Опыт работы Бурнаевой И.А. на тему: "Развитие творческих способностей детей при ознакомлении с народной игрушкой"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим.

Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных.

Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX-XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.


Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота.

В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.


По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.

В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.


Русская народная игрушка из дерева


Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие. Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар».

Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия.

Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.


Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В. П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С. В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С. И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка.

Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы.

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области.

Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Знаменитый исследователь-этнограф С. В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения ». М. М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора: «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — «вроде как бы Святой дух ». Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа.

В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья ».

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

(Коллективная работа)

Образовательная область: «Художественное творчество».

Программные задачи:

  1. Расширять и закреплять знания о характерных особенностях росписи народной игрушки.
  2. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы в рисовании, лепке, аппликации.
  3. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.
  4. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой город.
  5. Учить работать по подгруппам.

Материал: Игрушки (дымковской, филимоновской, городецкой, семеновской) росписи, рушники; пластилин, штампики, цв. бумага, клей, матрёшка, одежда для матрёшек.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную музыку.

Здравствуйте люди добрые, гости дорогие!

Слушайте, слушайте, слушайте

Как у нас было на святой Руси.

То не соколы слетались,

То мастера собирались

Солнце красное вставало,

Их с работаю встречало.

Ну что же ребята, встретили гостей. А пора их и позабавить: песнями, плясками, игрушками.

Дети вы любите играть с игрушками? Игрушки ваши сделаны из самых разных материалов.

А когда-то давным-давно дети играли с игрушками, сделанными из глины и дерева.

Славилась Россия чудо мастерами. Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили Своему искусству молодых учили.

За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. В

этой стране очень любят делать игрушки. Вы хотите попасть в эту страну?

Поедим мы туда на волшебных качелях- каруселях.

Станем детки в хоровод

Карусель веселая нас ждет э

(Игра «Карусель».)

Дети становятся в хоровод и берутся за ленточки.

Ели, ели, ели, ели завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два. Вот и кончилась игра.

Добро пожаловать в страну волшебных мастеров.

Дети берут на себя роль мастеров.

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров

В них красота родной природы

И мудрость древняя веков.

В этой стране мастера любят детей. И поэтому делают только игрушки и расписывают самыми теплыми цветами краса.

Давайте познакомимся с мастерами, и послушаем, что они нам расскажут о своих игрушках.

Знакомьтесь, мастер Дымковской игрушки.

Село Дымково уже много лет славиться своими глиняными игрушками. Фигурки с начало лепят, затем белят, а после этого расписывают.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо - сказки

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо тебе мастер дымковской игрушки.

Знакомьтесь мастер Городецкой игрушки.

Издавна городецкие умельцы делали игрушки из дерева и так красиво их

расписывали, сказочные розаны, купавки, ягодки.

Что с ними не могли сравниться никакие заморские диковинки.

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец

Чудо - конь и чудо - птица

Это значит - Городец.

Спасибо тебе мастер городецкой игрушки.

Знакомьтесь, мастер филимоновской игрушки.

Эти игрушки трудно спутать с другими игрушками. Они имеют вытянутую форму и яркую окраску. Делают игрушки из глины.

Ты откуда пришла к нам такая

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей, расписная.

Для игры и забавы детей.

Чудо - игрушки

Разноцветные зверушки

Не желает медведь реветь,

Желает свистеть.

Спасибо тебе мастер филимоновской игрушки.

Дети посмотрите, а в этой мастерской какое диво чудное, расписное. Отгадайте, что это такое:

Алый, шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука

В деревянные бока,

А в нутрии секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянились немножко

Это русская - (матрешка).

Украшен наряд ее цветами с сияющими лепестками и ягодами разными,

спелыми и красными. В моей мастерской матрешки из Полхов - Майдана,

городка Семенова Сергеева - Пасада.

Матрешка - русская красавица.

В нарядах разных хороша

Хранит секрет и улыбается,

Любовью, озаряя нам сердца.

В стране народных мастеров происходят чудеса.

Дети закружились и в матрешек превратились.

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к вам пришли матрешки,

Ложки деревянные, матрешечки румяные.

Мы матрешечки сестрички

Мы толстушки невелички,

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Какие из вас веселые матрешки получились. Но одна из ваших подружек очень грустная.

Показываю большую нарисованную матрешку.

Не расписана игрушка, хоть скромна, но хороша. В этой маленькой матрешке. Чудо - мастера душа.

Давайте мы превратимся в народных умельцев и распишем матрешку.

Предлагаю я, ребята, в мастерскую вам пройти. Все для вас уже готово, сможете здесь все найти.

У каждого из вас на столах лежит разноцветный материал для украшения одежды. Вы должны подумать, как можно украсить одежду с помощью этого материала и распределить между собой работу. Которую вы будите выполнять.

Нужно взяться вам за дело

Украшать матрешек смело

Выбирай любой узор,

Что бы радовал он взор.

Дети выполняют задание (украшают). С помощью налепов из пластилина украшают рукава, с помощью аппликации платок, с помощью штампиков фартук. Как работы готовы прикрепляют к матрешке.

Расписали вы на диво, очень ярко и красиво. Матрешка всюду славиться. Она нам очень нравиться.

Все части одежды прикрепляются к матрешке.

Матрешку расписали, а подружек нашли?

Мы веселые сестрицы

Неваляшки - рукавицы

Начинаем мы плясать.

(Варежковый театр матрешек.)

Дети надевают матрешку на ручку и пляшут под русскую народную пляску.

Велика Россия наша

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Тише дудки, тише домры. До свиданья, люди добры.

Засилье Спанч-бобов, черепашек Ниндзя и кукол Барби отодвинуло на второй план народную игрушку. Вместе с тем, народная игрушка в детском саду входит в обязательный перечень развивающих пособий.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает элементарные математические представления у ребенка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.

Воспитателю на заметку: специализированный раздел НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ в магазине «Детский сад» detsad-shop.ru. Здесь можно купить предметы народного промысла, русские народные игрушки, музыкальные инструменты (смотрите раздел муз. инструментов), пособия по росписи и многое другое!

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.

Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.

Богородская игрушка знакомит ребенка с животными и разными предметами, передавая образа точно и реалистично.

Выставка НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ

В рамках знакомства детей с русскими традициями, с обычаями своих предков, в детском саду может быть организована выставка народной игрушки.

Цели выставки:

  • Прививать любовь и бережной отношение к народной игрушке.
  • Развивать эстетическое восприятие образцов народного искусства.

Народная игрушка в детском саду, на выставке, может быть представлена игрушками из дерева (богородскими, городецкими, семеновскими), из глины (дымковскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими), матрешками (загорскими, семеновскими, полхов-майданскими). Кроме этого, ввести детей в экскурс по истории игрушки помогут фотографии, книги о народных промыслах, иллюстрации Ю. Васнецова к «дымковским» поговоркам и сказкам.

Выставка народной игрушки в детском саду организуется совместными силами детей, педагогов и родителей.

Работа с детьми

Воспитатель знакомит детей с историей края, старается передать посредством рассказов, образов ту среду, в которой зарождалась народная игрушка.

Особое внимание следует уделить цветам, используемым для росписи, так как они несут символический смысл, помогают передавать замысел автора, сюжет. Показательна в этом плане каргопольская игрушка. Зеленый цвет означает землю и природу, голубой — небо, белый — правду и добро, черный — зло и горе, красный — красоту и здоровье.

Тематические занятия в детском саду включают в себя:

  • Просмотр видеофильмов по теме.
  • Рассказы педагога.
  • Творческую деятельность: лепку и роспись объемных игрушек из соленого теста или глины по мотивам филимоновской, каргопольской и дымковской игрушек; рисование народных орнаментов на бумаге.
  • Игры с движущимися богородскими игрушками, городецкими и семеновскими каталками.
  • Дидактические игры по типу «Составь узор».
  • Исполнение музыкальных произведений с помощью народных игрушек-свистулек.
  • Театрализованное представление.
  • Экскурсия на фабрику игрушек.

Работа с родителями

Работа с родителями включает в себя семинар-практикум, на котором дети вместе со взрослыми учатся лепить из глины и расписывать получившиеся изделия орнаментами, характерными для народных игрушек.

Кроме этого, на семинаре может быть показан фильм под названием «Сокровищница народного искусства», «Экскурсия по фабрике игрушек» и другие.

Для родителей в преддверии выставки рекомендуется провести семинар-практикум «Народная игрушка из глины». В ходе семинара родители совместно с детьми могут вылепить игрушки из глины и расписать их по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской, калининской игрушек.

На семинаре можно показать видеофильмы «Сокровищница народного искусства», «Народная игрушка» и другие.

Работа с педагогами

Педагоги принимают участие в тематических консультациях, на которых обсуждаются примеры использования народной игрушки в различных видах дошкольной деятельности: изо, музыке, играх и других.

Завершающим этапом может стать общая поделка — например, большое панно из глины и соленого теста, которое впоследствии украсит интерьер детского сада.

Материал подготовила Даниленко Мария.




Цель проекта: Цель проекта: Приобщать детей к традициям народной культуры, учить различать народные игрушки. Задачи: Познакомить с разнообразием русских народных игрушек. Знать характерные особенности разных промыслов. Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству. Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.










Образовательная область Физическая культура. Русская народная игра». «Сиди, сиди, Яша», «Бабки» Подвижная игра «Лошадки», «Ручеек». Образовательная область «Здоровье» Физкультминутки. Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек» Пальчиковая гимнастика: «У матрешки ной сестрицы» Образовательная область «Познание» Викторина « Ярмарка игрушек». Загадывание загадок по теме проекта. Просмотр диафильма «Народная игрушка». Считалки, потешки, заклички, скороговорки, частушки. Д/игра: «Узнай игрушку по описанию» Д/игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек» (ФЭМП) Образовательная область «Коммуникация» Беседы с детьми на тему: «Народная игрушка». (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка). Составление описательного рассказа о народной игрушке. Сочиняем сказку «В гостях у Матрены». Образовательная область «Чтение художественной литературы» Стихи: И. Кадухина, Т.Маврина, В. Фофанов, Л.Дьякова. Г.Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер» Н.Коноплева «Вторая жизнь вещей». М.Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки». Ю. Анохин «В музее игрушек» Образовательная область «Социализация» Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек» Пальчиковый театр «Веселые матрешки» Образовательная область «Труд» Подготовка глины к лепке. Готовим материал для тряпичной куклы (ткань, нитки) Образовательная область «Безопасность» Беседа: «Как играть с игрушкой» - соблюдение правил безопасности. Образовательная область «Музыка» Игра хоровод с матрешкой. Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э.Чуриловой».Магнитофонная запись «Калинка – малинка». Музыкальный досуг: «Масленица». Образовательная область «Художественное творчество» Лепка дымковской игрушки - «Лошадка». Роспись силуэтов: филимоновских игрушек. Мастерим тряпичную куклу. Аппликация: «Одень Матрешку» Оригами: «Веселые подружки» Совместная работа детей и родителей: «Выставка игрушек»


















Организация: МБДОУ «Детский сад № 188»

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов патриотического воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа.

Игрушки «рождались» в труде, народные мастера учились у одного учителя - природы, поскольку работали с естественными материалами (глина, дерево, лоза, солома, ткань, береста, кости и рога), передавая через них свой взгляд на мир, своё мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.

Что же такое игрушка? Есть много определений, одно из которых дано в словаре Ожегова: «Игрушка-это вещь, служащая для игры». На страницах толкового словаря живого великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства-погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил.

Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для матери-земли.

«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий - земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык» (Б.А.Рыбаков) .

Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек, многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки -гармоничное ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные мастера делают игрушки серьезно и с «душой», заботясь о будущем поколении. По утверждению А.Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно, для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит всё дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир-игрушечное царство» .

К художественно-педагогическому потенциалу народной игрушки во все времена обращались ученые, педагоги, психологи, искусствоведы, историки, этнографы, художники. По словам Бенуа: «Русская народная игрушка-это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше не найти нигде» .

Педагоги Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам, А.С. Макаренко, С.И. Сорокина, Е.Л. Флёрина занимались проблемами значения народной игрушки, особенностями использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, её психолого-педагогических возможностей воздействия на ребенка .

Крупская Н.К. писала о возможности народной игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Славина, А.П. Усова. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.

В МБДОУ «Детский сад №188» знакомство младших дошкольников с народной игрушкой осуществляется путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения мини музеев, изготовление кукол-куваток, разучивание подвижных и дидактических игр, а так же путем анализа традиционных народных промыслов.

Проводя работу по ознакомлению младших дошкольников с народной игрушкой, решается целый комплекс задач:

  • Познакомить детей с русскими народными игрушками.
  • Прививать любовь и бережное отношение к народным игрушкам.
  • Расширять сенсорный и культурный опыт детей в процессе приобщения к духовным ценностям народного искусства.
  • Учить приемам игры с народными игрушками (матрешки, волчки, бирюльки), правильно их называть, определять из чего они сделаны.
  • Стремиться к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми.
  • Воспитывать патриотические чувства через ознакомление детей с народным творчеством.

Организованная систематическая работа с детьми по ознакомлению с народной игрушкой, влияющая на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, невозможна без развивающей среды, способствующей развитию игровой деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал особое значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой» .

С этой целью в группе были созданы патриотический уголок, сенсорный и изоцентры, где присутствуют экспонаты декоративно-прикладного искусства. В детском саду организован мини музей «Русская изба», где осуществляется знакомство с народной игрушкой, произведениями народного творчества с младшего дошкольного возраста. Здесь ведется работа по формированию у дошкольников эстетического отношения к своему окружению, подготовка к эмоциональному восприятию произведений искусства. Именно здесь дошкольники получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда, к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с художниками и мастерами, создающими красоту. Они учатся не только видеть красоту, но и понимать ее ценность. Народная игрушка присутствует как « гостья» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

Приобщение младших дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Организованная образовательная деятельность проводится, опираясь на эмоционально - чувственную основу восприятия материала: обязательно присутствует сюрпризность, художественное слово, музыкальные образы.

Знакомство детей с произведениями народного творчества способствует художественному развитию младших дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности цветовых и пластических решений. Проведение организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен.

Младшие дошкольники в организованной образовательной деятельности выполняют задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписывают дымковскую барышню, коня, усваивают навыки росписи матрешки, тем самым воспитывается чувство красоты, любознательность, это помогает понять с самого раннего возраста, что они - часть великого русского народа.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру.

Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают в нашем детском саду народные праздники и традиции, где широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички). В русском фольклоре каким-то особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность; сохраняются особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, где воспевается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи художественной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.

Литература.

  1. А. Бенуа Статья в газете «Речь». - М.: Молодая Гвардия 1982.
  2. И.Л. Богуславская Русская игрушка. М.: Мозаика-синтез, 2000.
  3. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. 4т. - Спб.,1863-1866.
  4. Т.И. Доронова Природа, искусство и изобразительная деятельность. М.: Просвещение, 1999.
  5. С.И. Ожегов Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1970.
  6. Б.А. Рыбаков Искусство древних славян. - М.: АН СССР 1953.
  7. Т.С. Сорокина Игры с народными дидактическими игрушками. – М. 1950.
  8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М.: Элис лак,1995.
  9. А.П. Усова Русское народное творчество в детском саду. – М. 1961.
  10. К.Д. Ушинский Собрание сочинений, т.3- М.-Л.: Академия,1964.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица