Сценарий праздника "осенняя ярмарка". Сценарий праздника "осенняя ярмарка урожая" Сценарий осенней ярмарки в начальной школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сценарий осенней ярмарки в начальной школе

Песня «Ах вы сени мои, сени» на выход скоморохов

Фома :Глаза мои лопни,

Балалайка хлопни.

Да это ж Ерема!

Здорово, брат Ерема!

Куда путь держишь?

Ерема:

Здорово, брат Фома!

На ярмарку иду!

Фома: На работу - так позади последних,

а как на ярмарку – наперед первых!

А кто же тебе про ярмарку-то сказал?

Ерема: Кума сказала!

Фома: А кума откуда знает?

Ерема : Кума все знает, что на свете делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал!

Ерема: Велика?

Фома: Не мерил?

Ерема: Сильна?

Фома: Не боролся!

Ерема: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову,

глаза у нее узенькие, а лоб широкий!

Ерема: Это ведь медведь был!

Фома: Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой; медведь

серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: Да это волк!

Фома: Все ты, брат, говоришь не в толк!

Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает!

Ерема: Это же заяц!

Фома: Какой там заяц! Заяц он черный, нос длинный, на дереве сидит, громко кричит кар. Кар

Ерема: Да это же ворона. Хватит нам Фома байки рассказывать. Давай-ка, лучше на ярмарку зайдем!

Скоморохи (вместе)

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй люд честной!

Милости просим на ярмарку!

Скоморох 1

А мы – скоморохи ведущие,

Озорные и вездесущие,

На празднике необходимые,

Простым народом любимые!

Скоморох 2 -Любят нас и в школе вашей.

Мы тут часто бываем, школьный народ веселим да развлекаем.

Праздник веселый пора начинать?

Все: Пора.

Скоморох1. Ярмарку нашу пора открывать?

Все: Пора.

Открывает нашу ярмарку директор школы Хамеруева М.В. (слово директору, разрезают ленточку)

Скоморох 2

Ярмарка открывается,

Праздничное веселье начинается,

Будьте как дома, не стесняйся,

По ярмарке нашей прогуляйся!

Скоморох 1

Направо пойдете - весело время проведете.

Налево пойдете - угощения,найдете.

Скоморох 2

Прямо пойдете - тоже не пропадете.

А вот назад пойдете-пожалеете!

Скоморох 1

Доставайте из штанин пятачок, да не один.

Припасите шутки, песни сразу станет интересней.

Скоморох. 2

То, что ждали мы, свершилось,

Наша ярмарка открылась.

Фанфары

Скоморох 1 .Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, да ума разума со дна зацепить.

Скоморох. 2 Вот художник так художник! Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку, просим: кто художник этот?

Хором: Осень!

Скоморох.1 Осень - замечательная пора, время сбора урожая, шумной весёлой ярмарки.

Скоморох. 2 - Принесли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.

Скоморохи (вместе).

Эй, народ, скорей проснись!

Песни пой и веселись!

ПЕСНЯ 4 а класс

Ерема. А какая же ярмарка без Петрушки?
Надо б нам его найти и на праздник привести.
Ну-ка, хлопайте в ладоши и скажите громко вслух:
Раз, Два, Ух!

Все вместе: Раз, Два, Ух!

Смотри, Фома, и правда, Петрушка!

Фома. Где, где, Петрушка?

Петрушка.

Да здесь я! Здесь. Кукареку!

Я так спешил, так торопился,

Чуть с коня я не свалился.

На березку налетел,

Носом два куста задел,

А потом пять раз упал,

Наконец, я к вам попал!

Здорово ребята! Чего вы ржете, как, жеребята?

Спешите видеть
Всего за полушку
Неунывающего русского Петрушку!

Ерема. Раз пришел, поздравь публику.

Петрушка: Не вижу никакого Бублика.

Ерема. Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка: Пора бублики жевать!

Ерема . Опять всё напутал!

Петрушка . Эй, вы, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: мальчики или девочки. Договорились?

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только... (девочки)

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у... (мальчиков)

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах... (девочки)

При всех помериться силенкой,

Конечно, любят лишь... (мальчики)

Петрушка . Молодцы! А еще я принёс вам новостей из всех областей!

Фома: Каких новостей? Мы ничего не слышали.

Петрушка:

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи и попрыгали с печи,

Да давай подпевать, подпевать да (ИГРАТЬ)/!

Фома: А, как?

(Фон «Камаринская» рус. народ игра « Кошки-мышки» Проводят ВЕДУЩИЕ)

С коморох 2: Со всех концов земли

к нам на ярмарку пришли

и девчонки - хохотушки,

и мальчишки - веселушки.

Запевайте-ка частушки,

Веселите от души!

Частушки

1. ДЕВОЧКИ:Встанем, девицы рядом

Да частушки пропоём!

1.МАЛЬЧИКИ: Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем!

ХОРОМ:Пропоём мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуем старики!

2. МАЛЬЧИКИ: Девочки – беляночки,

Где вы набелилися?

2.ДЕВОЧКИ: Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

3. МАЛЬЧИКИ: Вы послушайте девчата,

Нескладушки будем петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь.

4. МАЛЬЧИКИ: На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

3. ДЕВОЧКИ: Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колёс.

А Ванюша отвечает:

МАЛЬЧИКИ ХОРОМ: Заготавливать овёс!

4. ДЕВОЧКИ: Уж я топну ногой,

Да притопну другой

Выходи ко мне, Иван,

Попляши –ка со мной!

5. МАЛЬЧИКИ: Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку

Стану русскую плясать,

А потом в присядку!

ВСЕ ХОРОМ: Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую!

Ерема. Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке

(Выступление Мисс «Золотая Осень»)

…………………………………………………………….

Дуняша: Ну, а вы, что приуныли?

Или пляски все забыли?

Пляска, если не лениться,

Нам поможет подружиться.

Танец 4 а класс

Фома.

Да, хороша ты, ярмарка!

Ой, напелись, наплясались,

Пора и подкрепиться!

А ну, коробейники,

К нам подходите, своим товаром удивите!

Скоморох 1.
Ох и ярмарка! Смотри!
Все товары для души!
Лишь к прилавку подойдешь
Без покупки не уйдешь!

Эй, народ, шевелись, суетись! Пой, пляши, веселись, не ленись!

Коробейник. Тары-бары-растабары
Есть хорошие товары!

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!

Петрушка:

Все вы говорите не в толк, давайте послушаем веселую песню

ПЕСНЯ 4 а класс

Петрушка:

Я на ярмарку ходил, себе дудочку купил.

Скоморох 1:

Подошел базар к концу.

А конец - делу венец.

Все мы лавки посмотрели

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как устроен русский дом,

Что едали наши деды,

В чем ходили на обеды,

В гости, в церковь, на гулянья,

На вечерние страданья.

Скоморох 2:

Было много мастеров.

Что учились у отцов

Мастерству и песне,

Что певали вместе

Про красивый сарафан,

Про узорчатый кафтан,

И про игры, и про смех.

Все делили и на всех!

Все вместе:

Славься мастерами, Русь!

Навсегда, на все века!!!

На сцене «Ярмарка «Урожай- 2012». Продавцы предлагают товар, покупатели прогуливаются по ярмарке, выбирая продукцию.

Скоморох
Здравствуйте гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые, Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка – шумный базар.
Здесь найдешь на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте познакомимся.
Я потешник скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вон идет и Марьяна
Она следит, чтоб ярмарка
Веселилась без изъяна!
А, что Марьяна, есть ли на ярмарке товары заморские?
Американские там иль Японские?

Марьяна
Эх, ты балда
У нас не просто ярмарка,
А ярмарка нашего труда.
Что посеяли, пожали
В закрома страны, что дали.
В этом ряду, посмотри,
Сидят люди важные
На солнце печенные
Хлебом золоченные
Все как один передовики
Гордимся, что мы им земляки!
Скоморох
Здравствуйте Люди добрые!
Руки ваши натруженные принесли вам славу
заслуженную!

Марьяна
Вы честно трудились, хороших результатов добились.

Скоморох
За это мы вас привечаем, на праздничную ярмарку приглашаем.
Марьяна
Вы услышите речи хвалебные – так не зазнавайтесь!
А получите награду заслуженную – так не удивляйтесь!

Скоморох

Зазвучат мелодии песен – подпевайте!
Хвалу труду вашему принимайте!
Вместе:
Праздник начинается
Ярмарка открывается!

Танец «Хоровод»

Скоморох

Всех гостей мы привечаем
Да на ярмарке встречаем!
Спасибо за честь оказанную нам
За труд достойный низкий шлем поклон мы вам!

В нашем колледже Кемлянском
Мы все здорово живем
Мы и сеем, мы и пашем
Мы и петь не устаем!

Скоморох

А коль в гости, кто приедет
Почитай, что навсегда
Им родными тут же станем
Три деревни, два села.

Оттого и хлебосольным
Колледж наш везде слывет
Доброту и ласку людям
Он дарить не устает!

Песня «Поля России»

1 Ведущий
Дорогие друзья! Уважаемые гости! Поздравляем вас с праздником – Днем работников сельского хозяйства! Издавна Россия славилась хорошими, талантливыми и трудолюбивыми людьми. Наша Родина была и остается ячейкой крепких и устоявшихся сельскохозяйственных традиций. Благодаря «Золотым рукам», мудрости, опытности аграриев живет наша плодородная нива.

2 Ведущий
И в этот прекрасный день вы труженики сельского хозяйства собрались на свой профессиональный праздник, мы поздравляем Вас и хотим сказать

Пусть ваш праздник пройдет радостно, прекрасно!
След оставит в памяти у вас.
Как напев хорошей, звонкой песни,
Славим труд ваш мы все в этот час!

1 Ведущий
Сегодня в нашем доме праздник. А значит, будут подарки, будет веселье и на нашем празднике присутствуют:

2 Ведущий
Слово для поздравления предоставляется директору колледжа
Маркачеву Е.Е.

Ведущая:
- Начинаем торжественную церемонию награждения тружеников сельского хозяйства. Приветствуем тех, кто достиг выдающихся успехов в своей работе.

Вручение грамот и подарков

Чтец Добрый, замечательный народ
Здесь на малой родине живет.
Нет, Бог судьбою нас не обидел,
За все, что есть и будет, отвечая,
Святое притяжение земли
Мы каждой клеткой сердца ощущаем.

Мы здесь живем, и знаем наперед, –
Лишь нам радеть, землей владея нашей!
Никто за нас на поле не придет,
За нас о нем не вспомнит и не вспашет!

Мы здесь живем!
Мы вглубь земли вросли,
Здесь предков наших вещие могилы.
Чтоб наши корни вырвать из земли,
Ни у кого такой не хватит силы!

Пусть дети наполняют каждый дом,
Пусть добрый знак отметит это детство!
Мы им любовь к земле передаем,
Как самое высокое наследство!

Нет радости в заморских калачах!
Мы здесь живем не ради легкой славы.
Мы сеем хлеб! И держим на плечах
Великую Российскую Державу!

ПЕСНЯ «Дом родной»

Ведущая:
- Не зря в народе говорится, что хоть зерно и золотым родится, но превратить его в золото без больших усилий непросто.

Ведущий:
- Мы выражаем особую благодарность людям, которые связали свои судьбы с сельским хозяйством, отдали значительную часть своей жизни, внесли значительный вклад в развитие отрасли, огромный опыт которых сегодня бесценен.

Ведущий: С праздником, с праздником вас, дорогие!
Всех, кто поля засевал золотые,
Всех, кто и сил, и себя не жалел,
В поле и лен, и пшеницу лелеял,

Ведущая: Всех, кто зерно убирал на комбайне,
Всех, кто построил прекрасные зданья!
В сельском хозяйстве дела непростые.
С праздником, с праздником вас, дорогие!

ПЕСНЯ (Таня Жулькевская)

Ведущий:
Считая вехи и проценты,
Мы понимать должны всегда,
Что все промышленные центры
Ничто без вашего труда.

Ведущая:
Без ваших рук и, без сомненья,
Нам нужно помнить каждый день,
Что наши крупные свершенья
Ничто без малых деревень.

Ведущий:
Без вас не взмыть ракете в небо,
И полюс новый не открыть.
Поскольку жить нельзя без хлеба,
Ни создавать, ни возводить.

Ведущий: Вам знакомы росные рассветы,
Когда в поле зябь и стелется заря?
И вместо громких слов суровые поэты
На свой бессмертный труд выходят на поля!

Ведущая: Жестки ладони, а сердца нет теплее,
И от земли исходит ответный теплый пар…
Мой добрый сельский труженик, на свете нет мудрее,
Чем матери-земли тысячелетний дар.

ПЕСНЯ «От чего так в России»

Ведущий:
- Спасибо вам, крестьяне-кормильцы пусть земля всегда щедро благодарит вас за ваши труды.

Ведущая:
- Пусть тверже будет продвижение России к процветанию, пусть становится богаче жизнь с хлебом-караваем, с благосостоянием каждой семьи, с радостным смехом детей!

Ведущий:
-Успехов в труде, здоровья на многие годы, щедрого солнца и обильных урожайных дождей над вашими земледельческими полями!

Песня «В сердце моем»

Ведущий:
Закон природы так суров,
Текут года в потоке века…
Как много есть хороших слов,
Чтобы поздравить человека!

Ведущий:
А мы не ищем этих слов,
Мы просто от души желаем
Здоровья, счастья и цветов
И жить на все сто не унывая!

Ведущий:
Наш праздник близок к завершенью,
Но только не об этом речь,
Мы вам желаем в заключеньи
Еще не мало новых встреч.

Ведущий:
Да! Новых встреч, больших и разных,
В цехах, на фермах и полях
Так пусть продолжится ваш праздник
И в днях грядущих, и в делах.

ПЕСНЯ (Жулькевская Таня)
Выходят все участники концерта. Выходят женщина в русском сарафане с караваем хлеба в руках, и мужчина в русском костюме со снопом

ВЕДУЩАЯ: И пахнет хлеб
Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.

ВЕДУЩИЙ: Вот он, румяный и душистый,
Лежит и дышит на руке,
За хлеб, огромное спасибо!
Всем хлеборобам на земле.

(Угощают караваем)

Ведущая: Желаем вам спокойных будней,
Здоровья и удач во всем,
Чтоб только счастье был наполнен
Ваш чуткий взгляд, ваш теплый дом.
Года и труд слились, чтоб выразить
В душистый, полный соков плод.
Так пусть светло вам будет в жизни.
Без всяких тягот и забот!
Благодарим за внимание, с праздником!

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка»

Две девочки, одетые в русские народные костюмы играют роль ведущих.

1.- Ой вы красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку осеннюю веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми и потехами, хороводами и песнями.

2.Здравствуйте, люди добрые!

Милости просим!

Если величать – так на пороге встречать.

1.Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды

Ни капризы ветреные моды

От души они, от доброты.

2. Гость, войди!

Традиций не нарушим.

С ним всегда чайку попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

1. Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью.

(обходит всех гостей и детей)

2.Рады видеть вас в нашей горнице!

Давно уж мы вас поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

    Для каждого найдется глоток водицы из колодца

Подарки есть на всякий вкус:

Кому сказка, кому быль,

Кому песенка вприкус.

Выбегает Петрушка

Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку! Представление начинается, ярмарка открывается!

Появляется второй Петрушка.

Вот вы где собрались!

Зазываю вас, друзья на базар сегодня я!

На славянский на базар

Показать лицом товар

Ну, что? Собрался народ?

Очень хорошо!

Вас ждет много песен и шуток,

И веселых прибауток.

Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, да ума разума со дна зацепить.

1.Подходите к лавкам,

Удивитесь, право!

Сколько здесь товару-

Увидишь не сразу.

А вот и первая лавка.

Да, много товару в ней.

Откуда товар?

Возле лавок своих стоят коробейники.

    А из разных мест.

Вот румяные блины.

Во все стороны равны!

К ним сметана или джем,

Разбирайте, хватит всем!

Что за праздник без блинов,

Налетай без всяких слов!

    С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи!

    есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад-

Разбирайте нарасхват!

Вот подарки для друзей, Налетайте поскорей!

Озорные все зверюшки, самодельные игрушки.

Не за четвертак, не за пятак,

Товар продадим почти за так!

Торопись народ!

Сам товар к тебе идет!

    Выбор здесь широкий очень.

Ешьте, пейте, кто что хочет:

Чай, горячие ватрушки,

Булочки, баранки, сушки.

Ко мне подходи, со мной торг веди.

Откровенно говорю:

Иль продам иль подарю!

1. Вот посуда «хохлома»

Из нее испить водицы

Сколько хочешь можно,

А вот игрушка дымковская.

Ребятам утеха!

А вот матушкин платок,

Посередочке цветок.

1 ведущая. –А что это за праздник без песни?

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах-

На покосах. на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России-

Столько во поле цветов.

Кто сложил ее- не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России-

Дети поют хором песню « Наш край»

Петрушка: -Я знаю что вы на все руки мастера. А сумеете ли вы мои загадки отгадать?

Только все отгадки на букву «К»

1. Лежит хрюшка - желтое брюшко. (кабачок)

2. Сидела на пенечке, а заснула в бочке. (капуста)

3.И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом……(картошка)

Петрушка: -Молодцы справились. А вот к нам на ярмарку приехали ребята из Ольховки, встречайте их.

Инсценировка песни « Во деревне то было в Ольховке»

Вед.- А какая ярмарка без шуток – прибауток! Весельчаки хотят слово смешное сказать, всех позабавить.

Инсценировка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!

Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.
У: А где же они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где же она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.

У: А где же она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!

Дети исполняют песню «Антошка»

Скоморох:- А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Дети танцуют «Барыню»

Вед. – Хорошо вы танцуете,

Милые подружки!

Только что за ярмарка

Без русской, без частушки?

Эй, сударушки – подружки,

Запевайте – кА частушки,

Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Исполнение частушек

    Чтобы печка разгорелась, 2. Ой, ноги мои

Надо жару поддавать. Что мне делать с вами?

Чтоб частушка лучше пелась, Для хороших, для гостей.

Надо пляской помогать. Пляшите вы сами.

3. Я плясала в три ноги, 4. Ой, пол, провались.

Потеряла сапоги. Потолок, обвались

Оглянулася назад – На доске остануся,

Сапоги мои лежат. С частушкой не расстануся

Скоморох: - Затей у нас большой запас

А для кого они? Для вас.

Песни петь или играть?

Организуются игры.

Выходи, удальцы,

Не робей, молодцы

Не ленись, не скучай.

Зарабатывай на чай!

Проводятся игры: «Веселая картошка», «Угадай по вкусу» и др….

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать»

Скоморох: - были песни, были пляски,

А теперь посмотрим сказку.

Инсценировка сказки: «Про репку»

Вед.: Дедка репку посадил…..

Дедка репке говорил…..

Дед: Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять….

Ох, устал, пора поспать.

(ложится недалеко от репки и засыпает)

Вед.: Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами)

Дед; Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть - чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась

(хватает репку и тянет)

Вед.: Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я – не репка, я – морковка.

Не умыл ты видно глаз

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь….

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет….

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я – отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я – не репка. Я – картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов, слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я – твой главный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай, да репка, вот те на!

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может, с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку не похожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…..А то….

Я - хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…..

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить….

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Милости прошу…. В корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…..

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал,

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах….

Я одна – источник цвета!

А свекольная котлета-

Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я – отличный урожай!

Что ж в корзину полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я – твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар….

Я для вирусов – кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я – отличный урожай!

Что ж в корзину полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец

Тот, кто слушал, молодец

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов….

Ведь артисты – то старались,

Пусть слегка и растерялись.

Петрушка:

Все вы говорите не в толк, давайте веселую песню споем!

Дети поют песню «Вместе весело шагать»

Петрушка:

Я на ярмарку ходил, себе дудочку купил.

Скоморох:

Подошел базар к концу.

А конец - делу венец.

Все мы лавки посмотрели

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как устроен русский дом,

Что едали наши деды,

В чем ходили на обеды,

В гости, в церковь, на гулянья,

На вечерние страданья.

Было много мастеров.

Что учились у отцов

Мастерству и песне,

Что певали вместе

Про красивый сарафан,

Про узорчатый кафтан,

И про игры, и про смех.

Все делили и на всех!

Все вместе:

Славься мастерами, Русь!

Навсегда, на все века!!!

Дети поют заключительную песню « Если добрый ты»

Родители вместе с детьми заканчивают праздник чаепитием.

И тот хорош и другой хорош – выбирай, который хошь.

Сценарий развлечения «Самарская ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста.

Айзенштадт Зинаида Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад" №411 г. Самара
Описание работы: Предлагаю вам сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Это итоговое мероприятие по ознакомлению старших дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья.
Цель: Воспитывать любовь к родному городу.
Приобщать детей к культуре и традициям народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомство детей с традициями родного города
2. Закрепить представления детей о народных праздниках и традициях родного города.
3. Расширять знания детей о народных традициях народов Поволжья
Развивающие:
1. Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей.
2. Приобщать детей к творческому самовыражению.
Воспитательные:
1. Воспитание любви к родному краю

Предварительная работа:
1. Слушанье народных песен народов Поволжья.
2. Знакомство с традициями родного города (Презентация)
3. Разучивание народных танцев и игр народов Поволжья.
4. Оформление выставки «Дары осени» (совместно с родителями)
5. Разучивание стихов о Самаре.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Декорации: зал оформлен в русском народном стиле.
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы и оборудование: детские костюмы народов Поволжья, аудиоаппаратура, короба для коробейников, муляжи овощей, бочонок с мёдом, шапочки «солнце» и «месяц» (по количеству детей), платок с узором, лошадка на палочке.

Сценарий развлечения

(Звучит русск. нар песня «Ах, Самара городок», в зал входят дети и встают на свои места)
Ведущая: Самара-наш город родной и прекрасный!
Самара-наш светлый, безоблачный край
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
1 Ребёнок: И волжских просторов- широких и чистых
Никто не забудет – нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых
Нам видеть и помнить дано навсегда!
3 Ребёнок: Самара, ты в сердце огонь разжигаешь
Отчизне своей мы готовы служить
Ты пламенем жизни вовеки сияешь,
И Родину нашу нельзя не любить
ИСП. ПЕСНЯ «Гимн Самары»
(исполняет ансамбль воспитателей вместе с детьми)

4 Ребёнок: Родина – слово большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою
Глубже морей оно, выше небес.
5 Ребёнок: В нём умещается ровно полмира
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная Самара
Мы всей душою любим тебя.
Исп. Песня «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова

Ведущая: Осенью заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай и устраивают весёлые ярмарки. Все, на что щедра наша земля, можно увидеть в эти дни в Самаре на осенней сельскохозяйственной ярмарке.
Торговые люди едут со своим товаром в Самару охотно.
Стало уже по традиции, - устраивать осеннюю ярмарку на главной площади города – площади имени Куйбышева. Приценяйся - и покупай, да побольше, чтоб провианта хватило до следующего лета.
Спешите, спешите поскорее!
Нет нашей ярмарки веселее!
Приходите, разомните кости!
Самарская ярмарка приглашает всех в гости!
(Звучит русск. нар музыка в зал вбегают 2 скомороха)
1 Скоморох: Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром
Гляньте направо – веселье даром
2 Скоморох: Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители
Ждём на ярмарку детей
Ждём и их родителей
(Выходят коробейники, вынося овощи)
1 продавец: Свёклу надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свёклы нету
2 продавец: Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный
А уж свежий огуречик
Всем понравиться конечно

На зубах хрустит, хрустит
Я могу вас угостить.
3 продавец: А вот румяная редиска
А хвалить её зачем
Она и так известна всем.
4 продавец: Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
5 продавец: Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
6 продавец: Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные
1 скоморох: Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.
2 скоморох: Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовёт!
Ярмарка не даст скучать!
Петь заставит, танцевать!
Исп. танец «Кадриль» русск. нар. муз.
1 скоморох: Эй, Купцы – продавцы, спешите скорей! Нет нашей ярмарки ярче, и веселей.
2 скоморох: И с Поволжской земли все на ярмарку пришли.
1 скоморох: Вот чуваши идут, о родной сторонке весело поют.

(Под чувашскую. нар. музыку выходят дети в чувашских костюмах)
1 ребёнок: Аваны юлдашем!
2 ребёнок: Здравствуйте, друзья!
3 ребёнок: И мы на ярмарку пришли.
У нас тоже есть товар
Лучше ли, хуже ли – судить не нам.
4 ребёнок: Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети
Выручает нас всегда
Эта скромная еда
5 ребёнок: И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И варёной и печёной,
И хрустящей, и толчёной.
ВСЕ: Про неё сказать не грех,
Что картошка лучше всех.
1 скоморох: Отличная чувашская картошка.
6 ребёнок: А вот продаются чувашские затеи
Покупайте скорее,
Чтобы было веселее.
В прочем я их не продаю, а так отдаю.
Чувашская игра «Солнце и месяц» (чув.нар.муз)
(Звучит татарская народная музыка, в зал входят дети в татарских костюмах)
1 ребёнок: Хороши товары у всех, а нам тоже есть, что показать.
1 скоморох: Просим! Просим!
2 ребёнок: Как красив мой Татарстан,
Широки твои поля
И течёт, не уставая, полноводная река
3 ребёнок: Эх, дайте мне сказать
И начать сказание
Вызываю плясунов на соревнование.
ИСП. Татарский народный танец.
(Выходят 2 девочки в русских народных костюмах)

1 Девочка: Уж я так устроена
Петь плясать настроена
Один день не попляшу
На другой с ума схожу
2 Девочка: Ох, топну ногой
Да притопну другой
Сколько я не топочу
Всё равно плясать хочу.
Исп. танец «Варвара» русск. нар муз.
1 Скоморох: Славно нас повеселили.
(Звучит башкирская народная музыка, выходят дети в башкирских костюмах)
Мальчик: А нам можно на ярмарке свой товар показать?
2 Скоморох : А вы откуда?
1 Девочка: Мы приехали к вам из Башкирии.
Степная Башкирия,
Какая даль! Какой простор!
В степи, как в небе тонет взор
И мысли летят за ним в след
И ей вокруг преграды нет
2 Ребёнок: Кругом зелёный океан
На нём волной застыл курган,
И всюду, пеной бурных вод.
Ковыль серебряный цветёт
2 Скоморох: А чем богаты? Что привезли гости из Башкирии?
3 Ребёнок: Только летом круглый год
В улья пчёлы носят мёд
Золотой, душистый, сладкий
Не для вас ли он, ребятки?
4 ребёнок: В нём лекарства, витамины
От простуды и ангины
Сильными хотите быть?
Значит мёд должны любить.
5 Ребёнок: Что ещё сказать вам дети?
Если вызвал интерес
Много есть чудес на свете
Мёд же- Чудо из чудес
1 Скоморох: (пробует мёд)
Ну и товар всем товарам товар!
6 Ребёнок: Раз, два, три, четыре, пять мы собрались поиграть.
2 Скоморох: А во что будем играть?
1 Ребёнок: В Башкирскую игру «Юрта»
Башкирская игра «Юрта» башк. нар муз.
1 Скоморох: Какая весёлая игра, а мы вас песней удивим.
Где песня льётся, там легче живётся.
Дети исп. Русск.нар. песню «Пойду ль молода»
(Звучит русск нар.музыка, на лошадке выезжает мальчик)
2 Скоморох: (подходит к мальчику) Чей нос?
Мальчик: Витянькин
2 Скоморох: Куда едешь?
Мальчик: В Самару
2 Скоморох: Что везёшь?
Мальчик: Рожь.
2 Скоморох: Что возьмёшь?
Мальчик: Грош.
2 скоморох: Что купишь?
Мальчик: Калач да блин.
2 Скоморох: С кем съешь?
Мальчик: Один.
2 Скоморох: Не ешь один, не ешь один. (треплет за нос)
1 Скоморох: Посмотрите, сколько замечательных друзей приехало к нам на ярмарку.
О дружбе сложено много песен и стихов, а также сложено много пословиц. А вы знаете пословицы о дружбе?
Я начну, а вы попробуйте закончить.
Не имей сто рублей, а имей……(сто друзей)
Друга ищи, а найдёшь….(береги)
Что посеешь, то и ….(пожнёшь)
Старый друг – лучше ….(новых двух)
2 Скоморох: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,

1 Скоморох: Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
ИСП. ПЕСНЯ «Песенка дружных ребят» муз. С. Соснина
2 Скоморох: Ой, да наплясались, навеселились мы с вами на самарской ярмарке. Товару накупили всякого!
До свидания, гости званые,
Гости званые, долгожданные!
1 Скоморох: Солнышко закатилось,
Наша ярмарка…
Все: Закрылась
(Под музыку дети выходят из зала)

Литература:
1. «Первоцвет» СИПКРО (Самара 1999г.)
2. «Пёстрый хоровод» И Мазинина (Москва 1989г.)
3. Интернет ресурсы.
4. «Детский фольклор Самарского края» (Самара 1991г. Самарский областной научно-методический центр народного творчества)
5. Журнал «Дошкольное воспитание» (8 /2006г.)

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель праздника:

Расширять кругозор детей о традициях, обычаях татарского народа, знакомить детей с татарским народным праздником «Сөмбелә» (Праздник урожая);

Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;

Развивать творческие способности детей в создании художественного образа, используя игровые и танцевальные импровизации.

Ход праздника

Ведущий: Ни арада жәй үтте,

Матур көз килеп җитте.

Шатлык тулы бу бәйрәмне

Балалар куптән көтте.

Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника!

Кадерле балалар, кунаклар! Исәнмесез!

Без бүген сезнен белән бергәләшеп “Сөмбелә”бөйрәмен үткәрергә җыелдык!

Мы сегодня собрались на праздник Сөмбелә - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В давние времена, когда урожай был убран, осенняя посевная закончена - люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была девушка по имени Сөмбелә. Ее выбирали из числа красивых, озорных,острых на язык девушек, переодевали в Сөмбелю, выводили на площадь и там задавали ей вопросы. Например, «топор или шило?». Если она скажет «топор», то полагали, что осень будет холодная - лед можно будет разбивать только топором. Если ответ был «шило», то ожидалось, что осень будет относительно теплой - лед можно будет разбить и шилом. К её словам прислушивались даже старики и аплодировали со словами «юравың юш булсын», т. е. пусть твое гадание осуществится. Сөмбелә должна была иметь светло-желтые волосы, потому что она символизировала осень, колосья.

Давайте и мы с вами отметим этот праздник в нашем уютном зале и позовем на наш праздник Сөмбелю. (стук в дверь ) Ой, а кто же это стучится в нашу дверь? (Влетает птица с письмом, отдает его ведущему. )

Давайте, ребята прочитаем письмо:

”Праздник ваш никогда не начнется, и Сөмбелә к вам не вернется!

Скучно мне в лесу одному, к вам ее я не пущу!

Вам спешу передать привет! Думали-меня уж нет?

Шурале еще живой! Что?! Не справились со мной?”

Ребята, что же нам делать?

Ведь праздник без Сөмбели не начать,

кого на помощь нам позвать?

К ведущей подбегает мальчик Батыр.

Не переживайте!

Шурале я обхитрю,

К вам Сөмбелю приведу!

И помогут мне друзья

Только медлить мне нельзя!

Ведущий: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе обязательно помогут.

(Батыр идет по воображаемому лесу и читает стихи «Яфрак бәйрәме” Ләбиба Лерона.)

Сары, сары, сап-сары

Агачның яфраклары.

Җил исә, ява яфрак -

Көзнең матур чаклары.

Оча яфрак, уйный яфрак,

Һаваларда әйләнеп.

Бүген, бүген, бүген, бүген

Яфракларның бәйрәме!

Дети исполняют песню «Алтын көз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури).

Девочки исполняют под лирическую татарскую мелодию танец с листьями. Батыр любуется этим танцем.Вдруг музыка становится тревожной:навстречу Батыру выбегает волк.

Волк :

Сам обед ко мне идет!

Вот сегодня мне везет!

Съем тебя!...

Батыр :

Ты не спеши!

Лучше мне ты помоги!

Шурале знаком тебе?

Сөмбелә у нас в беде!

Держит он ее взаперти,

Мне дорогу не найти!

Волк :

Ладно, ладно, помогу!

За просто так-я не могу!

Должен ты меня развлечь

и стихи мне здесь прочесть!

Батыр :

Здесь помогут мне друзья,

Ну, ребята, выходите!

Волка тут развеселите!

Дети читают стихи.

1. Күрәмсез, дусларым, көз килде тышта;

Озак тормас, килер ак тунлы кыш та.

Китә башлады бездән инде кошлар;

Алар бездән ерак җирләрдә кышлар.

(Габдулла Тукай.)

2. Җилдә назланып оча

Алтын, сары яфраклар.

Сокланмый мөмкин түгел,

Бигрәк матур шул чаклар.

3. Яңгыры явып торсын,

Көннәре суык булсын,

Мин барыбер яратам,

Мин көзләрне яратам.

4. Кояш та сүрән генә

Күзәтә көзге ямьне.

Тезелеп кошлар китә,

Ә шулай да көз ямьле.

5. Көз һаман рәсем ясый

Төрле төсләре белән.

Сөендерә, куандыра

Мул уңышлары белән.

Волк :

Как красиво вы стихи читаете

И татарский язык хорошо знаете!

Сам, рәхмәт” скажу я вам,

Моим новым друзьям!

Ты,Батыр,вперед иди,

Доброго тебе пути!

Батыр :

Рәхмәт, дустым!Приходи к нам на праздник!

Батыр :

Исәнме, бабай! Исәнме!

Давно тебя я не видал!

Уңыш бабай :

Батыр! Исәнме! Хорошо,

Что здесь тебя я повстречал!

Я тут урожай собрал.

Все в корзину побросал.

Непорядок!Знаю я!

Да спина заболела моя,

Поэтому помощь нужна мне твоя.

Не останусь я в долгу,

Тебе подарок подарю!

Батыр :

Уңыш бабай, ты подарков не дари,

лучше Сөмбелю найти помоги.

Знаешь, где живет Шурале?

Уңыш бабай :

Ладно, помогу тебе!

Батыр : Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей ). Уңыш бабай : Вот-вот посмотрим, что же здесь есть. (Показывает овощи и фрукты. Дети должны назвать фрукт или овощ на татарском языке. ) Так-так, в овощах и фруктах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. (Во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе. )

Игра-аттракцион «Рассортируй овощи и фрукты по корзинам»

Уңыш бабай:

Менә рәхмәт. Помогли.

Ну, Батыр, теперь иди

прямо, прямо по дороге!

Не сворачивай с пути!

Батыр : Рәхмәт. Сау бул, Уңыш бабай.

Батыр : Девочка, ты почему плачешь? И как тебя зовут?

Девочка : Меня зовут Айсылу. Я заблудилась, поэтому и плачу.

Батыр : Не плачь, Айсылу. Это горе, не беда. А пойдем со мной спасать Сөмбелю. Хитрый Шурале спрятал ее о нас, а без нее мы не можем праздник начать. Вдвоем будет веселее.

Айсылу : Пойдем (замечая воображаемые капли дождя ). Ой!

Батыр, безгә артыбыздан

Шыбыр-шыбыр кем дәшә?

Батыр : Кем дә дәшми, көзге яңгыр

Зонтик белән сөйләшә. (Мәрзия Фәйзуллина.)

Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу, они прячутся под ним.

Исполняется танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».

Батыр :

Шүрале! Шүрале!

Тату, дус булыйк әле!

Отпусти Сөмбелю-осень,

Очень, очень тебя просим!

Ха-ха-ха!Ха-ха-ха!

Шул кирәк сезгә!

Айсылу :

Ты же не такой плохой,

В сказке –Шурале другой!

Что захочешь, все проси!

Только Осень отпусти!

Ладно, ладно! Буду добрым я,

Если поиграете со мной, друзья!

Батыр : Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.

Дети исполняют песню «Шүрәле » (З.Хөснияр сүзлөре,З.Гыйбадуллин көе.)

Дети играют с Шурале в игру:

”Син уртада, без кырыйда,

Әйләнәбез, Шүрәле.

Син нишләсең, ни кылансаң,

Шуны эшләргә була. (Шурале показывает различные фигуры, дети повторяют.)

Шурале: Балалар, мин сезгә начарлык иттем, ә сез миңа яхшылык белән җавап кайтардыгыз!

Вы меня развеселили,

И мне очень угодили!

Сюмбелю я вам верну,

У вас прощенья я прошу!

Под музыку выходит Сөмбелә.

Батыр с Айсылу подбегают к Сөмбеле, обнимают ее и ведут в центр зала.

Сөмбелю вы все встречайте,

Праздник дружно начинайте!

Шатлык булып бакчабызны

Гөлгә күмдең, Сөмбелә,

Безнең матур җырыбызга

Син дә кушыл, Сөмбелә!

Дети исполняют песню “Сөмбелә” Г. Зәйнәшева сүзләре, М. Шәмсетдинова көе.

Сөмбелә дип матур исем

Кушты икән кем генә?

Сөмбел гөлдән өзлеп тешкән

Чәчәк кебек Сөмбелә.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Сөмбел гөлдән өзлеп төшкән.

Чәчәктер ул,кем белә?

Әткәсенә, әнкәсенә

Ул күз карасы кебек.

Гөл арасында сайраган

Былбыл баласы кебек.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Гөл арасында сайраган

Былбылдыр ул,кем белә?

Чәчәк кебек сөйкемле ул,

Былбыл кебек моңлы ул.

Таң аткач та сүнми торган

Йолдыз кебек нурлы ул.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Таң аткач та сүнми торган

Йолдызлар ул, кем белә?

Сагынып көткән, зарыгып көткән

Сөмбелә килеп җитте,

Чәчәкле, җиләкле җәйләр

Инде үтте дә китте.

Сөмбелә, Сөмбелә

Бәйрәмебез түрендә,

Алтын чәчле гүзәл кыз ул-

Уңыш кызы Сөмбелә.

Здравствуй Сөмбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.

Сөмбел: Исәнмесез, балалар! Исәнмесез, кунаклар!

Я - Сөмбелә. К вам пришла, праздник осенний вам принесла.

Ребенок :

Исәнме, Көз, алтын көз,

Безне сагынып килдеңме?

Агачларга куакларга

Сары чуклар элдеңме?

Сөмбелә :

Саумы, якын дусларым,

Сезне сагынып килдем мин,

Сезгә матур көннәр дә

Уңыш та китердем мин.

Дети исполняют песню-хоровод Көз җыры ”.

Балалар : Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кыярлар,

Помидор һәм алмалар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә. Кәрзинемдә яңгырлар,

Җылы, суык көннәр бар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кызыл, матур

Алтын, матур төсләр бар

Сөмбелә :

Бик матур җырлыйсыз икән, балалар. Хәзер бераз ял итеп алсак та була. Сынап карыйм әле, үзегез турында табышмаклар беләсезме икән? А сейчас я вам загадаю загадки.

1. Җир астында алтын казык,

Без аны алдык казып. (кишер)

2. Үсеп утыра бер чүлмәк,

Өстенә кигән йөз күлмәк. (кәбестә)

3. Үзе йомры-ай түгел,

Төсе сары –май түгел,

Койрыклы-тычкан түгел. (шалкан)

4. Йодрык-йодрык булып үсә

Алма кебек кызарып пешә,

Үзе матур, аны кем әйтер? (помидор)

5. Кечкенә генә сары карт,

Кигән туны биде кат.

Туннарын туныйсың,

Тунаганда елыйсың. (суган)

Балалар, сезнең белән бик күңелле икән. Әйдәгез, уйнап алабыз. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород».)

Бар матур бакча

Анда үсә кишер (дети идут по кругу)

Менә шундый кишер зур (поднимают руки)

Менә шундый кечкенә (приседают)

Кишер, кишер кил әле

Биеп, биеп кит әле (хлопают)

Игра продолжается со всеми изученными овощами.

Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.

Спасибо осени за все её щедроты,

Спасибо хлеборобам за работу –

Трудились на полях они на славу!

Еще богаче стал любимый край.

Скажите, какое главное богатство осени?

Дети: Икмәк, хлеб.

Сөмбелә. Дөрес, балалар. Иң тәмле, иң кирәкле ризык ул – икмәк. Правильно, дети. Самый дорогой подарок осени – хлеб. Не зря в народе говорится «Ипи, төз – якты йөз».

Дети читают стихотворение Р.Миннулина «Икмәк булса»

1. Ипи басуда үсә,

Аннан амбарга күчә.

Аннары мичтә пешә,

Кызарып мичтән төшә.

2. Шуннан килә өстәлгә

Безгә куәт өстәргә.

Ипи булса табында

Булдырам мин барында.

3. Һәркемгә ипи кирәк

Һәркөнне ипи кирәк.

Шуңа күрә игенчене

Хөрмәт итәргә кирәк.

Ведущий : Матур бер җыр тыңлыйсың киләме, Сөмбелә?

“Икмәк кадере” җыры башкарыла. (Ф. Рәхимкулова сүзләре, К. Әһлиуллин көе.)

Сюмбеля: Бик матур җырлар өйрәнгәнсез, балалар, рәхмәт сезгә.

Ипи, өстәлгә килгәнче, никадәр ю л үтә, никадәр хезмәт сорый. Хлеб-всему голова! Икмәк булса, җыр да була, диләр. Җыр булган җирдә оста биюче дә табыла.

Дети исполняют танец с колосьями . (Песня“Чайкала иген кырлары”.)

Ведущая : Спасибо тебе, Сөмбелә, за праздник! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.

Дети выносят поделку, сделанную своими руками. Сөмбелә благодарит за подарок.

Сөмбелә : Күңелле булды кичә

Мичтә бәлешләр пешә,

Хәзер инде ял итик,

Бергәләп чәйләр эчик!

Ведущий : Сау бул, Сембелә!

Яз житкәч, Нәуруз бәйрәмендә сине көтеп калабыз.

Эй,Сөмбелә, Сөмбелә,

Сембеләне кем белә?

Сөмбеләне шулар белә –

Кем эшенә өлгерә.

Мул уңышлы көзге бәйрәм

Хәркемне сөендерә.

Дети возвращаются в группу, где проходит чаепитие вместе с героями праздника.

Список используемой литературы:

1. “Балачак аланы” (“На поляне детства”). Закирова К.В. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. Казан: РИЦ, 2011. - 560 б.

2. Закирова К.В.,Мортазина Л.Р” Балачак –уйнап-көлеп үсәр чак.”Балалар бакчасында уеннар.Балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм физкультура

инструкторлары өчен методик кулланма. Казан. Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.

3. Гарафиева Г.З. Сөмбеләне кем белә? Казан, 2003.

4. Шаехова Р. К.Региональная программа дошкольного образования.

Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. – РИЦ,

2012. – 208 с.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Хусаинова Н.Р.Татарские национально-календарные праздники и игры.

http://www.pandia.ru энциклопедия знаний.

Э. Ризаева. Сценарий татарского праздника «Сюмбеля». http://www.maam.ru/ международный образовательный портал.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Цветы, украшения крючком Цветы, украшения крючком Вязаные сумки крючком — схемы, описание и фото вязаных сумок Вязаные сумки крючком — схемы, описание и фото вязаных сумок Схемы вязания крючком пончо – для начинающих мастериц и профи-рукодельниц Связать крючком пончо накидку из акриловой пряжи Схемы вязания крючком пончо – для начинающих мастериц и профи-рукодельниц Связать крючком пончо накидку из акриловой пряжи