Сценарий праздника урожая в виде осенней ярмарки. Праздник урожая: сценарий проведения и конкурсы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Практически во всем мире проходит праздник урожая. Сценарий для каждой страны свой, да и проходит торжество в разное время. Но идея у осеннего мероприятия одна - поблагодарить за урожай. Этот праздник имеет языческие древние корни, а ныне ни одно дошкольное мероприятие не проходит без него.

Где еще празднуется осенний праздник?

Праздник урожая отмечается осенью католиками, православными, украинцами, белорусами, немцами, американцами, канадцами, китайцами, вьетнамцами, индийцами. Этот день человечество благодарит высшие силы (у каждого народа свое божество) за плодородие. Ранее почитали Матушку Землю, позднее осенний праздник урожая совпал с празднованием Богородицы. Связано такое объединение с тем, что урожай символизирует также благополучие, семейное счастье, потомство. Все это христианки также просят у Богоматери.

Римские католики праздновали осенний праздник с третьего века нашей эры, славяне всегда устраивали осенью торжества. Они проходили в разные дни под разными наименованиями: осенины, праздник рожаниц, пасиков день, рождество Богородицы, осенние оспожники, Малая Пречистая, огородичен день, спосов день, Матушка-осенина, богач, поднесеньев день, спожа, день благословения хлебов, луков день, аспосов день, вторая встреча осени.

Все это и есть праздник урожая. Сценарий сначала включал в себя древних народов (сейчас их показывают театрализованные спектакли). Со временем потомки стали добавлять веселые конкурсы, игры, придав торжеству увеселительный характер.

Праздник в ДОУ

Во всех группах детского сада отмечаются осенние праздники. У младших дошкольников это могут быть закрытые мероприятия или открытые уроки. Детки вместе с воспитателем готовятся к осеннему празднику, выучивая названия овощей, их свойства, игры, короткие четверостишья. Педагог им лишь делает маски (лента с бумажным изображением овоща), то есть от родителей для празднования ничего не нужно.

А старшие дошкольники радуют родителей яркими представлениями, где раскрывают все свои таланты. Но чтобы детский праздник урожая прошел без запинки, нужно к нему подготовиться на уроках:

  • отгадывать загадки про осень;
  • изучить свойства осени;
  • разучить песни, стихи на ;
  • повторить, чем богата осень;
  • вспомнить про овощи, ягоды, грибы, фрукты, которые собираются осенью;
  • изучить танец, где герои будут осенней тематики;
  • запомнить последовательность выхода участников.

Для проведения осеннего представления понадобится помощь родителей, чтобы заучить стихотворения, песни, собрать осенний подручный материал (шишки, желуди, каштаны, листья, ветки), сшить осенние костюмы, сделать осенние поделки. Зал украшается педагогами, детьми, родительским комитетом, а осенние семейные поделки украшают холл детского сада.

Пример осеннего мероприятия: начало

Вот как отмечают дошкольники праздник урожая. Сценарий предполагает взрослые роли ведущего, Боровичка, Мухомора и детских образов медвежонка, Антошки, мухоморчиков, Турарама. Дошкольники входят в зал под музыкальное сопровождение, садятся на стульчики. Ведущий встречает ребят стихотворением об осени, акцентируя внимание на том, как красиво украшен зал (под стать золотой осени). Тут дети выходят по одному, читают стихи про осень.

Ведущий рассказывает в стихотворной форме о красоте золотых листьев, приглашая детей спеть песню «Листопад» (музыка М. Красева, слова М. Ивенсен). После песни забегает медвежонок с ярким конвертом, стихами повествуя, что это телеграмма для ребят. Отдает ее ведущему и убегает. Письмо написано от осени, которая говорит о том, что у нее много работы (окрасить растительность, проводить птиц на юг, пополнить запасы белок, медведей, ежей), потому предлагает ребятам своего помощника, которого узнают по загадке.

Середина представления

Продолжаем рассматривать детский праздник урожая. Сценарий к середине мероприятия становится более активным. Входит Боровик, спрашивает про осенние ягоды. Тут речь заходит о морошке, а так как гриб не помнит ее, то дети поют песню «Морошка» (музыка А. Абрамова, слова М. Пляцковского). Далее Боровик говорит о том, что Осень передала корзину с непростыми листьями, на которых написаны тучи, ветер, дождь). Дошкольники снова вместе с ведущим проговаривают особенности осенней погоды, изучают осенние месяцы. Далее дети поют частушки про осень.

Боровик всех приглашает потанцевать парами (танец «Настоящий друг» на слова м. Пляцковского, музыку Б. Савельева). Далее гриб загадывает который входит в зал. Вместе с детьми вспоминают съедобные и отгадывают загадки. Далее идет танец мухоморчиков. После этого Боровик с Мухомором уходят, а дети с ведущим водят хоровод и поют песню «Урожай собирай» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Окончание детского сценария

Теперь входит Тарарам, который представляет себя в стихотворной форме, играет с детьми в игру со стульчиками «Самый ловкий». Стулья стоят по кругу, а дети под музыку бегают вокруг них. Как только музыка стихнет, нужно занять место. Кто останется без стула, покидает игру. Стул убирается, игра продолжается. Победителем станет тот, кто останется со стулом. Далее дети танцуют любой танец напоследок для Тарарама.

После его ухода приходит Антошка, вместе с детьми поет одноименную песню (музыка В. Шаинского). Кстати, эту детскую песенку используют практически все педагоги, устраивая праздник урожая (для взрослых сценарий включает следующую детскую игру про картошку). Далее дошколята играют в игру «Посади и собери картошку». Детей делят на две колонны. Первый участник берет мешочек с картошкой, сажает ее в нарисованных кружках. Возвращается и отдает пустой мешок следующему игроку, который должен собрать урожай. Так игра продолжается до последнего участника, побеждают те, кто все посадят и соберут урожай.

Антошка убегает тренироваться, а на его смену приходят грибы с корзинкой шишек. Ведущий обращает внимание, что ребята не бельчата, шишек не едят. На что Боровик просит закрыть глаза ребят, читает заклинание, в ходе которого корзинки подменяются яблоками. Детей угощают вкусными яблоками, читаются прощальные стишки и все расходятся по домам.

Как проходит праздник урожая в школе?

Сценарий для школьников включает танцевальные, шуточные, подвижные, интеллектуальные конкурсы. Это может быть общешкольный праздник для всех начальных и старших классов или мероприятия для каждого класса отдельно. Для младших школьников можно составить целое представление с полезной информацией об овощах, а старшие ребята могут участвовать в конкурсах, показывая свои познания, способности, умения.

Вот пример общешкольного праздника в виде чаепития. Классы садятся за свои столы, на которых должны быть дары Осени с осенним букетом. Это тоже является одним из конкурсов осеннего праздника. До начала торжества от учителей, учеников каждого класса выбирается судья, капитаны команд, придумывается название, речевка, девиз на осеннюю тему. Далее ведущий объявляет конкурсы, дети участвуют, а судьи потом объявляют промежуточные и итоговые балы. Дискотека завершает праздник урожая. Конкурсы осеннего мероприятия можно представить в виде телевизионных игр «Поле чудес», «Звездный час» или викторины.

Примеры конкурсов

  • Дары осени. Оцениваются блюда, осенний букет и то, как участник пригласит гостей к своему столу.
  • Загадки. Команды по очереди вспоминают загадки по осенней тематике, загадывают их противникам. Оценивают количество загадок, число правильных ответов.
  • Легенда овощей. Школьникам нужно заранее найти по три истории местных овощей: когда появились, откуда завезены, где применяются. Задача в том, что нужно описывать факты постепенно, не называя овощ, а противники должны отгадать, что это. Оценивается как сама история, ее подача, так и ответы на задачи противников.
  • Лучший салат. Нужно за минуту придумать рецепт из осенних продуктов. Этот конкурс можно разделить на два этапа: из съедобных и несъедобных продуктов. Оценивается оригинальность названия, сложность блюда, «вкусное» описание приготовления салата.
  • Кто больше? По очереди нужно называть овощи, ягоды, грибы, фрукты, шишки и прочие дары, которые собирают только осенью.

Какие еще осенние конкурсы бывают?


Сценарий праздника «День урожая» может быть разным. Его можно представить в виде благотворительной ярмарки. То есть когда классам необходима финансовая помощь со стороны родителей, то все ученики приносят разную домашнюю выпечку. На нее устанавливается чисто символическая цена. Дети с родителями ходят по лоткам, покупают продукцию. Продажа сопровождается представлением скоморохов, осенними стихами, песнями, танцами.

Пример сценария для младших школьников

Рассмотрим еще один праздник урожая в школе. Сценарий подходит для младших школьников. Всех ребят встречает Пугало, которое проводит экскурсию по своему огороду. Только не называет прямо овощи, а начинает издалека, рассказывая, откуда они родом, кто их завез, какие у них сородичи в других странах, и только последним этапом говорит знакомую загадку про них.

Затем переходят к конкурсу пословиц про овощи. Пугало начинает, а дети должны закончить их названием. Далее школьники должны показать свою самодеятельность, предоставив танец овощей или спеть про них.

Затем Пугало акцентирует внимание детей на пользе овощей, фруктов. Снова загадываются загадки на осеннюю тематику. Далее дети рассказывают стихи об осени. По желанию можно рассказать, как отмечали осеннее торжество деревенские жители (для этой цели можете прочитать сценарий праздника урожая на селе или найти обряды древних славян). Затем Пугало жалуется, что стоит на одном месте, предлагая детям побыть на его месте. Желающий должен стоять на железном круге «Здоровья» с метлой. Нужно метлу поставить перед собой, повернуться на круге на 360 градусов и поймать метелку до того, как она грохнется на пол.

Далее все играют в игру «Собери картошку». Пока звучит мелодия, дети танцуют. Как только она смолкнет, школьники должны расхватать картошку, которой на одну меньше чем участников. Затем детки инсценируют сказку про красный помидор, а потом всех угощают бутербродами из этих овощей. Напоследок школьники танцуют под песню «Антошка» и «Урожайная», расходятся по домам, как говорит им Пугало.

Сценарий праздника урожая для пенсионеров

Для взрослых осенний праздник организуется администрацией города или села. Обычно на площади организуется ярмарка овощей с представлением артистов. Простые граждане могут купить представленную продукцию по невысокой цене. Судьи определяют победителей в конкурсах:

  • самый большой овощ или фрукт;
  • конкурс фотографий овощей, фруктов, выращенных в саду;
  • конкурс осенних букетов, костюмов;
  • экзотические овощи и фрукты, выращенные в своей местности;
  • юные огородники, которые вырастили свой урожай;
  • конкурс осенних поделок.

Конкурсы утверждаются местными властями. Кроме огородных конкурсов, артисты предлагают свой сценарий праздника урожая для пенсионеров, родителей и детей. Представление сочетает песни, театральные постановки артистов с конкурсами для простых граждан. Тут же на площади работают разные аттракционы. После представления объявляются победители среди огородников, дачников, вручаются призы.

Краткие выводы

Осенний праздник проводится во всем мире в начале, середине и в конце осени. Российские школы, детские сады, лагеря не обходятся без осенних балов, горожане с нетерпением ждут осенних ярмарок. Но есть страны, где все граждане официально отмечают праздник урожая (для взрослых сценарий утверждается местными властями). В этот день люди могут приобрести продукцию огородников, поучаствовать в конкурсах, получить призы, а дети узнают много интересного об овощах и фруктах.

Сценарий развлечения «Самарская ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста.

Айзенштадт Зинаида Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад" №411 г. Самара
Описание работы: Предлагаю вам сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Это итоговое мероприятие по ознакомлению старших дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья.
Цель: Воспитывать любовь к родному городу.
Приобщать детей к культуре и традициям народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомство детей с традициями родного города
2. Закрепить представления детей о народных праздниках и традициях родного города.
3. Расширять знания детей о народных традициях народов Поволжья
Развивающие:
1. Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей.
2. Приобщать детей к творческому самовыражению.
Воспитательные:
1. Воспитание любви к родному краю

Предварительная работа:
1. Слушанье народных песен народов Поволжья.
2. Знакомство с традициями родного города (Презентация)
3. Разучивание народных танцев и игр народов Поволжья.
4. Оформление выставки «Дары осени» (совместно с родителями)
5. Разучивание стихов о Самаре.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Декорации: зал оформлен в русском народном стиле.
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы и оборудование: детские костюмы народов Поволжья, аудиоаппаратура, короба для коробейников, муляжи овощей, бочонок с мёдом, шапочки «солнце» и «месяц» (по количеству детей), платок с узором, лошадка на палочке.

Сценарий развлечения

(Звучит русск. нар песня «Ах, Самара городок», в зал входят дети и встают на свои места)
Ведущая: Самара-наш город родной и прекрасный!
Самара-наш светлый, безоблачный край
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
1 Ребёнок: И волжских просторов- широких и чистых
Никто не забудет – нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых
Нам видеть и помнить дано навсегда!
3 Ребёнок: Самара, ты в сердце огонь разжигаешь
Отчизне своей мы готовы служить
Ты пламенем жизни вовеки сияешь,
И Родину нашу нельзя не любить
ИСП. ПЕСНЯ «Гимн Самары»
(исполняет ансамбль воспитателей вместе с детьми)

4 Ребёнок: Родина – слово большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою
Глубже морей оно, выше небес.
5 Ребёнок: В нём умещается ровно полмира
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная Самара
Мы всей душою любим тебя.
Исп. Песня «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова

Ведущая: Осенью заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай и устраивают весёлые ярмарки. Все, на что щедра наша земля, можно увидеть в эти дни в Самаре на осенней сельскохозяйственной ярмарке.
Торговые люди едут со своим товаром в Самару охотно.
Стало уже по традиции, - устраивать осеннюю ярмарку на главной площади города – площади имени Куйбышева. Приценяйся - и покупай, да побольше, чтоб провианта хватило до следующего лета.
Спешите, спешите поскорее!
Нет нашей ярмарки веселее!
Приходите, разомните кости!
Самарская ярмарка приглашает всех в гости!
(Звучит русск. нар музыка в зал вбегают 2 скомороха)
1 Скоморох: Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром
Гляньте направо – веселье даром
2 Скоморох: Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители
Ждём на ярмарку детей
Ждём и их родителей
(Выходят коробейники, вынося овощи)
1 продавец: Свёклу надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свёклы нету
2 продавец: Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный
А уж свежий огуречик
Всем понравиться конечно

На зубах хрустит, хрустит
Я могу вас угостить.
3 продавец: А вот румяная редиска
А хвалить её зачем
Она и так известна всем.
4 продавец: Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
5 продавец: Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
6 продавец: Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные
1 скоморох: Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.
2 скоморох: Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовёт!
Ярмарка не даст скучать!
Петь заставит, танцевать!
Исп. танец «Кадриль» русск. нар. муз.
1 скоморох: Эй, Купцы – продавцы, спешите скорей! Нет нашей ярмарки ярче, и веселей.
2 скоморох: И с Поволжской земли все на ярмарку пришли.
1 скоморох: Вот чуваши идут, о родной сторонке весело поют.

(Под чувашскую. нар. музыку выходят дети в чувашских костюмах)
1 ребёнок: Аваны юлдашем!
2 ребёнок: Здравствуйте, друзья!
3 ребёнок: И мы на ярмарку пришли.
У нас тоже есть товар
Лучше ли, хуже ли – судить не нам.
4 ребёнок: Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети
Выручает нас всегда
Эта скромная еда
5 ребёнок: И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И варёной и печёной,
И хрустящей, и толчёной.
ВСЕ: Про неё сказать не грех,
Что картошка лучше всех.
1 скоморох: Отличная чувашская картошка.
6 ребёнок: А вот продаются чувашские затеи
Покупайте скорее,
Чтобы было веселее.
В прочем я их не продаю, а так отдаю.
Чувашская игра «Солнце и месяц» (чув.нар.муз)
(Звучит татарская народная музыка, в зал входят дети в татарских костюмах)
1 ребёнок: Хороши товары у всех, а нам тоже есть, что показать.
1 скоморох: Просим! Просим!
2 ребёнок: Как красив мой Татарстан,
Широки твои поля
И течёт, не уставая, полноводная река
3 ребёнок: Эх, дайте мне сказать
И начать сказание
Вызываю плясунов на соревнование.
ИСП. Татарский народный танец.
(Выходят 2 девочки в русских народных костюмах)

1 Девочка: Уж я так устроена
Петь плясать настроена
Один день не попляшу
На другой с ума схожу
2 Девочка: Ох, топну ногой
Да притопну другой
Сколько я не топочу
Всё равно плясать хочу.
Исп. танец «Варвара» русск. нар муз.
1 Скоморох: Славно нас повеселили.
(Звучит башкирская народная музыка, выходят дети в башкирских костюмах)
Мальчик: А нам можно на ярмарке свой товар показать?
2 Скоморох : А вы откуда?
1 Девочка: Мы приехали к вам из Башкирии.
Степная Башкирия,
Какая даль! Какой простор!
В степи, как в небе тонет взор
И мысли летят за ним в след
И ей вокруг преграды нет
2 Ребёнок: Кругом зелёный океан
На нём волной застыл курган,
И всюду, пеной бурных вод.
Ковыль серебряный цветёт
2 Скоморох: А чем богаты? Что привезли гости из Башкирии?
3 Ребёнок: Только летом круглый год
В улья пчёлы носят мёд
Золотой, душистый, сладкий
Не для вас ли он, ребятки?
4 ребёнок: В нём лекарства, витамины
От простуды и ангины
Сильными хотите быть?
Значит мёд должны любить.
5 Ребёнок: Что ещё сказать вам дети?
Если вызвал интерес
Много есть чудес на свете
Мёд же- Чудо из чудес
1 Скоморох: (пробует мёд)
Ну и товар всем товарам товар!
6 Ребёнок: Раз, два, три, четыре, пять мы собрались поиграть.
2 Скоморох: А во что будем играть?
1 Ребёнок: В Башкирскую игру «Юрта»
Башкирская игра «Юрта» башк. нар муз.
1 Скоморох: Какая весёлая игра, а мы вас песней удивим.
Где песня льётся, там легче живётся.
Дети исп. Русск.нар. песню «Пойду ль молода»
(Звучит русск нар.музыка, на лошадке выезжает мальчик)
2 Скоморох: (подходит к мальчику) Чей нос?
Мальчик: Витянькин
2 Скоморох: Куда едешь?
Мальчик: В Самару
2 Скоморох: Что везёшь?
Мальчик: Рожь.
2 Скоморох: Что возьмёшь?
Мальчик: Грош.
2 скоморох: Что купишь?
Мальчик: Калач да блин.
2 Скоморох: С кем съешь?
Мальчик: Один.
2 Скоморох: Не ешь один, не ешь один. (треплет за нос)
1 Скоморох: Посмотрите, сколько замечательных друзей приехало к нам на ярмарку.
О дружбе сложено много песен и стихов, а также сложено много пословиц. А вы знаете пословицы о дружбе?
Я начну, а вы попробуйте закончить.
Не имей сто рублей, а имей……(сто друзей)
Друга ищи, а найдёшь….(береги)
Что посеешь, то и ….(пожнёшь)
Старый друг – лучше ….(новых двух)
2 Скоморох: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,

1 Скоморох: Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
ИСП. ПЕСНЯ «Песенка дружных ребят» муз. С. Соснина
2 Скоморох: Ой, да наплясались, навеселились мы с вами на самарской ярмарке. Товару накупили всякого!
До свидания, гости званые,
Гости званые, долгожданные!
1 Скоморох: Солнышко закатилось,
Наша ярмарка…
Все: Закрылась
(Под музыку дети выходят из зала)

Литература:
1. «Первоцвет» СИПКРО (Самара 1999г.)
2. «Пёстрый хоровод» И Мазинина (Москва 1989г.)
3. Интернет ресурсы.
4. «Детский фольклор Самарского края» (Самара 1991г. Самарский областной научно-методический центр народного творчества)
5. Журнал «Дошкольное воспитание» (8 /2006г.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида № 24 « Колобок»

Сценарий фольклорного праздника

«Осенняя ярмарка»

(подготовительная группа)

Подготовила и провела

Муз. руководитель Курачёва. М.А

г. Дмитров 2013 г

Цель: Приобщать детей к русским традициям и культуре. Закрепить собирательный образ осенних праздников, названия месяцев; обрядовые действия. Формировать бережное отношение к природе.

Ход праздника:

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собирайтесь сюда, гости желанные! Начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями. Всем ли места хватило, все ли расселись? Тогда представление начинается, ярмарка открывается! А какая же ярмарка да без скоморохов?!

1-й скоморох. (дети)

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох.

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

(Выходят дети, танцуют русс. нар танец)

Издавна на Руси ярмарка была самым главным и веселым праздником, и она проходила всегда Осенью. Ребята, скажите, пожалуйста, почему ярмарка проходила осенью?

Дети: Потому что осень бывают много урожая.

Ведущая: Давайте вспомним с вами народные осенние приметы, пословицы и поговорки про осень.

1. Дым стелиться - к непогоде.

2. Гром в сентябре – к теплой осени.

3. Осенью тихая вода – будет хорошая зима

4 Комары в октябре – быть мягкой зиме

7. Весна дает цветы, а осень — плоды.

8. Осень — запасиха, зима — подбериха.

9.Осенью и воробей богат.

10. Цыплят по осени считают.

Ведущая:А чтобы осеннюю ярмарку начать. Нужно осень нам позвать.

Осень, осень в гости просим! (ребята, повторяем…)

(Под музыку входит Осень)

Осень: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам, чтобы в последний раз в этом году услышать о себе замечательные стихи и песни и порадовать вас своими сюрпризами. Кто смелее? Выходите! Обо мне всем расскажите.

Волшебница Осень

К нам в гости пришла.

Чудесные краски она принесла.

Лишь только взмахнула

Невидимой кистью,

И вмиг разноцветными

Стали все листья!

Здравствуй, осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья жёлтые, слетая,

На дорожку улеглись.

Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнём пылают

Гроздья красные рябин

Осенние листья на солнце горят,

О лете ушедшем они говорят.

И дождик струится, по листьям скользя,

К зеленому лету вернуться нельзя.

И вот журавли потянулись на юг,

Немножечко грустно становится вдруг.

Но сколько, же осень несет красоты!

Как радуют поздние эти цветы:

Прекрасные астры и кисти рябины,

Кусты хризантемы и гроздья калины.

Одарила гостья - Осень,

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить Осень

Песней пляской и игрой,

Будут радостными встречи

Осень, это праздник твой.

Песня « Осень милая шурши»

У меня есть три месяца, кто знает какие?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Все три месяца не похожи друг на друга.

Сентябрь – это рябинник, самый красивый месяц.

А про октябрь говорят так: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».

А в ноябре на Руси проводились ярмарки!

Осень посмотри, ты как раз попала к нам на праздник. Богатая у нас ярмарка, сколько товара разного. И чего здесь только нет:

И ложки - поварешки,

И красные сапожки.

И сладкие петушки,

И яркие кушаки!

И еще, и еще много - много чего!

Торговцы лавки отпирают

Люд крещеный зазывают

Песня «Ярмарка»

Выход коробейников

Песня коробейников « Эх, полным полна моя коробочка»

1-й Коробейник Ярмарка!

2-й Коробейник Ярмарка!

О б а: Удалая ярмарка!

1-й Коробейник

Что душа твоя желает -

Всё на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

2-й Коробейник

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет покупайте!

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Вот товары хороши! Что угодно для души!

Покупатель:

Хочу купить я овощей,

И для супа и для щей.

Продавец:

Вот морковка, вот лучок, есть капуста, кабачок,

А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Посмотрите, с огорода заготовила природа

Массу вкусных овощей для супов и для борщей!

Покупатель:

Урожай так богат,

Что мне взять на салат?

Продавец:

У меня есть помидоры,

Огурцы свои, чеснок!.

Я хотела на обед приготовить

Продавец:

У меня есть свекла,

И картошки полведра!

Продавец:

А вот яблоки румяные,

На варенье, на компот!

Половина – сахар.

Половина – мёд!

Покупатель:

Что за яблоки у вас?

Продавец:

Объеденье, просто класс!

Продавец:

Эй, народ, подходи,

Да капусту бери.

Кочаны белые, да крепкие!

Без капусты щи не густы!

Для начинки овощей,

Покупатель не жалей.

Ты капусточки купи,

Знатны будут пироги!

Ни один род без капусты не проживёт!

Осень: Правильно! Так в народе и говорили! «Ни один род без капусты не проживёт!» На руси даже в честь капусты устраивали праздник. Праздновали его в октябре и назывался он «Капустник».В этот день славили капусту, пели песни, водили хороводы и устраивали забавы.

Давайте и мы будем хоровод водить, да капусточку хвалить!

Игра-хоровод «Вейся капустка»

Продавец:

А вот сколько ленточек разных

Для девушек прекрасных!

Ну-ка, красавицы, подходите

На товар наш поглядите

Поторгуемся девчата?

Может, что приобретем

Поторгуемся конечно,

Заодно для всех споём!

Частушки(исполняют девочки)

Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно!

Пропоём мы вам частушки – будет замечательно!

Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет, не могу я усидеть!

Я девчонка боевая, всюду буду на виду –

Уродилась я такая, что нигде не пропаду!

Щеки свеклой натирали девки на гуляние.

Это нужно мне едва ли, я и так румяная!

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги!

Оглянулася назад – сапоги мои лежат!

На столе стоит стакан, а в стакане тесто,

Мама с папой, до свиданья, я уже невеста!

У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи!

Девки, пойте, девки, пойте, веселитесь от души!

Хороши частушки наши и мы тоже хороши!

Продавец:

Подходите, примеряйте наши ленты и платки

Время даром не теряйте, доставайте кошельки!

Ох, торговцы-зазывалы, больно цены высоки!

Покупатель тут бывалый, тут народ не дураки.

Продавец:

Не торгуйтеся, мамаша, ваша дочка не плоха!

Разоденьте вашу Машу - вмиг найдёте жениха!

Ничего себе обнова, ничего хорошего!

Это платье уж не ново, это платье ношено!

Продовец:

Вы бы лучше не скупились, грош – не лошадь со двора.

Мы же так к вам торопились, вон в лаптях уже дыра!

Коль торговцы сбавят цену, иль дадут с отсрочкою,

Я кольцо себе надену, да ещё с цепочкою!

Ой, платок узором вышит! Милый купишь мне такой?

Притворился, что не слышит, притворился, что глухой!

Вот игрушки для души

Ох, матрешки хороши.

Продавец:

А поставишь ты их в ряд –

Запоют все вместе в лад.

Эй, матрешки, выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь,

И немного покружитесь.

Танец « Мы матрёшки»

Покупатель:

А это что за ложки забавные?

Продавец:

Да это инструменты деревянные!

Ждет задорной музыки русская душа,

До чего же ярмарка эта хороша!

Продавец:

Ложечки берите, да вперед выходите!

Наши ложки знает целый мир.

Наши ложки – самый лучший сувенир,

Хохломские, Псковские,

Тульские, Загорские,

Вятские, Смоленские –

Ложки деревенские.

(Мальчики играют на ложках)

Продавцы:

Хороши, ложкари! Ох, сыграли то души!

Приготовили забаву

А ну, смельчаки, выходите! Свою ловкость покажите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор!

Дети играют в игру «Прыжки через канат».

Звучит веселая русская мелодия, ведущие крутят канат и дают детям различные задания: прыгать парами, вприсядку, втроем, боком и прочие.

Выход цыган

Осень. Ребята, а что это у вас тут такое стоит? Что-то я раньше здесь это не видела.

Дети. Это балаган.

Осень. Да, в старину он всегда стоял на ярмарке и всегда там находился…

(Выскакивает кукла — Петрушка.)

Петрушка:

Здравствуйте, народ честной (кланяется)

Поздоровайтесь со мной (дети здороваются)

Ну – ка, дайте мне ответ.

Вам со мною скучно?

Дети: Нет!

Петрушка:

Так шепните мне на ушко,

Как зовут меня?

Дети: Петрушка!

Петрушка:

Ну, как поживаете, хорошо ли пляшете, играете?

А я принёс вам новостей из всех областей!

Осень: Это, каких же?

Петрушка:

А вот каких!

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота!

Лошадь ела кашу, а мужик овёс!

Лошадь села в сани, а мужик повёз!

Иван - болван, оседлала петуха!

Петух заржал, на базар побежал!

Осень: Вот так новости!

Петрушка:

А у меня и другие есть

Сел сверчок на шесток, таракан в уголок,

Сели-посидели, песенки запели!

Осень: Ну и ну!

Петрушка:

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи - попрыгали с печи,

Да давай подпевать, подпевать да танцевать!

Осень: А, как?

Петрушка:

Эдак, эдак, да вот так!

Эдак, эдак, да вот так!

Вот и песенки конец, а кто слушал –молодец!

Осень: Да уж, хороша песенка! Ты чего пришёл-то, опять хулиганить?

Петрушка. А я пришел посмотреть, что у нас в этом году есть интересного на ярмарке.

(Ведущий показывает на прилавки)

Ведущий. Посмотри, Петрушка, какой урожай нам Осень принесла.

Петрушка. А я тоже не с пустыми руками пришел, я ребятам загадки принес. Сейчас я вас проверю-загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали!

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят... (помидор).

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадались? Молодцы!

Ну, конечно... (огурцы)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках...(морковка)

Лето целое старалась —

Одевалась, одевалась...

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок.

(Капуста)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.(Картошка)

Сам, как свинка, хвост-крючок!

Что за овощ? (Кабачок)

Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может, это дивный сон?

Нет, ведь это…

(Патиссон)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

Отгадали все загадки, уважили Петрушку! А кто это к нам явился, такой важный и серьезный?

Появляется еще одна кукла – купец.

Купец: Я купец – в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем Вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать!

Петрушка: Воровать?

Купец: Да не воровать, а торговать!

Петрушка: А, пировать! Ну тогда я с вами пойду!

Купец: Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не гонял я голубей!

Купец: Да не смеши, Петрушка, людей!

Петрушка. Просишь меня – побей? С удовольствием!

(Петрушка бьет купца и приговаривает:

Пей, купец, чай,

Головой не качай.

Над деньгами не трясись,

А с Петрушкою делись.

Чего только на ярмарке не бывает,

Во что только народ не играет.

Шутки, прибаутки, смех и веселье!

Приглашаю всех кататься на карусели!

Игра « Карусель»

Петрушка:Мало мест на карусели.

Все хотели, да не сели.

Тут и ярмарке конец,

А кто слушал-молодец!

Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу

Но пока вы слушали, огурцы на огороде зайцы скушали!

Коль не вышло с огурцами, угощу вас леденцами!

(петрушка угощает леденцами)

Петрушка. Всем гостям мое почтенье! До следующего представленья!

Скоморохи:

Как на ярмарке осенней,

Было целый день веселье,

Мы играли и плясали.

Все товары распродали.

Побывали мы на ярмарке осенней,

Посмотрели, сколь бывает там веселья.

Вам понравилось? Тогда,

Приходите чаще к нам,

Очень рады будем вам!

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель праздника:

Расширять кругозор детей о традициях, обычаях татарского народа, знакомить детей с татарским народным праздником «Сөмбелә» (Праздник урожая);

Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;

Развивать творческие способности детей в создании художественного образа, используя игровые и танцевальные импровизации.

Ход праздника

Ведущий: Ни арада жәй үтте,

Матур көз килеп җитте.

Шатлык тулы бу бәйрәмне

Балалар куптән көтте.

Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника!

Кадерле балалар, кунаклар! Исәнмесез!

Без бүген сезнен белән бергәләшеп “Сөмбелә”бөйрәмен үткәрергә җыелдык!

Мы сегодня собрались на праздник Сөмбелә - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В давние времена, когда урожай был убран, осенняя посевная закончена - люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была девушка по имени Сөмбелә. Ее выбирали из числа красивых, озорных,острых на язык девушек, переодевали в Сөмбелю, выводили на площадь и там задавали ей вопросы. Например, «топор или шило?». Если она скажет «топор», то полагали, что осень будет холодная - лед можно будет разбивать только топором. Если ответ был «шило», то ожидалось, что осень будет относительно теплой - лед можно будет разбить и шилом. К её словам прислушивались даже старики и аплодировали со словами «юравың юш булсын», т. е. пусть твое гадание осуществится. Сөмбелә должна была иметь светло-желтые волосы, потому что она символизировала осень, колосья.

Давайте и мы с вами отметим этот праздник в нашем уютном зале и позовем на наш праздник Сөмбелю. (стук в дверь ) Ой, а кто же это стучится в нашу дверь? (Влетает птица с письмом, отдает его ведущему. )

Давайте, ребята прочитаем письмо:

”Праздник ваш никогда не начнется, и Сөмбелә к вам не вернется!

Скучно мне в лесу одному, к вам ее я не пущу!

Вам спешу передать привет! Думали-меня уж нет?

Шурале еще живой! Что?! Не справились со мной?”

Ребята, что же нам делать?

Ведь праздник без Сөмбели не начать,

кого на помощь нам позвать?

К ведущей подбегает мальчик Батыр.

Не переживайте!

Шурале я обхитрю,

К вам Сөмбелю приведу!

И помогут мне друзья

Только медлить мне нельзя!

Ведущий: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе обязательно помогут.

(Батыр идет по воображаемому лесу и читает стихи «Яфрак бәйрәме” Ләбиба Лерона.)

Сары, сары, сап-сары

Агачның яфраклары.

Җил исә, ява яфрак -

Көзнең матур чаклары.

Оча яфрак, уйный яфрак,

Һаваларда әйләнеп.

Бүген, бүген, бүген, бүген

Яфракларның бәйрәме!

Дети исполняют песню «Алтын көз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури).

Девочки исполняют под лирическую татарскую мелодию танец с листьями. Батыр любуется этим танцем.Вдруг музыка становится тревожной:навстречу Батыру выбегает волк.

Волк :

Сам обед ко мне идет!

Вот сегодня мне везет!

Съем тебя!...

Батыр :

Ты не спеши!

Лучше мне ты помоги!

Шурале знаком тебе?

Сөмбелә у нас в беде!

Держит он ее взаперти,

Мне дорогу не найти!

Волк :

Ладно, ладно, помогу!

За просто так-я не могу!

Должен ты меня развлечь

и стихи мне здесь прочесть!

Батыр :

Здесь помогут мне друзья,

Ну, ребята, выходите!

Волка тут развеселите!

Дети читают стихи.

1. Күрәмсез, дусларым, көз килде тышта;

Озак тормас, килер ак тунлы кыш та.

Китә башлады бездән инде кошлар;

Алар бездән ерак җирләрдә кышлар.

(Габдулла Тукай.)

2. Җилдә назланып оча

Алтын, сары яфраклар.

Сокланмый мөмкин түгел,

Бигрәк матур шул чаклар.

3. Яңгыры явып торсын,

Көннәре суык булсын,

Мин барыбер яратам,

Мин көзләрне яратам.

4. Кояш та сүрән генә

Күзәтә көзге ямьне.

Тезелеп кошлар китә,

Ә шулай да көз ямьле.

5. Көз һаман рәсем ясый

Төрле төсләре белән.

Сөендерә, куандыра

Мул уңышлары белән.

Волк :

Как красиво вы стихи читаете

И татарский язык хорошо знаете!

Сам, рәхмәт” скажу я вам,

Моим новым друзьям!

Ты,Батыр,вперед иди,

Доброго тебе пути!

Батыр :

Рәхмәт, дустым!Приходи к нам на праздник!

Батыр :

Исәнме, бабай! Исәнме!

Давно тебя я не видал!

Уңыш бабай :

Батыр! Исәнме! Хорошо,

Что здесь тебя я повстречал!

Я тут урожай собрал.

Все в корзину побросал.

Непорядок!Знаю я!

Да спина заболела моя,

Поэтому помощь нужна мне твоя.

Не останусь я в долгу,

Тебе подарок подарю!

Батыр :

Уңыш бабай, ты подарков не дари,

лучше Сөмбелю найти помоги.

Знаешь, где живет Шурале?

Уңыш бабай :

Ладно, помогу тебе!

Батыр : Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей ). Уңыш бабай : Вот-вот посмотрим, что же здесь есть. (Показывает овощи и фрукты. Дети должны назвать фрукт или овощ на татарском языке. ) Так-так, в овощах и фруктах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. (Во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе. )

Игра-аттракцион «Рассортируй овощи и фрукты по корзинам»

Уңыш бабай:

Менә рәхмәт. Помогли.

Ну, Батыр, теперь иди

прямо, прямо по дороге!

Не сворачивай с пути!

Батыр : Рәхмәт. Сау бул, Уңыш бабай.

Батыр : Девочка, ты почему плачешь? И как тебя зовут?

Девочка : Меня зовут Айсылу. Я заблудилась, поэтому и плачу.

Батыр : Не плачь, Айсылу. Это горе, не беда. А пойдем со мной спасать Сөмбелю. Хитрый Шурале спрятал ее о нас, а без нее мы не можем праздник начать. Вдвоем будет веселее.

Айсылу : Пойдем (замечая воображаемые капли дождя ). Ой!

Батыр, безгә артыбыздан

Шыбыр-шыбыр кем дәшә?

Батыр : Кем дә дәшми, көзге яңгыр

Зонтик белән сөйләшә. (Мәрзия Фәйзуллина.)

Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу, они прячутся под ним.

Исполняется танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».

Батыр :

Шүрале! Шүрале!

Тату, дус булыйк әле!

Отпусти Сөмбелю-осень,

Очень, очень тебя просим!

Ха-ха-ха!Ха-ха-ха!

Шул кирәк сезгә!

Айсылу :

Ты же не такой плохой,

В сказке –Шурале другой!

Что захочешь, все проси!

Только Осень отпусти!

Ладно, ладно! Буду добрым я,

Если поиграете со мной, друзья!

Батыр : Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.

Дети исполняют песню «Шүрәле » (З.Хөснияр сүзлөре,З.Гыйбадуллин көе.)

Дети играют с Шурале в игру:

”Син уртада, без кырыйда,

Әйләнәбез, Шүрәле.

Син нишләсең, ни кылансаң,

Шуны эшләргә була. (Шурале показывает различные фигуры, дети повторяют.)

Шурале: Балалар, мин сезгә начарлык иттем, ә сез миңа яхшылык белән җавап кайтардыгыз!

Вы меня развеселили,

И мне очень угодили!

Сюмбелю я вам верну,

У вас прощенья я прошу!

Под музыку выходит Сөмбелә.

Батыр с Айсылу подбегают к Сөмбеле, обнимают ее и ведут в центр зала.

Сөмбелю вы все встречайте,

Праздник дружно начинайте!

Шатлык булып бакчабызны

Гөлгә күмдең, Сөмбелә,

Безнең матур җырыбызга

Син дә кушыл, Сөмбелә!

Дети исполняют песню “Сөмбелә” Г. Зәйнәшева сүзләре, М. Шәмсетдинова көе.

Сөмбелә дип матур исем

Кушты икән кем генә?

Сөмбел гөлдән өзлеп тешкән

Чәчәк кебек Сөмбелә.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Сөмбел гөлдән өзлеп төшкән.

Чәчәктер ул,кем белә?

Әткәсенә, әнкәсенә

Ул күз карасы кебек.

Гөл арасында сайраган

Былбыл баласы кебек.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Гөл арасында сайраган

Былбылдыр ул,кем белә?

Чәчәк кебек сөйкемле ул,

Былбыл кебек моңлы ул.

Таң аткач та сүнми торган

Йолдыз кебек нурлы ул.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Таң аткач та сүнми торган

Йолдызлар ул, кем белә?

Сагынып көткән, зарыгып көткән

Сөмбелә килеп җитте,

Чәчәкле, җиләкле җәйләр

Инде үтте дә китте.

Сөмбелә, Сөмбелә

Бәйрәмебез түрендә,

Алтын чәчле гүзәл кыз ул-

Уңыш кызы Сөмбелә.

Здравствуй Сөмбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.

Сөмбел: Исәнмесез, балалар! Исәнмесез, кунаклар!

Я - Сөмбелә. К вам пришла, праздник осенний вам принесла.

Ребенок :

Исәнме, Көз, алтын көз,

Безне сагынып килдеңме?

Агачларга куакларга

Сары чуклар элдеңме?

Сөмбелә :

Саумы, якын дусларым,

Сезне сагынып килдем мин,

Сезгә матур көннәр дә

Уңыш та китердем мин.

Дети исполняют песню-хоровод Көз җыры ”.

Балалар : Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кыярлар,

Помидор һәм алмалар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә. Кәрзинемдә яңгырлар,

Җылы, суык көннәр бар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кызыл, матур

Алтын, матур төсләр бар

Сөмбелә :

Бик матур җырлыйсыз икән, балалар. Хәзер бераз ял итеп алсак та була. Сынап карыйм әле, үзегез турында табышмаклар беләсезме икән? А сейчас я вам загадаю загадки.

1. Җир астында алтын казык,

Без аны алдык казып. (кишер)

2. Үсеп утыра бер чүлмәк,

Өстенә кигән йөз күлмәк. (кәбестә)

3. Үзе йомры-ай түгел,

Төсе сары –май түгел,

Койрыклы-тычкан түгел. (шалкан)

4. Йодрык-йодрык булып үсә

Алма кебек кызарып пешә,

Үзе матур, аны кем әйтер? (помидор)

5. Кечкенә генә сары карт,

Кигән туны биде кат.

Туннарын туныйсың,

Тунаганда елыйсың. (суган)

Балалар, сезнең белән бик күңелле икән. Әйдәгез, уйнап алабыз. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород».)

Бар матур бакча

Анда үсә кишер (дети идут по кругу)

Менә шундый кишер зур (поднимают руки)

Менә шундый кечкенә (приседают)

Кишер, кишер кил әле

Биеп, биеп кит әле (хлопают)

Игра продолжается со всеми изученными овощами.

Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.

Спасибо осени за все её щедроты,

Спасибо хлеборобам за работу –

Трудились на полях они на славу!

Еще богаче стал любимый край.

Скажите, какое главное богатство осени?

Дети: Икмәк, хлеб.

Сөмбелә. Дөрес, балалар. Иң тәмле, иң кирәкле ризык ул – икмәк. Правильно, дети. Самый дорогой подарок осени – хлеб. Не зря в народе говорится «Ипи, төз – якты йөз».

Дети читают стихотворение Р.Миннулина «Икмәк булса»

1. Ипи басуда үсә,

Аннан амбарга күчә.

Аннары мичтә пешә,

Кызарып мичтән төшә.

2. Шуннан килә өстәлгә

Безгә куәт өстәргә.

Ипи булса табында

Булдырам мин барында.

3. Һәркемгә ипи кирәк

Һәркөнне ипи кирәк.

Шуңа күрә игенчене

Хөрмәт итәргә кирәк.

Ведущий : Матур бер җыр тыңлыйсың киләме, Сөмбелә?

“Икмәк кадере” җыры башкарыла. (Ф. Рәхимкулова сүзләре, К. Әһлиуллин көе.)

Сюмбеля: Бик матур җырлар өйрәнгәнсез, балалар, рәхмәт сезгә.

Ипи, өстәлгә килгәнче, никадәр ю л үтә, никадәр хезмәт сорый. Хлеб-всему голова! Икмәк булса, җыр да була, диләр. Җыр булган җирдә оста биюче дә табыла.

Дети исполняют танец с колосьями . (Песня“Чайкала иген кырлары”.)

Ведущая : Спасибо тебе, Сөмбелә, за праздник! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.

Дети выносят поделку, сделанную своими руками. Сөмбелә благодарит за подарок.

Сөмбелә : Күңелле булды кичә

Мичтә бәлешләр пешә,

Хәзер инде ял итик,

Бергәләп чәйләр эчик!

Ведущий : Сау бул, Сембелә!

Яз житкәч, Нәуруз бәйрәмендә сине көтеп калабыз.

Эй,Сөмбелә, Сөмбелә,

Сембеләне кем белә?

Сөмбеләне шулар белә –

Кем эшенә өлгерә.

Мул уңышлы көзге бәйрәм

Хәркемне сөендерә.

Дети возвращаются в группу, где проходит чаепитие вместе с героями праздника.

Список используемой литературы:

1. “Балачак аланы” (“На поляне детства”). Закирова К.В. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. Казан: РИЦ, 2011. - 560 б.

2. Закирова К.В.,Мортазина Л.Р” Балачак –уйнап-көлеп үсәр чак.”Балалар бакчасында уеннар.Балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм физкультура

инструкторлары өчен методик кулланма. Казан. Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.

3. Гарафиева Г.З. Сөмбеләне кем белә? Казан, 2003.

4. Шаехова Р. К.Региональная программа дошкольного образования.

Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. – РИЦ,

2012. – 208 с.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Хусаинова Н.Р.Татарские национально-календарные праздники и игры.

http://www.pandia.ru энциклопедия знаний.

Э. Ризаева. Сценарий татарского праздника «Сюмбеля». http://www.maam.ru/ международный образовательный портал.

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка»

Две девочки, одетые в русские народные костюмы играют роль ведущих.

1.- Ой вы красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку осеннюю веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми и потехами, хороводами и песнями.

2.Здравствуйте, люди добрые!

Милости просим!

Если величать – так на пороге встречать.

1.Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды

Ни капризы ветреные моды

От души они, от доброты.

2. Гость, войди!

Традиций не нарушим.

С ним всегда чайку попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

1. Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью.

(обходит всех гостей и детей)

2.Рады видеть вас в нашей горнице!

Давно уж мы вас поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

    Для каждого найдется глоток водицы из колодца

Подарки есть на всякий вкус:

Кому сказка, кому быль,

Кому песенка вприкус.

Выбегает Петрушка

Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку! Представление начинается, ярмарка открывается!

Появляется второй Петрушка.

Вот вы где собрались!

Зазываю вас, друзья на базар сегодня я!

На славянский на базар

Показать лицом товар

Ну, что? Собрался народ?

Очень хорошо!

Вас ждет много песен и шуток,

И веселых прибауток.

Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, да ума разума со дна зацепить.

1.Подходите к лавкам,

Удивитесь, право!

Сколько здесь товару-

Увидишь не сразу.

А вот и первая лавка.

Да, много товару в ней.

Откуда товар?

Возле лавок своих стоят коробейники.

    А из разных мест.

Вот румяные блины.

Во все стороны равны!

К ним сметана или джем,

Разбирайте, хватит всем!

Что за праздник без блинов,

Налетай без всяких слов!

    С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи!

    есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад-

Разбирайте нарасхват!

Вот подарки для друзей, Налетайте поскорей!

Озорные все зверюшки, самодельные игрушки.

Не за четвертак, не за пятак,

Товар продадим почти за так!

Торопись народ!

Сам товар к тебе идет!

    Выбор здесь широкий очень.

Ешьте, пейте, кто что хочет:

Чай, горячие ватрушки,

Булочки, баранки, сушки.

Ко мне подходи, со мной торг веди.

Откровенно говорю:

Иль продам иль подарю!

1. Вот посуда «хохлома»

Из нее испить водицы

Сколько хочешь можно,

А вот игрушка дымковская.

Ребятам утеха!

А вот матушкин платок,

Посередочке цветок.

1 ведущая. –А что это за праздник без песни?

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах-

На покосах. на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России-

Столько во поле цветов.

Кто сложил ее- не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России-

Дети поют хором песню « Наш край»

Петрушка: -Я знаю что вы на все руки мастера. А сумеете ли вы мои загадки отгадать?

Только все отгадки на букву «К»

1. Лежит хрюшка - желтое брюшко. (кабачок)

2. Сидела на пенечке, а заснула в бочке. (капуста)

3.И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом……(картошка)

Петрушка: -Молодцы справились. А вот к нам на ярмарку приехали ребята из Ольховки, встречайте их.

Инсценировка песни « Во деревне то было в Ольховке»

Вед.- А какая ярмарка без шуток – прибауток! Весельчаки хотят слово смешное сказать, всех позабавить.

Инсценировка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!

Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.
У: А где же они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где же она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.

У: А где же она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!

Дети исполняют песню «Антошка»

Скоморох:- А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Дети танцуют «Барыню»

Вед. – Хорошо вы танцуете,

Милые подружки!

Только что за ярмарка

Без русской, без частушки?

Эй, сударушки – подружки,

Запевайте – кА частушки,

Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Исполнение частушек

    Чтобы печка разгорелась, 2. Ой, ноги мои

Надо жару поддавать. Что мне делать с вами?

Чтоб частушка лучше пелась, Для хороших, для гостей.

Надо пляской помогать. Пляшите вы сами.

3. Я плясала в три ноги, 4. Ой, пол, провались.

Потеряла сапоги. Потолок, обвались

Оглянулася назад – На доске остануся,

Сапоги мои лежат. С частушкой не расстануся

Скоморох: - Затей у нас большой запас

А для кого они? Для вас.

Песни петь или играть?

Организуются игры.

Выходи, удальцы,

Не робей, молодцы

Не ленись, не скучай.

Зарабатывай на чай!

Проводятся игры: «Веселая картошка», «Угадай по вкусу» и др….

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать»

Скоморох: - были песни, были пляски,

А теперь посмотрим сказку.

Инсценировка сказки: «Про репку»

Вед.: Дедка репку посадил…..

Дедка репке говорил…..

Дед: Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять….

Ох, устал, пора поспать.

(ложится недалеко от репки и засыпает)

Вед.: Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами)

Дед; Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть - чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась

(хватает репку и тянет)

Вед.: Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я – не репка, я – морковка.

Не умыл ты видно глаз

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь….

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет….

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я – отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я – не репка. Я – картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов, слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я – твой главный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай, да репка, вот те на!

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может, с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку не похожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…..А то….

Я - хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…..

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить….

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Милости прошу…. В корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…..

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал,

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах….

Я одна – источник цвета!

А свекольная котлета-

Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я – отличный урожай!

Что ж в корзину полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я – твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар….

Я для вирусов – кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я – отличный урожай!

Что ж в корзину полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец

Тот, кто слушал, молодец

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов….

Ведь артисты – то старались,

Пусть слегка и растерялись.

Петрушка:

Все вы говорите не в толк, давайте веселую песню споем!

Дети поют песню «Вместе весело шагать»

Петрушка:

Я на ярмарку ходил, себе дудочку купил.

Скоморох:

Подошел базар к концу.

А конец - делу венец.

Все мы лавки посмотрели

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как устроен русский дом,

Что едали наши деды,

В чем ходили на обеды,

В гости, в церковь, на гулянья,

На вечерние страданья.

Было много мастеров.

Что учились у отцов

Мастерству и песне,

Что певали вместе

Про красивый сарафан,

Про узорчатый кафтан,

И про игры, и про смех.

Все делили и на всех!

Все вместе:

Славься мастерами, Русь!

Навсегда, на все века!!!

Дети поют заключительную песню « Если добрый ты»

Родители вместе с детьми заканчивают праздник чаепитием.

И тот хорош и другой хорош – выбирай, который хошь.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение