Сценарий развлечения в доу хэллоуин. Хэллоуин в подготовительной группе ДОУ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект урока

«Что мы знаем о тканях»

МОУ гимназии № 15

г. Волгоград

учитель технологии

Трунова Антонина Васильевна

Цели и задачи:

    обобщение и систематизация знаний по теме "Элементы материаловедения";

    формирование умения выявлять и предвидеть эколого-валеологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения;

    развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.

Описание ситуации

(отрывок из рассказа Е.П.Иванова «Московский быт и речь»)

В Лодзи всегда было большое производство дешевых тканей, наружный вид которых напоминал дорогие английские. Вырабатывались они из бумаги с незначительной примесью очёсков шерсти и добротного тряпья. Высылали их пошитыми "в костюм на любую мерку", без задатка, почтовой посылкой - всего за одиннадцать рублей восемнадцать копеек с почтовыми расходами. Все бросались на соблазнительную дешевку, получали и пробовали эти костюмы носить. Вначале все шло благополучно, но благополучие это тянулось только до первой сырой погоды или дождя.

Выйдет, острили портные, франт летом в Петровский парк погулять, тучка накроет, дождичком спрыснуло, и начнет костюм весь "сползаться", из себя хозяина выжимать. Брюки до колен делаются, рукава - по локоть, плечи и швы уходят, и нет на тебе ничего. Весь человек из костюма вылезет. Другой сядет, от срама, на извозчика, велит верх поднять и - айда домой. Смеху что у нас над такими.

Задача: Объясните причины деформации ткани.Уточнение задания:

1. Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для изделия.

2. Какие факторы нужно учитывать прежде всего?

3. От чего зависят свойства тканей?

Контекст задания:

    Подберите и проанализируйте информацию о видах текстильных волокон, о переплетении нитей, о свойствах волокон, дефектах ткани.

    Выберите из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью.

Дополнительная информация

Для того, чтобы удачно выбрать ткань для изделия, необходимо вспомнить все, что вы знаете о тканях. Ткани, как известно, производятся из нитей.

Ткань – материал, получаемый путем переплетения двух нитей под прямым углом.

Нить основы (долевая)-

Нить утка(поперечная) -

Нити в свою очередь – ни что иное как скрученные между собой волокна, которых сегодня великое многообразие. Как же во всем этом разобраться? Для начала рассмотрим таблицу классификации текстильных волокон.

Можно легко заметить, что все виды волокон делятся на натуральные и химические . Натуральные делятся на 3 группы: волокна растительного происхождения, животного происхождения, минеральные.

Химические волокна также делятся на 2 группы: искусственные и синтетические . В чем разница между ними? А разница в сырье.

Для производства искусственных волокон используются остатки после обработки сырья растительного и животного происхождения, а также такое натуральное сырье, которое без воздействия химических препаратов невозможно превратить в волокно ((например еловые и сосновые иглы, опилки).

Другая группа химических волокон – синтетические волокна. Они производятся из каменного угля, нефти и газа. К этой группе волокон относятся: полиэфирные волокна, полиамидные волокна, полиакрилонитрильные волокна, эластановое волокно.

Не трудно догадаться, что у всех перечисленных видов волокон разные свойства.

Происхождение и свойства волокон.

Хлопчатник. Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику. Это одно из древнейших растений. Родина хлопководства Индия, где его начали культивировать с 3-го тысячелетия до н. э. В настоящее время хлопок является одной из основных технических культур. Из хлопка вырабатывают ткани, трикотаж, нитки, вату и др. Из семян хлопчатника получают хлопковое масло. Наибольшие посевные площади хлопчатника находятся в Индии, США, Китае, Египте.

Плод хлопчатника - коробочка. Она наполнена семенами, которые покрыты волосками (волокнами). Эти волокна обычно белые, но существуют сорта хлопчатника с волокнами бежевого, зеленоватого и других цветов.

Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования коробочек. В это время на поверхности семян отдельные клетки оболочки начинают интенсивно расти в длину, образуя тонкостенные трубочки.

В период созревания, когда коробочки хлопчатника раскрываются, рост волокон в длину прекращается, и начинается процесс созревания, в результате которого волокна приобретают вид скрученных сплющенных ленточек, имеющих определенной толщины стенки и канал. Длина и толщина волокон зависят от сорта хлопчатника. Чем длиннее и тоньше волокно хлопчатника, тем оно ценнее.

Прочность волокон зависит от степени их зрелости. По мере вызревания хлопка происходит отложение целлюлозы в стенках волокон, поэтому растет их прочность. Наиболее пригодны для текстильной переработки зрелые волокна, так как незрелые волокна очень тонкие и непрочные, а перезрелые - грубые и жесткие.

Окутанные волокнами семена называются хлопком-сырцом. Их собирают вручную или специальными хлопкоуборочными комбайнами. Собранный с кустов хлопчатника хлопок-сырец поступает на первичную обработку, включающую в себя следующие операции:

Предварительную очистку хлопка-сырца от частиц листьев, коробочек и веток на машинах-чистителях;

Отделение волокон от семян на волокноотделительных машинах, в результате чего получается хлопок-волокно;

Очистку волокон от пыли, мелких примесей и пуха на сетчатых барабанах с вакуумным отсосом.

Далее хлопковое волокно поступает на хлопкопрядильные предприятия. Коротковолокнистый хлопок перерабатывают в пушистую пряжу для изготовления байки, фланели и других тканей. Из средневолокнистого хлопка получается пряжа средней толщины, из которой производят ситец, сатин и т.п. из тонковолокнистого хлопка вырабатывают наиболее тонкую и гладкую пряжу для изготовления наиболее высококачественных тонких хлопчатобумажных тканей - батиста, маркизета и др.

Хлопок быстро впитывает влагу и быстро ее отдает, т. е. быстро высыхает. При погружении в воду волокна набухают, и их прочность увеличивается на 15-17 %. Органические растворители, применяемые при химической чистке, на хлопок не действуют.

При температуре до 150°С сухие волокна хлопка своих свойств не меняют. При дальнейшем повышении температуры появляется легкая желтизна, затем волокна буреют, и при температуре 250°С волокна обугливаются.

В результате действия солнечного света хлопок, как и все органические волокна, постепенно теряет прочность. При облучении хлопка в течение 940 часов его прочность снижается в два раза.

Волокна хлопка горят желтым пламенем и сгорают полностью, образуя серый пепел. При сжигании волокон ощущается запах жженой бумаги.

Не менее 80% населения Земли носит одежду из хлопчатобумажной ткани. Хлопчатобумажные ткани - это ситец, сатин, фланель, батист, хлопковый трикотаж. Кроме того, это ковры, веревки, нитки, вата, одеяла, матрацы, бумага, масло, мыло, маргарин, топливо, корм для домашних животных и многое другое.

Лён - это очень древнее растение. Волокно дикорастущего льна использовал еще первобытный человек. В Вавилонии, Ассирии, Египте, Эфиопии лен возделывали за несколько тысяч лет до нашей эры. Льняные ткани найдены на мумиях египетских фараонов и жрецов, погребенных за 3 тыс. лет до н. эры. На гробницах фараонов изображены процессы уборки, вымачивания и трепания льна. Лен был известен и древним славянам. О его прядении и изготовлении льняного полотна упоминается в древнейших славянских летописях.

В настоящее время лен возделывается во многих странах мира: в России, Египте, Турции, Индии, США, Аргентине, в европейских странах.

Для получения волокон выращивают специальный вид льна - лен-долгунец - однолетнее травянистое растение с одиночным прямым неветвящимся стеблем высотой до 150 см и диаметром 1-2 мм.

Льноуборочные комбайны выдергивают растения из почвы, очесывают головки и вяжут льняную солому в снопы. Льняная солома проходит несколько процессов первичной обработки, прежде чем из нее удается получить чистое техническое льняное волокно.

Чтобы отделить пучки волокон от остальных частей стебля льняную солому замачивают, запаривают или обрабатывают химическими веществами, затем сушат и мнут на специальных мяльных машинах, чтобы размельчить и частично удалить древесину стебля, в результате получают лен-сырец.

Для очистки от измельченной древесины и остатков покровного слоя стебля лен-сырец подвергают трепанию на трепальных машинах, после чего получают длинные волокна, называемые трепаным льном.

Цвет льняных волокон - от светло-серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность.

Физико-химические свойства льна близки к свойствам хлопка. Особенностью льна является его высокая теплопроводность, поэтому на ощупь волокна льна всегда прохладные. Такие ценные гигиенические свойства льна, как хорошая гигроскопичность, способность быстро впитывать влагу и быстро ее испарять, высокая теплопроводность, делают лен незаменимым для летней одежды.

Действие нагретой металлической поверхности лен переносит лучше, чем хлопок, так как имеет большую теплопроводность, стойкость льна к солнечному свету несколько выше, чем хлопка, а горит лен так же, как и хлопок.

В Средней Азии и в Закавказье выращивается масличный лен, или лен-кудряш. От льна-долгунца он отличается сильно ветвящимся стеблем и низким ростом. Лен-кудряш дает много семян, содержание льняного масла в которых достигает 52%, но у волокна его низкое качество. В Воронежской и Курской областях, в Поволжье, Сибири, на Украине и Северном Кавказе возделывается на семена и волокно лен-межеумок, стоящий по своим качествам между долгунцом и кудряшом.

Изо льна получают как грубые ткани (мешковина), так и тончайшее бельевое полотно (батист), кружева, а также нитки, брезент, веревки. Из льняной пакли делают веревки, шпагат, а также особый продукт - котонин, который схож с хлопковым волокном. Отходы льняного производства превращаются в упаковочный материал, идут на изготовление термоизоляционных плит и для выработки лучших сортов бумаги.

В мировом производстве волокна второе место после хлопчатника занимает джут. Эта однолетняя тропическая трава растет в тропиках Азии, Африки, Америки, Австралии. Наибольшее количество джута производится в Индии и Бангладеш.

В сухих стеблях джута содержится до 25% грубого, но очень длинного и прочного волокна. Ткани из этого волокна не пропускают воду и идут для упаковки сахара, соли, кофе, чая, цемента и других товаров. Из джутового волокна изготавливают также ковры и мебельные ткани.

Джут - однолетнее тропическое травянистое растение семейства липовых, до 1-3 м высотой. Стебли ветвятся на всем протяжении или только в верхней части. Листья простые, широколанцетные, по краю пильчатые, до 5-12 см длиной и 2-6 см шириной, у основания листовой пластинки имеются две узкие хвостовидные лопасти. Цветки желтые, до 1 см в диаметре, расположены по 1-3 в пазухах листьев. Плоды - удлиненные, узкоцилиндрические ребристые коробочки 5-10 см длиной, при созревании открываются 3-6 створками. В каждой коробочке до 200 семян. Семена мелкие, трехгранные, темно-зеленые или темно-коричневые.

Известно около 30 видов джута. Промышленное значение имеют два вида джута: джут длинноплодный и джут крупноплодный. Волокно джута используется для изготовления канатов, брезента, мешков, замечательных тем, что не пропускают воду и служат тарой для перевозки товаров, которые необходимо беречь от воды: сахара, соли, цемента и др.

Родиной джута является Индия. Распространен в Азии, Америке, Африке. Оба вида джута культивируются в Индии, где сосредоточено 95% мировой площади этой культуры. Культивируется в южных районах России для промышленных целей как волокнистое растение.

Кенаф. В Индии, Китае, Бразилии, США, Средней Азии выращивают кенаф ("бомбейская пенька") - однолетнее травянистое растение.

В сухих стеблях кенафа до 21% волокна близкого по качеству к волокну джута. Оно идет для изготовления технических тканей.

Специфическая культура - рами - многолетнее растение из семейства крапивных, возделываемое в Америке и Европе (преимущественно во Франции), как прядильное. Это белоснежное или серебристое рами, растение с длинными и очень прочными волокнами. Из этих волокон получают нить, идущую на изготовление традиционной летней одежды.

Начиная со второго года возделывания культуры, стебли срезаются летом 2-3 и более раз. После просушки стеблей, с них отделяют волокна руками. Волокно это отличается снежною белизною, шелковистым блеском и прочностью, и, сообразно со способом обработки, бывает схоже с льняным, хлопковым волокном, шерстью или шелком.

Конопля воспринимается нами исключительно как растение, обладающее наркотическими свойствами. Ее плантации находятся под строгим контролем государственных служб, а частные - нещадно уничтожаются.

Это в настоящем, а в прошлом коноплю, известную человечеству еще до льна, выращивали повсеместно для производства посконной или замашной ткани. Такое название она получила благодаря мужским растениям конопли, из которых и делали более тонкое, но при этом очень прочное волокно. Мужские растения цветут и созревают на несколько недель раньше, поэтому выбирать их не составляло никакого труда. В конце лета убирали женские. Из их семян получали пищевое масло, а также более грубые нити - пеньку, которая в основном шла на изготовление веревок и канатов, реже - на производство ткани. Пеньку широко использовали в мореходстве, так как это единственное натуральное волокно, которое не разъедается морской водой.

Шерстью называют волосяной покров различных животных: овец, коз, верблюдов и др. Наиболее широкое применение в производстве текстильных материалов имеет шерсть овец.

Шерсть, снятая с овцы, называется руном. В зависимости от состава волокон, образующих шерстяной покров овцы определенной породы, шерсть делится на следующие виды: тонкая, состоящая из пуховых волокон, полутонкая, включающая более толстые пуховые и переходные волокна, полугрубая, имеющая пуховые, переходные волокна и некоторое количество остевых волос, и грубая, являющаяся смесью всех типов волокон.

Тонкую и полутонкую шерсть, получаемую от овец тонкорунной породы, используют в производстве тонких платьевых и костюмных тканей, высококачественного трикотажа. Полутонкую и полугрубую шерсть от помесных пород овец применяют для выработки камвольных костюмных, суконных и пальтовых тканей, а неоднородное грубое волокно от грубошерстных овец применяют при изготовлении грубосуконных тканей, войлока, валенок и т. п.

Первичная обработка шерсти включает в себя сортировку, разрыхление и трепание, мытье, сушку и преследует цель очистить шерстяные волокна от сорных примесей, пыли, грязи, жира, пота.

Цвет шерсти тонкорунных овец - белый, слегка кремовый. Полугрубая и грубая шерсть бывает белой, серой, рыжей, коричневой, черной.

Шерсть обладает наибольшей по сравнению со всеми другими волокнами гигроскопичностью и способностью медленно впитывать влагу и медленно ее отдавать. Под действием тепла и влаги волокно приобретает способность удлиняться до 60 % и более. На способности шерсти менять степень растяжимости и усадки при влажно-тепловой обработке основано проведение таких операций, как сутюживание, оттягивание, декатирование.

Шерсть устойчива к действию всех органических растворителей, применяемых при химической чистке одежды.

Сухие волокна шерсти теряют прочность при температуре выше 130°С. Стойкость шерсти к солнечному свету значительно выше, чем растительных волокон. Прочность шерстяных волокон уменьшается в два раза при облучении прямыми солнечными лучами в течение 1120 часов.

При горении шерсти в пламени волокна спекаются, при вынесении волокон из пламени их горение прекращается, а на конце шерстяной нитки образуется спекшийся черный шарик. При этом ощущается запах жженого пера.

Сырьевую основу шерстяной промышленности, безусловно, составляет овечья шерсть - до 90 процентов всех используемых в переработке волокон. Помимо овечьей шерсти наиболее известны козья (мохер и кашемир) и верблюжья. Однако в промышленности используют шерсть, подшерсток и пух гораздо более редких животных.

Волокно МОХЕР (специалисты-текстильщики произносят "могер"), или, что то же самое, ангору, получают от древних ангорских пород коз. Основное поголовье ангорских коз разводят в Турции и в американском штате Техас. Не так давно этих коз стали содержать в Австралии и Новой Зеландии. От одной ангорской козы получают до 1,6 килограмма мохерового волокна. Турция, США и Китай ежегодно производят до 25 тысяч тонн этого волокна. Мохер - мягкий и гладкий - пользуется популярностью у швейников всего мира, из него шьют мужскую и женскую одежду, галстуки. Его часто смешивают с облегченной летней шерстью, благодаря чему одежда меньше мнется и приобретает шелковистость и блеск. Из мохера вырабатывают и трикотаж, в том числе высококачественный бельевой.

Самое дорогое из всех шерстяных волокон, КАШМИРСКАЯ ШЕРСТЬ, получило название от одноименной породы коз. Кашмирские козы, обитающие в холодном высокогорье, очень выносливы. От одного животного получают в среднем до 500 г пухового волокна - самого ценного - и до 1 кг подпухового. Из шерсти коз, разводимых в Тибете и Монголии, изготавливают так называемый кардный кашемир. Кашмирская шерсть - исключительно мягкая и нежная на ощупь. Цвет ее чаще всего белый, реже - коричневый, светло-коричневый и серый. Тонкий легкий кашемир получают из длинного и неповрежденного волокна и используют для пошива пиджаков и костюмов. У нас прижилось не совсем верное название ткани - кашемир. На самом же деле словом "кашемир" называют вид переплетения пряжи в шерстяных тканях, а полотно из кашмирской шерсти правильнее именовать "Кашмир".

САРЛЫЧЬЕЙ ШЕРСТЬЮ называют шерсть яков, очень крупных животных, которые также обитают в высокогорье. Основная часть популяции яков находится в Средней Азии и на Памире. Цвет сарлычьей шерсти обычно черный или коричневый. Ее "получают" весной, когда яки линяют. Из волокна изготовляют одеяла и некоторые виды одежды. Основные производители этого волокна - страны Гималайского региона.

ШЕРСТЬ ВЕРБЛЮДОВ, способная противостоять самым различным погодным воздействиям, обладает целым рядом уникальных свойств: это и низкая теплопроводность, и большая влагопоглощаемость, и высокая прочность, и малая свойлачиваемость, и упругость. Верблюжья шерсть также очень легкая - она почти в 2 раза легче и нежнее овечьей, и прежде всего потому, что она более чем на 85% состоит из пуха, который не состригают, а вычесывают, как правило, раз в год. Особенно же ценной считается шерсть верблюжат, которую вычесывают с грудной части этих животных. Природные цвета этой разновидности шерсти - от белой до темно-коричневой. Мытая верблюжья шерсть, которую не подвергают ни термической, ни химической обработке, используется для производства высококачественных шерстяных тканей, одеял и пледов.

В Перу и Чили производят волокно из шерсти лам и их сородичей, носящих экзотические для нас названия - викунья, гуанако и альпака. Шерсть альпака, ламы и викуньи заметно завоевывает позиции на международном рынке, отвечая современным тенденциям мировой моды. Диапазон природных окрасов шерсти этих животных позволяет смешивать оттенки, а особая структура волокон обеспечивает изделиям несминаемость и прочность. Из этой шерсти производят пальтовые ворсовые ткани, драпы и букле. Одежда из нее не колется, не сваливается, не выгорает, не теряет цвета после чистки и не дает усадки. Шерсть альпака используют и на некоторых российских ткацких предприятиях. К тканям из этой шерсти проявляют большой интерес известные российские модельеры.

Шелковое волокно - продукт выделения особых желез некоторых животных, относящихся к классу насекомых. Промышленное значение имеет шелк, получаемый от гусениц тутового и дубового шелкопрядов, однако последние дают жесткие, грубые волокна низкого качества, поэтому в основном используют шелк тутового шелкопряда, которого разводят в специализированных шелководческих предприятиях.

Шелкопряд тутовый в диком состоянии неизвестен. Он был одомашнен несколько тысяч лет назад в Китае, где люди впервые научились разматывать шелковые коконы, получая из них длинные шелковины, а затем прясть из них нити. Выведено множество пород этого насекомого, приспособленных к различным условиям существования и дающих шелк разного качества. Наибольшего развития шелководство и шелкоткачество достигли в Японии и Китае, хотя они были важными отраслями хозяйства также в Индии и Средиземноморье, особенно в Италии.

Шелкопряд в своем развитии проходит четыре стадии: яички, гусеница, куколка и бабочка. В период выкармливания гусениц листьями тутового дерева в их теле накапливается жидкое вещество с полным набором различных аминокислот, необходимых для создания основного высокомолекулярного соединения натурального шелка - фиброина и шелкового клея - серицина.

Во время образования кокона гусеница выделяет через шелкоотделительные протоки две тонкие шелковины, которые при выходе на воздух застывают. Одновременно выделяется серицин, который склеивает шелковины вместе. Гусеница по мере выделения нити укладывает ее слоями, образуя плотную замкнутую оболочку - кокон. Коконная нить шелка имеет длину от 500 до 1500 м и толщину 10-12 мкм. Внутри кокона гусеница превращается в куколку, которая через 15-17 дней превратится в бабочку, поэтому коконы собирают не позже чем через 8-9 дней с начала окуколевания и передают на первичную обработку

Получаемая нить называется шелком-сырцом. Цвет коконных нитей белый, слегка кремовый. При температуре более 110°С волокна натурального шелка теряют прочность. Под действием прямых солнечных лучей шелк разрушается быстрее, чем все прочие натуральные волокна. При облучении в течение 200 часов прочность волокна снижается в два раза. Горение натурального шелка аналогично горению шерсти. Шелковую ткань ценят за высокую прочность, легкость и хорошее поглощение красителей. Ткань хорошо драпируется.

Вискоза – химическое волокно искусственного происхождения, но при этом состоит их целлюлозы. Вискозное волокно обладает некоторыми качествами хлопка – чудесно впитывает влагу, даже лучше самого хлопка, но при этом уступает ему в прочности. Оно допустимо даже для производства детской одежды, так как от него не выявлено аллергических реакций. Вискоза добавляется к натуральным волокнам придавая им мягкость но при этом утолщает смешанное волокно.

Ткань из вискозы может иметь вид хлопка, льна, шерсти, шелка. Она может иметь как матовую, так и блестящую поверхность, она может быть очень тонкой и полупрозрачной как батист и очень плотной и массивной как сукно. Вместе с тем у вискозы есть ряд недостатков – в процессе эксплуатации волокна раздвигаются по швам, ткань сильно сыпется по краю, сильно мнется.

Ацетат – так же химическое волокно искусственного происхождения, но состоит из ацетилцеллюлозы. Это одно из самых мягких волокон, но при этом и самых не прочных. Мнется слабо, очень хорошо драпируется, плохо проводит тепло, поэтому чаще используется в виде подкладки для теплой одежды или предметов быта, сохраняющих тепло. Слабо впитывает влагу, но быстро сохнет, из-за чего не рекомендуется для летней одежды. В мокром виде особенно не прочно. Выкручивать такие ткани не рекомендуют.

Без специальной обработки ацетатное волокно дает сильную усадку. Не любит действие высоких температур. Обладает блестящей и гладкой поверхностью, отчего иногда очень напоминает натуральный шелк.. Различить можно по запаху, выделяемому при горении волокон. Ацетатные волокна пахнут не паленым пером, как шелк, а скорее жженой бумагой, как хлопок и вискоза

Триацетат – волокно из той же группы что и предыдущее, а потому очень похожее на ацетат по своим свойствам. При этом практически не дает усадку, более стойко к воздействию тепла, света, трения. Окрашивается более устойчиво. Волокна триацетата хорошо смешиваются с хлопком и шерстью.

Полиэфирные волокна –полиэстер, лавсан, кримплен. Химическое волокно синтетического происхождения. Волокна полиэстера обладают большой прочностью, отчего ткани из этих волокон не деформируются слишком быстро и сохраняют свою форму при напряжении. Неплохо драпируются, хорошо сохраняют форму. Проводят тепло гораздо лучше чем акрил, быстро сохнут и очень плохо впитывают влагу. Ткани из полиэстера плохо переносят действия температур, их гладят только теплым утюгом, иначе они становятся липкими, плавятся и горят. При горении образуются горящие капли, которые остывая выглядят как твердые черные гранулы.

Л
айкра
– химическое синтетическое волокно из группы эластановых. Выдерживает семикратное растяжение и тут же возвращается к исходному состоянию. В чистом виде текстильное изделие не производится. Применяется лайкра лишь в комбинации с другими типами волокон, как натуральными, так и синтетическими. Ткани с эластаном применяют при изготовлении облегающей одежды: брюк, джинсов, чулочно-носочных изделий, трикотажа. Такая одежда прилегает к фигуре, не стесняет движений. Изделия с эластаном мало мнутся, отличаются прочностью.

Полиамидные волокна

Самое прочное волокно относительно разрыва и истираемости. Наиболее известны нейлоновые ткани, капрон, дедерон. Ткани из этих волокон жестковаты на ощупь, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, не выцветают, мало мнутся не поражаютс ямольюи микроорганизмами. Из недостатков можно отметить плохую впитываемость и чувствительность к высоким температурам. Свойства и уход такие же, как за микроволокновыми тканями. Гладить полиамид нужно при самом низком нагреве и без пара.

Полиакрилонитрильные волокна

Полиакрилонитрильные волокна – акрил, нитрон – имеют вид объемных извитых волокон. На ощупь очень волокно напоминает шерсть. Они обладают теми же свойствами, как и ткани из полиэфирного волокна.

Свойства тканей

Свойства волокон определяют свойства тканей. Надо сказать, что натуральные и химические волокна обладают своими преимуществами и недостатками одновременно. Именно поэтому сейчас преобладают смешанные ткани – для того чтоб придать волокнам лучшие свойства.

К основным свойствам тканей относятся: механические, гигиенические, технологические.

Механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил.

Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению.

Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия.

Драпируемость – способность ткани образовывать фалды, складки.

Гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло.

Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух.

Технологические свойства это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая влажно-тепловой обработкой.

Осыпаемость – выпадение нитей на срезах.

Усадка – способность ткани укорачиваться (садиться) после обработки влагой и теплом.

Раздвижка нитей в швах – появление разреженной структуры в шве.

Скольжение – способность ткани сдвигаться во время раскроя.

Уход за текстильными изделиями из натуральных волокон

Стирка

Сушка и отжим

Символ


Символ

Г лаженье

Символ

Отбеливание и химчистка

Символ

Уход за текстильными изделиями из химических волокон.

Стирка

Символ


Сушка, отжим

Символ

Глаженье

Символ

Отбеливание и химчистка

Кейс – задание 1

Выберите из предложенных образцов соответствующие виды тканей и наклейте их на карты.


Кейс – задание 2


Кейс – задание 3

Выбрать из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью. Обоснуйте свой выбор.

Задание для самопроверки

Графический тест для проверки знаний.

Возьмите листок бумаги в клетку. Поставьте точку в центре листа. От нее вы начнете рисовать по клеточкам рисунок. Направление, в котором проводить линию, указано в вопросе. Номер правильного ответа будет соответствовать количеству клеточек.


1.Сырьем для ацетатного шелка служат: а) продукты переработки угля;б) синтетические волокна;в) волокна хлопчатника;г) натуральные волокна.горизонтально вправо
2. Что служит сырьем для получения вискозного волокна? а) еловая древесина;б) нефть, природный газ;в) джут, лен. вертикально вниз

3. Какие ткани производят из волокон животного происхождения? а) льняные;б) шелковые, шерстяные;в) хлопчатобумажные. горизонтально влево
4. Ткани какого переплетения отличают узкие косые полосы: а) саржевое;б) полотняное;в) атласное. вертикально вниз

5.Назовите переплетение, в котором лицевая сторона ткани выработана из нитей основы: а) сатиновое;б) атласное; в саржевое. горизонтально вправо

6. Какое свойство ткани учитывают при выборе способа обработки изделия? а) драпируемость;б) теплозащитные свойства;в) гигроскопичность;г) осыпаемость. вертикально вниз

7. Уменьшение размеров ткани под действием влаги и тепла – это: а) прочность;б) драпируемость;в) усадка. горизонтально влево

8. К какой группе волокон относится хлопок?

а) волокно растительного происхождения;

б) химическое волокно;

в) волокно животного происхождения. вертикально вверх

Глоссарий

Волокно - клетка живой или растительной ткани нитевидной формы; тонкая непряденая нить растительного, минерального или искусственного происхождения.

Гигроскопичность способность ткани впитывать влагу.

Драпируемость способность ткани образовывать фалды, складки.

Лен - это травянистое растение, дающее волокно того же названия. Всего в мире произрастает более 200 видов льна, в СНГ - более 40 видов. Научными исследованиями доказано, что в одежде из льна при высокой температуре потеют в два раза меньше, чем в одежде из искусственных волокон, и почти в полтора раза меньше, чем в хлопчатобумажной.

Нить основы (долевая)- тонкая, прямая, прочная, идёт вдоль кромки, издаёт звонкий звук, при растяжении не меняет длины.

Нить утка (поперечная) - толстая извилистая, идёт поперёк кромки, издаёт глухой звук, при растяжении меняет длину (растягивается).

Осыпаемость – выпадение нитей на срезах.

Прочность устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению.

Пылеёмкость –способность ткани удерживать пыль.

Раздвижка нитей в швах – появление разреженной структуры в шве.

Скольжение – способность ткани сдвигаться во время раскроя.

Сминаемость образование складок, заминов при сидении и носке изделия.

Теплозащитность способность ткани сохранять тепло.

Ткань – материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Ткацкое переплетение - взаимное перекрытие, нитей основы и утка. Самое простое и наиболее распространенное в ткацком производстве - полотняное переплетение. Если в месте перекрещивания основная нить расположена над уточной нитью, перекрытие называется основным, а если уточная нить - над основной нитью, то уточным.

Усадка – способность ткани укорачиваться (садиться) после обработки влагой и теплом.

Хлопчатник – однолетнее кустарниковое растение высотой около одного метра.

Шелк – тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.

Шерсть – волосяной покров животных.

Данный кейс «Что мы знаем о тканях» может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к специальным дисциплинам у обучающихся.

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал.

Метод кейсов позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с обучающимися.

Предлагаемая технология обучения основана на реальных жизненных ситуациях, поэтому обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Библиография

«Технология» 5, 6, 7 класс под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, «Вентана–Граф», 2008 г.

Материалы «Курс кройки и шитья», г. Белгород, 2010 г.

Электронное пособие «Библиотека технология»

ФИО (полностью)

Эсаулова Наталья Владимировна

Место работы

МБОУ «Лицей №4» г. Камень – на – Оби

Алтайского края

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Тема «Ткани и органы», урок 10

Базовый учебник

Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под ред. Н. И Сонин. М. Р. Сапин– М.: «Дрофа», 2010.

  1. Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функциями.

9. Задачи:

- обучающие

дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать на примерах взаимосвязь строения и функции;

- развивающие

развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию, делать выводы;

- воспитательные

воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

    Тип урока Урок изучения нового материала

    Формы работы учащихся работа в группах, защита мини - проектов

    Необходимое техническое оборудование ПК, цифровой микроскоп, световые микроскопы, нэтбуки, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей.

    Структура и ход урока

п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Органи

зацион

ный момент

Создать эмоциональный настрой учащихся на работу

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, учащиеся стоят у парт по группам из 6 человек.

Л – организация внутреннего порядка, собранности.

Уважительное отношение к старшим и друг к другу.

Мотивация учебной деятельности и целеполагание

Стимулировать познавательный интерес.

Развивать способность ставить цели.

Предлагает учащимся подойти к впереди стоящей парте и взять любые карточки и расположиться по группам исходя из значений карточек. Вопрос: Почему вы объединились в группы именно так?

Подходят к парте разбирают карточки, осмысливают их, отвечают на вопрос учителя.

Садятся за парты в новых группах.

М - умение находить решение поставленной учителем проблемы;

Сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Высказывать свои мысли, аргументировать их;

Ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П - формирование знаний о взаимосвязи клеток, тканей, органов, систем органов.

Л - формирование познавательной мотивации к изучению биологии.

Актуализация опорных знаний

Подготовить учащихся к восприятию новых знаний

1.Подводит к теме урока.

2.Озвучивает тему: ткани и органы.(Слайд№1) Задачи урока.(Слайд№2)

3.Обращает внимание на рабочее место учащихся.

4.Предлагает записать тему урока.

5.Предлагает обратить внимание на листки с заданиями.

Выполнить задание№1

Вопрос: Почему в организме ткани представлены несколькими видами и типами7 (Сайд3)

6.Предлагает сформулировать определение «ткань», используя текст учебника, стр 34 (Слайд№4)

1. Знакомятся с материалами на партах.

2.Записывают тему урока.

3. Называют ткань которую будет изучать каждая группа, записывают название тканей в технологическую карту учащегося.

4. Знакомятся с карточкой где даны последовательные задания.

5.Выполняют задание№1 (используют информацию в нэтбуке)

6. Высказывают свои предположения учителю.

7.Формулируют определение, записывают в карты.

М - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.

Владеть монологической речью;

Умение слушать ответы одноклассников.

П – получение знаний о разновидностях тканей.

Получение новых знаний

Изучить строение и функции тканей организма человека.

Предлагает задания группам: Постановка проблемного вопроса: Существует ли взаимосвязь между строением ткани и выполняемой функцией? (Слайд№5 )И спользуя текст учебника, дополнительный текст и рисунки в нэтбуках, выяснить взаимосвязь строения и функций тканей.

Наблюдает за выполнением работы групп. Помогает в организации лабораторной работы.

Организует обсуждение результатов работы в каждой группе.

Работают в группах.

1 группа – по заданиям изучает строение и функции эпителиальных тканей

2 группа – строение и функции мышечных тканей.

3 группа – строение и функции соединительных тканей.

4 группа - строение и функции нервной ткани

Все группы в ходе выполнения заданий знакомятся с новыми понятиями, терминами.

На плакат наносят основные этапы работы Дополняют знания друг друга. Делают выводы.

М - формирование умений:

Работать в группах;

Проводить наблюдение;

Сравнивать и анализировать;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Аргументировать свою точку зрения;

Работать с текстом, выделять главное;

Делать выводы и заключения;

Владеть монологической речью.

П - получение знаний о строении и функциях тканей человека;

Изучение причин такого строения;

Л - формирование личностного смысла учения (я могу);

Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.

Закрепление и применение новых знаний

Выявить качество усвоения знаний.

Предлагает группам продемонстрировать свои мини - проекты, озвучить их, сделать вывод. (Слайды №6,7,8,9)

Постановка вопроса: что образуют ткани в организме или они расположены хаотично? (Слайд№10)

Предлагает воспользоваться учебником, стр. 39

Производят защиту своих мини - проектов.

Устанавливают микропрепараты на цифровой микроскоп.

Делают вывод.

Дают определение, что такое орган, записывают его в технологические карты.

Л - умение соотносить свои знания с жизнью;

- развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей.

М - умение осуществлять логические мыслительные операции;

Аргументация своей точки зрения.

П – закрепление новых знаний применение их на практике.

Информация о домашнем задании

Сообщить учащимся домашнее задание

Дифференцировать домашнее задание.

1) Учебник стр 34 - 39

2) Найти информацию о функциональном распределении тканей в организме (например в кишечнике, желудке, лёгких и т.д)

Записывают в дневники домашнее задание.

Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения.

М- осуществление поиска информации из разных источников.

Л – умениенаходить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности;

Умение проецировать знания на повседневную жизнь.

Подведение итогов урока, рефлексия

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Организовать самооценку учающимися своей учебной деятельности.

Подводит итоги урока, добились ли поставленных целей, оценивание знаний, выставление отметок. Проводит рефлексию:

Сегодня на уроке я узнал(а)....

Я научился….

Сегодня на уроке мне понравилось...

Теперь я могу….

Меня поразило….

Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке, заканчивают предложенные для рефлексии предложения.

Соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами.

Л - умение самостоятельно оценивать результативность своей работы на уроке;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Осознание необходимости образования для развития себя как личности.

Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.

1. Типы тканей многоклеточных животных

У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани , выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.

Ткань - это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.

Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.

У многих животных эпителиальные ткани формируют железы - небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.

В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей - выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.

Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь , участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань , в которой запасаются питательные вещества (жир).

Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.

Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.

Схема «Ткани, органы животных»

2. Органы и системы органов

Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.

Орган - это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.

Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов , которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.

Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная - за газообмен, выделительная - за выведение ненужных веществ из организма, половая - за размножение.

Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.

Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.

Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (эндокринная система, иммунная система ).

Поведение животных

Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.

Рефлекс - опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы - это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия. Условные рефлексы - это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.

Инстинкт - совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.

Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Татьяна Саломадина
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Цель :

развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани .

Задачи :

формирование представлений о свойствах различных тканей ;

Актуализация знаний об использовании человеком тканей ;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Средства :

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см) : болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды.

Способы :

Создание мотивации, игра на сплочение группы , игра «Собери картинку» , проблемные вопросы, проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов, динамическая пауза, рефлексия.

Предварительная работа :

составление коллекции тканей , рассматривание и сравнения различных образцов, беседы, опыты (ткань состоит из ниток , ткани можно окрашивать , ткань прочная – ее нельзя разорвать, чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» , загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей » , плетение образцов ткани на детском станке , изготовление бумажных образцов переплетения тканей , д/игры «Одень куклу» , «Что сначала, что потом» и др.

Ход занятия:

Дети, я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир тканей .

А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о мире ткани .

Как вы думаете, почему?

(ответы детей) (потому что из нитей делают ткань )

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки и дарить друг другу свое тепло и улыбку.

(передают клубочек)

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до научно- экспериментального центра «Почемучка» .

Приглашаю вас в лабораторию.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду. Здесь мы не только побеседуем о тканях , но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о ткани .

(ответы : ткань состоит из ниток , ткань бывает натуральная и синтетическая)

Дети, попробуем ответить на такой вопрос

(ответы детей)

Послушайте загадку : Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки.

Что это за время года, ребята? (ответы детей)

Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему?

(ответы детей : теплая толстая ткань лучше сохраняет тепло)

Опыт 1 :

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань :

1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода?

(ответы детей)

Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку :

Солнца нет, на небе тучи.

Ветер вредный и колючий

Дует так, спасенья нет

Что такое, дай ответ.

(осень)

Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?

(ответы детей)

Конечно, ребята, вы правы.

Чтобы провести следующий опыт, нам нужно разделиться на 3 команды.

И поможет нам в этом игра «Собери картинку»

Средства : 3 разрезных картинки из 3 частей.

Ход игры : Каждый ребенок берет по 1 фрагменту картинки и объединяется с детьми в соответствие с сюжетом картинки. Дети делятся на три команды.

Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем , какая же ткань не пропускает воду .

Ребята, сейчас мы попробуем намочить ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой )

Что у нас получилось? (ответы детей)

Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим?

(ответы детей : нет, вода сильно впиталась в ткань )

Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим?

(ответы детей : нужно отжать воду)

Отожмите. Какая стала ткань ?

(ответы детей : мятая, некрасивая, влажная)

А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань , и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани .

Протрите салфеткой ткань , какой она стала? (Почти сухой)

Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод : Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Я предлагаю найти схему опыта, который мы с вами провели, и поместить его на наборное полотно.

Послушайте загадку :

Я соткана из зноя

Несу тепло с собою

Я – реки согреваю

Купаться приглашаю

И любите за это вы все меня

Я – (лето)

Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей . Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему.

(ответы детей)

Отложите их в сторону.

Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу.

Как проверить, пропускает ткань воздух или нет ?

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик . Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

(Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо) .

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани ? И здесь вы правы, сразу догадались, что работать придется опять с водой.

На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду).

Почему так происходит? Ответы детей : (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже).

Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали?

(Натуральные ткани пропускают и воздух и влагу, а синтетические хуже.) Вывод : Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей .

Предлагаю вам найти схематичное изображение этих опытов и выложить на наборном полотне.

Пальчиковая гимнастика : «Катюшки»

В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,

Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)

Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки»

Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы

Сшили яркие штанишки.

Ребята, хотите еще один эксперимент ?

Поднимите правую руку, а теперь – левую. Молодцы, правильно сделали. Теперь в правую руку возьмите лоскут натуральной ткани (ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань . Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло? (Натуральные ткани сильно мнутся , а синтетические не мнутся)

Это хорошо или плохо, если ткань не мнется ? (хорошо)

Вывод : Синтетические ткани не мнутся , они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду.

И опять на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Ребята, на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос : «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань ).

Наша ткань еще очень редкая , она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях еще больше .

Представьте, что наша ткань это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза и мы отправимся на ковре-самолете назад в наш родной детский сад.


Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью . В организме человека выделяют 4 основных группы тканей : эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.

Эпителиальная ткань (эпителий) образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Таким образом создается препятствие для проникновения микробов, вредных веществ и надежная защита лежащих под эпителием тканей. В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, его клетки погибают в больших количествах и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток и быстрому .

Различают несколько видов эпителия – кожный, кишечный, дыхательный.

К производным кожного эпителия относятся ногти и волосы. Кишечный эпителий односложный. Он образует и железы. Это, например, поджелудочная железа, печень, слюнные, потовые железы и др. Выделяемые железами ферменты расщепляют питательные вещества. Продукты расщепления питательных веществ всасываются кишечным эпителием и попадают в кровеносные сосуды. Дыхательные пути выстланы мерцательным эпителием. Его клетки имеют обращенные кнаружи подвижные реснички. С их помощью удаляются из организма попавшие с воздухом твердые частицы.

Соединительная ткань . Особенность соединительной ткани – это сильное развитие межклеточного вещества.

Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между организмами, перенося различные газы и вещества. Волокнистая и соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.

В хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Хрящевой ткани много в суставах, между телами позвонков.

Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.

Мышечная ткань . Эта ткань образована мышечными . В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань.

Поперечно-полосатой ткань называется потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды). Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10–12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность. Однако, в отличие от скелетной мышцы, здесь есть специальные участки, где мышечные волокна плотно смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы. Сокращение мышц имеет огромное значение. Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов.

Нервная ткань . Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка – нейрон.

Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы – овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки. Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки и длинные (до 1,5 м), и тонкие, и ветвящиеся только на самом конце отростки. Длинные отростки нервных клеток образуют нервные волокна. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и способность проводить это возбуждение по нервным волокнам. В нервной ткани эти свойства особенно хорошо выражены, хотя характерны так же для мышц и желез. Возбуждение предается по нейрону и может передаваться связанным с ним другим нейронам или мышце, вызывая ее сокращение. Значение нервной ткани, образующей нервную систему, огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Как использовать шеллак в домашних условиях Как использовать шеллак в домашних условиях Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение?