Роль матери в семье. Консультация "роль матери воспитании детей"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Материнская любовь

– Геронда, как-то раз Вы сказали нам, что от любви человек растёт, зреет.

– Просто любить кого-то – это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.

Иная девушка до замужества может спать до десяти часов утра и при этом ещё рассчитывать на то, что мать подогреет ей молока для завтрака. Сделать какую-нибудь работе такой девушке лень. Хочет, чтобы все её обслуживали. К матери у неё претензии, к отцу претензии, а сама наслаждается бездельем. Несмотря на то что в её [женской] природе есть любовь, она не развивается, потому что не переставая принимает помощь и благословение от матери, от отца, от братьев и сестёр. Однако, став матерью сама, она начинает походить на самозаряжающееся устройство, которое чем больше напрягается в работе, тем больше заряжается – потому в ней не переставая работает любовь. Раньше, дотронувшись до чего-нибудь грязного, она испытывала чувство брезгливости и тщательно мыла руки с душистым мылом. А сейчас, когда её младенец наложит в штанишки и их надо отстирывать, она испытывает такое чувство, словно берёт в руки мармеладные конфеты! Брезгливости она не испытывает. Раньше, когда её будили, она громко выражала недовольство тем, что её побеспокоили. Сейчас, когда её ребёнок плачет, она не спит всю ночь, и ей это не трудно. Она заботится о своём младенце и радуется. Она стала матерью, и у неё появились жертвенность, любовь.

Надо сказать и о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не предоставляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше чем отец, но одновременно она “подзаряжается” от детей, отдаёт им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не “подзаряжается” от них, поэтому его любовь не столь велика, сколь любовь материнская.

Сколько же матерей приходят ко мне в слезах и просят: “Помолись, отче, за моего ребёнка”. Знаете, как они переживают! От немногих мужчин можно услышать: “Помолись, мой ребёнок сбился с пути”. Да вот и сегодня приходила одна мать с восемью детьми. С каким же трепетом эта бедняжка подталкивала своих малышей вперёд и выстраивала их в рядочек, чтобы все они могли взять благословение. Увидеть отца, ведущего себя подобным образом, – большая редкость. И Россия удержалась благодаря матерям. Отцовское объятие – если в нём нет Благодати Божией – сухо. А объятие материнское – даже без Бога – имеет в себе молоко. Ребёнок любит своего отца и уважает его. Но и эта любовь к отцу увеличивается от нежности и тепла материнской любви.

Правильное отношение к бездетности

Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает. Как же я намучался с одной женщиной, не имевшей детей! Муж этой несчастной занимал высокий пост. Ей принадлежало несколько домов, которые она сдавала внаём. Кроме того, у них был большой дом, в котором она жила с мужем, взявшим за ней в своё время немалое приданное. Но всё ей было в тягость: и на рынок сходить, и пищу приготовить… Да и не умела она готовить-то. Сидя дома, звонила в ресторан и оттуда ей приносили готовые кушанья. Всё у неё было, однако она терзалась, потому что ничего её не радовало. Целыми днями она сидела дома: то ей было не так, это – не эдак. Одно делать скучно, другое – тяжело. Потом её начали душить помыслы, и она была вынуждена пить таблетки. Её муж брал работу на дом, чтоб ей было повеселей, а она не зная, чем убить время, стояла у него над душой. Конечно, она надоела этому бедняге: ведь помимо всего прочего, человеку надо было и работу выполнять! Встретившись с ней, я ей посоветовал: “Не сиди ты целыми днями дома! Ведь так ты совсем заплесневеешь! Сходи в больницу, посети больных…” – “Да куда я там, отец, пойду? – ответила мне она, – Разве мне такое дело по силам!” – “Тогда, говорю, – сделай вот что: как придёт время читать первый час, читай его, потом в своё время читай третий час и так далее37. Положи и один-другой поклончик …” – “Не могу”, – отвечает. “Эх, – говорю, – ну тогда берись-ка ты за Жития Святых”. Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигших святости, чтобы что-нибудь их прочитанного запало ей в душу и помогло. С превеликим трудом удалось вернуть её в нормальную колею, чтобы она не докатилась до сумасшедшего дома. Эта женщина привела себя в совершенную негодность. Мощный мотор, но масла в нём подзастыло.

Всем этим я хочу сказать, что женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У неё есть благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель.

Один случай врезался в мою память. У моего знакомого было две сестры. Одна вышла замуж очень юной и родила много детей. Эта женщина приносила себя в жертву. Помимо прочего, будучи портнихой, она шила одежду и таким образом оказывала милостыню беднякам. А на днях приехала и говорит мне: “У меня ведь теперь и внучата есть!” При этом её сердце трепетало от радости. А другая сестра замуж не вышла. Однако и духовной пользы из своего беззаботного положения она не извлекла. В каком же она находилась состоянии! Как она жила – лучше даже не спрашивать… Она ждала, чтобы старуха-мать её обслужила да ещё жаловалась, что та делает это недостаточно усердно. Видите как? Она не стала матерью, и поэтому у неё внутри ничего не изменилось. Но, помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пустить в дело ту любовь, которая присутствует в женском естестве, извлечь из неё пользу. Однако она этого не сделала.

Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нужное русло, уподобляется включённому станку, котрый не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясает других.

Материнская выносливость

– Геронда, святитель Нектарий Эгинский в одном из писем к монахиням призывает их не забывать, что они женщины, и подражать преподобным женам, а не преподобным мужам. Почему Святитель так говорит? Может быть, потому, что женщинам не хватает выносливости?

– Кому? Это женщинам-то не хватает выносливости? Да я просто диву даюсь, какая у них выносливость! Они ведь семижильные! Тело женщины может более слабым, чем мужское, но у неё есть [сильное] сердце, и, работая им, она имеет такую выносливость, которая превосходит мужскую силу. Да, у мужчины есть телесные силы, но сердца, которое есть у женщины, у него нет. Как-то я наблюдал за одной кошкой, которая пришла ко мне в каливу со своими котятами. Тощая-претощая, рёбра можно пересчитать. Однажды ко мне во двор забежала большая охотничья собака. Курд – так звали кота, задал стрекача, а кошка изготовилась к бою, выгнулась дугой, приняла угрожающую позу и была готова набросится на пса. Я только диву дался: откуда у неё взялось столько смелости! Видишь: она защищала котят.

Мать страдает, выбивается из сил, но ни боли, ни усталости при этом не испытывает. Она принуждает себя [к работе], но, любя детей, любя свой дом, всё делает с радостью. Человек целыми днями лежит на боку, устаёт больше чем она. Помню, когда мы были маленькими, наша мать должна была носить, воду издалека, а еще готовить, печь хлеб, стирать одежду, да к тому же работать в поле. При этом еще и мы – дети – не давали ей покоя: когда мы ссорились между собой, к её многочисленным делам и хлопотам прибавлялись ещё и судейские обязанности! Однако она говорила: «Это мой долг. Я обязана делать всё это и не роптать». Она вкладывала в эти слова добрый смысл. Она любила дом, любила своих детей и от дел и забот не выбивалась из сил. Она всё делала с сердцем, с радостью.

