Белоруссия обычаи традиции и костюмы. Творческий проект «Обряды и обычаи белорусов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Белорусские обряды и праздники

Введение

Обряды и обычаи белорусов -- совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов.

Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов.

Коляды -- один из самых популярных праздников у белорусов, отмечались с Сочельника до Щедреца. По домам ходили ряженые, распевающие колядки -- специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» -- переодетых людей, которые разыгрывали представление возле каждого двора, получая за это различные угощения и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой. В эту пору наши предки старались совершить благородные дела. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Хозяева сидели за столом со специальными колядными блюдами, незамужние девушки гадали на будущее и суженого.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку -- щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки -- те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер». На Щедрец обязательно пеклись блины. Первый из них, только что с печи, брала девушка и бежала с ним под окна хаты, где много детей. Она слушала, не крикнет ли кто на ребенка, и если да, то в этом году она замуж не пойдет. За ворота, например, бросали сапожок с левой ноги: куда носок сапога смотрит, там и суженый живёт. Две иглы натирали салом и опускали в чашку с водой. Если они потонут -- плохо, если сойдутся вместе -- будет скорое замужество.

2. Масленица (Масленіца)

Праздник масленицы в некоторых местах Беларуси называют ещё и маслёнкой, сырницей.

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины на поминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких.

Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленными веточками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б"ю, вярба б"е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью, верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.

Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началом недели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.

Какие же волшебные свойства признавались за освященной в эти дни вербой? Во-первых, хозяин сразу же съедал одну пупырышку -- чтобы летом уберечься от молнии. Затем, придя из церкви, он стегал вербным прутиком каждого члена семьи, говоря: «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровье живёт!». То же самое делали и с ним. Потом он обходил хозяйственные пристройки, втыкая в щель каждой прутик, хлеща легонько по три раза скотину. С другим прутиком обходил огород, озимое поле, опять же по три раза хлеща в разных местах и втыкая после прутик в землю. То же делали на кладбище на могиле свояков.

Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой. Но всегда этот пучок был под рукой -- в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвести молнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.

Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. В первую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи -- иначе станут гнить. В четверг перед пасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе -- чистый.

Со времен язычества -- это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковным праздником Воскресения Христова, или Пасхи. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногда вяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни -- между 4 апреля и 8 мая. Накануне ничего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья по земле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.

В белорусских деревнях полагали, что в этот день «солнце играет», то есть переливается. Молодежь ходила на пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы.

Обязательно накануне пекли пасху -- высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывали из теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку -- это оберегало от нечистой силы.

Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященное яйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы быть красивыми.

Очень любили в эти дни играть в битки -- чье яйцо крепче -- и катать яйца: катившееся с бугорка яйцо ударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.

В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться) песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.

Первая песня обычно адресовалась хозяину и хозяйке, в ней восхваляется порядок в хате, достаток, упоминают, что святой Юрья (Георгий) запасает им коров, святой Микола -- коней, святой Илья -- урожай. После каждого куплета восклицали: «Христос воскресе!»

4. Радоница

Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи.

На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на который ставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник после Троицы -- Духов день, или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух, подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходит из глубин язычества.

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез и луговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походить босым по земле -- не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убирая разноцветными лентами.

Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочками символизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их до Купалы, сжигая потом в купальском костре.

В Духов день под вечер все девушки шли в рощу завивать веточки берёз в венок. Каждая завивала их по числу своих близких. После этого прыгали вокруг деревьев и пели:

В воскресенье девушки идут смотреть на свои венки. Радуется та, чей венок не засох -- суждена долгая жизнь. Засохшие венки бросают в воду: плывущие обещают минимум год жизни, потонувшие -- скорую кончину. Венки развивали, иначе дерево обидится.

На второй день сёмухи во многих местах Беларуси затевался «куст». Самую красивую девушку в деревне убирали в березовые и кленовые веточки с листочками и во главе с нею и с песней шли на панский двор. Им давали денег, еды. Все собранное несли к кому-нибудь в хату, и начиналась вечеринка. В сёмуху заводили свои игрища русалки, живущие в лесах и озёрах. Были они без одежды, с длинными черными волосами и такого же цвета глазами. Русалки бегали по полям, качались на ветках. У видевшего их близко лицо навсегда сводилось гримасой. В народе считалось, что русалки -- это девочки, умершие некрещеными.

6.Илья (Ілля)

Илья (Галляш) -- праздник народного календаря в честь ветхозаветного пророка, которому поклонялись как божеству. Отмечается 20 июля (2 августа). Согласно библейскому преданию, Илья творил чудеса и живым вознёсся на небо. После принятия христианства Илья в народном воображении слился с языческим богом Перуном, впитав в себя его черты и функции. В мифологии, древних верованиях и в фольклоре белорусов Илья -- распорядитель дождей и гроз, покровитель земледелия, защитник от нечистой силы, но раздосадованный может наслать грозы, град и засуху. Поэтому день Ильи белорусы праздновался повсеместно. В засушливую погоду Илье служили молебны, в качестве жертвы клали яйца в борозды между гряд. Илья, согласно поверьям, ездит по небу в золотой колеснице, и от её колёс раздаётся гром, а от ударов конских копыт получаются молнии. Если всё время лил дождь, говорили, что Илья зажёг одежду и заливает огонь водой из туч, а во время засухи -- что Илья сушить одежду после пожара. День Ильи считался окончанием сезона у пчеловодов, так как пчёлы уже не роятся.

7.Дожинки (Дажынкі)

Пречистая была настоящим праздником урожая, подводила итог труда крестьянина: «Свята Прачыста -- поле ўрачыста». С особым уважением говорили о новом хлеб: «Прачыстая прынясе хлеба чыстага» (Пречистая принесет хлеба чистого), «Спажа -- хлеба дзяжа» (Спажа -- хлеба дежа). На Пречистую в церквях освящали новый хлеб, разные овощи, фрукты. Осветив в церкви жито, его перемешивали дома с остальным и откладывали до следующего сева, чтобы новое зерно хорошо росло. На Случчине встречалось такое поверье: если кого донимает на поле осот, его стебли надо связать в букет, освятить, привезти обратно и на поле посадить -- он тогда не будет расти. Если кому удавалось до праздника не только успеть убрать злаки, но и начать запахивать, то тому хлеборобу это должно было принести в будущем больший урожай: «Да святка араць -- лішнюю капу нажаць» (До праздника вспахать -- лишнюю копну нажать). О дыхание осени говорилось: «Прыйшла Прачыстая -- зусім паціснула». Сразу после праздника начиналась посев озимых, и хозяин должен быть подготовлен: «Успленне -- ці гатова насенне?» На Полесье начинали копать картошку: «Успленне -- цягні бульбу за карэнне».

8.Яблочный Спас

Этот день отмечают 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). Христиане отмечают в этот день Преображение Господа Бога. В этот день освящают плоды (яблоки, груши, сливы), мед, и колоски нового урожая. Начиная с этого дня, все можно было употреблять в пищу. После Спаса начинали сеять озимые.

В этот день проводился обряд уничтожения клопов.

Традиционная белорусская народная свадьба, как обычай, имеет много общего со свадьбами других славянских народов. Все начиналось со сватовства. Родные жениха посылали сватов к родителям невесты с просьбой выйти замуж. Те приглашали их за стол, ставилась выпивка и начинался иносказательный разговор: «У вас красный товар, а у нас купец…». Наконец, родители или соглашались или отказывали. В первом случае призывалась невеста, и её спрашивали о согласии.

Договоренность о приданом и времени свадьбы согласовывалась на заручинах, которые проводили в доме невесты. Невеста одаривала родителей и родню жениха, потом все садились за стол, выпивали и закусывали, пели песни. Если после заручин одна из сторон отказывалась от брака, она должна была покрыть расходы.

После заручин следовала суборная суббота (девичник). Девичник устраивали у невесты накануне свадьбы: приходили её подруги, родня, невесту наряжали, заплетали ей косу, плели венки и пели песни. В Полесье к суборной субботе приурочивали обряд завивания свадебного деревца: берёзовую, вишневую или еловую ветку -- символ девичества -- украшали цветами.

Наконец, за невестой приезжали друзья жениха, начинался праздничный обед в доме невесты, дележ каравая и одаривание молодых. После всего этого свадебный поезд со сватами и дружками отправлялся в дом жениха. Там начиналось застолье. Свадебные чины -- кубельники -- привозили в кубле или сундуке приданое невесты. Празднование свадьбы сопровождалось величанием молодых, песнями, драматизированными сценками, танцами, шутками. Известный русский этнограф Е. Р. Романов назвал белорусскую свадьбу «своеобразной оперой».

Собственно свадьба кончалась обрядом «сладкой водки» -- восславлением молодой, сберегшей девичью честь. Обряд проходил в доме жениха после брачной ночи. Устраивая застолье, в честь молодой подслащали водку медом, славили невестину родню.

Через неделю после свадьбы молодые навещали родителей невесты. Это называлось перезвы. Некоторые элементы традиционной белорусской свадьбы бытуют и сейчас в деревне.

9.День Победы

9 мая Беларусь празднует победу над фашизмом в Великой Отечественной войне (Второй мировой). В стране это одна из самых почитаемых дат, так как победа досталась огромной ценой - погиб каждый третий белорус.

Ветераны войны в Беларуси пользуются особым почетом, поэтому торжественные шествия ветеранов - главное праздничное мероприятие Дня Победы. Они проходят по всей стране.

10.День Независимости

праздник белорусский обряд

В Беларуси День Независимости - главный государственный праздник. Он отмечается 3 июля - в день освобождения в 1944 году города Минска от немецко-фашистских захватчиков.

Главное мероприятие праздника - торжественный парад. В Минске он проводится на проспекте Победителей и напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Беларуси.

11. Праздники и памятные дни в Беларуси

23 февраля - День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Хотя главные герои этого дня военнослужащие, в Беларуси он считается праздником всех мужчин.

