Как облегчить адаптацию малыша в детском саду. Как облегчить адаптацию к детскому саду: полезные советы для родителей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как облегчить адаптацию

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  1. четкий режим дня;
  2. отсутствие родных рядом;
  3. постоянный контакт со сверстниками;
  4. необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  5. резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко, а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 - подъем, умывание, одевание; 8:30 - крайнее время для прихода в сад; 8:40 - завтрак, 10:30 - прогулка, 12:00 - возвращение с прогулки, 12:15 - обед, 13:00 - 15:00 - дневной сон, 15:30 - полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье - это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации , чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду - раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.


Советы психолога

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду.

Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Чем могут помочь родители

Режим адаптации. Сначала ребенок приходит в сад на 2 часа , постепенно количество часов увеличивается. Вопрос посещения ребенком полного дня решается сотрудниками детского сада , так как процесс адаптации носит индивидуальный характер (время привыкания к детскому саду у каждого малыша разное; может длиться от 2-х недель до полугода ). Поэтому родителям следует продумать время отпуска на период адаптации.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде .

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка .

Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.

Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы.

Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы.

Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями.

Спокойное утро

Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш :

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться .

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).

У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Желаем удачи Вам и Вашему ребенку!

Адаптация в детском саду. Консультация для родителей

"Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду "

Цель: Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации ребенка к условия детского сада.

Родителям необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной

домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад - новый период в жизни ребенка . Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плаче м.

Способы уменьшить стресс ребёнка :

1.Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму .

2. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи) .

3.Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
5. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению, но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним. Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад", Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив - вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

6. Важное средство общения в дошкольном учреждении - это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
7. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в детском саду .

8.Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

9. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить - вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

10.В выходные следует придерживаться режима дня, принятого в ДУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
11.Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери, Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
12.Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните , что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали - укладывали спать . Поэтому старайтесь больше уделять внимание ребенку.

Когда речь идет об адаптации малыша к саду, очень много говорят о том, как трудно ребенку и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится не в меньшем стрессе и переживаниях!

Чтобы помочь себе, нужно:

1. Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенность мамы, адаптируется гораздо быстрее.
2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет!

Плач - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательн о справитесь.
3. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Близится день, когда ваш ребёнок пойдёт в детский сад в первый раз. Естественно, вы переживаете за него и его реакцию на новое место, вас интересует, как долго он будет привыкать к изменениям в его жизни и несколько легко пройдёт адаптация. Представляя и анализируя возможные проблемы, с которыми вам и малышу придётся столкнуться, возникает некая тревога, с которой необходимо разобраться. Как же облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду и сделать этот процесс более мягким?

В первые дни может показаться, что новое место ребёнку пришлось по душе и он совсем не переживает, когда мама уходит. Но дальнейшие походы в сад показывают, что это совсем не так просто, как может показаться и малыш очень переживает эти изменения. Есть детки, которые, попадая в незнакомое окружение, сразу же показывают своё отношение к происходящему, они плачут, зовут маму, отказываются от приёма еды, от общения. Так же есть случаи, когда ребёнок с первого дня, и в последующие, охотно идёт в группу, сразу контактирует с воспитателями и другими детьми. Но такие случаи очень редки, большинству адаптация даётся совсем непросто.

Адаптация к детскому саду

Под адаптацией понимается способность к приспособлению организма к изменяющейся внешней среде. Процесс адаптации требует большой затраты сил (физических и психических) и энергии и может привести к перенапряжению организма. Любому ребёнку нелегко начинать походы в сад и это не зависит от возраста, ведь жизнь ребёнка в саду меняется кардинально.

В жизни ребёнка происходят следующие изменения:

Кому трудно, а кому легко Кому-то из детей адаптация даётся легко (1-3 недели), многим же приходится переживать некоторые негативные моменты гораздо сложнее и дольше (около 2 месяцев). Не исключены ситуации, когда ребёнок не может самостоятельно справиться со стрессом в течение 3 месяцев. В этом случае родителям придётся обратиться за помощью детского психолога.

Кому же адаптация даётся легче?

Детям, чьи родители позаботились заранее о том, чтобы подготовить ребёнка к посещению сада.

  • То есть за несколько месяцев начали рассказывать ребёнку о чудесной сказочной стране, в которую они скоро попадут, играли с игрушками "в садик", гуляли на его территории или рядом, поясняя, что он скоро посетит это место. Прекрасно, если была возможность заранее познакомить ребёнка с воспитателем, показать группу. Это даёт шанс, что процесс адаптации пройдёт менее болезненно. Особенно, если у ребёнка получилось не просто пару минут видеть воспитателя, а удалось поближе пообщаться.

Детям, не имеющих хронических заболеваний, физически здоровым и не часто болеющих простудными заболеваниями.

  • Период адаптации требует немало физических сил для того, чтобы привыкнуть к новому и жаль, если эти силы будут потрачены на борьбу с болезнями.

Детям, которые в некоторых вопросах достигли самостоятельности.

  • Примерно за месяц до поступления в сад родители должны подогнать режим ребёнка к тому, который будет в стенах детского сада: в 7-30 подъём и утренние процедуры (умывание, чистка зубов, одевание); в 8-30 необходимо уже прибыть в сад; в 8-40 завтрак; в 10-30 утренняя прогулка; 12-00 возвращение в группу с прогулки; в 12-15 обед; с 13 до 15 тихий час; в 15-30 полдник. Желательно укладываться на ночной сон не позже 20-30.

Детям, чей рацион питания схож с садовским.

  • Еда и питье являются залогом уравновешенного состояния, ведь увидев более-менее знакомую еду на своей тарелке, ребёнок быстрее начинает кушать в саду. Основой садовского рациона считаются такие блюда, как каши, запеканки, тушеные овощи, различные супы, всяческие котлеты, сырники, омлет.

Если ни одно из условий не соблюдено, то детям на первых порах придётся нелегко. Особенно трудно придётся деткам, чьи родители никак не подготовили их в походу в сад, из-за чего данная новость стала неожиданностью.

Бывает, конечно, что посещение детского сада начинается для ребёнка неожиданно, в связи с непредвиденными обстоятельствами, такими как болезнь родственника, ранее ухаживающего за ребёнком дома. Бывает тяжело и тем ребятам, чьи мамы или другие близкие родственники являются работниками сада.

Причины неуправляемого поведения: 9 основных

Бывают моменты, когда ребёнок в период адаптации к саду ведёт себя так, что у родителей могут возникнуть сомнения насчёт возможности адаптации к саду вообще. Их очень пугает необычное поведение их чада, несвойственное ему ранее. Необходимо отметить, что то непривычное поведение, которое теперь вынуждены видеть родители, является типичным для всех детей, которые находятся в процессе адаптации к саду. В такие моменты каждой маме может показаться, что эта проблема возникла только с её ребёнком, а у всех остальных детей проблем не возникает. Это вовсе не так.

Вот некоторые, наиболее часто встречаемые изменения в поведении детей во время адаптации.

1. Эмоции

Первые дни в саду отличаются особым отрицательным настроением, дети испытывают негативные эмоции: кто-то плачет "за компанию", кто-то изредка хнычет, а некоторые находятся в состоянии частого приступообразного плача. Особого внимания требуют дети, испытывающие чувство страха (боязнь воспитателя, сверстников, того, что мама бросила его и не вернется), гнева (ребёнок вырывается, сопротивляется, если хотят его раздеть, может ударить взрослого), заторможенность и состояние депрессии, когда ребёнок не проявляет эмоций вообще. Нужно быть готовыми к тому, что в первые дни малыш может не испытывать положительных эмоций или же испытывать их очень мало. Его огорчает тот факт, что так надолго приходится расставаться с мамой и привычной ему средой. Если на первый взгляд кажется, что ребёнок доволен и счастлив нахождению в саду, то это, скорее всего реакция на яркий стимул, к примеру, наличию большого количества новых интересных игрушек.

В это время необходимо запастись терпением. Вскоре, отрицательные эмоции обязательно сменяется положительными, именно тогда можно будет считать, что период адаптации завершился. Однако, плакать ребёнок при расставании с мамой может ещё долгое время. Но если после её ухода он быстро отвлекается и успокаивается, то можно считать, что адаптация прошла успешно.

2. Особенности контакта с воспитателем и другими детьми

Социальная активность в первые дни пребывания в саду заметно снижена. Отмечается изменение поведения даже у активных и общительных детей, они становятся беспокойными и могут замкнуться в себе. Помните, что малыши 2-3 лет не играют вместе и в играх, как правило, не взаимодействуют. В этом возрасте ещё нет понятия сюжетно-ролевой игры, включающую несколько детей сразу. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребёнок не играет со сверстниками. Судить об успешной адаптации можно, опираясь на изменения в поведении ребёнка. Если малыш охотно взаимодействует с воспитателем, общаясь с ним и выполняя просьбы, соблюдает принятый режим, то можно считать, что адаптация идёт вполне успешно.

3. Познавательная активность

Первое время из-за стрессовой реакции может отмечаться снижение познавательной активности. В такие моменты ребёнок перестаёт интересоваться даже игрушками. Некоторым детям, для того, чтобы сориентироваться, необходимо побыть наедине с самим собой, посидеть в стороне. В дальнейшем ребёнок постепенно начнёт сам включаться в игровую деятельность и осваивать окружающее пространство.

4. Приобретаемые навыки

Из-за воздействия внешних изменившихся воздействий сначала ребёнок может утратить на некоторое время имеющиеся навыки самообслуживания (умение пользоваться горшком, столовыми приборами, носовым платком и др.). Адаптацию можно считать успешной, если дети не только вспомнят забытые умения, но и будут присутствовать абсолютно новые достижения, которых не было до посещения сада, которым ваш малыш научился именно там.

5. Особенности изменения речи

В первое время можно заметить, что словарный запас становится меньше, чем был, появляются упрощённые предложения или слова. Не переживайте, когда адаптация завершится, всё придёт в норму и речь даже обогатится.


6. Двигательная активность

От темперамента ребёнка зависит как он будет вести себя в саду. Один будет неуправляемо активным, другой "заторможенным". Активность в саду будет влиять и на поведение дома. Восстановление нормального поведения в домашних условиях, а потом и в саду - хороший признак.

7. Особенности сна

Сон ребёнка будет меняться в зависимости от того, оставят ли его на дневной сон сразу или нет. Сначала он будет засыпать там плохо, периодически просыпаясь с плачем или тревожно вскакивать. Из-за переизбытка эмоций может измениться сон и дома. Когда адаптация завершится, сон и дома, и в саду придёт в норму.

8. Особенности аппетита

В первые дни у детей наблюдается снижение аппетита. Причина тому- незнакомая, непривычная пища (касается это как вкуса, так и вида), а так же влияет и стрессовая ситуация. Если аппетит у ребёнка в норме и он начинает хотя бы немного есть, пусть даже не всю порцию - это хороший знак.

9. Здоровье

С началом посещения сада у ребёнка значительно снижается способность борьбы организма с инфекциями и он может заболеть в течение первого месяца посещения сада. Мамы, конечно же ждут скорейшей нормализации поведения и очень огорчаются, когда этого не происходит. В среднем, процесс адаптации занимает от 3 до 4 недель, но может занять и от 3 до 4 месяцев.

Подготовка к детскому саду

Если вашему ребёнку предстоит пойти в сад уже осенью, то следует заранее подготовиться к этому событию и подготовить не только его, но и себя.

1. Не волнуйтесь.

Все будет нормально. Не нужно переносит свои страхи на ребёнка, не озвучивайте в его присутствии возможных трудностей. Но так же не стоит впадать и в другую крайность, рисуя перед ребёнком слишком радужную картину пребывания в саду. Лучшее решение в данной ситуации - это принятие позиции необходимости.

2. Следите за режимом дня ребёнка.

Необходимо, чтобы за лето он научился легкому пробуждению за час до выхода из дома в сад. Если у вашего ребёнка уже отсутствует дневной сон, то следует приучить его просто лежать в кровати. Играйте с ним в разнообразные игры (пальчиковые, с запоминанием выученных песен или стихов, самостоятельному сочинению рассказов и сказок), чтобы он знал, чем себя занять, пока остальные спят. Можно дома попробовать порепетировать всеобщий тихий час.

3. Регулярность.

По возможности, постарайтесь приучить малыша посещать туалет по большому приблизительно в одно время. Главное, чтобы это время не совпадало с прогулкой. По-маленькому же ребёнок должен научиться ходить заранее (перед сном, перед выходом на прогулку или в сад), а не когда уже нет сил терпеть.

4. Рацион питания.

Постарайтесь приблизить рацион питания вашего ребёнка к садовскому, избавьтесь от привычки есть всухомятку и «кусочничать» между приёмами еды. Снижение калорийности может помочь развить аппетит. Если у вашего ребёнка имеется проблема с принятием пищи, он очень долго ест или имеет проблемы с аппетитом, то это повод поговорить с воспитателем, попросить его быть терпеливее и мягче в этом вопросе. Проблема с аппетитом - одна из причин, по которой ребёнок может не хотеть идти в сад.

5. Закаливание.

Подумайте о закаливании, оно благоприятно скажется на здоровье ребёнка. Один из эффективных и простых способов - хождение босиком летом, не зависимо от погоды. Это действие укрепит и иммунную, и нервную системы. Благоприятное воздействие окажут на детский организм водные процедуры, если не очень контролировать время пребывания ребёнка в воде и её температуру. Можно так же закалять холодным питьем. Давайте мороженое, соки и другие напитки прямо из холодильника.

6. «Традиция» прощания

Дети, плачущие при расставании с мамой встречаются довольно часто. Иногда приходится долго уговаривать их успокоиться, даже если с ними остались другие родственники. В случае же, когда ребенок легко расстается с мамой на определенное время, останется только поменять «традицию» прощания.

Можно возложить на ребенка некие обязанности, такие как небольшая помощь маме в сборах на работу, можно попросить найти и принести сумку, перчатки, позволить выбрать шарфик. Как вариант, можно проводить маму до лифта или дождаться пока она выйдет на улицу и помахать ей из окна.

Можно включить данные действия в каждодневные «взрослые обязанности», тогда гарантировано, что малышу не так трудно будет отпускать маму, он будет чувствовать важность своей помощи.

Однако же есть детки, которые очень болезненно и проблематично переживают мамино отсутствие, у них может наблюдаться ухудшение сна и аппетита. Ребенок может даже отказаться от вечернего приема пищи и не ложиться спать, пока мамы нет дома. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к психологу.

Как правило, в таком поведении виноваты взрослые. Они могут спровоцировать такую реакцию, если слишком тревожно ведут себя по отношению к ребенку, неправильно оценивают свою роль в жизни малыша. Для того, чтобы искоренить проблему, необходимо начать с внутреннего состояния мамы. Можно моделировать такие ситуации, когда ребенок сам захочет, чтобы мама отлучилась на какое-то время.

Например, можно попросить подготовить сюрприз маме, чтобы она этого не увидела. Если вы уходите надолго – возложите обязанности следить за домом (за домашним животным, если есть) не других взрослых, а ребенка. Можно попросить выполнить какие-нибудь просьбы и обговорить, чтобы он успел сделать это до вашего прихода, пусть самостоятельно проследит за своим режимом. Когда вернетесь, расспросите ребенка о пройденном дне и похвалите за достижения.

7. Коммуникабельность.

Последите, как ваш ребенок взаимодействует со сверстниками. В 3-4 года дети еще не взаимодействуют между собой, а только учатся этому. Поход в сад существенно влияет на это процесс, ускоряет его. Посмотрите, обращает ли он внимание на группы играющих детей, если общение дается ему трудно, то помогите, научите его здороваться, предлагать для игры свои игрушки и меняться с другими детьми. Хорошо, если в летнее время у вас на даче образуется большой детский коллектив, в этом случае можно договориться с другими мамами о своеобразном «дежурстве» и контролировать игровую деятельность детей по очереди. При этом, все возникающие вопросы дети должны будут решать с «дежурной мамой».

8. Игрушки для детского сада.


Чем мама может помочь

Любая мама хочет облегчить адаптацию ребенка к саду, тем более, если видно, что ему там непросто. И это очень хорошо, потому что реально. Для того, чтобы облегчить адаптацию ребенка к саду можно использовать целый комплекс мер. Состоит он в создании дома особой доверительной обстановки, которая будет щадить нервную систему младшего дошкольника.

  • О саде и о воспитателе в присутствии ребенка всегда говорите в положительном ключе. Даже если считаете наоборот, но привив малышу чувство уважения по отношению к воспитателю, вы облегчите ему пребывание в садике. В присутствии других взрослых при ребенке расскажите о вашей группе, похвалите сад в целом.
  • Оставляйте режим дня таким как в саду и в выходные дни. Можно лишь разрешить ему поспать подольше, но так, чтобы это не повлияло на то, что весь режим сдвинется.
  • Облегчить адаптацию ребенка в саду можно не отучая от соски или бутылочки. Это приведет к излишней нагрузке на нервную систему.
  • Постарайтесь создать дома спокойную атмосферу, без конфликтов. Чаше прибегайте к тактильным ощущениям, обнимайте ребенка, гладьте по голове, хвалите, говорите ему ласковые слова. Именно сейчас он очень нуждается в вашей поддержке.
  • Относитесь терпимее к его маленьким капризам. Причиной возникновения капризов является перегрузка нервной системы. Отвлеките малыша сменой деятельности, пожалейте.
  • Разрешите взять ему из дома небольшую мягкую игрушку. Игрушка послужит вашему ребенку своеобразным заменителем мамы, частичкой дома.
  • Используйте в качестве помощника игры или сказку. Можно рассказать ребенку сказку о каком-нибудь сказочном персонаже, который впервые пошел в садик. Поведать, как ему было неуютно, необычно и страшно, и как потом он нашел там много друзей в лице деток и воспитателей. Можно придумать целый кукольный театр. Кульминацией сказки обязательно должно быть возвращение мамы за персонажем. Это будет главным значимым событием, чтобы ваш малыш понял, что мама всегда вернется за ним и бояться нечего.

Спокойное утро

Пристальное внимание должно уделяться организации утра, так как от того, как прошло утро, будет зависеть, как будет организован день и у ребенка, и у мамы. Так как труднее всего и для родителя, и для его чада дается расставание, то необходимо придерживаться правила – спокойствие мамы равно спокойствию ребенка.

  • Общение и дома, и в саду должно быть спокойным и уверенным. Мягко, но в то же время настойчиво просите поскорее проснуться, одеться и т.д. озвучивайте при ребенке все свои действия, говорите уверенно, но не слишком громко. При пробуждении может помочь тот персонаж, про которого вы слагали сказки о садике. Ребенок быстрее соберется, если будет видеть, как его плюшевый друг хочет с сад.
  • Если расставаться ребенку легче с папой или бабушкой, чем с мамой, то можно в первые дни просить их отводить ребенка в сад, чтобы расставание не так сильно травмировало. Из наблюдений воспитателей можно сделать вывод о том, что ребенок на расставание с разными родственниками реагирует по-разному, кого-то долго не хочет отпускать от себя и плачет после ухода, а с кем-то расстаться ему очень легко и безболезненно.
  • Сообщите ребенку, когда точно вы придете (после сна, или после прогулки, или после обеда). Малышу будет намного проще ждать маму в определенный период времени, нежели каждую минуту. Важно сдержать слово и не задерживаться.
  • Придумайте особый ритуал при прощании (помахать из окна рукой, сказать «пока», обняться). После выполненного ритуала не оборачиваясь и быстро уходите. Чем быстрее вы уйдете, тем меньше ребенок будет переживать.

Постарайтесь не ошибаться

К сожалению, многие родители ошибаются в некоторых действиях, и это мешает облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Ни в коем случае нельзя:

  • Нельзя ругать малыша за то, что он плачет при озвучивании необходимости идти в садик или при расставании. Помните, это нормальная реакция ребенка. Упреки в его сторону не будут эффективны. Лучше в очередной раз напомнить ему, что вы за ним придете, указав точное время.
  • Нельзя пугать детским садом («если ты не будешь слушаться, то снова пойдешь в детский сад пойдешь!»). ребенок не полюбит место, которым можно испугать.
  • Нельзя в присутствии ребенка обсуждать отрицательные стороны детского сада. Ребенок перенесет ваше мнение на себя и будет считать сад плохим местом. Тогда о тревоги и вовсе невозможно будет избавиться.
  • Нельзя не держать слово. Не обманывайте ребенка, что скоро заберете его, если ему предстоит остаться на полный день или на сон. Всегда говорите как есть, помните, он будет вас ждать именно тогда, когда вы озвучите. В этом случае лучше горькая правда, зато вы не рискуете потерять его доверие.

В помощи нуждается так же и мама

Беспокоясь о том, как облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду, постоянно думая о грядущих проблемах и том, как оказать необходимую помощь можно понять, что мама находится не в меньшем стрессе, нежели ребёнок. Ей так же необходима поддержка и помощь, но, как правило, она её не получает. Зачастую мамами игнорируются эмоции, которые они испытывают. Для них на первом месте стоят потребности ребёнка. Но первый поход в сад тяжело даётся обеим сторонам, так как это, возможно, первое расставание мамы с ребёнком, на достаточно длительный период.

От мамы, в целях помощи себе, требуется:

Уверенность в необходимости посещения детского сада.

  • К примеру, маме очень нужно выйти на работу для улучшения финансового положения в семье. Чем уверенней мама будет в целесообразности посещения сада, тем больше у неё будет уверенности в скорейшем достижении цели - адаптации.

Поверить в своего ребенка, понять, что о не так слаб, как вы думаете.

  • Даже если адаптация проходит со слезами на глазах, это не значит, что она не под силу вашему ребенку. Он может выдержать достойно это испытание. Плачет – это не плохо, как бы глупо не звучало. Малыш переживает расставание с самым близким человеком, не удивительно, что это его так расстраивает. Спустя время плакать он перестанет, так как будет знать, что вы точно за ним придете, так же как и вчера, и позавчера, и неделю назад. Намного хуже, если ребенок слишком погрузился в состояние стресса и депрессии и не может даже слезами показать свои эмоции. Плач не дает нервной системе перегружаться, он помогает ее работе, он является способом борьбы со стрессом. Поэтому не нужно бояться детского плача и уж тем более сердиться из-за него. Детские слезы, несомненно, заставляют «рваться» ваше сердце, но вы обязательно справитесь.

Воспользоваться предложенной помощью.

  • Если вдруг вам посчастливилось и в вашем саду есть педагог-психолог, то можно обратиться к нему за помощью. А помочь он может как ребенку (справиться с адаптацией), так и его родителям, уверив в том, что работают в саду настоящие специалисты своего дела и бояться нечего. Для своего успокоения можно попросить воспитателя оповестить вас, насколько быстро ваш малыш успокаивается после вашего ухода.

Заручиться поддержкой других мам.

  • Так же как и вы, есть множество мам, которые так же переживают о том, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Вы можете объединиться, делиться опытом, поддерживать друг друга в общей проблеме. Вместе делитесь успехами своих деток и радуйте себя.

Теперь вам стало известно, что многие негативные особенности поведения вашего ребенка в период адаптации являются нормой и встречаются практически у всех детей. Вы получили несколько полезных советов, которые помогут вам облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Важно помнить, что появившиеся отрицательные моменты являются временным явлением и скоро вовсе сойдут на «нет». Пройдет немного времени, и вы с гордостью сможете отметить новые достижения и навыки, приобретенные вашим ребенком в стенах детского сада.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка