Сенситивные и критические периоды развития. Сенситивные периоды развития ребенка Сенситивный период подросткового возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С вступлением ребенка в новую возрастную фазу - подростковую - существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение.

К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастную фазу он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой взор на внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст сенситивен для формирования идеала.

Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи подростковый возраст сенситивен для формирования сильной воли, в частности таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость, решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность и другое.

Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то альтернативные и направлены будут если не на созидание, то на разрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».

Нравственно этический стержень личности также имеет пик своего формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться с осознания своего «я», т.е. с трех лет, но в этот период детства он, в основном, направляется взрослым «можно» и «нельзя», чаще всего не аргументированным и работающим, в основном, за счет самоограничения ребенка.

В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток оценивает себя через соотношения своего внутреннего мира с внутренним миром других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего и появляется потребность в самоусовершенствовании.

Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а также обращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости, чести и достоинстве, а также о его собственной роли в формировании нравственно-этической среды в его ближайшем окружении.

Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала, они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируются осознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого процесса, впрочем, скоро угасающей, вернее удушенной обществом является искренность и непримиримость, вот откуда берется непримиримость к тому, что он отрицает.

В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения - значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и работоспособности, причем как и у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность «применить физическую силу». Обозначенное обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда как дома, так и за его пределами - труда общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).

В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек-подростков формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества; можно целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушением в развитии). Девочкам для сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организм подростка еще весьма далек от полного физического формирования.

Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности.

Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.

В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Сенситивные периоды развития ребенка

Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.

Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.

На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.

Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.

Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.

Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов. Особенностью данного этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.

Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.

Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.

Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.

В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.

Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.

Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни, в раннем возрасте это протекает намного естественнее и легче.

Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.

Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.

Сенситивные периоды физического развития

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.

Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.

Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который, прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это прыжки, ходьбы, метание бег.

В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.

Сенситивные периоды психического развития

Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.

Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.

Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.

Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.

В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.

Критические и сенситивные периоды

Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.

Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.

Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.

В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.

Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.

Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».

Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.

В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.

Сенситивный период развития речи

Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.

Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.

Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.

Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.

Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.

В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией . Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.

Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.

Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.

Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т.е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.

Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой. Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.

Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.

Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.

Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.

Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учителей.

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

  1. в ремя развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

  2. м омент слияния половых клеток – оплодотворение;

  3. и мплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

  4. ф ормирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

  5. с тадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

  6. ф ормирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

  7. м омент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

  8. п ериод раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

  9. п одростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Литература


  1. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

  4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  6. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
Лекция 3

возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности

План

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза 1

2. Основные этапы развития высшей нервной деятельности 6

3. Возрастные особенности психофизиологических функций 9

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза


Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды.

Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы, их корешки, ветви, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека. Согласно анатомо-функциональной классификации, нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию тела – кожи, скелетных мышц. Вегетативная нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру органов, сердце.

Нервная система развивается из эктодермы , через стадии нервной полоски и мозгового желобка с последующим образованием нервной трубки. Из ее каудальной части развивается спинной мозг, из ростральной части формируется сначала 3-х, а затем 5-ти мозговых пузырей, из которых в дальнейшем развиваются конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Такая дифференцировка центральной нервной системы происходит на третьей-четвертой неделе эмбрионального развития.

В дальнейшем объем головного мозга увеличивается более интенсивно, чем спинного, и к моменту рождения составляет в среднем 400 г. Причем у девочек масса головного мозга несколько ниже, чем у мальчиков. Количество нейронов к моменту рождения соответствует уровню взрослого человека, но количество ветвлений аксонов, дендритов и синаптических контактов значительно возрастает после рождения.

Наиболее интенсивно масса головного мозга увеличивается первые 2 года после рождения. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет. Окончательное созревание головного мозга заканчивается к 17-20 годам. К этому возрасту, его масса у мужчин в среднем составляет 1400 г, а у женщин – 1250 г. Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже в возрасте 2-4 лет.

Спинной мозг. В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года – около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого . Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1-2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей.

Продолговатый мозг. К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении . Его масса достигает 8 г у новорожденного. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.

Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество , ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Мост. У новорожденного расположен выше , чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито. Хорошо развито красное ядро, его крупноклеточная часть, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Промежуточный мозг. Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугорная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.

Кора больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого.

К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются , а более старые, наоборот, уменьшаются.


Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологических качеств и склонностей к конкретным видам деятельности. Этот промежуток ассоциируется с временем максимального благоприятствования в сфере формирования тех или иных психических свойств. Сенситивный период базируется на максимальной восприимчивости, сопряженной с преходящим ростом чувствительности к некоторым внешним факторам.

Отличительные особенности критических и сенситивных периодов

Одна из главных особенностей нервной системы связана с умением выдачи ответных откликов в режиме трансформации. Запуск процесса возможен при условии воздействия на организм определенных внешних факторов. Фаза активации чередуется с фазой относительного затишья. Работа нервной системы в описанном режиме приходится на период интенсивного морфофункционального созревания, главным признаком которого является возрастная чувствительность к факторам внешнего влияния. Последняя тесно связана с критическими и сенситивными этапами развития, каждому из которых присущи определенные особенности. При этом не следует забывать о том, что обе разновидности роднит между собой общая основа, внешние проявления которой свидетельствуют о временном характере увеличения чувствительности к некоторым внешним воздействиям. Помимо временного расписания и степени избирательности к восприятию в число специфических особенностей вошли обратимость исходов и последствия неадекватного осуществления.

Впервые термин «критический период» был задействован в эмбриологии. Этим понятием обозначали временные интервалы, отличающиеся от других высоким уровнем чувствительности к воздействию факторов, не укладывающихся в границы физиологических норм. Период пребывания плода в утробе был разделен на этапы, отведенные для прохождения критических фаз дифференциации. При нормальном развитии преодолеть этот путь суждено любому из многочисленных органов.

Под критическим понимают период, отведенный организму для восприятия нормативных влияний. Выполнение данного условия гарантирует полноценность развития в будущем. Каждая из трансформаций, возникающих на протяжении критической фазы, является необратимой. Благодаря этой особенности структуры и функции обретают завершенную форму, вследствие чего теряется чувствительность к влияниям модифицирующего характера в старшем возрасте. Критические фазы типичны как для анатомических, так и для морфологических трансформаций, пребывающих в стадии формирования. Сопряженность с конкретным этапом морфологического развития предполагает возможность хронологической симметрии развития.

Сенситивные периоды характеризуются наличием группы стимулов, оказывающих более значимое по силе воздействие на становление и закрепление функций. За пределами временных рамок такие условия не выполняются, благодаря чему рассматриваемые дни ассоциируются с наиболее благоприятным для освоения отрезком.

Критическим периодам присуща категоричность. Требуемое действие может быть осуществлено в конкретный момент (действует принцип «сейчас или никогда»). Сенситивные периоды в этом плане более гибкие, поскольку допускают выполнение действия в иное время. Однако стоит учесть, что упущение благоприятного момента чревато существенным ухудшением показателей результативности.

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р...

Сенситивные и критические периоды могут быть представлены в качестве своеобразных рычагов, запускающих механизм индивидуализации. Факт прохождения или пропуска определенной стадии сказывается на эффективности освоения последующих этапов, за счет чего субъект обзаводится свойственным лишь ему опытом, отличным от опыта других индивидов.

Индивидуальность субъекта неразрывно связана с понятием целостности, из чего напрашивается вывод о том, что в совокупности кризисов прослеживается определенная системность, а сами кризисы выступают в качестве «включателей» значимых для человека физиологических преобразований.

Сенситивные периоды развития дошкольников и учеников начальной школы по Выготскому

Присущая человеку индивидуальность обусловлена индивидуальным характером развития личности. Непрерывный по своей сути процесс стартует в день появления на свет и прекращается с последним вздохом. Важно осознать, что среди всего многообразия индивидов невозможно отыскать двух абсолютно идентичных субъектов. Вступающие в этот мир дети изначально наделены определенными задатками и свойствами психики. На степени развитости дошкольников сказывается уровень восприятия малышами разнообразных видов деятельности.

За термином «возрастная сенситивность» скрывается наиболее подходящая группа условий, как нельзя лучше способствующая развитию некоторых психических процессов или свойств, типичных для конкретного возрастного этапа.

Авторство понятия «сенситивные периоды развития ребенка» закреплено за Л.Выготским. Психолог предположил, что имеющие место в развитии дошкольников поворотные периоды могут протекать в кризисном ключе. В этом случае процесс становления личности характеризуется как стремительный, а иногда и катастрофический. В подобные периоды детвора демонстрирует особую восприимчивость к овладению определенными знаниями и навыками. Также необходимо учесть, что в детские годы организму ребенка суждено проходить через периоды повышенной чувствительности и ранимости, приходящиеся на различные возрастные промежутки малой продолжительности. Запуск этих этапов неподвластен ни родителям, ни именитым педагогам, а их продуктивность зависит от степени правильности избранного взрослыми подхода, отражающегося на дальнейшем развитии детей.

Для сенситивного отрезка времени характерно наличие выигрышных условий и максимальной чувствительности, способствующих формированию той или иной способности организма либо развитию конкретного типа деятельности. Именно по этой причине в рамках определенного этапа возрастного развития целесообразно прикладывать усилия в сфере предрасположенных к становлению и закреплению навыков, не забывая при этом о необходимости развития качественных составляющих детских способностей. Ниже приведены временные рамки наиболее важных для ребенка сенситивных периодов.

  • 0-12 месяцев — Кроха концентрируется на познании мира. Неоценимую помощь в формировании сенсорной области оказывают тактильные и слуховые ощущения.
  • 1-3 года — Период раннего детства, совпадающий с сенситивным периодом становления речевых способностей. Скорость развития последних поражает воображение. Прислушивающийся к речи взрослых малыш поначалу ограничивается расширением собственного словарного запаса. Приближение к трехгодовалому возрасту совпадает с озвучиванием отдельных слов и произнесением простых предложений, в результате чего речь становится предметной. Ребенок обзаводится навыками реагирования на произнесенные другими людьми слова, учится распознавать настроение окружающих и предпринимает попытки выражения обуревающих его эмоций и чувств.
  • 1,5-2,5 года — Этап манипулирования мелкими предметами, свидетельствующий о развитии моторики пальцев и всей руки. Рассматривается в качестве подготовительного периода, предшествующего письменному воспроизведению букв и слов.
  • 2,5-3 года — Полугодие, на протяжении которого наблюдаются частые беседы с самим собой. На основании односторонних монологов можно оценить степень логичности выстраиваемых предложений и отследить последовательность речи. В будущем такие рассуждения воспроизводятся в мысленной форме.
  • 3-7 лет — Усвоение правил взрослой жизни и овладение видами деятельности. Возникающие в голове мысли выражаются посредством речи. Детворе нравится определяться с ролями и тематикой игр. Фиксируется всплеск интереса к буквенным символам, обозначающим звуки. Наиболее предпочтительной формой обучения является игра. От режиссерских игр малыши переходят к ролевым и сюжетно-ролевым разновидностям. Дети оставляют за собой право придумывания условий и сюжета. Удачное воплощение начального замысла невозможно без воображения и отображения впечатлений об окружающем мире.
  • 8-9 лет — Повторный всплеск речевых способностей, сопровождающийся увеличением скорости формирования воображения и навыков восприятия культурных аспектов действительности.

Увидеть и верно расшифровать признаки соответствующих сенситивных периодов не так уж легко, однако сделать это необходимо. В наши дни вряд ли удастся отыскать человека, оспаривающего важность своевременного формирования навыков, заложенных матушкой-природой. Отсутствие ограничений на осуществление приглянувшихся видов деятельности открывает перед детьми перспективу проявления имеющихся в наличии способностей и развития творческой жилки.

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чу...

Преодоление девятилетнего рубежа не свидетельствует о прохождении всех сенситивных этапов. Начало некоторых из них придется на подростковый и юношеский периоды. В то же время следует подчеркнуть, что ранний период жизни индивида ассоциируется с созданием своеобразной платформы, опираться на которую субъект сможет и в более старшем возрасте. То есть можно сказать, что успешно усваиваемые знания и навыки накладываются на изученные ранее, вследствие чего малыш должен усваивать как можно больше в отведенные для этого сроки. При этом важно учесть, что приведенные выше периоды обязательны для каждого человека. Индивидуальны лишь такие показатели, как время проявления этапов и их длительность.

Выготский также был убежден в существовании трех кризисных моментов, выпадающих на первый, третий и седьмой годы. Он полагал, что в эти периоды малыши особенно остро нуждаются в проявлениях внимания. По мнению психолога, взрослые должны иметь представление о существовании связи между гармоничностью развития субъекта и широтой его интересов. При этом ученый не сомневался в том, что именно ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования интеллектуальной сферы, шлифуемой на протяжении жизни. В подтверждение правоты собственных слов он ссылался на естественность и высокую эффективность обучающего процесса.

Временные рамки и названия сенситивных периодов согласно методики Монтессори

Мария Монтессори выделила несколько основных сенситивных периодов формирования. По мнению итальянского педагога речь развивается на протяжении 0-6 лет, период восприятия порядка длится с 0 до 3 лет, пик активности сенсорного формирования приходится на 0,5-5 лет, освоение движений и действий выпадает на 1-4 года, совершенствование навыков восприятия мелких предметов наблюдается в течении 1,5-5,5 лет, в то время как закрепление навыков социального характера фиксируется в возрасте 2,5-6 лет.

Детей в возрасте 0-3 лет Мария Монтессори окрестила «духовными эмбрионами». В ее представлении они являются сверхчувствительными резонаторами испытываемых родителями эмоций. Как ни трудно догадаться, в качестве главного источника ощущений выступает мать.

Малыши наделены впитывающим типом сознания, что позволяет им вбирать эмоциональные реакции взрослых на происходящие события. Процент семей, пускающих этот процесс на самотек, продолжает оставаться довольно высоким. И это печально, поскольку взрослые упускают возможность целенаправленного применения на практике имеющихся в открытом доступе знаний. Помещение ребенка в специально подготовленную среду не требует титанических усилий и не опустошает кошелек. Значительную часть пособий можно изготовить собственными руками с минимальными временными затратами. После выполнения этого шага открывается возможность выполнения упражнений, ориентированных на обретение навыков, необходимых в повседневной жизни.

Важность подготовки малыша к школе осознают многие родители и педагоги, в то время как о необходимости подготовки крохи к посещениям детского дошкольного учреждения задумываются единицы. При этом стоит знать, что перед походом в детский сад отнюдь не обязательно обременять ребенка узкоспециализированными знаниями. Взрослым родственникам вполне достаточно изучить и учесть законы, по которым развиваются дорогие их сердцу малыши.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте...

Дети, входящие в возрастную группу 3-6 лет, концентрируют усилия на строительстве самих себя. Эти годы совпадают с пиком многих сенситивных периодов, затрагивающих двигательные, речевые, социальные и сенсорные функции. Наличие благоприятных условий — предпосылка к развитию органов чувств, вплотную приближающихся к пределам человеческих возможностей. На завершающем этапе дошкольник с достаточно развитыми органами чувств способен к более тонкому восприятию действительности, недоступному большинству взрослых. Достижение столь поразительного результата невозможно без выполнения специальных упражнений, основанных на использовании сенсорного Монтессори-материала.

Исходя из вышеизложенного можно резюмировать следующее: на протяжении 0-6 лет ребенок стремится сформировать целостный образ окружающего его пространства, одновременно занимаясь созданием собственного мира на основании сведений, поступающих от таких чувств, как осязание, слух, зрение и т.п. Сложную внутреннюю задачу дошкольники решают с помощью средств и методов, доступных в конкретный временной период. Используемые на разных этапах приемы могут быть различными.

Монтессори-среда подготавливает ребенка к очередной фазе развития. Совокупность сенсорных впечатлений складывается в единый неделимый образ мира, наделенный четкой внутренней структурой. В любое время малышу должны быть доступны речевые, естественнонаучные, математические и сенсорные материалы. Важно, чтобы при наличии соответствующего желания ребенок мог посвятить себя практическим занятиям или общению со сверстниками, в рамках которого возникает множество типичных ситуаций, закладывающих основу для формирования навыков социального поведения. После этого дошкольник вступает в новую фазу развития. Формирующиеся в сознании осмысленные образы мира подталкивают юного гражданина к определению собственного места в мире и изучения самого себя.

Длительность сенситивного периода восприятия порядка измеряется тремя годами. Отсчет ведется с момента появления на свет. Пик интенсивности приходится на 2-2,5 года. Мария Монтессори настаивает, что ребенок столь же сильно нуждается в порядке, как рыба нуждается в воде. Внешний порядок помогает малышу составить представление о мире. Ученые установили, что эта модель используется для создания внутреннего порядка. От степени упорядоченности окружающей среды в этот период зависит дальнейшая жизнь человека, определяемая уровнем саморегуляции, законопослушанием, порядком в мыслях и поступках. Наиболее значимо постоянство для дошкольников 2-2,5 лет. Оно затрагивает отношения со взрослыми, время (распорядок дня) и окружающую среду (помещение, в котором находится малыш).

На сенситивный период сенсорного развития выделено уже 5,5 лет. Начало периода совпадает с первым сделанным ребенком вздохом. Достижению высокого уровня развития органов чувств способствуют специальные тренировки. На протяжении данного этапа выделяются короткие отрезки времени, в течение которых дошкольники демонстрируют наибольшую восприимчивость к размерам, форме и окраске предметов.

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения...

Сенситивный период развития движений и действий ограничен 1-4 годами. Ограничение свободы движения в этом возрасте препятствует естественному развитию малыша. Можно смело утверждать, что ведение малоактивного образа жизни пагубно для дошкольников младшего возраста. Именно движения усиливают вентиляцию легких, за счет чего осуществляется насыщение кровяных клеток кислородом, сохранение необходимого уровня которого важно для отделов головного мозга, отвечающих за развитие психических функций.

Удовлетворение потребности ребенка в движении может быть достигнуто за счет выполнения разнообразных поручений и переноса отдельных частей и материалов, используемых в рамках занятий по методике Монтессори. На снятие избыточного напряжения ориентирована и специально отведенная для этих целей двигательная зона.

В отличии от коллег, ограничивших сенситивный период восприятия маленьких предметов возрастом 1,5-2,5 лет, итальянский педагог Мария Монтессори расширила верхнюю границу данного этапа до 5,5 лет. Она полагает, что манипулирование горошинами, бусинами и пуговицами помогает ребенку уяснить разницу между целым и частями. Случайно или специально оброненная чашка распадается на несколько осколков, благодаря чему малыш знакомится с принципом делимости мира на более мелкие части. Взрослые могут направить этот процесс в позитивное русло, предоставив любимому отпрыску возможность нанизывания каштанов или бобов на нить или леску. Особый интерес у дошкольников младшего возраста вызывает и проталкивание мелких предметов в виде монеток или бусинок в специально прорезанное в крышке банки отверстие.

В возрасте 2,5 лет дошкольник проявляет интерес к формам вежливого общения. Обучение другим способам общения осуществляется самопроизвольно. Ребенок копирует поведение общающихся во дворе сверстников, изучает надписи на стенах домов и т.д. Подражание воспроизводится в бессознательном режиме. Сенситивный период развития социальных навыков завершается примерно в 6 лет. На протяжении этого этапа малышам необходимо прививать навыки культурного общения. Родителям следует помнить о том, что лишь уверенный в себе ребенок способен к быстрой адаптации, облегчающей процесс общения с разными по возрасту и взглядам людьми. Усвоенные формы общения практически мгновенно применяются на практике. Дошкольник должен знать, каким образом представить себя незнакомцу, как поприветствовать взрослого и ровесника, какие слова необходимо произнести в момент прощания и т.д.

Родители не должны оставлять малыша без внимания в главные сенситивные периоды. К моменту появления видимых признаков каждого значимого для крохи этапа должна быть подготовлена соответствующая среда, оптимально отвечающая потребностям отпрыска на протяжении определенного этапа развития.

Сенситивный этап формирования и становления речи

Длительность сенситивного периода, отведенного на развитие речи, укладывается во временные рамки дошкольного детства и выпадает на первые шесть лет жизни. Что интересно, запуск указанного этапа приходится на период пребывания плода в утробе матери. В определенный момент ребенок начинает улавливать звуки окружающей среды и выделять из нее речь женщины, с которой он связан физическими и родственными узами. В эти мгновения малыш привыкает к материнскому голосу и учится распознавать настроения и особенности интонации самого близкого для него человека.

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. Покинувший утробу матери к...

Вплоть до 18 недель кроха воспринимает речь как нечто особенное. В этот период сознание младенца не способно справиться с выделением картин окружающего мира в обособленные образы. Отождествление себя с самостоятельно функционирующей единицей также приходит намного позже. Практически для всех впечатлений характерна спутанность, в то время как речь выступает в качестве своеобразной путеводной звезды.

Привлекательность речи для новорожденных неоспорима. Справедливость данного утверждения подтверждается внимательным отношением к беседам и разговорам. Младенцы настолько тщательно прислушиваются к озвучиваемым словесным конструкциям, что им свойственно замирать в неподвижном положении. Особого внимания довольно часто удостаивается рот говорящего. Помимо этого для детей типичны оборачивания к источнику звуков. Отсутствие реакций на речь и шумы свидетельствует о наличии неисправностей в дарованном природой слуховом аппарате. Некоторые взрослые пренебрегают общением с малышами, ошибочно полагая, что детвора в таком возрасте ничего не смыслит. Такая позиция чревата упущением возможностей, открывающихся в сенситивном периоде.

Стремление к воспроизведению услышанных звуков присуще всем здоровым в физическом смысле малышам. Любовь к постоянному надуванию пузырей из слюны и выплевыванию попадающих в ротовую полость предметов и еды является не чем иным, как тренировкой мышц, входящих в артикуляционный аппарат. Далее наступает черед самостоятельного расположения проговариваемых звуков друг за другом. Одна вариация может сменять другую, в то время как ребенок будет вслушиваться в звучание.

Развитие и становление речевого навыка осуществляется осознанно. Воспроизведению определенных буквенных сочетаний предшествует периодически издаваемое крохой агуканье, воспринимаемое поначалу как неосознанное действие. Родителям следует знать, что приступившие к тренировке артикуляционного аппарата отпрыски уже способны различать наиболее часто употребляемые в их присутствии слова.

Годовалые и близкие к ним по возрасту детишки предпринимают попытки произнесения первого слова. Успешно решенная задача рассматривается в качестве дебютного выражения мысли. В то же время дети оказываются в ситуации фрустрации: понимание причастности речи к обозначению чего-либо наталкивается на невозможность ее полноценного использования ввиду скудности словарного запаса. Таким образом можно утверждать, что желание говорить на данном этапе опережает возможности детского организма.

Часто воспроизводимые взрослыми слова годовалая детвора употребляет вполне осмысленно, не прекращая при этом работу, связанную с пополнением пассивного словаря. По достижении двухлетнего возраста в нем насчитывается значительное количество слов, что не мешает малышу ограничиваться малым числом слов в активном обиходе. В эти годы наполнение детского словаря имеет лавинообразный характер.

18 месяцев — среднестатистический возраст для выражения желаний и проявления чувств. Дети начинают говорить о том, чего им хочется или не хочется. Использование языка чувств объясняет применение ориентационной механической речи. Термин «правильно» заменяется понятием «приятно», что не противоречит нормам развития субъекта в данном возрасте. К иному способу ориентации ребенок приходит в рамках воспитательного процесса. Повзрослевшие дети готовы к восприятию грамматических стандартов языка, вследствие чего демонстрируют способность к правильной с точки зрения грамматики формулировке предложений и отдельных фраз. Мифы о так называемом «детском» языке общения поддерживаются лишь такими взрослыми, которые не учитывают нехватку постоянно используемых малышами слов и концентрируют свое внимание на не соответствующих правилам грамматических нормах, свойственных данному периоду.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Из вышеизложенного напрашиваются два значимых вывода. Согласно одному из них целесообразно наложить запрет на использование упрощенных слов и выражений, произносимых родителями в несвойственной для повседневного общения интонации («сюсюканье»). Взрослые должны осознавать, что их речь в сенситивный период должна быть четкой, понятной и грамотной, поскольку именно в эти дни дети демонстрируют наибольшую чувствительность к восприятию и усвоению языковых норм. Приветствуются познавательные беседы, чтение вслух интересующей ребенка литературы и т.д. Второй вывод свидетельствует о пользе погружения детей в билингвистическую среду. В наши дни многие родители стремятся предоставить своим чадам возможность освоения двух языков. На практике было доказано, что малышам не свойственна вставка иностранных словечек в грамматические конструкции родного языка, за счет чего детям удается избегать путаницы со словами.

Отличительная черта временного интервала 2,5-3 года — ведение вслух монологов с самим собой. В дальнейшем этот процесс осуществляется мысленно, вследствие чего при составлении представления об особенностях мышления приходится ограничиваться косвенными признаками.

Речь дошкольника в возрасте 3,5-4 лет носит осознанный и целенаправленный характер. Более того, именно с помощью этого инструмента малыш пытается решить имеющиеся проблемы. Он может выразить словами просьбу, рассказать о своих желаниях и т.д. Данное полугодие отведено для осознания силы собственной мысли, грамотное выражение которой способствует установлению контактов с окружающими людьми. В эти месяцы фиксируется всплеск интереса к буквам, из которых кроха пытается сложить первые слова.

Не менее важно и следующее полугодие, приходящееся на период 4-4,5 лет. Малыш приступает к самопроизвольному написанию отдельных слов, фраз, коротких предложений и небольших рассказов. Как ни странно, к выполнению перечисленных действий приступают даже те дошкольники, которых ранее письму не обучали.

Пятилетние крохи склонны к самостоятельному обучению чтению. В подталкивании со стороны взрослых они не нуждаются, поскольку движение в указанном направлении обусловлено логичностью развития речи. Написание слов рассматривается в качестве визуального выражения размышлений, в то время как процесс чтения не ограничивается распознаванием букв и использованием способности сложения отдельных символов в доступные для понимания малыша слова. Помимо этого ребенок сталкивается с необходимостью понимания мыслей других людей, воплощенных в написанных или напечатанных словах. Последний процесс опережает воспроизведение собственных мыслей по столь важному показателю, как сложность.

В завершение хотелось бы отметить, что принуждение детей к осуществлению определенных действий за пределами отведенных для этих целей сенситивных периодов чревато получением результата на более поздних сроках. В некоторых случаях результативность может быть равна нулю. Именно поэтому к освоению навыков чтения и письма целесообразно приступать во временные промежутки, для которых характерно соблюдение наиболее благоприятных условий для формирования и закрепления умений.

Особенности физического развития в рамках сенситивных периодов

В формировании движений у дошкольников прослеживается строгая последовательность. Выполнение любого из многочисленных движений невозможно без силовых затрат и наличия определенных физических качеств. Формирование последних осуществляется одновременно с развитием первостепенных для ребенка движений. Уровень развитости физических качеств сказывается на количестве и качестве усвоенных ребенком движений.

График развития физических качеств в различные жизненные периоды свидетельствует о неравномерности процесса. В некоторые дни формирование качеств осуществляется с одинаковой скоростью, что позволяет говорить о синхронности. В другие моменты нарастание качеств осуществляется с различной интенсивностью.

Периоды с наибольшей степенью выраженности силы формирования качества получили название сенситивных. Сенситивный период физического развития перекликается с сенситивным периодом способностей и выпадает на возраст 1-4 лет. Движения способствуют повышению интенсивности вентиляции детских легких. За счет этого в кровь поступает количество кислорода, соответствующее потребностям клеток головного мозга, принимающих участие в становлении и закреплении психических функций.

На протяжении важного для малыша периода можно выделить временные отрезки концентрации на определенных движениях и действиях. Интерес к движениям — отличительная особенность рассматриваемого сенситивного периода. К более трудным в исполнении действиям дошкольники переходят чуть позже, поскольку их успешное выполнение невозможно без закрепления навыков координации и проскальзывающей в движениях свободы.

5 лет — период умеренного формирования ориентационных и координационных склонностей, а также дифференциации силовых напряжений и пространственных характеристик. Оттачиванию подвергается ряд функционально-двигательных навыков и физических качеств, включая статическую и динамическую силу, быстроту и ловкость. Из развивающихся на данном этапе движений выделяются прыжок и равновесие.

6 лет подходящий возраст для дифференциации ориентационных способностей и пространственных характеристик. Из формирующихся качеств помимо выносливости и гибкости следует отметить скоростную силу. Более быстрыми темпами развиваются ходьба и метание, а также другие движения, в процессе осуществления которых задействуются руки и ноги.

В 7 лет продолжается дифференциация силовых напряжений, сопровождаемая дифференциацией координационных способностей. Прогресс наблюдается и в группе основных движений, в которой соседствуют прыжки и ходьба, бег, метание и т.д.

В пределах сенситивного периода дошкольного возраста проходит и развитие невербальной памяти, отвечающей за двигательные функции и управление движениями.

Раннее детство ассоциируется с периодом формирования потребностей, имеющих отношение к энергичной двигательной деятельности. Физическое воспитание рассматривается в качестве первого и важного шага, являющегося неотъемлемой частью многогранного образовательного процесса. Одна из важнейших составляющих успешного развития личности связана с осуществляемым в эти годы запуском механизма формирования всего спектра способностей. О нежелательности пропуска указанного этапа красноречивее всего свидетельствует необходимость приложения в будущем значительных коррекционных усилий. При этом стоит учесть, что постоянство работы и серьезный подход не гарантируют достижения полноценного результата. Физиологическое воспитание и предпринимаемые в его рамках оздоровительные меры демонстрируют наибольшую эффективность при их своевременном предоставлении ребенку.

Пик сенситивности к физическим нагрузкам приходится на возраст 7-10 лет. В эти годы фиксируется наибольшее количество этапов, для которых характерен высокий естественный рост двигательных качеств. На протяжении 10-13 лет зарегистрировано наименьшее число таких периодов.

Сенситивные этапы психического развития

Знание временных рамок сенситивных периодов развития личности способствует усилению эффективности влияния, оказываемого обществом на индивида в период его формирования. В течение определенных жизненных фаз у дошкольников фиксируется повышенная чувствительность к конкретным типам педагогического воздействия. Этот признак свидетельствует о наличии у детей сенситивности к обучению.

Отвечающие за развитие психики сенситивные периоды определяются как наиболее подходящие и особо чувствительные этапы становления личности, в пределах которых формируется ряд жизненно необходимых индивиду психических функций. Утрата одного из сенситивных периодов — предпосылка к возникновению проблем в будущем, чреватых затруднением формирования соответствующих качеств психики. Последним зачастую не удается достичь приемлемого уровня. О совершенстве в данном случае речь и вовсе не идет.

В этом ключе сензитивность предстает как совокупность своевременно предоставленных субъекту благоприятных условий, как нельзя лучше соответствующих требованиям, выдвигаемым к формированию рассматриваемых свойств психики и некоторых функций. Каждый из сенситивных периодов отмечен печатью временности. Несформированная на предопределенном для этого этапе речь — серьезное препятствие, с необходимостью преодоления которого человек будет сталкиваться на протяжении многих лет. При этом индивид будет испытывать трудности в сфере связного выражения мыслей и ведения бесед с окружающими людьми.

Сензитивность — сложное понятие, в котором прослеживается зависимость от ряда факторов, включающих в себя предыдущие достижения в психическом развитии и закономерности формирования головного мозга. Обилие факторов подводит к индивидуальности границ сенситивной фазы отдельных личностей. При этом не следует забывать о том, что наибольшее влияние может быть оказано на психические процессы, пребывающие в стадии созревания. Успешная активизация заложенных в детях задатков невозможна без грамотного подхода к процессу обучения, в ходе которого склонности трансформируются в знания, способности и умения.

Общие характеристики сенситивных периодов идентичны для всех субъектов. Они не зависят от места проживания, расы, национальности или культурных предпочтений. В то же время сенситивным этапам присуща индивидуальность в части начала их проявления и длительности промежутка повышенной восприимчивости. В свете вышеизложенного некоторые педагоги подвергают критике фронтальный подход в обучении дошкольников, не достигших шестилетнего возраста. При этом они обращают внимание на то, что биологические возрастные показатели отнюдь не всегда соответствуют психологическим. Помимо этого приходится учитывать факт существования детей со сдвинутыми границами сенситивных периодов, не укладывающимися в среднестатистические сроки. Более того, у двух детей с одинаковой динамикой протекания конкретного сенситивного периода фиксируется различный уровень эффективности усвоения навыков и знаний.

В наши дни целесообразность динамической диагностики развития дошкольников не вызывает сомнений. Подобный подход основан на учете индивидуальных особенностей развития малыша в конкретный период времени.

Опекающим ребенка взрослым следует учесть возможность возникновения трудностей с определением начала сенситивного периода. Сложившееся положение вещей связано с медленными темпами фиксируемых изменений. Облегчению ситуации способствует готовность к наступлению того или иного сенситивного этапа, предполагающая ведение работы с малышом в так называемой зоне ближайшего развития. По истечении определенного времени стартует промежуток наивысшей интенсивности, с идентификацией которого проблем, как правило, не возникает. По его окончании наблюдается постепенный спад интенсивности.

У некоторых детей определенные сенситивные периоды могут приходиться на один и тот же временной отрезок, достигая при этом пика интенсивности в разные дни.

Заключение

Наибольшая легкость в овладении определенными навыками и знаниями наблюдается в соответствующий сенситивный период. Именно в эти дни процесс обучения проходит максимально естественно, доставляя индивиду ни с чем не сравнимую радость.

На протяжении сенситивных периодов фиксируется всплеск восприимчивости дошкольников к конкретным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. Справедливо данное утверждение и для поведения в целом. Более того, было установлено, что на этапе развития черт характера можно выделить небольшие промежутки времени, характеризующиеся повышенной интенсивностью. Последняя обуславливается соответствующим внутренним импульсом.

Мария Монтессори ассоциирует сенситивные периоды с дарованной ребенку возможностью приобретения необходимых в повседневной жизни умений, знаний и способов поведения. Длительность таких этапов ограничена определенными временными рамками. Создание подходящих для развития отпрыска условий возлагается на родителей. Опекающим ребенка взрослым следует знать, что наверстать упущенный сенситивный период будет сложно, а иногда и вовсе невозможно.

Педагоги, родители и ближайшие родственники не могут повлиять на длительность сенситивного периода или сместить дату его начала. В то же время они могут предугадать следующий сенситивный период и удовлетворить насущные потребности ребенка путем соответствующего преобразования окружающей среды. Взрослые должны уметь учитывать особенности указанных периодов, фиксировать их проявления и выделять наиболее интенсивные этапы в пределах промежутков, благоприятных для становления и формирования тех или иных способностей. Подобный подход существенно облегчает оценивание уровня развития дошкольника в текущий момент времени.

Как отмечалось ранее, погруженные в Монтессори-среду дети развивают свои способности с завидной легкостью. У них не пропадает интерес к обучению, вследствие чего методика итальянского педагога может быть рекомендована в качестве оптимального обучающего направления, удовлетворяющего познавательные потребности ребятишек в наиболее подходящие для впитывания знаний периоды.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю