Принципы оказания психологической помощи подросткам. Методы оказания психологической помощи людям в ситуациях тяжёлых переживаний

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

К сожалению, чрезвычайные ситуации в нашем обществе — явление достаточно частое. Многие люди становятся жертвами аварий или природных катаклизмов, подвергается физическому насилию, становятся жертвами террористов или, обратившись в оккультные организации, утрачивают веру, доверие, базовое чувство опоры на себя. Поэтому оказание психологической помощи в экстренных ситуациях все чаще оказывается востребованным и актуальным направлением работы практикующего психолога.

Тем более нашего психолога Ирины В. Влади, владеющей профильным образованием в области исцеления психологических травм (образование Института психотерапии и клинической психологии при Минздраве РФ), а также, … неожиданно, практическим опытом в области духовных практик.

К негативным факторам, которые появляются у человека, пережившего экстренную ситуацию, относят страх, фрустрацию, агрессию и раздражительность, отчаяние, депрессию. Все эти состояния искажают восприятие человеком действительности, ведут к поведенческим нарушениям и мешают пониманию человеком путей выхода из кризиса. Таким образом, получается замкнутый круг, разорвать который без помощи грамотного психолога зачастую бывает невозможно.

Принципы оказания психологической помощи

  • Безотлагательность. Чем раньше будет оказана помощь, тем проще будет справиться с проблемой! Своевременная помощь позволит избежать перехода посттравматических симптомов в незаметное состояние, которое можно описать так: «со мною все нормально, просто настроение подводит...»
  • Простота. Как правило, при получении неотложной психологической помощи сразу после пережитого стресса, человеку требуются простые вещи: еда, возможность отдохнуть и поговорить о своих переживаниях. Человеку, находящемуся в остром аффекте, важно почувствовать, что он больше не один на один с этой проблемой.
  • Здравомыслие. Если Вы пострадали в чрезвычайной ситуации, Вам просто нужно время и психологическая помощь, чтобы адаптироваться. При стрессе «клиент» отличается от «пациента» тем, что у клиента сразу после стресса любая «неадекватная реакция» является НОРМАЛЬНОЙ. Нет смысла клиенту пугаться интенсивности своих переживаний: своего гнева, страха, своих панических атак или тревоги. Контроль над переживаниями мы помогаем восстановить. Другое дело - помощь психолога при восстановлении человека после хронических или затяжных стрессов, но это - отдельная тема.
  • Комфорт, Наш клиент получает помощь в привычной, комфортной для себя обстановке, что позволит ему быстрее сбросить напряжение. Задача психолога и клиента совместно проверить, нейтрализован ли источник психологической травмы, и нейтрализовать его. А вот госпитализация человека, находящегося в остром аффекте, может привести к появлению глубоких нервно-психических расстройств, поэтому прибегать к этому мы Вам не советуем.
  • Единство воздействия психолога. У нас с Вами работает только один психолог. Мы соблюдаем правило, что помощь должна исходить от одного лица.

Мы - не государственная организация. Каждый приём клиента - это гарантированное внимание, качество и совместный труд психолога и клиента на совесть, и за деньги. При этом функции службы экстренной психологической помощи мы выполняем на равноценном уровне, зная более 300 методик практической помощи.

Служба экстренной психологической помощи выполняет функции :

  • Практическая. Она состоит в собственно психопрофилактической и коррекционной работе с лицами, волею случая оказавшимися в чрезвычайной ситуации, их семьями, спасателями, которые также могли получить психологические травмы.
  • Координационная. Служба экстренной помощи обеспечивает оперативную связь между подразделениями психологической поддержки различной специализации, что у нас обеспечено широким спектром знаний специалиста.

Часто возникает потребность помощи целой группе пострадавших людей, объединенных по случайному стечению обстоятельств. Такие группы могут быть разнородными по составу - возрасту, социальному положению, полу, системе ценностей. Работа ведется именно со спонтанными группами, которые не подбираются специально для проведения терапии. В данном случае к нам обращаются члены семьи или друзья, потерявшие адаптацию или пережившие стресс.

Необходимо работать с людьми, которые находятся в состоянии острого аффекта, а многие еще и - под сильным влиянием травмирующей ситуации.

Очень часто имеет место быть низкий социальный статус и уровень образования людей, нуждающихся в экстренной психологической помощи. Для этого у нас разработаны авторские свечи влади, позволяющие вне зависимости от личных данных клиента найти общий язык через искусство, цвет, форму, тепло огня и возвратить утраченное состояние безопасности. Мы это делаем через методику психологической связи человека с внутренними архетипами: клиент выбирает, покупает, зажигает и наблюдает за распадом свечи влади в процессе горения, символически теряя форму прошлой проблемы и находя нового себя, освещенного теплом горящей свечи.

У жертв и пострадавших в ЧС часто острое аффективное состояние возникает на фоне других проблем психологического характера - например, невротических расстройств, которые могут быть косвенно связаны с травмирующей ситуацией.

Чувство потери (родного, близкого человека, работы, материальных ценностей, и т.д.). Оно возникает у подавляющего большинства переживших травматическую ситуацию.

Цель и задачи экстренной психологической помощи

Чтобы помочь человеку справиться с посттравматическим состоянием, важно выйти из симптомов последствий стресса. Психолог при оказании такой помощи не затрагивает глубокие слои сознания, не заставляет клиента думать, а напротив, помогает сменить психо-физическое состояние на новое!

Можно выделить три важнейшие группы задач:

1 задача: Профилактика возникновения панических реакций острого характера. Профилактика возможна только с теми клиентами, которые умеют и заботятся о себе: о своих 50% психологического самочувствия и о 50% физиологии. Здоровое тело и дух быстро восстанавливается благодаря имеющимся запасам сил. А вот панические реакции острого характера возможны только при отсутствии резервов психо-физиологического здоровья. Ощущаете, что Вы сам или родственник как "ходячий нерв", приходите хотя бы на одну консультацию или используйте наш авторский инструмент психологической помощи "свечи влади".

2 задача: Профилактика отсроченных по времени нервно-психических расстройств. Тут хочется разбавить медицинской шуткой, что "Нет здоровых пациентов, есть недообследованные...", поэтому, если Вас лично ничего не беспокоит (и срыва компенсации нет), то ограничьте свою терапию свечами влади, - это прекрасный быстрый ресурс сил, очищения от усталости и создатель хорошего настроения. Второй вариант - это терапия у психолога 1 раз в 3-4 недели, с конкретными хорошими достижениями, на которые мы Вас гарантированно направляем.

Совершенно другое направление связано с оказанием помощи лицам, уже получившим нервно-психические расстройства, связанные с травматической чрезвычайной ситуацией. Здесь уже возникает необходимость в проведении работы по психокоррекции и терапии.

При работе с лицами, пострадавшими от катастроф, землетрясений, взрывов и долгое время вынужденными находиться в изоляции, может быть применен метод экстренной информационной терапии. Он состоит в трансляции звуковых рекомендаций через систему усилителей, что призвано помочь выжившим дождаться освобождения спасателями. Такая трансляция даст возможность сохранять присутствие духа и будет способствовать уменьшению страха без перехода в панические состояния. Причем трансляция осуществляется как в момент травмы, так и как одна из методик во время сеанса на консультации. Психолог говорит, а Вы повторяете особые волшебные слова и предложения.

Перечень информации для трансляции может включать в себя:

  • Упоминания, что окружающие делают все возможное для их спасения.
  • Рекомендации сохранять спокойствие для экономии физических сил. Один из методов - самовнушение. Необходимо закрыть глаза и мысленно повторять фразу: «Я спокоен», чередуя это действие с размеренным счетом от 1 до 20. Это поможет снять острое напряжение и нормализует физиологические показатели.
  • Дышать нужно медленно, через нос, но неглубоко - благодаря этому можно будет сэкономить кислород.
  • Рекомендации о том, что при возможности необходимо оказывать себе самопомощь.
  • При наличии физических повреждений лучшее, что можно сделать - минимизировать физическую активность. Это поможет избежать сложного смещения костей.

3 группа - это работа по запросу с родственниками и близкими людьми пострадавших. К ним может быть применен весь комплекс поведенческих приемов и способов, направленный на помощь клиенту в управлении своими реакциями переживания ситуации утраты, возбуждения, аффективных стрессовых реакций.

В нашей работе с клиентом мы выполняем и придерживаемся свода правил первой помощи для психологов. Вот эти правила:

Правила первой помощи для психологов

  • Мы рассказываем клиенту о том, что ожидается от терапии и как долго она продлится. Это помогает согласовать возможности психолога и надежды клиента на результат.
  • Прежде чем приступать к действиям по оказанию психологической помощи, мы комплексно оцениваем ситуацию, чтобы понять, какая и кому еще помощь требуется.
  • Работа начинается с рассказа о профессиональной компетентности — мы рассказываем об условиях работы, заключаем устный контракт, рассказываем о успехах наших клиентов, о своей квалификации и опыте.
  • Возвращая в ходе своей работы клиенту чувство нужности другим людям, мы возвращаем личную способность человека к самоконтролю.
  • По обстоятельствам, психолог может установить легкий телесный контакт - взять пострадавшего за руку или прикоснуться к плечу.
  • Мы можем рассказать о тех мерах, которые предпринимаются для спасения и облегчения состояния.
  • Мы применяем принципы активного слушания, при котором клиент выговаривается, психолог повторяет за клиентом только те фразы, которые имеют положительную эмоциональную окраску.
  • В случае, если Вас привели к нам Ваши родственники, мы можем привлечь их к помощи, предлагая выполнить небольшие конкретные задачи.

Существуют различные модели оказания психологической помощи. Однако независимо от выбранной модели оказание психологической помощи подросткам требует соблюдения ряда общих этических, содержательных и организационных принципов оказания психологической помощи, построения диагностических и коррекционно-развивающих программ . К этим принципам можно отнести:

  • - принцип добровольности обращения клиента. Никто не может быть вовлечен в консультативную и (или) психотерапевтическую работу и подвергнут процедурам психологической диагностики и коррекции без добровольного согласия. При работе с несовершеннолетними важным условием становится получение согласие законных представителей ребенка на проведение психологической работы. Подросток еще не является совершеннолетним, однако уровень его развития, рефлексия и самосознание позволяют не только оценивать трудность стоящей перед ним проблемы, но и принимать решение об обращении к психологу за содействием в ее решении. Это создает двойственную ситуацию, когда, с одной стороны, согласие на психологическую работу должны дать представители подростка - его родители, а с другой - добровольное согласие самого подростка на получение этой помощи становится ключевым условием ее эффективности;
  • - принцип конфиденциальности связан с гарантированностью личностной и социальной безопасности обращения в консультацию подростка и сохранением в тайне всех сведений, полученных в ходе работы. Сообщение данных о факте обращения, характере проблемы и результатах психологической работы третьим лицами возможно либо с согласия клиента, либо в условиях возникновения угрозы жизни и безопасности самого клиента или иных лиц. Вместе с тем с учетом возраста подростка и правовой ответственности родителей за его жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье и развитие принцип конфиденциальности в работе с подростками не распространяется на их родителей и опекунов;
  • - принцип личной ответственности клиента предполагает, с одной стороны, признание права клиента на выбор своего варианта решения проблемы, с другой - принятие ответственности за его реализацию и последствия. В условиях психологической работы с подростками необходимо ограничить его применение зонами возрастной компетентности подростка и уровнем сто социальной зрелости. Содействие и оказание психологической поддержки подростку в принятии и реализации решения являются безусловной обязанностью психолога-консультанта;
  • - принцип "не навреди" акцентирует внимание на том, что используемые методы психологической работы не должны нанести психологический, социальный или физический вред клиенту;
  • - принцип профессиональной компетентности и ответственности психолога связан с необходимостью адекватной оценки психологом границ своей профессиональной компетентности при работе с подростками. Выход за пределы своих профессиональных знаний и умений, применение в практической работе с подростками сомнительных, недостаточно валидных либо просто неосвоенных самим специалистом методов недопустимо;
  • - принцип ориентации на "нормативность" развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростка. Соционормативная модель психического развития в подростковом возрасте основывается на задачах развития и социокультурных ожиданиях в отношении сформированности возрастных психологических новообразований и внутренней логики развития как последовательности взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий развития. Представление о нормативности развития включает модель содержания, механизмов, условий и факторов психического развития на каждой возрастной стадии. В отечественной практике психологического консультирования но проблемам развития и обучения в подростковом возрасте заслуженное признание получила теоретическая модель, разработанная в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.;
  • - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач подчеркивает значимость всех трех направлений психологической работы с подростками. Коррекционные задачи связаны с исправлением отклонений, нарушений развития и разрешением трудностей развития, профилактические задачи ориентированы на предупреждение отклонений и трудностей в развитии, а развивающие задачи направлены на оптимизацию, стимулирование, амплификацию и обогащение содержание развития;
  • - принцип единства диагностики и коррекции отражает идею целостности и единства процесса оказания психологической помощи. Любая коррекционная работа предполагает проведение диагностических процедур. Диагностика осуществляется как на этапе определения психологических трудностей и их причин, так и на этапе осуществления коррекционного воздействия с целью контроля за динамикой изменения поведения и деятельности подростка, развития его эмоциональных состояний, чувств и переживаний;
  • - принцип "коррекции сверху вниз" определяет главной задачей коррекции создание зоны ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский). Коррекция должна быть направлена на развитие качественно новых психологических способностей, которые составляют зону ближайшего развития подростка. Важным является не тренировка сохранных психических функций и способностей ("коррекция снизу вверх"), а активное формирующее воздействие, оказывающее целенаправленное влияние на генезис и становление психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста ("коррекция сверху вниз");
  • - принцип приоритетности коррекции каузального типа ориентирован на выделение и устранение причин внешних симптомов психологического неблагополучия подростка. Работа па устранение симптомов неблагополучия (симптоматическая коррекция) может быть эффективна в краткосрочном аспекте при решении задач по снижению выраженности острых признаков неблагополучия, которая в большинстве случаев носит временный характер (например, девиантного поведения). Только каузальная коррекция будет эффективна при работе в среднесрочной и долгосрочной перспективах, позволяя устранить сначала причины, а потом и симптомы психологического неблагополучия;
  • - деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Основным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности подростка, в ходе реализации которой создаются условия для его ориентировки в трудных конфликтных ситуациях, организуется их разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в личностном развитии подростка;
  • - принцип комплексности методов психологического воздействия подчеркивает необходимость использования различных методов, техник и приемов работы, принадлежащих разным школам психологии. Значимым становится вопрос эффективного подбора взаимодополняющих методов работы при решении конкретной задачи;
  • - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения подростка к участию в коррекционной программе связан с идеей, что результатом коррекционной работы будут психологические изменения не только самого подростка, но и его отношений со значимым социальным окружением. Другими словами, результатом станет оптимизация социальной ситуации развития подростка. С другой стороны, социальное окружение предоставляет ресурсный потенциал для оказания психологической помощи подростку. Привлечение близкого социального окружения подростка, чаще всего семьи или сверстников, для совместного решения проблем, отработки приобретенных умений и переноса их в реальную жизнь, стабилизации приобретенных психологических качеств является необходимым условием эффективности психологической коррекции. Иллюстрацией могут выступать тренинги личностного роста, которые предполагают взаимодействие подростка со сверстниками, часто незнакомыми ему до начала групповой работы, которые создают типичную "подростковую среду". В этой "подростковой среде" у проблемного подростка появляется возможность проявить себя в новых ролях и качествах, опробовать новые стратегии и способы действий, получить обратную связь о себе и своем поведении.

Указанные принципы определяют общее содержание психологической помощи подросткам. Конкретные жалобы и запросы будут определять цели и задачи, выбор формы (индивидуальная или групповая) и методов работы.

  • Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидере А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков; Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования


ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Студента курса гуманитарного факультета


Учебная дисциплина: Психология самоопределенния и жизненного пути

Тема: Особенности оказания психологической помощи себе


Оценка___________

г. Одесса



Содержание

Введение 3

1. Особенности оказания психологической помощи себе 4

1.1 Психологическая помощь 4

1.2 Цели и область применения психологической помощи 5

Заключение 14

Введение


Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи.

1. Особенности оказания психологической помощи себе

1.1 Психологическая помощь

Профессиональная психологическая помощь может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем, кто страдает от симптомов хронического психического расстройства.

В самом общем виде психологическая помощь трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. "Психологическая помощь – вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

Квалифицированная психологическая помощь представляет собой работу с причиной, а не следствием. Важно учесть, что психологическая помощь – это, прежде всего, работа клиента под руководством психолога. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:


психолог - специалист с базовым психологическим образованием , который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
психотерапевт - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.
Работа психолога-консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.
Задача психолога - помочь клиенту принять эти негативные эмоции, понять, о чем они "говорят" и справиться с ними.

1.2 Цели и область применения психологической помощи


Можно выделить следующие области применения психологической помощи:
1). Психическое (и духовное) развитие ребенка
2). Личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден-тификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.).
3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).
4). Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и теку-щая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).
5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя.
6). Проблемы пожилого возраста.
7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).
8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).
9). Школьное, профессиональное, управленческое консультирование.
10). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития (в том числе при возникновении различного рода проблем и кризисных ситуаций), избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире. Психологическая помощь может включать в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Задачей психопрофилактики является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров , «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.

Психологическая коррекция – (исправление) - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования человека (ребенка или взрослого).

Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Психологическое консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом как дееспособные субъекты, ответственные за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора, др.

Психотерапия - раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах; 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера; 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни. В психотерапии и психологическом консультировании ставятся примерно од-нородные задачи в работе с клиентом. Главнейшая из них - помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам.

Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:
1) по времени действия: неотложная (кризисная) - необходима при сложных психических состояниях, в случаях суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);
2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.
3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;
4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п., информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;
5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки):
1. Индивидуальная - в виде беседы, консультации, психотерапевтической сессии, занятия.
2. Групповая психологическая помощь - проведение коррекционных занятий , обучающих тренингов.

Группы личностного роста и самопознания - группы, ориентированные на получение нового опыта, понимание себя, развитие личности, творческого потенциала, коммуникативных возможностей и т.п.

Группы самопомощи - добровольные объединения людей, направленные на помощь друг другу в решении общих проблем. Сейчас существуют группы «анонимных алкоголиков», «анонимных наркоманов», «анонимных азартных игроков», группы жертв насилия, группы родственников психически больных и многие другие.
3. Самостоятельная психологическая помощь - предполагает ориентацию на самопознание, самонаблюдение, самоанализ.
4. Опосредованная психологическая помощь - осуществляется под влиянием искусства (литературы, музыки, живописи, театра), природы, при выполнении какой-либо деятельности (работы, спорта), при общении с друзьями (которые в данный момент выполняют роль психотерапевта). Специальные формы психологической помощи - арт-терапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, работа с образами и сновидениями, медитация и др.

Может ли человек сам себе быть психологом, т.е. самостоятельно решать свои психологические проблемы, качественно налаживать отношения, преодолевать страхи, становиться сильным и уверенным в себе, добиваться успеха, не обращаясь за помощью к психологам?

Такой вопрос разные люди решают для себя по-разному. Кто-то считает, что без помощи грамотного, хорошо обученного психолога человек, не имеющий специальных знаний и навыков, обречен на жизнь в рамках проблем, тревог и перенесенных психологических травм. Есть те, кто полагают, что с помощью самостоятельного изучения книг, рекомендаций психологов, полученных в формате Интернет-консультирования «для всех», тренировки воли и изучения правил грамотного общения любой можно справиться со всеми своими проблемами, не обращаясь к специалистам.

С одной стороны, любой человек действительно может стать самому себе психологом, самостоятельно справляться со своими проблемами и преодолевать трудности, с которыми он встречается на жизненном пути. В конечном итоге , любые изменения в своей психике, а как следствие, в поведении, человек осуществляет сам, даже если работа ведется под руководством и набдюдением психолога. Невозможно переоценить роль активного участия клиента в осуществлении процессов изменения его состояния и поведения.

Но для того, чтобы получить возможность по-настоящему стать самому себе психологом: эффективно и качественно исправлять, улучшать свое состояние или освобождаться от нежелательных эмоций, очень важно понимать, с чего надо начать свою деятельность, на что направить усилия. Необходимо правильно определить, что можно и нужно считать проблемой, а что имеет смысл принять как свою индивидуальную особенность, что является причиной той или иной проблемы, а что только кажется похожим на причину, но на самом деле ею не является, и вообще не имеет отношения к существующей проблеме. И для того чтобы сделать это самостоятельно, надо потратить долгие годы на пробы и ошибки, ценой которых будут разрушенные отношения, упущенные возможности, ухудшение здоровья, что, в принципе, можно считать бесценным опытом, или, как принято формулировать в парапсихологической литературе, «жизненными уроками». При этом большинство людей однозначно предпочли бы жить счастливо прямо сейчас, добиваться успеха меньшей ценой, чем напрасно потраченное здоровье и силы. И многие изначально перспективные отношения, которые были разрушены по незнанию и вследствие неумения их строить, вполне могли бы уцелеть, и в них можно было бы обойтись без драматических болезненных ситуаций.

Обычно люди начинают свои попытки стать самому себе психологом и самостоятельно изменить жизнь к лучшему с поиска возможности как-то прогнозировать свое будущее. Те, кто более склонен к так называемому магическому мышлению, обращаются к астрологам, гадалкам, экстрасенсам. Те, кто мыслят более рационально, заполняют опросники, проходят тесты в Интернете, находят типологию в книгах по соционике и вычисляют свой тип. В результате человек получает ценную информацию о том, что цель его жизни – самосовершенствование, познание себя, освоение навыка понимания других людей и деятельность на пользу общества (типичное «предсказание» в формате шаблона неопределенности – ничего конкретного, но вдохновляет на дальнейшее чтение подобных книг), что тип его личности, допустим, «Есенин», а по шкале «Экстраверия – Интроверия» он неявно выраженный экстраверт.

А вот потом большинство людей совершает одну и ту же ошибку, заметить которую, играя в подобные игры с самим собой, практически невозможно. Они начинают объяснять свои действия и достижения (или их отсутствие), опираясь на информацию, о которой я рассказала. И на какое-то время обретают ощущение спокойствия, поскольку объяснения, вроде бы, получены, они похожи на правду, без дела человек не сидит – занимается личностным развитием, познает себя, изучает свои особенности, ищет причинно-следственные связи.

Но объяснение причин своего поведения или негативного эмоционального состояния само по себе не помогает избавляться от проблем и достигать желаемого. Более того, даже правильно и корректно полученные объяснения личностных особенностей могут оказаться бесполезными в деле практического улучшения нашей повседневной жизни. Просто потому, что людям свойственно подменять процесс работы над собой, освоения новых навыков, освобождения от негативных эмоциональных состояний поиском объяснений и приятным ощущением понимания причин. Но, согласитесь, понимание причин того, что с вами происходит, качественное объяснение их самому себе и активная целенаправленная деятельность по их устранению это разные действия, и результаты у них тоже будут различными. Вот только понимание этого, к сожалению, зачастую приходит только тогда, когда потеряно много времени, разрушены значимые отношения и упущено много важных возможностей.

О чем еще необходимо помнить людям, которые приняли решение стать самому себе психологом и улучшать свою жизнь самостоятельно, а не обращаться к профессионалам?

В наше время рынок переполнен информацией о технологиях по улучшению жизни. Книги по эзотерике и парапсихологии продаются вперемешку с литературой по прикладной психологии и астрологии, рядом лежат трактаты, посвященные колдовству в городских условиях, а десятки сайтов в Интернете за умеренную плату предлагают пособия по альфа-гипнозу. Под рубрикой «Магия денег» вполне можно найти как квалифицированные советы по выстраиванию мышления и стратегиям поведения успешных людей, так и псевдопсихологические/околомагические изыскания, посвященные тому, какого цвета бумажник может вам помочь разбогатеть легко и быстро, и о том, как визуализируя богатство и успех, можно всего этого достичь, не вставая с дивана.

Разумеется, в таком мощном информационном потоке наверняка есть ценные и полезные книги, и в самых немыслимых фантазиях авторов, опирающихся частично на знания из области прикладной психологии, а частично на свою интуицию и жизненный опыт, вполне могут оказаться толковые мысли и советы. Но необходимо понимать, что правильный выбор цвета бумажника и развитый навык визуализации не помогут вам преодолеть страх перед прохождением собеседований, не позволят определить занятие, которое наилучшим образом подходит именно вам, и не научат вас грамотно и качественно выступать перед аудиторией, особенно, если вы страдаете страхом публичных выступлений. Если у человека действительно есть серьезные проблемы, то ему нужна профессиональная помощь грамотного психолога, а не «Книга заговоров потомственной ворожеи Глафиры», написанная группой никому неведомых авторов с целью получения легкого заработка.

Заключение


Человек достаточно сообразительный через некоторое время поймет, что в его деятельности по улучшению жизни что-то не так, если, несмотря на позитивное мышление и продуманные образы светлого будущего, у него сохраняется противная дрожь в коленках при общении с привлекательными особами противоположного пола, а собеседования завершаются отказами в приеме на работу. Но тут “сам себе психолог” снова находит чью-то книгу о том, что преодолеть эти проблемы можно с помощью аутотренингов , аффирмаций и визуализаций. И если ему на этот раз не повезет взять с полки книгу действительно грамотного специалиста, то весь процесс начнется заново. Потому что человеку, который не знает, кто из авторов книг, обучающих эффективному поведению и психологии отношений, действительно является мастером своего дела, очень сложно понять, по каким книгам можно научиться чему-нибудь полезному. В результате многие люди просто случайным образом приобретают литературу сомнительного качества, в которой бессистемно изложены фрагменты психокоррекционных техник, сопровождаемые не очень профессиональными комментариями и советами, следовать которым в лучшем случае бесполезно, в худшем – просто опасно.

Цели и задачи экстренной психологической помощи; главные принципы оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстренных ситуаций; правила для психологов; техники экстренной психологической помощи; экстремальные ситуации(насилие)связанные с угрозой для жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Способы преодоления напряженных и экстремальных ситуаций»

«Умение рождает уверенность!

Уверенность вытащит из любой

самой экстремальной ситуации.

Любой человек способен сделать

во сто крат больше, чем может предполагать.

Надо лишь знать, что делать.

И еще я знаю, что никто не застрахован

От несчастного случая.

Покорно его ожидать - значит бесславно погибнуть.

Готовиться к нему - значит наверняка выжить!»

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые эмоционально-негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей-психиатров. Между тем подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.

Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений - когда личностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алкоголем, лекарственными препаратами, т.е. лица, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача.

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОCP - острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач 1998).

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

* безотлагательность;

* приближенность к месту событий;

* ожидание, что нормальное состояние восстановится;

* единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия - необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

Практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

Координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле, Машмонова, 2003):

* Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

* Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

* Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

* Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.

* Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо, поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

* Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами (Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации, 1998).

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое со здоровой частью населения - в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление - психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т. д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т. к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме, и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5-6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15-20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т. к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего - амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий:

* поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;

* экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.

Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи. Специалисту необходимо владеть умением своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга (Lasogga, Gash 1997) разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Эти рекомендации полезны как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовки спасателей и сотрудников специальных служб (Ромек и др., 2004).

Правила для сотрудников спасательных служб:

1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет „Скорая помощь“. Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: „Скорая помощь“ уже в пути».

2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-нибудь поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

4. Говорите и слушайте . Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Избегайте упреков.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа с проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действию сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи.

3. Точно скажите кто вы и что делаете. Узнайте имена пострадавших, скажите что помощь скоро прибудет - вы об этом позаботились.

4. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший.

5. никогда не обвиняете пострадавшего. Расскажите, какие меры требуются принять для оказания помощи.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Посильное поручение придаст ему сил и чувство самоконтроля.

8. Дайте выговориться. Слушайте активно, пересказывайте позитивное.

9. Скажите, что останетесь с ним, уходя, оставьте заместителя.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения для оказания помощи. Давайте любопытным конкретные задания.

11. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Напряжение необходимо снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

Техники экстренной психологической помощи

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (Крюкова и др., 2001):

* бред

* галлюцинации и апатия в ступоре

* двигательное возбуждение

* агрессия

* страх

* истерика

* нервная дрожь

* плач

Помощь психолога в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».

Бред и галлюцинации

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Апатия

Может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

Наваливается ощущение усталости такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.

В душе - пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т. д.) .

В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель:

* безразличное отношение к окружающему;

* вялость, заторможенность;

* медленная, с длинными паузами, речь.

В данной ситуации:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Ступор

Ступор одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратит на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основными признаками ступора являются:

* резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

* отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);

* «застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности;

* возможно напряжение отдельных групп мышц.

В данной ситуации:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения являются:

* резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

* ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);

* часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

В данной ситуации:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не бегай», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

Агрессия

Агрессивное поведение - один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основными признаками агрессии являются:

* раздражение, недовольство, гаев (по любому, даже незначительному поводу);

* нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

* словесное оскорбление, брань;

* мышечное напряжение;

* повышение кровяного давления.

В данной ситуации:

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

6. Агрессия может быть погашена страхом наказания:

* если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения:

* если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим .

Страх

Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх.

К основным признакам страха относятся:

* напряжение мышц (особенно лицевых);

* сильное сердцебиение;

* учащенное поверхностное дыхание;

* сниженный контроль над собственным поведением.

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

В этой ситуации:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела .

Нервная дрожь

Человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию. Так организм «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию гипертонии, язвы и др. Основные признаки:

Дрожь начинается внезапно - сразу после или спустя какое-то время;

Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

Реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

В данной ситуации:

1. Нужно усилить дрожь. Возьмите человека за плечи и сильно, резко потрясите 10-15 секунд.

Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

2. Уложить пострадавшего спать.

3. Нельзя:

Обнимать пострадавшего или прижимать к себе;

Укрывать чем-то теплым;

Успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач

Когда человек плачет, у него внутри выделяются вещества, обладающие успокоительным действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Основные признаки данного состояния:

Человек уже плачет или готов разрыдаться;

Подрагивают губы;

Наблюдается ощущение подавленности;

В отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

В данной ситуации:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину). Дайте почувствовать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (чтобы помочь пострадавшему выплеснуть свое горе: периодически произносите «ага», «да», кивайте головой - подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплестнуть» горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача - выслушать.

Истерика

Истерический припадок длиться несколько минут или несколько часов.

Основные признаки:

Сохраняется сознание;

Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

Речь эмоционально насыщена, быстрая;

Крики, рыдания;

В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, котрое может сильно удивить (можно резко крикнуть, уронить предмет, дать пощечину, облить водой);

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за поведением пострадавшего.

5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Экстремальные ситуации (насилие), связанные с угрозой для жизни

К подобным ситуациям относятся: захват заложников террористами, ограбление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части - до события и после. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Необходимо помнить, что даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму.

Сексуальное насилие

Пострадавший испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу.

В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному.

Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.).

Если виновник - знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но длится дольше.

Желательно, чтобы помощь оказывал человек того же пола, что и потерпевший.

Помощь:

1. Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если это человеку неприятно, избегайте телесного контакта.

2. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроль над реальностью).

3. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.

4. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку.

5. Если пострадавший начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях, сколько об эмоциях, связанных с событием. Добивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, виноват насильник»; «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

Если пострадавший решил обратиться в полицию, идите туда вместе. При оформлении заявления, выяснении примет преступников он снова в подробностях переживает ужасную ситуацию. Ему будет необходима ваша поддержка.

Помощь взрослому:

1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказался от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).

2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», то есть использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»).

Помощь ребенку

Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться психологически слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в молчании и оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего. Связывая действия преступника с яростью, ненавистью, ребенок теряет веру в то, что взрослые могут справиться с собой. Он начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него фантазии о мести. Ребенок может испытывать чувство вины (считать причиной события свое поведение). Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее привлекательным для него занятиям).

Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки личностного развития.

В данной ситуации:

1. Дайте ребенку понять, что вы всерьез относитесь к его переживаниям, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного мальчика, с которым тоже такое случилось»).

2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).

3. Посмотрите вместе хорошие фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

6. Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

7. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).

9. Нельзя позволять стать тираном, исполняя любые его желания из чувства жалости.

Таким образом, как и в любых сложных ситуациях, после психической травмы человеку важно как-то осмыслить то, что произошло и происходит в его жизни. Значительно легче справиться с последствиями самых тяжелых событий, если человеку удается найти для себя смысл того, что произошло, и, быть может, даже в большей степени, - смысл того, чтобы продолжать жить.

Что нужно делать и чего не нужно делать

Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда предоставляют вам шанс говорить.

Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с вами и будут посещать вас в течение длительного времени.

Выделяйте время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания, прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Когда нужно искать профессиональную психологическую помощь

1. Если вы чувствуете себя неспособным справляться с интенсивными чувствами или телесными ощущениями, если вы чувствуете, что напряженность ваших эмоций не снижается в течение определенного периода времени, и чувствуете хроническое напряжение, замешательство, опустошенность или если вы продолжаете иметь неприятные телесные ощущения.

2. Если спустя некоторое время вы продолжаете чувствовать оцепенение и пустоту или другие аналогичные чувства; если вы поддерживаете активность лишь ради того, чтобы не вспоминать о травмирующих событиях.

3. Если продолжаются ночные кошмары и бессонница.

5. Если вам кажется, что ваши взаимоотношения в семье ухудшились.

6. Если с вами происходят аварии или несчастные случаи.

7. Если вы продолжаете курить, выпивать или принимать медикаменты в том же количестве, как сразу после события.

8. Если страдает ваша работа и вы стали хуже справляться со своими обязанностями.

9. Если вы заметили, что вы особенно уязвимы или не считаете, что выздоровление не наступило.

ЗАПОМНИТЕ! - В своей основе вы - тот же самый человек, которым вы были перед чрезвычайной ситуацией.

- «Свет в конце туннеля» есть.

Если вы страдаете слишком сильно или слишком долго, то вам необходимо воспользоваться психологической помощью.

«Умение рождает уверенность! Уверенность вытащит из любой самой экстремальной ситуации. Любой человек способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что делать. И еще я знаю, что никто не застрахован от несчастного случая. Покорно его ожидать - значит бесславно погибнуть. Готовиться к нему - значит наверняка выжить!»

Ильин А.А.- писатель, известный путешественник, специалист по вопросам выживания человека в экстремальных условиях.

Литература

1.Антоненков, А.И. Мониторинг, прогнозирование, экономическая оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций: Учеб.-практ. пособие/А.И.Антоненков, О.Н.Батян, Н.Т.Волосатова; Белорус. гос. экон. ун-т.-Минск 2006

2.Бажанова, Е.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Самар. гос. техн. ун-т.- Самара 2009

3.Безопасность жизнедеятельности: Учеб./Под ред. С.В. Белова, 5-е изд., испр.и доп.- Высш. шк., М.- 2005

4.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.А. Беспамятных и др./- 2-е изд.-М.; СПб.; Н- Новгород; Питер 2009

5.Безопасность жизнедеятельности: Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера /В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев, М.И.Фалеев и др./ 3-е изд., испр., Высш.шк., М.- 2008

6.Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие Дрофа, М.- 2005

7.Тарас, А.Е., Сельченок, К.В. Психология экстремальных ситуаций Минск, Харвест 2000

8.Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций: Учебное пособие, Изд. «СМЫСЛ» М. - 2007

9.Электронный ресурс: Проблемы медиапсихологии. Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», М., МГУ, 2001 (сост. - канд. психол. наук Пронина, Е.Е.) «РИП-холдинг» М.- 2002

10.Электронный ресурс: Главное управление МЧС по Приморскому краю [email protected] 2009

11.Электронный ресурс: Малкина-Пых, И.Г. «Экстремальные ситуации» lib.aldebaran.ru/author/malkinapyh_irina 2009

12.Электронный ресурс: Как вести себя в экстремальной ситуации http://vpravmozgi.ru


Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу