Владимирский собор в киеве, расписанный виктором васнецовым. В.М.Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX- начала XX вв

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Рябово. Истоки

В конце января 1850 года молодой священник Михаил Васнецов с матушкой Аполлинарией, происходящей из священнического рода Кибардиных, и двоими сыновьями – четырёхлетним Николаем и полуторагодовалым Виктором – на "двух своих подводах и пяти наёмных" приехал в село Рябово, отстоящее от губернского города Вятки в 75 верстах.

К этому времени выпускник Вятской семинарии Михаил Васильевич Васнецов уже успел послужить в селе Лопьяльском Уржумского уезда. Это было большое село в более чем 200 дворов, и село Рябово, куда он теперь направлялся, в сравнении с ним было просто починком, где жили в основном церковные служители. Судя по более позднему документу – 1870 года, "в селе Рябовском имеется пять духовных домов, в коих в одном проживает диакон, в двух причты, в четвёртом просвирница с сестрой, в пятом сироты Васнецовы… Деревень ближе нет… Каменного здания при церкви тоже нет". Зато церковь здесь была – высоко в небо поднимались купола белокаменного храма Рождества Иоанна Предтечи. Храмовый ансамбль состоял из тёплой Предтеченской церкви, холодного храма Покрова Пресвятой Богородицы и высокой трёхъярусной колокольни со шпилем. Именно здесь всю отмеренную ему судьбой жизнь – двадцать лет – предстояло прослужить о.Михаилу, потомку древнейшего рода Васнецовых.

"Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия… Васи – Васины дети, Васинцы, Васнецовы" – так описывал древнейшие истоки своего рода художник Виктор Михайлович Васнецов. На новом месте, в селе Рябово, куда о.Михаил переехал "согласно прошению", поближе к родовым гнёздам, он построил деревянный дом "по городскому образцу с мезонином в пять окон на загляденье всем, кто проходил и проезжал мимо". Вернее всего, столь большой дом он проектировал и планировал сам. К тому же семейство его постоянно росло. В течение десяти лет родились ещё четверо сыновей: Пётр, Аполлинарий, Аркадий, Александр. В доме жили двоюродные сёстры Михаила Васильевича. В нём же, за неимением в селе здания школы, о.Михаил обучал грамоте и Закону Божиему приходских детей, за что от Вятской епархии получил благодарность.

Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования. "Начал я рисовать с самого раннего детства, – вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, – и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и проч.) по воспоминанию…"

Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов Васнецовых, Кибардиных, Вечтомовых.

Добрый наставник

Род священников Васнецовых наделён от природы художественными способностями. Были среди них архитекторы, принимавшие участие в строительстве сельских каменных храмов, подготовке "художественных чертежей", по которым построена колокольня церкви села Талые Ключи. По их "художественным эскизам" сооружались каменные церковные ограды и металлические решётки к ним, торговые лавки для ярмарок и собственные дома. Художественное дарование священников Васнецовых проявилось в проведении отделочных работ и росписи стен храмов, устройстве иконостасов, написании живописных работ.

В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: "…Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил "на поклон", чуть только приедем из семинарии… все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки".

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником. На каникулах "отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест". "Однажды, – вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, – мы все писали этюды, и единодушно рисунок отца был признан лучшим".

Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании "Как я сделался художником" написал об отце и своём детстве в Рябово: "Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу".

Михаил Васильевич Васнецов отошёл ко Господу в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни Аполлинария Ивановна. Детство братьев кончилось. Шестеро детей остались сиротами.

Из гущи народа

Старшему брату Николаю (1845-1893) к тому времени было 25 лет. Он окончил Вятскую Духовную семинарию "по первому разряду", т.е. отлично, и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища. Через несколько лет определён заведующим Шурминским двуклассным училищем, где преподавал русский язык, арифметику, историю, естествознание, земледелие, черчение, Закон Божий. По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии, истории Вятского края, считая главным в своей работе "освятить душу и сердце ребёнка". Художественный талант Николая Васнецова проявился в создании моделей древних крестьянских изб, школьных зданий, церквей и соборов, которые были показаны на Казанской выставке 1890 года и удостоены медали. Но совершенно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются "Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора", изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Пятеро других детей о.Михаила Васнецова тоже получили духовное образование и воспитание. Художественные способности Аркадия Васнецова проявились в резьбе по дереву и созданию мебели как по собственным рисункам, так и по эскизам Виктора Михайловича. Его работы украшали многие дома Вятки и Москвы.

Александр (1860-1927) был наделён редкой музыкальностью и прекрасным голосом. На протяжении тридцати лет он собирал и хранил народную "домашнюю" хоровую песню – и сам исполнял их с большим искусством. Его книга "Песни Северо-Восточной России" вышла в Вятке в 1894 году. Уникальность её оценили современники и потомки.

Двое братьев – Виктор (1848-1926) и Аполлинарий (1856-1933) – стали художниками. Была в них с детства удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. В позднем рассказе "Сельский иконописец" А.М.Васнецов, вспоминая "милое Рябово", сделал живые, яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев: "Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители – сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич "в белом холщовом подряснике" и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Здесь они просиживали нередко до глубокой ночи, калякая о том о сём, решая житейские дела, интересы прихода, епархии и даже всего Русского государства. Это же радужное солнышко заглядывало через окна в самую церковь, играя на золочёном иконостасе, лампадах и ризах на иконах".

И словно продолжая живописать картины сельской жизни, В.М. Васнецов написал: "Я жил среди мужиков и баб и любил их не "народнически", а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске лучины".

Как и старший брат, Виктор в десятилетнем возрасте был отправлен в Вятку для учёбы в Духовном училище и семинарии. Там в число обязательных дисциплин входили церковная живопись и архитектура. С 1855 по 1867 годы вёл их Н.А.Чернышев, иконописец и хороший рисовальщик, у которого "на дому была иконописная мастерская. Он писал иконы для многих церквей, в том числе "имел договор с Вятским Преображенским женским монастырём о написании икон в 29 клеймах иконостаса холодного храма".

Я так подробно остановилась на круге интересов семинарского учителя Виктора Васнецова потому, что именно он "сумел разжечь в душе ученика любовь к духовной живописи". Не случайно в "Автобиографии" 1924 года, вспоминая Вятку, художник написал: "Религиозной живописью я занимался и ранее, ещё до Академии". Будучи учеником низшего отделения семинарии, в 14 лет от роду, он на доске написал икону "Благословение детей", которая висела в комнате правления Духовного училища. В 1871 году он сделал первый рисунок Богоматери с Младенцем, а спустя три года уже написал икону Божией Матери на полотне с надписью "1874 г. Васнецов", которая находилась в Слободском Крестовоздвиженском монастыре в коллекции архимандрита Аполлоса.

"Милое, милое Рябово…" Любовь к родному дому сохранилась в душе художника на всю жизнь. Не случайно когда в 1901 году он купил дачу в 20 километрах от Абрамцево, то в память о родине назвал это место Новое Рябово. Именно из Нового Рябова в июне 1914 года он отправил письмо брату Аполлинарию с грустным рассказом о посещении родных мест: "Вернулись мы из Вятки 3 июня… Наш любимый иконостас в холодной церкви линяет и даже лупится – так жалко и грустно. Самое живое впечатление всё-таки от иконостаса и этой линяющей живописи – она та же и такое же живое художественное впечатление и воспоминание… Я бы даже не прочь помочь средствами для сохранения живописи. Было трогательно, особенно на могиле папаши и мамаши (родители похоронены в ограде рябовской церкви). Служили панихиду… Издали церковь и село очень навеяли старину… Мир дорогой, родной!"

Когда мы с бригадой Кировского телевидения в начале 1960-х годов впервые приехали в дорогие нашему сердцу места сделать передачу о родине братьев Васнецовых, печальная картина предстала перед нами – груда кирпичей на месте храма. Правда, за последние тридцать лет сердце моё не только постепенно оттаивало, но и возликовало. Я тогда обошла множество к тому времени закрытых храмов на Вятской земле, а по благословению владыки Вятского и Слободского Хрисанфа побывала в 32 действующих в то время церквях и почти всюду слышала одно и то же утверждение, что их храм расписывал сам художник Васнецов. Иногда, действительно, виделись знакомые образы и стиль исполнения – иконописцы начала века стремились подражать их знаменитому земляку…

Владимирский собор

В 1882 г. в Киеве было закончено строительство Владимирского собора, заложенного 15 июля 1868-го, в день памяти равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Собор своим размерами был огромен – высотой и длиной более 45 метров. Киевское археологическое общество на заседании 1882 года выразило пожелание "придать внутреннему убранству храма вид и характер древнерусского храма (старовизантийского стиля), современного св. князю Владимиру". Руководство внутренней отделкой храма, составление проекта росписи, приглашение художников и наблюдение за ведением работ было поручено знатоку русской старины профессору Андриану Викторовичу Прахову.

Первым художником, к кому Прахов специально приехал в Абрамцево с предложением принять участие в росписи, был Виктор Михайлович Васнецов. Профессор знал художника ещё по Академии художеств, нередко навещал его в Абрамцево, где на даче С.И.Мамонтова летом жили и работали многие русские живописцы. Он увидел церковь, построенную по проекту Васнецова, видел его иконы Богоматери и Сергия Радонежского.

Виктор Васнецов сначала отказался, ссылаясь на необходимость заканчивать начатые картины, в том числе и впоследствии знаменитые "Богатыри". Но уже на другой день, 30 марта 1885 года, послал Андриану Викторовичу телеграмму с согласием принять заказ. И, как вспоминал художник И.О.Остроухов, "в тот же вечер уже принёс готовые проекты росписи центральной алтарной стены собора". В ближайшие дни, ещё не имея ответа Прахова, Васнецов сделал ещё несколько проектов росписи.

По совету Андриана Викторовича Виктор Васнецов предпринял путешествие в Италию и по возвращении получил от Прахова подробный план работ во Владимирском соборе. Предполагалось, что вся работа займёт около трёх лет. "Совершил въезд в Киев 16 августа в 6 часов, – сообщал он С.И.Мамонтову, – относительно моего душевного состояния могу только сказать, что голова моя похожа на амбар, в котором, кроме сундуков, ничего нет… В сундуках мои эскизы и рисунки. Нужно иметь сундук вместо головы, чтобы суметь отправить такие дорогие для меня рисунки, эскизы и "Божью Матерь" товарным поездом, который идёт чуть не месяц". Но уже через месяц П.М.Третьякову в Москву в совсем ином душевном состоянии он пишет: "Теперь голова моя наполнена святыми, апостолами, мучениками, пророками, ангелами, орнаментами, и всё почти гигантских размеров… Дело по значению и величине считаю серьёзным, и дай Бог силу хорошо исполнить".

В течение одного осеннего месяца 1885 года он сделал 22 эскиза росписи. "Васнецов, как обычно, работал быстро, импровизируя, и свободно решал стоящие перед ним задачи". В ноябре 1885 года А.В.Прахов привёз эскизы росписей Васнецова в Петербург. Художники об увиденном написали Виктору Михайловичу в Киев: "Поленов, Репин, Суриков в восторге от твоих произведений. По выражению Репина, ты создаёшь себе памятник, к которому не зарастёт тропа… Только ты один мог сделать подобную прелесть…"

Вместо предполагаемых художником трёх лет он прожил в Киеве десять. Столько времени и огромное количество душевных сил отдал Виктор Михайлович Васнецов Владимирскому собору. За эти годы выполнил более 150 картонов к росписи, множество эскизов, расписал в храме 2840 кв. м, написал 15 картин, 30 отдельных фигур, все образы в центральной части храма, в том числе Богоматерь с Младенцем (высота 11 метров), апостолов, святителей, Христа Вседержителя в куполе (голова Христа более двух метров), Александра Невского, Нестора-летописца, княгиню Ольгу, Бориса и Глеба, Вседержителя и Богоматерь в главном иконостасе. Все орнаменты центральной части писались в храме по его рисункам и при его участии. "Орнаменты византийский, русский и древнехристианский изучал на лету, урывками, кой-что с натуры, кой-что по книгам, а также смотрел в Киевском Софийском соборе и Кирилловском монастыре".

Сохранилось множество писем и записок Виктора Васнецова брату Аполлинарию и русским художникам относительно работы над росписью. Василию Поленову 29 мая 1888 года он писал: "Мне нужны саккосы митрополитов Московского Алексея и Петра, которых я пишу на стене, а рисунка одежд до сих пор не могу достать… Мне нужно общий, того и другого саккоса, рисунок узоров". И далее сам указывает, где в Москве нужно искать нужное ему: "Их можно найти на фронтоне Успенского собора и в Патриаршей ризнице".

Рассказать обо всех сюжетах и персонажах росписи Виктора Васнецова невозможно. Остановлюсь только на двух – запрестольном образе Богоматери с предвечным Младенцем и образе Христа Вседержителя в главном куполе собора – его своеобразном духовном центре. Именно они живут в моей памяти без малого полвека, когда я впервые увидела интерьер храма во время ночной Пасхальной службы.

