Конспект занятия психолога: «В поисках Цветка Доброты. Комплексное занятие для детей-дошкольников на тему «Доброта

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях получила широкое распространение порочная практика интенсивного вовлечения детей в учебные формы деятельности в рамках программ «подготовки к школе». Здесь цель так называемого «предшкольного образования» сводится к «натаскиванию» детей к школе. Данная тенденция сопряжена с пренебрежением возрастных интересов, возможностей и особенностей детей и в итоге оборачивается существенными рисками для их здоровья и развития.

При построении образовательных программ ключевое значение имеют вопросы содержания, форм и методов проведения развивающих занятий. Каждый возрастной период имеет свою специфику и потенциал развития. Чтобы ребенок благополучно шагнул на новую ступеньку социализации, начал с удовольствием и успешно учиться, ему необходимо полноценно прожить «игровой» период дошкольного детства. Психологическая готовность к школе отнюдь не ограничивается интеллектом и предполагает определенный уровень функциональной, мотивационной, социальной зрелости. Поэтому содержание развивающих программ для детей дошкольного возраста должно быть ориентировано не на форсированный переход к обучению, а на развертывание и обогащение специфически детских форм игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), на организацию добросердечного общения и взаимодействия детей друг с другом и со значимыми взрослыми, на воспитание ребенка в духе ценностей традиционной отеческой культуры.

Специалистами психологической службы ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» в рамках Московской сетевой экспериментальной площадки по теме «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в образовательных учреждениях» разработана образовательная программа «В гостях у сказки». Программа рассчитана на один учебный год и нацелена на стимуляцию общего психического развития и воспитание нравственных чувств у дошкольников. Идея создания программы родилась в процессе диагностики психологической готовности к школе и консультативной практики, систематически выявляющей признаки аномального эгоцентризма и связанные с ними недостатки в социальном и эмоционально-нравственном развитии детей. Мы рассматриваем программу в качестве «противовеса» учебным методам, которые получили широкое распространение в реформированной системе дошкольного образования, заметно потеснили игровые формы развивающей работы и оказывают деформирующее воздействие на ход развития ребенка.

Методологическими основаниями программы являются следующие профессиональные психолого-педагогические представления:

· Система представлений о дошкольном возрасте как важнейшем этапе развития личности ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.В. Субботский). Именно в этот период дети начинают интенсивно осваивать окружающий их мир, учатся взаимодействовать с окружающими людьми, получают первый опыт нравственного становления. В качестве ведущей деятельности дошкольного периода развития выступает сюжетно-ролевая игра - особая форма эмоционального, интеллектуального и практического освоения ребенком многогранной реальности человеческой жизни.

· Представления о трех взаимосвязанных сферах нравственности и о необходимости обеспечить единство их формирования в процессе нравственного воспитания детей (А.В. Запорожец, С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, Р.К. Терещук). Это - когнитивная сфера , включающая моральные суждения, знания, представления (здесь ребенок овладевает понятиями «что такое хорошо и что плохо», учится распознавать и различать доброе и противостоящее ему злое); эмоционально-личностная сфера , включающая нравственные чувства и способность сопереживать; мотивационно-волевая сфера , предполагающая способность управлять своим поведением, руководствуясь стремлением соблюсти нравственные нормы, «уклониться от зла и сотворить благо».

· Понимание среднего и старшего дошкольного возраста как «возраста запечатления», когда ребенок открывает внутренний план переживаний и начинает осознанно ориентироваться в них (О.Л. Янушкявичене, Т.Г Феоктистова). Соответственно одной из главных воспитательных задач для этого периода развития является привитие ребенку чувства милосердия, формирование привычки помогать, накопление опыта добрых дел: вместе с другими, в помощь другим, ради других. В дошкольном возрасте ребенок уже способен к милосердному отношению и посильной помощи, но по примеру взрослых и при их деятельном участии.

· Представление о со-бытийной общности как о подлинном пространстве личностного развития и нравственного воспитания ребенка (В.И. Слободчиков). Со-бытийная общность - это, прежде всего, духовное единение людей на основе общих ценностей и смыслов, преодоление каждым границ своей индивидуальности и тяготения своего эгоцентризма, переживание чувства солидарности, ответственности и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы. Педагогической нормой здесь является опыт децентрации взрослого и ребенка в диалогическом общении, сотрудничестве и сопереживании.

· Антропологическая модель психологического здоровья, включая представления об условиях его обеспечения в детский период развития и о его основных критериях: жизнелюбии , трудолюбии , любознательности и человеколюбии (А.В. Шувалов).

Задачи реализации образовательной программы «В гостях у сказки»:

1. Заложить основы эмоционально-положительной атмосферы на занятиях.

2. Создать условия для развития эмоциональной сферы и нравственного самосознания детей.

3. Интегрировать полученные детьми на занятиях опыт и переживания в нормы общения и поведения в группе и вне ее.

4. Поддерживать опыт доверительного и доброжелательного общения как основу развития коммуникативных способностей и культуры отношений.

5. Организовать выполнение творческих работ для развития навыков продуктивной деятельности и связанных с ними психических функций.

6. Установить диалогический контакт с родителями: беседы, рекомендации, «обратная связь».

Методика проведения занятий предполагает ознакомление детей с базовыми эмоциями: радость-грусть, интерес, страх, обида, гнев, стыд; помощь в распознавании эмоциональных состояний человека: по мимике, пантомимике, интонациям голоса; формирование системы представлений об эмоциональном мире человека, переживаниях и способах управления ими; поддержку в вербализации переживаний; различение чувств и поступков, поощрение эмоциональной произвольности.

Особое внимание уделяется моральным аспектам человеческих поступков и культуре человеческих отношений. Мы стараемся доступными способами познакомить детей с такими нравственными понятиями как доброта, сочувствие, сорадование, искренность, щедрость, доброжелательность, правдивость, способность прощать и просить прощения. Помочь ребенку в различении доброго и недоброго, пробудить способность видеть в себе движения в сторону добра или зла. Дать возможность поучаствовать в переживании и осмыслении наставления: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Побудить ребенка делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Поддержать начатки нравственного, человечного отношения к ближним, бережного обращения с природой и с результатами чужого труда. Усвоение и закрепление «уроков доброты» осуществляется посредством этюдов и игр-драматизаций, коллективных обсуждений и педагогических напутствий.

Структура занятий включает подготовительную (психогимнастическая разминка), содержательную (основные игры и упражнения) и заключительную (обсуждение и «обратная связь») части. В основе занятий сюжетно-ролевые игры либо на заданную тему, либо по мотивам детских литературных произведений. В процессе занятия дети вместе с педагогом-психологом прослушивают историю или сказку, обсуждают ее сюжет и мораль, выражают свое отношение к героям и их поступкам. Затем происходит распределение ролей, вживание в образы и собственно игра. Причем мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность «примерить» на себя разные понравившиеся ему роли, поэтому одной истории может быть посвящено несколько занятий.

Дополнительной формой работы является самостоятельная или коллективная изобразительная деятельность на заданную тему. Дети рисуют, составляют аппликации, лепят из пластилина героев известных сказок или сценки самостоятельно придуманных историй, символически выражая свойственные персонажам эмоции и моральные черты. В конце занятия проходит демонстрация и обсуждение творческих работ.

Ведущая и неоспоримая роль в воспитании детей принадлежит семье. Основным средством воспитания является пример, который подает родитель своим поведением, отношением к ребенку и отношениями с другими людьми, родными и чужими, ближними и дальними. На специально запланированных групповых встречах родители за чашкой чая имеют возможность обсудить с психологом волнующие их вопросы, познакомиться с закономерностями и условиями нормального развития на разных возрастных этапах, узнать о рисках развития, вместе поразмышлять над приоритетами и способами воспитания детей, заглянуть в будущее, проанализировать возможные положительные и негативные сценарии развития ребенка, осмыслить свою родительскую позицию. Реализуя замысел программы «В гостях у сказки» мы рекомендуем:

· Поддерживать в семье атмосферу целомудрия. Личный нравственный пример родителей во всем.

· Быть искренними, не обманывать ребенка и не уклоняться от важных вопросов, уметь дать доступный ответ и разумное наставление.

· Учить ребенка обращать внимание на душевное состояние другого человека.

· Воспитывать привычку помогать и делиться с ближними.

· Привлекать ребенка к труду. Практиковать в семье совместное доброделание (накопление опыта добрых дел). Учить получать радость от добрых и полезных дел. Оберегать от потребительства и суррогатных форм удовольствия.

· Передавать ребенку нравственное содержание в доступной ему форме: через сказку, беседу, игру.

· В воспитании опираться на то положительное, что уже сложилось или начинает складываться в ребенке. Поддерживать все добрые инициативы.

· Оберегать ребенка от прямого пагубного влияния (т.к. в этом возрасте основной способ овладения знаниями и опытом - подражание).

· Не оставлять без внимания ни одного порочного поступка ребенка. Стараться извлекать уроки из проблемных ситуаций. Разъяснять неправоту. Воспитывать способность признавать свою вину, нести ответственность за проступки и исправляться.

Наблюдение, данные психологических обследований и отзывы родителей дают основания утверждать, что проводимые занятия оказывают положительное влияние на развитие у детей мышления и речи, произвольности и тонкой моторики, мотивационной сферы и самоконтроля поведения. В рамках данного курса проводится профилактика невротических проявлений: тревоги, страхов, социальной неуверенности. Опыт показывает, что в ходе реализации программы у детей развиваются способности адекватно выражать свои чувства и воспринимать чувства окружающих, формируются навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, закрепляются положительные черты характера, такие, как уверенность в себе, честность, социальная смелость и доброжелательность. Таким образом, описываемый цикл развивающих занятий позволяет решать задачу сохранения и укрепления психологического здоровья у детей.

Помимо фиксируемых положительных изменений мы надеемся и на отсроченные образовательные результаты. Это - усвоение детьми основ добродетели: направленность к добру и неприятие зла; способность осознавать свои стремления и нести за них ответственность; умение давать экологическую и этическую оценку своим делам и поступкам; чуткость и готовность прийти на помощь, проявить сорадование и сострадание другим людям. Ожидаемые результаты следует расценивать как некое обращение в будущее, т.к. реализация данной программы является педагогической попыткой «заронить зерно доброты в детские души».

В заключение перечислим темы проводимых с детьми занятий: «Кто я такой? Я и МЫ», «Похожие и разные», «Что мы чувствуем?», «О равнодушии и сочувствии», «О дружбе», «Поссорились…», «Что такое доброта?», «Добрые и злые поступки», «Добрые слова и добрые дела», «Как победить зло?», «Обида и прощение», «О непослушании», «О воровстве», «Правда и ложь», «О взаимопомощи», «Благодарность», «Что такое внешняя и внутренняя красота?», «Жадность и щедрость», «Лень и трудолюбие», «О страхе», «Аккуратность и неряшливость», «Мир вокруг нас. Красота природы», «Маленькие чудеса в жизни». Ниже в качестве иллюстрации приведен примерный план занятия.

Цель занятия: способствовать формированию у детей представления о доброте и понимания того, что подлинная доброта - в добрых делах.

Ход занятия:

1. Приветствие, разминка.

Упражнение «Незаконченные предложения» (игра с мячом): педагог начинает предложение, поочередно бросая мяч детям. Задача владеющего мячом ребенка - продолжить предложение и вернуть мяч педагогу.

· «Я сегодня …»

· «Мне нравится …»

· «Я умею …»

· «Я хочу …»

· «Я стараюсь...»

2. Знакомство детей со сказкой.

Доброе дело

Эта история случилась в лесу. Солнечное и жаркое лето уже закончилось. Наступала ветреная и дождливая осень. Лесные жители начинали утеплять свои жилища и готовить припасы на зиму: ягоды, орешки и мед.

В этот день тетушка Ежиха встала рано, потянулась и ласково взглянула на своих маленьких ежат, которые спали, свернувшись калачиками. Она умылась капельками утренней росы, взяла корзинку и отправилась за грибами. Усердно раздвигая кусты и еловые ветви, тетушка Ежиха обходила каждый пенечек, заглядывала под каждый листочек. Ее старания были вознаграждены. Тут и там ей попадались стройные подберезовики, нарядные подосиновики и благородные боровики. К полудню корзина наполнилась грибами и потяжелела. «Будет у нас с ежатами зимою ароматный и вкусный суп» - думала усталая, но довольная тетушка Ежиха.

Она уже возвращалась домой, когда на небе сгустились тучи и заморосил дождь. Тропинка стала влажной и скользкой. Она держалась за ветки, но одна ветка обломилась. Тетушка Ежиха упала и уронила корзинку. Грибы рассыпались. Она потирала ушибленный бочок и собиралась с силами, чтобы встать.

Мимо то и дело пробегали звери, пролетали птицы. Все они спешили по своим делам. Лишь некоторые обращали на Ежиху внимание.

«Какая ты неловкая!» - возмутилась сверху Сорока.

«Ты наверно ударилась?» - посочувствовала Белочка.

«Какие славные ты собрала грибы!» - похвалил Крот.

И только пробегавший мимо Зайчонок, увидев тетушку Ежиху, понял, что ей нужна помощь. Он помог ей подняться, собрал грибы, взял тяжелую корзинку и проводил до дома, где ее ждали и уже беспокоились маленькие ежата. Они подбежали к маме и окружили ее галдящим хороводом.

На прощание тетушка Ежиха поблагодарила Зайчика и пригласила в гости на грибной суп.

3. Беседа с детьми. Вопросы для обсуждения:

· Кто является по-настоящему добрым: тот, кто не делает дурного, или тот, кто совершает добрый поступок?

· Почему важно помогать другим людям?

4. Распределение ролей, сюжетно-ролевая игра.

5. Продуктивная деятельность:

Каждый ребенок на листе бумаги обводит свою ладошку, прорисовывает на ней личико («одушевляет» ее). Педагог напутствует детей, желает всем, чтобы ручки не ленились и успевали делать добрые дела, помогали близким, друзьям и другим людям.

Приложение

Самый добрый

Заспорили как-то зверята - кто из них самый добрый?

«Чего уж тут и думать, - рассудила Лисичка - добрый тот, кто красивый. Недаром слова эти почти одинаково звучат: «красота» - «доброта». Ну, а коли я - самая красивая, так и добрая».

«Нет, самый добрый - я! - возразил Бельчонок. - Ну-ка, вспомните, кто вас вчера орешками угостил? Сами нахваливали, какие вкусные были орешки».

«У тебя вчера день рождения был, вот мама-Белка всем нам орешки и насыпала, - возмутился Зайка. - А я, между прочим, на свой день рождения всех морковкой, капустным листом и березовым соком угощал. Выходит, и я добрый!»

На что Енот стал перечислять свои добрые дела: «Утром поднялся - кроватку убрал, позавтракал - маме «спасибо» сказал, муравья на тропинке не раздавил, муравейник на опушке не разорил. Получается, я - самый добрый из всех!»

«Хватит спорить! - угрожающе заворчал Медвежонок - В нашем лесу самый добрый - это я! Никого не обижаю, не кусаю, не толкаю! А мог бы, ведь я среди вас самый сильный!»

У пенька сидел Мышонок и с горечью думал: «Один я среди зверят недобрый. Маме помог - в норке убрался, а вот с братиком младшим поиграть отказался. Хомячка навестил, когда тот простудился, но за зернами сбегать на луг поленился. Куст земляничный на полянке нашел, сам ягоды скушал и дальше пошел. И ни с кем не поделился…» Вспомнил об этом мышонок и вздохнул.

Разошлись зверята по домам, каждый уверенный в своей правоте. А мышонок остался на поляне один. Сидел на пеньке и думал о том, как же научиться быть добрым?

Сказка о трех медвежатах

Было у Медведицы три медвежонка - Крепыш, Крутыш и Топтыш.

Крепыш считался самым сильным. Каждое утро он делал зарядку и мог поднять одной лапой тяжелое сосновое полено.

Крутыш был ловким и смелым. Ему нравилось прыгать с обрыва в реку, лазить по деревьям и так грозно рычать, что звери по соседству разбегались или прятались в норы.

Топтыш, в отличие от братьев, не мог похвастаться удалью. Прыгнуть с разбегу в реку он не решался. Тяжелое бревно ему никак не поддавалось: лапки подкашивались, и он валился на землю.

«Какой ты у нас неуклюжий!» - удивлялись Крепыш и Крутыш.

Зато Топтыш имел доброе сердце. Но это не так заметно со стороны как сила или ловкость.

Как-то ясным летним утром мама Медведица достала из берлоги два вместительных деревянных бочонка и засобиралась в дальний лес за медом. Она попросила медвежат не убегать далеко от дома и пообещала к обеду вернуться.

Как только мама Медведица скрылась за опушкой, медвежата затеяли шумную игру. Они скатывались кубарем с небольшой горки, кувыркались и бегали друг за другом.

Потом Крепыш стал показывать братьям свою силу. Сначала он поднял одно бревно, потом сразу два, а после вырвал с корнем старый пень, который много лет стоял посреди поляны и весь покрылся зеленым мхом.

Крутыш в ответ на это забрался на полено, с которым тренировался Крепыш, и, ловко передвигая лапами, покатился на нем, воображая себя артистом. Потом он прыгнул в реку, переплыл на другой берег и вернулся назад.

А Топтыш с восхищением наблюдал за братьями, улыбался и хлопал в ладоши.

Прошло время, и за деревьями показалась мама Медведица. Она несла тяжелые бочонки, наполненные медом. Медведица тяжело дышала и медленно ступала лапами по траве. Медвежата тут же бросились к ней навстречу.

- Мама, посмотри, какой я ловкий! - закричал Крутыш, вскочил на бревно и стал перекатывать его лапами.

- Мама, посмотри, какой я сильный! - перебивал Крепыш, поднимая над головой большой старый пень.

- Давай я помогу, мама, ты же устала, - тихо сказал Топтыш и взял тяжелый бочонок с медом.

- А кто же из вас самый внимательный? - спросила мама Медведица своих медвежат. Крутыш и Крепыш переглянулись и подошли к маме…

Через минуту по тропинке друг за другом шли три медвежонка. Один из них - самый сильный - нес на плече тяжелый бочонок с медом. Двое других за деревянные ручки аккуратно несли второй бочонок. Позади брела усталая, но довольная мама Медведица. «Подрастают мои медвежата» - думала она и улыбалась.

Как у мышки пропал камешек

Этой осенью случилась одна очень неприятная история. Дело в том, что Мышка собирала разные камешки. Гладкие и узорчатые камешки она находила на берегу реки, причудливой формы камешки ей попадались на лесной дороге. Так постепенно набралась целая коллекция.

Вечерами Мышка любила раскладывать камешки на столе. Она включала настольную лампу. Под светом лампы камешки блестели, переливались, меняли цвет.

Были у Мышки и любимые камешки. Один - синенький, его подарила прилетевшая с моря ласточка. А другой был коричневый, совсем плоский и гладенький, напоминавший конфетку.

Как-то вечером, когда Мышка любовалась своими камешками, в дверь постучались. Мышка приоткрыла дверцу, и ей навстречу просунулся острый клюв соседки Вороны.

- А я к тебе, - сказала Ворона, - на чай.

- Конечно-конечно, - захлопотала Мышка.

Она очень любила принимать гостей, и всегда угощала их чем-нибудь вкусненьким. Вот и сейчас, она пригласила Ворону к столу и побежала на кухню готовить чай.

Пока Мышка доставала чашечки и протирала блюдечки, Ворона рассматривала камешки. «Ну и ну, - думала она, - красотища, да и только!»

Один из них особенно приглянулся ей, это был тот самый синенький камешек, подаренный Мышке ласточкой. Ворона положила камешек на крыло и поднесла его к лампе. «Ух, ты, какой красивый! - воскликнула она. - А как переливается! Будто волшебный».

Она залюбовалась камешком, сравнивая его с остальными. Ей очень хотелось иметь у себя такой же. Ворона нашла бы ему подходящее место у себя в гнездышке. Он мог бы стать ее любимым украшением. «У Мышки их вон сколько, а у меня ни одного! - подумала с возмущением Ворона. - Возьму-ка я этот, синенький, себе». И Ворона спрятала камешек в перьях своего крыла.

Когда вернулась Мышка и стала накрывать на стол, Ворона всячески отвлекала ее разговорами.

- Какие у тебя симпатичные блюдечки, с незабудками… - говорила она.

- Мне их бабушка подарила - улыбнулась Мышка.

- А какой чай ароматный! - продолжала Ворона.

- Это я летом травки на поляне собираю, сушу их и в чай добавляю - сказала Мышка.

Ей было очень приятно, что Вороне нравится у нее.

А Ворона залпом выпила чай, поблагодарила Мышку и засобиралась.

- Может быть, еще посидишь? Я тебе свои камешки покажу - предложила Мышка.

- Нет-нет, голубушка, как-нибудь в другой раз. А сейчас я спешу, - смущенно пробормотала Ворона и выскользнула за порог.

«Странно, - расстроилась Мышка, - так скоро ушла, а я хотела показать ей свои камешки».

Мышка вздохнула, помыла, расставила посуду и вернулась к своим камешкам. «Надо убрать в коробочку» - подумала она и начала их укладывать. Сначала сложила узорчатые речные камешки, потом причудливые, которые находила на дороге. Отдельно завернула камешек, похожий на конфетку. И вдруг встревожилась: «Ой, а где же мой любимый, синенький?!» Она заглянула под стол, перетрясла подушки на скамеечке, даже на подоконник взобралась. Камешка нигде не было.

А в это время Ворона уже сидела в своем гнезде и любовалась украденным камешком. Взошла луна, и в ее свете он переливался особенно красиво.

Ворона несколько дней не покидала гнездо, опасаясь, что кто-нибудь похитит у нее камешек. Но через некоторое время Вороне стало не по себе. Она вдруг поняла, что уже давно не навещала свою подругу - Мышку (а ведь раньше они встречались почти каждый день).

Грустно стало Вороне, она посмотрела на камешек, и впервые он не принес ей радости. «Камешек не живой, я даже не могу поговорить с ним», - огорчилась Ворона.

«А что же Мышка? - впервые подумала Ворона о своей подруге, - ведь она могла заметить пропажу камешка». Ворона не знала, что ей теперь делать…

Вопрос детям : Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Продолжение сказки

На следующее утро Ворона спустилась к домику своей подруги и постучалась. Дверь тихонько отворилась и показалась грустная мордочка Мышки.

- Входи - тихо сказал она.

Но Ворона осталась снаружи и только присела на пенечек возле двери. Она долго и напряженно молчала.

- Послушай, Мышка, - наконец заговорила Ворона, - я должна тебе кое-что сказать.

- Что? - спросила Мышка и посмотрела на Ворону своими маленькими черными глазками. Реснички ее вздрогнули.

- Дорогая Мышка, прости меня - сказала Ворона и протянула ей синенький камешек.

Глаза у Мышки заблестели, она схватила свой камешек и стала радостно кружиться. Но вдруг остановилась.

- Откуда он у тебя, подруга? - спросила Мышка. Она начала догадываться, что Ворона этот камешек забрала у нее без разрешения, тайком.

- Прости меня, я поступила очень плохо. Это я украла твой камешек - прошептала Ворона, и глаза ее наполнились слезами.

Мышка сначала в нерешительности смотрела на подругу, а потом подошла, и молча обняла ее.

- Сколько раз ты меня выручала?.. И сейчас ты сказала правду, и я прощаю тебя - улыбнулась она. Ворона перестала плакать, посмотрела на Мышку и тоже обняла ее.

Подруги вошли в дом. Они еще долго сидели за столом, пили чай с ягодами калины и наблюдали, как за окошком кружатся осенние листья. А потом стали вместе рассматривать Мышкины камешки.

- А знаешь, я подарю его тебе - сказала Мышка и протянула Вороне синий камешек. - Он мой любимый, и поэтому подарить его я могу только своей самой близкой подруге.

Ворона посмотрела на Мышку и поняла, что никакие сокровища мира не могут заменить доброты отношений.

Друзья

Наступила зима. Деревья в лесу укутались в пушистые белые шубки. Еловые шишки покрылись ледяной корочкой и поблескивали в солнечных лучах словно хрустальные. Вдоль лесных тропинок выросли глубокие снежные сугробы. А морозный воздух норовил ущипнуть то за нос, то за ушко, то за щеку.

Как-то утром Ежик и Мишутка собрались на прогулку. Они оделись потеплее, сверху повязали шарфики, чтобы мороз не смог забраться к ним за воротнички, и отправились на лесную горку. Там они весело катались на санках, кидали снежки - кто точнее и кто дальше, валяли снежные комья - у кого получится больше. А потом еще и слепили забавного снеговика.

Друзья набегались, наигрались, почувствовали, что проголодались и, не спеша, направились к дому. С неба большими мягкими хлопьями медленно падал снег. А они, усталые и довольные, по очереди катили друг друга на санках. Когда пришла очередь Ежика тянуть санки, он решил достать рукавички и обнаружил, что их нет.

- Что ты ищешь? - спросил Мишка, глядя на озадаченного Ежика.

- Рукавички… Наверно я их уронил - ответил Ежик.

Друзья повернулись и побежали искать пропажу. Но то ли в сугробе они утонули, то ли снегом их замело, рукавички так и не нашлись. Лапки Ежика стали замерзать, и он пытался отогреть их своим дыханием. Мишутка увидел это, стянул свою вязаную варежку и протянул ее Ежику.

- А как же ты? Ведь твоя лапка тоже замерзнет! - удивился Ежик.

- У меня две варежки! Одна - тебе, другая - мне! - ответил Мишутка.

Ежик залез лапкой в Мишкину варежку и сразу начал согреваться. Варежка была просторная и мягкая. Ежик даже прищурился от удовольствия.

Санки теперь везли вместе: каждый держался за веревку той лапкой, которая была укутана в варежку, а вторую лапку прятали за пазуху.

Ежик шел и с благодарностью смотрел на Мишку. Он вдруг понял, что у него есть Друг. И на душе от этого тоже становилось тепло.

Подвиг

Как-то на ночь прочитала мама-белочка своему сыночку Рыжику сказку о том, как один богатырь дракона победил и всех освободил от силы вражьей. И очень захотелось Рыжику стать похожим на того богатыря, тоже бесстрашие и удаль проявить, чтобы звери в лесу заговорили: «Ну, бельчонок! Ну, герой!»

Проснулся Рыжик пораньше, из дупла на ветку выпрыгнул и сидит-воображает: «Вот если бы на наш лес такой же дракон, как в сказке, напал! Ух, я бы его шишками закидал!..»

А тут мама-белочка его зовет: «Рыжик, помоги мне, пожалуйста, шишки шелушить, орешки выбирать».

«Подожди, мама, не до шишек мне сейчас» - отозвался бельчонок.

«Что за пустяки такие? - подумал с досадой он. - Я на подвиг настраиваюсь, а мама орешками отвлекает».

«Вот если бы ливень над лесом прошел, залил да затопил все вокруг, - продолжал фантазировать Рыжик, - я бы не растерялся и зверят из воды спасал…»

«Эй, Рыжик! - позвал его заяц Дымок, который проживал по соседству. - Не поможешь мне морковку на грядке собрать, а то я лапку поранил, одному теперь никак не справиться?»

«Подожди, потом, не до того мне сейчас» - крикнул в ответ бельчонок и перебрался на другую сторону дерева.

«Эх, что бы мне такое совершить? - опять озадачился он. - Что-нибудь важное, настоящее, благородное!».

«Охо-хо! - послышались внизу под деревом вздохи крота, - как зубки разболелись! Нужно травку лечебную отыскать, да только совсем я плохо вижу».

«Не до тебя мне сейчас с твоими травками» - подумал Рыжик и притаился на ветке, чтобы крот его не заметил.

Но тут кто-то тронул его за плечо. Бельчонок обернулся и увидел наклонившегося с верхней ветки младшего братика Шустрика.

«Поиграй со мной, пожалуйста» - попросил братишка.

«Не приставай ко мне с пустяками!» - грозно проворчал Рыжик в ответ и сделал такую сердитую мордочку, что Шустрик немедля ускакал восвояси.

К полудню Рыжик проголодался, носик в дупло просунул и учуял запах свежих орешков, которые мама-белка очистила от шелухи и разложила по тарелочкам. Шустрик уже сидел за столом в ожидании обеда. Мама собрала на стол и накормила бельчат душистыми кедровыми орешками. Насытившись, маленький Шустрик уснул, а Рыжик снова стал размышлять о давешнем. Но ничего особенного в голову больше не приходило. Тогда Рыжик подошел к маме, которая убирала со стола посуду, и спросил: «Мам, какой мне подвиг совершить? Кого победить?»

Мама внимательно посмотрела на Рыжика, отложила посуду, посадила его себе на колени и сказала: «Ты, Рыжик, главное о ближних не забывай, чем сможешь - помогай, себя самого побеждай - свою лень и невнимательность - это и будет твой настоящий подвиг».

Литература

Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Зелинский К.В. Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания. Автореф. канд. дис. Волгоград, 2011.

Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович М.: Педагогика, 1986.

Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. Автореф. канд. дис. М.: МГУ, 1981.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.

Снегирев В.А. Психология. СПб.: Общество Памяти Игуменьи Таисии, 2008.

Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии, 1983. № 4. С. 29-37.

Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников // Православный образовательный портал «Слово» (http://www..php).

Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронографъ, 2009.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольника. М.: Генезис, 2010.

Шестун Е. (протоиерей Евгений) . Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2002.

Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии, 2011. №5. С. 3-16.

Шувалов А.В. Проблема психологического здоровья в свете православной духовной традиции // Человек, 2011. №6. С. 134-151.

Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопросы психологии, 2012. №1. С. 1-10.

Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. М.: Про-Пресс, 2008.


© Все права защищены

ГКУ СО «Камышеватский СРЦН» Краснодарский край, ст.Камышеватская.

Тема открытого занятия «Идёт доброта по земле!»

Цель:

— воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;

Задачи:

Углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;
-развитие способности и умения проявлять доброту и определять ее как качество человека;
-воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним.

Оборудование: проектор, презентации, видео ролики, запись песен «Дорогою добра», «Только добротой сердец», «Если добрый ты».

Ход занятия:

Вступление, формирование мотивации

Звучит песня «Только добротой сердец»

Чтение стихотворения воспитателя

Но знаешь ли ты, в чем добро вековое? (слайд 1)
Должны мы любить всех живых, все живое,
Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая,-
Вот истина вечная, правда святая.
Все люди ко многим занятиям способны,
Но те лишь прекрасны, кто сердцем беззлобны.
***
Прекрасные качества есть человечьи,
Но самое ценное – добросердечие.
Ибо добро не бывает напрасно,
Все властно добро, потому и прекрасно!
(Из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»)

Воспитатель: - Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а ты­сячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равно­душными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой, (слайд 2)

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей.)

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «До­брота» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (слайд 3)

Добро - все положительное, хорошее, по­лезное. Это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами и поступками

Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»? (Ответы детей)

Почему это необходимо? (Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и требует меньше усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным.

Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый. Слабый же человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках…)

С какими словами у вас ассоциируются понятия добро и зло ?

Добро - нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь…

Зло - зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм..

— А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует)

Я расскажу вам притчу:

« Когда-то давно старик открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь:

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность:

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (Ответы детей)

Чем больше мы ленимся, злимся, ругаемся этот персонаж внутри нас становится сильнее, а если препятствуем этим качествам, идём наперекор, то мы кормим доброго волка

— Каждый человек видит окружающий мир через призму своей души. Если у человека добрая душа, то и окружающий мир воспринимает по доброму.

Инсценировка персидской притчи «Какие люди живут в этом городе»

— Мы часто говорим о добрых и хороших поступках, которые совершают люди. На самом деле условно выделяют 3 вида (категории) доброты

Самая неприметная - доброта пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Не пройдет мимо зла, но и не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим ради своей выгоды?

И, наконец, существует доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина - человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Что значит добрый человек?

Добрый человек – это тот, кто любит людей.

Добрый человек- это тот, кто готов в трудную минуту прийти на помощь

Добрый человек бережёт природу.

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу

Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Добрый человек никогда не обидит (слайд 4)

— Добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботе о людях и животных, восхищение красотой окружающего мира

Просмотр видео ролика о доброте

Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? Конечно же, это добрые, тёплые слова. А как можно усилить красоту и обаяние этих слов? Конечно с помощью улыбки, доброжелательного взгляда. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

А чтобы жить дружно и всегда иметь много друзей, нужно обладать хорошими качествами

Качества доброты

— Добродушный (Добрый и мягкий по характеру)

— Доброжелательность (Желающий добра)

— Добронравный (Отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом)

— Добропорядочный (Приличный, достойный одобрения, порядочный)

Добросердечный (Обладает добрым сердцем, ласковый)

— Добросовестный (Честно выполняет свои обязанности)

Основа всех этих слов «добро». (слайд 5)

Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.

— В народе всегда относились к доброте по- особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно»

А какие вы знаете пословицы и поговорки о доброте?

Доброе дело и в воде не тонет. Доброта без разума пуста.
Доброе братство дороже богатства. Добрый гость всегда в пору.
Добро помни, а зло забывай. Добро не умрет, а зло пропадет.
От добра добра не ищут. (слайд 6)

Доброта. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда.
Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем:
“А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего… Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.
Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.
А – аз, Ж – житие,
Б – буки, З – земля,
В – веди, Л – люди,
Г – глаголь (говорить), М – мыслить,
Д – добро, Т – творить.
Азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро”. (слайд 7)

Чтение детьми стихотворения «Добро»

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся,

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те нежданные радости,

Подаренные добротою.

Добро - не доблесть!

Не жалуйся.

Добро совершать не бойся.

Помог человеку - и радуйся,

Награды не нужно большей.

Асейчас мы свами поиграем. Игра называется «Добрые ладошки». В центре зала стоит парта на ней находится ватман, дети встают вокруг стола и с помощью маркера обводят свою ладошку и пишут на ней свое имя. А затем звучит песня «Дорогой добра», пока она звучит, дети ходят по кругу она заканчивается напротив чей ладони они оказались, пишут на пальчиках пожелания

Чтобы наши пожелания остались вместе с вами возьмитесь за руки передайте тепло ваших рук и ваших сердец друг другу (Дети исполняют песню «Если добрый ты»)

Видео песня «Урок доброты» . — Закончить свое занятие мне бы хотелось стихотворением- пожеланием:

Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда — как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Михайличенко

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите её окружающим Вас людям

Ход мероприятия.

ВоспитательКогда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.

Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом — планету Земля.

В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.

Представьте себе!

Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем — нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.

Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы — это озоновый барьер, который и сейчас защищает всё живое на Земле от ультрафиолетовых лучей солнца, от метеоритов и сохраняет тепло планеты.

Стихотворение «Притча о создании Земли»

(на фоне медленной музыки рассказывает притчу):

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться.

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте,

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

Воспитатель В мире много разнообразных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ

А знаете ли вы, что

— бумага до полного разложения в земле будет лежать 2 года,

— консервная банка – 90 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

стеклянная банка – 2000 лет.

Вдумайтесь в эти цифры.

Ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Воспитатель: Наблюдая этот прекрасный мир, человек учится и перенимает красоту природы. Художники рисуют пейзажи, скульпторы выбивают из камня цветы, мастерицы вышивают одежды растениями, портнихи шьют одежду, беря необходимые формы и силуэты из природы. Вот и вы сделали выставку экологических буклетов. Вы можете внимательно рассмотреть её после нашего занятия.

Итак, сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы и проведем конкурс: «Берегите Землю, берегите!»

Тур 1. Разминка

Воспитатель

читает вопросы, команды отвечают (кто быстрее поднимет руку). За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)
  2. Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)
  3. Это есть и у холма, и у ботинка (Подошва)
  4. Утром падаю всегда –

не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах,

на опушках и в лугах. (Роса)

  1. Этого дикого всеядного зверя можно встретить и на небе. (Большая медведица)
  2. Какая бабочка «носит» воинское звание? (Бабочка – адмирал)

7.Кто выводит птенцов в феврале? (Клёст)

  1. Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи? (оляпка)

Тур 2. Пантомима

За одну пантомиму – максимум 3 балла.

Изобразить это слово для другой команды:

ветер, мороз, дождь, жара.

(за правильные ответы жюри назначает бонусные баллы командам)

1.Что в переводе означает экология:

А) наука о доме;

  1. B) наука о природе.

2.Какое растение называют сосной сибирской

  1. A) лиственницу;
  2. B) кедр.

3.Где зимуют ласточки

  1. A) в Австралии;
  2. B) в Африке.

4.Кит – это:

  1. A) рыба;
  2. B) млекопитающее.

5.Название «адмирал» носит:

  1. A) жук;
  2. B) бабочка

6.С какой стороны дерева растет мох:

  1. A) с северной;
  2. B) с южной

7.Хвоинки сосны:

  1. A) двухгранные;
  2. B) трехгранные

8.Сколько пар ног у паука:

  1. A) три;
  2. B) четыре

9.На стволе березы растет гриб

  1. A) чага;
  2. B) подберезовик

10.Какой газ используют для дыхания все живые существа:

  1. A) кислород;
  2. B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

Тур 3. Собери примету

Каждой команде даны 8 карточек, из которых вы должны собрать 4 приметы. За правильный ответ – 1 балл. Максимум за конкурс – 4 балла

  • В августе до обеда – лето, после обеда – осень.
  • Птицы низко летают – к дождю.
  • Много ягод к холодной зиме.
  • Зацвела рябина – наступит тепло.
  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  • В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.
  • Май холодный – год хлебородный.
  • Увидел скворца – значит весна у крыльца.

Тур 4. Анаграммы.

Каждой команде предлагается отгадать 2 анаграммы. За правильный ответ(2 слова) – 2 балла. Максимум – 4 балла.

Я – время года, знают все меня.

Катаются с горы и бабу дружно лепят.

Но слоги переставь во мне –

А нами кожу и глаза, и уши лечат.

(Ответ: зима – мази.)

Я – дерево, расту в тайге,

И в смешанном лесу меня найдешь почти повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

(Ответ: сосна – насос.)

И в озере, и на берегу

От ветра я шумлю и уток прячу.

Но слоги переставь во мне –

И запищу, и попрошу я каши.

(Ответ: камыш – мышка.)

Читайте слева вы меня,

И псом огромным буду я.

Но времени я буду счет,

Когда прочтете вы наоборот.

(Ответ: дог – год.)

Узнай растение 1. росянка
Она невзрачна и мала.
Но поймала комара.2. ландыш
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.

  1. пастушья сумка
    Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
    Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха.
  2. тысячелистник
    Тысяча долек в зеленом листе.
    Белых цветочков в корзинке не счесть.
  3. ромашка
    Нарядные платьица. Желтые брошки.
    Ни пятнышка нет на красивой одежке.
  4. шиповник
    Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
    Шипами огорожен я, об этом не забудь.
  5. дуб
    Он раскидист и могуч.
    Головой коснулся туч.
  6. черемуха
    Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
    Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
  7. береза
    В белом сарафане
    стояла на поляне.
    Прилетели сестрицы
    сели на косицы.
  8. ель
    Ее всегда в лесу найдешь,
    стоит колючая как еж.

Тур 5. «Есть проблема».

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. Каждая команда решает две проблемные ситуации, необходимо объяснить свое решение. За правильный ответ – 2 балла. Максимум за конкурс – 4 балла.

Ситуация 1. Если нужно проехать расстояние в несколько километров, то каким транспортом предпочтительнее пользоваться для сохранения чистоты окружающей среды?

  1. Легковой машиной.
  2. Автобусом.
  3. Мотоциклом.
  4. Велосипедом.

Ситуация 2. Твой младший брат принёс из леса ёжика. Что Вы посоветуете брату?

  1. Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.
  2. Поиграть с ним и отпустить.
  3. Внимательно рассмотреть ежа и вынести во двор.
  4. Отнести в лес.

Ситуация 3. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?

  1. Остановитесь и понаблюдаете.
  2. Пройдёте мимо.
  3. Отбросите в сторону палкой. Руками трогать не станете, вдруг он ядовитый.
  4. Посадите сначала на травинку, а потом на дерево.
  5. Отнесёте домой и посадите в банку, попробуете его откормить.

Ситуация 4. Птенец прыгает по дорожке. Что ты будешь делать?

  1. Пройду мимо.
  2. Поглажу, покормлю птенца.
  3. Понаблюдаю немного за ним.
  4. Посажу обратно в гнездо.

конкурс «Бюро погоды»

  1. Рыба не клюет – она сыта (п);
  2. (п);
  3. (х);
  4. (п);
  5. (п);
  6. (х);
  7. раскрыты цветы кувшинки (х);
  8. (п);
  9. (х);
  10. крот нагребает высокие холмики (п);
  11. паук усиленно плетет паутину (х);
  12. голуби разворковались (х).

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

Команды представляют свои решения проблемных ситуаций.

Воспитатель. Итак, наш конкурс подошел к концу. Прошу подвести итоги

Стихотворение для размышления

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта
  2. пчелы сидят в улье и громко гудят
  3. ласточки и стрижи летают высоко
  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли
  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации
  6. Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает
  7. одуванчик складывает свой пушистый зонтик
  8. поздно вечером сильно трещат кузнечики
  9. крот нагребает высокие холмики
  10. паук усиленно плетет паутину
  11. голуби разворковались

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта
  2. пчелы сидят в улье и громко гудят
  3. ласточки и стрижи летают высоко
  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли
  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации
  6. Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает
  7. раскрыты цветы кувшинки
  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик
  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики
  10. паук усиленно плетет паутину
  11. голуби разворковались

Устные журналы:

  • «Очевидное — невероятное».
  • «Моя родословная».
  • «Семейные традиции».

Диспуты:

  • «Можно ли изменить свой характер?».
  • «Что значит владеть собой?».
  • «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».
  • «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи­стом?».
  • «Можно ли стать красивым?».
  • «Что такое духовность человека?».
  • «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
  • «Сеющий неправду пожнет беду».
  • «Разумное и нравственное всегда совпадают».
  • «Кому легче жить — культурному или некультурному человеку?».
  • «Надо ли любить всех?».

Игры:

  • «Добро пожаловать!» .
  • «Школа, которую мы строим».
  • «Тайны вокруг нас».
  • «По каким правилам мы живем?».
  • «Твои гражданские права».

Игры-доказательства :

  • «Суд над пороками людей».
  • «Суд над наркоманией».
  • «Суд над алкоголизмом».
  • «Ложь на скамье подсудимых».
  • «Суд над воровством».

Вечера :

  • «Молодость наших бабушек».
  • «Орден твоего деда».
  • «Моя малая Родина».

Викторины :

  • «Классики литературы о добре и зле».
  • «К 67-летию Победы в Великой Отечественной войне».
  • «Новогодняя. По странам и континентам».
  • «Братья наши меньшие».

Беседы :

  • «Расскажи мне обо мне».
  • «Как изучить самого себя».
  • «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».
  • «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».
  • «Расскажи мне о себе».
  • «В дружбе — сила».
  • «Чтобы иметь друга, надо быть им».

Выставки поделок :

  • «Золотые бабушкины руки».
  • «Природа и фантазия».

Встречи с интересными людьми:

  • «Советы мудрых».
  • «Защитники Родины у нас в гостях».
  • «История глазами моих родственников».
  • «Национальные традиции в моей семье».
  • «Моя родословная».

Конкурс сочинений:

  • «Я и мой старший брат».
  • «Я в ответе за младших в семье».
  • «Мои соседи».
  • «Что значит быть человеком?».
  • «Береги честь смолоду».
  • «Самый дорогой человек».

Заочные путешествия:

  • «Здесь живут мои родственники».
  • «Дорогами великих географических открытий».
  • «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

  • «Имена путешественников на карте нашей страны».
  • «По маршрутам Колумба».
  • «Доброе утро, ветеран ».
  • «Праздничный сюрприз».
  • «Подарок моим друзьям».
  • «Снежная сказка» (для малышей).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

  • «Волшебный стул».
  • «Презентация мира».
  • «Социодрама».
  • «Разброс мнений».
  • «Публичная лекция».
  • «Открытая кафедра».
  • «Пять минут с искусством».
  • «Защита проекта».
  • «Философский стол».
  • «Приглашение к чаю».
  • «Сократовская беседа».
  • «Дерево, посаженное тобою».
  • «Корзина грецких орехов».
  • «Театр-экспромт».
  • «Час тихого чтения».
  • «Турнир знатоков этикета».
  • «Дискуссионные качели».
  • «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».
  • «Интеллектуальный аукцион».
  • «Большой круг».
  • «Диалог с веком».
  • «День добрых сюрпризов».
  • «Путешествие в свое прошлое».
  • «Проблемы и аргументы».
  • «Свободный разговор».

Цель: нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле.

Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте

Материал к занятию: Цветик – семицветик, шкатулка, письмо, картинки с животными, рисунки с хорошими и плохими поступками

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались?

Дети: ДА "Цветик – семицветик".

Стук в дверь, приносят тазик, а в нём вода, морковка, ведро и рядом лежат конверт и шкатулка.

Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! Кто это может быть?

Дети: снеговик.

Воспитатель: правильно, он растаял, но сделал доброе дело.

Открывает конверт и читает его

"Дорогие, ребята!

Я, Фея вежливости и доброты, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик». Но злая колдунья Злость перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать можно, если вы выполните семь заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка -откроется и вы получите один лепесток и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.

1 задание:

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый - храбрый

2 задание:

Игра «Выбери хорошие поступки»

Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки.

Выставляются сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков. Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ.

3 задание:

Игра «Ласковое слово»

Сыграем в игру "Ласковое слово". Воспитатель называет слова, например: "Солнце", дети ласково "Солнышко"

Птица – птичка

дерево – деревце

сказка – сказочка

рука – ручка

ребенок – ребёночек

ручей – ручеёк

Кольцо – колечко

сердце - сердечко

стол – столик

кошка – кошечка

мама – мамочка

Молодцы, вам понравились ласковые слова.

Да, ласковое, доброе слово душу согревает.

4 задание:

Игра «Доскажи словечко»

Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, …(а не кулаками)
  • Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)
  • Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)

Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

5 задание:

«Расскажите стихи, поговорки, пословицы про волшебные слова»

Дети читают:

«Здравствуйте»

«Здравствуйте!» -

Ты скажешь человеку.

«Здравствуй», - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым, будем много лет!

«Доброго пути»

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь,

Тоже к доброму чему-нибудь.

«Пожалуйста»

Слово «пожалуйста»

Повторяем мы поминутно.

Но, пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

«Будьте добрым»

Будьте добры-

Это я говорю по секрету.

Будьте добры-

И не ждите за это конфету.

6 задание:

Игра «Цветик-семицветик»

Нужно загадать желание для всех людей

Лети, лети лепесток.

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все были здоровы, счастливы, весёлыми, добрыми…

7 задание:

Дидактическое упражнение "помоги животным"

Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово "Доброта"

Заключительная часть

Подведение итога

Как вы думаете, какой теме было посвящено занятие?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Этот волшебный цветок останется в нашей группе и первой, желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в нашем саду «Радуга» были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!

Уроки Доброты: «Поговорим о доброте»

(занятие со старшими дошкольниками)

Задачи : обобщить и закрепить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи; формировать позитивный образ «Я».

Оборудование:

Картинки грустного и веселого гномиков

Картина дерева – «Дерево Доброты»

Картина дерева (черно-белое изображение), разрезанная на 4 части

Сюжетные картины с ситуациями (хорошими и плохими действиями и поступками)

Листики-шаблоны с наклеенным двусторонним скотчем

Ход занятия :

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – очень нужна ваша помощь.

Но прежде давайте друг друга поприветствуем: Упражнение «Передай тепло в ладошках» (Дети сидят в кругу, руки на коленях ладошками вверх. Ведущий поворачивается к соседу, кладет свои ладошки на его и приветствует со словами « (имя), мне очень приятно тебя видеть». И так по кругу каждый приветствует своего соседа)

2. Основная часть

(На мольберте рисунок дерева (бесцветного) и грустного гномика)

Посмотрите на гномика. Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

Все дело в том, что в их стране растет Дерево Доброты, благодаря которому все помнят о правилах доброжелательности и совершают добрые поступки. Но дерево заколдовали, именно поэтому оно такое бесцветное и замершее. Но вы можете помочь его расколдовать.

Кто-нибудь из вас знает, что значит быть добрым? Делать добрые дела? Совершать добрые поступки?

Молодцы! Тогда вы сможете помочь гномику, чтобы дерево вновь обрело свою силу. А для этого надо пройти несколько испытаний.

В первом испытании надо помочь разобраться в каких ситуациях добрые и хорошие поступки, а в каких – плохие, и так поступать нельзя.

(дети по очереди выбирают картину и анализируют ситуацию, делая вывод, затем взрослый подводит итог ).

Отлично, с первым заданием справились! И дерево постепенно начинает возвращать силу, становится красочным (снимается одна часть бесцветного рисунка, на месте которого становится видно цветное изображение ).

Второе испытание: игра «Хорошо – плохо»

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый называет поступок или действие, а дети должны хлопнуть в ладоши (или встать со стульчика), если поступок хороший; топать ногами – если плохой.

Порвал рубашку Толкнул ногой щенка

Обидел друга Обогрел и накормил котенка

Защитил слабого Помог младшей сестре одеться

Поссорился с мамой Разрушил постройку

Проведал больного друга Развеселил грустную девочку

(за второе испытание открывается следующая часть дерева )

Молодцы! Дерево Доброты расцвело еще больше.

Третье испытание: драматизация (обыгрывание) истории «Сочувствие и доброта».

Детям зачитывается история. После обсуждения ситуация разыгрывается.

(за третье испытание открывается следующая часть дерева )

Четвертое испытание: упражнение «Помоги другу»

Ребята в следующем испытании вам надо помочь пройти своему другу по заколдованной дорожке. И сможет это сделать только самая дружная пара.

Одному из пары мы завяжем глаза. Второму ребенку необходимо провести партнера до знака (елка), не задев пенечки (стульчики). (Дети идут друг за другом, партнер с завязанными глазами держится за плечи впереди идущего) . У знака глаза завязывают другому партнеру.

Молодцы! У вас все получилось, и благодаря этому волшебное дерево расцвело и обрело свою волшебную симлу (дерево открывается полностью ).

Ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли Дереву Доброты вновь обрести силу, а гномикам вернули радость (вместо грустного гномика появляется веселый).

Ваши действия, поступки можно назвать добрыми? Конечно, и поэтому на дереве Доброты появятся новые листочки (дети берут по листику и приклеивают их к дереву).

В благодарность каждому из вас гномики приготовили подарки (наклейки). Но!!! Получив наклейку, вам надо подарить ее своему соседу с добрыми пожеланиями (каждый ребенок по кругу дарит наклейку своему соседу).


Программное содержание: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.
Подготовка: аудиозаписи песен «Если добрый ты», «Дорога добра» музыка Шаинского, слова Танич М., фрагменты из мультфильмов.
Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, поговорок о добре, рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями.

Ход занятия

Организационный момент:
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(дети выполняют движения согласно текста)

Звучит музыка: аудиозапись песни «Если добрый ты» из мультфильма «Про кота Леопольда».

Воспитатель: Ребята, а что такое доброта? Что значит быть добрым?
(Ответы детей)

Воспитатель: Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час»
Доброта — она на веки
Украшенье человека….

На экране фрагмент из мультфильма «Просто так».

Воспитатель: Дети, эта добрая история о том, что так легко быть счастливым самому и сделать счастливым другого – просто подарив ему подарок…

Воспитатель: Кому мальчик подарил подарок? (Ответы детей)
А как вы думаете, почему он это сделал? (Ответы детей)
Пословица: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

На экране фрагмент из мультфильма по сказке «Гуси лебеди».
(Девочка помогла печке, а печка её спрятала от лебедей)
Пословица: «За добро, добром платят».

Воспитатель: Каких ещё сказочных героев вы знаете, которые совершали добрые поступки, приносили радость и добро окружающим.
(Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а вы умеете совершать добрые поступки?
(Ответы детей)

Игровое упражнение: «Добрый поступок».
(На доске солнышко, но оно без лучиков. На столе лучики с изображением хороших и плохих поступков. Детям предлагается выбрать лучик с добрым поступком и прикрепить его к солнышку, аргументируя свой выбор)

Воспитатель: Молодцы! Правильно оценили поступки. Я уверена, что вы будете совершать только добрые поступки, дарить добро друг другу и всем окружающим.
Пословица: «Добрые дела – красят человека».

Воспитатель:
«Добрым быть совсем, непросто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета
Доброта от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети».

Игра с мячом: «Ласковое слово».
(Дети встают по кругу. Воспитатель бросает мяч, называет слово, а дети должны сказать это слово ласково)
— Солнце – солнышко
— Мама – мамочка
— Кошка – кошечка
— Ягода – ягодка
— Птица – птичка…

Воспитатель: Молодцы! Ласковое, доброе слово душу согревает.

Итог: — Кого называют добрым?
— Как ведут себя добрые люди?
(Ответы детей)

Воспитатель: Добрым мы называем человека, который несёт людям добро, помощь. Добро всегда должно быть бескорыстно.
– Ребята за ваши добрые слова и дела я хочу сделать вам подарок.
(Каждому ребёнку сердечко)

Звучит музыка Шаинского, слова Танича М. «Дорога добра»

Литература:
1. «Азбука общения» 2002 г.
2. «Развитие эмоционального мира детей» 1996 г.
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение