Значение праздника в жизни человека. Роль праздников в воспитании детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Праздники мы все любим с детства и ожидаем их с нетерпением. Но, несмотря на то, что для большинства из нас детство осталось далеко в прошлом, любовь к праздникам осталась неизменно. И периодически, находясь на рабочем месте, мы нет-нет, да заглянем в производственный календарь на 2014 год для того, чтобы посмотреть, когда же нас ожидает очередная праздничная дата.

Несмотря на то, что взрослая жизнь таит в себе множество проблем, требующих решений, и совсем не напоминает сказку, как это было в детстве, без чудесного ощущения праздника она была бы совсем уж серой и скучной.

Ведь праздник по своей сути – это совершенно особенное состояние души, сопровождающееся практически необъяснимым жизненным подъемом и позитивными, совершенно светлыми эмоциями.

Не будет преувеличением заявить, что праздники необходимы всем без исключения, независимо от пола, возраста, социального статуса и вероисповедания. Но каждый из них ценит в них нечто свое, особенное. Одни любят получать подарки, другие ценят общение с родными и близкие, а третьи просто веселятся, и при этом для них не имеет особого значения, какой сегодня праздник .

Праздник во все времена выполнял, прежде всего, общественную функцию. А потому имеет достаточно глубокий смысл, поскольку именно во время торжественного события человек чувствует себя не только личностью, но и неотъемлемой частью определенного коллектива.

Календарь праздников в нашей стране меняется постоянно, точно также, как и меняется окружающая нас жизнь. Но есть такие даты, которые празднуются неизменно на протяжении многих веков.

Прежде всего, речь идет о религиозных праздников. Многие из них не входят в число официальных и не являются выходными днями, но люди помнят о них и отмечают в соответствии со сложившимися традициями. Это во многом помогает глубже понять свою историю и стать ближе к своим корням.

Ни для кого не секрет, что абсолютно любой праздник противопоставляется будним дням. А потому для многих очень важно, чтобы торжественный день проходил каким-то особенным образом.

Для многих любимым праздником является День рождения, и в этом нет совершенно ничего удивительного. Ведь это один из немногих дней в году, когда друзья, знакомые и родственники вспоминают о человека, а также говорят ему много приятных слов, которые в большинстве случаев в нашей повседневной жизни показались бы несколько нуместными. И это вдвойне приятно.

Впрочем, о каком бы празднике ни шла речь, наверняка, никто не станет отрицать тот факт, что вещь это очень хорошая. В праздничные дни мы отдыхаем как душой, так и телом и набираемся новых сил.

Исакова Екатерина Сергеевна – студентка филиала Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Нижневартовске.

Аннотация: Актуальность темы праздника обусловлена тем, что в условиях высокого динамизма в развитии культуры, наблюдается тенденция к свертыванию пространства человеческих взаимоотношений.

Ключевые слова: Традиция, праздник, культура, динамизм, ценности, восприятие, интерес, самовыражение, самореализация.

На фоне изменений современной культуры актуальным становится восстановление способности праздника пробуждать творческие возможности человека, восприятия празд¬ника через ценности, которым он посвящен, утверждать и подчинять им повседневный способ бытия.

Из многовековой истории человечества известно, что праздник – это одно из состоя¬ний духовного мира человека. Исторические корни праздника уходят в глубокую древ¬ность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, целостными ориентациями. Необычность праздничного дня, особенность эмоционального фона, связь праздника с сакральностью – все это закрепляет за праздником черты самостоятельного, уникального и эстетического явления в жизни человека.

Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях.

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник – это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма. Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура – это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.

Социальная сущность народного праздника в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства.

Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой.

В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

«Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая».

Праздник – всестороннее и обширное действо, определенное по содержанию. Культурно эволюционируя, человек сохраняет способность на грани игры и жизни находиться в праздничном пространстве одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Еще Платон отмечал способность праздника формировать сознание человека, новое миропонимание.

Поскольку система ценностей любого общества имеет тенденцию к изменению, появлению новых доминант поведения, новых идеалов и отторжения норм, ставших архаичными, то и перемены праздника как исторического феномена закономерны.

Список литературы

1. Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. Минск 2010. – 590 с.

2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.: Паритет, 2004. – 442 с.

3. Народные и православные праздники: Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1 / Сост. И. Панкеева. – М., 1998.

4. Романова Г.А. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. – 164 с.

5. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.

6. Платон // Антология мировой философии. Т.1. ч.1 – М.: Мысль, 1969. –с 370-407

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.

Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.

Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:

Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);

Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;

Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;

Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;

Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.

Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.

Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.

Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.

Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.

Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.

(1)0тбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (3)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом.
(8)Не очень весёлые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (10)Можно смириться и принять - так, дескать, было всегда: делу время, потехе - час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться.
(11)А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отложить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников.
(12)На этот раз - майских. (13) Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, когда не то что жить, просто выживать становится всё труднее. (16)А многие и этих, официальных, уже не замечают - не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»
(18)Впрочем, всё это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внутренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носимый в сердце, дарящий радость, счастье, довольство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж?
(23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил. (27) Даже после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь.(28)Светлый был парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нём эта черта, необъяснимой казалась. (30)Однажды не выдержал, спросил.
(31)- А у меня, - говорит, - напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их жёлтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (33)Ну будто спелый ананас - вот-вот сок брызнет. (34)И тёмная зелень кроны, и небо, уже не окрашенное зарёй, а чистое, голубое, высокое... (35)Красотища - дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (36)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...
(37) - А если пасмурно или в темноте встать придётся? - спрашиваю.
(38) -Глаза закрою и увижу. (З9)Главное - захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь - увидишь. (43)Захотеть главное.
(44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получалось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг. (По М. Беляту)
Сочинение.
Что такое «внутренние праздники» и какова их роль? Что помогает человеку не утратить радость к жизни? Что нужно сделать для того, чтобы жизнь была не в тягость? Эти вопросы заставили М.Белята задуматься над проблемой роли «внутренних праздников» в жизни человека.
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, автор сопоставляет два вида праздников – календарные и «внутренние, в душе располагающиеся». Используя цитирование, он приводит слова Хемингуэя о праздниках, которые «всегда с тобой», которые « дарят радость, счастье, довольство». Это «внутренние праздники», роль которых автор раскрывает на примере из собственной жизни, подробно описывая их воздействие на его приятеля. Тот всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, потому что умеет в обыденной жизни находить прекрасное, получать «заряд оптимизма» у природы. М.Белят тоже научился начинать день с «праздника и в душе, и в сердце».
Авторская позиция прямо выражена в конце текста: чтобы полюбить жизнь и научиться ей радоваться, надо просто оглянуться вокруг, научиться любоваться природой и мечтать.
Я согласна с мнением Белята и считаю, что человек должен научиться бороться с унылой повседневностью и радоваться красоте жизни и природы, тогда и будет праздник в душе у каждого из нас.
Русская литература на примере своих героев учит нас этому умению. Вспомним эпизод, когда Наташа и Николай Ростовы возвращаются из дома дядюшки после охоты, танца Наташи. Наташа говорит Николаю, что уже никогда не будет так счастлива, как теперь. В ней возникает отвращение к обыденной, серой жизни, ей нужен праздник души. Стремление к яркой жизни, к празднику находит удовлетворение в сценах святок. Святки - время всяческих чудес, необыкновенных происшествий, время преображения мира, смещения привычных ценностей. Здесь и обряд переодевания, здесь и веселье, музыка. Мир становится сказочным, фантастичным. Всё здесь в движении, нет мёртвой неподвижности, обыденности.
Карельский писатель Л. Вертель все свои произведения посвятил красоте родного края. Природа для автора становится местом своеобразного ухода от суетливого мира; местом обретения себя, праздника для души. Например, в рассказе «Глоток воли» он пишет о том, как на природе испытывает чувство свободы, счастливое состояние покоя и мира в душе.
Итак, мы видим, что «внутренние праздники» играют большую роль в жизни человека: они делают его счастливым, помогают преодолевать трудности и уравновешивают внутреннее состояние. (343 слова)
Хватова Александра.


Приложенные файлы



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок