Неэффективные стратегии поведения в период поиска брачного партнера. Индивидуальное добрачное и предбрачное психологическое консультирование Обучение клиента технике знакомства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности, которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности связаны с проблемой подготовки к браку, рассмотрим виды психологического консультирования молодых людей, тем более что в последнее время они все чаще обращаются за психологической помощью.

Консультирование как информирование

Главная задача информирования, или психологического просвещения, - устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Организацией психолого-просветительской работы занимаются практические психологи и социальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачны-ми факторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.

Популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме супружеской пары, но и супружеских отношений и факторов, влияющих на них.

Формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.

Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.

Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования -- в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

Консультирование по телефону доверия

Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия.

Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др.

Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность; пространственно-временные особенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и в удобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничение коммуникации аудиальным каналом.

При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что несмотря на расстояние абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтому молодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личные проблемы.

При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование.

Индивидуальное психологическое консультирование

Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни.

Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы.

  • 1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?
  • 2. Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?
  • 3. В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?
  • 4. Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?
  • 5. Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?
  • 6. Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?
  • 7. Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?
  • 8. Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?
  • 9. Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?
  • 10. Как ко всему этому относится ваш реальный избранник? (Р.С.Немов).

Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент. Возможно, это личная проблема и ее причины - в индивидуально-психологических особенностях клиента, его жизненном опыте, не вполне удачных добрачных или семейных отношениях в прошлом и т.д., а может быть она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования.

В добрачном и особенно предбрачном консультировании эффективным может быть использование методов позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана, цель которой состоит в мобилизации потенциала и способностей клиента. Автор установил две сферы конфликта, влияющих на вид и выраженность конфликтной ситуации. Он назвал их актуальным и базовым (основным) конфликтами. По Н. Пезешкиану, все люди для преодоления своих проблем обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы, мы сердимся, чувствуем себя подавленными и непонятыми, живем в постоянном напряжении и не видим смысла в жизни, - все эти и другие трудности автор предлагает выразить в четырех сферах разрешения конфликта (рис. 1). Они дают представление о том, как человек воспринимает себя и окружающий мир и по какому пути идет признание реальности, а также контроль этой реальности.

Рис. 1.

По мнению Н. Пезешкиана, человеку необходимо достичь баланса этих четырех сфер, которые являются широкими категориями и понимаются каждым человеком в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов. Например, мужчина реагирует на конфликт физическими недугами (тело), женщина, имевшая негативный опыт семейной жизни или неуверенная в себе, считающая себя «дурнушкой», «уходит» в сферу деятельности, карьеры, при этом не развиваются остальные сферы, в частности сфера контактов, поэтому она одинока, не может создать семью. Только когда человек достигает баланса, он многое может сделать, в частности эффективно выстроить межличностное взаимодействие.

Каким сферам будет оказано предпочтение, в какую сферу «человек уйдет», в большей степени зависит от опыта, прежде всего от того, как он действовал в детстве, где этому научился. Ответить на этот вопрос можно, изучив базовый конфликт, т.е. то, как родители относились к этим четырем сферам, какие взаимоотношения были у клиента с братьями и сестрами и т.д. (рис. 2).

Рис. 2.

Я - отношение близких" родителей, братьев, сестер к клиенту; Ты - отношения родителей между собой, Мы - отношение родителей к окружающему миру, друзьям; Пра-мы - отношение родителей к будущему, их мировоззрение и т.д.

Например, рассматривая сферу Я, клиент анализирует взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами: как они относились к нему, какой опыт общения приобрел он, отмечает слабые и сильные стороны. Этот самоанализ, безусловно, делается под «руководством» практического психолога. Такую работу можно провести и в отношении партнера.

Анализ сферы Мы позволяет выявить, откуда у клиента те или другие модели поведения, а при анализе сферы Мы партнера - какие модели поведения будет предъявлять он в своей семейной жизни. Поняв эти и другие сферы переработки конфликта клиента и ею партнера, можно объяснить трудности взаимоотношения в настоящем и спрогнозировать будущее.

Другой метод, предложенный Н.Пезешкианом, связан с анализом так называемых актуальных способностей. Клиенту предлагается заполнить «Дифференциально-аналитический опросник» («ДАО»).

Дифференциально-аналитический опросник

Далее следует анализ. Например, если для клиента важна пунктуальность, а для партнера она не важна, то в будущем это несовпадение актуальных способностей клиента и партнера может привести к напряжениям, конфликтам в супружеских взаимоотношениях.

В индивидуальном психологическом консультировании применение диагностических методов не всегда эффективно и справедливо, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном и предбрачном консультировании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиентами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент выразил пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и дать прогноз на будущее. Н.Пезешкиан предлагает тест-опросник.

  • 1. Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?
  • 2. Могу ли я представить этого человека дома?
  • 3. Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?
  • 4. Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?
  • 5. Если бы я влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?
  • 6. Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии? Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему

необходимо насторожиться, глубже проанализировать взаимоотношения с партнером и свои чувства к нему, «поэкспериментировать» с собственным поведением в непосредственном общении со своим избранником.

В психологическую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А.Адлера и др.

А.Адлер считает, что большинство проблем человека связаны с преобладающей у него «частной логикой» и сформированном на ее основе жизненном стиле.

Примеры частной логики: «Я всегда должна всем нравиться»; «Я невинная жертва»; «Окружающим доверять нельзя», «Я всегда прав, никогда не ошибаюсь». Люди, живущие с такими деструктивными частными логиками, очень часто имеют проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и, в частности, с будущими брачными партнерами.

Психолог, практикующий в рамках консультирования по А. Адлеру, помогает клиенту осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену он за нее платит, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику.

Очень часто оказывается полезным групповое психологическое консультирование клиента (или предбрачной пары).

Групповое психологическое консультирование

Иногда этот вид консультирования оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачной паре, чем, к примеру, индивидуальное консультирование, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, другими значимыми людьми, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др.

Пребывание человека в специально организованных группах может помочь молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях в добрачный период. В пси-хокоррекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение личности, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.

Преимущество групповой психотерапии, по мнению К.Руде-стама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других.

Практическая психология и психотерапия накопили большой опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг коммуникативных способностей, тренинг личностного роста, психодрама, гешталътгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др.

Достаточно условно в качестве основной задачи добрачного консультирования можно выделить проблему поиска брачного партнера, а в качестве основной задачи предбрачного консультирования – проблему оценки потенциальной супружеской совместимости брачных партнеров.

Поиск брачного партнера

Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего партнера и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни (Силяева, 2004).

В индивидуальном психологическом консультировании применение диагностических методов не всегда оправданно, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном и предбрачном консультировании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиентами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент выразил пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и получить прогноз на будущее.

Проблемы, связанные с поиском потенциального брачного партнера, могут быть следствием следующих причин (Елизаров, 2004).



Особенности личности клиента затрудняют поиск партнера.

Тут проблемы связаны не столько с особенностями личности, сколько с тем, что клиент не замечает своей уникальности или расценивает ее как нарушение. Он считает себя таким, как все. Или же не таким, как все, но в таком случае осознание своей «инаковости» сопровождается желанием от нее избавиться, подогнать себя под определенный стандарт. Человек не ценит и не любит своей уникальности, не понимает ее глубокого смысла для мира и общества.

Таким образом, первая задача – помочь клиенту осознать свои особенности, их преимущества, принять и полюбить их. Вторая задача – попытаться выяснить, кто должен быть тот человек, с которым клиенту было бы хорошо. Распространенная ошибка клиентов – осознанно или на подсознательном уровне считать, что все люди противоположного пола в принципе одинаковы.

Давление социума или обстоятельств побуждает к преждевременному поиску брачного партнера.

Речь идет о давлении социальных стандартов или обстоятельств на человека, побуждающих интенсифицировать поиск партнера при фактической неготовности к брачной жизни.

Иногда неразборчивый поиск партнера представляет собой эмоционально окрашенную навязчивую самоцель. Тут обращает на себя внимание неадекватная тактика поиска, тенденция быстрее «проскочить» этапы знакомства. Может быть и наоборот: клиент ищет партнера там, где его невозможно найти. С одной стороны, он бессознательно создает себе непреодолимые препятствия, чтобы поиск был безрезультатным; с другой – он выполняет требование общества: он ищет. Параллельно с этим он осуществляет иную внутреннюю работу, на которую он как бы запрограммирован и которую брак сделал бы сложной или вообще невозможной. Иногда результатом такой работы является внутренняя готовность вступить в брак, и тогда это происходит; иногда этого не происходит на протяжении долгого времени. Консультант лишь отчасти может стимулировать этот процесс и не всегда до конца понимает его смысл. Но ему следует уважительно относиться к природе человека, к тем задачам, которые тот считает нужным для себя решать.

Родительская семья клиента препятствует браку.

Это может происходить по следующим причинам:

– клиент встроен в эмоциональную жизнь семьи, выполняет в ней определенную значимую для данной семьи функцию;

– негласно семья требует от клиента решить некоторую задачу, которую не могли разрешить другие члены семьи. Это связано с системой семейных ценностей;

– клиент не встроен в эмоциональную жизнь семьи и не выполняет в ней значимую функцию. Но в силу своей недифференцированности он приписывает себе какую-то функцию и стремится ее выполнять.

Отношения становятся ловушкой для потенциального партнера.

Выше были представлены обстоятельства, когда клиент не готов вступить в брак или его семья препятствует браку. Тогда для его потенциального партнера, который в принципе готов к браку, отношения становятся мучительными. Хотя, возможно, на партнера влияют и еще какие-то факторы.

Склад личности клиента и его образ жизни препятствуют браку.

А. Адлер (2002) указал на специфический тип развития личности, для которого характерно рассматривать отношения между полами как сферу борьбы за власть, за доминирование. Для такого клиента супружеские отношения кажутся опасными: ведь тут можно потерпеть поражение. Существа противоположного пола тоже воспринимаются как опасные. Для того чтобы уклониться от опасных отношений, клиент зачастую склонен уходить в болезнь или в хронические страдания по поводу неразделенной любви. Это позволяет долгое время воздерживаться от реальных отношений и от вступления в брак. Брак рассматривается как поле самоутверждения, соперничества, а клиент ощущает, что еще недостаточно готов к победе на этом поприще. По сути, позиция уклонения от брака является для таких людей психологической защитой.

Работу с подобного рода клиентами, согласно А. Адлеру, надо осуществлять в следующих направлениях:

1. Следует помочь клиенту осознать, что неразделенная любовь или болезнь являются, по сути, уловками, позволяющими уклониться от реальных отношений, которые кажутся опасными. Это помешает снова и снова использовать подобные уловки.

2. Клиент должен наконец дать себе отчет в том, что близкие отношения он воспринимает как борьбу за власть, за господство, за преобладание; что его волнует один главный вопрос: кто будет кем командовать. Для этого используется анализ и интерпретация слов и поступков клиента, касающихся сферы взаимоотношений с человеком противоположного пола, а также анализ сновидений;

3. Клиента следует переориентировать на отношения, в которых каждый несет ответственность за другого. Незыблемой основой отношений должна стать общая жизнь, сотрудничество. Клиент должен осознать пагубность своей установки и перейти к отношениям, которые предполагают сотрудничество, заботу, поддержку, уважение и интерес к другому.

Клиент использует неэффективные стратегии для поиска потенциального брачного партнера.

Часто встречается такая неконструктивная стратегия поиска партнера, как максимально спонтанное поведение и отсутствие сознательных усилий (неосознанная стратегия). При работе с таким клиентом необходимо сосредоточить его внимание на собственном внутреннем мире, на способности структурировать собственный опыт и выбирать в нем главное, существенное. Это позволит найти наиболее подходящего партнера. Задача консультанта – помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера – то есть сделать стратегию поиска более эффективной. Эта работа состоит из нескольких этапов:

1) Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений и предпочтений клиента

Это беседа по приведенным ниже вопросам и анализ ответов клиента.

1. Перечислите 10 своих качеств, делающих вас привлекательными для лиц противоположного пола: сначала перечислите качества, которые свойственны многим, потом – необычные. Спросите себя: что же есть во мне удивительного, потрясающего, такого, чего нет ни в ком из моих друзей и знакомых? Если вам трудно составить такой список, обратитесь за помощью к друзьям: возможно, со стороны виднее.

2. Составьте по пунктам список того, от чего вы ни за что на свете не захотели бы отказаться – даже ради самого потрясающего мужчины (самой потрясающей женщины)? В перечень могут войти работа, общение с друзьями, любимая собака, спортивные тренировки, пирожки с капустой и т. д. Не смущайтесь, если список окажется слишком длинным.

3. Потом уберите список. Доставайте его не реже раза в неделю и внимательно перечитывайте. Можно углублять и расширять написанное.

4. От чего, по вашему мнению, вам пришлось бы скорее всего отказаться, если бы вы вступили в брак или в прочные отношения с кем-либо? Например, от свободы, от нескольких полок в шкафу, от права распоряжаться своим временем и деньгами. От чего еще?

5. Пробовали вы изменить что-либо в самом себе (самой себе) в лучшую сторону, и если пробовали, то каковы результаты? Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?

6. Какие проблемы возникали у вас в прошлом в отношениях с другими людьми? Что, с вашей точки зрения, мешало вам жить счастливо?

Какие были удачи? Каковы причины этих удач?

Как вы вели себя в том и в другом случаях?

7. Закончите предложение: беда всех мужчин (всех женщин) в том, что… Например: они сущие дети; они большие зануды; всем женщинам (мужчинам) нужно только одно; мужчины такие толстокожие; женщины слишком слезливы…

2) Работа с личностными особенностями, затрудняющими поиск потенциального брачного партнера

По мнению Н. В. Свидерской, можно выделить два типа клиентов, склонных к стратегии максимально спонтанного поведения и отсутствию сознательных усилий при поиске потенциального партнера:

1) со сниженной самооценкой, застенчивые, крайне интровертированные и тревожные;

2) гиперактивные, эгоцентричные, имеющие высокий уровень притязаний по отношению к будущему супругу, ригидные и консервативные.

Для работы с клиентами со сниженной самооценкой, застенчивыми, интровертированными и тревожными используются следующие стратегии работы:

Клиента помещают в ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт общения. Речь идет прежде всего об участии в тренинге общения, где есть возможность получать обратную связь, контактировать с окружающим миром, раскрыть себя, принять открытость других, осознать нереалистичность своего «Я»-образа;

Клиенту дают домашние задания: пробный контакт с лицами другого пола в процессе работы с группой; вынесение этого опыта на групповое обсуждение с целью получения отклика, строительства отношений;

Продолжаются индивидуальные консультации для коррекции происходящих личностных изменений.

Для работы с гиперактивными, эгоцентричными, имеющими высокий уровень притязаний по отношению к будущему супругу, ригидными и консервативными клиентами используются следующие стратегии работы:

Клиенту предлагают описать ситуации прежних знакомств и отношений с лицами другого пола, одну из этих ситуаций следует описать очень подробно;

Консультант пересказывает, что он услышал об этих ситуациях, часто резюмирует услышанное. Цель: создание условий для того, чтобы клиент задумался над своей ситуацией, погрузился в нее и смог сам сделать необходимые выводы;

Консультант указывает на противоречия в рассказах клиента, т. е. подчеркивает их, делает их осознаваемыми, анализируемыми;

Чтобы поддержать самоанализ и более адекватное восприятие себя, консультант предлагает клиенту вспоминать свои чувства в описываемых ситуациях и записывать их;

Клиент посещает тренинг общения для дальнейшей коррекции деструктивных личностных черт;

Продолжаются индивидуальные консультации с целью коррекции деструктивных личностных черт.

3) Создание образа потенциального партнера с учетом сведений, полученных о себе

Работа предполагает беседу по приведенным ниже вопросам и анализ ответов клиента:

1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?

2. Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?

3. В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?

4. Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?

5. Имеются ли проявления подобных качеств у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую жизнь?

6. Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?

7. Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?

8. Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?

9. Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни? (Немов, 1999.)

В итоге получается примерный портрет потенциального брачного партнера.

4) Обучение клиента технике знакомства

Возможны два варианта работы: групповой (участие в ролевых тренингах) и индивидуальный (обучение алгоритму знакомства). Используется алгоритм, разработанный А. П. Егидесом (2002), который предполагает освоение следующих шагов:

1. Развитие навыков установления контактов по делу, на дозволенные и оправданные темы. Между незнакомыми людьми дозволенными считаются темы, «санкционированные» окружающими: обращение за помощью, предложение помощи, оправданный ситуацией разговор ни о чем (о погоде и т. п.);

2. Создание у клиента установок на ненавязчивость. Ненавязчивость успокаивает, укрепляет доверие; она может заключаться и в том, что в течение длительного времени, пока идет разговор, собеседника не спрашивают, как его зовут, и ему не сообщают своего имени;

3. Развитие навыков создания впечатления ненавязчивости, умения временно выйти из контакта, с тем чтобы восстанавить его через некоторое время;

4. Развитие навыков установления повторного контакта. Алгоритм в принципе тот же, что и в первом случае. Умение найти повод и использовать его. Повторный контакт уже не следует прерывать для демонстрации ненавязчивости, но надо постараться придать ему характер непринужденной спокойной беседы на нейтральные темы;

5. Развитие навыков перехода с нейтральных тем к темам, представляющим взаимный интерес (чаще всего – профессия, хобби и др.). Для перехода от темы к теме также используются ассоциации;

6. Развитие навыков перехода на темы общего дела. Общее дело в дальнейшем требует контактов, то есть надо знать имя, телефон, адрес, договориться о встрече и т. д.;

7. Развитие установок на активное терпение, на то, что неудач может быть много. Клиента побуждают сказать себе, что только каждый 50-й заход будет результативным; на самом деле им, возможно, будет каждый 5-й. Клиента учат правильно относиться к неудачам. Неудача – это приобретение опыта вступления в контакт, хорошая разминка, общение с интересным человеком, иногда признак того, что уровень притязаний завышен. Главное правило при столкновении с неудачами – не прекращать практиковаться, не выжидать, а активно действовать;

8. Развитие установок на активное использование в жизни приобретенных умений и навыков, помощь в разработке конкретного плана будущих действий, привязанного к определенному времени и датам.

5) Сопровождение последующей активности клиента, направленной на поиск партнера

По мере развертывания дальнейшей активности клиента, направленной на поиск партнера, отдельные навыки, полученные при реализации программы, могут потерять для клиента свою значимость, выпасть из его внутренней схемы. Это проявляется в поведенческих ошибках. Задача психолога в ходе консультаций на этом этапе: анализируя реалии жизни клиента, находить эти ошибки и реконструировать, возобновлять формы работы, использовавшиеся на предыдущих этапах, направленные на то, чтобы исключить конкретную ошибку. В этом заключается психологическая поддержка клиента.

Можно использовать также следующие задания для поддержания высокого уровня активности клиента и высокого качества этой активности:

В течение недели улыбнуться пятидесяти незнакомым людям другого пола и поприветствовать их. К заданию следует относиться как к игре. Задание помогает преодолеть инертность;

Ревизия собственного гардероба – избавление от старого освобождает пространство шкафа (и жизни!) для нового;

Создать коллаж из картинок и надписей, иллюстрирующих заветные желания клиента, и поместить его на видном месте. Эта работа поможет клиенту уточнить, сделать осязаемым его представление о счастье.

5.1.2. Другие вопросы добрачного консультирования

После знакомства отношения развиваются, проходя определенные фазы, на каждой из которых потенциальные партнеры оценивают друг друга на предмет вступления в брак. Последовательно приобретают значение следующие критерии:

1) привлекательность внешности и манер поведения другого;

2) степень сходства интересов, точек зрения, ценностей;

3) совместимость ролей, возможность взаимно дополнять друг друга.

Следующие факторы увеличивают риск появления проблем между супругами в будущем:

1. Стереотипы: суждения о другом по его возрасту, росту, образованию, профессии, месту жительства;

2. Соображения выгоды: стремление улучшить за счет брака свое материальное и жилищное положение, переселиться в более престижный район, повысить социальный статус; опасения потерять уже имеющийся материальный, социальный или жилищный статус.

3. Суждения окружающих о другом: о его внешности и характере.

4. Коллективные представления: в женщинах принято в первую очередь обращать внимание на внешность, в мужчинах – на энергичность, самостоятельность, предприимчивость. Почему-то считается, что мужчина должен быть на 3 – 10 лет старше жены, быть выше ее ростом, иметь такой же или выше образовательный уровень, что именно он должен взять на себя основную долю ответственности за финансовое обеспечение семьи.

5. Потенциальные супруги очарованы чем-то одним и не обращают внимание на все остальное, например очарованы внешностью и не обращают внимания на интересы, ценности, на возможность взаимно дополнять друг друга в браке.

6. Партнеру приписывают собственные черты и переживания, например чувство одиночества, желание иметь и воспитывать детей.

7. Партнер подает себя не таким, каким является на самом деле, скрывает часть значимой информации о себе. Данный обман все равно со временем раскрывается.

К наиболее часто встречающимся ошибкам в поведении партнеров до брака относят следующие (Елизаров, 2004):

I. Смешение целей знакомства: партнер может быть привлекательным в сексуальном плане, но это не значит, что из него получится хороший супруг.

II. Синдром подросткового черновика: молодой человек, считая себя неопытным, до того как завязать знакомство с действительно понравившейся девушкой, сначала пытается «потренироваться», «набраться опыта» в отношениях с другой. Но нет одинаковых людей, и опыт в отношениях с одной зачастую не помогает, а мешает налаживать отношения с другой. В глазах окружающих такой молодой человек начинает выглядеть ненадежным.

III. Подавление другого своим совершенством: при знакомстве молодой человек пытается показать, насколько он умен, красив, богат, успешен, умеет хорошо одеваться. Она может поразить его своей красотой. В результате партнер может просто отказаться от общения, опасаясь неудачи. Контакт с более совершенным партнером снижает самооценку, что уменьшает симпатию к другому и включает механизмы психологической защиты.

IV. Преждевременное самораскрытие: откровенность, склонность человека к самораскрытию вызывает симпатию к нему. Но в случае общения малознакомых людей, если самораскрытие, откровенность касаются интимных моментов (особенно тех, которые противоречат общественным нормам), симпатия к чрезмерно открытому человеку снижается. Больше симпатии вызывает партнер с похожими установками и взглядами. Но сходство по главным установкам влияет на рост симпатии больше, чем сходство по второстепенным. При излишнем самораскрытии второстепенные вопросы могут приобрести статус важных, а это снизит симпатию. Если же у одного из партнеров уже сформировалось негативное отношение к другому, сходство установок будет еще более снижать симпатию. Однако при наличии положительных отношений и общения в паре установки двоих могут сближаться.

V. Установка на общение с похожими на себя обеспечивает психологическую безопасность и комфортность общения, но мешает усвоению принципиально новой информации. Ориентация на абсолютное сходство (когда идеальным партнером признается совершенно подобный человек) значительно обедняет жизнь и тормозит развитие. В ситуации, когда человек уверен в позитивной оценке со стороны других людей, его желание общаться с непохожими на себя повышается, способность испытывать к ним симпатию увеличивается.

VI. Рассказы о собственных неудачах снижают симпатию к тому, кто об этом говорит. Удача – признак особых качеств человека, которые в любой ситуации повышают его шансы на успех. Когда человеку приписывают удачливость, симпатия к нему увеличивается.

VII. Дорогие подарки и значительные жертвы закладывают основы будущих разочарований, когда актуальное поведение партнера сравнивается с его отношением в прошлом. Если возникла привычка получать от какого-либо человека определенный уровень подкреплений, то, когда этот уровень снизится, возникнет негативная реакция.

VIII. Неадекватная оценка другого: если человек считает высокую оценку незаслуженной, он часто приписывает эгоистические мотивы и стремление к манипулированию тому, кто его переоценивает. Если человек считает оценку заниженной (ему кажется, его недооценили), то, как правило, у него возникает негативное отношение к тому, кто дал такую оценку;

IX. «Перескакивание» через этапы – желание вступить в брак «во что бы то ни стало» – может отпугнуть другого.

Знакомство, приводящее к устойчивой партнерской связи, результативно тогда, когда проходит следующие три фазы:

1) формальное знакомство. Люди просто получают информацию друг о друге, которая их ни к чему не обязывает. Они не должны показывать, на что способны в совместной жизни, не должны доказывать свою человеческую ценность. Прежде чем начать поиск супруга, следует научиться общаться в принципе, чтобы сформировать свой круг;

2) сближение на почве общих интересов и взглядов, переход к эмоционально значимым отношениям возникает на почве взаимного изучения: принятия или непринятия взглядов другого, может быть, в спорах (в которых часто рождается симпатия). Главное условие сближения – отсутствие равнодушия;

3) переход к интимным или супружеским отношениям. Речь идет о долгосрочном знакомстве и вероятном супружестве. Расставания, разрывы чреваты будущими страданиями для обоих, поэтому не следует превращать подобного рода отношения в «черновик».

Вот список действий, облегчающих познание партнера и сближение (в форме инструкций):

1. Выясните, кто он (она), что любит, чего не любит, какой стиль общения предпочитает, чем увлекается. Делайте это без лишнего напора, не лезьте в душу, не навязывайтесь, а наблюдайте. Не переживайте, что на это уходит время;

2. Попытайтесь разделить его (ее) увлечения. Но делайте это искренне; посмотрите, в какой степени и в чем вы можете сойтись;

3. Обратите внимание на взаимодополняемость черт характера или потребностей. Развивайте соответствующие формы активности;

4. Не делайте того, что может в принципе его (ее) напугать. Делайте то, что может вызвать интерес, внимание;

5. Узнавайте его (ее), но до поры до времени не предлагайте себя. Выясните, чего ему (ей) в жизни не хватает (речь идет не о материальных вещах, а о содержании общения): восхищения, дружеского участия, разговоров, молчания? Не «я такой хороший, посмотри на меня», а «вот тебе то, чего никто до сих пор тебе не предложил». Позже выяснится, что это за человек, стоит ли предлагать ему себя;

6. Узнайте, что дает партнеру чувство комфорта, и стремитесь во время встречи обеспечить комфорт. Чем комфортнее условия для человека, тем лучше он относится к окружающим;

7. Если вы стремитесь к обоюдной симпатии, то сокращайте дистанцию, учитывая, конечно, актуальную готовность партнера это вынести. Чем меньшее расстояние между людьми, тем более вероятна симпатия между ними;

8. Но сокращать дистанцию следует постепенно. Необходимо следить, не напрягает ли очередное сокращение дистанции партнера;

9. Если частота ваших встреч растет, то и вероятность возникновения ситуаций, когда ощущается взаимное притяжение, увеличивается;

10. Позитивные действия (услуга, помощь, одобрение, высокая оценка и т. п.) вызывают симпатию, но лишь в том случае, если эти действия можно объяснить положительным отношением к партнеру. Главное, чтобы помощь не воспринималась как поведение стереотипное («он делает это всем») или обусловленное социальными нормами. При этом если позитивное действие вызвало всплеск признательности у партнера, то он склонен переоценивать положительное отношение к себе. У человека, осуществившего позитивное действие, симпатия по отношению к другому также увеличивается: «Если я делаю что-то хорошее ему, значит, он действительно хороший». Мелкие взаимные услуги являются нормой поведения и эмоций не вызывают. Но если человек не получает ожидаемой помощи, это вызывает негативную реакцию.

Существуют ситуации двойственных мотивов вступления в брак, порождающие проблемы в будущем. Речь в данном случае идет о ситуациях, когда декларируется одно (как правило – любовь), а реальным побудительным мотивом является другое. В этих ситуациях показаны изучение и анализ мотивов, отношений и чувств – как своих собственных, так и партнера. Если люди не лукавят сами с собой, их намерения серьезны, а ответственность за будущую семейную жизнь они принимают в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, окажется успешным. Вот возможные варианты подобных ситуаций:

Обоюдное актерство: партнеры играют романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей и близких. Чтобы поддержать эти ожидания, они вступают в брак. Реальной же готовности вступить в брак у них нет;

Общность интересов: одинаковые увлечения принимаются за родство душ. Общность со временем может оказаться иллюзорной или недостаточной;

Уязвленное самолюбие: кто-то кого-то не замечает или отвергает. У отвергнутой стороны появляется потребность победить, сломить сопротивление другого. Эта деятельность может завершиться успехом – и браком. Но потом может выясниться, что эти люди не созданы друг для друга;

Ловушка неполноценности: человек, не пользовавшийся успехом, вдруг становится объектом ухаживания и любви. Это может подтолкнуть его к браку без учета реальных последствий данного шага;

Интимная удача: удовлетворенность сексуальными отношениями заслоняет все остальное. Потом начинаются разочарования;

Взаимная доступность: быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни вдвоем;

Ловушка жалости – брак из чувства долга, ощущения необходимости покровительствовать;

Ловушка порядочности: длительный период знакомства, добрачные интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другом морально заставляют вступить в брак;

Ловушка выгоды или «пристанища»: в чистом виде это браки по расчету;

Боязнь одиночества. В этом случае необходимо поднять в глазах клиента статус одиночества, показать, что это допустимое и нормальное состояние жизни человека, если он не нашел свою пару;

Ловушка мести или стремление забыться – брак с любимым человеком по тем или иным причинам невозможен (например, неразделенная любовь), и создается супружеский союз с другим претендентом на руку и сердце с целью отомстить или забыться.

Курсовая работа по предмету Психологическое консультирование, вторая глава должна представлять собой небольшое исследование и в ней необходимо расписать план проведения психологического консультирования на эту тему. И преподаватель очень придирчиво относится к списку литературы, оформлению работы, что бы все соответствовало. Объем работы 25-30 страниц без учета приложений

Фрагмент выполненной работы: Введение Актуальность и новизна темы. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Ребенок, становясь свидетелем особенностей тех отношений, которые приняты у него в семье, затем, взрослея, переносит их в свою жизнь, в свою семью. Это относится и к тем семейным ролям, которые ребенок усвоил в процессе идентификации. (работа была выполнена специалистами сайт) В традиционном понимании социализация означает процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешной деятельности в данном обществе. Гендерной социализацией называется процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоение культурных образцов поведения и взаимодействия с противоположным полом. Особенностью этого вида социализации личности является то, что в его основе изначально лежит четкое разделение культурных образцов и нормативов поведения, социальных навыков, ценностей, личностных характеристик, связанное с разделением людей на отдельные группы – гендерные сообщества. Поэтому всякая гендерная социализация есть дифференциальная социализация, т.е. усвоение различных образцов и характеристик в зависимости от гендерной идентичности личности. Данная дипломная работа посвящена проблеме выбора будущего брачного партнера. Проблема создания семьи и построения будущих супружеских отношений является актуальной в любом сообществе и в любое время. Новизной исследования является расширение пре6дставлений о проекции родительских фигур на образ партнера при построении брака. Цель исследования: изучить индивидуальные стратегии поиска потенциального брачного партнера. Объект исследования: личностная идентичность и выбор брачного партнера. Предмет исследования: проекция родительских фигур на образ матримониального партнера. Гипотеза исследования: существует связь между типом личностной идентичности девушек и проекцией образа матери и отца на образ мужа. Задачи исследования: Установить тип личностной идентичности исследуемых девушек Установить идентичность с отцом, матерью, матримониальным партнеромУстановить взаимосвязь типа личностной идентичности и проекцией образа родительских фигур на образ матримониального партнера.Методы исследования:Организационные методы: сравнительный метод. В исследовании сравниваются группы девушек с различной личностной идентичностью. Эмпирические методы исследования: анкетирование и тестирование Методы обработки данных: количественные методы математической статистики: анализ первичных статистик, установоение достоверности отличий, корреляционный анализ, а также методы качественной характеристики полученного материала. Интерпретационные методы: структурный методВ исследовании применялись следующие методики: методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) и Гиссенский личностный опросник.

  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.

    Сложности личности, связанные с решением о заключении брака.

    Организация и стратегия психологической помощи клиентам, сомневающимся в межличностной совместимости. Ситуация межличностного доверия и уверенности в партнере. Критерии в выборе брачного партнера мужчин и женщин, сходства и различия требований к партнеру.

    Диагностика потенциальных партнеров. Тесты психологической совместимости и определения личностных характеристик будущих супругов. Интерпретация результатов диагностики и требования к разработке рекомендаций, коррекции.

    Практически все люди, и молодые, и не очень молодые, планируя свою семейную жизнь, обычно задумываются над двумя основными, связанными с ней, проблемами:

      Кто мог бы явиться для меня лучшей семейной парой?

      Сложатся ли мои семейные отношения с данным человеком (если кандидат в будущие супруги уже определен)?

    Вследствие недостаточной ясности причин обращения клиента в психологическую консультацию, тех вопросов, которые необходимо обсудить и на которые нужно искать ответы, тот, кто проводит психологическую консультацию, прежде всего должен будет определиться в том, о чем он будет говорить с клиентом.

    Решить эту задачу консультанту-психологу может помочь анализ ответов клиента на вопросы (немов).(далее в диагностике)

    Получив от клиента подробные ответы на все вопросы, необходимо их обобщить и подвести итог предварительной беседы с клиентом таким образом,чтобы для психолога-консультанта стало ясно, в чем на самом деле состоит проблема, с которой столкнулся клиент . После этого можно будет приступить к поиску решения данной проблемы.

    Такое решение может состоять в ряде рекоменда ций, содержащих в себе практические советы .Например , следующими: в течение определенного времени понаблюдать за кандидатом в будущие супруги, попытаться оказать на него какое-либо влияние, поэкспериментировать с собственным поведением в непосредственном общении с ним.

    Полезно также на этот случай жизни иметь в психологической консультации определенный набор специальных психологических тестов , с помощью которых можно определить психологическую совместимость будущих супругов. Это могут быть тесты, пройдя через которые, будущие супруги смогут узнать много полезного друг о друге.

    ПЕРИОД УХАЖИВАНИЯ

    Человек - не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни.

    Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства . В природных условиях медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей же брак, по сути, является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем.

    У людей индивид определяется относительно других людей и подбирает себе партнера с учетом мнения своего значимого окружения.

    У животных образование пары зависит от 2 фактор ов:критически-временного и территориального. Особь в критический период занимает свою территорию и создает пару. Если она этого не успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По сути они становятся пасынками природы.

    Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска .Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать , и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций.Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.

    Люди создают семьи по разным причинам: чтобы уйти из дома, спасти друг друга, завести детей, по любви и др. Вместе с тем ситуация брачноговыбора характеризуется двойственностью : с одной стороны,молодой человек остается «ребенком» в своей семье , с другой стороны,он выступает в роли молодожена. Проблема установления близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что молодой человек зачастую к периоду брачного возраста не в достаточной мере освобожден от роли «ребенка» в материнской семье . Длительный период выращивания человеческого ребенка позволяет лучше и полнее подготовить его к жизни, но одновременно фиксирует, а то и просто стагнирует детско-родительские отношения. Родители могут подготовить ребенка к самостоятельному сознательному брачному выбору, а могут и запутать в семейных связях навечно.

    Молодые люди, так и не освободившиеся от материнской семьи и не создавшие собственной семьи, в человеческом сообществе также оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что эти люди не оцениваются по критериям «хорошие-плохие», оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, например: «Взрослый человек обязан иметь семью».

    Психологическая задача предбрачного периода , которую решает каждый молодой человек, заключаетсяв необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

    В некоторых культурах проблема такого противостояния решается таким путем, чтородители сами выбирают брачного партнера своему чаду.

    В этом смысле можно говорить не о двух, а о трех факторах, влияющих на период ухаживания у человека. Даже современный городской человек весьма зависим в брачном вопросе от мнения родителей. Даже выбор назло родителям - это зависимый выбор. Известен еще выбор «всей семьей», что в большинстве случаев можно трактовать как «невротический» выбор партнера.

    В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака . Кпредбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

    Остановимся несколько подробнее на предбрачном знакомстве.

    Известна следующая статистика по предбрачному знакомству.

    Знакомятся в местах отдыха (18%), по месту учебы(14%), на работе(17%), в местах досуга(18,7%), живут на одной улице(7%), познакомились на улице(8%), живут в одном доме(2%).

    Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности : в местах досуга, отдыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении повествования о себе и своих рассуждений о жизни. В таких условияхпроисходит общение «масок», которые каждый надевает на себ я. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад.

    Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности . Причем исследователи выяснили, каквремя предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Картина здесь такова:

    Длительность знакомства до брака Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в%)

    до 1 мес. 4%, от 1 мес. до 6 мес. 14%,до 1 года 22%, от 1 года до 3 лет 42%,свыше 3 лет 18%

    Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака .Короткий период предбрачных отношенийнедостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера .Длительный период ведетк уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений.

    Идеальных или нормативных качеств для вступления в брак не выделено . Однако в отечественной психологии проведены исследования, позволившие отметитьблагоприятные качества для вступления в брак, наличие которых повышает вероятность успешного брака(как для мужчин, так и для женщин):

    Оптимизм и эмоциональную живость;

    Старательность;

    Способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;

    Доброжелательность и участливость;

    Умение обращаться с деньгами.

    Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:

    Умение брать на себя ответственность;

    Способность получать удовольствие, ведя за собой других;

    Уверенность в себе;

    Забота о поддержании равенства в общении;

    Умение подмечать детали.

    Отдельно описывают качества женщин, благоприятные для вступления в брак:

    Способность к эмоциональной поддержке;

    Способность получать удовольствие от помощи другим;

    Спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);

    Отсутствие тенденции к соперничеству;

    Отсутствие излишней романтичности.

    Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений .Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору . В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.

    Но вернемся к предбрачному периоду и опишем его функции. К ним относят:

    1) накопление совместных переживаний и впечатлений;

    2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения . Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий. По сути дела, разговор идет о предбрачном «экспериментировании», в ходе которого проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров. Исторически место известно оно как помолвка. Ему «на смену» пришло предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии.Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется.

    3) проектирование совместной жизни . В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода «брачный договор». Ключевым моментом здесь выступает доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.

    Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают:

    Рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера;

    Замена эмоционального образа избранника на реалистичный;

    Оценка стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);

    Адекватизация уровня притязаний;

    Реалистичное восприятие партнера и принятие его;

    Мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.

    Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения добрачных факторов рис ка:

    - ранний возраст брачующихся (в России такой возраст негласно считают - для мужчины до 20 лет, для женщины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;

    - поздний возраст (для Запада таким возрастом является: для мужчины – 40-45 лет, для женщины - 30-35 лет, для России: для мужчины - 30-32 года, для женщины - 25-27 лет);

    Превышение возраста жены относительно возраста мужа;

    Наличие у жены более высокого образования;

    Городское происхождение;

    Гетерогенность статуса;

    Социально-демографическая разница в происхождении;

    Отсутствие братьев и сестер у жены;

    Отсутствие сестер у мужа;

    Неустойчивость отношений до брака;

    Отрицательное отношение родителей к браку;

    Слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

    Неоптималъные мотивы вступления в брак;

    Добрачная беременность;

    Наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.

    Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностически-благоприятные.

    1) высшее образование у мужчины;

    2) оптимальная длителытость предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

    3) «теплые» отношения до брака;

    4) сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

    5) наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;

    6) наличие общих друзей будущей семейной пары;

    7) согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

    Аспекты добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни.

    Принято различать три модели выбора спутника жизни:

    1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.

    2. Модель максимизации выгоды . Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.

    3. Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

    В современной психологии различают три мотивации на брак:

    - Мотивация на сам факт брака .Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж . И, в общем, неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет - все силы тратятся на его поиски. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство.

    - Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. (для женщины - брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом .Для юноши - брак с дочкой известных людей, начальников, брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью).

    - Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками .Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

    Молодой человек в большинстве случаев поступает под влиянием бессознательных мотивов.

    Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу . Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. (для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу).

    Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются :

    Обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

    Общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

    Уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

    Ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

    Интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

    Взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

    Жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

    Порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

    Выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;

    Месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

    Боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

    Данные мотивационные модификации могут быть осознанны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным . По выражению И.С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое - актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.

    Брак как психологическое отношение, по Юнгу, имеет ряд особенностей:

    2. неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

    3. возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

    4. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

    За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов .

      эмоционально-этические мотивы,

      мотивы самореализации,

      мотивы долга и обязанности.

    Просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь.

    Критерии выбора партнеров по браку.

    К настоящему времени создано множество моделей выбора брачного партнера.

    1.Наиболее полной и ценной с практической точки зрения можно назвать исследования Малкин-Пых, котораявыделила три уровня совместимости (высокий, средний, низкий):

      психофизиологический

      психологический

      социальный

    Если отсутствует один из уровней, то можно говорить о несовместимости.

    Внешняя оценка уровней:

    1 уровень(психофизический) – автоматический, оека запаха, телесности, прикосновения, сексуальная совместимостьб.

    2 уровень (психологич) –сходство в определеных ценностях. Интересах, познават.процессах, интеллект.

    3 уровень (социал) –статусные вещи: профессия, заработок, материал достаток.

    В 80 Диагностика в семейном консультировании и требова­ ния к проведению

    Подготовительный и начальный этап психологического консульти­рования и его диагностические задачи. Диагностический инструмента­рий психолога в работе с семьей. Первичная психодиагностика. Осо­бенности диагностики взрослых (родителей) и детей. Проблема полу­чения объективной информации о супружеских и детско-родительских отношениях.

    Виды вопросов и их диагностические цели. Уточняющие вопросы и методики прояснения проблемы . Объективные и субъективные факто­ры семейных проблем. Структура жалобы: локус, самодиагноз, про­блема, запрос, сюжет, явное и скрытое содержание.

    Ошибки психолога-консультанта при проведении диагностики их последствия и устранение .

    Диагностика в семейном консультировании

    Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком может вестись и по показаниям, и по запросу. Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка проблемы или проблем, которые проявляются в нарушенном поведении или развитии ребенка.

    Психодиагностическая работа - углубленное психолого-педагогическое изучение семьи и ребенка, направленное на выявление индивидуальных особенностей, определе­ние причин нарушений в воспитании и обучении.

    Для контроля развития ребенка могут диагностироваться: . личностные черты ребенка; . особенности эмоционально-волевой сферы; . особенности мотивационно-потребностной сферы; . уровень сформированное™ и развития познавательных функций

    Диагностика уровня развития детей широко распространена и часто применяется даже без какого-либо специального запроса.

    Диагностика семейных отношений

    Семью можно рассматривать как социальный институт и как малую группу. Для целей консультирования диагностируются отношения в конкретной малой группе-семье. Познать эти отношения нелегко по ряду причин.

    Диагностика в семейном консультировании проводится на 2-ом(тесты) или 3-ем(уточняем после 2-го –тесты) этапах консультирования

    Виды запросов для проведенеия диагностики :

      Профориентация

      Ошибки при решении контр.

      Диагностика совместимости семьи

      Диагностика стиля воспитания

      сопротивляющем уся клиенту (ничего не переживаю, ничего у меня нет)

    Требования к проведению диагностики.

      Тест дается только в кабинете (отличие от индивидуального консультировании), если ребенок рисует. Чтоб родитель не отвлекал. Если супруги, то в разные стороны.

      Тесты д.быть надежны. Валидны. Стандартны.

      На проведение диагностики планировать 50-60 мин, как на консультацию .

      Интерпретация рез-тов – на следующей неделе.

      Процедура интерпретация исходит из проблемы (в рез-те ди агностики выяснилось…)

      Объяснить рез-ты понятным языком, избегать названия, и давать сразу пояснения.

      Для оценки эффективности сообщают Кл., что после проведенной работы будет повторное после все работы.

      Если диагностич данные говорят о серьезных проблемах. Нарушения, то не гиперболизируем, не говорим, что плохие рез-ты, просто констатируем рез-ты.

      Кл должно быть понятно для чего проводится диагностика. Если Кл говорит, что можно обойтись без диагностики, анализируем вместе с ним.

      При диагности детей учитывать возрастные особенности детей.

            дети от 5л до 7лет –занимаются не более15-20 мин; 8-10 лет – до 30 мин)

      вид деятельности: нарисовать могут с 3-х лет, ответить на вопросы - с 5 лет, написать с 7-9 лет

      диагностику детей лучше проводить с утра.

      Причины трудностей познания сем.отношений:

      Отсутствие единого подхода к диагностике семьи и семейных отношений . Каждая модель предлагает свое понимание диагностики и свои техники диагностирования. Эти модели также довольно различно трактуют и значимость фактов семейной жизни, на которые психологу следует обратить внимание

      Обстоятельство обращения за помощью одного члена семьи и не готовность других к изменению . Отказ от встречи с психологом.

      Различность опыта психолога и клиента . Опыт психолога и консультируемых, их ценности, понимание смысла семейной жизни во многом определяют оценку семейных отношений . Профессиональный психолог осознает эти обстоятельства, но способность самой семьи рефлексировать семейные отношения и конфликты обычно сильно искажена не полностью осознанными представлениями. Это еще усиливается, если консультируется не вся семья, а только один или несколько ее членов.

      Диагностику семейных отношений затрудняет различное толкование их динамики. Супруги (может быть +ребенок) по-разному опи­ сывают и истолковывают одни и те же события . Супруги, объясняя свои конфликты, как бы заново воссоздают их ход и предпосылки, «переписывают» историю семьи, придают им новое значение.

      Сопротивления семьи. Не желание, не готовность к решению проблем . Сопротивление семьи действительному познанию отношений в ней может быть обусловлено также изменением психологического климата семьи : в каждой семье возможны периоды большей эмоциональной близости и некоторого отдаления, которые сменяют друг друга. В конфликтных семьях они довольно яркие, а в консультации такие семьи чаще всего обращаются в период условной стабильности, который наступил после конфликта.Из-за этой причины точно диагностировать эмоциональный фон семейных отношений обычно удается только после длительного наблюдения

    Однако, следует отметить и тот факт, что современная семья готова к экспериментам и наблюдается тенденция активного обращения се­мьи за помощью к квалифицированному специалисту-психологу. На наш взгляд эта тенденция будет развиваться и семья сделает верный вывод «не терпеть имеющиеся трудности, а активно и компетентно их решать и своевременно предотвращать».

    Перечисленные обстоятельства позволяют утверждать, что диагностика семейных отношений продолжается столько, сколько длится консультирование семьи, что во время каждой новой встречи психолог должен заново оценить семейную ситуацию и предложить сделать это членам семьи. Но также существуют и однократно установленные факты, которые далее можно и не уточняя. Таким образом, все важные для диагностики семейных отношений данные находятся в континууме постоянства и изменяя ход диагностики можно рассматривать как движение в этом континууме.

    Шаги диагностики семьи.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Сын калашниковой был рожден не от шаляпина Сын калашниковой был рожден не от шаляпина Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть Видят ли грудные дети Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть Видят ли грудные дети Как связать гольфы крючком схемы Как связать гольфы крючком схемы