Чему нужно учить ребенка в 8 месяцев. Учимся понимать друг друга

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Молодые родители, спустя несколько месяцев после рождения малыша удивляются тому, как быстро растёт младенец. Каждый месяц ребёнок начинает делать новые вещи, стремительно развивается. Мамам и папам важно знать особенности развития малыша, способы помощи грудничку того, как освоить много новых навыков.

Немаловажную роль в развитии ребёнка восьми месяцев играет правильный уход, режим питания, сна. Придерживайтесь особых правил, рекомендованных педиатрами, тогда ребенок вырастет здоровым и умным.

Параметры младенца

В среднем за восьмой месяц ребёнок набирает около 600 граммов, подрастает на два сантиметра. Параметры мальчиков и девочек немного отличаются друг от друга, но разница небольшая. Вес ребенка в 8 месяцев для девочек варьируется в пределах – 6,8–8,9 килограммов, мальчиков – 7,1–9,5 килограммов. Рост деток в восемь месяцев составляет: девочек – 64-70,5 сантиметров, мальчиков – 65–71,5 сантиметров. Многие педиатры настаивают на измерении окружности головки, цифры должны соответствовать: мальчики – 41–45 сантиметров, девочек – 41–44 сантиметров.

При измерении малыша помните, все детки индивидуальны, развиваются по-разному. Если кроха немного отличается от сверстников, не впадайте в панику. Сильные беспокойства пагубно сказываются на ребёнке. Для успокоения души посетите педиатра, только опытный специалист сможет выявить дефекты развития, если они вообще имеются.

Что должен уметь кроха на восьмом месяце жизни

Ребёнок в 8 месяцев становится подвижным, меньше спит, младенец значительно меняется по сравнению с первым полугодием жизни. Молодые родители должны в обязательном порядке знать основы развития ребёнка.

Внимательно следите за поведением крохи, замечайте маленькие успехи:

  • некоторые груднички начинают ползать в этом возрасте, полноценно передвигаться затруднительно, поэтому тельце крохи находится низко к земле;
  • смышлёные детки умеют сидеть, другие активно пытаются научиться этому процессу;
  • ребёнок начинает активно переворачиваться в разные стороны. Развитие малыша полностью сконцентрировано на физическом развитии, в этот период не избежать травм и ушибов. Движения крохи неловки, хотя они считают что это не так. Будьте бдительны, грудничок, оставленный на несколько секунд, может скатиться с любой поверхности;
  • в кроватке или коляске чадо может самостоятельно приподниматься, сгибать коленки, держась за перила;
  • кроха умеет самостоятельно держать бутылочку, пустышку, по необходимости может поднять упавший предмет;
  • если родители держат малыша подмышками, он может медленно шагать;
  • ребёнок ощущает неподдельный интерес ко всему происходящему: бросает различные предметы в стенку, поднимает, рассматривает игрушки;
  • в восьмимесячном возрасте кроха активно пользуется руками: тщательно рассматривает игрушки, предметы, вертит их в руках, иногда пробует на вкус;
  • малышу интересно складывать маленькие предметы в большие;
  • зрение, слух ребёнка сформированы, кроха бурно реагирует на негромкие звуки. Нежелательно давать малышу спать в полной тишине, такие действия приведут к тому, что чадо будет просыпаться из-за любого шороха;
  • в большинстве случаев у восьмимесячного малыша уже есть молочные зубки. Если новые жильцы в зубном ряду ещё не появились, ждите до годика. Большую роль играет наследственность, у некоторых деток вырастает сразу по несколько зубов.

Все дети по-разному реагируют на прорезывание зубиков. Не беспокойтесь при обнаружении следующих признаков: незначительно повышенная температура тела, не специфическое слюноотделение, десна опухают, кроха тянет всё в рот, малыш трётся больной щёчкой обо все предметы, даже подушку.

Особый тест

Для успокоения души, проведите несколько простых манипуляций, позволяющих выявить отклонения в развитии чада, вовремя обратить на них внимание, чтобы предупредить серьёзные патологии:

  • сядьте с малышом перед столом, предварительно разложите на нём яркие предметы. Ребёнок должен заинтересоваться игрушками, начать внимательно их рассматривать, перебирать ручками;
  • игнорируйте младенца, нормально развивающийся малыш обязательно обидится, заплачет;
  • младенец в 8 месяцев должен самостоятельно переворачиваться со спины на животик, особенно за интересным предметом;
  • если малыш лежит на спинке, накройте личико пелёнкой, ребёнок должен самостоятельно освободиться от неё;
  • дайте грудничку в обе ручки по игрушке, затем предложите ещё один предмет. В норме, кроха поначалу озадачиться, затем отложит одну игрушку, освободив место для другой;
  • восьмимесячный малыш проявляет особый интерес к незнакомым людям, страх постепенно исчезает.

Тревожиться нужно только в следующих случаях:

  • кроха не реагирует на звуки, не проявляет никаких эмоций даже на появление и общение с близкими людьми;
  • не может поднести различные предметы ко рту;
  • ребёнок не может или не пытается перевернуться с одного бока на другой;
  • чадо не следит за передвигающимися предметами;
  • в вертикальном положении плохо удерживает свой вес.

Психическое развитие

Ребёнок активно развивается не только на физиологическом уровне, малыш выходит на новый уровень на психическом уровне:

  • понимает речь, пытается повторить некоторые слова, но окружающим слышны несуразные звуки;
  • знает своё имя, почти всегда откликается на него;
  • младенец тонко чувствует эмоции родителей, понимает мимику и жесты. Если вы ругаете кроху, он уже осознаёт свою вину;
  • грудничок узнаёт ближайших родственников, больше всего привязан к матери. При её отсутствии кроха может расплакаться, не потому, что пропал источник питания, из-за разрыва эмоциональной связи, недостатка чувства защищённости. У некоторых детей в семимесячном возрасте может выработаться страх перед разлукой с родителями;
  • своеобразно привлекает ваше внимание: хватает за волосы, бросается игрушками, беспричинно кричит;
  • бессвязный лепет крохи постепенно становится осмысленным: проскакивают слова мама, папа, баба, имеющие много гласных, простую комбинацию. Чадо пытается привлечь внимание родителей некоторыми слогами;
  • восьмимесячный ребёнок готов дружить со всеми, но инициативы сам не проявляет;
  • игра в прятки учит чадо тому, что спрятанные вещи не пропадают, их просто не видно;
  • не впадайте в панику, если заметили, что кроха часто пользуется левой рукой. На восьмом месяце жизни больше развивается левое полушарие, чем правое. Процесс временный, не означает, что детка – левша;
  • чадо в 8 месяцев начинает бояться громких звуков, не включайте вблизи малыша бытовые приборы (фен, стиральную машинку, кухонный комбайн).

Правильное питание

В восемь месяцев ребенок должен уметь самостоятельно пить из чашки, в этот период важно ввести в рацион крохи овощные и фруктовые пюре. Разрешено давать однокомпонентные каши или покупать готовые, специально приготовленные для деток (они обогащены сухим молоком, маслом). Начинайте с персика, яблока, сливы, чернослив, постепенно добавляйте морковь, тыкву, шпинат, картофель. Последние ингредиенты достаточно тяжёлые для детского организма, совмещайте его с цветной капустой, кабачком.

В конце месяца давайте ребёнку желток. Если начали появляться первые зубки, давайте крохе специальные печенюшки, они положительно влияют на рост зубов.

Чем кормить ребенка в 8 месяцев? Дети, находящиеся на грудном вскармливании должны придерживаться следующего рациона:

  • 7 часов – примерно 200 мл молочка;
  • 11 часов – любая каша (150 граммов), дополнительно дают фруктовое, овощное пюре, сок или компот;
  • 15 часов – включите в рацион малыша овощное пюре (100 граммов), мясное пюре, сок или компот;
  • 19 часов – 200 граммов грудного молока, специальную печеньку;
  • 23 часа – грудное молоко (200 граммов).

Совет родителям! Регулярно меняйте продукты питания для малыша, по возможности разнообразьте рацион ребенка в 8 месяцев.

Оптимальный режим дня

Сон восьмимесячного грудничка становится глубоким, длится не более 11 часов. В течении дня малыш должен спать трижды в день по полтора — два часа. Индивидуальная продолжительность сна зависит от особенностей развития ребенка. Старайтесь постоянно придерживаться одного режима, со временем ребёнок привыкнет и будет самостоятельно его придерживаться.

При наличии молочных зубов проконсультируйтесь с доктором по поводу ухода за ними. Обязательно подберите хорошую щётку, пасту, регулярно очищайте полость малыша от болезнетворных бактерий. Здоровые молочные зубки – залог отличного зубного ряда в будущем. В рационе малыша появляются новые продукты, содержащие сахар, они могут негативно повлиять на неокрепшую эмаль.

Предотвратить появление кариеса поможет приём кипячёной воды после каждой трапезы, кроха пока не может самостоятельно прополоскать ротик. В детских магазинах продаются специальные «поилки» для детей с двумя ручками. Маленький человечек может самостоятельно пить водичку, держа ёмкость двумя ручками.

Зрение малыша

Активное развитие положительно сказывается на зрении крохи. К восьмому месяцу ребёнок различает всё больше цветов и форм, узнаёт предметы, находящие вдали. Кроха смотрит на интересующие предметы под разными углами, оценивает форму, цвет, расстояние до предмета. Развивайте способности крохи с помощью интересных игр.

На странице прочтите советы о том, какую коляску лучше выбрать для новорожденного на зиму.

Развитие речи

Восьмимесячный малыш ещё не умеет чётко говорить, но некоторые слоги он охотно повторяет, пытается выразить свои мысли. Ребёнок показывает своим эмоции путём изменения интонации. Многие родители отмечают, что кроха на вопрос «где?» показывает пальчиком на знакомые предметы. Для развития речи часто общайтесь с крохой, чётко выговаривайте слова, называйте все предметы именами, делайте акценты. Такие манипуляции помогут чаду быстрее научиться говорить.

Развивающие игры

Некоторые занятия положительно влияют на малыша, занимают его на длительное время, помогают развить необходимые навыки:

  • научите чадо хлопать в ладоши, махать ручками, показывать пальчиком на разные предметы;
  • приобретите несколько мелких игрушек (разрешённых для игр детям семи месяцев), они развивают мелкую моторику, что положительно сказывается на умениях младенца;
  • во время прогулок грудничок наверняка завёл друзей. Увеличьте максимально время общения с другими детьми, игра в коллективе ускоряет процесс развития ребёнка.

Восемь месяцев – замечательный возраст младенца, кроха узнаёт родителей, начинает лепетать милые словечки. Регулярно общайтесь с малышом, играйте в развивающие игры. Посещайте педиатра, доктор поможет предупредить появление дефектов развития, серьёзных патологий.

Посмотрите интересное видео для родителей о развитии восьмимесячного ребенка:

На каждом этапе роста малыша необходимо уделять большое внимание его развитию. Восьмимесячный возраст – это как раз тот период, когда можно начинать развивать ребенка творчески, заниматься освоением новых речевых навыков, уделять внимание физической и двигательной активности. В какие игры с ребенком играть в этом возрасте? Какие игрушки стоит покупать 8- месячному малышу?

Как развивается ребенок в 8 месяцев

Движение

В этом возрасте детки становятся весьма активными и любознательными. Большинство уже умеют ползать, а некоторые даже встают на ножки. Малышу все интересно! Он с удовольствием осваивает новые пространства квартиры, старается выползти из уютной детской в коридор, попасть в гостиную или спальню родителей. Ребенок любит подвижные игры, хлопает в ладошки. Стоя у опоры, ребенок топает ножкой, любит музыку, пытается пританцовывать сидя или стоя.

Зрение

Зрение 8-ми месячного ребенка становится четким и осмысленным. Он уже находит глазами знакомые предметы и радуется людям, которых знает. Незнакомцев малыш может побаиваться и испытывать дискомфорт в их обществе.

Слух

Большинство деток в этом возрасте начинают пугаться громких звуков. Это легко определить по тому, как малыш реагирует на крики, грохот или сирену. Он плачет и пытается прижаться к маме. Но зато приятную ритмичную музыку, детские песенки, стишки, прибаутки малыш воспринимает с удовольствием и радуется, когда их слышит.

Любые игры и занятия надо подбирать, исходя из тех умений и способностей, которые присущи возрасту малыша. Не стоит перегружать кроху слишком сложными заданиями, но и играть с ним, как с трехмесячным ребенком, тоже не нужно

Речь

В возрасте 8 месяцев начинает формироваться речь. Разумеется, ребенок еще не говорит, но начинает активно использовать разные звуки, которыми пытается что-то сообщить родителям или сопровождает ими игру. Речевые навыки нужно обязательно поощрять и развивать.

Эмоциональное развитие

Эмоции в возрасте 8 месяцев становятся более разнообразные. Конечно, больше всего эмоциональная активность ребенка связана с мамой. Малыш радуется и спокоен, когда она рядом и плачет и беспокоиться, когда ее нет в поле зрения. Также новые эмоциональные всплески могут быть связаны с появлением новых людей, игрушек, сменой обстановки. Очень важно позаботиться о том, чтобы общий эмоциональный фон в семье был спокойным и доброжелательным, а на кроху не могло быть оказано никакое негативное воздействие.

Как научиться понимать ребенка

В подборе игр и занятий очень важно и то, чтобы они были в радость ребенку. Малыш не должен уставать и перенапрягаться от чрезмерных нагрузок. Родители, занимаясь с ребенком, должны контролировать степень нагрузки и вовремя понимать, когда малыш начинает уставать.

Если кроха бросает игрушки на пол, это не значит, что он капризничает и плохо себя ведет. В большинстве случаев такое поведение – это приглашение взрослых к совместной игре.

Необходимо наблюдать за ребенком. Многие звуки в этом возрасте малыш произносит не просто так, а пытается обозначать ими какой-то предмет или эмоцию.

Важно следить за мимикой и моторикой ребенка. Если он устал, то это будет ясно видно. В движениях появляется неуверенность и вялость, личико становится недовольным, ребенок не улыбается, начинаются хныканья или плач.

Когда малышу занятия в удовольствие, то это тоже несложно понять. Он радуется и очень старательно выполняет те или иные действия.

Когда и сколько заниматься с 8-месячным ребенком

К восьмому месяцу жизни формируется некий режим, которого мама и малыш придерживаются. Даже если нет каких-то четких временных рамок, то все равно можно проследить некую упорядоченность течения дня. Подъем и отбой, кормления, дневной сон – все это происходит примерно в одно и то же время.

Время для игры и занятий стоит подбирать так, чтобы оно не приходилось на вечер перед укладыванием малыша спать. Активные занятия могут способствовать тому, что кроху будет сложно уложить. Лучше всего выбирать дневные или утренние часы, когда ребенок весел, бодр, сыт и здоров. Именно в таком состоянии лучше всего усваиваются новые знания и формируются умения.

Обучающие занятия не стоит делать слишком длинными. Достаточно 10-ти –15-ти минут несколько раз в день. Исключение можно сделать в том случае, если ребенку уж очень нравится заниматься, и мама видит, что он не устал.

Обычные игры с мамой или папой могут занимать и более продолжительное время, ограничений нет, нужно смотреть на поведение ребенка. Если ему нравится играть, он не устал и весело смеется, то можно продолжать сколько угодно.

Как создать благоприятную атмосферу для занятий

Занятия и игры должны доставлять удовольствие. Немаловажную роль играет атмосфера. Чтобы создать нужное настроение, можно воспользоваться следующими приемами:

  • Включить приятную музыку для фона (это может быть классика, детские песенки или просто любимые песни ребенка, возможно, ему нравится что-то из взрослого репертуара).
  • Обеспечить хорошее освещение (можно подвинуть столик для занятий и игр к окну или включить свет в комнате).
  • Если есть детский проектор (например, «звездное небо» или что-то в этом духе), можно включить его, делая игру по-настоящему волшебной.
  • Положить рядом любимые игрушки малыша.


Любое занятие следует проводить в легкой игровой форме. Не нужно поучать ребенка, обращаться с ним строго или требовать, чтобы он сидел и слушал неподвижно. Стоит помнить, что это всего лишь 8-ми месячный малыш!

Чем занять 8-ми месячного малыша?

Дети в этом возрасте очень любят тактильные игры – «ладушки», массажик «Ехал поезд» и многие другие. Также с ребенком можно разучивать части тела, называя их и сопровождая слова поглаживанием, поцелуем или легкой щекоткой. От таких занятий малыши в восторге. Кроме того, такие игры с мамой способствуют формированию здоровой психики и устойчивого эмоционального развития.

Также к тактильным занятиям можно отнести разучивание приветствий «здравствуй», «пока». Можно учить ребенка приветственно и прощально махать ручкой или здороваться за руку, совсем как папа.

Двигательную активность помогают развивать ходунки. Не все детские врачи рекомендуют их использование. Но, тем не менее, ребенок, имеющий опыт хождения в ходунках, гораздо быстрее начинает ходить самостоятельно и не боится при ходьбе отпускать мамину ладошку. Перед покупкой ходунков родителям стоит проконсультироваться с врачом и взвесить все плюсы и минусы этого приспособления.


Ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного во время использования ходунков

Также для стимуляции двигательных навыков полезно использовать большие крупные игрушки, такие как яркий мяч. Можно показать его крохе, положить в другой конец комнаты, и малыш будет ползти, чтобы достать его. Так можно делать столько раз, сколько будет интересно ребенку.

Творческое развитие можно начать с рисования. Для этого можно приобрести альбом и восковые мелки. Простые цветные карандаши не подойдут. Они тонкие, и ребенку в возрасте 8-ми месяцев тяжело удержать их в руке, поэтому карандаши или мелки нужно выбирать как можно толще. Не стоит пытаться управлять рукой ребенка, пусть он рисует сам.

Отлично можно разнообразить купание ребенка всевозможными играми. Сейчас продается много игрушек, которые можно использовать в ванной. Это резиновые зверушки, яркие непромокающие книжки, специальные фломастеры для рисования по ванной и телу, которые легко смыть. Все это можно активно использовать во время купания. Сопровождать игру можно песенками и стишками.

Детки такого возраста любят рассматривать яркие книжки. Картинки хорошо сопровождать стихами или песенками. Обязательно показывать малышу картинку и несколько раз проговаривать то, что на ней изображено.


С помощью таких игр ребенок учится различать цвет, форму, отличать большой предмет от маленького, развивается точность движений и моторика

Хорошо использовать развивающие игрушки – пирамидку, сортировщик, кубики. Нужно набраться терпения. Не сразу у крохи будет получаться играть в такие игрушки. Возможно, он ими не очень заинтересуется, но надо предлагать их каждый день, терпеливо показывать, как собирать башню из кубиков и пирамидку.

Какие игрушки купить 8-месячному малышу?

Покупая игрушки для деток этого возраста, следует отдавать предпочтение качественным нетоксичным материалам, прочности, ярким цветам, крупным деталям, которые невозможно проглотить.

В играх и развитии пригодятся следующие игрушки:

  • Яркий мяч, большой, но такого размера, чтобы малыш мог держать его в руках.
  • Пирамидка.
  • Игрушка-сортировщик.
  • Барабан.
  • Юла или волчок достаточно большого размера.
  • Надувные и резиновые игрушки для ванной.
  • Детские картонные книжки большого размера с яркими иллюстрациями.
  • Большие яркие кубики.
  • Альбом и мелки для рисования.

Не стоит покупать большое количество игрушек. Это рассеивает внимание, и ребенку труднее чему-то научиться. Для восьмимесячного малыша данного набора будет вполне достаточно. Ведь главное в играх и занятиях в этом возрасте не игрушки, а постоянно общение с мамой. Разговаривайте с детьми, общайтесь, играйте, пытайтесь чему-то научить, и результат не заставит себя ждать.

Физическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка к этому времени продвигается стремительными темпами. Некоторые детки уже умеют произносить простые слова, типа «дай», «на», «мама», «папа». А улыбка с четырьмя зубами не оставит никого равнодушным.

Физические параметры

Вес ребенка в 8 месяцев увеличится еще на 500 грамм, а рост на 1-2 см. Физическое развитие и дальше идет с большой скоростью, просто сейчас акцент делается на оттачивании навыков, связанных с ходьбой, первыми пробами вставать, а не на непосредственном наборе веса. Поэтому физические показатели выглядят примерно так:

  1. Вес колеблется от 8,5 до 9 кг;
  2. Рост – около 72 см (± 2 см).

Обычно к этому времени деткам есть, чем кусать: многие малыши могут похвастаться 2 зубами сверху и 2 снизу. Выглядит такой ребенок очень мило. Однако если зубов пока не видать, не стоит волноваться. Их появление во многом зависит от наследственности, климатических условий и даже от пола (у девочек они появляются раньше).

Малышу нравятся подобные игрушки

Психоэмоциональное развитие

  1. Малыш понимает практически все, что вы ему говорите, и реагирует на ваши просьбы подать игрушку, взять мячик. Более того, звуки становятся все четче, кое-кто из детей умеет к этому возрасту произносить первые слова.
  2. Развивается тактильность. Кроха не только хватает предметы, но подолгу может сидеть с вещью, крутя ею, перекладывая из одной руки в другую, поглаживая ее пальчиком или целой ладонью.
  3. Указательный палец теперь служит верным помощником: с его помощью малыш указывает вам, куда его нужно поднести. Пытается открывать все, что возможно.
  4. Понимает слово «нельзя», если к нему обращаются строго, может обидеться.
  5. Все тяжелее переносит расставания с мамой. К незнакомцам относится с любопытством, но подружиться с собой позволит не каждому, а лишь тому, кто понравится.
  6. Ребенок пугается громких звуков: шум от работающего пылесоса, миксера или фена заставляет его содрогнуться, быть в напряжении. Познакомьте его с бытовыми приборами в нерабочей обстановке, дайте потрогать их, объясните, для чего нужен каждый из них. Со временем страх уйдет.
  7. Когда кроха смотрит на вещь, в мозгу происходит ее сознательная детальная оценка: какова она по фактуре, форме, цвету, текстуре и т. п. Узнает знакомые предметы в любом положении и на расстоянии. Малыша очень забавляют определенные действия: рвать бумагу или смотреть как кто-то рвет, бросать игрушки на пол и наблюдать, что с ними при этом происходит.
  8. Нравится производить манипуляции с предметами в пространстве: собирать пирамидку, вкладывать стаканчики друг в друга, снимать крышку с коробки и одевать обратно.
  9. Подражать взрослым - еще одна особенность этого возраста. Воспользуйтесь ею, научив кроху играть с некоторыми игрушками: покажите, как катать машинку, пищать резиновой игрушкой.
  10. Осознание своего «Я» приводит к стремлению быть самостоятельным и в то же время манипулировать вами. Не поддавайтесь. Как легко бывает уступить и как потом трудно утверждать родительскую власть. Хотя перегибать палку, конечно же, не стоит.
  11. В этом возрасте ярко проявляется целеустремленность, желание достичь поставленной цели. Радуется, когда у него это получается и огорчается, когда не все так гладко. Хвалите своего малыша, подсказывайте ему в трудных моментах.
  12. Может порядка 10 минут увлеченно заниматься своими делами. Хотя кроха быстро отвлекается и переключает внимание на другие предметы, позднее он снова готов вернуться к начатому делу.
  13. При виде себя в зеркале расплывается в улыбке. Узнает себя и родителей на фотографиях, показывает пальчиком, если вы попросите.
  14. Проявляет интерес к другим детям, причем как к ровесникам, так и к тем, кто постарше. Он улыбается им, пытается что-то сказать на своем языке, тянется ручками.

Питание

На 8 месяце жизни, как правило, режим кормлений остается пятиразовым, 2-3 из них составляют прикорм, остальное - грудное молоко или адаптированная смесь. Со многими продуктами малыш уже успел познакомиться ранее. Если в прошлом месяце по какой-то причине не вводилось мясо, самое время это сделать. Мясо богато незаменимыми аминокислотами и железом. Кроме того, это полноценный белок, необходимый для развития и роста младенцу.

Пока еще пища подается в виде пюре, однако с появлением первых зубов будет полезно готовить мелкоизмельченную еду, чтобы карапуз учился жевать, тем самым тренируя жевательные мышцы и способствуя формированию правильного прикуса.


Появление зубиков говорит о том, что кроха готов к приему «твердой пищи»

Обязательно в рационе должны присутствовать кисломолочные продукты в виде кефира и творога, на 8-м месяце вводится рыба. Предпочтительнее морские сорта, такие как хек, минтай, поскольку они не так часто вызывают аллергическую реакцию.

В фруктовое меню добавляются продукты, которые можно погрызть обладателю первых зубов: морковь, кусочек яблока, груши, бананы. При этом взрослый всегда должен находиться рядом, чтобы помочь при необходимости. .

Сон

У тех родителей, которым удалось установить четкий режим дня, сну отводится должное место: два отхода днем, каждый из которых по полтора, а то и 2 часа. Ночной сон длится около 10 часов. Многие родители отмечают, что теперь ребенок плохо спит. В большинстве случаев так происходит из-за прорезывания зубов.

У каждого карапуза этот период проходит индивидуально, однако часто детки просыпаются ночью каждый час со слезами. На время режим сна и бодрствования может сбиться. Ваша задача - успокоить дитя на руках, облегчить ему боль, намазав десна специальным гелем.

Также многие родители сталкиваются с проблемой, когда малыш этого возраста постоянно капризничает. Они отмечают, что милый добрый ребенок вдруг превращается в вечно недовольного нытика. Причин тому может быть несколько, равно как и решений проблемы:

  1. Режутся зубки . Ранее мы описали, какие действия помогают в борьбе с подобным дискомфортом.
  2. Протест против запретов . 8-месячные дети жаждут новых открытий и в то же время все чаще слышат «нельзя». И когда кроха осознает, что ему многого не разрешают, это вызывает бурю эмоций. Проявите гибкость, в разумной мере позволяйте малышу познавать мир.
  3. Недостаток внимания . Как было замечено раньше, ребенок становится требовательным в плане внимания к нему со стороны матери, чаще обычного просится на руки. Будьте снисходительны. Он ждет от вас заверения, что вы все так же любите его. Но это не означает, что нужно потакать всем его прихотям. Выберите во взаимоотношениях «золотую середину».

Основные навыки

Развитие младенца подразумевает также, что будут появляться новые навыки ребенка:

  • Сам садится, держится уверенно, из положения сидя может самостоятельно лечь.
  • Хорошо ползает.
  • Пытается вставать, держась за поручни кроватки, передвигаться по периметру боком. Так как чувство равновесия до конца не сформировалось, он часто падает на мягкое место.
  • Во время ползания преодолевает препятствия, пытается взбираться на диван или ступеньку и слезать с них. Учите его технике безопасности, например, тому, что с дивана надо спускаться спиной вперед, предварительно свесив ножки.
  • Работает с маленькими предметами, захватывая их пальчиками. Это ярко видно на кухне, когда маленький исследователь с интересом подбирает крошки на полу.
  • Легко переворачивается в любых направлениях.
  • Самостоятельно показывает пальчиками игру «Сорока-ворона», «Ладушки» под мамин рассказ. Умеет махать ручкой «пока» и «привет».
  • Ребенок пьет из чашки, жует пищу кусочками, делится с мамой.
  • Знает, как снять носок с ноги и любит это проделывать по нескольку раз в день.


Вы знаете, какая это радость: самому стать на ноги!

Внимание! Если малыш имеет доступ к мелким деталям, родителям важно сохранять бдительность и не спускать глаз с ребенка, поскольку еще одной особенностью маленьких детишек является привычка тянуть все в рот.

Здоровье и уход

Стул ребенка все более оформлен и по консистенции становится ближе к взрослому. Если вы замечаете, что малыш испражняется в одно и то же время (к примеру, утром, после еды), можете высаживать его на горшок. Делается это больше не с целью приучить кроху к горшку (многие педиатры считают, что для осознанного похода на горшок время не пришло), сколько ради экономии подгузников.

Некоторые родители покупают ходунки. Они прекрасно тренируют вестибулярный аппарат, учат держать равновесие, стоять на ножках, но их нельзя использовать больше часа на протяжении дня. А единоразовое посещение ходунков не должно превышать 15-ти минут во избежание ненужных нагрузок на детский неокрепший костно-мышечный скелет.


Ходунки - вещь хорошая, но злоупотреблять ими нельзя

Уделите время вопросам безопасности. Так как теперь в доме появился вседостающий любопытный человечек, лекарства и бытовая химия должны быть в недоступном для него месте. Не давайте доступа и к ножам на кухне, а также к другим потенциально опасным предметам. Купите заглушки в розетки и мягкие насадки на мебельные углы. Возможно, самое время повесить замки на некоторых шкафчиках, переложить определенные предметы повыше.

Игры и упражнения

Закрепляйте новые умения ребенка путем игр и упражнений. Вот некоторые идеи:

  1. Работайте над словарным запасом малыша, читая ему книжки и как можно чаще разговаривая с ним. Пусть у него будет своя книжная полка. Подбирайте книжки с большими иллюстрациями на всю страницу, преимущество отдается стихам. Вскоре кроха будет подползать к полке и выбирать полюбившуюся книжку для чтения. А на досуге он сможет полистать ее просто для себя.
  2. Говорите правильно, не сюсюкая и не повторяя искаженных слов за ребенком. Учеными доказано, что количество слов, которые слышит карапуз, напрямую влияют на его будущий интеллект.
  3. Кружите ребенка на руках, раскачивайте его вперед-назад, вверх-вниз. Тем самым развивается чувство равновесия.
  4. Походите на руках. Возьмите малыша за ноги так, чтобы он смог упереться ручками в пол. Слегка пораскачивайте малютку вперед-назад, если ему это нравится.
  5. Дети любят греметь посудой, ударяя по ней ложкой или другим подходящим предметом. Не отказывайте им в подобной радости.
  6. К концу 8-го месяца перекатывайте друг другу мячик по полу.
  7. Вместе стройте пирамидку. Покажите, как ее можно развалить.
  8. Игра на повторение. Сначала попросите ребенка повторять за вами: махать рукой, хлопать в ладоши, изображать, как мычит корова. Потом пусть он показывает, а вы повторяйте.


Кухня - излюбленное место для игры

Какие игрушки приобрести?

Чтобы развитие проходило по всем правилам, выделим несколько полезных игрушек для малыша 8-месячного возраста:

  • Резиновый молоток, умеющий пищать. Укрепляет мышцы рук, развивает координацию.
  • Мешочки с горохом, бусинками, пуговичками для развития мелкой моторики.
  • Пара резиновых мячиков: один, чтоб помещался в ладошки, другой - побольше.
  • Книжки из картона и мягкие из текстильных материалов.
  • Музыкальные игрушки с кнопочками. Развивают чувство ритма, сообразительность, логическое мышление.
  • Для ванны: лейка, стаканчики для переливания воды, резиновые игрушки в форме животных.

Что и говорить, каждый месяц развития требует от родителей максимальной отдачи своему малышу полноценного внимания. Но вместе с заботами, наполняющими наш быт, приходит радость от новых достижений и успехов любимого и родного человечка.

На восьмом месяце малыш готов к исследованию квартиры и окружающей обстановки!

Ребенок уже сидит без поддержки, начинает активно ползать. А маме приходится прятать вещи от карапуза и завязывать шкафчики. Уже пора объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо.

Малыш отлично понимает, что делать, если что-то не получается: попросить помощи у взрослых! Интеллект ребенка развивается стремительно, а занятия с малышом становятся все увлекательнее.

Вес малыша в семь месяцев-8-9 кг, а рост - 68-72 см.

Прикорм ребенка на восьмом месяце жизни

На восьмом месяце жизни в прикорм ребенка вводится творожок. Добавьте в кастрюльку равное количество молока и кефира, доведите до кипения. Затем покрошите туда печенье, чтобы оно размокло. Выловите гущу шумовкой. Добавьте любимое фруктовое пюре малыша. Творожный десерт готов!

К концу восьмого месяца можно делать запеканку с фруктами в духовке из магазинного творога. Как и в случае введения в рацион ребенка фруктового пюре, первый раз давайте малышу крохотную часть приготовленного: всего половину чайной ложечки, постепенно, день за днем, увеличивая порцию.

Так же в семь месяцев в рацион ребенка добавляется мясное пюре. Можно использовать как детские консервы из магазина, так и приготовить мясное пюре в домашних условиях. Для этого хорошенько проварите мясо говядины, затем измельчите в блендере, добавьте немного бульончика, и пюре для крохи готово!


Что умеет малыш на восьмом месяце жизни?

  • Ребенок умеет сидеть без поддержки.
  • Из положения сидя может лечь на животик.
  • Многие малыши в семь месяцев уже умеют ползать. Но это вовсе необязательный навык этого возраста, некоторые карапузы сразу начинают ходить, минув стадию ползания.
  • Малыш на восьмом месяце жизни твердо стоит у опоры до 2 минут.
  • Из положения стоя у опоры ребенок может опуститься на четвереньки, а затем сесть.
  • В семь месяцев малыш может делать один-два шага в сторону у опоры, формируются первые навыки ходьбы.
  • Ребенок умеет вкладывать маленькие предметы в большие, например, кубики в ведерко. Также малыш умеет их и выкладывать.
  • На восьмом месяце жизни ребенок берет большие предметы всей ладошкой, а маленькие - пальчиками.
  • Если родители учили малыша, то он уже самостоятельно справляется с ложкой за обедом, умеет пить из кружки.
  • Ребенок переживает страх расставаясь с мамой, становится очень привязан к ней.
  • На восьмом месяце жизни малыш понимает смысл многих слов, выполняет просьбы «дай», «попей»…
  • Жестами может показывать на интересующие его вещи, выпрашивая их.
  • По памяти выполняет заученные действия под слова потешек.
  • На восьмом месяце жизни малыш с интересом рассматривает других детей, говорит с ними на своем языке.
  • Добивается похвалы родителей. Важно не просто ласкать малыша, как это было раньше, сейчас ребенок уже ждет похвалу за выполненные действия.

Игры и занятия с малышом на восьмом месяце жизни ребенка

  • Для закрепления навыка ползания играйте с ребенком в поиск игрушки. Ребенок лежит на животе, по периметру от него на недосягаемом расстоянии положите игрушки (колокольчик, пищалка и прочие звуковые), накрытые салфеткой. Позвоните в колокольчик под салфеткой, малышу станет интересно, и он будет стараться доползти до игрушки. Когда ему это удастся, ребенок сбросит салфетку. Похвалите его и разрешите поиграть с игрушкой, прежде чем приступать к новой задаче.
  • Называйте слоги, которые малыш знает. Он с удовольствием будет повторять, отвечать вам. Таким образом тренируется речевой аппарат ребенка.
  • Собирайте вместе с малышом пирамидку и разбирайте. Стройте башенки из кубиков.
  • Играйте в жестовые игры.
  • Читайте малышу книги с картинками, показывайте при чтении на рисунки героев, называйте их.
  • Изучайте мир животных с помощью игрушек ребенка. Например, зайка прыгает, говорите «прыг-скок» и показывайте это действие.
  • Можно купить пальчиковые игрушки, на восьмом месяце жизни ребенок с удовольствием будет смотреть театр в мамином исполнении.
  • На восьмом месяце жизни ребенок очень интересуется предметами с кнопочками: пульты, телефоны и пр. Позволять малышу переключать телевизор не стоит, так как эта игра может понравится крохе больше других, а пользы от нее немного. Лучше подарить ребенку ненужный пульт или старый телефон, предварительно его протерев, пусть малыш нажимает на кнопочки и развивает моторику. Только следите за тем, чтобы кнопки не вынимались из новой игрушки.

Прививки ребенку в 7 месяцев не назначают.

Какой прикорм вы давали своему малышу в семь месяцев? Ваш малыш был спокойным ребенком или же постоянно требовал внимания?

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?