Небесная Царица и Мать Бога несёт грешному миру Сына Своего Единородного, Богомладенец простирает руку, осеняя человечество благодатию. Особую красоту изображению Богородицы придаёт вызолоченный фон, по краям которого изображены Херувимы и Серафимы.

Образ этот родился в ту тревожную ночь, когда он отказал Прахову. "Мои уже давно легли спать, а я всё думаю и хожу по своей мастерской… Думаю – хорошо ли сделал, что отказался? Конкуренции старых мастеров испугался? И думаю, как бы можно так сочинить "Богоматерь с Младенцем", чтобы ни на кого не было похоже? Вспомнил, как однажды Александра Владимировна в первый раз по весне вынесла на воздух Мишу, и он, увидев плывущие по небу облака и летящих птичек, от радости всплеснул сразу обеими ручонками, точно хотел захватить всё то, что видел. Вот так и представилось ясно, что так надо просто сделать. Ведь так просто ещё никто не писал".

Вот несколько отрывков из киевских писем Виктора Васнецова разных лет к родственникам и друзьям в Москву и Петербург, из которых хотя бы чуть-чуть можно почувствовать ответственность и трудность работы человека, в 37 лет взвалившего на себя не только роспись, но и общее руководство украшением храма. "В работу свою начинаю совсем влюбляться, а это для меня самое главное; ослабления духовной жизни боюсь больше всего!" "Нужно много силы духовной и физической. Устаю изрядно".

Вечные вопросы

Сохранились воспоминания сыновей Алексея и Михаила, которым в те года было по 5-7 лет. Они с детской непосредственностью и любовью "рисуют" портрет отца: "Папа был очень живой, подвижный, весёлый и добродушный… Собор – это у нас значило не просто храм, а нечто совсем особенное, нарицательно-собирательное место, несколько величественное и таинственное, куда уходил отец на целый день… Наша квартира и собор – это были два места, где жил отец, между которыми делилась его жизнь… Нас иногда водили в собор… громадный, весь застроенный лесами, и там в вышине маленькая фигура – отец в своей синей блузе, замазанной масляными красками. Он сбегал с лесов нам навстречу весёлый, бодрый, с палитрой в левой руке. Домой отец приходил, когда уже смеркалось, обедал и ложился отдыхать, иногда брал к себе на кровать и рассказывал нам сказки или что-нибудь из своего детства… Никогда не читал нам детских книжек, считал, что лучшие мировые произведения доступны и взрослым, и детям. Читал нам часто Шекспира, Гоголя, Достоевского, Лермонтова, Пушкина. Отец любил русские песни, сказки, поговорки, красоту русского языка. Отец отдавался отдыху с такой же страстью, как работе, – гулял, собирал грибы, ловил рыбу, катался на лодке и стрелял в цель из пистолета… Но долго жить так он не мог – его тянуло в собор, к творческой работе".

В те годы были и вечные вопросы, которые художник пытался решить своим творчеством, – о роли и назначении искусства, его национальных корнях. И он пришёл к выводу, что "всякое искусство национально, космополитического искусства нет. Всё великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве". И он пытается решить эту проблему образом Христа Вседержителя в центральном куполе Владимирского собора.

Из письма Виктора Васнецова Елене Мамонтовой 20 августа 1889 года: "Вы удивительно хорошо сказали, что моя работа "путь к свету"… Вот и сейчас как раз занят писанием образа Центра этого света – опять пишу лик Христа – немалая задача, задача целых веков. Искания мои в соборе, конечно, слабая попытка найти Его Образ, но я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти Образ Мирового Христа… Христос, конечно, должен быть личен, но личное представление его должно возвыситься до Мирового представления Его… Идеалом искусства должно стать наибольшее отражение духа в человеческом образе. А где же и когда же Дух Божий отразился полнее, глубже, шире и могущественнее в человеческом образе, как не в Христе?! Относительно своего Христа должен сказать, что надеюсь ещё долго поработать над ним, а во Владимирском соборе считаю только началом попытки изобразить Его так, как представляю".

Создавая своего Христа, Васнецов исходил из византийской схемы, во многом изменяя её. В левой руке Христа – Евангелие, открыто на словах: "Аз есмь свет миру: ходяй по мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный" (Ин. 8, 12). По углам от Христа – символы Евангелистов. Тип лика Христа отличается от византийского человечностью и внешней красотой. "Христос Васнецова – это личный Христос, неповторимый по сути, приближающийся к пониманию Божественного больше, чем у современных ему художников. Причиной чего было генетическое православие Васнецова, которое не дало ему чрезмерно уйти от духовности образа и приземлить его", – к такому выводу пришла И.А.Ярославцева, знаток творчества Виктора Васнецова, директор Дома-музея художника в Москве.

Через пять лет работы Виктора Васнецова во Владимирском соборе, в 1890 году, сюда был приглашён для росписей художник Михаил Нестеров. Родителям и сестре он пишет: "Теперь вкратце опишу впечатления от Васнецова. Это человек простой, прямой, но сдержанный. В глазах его много чего-то задумчивого и мягкого, но иногда это переходит в чистосердечную весёлость. Он в полном рассвете мужественной силы, труд его почти не утомляет. Встаёт он рано и в 9 часов уже на лесах, в 12 идёт завтракать, затем часа 2 отдыхает и снова идёт в собор до вечера. По-видимому, он прекрасный семьянин… Ребята его все в стиле Васнецова, а один из них (мой любимец) встречается во всех серафимах и херувимах…

Вчера я с утра уже снова осматривал собор… Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих угодников, мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветные идеалы. Как живые стоят "Феодосий", "Сергий Радонежский", "Филипп Митрополит Московский". Тут типы равны Микеланджело. Вот "Моисей", там "Иеремия", "Соломон", "Царь Давид" – все они переносят зрителя своими образами в далёкое прошлое, дают возможность представить себе целые народы, их обычаи и характеры… Был вчера в куполе, видел "Христа". "Христос" Васнецова традиционен, исполнен красоты внешней и внутренней".

Работы Виктора Васнецова внутри храма продолжались без перерыва до самого освящения собора в августе 1896 года в присутствии их Государя Императора Николая Александровича. Закончился десятилетний труд Виктора Михайловича Васнецова. Домашним и друзьям со свойственной ему скромностью и тихой радостью пишет из Киева: "Собор всё-таки прекрасно вышел… Вчера вечером видел его при электрическом освещении. Сам удивился неожиданно громадному художественному впечатлению… Словом, чувствую, что годы труда и мучений не прошли даром". "Я крепко верю в силу своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма – это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства…"

"Я только Русью и жил!.."

Росписи Владимирского собора Виктора Васнецова много лет вызывали интерес духовенства и архитекторов к религиозной живописи художника. Нередко он совмещал несколько заказов. Ещё не закончив эскизы для Владимирского собора, художник работал для храма Воскресения (Петербург, 1883-1901). Одновременно с последним создавал цикл для Георгиевской церкви (Гусь-Хрустальный, 1885-1904). Параллельно велась разработка эскизов для русской церкви в Дармштадте (1899-1901). Один за другим исполнялись заказы для собора Александра Невского (Варшава, 1906-1911) и церкви Христа Спасителя (Спас на водах, Петербург, 1910-1911). Писал образа для иконостаса, храма Александра Невского в Софии (1904-1913), заложенного в память освобождения Болгарии от турецкого ига.

В храме Воскресения-на-крови, построенном на месте убиения императора Александра II в Петербурге, Васнецову было предложено создать шесть живописных работ. Архитектор А.Парланд, руководивший созданием мозаик (площадью до 8000 м2), обратился в 1893 году к В.М.Васнецову: "Ваши произведения производят неотразимые впечатления, непосредственно чувствуется теплая вера художника, сумевшего при её помощи уловить и как бы остановить для созерцания грешному миру образы и лики бесспорной красоты и святости. Мне кажется, что только или при таких условиях и может развиваться настоящая хорошая иконопись – вне этих условий она превращается в обыкновенную историческую, неспособную воодушевить и подкрепить молящегося…"

Война 1914 года для Виктора Васнецова стала глубоким потрясением. Он неустанно создавал в военные годы произведения патриотического характера. Написал картины "Архангел Михаил" и "Один в поле воин". Принял активное участие в базаре "На помощь жертвам войны", выполняя рисунки для плакатов и открыток (открытых писем). Участвовал на выставке 1914 года в Москве "Художники – товарищам воинам".

Огромный объём работы и творческий характер В.М.Васнецова, безусловно, рождались не на пустом месте. В основе всего лежало глубокое понимание сути православия, размышления о его назначении. Из черновика его письма в Комитет по сооружению православного соборного храма в Варшаве: "Характер живописи всякого православного храма должен быть выдержан в церковном стиле, обоснованном на византийских и древнерусских церковных иконописных памятниках до конца XVIII века… Для каждого изображения собирается специалистами церковной истории материал под руководством учёных иконографов… Рекомендация работ художника определяется существующими на данное время канонами изображения, назначением культовой постройки, особенностями архитектурного решения и личным вкусом заказчика".

Важность сохранения русских традиций церковного искусства, базирующихся на наследии Византии, волновала художника многие годы. Его очень беспокоило распространение бездумного подражательства Западу в среде российской интеллигенции. "И не страшна была бы подлинная иноземщина, – писал он, – если бы наши иноземствующие головотяпы всеми силами, до безумства, не поддерживали её! Да, бедняги и сами не замечают, что лезут в рабскую петлю… С этим помрачением русских умов надо бороться без устали и всеми силами!.." В 1900 году он выступил с проектом о художественно-промышленном образовании в России, которое, по мнению Васнецова, должно было идти в "национальном духе, а не в подражании Западу".

Возможно и потому, что он придерживался таких взглядов, история многих его монументальных работ трагична. Через несколько лет после революции, ещё при жизни Виктора Васнецова, в 1923 году художник Михаил Нестеров сообщал об участи церкви в Гусь-Хрустальном: "Храм обращён в кинематограф, а картины (росписи) после разных мытарств оказались во Владимире, где их видели сейчас – "Страшный суд" – накатанным на большую жердь, разорванным более чем на аршин (более 70 см) внизу и наскоро зашитым бечёвкой (до того он был сложен в несколько раз и на сгибах потёрся)… Две другие картины без определённого назначения валяются в другом соборе. Сырость делает своё дело. В общем, не знают, что с этим имуществом в настоящее время делать… "Страшный суд" я считаю лучшим из произведений Васнецова после алтарной росписи Киевского Владимирского собора…" К счастью, четверть века назад "Страшный суд" был отреставрирован и занял предназначенное ему художником место на западной стене Георгиевской церкви, но храм в те годы был превращён в выставочный зал.

Разрушены храмы Александра Невского в Варшаве, Спас на водах в Петербурге, исчезли многие иконы, предназначенные для членов Царской Семьи и императорской яхты "Штандарт", и другие, написанные В.М.Васнецовым по заказам частных лиц в России и Англии…

Но одна его земная жизнь вместила такое разнообразие творчества, что осознавать всё сделанное великим русским художником Виктором Михайловичем Васнецовым потомки будут многие годы, а может быть, века.

Говоря о многогранности таланта Виктора Васнецова, нельзя не сказать о нём как иллюстраторе произведений русских писателей и поэтов. С готовностью он принял заказ на иллюстрирование сборника к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина и выполнил работы к "Песне о Вещем Олеге", "Русалке", "Сказке о царе Салтане". В 1891 году исполнил иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" М.Ю.Лермонтова к юбилейному изданию его собрания сочинений. Подготовил иллюстрации к книге К.Кутепова "Царская охота на Руси царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича в XVIII веке". Виктор Михайлович Васнецов очень любил театр. Для весенней сказки А.Н.Островского "Снегурочка", поставленной в частном театре в московском доме С.И.Мамонтова, Васнецов не только сочинил эскизы декораций и костюмов, но и сам исполнил роль Деда Мороза. О том неизгладимом впечатлении, которое художник оставил в душах присутствовавших на спектакле детей, вспоминал, будучи уже взрослым человеком, один из сыновей Мамонтова: "Своим русским говором на "о", своей могучей сценической фигурой он создал незабываемый образ хозяина русской зимы. Как живой стоит он сейчас у меня перед глазами в белой, длинной, просторной холщовой рубахе, кое-где прошитой серебром, в рукавицах, с пышной копной белых, стоящих дыбом волос, с большой белой лохматой бородой. "Любо мне, любо, любо", – слышится мне его голос". В этом же спектакле принимали участие художник Илья Репин в роли боярина Бермяты, а Савва Мамонтов исполнил роль царя Берендея.

Более 40 раз В.М.Васнецов участвовал в различных художественных выставках: дважды в Париже, Лондоне, Риме, Стокгольме, Петербурге, Москве, в 1924-1925 годах – в выставке русского искусства в Нью-Йорке и Чикаго. Кроме того, в московских музеях, залах Академии художеств в Петербурге прошли семь его персональных выставок.

Хорошее знание им древней русской иконописи, техники письма, технологии изготовления досок и красителей, древней техники творёного золота давали ему возможность и право руководить реставрационными работами современных мастеров. В 1923 году в Пятый отдел юстиции Москвы он пишет: "Настоящим подтверждаю, что в храме Святой Троицы, что в Троицкой слободе, на Самотёке, в г.Москве в 1922 году под моим руководством художником-реставратором Е.И.Брягиным была проведена чистка икон (числом 15) ХV-ХVI веков… при тщательной и умелой промывке икон удалось снять позднейшие слои красок прежних "поновителей" икон и восстановить живопись в первоначальном её виде". И далее, как всегда, он вежливо и довольно категорично излагает суть дела, по поводу которого он пишет это подробное письмо: "Вся означенная живопись требует тщательного сохранения и бережного отношения, поддержания необходимой ровной температуры в храме и постоянной топки не только в зимнее, но и в осеннее и весеннее время".

Не нужно забывать, что при этой огромной работе, которая кажется совершенно непосильной одному человеку за одну жизнь на земле, Виктор Михайлович Васнецов был ещё главой большого семейства. В 1877 году он женился на Сашеньке Рязанцевой. Александра Владимировна принадлежала большому вятскому роду, фабрикантов на Косе. Она закончила вятскую гимназию и первые врачебные курсы в Петербурге. У Виктора Михайловича и Александры Владимировны было пятеро детей.

…За пределами этой статьи осталось многое. Участие Васнецова в жизни рано осиротевших братьев, в судьбе Аполлинария, который утверждал, что "и художником-то стал потому, что с детства видел его рисунки и работы". Его трепетное и взволнованное выступление в печати в защиту подлинных живописных икон в связи с появлением в начале XX века большого количества печатных литографских изданий. Я не рассказала об историях, связанных с созданием Виктором Васнецовым скульптурных памятников и живописных картин, связанных с древней историей, сказками, былинами и современной художнику жизнью.

Прожил Виктор Михайлович Васнецов на свете 78 лет и умер 23 июля 1926 года в своём доме в Третьем Троицком переулке. "Я только Русью и жил… – писал он, словно бы подводя итог своей насыщенной жизни. – Что касается религиозной моей живописи… я, как православный и искренне верующий Русский, не мог хоть на копеечку свечку не поставить Господу Богу. Может, свечка эта из грубого воска, но поставлена она от души. В Православной Церкви мы родились, православными дай Бог и помереть".

Генриэтта КИСЕЛЕВА, заслуженный работник культуры России
г.Вятка

Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма
В. Васнецов


«…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия», — значилось в подписанном Васнецовым договоре. Но работа растянулась на целых 11 лет. Когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес: «Это был заказ Божий» . Два года ушло у Васнецова только на центральную фигуру Богородицы. Она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица Небесная несет грешному миру своего Сына. Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью». Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. «…Глаза всех фигур Васнецова — традиционные глаза византийской иконографии — преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета. Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», — замечает один из исследователей росписей собора.

По завершении работ Виктор Михайлович произнес сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу» .

Из истории строительства храма

Владимирский собор в Киеве - яркий образец русско-византийского архитектурного стиля. Храм этот был воздвигнут в честь князя Владимира Великого. В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к Императору Всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Идея сооружения храма возникла у митрополита Филарета Амфитеатрова перед празднованием 900-летия Крещения Руси. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования. Начал постройку храма архитектор Беретти, но в возведенном здании образовались трещины, и дальнейшее строительство заморозили. Завершена постройка храма была в 1882 году. Для оформления внутреннего убранства собора привлекли многих известных художников, таких как Врубель, Нестеров, Васнецов, Пимоненко и многих других. Стараниями этих выдающихся мастеров Владимирский собор стал удивительной художественной жемчужиной.


12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора.

Для росписи Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В 1896 году собор был торжественно освящен.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

А во времена Советского Союза всё имущество храма было национализировано, а колокола переплавлены. В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Службы в соборе возобновились в 40-х годах XX века. Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

С 1992 года Владимирский кафедральный собор в Киеве - это основной храм Киевского патриархата Украинской Православной Церкви.


В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.


Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)

Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора

Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896

Икона "Господь Вседержитель" - один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона "Господь Вседержитель" обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости. Икона Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя всех грехов человеческих, должна быть в каждом православном доме.

Взгляд Спасителя строгий и милующий одновременно, проникающий в глубины человеческой души.


В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.



Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996



Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)



Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.

В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.

Центр росписи - несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии - Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю - исполнился.

Над разбойником - Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью - долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись головой к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей - Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

На третьей части росписи, - великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся "в аду, в муках". Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление".




Бог Отец (Бог Саваоф)

Бог Отец (лат. Deus Pater) - в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).



Крестная смерть

Распятие Христово - это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Символ Евангелиста Иоанна - Орел.

Апостол и Евангелист Левий Матфей
Символ Евангелиста Матфея - Человек.

На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:
се Аз с вами есмь во вся дни... века (Мф. 28, 20) или в современном звучании "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

Апостол и Евангелист Марк
Символ Евангелиста Марка - Лев.

Апостол и Евангелист Лука
Символ Евангелиста Луки - Телец.

Серафимы (орнамент)
Серафим - ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

Мария Магдалина - христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Святой Владимир
Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 - 15 июля 1015) - киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Святая Ольга

Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) - великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.



Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

Святой Князь Михаил Черниговский

Святой Нестор-Летописец



Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.


Страшный суд. 1885-1896

Страшный суд, Судный день - последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.



Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1, 29).

"…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу" Ін 1.29

Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.

Евхаристия

Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма - алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.

Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).


Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.

Дочь Прахова в образе Серафима

Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.

Ветхозаветные Пророки

Пророки - одна из первых работ Васнецова в соборе. ...

Пророки - это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной "Богоматери", предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью... Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.

Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз - слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.

Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.

Пророки Ветхого Завета

Текст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.

Вход Господень в Иерусалим

Св.Ирина

Эскизы

Андрей Боголюбский (эскиз)


Княгиня Евдокия, 1885-1893

Святой Нестор-летописец, 1885-1893

Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

Святой Алипий Живописец, 1885-1893

Святая княгиня Ольга, 1885-1893

Святой Александр Невский, 1885-1893

Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893

Росписи других художников (фото и эскизы)

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.


Нестеров Михаил. Святой Кирилл

Нестеров Михаил. Святой Мефодий

Нестеров Михаил. Богоявление

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.

Котарбинский Вильгельм.Тайная вечеря

Котарбинский Вильгельм. Воскресение Лазаря

Котарбинский Вильгельм. Распятие Иисуса Христа

Котарбинский Вильгельм. Моление о чаше

Котарбинский Вильгельм. Святой Пафнутий

Котарбинский Вильгельм. Серафимы - Малый купол Собора

Котарбинский Вильгельм. Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет "Дни творения". Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет "Преображение Господне".

Сведомский Павел. Преображение Господне



Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.

Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, по окончании Вятской духовной семинарии был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда, куда прибыл с женой Аполлинарией Ивановной происходящей из священнического рода Кибардиных.

Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования.

«Начал я рисовать с самого раннего детства, – вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, – и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и проч.) по воспоминанию...»

Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов Васнецовых, Кибардиных, Вечтомовых.

В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: «...Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии... все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки».

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником. На каникулах «отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки.

Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест». «Однажды, – вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, – мы все писали этюды, и единодушно рисунок отца был признан лучшим».

Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».

Михаил Васильевич Васнецов отошёл ко Господу в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни Аполлинария Ивановна. Детство братьев кончилось. Шестеро детей остались сиротами.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - С отца какого авиаконструктора художник Васнецов писал образ Иоанна Златоуста для алтаря Владимирского собора в Киеве?

  • Игорь Сикорский
  • Андрей Туполев
  • Сергей Ильюшин
  • Семён Лавочкин

Правильный ответ А. Игорь Сикорский

Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919) родился 26 мая под Киевом.
Получив на Украине многообразное духовное, естественное и юридическое образование, он решил, что его истинный удел – медицина. Поэтому к уже имеющемуся образованию он добавил медицинский факультет Киевского университета, который закончил с отличием в 1869 г. Работал врачом и преподавателем анатомии в Петербурге, постепенно всё больше вовлекаясь в психиатрию, в которой постепенно стал профессором. Он вёл и научную, и лечебную работу в этой области, особенно интересуясь воспитанием и психическим здоровьем детей. Он был классиком по изучению и лечению заикания, о чём опубликовал в 1869 г. одну из первых в мире монографий по этой проблеме.

Будучи признанным специалистом по воспитанию умственно отсталых детей, школьников, солдат и др., он увлёкся общественной и политической деятельностью, скатившись постепенно в великорусский национализм, граничащий с тем, что сегодня называется расизмом. Уж не общение ли со своими умственно неполноценными подопечными подвигло его к этому? Его авторитет в руссофильстве был столь велик, что знаменитый русский художник В.М. Васнецов, расписывая алтарь Владимирского собора в Киеве, писал с живого И.А. Сикорского вдохновенный образ Иоанна Златоуста.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение