Пятидневка: мечты сбываются

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

- 7 Февраля 2015, 12:52

"Почему родители отдыхают, а мы нет?" — наверняка этот досадный вопрос хотя бы раз возникал у школьника, держащего путь на учёбу поутру в субботу. И действительно, почему у большинства взрослых два выходных, а у детей — всего один? Когда отдыхать и общаться, если и в единственный выходной, воскресенье, ученики вынуждены заниматься домашним заданием на понедельник?

О праве детей на отдых и занятия по интересам с недавних пор всерьёз задумались по всей стране. «На пятидневке» — уже более 97 % московских школьников, с переменным успехом пытаются разгрузить субботу другие регионы. От общей тенденции не отстаёт и наш район: по поручению Сергея Пахомова управление образования сейчас занимается проработкой этого вопроса. Всем нашим школам настоятельно рекомендовано перейти на пятидневную учебную неделю с 1 сентября 2015 года.

СУББОТА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДНОЙ

Согласно действующему законодательству, сколько учиться — пять дней в неделю или шесть, школы определяют для себя самостоятельно. Исключение сделано лишь для первоклашек, у которых по санитарным правилам обязательно должно быть два выходных дня в неделю.

Отметим, что по рекомендации управления образования на пятидневку несколько лет назад перешли все начальные классы в школах района. В каких-то учебных заведениях по пять дней в неделю учатся также 5 и 6 классы. В основном же школьники с 5 по 11 классы посещают школу в шестидневном режиме.

В управлении образования нам сказали, что переход на пятидневную учебную неделю осуществляется, прежде всего, по запросам родителей. О том, что было бы разумно и полезно разгрузить субботу, говорили и директора школ. Зачастую в этот день на уроках можно видеть полупустые классы. У старшеклассников на сей счёт есть вполне уважительная причина: по субботам многие уезжают на вузовские подготовительные курсы.

"Пятидневка приведёт к тому, что высвободится суббота, чтобы дети, в первую очередь, могли больше находиться с родителями, отдыхать. В будние дни взрослые приходят с работы после семи, на общение уже ни времени, ни сил не остаётся. А в воскресенье ребёнок готовит уроки на понедельник. Поэтому именно суббота — время для совместного посещения выставок, театров, му

зеев, да и просто досуга", — говорит заместитель главы администрации района — начальник управления образования Ольга Дударева.

По мнению начальника школьного отдела Ирины Чу-завковой, освобождённая суббота даст больше возможностей для дополнительных занятий. "Уже в начальной школе дети идут в различные творческие объединения, спортивные секции. И родители стараются определить детей в учреждения дополнительного образования таким образом, чтобы нагрузка больше падала на субботу, когда родители свободны", — отмечает она.

Всеобщая пятидневка не должна привести к перекраиванию графика работы музыкальных и художественных школ. И в настоящее время в учреждениях дополнительного

образования суббота — это полный рабочий день.

НЕ УВЕЛИЧИТСЯ"

Многие родители опасаются, что сокращение учебной недели на один день приведёт к тому, что на ребёнка свалится дополнительная нагрузка в оставшиеся пять дней. Это серьёзный аргумент, чтобы встать на защиту шестидневки, которая представляется в таком свете более щадящим режимом учёбы.

Однако в управлении образования нас заверили, что чисто технический перенос занятий с субботы на другие дни невозможен. Составляя свой учебный план, школа руководствуется региональным базисным учебным планом, кото-

рый утверждается Министерством образования Московской области ежегодно. В нём чётко прописано, какое максимальное количество уроков может быть в каждом классе при шестидневной и при пятидневной учебной неделе.

К примеру, предельно допустимая нагрузка для пятиклашек при шестидневке — 32 часа, а при пятидневке — 29 часов в неделю. Для 6 класса при шестидневке допускается 33 часа, при пятидневке — 30 часов. Причём разница в три часа установлена для всех классов. То есть, как видим, общая допустимая недельная нагрузка при шестидневном режиме всегда больше, чем при пятидневном.

Ещё один немаловажный момент: уроки распределяются по дням недели не в произвольном порядке, а в соответствии с санитарными правилами. В них определено, сколько может быть занятий в день у разных классов в зависимости от сложности предметов. Кроме того, нагрузка должна меняться в течение недели: например, четверг или пятница — облегчённый учебный день.

МИНИМУМ ОБЕСПЕЧАТ

Как школа не может превысить допустимую учебную нагрузку на ребёнка, так она не может и дать меньше положенного. Существует такое понятие как базовая часть — это обязательные часы, которые одинаковы при пятидневке и шестидневке. Меньше этих часов школа поставить в учебный план не может. Больше — может, но только в пределах допустимой недельной нагрузки.

Возьмём в пример 5 класс: учиться 26 часов в неделю положено в любом случае, однако при пятидневной неделе есть возможность добавить ещё три часа до допустимого максимума, а при шестидневной — все шесть часов. Конечно, с этой точки зрения шестидневка даёт больше возможностей, но, если рассудить, то оправдана она, пожалуй, разве что в школах с углублённым изучением отдельных предметов и гимназиях.

"Большей части школ нужно дать только базис — чтобы был документ об образовании, — отмечает Ольга Дударева. — Кому нужно больше, будут использовать несколько часов сверх базиса, дополнительные занятия". В то же время начальник управления образования допускает, что с переходом на пятидневку могут возникнуть сложности у гимназий. Поэтому отказ от субботы со следующего учебного года — это рекомендация для школ, а не понуждение.

Вероятный "побочный эффект" ухода от шестидневки — уменьшение нагрузки на учителей и даже сокращение педагогов. Ольга Дударева не исключает таких последствий, подчёркивая при этом, что на первом месте всё же стоит забота о детях.

ЧТО ЖЕ САМИ

ШКОЛЫ?

Пока большинство школ района только ещё примеряют на себя новые учебные планы. Два учебных заведения, 1-я хотьковская и торгашин-ская школы, уже полностью перешли на пятидневку, причём по собственной инициативе.

Хотьковская школа № 1 работает по-новому с 1 сентября 2014 года. По словам директора Сергея Маслакова, это было совместное решение — руководства школы, педагогов и родительской общественности. "Мы ничего не потеряли. Родители и ученики говорят нам только спасибо, отмечают перемены к лучшему", — говорит Маслаков. Все основные предметы в школьном плане остались. Под сокращение попали факультативы, которые не были востребованы, в том числе и для поступления в вузы, — история, география. Такие факультативы как русский, математика, физика остались.

"Да, обязательно перейдём", — ответила на наш вопрос о переходе на пятидневку Ирина Горшкова, директор школы № 14, где учатся в две смены. Причём, со слов директора, разгрузка субботы совсем не помешает планам школы по ликвидации второй смены. "Я сторонница пятидневки, дети должны проводить выходные с семьёй, — говорит Ирина Васильевна. — Конечно, учителям всегда не хватает часов, хочется дать детям больше. Но ведь, с другой стороны, важно не сколько учить, а как".

А вот в гимназии № 5, скорее всего, полностью отказаться от субботы не смогут. По пятидневке с нового учебного года начнут учиться 5 и 6 классы, а также 6, 7 и 8 общеобразовательные классы. В новые планы получится вписать два иностранных языка, остальное будет компенсироваться бесплатными внеурочными занятиями, курсами. У остальных классов продолжится учёба шесть дней в неделю, ведь им просто необходимо доучиться по уже начатому учебному плану, иначе несколько лет учёбы на результат просто пропадут даром.

Юлия Ермакова

Сотрудница администрации президента Ольга Васильева 19 августа сменила Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки.


Как только она приступила к исполнению своих обязанностей, сразу сделала несколько важных заявлений: коррекционные школы больше не станут закрываться, внеурочное время школы будут тратить на развивающие занятия, а не на натаскивание на ЕГЭ, при закрытии неэффективных вузов и филиалов учтут все нюансы, и каждый случай рассмотрят индивидуально.

Васильева особо подчеркнула, что никакого плана по закрытию вузов и филиалов нет, а прилагательное "жесткий" вряд ли можно применять к системе высшего образования и студентам.

Педагоги с этого года будут работать по стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Не все школы пока к ней готовы, потому переход на стандарты пойдет поэтапно. В госпрограмму "Доступная среда" теперь включены и спецшколы, а значит, они получат дополнительные средства.

По мнению министра, регионы должны активнее привлекать в школы молодых педагогов, так, чтобы доля учителей со стажем и молодежи в наших школах была равной. Пока среди учителей преобладают те, кому за 40. Молодых педагогов у нас примерно столько же, сколько и в среднем в развитых странах. А вот доля учителей от 50 до 59 лет - почти 30%. Это гораздо выше, чем в странах, которые претендуют на лидерство в образовании. Как привлечь молодежь в школу? Например, льготными беспроцентными кредитами на жилье, как это сделали на Сахалине.

Чтобы дети больше времени проводили с родителями, все школы постепенно перейдут на пятидневку. "Это не касается 10 и 11 классов", - уточнила министр. Ясно, что сегодня пятидневка - пока несбыточная мечта для многих учеников и учителей. В России есть и вторая, и даже третья смена в школах. Особенно тяжелое положение на Северном Кавказе, в Приморье, в Крыму. И все из-за того, что остро не хватает учебных помещений. По плану минобрнауки через 2 года все школы должны отказаться от 3-й смены, а к 2025-му - от 2-й.

Кстати

Московские школьники теперь смогут пользоваться электронными браслетами. С сентября любая школа или сад, где внедрена система "Проход и питание", имеет право заменить электронные карты учеников на силиконовые браслеты. С их помощью дети будут проходить в здание и покупать еду в столовой и буфете.

Браслет - аналог электронной карты школьника. На выбор ученикам предложат 11 расцветок. Главное достоинство браслета в том, что его гораздо труднее потерять, чем карту.

Мнения

Патриарх Кирилл

Думаю, у вас очень правильная позиция, правильное видение целей и задач, стоящих перед вами. Даже этот короткий рассказ свидетельствует о том, что многие годы вы размышляли на эти темы.

Сложившиеся конструктивные отношения министерства образования и науки с Русской православной церковью будут и впредь приносить добрые плоды на ниве просвещения.

Владимир Фортов, президент РАН

Мы готовы к дружной работе с новым министром, есть надежда, что теперь реформа будет идти более взвешенно. Ольга Васильева - гуманитарный человек, а гуманитарный блок у нас подвис по ходу реформ.

Диана Гурцкая, заслуженная артистка России, член Общественной палаты

К сожалению, последние годы не было должного внимания к дефектологам и специалистам по коррекционной педагогике. Но с приходом Ольги Васильевой на должность министра образования ситуация, надеюсь, будет качественно иной. Я хорошо знаю ее профессионализм в этой сфере по совместной работе в комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, где она возглавляет рабочую группу по образованию. И она уже обозначила в качестве одного из приоритетов своей деятельности именно образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Федеральный стандарт для детей с ограниченными возможностями, безусловно, вещь своевременная и нужная.

Мои приоритеты

Ольга Васильева, министр образования и науки

Для меня как человека, который занялся этой очень сложной и важной работой, есть приоритеты. Как известно, образование - это обучение и воспитание. Школа на протяжении всей истории человечества всегда формировала личность человека.

Самый большой приоритет - воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия нравственность, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших.

Из нашего языка, к сожалению, почти ушли слова милосердие и сострадание. А мне очень важно, чтобы маленький человек - ребенок - благодаря труду учителя стал личностью. Поэтому я считаю, что учитель, как врач или священник, - это служение, призвание, и понятие "услуга" должно уйти из общественного сознания.

Благодаря учителю маленького человека можно приучить к трудолюбию. Об этом мы тоже перестали говорить. Именно благодаря подвигу учителя, его нравственным идеалам ученик идет во взрослую жизнь и принимает ее достойно со всеми ее сложностями. Возникает вопрос, как это сделать? Лучшее, что у нас было и есть, - это кладезь русской литературы. Ничто не учит лучше человека этим самым нравственным качествам, чем литература. Наша задача - дать ему то, что получали другие поколения, учить истории и традиции, потому что традицией зиждется наша будущая жизнь. Сегодня ребенок - завтра гражданин, и вся ответственность лежит на учителе. Поэтому я не раз заявляла, что главное - забота об учителе, о вузовских преподавателях, педагогах в колледжах. Мне кажется, что одна из первоочередных задач - освободить учителей от большого количества бюрократических отчетов. Учитель должен заниматься своим творчеством - прекрасным, сложным, требующим много сил.

Еще одна задача - формирование единого образовательного пространства. Должен быть очень четко обозначен базис по каждой дисциплине, а также разработаны углубленные курсы. Недопустимо, чтобы в Калининграде мы начинали учить одно, а потом, случайно оказавшись во Владивостоке, видели нестыковку. Я хочу сделать акцент на содержании учебных программ, ведь от того, какими будут программы, зависит и результат. Вот задачи, которые, на мой взгляд, стоят сейчас наиболее остро.

Цифры и факты

Сколько чего в России сейчас?

43 900 школ.

1 000 000 учителей.

3200 колледжей и техникумов.

896 вузов и 1080 филиалов.

Что появится в скором времени?

1027 новых детских садов.

185 новых школ.


Инфографика: Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова / РГ

30 августа 2017 года состоялось традиционное Общероссийское родительское собрание, на котором Министр образования и науки России О.Ю. Васильева в прямом эфире ответила на вопросы родителей, как непосредственных участников собрания, так и родителей по видеосвязи из ряда регионов, а также на вопросы, поступившие на сайт Минобрнауки России и через аккаунты Министерства в социальных сетях, в том числе:

когда во всех школах будет пятидневка; могут ли учащиеся на уроке пользоваться мобильником; зачем нужен экзамен по иностранным языкам после 9 класса; закроются ли коррекционные школы; почему в школу попадают плохие учебники; до каких пор с родителей и учителей будут собирать деньги на ремонт классов и многие другие.
Об учебной неделе
Министр образования и науки О.Ю.Васильева рассказала, что решение о пятидневной или шестидневной учебной неделе должна принимать сама школа при активном участии родителей.
«Малыши должны все свои программы, мне кажется, укладывать в пять дней, а старшие, если требует необходимость, могут прийти и в субботу», — сказала О.Ю.Васильева.
Она также отметила, что разговоры о перегруженности детей велись всегда, но часть занятий идет в рамках дополнительного образования, это дает возможность детям сменить вид деятельности и в то же время получить новые знания и навыки.
Об изучении иностранного языка
Министр подчеркнула, что в современном мире иностранный язык «необходим как инструментарий, какую бы специальность ребенок ни выбрал». Однако за то время, что у нас отпускается на изучение иностранного языка, ученики не могут говорить. Поэтому Министр считает, что «что-то надо менять в преподавании иностранных языков в российской школе».
Об увеличении часов на предметы естественно-научного цикла в старшей школе
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильева пояснила, что в непрофильных классах это можно сделать за счет часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности по решению самой школы. Это надо делать так, чтобы дети, которые тяготеют к естественным наукам, получали дополнительное время для их изучения через научно-кружковую работу, углубленные лекции после уроков или через «Кванториум».
Школа имеет все, чтобы удовлетворить потребности ребенка, но надо иметь хорошее базовое образование. Обращаясь к руководителям школ, она попросила, чтобы они ее услышали: нужно захотеть это сделать, нужно честно это делать.
О.Ю.Васильева также считает, что шахматы, обучение финансовой грамотности должно быть в каждой школе.
О профориентации и уроках труда
Глава Минобрнауки РФ О.Ю. Васильева сообщила, что вопрос о профориентации рассматривается «жестко» и что. занятия по профессиональной ориентации появятся во всех школах. Что касается трудового обучения в школе, то задача не меняется и каждая школа сама определяет по какому пути она пойдет, как организовывать программы по предмету так, как считают необходимым её руководство и родители.
Об учебниках
Министр О.Ю.Васильева рассказала, что в ближайшее время изменится перечень учебников для школ, которых сейчас 1376. Ко многим из них есть претензии учителей, особенно к учебникам русского языка, математики, окружающего мира, истории, иностранного языка. По ее словам «надо рассмотреть новые формы экспертизы и вернуться к учебникам, которые дают базовое содержание». При этом не должно быть больше трех линеек.
О сборах денег с родителей на учебники, пособия и рабочие тетради
«Бесплатные учебники и учебные пособия, то, что вам рекомендуют – учитель должен объяснить, почему эта тетрадь необходима, если она пустая, ее вряд ли стоит носить. Стоит обговорить значимость тетради для того или иного предмета. Обязательные бесплатные тетради должны у вас быть бесплатными, остальное – школа решает сама. Если нужна наша помощь – мы можем оказать. Но нужно решить на уровне родительской ассоциации», — сказала О.Ю.Васильева.
О коррекционных школах
Министр сообщила, что «сейчас в России 1764 таких школ, они все продолжат работать» и что и все они будут оснащены специальными медицинским комплексами.
Об экзамене по русскому языку и ЕГЭ
Глава Минобрнауки отметила, что теперь все вопросы в ЕГЭ со смысловым ответом, и чем дальше – тем их будет больше. Тестовая часть осталась только в устной части ЕГЭ по иностранному языку. Она также сообщила, что так как дети теряют навык хорошо формулировать собственные мысли, в новом учебном году планируется ввести собеседование по русскому языку и литературе в девятом классе, как своего рода допуск к основному ЕГЭ подобно сочинению в 10 классе. Относительно устного экзамена по русскому языку в 9 классе О.Ю.Васильева пояснила, что это будет либо короткий рассказ либо беседа по прочитанному отрывку из какого либо произведения.
О лагерях отдыха
Глава ведомства О.Ю.Васильева отметила, что большая часть из 42 тысяч лагерей отдыха построена 30-40 лет назад. В этом году на поддержание материальной базы вложено 35 млрд рублей. Эта работа будет продолжаться и дальше. Прорабатываются возможности субсидий и других форм помощи регионам.
О возвращение медицинских кабинетов в школы и предоставлении данных о здоровье детей
Свою позицию по этому вопросу Министр сформулировала так:
«Я убеждена, что школа должна знать об особенностях здоровья ребенка. Защита данных — вещь замечательная, но дело касается здоровья. Информация об этом должна быть в школах, возможно, она будет иметь заявительный характер».
Вопрос о медицинских кабинетах и предоставлении информации о здоровье детей, как заявила О.Ю. Васильева, будет решаться совместно с Министерством здравоохранения РФ.
О мобильниках на уроках
Министр считает, что на уроке разговаривать по мобильному телефону учитель, конечно, не может, а ученику мобильник на уроке не нужен. Есть телефон у учителя, с которым родители всегда могут связаться.
По мнению Министра школьникам на уроках достаточно планшета с учебными программами и интерактивной классной доски, а мобильные телефоны на уроках только мешают учебному процессу, и что каждая школа может сама выработать рекомендации относительно мобильных телефонов.
О компенсации на семейное образованием и питание детей из многодетных и малообеспеченных семей
О.Ю.Васильева пояснила, что субъекты Федерации в порядке предоставленных им полномочий вправе сами решать вопросы компенсации на семейное образование на основании нормативов, определяемых в соответствии со стандартом, и о бесплатном питании детей из многодетных и малообеспеченных семей. Регионам такое право предоставлено и они все должны воспользоваться эти правом.
О поборах в школах
Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева подчеркнула, что базовый закон об образовании не предполагает никаких поборов, в том числе и на ремонт школы.
«Вопрос о поборах нужно решать внутри самой школы, для начала, и с руководством муниципалитета, который является ее учредителем. Никаких поборов быть не должно. Поэтому каждый отдельный случай нужно решать, в том числе, и с правоохранительными органами, – заявила О.Ю. Васильева.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как накрыть новогодний стол в несколько раз быстрее Как накрыть новогодний стол в несколько раз быстрее Признание брака недействительным и правовые последствия процедуры Признание брака недействительным и правовые последствия процедуры Как сложить сервировочную салфетку в виде сердца Как сложить салфетку в форме сердца Как сложить сервировочную салфетку в виде сердца Как сложить салфетку в форме сердца