8 Марта - День женщин. Праздник был учрежден вскоре после революции 1917 года. В современной Беларуси 8 Марта является праздником Весны и днем, когда чествуют женщин.

Заключение

Праздники были «не просто эмоциональной разрядкой» от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно «подготовкой» к следующему. Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды и ритуальные действия... В центре календарных праздников -- «мотивы продолжения человеческого рода, плодородия земли, плодовитости скота, птиц».

Крестьяне, в большинстве своем даже в конце XIX в. плохо понимали причины явлений природы и смены времен года. Так, приход весны они объясняли прилетом птиц и, желая приблизить это время, обращались к жаворонкам, ласточкам с просьбой вернуться в родные края, подражали птичьему щебетанию, выпекали фигурки птиц. Земледельцы считали, что на зиму земля засыпала, а в начале лета была беременна урожаем, страдала (отсюда, возможно, «страда»), рожая хлеб, лен (отсюда «урожай»).

Крестьянин был уверен, что особой силой воздействия на природу обладает слово. Поэтому в обрядовых текстах можно найти много повелительных обращений: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!», «Жаворонки, летите, весну-красну принесите!». Соединенное с музыкой и пением, слово приобретало еще большую силу. Отсюда в обрядовых действиях так много песен, музыки, ритмических плясок.

С магией слова были связаны и обрядовые песни; описывая изобилие, довольство, они призывали их в реальную жизнь. В песнях-пожеланиях, величаниях воспевались неправдоподобное благополучие, идеальные семейные отношения. С такими пожеланиями обходили дворы колядовщики на Святки, во время Масленицы, первого выгона скота.

Выполняющие такой обход выступали не скромными просителями, а коллективом людей, магический обряд которых должен был вызвать желаемое в будущем. Поэтому ватага колядовщиков просила не смиренно и покорно, а требовала угощения.

Список использованных источников

1. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. -- М.: «Школьная Пресса», 2003. -- 144 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 36).

2. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. -- М.: Школьная Пресса, 2004.-- 128 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 52.)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Связь праздников с солнцеворотами, равноденствием, с циклами сельскохозяйственных работ, с языческими и христианскими основами веры. Система церковных праздников. Традиционные календарные праздники и обряды русского народа: коляда, масленица, И. Купала.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2009

    Система традиционного семейно-бытового фольклора жителей Кубани. Современные обряды и праздники; историческая и генетическая связь календарного и внеобрядового фольклора. Народная фразеология, значение оберегов, пародий, розыгрышей; жертвоприношения.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    История поселения армян в Крыму. Трудовая деятельность. Национальная армянская одежда. Религия и церковные праздники: Хачверац, Варага Сурб Хач, Гют Хач и Еревман Хач. Семья, брак, свадебные и семейные обряды. Похоронная обрядность. Праздники и обряды.

    реферат , добавлен 17.08.2008

    Исследование русского народного календаря, составляющих его сезонных праздников и обрядов. Систематизация сведений и характеристика праздников, история их становления и языческие корни. Разработка материалов для изучения народных праздников в школе.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2009

    Языческая Масленица, принятая после крещения Руси православной. Красная горка - последний день пасхальной недели. ивана Купала и купальские обряды в канун праздника. Медовый, яблочный и ореховый спас, обряды, сохранившиеся в праздновании дня Перуна.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Обрядность - неотъемлемая часть народной культуры мордвы, сохранение и развитие этнического самосознания. Исторические корни традиционной обрядности. Классификация обрядов. Земледельческая обрядность мордвы: зимние праздники, весенне-летние и осенние.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2008

    Обычаи и обряды кыргызского народа. Особенности традиционной одежды, национальных жилищ, праздники и развлечения кургызов. Проявление древних традиций народа в их национальной кухне. Рецепты приготовления наиболее популярных блюд кыргызской кухни.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Система праздников и церемоний кетской народности. Антропологическая и этническая оценка кетов, изолированное положение кетского языка в лингвистической классификации, влияние культуры русских переселенцев. Свадебные и погребальные обряды, праздники.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Выявление специфики праздничной культуры. Семейные обряды, ориентированные на создание торжественного, художественно-выразительного действа. Праздник и обряд: общее и особенное. Обрядовая поэзия в праздниках. Ряжение и колядование, их связь с игрой.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2013

    Народные праздники как специфический вид народной культуры. Виды праздников в дохристианский период и в период после принятие христианства. Хороводы, песни и посиделки как важные части молодёжных гуляний. Рождество и рождественско-святочная обрядность.

Характер народа виден в его культуре. Из поколения в поколение беларусы хранили историю предков и традиции. Самобытность и почтение истоков сохранились до сегодняшнего дня. Память остается в виде традиций и обычаев, устном народном творчестве, предрассудках и приметах, в особенностях национальной кухни.

Традиции Беларуси — основа белорусской культуры

Заповеди об укладе повседневных обязанностей и привычек касаются каждой стороны. Строительство дома начинается после проведения эксперимента. Выбрав участок для будущего дома, хозяин должен взять кувшин и поместить в него паука. Место считается удачным, если за ночь образовалась паутина в сосуде.

Пословица «Хлеб – всему голова» реализуется через закладку кусочка хлеба между первыми венцами сруба фундамента. Торец крыши украшает пара скрещенных рогов, символизирующих любимое животное, козу.

  • Если у русского народа принято запускать в дом первой кота, то у беларусов сначала запускали петуха. В случае гибели хозяева отправляли кошку, чтобы наверняка очистить жилище от отрицательной энергии.
  • Даже вход человека в дом – это не простое действо. Кто первый шагнет за порог, тому и умирать раньше других. По этой причине право зайти уступали старшему поколению – бабушкам и дедушкам.

Традиции белорусской культуры представляют собой переплетение христианства и язычества, семейных и общественных праздников. Сохранились общеславянские традиции. Среди православных традиций отмечается Пасха, Радоница, Троица, Петров день, Илья, Яблочный Спас, Покров. Масленица, коляды и Иван Купала – это пережитки языческой культуры, соединенные с крупными календарными праздниками и постами.

К особенным традициям белорусов можно отнести: Громница, кликанье весны, Юрьев день, дажинки, толока, деды, сорочины и родины.

Коляды

Как и у других славянских народов мероприятия проходят всю неделю от Сочельника перед Рождеством до Крещения. Традиция заимствована из католической Польши. Отличительными особенностями стал кукольный театр и выбор самой красивой девушки.

Громницы

Согласно легенде 15 февраля можно услышать гром. Жители деревни шли в церковь освятить свечи – громницы, чтобы защитить родных и хозяйство от злых сил. По возвращению домой глава семьи обжигал свои волосы свечой, осуществляя крестообразное движение. Обряд способствовал снятию боли. Оставшиеся свечи использовали в качестве защиты в разных случаях. Будь то рождение малыша или выгон скотины на выпас.

Гуканне весны

Кликанье весны совпадает с Благовещением на 7 апреля. В этот период особое внимание уделяли природе: по приметам предсказывали срок наступления оттепели. Девушки пели песни-веснянки, сидя на побережье речки.

Слава Богу,
Что весна пришла!
Я, молода, мимо жита пошла.
Расти, жито, коренистое,
Коренистое, лопушистое,
Чтоб под небо закачалося,
Чтоб я, молода, нажалася
И снопочков наносилася!

Говорило старшее поколение так: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает». Народный фольклор иногда сложно понять в виду специфики наречия. Но одно ясно точно: Сараки – вспоминание сорока мучеников по церковному календарю, отсюда следует вывод, что даты примет связаны с церковным календарем. А аист – символ скорого потепления и удачи. Хозяева двора были счастливы, когда птица поселялась на их территории. Конечно, поэтому к ней было особенное отношение.

Свадебные традиции белорусского народа

Мечтали о замужестве на колядовании, после Петрова поста и на праздник Покрова. Мало отличается белорусская свадьба от типичной у славянских народов. Главная особенность — это свадебный чин или сундук с приданным, который привозили в дом жениха. После брачной ночи свадьба завершалась «сладкой водочкой», славящей девичью честь, сбереженную для мужа. Спустя семь дней супружества устраивали порезвы, то есть приходили в гости к родителям невесты.

Белорусские бытовые традиции тесно переплетены с православными. Это отразилось в календарных празднествах и обычаях. Ежегодно в деревенских семьях проводятся различные мероприятия, посвященные каждому событию в жизни. Традиция – это культура народа, его изюминка и дань истории.

Пасха — одна из основных традиций белорусской культуры

Подготовка начиналась за неделю до Праздника. После освящения верб было принято съедать одну почку, после чего глава семьи легонько хлестал ветвями домашних, чтобы были здоровы. Как и у других славян, дом начищался до блеска. Жены пекли пшеничный кулич и красили луковой шелухой яйца. Всю Пасхальную седмицу, то есть неделю после Пасхи, по деревне ходили или, иначе говоря, волочились, волочебники. Так называли тех, кто пел песни с пожеланиями всего доброго. Их угощали и приглашали в дом. После каждого куплета следовало традиционное восклицание «Христос воскресе!».

По окончанию светлой седмицы с наступлением Радоницы белорусская семья идет на могилу родных, которую поливают водкой и накрывают рушником с едой. Количество блюд, как правило, нечетное. Перед трапезой вспоминают родителей: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». По этому обычаю и пословица соответствующая есть: «на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Лето и его урожайность в традициях

В теплое время года народ почитает Святых, которые помогают с животноводством и пашней. В начале мая отмечают Юрьев день в память Георгия Победоносца. Ему молятся о домашнем скоте. 6 мая принято варить овсяный кисель и пасти животных весь день. Когда хозяева выводят животных на поле, молятся Победоносцу Георгию, кропя стадо Святой водой. Хлестать нужно обязательно вербой, что была освящена перед Пасхой. Утренняя роса в этот праздник считается целебной. Ею омывали коров и мазали глаза. Так говорили в народе:

Святой Юрий, Божий посол,
К Богу пошёл,
Взял ключи золотые,
Отворил землю сырусеньку,
Пустил росу теплюсеньку
На Белую Русь и на весь Божий мир.

На Петров день, празднуемый 12 июля по окончанию поста Петра и Павла, земледельцы садят гречку. Апостол Петр – их покровитель в косьбе, в огородничестве и в скором созревании урожая. Об этом свидетельствуют народные летописи: «Святы Пятро - жыта ядро».

2 августа белорусы, как и все славянские народы, чтит пророка Илью, который имеет власть над погодой. Он, как и Петр, покровитель земледелия. Если сезон выдавался сухим, в этот день народ собирался, служили молебен, после чего следовала гроза. Этот же день почитали концом работы пчельника, потому как дело шло к жатве.

Воспользуйтесь нашим туристическим порталом для аренды — окунитесь в удивительный белорусский был и традиции белорусов.

Белорусские традиции обусловлены многонациональностью этой удивительной страны: издавна здесь соединились культуры литовских племен, русского, польского, еврейского и украинского народов. Однако, несмотря на это, у белорусов есть свои, присущие только им, обычаи и традиции. Особенно почитаемы в стране обряды, связанные с древнеславянскими языческими праздниками, такими как Ивана Купала, Масленица, Встреча весны, и другие. В наше время, такие традиции, связанные с явлениями природы и временами года, тесно переплелись с христианскими, и сформировали общую национальную культуру Белоруссии.

Знаете ли вы, откуда произошло название «Белоруссия»?

Белоруссия раньше называлась «Белой Русью». Это название дал ей царь Алексей Михайлович, во второй половине 17 века, оккупировав эти территории. Слово «белая» в данном случае означает «законная», то есть часть Руси, которая официально присоединена к ней.


Семья в Белоруссии, это – основа всего, и воспитанию ребенка в семье уделялось самое пристальное внимание. В семьях белорусов приветствуется многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Большое внимание уделялось тщательному уходу за малышом в первые годы жизни. Ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки, старались всячески сделать так, чтобы дитя почаще улыбалось. Воспитание в белорусской семье было требовательным и строгим, а родители личным примером учили детей трудолюбию, терпению, и уважению к старшим. Физическое наказание применялось крайне редко, а ребенку, который плачет, готовы были купить любую игрушку. Характерным было равное отношение ко всем детям, которые находились большую часть времени под опекой матери. Непререкаемым был авторитет бабушек и дедушек, их слушались, старались угодить во всем, и всегда обращались только на «вы». Детей же было принято называть ласково и нежно: солнышком, зайчиком, ласточкой или цветочком. В целом, семья для белорусов была и есть главным богатством, которым только может обладать человек.


Традиции Белоруссии

Свадебные белорусские традиции


Свадьбы были разрешены лишь в определенные периоды года. В другое время они были под строгим запретом, например в период с 7 по 21 января, а также во время постов и в период сбора урожая.


Обряд женитьбы проходил у белорусов в три этапа:

  • предсвадебный (сватовство и помолвка);
  • сама свадьба (вяселле);
  • послесвадебный (пироги и медовый месяц).

Каждый этап сопровождался своими обязательными ритуалами. Свататься, к примеру, можно было лишь в понедельник, четверг или субботу. Сваты, в количестве 5-6 человек, приходили в дом невесты с подарками и сладостями. Шутливый разговор заканчивался прямым вопросом: согласна ли девушка на свадьбу, и если все прошло успешно, будущие родственники с двух сторон выпивали бутылку, после чего в нее засыпали зерно, в честь будущей богатой жизни молодых.


Перед свадьбой у невесты обязательно проходил девичник, на котором будущая жена прощалась со своей свободой, беззаботной жизнью и плела вместе с подружками красивые венки. В день свадьбы в доме жениха накрывали стол белоснежной скатертью На столе должны были стоять хлеб, вода и свеча. В это время невесту одевали в свадебный наряд, и готовили к выкупу. С шутками, прибаутками и песнями молодые ехали венчаться, после чего праздновали это событие весело и шумно. Медовый месяц начинался с 9 дня после бракосочетания, и продолжался 30 дней.


Кулинарные традиции белорусов


Белорусская кухня – это сочетание сытости, простоты и многообразие способов приготовления одних и тех же (желательно местных) продуктов. До наших дней дошло большое количество древних рецептов, которые являются основой кухни белорусов. Картофель появился в Белоруссии лишь в конце 17 века, а до этого здесь были популярны зелень, бобовые, злаки, ягоды и фрукты, а также большое количество приправ – тмин, льняное семя, горчица, кориандр и хрен. Мясо не было основной пищей, предпочтение отдавалось овощам и изделиям из муки. Блюда из речной рыбы готовили на праздники или в выходные.


Кулинарные изыски белорусского народа

Совет

Если вам посчастливится побывать в Белоруссии, обязательно попробуйте традиционный местный бездрожжевой хлеб. Это необыкновенно вкусно, ведь в него добавляют лен, орехи или семена подсолнечника. Пекут такой хлеб в печах, подкладывая для ароматности кору дуба или листья фруктовых деревьев.


Вывод:

Белоруссия – самобытная древняя страна, в традициях которой пересеклись культурные обычаи многих народов. Уникальное сочетание языческих и христианских ритуалов находит свое воплощение в обрядах этой страны. Белорусы – гостеприимный, доброжелательный и веселый народ, бережно хранящий свою историю, и оберегающий свои обычаи.


Традиции и обряды Белоруссии

Цель: Образование и духовное развитие молодежи в процессе изучения, возрождения народных традиций, обычаев, изучения исторического и культурного наследия своей Родины.

Задачи:

Подготовка и проведение:

Предварительное домашнее задание: инициативной группе обучающихся подготовить материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа, подобрать пословицы и поговорки.

Ход мероприятия:

(Звучит запись песни «Мой родны кут»).

Учащийся: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).

На карце вялiкага свету

Яна, як зялены лiсток,

Песня гарачага лета,

Крынiчнай вады глыток.

Адвечная калыханка,

Душы запаветны куток,

Трапеча гарачым ранкам

На дрэве нястомны лiсток.

А ў навальнiцу б"ецца,

Небачна памiж лiсця,

Як родная матчына сэрца,

Што мне даражэй жыцця.

УЧИТЕЛЬ: Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях белорусского народа. История белорусского народа и его быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе. Белорусскому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие». Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях белорусского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Белорусская культура занимает свое - особое - место среди других восточноевропейских культур. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки - в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусскаякультура. А сейчас послушаем ребят, которые получили домашнее задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа.

УЧИТЕЛЬ: Культура белорусского народа

За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру. Традиционные народные праздники и обряды сочетаются с христианскими традициями, образуя неповторимый гармоничный синтез.

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Белорусская культура - это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным.

Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской культуры со второй половины XVI веке.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, и др.

Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, И.Шамякин и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. Закону о языках в Белорусской ССР. Возвращались произведения многих незаслуженно забытых авторов в литературу, искусство (Н.Арсеньева, Ю.Витьбич, М.Седнёв и т.д.). Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

Легенда о белорусах . Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - способные и будете жить да жить.»

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полешуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный.

Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним белорусские обычаи,
Вспомним нашу старину.

  • Как вы понимаете слово традиция?

Учащийся: Традиция - это обычаи, обряды, взгляды, вкусы, которые переходят из поколения в поколение во всем мире, в каждой отдельной стране, у каждого народа и в каждой религии. Например, встречать гостей угощением (традиция всего мира), встречать праздником Новый год, отмечать день рождения и т.д.

Учащийся: Обычай - общепринятый порядок, правила общественного поведения, которые уточняют и закрепляют традиции, углубляют их и делают более доступными. Например, есть проводы Зимы - Масленица, а у католиков - день Благодарения и др.
Учащийся: Обряд - обязательные действия при совершении обычаев или традиций, переходящие из поколения в поколение или зарождающиеся вновь. Например, все христиане молятся, но католики, сидя, а православные - стоя, католики крестятся двумя пальцами, а православные щепотью - мусульмане, сидя на полу и складывая руки в ладоши перед собой, т.е. традиция молиться у всех одна, а обычаи и обряды - разные.
УЧИТЕЛЬ : В современном мире мы с должным уважением относимся к традициям предыдущего поколения, т.к. в каждой традиции содержится жизненный опыт, народная мудрость, и, конечно же, соблюдать эти нравственные традиции наш долг. А сейчас мы поведаем вам о национальном костюме Белоруссии.

Учащийся: Национальный костюм

Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение. Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11-12 вв. К концу 19 - началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих архаических черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).

а) Мужской костюм.

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.

б) Женский костюм.

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы . Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы , ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

УЧИТЕЛЬ : Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов - русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, - испытала известное влияние кухонь своих неславянских соседей - литовцев и латышей. Кроме того, кулинарное искусство в восточной и западной частях Белоруссии, долгое время изолированных друг от друга, развивалось неодинаково, подвергалось разному влиянию. Все это мешало закреплению уже сложившихся специфических черт белорусской кухни, тормозило разработку национальных кулинарных приемов и отдельных блюд, свойственных только белорусской кухне.

Учащийся: Национальная кухня белорусов

Крестьянская белорусская кухня вплоть до конца XIX-начала XX вв. стойко сохраняла свои самобытные черты, уходящие корнями в XIII-XIV вв. и порой даже глубже - в древнерусскую кухню кривичей и дреговичей. К концу XIX века белорусская кухня обрела свою самостоятельность.

Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.

Другой особенностью использования муки является весьма частое смешивание различных видов муки, подмес к какому-либо основному виду муки (ржаной, овсяной) - ячменной, гречневой или пшеничной, гороховой.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.

Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.

Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.

Что касается чисто вкусовых качеств блюд белорусской кухни, то они весьма высоки, особенно если их употребляют свежеприготовленными, горячими - "с пылу с жару", а не остывшими и тем более разогретыми.

УЧИТЕЛЬ: Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя белорусскую культуру.Сегодня мы вспомним лишь некоторые белорусские народные праздники и традиции.

Учащийся: Гуканне вясны

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название можно, как зазывание весны на землю.
В дохристианские времена на территории Беларуси господствовал культ растений и разных полевых духов. Хозяйственная необходимость диктовала нашим предкам-земледельцам, как можно более внимательно присматриваться к изменению погоды, вовремя готовиться к будущему севу и выгону животных на луг. Весна могла быть и ранней, и поздней, поздняя весна приносила голод - поэтому на Беларуси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны.
Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому, пели весенние песни вяснянкi - до поздней ночи:

Благаславі, маці,
Вясну гукаць, у-у!
Вясну гукаць,
цёплага лета
Дажджа…, у-у!
Дажадаць.
-Ой, вясна, вясна
Вясняна…, у-у!

Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.
Женщины по-своему встречали весну - выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі прыляціце, вясну прынясіце».
Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость, есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.
Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам.
В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «вясноўку» - красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на борону и с песнями возиливокруг костра.
Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.
В начале 1990-х стали активно возрождаться обряды «гукання» весны, которые включают в себя традиционные элементы - песни, игры. Сегодня этот праздник под разными названиями широко распространен в разных взрослых и детских коллективах Беларуси. Уже сформировался довольно устойчивый сценарий проведения современной версии праздника, как в деревне, так и в городе с соответствующими атрибутами: веточки вербы, березы, птицы с соломы, бумаги, теста, образы животных и инструменты сельскохозяйственного труда.
Этот настолько яркий, веселый, возвышенный праздник, что все, кто хоть раз принимал в нем участие, придет на его снова.

УЧИТЕЛЬ: Так о чем же ещё мы поведаем сегодня нашим гостям?
Учащийся: Как - о чем? О масленице! Ведь всю неделю мы празднуем этот праздник.
Развернуться, размахнуться - эх гуляй душа!
Жизнь - как яблочко на блюдце - дивно хороша!
На морозе пышет жаром алый цвет лица.
Нынче масляна неделя, масленица!
Тянет теплым духом вкусным, солнышко манит.
А оно взлетело будто с радости в зенит.
Нескончаемым потоком пестрый хоровод.
И пока не постным сроком тешится живот.
Угощайтесь - с медом, с маслом, пряны и вкусны,
Щедрой горкою атласной - это вам блины!

УЧИТЕЛЬ: Масленица (Масленiца). Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей. Скандинавский путешественник Пауль Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа так потому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни они употребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и до беспамятства».

Учащийся: В то же время Н. Дубровский, замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия , у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) - На Власа бери ковшом масло. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».

Учащийся: На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.

Учащийся: В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов.Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом. С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Объезд коня проводился для того, чтобы проверить животное на выносливость. В четверг обязательно вешали качели, чтобы «пагушкацца». На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: «Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны» . Молодежь даже устраивала соревнования между собой — кто «дакранецца да неба».

Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:

Вынесь нам, маладая Маня,
Белы сыр, белы сыр,
Будзе у цябе, маладая маня,
Першы чын, першы сын,
Вынесь нам, маладая Маня,
Ды мачку, ды мачку,
І народзіш, младая Маня,
Ты дачку, ты дачку.
или по-другому:
Маладая ты, Марутка,

Выйдзі, выйдзі к нам на вулку!
У нас на вуліцы дзевак многа,
Дзевак многа і рабят.
Вазьмі сыра — родзіш сына,
Вазьмі мачку — родзіш дачку.

После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями.

Учащийся: В отличие от восточных русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания . Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку - это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец .

В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник ещё и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки). Качаясь, распевали песни:

Да у нас сегодня масленица!
Да вылетела ластавица!
«Да что ж ты нам вынесла?»
Из коробов жито вытрясла,
Все жито-пшеницу,
На всякую пашницу!

Хлопцы тягали по селу колодку - обрубок дерева на веревке. Подойдя к хате, где есть девушка на выданье, требовали за колодку выкуп. Их звали в хату, угощали водкой с капустой. В некоторых местах колодку накидывали на шею девушкам, приглашая их на вечеринку. На следующий день это же делали сами девушки, приглашая парней на посиделки и угощение. Все сопровождалось песнями. На Минщине существовал обычай «разуваць молодуху»: шли по хатам, где жили молодожены и угощались. При этом пели:

Ай, выйди, выйди, молодая Валька,
Ты да нас,
Ай, вынесь, вынесь, молодая. Валька,
Белы сыр.
А дай тебе Боже, молодая Валька,
Первый сын.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным : люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких. В воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.
В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.
На прощание с Масленицей обычно палили чучело - соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности. Но кончается неделя, кончается и масленица. В понедельник уже великий пост.

«Масленка с блинами с грибами. Масленица — полизуха: сыр и масло полизала

Пили на масленицу, а крутила на Радуницу».

Масленица - полизуха, Потянися до духа!
Мы думали: масленицы семь недель, А оказалось - один день!

Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Милости просим к нам о Масленице своим добром, с честным животом.
Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы.
После Масленицы - Великий пост, а за страстною - Пасха.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!
Была у двора Масленица, а в дом не зашла.
Без блинов - не Масленица.
В прощеный день, как на Пасху все целуются.

УЧИТЕЛЬ: А какие же прозвища были у Масленицы?
Учащийся: Масляна, сырная масленица, сырная неделя, масляная неделя, сахарные уста, объедала, объедуха, ясочка, перепелочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра, разорительница, мокрохвостка, широкая, разгульная, веселая, честная, курносая, румяная.
УЧИТЕЛЬ: Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.

(Учащееся читает стихотворение.)

Я- беларус, я нарадзiуся

На гэтай казачнай зямлi,

Дзе мiж лясоў и пушчаў дзiкiх

Адвеку прашчуры жылi.

Я - беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае iмя:

Аб добрай славе Беларусi

У свеце знаюць нездарма!

Я - беларус, і я шчаслiвы,

Што мацi мову мне дала,

Што родных песень пералiвы

I зблiзку чую, і здалля.

УЧИТЕЛЬ: Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе наших людей. Белорусу следует всегда поддерживать связи с людьми, «землячеств». Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях.

История белорусского народа - ценный источник углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. Духовное возрождение нашего народа невозможно без сохранения и передачи другим поколениям традиций национальной культуры. В условиях современной жизни очень важно чувствовать нравственную опору, каждый должен ощущать свои корни: это дом, семья, традиции.


Археологические данные, исторические документы свидетельствуют о том, что у истоков древнего славянского календаря стоял цикл сельскохозяйственных работ, которые соответствовали состоянию природы. Практически все белорусские названия месяцев до нашего времени сохранили свою первоначальную основу. Эта система пришла к нам из Древнего Рима. Но есть мнения, что календарь в 365 дней впервые был разработан в Древней Греции. Позже, в 46 году до нашей эры, его реформировал знаменитый философ и полководец Гай Юлий Цезарь. В соответствии с его расчетами год должен был продолжаться 365, 25 дней. Но сутки бывают только полными, поэтому в его системе три года были по 365 суток, а четвертый – 366. С 45 года до н. э. начало года переносится на 1 января. Систему летоисчисления начали называть юлианской.

В 324 году римский император Константин объявил христианство государственной религией. В 325 году было решено праздновать дату, когда воскрес Христос в период между 22 марта и 25 апреля. Таким образом, дата празднования Пасхи определяется следующим образом: это должна быть первая неделя после первой полной фазы месяца, которая наступает после дня весеннего равноденствия.

Юлианский календарь потерял за несколько столетий 10 дней и дата празднования дня весеннего равноденствия не соответствовала астрономическому календарю. Папа Григорий XIII предложил новую систему, в которой учитывалась эта поправка. Новое летоисчисление было начато в октябре 1582 года (вместо 5 октября сразу перешли к 14) и получило название григорианского.

Известно, что в 1054 году христианство разделилось на две конфессии: православие и католицизм. Православие поддерживало юлианскую систему (старый стиль). Католики придерживались григорианской системы (новый стиль).

24 января 1918 года в России был принят Декрет о введении западноевропейского календаря. По новому календарю сразу после 31 января наступило 14 февраля.

Почти вся Европа в начале X века начинала новый год с Рождества Христова. Исторические сведения, археологические данные, различные произведения литературы говорят о том, что белорусы начали год в разный период, но дата начала года всегда была в период наступления дня весеннего равноденствия. Но это могло быть и 1 апреля – начало весны, 21 марта – день весеннего равноденствия, 25 марта – день, когда воскрес Иисус Христос.

В разных районах Беларуси начало года не совпадало. Та территория, которая была в составе Речи Посполитой, с 1364 года праздновала рождение года 1 января. В восточной части Беларуси год начинался весной, затем с 1493 по 1700 год в соответствии с Византийской церковной традицией – 1 сентября.

И только 20 декабря 1700 года вышел приказ Петра Великого о праздновании начала года 1 января. Именно в этот день отмечают Новый год все европейские страны и в наши дни.

Какие ж календари существовали на территории Беларуси? Кроме этого на территории Беларуси известен деревянный брусок, длиной 30 – 50 см с 3, 4 или 6 гранями. Такой календарь просуществовал с XII до XVIII вв.

Издавна у белорусов каждый день недели имел определенную цель в выполнении той или иной работы:

Понедельник – сильный день; это день для посадки огурцов, тыквы, фасоли; это мужской день и поэтому в этот день очень хорошо квасить капусту.
Вторник – мужской день, удачный день, в этот день необходимо начинать работать.
Среда – женский день, постный день, хорошо в этот день сажать овощи.
Четверг – в этот день нельзя ничего сажать в огороде.
Пятница – женский день, постный день, в этот день нельзя вязать, ткать, можно сеять, строить.
Суббота – женский день, можно работать в доме.
Воскресение – нельзя работать в доме, выполнять полевые работы, купать детей.

Литература:
1. Народы России - http://www.narodru.ru
2. Беларусь ЭКСПО 2000 - http://expo2000.bsu.by



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?