И чем больше проходит лет, тем сильнее мать любит дом. Её годы уже не те, что раньше, однако несмотря на это, она жертвует собой все больше и больше, чтобы и внучат вырастить. У неё остаётся всё меньше сил, однако она совершает все свои обязанности от сердца, и её силы превосходят даже силы её мужа, и те силы, котрые сама она имела в молодости.

– Знаете, Геронда, женщины и в болезни отличаются большим хладнокровием, чем мужчины.

– Знаешь, в чём тут дело? Мать многократно сталкивалась с тем, что заболевал её собственный ребёнок. И поэтому она знает, что такое болезнь вообще, у неё богатый опыт в этом отношении. Она помнит, сколько раз у её малыша поднималась температура и сколько раз опускалась. Она видела разные сцены: например, как задыхавшийся или терявший сознание ребёнок, стоило его немножко похлопать по щекам, приходил в себя. Мужчина всего этого не видит, и такого опыта у него нет. Поэтому, узнав, что у ребёнка поднялась температура или он побледнел, мужчина впадает в панику и начинает нервничать: «Ребёнок погибает! Что же нам теперь делать? А ну-ка, бегом звонить врачу!»

Беременность и кормление грудью

Воспитание ребёнка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в её утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожится душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её. В этом случае родившийся ребёнок будет ребёнком освящённым и родителям не придётся испытывать с ним затруднений – ни пока он будет маленьким, ни когда подрастёт.

Потом, когда ребёнок родится, мать должна кормить его грудью – чем дольше, тем лучше. Материнское молоко даёт детям здоровье. Питаясь от груди, младенцы впитывают в себя не только молоко: они впитывают любовь, нежность, утешение, безопасность и таким образом становятся людьми с сильным характером. Но, кроме того, кормление грудью помогает самой матери. Если матери не кормят своих детей грудью, то в их организме возникают аномалии и это может привести [к раку] и удалению груди.

В прежние времена, если у матери было молоко, то она могла кормить грудью и своего малыша и соседского. А сейчас многим матерям тяжело прокормить грудью даже собственных детей. Мать, которая бездельничает и не кормит ребёнка грудью, передаёт «микробы» безделья и праздности и ему. Раньше на банках со сгущённым молоком была нарисована мама, держащая в объятиях малыша, а сейчас на банках со сгущенкой изображают «маму», держащую на руках цветочки! Мамы не кормят детей грудью, и поэтому дети вырастают без утешения. Кто даст им нежность и любовь? Банка с молоком коровы? Малыши сосут соску, надетую на «ледяную» стеклянную бутылку, и их сердце тоже оледеневает. А потом, придя в возраст, они тоже ищут утешение в бутылке – в кабаках. Чтобы забыть свою душевную тревогу, они начинают пить и становятся алкоголиками. Если дети сами не получают нежности, то у них не хватает её и на то, чтобы передать её своим детям. Так одно влечёт за собой другое. А потом приходят матери и начинают просить: «Помолись отче! Я теряю своего ребёнка».

Работающая мать

– Геронда, если женщина работает – это правильно?

– А что муж говорит по этому поводу?

– Он оставляет это на её выбор.

– Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая и работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.

– Геронда, я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.

– Что же, по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматься профессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она может заниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противном случае как она сможет им помочь?

– Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами.

– Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А от того, что работает и муж, и жена – якобы потому, что им не хватает денег, – семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остаётся делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранных языков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А ещё она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках. Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они стали прибегать к «помощи» психоаналитиков… Поэтому я советую матерям упростить свою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются. Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключиться, когда устаёт от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.

Сегодня дети «голодают» от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский язык они не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляет под надзором чужих – часто инородных – женщин. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги! А знаете, к чему все это приводит? К тому, что если у ребёнка нет одной мамы, то у него есть целая куча нянек!

Домашнее хозяйство и духовная жизнь матери

– Геронда, как домашняя хозяйка может упорядочить свои дела и заботы, чтобы иметь время и для молитвы? Какое соотношение должно быть между работой и молитвой?

– Женщины обычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботам всё новые и новые. Имея много сердца, женщины могли бы очень успешно вести «домашнее хозяйство» своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам. Представьте, что у нас есть, например, бокал, украшенный красивыми узорами, полосками и тому подобным. Если бы он не был украшен этими полосками, это не мешало бы ему служить своему предназначению. Однако женщины приходят в магазин и начинают объяснять продавцу: «Нет-нет, мне нужно, чтобы полоски были вот досюда и нарисованы не так, а вот так». Ну а уж если там нарисован цветочек, то их сердце начинает просто ликовать! Таким образом женщина, растрачивает весь свой потенциал. Редко встретишь мужчину, который обращал бы внимание на подобные вещи. Будь, к примеру, его настольная лампа коричневой или черной – мужчина этого даже не заметит. А женщина [наоборот] – она хочет чего-то красивого, она радуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому «красивому» она отдает другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталость во время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тем больше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладает великой силой! На днях я встретился с женщиной, всецело вверившей себя Богу. Было видно, как в ней горит сладкое пламя! За любое дело она берётся горячо. Раньше эта женщина была совершенно мирским человеком, но по-доброму расположена, и в какой-то момент в её душу запала искра. Все свои золотые украшения и роскошные одежды она выбросила. Сейчас она живёт с удивительной простотой! Подвизается, совершает над собой духовную работу. Какой жертвенностью исполнены её поступки! Она стала «ревновать», «завидовать» святым – в добром смысле этого слова. Знаете, сколько чёток она протягивает в молитве, какие совершает посты, сколько времени отдаёт чтению псалтыри!.. Удивительное дело! Подвижничество стало сейчас её пищей.

– Геронда, одна мать сказала мне: «Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успеваю сделать, ни времени на молитвы у меня не остаётся».

– Для того чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощью простоты мать может преуспеть. Мать имеет право сказать «я устаю», если она упростила свою жизнь, а многие трудятся лишь потому, что имеют много детей. Однако если они теряют своё время, стараясь, чтобы её дом произвёл впечатление на чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, душат своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: «каждая вещь на своём месте». Этот «чин» есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.

В прежние времена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь чтением. Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведены на современный язык, но, к сожалению, большинство матерей [проходят мимо всего этого богатства и] занимают своё время глупостями или же [постоянно] работают, чтобы свести концы с концами.

Вместо того чтобы скурпулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читая им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом её дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать вермя даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?

– Геронда, как быть, если мать имеет много детей, и много работы?

– Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердится, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать Старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила – так звали Старца Хаджи-Георгия в миру. Эта женщина родила двух детей, а после они жили со своим супругом в девстве, любя друг друга как брат и сестра. Мать Хаджи-Георгия с детства отличалась подвижническим духом, потому что её сестра была монахиней, подвижницей. Свою сестру-монахиню она часто посещала и, уже будучи замужем, приезжала к ней вместе со своими детьми. Отец Гавриила тоже был человеком благоговейным. Он занимался торговлей и поэтому большую часть времени проводил в путешествиях. Это давало его матери благоприятную возможность жить просто, не заботясь и не суетясь о многом39, брать своего сына с собой и ходить вместе с другими женщинами на всенощные бдения, которые совершались иногда в пещерах, а иногда в разных часовнях. Поэтому впоследствии её сын достиг такой меры святости40.

Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть старах Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то, что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

Роль матери основана на биологических особенностях, системы идеологических ценностей и модели поведения взятой из окружающей социальной группы. Права и обязанности материнства определяет общество и культурное наследие.

Роль матери для ребенка

Именно мать влияет на поведение людей в обществе, но прежде всего она оказывает влияние на поведение детей. С момента рождения ребенка значение матери важно для правильного развития, материнская забота основана на любви и доверии, укрепляет чувство собственного достоинства. Качество отношений между матерью и ребенком определяет умственное и эмоциональное развитие, а отсутствие тесной связи с матерью приводит к серьезным последствиям, например к хронической депрессии и склонностью к асоциальному поведению в будущем.

Мать является главным человеком в жизни ребенка независимо от его возраста и важность матери пропорциональна возрасту ребенка, так, чем беспомощней малыш, тем больше он нуждается в ее присутствии. Мать заботится о домашнем хозяйстве, отвечает за создание эмоциональной атмосферы в доме, поддерживает семейные связи и традиции. Кроме того, ребенок учится у матери регулироваться свое поведение, проявлять чувства и эмоции, понимать окружающих через эмпатию. Ребенок стремиться понравится матери, копируя ее поведение и отношение к другим людям.

Роль матери в глазах общества

Роль матери в обществе постоянно меняется и зависит от множества факторов. Например, роль матери-одиночки существенно отличается от матери, у которой есть муж, также отличаются материнские роли в зависимости от того, работает женщина или занимается домашним хозяйством. Понятно, что у одинокой мамы меньше времени на общение с ребенком и больше ответственности перед малышом, она должна все успеть – накормить, отвести, поиграть, приготовить и успеть на работу.

Однако не меняется понятие матери, как первого человека влияющего на развитие и воспитание, поэтому общество так требовательно к ней, вне зависимости от ее социального положения. Каждая мама в глазах общества – воспитатель-педагог, хранительница домашнего очага и человек, который обслуживает потребности семьи.

Как все успеть

Удовлетворить желания общества не всегда возможно, так что не надо рвать на себе волосы, чтобы стать идеальной для всех. Достаточно быть лучшей для своего ребенка. Поцелуй перед сном, беседа о прошедшем дне, прогулка в парке на выходных и совместные игры сделают жизнь ребенка более наполненной воспоминаниями о материнской заботе. Главная задача, сделать детство ребенка как можно более комфортным, не обделенным вниманием и любовью.

Содержимое

Мама и ребенок настолько тесно связаны, что часто в первые годы жизни малыша они воспринимаются как единое целое. Часто можно услышать от мам - мы поели, мы нарисовали, мы пописали.

Мама ухаживает за ребенком, кормит его грудью, прижимает во сне, защищает и оберегает свое дитя. А также учит всему, что пригодится ребенку для выживания и обретения стабильности в мире.

Это и есть воспитание. В статье мы рассмотрим, в чем конкретно заключается мамино воспитание, какие мифы нужно отбросить и как влияет мамин подход к вопросу воспитания на становление личности малыша.

Мифы о воспитании

Удивительно, но не только статьи в интернете, но и большинство книг о материнстве и воспитании пестрят заголовками «мама должна». И должна она, судя по описанию, всем и очень много - знать все об уходе за новорожденным, уметь успокоить, правильно и вовремя ввести прикорм, воспитать у ребенка музыкальный слух и математические способности, открывать в нем таланты, бесконечно читать, петь, танцевать. А также всегда быть улыбчивой, нежной и всепрощающей. Все это на фоне идеально чистого дома (ведь ребенок должен жить в стерильности!), и приготовленных обедов из трех блюд.

Хорошая новость в том, что наряду с этими статьями и книгами, способными спровоцировать послеродовую депрессию и нервное перенапряжение у молодой и неопытной мамы, появляются более гуманные советы современных психологов и педиатров о роли матери в воспитании. И главная мысль — ребенку не нужна идеальная мать. А нужна совершенно обычная мама, которая будет любить и заботиться, знакомить его с окружающим миром и иногда наказывать. Для того чтобы воспитывать своего ребенка, необязательно бросать работу или не заниматься домашней работой, ведь лучшее обучение - это приобщение малыша к ежедневным хлопотам, игры на ходу. А главное - готовность мамы быть внимательной к потребностям ребенка, слушать и слышать его.

Этапы воспитания

Разберемся, какие этапы в жизни маленького человека являются критическими в воспитании и на что маме лучше сделать упор в эти годы.

Новорожденный

С того момента, как ваш кроха появился на свет, первое в чем он нуждается - это тактильный контакт. Малышу очень неуютно в новом мире, поэтому он успокаивается в маминых объятьях, ждет защиты и заботы, теплого молочка и близкого сердцебиения. До года воспитание в основном сводится к тщательному уходу и помощи в адаптации к окружающему миру. И первое, на что ребенок смотрит, когда знакомится с ним - это мамина реакция. Основываясь на эмоциях, выражении лица, интонациях мамы, он решает - дружелюбен или враждебен мир, учится реагировать на внимание других людей.

Поэтому на этом этапе важно, чтобы мама сама была открыта миру, не находилась в стрессовом состоянии. Для выхода из стресса и послеродовой депрессии стоит использовать всю возможную помощь окружающих — бабушек, папы, дальних родственников. Пусть они занимаются бытовыми и хозяйственными вопросами. Внимание мамы же лучше сосредоточить на ребенке, его развитии и воспитании.

Чем больше внимания сможет мама уделить в этот период малышу, тем крепче становится привязанность между ними. Которая в дальнейшем трансформируется в крепкую основу для формирования сильной и уверенной в себе личности.

Многочисленные исследования доказывают, что в семьях, где нет мамы или малыш обделен ее вниманием, дети медленнее развиваются и более склонны к эмоциональной нестабильности во взрослом возрасте.

С года до четырех

Отмечая малышу первый день рождения, мы ставим черту, за которой начинается новый период. Теперь это уже не младенец, это маленький мальчик или маленькая девочка. И к заботе и уходу, ненавязчивым играм, потешкам и прибауткам добавляются новые элементы. Теперь можно и нужно аккуратно учить малыша правилам безопасности - как различать горячее и холодное, как переходить дорогу, как вести себя в саду или в гостях. На этом этапе у ребенка формируется понятие о законах, которые действуют в мире. Объяснить, что такое хорошо и что такое плохо - задача мамы.

Обучение и воспитание малышей мама всегда проводит только в игровой форме. Не стоит сажать трехлетку за парту и требовать от него повторения правил этикета. Примеры из сказок, разговоры на прогулках, постановки в домашнем кукольном театре - обучение можно облечь во множество форм. Очень важно, чтобы именно мама доносила базовые понятия о мире, ведь она для ребенка источник жизни, малыш бесконечно доверяет ей.

На этом этапе мамам стоит взять за правило - не давать пустых обещаний. Ребенок очень чувствителен к неоправданным обещаниям, они подрывают доверие к маме, а это влечет закрытие от окружающего мира.

Еще один фактор маминого воспитания, о котором стоит упомянуть - в этом возрасте важно дать ребенку научиться проводить какое-то время наедине с собой. Он должен научиться самостоятельно принимать решение во что он хочет играть, в какую одежду одеться, какие игрушки возьмет на прогулку. Это помогает развивать самостоятельность. Часто маме проще самой одеть иди покормить из ложечки малыша, но не отбивайте у ребенка инициативу, пусть делает сам как может.

После четырех

Принято считать, что после трех-четырех лет ребенок уже практически сформирован как личность. У него четко выражены черты характера, он знает, чего хочет, знает распределение ролей и иерархию в семье и в обществе. На этом этапе к воспитанию можно добавлять разного рода обучения.

Маме очень важно видеть в маленьком человеке личность и иметь представление, что именно ребенку нужно. Не стоит поддаваться стадному чувству, если знакомые мамы отдают детей в художественную гимнастику, а ваш усидчивый малыш больше любит рисовать. Выбирайте занятие для развития талантов именно вашего ребенка.

Чаще задавайте ему вопросы - это развивает его мышление, помогает осваивать речь, а для вас откроет мир интересов ребенка. Заинтересованность мамы в нем как в личности, поддержка в новых увлечениях - это формирует в ребенке уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и воспитывает решительность.

Идем в школу

К шести—семи годам мамы начинают готовить детей к школе. По сути ребенок еще достаточно мал, поэтому наряду с обучением ему требуется защита и поддержка, особенно если он не посещал детский сад. Формат обучения в школах практически всегда вызывает стресс у детей, поэтому маме нужно создавать комфортную обстановку дома. Важно не заставлять, а вовлекать в процесс обучения, чаще расспрашивать о школьных друзьях, познакомиться с их родителями.

Мнение мамы для ребенка примерно до 12—13 лет будет единственно верным, будьте осторожны в высказываниях и мнениях. Очень важно подчеркивать уважение к учителям, урокам, дополнительным занятиям.

Подростковый кризис

В моменты, когда ребенок ощущает, что он уже вырос и делает все наперекор родителям, мамина задача все так же принимать ребенка, любить его несмотря на его выходки и неприятности с учителями, эксперименты с одеждой и внешностью. Если мама на это реагирует спокойно, но при этом готова подсказать, мягко направить или дать ценный совет, то пережить подростку тяжелый период будет намного комфортнее.

По мере взросления ребенку нужно все меньше ухода и непосредственной заботы, но все больше ребенок зависим от поведения матери - он копирует ее манеры, привычки, особенности разговора и общения с людьми. На любом этапе жизни для ребенка является важным принятие мамой его личности, одобрение его выбора. Не всем мамы могут уделить ребенку много времени, играть с ним часто, регулярно водить в театры или спортивные секции. Но в становлении личности главное, чтобы мама была на расстоянии вытянутой руки, помогала, а иногда и не мешала развиваться и познавать окружающий мир. В этом и состоит роль матери в воспитании своего ребенка.

Рождение ребенка - ответственный и важный шаг в жизни женщины. Прежде чем принимать решение о зачатии, хочется быть уверенной, что все сложится и получится в самом лучшем виде: необходимо не просто родить, но и вырастить нового, полноценного человечка. Дать ему не только жизнь, но и счастливую судьбу. И возникает вопрос: какова роль мамы в воспитании ребенка, сына или дочери? Что она обязана дать малышу, от чего зависит становление нового человека? Какими знаниями необходимо обладать, чтобы задать правильный сценарий жизни для своего чада?

Какова роль матери в воспитании ребенка: сына или дочери?
Какая разница в роли матери для младенца и для ребенка более старшего возраста?
Что важно понимать, чтобы правильно исполнять роль хорошей матери?

Рождение и взросление нового человечка может показаться некоторым хаосом: как пойдет, так и пойдет. Ребенок приходит в этот мир, как-то развивается, живет, чего-то хочет и кое-как вырастает. Бывает - в хорошего полноценного члена общества, а бывает - и в неуправляемого, взбалмошного, капризного антигероя.

Как это ни удивительно, но все эти процессы выглядят хаосом не только посторонним людям, но и родителям. Особенно, когда начинаются проблемы с детьми. И, кажется, что-то где-то упустили, потеряли, недодали. Возникает вопрос: какова роль матери в воспитании ребенка? Сына или дочери? Что она обязана дать своим детям? Чтобы не вышло по пословице: хотели как лучше, а получилось, как всегда.

Роль матери в семейном воспитании

На самом деле в становлении детей нет никакого хаоса. Желания, интересы, предпочтения человека исходят из их врожденных свойств-векторов . На развитие векторов влияет врожденный темперамент ребенка, родители, общество - через социальные надстройки и менталитет. Человек полностью формируется до перехода во взрослую фазу во время подросткового возраста и потом на этой базе можно только развивать то, что было задано в детстве.

Сегодня некоторые специалисты утверждают, что от матери зависит, чуть ли не вся жизнь ребенка. Мол, только идеальная мама сможет вырастить хорошего человека. Но на самом деле, роль матери в жизни сына или дочери в этом плане сильно преувеличена. Правда в том, что ребенок, лишившийся матери в раннем детстве или же обделенный ее вниманием и любовью, действительно теряет очень многое – ему труднее других. Но история знает множество примеров, когда общество брало на себя функцию взращивания сирот и брошенных детей и очень преуспевало в этом. Так, по методике Макаренко было воспитано много детей, потерявших родителей в войну. То есть нельзя сказать, что без матери ребенок не сможет развиться, но можно абсолютно точно утверждать, плохая мать, которая допускает глобальные ошибки в воспитательном процессе, способна вырастить настоящее чудовище.

Трудно переоценить роль мамы в жизни ребенка, которая сумела дать ему все, что требуется. Необходимо только точно различать, где заканчивается чисто животная часть, которая называется материнский инстинкт, и начинается воспитательный, педагогический момент.

Материнский инстинкт – особая роль матери в жизни ребенка

Для того, чтобы родить ребенка и воспитать его, нет необходимости заканчивать институт или долго тренироваться на чужих детях. Роль матери в жизни ребенка начинается с первого визга после рождения и называется материнским инстинктом. В момент появления на свет малыша у женщины полностью меняются приоритеты: жизнь ребенка для нее зачастую становится намного ценнее собственной. С первых дней она научается легко и просто распознавать желания ребенка по первому его зову. По одному крику младенца она определяет его настроение, голоден ли он или может быть пеленки стали мокрыми.

В первые годы жизни именно мать научает ребенка правилам безопасности: нельзя выбегать на дорогу играть в мяч, нельзя есть камушки с земли, нельзя отбирать игрушки у младших. Это еще не воспитательный процесс и не образование: а просто информация об устройстве мир. Любая развитая женщина может дать ее малышу, не важно, где они живут: в центре Москвы или в далеком племени Тумба-Юмба.

Природой специально сделано так, что дети слушаются маму и понимают ее. Кто-то предполагает, что это любовь ребенка к матери. Однако, это не так: любовь – чувство, которое формируется чуть позже. Ребенок же с первого дня жизни ощущает такое же животное чувство к матери, как и она к нему. У нее это – материнский инстинкт, а у ребенка – ощущение защиты. Даже самый маленький младенец ощущает маму по запаху, прикосновению, голосу – он успокаивается, ему хорошо в ее руках. Эта связь очень важна, нарушая ее, нарушается база, основа жизни.

Воспитательная роль матери в жизни сына или дочери

Вот тут и кроется ошибка: если бы мир был устроен так просто, то дети бы всегда просто продолжали дело родителей. Но ведь это не так. У матери-актрисы сын может стать великолепным биологом, у матери-врача дочь можем выбрать роль учительницы. Сегодня выбор профессий и жизненного пути разнообразен и роль матери в жизни ребенка - не навязать ему свои приоритеты и ценности, а постараться прочувствовать его врожденные желания и развить их.

Если маме нравилось в детстве наряжать кукол, совершенно не обязательно, что дочке это тоже понравится. У матери, которая еще в детском саду во всю крутила сердцами мальчиков, может родиться мальчик, до 17 лет вообще не обращающий внимания на противоположный пол. В этом нет ничего страшного – это нормально. Ребенок не обязан повторять все характеристики своих родителей. Трагедия возникает тогда, когда маме кажется, что ее роль в том, чтобы переиначить ребенка, навязать ему свои ценности и стереотипы.

К сожалению, часто можно наблюдать картину, когда мама воспитывает ребенка, кричит на него, лишает чувства защищенности, обижает, даже не задумываясь над этим. Когда ребенок капризничает , выходит из-под управления, упирается, не хочет делать предложенного, мать пытается вывести его из этого состояния, действуя через свои собственные ограничители. Которые часто оказываются неэффективными или же даже вредят.

Если посмотреть на процесс воспитания через системно-векторную психологию , то легко узнать четкие сценарии взаимоотношений матери и детей, которые определяют будущую судьбу ребенка.

К примеру, мама с кожным вектором . Кожный человек очень экономный от природы, у такой мамы каждая минута на счету. Она часто так и говорит: «Хватит заниматься ерундой, не стоит терять время». Сама себе она никогда не позволяет лениться или ничего не делать, всегда найдется что-то, где необходимо ее живое участие – сидеть сложа руки для нее смерти подобно. Так же она относится и к своему ребенку: подгоняет его, стремится чтобы он делал все более проворно, быстро, шустро. "Сделал дело, гуляй смело" – утверждает она.

Но вот "беда", ее ребенок может быть обладателем анального вектора – такой человек уже с раннего возраста не живет в категориях быстро-медленно. Для него главное - сделать качественно, именно качество, а не время является его ценностью. Ребенок с анальным вектором никогда не будет отталкиваться от времени, когда делает дело. И правильней всего научить ребенка делать дело очень качественно. Но кожная мама зачастую пытается научить его сделать не качественно, а быстро. На базе такого внутреннего конфликта возникает проблема: чем больше ребенка с анальным вектором подгоняют, тем больше от замедляется, впадает в ступор, тем больше мама с кожным вектором видит, что ребенок медлит, тем больше она нервничает, что теряет время.

Другой вариант - у мамы с кожным вектором рождается ребенок со звуковым вектором . Для таких малышей очень важно иметь возможность поразмышлять, подумать в тишине и одиночестве - со стороны может показаться, что ребенок со звуковым вектором просто сидит и ничего не делает, ведь вся бурная деятельность происходит у него в голове. И чем больше кожная мама, с самыми лучшими побуждениями, будет придумывать для ребенка все больше занятий, чем больше будет заставлять его делать то и это, тем больше звуковик, не имеющий возможности сосредоточиться на своей мысли, будет замыкаться на себе, отстраняться от нее.

Анальная мама всегда пытается научить своего ребенка качественному подходу к любому делу. Чтобы это ни было: выполнение уроков или уборка в доме. Главное – основательно подойти к делу. Ей кажется, что начать новое для ребенка – это проблема, ведь именно так все и обстоит для человека с анальным вектором. Она старается научить ребенка делать все правильно, без ошибок, чтобы избежать всеобщего позора. Но ребенку с кожным вектором тяжело в такой обстановке: ему утомительно делать одно и тоже, он в принципе не способен часами учить уроки, не переключая внимание на что-то другое. Для него делать качественно - это каторга и изменить его, переиначить нельзя.

Зрительная мама всеми силами навязывает ребенку свои зрительные ценности: любовь, доброта, сострадание. Это отлично действует на зрительных детей и, собственно, ничего плохого нет, прививать такие ценности и детям без зрительного вектора. Чтобы ограничить ребенка, заставить не делать плохие вещи, зрительные мамы, сами будучи в состоянии страх, могут пугать детей, что приводит к

Роль матери в воспитании детей

Введение ………………………………………………………………..………… 3
Глава I. Роль матери в воспитании детей………………………………….…….6

      Материнство как психологический феномен………………………...…..6
      Роль матери в социализации ребенка……………………………………14
      Эмоциональные отношения матери и ребенка…………………………20
Глава II. Эмпирическое исследование развития эмоциональных отношений матери и ребенка…………………………………………………………… .….…23

2.1. Исследование эмоциональных отношений матери и ребенка…………………………………………………………… …………….….23

2.2. Методика программы развития эмоциональных отношений матери и ребенка ………………………………………………………………………….. .25

Заключение………………………………………………… …………………….38

Список литературы……………………………… …………………………..…..40

Приложения

Введение
Проблема материнства встает особенно остро в связи с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психолого-педагогической литературе. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, -главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления по данному вопросу не являются универсальными, следовательно, родительство, как мы его сегодня понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.
В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждается в работах А. И. Антонова, А. Я. Варга, В. Н. Дружинина, Р. Ж. Мухамедрахимова, Л. Ф. Обуховой, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, О. А. Шаграевой, Л. Б. Шнейдер и др.. На особенностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокультурный феномен». Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, В. А. Рамих, Н. В. Самоукина, М. С. Радионова, О. Р. Ворошнина и др. Предпринимаются попытки создания фундаментальной психологической теории материнства (Г. Г. Филиппова) Однако при всей значимости этого института родительство как психологический феномен исследовано недостаточно. Отдельные психологические компоненты родительства (психология материнства в период ожидания ребенка, родительское отношение, детско-родительское взаимодействие, стили семейного воспитания и др.) изучаются в отрыве от остальных компонентов его структуры и вне динамики. Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении.
Цель исследования: рассмотреть родительство как интегральное образование личности родителя (матери), описать его феноменологию, факторы формирования, разработать методы диагностики и технологии психологического сопровождения.
Задачи исследования:
определить психологическую сущность родительства (материнства);
выявить социально-психологические факторы и условия формирования родительства;
изучить феномен родительства как интегральное психологическое образование личности;
разработать концептуальную модель родительства как психологический феномен;
Разработать психологическое сопровождение родительства;
Методы исследования : психосемантические, психодиагностические и математико-статистические методы, теоретическое моделирование. Исследование основано на системодеятельностном и феноменологическом подходах.
Общая гипотеза: материнство как психологический феномен является интегральным психологическим образованием личности, которое в развитой форме включает ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие.
Как технология, т. е. реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности психолога с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая; Психологическое сопровождение родительства - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для развития материнских чувств и материнской ответственности, формирования гибких материнских позиций и материнского отношения, становления матери полноценным субъектом семейного воспитания.

Новизна исследования: состоит в изучении феномена материнства как интегральной психологической структуры, выявлении динамики и функций родительства (материнства), разработке концептуальной модели родительства как психологического феномена, разработке психологического сопровождения материнства.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретический уровнь: родительство (материнство) впервые представлено как интегральная динамическая и функциональная структура, как целостный психологический феномен.

Глава 1. Роль матери в воспитании детей

      Материнство как психологический феномен
Материнство - сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть - нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т. п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, оответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что имеющийся «путь к модели» материнства, складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет, не успевает измениться соответствующим образом.
В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Зачастую женщина сегодня не хочет становиться матерью. Нет, называться женой - пожалуйста, а вот, дальше - увольте. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Может это как раз то, к чему мы стремились - к всесторонне развитой личности. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, - это ее собственный ребенок.
Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (психоанализ и другие направления психологии личности: 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.), и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (задержки и нарушения психического развития, детская психиатрия, социальная дезадаптация, психологические проблемы детей и подростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская (родительская) позиция, детско-родительское взаимодействие (В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина и др.).
В современной психологии личности и психотерапии материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации (P.M. Shereshefsky and L.J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M.J. Gersoon at all, W.B. Miller и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и физиологическом аспекте.
Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в детской психологии, как отечественной, так и зарубежной.
Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодей­ствия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, СЮ. Мещерякова, О.В. Баженова, Л.Л. Баз, Г.В. Скобло, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.И. Свердлова, И.Ю. Ильина и др.). Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка - как субъекта познавательной активности, общения, самосознания.
В зарубежных исследованиях, осуществляемых в первую очередь в рамках таких подходов, как социальное учение, психоанализ, теория объектных отношений мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, только в рамках этой системы приобретающие статус «матери» и «ребенка», и взаимно развивающиеся как элементы этой системы.
Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.
Материнство: врожденное или приобретенное?
Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» разгорелась во второй половине XX столетия. Одни придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем же врожденныммеханизмам, которые роднят человеческий вид с животными (Р.Дж. Геллес, Дж. Боулби, К. Лоренц, Е. Панов, Р. Шовен, X. Монтане и др.). Свойство матери эмоционально переживать стимуляцию от ребенка и выражать свои эмоции во взаимодействии с ним, стремиться участвовать в его эмоциональной жизни и взаимодействиях с миром рассматривается многими как ее природная особенность. Такой точки зрения придерживается Д. Винникотт, описывая состояние матери после родов как особое, позволяющее ей непосредственно переживать состояния ребенка. Вмешательство «советников», объясняющих матери, что и как она должна делать, только мешает реализации этих ее свойств, ориентируя мать не на свое чувство, а на сознательный анализ своего поведения.
Работы М. Мид показали, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств . «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» . Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств (М. Мид). Кросскультурные исследования (И. Кон, М. Мид, М.Е. Lamb, К. McCartney, D. Phillips и др.) свидетельствуют, что там, где люди превыше всего ценят социальный ранг, женщина может задушить своего ребенка собственными руками. М. Мид проводит параллели между «примитивными» и «развитыми» цивилизациями в том, как происходит подавление естественных материнских чувств. Ее наблюдения показывают, что там, где общество чрезвычайно высоко ставит принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может бросить его или убить
Другую крайнюю социоцентристскую позицию занимает Элизабет Бадинтер . Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX вв.), она пришла к выводу, что «материнский инстинкт - это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив - чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь - это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Исследовательница рассматривает во взаимосвязи три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины. Она полагает, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей.
Э. Бадинтер указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости оттого, ценится или же обесценивается в обществе материнство». Она проанализировала динамику материнских установок на протяжении нескольких веков во Франции и пришла к выводу, что до конца XVIII в. материнская любовь была делом индивидуального усмотрения, случайным явлением. В те времена репродуктивная функция женщины воспринималась лишь как рядовая, ничем не выделяющаяся, часть ее обязанностей в семье, ничуть не более важная, чем участие женщины в семейном производстве.
С другой стороны, при отсутствии или малой эффективности контроля рождаемости репродукция оставалась неотъемлемой стороной жизни почти всякой женщины.
Ценность ребенка определялась его сословным положением, порядком рождения и полом (ценился, прежде всего, законнорожденный мальчик и первенец), а отнюдь не личными качествами. Спокойное отношение к гибели ребенка являлось расхожим: «Бог дал, Бог и взял», «в мире ином ему будет лучше». При появлении нежеланных и внебрачных младенцев был распространен так называемый «закамуфлированный инфантицид» - практика несчастных случаев или же подбрасывания новорожденных в чужие дома. Инфантицид предпочитался искусственным родам из-за большой токсичности абортивных веществ. В целом общество было безразлично к фактам исчезновения, внезапной болезни и гибели детей. К. Боннэ, прослеживая историю социального сиротства, утверждает, что между проявлением инфантицидов и отказом от ребенка имеется глубокая связь. В зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество могло законодательно меньше покарать, та и проявляется в большей степени.
Во второй половине XX в. вновь отчетливо проявились тенденции, враждебные «детоцентризму». Социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь все­объемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания - профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно- материнские функции в институте семьи принимают на себя общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные общественные учреждения и пр.). Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения.
Как отмечает Годфруа, многочисленные опросы показали, что привязанность матери к своему младенцу частично зависит от опыта, приобретенного ранее, главным образом в детстве, но в равной мере и от связей, которые устанавливаются после родов в результате ее забот о ребенке и его реакцией на эти заботы. Поданным Г.В. Скобло и О.Ю. Дубовик, более чем в 50% семей наблюдаются нарушения материнско-детских взаимоотношений.
Все исследования родительского, и в частности материнского, отношения эмоционального благополучия ребенка говорят о том, что эмоциональное отношение матери, формы его проявления, способы оказания поддержки и т. п. сильно различаются у разных матерей. Все это заставляет предположить, что материнство не является полностью обеспеченной врож­денными механизмами. Акцент на материнском инстинкте как наиболее значительной составляющей психологической готовности к материнству вызывает сомнение. Инстинктивное поведение - жестко закрепленные в наследовании поведенческие формы. Возможность кардинального нарушения материнства свидетельствует о том, что инстинкт не играет определяющей роли в поведении матери. Акцент на инстинкте уводит внимание от проблемы собственной активности женщины в решении стать матерью или отказаться от материнства. Личность при таком подходе предстает как пассивная арена борьбы различных мотивов, а личностный выбор становится результатом столкновения разных сил, оставаясь не связанным с активностью самой личности. Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к материнству, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
Стремление к материнству, по-видимому, нельзя сводить ни к биологическому влечению, ни к следованию социо-культурным нормам. Материнство, по словам Т. Флоренской, - предназначение женщины, и поэтому можно говорить о существовании духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью
      Роль матери в социализации детей.
Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся жизни), к отцу ребенка, к самой беременности. Имеет значение настрой матери в период вынашивания – относится ли она к беременности как к болезни или как к нормальному состоянию, ведет ли замкнутый или активный образ жизни, думает о ребенке с любовью или пытается игнорировать беременность.
Отмечается негативное влияние стресса матери во время беременности, причем организм девочки более разнообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери. В количественном выражении влияние стресса при беременности матери преобладает у мальчиков, если прежде всего принимать во внимание последующие отклонения в их развитии.
Достаточно хорошо исследован период младенчества. Наибольшее внимание исследователи уделяют оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влияния на младенца, синхронности отношений младенца со взрослыми, а также сравнению исключительной привязанности со множественными привязанностями.
В Соединенных Штатах и многих странах Западной Европы специалисты в области детского развития считают, что первичные отношений с одним человеком – обычно с матерью – являются идеальными для полноценного развития младенца. Такие отношения отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. Но во многих странах мира они вовсе не считаются нормой. В некоторых обществах младенцы могут находиться в тесном физическом контакте с заботящимся о них человеком, например их носят за спиной или они спят вместе с родителями или другим взрослым, но лицом к лицу с ним младенцы оказываются редко. Кроме того, ранние отношения младенца с одним человеком могут заменяться множеством других отношений. О младенце заботятся бабушки, тети, отцы, братья и сестры, соседи. Насколько непротиворечивы эти отношения, настолько здоровыми и уверенными в себе вырастают дети. Таким образом, хотя качество отношений, безусловно, важно, конечная цель может достигаться с помощью различных семейных и культурных моделей
Начиная с середины 1960-х годов психологи, описывая первые отношения младенца с заботящимися о нем людьми, пользуются термином «привязанность», подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями.
Чтобы оценить степень привязанности ребенка к тому, кто о нем заботится, чаще всего используется тест «Незнакомая ситуация», разработанный Мэри Эйнсворт. Тест Эйнсворт напоминает собой мини-спектакль, цель которого - дать оценку качеству привязанности мать-ребенок. Используется незнакомая игровая комната со множеством игрушек, действующими лицами являются мать, ее годовалый ребенок и незнакомец. Мать в эксперименте дважды выходит из комнаты, то оставляя (на 3 минуты) ребенка с незнакомцем, то совсем одного. О поведении ребенка судят по его реакции на уход и возвращение матери.
У большинства со стойкой привязанностью к матери были с ней теплые и нежные взаимоотношения в течение 12 месяцев, предшествовавших тесту. Последующие исследования показали, что такие дети более любознательны, социальны, независимы и компетентны, чем их ровесники в возрасте 2, 3, 4 и 5 лет.
Эйнсворт обнаружила, что около 32% детей отличались ненадежной привязанностью и что эта ослабленная привязанность принимала две формы: избегания матери по ее возвращении и амбивалентность поведения младенца. Такие ненадежно привязанные дети со временем были склонны становиться зависимыми от различных авторитетных фигур.
Наблюдения над тремя группами детей (со стойкой привязанностью, избегающих и амбивалентных) Сроуфа и его коллег показало значительные различия в их поведении, познавательном развитии и общении со сверстниками. Так, дети со стойкой привязанностью уже в 18 месяцев проявляли больше энтузиазма, упорства и готовности к совместной деятельности, в 2 года – более умелого обращения с игрушками и общения со сверстниками, больше фантазии в символических играх. Различия сохранялись и в пятилетнем возрасте. Позже, в начальной школе, дети, которые были отнесены к группе со стойкой привязанностью в первой половине 2-го года жизни, демонстрировали больше настойчивости в учебе, проявляли большее стремление к овладению новыми навыками и более эффективно общались со взрослыми и сверстниками.
Многочисленные исследования связывают успешное психосоциальное развитие ребенка с отзывчивостью его матери. Эйнсворт во время исследования детей в Уганде выяснила, что у малышей, обнаруживающих в своем поведении сильнейшую привязанность, были очень чуткие матери, быстро реагирующие на запросы ребенка.Матери годовалых детей со стойкой привязанностью более чутко реагировали на их крики, были более ласковыми и нежными, менее скованными при тесных физических контактах и лучше (чем матери младенцев с ослабленной привязанностью) синхронизировали график кормления и игры с собственным ритмом жизни малыша/Другие исследователи также подтвердили, что матери таких детей более чутко реагируют на их физические потребности, на их сигналы о том, что им плохо, и на их попытки установить связь с помощью лицевой экспрессии и вокализаций[там же]
Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, идущих согласованно. Если младенцам удается прочно привязаться к кому-то в течение 1-го года жизни, плохое обращение в течение 2-го года приносит им меньший вред. Другие исследования указывают на потенциально опасное сочетание двух факторов: 1) халатного или непостоянного выполнения материнских функций и 2) биологической (или, говоря иначе, обусловленной темпераментом) уязвимости младенца. Это сочетание может привести к ненадежной амбивалентной привязанности ребенка, который будет испытывать сильные страдания, вспышки гнева, а впоследствии и трудности при социальной адаптации.
Отрицательно влияет и навязываемый, «вмешивающийся» уход матери, которая не учитывает желаний малыша и мешает ему проявлять собственную активность. Когда стиль взаимодействия матери с ее 6-месячным младенцем отличается навязыванием собственной воли, ребенок может демонстрировать низкий уровень учебных, социальных, эмоциональных и поведенческих навыков в 1-м и 2-м классах школы
Все эти исследования, возможно, под влиянием психоаналитической традиции связывают условия раннего детства и успешность учебы в начальных классах школы напрямую, то есть здесь соотнесение «влияние матери в младенчестве – и сразу успешность или неуспешность в младшем школьном возрасте». В то же время определенный глубинный стиль отношения матери к ребенку, если он был в период младенчества, никуда не исчезает и в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Вероятно, тот же стиль навязывания своего, либо отсутствие отзывчивости к нуждам ребенка продолжает существовать в отношениях матери и ребенка и после младенчества - в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте и в юности, меняются лишь его внешние проявления.
Прямую пропорциональность взаимосвязи между влиянием матери во младенчестве и успешностью учебы ребенка 7-8 лет нарушают также взаимодействия ребенка с другими близкими родственниками – прародителями, братьями и сестрами, иногда сиблингами родителей и т.д.
Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал причиной неврозов.
В России подробным изучением вопроса о влиянии негативных аспектов материнского воспитания занимался А.И. Захаров. Он выделяет следующие неблагоприятные моменты в личности матери и во взаимодействии с ребенком:
    негибкий и гиперсоциализированный стереотип отношений (навязанного им их матерями в детстве);
    стремление доминировать в семье и воспитании;
    установка на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучет их индивидуальности;
    образование сверхценных идей о возможности несчастья с ними, завышенная опека;
    отрицание спонтанной детской активности, редкая ласка и улыбки в отношениях с детьми;
    контроль каждого шага, ранняя социализация, обучение навыкам должного, во всем регламентированного поведения;
    излишняя дистанция в отношениях с детьми.
Все эти черты подмечены им у матерей детей с невротическими расстройствами.
Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Таким образом, можно сказать, что ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью. При этом дети, которых любят, лучше развиваются.
      Особенностей эмоциональных отношений в преддошкольном периоде
В начале рассмотрения данного вопроса хотелось бы отметить, что центральной сферой психологии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера.
Всестороннее развитие малыша непосредственно сопряжено с этой сферой. Как подчеркивал В. В. Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни, что указывает на особую значимость эмоциональных отношений в этот возрастной период.
Возникающие эмоциональные отношения между матерью и ребенком фиксируются во внешнем и внутреннем облике, в поведении, и в зависимости от характера этих отношений (либо отношения направлены на поддержание контакта с ребенком, либо на избежание его) меняется и качество общения между ними. Из вышесказанного следует, что эмоциональные отношения тесно связаны с общением.
Исследованиями общения взрослых с детьми первых семи лет жизни занималась в нашей стране лаборатория ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии под руководством М. И. Лисиной. Материалы исследований свидетельствуют о том, что уже в раннем возрасте у ребенка возникает и достигает значительного развития потребность в общении с окружающими людьми. Экспериментальные исследования лаборатории позволили установить, что на протяжении первых семи лет жизни происходит смена четырех качественно своеобразных форм общения.
1. Первой и генетически наиболее ранней является непосредственно- эмоциональное общение или ситуативно- личностная форма общения (0-6 месяцев).
2. Следующая форма общения ситуативно- деловая (с 6 месяцев до 2-х лет).
3. Внеситуативно-познавательная форма общения(2-6лет).
4. Внеситуативно-личностная форма общения детей с взрослыми (6-7 лет).
Какова бы ни была форма общения, в любом случае теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.
Одна из важнейших способностей человека, которая начинает развиваться в диаде мать - дитя и связана с непосредственными эмоциональными отношениями между ними, - это эмпатия.
Эмпатией называют способность человека эмоционально отзываться на
переживания других людей. М. В. Осорина эмпатией называет базовую настройку ребенка на окружающий мир. Она утверждает, что эмпатия важна для развития симбиотической системы мать и дитя. Польские психологи, исследуя контакты детей первого года жизни, находящихся в доме ребенка, доказали, что после смены пяти покровителей ребенок больше не желал вступать в контакты с другими людьми. Строя прогнозы на будущее детям, они предрекали возникновение проблем с эмпатическим принятием других людей.
Базис эмпатии закладывается в первые полтора года жизни на основе полноценного эмоционального и телесного общения с матерью.
Несмотря на то что после 1 года роль мамы меняется, меняются отношения с мамой, меняется степень свободы ребенка, малыш должен чувствовать любовь. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею.
Он еще не имеет представления о самом себе как об особом отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих.
Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения - ласки, поцелуи, объятия, - способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.
В последние годы в среде педагогов и психологов возрос интерес к преддошкольному возрасту; на любом книжном прилавке можно найти литературу по воспитанию и развитию ребенка раннего возраста. Родители буквальное первого месяца жизни ребенка пытаются найти клубы, центры, где проводятся занятия с детьми раннего возраста, направленные, как правило, на развитие интеллектуальных способностей детей (изучение иностранного языка, чтение и т. д.). Проведенные нами исследования показывают, что притязания родителей фокусируются на развитии интеллекта малышей, при этом намечается тенденция к занижению уровня естественной эмоциональности детей данного возраста.
    Эмпиричесское исследование развития эмоциональных отношений матери и ребенка.
      Исследование развития эмоциональных отношений матери и ребенка
Межличностные отношения между матерью и ребенком могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Известно, что эмоциональные связи между матерью и ребенком являются основой формирования ценностного отношения ребенка к себе, к другим, к окружающему миру. Состояние эмоциональной сферы является показателем личностного здоровья ребенка, обусловливающим его социальное поведение.
Предметом исследования стало изучение эмоционально-личностных отношений матери и ребенка на базе детского сада «Ёлочка» п. Болчары Основной гипотезой явилось следующее: эмоционально-личностные особенности матери и эмоциональные отношения ребенка в семье имеют тесную сопряженность и созависимость.
Исследуемая группа матерей, имеющих детей младшего преддошкольного возраста, составляла 20 человек. Как известно, материнско-детские отношения не возникают одномоментно, но проходят сложный путь становления и имеют свои сенситивные периоды, тонкие механизмы регуляции и запускающие стимулы.
Исследование проводилось с помощью анкеты разработанной Еленой Викторовной Ларечиной - детским практическим психологом, семейным консультантом, специалистом в области раннего воспитания и развития, автором программы «Дитятко». (Приложение 1)
Проведенное анкетирование позволило сделать следующие выводы:
1. У 70 % родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми;
2. Родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка;
3. В каждой второй семье нарушены эмоциональные отношения (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки).
Проведенные нами исследования показывают, что притязания родителей фокусируются на развитии интеллекта малышей, при этом намечается тенденция к занижению уровня естественной эмоциональности детей данного возраста.
Эти факты позволяют сделать вывод о недостаточной осведомленности матерей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.

2.2. Методика программы развития эмоциональных отношений матери и ребенка
Цели:
1. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
2. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
2. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).
3. Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с природными материалами).
4. Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
5. Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.).
Предполагаемые результаты для родителей
Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
Умение уважать желания и потребности малыша.
Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
Методологические принципы, используемые при создании программы
Принцип системности
Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми возраста от 1 до 2 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Значение эмоциональных отношений матери и ребенка в первые годы жизни малыша огромно. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Поэтому авторы особое внимание уделили играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Это нашло отражение в формулировке целей, конкретизации задач, в подборе содержания и методов работы.
Принцип личностного подхода
Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
Принцип этнопедагогического подхода
Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим основным содержанием программы является фольклорный материал - потешки, пестушки, сказки, песенки.
и т.д.................



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей