспективный план совместных праздников.

Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания игрушек, после чего родители и дети с удовольствием совместно изготовили игрушку из природного материала, соленого теста и т.д.

При выборе совместной трудовой деятельности открываются большие возможности. Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий, позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению. Это придает смысл и повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость от труда, доставляет удовлетворение результатами.

Результатом проведения мастер-классов были организованы выставки работ, такие как «Такие разные куклы» , изделий из теста «Хлеб всему голова» , «Бродит осень у ворот» (поделки из природного материала) , фото-выставка «Любимое блюдо семьи» , «Пасхальная радость» и т.д.

Созданы условия для гармонизации личности ребенка и взрослого, начали формироваться эмоциональная устойчивость, нравственно-волевые качества, уважение к людям и продуктам их труда, умения радоваться результатам труда своего и других людей; дети стали более усидчивыми, не ленятся, не упрямятся.

В процессе работы «Семейной мастерской» разработали совместные проекты, такие как «Моя семья» , «День рождения детского сада» , «Масленица» через данные проекты у детей и родителей воспитывали чувства гордости за свою семью и любовь к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, профессиях. Приобщили дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Провели итоговое мероприятие «Как на масляной неделе» конкурсом семейных выступлений через эмоциональное сопереживание и участие в игре – действии.

По итогам всех мероприятий организовывали праздники, на которых, обобщаются результаты проведенной работы по определенной теме - это «Покров Пречистой» и «День Матери» , Пасха Красная», «Свет Рождественской звезды» , «8 Марта» . Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада на основе церковных и календарных праздников. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств» , созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

  • изменились взаимоотношения детей в группе
  • у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре
  • дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
  • А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;
  • удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» .

И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.

программы духовно-нравственного развития

и воспитания школьников.

Пушнова Ю.Б.,методист кафедры управления образования СарИПКиПРО

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,

ничего, чем человек есть человек.

В.Г. Белинский

Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивается интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению главным механизмом которого была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им.

Сегодня, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители, сталкиваясь с нестандартными воспитательными ситуациями, все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.

Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, стали высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки.

Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели, создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Есть удивительный пример из практики японской школы, где существует такое уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в начальной школе одновременно ведут и учитель, и родители каждого ученика. Мама, провожая ребенка в школу, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за ребенком в течение предыдущего дня. А учитель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. И так каждый день. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего ребенка в школе, и учитель не упускает своих учеников из виду даже вне школы.

Возможно ли такое в российской школе, или в отдельно взятой школе? Наверное, в каком-то виде возможно. Личность учителя имеет огромное влияние на маленького ученика. Ему доверяет ребенок и радости и разочарования. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие семьи и школы будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности младшего школьника.

За последний год система образования в России претерпела существенные изменения. В жизнь вошел новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в контексте внеурочной деятельности обучающихся. В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды» 1 . Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественостью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В области формирования семейной культуры:


  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). 2

Опыт взаимодействия семьи и школы сложился в прошлом столетии в условиях образования советского периода, когда обеспечивавался государственный заказ на обучение и воспитание детей. Профессионально подготовленные учителя, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали школе бесспорное главенство в отношениях с семьй.

Школа определяла все параметры жизни школьника, подчас не изучая мнение и пожелание родителей и обучающихся. Ни юридически, ни фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо особых требований к образовательному учреждению. Тем более она не имела возможности контролировать, и не мела прав официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

От семьи требовались только безусловная поддержка воспитательных и образовательных программ школы, посильная помощь детям в учебе, контроль за их поведением, регулярное посещение родительских собраний. Семейное воспитание носило специфический характер, обеспечивая природные потребности ребенка, и опиралось в основном на традиции народной, семейной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию школьных учителей. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги в этих условиях не существовало, и не могло существовать.

Перемены в социальной и экономической жизни общества за последние несколько десятилетий, привели к существенным изменениям и в системе российского образования, и в институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения возникли уровни и профили образовательной и развивающей деятельности, расширилась сфера услуг системы дополнительного образования. Это повысило интерес к системе образования, обеспечило семье реальные возможности выбора образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Одновременно произошло заметное расслоение общества по социальным и экономическим показателям. Родители, сответственно материальным и социальным возможностям начали осмысливать специфику своих образовательных потребностей и формировать собственные требования к образованию и воспитанию детей. В отдельных группах населения социально-образовательный уровень оказался выше учительского. В результате школа оказалась в центре весьма критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Всё это привело к объективной необходимости пересмотра ролей в отношениях семьи и школы, в системе их взаимодействий в образовательном и воспитательном процессе. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым требованиям и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

Если школьное образование строится на авторитете учителя, на особой форме взаимоотношений по горизонтали (ученик-ученик) и вертикали (учитель-ученик), то семейное воспитание носит особо эмоциональный характер и основано оно на родственных чувствах, глубокой и бескорыстной любви родителей к детям и детей к родителям.

Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:


Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими обществеными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.

2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

3. Большое значение семья имеет в овладении человеком обществеными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Таким образом, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Интресно применяется «методика репертуарных решеток» для изучения содержательных и уровневых характеристик оценивания взрослых и сверстников подростками и старшими школьниками. Картина в разных возрастных группах респондентов оказалась зеркально противоположной. В подростковом возрасте родители и другие значимые взрослые составляли своего рода фундамент, зону понятного, «психологический тыл», необходимый для уверенного вхождения в мир сверстников. В старшем школьном возрасте сверстники в большей мере рассматриваются как понятная, базовая площадка, где легко можно ориентироваться, в то время как мир взрослых становится объектом повышенного интереса, психологического анализа и соотнесения с собой. 3

В непростой ситуации сегодняшних дней семья часто передает свои функции по воспитанию школе, которая теперь отвечает не только за уровень образования, но и за уровень воспитанности, социальной адаптированности, духовности детей.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в жизни общества в условиях глобализации, нравственного разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов воспитания в соответствие с требованиями жизни.

В ФГОС ясно указано, что в воспитании детей доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

-основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

-задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями. 4

При этом содержательная сторона нравственных понятий будет обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Результат школьного воспитания проявится в отношениях детей к своим учебным и внеучебным обязанностям, к другим людям. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в жизни школьного сообщества. Здесь практически любая деятельность имеет нравственную окраску. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении, в подготовке своих учеников к жизни, в формировании активной жизненной позиции. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к своему делу. Из этого следует, что суть нравственной воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:

1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.

2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.

3. Личность толерантная, доброжелательная.

4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.

5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлеию, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.

6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.

Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме родительских ожиданий, представлений, претензий. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, как одной из составляющих духовного воспитания. Другие – к естественно-научному образованию, как форме социальной и профессиональной адаптации ребенка. Сегодня можно говорить не только о «классическом образовании», в традиционом понимании, а о «формировании компетентностей», что подчас важнее и нужнее ребенку.

Для того, чтобы требования и ожидания школы и семьи совпали, родительская общественность предлагает сегодня строить отношения с образованием на позициях социального партнерства, которое моржет обеспечить:


  • повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование;

  • организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся;

  • расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

  • качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей;

  • повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
В планах совместной деятельности семьи и школы указывавют следующие направления:

1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении

2. Ознакомление родитетелй (их законных представителоей) с законами, защищающими семью и ребенка,

3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослаюляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации.

4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки.

5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой важнейший компонент, формирующий нравственный уклад жизни обучающегося.

Однако говорить о всеобщей и обязательной грамотности родителей в наше непростое время очень сложно. Большинство семей не вполне осознают необходимость и важность совместной работы со школой. Только крайний случай, когда собственная интуиция и жизненный опыт не помогают в решении сложных воспитательных задач, заставляет родителей обратиться за помощью к учителю.

Для предвосхищения подобных случаев, можно выстроить систему диагностики состояния воспитательного процесса в каждой семье. Для этого создана определенная методика и инструментарий изучения семей обучающихся. (По материалам Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.) 5


Метод изучения

Параметры

Наблюдение

У родителей наблюдается:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

  • форма и характер взаимодействия с ребенком;

  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

Индивидуальные беседы

Беседа-интервью и другие дополнительные методы психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:

  • свободным , когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

  • стандартизированным , когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

  • частично стандартизированным , объединяющим первую и вторую формы.
Беседа-интервью - один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи. Проведение беседы строится в несколько этапов:

  • Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют.

  • В основной части беседы, проводимой с ребенком или с его родителями, обсуждаются заявленные проблемы.

  • В завершающей части беседы предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя по отношению к ребенку. Акценты переставляются таким образом, чтобы родители под руководством психолога сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.

Тестирование

Тесты различных видов и содержания используются для интенсификации работы с различными семьями.

«Семейная социограмма» -проективный рисуночный тест (Э.Г.Эйдемиллер). Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованной окружностью. Затем предлагается нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:


  • число членов семьи, попавших в площадь окружности;

  • величина кружков;

  • расположение кружков относительно друг друга;

  • дистанция между ними.
Оценивая результат по первому параметру, психолог сопоставляет число кружков, изображенных испытуемым, с реальным количеством членов семьи. Те члены семьи, которые находятся в конфликтных отношениях с испытуемым, могут быть вынесены им из окружности. Величина кружков в соответствии с мнением испытуемого указывает на значимость членов семьи. Расположение кружков относительно друг друга и расстояние между ними указывают на характер отношений между членами семьи.

____________________________________________________________

Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (E.C.Шефер и Р.К.Белл).

Методика позволяет оценить:


  • особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни;

  • основную причину конфликтной ситуации в семье;

  • характер внутрисемейных взаимоотношений;

  • индивидуально-личностные характеристики ребенка;предпочтения, интересы, круг общения;

  • особенности отношений ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи;

  • психологический тип каждого из родителей ребенка;

  • ценностные ориентации родителя в отношении ребенка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, прогноз будущего;

  • особенности взаимных контактов с ребенком и модели воспитания, используемые каждым из родителей;

  • влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.

Анкетирование

Используется с целью определения характера реакции родителей на сложившуюся семейную ситуацию. За дачи этого вида диагностической деятельности включают:

  • исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа;

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

  • анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

  • установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотношениями с детьми

Консультирование семей с проблемными взаимоотношениями может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.
Этапы психолого-педагогического и семейного консультирования:

  • знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания;

  • определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих;

  • психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка;

  • определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств;

  • формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;

  • определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;

  • подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем.
Профориентированное консультирование.

Особое значение в профессиональном становлении ребенка играет семья, ее позиция, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:


  • понимание родителями основных целей профессиональной ориентации ребенка;

  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей.

Деловые игры

Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)

Методика «Лесенка» используется при изучении самооценки детей, при определении оценки ребенком его взаимоотношений в семье.


  • Первый вопрос «С кем тебе чаще приходится общаться?» , определяет степень его близости с окружающими людьми.

  • Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?» ) оценивает характер и качество этих отношений.
Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему близкие.

В беседе с ребенком выясняется состав его семьи, определяется круг друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Объясняется, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Затем на лесенке располагаются члены семьи и близких людей. Далее предлагается второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи. Определяются особенности взаимоотношений близких людей с ребенком, и устанавливается его оценка, данная этим отношениям. В качестве иллюстративного материала используется предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой - поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

В беседе с ребенком о его семье выясняется ее состав. Затем ребенку предлагается переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома. При этом сообщается, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом.

В конце беседы звучит вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»

При оценке результатов в первую очередь обращается внимание на то, всех ли членов семьи ребенок разместил в своем доме. Оценивается и быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверным расценивается его ответ.


Анализ детских рисунков.

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. В любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. Исследование межличностных контактов ребенка в семье с помощью методики «Рисунок семьи» осуществляется следующим образом. Ребенок рассказывает о своей семье. Затем на чистом листе бумаги, цветными карандашами он рисует свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать отвечаем: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал» . Продолжается беседа рассказом о тех, кто изображен на листе бумаги. При этом вопросы типа: «Это мама? А это папа?» - должны быть исключены. Задается лишь вопрос: «Кто это? А это кто?» Обязательно отмечается последовательность изображения ребенком членов семьи.

Анализ документации.

В качестве дополнительных методов изучения используется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.

Для того, чтобы эффективно работать по предложенным методикам, необходимо точно определить тип отношений в каждой отдельно взятой семье. Можно выделить несколько типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.


Тип семейных отношений

Деятельность педагога

Формы взаимодействия

Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей.

Вмешательство педагога в воспитательный процесс здесь минимальное. Оно касается умения жить в классном коллективе (социальная культура), формирование отношения к окружающим, родине, государству (гражданско-патриотическое воспитание), стремления к саморазвитию и самоутверждению (личностная культура) и т.д.

Типичной ошибкой родителей в таких семьях становятся нереальные планы в отношении детей. Иногда это нереализованные мечты самих родителей. Необходимо объяснить, что при организации дня ребенка не следует забывать о его собственных желаниях, оставляя время для личных дел.



Такие семьи могут стать главными помощниками учителя в работе с детским коллективом по формированию семейной культуры.

2

Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями.

В таких семьях часто родители в силу педагогической неграмотности или за неимением времени не могут самостоятельно обеспечить полноценное и гармоничное воспитание детей.



Деятельность школы по организации первоначальной педагогической грамотности для родителей. Родители ни в кое случае не могут показывать ребенку, что им безразлично, чем он живет. За таким безразличием может последовать «проверка» реакции на заведомо неблаговидные поступки.

Одна из типичных ошибок в таких семьях - излишнее доверие по отношению к детям. Чаще всего за этим кроется обычное безразличие чем и с кем занят ребенок.



Привлечение к совместной деятельности с детьми. Участие в классных и школьных мероприятиях. Работа со школьным психологом.

3

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Взаимоотношения требуют серьезной коррекции.

Одна из моделей поведения родителей в таких семьях – излишняя строгость. В такой модели дети обязаны слушаться родителей беспрекословно. Это становится самым главным принципом воспитания. Часто это напоминает «дрессировку», когда ребенок беспрекословно выполняет требования взрослых, то только в их присутствии. Педагог здесь может объяснить,что обычное убеждение трудоемко по затратам времени, но эффективно по воздействию.

Частой ошибкой родителей становится навязывание детям определенной роли.

Дети в таких семьях делают все, чтобы понравиться своим родителям. Малыши готовы погрузиться даже в сложный мир взрослых. При этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.


Встречи с классными руководителем и учителями. Работа со школьным психологом. Работа с семейным психологом.

Благополучные только внешне семьи, в которых пропроцветает бездухов-ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена.

Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально асоциальных поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.



Участие в классных и школьных мероприятиях совместно с детьми. Работа со школьным психологом.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 6

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

  • отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;

  • смерть одного из родителей;

  • уход отца/матери из семьи, развод родителей;

  • постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;

  • возвращение родителей из мест лишения свободы;

  • семьи, воспитывающие детей с девиантным поведением.
Критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребенка;

  • злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных веществ), аморальный образ жизни (проституция и т.п.);

  • вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяждничество, проституция и т.п.);

  • наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психологичяеского, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

Работа со школьным психологом, комиссией по делам несовершеннолетних.

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:


  • ·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • ·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • ·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • ·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • ·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • ·опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Система социально-педагогического партнёрства семьи и школы опирается на следующие инновационные и традиционные формы взаимоотношений:


  • управляющий совет, как коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением;

  • общешкольный родительский комитет, который собирается с определенной периодичностью (например, два раза в год) и решает насущные проблемы школы;

  • классный родительский комитет, как орган, регулирующий внутреннюю жизнь класса;

  • профильные родительские объединения. Это оригиальная форма общения родителей, которая готовится в виде ответов на вопросы родителей по актуальным педагогическим проблемам;

  • «Совет отцов». Новая форма взаимодействия с родителями, которая начала свою деятельность как мощная воспитательная структура школы;

  • родительские конференции, которые, в отличие от родительских собраний, ставят целью проведение социологических и психологических исследований по проблеме воспитания, а также знакомство родителей с результатами исследований.

  • родительские собрания, которые должны просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. При этом родительское собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.
Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 8
Литература:

1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. – Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.

2. Жарич Л. А. Взаимодействие семьи и школы. //ИД Первое сентября. Открытый урок. 1 september.ru

3. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002)

4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) // Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

3 Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

5 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.

6 Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации).// Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

7 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

8 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

Ольга Кузнецова
«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно -нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно , что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей .

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему у миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели .

Исходя из этого, духовные упражнения ума , чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания , а основной формой - служение добру, служение людям.

Наши цели с родителями

1. Сохранение духовно -нравственного здоровья детей . Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры,

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания .

Задачи :

1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке .

5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию , укреплению воли и выносливости.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей , формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Для реализации задачей и целей воспитатель с родителями использует следующие методы : наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

чтения воспитателем рассказов ;

экскурсий в картинную галерею;

наблюдений;

показа сказок (воспитателем , детьми) ;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

воспитателем ;

чтения стихотворений детьми, воспитателем ;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя ;

ответов на вопросы воспитателя , детей ;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, др.) ;

сообщения дополнительного материала воспитателем ;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам , иллюстрациям;

разбора житейских ситуаций;

проведения спортивных досугов, конкурсов;

чтения литературных произведений родителями .

Практический метод используется, когда необходимо

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить для кукол одежду

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздники, провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями , для родителей и сверстников ;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основное внимание в подготовительной к школе группе №1уделяется работе с семьей .

Формы работы с родителями :

родительские собрания на духовно-нравственные темы ;

открытые показы воспитательно -образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы) ;

индивидуальные консультации специалистов;(психолог)

наглядные виды работы : информационные стенды для родителей , папки-передвижки, выставки детских работ , дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой; (Айла Д.)

совместные с родителями праздники , спектакли, именины детей ;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные нужды)

Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.

совместные с родителями досуги

Беседы о русских композиторах

Изготовление игрушек на елку

Развлечение для пап

«Богатырская сила» 1. Рассматривание репродукций картин русских художников.

Совместно с родителями духовно-нравственного воспитания мы ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком открытости его к добру,

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма , потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Психологические особенности детей шестилетнего возраста

Все психологи, работающие с 6-летними детьми , приходят к одному и тому, же выводу : 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Для более удобного рассмотрения психологических особенностей следует отметить, что вне зависимости от возраста, от уровня психического развития, от сферы деятельности и т. д., психология рассматривает два основных блока : психология познавательной сферы (познавательные процессы : внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и психология личности (темперамент, характер, мотивация) . Психологические особенности детей данного возраста также можно рассматривать в виде данных блоков.

В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. При этом непроизвольность в большей степени присуща всем познавательным процессам, что, конечно же, создает определенные проблемы в обучении.

Не только познавательная сфера детей 6-го возраста создает дополнительные трудности в обучении, но и особенности личности. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям воспитателя . Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей , приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки .

Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда воспитатель , говорит : «Ты сделал неправильно» , - это воспринимается как «Ты плохой» . Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть воспитанников , становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи воспитателя . В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах.

Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. Воспитатель должен учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу , в группе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Занятие из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения - требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т. п.

Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах (т. к. данные виды мышления являются более развитыми по сравнению с словесно-логическим, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятие элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением : в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не просто нежелателен - он недопустим.

Работа с родителями младших школьников

по духовно-нравственному воспитанию

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы и класса. Второй опорой для меня всегда были родители учеников.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться именно в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в нашей школе. И родители моих учеников тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций становится и их делом. А начиналось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли:

«Праздник рождения класса»;

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Праздник осени.

Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника,

Экскурсии и прогулки (в конце учебного года);

Творческий отчет в конце учебного года.

Отчет проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Весело проходит конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года.Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр.

Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»

МАСТЕР-КЛАСС

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ»

(Слайд 1) Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию».

(Слайд 2)

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

(Слайд 3)

Задачи мастер-класса:

    продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;

    показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;

    выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

(Слайд 4)

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы (приложение 1) и карточки для рефлексии (приложение 2) набор для изготовления поделок (папка, заготовка «Ангел», самоклеящаяся бумага цвета золота, ножницы) по количеству участников мастер-класса.

Ожидаемые результаты:

    участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;

    практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний.

(Слайд 5)

    Презентация педагогического опыта

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родительским комитетом.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Классные родительские собрания.

Остановлюсь подробнее на последних.

(Слайд 6)

    Представление системы учебных занятий

На мой взгляд, собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания самих родителей. Родители моих классов не раз принимали участие в подготовке и проведении собраний: участвовали в анкетировании, выступали с итогами совместных проектов с детьми, помогали изготавливать раздаточный материал.

(Слайд 7)

    Проведение имитационной игры

И сейчас я продемонстрирую вам один из фрагментов таких собраний, подготовленных мною с родителями совместно.

Цели и з адачи: развитие сознания родителей и формирование основных базовых ценностей: духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция; воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также осознание ценности человеческой жизни, нравственного здоровья человека, эстетических чувств.

Планируемые результаты: воспитание ценностного отношения к прекрасному: научить родителей ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

Итак, «Пища для размышления».

Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

(Слайд 8) Вашему вниманию притча (запись музыки)

Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

Имей терпение, - ответил учитель, - ещё не пришло время. Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. И однажды он не вернулся. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца - летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал юноше мудрец… (мнение родителей)

(Именно в этот год, ты, вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Что значит взращивать качества своего характера - это значит воспитывать).

Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

Каждый из нас родитель и знает, что дети очень радуются и гордятся своими родителями, когда они участвуют в школьных мероприятиях, собраниях и конечно праздниках. Верно подмечено, что праздник это душа народа.

(Слайд 9)

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Праздник – это…

Праздник - это счастье….

Праздник - это жизнь….

Праздник - это путешествие

Праздник - это история

А какой сегодня праздник?

(Слайд 10)

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО 25 ноября. ( Видеоролик).

Уважаемые родители, это был один из примеров воспитания наших детей средствами мультипликации. Вашему вниманию был представлен один из сюжетов детской программы «Мульткалендарь» всероссийского православного телеканала «Союз». Советую вам чаще просматривать с детьми эту передачу. Она учит доброте, милосердию, воспитывает нравственные и духовные качества ребенка.

Каждый человек развивается духовно по-разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди, у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя.

(Слайд 11)

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты?

Берем бумагу, ножницы, и…

Я предлагаю сделать открытку «Ангел-Хранитель!» Каждый из вас при изготовлении наполнит её теплом своих рук и сердец, добрыми мыслями.

Будем использовать современную технику художественного вырезания из бумаги и декорирования. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Практическая работа (выполняю вместе с родителями). Щелчок (появляется Ангел)

Во время выполнения работы звучит «Хрустальный перезвон»

А сейчас все возьмите ангелов в руки, поверните их ко мне лицом.

Фоном звучит музыка «Ангел»

Чтение стихотворения после окончания работы .

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,

Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,

Всюду он рядом с тобой.

В радости, горе, беде и разлуке,

В полночь, в сиянии дня

Всюду ты чувствуешь верные руки,

Всюду хранит он тебя.

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,

Городом шумным пойдешь,

Он от тебя, словно щит среди битвы,

Грозно беду отведет.

Всюду тебя, осеняя крылами,

Светлую тайну храня,

В жизни, огромном бушующем море,

Он не оставит тебя.

(открытки остаются в подарок участникам мастер-класса)

    Моделирование

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд, которыми я пользуюсь в воспитательном и образовательном процессе.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления . Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями может быть, заставят и посмеяться над своими ошибками, над самим собой. Так же позволяют раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

Щелчок «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сейчас вы просмотрели фрагмент родительского собрания, где были использованы активные методы работы с родителями.

(Слайд 13)

А теперь вашему вниманию предлагаю перечень наиболее удачных приемов при проведении подобных занятий, т.е. те самые «семена». Они перед вами на экране. Кроме того, все они имеются на дисках, которые я для вас приготовила. Также здесь размещены все методические материалы сегодняшнего мероприятия..

(Вручаю присутствующим диски с материалами семинара).

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку советами классному руководителю и активными формами работы с родителями.

(Слайд 14)

V .Рефлексия

    Сегодня я узнал(а), что …

    Мне понравился прием …

    Это я возьму на вооружение …

    Могу предложить …

    Хочу пожелать …

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

(Слайд 17)



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу