Во сколько ребёнок начинает говорить, и какие признаки говорят, что его речевой аппарат развивается правильно. Первое слово малыша – во сколько ребенок начинает говорить?

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Все без исключения родители с большим нетерпением ждут, когда их ребенок начнет говорить, и, услышав первое слово, испытывают непреодолимую гордость. Поэтому вопрос, когда же дети начинают разговаривать является часто задаваемым.

Речь не является врожденной способностью. Люди приобретают ее за счет взаимодействия с другими людьми. Формирование речи у ребенка – это чрезвычайно сложный процесс, который имеет тесную связь с его социально-эмоциональным развитием. Благодаря частым вербальным контактам с окружающим миром, дети обогащают словарный запас, учатся правильной интонации и акценту.

Развитие речи и языка осуществляется поэтапно. Следует помнить, что каждый ребенок должен пройти все этапы в той же последовательности. Темп усвоения языка разный. Первые слова должны появиться около 1 года жизни, предложения – примерно со второго. Иногда этот процесс немного затягивается.

Этапы формирования речи ребенка

Различают четыре важных и последовательных периода формирования речи у детей.

0-3 месяца

В первый месяц жизни ребенок общается в основном криком. Задействовано при этой «речи» все тело: малыш подтягивает ручки и ножки, сгибает их, двигает головкой. Он одинаково «общается», испытывая голод, жажду или боль в животике, и взрослые сами должны догадываться, о чем идет речь.

Ребенок в этом возрасте нуждается во взрослых не только тогда, когда «кричит» о помощи. Когда малыш спокойный, он с удовольствием слушает голоса мамы и папы, поворачивает голову в сторону человека, который к нему обращается, все чаще смотрит на него и улыбается. Быстро учится распознавать голоса домашних и с удовольствием реагирует на них. Однако пока не различает каких-либо слов. Малыш после первого месяца жизни также начинает произносить первые звуки, которые не являются криком. Это так называемое «гуление».

4-9 месяцев

Около четвертого месяца жизни «речь» ребенка становится более разнообразной. Появляются произносимые напевно строки гласных, например, «a-a-a-a-a», «у-у-у-у-у», потом первые слоги: «ма-мама», «па-па», «ме-ме», «те-те» и т. д. Это так называемый лепет. Около 6 месяца жизни ребенок начинает понимать первые слова – сначала имена: свое и близких людей.

Поэтому в этот период важно взаимодействие, основанное на альтернативном произнесении звуков – взрослые повторяют лепет ребенка, а он в свою очередь также пытается имитировать речь взрослых. Необходимо как можно чаще называть то, что малыш видит, что делает и т.д.

После 6 месяца жизни дети уже четко реагируют на свое имя. Также начинает более интересоваться повторением того, что говорят взрослые, имитируют также некоторые жесты. Чтобы помочь младенцу в высказываниях нужно употреблять упрощенные названия действий и звонкие выражения (например, «па-па», «ам-ам», «коть-коть» или «мяу-мяу»).

Такие «слова» ребенку легче повторить, а их использование является важной вехой в направлении повторения длинных слов. Этот период – это также время для игры в «ку-ку», «ладушки- ладушки» и для изучения жеста «пока-пока», «дай» и т.д.

10-18 месяцев

Малыш понимает и говорит все больше и больше. Старается участвовать в каждом разговоре взрослых, усердно слушая при этом их диалог, и вставляет свои комментарии на непонятном пока языке. Но хотя содержание и неясно, интонация этих высказываний напоминает реальные предложения. После 10 месяцев жизни дети начинают говорить первые настоящие слова. Чаще всего они относятся к именам близких людей и знакомым, предметам и действиям. Малыш начинает говорить «мам» и «пап», имеет свои определения на имена братьев и сестер. Пытается называть предметы, упрощая звучание слова так, что иногда только члены семьи знают, о чем идет речь: например, «капка» — это шапка, а «липолет» — это вертолет. Появляется слово «дай», чаще всего как «да», а также вопрос «то это?», который в сочетании с жестом ручкой означает желание узнать, как называется указанный предмет.

Когда малыш называет то, что видит и делает, часто «по-своему», взрослые должны подтвердить его высказывание: «Да, это машина» и т. д. Нет большей мотивации для речи, чем осознание того, что другой человек нас понимает и ему интересно, что мы скажем. После первого года жизни ребенок также начинает показывать первые знакомые предметы на картинках (собака, мишка, мяч, кукла и т. д.).

Необходимо помнить, что около 12 месяца жизни, то есть тогда, к , развитие речи может замедлиться. Малыш в это время так очарован завоеванием пространства, что совершенствует ходьбу, пренебрегая общением. Однако это только переходной этап.

18-24 месяца

Дети начинают воспринимать себя более четко, как отдельную личность. Определяют себя по имени и понимают смысл понятий «мое», «твое». Любимым словом малышей в этот период становится знаменитое «не», которое употребляется очень часто. Двухлетние дети начинают говорить первыми простыми предложениями, например, «дай мне машину».

Как помочь ребенку начать говорить?

Стимуляция речевого развития детей должна происходить с первых дней жизни. Грудное вскармливание способствует развитию речи, так как сосание – это отличная тренировка языка, губ и щек. Во время удовлетворения пищевых потребностей младенца активизирует весь орган артикуляции. Расстройства сосания, глотания и жевания, как правило, предшествуют нарушениям речи.

Обращаясь к ребенку, необходимо правильно, четко и медленно произносить слова, избегая сюсюканий. Малыш не может запомнить длинные предложения, поэтому в общении с ним нужно использовать короткий фразы и понятные термины.

Очень эффективным для развития речи является чтение детям книг. Этому занятию нужно уделять хотя бы 10 минут ежедневно. Полезно включать детские песни и мелодии, или же петь самим.

Доказана также взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой. Поэтому нанизывание крупных бусин, занятия с красками и пластилином, складывание конструктора и пазлов станут интересным и полезным времяпровождением.

Если родители заметили задержку развития речи ребенка, необходимо обратится за консультацией к логопеду. Также стоит подумать о зачислении малыша в развивающий центр или просто увеличить число контактов с другими детьми. Благотворное влияние сверстников мотивирует к общению, создает много конкретных ситуаций, активирующих речь ребенка

Ребенок сначала начинает понимать язык, а уже потом говорить на нем. Как правило, первые признаки распознавания слов он обнаруживает в 8-9 месяцев, когда начинает реагировать на смысл слов обращения к нему, а не только на вашу интонацию. А вот чуть позже, в 9-10 месяцев некоторые дети могут сами произносить простые слова: мама, папа, ам-ам, ав-ав и др.

Затем разрыв между пассивным (что он понимает) и активным (что он может сказать) словарем ребенка увеличивается. Уже в год, произнося 2-4 слова, ребенок понимает до полусотни. Причем, если говорение слов к году – необязательный фактор, но начинать понимать обращенную к нему речь ребенок уже должен.

Если развитие пассивного словаря идет быстро и плавно, то активного – скачками и медленно. Сначала ребенок пополняет свой словарь медленно (1-6 слов в месяц). Иногда эта стадия может затянуться на год. Затем случается «лексический скачок» и когда усваиваются по 8-12 слов в неделю. Спустя пару месяцев происходит «лексический взрыв» - он начинает усваивать до 12 слов в день. Вскоре после этого уже практически невозможно разграничить его пассивный и активный словарный запас.

Проверить, понимает ли ваш малыш слова довольно сложно. Есть дети, которые в 9-10 месяцев могут дать мишку, если его попросят, а некоторые не дают, но на вопрос «где мишка?» находят взглядом названный предмет и могут его схватить. Понимание слов свидетельствует о том, что речевое развитие ребенка проходит нормально, даже если его переход к стадии «говорения» затягивается. Логопед начинает работать с таким «неговорящим» ребенком именно с проверки его пассивного словарного запаса, ведь именно он является основой будущей активной речи.

Первый детский словарь неоднороден. Во-первых, это нормативные слова, звуковую форму которых ребенок упрощает и адаптирует под себя. Обычно, это слова, обозначающие предметы, с которыми он взаимодействует: вода, молоко, каша, чай, мяч, кукла и т.д. По мнению как отечественных, так и зарубежных психологов, причина этого кроется в том, что языковое и интеллектуальное развитие детей взаимосвязаны, и они начинают раньше называть те предметы, с которыми сами взаимодействуют.

Во-вторых, это звукоподражательные и лепетоподобные слова «языка нянь»: ав, бай-бай, му, баба, деда, бо-бо, ням-ням и др. Они содержать легкие для произношения звуки, как правило, соединенные из двух одинаковых слогов. У них своеобразная ритмическая структура – в этих словах нет преобладающего слога, они произносятся с одинаковым ударением. Это отвечает детской способности выговариванию звуков – в их первых словах так незаметно подчеркивается один из слогов.

Опытные педагоги советуют называть заинтересовавший ребенка предмет сразу двумя словами, полным и упрощенным (ворона – кар). Так, пассивный запас пополняется двумя словами, а активный – одним, более легким в произношении. Когда ребенок будет готов произнести более сложный вариант, он с легкость это сделает, и слово из пассивного запаса перейдет в активный.

Иногда дети могут несколько месяцев одновременно пользоваться обоими вариантами. В это время родителями следует начать отказываться от «языка нянь» и полностью перейти на взрослый язык. Как правило, это происходить между 1,8 и 2,5 годами.

Первые детские слова могут не только необычно звучать, но и означать немного не то, что означают для взрослых. Все они для него сначала являются именами собственными: чашка – это именно его чашечка, мишка – именно его игрушка и т.д.

В речи детей, научившихся немного обобщать в возрасте от 1 до 2 лет, кроме нормального присутствует и ложное обобщение – расширяется сфера использования слова и создаются собственные переносные значения. Так, слово «ава» у ребенка может означать как собаку, так и других четвероногих, а «сяй» (шар) кроме шаров обобщает и все округлое, а слово «тяй» означает не только напиток, но и все, что с ним связано (чашка, чайник) и другие напитки (сок, компот). Словарь полуторагодовалого ребенка содержит расширенный словарь половины слов его активного словарного запаса.

Для нормального личностного развития ребенка важнейшим условием является полноценное и своевременное овладение им родной речью, причем формирование ее проходит в несколько этапов. Каждый этап охватывает определенный возраст ребенка, наиболее продуктивным считаются периоды от 6 месяцев до года и от 3 до 4 лет. Именно в этот небольшой отрезок времени ребенок постигает основные языковые закономерности и примерно к 4-м годам в его словаре имеется уже около 1 тыс. слов. К этому возрасту ребенок уже может строить предложения, учится грамматически их оформлять, соблюдая необходимые нормы. Ребенок 4-х лет способен пересказать простую сказку, дать простой анализ обычных бытовых ситуаций, объяснить те или иные свои действия.

Специалисты, изучающие вопросы особенностей детской речи, подробно, поэтапно описали эти периоды, однако многие родители нередко переживают по поводу того, что их малыш, как им кажется, не говорит так хорошо, как должен бы. О том, в каком возрасте ребенок начинает говорить правильно, как развивается его речь, квалифицированно сможет объяснить специалист, чтобы успокоить родителей. Мы же, в свою очередь, приведем примерный возраст, когда в детской речи появляются определенные явления и обозначим их примерную последовательность. Оговоримся сразу, что сроки, приведенные ниже, отнюдь не являются обязательными и жесткими. Формы речи ребенка могут развиваться с учетом пола ребенка, его индивидуальных особенностей. Изучая вопрос о том, в каком именно возрасте ребенок начинает говорить, следует помнить, что несмотря на вполне возможную растянутость этих сроков, в определенный период указанные формы речи должны проявляться, и если этого не происходит, родителям имеет смысл насторожиться.

1. В возрасте 1-2 месяцев в криках малыша появляется интонация, родители способны отличить, когда ребенок выражает удовольствие криком, а когда напротив, чем-то недоволен.

2. В период от 1,5 до 3 мес. ребенок гукает, гулит, может повторять за родителями отдельные звуки, слоги.

3. В 4-5 мес. появляется детский лепет, малыш может повторять звуки, чем-то напоминающие некоторые слова, которые состоят из одинаковых слогов.

4. В возрасте 8 мес-1 года и 2 мес. в речи ребенка появляются первые лепетные слова, в составе которых преимущественно открытые слоги - «няня», «тата», «ляля» и т.д.

5. В 1,5-2 года ребенок в общении с родителями может связывать 2 слова.

6. В 2-2,5 года у ребенка активно растет словарный запас, он может спрашивать название предметов и явлений.

7. В 2,5-3,5 года ребенок способен уже изменять слова по падежам, числам, родам. В этом же возрасте он начинает сочинять свои собственные слова, которые, тем не менее, формируются им по законам языка.

8. В 2,5-3,5 года малыш может в процессе игры, или другого занятия проговаривать свои действия.

Всем родителям, интересующимся, в каком именно возрасте их ребенок начинает более или менее нормально говорить, следует помнить, что развитие речи у девочек и у мальчиков имеет свое отличие. Девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков, их словарный запас быстро пополняется новыми словами, обозначающими предметы. Довольно поздно девочки начинают строить фразы, но, подражая взрослым, стремятся говорить правильно. Мальчики начинают говорить позже, они быстрее осваивают слова, обозначающие действие, грамматический строй у них формируется довольно рано, однако гораздо чаще их речь изобилует «собственными словами». Девочки и мальчики нередко по-разному оречевляют одну и ту же ситуацию.

Итак, в каком возрасте ребенок начинает нормально говорить и каковы признаки нормального развития его речи?

А) Ребенок нормально физически развит для своего возраста, у него нет неврологических недугов.

Б) Со знакомыми людьми, родителями, малыш общается довольно активно, но может стесняться говорить с незнакомым человеком.

В) Ребенок, если его попросить, повторяет за взрослыми все, что те говорят.

Г) С помощью своей речи малыш способен решить большинство своих проблем.

Д) Малыш стремится самостоятельно исправлять свои речевые ошибки, он прислушивается к собственной речи.

Когда родителям имеет смысл начинать тревожиться по поводу неблагополучного развития речи у ребенка?

А) У ребенка имеются тяжелые болезни, в частности, неврологические, развитие его проходит с задержкой.

Б) Предложения и слова ребенок не хочет повторять за взрослыми, или делает это весьма неохотно.

В) На просьбу повторить слово ребенок молчит или уходит, будто бы не слышит.

Г) Со своими проблемами ребенок не обращается к взрослым, пытается решать их сам.

Д) Он говорит на своем языке, понятном только ему, и ребенку безразлично, что его не понимают.

Е) Речь сверстников ребенка значительно лучше развита.

Когда малыш появляется на свет, он еще не знает никаких законов языка, однако в определенный период он способен усвоить эти правила и нормы, поскольку на этом языке говорят окружающие люди. Слышимая ребенком речь имитируется им, посредством чего реализуется языковая способность. Однако речь ребенка - это не просто повторение образов, а в немалой степени творчество, благодаря которому речь становится средством общения, познания и т.д. В случаях, когда по тем или иным причинам имитационная деятельность у ребенка вовремя не формируется, возможно неполноценное развитие речи, тяжесть которого может быть разной.

Логопеды выделили основные факторы, которые обуславливают задержку темпов формирования речи у ребенка, объединив их в две группы.

1. Несовершенные социальные условия и педагогические просчеты. При недостаточном или напротив, чрезмерном внимании к ребенку в детских учреждениях или в семье возможно неправильное воспитание.

2. Недостаточность или несформированность неврологической или сенсомоторной основы речи ребенка, что предполагает помощь специалистов (консультации, регулярные занятия).

С самого рождения дети постоянно постигают новое, осваивая огромное количество информации, поступающей извне. И, конечно, они пытаются донести до родителей полученные знания, используя интенсивную жестикуляцию и определённые звуки. Со временем, если у ребенка отсутствуют патологии в развитии, непонятные высказывания складываются в слова, а потом и в целые фразы. Так дети учатся говорить, однако чётких временных рамок для процесса формирования речи ребенка не существует.

Все дети развиваются индивидуально

Развиваясь, дети постигают новое. И каждый этап их развития сопровождается новыми коммуникативными навыками. Например, с рождения ребенок учится кричать и плакать. И через некоторое время любящие папы и мамы только по одной интонации малыша могут определить, в чём он нуждается.

Затем ребенок начинает произносить отдельные звуки - «гулить». Подобный детский лепет трудно назвать речью, однако именно так закладываются первые ростки речевых навыков. Запоминая и воспроизводя различного рода звуки, дети начинают понимать, что на некоторые из них родители реагируют определенным образом. И тогда они учатся «разговаривать» осознано. Иногда встречаются дети, которые умеют разговаривать уже в 1,5 года, а есть те, кто и в три молчит или произносит отдельные слоги.

Процесс речевого развития - очень сложный, и точного ответа на вопрос, во сколько ребенок начинает говорить, не существует. На речь ребенка влияет множество факторов:

• Психическое состояние ребенка,

• Эмоциональный климат в семье,

• Генетические отклонения,

Родовые травмы,

• Перенесенные на ранних этапах развития вмешательства оперативного характера,

• Заболевания, связанные с развитием слухового и речевого аппарата.

Иногда случается, что ребенок просто не хочет разговаривать, хотя умеет. Это можно отследить, внимательно за ним понаблюдав: малыш умеет произносить гласные, слоги, говорит некоторые слова типа «мама» или «папа», реагирует на речь взрослых и других детей? Тогда переживать не стоит, просто его процесс развития речи протекает чуть медленнее, чем у сверстников. Зато через некоторое время может оказаться так, что ребенок заговорит целыми фразами и его уже будет не остановить. Но пока этот период не наступил - поощряйте своего малыша за каждое сказанное им слово и больше разговаривайте с ним.

Распространенная ошибка многих молодых родителей - потакание малышу, когда он вместо речи использует жесты. Проследить подобное довольно легко: ребёнок показывает рукой (или пальчиком) на желаемый предмет и произносит вместо «дай» (или названия предмета) «у» или «а». В год подобное допустимо, но в более старшем возрасте (когда ребенку больше двух лет) необходимо стимулировать малыша к речи, а не становится для него переводчиком. В противном случае, у него пропадет надобность в разговорах, ведь его и так все понимают. Так что на вопрос ребенка «Это би-би?» лучше ответить «да, это машина», а со временем попытаться спросить его прямо, указав на автомобиль, «что это», вынуждая малыша правильно вам ответить. Вариантов подобного рода вопросов может быть множество, главное запомнить, не стоит потакать ребёнку и лепетать вместе с ним, лучше учите его говорить правильно (конечно, учитывая его возраст).

Итак, если у ребенка нет явных отклонений в развитии (а об этом мы поговорим чуть позже), то до года, когда ребенок начинает говорить «агу», и после (примерно до 1,5 лет) следует помогать детым учится говорить. Родителям желательно не только обозначать предметы и комментировать свои действия, но и любые действия самого ребенка.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они не обязательно могут напоминать взрослым нечто понятное. Дети с легкостью заменяют привычная для нас «мама», «папа», «упал» на более сокращенные варианты. И логопеды утверждают, что это абсолютно нормальное явление. Более того, на данном этапа развития (а это происходит примерно в 7-8 месяцев) речь ребенка является полноценной.

И если уж рассматривать развитие речи по половому признаку, было бы более точно отметить, что способности девочек заключаются в правильности произнесения слов, тогда как целыми фразами они начинают говорить позднее. В том время как речь мальчиков хоть и проявляется позднее, зато они хорошо усваивают связь между словом и действием.

Речевой запас малыша активно пополняется примерно к 3-4 годам, когда ребенок начинает говорить первые фразы. Дети учатся строить предложения, используют различные части речи. С течением времени их речь становится более совершенной, появляется множество вопросов и именно в этот период родители должны помочь своему ребенку познать мир и увеличить его словарный запас. Если же ребенок в возрасте двух-трёх лет не умеет говорить фразами, состоящими из двух и более слов, следует обратиться к логопеду. Только специалист может установить, имеются ли у малыша скрытые причины, по которым он не может говорить.

Основные этапы формирования речи у ребенка

В процесс развития речи у детей формируется пассивный и активный словарный запас.

Пассивный словарь - если ребенок вас понимает, но пока не может самостоятельно воспроизвести услышанные слова.

Активный словарь - малыш не только интенсивно осваивает звуки, но и пытается (зачастую с успехом) складывать из них слова и фразы.


В процессе развития пассивная речь в значительной степени опережает активную, что считается абсолютной нормой. Поэтому, если ваш малыш хорошо вас понимает, выслушивает всё, что ему говорят, но сам при этом говорит совсем немного - беспокоиться не стоит, его речь развивается без патологий.

Важно знать, что словарный запас ребенка в год с небольшим может состоять из нескольких слов: минимальный - 10-15, максимальный - около 200. Так что всего надо помнить о таком понятии как «приблизительные показатели» и что «норма» в развитии у всех детей проявляется по-разному.

Симптомы нарушения развития речи

Но не всегда дети развиваются в соответствии с установленными нормами. Если в поведение ребенка наблюдаются следующие особенности: •в речи отсутствуют гласные и слоги (даже на первом году жизни),

• Малыш пытается что-то говорить, но произносимые им звуки сложно распознать,

• Ребенок не может прожевать пищу, а просто переворачивает ее во рту,

• Во врем бодрствования рот малыш приоткрыт, язык высунут наружу, а в уголках рта скапливает слюна,

• Поведение ребенка становится нерегулируемым, а сам малыш - нервным и истеричным,

• Ребенок не реагирует на прикосновение родителей и не смотрит на них во время разговора.

Если у малыша наблюдается хоть один из вышеописанных признаков - время обратиться к специалистам - неврологу или отоларингологу. На ранних этапах развития все нарушения неврологического плана легко устранимы. Если же проблемы связаны с лор-заболеваниями (например, недоразвитость речевого аппарата), потребуется более длительное лечение.

Как уже было отмечено выше, на развитие речи ребенка влияют такие факторы как эмоциональный климат в семье. От того, насколько благожелательно настроены родители друг к другу, как часто они разговаривают между собой (при этом особое внимание следует уделить эмоциональному фону при общении) и ребенком, зависит не сам процесс овладения речью, а то, что малыш растет в спокойной обстановке. А это, как известно, влияет на его общее развитие.

Родовые травмы, операции и различного рода заболевания также накладывают отпечаток на развитие речи ребенка. Довольно часто тормозится сам процесс, т.е. ребенок просто не может говорить. При этом в остальном плане он растёт совершенно здоровым. Справиться с подобными ситуациями можно с помощью специалистов узкого профиля, постоянных занятий и постоянной поддержки, ведь детям важно чувствовать заботу и любовь своих родителей. Важно понимать, что легче решить проблему в самом начале, а не ждать, когда ребенок пойдет в садик или более того - школу.

Упражнения на развитие речи

Речь является показателем достижений. С её помощью дети показывают свои знания и умения (или их отсутствие), соглашаются или отрицательно относятся к происходящему, выражают свое отношение к миру. Необходимо с самого рождения вести регулярную и целенаправленную работу по развитию речи, которая напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика.

Ежедневная пальчиковая гимнастика, массаж стоп, пальцев ног и рук, упражнения с мячиком и мелкими игрушками будут не только положительно сказываться на речи ребенка, но и на его мышлении, памяти, а в дальнейшем и формировании личности.

Особое внимание, когда ребенок подрастет, стоит уделить лепке. Можно лепить из пластилина, глины, солёного теста и т.п., главное, чтобы ребёнок учился творить руками, а заодно и знакомился с такими понятиями как объём, форма и т. д. (но этом уже в более старшем возрасте).

Упражнения на координацию движений также активно тренируют мозг ребенка, заставляя его развиваться в нужном направлении. Чем выше двигательная активность ребенка - тем лучше будет его речь. Поэтому не запрещаем ему прыгать и скакать, но желательно облечь все движения в игровую и стихотворную формы. Например, взявшись за руки ходить (и т. д.) и проговаривать, какие движения выполняются.

Не стоит забывать про упражнения и игры для формирования артикуляции. Всевозможные поговорки, потешки, считалочки, игры на подражание очень хорошо развивают речевой аппарат, тренируют мышцы лица и память ребенка. Можно использовать самые простые упражнения, которые даже дети в возрасте от года способны повторить за своими родителями.

Приведём некоторые из них, при этом каждый раз перед их выполнением объясняйте ребенку, что вы собираетесь делать.

Упражнение «Бегемотик» - требуется максимально широко открыть рот, а затем закрыть его.

Упражнение «Поцелуем маму» - старательно вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «А где тут наши зубки?» - пытаемся научить ребенка растягивать губы в улыбке.

Упражнение «Дуем щеки» - по очереди надуваем щуки, а затем вытягиваем их (и смешно, и полезно).
Когда ребенок подрастёт, следует как можно тщательнее произносить звуки и буквы, исправлять ошибки в произносимых им словах, особенно в окончаниях. Постоянно разговаривайте с малышом, читайте с ним книжки, объясняйте увиденное, пробуждая интерес ко всему, что нас окружает, и обогащайте его словарный запас. Помните, что развитие речи является важным этапом в формировании личности ребенка. Используя занятия и специальные упражнения, вы сможете помочь своему ребенку пройти данный период жизни максимально легко и комфортно.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица