Передача детей в замещающие семьи. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Где готовят приемных родителей основам педагогики и психологии и почему воспитывать приемных детей важно с помощью специалистов.

Замещающее родительство - это совершенно иная форма семейного устройства, нежели его биологическая форма. Данный процесс на особом контроле у государства. Взрослые, ступившие на путь попечения, особенно должны осознавать степень своей ответственности. О том, с какими проблемами чаще всего сталкиваются родители приемных детей, корреспондент «Площади Свободы» поговорил с директором Центра социальной помощи семье и детям «Семья» Еленой Шныриной.

Родительское образование

- Что на сегодняшний день может предложить приемным родителям центр «Семья» в качестве помощи?

Здесь вопрос не в том, что центр может предложить. Приемные родители по договору, который заключается между ними и органами опеки, обязаны сотрудничать со специалистами центра «Семья». Это связано с тем, что в федеральном законодательстве на сегодняшний день действует обязательное условие прохождения подготовки в качестве кандидата в замещающее родительство. Неважно, в какой форме: усыновители, приемные родители, опекуны и т.д. Должна быть пройдена подготовка и получен документ государственного образца.

У нас в области есть несколько учреждений, которым делегированы полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители. До тех пор пока не будет получен этот документ, никакая форма принятия ребенка в семью не может быть для этих людей доступна.

Жители Жигулевска, Тольятти и Ставропольского района могут проучиться в школе кандидата в приемные родители в нашем центре. Обучение длится два месяца. Здесь они знакомятся со специалистами, которые могут в будущем оказать им услуги.

Когда документ получен, с органами местного самоуправления заключается договор о передаче ребенка на воспитание в семью, где есть пункт, который обязывает приемных родителей, опекунов (кроме усыновителей, потому что это закрытая форма приема ребенка в семью). Они обязаны в том числе постоянно сотрудничать с центром «Семья».

Наш центр ставит эту семью на период сопровождения, пока действует договор. Составляется план работы с семьей, в котором определены те проблемы, которые имеет семья на сегодняшний день. Они могут быть связаны с возрастом, количеством детей, с состоянием здоровья, особенностями воспитания, семейных традиций.

В соответствии с этим определяются мероприятия, которые направлены на решение проблем. Это могут быть консультации психолога, развивающие коррекционные занятия для детей, занятие с логопедом, дефектологом, тренинг родительско-детских отношений. Все для того, чтобы благополучно прошел период адаптации. Родителям преподаются основы педагогики, психологии и знакомство с правами, обязанностями приемных родителей.

Через год программа обновляется, и там уже могут быть другие проблемы. И все зависит от того, как сумели пройти период адаптации в это время родители и ребенок. У всех этот процесс проходит по-разному.

Когда приближается возраст идти в школу, также составляется своя программа, для того чтобы ребенок благополучно адаптировался в школе.
Подростковый период будет нести свои особенности. Здесь все направлено на то, чтобы сохранить нормальные отношения между взрослым и ребенком.

Взрослые дети

Мы говорим о младшем возрасте, а какие проблемы чаще всего возникают с теми мальчиками и девочками, что постарше?

Таких берут крайне редко. Эти дети часто имеют определенные особенности в здоровье. Это могут быть ВИЧ-положительные дети, дети с проблемами психического развития, в том числе с проблемами психического здоровья. Вероятность того, что таких детей возьмут, невелика.

В данном случае есть масса трудностей. Как выстроить отношения с таким особенным ребенком. Плюс у него за плечами большой негативный опыт.

Психотравмирующих ситуаций у такого ребенка много. Все зависит от того, как рано он оказался в детском доме, в силу каких причин. Конечно же, строить отношения с таким ребенком крайне сложно. Поэтому приемные родители избегают такой ответственности и такой трудной работы.

Плюс еще добавляются определенные расходы на то, чтобы решить проблемы со здоровьем.

Однако положительные примеры есть. Берут и крайне сложных детей, с очень сложными и множественными диагнозами. Но, наверное, нужно понимать, что ты делаешь и зачем ты это делаешь. Когда есть это понимание и осознана степень ответственности, все получается. Если есть еще материальные возможности для того, чтобы решать проблемы.

Родитель должен понимать, что он берет этого ребенка в подростковом возрасте, когда он уже мало кому доверяет. Значит, он должен сделать так, чтобы ребенок ему доверился.

Вначале это все равно будет именно психологическая проблема.

Ожидания и реальность

Взрослые, размышляющие о замещающем родительстве, часто пребывают в мифах об этом явлении. Следовательно, ожидают какую-то сверхотдачу, особенную благодарность от приемных детей. Все же к чему должны быть готовы родители?

К тому, что чудес не бывает. И на самом деле не надо ждать благодарности. Этот ребенок не просил, чтобы его взяли эти родители в свою семью. И он не понимает, почему он должен быть благодарен за то, что они его взяли.

Многие идут на этот шаг с идеей: я сделаю хотя бы одного ребенка счастливым. А для того чтобы сделать этого ребенка счастливым, нужно быть счастливым самому. Правильно поется: счастьем поделись с другим. А оказывается, что в основе лежит: я одинокая женщина, мне плохо, я пригрею рядом с собой эту детскую обиженную душу, и она в ответ меня согреет своим теплом.

Нет. Если ты хочешь, чтобы он тебя согрел, значит, ты должна быть успешной. Ты должна вызывать у него это желание, а не быть потребителем и не ждать того, что он будет вот таким благодарным.

Или, например, случается, что умирает успешный ребенок, который сумел чего-то добиться. Родители стараются как можно быстрее кого-то взять. Тем более если это был единственный ребенок. И ждут, что они сумеют воспитать такого же успешного и гениального ребенка.

Нет, не сумеют. С вероятностью в 90%. Потому что здесь совершенно другой ребенок, с другими биологическими задатками.

Чаще всего бывает так, что ожидания гораздо выше тех реальных возможностей, которыми обладает ребенок, и не надо ни в коем случае его в этом винить. Он будет плохо учиться, отставать от своих сверстников, не будет так тщательно следить за собой. Он не привык понимать обычные вещи, которые мы считаем штатными в семье.

Надо понимать, что чаще всего мы уже имеем вполне сформировавшегося ребенка. Японцы говорят, что после трех лет воспитывать уже поздно. А расхождение между ожидаемым и реальным как раз и приводит к расторжению договоров. Родители воспринимают текущие проблемы ребенка не как естественные, а как генетические. И приходят с претензией: «Нам достался плохой ребенок - заберите».

Биологические родители

Выстраиваются ли с участием вашего центра отношения принимающей семьи, ребенка и биологических родителей ребенка?

В нашем городе нет того, чтобы это было традицией, когда строятся отношения между приемными детьми и их биологическими родственниками. Крайне редко.

Есть одна семья в Ставропольском районе, где приемная мать берет взрослых ребятишек. Она всех их знакомит с их биологическими матерями. Потому что у ребенка, воспитывающегося в детском доме, тоже формируется определенный стереотип: вы меня взяли, вы ко мне придираетесь, а вот мама у меня, наверное, такая хорошая, и если бы она сумела меня найти или я бы сумел ее найти, то все было бы совсем по-другому.

Эта мудрая женщина находит матерей. Берет детей, везет, показывает им их мамашу. Как правило, это непросыхающая, живущая в незнамо каких условиях женщина. И она совсем не бросается на грудь своему сыночку. Сынок при виде такого чуда не бросается к ней на грудь. После этого все возвращаются домой довольные, и приемная мать констатирует: вот твоя мама, адрес теперь знаешь, деньги на проезд дам.

В опекаемых семьях, конечно, все иначе. Они часто живут у бабушек, дедушек, теть, дядь, старших братьев и сестер.

Ребенок с историей

Органы опеки и то учреждение, которое передает ребенка, обязаны предоставить всю максимально возможную информацию о нем. О его родственниках, о его медицинских проблемах. Он проходит полную медицинскую диагностику, психолого-медико-педагогическую комиссию.

Также принимающие родители или опекуны получают полный перечень имеющихся биологических родственников ребенка. Если говорить о приемной семье и об опеке, то эти формы устройства поощряют сохранение родственных связей ребенка с его биологическими родственниками. Но это не работает в случае усыновления. Если ребенок усыновлен, ему дана фамилия родителей, то всецело начинает действовать тайна усыновления.

Справка

Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. В 2015 году было выявлено 58168 детей, что меньше на 5,6% по сравнению с 2014 годом.

В 2015 году в семьи российских граждан было передано 59355 детей, из них 6649 детей - на усыновление, 52706 детей - под опеку (попечительство), в том числе 20707 - на возмездную форму опеки (попечительства).

По данным сайта www.usynovite.ru

Андрей Окунев, «Площадь Свободы»
[email protected]

Многим кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, но это не так. Замещающий родитель должен многое знать и уметь, он должен постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Отсюда возникло осо­знание необходимости сопровождать семью с момента принятия решения о создании за­мещающей семьи и на протяжении всего времени размещения ребенка в семье, оказы­вать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональное родительство»

Многим кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, но это не так. Замещающий родитель должен многое знать и уметь, он должен постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Отсюда возникло осознание необходимости сопровождать семью с момента принятия решения о создании замещающей семьи и на протяжении всего времени размещения ребенка в семье, оказывать помощь, способствовать тому, чтобы воспитатель менялся и обретал новые навыки по мере взросления ребенка.

Организация профессиональной замещающей заботы предполагает предварительное обучение. Однако, как показывает практика, не все замещающие родители готовы справляться с конкретными проблемами приемных детей, даже, если они знали об этом в теории. После того, как они взяли в семью ребенка, им крайне необходима поддержка и квалифицированная помощь многих специалистов. Им также необходимо общение с другими подобными семьями, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, возникающих при взаимодействии с приемными детьми. Кроме того, поскольку замещающий родитель, прошедший обучение, становится профессиональным родителем, как в любой профессии ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Приемный родитель – это не просто родитель, это профессионал. Важно, чтобы замещающие родители были готовы к сотрудничеству со специалистами, были открыты для обсуждения проблем, могли перестроить свой жизненный уклад соответственно нуждам ребенка.

Родители должны обладать соответствующими знаниями и умениями, для чего они и проходят подготовку и обучение до принятия ребенка в семью.

Родители должны знать:

Законодательство по проблемам защиты детства;

Нормативно-правовые акты организации и деятельности принимающей семьи;

Структуру учреждений защиты детства и место принимающей семьи в системе этих учреждений;

Основы педагогики, возрастной психологии, педиатрии;

Основы анатомии и возрастной физиологии;

Особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Особенности образа жизни семей группы риска и специфику развития в них детей.

Родители должны уметь:

Осуществлять уход за детьми;

Организовывать совместный быт и досуг;

Создавать развивающую среду;

Создавать эмоционально благоприятную семейную обстановку;

Строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в развитии (депривационные расстройства, интеллектуальные нарушения, шизофрения, психопатия, невроз, посттравматический стресс, педагогическая и социальная запущенность и пр.), а также строить отношения со специалистами и представителями государства;

Эффективно воздействовать на личность ребенка с целью ее гармонизации;

Реализовывать эффективный стиль воспитания;

Реагировать на вербальные и невербальные знаки при общении с членами семьи, иметь навык активного слушания, оказывать психологическую поддержку.

Кроме этого, на успешность приемных родителей наиболее благоприятно влияют следующие факторы:

Умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

Понимание родителями сути психологических причин, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

Отсутствие у родителей строгих и формальных религиозных ориентаций.

Особое значение имеют: ответственность и эмоциональная уравновешенность личности; физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком; способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими; коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов. Родители должны обладать достаточными финансовыми возможностями, чтобы нести дополнительные расходы по содержанию ребенка в семье. Замещающая семья должна иметь возможность существовать на собственные доходы, не полагаясь на государственные выплаты.

Замещающим родителям необходимо обладать способностью выполнять обязанности по воспитанию принимаемых в семью детей, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения с членами своей семьи, с окружающими людьми.


, Школьная психологическая служба , Социальная педагогика

Ежегодно в России увеличивается количество замещающих семей. Воспитание приёмного ребенка, пережившего негативный социальный опыт в своей семье, является педагогически значимым трудом. Авторы многочисленных исследований подтверждают эффективность семейных моделей жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и отмечают позитивную динамику развития детей воспитывающихся в замещающих семьях. Они указывают на высокий темп развития детей в первые месяцы жизни в новой семье: улучшение речи, расширение кругозора. На фоне формирования чувств уверенности и развития межличностных отношений уже к подростковому и юношескому возрасту уровень развития приёмных детей не отличается от развития детей, растущих в родных семьях.

Однако не обходится без проблем. Особенности родительских позиций в замещающих семьях, как показывает опыт, приводит к различным трудностям при общении и воспитании ребёнка. Не зная путей их преодоления, многие родители применяют негативные формы воздействия на ребёнка: повышенный контроль, подозрительность, не готовность принять его таким, каков он есть. Также можно выделить проблему недоверия к себе в качестве родителя, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем.

Необходимым условием для успешной адаптации приёмного ребёнка в новой семье, его социализации в новых условиях, является способность создания новых стратегий функционирования замещающей семьи, как целостной системы. Программа обучения замещающих родителей является инструментом, повышающим родительские компетенции, направлена на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.

В программе использованы технологии интегративного подхода, ИКТ, современные ТСО. Авторы собрали качественный наглядный материал, способствующий наиболее эффективному процессу усвоения знаний слушателями. Активно используются разминки, упражнения, направленные на отработку определённых социальных навыков, навыков коммуникации и взаимодействия. Программа ориентирована на специалистов, осуществляющих сопровождение замещающих семей, и на замещающих семей, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.


Цель программы - повышение уровня компетенций замещающих родителей в воспитании и развитии приёмного ребёнка.

Задачи:

  1. Расширение знаний и представлений об особенностях развития детей–сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, повышение общепедагогических, правовых, психологических компетенций родителей;
  2. Выработка навыков и стратегий эффективного взаимодействия с приёмным ребёнком, специалистами;
  3. Профилактика вторичных отказов от приёмных детей, проявлений различных форм насилия в замещающих семьях, небезопасного поведения ребёнка в социуме.

Структура и форма работы:

  1. Курс рассчитан на четыре занятия с периодичностью не реже 1 раз в месяц. Продолжительность занятия - 5 часов (общее количество – 20 часов).
  2. Количество участников в группе не более 12-14 человек.
  3. Основная форма занятия – тренинг. Форма работы варьируется в зависимости от содержания занятия, образовательных задач.
  4. Формирование групп происходит на добровольной основе или по запросу муниципальных органов управления образованием.
  5. На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

Этапы и содержание программы

Диагностический этап:

  1. Знакомство, создание мотивации, сплочение группы.
  2. Первичное анкетирования с целью выявление уровня компетентности по вопросам развития и воспитания приемных детей.

Информационно-практический этап:

  1. Расширение знаний и представлений о приёмном ребёнке. Понимание и принятие психолого-педагогических и физиологических особенностей приёмного ребёнка.
  2. Особенности выбора методов и приёмов работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  3. Правовые аспекты воспитания и проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях.
  4. Выработка эффективных способов взаимодействия с ребёнком, как профилактика и предотвращения насилия, конфликтов. Поиск конструктивных решений в проблемных ситуациях.
  5. Выработка осознанного понимания родительской ответственности за воспитание и развития ребёнка, способов саморегуляции эмоциональных состояний родителя. Актуализация личных ресурсов замещающих родителей.
  6. Оказание помощи родителям в эффективном взаимодействии со специалистами.
  7. Наблюдение эмоциональных, вербальных и собственно поведенческих реакций в период прохождения программы.

Итоговый этап:

  1. Анкетирование с целью выявления:
    - усвоения программного материала;
    - сформированности умения применения полученных знаний на практике;
    - удовлетворенности занятиями.
  2. Фиксирование полученных данных на основе наблюдения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (представлено таблицей )
по программе обучения замещающих родителей «Успешное родительство»

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:

  1. Закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности развития детей-сирот.
  2. Методы и способы эффективного взаимодействия с приемным ребенком.
  3. Особенности формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста.
  4. Способы построения эффективного взаимодействия со специалистами.

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

  1. Использовать полученные знания в воспитании приемного ребенка.
  2. Видеть возможности формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приемного ребенка.
  3. Выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка.
  4. Предотвращать ситуации нарушений прав ребенка, риски жестокого обращения.
  5. Оценивать воспитательный ресурс своей семьи.
  6. Быть готовым к сотрудничеству со специалистами и другими замещающими семьями.

Литература:

  1. Байярд Роберт Т., Байярд Джин Ваш беспокойный подросток. Онлайн Библиотека http://www.koob.ru .
  2. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.
  3. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
  4. Гольдфельд С.П. Проект 0Подготовка мультипликаторов в рамках программы по формированию здорового образа жизни и профилактики ВИЧ/СПИД среди подростков и молодежи в 15 регионах России». – Москва, 2003.
  5. Гордон Т. Тренинг Эффективного Родителя (Parent Effective Training ‑ Pet) Онлайн Библиотека http://www.koob.ru .
  6. Дюррант Дж.Е. «Позитивная дисциплина», «Спасём детей» Швеция, перевод РПО «Спасём детей» Норвегия, 2008г.
  7. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  9. Конституция РФ
  10. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  11. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005.
  12. Мэтьюз ДЖ. и команда авторов «Прайд – программа для приёмных родителей и усыновителей», Американская лига защиты детства, Вашингтон, округ Колумбия
  13. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.
  14. Петрановская Л. В. В класс пришел приемный ребенок. Студио- Диалог 2009.
  15. Середа Е. И. Тренинги решения семейных проблем: Практическое ру­ководство. - СПб.: Речь, 2008.
  16. Свод законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
  17. Семейный кодекс РФ.
  18. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ, от 03.06.2009 N 118-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ)
  19. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
  20. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.- Петербург.унта,2005.
  21. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Выпуск 1. Изд. «Учитель»; г. Волгоград, 2009г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА

© 2015 М. Н. Швецова

канд. психол. наук, профессор кафедры психологии образования e-mail: [email protected]

Московский педагогический государственный университет

В статье проведен анализ психологических детерминант успешного замещающего родительства. Выделены группы успешных и неуспешных родителей приемных детей, даны психологические характеристики этих групп. В качестве детерминант успешного замещающего родительства названы восприятие родительства как пути самореализации, гибкость и позитивность во взгляде на детей.

Ключевые слова: замещающее родительство, успешное и неуспешное замещающее родительство, детерминанты успешного замещающего родительства.

Кризис, испытываемый современным обществом, проявляется в том числе и в увеличении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной часто становятся различные, в том числе и социальные, изменения, негативно отражающиеся на положении семей: это и снижение уровня жизни вследствие потери работы родителями, и неспособность последних адаптироваться к новым условиями, и как результат - алкоголизация семьи, неспособность родителей воспитывать детей.

В то же время известно, что семья, родители играют в развитии человека значительную роль, что подтверждено многочисленными исследованиями [Прихожан, Толстых 2009; Лисина 2009 и др.]. Отсутствие семьи и родителей (сиротство) отрицательно влияет на развитие ребенка, препятствует формированию уверенности в безопасности окружающего мира, автономности, инициативности, идентичности. Значимость этой проблемы подчеркивается в Национальной стратегии действия в интересах детей на

2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, где говорится, что «в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России». Таким образом, создание замещающих семей сегодня признано одним из приоритетов государственной политики в области защиты детства.

Однако простое перемещение ребенка в семью не может решить все его проблемы, и случаи отказа от детей по-прежнему не столь редки. Поэтому исследование психологических детерминант, позволяющих отнести замещающих родителей к успешным или неуспешным видится нам актуальным как для последующего теоретического осмысления проблемы, так и для практики психологопедагогического сопровождения замещающих семей, совершенствования подготовки потенциальных замещающих родителей.

Родительство в нашей работе понимается как совокупность материнства и отцовства, надындивидуальное целое, динамическая подсистема внутри семьи. В этом смысле наше понимание родительства перекликается с представлениями Р.В. Овчаровой, писавшей, что «родительство - это комплексное образование», которое «...является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значимой

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

социально-психологической функцией человека» [Овчарова 2003]. Успешное родительство, таким образом, можно трактовать как функционально состоятельное, позволяющее родителям справиться с возникающими проблемами без повышения уровня внутрисемейного стресса. В данной статье нам хотелось бы обсудить причины, способствующие становлению успешного замещающего родительства.

Согласно нашим наблюдениям, замещающее родительство может быть потенциально успешным, если причины, побудившие взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах и нравственных ориентациях семьи, когда в семье для приемного ребенка создается возможность выражать свое мнение при принятии решений, касающихся его жизни; когда его готовы признать самостоятельной личностью, способной осмыслять свои поступки; способной к совершению множества жизненных выборов.

Пытаясь описать различия между успешными и неуспешными замещающими родителями, О.Г. Япарова в своем исследовании подчеркивала, что успешные приемные родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, способствующими становлению эффективной взаимосвязи и взаимоотношений в приемной семье как малой группе. Среди наиболее значимых она называла такие характеристики, как открытость, гибкость установок, терпимость, откровенность, потребность в принадлежности к группе, самоконтроль, спокойное отношение к неудачам, наличие предшествующего опыта воспитания родных детей, лидерские качества и отношение к родительству как механизму самореализации[Япарова 2009].

При этом успешной может считаться не беспроблемная адаптация (которая трудна в силу особенностей детей, проживающих вне семьи), а такая, при которой взаимодействие между членами семьи приведет к сближению ценностных ориентаций, мотивов, социальных установок и целей. Подобное с наибольшей вероятностью можно представить в рамках зрелого родительства, когда у семьи уже есть опыт преодоления конфликтов, обусловленных ростом детей и их взрослением. Возможно, этот опыт поможет толерантно относиться к проблемам ребенка с другими, отличными от собственных ценностными приоритетами и постепенно, ненасильственным путем, через каждодневное общение, находить точки соприкосновения.

Очевидно, что часть детей, прежде всего тех, кто никогда не был в семье, с большим трудом может адаптироваться в приемной семье. Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой неуспешными родителями могут оказаться те, кто в силу случайных обстоятельств получил более «тяжелых» детей, а значит, есть необходимость сравнения детей успешных и неуспешных родителей для исключения подобной возможности. Однако в нашей статье мы остановимся лишь на описании характеристик родителей, не затрагивая подробно особенностей приемных детей.

Любая оценка замещающих родителей предполагает, что одни из них лучше справляются со своими новыми обязанностями, другие - не столь хорошо, то есть кто-то действует более успешно. Замещающее родительство - это не простой путь, выбранный взрослыми людьми, который может принести им значительный личностный опыт, как позитивный, так и негативный, может стать путем совершенствования или разочарования.

Согласно статистическим данным, большинство отказов от детей происходит в первые три - пять лет пребывания в семье [Семья 2012], однако успешность процесса взаимной адаптации можно оценить уже после двух лет. По этой причине в категорию успешных замещающих родителей нами были отнесены те, кто после двух лет пребывания ребенка в семье рассматривали возникающие трудности как временные, считали ребенка частью своей семьи, ее полноправным членом, а ребенок стремился остаться в семье. В категорию неуспешных родителей вошли те, кто высказывал

пессимизм относительно дальнейшего пребывания ребенка в семье, считал возникшие проблемы труднопреодолимыми. То есть группы были сформированы нами в соответствии с явными признаками в поведении и высказываниях о ребенке замещающих родителей. Группа «неуспешных» фактически демонстрировала процесс обдумывания возможного возврата ребенка как способа решения проблем. А группа «успешных» демонстрировала готовность справляться с проблемами, большей частью без вмешательства со стороны. Такая резкая граница была нам необходима для получения наиболее достоверных данных относительно взаимосвязи оценок себя и семьи со способностью быть успешным или неуспешным замещающим родителем. Всего в исследовании приняли участие родители из 87 замещающих семей, 71 из которых были отнесены к успешным и 16 к неуспешным.

Для проведения исследования нами были использованы методы опроса, методика незаконченных предложений, «Наиб-тест», а также шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина («Диагностика психических состояний и свойств личности»). Проводимое исследование можно в некоторой степени назвать пилотажным, так как мы пытались выявить переменные, позволяющие нам далее предсказывать потенциальную успешность родительской пары.

По результатам опроса оказалось, что 28% успешных приемных родителей говорят об отсутствии трудностей, а более 70% о том, что возникающие проблемы между ними и их приемными детьми решаемы и не требуют вмешательства со стороны, в то время как неуспешные приемные родители склонны считать трудности труднопреодолимыми, говорят о невозможности решить их в рамках семьи. Более половины проблем у неуспешных родителей связаны с поведением приемных детей, причем именно приемным детям приписывались причины неразрешимости конфликтных ситуаций, склонности усугублять и без того сложную жизненную ситуацию.

Особенно показательными оказались высказывания неуспешных родителей относительно проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании детей. С одной стороны, замещающие родители говорят о реальных трудностях: ложь, воровство, побеги из дома, невозможность оставить ребенка без присмотра, то, что он требует постоянного внимания. Эти трудности в целом типичны для детей, оставшихся без попечения родителей. О них также упоминают исследователи [Япарова 2009; Петрановская 2009]. Это реальные трудности (воровство, ложь, сексуальная озабоченность, нельзя оставить без присмотра, побеги из дома), типичные для детей, оказавшихся без опеки родителей. С другой стороны, это претензии к детям, которые сводятся к таким высказываниям: не хочет учиться, не любит трудиться, не ладит с другими детьми (в том числе братьями и сестрами), у него плохая генетика и т.д.

Ответы, полученные с помощью «Методики незаконченных предложений», группировались, оценивалась частота появления того или иного кластера у родителей разных групп. Значимые различия обнаружены в группах успешных и неуспешных приемных родителей при продолжении предложения «По сравнению с другими семьями...» на уровне р = 0,001 (критерий Манна-Уитни). Только половина неуспешных приемных родителей считают свою семью дружной, счастливой, с достатком, тогда как более 80% успешных приемных родителей довольны своими семьями, что, на наш взгляд, свидетельствует о внутригрупповой приверженности как проявлении позитивной групповой идентификации у успешных приемных родителей и ее отсутствии у неуспешных.

Также значимые различия между неуспешными и успешными приемными родителями обнаружены в распределении ответов на утверждение «Если ребенок провинился, то родитель...» (р = 0,001, критерий Манна-Уитни). Приемные родители,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

отнесенные нами к категории неуспешных, высказывались в пользу наказания ребенка, в то время как подавляющая часть успешных приемных родителей считают, что сначала необходимо выяснять причины, разобраться, поговорить и только после, при необходимости, наказывать.

Важнейшим аспектом воспитания детей в семье являются поощрение и наказание. Большинство неуспешных приемных родителей настаивают на том, что наказание должно вызывать у ребенка обиду и разочарование или чувство вины. Опрос детей подтвердил тот факт, что неуспешные приемные родители предпочитали наказывать ребенка за каждую ошибку, тогда как успешные приемные родители гибко использовали систему наказания и поощрения, предпочитая поощрение. Успешные родители используют и поощрение, и наказание для управления конфликтной ситуацией, корригируя таким образом деструктивное поведение ребенка и поддерживая конструктивное. Оказалось, что методы наказания и поощрения в приемных семьях обусловлены методами наказания и поощрения в семьях, где воспитывались приемные родители.

Значимые различия между ответами успешных и неуспешных приемных родителей обнаружились при продолжении утверждения «Я переживаю когда...» (р = 0,008, критерий Манна-Уитни). Основная причина переживаний неуспешных приемных родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил поведения детьми, в то время как успешные родители способны более гибко подходить к анализу поведения ребенка и оценке того, насколько его поведение соответствует или не соответствует правилу.

Анализ «Теста незаконченных предложений», в котором оценивалось отношение приемных родителей к себе как родителям и к семье, показал, что для успешных родителей их родительство - способ самореализации, тогда как для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции родительства.

Эмоциональное состояние родителей мы оценивали по показателям «Наий-теста». Наиболее ярко проявились различия между группами успешных и неуспешных родителей по показателю агрессивности. Согласно нашим данным, неуспешные родители более агрессивны.

Обнаружены достоверные различия в группах успешных и неуспешных приемных родителей по показателю калечность «Crip» (p = 0,97 критерий Стьюдента), свидетельствующие о более серьезном отношении успешных замещающих родителей к здоровью приемных детей

Данные шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина («Диагностика психических состояний и свойств личности») свидетельствуют о том, что наиболее тревожными (реактивная тревожность) в момент обследования оказались неуспешные приемные родители.

Описывая портрет успешного замещающего родителя можно сказать, что это человек в возрасте 40-50 лет, высоко оценивающий свою семью, проявляющий высокий уровень внутригрупповой приверженности, относящийся к возникающим проблемам как потенциально решаемым, с низким уровнем агрессивности, внимательно относящийся к здоровью близких (в том числе детей), склонный обсуждать проблемы, прежде чем принимать решения, соответственно,

предпочитающий стимулировать положительное поведение ребенка через поощрение хорошего поведения, использующий наказание только в крайних случаях. Успешный замещающий родитель видит в родительстве путь самореализации, считает воспитание детей самой важной функцией взрослого, имеющего детей.

Портрет неуспешного замещающего родителя - это портрет человека, считающего некоторые трудности непреодолимыми, с более высоким по сравнению с

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Швецова М. Н. Психологические детерминанты успешного замещающего родительства

первой группой уровнем агрессии, твердо придерживающегося мнения, что ребенка надо наказывать и наказание только тогда эффективно, когда ребенок чувствует после него обиду или испытывает вину. Согласно взглядам неуспешных приемных родителей, поощрения менее эффективны в воспитании, чем наказания. Эта категория родителей очень нервничает, когда дети нарушают установленные родителями правила и не выполняют требования. Самореализация у этой категории родителей не включает воспитание детей, они видят ее в другой сфере жизни.

Подытоживая, можно сказать, что среди детерминант, обусловливающих потенциальную успешность замещающего родительства, в первую очередь стоит называть восприятие родительства как пути самореализации, саморазвития. Именно это помогает замещающим родителям справляться с трудностями, преодолевая проблемы в поведении детей. Кроме того, важной характеристикой оказывается определенный уровень гибкости в восприятии поведения ребенка (попытка понять, прежде чем наказывать) и позитивность во взгляде на детей (идея, что дети положительны по своей природе и стремятся к лучшему, значит, поощрение в воспитании более эффективно), в то время как неуспешные замещающие родители более склонны акцентировать внимание на негативе (плохой генетике, плохих биологических родителях и т.д.), как бы воспринимая ребенка как неисправимого, стремящегося к плохому.

В исследовании были выявлены различия по показателям агрессивности, реактивной тревожности, калечности в группах успешных и неуспешных приемных родителей, однако это, на наш взгляд, лишь следствие разности ценностных ориентаций относительно принятия в семью детей, разности восприятия природы ребенка. Выявленные факты, по нашему мнению, требуют своего дальнейшего осмысления и более глубокой исследовательской работы.

Библиографический список

Бешкарева Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи // Семья, брак и родительство в современной России. М.: Когито-Центр, 2014.

Зуев К.Б. Стабильность замещающей семьи: новый взгляд// Перспективы развития науки и образования // Сб. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2015. С. 87-89

ЛисинаМ.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Петрановская Л.В. В класс пришел приемный ребенок. М.: Студио - Диалог,

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. №3. С. 5-12.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», http://www.pravo.gov.ru

Эффективность работы органов опеки и попечительства в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации по итогам 2011 года / под науч. ред. Г.В. Семьи. М.:ООО «Вариант», 2012.

Япарова О. Г. Ценностные ориентации приемных родителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. Вып. № 98. С. 325-328

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: "ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ. Однако реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребёнка. К сожалению, нравственные нормы, определяющие обязанность всех родственников заботиться об осиротевших детях, утратили свою силу с размыванием, ослаблением родственных связей. Таким образом, даже ближайшие родственники нередко отказываются принять в свою семью оставшихся без родительского попечения племянников, внуков и т.д. Нельзя, конечно, не принимать во внимание тот факт, что материальное положение многих российских семей таково, что исключает возможность принятия на воспитание ребёнка, тем более что предусмотренные законом выплаты не покрывают реальных затрат на его содержание.

Организация выявления и учёта детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, - это два важнейших направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-либо причинам, оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребёнка к новому окружению.

Сегодня много говорят о детском сиротстве в целом и о том, как можно справиться с этой проблемой на государственном уровне. Каждый, наверное, понимает, что именно семья является самым эффективным способом решения проблемы ребёнка - сироты. Если нет возможности сохранить для ребёнка кровную семью, необходима система замещающих семей. В них дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все культурные ценности, семейные традиции. Став взрослыми, сумеют создать собственные семьи по образу и подобию той, в которой они воспитывались.

Замещающая семья - это форма семейного устройства детей вне кровной семьи. Специалисты называют замещающей любую семью, которая взяла на воспитание ребёнка из сиротского учреждения, вне зависимости от формы устройства: усыновление, опека, приемная или патронатная семья.

При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учётом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ. Думается, что эти требования следует рассматривать как общие для любой формы устройства ребёнка.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Семейного кодекса усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общие требования к оформлению усыновления описаны в главе 19 Семейного кодекса.

Законодатель разделяет усыновление российскими гражданами и гражданами других государств. Усыновление российскими гражданами осуществляется в соответствии с российским законодательством.

Организационную функцию при решении различных вопросов (прежде всего правовых), возникающих при осуществлении процедуры усыновления, выполняют органы опеки и попечительства либо уполномоченные на то учреждения.

Усыновление призвано закрепить сложившиеся между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к отношениям между родителями и родными детьми, а в правовом отношении усыновленный ребёнок полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. Биологические родители, соответственно, с момента усыновления утрачивают свои родительские права и обязанности полностью, а усыновители приобретают всю полноту родительских обязанностей и прав, предусмотренных российским законодательством. Ребёнок же приобретает любящую семью, впитывает в себя семейные традиции и культурные ценности, что в будущем служит почвой для создания собственной семьи. Но на усыновление решаются немногие. Это большая моральная ответственность и серьёзные материальные обязательства. Ежегодно только 1-2 ребёнка приобретают такую семью.

В России государство всесторонне поддерживает замещающие семьи. Одна из граней поддержки, безусловно, является материальная. Согласно Федеральному закону РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ приёмным родителям, организовавшим приемную семью на договорных основаниях выплачиваются следующие виды пособий(2014г.):

· единовременное пособие при передаче детей в приёмную семью (13 087 руб. 61 коп);

· пособие на содержание детей - 40% от заработной платы усыновителя в отчётном периоде;

· денежные компенсации затрат на приёмного ребёнка, произведенных в отчётном периоде;

· зарплата приёмного родителя (ее размер зависит от региона проживания приемной семьи).

Таким образом, замещающая семья в отношении приёмного ребёнка выполняет многообразные функции (развивающую, обучающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую) и призвана решать задачи восполнения недостатка его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидации его отставания в развитии от сверстников и нуждается в активной поддержке и стимулировании государства.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение