Какая пенсия в странах снг. Пенсионное обеспечение в странах снг

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В действительности же они решают другие проблемы: как выкроить денег на лекарства или сколько раз в неделю можно позволить себе есть мясо.

"Кому мы нужны, такие больные, - говорит 76-летняя жительница Бишкека Раида Ивановна. Я инвалид второй группы. Вся трясусь, болею… Мне не то, что на питание, а даже на лекарства не хватает".

Пенсия Раиды Ивановны 3000 сомов . Треть этих денег уходит на оплату коммунальных услуг. Остального с трудом хватает на продукты.

У Нуну Кипиани из Тбилиси те же самые проблемы: "Если бы я жила одна, умерла бы с голода и без лекарств! Сегодня пенсия у меня 97 лари , которой не хватает на лекарства. Я больная женщина – всё болит… Так что лекарств мне нужно очень много".

"Мы не много употребляем, – говорит жительница Бишкека Дамира Чокоева. – Сахар, мука, хлеб, масло… Вот, пойти пачку творога купить и баночку сметаны - это 100 сомов [чуть больше 2 долларов]. Это много, если часто покупать. Ну, раз в неделю позволяем себе".

Дамира Чокоева - не простой пенсионер. У нее пенсия "за особые заслуги перед Кыргызской республикой", составляющая около 5500 сомов . Но даже ей, бывшему заместителю министра, приходится считать сомы, чтобы дотянуть до следующей выплаты пенсии.

Примерно такие же жалобы можно услышать сегодня от пенсионеров из Алма-Аты и Еревана, Душанбе и Баку, Минска и Кишинева.

Как тут разобраться?

Неподготовленному человеку непросто разобраться в том, сколько выплачивают сегодня пенсионерам постсоветские государства. Например, сложно понять, в чем разница между минимальной и минимальной начисляемой пенсиями (и вообще, есть ли разница), какие льготы и за что полагаются пенсионерам, и в каком соотношении потребительская корзина и минимальная пенсия. И, наконец, что значит "фиксированный базовый размер пенсий", и что растет быстрее: пенсии, или инфляция.

Если брать, однако, размер средних пенсий, то получится совершенно естественная картина: в богатых странах бывшего СССР они больше, чем в бедных. А поскольку богатыми являются страны, обладающие нефтегазовыми ресурсами, то и получится, что самые большие средние пенсии - в России, Азербайджане и Казахстане.

Так, российская средняя пенсия составляет примерно 250 долларов. Около двухсот долларов составляет средняя пенсия в Азербайджане. В Казахстане же - 146 долларов.

В число стран, где выплачивается относительно высокая пенсия входит Белоруссия. Там средняя пенсия на сентябрь 2010 года составила примерно 176 долларов.

В других странах пенсии скромнее. Самые маленькие пенсии, наверное, в Таджикистане, где средняя пенсия оказывается где-то порядка 30 долларов. При этом в Таджикистане всего около полумиллиона пенсионеров, и эта страна - одна их самых молодых в мире: примерно две трети ее населения моложе 25 лет.

В СССР многие, достигая 60 лет, оформляли пенсию, но при этом продолжали работать. Денег хватало, и можно было даже откладывать "на старость" и "на похороны". Так жили миллионы пенсионеров.

Однако развал Советского Союза сопровождался инфляцией, которая в бывших республиках переросла в гиперинфляцию и съела все сбережения пенсионеров и людей, как принято говорить, среднего возраста, которые готовились к достойной и спокойной жизни в старости.

"Нас всех ограбили, - очень эмоционально говорит лидер казахстанского движения пенсионеров "Поколение" Ирина Савостина. - Сначала сгорели все наши деньги в банках, потом деньги поменялись, и нам остались одни копейки, на которые не проживешь".

Действительно, говоря о пенсионерах и их проблемах, мы, как правило, обращаемся к государству.

Анатолий Вишневецкий, директор Института демографии при Высшей школе экономики в Москве, объясняет это так: "Пенсии - это зона ответственности государства. Государство очень чувствительно к этому".

Пенсионеры и политика

Еще больше чувствительны люди, тем более что население постсоветских стран, находящихся в европейской части бывшего СССР, стареет.

А это значит, что люди, которым за 65, становятся весомым фактором в политике, особенно когда наступают выборы. И власти это понимают. Поэтому часто получается так, что пенсии повышаются в предвыборный период, для того, чтобы получить поддержку людей старшего поколения.

Так, международная организация Transparency International критиковала власти Тбилиси, которые за счет бюджета мэрии повысили пенсии для жителей города в преддверии выборов мэра в мае 2010 года. Они также дали пенсионерам специальные ваучеры для покупки медикаментов и специальные карточки для проезда за полцены в общественном транспорте.

"Нужно отметить, что подобные программы были осуществлены и к местным выборам 2006 года, и к президентским и парламентским выборам 2008 года, но не были осуществлены в 2007 и 2009 годах, когда выборы не проводились", - сказано в одном из докладов Transparency International, посвященных выборам в местные органы власти.

Политическое использование людей старшего поколения активно практикуется и в Беларуси. Осенью 2010 года в стране ожидаются президентские выборы, а в конце августа было объявлено об очередном повышении пенсий в среднем на 12%.

А если учесть, что по подсчетам местных демографов на двух человек трудоспособного возраста в стране приходится один пенсионер, то можно представить, насколько серьезной силой является электорат старшего возраста.

То, что пенсия используется властями как политический инструмент, подчеркивает недавнее обращение к руководителям страны Станислава Шушкевича. Он написал письмо, в котором рассказывает, что еще в 1997 году ему была начислена персональная пенсия "за особые заслуги перед белорусским народом".

Однако Шушкевич, который был первым председателем Верховного Совета Белоруссии и, в частности, подписал от имени Минска Беловежское соглашение, официально положившее конец существованию СССР, вскоре перешел в оппозицию к президенту . И его пенсию не стали индексировать.

В результате инфляции она постепенно снижалась и в мае 2010 года составила примерно один доллар, говорится в обращении Шушкевича.

Получить российский паспорт

Использование пенсии в качестве политического рычага не ограничивается выборами.

Житель Сухуми Эдуард Авидзба стал гражданином России в середине девяностых годов.

Сделал он это не из высоких политических соображений и не потому, что совсем недавно закончилась грузино-абхазская война, и ему не хотелось быть гражданином Грузии, а для того, чтобы получать российскую пенсию.

"[Абхазская пенсия] начиналась, по-моему, с пяти рублей. А российская в то время уже за 1000 вылезала. А сейчас абхазская –500 рублей, а российская три [тысячи]", - рассказывает Эдуард.

Выдача российского гражданства жителям Абхазии воспринималась грузинскими властями как нарушение международного права и проявление политического давления.

Скорее всего, так оно и было. Но для простых людей, таких, как Эдуард, российская пенсия была серьезным подспорьем, помогавшим им выживать.

Российское гражданство - а, следовательно, и возможность получать российскую пенсию - стало привлекательным и для жителей Латвии.

Как рассказал Би-би-си рижский журналист Андрей Мамыкин, начиная с декабря 2009 года, перед российским консульством стали выстраиваться длинные очереди. Главным образом, это были неграждане Латвии, русские и русскоязычные, статус которых является чем-то промежуточным между лицом без гражданства и, собственно, полноправным гражданином страны.

Оказалось, что для многих предпочтительнее не натурализоваться в Латвии, стране-члене Евросоюза, а получить гражданство России. Одной из важных причин стало то, что, как рассказал Мамыкин, российская пенсия больше латвийской, да и пенсионный возраст в Латвии сейчас выше, чем в России.

Об аналогичных ситуациях рассказывают и в Литве, и в Крыму. А это значит, что российские власти вполне могут использовать относительно высокую пенсию, чтобы создать "группы влияния" в соседних странах.

Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 августа 2018. Время чтения 8 мин.

Пенсионные программы действуют во всех странах мира: вопрос лишь в том, какая часть населения реально подпадает под их действие. Проблемы возникают из-за высокого уровня бедности, большой доли неофициальных зарплат и низкой продолжительности жизни. С конца 90-х годов во многих странах проводятся социальные реформы, призванные улучшить экономическое положение людей в старости.

Разговоры о том, в каких странах нет пенсии по старости, часто базируются на устаревших данных 90-х годов. Сегодня социальные выплаты для пожилых людей формально существуют во всех странах. Даже в государствах с самым низким ВВП на душу населения, таких как ЦАР и Бурунди, действуют обязательные пенсионные программы и выплачиваются пособия по инвалидности.

Найти государство, в котором совсем нет пенсий, сегодня просто невозможно.

Вопрос заключается в том, какая часть населения реально получает социальные выплаты в пожилом возрасте. В некоторых государствах Азии и Африки пенсии доступны всего 5-10% граждан. К странам с ограниченным пенсионным обеспечением относятся:

  • Китай;
  • Индия;
  • Таиланд;
  • Гамбия;
  • Гана;
  • Кения;
  • Нигер;
  • Ботсвана.

В своих исследованиях экономисты не только рассуждают о том, в каких странах людям не выплачивают пенсию, но и выделяют причины возникающего неравенства. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются пенсионные системы в каждой из перечисленных стран.

Китай

В 1995 году власти Китая запустили масштабную пенсионную реформу. Если до середины 90-х на пенсию претендовали лишь 5,4% китайцев, то в 2016 году это число составило уже 60%. Однако 40% населения все еще не подпадают под действие полноценной социальной защиты. Проблема связана со структурой пенсионной системы Китая, которая делит граждан на 2 категории:

  • Госслужащие и городские жители. Мужчины получают пенсию с 60 лет, женщины - с 55 или 50 лет в зависимости от тяжести труда. Для этой категории граждан пенсионный фонд формируется из двух источников: отчислений работодателей и собственных выплат сотрудников. Средний размер пенсии - 2,3 тыс. (23 тыс. руб.).
  • Сельские жители и городские рабочие с низким доходом. Они могут претендовать только на пособие по старости, которое выплачивает региональный бюджет. Минимальный размер пенсии - 127 юаней (1,26 тыс. руб.), которых не хватит даже на покупку еды.

При этом около 20% китайцев по-прежнему не могут рассчитывать ни на одну из пенсионных программ.

Индия

Уровень социальной защиты в Индии остается одним из самых низких в Азии. На получение пенсии в этой стране могут рассчитывать лишь 12% населения. Самой защищенной категорией остаются госслужащие: большинство из них может оставить работу в 60 лет. При этом размер пенсии часто не превышает 2 тыс. (курсы индийской валюты и рубля примерно равны).

С 2004 года в стране проводится масштабная социальная реформа. Она предполагает разделение пенсии на 2 части: добровольные отчисления и обязательные налоги для работодателей. Реформа не дала ожидаемых результатов: ее последствия пока затронули лишь 1% рабочей силы в Индии.

Таиланд

До конца 90-х в Таиланде действовали только пенсии для чиновников. Ситуация изменилась в 1998 году, когда был принят Закон о социальном обеспечении. Правительство страны предложило двухуровневую систему выплат: отдельно для госслужащих и сотрудников частных компаний.

Каждая фирма в Таиланде обязана платить налоги за своих сотрудников. 3% заработной платы попадают в пенсионный фонд, а государство добавляет еще 1% из бюджета. При этом более 40% трудоспособных граждан не получают официальную зарплату. Эти люди смогут претендовать только на минимальное пособие, которое составляет 700 бат (1,4 тыс. руб.).

Хотя формально социальная поддержка распространяется на всех пожилых людей, примерно в 40% случаев она не покрывает даже базовые потребности.

Гамбия

Пенсии в Гамбии выплачиваются с 60 лет. При этом претендовать на хорошую социальную поддержку в старости могут только 2 категории граждан:

  • Сотрудники бюджетных организаций и коммерческих фирм с государственным участием.
  • Военные и полиция.

На получение пенсий могут также рассчитывать некоторые рабочие, занятые на производствах или проживающие в городах. При этом для граждан, которые заняты в сельском хозяйстве, пособия по старости отсутствуют. С такой же проблемой сталкиваются люди, работающие нелегально. В результате пенсионная система охватывает только 20% граждан Гамбии.

Гана

Пенсионная система Ганы разделена на две ветви. Одну из них представляет Национальный фонд страхования и социальной защиты. Он работает с большинством категорий граждан, включая сотрудников частного и государственного сектора, фермеров, торговцев и владельцев малого бизнеса. Вторая ветвь под названием CAP 30 занимается выплатами для военных, полиции и некоторых чиновников.

Обе программы в сумме покрывают потребности 10% рабочей силы. Остальные 90% населения Ганы в старости не получают никакой поддержки от государства. Главная причина столь низкого уровня соцзащиты - высокая доля теневой экономики. Кроме того, из-за высокой инфляции деньги в государственных фондах быстро обесцениваются.

В 2004 году по стране прокатились массовые протесты рабочих. Власти Ганы были вынуждены пойти на реформу Национального фонда. По новым правилам, мужчины и женщины могут выходить на пенсию в 55 лет. Несмотря на некоторые подвижки, пенсионная система страны все еще находится в зачаточном состоянии.

Кения

Пенсионная система в Кении охватывает только 15% рабочей силы. Средства распределяются с помощью 3 социальных программ:

  • Выплаты Национального фонда социальной защиты. Формируется за счет выплат сотрудников и работодателей.
  • Пенсии для госслужащих. Выплачиваются из бюджета страны.
  • Индивидуальные накопления.

Даже в столь усеченном виде система социальной защиты Кении работает неэффективно. Многие рабочие, имеющие право на получение выплат по старости, просто не доживают до пенсионного возраста. Сегодня он закреплен на уровне 55 лет, но обсуждается возможность повышения этой планки до 60 лет. Из-за эпидемии ВИЧ средняя продолжительность жизни в стране составляет всего 59 лет, так что до пенсии доживает сравнительно небольшое число людей.

Нигер

Пенсионная система Нигера - скорее формальное понятие, нежели реальный механизм соцзащиты. Какие-либо выплаты в старости здесь получают только 3% населения. Государственный фонд социальной защиты создан еще в 1965 году, но даже спустя полвека его возможности недоступны подавляющему большинству граждан. Пенсионный возраст в стране закреплен на уровне 55 лет, в то время как средняя продолжительность жизни составляет всего 52 года.

Нигер находится на 2-м месте в списке беднейших стран: хуже дела обстоят только в Сьерра-Леоне. В этих условиях практически все жители Нигера предпочитают работать нелегально. Несмотря на столь сложную ситуацию, власти Нигера в последние годы проводят политику повышения пенсий.

Ботсвана

Пенсионная система Ботсваны возникла в 1996 году. В старости жители этой страны могут претендовать на 2 категории выплат:

  • Фиксированные пенсии для всех граждан из государственного бюджета.
  • Пенсии на основе выплат работодателя. Организации обязаны платить социальный налог за своих сотрудников 1 раз в 5 лет, но на практике редко выполняют это требование.

Несмотря на относительно высокий уровень экономического развития Ботсваны, пенсионная система страны работает неэффективно. 84% сотрудников частных организаций в старости могут рассчитывать только на минимальную выплату в 220 пул (1,4 тыс. руб.). При этом минимальный возраст выхода на пенсию на 6 месяцев выше, чем средняя продолжительность жизни.

Выводы

Проблема пенсионного обеспечения граждан характерна для многих развивающихся стран. При этом причины ее возникновения могут отличаться. В таблице кратко изложены основные параметры пенсионных систем, затронутых в статье.

Таблица 1. Выплаты по старости в развивающихся экономиках.

Страна Процент людей, получающих пенсию выше прожиточного минимума Основные проблемы
Китай 60% Низкие выплаты для сельского населения
Индия 12% Несовершенство законов, высокий уровень бедности в отдельных районах
Таиланд ~ 60% Многие работают неофициально
Гамбия 20% Отсутствие пенсий для сельских жителей
Гана 10% Большой теневой сектор, высокая инфляция
Кения 15% Неэффективное администрирование, низкая продолжительность жизни
Нигер 3% Общая бедность, низкая производительность труда
Ботсвана 20-30% Несовершенные законы для работодателей, высокая смертность

Общая черта всех перечисленных стран - высокий уровень бедности. При низкой оплате труда люди предпочитают работать в теневом секторе. Пенсионные фонды не получают достаточного финансирования и не могут обеспечить достаточный размер выплат для всех граждан.

Ситуацию усугубляет низкая продолжительность жизни. В африканских странах люди часто не доживают до пенсионного возраста из-за плохой медицины и тяжелых условий жизни.

В азиатских странах на первый план выходит проблема неравномерного развития городов и сельской местности. Городские жители Китая и Таиланда могут получать вполне достойную пенсию, в то время как их сограждане из деревни в лучшем случае претендуют на минимальное пособие.

Введение

За истекшее десятилетие пенсионное обеспечение в государствах Содружества претерпело существенные изменения.

Выработано национальное пенсионное законодательство. Осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые принцип

По существу в странах СНГ созданы новые пенсионные системы, опирающиеся на собственную финансовую основу - внебюджетные пенсионные (социальные) фонды.

Проводится постоянная индексация размеров пенсий в связи с удорожанием жизни, ростом цен. Вводится персонифицированный (индивидуальный) учет застрахованных лиц. В ряде стран предприняты попытки более тесно увязать размеры пенсий с трудовым вкладом работника, в этих целях изменен порядок исчисления пенсий и другие.

Однако принципиальных изменений в состоянии пенсионного обеспечения граждан в государствах СНГ не произошло.

Действующие в странах пенсионные системы не выполняют своей основной социальной функции, определенной Международной Организацией Труда - уменьшение нуждаемости и предотвращение нищеты «путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)».

Самое главное - во всех странах Содружества уровень пенсий продолжает оставаться крайне низким и не обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей пенсионеров. Для многих из них пенсии являются единственным источником существования. В большинстве стран СНГ размеры как минимальных, так и средних пенсий не соответствуют прожиточному минимуму пенсионера. Пенсионеры оказались одной из самых малообеспеченных и незащищенных групп населения, больше других страдающих от постоянного удорожания жизни.

Пенсионное обеспечение в странах СНГ

Во всех странах СНГ, в соответствии с национальным законодательством о пенсионном обеспечении граждан, повышался минимальный размер пенсии по возрасту.

Минимальный размер пенсии (базовой пенсии) увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом в Азербайджане на 13%, в Армении - на 31%, в Белоруссии - на 28%, в Казахстане - на 19%, в Киргизии - на 25%, в Молдавии - на 4%, в России - на 6%, в Таджикистане - на 33%, в Узбекистане - на 30%, на Украине - на 28%. В январе-сентябре 2011 года он еще повысился в Белоруссии на 72%, в Казахстане - на 31%, в Молдавии - на 8%, в России - на 9%, в Узбекистане - на 15%, на Украине - на 4%.

В результате индексации пенсий, повышения уровня минимальных пенсий и выплат компенсационных надбавок, а также роста заработной платы растут средние номинальные размеры назначенных пенсий. Так, номинальный размер пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен, в 2010 году превысил уровень предыдущего года в Азербайджане, Армении, Киргизии и на Украине на 1-7%, в Казахстане и России - на 13%, в Белоруссии и Таджикистане - соответственно, на 24% и 26%.

Несмотря на постоянное повышение минимальных и средних пенсий, размер пенсии в странах СНГ остается невысоким. Чтобы сопоставить уровни среднего размера пенсий по странам СНГ, приведем их значения в пересчете на доллары США по национальным курсам валют. В 2000 году средний размер назначенных пенсий только в Белоруссии немного превышал 30 долларов США и был близок к нему в России. В 2011 году средний размер назначенных пенсий варьировался от 32 долларов США в Таджикистане до 257 в России.

В 2010 году средний размер пенсии был выше всего также в России - 249 долларов США в месяц (в 2005 году - 88 долларов США). В Белоруссии, в пересчете на доллары США, он составлял 195 (98), в Казахстане - 153 (76), в Азербайджане и на Украине - 141 (соответственно, 31 и 81), в Армении и Молдавии - менее 75 (меньше 30), в Киргизии и Таджикистане - менее 50 долларов США (менее 16 долларов США в 2005 году).

Быстрый рост среднего размера пенсий отмечался в Казахстане, Азербайджане и особенно в Киргизии в 2011 году. В Армении, Молдавии и Таджикистане темпы прироста среднего размера пенсии были более умеренными.

Действующим законодательством большинства стран СНГ в качестве минимальных социальных нормативов, гарантированных государством, приняты минимальная пенсия и прожиточный минимум пенсионера.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку нормативной потребительской корзины, а также расходы на налоги и обязательные платежи. Нормативная потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг; разрабатывается для основных социально-демографических групп населения и утверждается законодательно.

Минимальная пенсия по возрасту превышала размер прожиточного минимума пенсионера в 2010 году в Белоруссии на 22%, в Казахстане - на 43%, базовая пенсия в Азербайджане - на 25%. Значительно ниже прожиточного минимума был размер минимальной пенсии по возрасту в Молдавии (на 49%), а, также средний размер базовой пенсии в Киргизии (в 3,5 раза) и России (на 42%).

Средний размер назначенных пенсий превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Азербайджане на 66%, в Белоруссии - в 2,2 раза, в Казахстане - на 75%, в России - на 62%, на Украине - на 53%. В Киргизии и Молдавии средняя пенсия была ниже уровня прожиточного минимума пенсионера на 32% и 30%, соответственно.

В 2011 году соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума для населения в целом улучшилось в Белоруссии, Азербайджане, России, Молдавии и на Украине.

Средний размер пенсии по отношению к средней заработной плате составлял от четверти до трети в большинстве стран СНГ и только в Киргизии, Белоруссии и на Украине - около половины.

Для сравнения отметим, что, например, в Норвегии, Словакии, Финляндии, Польше, Швейцарии, Швеции коэффициент замещения дохода (отношение пенсии к доходу работающего предпенсионного возраста) превышал 50%; в Индии, Италии - 60%; Австрии, Бразилии, Венгрии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Китае, Нидерландах - 70% (рис. 20).

Низкие нетто-коэффициенты замещения (по отношению к средней заработной плате после уплаты налогов) отмечаются в Ирландии (36%) и Новой Зеландии (42%), где существуют только базовые пенсионные схемы, но при этом государство предусматривает дополнительные меры по материальной поддержке пенсионеров. Так же низок нетто-коэффициент замещения в Великобритании (42%), в Соединенных Штатах (50%). В этих странах базовая пенсия составляет лишь часть дохода, и значительны дополнительные выплаты.

В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, когда пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет обязательных платежей работающих граждан. Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, когда часть денежных средств работающих граждан инвестируется с целью получения доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам в будущем, и размер пенсионных выплат напрямую зависит от стажа работы, размера заработка и страховых взносов будущего пенсионера.

Вместе с тем, в последние годы правительства многих стран увеличивают выплаты пожилым людям, используя государственные пенсионные резервы для смягчения последствий финансово-экономического кризиса. Появляется необходимость в диверсифицированных системах пенсионных доходов, комбинирующих государственную и частную системы, вычеты из зарплат и отложенные сбережения, и другие усилия по поддержанию достатка пожилых людей

В некоторых странах сохраняются ограничения на предельный размер пенсий. Утрачена связь пенсии с «трудовым вкладом» - размеры пенсий по старости не зависят от продолжительности трудового стажа, размеров заработков. Серьезной проблемой в последние годы явились систематические задержки со своевременной выплатой пенсий.

Значительное влияние на финансовую устойчивость пенсионных систем оказывает неудовлетворительная демографическая ситуация, старение населения во всех станах СНГ, постоянное увеличение доли пенсионеров в отношении к экономически занятому населению, сокращение соотношения числа пенсионеров и работающих, которое в настоящее время ниже, чем в экономически развитых странах.

Во всех странах Содружества в настоящее время осуществляется реформирование пенсионных систем. Это связано в первую очередь с тем, что действующие ранее системы, полностью построенные на распределительном принципе базировались на текущих страховых взносах и зависели целиком от поступающих средств. Данные пенсионные системы утратили свою эффективность в условиях неустойчивости экономики, обострившейся демографической ситуации.

В ходе реформ предусматривается осуществить меры, направленные на повышение уровня пенсионного обслуживания, привлечение для этого дополнительных ресурсов, обеспечение финансовой стабилизации пенсионных систем, тесной зависимости между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованности самих работников в формировании пенсионного бюджета.

Политика государств Содружества при проведении пенсионной реформы строится на следующих принципах.

1. Отказ в перспективе от распределительных принципов пенсионного обеспечения как основной пенсионной системы.

2. Переход большинства государств на трехуровневую систему пенсионного обеспечения, совмещающую принципы солидарности и накопления (условно-накопительную).

3. Избрание в качестве основного принципа построения пенсионной системы - накопительный (Казахстан).

4. Развитие добровольного пенсионного обеспечения и страхования, соответствующих финансовых институтов.

По характеру намечаемых и проводимых реформ в области пенсионного обеспечения в странах СНГ наметились следующие общие для них тенденции:

Сохранение солидарной системы с определенными выплатами, постепенным расширением накопительных элементов и дополнением ее профессиональными обязательными либо добровольными негосударственными системами. Это характерно для большинства государств СНГ, основой пенсионных систем в которых является государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование;

Внедрение, в качестве основной, системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах.

Правительством Армении утверждены 2 декабря 1999г. «Основные стратегические положения пенсионного обеспечения».

Одними из основных целей пенсионной реформы определено:

Повышение эффективности и перераспределение средств, направляемых на выплату пенсий;

Развитие системы обязательного пенсионного страхования;

Внедрение добровольного пенсионного страхования.

Предлагается изменения в сфере пенсионного обеспечения начинать с улучшения действующей системы, обеспечив прежде всего;

Переход к финансированию из госбюджета тех расходов, которые не связаны с выплатой трудовой (страховой) пенсии, т.е. социальных пенсий;

Урегулирование системы пенсионного обеспечения в отношении льготных пенсий и пенсий за выслугу лет. Предполагается взамен указанных пенсий выплачивать компенсации с дальнейшей постепенной ликвидацией института досрочного выхода на пенсию;

Расширение круга социальных выплат, увеличение в связи с этим базы расчета выплат обязательного социального страхования;

Внедрение системы индивидуального (персонифицированного) учета.

В период перехода к новой системе пенсионного обеспечения трудовая (страховая) пенсия будет состоять из трех частей:

1. Базовая пенсия, которую государство гарантирует лицам, имеющим требуемый страховой стаж (20 лет для женщин, 25 лет - для мужчин). В нынешней системе трудовая пенсия назначается тем, кто имеет не менее 5 лет трудового стажа;

2. Доплаты за каждый год страхового стажа до внедрения индивидуального (персонифицированного) учета. Первая и вторая части пенсии начисляются по ныне действующей формуле;

3. Страховая пенсия, которая после внедрения индивидуальных счетов будет рассчитываться в соответствии с индивидуальным вкладом каждого застрахованного, то есть она будет учитывать накопленные страховые взносы и ожидаемую среднюю продолжительность жизни в момент получения права на пенсию.

Предусмотрено, что в ходе реформирования первоначально вся сумма взносов будет направляться на финансирование солидарной системы, в последующем в формуле расчета пенсий намечается увеличивать значение элемента условного накопления, с уравниванием солидарной и накопительной составляющих. Добровольное пенсионное страхование должно выполнять функции системы дополнительного пенсионного страхования.

В результате осуществления реформы структура пенсионной системы в стране будет состоять из следующих элементов:

Государственное пенсионное обеспечение;

Обязательное пенсионное страхование;

Добровольное пенсионное страхование.

В декабре 2010 года был принят пакет законов, направленный на создание законодательных основ накопительной пенсионной системы. По словам представителя управления пенсионного обеспечения Министерства труда Армении, к апрелю будут готовы подзаконные акты. На их основе юридические лица, получившие соответствующую лицензию от Центрального Банка Армении, смогут создать добровольные пенсионные фонды.

В 2011 года Армения переходит к добровольной накопительной пенсионной системе, а с 2014 года будет действовать обязательная накопительная пенсионная система. Добровольные пенсионные накопления могут осуществляться уже сейчас на основе договора, действующего между банком и работодателем.

Для обеспечения обслуживания пенсионных счетов в рамках новой накопительной пенсионной системы будет проведена техническая модернизация Центрального Депозитария Армении. Автоматизация процесса позволит повысить эффективность деятельности. Работы по переоснащению будут начаты в 2011 году, и завершатся к середине 2013 года.

По данным Национальной статистической службы, то в январе-декабре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года потребительские цены в Армении выросли на 2,6%. Это меньше чем, в России, однако власти страны не намерены проиндексировать размер пенсий в 2013 году. В проекте госбюджета на 2013 год изначально не было статьи расходов по линии повышения пенсий, более того, неизменными остались и пособия. Неизменным, 18 тысяч драмов, останется и размер пособия по безработице, но при этом правительство сохранило прошлогоднюю тенденцию к сокращению финансирования этой программы: расходы по этой программе уменьшатся на 900 млн драмов. Соответственно уменьшится, по прогнозам правительства, и количество получающих пособие по безработице.

Отметим, что правительство Армении 29 декабря 2011 года приняло решение о повышении пенсий и социальных пособий с 1 января 2012 года.

Так, размер базовой пенсии с 2012 года вместо 10,5 тысяч драм установлен в размере 13 тысяч драмов, а размер средней трудовой пенсии увеличен с 28,7 тысяч драмов до 31,3 тыс. драмов. ($1 - 409,62 драма).

Таким образом в 2013 году средняя трудовая пенсия в Армении составляет чуть более 31 тыс драмов, а вот выделенная госбюджетом для пенсий сумма уменьшится - из-за сокращения фактического числа пенсионеров.

По последним данным Министерства труда и по социальным вопросам, в Армении зарегистрировано около 520 тысяч пенсионеров.

Расходы на соцобеспечение в госбюджете 2013 году составят 303,2 млрд. драмов в сравнении с 307,3 млрд. в 2012 году.

Азербайджан

В любой стране пенсионная реформа является неотъемлемой частью социально-экономических реформ, проводимых в процессе строительства правового государства. Для успешного проведения данных реформ указами президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года была утверждена «Концепция пенсионной реформы» и принята «Государственная программа Азербайджанской Республики по развитию пенсионно-страховой системы» от 30 декабря 2008 года. По государственной программе пенсионные выплаты лицам, вышедшим ранее общего пенсионного возраста (т. е. лицам с льготными условиями выхода на трудовую пенсию), доплаты к трудовым пенсиям (предусмотренные за стаж службы и относительно базовой части пенсии), а также другие нестраховые выплаты, финансируемые за счет обязательных государственных социальных страховых взносов, являются фактором, ослабляющим принципы существующей пенсионно-страховой системы. В связи с совершенствованием обеспечения трудовой пенсии, а также претворением в жизнь положений Государственной Программы был принят закон Азербайджанской Республики «О внесении изменений и дополнений в закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях»» от 27 октября 2009 года.

Согласно закону, с 1 января 2010 года было предусмотрено применение целого ряда нововведений, как в принципах начисления пенсии, так и в определении ее суммы. С этой точки зрения наибольший интерес вызывают новшества, применяемые относительно назначения и определения суммы самой большой части трудовых пенсий - пенсии по возрасту. Назначение данного вида пенсии зависит от двух факторов:

Определяемой законом границы пенсионного возраста;

Наличие необходимого страхового стажа.

Согласно поправкам и изменениям в статье 7 вышеуказанного закона, начиная с 1 января 2010 года были пересмотрены оба этих фактора.

Так, с 1 января 2010 года граница пенсионного возраста мужчин ежегодно увеличивается на 6 месяцев до 1 января 2012 года, а для женщин до 1 января 2016 года. Таким образом, с 1 января 2010 года возрастная граница для пенсионного обеспечения мужчин устанавливается на уровне 62 лет и 6 месяцев, а с 1 января 2011 года - 63 года, для женщин эта граница устанавливается с 1 января 2010 года в 57 лет и 6 месяцев, с 1 января 2011 года - 58 лет и 6 месяцев, с 1 января 2013 года - 59 лет, с 1 января 2014 года - 59 лет и 6 месяцев, а с 1 января 2015 года - 60 лет.

Как показывает опыт разных стран, для назначения пенсии согласно законодательству граница пенсионного возраста регулируется по разному. В некоторых странах, исходя из принципа правового равенства, пенсионный возраст мужчин и женщин установлен на одном уровне. В других по сравнению с женщинами для мужчин предусмотрен более поздний срок выхода на пенсию (на 5 лет). Например, в США, Германии, Японии, Испании, Канаде, Швеции, Великобритании и Франции пенсионное право вступает в силу и для мужчин, и для женщин при достижении 65-летнего возраста. В Чили, Польше, Австралии, Молдове и Грузии пенсионный возраст наступает для мужчин в 65 лет, а для женщин в 60 лет; в Российской Федерации, на Украине, Узбекистане и Беларуси соответственно в 60 и 55 лет, а в Таджикистане, Казахстане и Кыргызстане соответственно в 63 года и 58 лет. В развитых странах с целью назначения пенсии при определении возрастной границы выхода на пенсию период пенсионных отчислений рассчитывается как минимум за 12 лет.

По статистическим данным на 1 октября 2009 года, в общей численности получавших пенсию по возрасту 45,1 % (383547 чел.) приходилось на многодетных женщин, получающих пенсию на льготных условиях. Ограничение льгот в получении пенсий для многодетных женщин, соответствуя принципам системы страхового пенсионного обеспечения, может рассматриваться как положительный фактор в деле реализации целей и задач, предусмотренных в Государственной Программе.

Конечно, с точки зрения демографического развития страны необходимо уделять должное внимание социальной защите и многодетных женщин. По нашему мнению, данная защита должна проводиться не за счет средств обязательных страховых взносов, а при помощи государственного бюджета. За последние годы в стране благодаря указам и распоряжениям Президента Азербайджанской Республики сформировался институт Президентской стипендии, применение данного института позволило существенно улучшить социальное обеспечение целого ряда граждан страны (члены семей погибших в Карабахской войне и 20 января 1990 года, инвалиды войн и т. д.). На наш взгляд, учреждение специальной Президентской стипендии многодетным женщинам также является целесообразным.

В настоящее время в завершающую стадию вступает разработка Концепции реформ системы пенсионного обеспечения», - как обозначил в одном из интервью глава Государственного фонда социальной защиты Азербайджана Салим Муслимов.

По его словам, концепция определяет четыре компонента пенсионных реформ, которые приведут к кардинальным изменениям в пенсионной системе Азербайджана: первый элемент реформы предусматривает ликвидацию базовой части пенсии, а также обеспечение роста пенсий за счёт индексации всего их размера. Вторым элементом является распределение источников финансового потока, отделение непосредственных обязательств фонда и пенсионной системы от пенсионных обязательств государства.

Как отмечают эксперты, власти Азербайджана взяли за основу пенсионную систему Германии, которая является одной из передовых в мире. Оптимисты заявляют, что создание аналогичной системы в Азербайджане обеспечит профицит Пенсионного фонда в ближайшие 3-4 года. Эксперты утверждают, что, если все пойдет по плану, фонд станет активным участником финансовых рынков и будет вкладывать средства в ипотечную программу или нефтяную промышленность, а также в рынок ценных бумаг.

Как отмечают аналитики, важным элементом реформирования пенсионной системы станет определение максимального размера пенсионных удержаний с заработной платы. Согласно новой концепции будет определён максимальный размер удержания с зарплаты, и эти средства будут переведены в фонд системы индивидуального учёта. При этом остальной частью своих доходов, предназначенных для социального страхования, граждане Азербайджана смогут распоряжаться по своему усмотрению. «Страхователь может получить оставшуюся часть удержанных средств обратно, или перечислить их на индивидуальный счёт, или же попросить об открытии банковского счёта, куда будут перечисляться дополнительные деньги», - уточняет Салим Муслимов. Чиновник также уточнил, что в пенсионной системе будет введен принцип добровольности.

«Этот принцип создаёт условия для формирования специализированных пенсионных фондов - для родителей со стороны их детей, например», - продолжает Салим Муслимов. По его словам, применение принципа добровольности не будет противоречить идее введения частных пенсионных фондов.

С июля 2013 года будет автоматизирована система назначения трудовых пенсий. В настоящее время ускорены работы по автоматизации назначения пенсий и пособий. Для этого все кандидаты на получение пенсий и пособий должны предоставить в Пенсионный фонд (Госфонд) информацию о своем трудовом стаже до 2006 года.

Отметим, что в настоящее время общее число пенсионеров в стране достигает 1 миллион 273 тысячи человек. В январе 2012 года страховая часть всех видов трудовых пенсий была увеличена на 5,7 %. В итоге среднемесячный размер трудовых пенсий в Азербайджане составил 152 маната. Правительство Азербайджана обещает: в ближайшее время будет объявлено об увеличении на 20% базовой части трудовой пенсии, которая составляет 85 манатов. Для выполнения этого обещания власти намерены обеспечить легализацию зарплаты. По мнению экспертов, в 2013 году шаги в этом направлении позволят правительству увеличить объем сборов по соцстрахованию на 150 миллионов манатов.

На данный момент минимальная пенсия в Грузии составляет 100 лари ($60), которая была введена с 1 сентября 2011 года. Инициатором повышения пенсии выступил президент Михаил Саакашвили. Он же выдвинул предложение ввести пенсионный пакет в размере 140 лари для пенсионеров старше 67 лет.

Президент Грузии Михаил Саакашвили на одной из пресс-конференции сообщbл, что в 2013 году, пенсия для всех категорий пенсионеров вырастет до $100. Об этом Михаил Саакашвили заявил на встрече в селе Осиаури Хашурского района, где он открыл новый газопровод.

Президент напомнил, что с сентября 2012 года пенсия для пенсионеров старше 65 лет увеличится до 140 лари, а на следующий год минимальная пенсия достигнет $100 для пенсионеров всех возрастных групп.

Кроме того, в 2013 году застраховано здоровье 2,5 миллиона человек, а в ближайшие годы Грузия перейдет на всеобщее медицинское страхование населения.

Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты Грузии заявило, что минимальная пенсия по инвалидности выросла со 125 до 150 лари (1 доллар = 1,66 лари), этих же показателей достигла и пенсия по возрасту, таких пенсионеров в стране насчитывается 681 392 человека.

Пенсия по ярко выраженным ограниченным возможностям теперь составляет 100 лари, такое же пособие будут получать те, кто потерял кормильца. Дети с ограниченными возможностями, ранее получавшие 70 лари, теперь могут рассчитывать на 100 лари в месяц.

Так же возросли пособия для жертв политических репрессий до 107 лари вместо 62.

Повышения коснулись и уровня государственных премий и компенсаций с 272 до 292 лари в месяц.

Парламент Грузии утвердил закон «О пенсиях», который предусматривает повышение пенсий с 1 сентября текущего года для лиц старше 67 лет до 140 лари ($85). В частности, пенсия будет составлять 125 лари ($77), а 15 лари ($9) будут выделяться государством на страхование здоровья пенсионеров.

Саакашвили также упомянул о намерении проводить пенсионную реформу, в рамках которой пенсии будут увеличены до $100, реализацией данной реформы правительство Грузии занималось в 2012 году.

Проблемы пенсионного обеспечения стран СНГ в 2013 году

Причин, потребовавших коренной трансформации всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан на постсоветском пространстве, несколько.

Во-первых, изменение общественного строя, приведшее к формированию принципиально новых экономических, организационных и финансовых условий функционирования пенсионных систем.

Во-вторых, деиндустриализация экономик большинства стран СНГ, следствием чего стало уменьшение удельного веса наемных работников в общей численности экономически активного населения, а также трансформация экономических отношений, существенно ограничившая возможности государства влиять на хозяйствующие субъекты. В итоге возникла необходимость в замене государственного социального обеспечения как основного пенсионного института на институты обязательного и добровольного пенсионного страхования, охватывающие намного меньшее по сравнению с советскими временами количество работающих лиц.

В-третьих, новые глобальные вызовы в трудовой сфере и демографии - сокращение продолжительности постоянного найма, повышение пенсионной нагрузки на работающих.

Несмотря на национальные различия, присущие пенсионным системам стран на постсоветском пространстве, перед ними встает ряд схожих проблем. Как, к примеру, добиться долгосрочного и адекватного финансирования своих пенсионных систем в меняющемся мире труда на фоне утверждения долгосрочной тенденции к старению населения и сокращению численности рабочей силы?

Переход стран СНГ на рыночную парадигму вызвал необходимость коренного преобразования всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан. Советская патерналистская идеология пенсионного обеспечения, базировавшаяся на принципах ”алиментарности” (бесплатности) и финансирования за счет общественных фондов потребления, не вписывалась в новые реалии. Предстояло сформировать адекватные рыночной экономике институты, основанные на применении принципов обязательного и добровольного пенсионного страхования. При этом необходимые экономические и социальные предпосылки для решения такой масштабной задачи отсутствовали.

По мере преодоления экономического спада большинство стран СНГ начали проводить пенсионные реформы, создавая экономические и социальные предпосылки для создания новых пенсионных институтов. Если говорить обобщенно, то государственная политика бывших советских республик в рассматриваемой области характеризовалась:

Сохранением существующих пенсионных систем, основанных на солидарных принципах перераспределения финансовых ресурсов между поколениями работающих и пенсионеров, использованием оправдавшей себя практики государственного управления пенсионными системами, формированием новой инфраструктуры учета пенсионных прав, открывающей возможности для использования новых страховых механизмов (Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан);

Реализацией широкомасштабных преобразований пенсионных систем с целью внедрения страховых механизмов, включающих индивидуальный учет пенсионных прав (их персонификацию) и применение принципиально новых пенсионных институтов, организованных на принципах условно-накопительных счетов, накопительных пенсий и негосударственного пенсионного страхования (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина).

Преобразования пенсионных систем на постсоветском пространстве привели за два десятилетия к следующим результатам. По сравнению с периодом 80-90-х годов покупательная способность пенсий частично восстановлена. Однако размеры пенсий как с точки зрения их покупательной способности, так и с позиции коэффициента замещения, которые составляли в советский период 250% и 55% соответственно, ни в одной из стран Содружества еще не достигнуты.

По меркам экономически развитых стран размеры пенсий в странах СНГ остаются весьма скромными, а зачастую недопустимо низкими и в лучшем случае обеспечивают лишь минимальные потребности пенсионеров. Расходы на пенсии составляют от 3,3% ВВП (Таджикистан) до 10% ВВП (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия). Только в двух странах этот показатель выше: Беларусь - 10,3% ВВП, Украина - 15% ВВП.

Уровень пенсий недотягивает до минимальных социальных стандартов МОТ: согласно Конвенции № 102 (1952 г.) коэффициент замещения должен составлять не менее 40% от заработной платы квалифицированного рабочего при наличии у него 30-летнего страхового стажа. Большинству стран СНГ решить данную задачу в среднесрочной перспективе, по-видимому, не удастся.

Пенсионные институты в странах СНГ не соответствуют новому общественному укладу, изменившимся социально-трудовым отношениям, складывающейся демографической ситуации. Так, доходы большинства пенсионеров (за исключением Беларуси, Казахстана и России) ниже прожиточного минимума пенсионера. Более того, в Армении, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане средней пенсии хватает не более, чем на 12-15 дней. Негосударственные пенсионные системы в странах СНГ, за исключением России, пока находятся на этапе становления.

Несмотря на все различия, в основе пенсионных систем стран Содружества лежит советская модель государственного пенсионного обеспечения, которая в новых экономических условиях эффективно функционировать не может.

Нецивилизованные формы рыночных отношений позволяют современным работодателям ”уводить” от страхового обложения на цели пенсионного обеспечения от 25% до 40% от общего объема заработной платы. Так, учитываемый органами госстатистики и ПФР совокупный размер официальной зарплаты, служащий базой для начисления страховых взносов в ПФР, уменьшился более чем на треть: с 38% ВВП в 1990 г. до 26% ВВП в 2010 г. Аналогичная ситуация отмечается и в большинстве стран СНГ. По оценкам экспертов, объем теневой заработной платы в Украине достигает 50% от ее общего объема.

Кроме того, в постсоветский период удельный вес наемных работников, занятых на постоянной основе, в большинстве стран СНГ снизился с 85% до 50% и менее от общей численности экономически активного населения. При этом половина работающих получает столь низкую по размеру заработную плату, что даже при 35-40-летнем трудовом (страховом) стаже достойную пенсию (на уровне 150-250% от ПМ пенсионера) заработать практически невозможно.

Для накопления страховых пенсионных прав, достаточных для получения минимальной пенсии, размер которой составлял бы не менее 120 долл. (или 4 долл. в день, что слегка превышает ”порог бедности”), требуется заработная плата в размере не менее 300 долл. У значительной части работающих в странах СНГ она меньше этой величины. Доля таких работников составляет: в Таджикистане - 97,5%, Молдове - 77,1%, Украине - 68,8%, Азербайджане - 68,3%, Беларуси - 53,6%, Казахстане - 50,4%, России - 25%.

Таким образом, многие проблемы в области пенсионного обеспечения в странах СНГ в значительной степени обусловлены низким уровнем минимальной заработной платы. На 1 января 2011 г. ее размер составлял: в Кыргызстане - 13 долл., Таджикистане - 18, Молдове - 49, Армении - 90, Азербайджане - 106, Казахстане - 108, Украине - 119, России - 138, Беларуси -152 долл.

Заключение

Выбор способов реформирования национальных систем пенсионного обеспечения зависит от состояния экономики и рынка труда (важнейшими индикаторами которых выступают занятость и заработная плата), масштабов бедности, демографической структуры населения, включающей соотношение работающих и пенсионеров. Вслед за периодом копирования моделей пенсионных реформ, рекомендованных Всемирным банком, все чаще высказывается мнение, что реформы должны учитывать специфику конкретной страны, включая не только состояние экономики и других системных факторов, но и менталитет населения.

Анализ мирового опыта позволяет выделить в функционировании социальной сферы ряд закономерностей. При низкой по размеру заработной плате, не обеспечивающей потребительского бюджета семьи или незначительно его превышающей, возможности работающих, а также их работодателей делать страховые отчисления в необходимых объемах для получения приемлемой пенсии весьма ограничены. Так, если доля бедного населения превышает 15% от общей его численности, то бюджет любого государства начинает испытывать ”финансовый перегрев” из-за необходимости выделения значительной доли средств на борьбу с бедностью. Объем необходимых финансовых ресурсов на решение этих задач будет составлять не менее 2-3 % ВВП на каждые 10% бедных.

Если доля безработных в стране на протяжении двух-трех десятилетий превышает 10%-ный рубеж, то для системы пенсионного обеспечения потребуется значительная поддержка государства на финансирование социальных пенсий, затраты на которые могут составить не менее 1,5-2,5% ВВП. Если доля пенсионеров превышает 20% от общей численности населения, то минимальные финансовые ресурсы на пенсионное обеспечение в стране должны составлять не менее 6-7% ВВП.

Все возможные варианты модернизации пенсионных систем с экономической точки зрения можно свести к двум альтернативным регуляторам: увеличению доходов пенсионной системы либо сокращению ее расходов.

Серьезной проблемой для стран СНГ при проведении пенсионных реформ стало определение базового пенсионного института в национальных пенсионных системах. Имеется в виду выбор между несколькими ”развилками”. Первая - какому пенсионному институту отдать предпочтение: сохранить советскую пенсионную систему, базировавшуюся на государственном социальном обеспечении, или внедрять новый институт, основанный на принципах социального пенсионного страхования (все страны СНГ, кроме Армении, отдали приоритет пенсионному страхованию). Вторая - определение вида института пенсионного страхования: с начальными элементами страхования (его выбрали Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина); условно-накопительного пенсионного страхования (Россия); накопительного пенсионного страхования (таков выбор Казахстана, а в качестве дополнительного института его применяет Россия и собирается внедрять Украина).

Пенсионные системы XX в. в подавляющем большинстве стран базировались на распределительном принципе, или принципе ”солидарности” поколений. Такой подход к их организации предполагает социальный контракт, регулирующий отношения между поколениями посредством общественных институтов. В каждый момент времени работающее поколение финансирует выплату пенсий нынешним пенсионерам под обязательства общества, подразумевая, что следующее поколение работающих будет отчислять примерно адекватную часть своего текущего дохода на их пенсионное обеспечение.

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова : пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words : old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мастер-класс поделки ко Дню Космонавтики Мастер-класс поделки ко Дню Космонавтики Магические свойства золота — Храм Истины Магические свойства золота — Храм Истины Как забыть прошлое и жить настоящим? Как забыть прошлое и жить настоящим?