Виды делинквентных нарушений у подростков и молодежи. Делинквентное поведение подростков как психологический феномен

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Делинквентность - это все более распространенное явление в наши дни. Оно подразумевает под собой нарушение принятых в обществе социальных норм. Все более массовый характер делинквентного и заставил обратить внимание на них социологов, психологов, врачей, работников правоохранительных органов и даже простых обывателей. Множество ученых занимаются изучением причин, факторов и условий, определяющих проявление данного негативного явления. Однако сначала нужно разобраться, что такое нормальное поведение и чем оно обусловлено?

Определение

В любом обществе существуют свои традиции и правила поведения. Они могут быть как формальными, так и неписанными. Существуют и механизмы принуждения к их исполнению. Нужно понимать, что это не только правоохранительные органы, но и боязнь осуждения со стороны близких. Человек может сколько угодно говорить о том, что он не принимает общепринятую мораль, но подсознательно ей следовать. Совсем другую ситуацию можно наблюдать в обществе, которое находится в постоянном процессе реформирования. В этот период разрушаются старые нормы, а новые хоть и появляются, но не успевают прижиться и обзавестись механизмами принуждения. Поэтому всякие реформы и революции подразумевают рост уровня делинквентности населения. Этим и объясняется ситуация в современной России, как, впрочем, и разрушительные тенденции во всем мире. Понятие делинквентности подразумевает любое нарушение социальных и правовых норм. Его нужно отличать от девиантности. Последнее подразумевает отклонение, это относительное понятие. Оно имеет отношение к правилам, сложившимся в определенной социальной группе. Делинквентность - это абсолютное понятие. Оно имеет отношение к законам данной страны. Однако делинкветное поведение охватывает не только те поступки, за совершение которых следует формальное наказание.

История изучения

Нормальное поведение людей - это основа гармоничного функционирования любого общества. Поэтому во все времена власти, философы и ученые стремились найти методы и средства его стимулирования. Поэтому делинквентность - это предмет исследования социологии. У истоков ее изучения стол еще Дюркгейм. Однако отдельное направление, посвященное исследованию делинквентности, сформировалось благодаря Мертону и Коэну. В СССР ее изучали в рамках наркологии, криминологии и суицидологии как специальных дисцилин. Делинквентность - это предмет изучения русских социологов только с 1960-1970-х годов. Большой вклад в исследование этого явления внесли Афанасьев, Здравомыслов, Маточкин, Гилинский.

Причины делинквентности

Различные направления социологии объясняют отклонения от нормального поведения неодинаково. Мертон, вслед за Дюркгеймом, использует понятие «аномалия». Под ним он понимает состояние общества, когда новые ценности еще не утвердились, а старые уже отжили свое. Таким образом, можно объяснить и делинквентность подростков. Она связана с перестройкой психики и изменением их места и роли в обществе. Причиной делинквентного поведения, по мнению Мертона, является несогласованность между целями, которые ставит перед человеком общество, и средствами, которое оно ему предоставляет. Другое направление объясняет отклонения наличием норм другой культуры. считает, что девиации возникают из-за неравенства людей, невозможности удовлетворения своих потребностей отдельными социальными группами. Еще одна группа причин связана с ростом числа различных патологий. Например, психических заболеваний, наркомании и алкоголизма.

Виды

Основным типом делинквентного поведения является преступность. Также его разновидностями является проституция и наркомания. Истоки социологических исследований преступности лежат в работах русского ученого Германа. Значительный вклад в них сделал франко-бельгийский статистик Кетле. Последний пришел к выводу, что любой социальный строй предполагает наличие преступлений. Искоренить их полностью нельзя, возможно только держать под контролем. По мнению экспертов, на рост преступности в России большое влияние оказал переход к рыночным отношениям.

Долгое время наркомания в СССР считалась проблемой только капиталистических стран. Однако в современной России никто не отрицает ее важность. Социологические опросы показывают, что главной причиной употребления наркотиков является жажда новых ощущений. Речь в большинстве случаев идет о молодежи, которая подсела на них под воздействием друзей и знакомых. Сегодня общество гораздо лучше информировано о последствиях употребления наркотиков, большая часть опрошенных относится к ним отрицательно.

Еще одним видом делинквентного поведения является проституция. Она зародилась с общественным разделением труда и развитием моногамии. Даже в Средневековье церковь была вынуждена мириться с этим явлением. Существует три основных политики по отношению к проституции: запрет (прогибиционизм), регистрация и медицинское наблюдение (регламентация) и проведение профилактической работы (аболиционизм). Первые две формы доказали свою неэффективность. Исторический опыт говорит, что только продолжительные социально-духовные преобразования могут решить эту проблему в обществе.

Девиантность и делинквентность

Нужно сразу уточнить, что данные два понятия не являются абсолютно равнозначными. Они соотносятся друг с другом в качестве целого и его части. Всякое является отклоняющимся, но не каждая девиация - это преступление. Все зависит от законов, которые действуют в стране. Девиантное поведение становится делинквентным только под действием государства в лице его специальных органов, которые следят за исполнением формальных норм.

Подростковая делинквентность

Переходной период всегда сложен. Это и объясняет все сложности этого возраста. В это время происходит становление характера. Молодежная делинквентность начинается с прогулов школы, Основной ее причиной часто являются недостатки воспитания и проблемы в семье. Иногда она может быть связана с психопатологиями и аномалиями характера, которые не дают сближаться с другими детьми, что провоцирует агрессию.

Девиация – это отклонение от общепринятых ценностей и норм в процессе социального взаимодействия. Она рассматривается лишь с точки зрения степени выполнения либо невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. В зависимости от того, наносят ли они тот или иной вред обществу либо, наоборот, приносят пользу, различают культурно одобряемые (конструктивные) и культурно неодобряемые (деструктивные) типы девиации. К первым относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым девиациям причисляют отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. К культурно неодобряемым девиациям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.

Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм. Непосещение церковной службы – тоже своего рода девиация с позиций неверующего человека.

Одобряемая девиация так или иначе вознаграждается. Формы вознаграждения: денежные вы платы, наделение привилегиями, повышение статуса или престижа. Неодобряемая девиация влечет за собой осуждение , наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение.

Девиация выполняет две функции : объединение группы и установление границы между приемлемым и неприемлемым. Неисправимые девианты подвергаются тюремной изоляции или госпитализации. Они служат уроком для других. Наказание за правонарушение укрепляет нормы и правопорядок. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен : отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме:

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10–15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют "твердые середняки" – люди с несущественными отклонениями (рис. 7.13).

Рис. 7.13.

Кривая Гаусса – универсальное средство выражения количественного распределения в обществе массовых социальных свойств, признаков, черт, явлений, процессов и т.д.

Хотя большинство людей подавляющую часть времени ведут себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.

Существуют различные подходы к проблеме девиаций .

  • Структурный подход развивает Э. Эриксон. Он обнаружил, что пропорция девиантов в населении остается примерно постоянной во все эпохи. Девиантность увеличивается в периоды резких социальных изменений, когда пересматриваются критерии того, что считать девиацией. В спокойные времена, напротив, изменяется сама система социального контроля.
  • В рамках символического интеращионизма Э. Лемерт и Г. Беккер создали теорию стигматизации, утверждающую, что девиация – это результат негативной оценки со стороны сообщества, навешивания оскорбительного ярлыка.
  • Концепция дифференцированных возможностей Р. Клауорда и Л. Оулина утверждает, что для индивида весьма привлекательно использование ролевой модели поведения добившихся успеха девиантов.

История социологической разработки проблемы начинается с Э. Дюркгейма. Он полагал, что девиации играют положительную роль на социетальном уровне, способствуя сохранению социального порядка Преступление – необходимая часть всех обществ. Оно оказывает важную услугу тем, что генерирует социальное согласие в оппозицию к нему. Все члены общества объединяются, чтобы выразить свое возмущение преступлением, тем самым развивая между собой более тесные связи. Благодаря групповому консенсусу усиливается социальный порядок. Когда девианты наказаны, у граждан формируется солидарная общность, которая усиливает их верования.

После Дюркгейма исследование разворачивалось в рамках трех основных направлений:

  • 1) теоретико-методологического (М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс);
  • 2) междисциплинарного – социологи и юристы (М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий), а также представители теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), психоанализа и социальной этологии;
  • 3) специальной социологической теории, зародившейся в недрах структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Отечественные социологи вслед за Робертом Мертоном признают наличие пяти типов поведенческих реакций.

  • 1. Подчинение (конформное поведение): принятие целей и средств.
  • 2. Инновация (реформизм): принятие целей, устранение средств.
  • 3. Ритуализм : неприятие целей, принятие средств.
  • 4. Ретреатизм (уход): неприятие ни целей, ни средств.
  • 5. Мятеж : отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами.

В строгом смысле отклоняющимися от нормы считаются второй, четвертый и пятый типы поведения. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона девиантность возникает тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью общества.

Девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от принятой или подразумеваемой большинством населения общественной нормы и не влекущих за собой уголовного, административного или дисциплинарного наказания. Девиантное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма.

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причины этого – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать любопытство, острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества – с другой, служит реальным источником девиации.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. В юридической практике делинквентность понимается в двух значениях.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан), а также прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, нарушение правил охраны труда и др. Лица, совершающие такие правонарушения, подлежат ответственности по гражданскому законодательству. К делинквентным также относят совершаемые детьми, подростками и молодежью поступки, которые незначительны или несерьезны с точки зрения уголовного законодательства, т.е. ненаказуемы в уголовном порядке.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его жесткая форма. Еще более жесткой формой является криминальное поведение . Делинквентное и отклоняющееся поведение соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Любая делинквентность является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др.

Делинквентность подростков обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За ними следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, изъятие карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение, домашняя кража небольших сумм денег. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, 5% – совершают серьезные правонарушения.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

_____________________________________________________________

Факультет прикладной психологии.

Реферат по юридической психологии на тему:

Девиантное и делинквентное поведение подростков.

Формы проявления нарушений поведения.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой.

Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.

Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.

Девиантные явления в жизни подростка.

Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой.

Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, Травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.

Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность – это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда – семья, ближайшее окружение, но и макросреда – общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки употребляли примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём.

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Процесс формирования отношений к алкоголю или, короче, алкогольной установке состоит в том, что знак отношения может быть «впечатан» разными способами одновременно порознь, в сочетаниях. К таким способам можно отнести поведенческий аспект установки, когда даже простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.) включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный процесс может протекать совсем неосознанно.

Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка:

a) Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально- напряжённых, конфликтных ситуаций.

b) Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются ритуалом, а в других выступает как антинормативное поведение.

c) Основной мотив пьянства – желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные стараются привлечь к себе внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения.

d) Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте – стремление личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости.

Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая подросток стремится погасить характерное состояние тревожности и одновременно- избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремления к экспериментированию и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка – признак мужественности и взрослости, средство инициации посвящения в сан пьющего. Именно групповая выпивка является психологическим рубежом посвящения в члены группы.

Стиль алкоголизации принятой в компании, начинает восприниматься как естественный, нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой поведения. Со временем обнаруживается жёсткая структура группы с тенденциями асоциальной деятельности.

Лидирующая часть группы – лица, состоящая на учёте в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение «обязательной программы» начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями.

Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.

Наркотизм (употребление наркотиков) - чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические предпосылки будущего наркомана.

Конечно само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983):

    Единичное или редкое употребление наркотиков;

    Многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости;

    Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений абстиненции;

    Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;

    Наркомания III стадии – полная психическая и физическая деградация.

Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит от возраста, и от характера наркотического средства.

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка.

Вместе с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях, собирающихся в определённых местах.

Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения.

Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам;

в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам подросток заранее не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём винят взрослых.

Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.

Наконец, агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определённого «порядка» в конкретном молодёжном объединении и направлена против «предателей и смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определённой неформальной группы.

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей.

Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма , как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Негативное явление - присвоение подростками чужих вещей , вызвано их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.

Свои особенности имеет поведение девушек-подростков, совершающих кражи.

В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки, косметику, модные предметы женского туалета, обнаруживаются потребности в кражах. Таковые совершаются также и при совместном проживании в общежитии.

В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом).

Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство.

Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома , которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами.

Так называемые половые преступления также имеют место в жизни делинквентных подростков. Механизмы преступного полового насилия подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше).

У части таких подростков наблюдается выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально – типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость.

В структуре личности диагностируются акцентуации характера и неадекватная самооценка.

Нравственно – ценностная ориентация личности подростка – насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления о морали и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер.

К действительному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию . Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков.

Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего но вызван чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки.

Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.

Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер.

Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40% преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

Влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

Список литературы:

    Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997

    Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

    Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

Подростковый возраст представляет особый интерес для изучения, поскольку именно в этот период ребенок перестает быть ребенком, однако еще не является взрослым, он только начинает отрабатывать свои навыки поведения в социуме, из-за чего нередкими проявлениями является делинквентное поведение. Государство толерантно относится к некоторой капризности подростков, которые пытаются различными формами доказать свою взрослость. Однако всему есть предел. Некоторые проступки, совершаемые подростками, наказуемы, о чем хорошо знают родители.

Делинквентным поведением интернет-журнал сайт называет действия, направленные против устоявшихся правил, законов и порядков в обществе. Некоторые из них являются противозаконными, например, такие как алкоголизм, проституция или воровство. Подростки руководствуются своими принципами, поэтому могут совершить поступок, после которого пойдет наказание. А если наказания не случается, тогда нередко подросток еще раз его себе позволяет совершить.

Многочисленные проблемы, связанные , шокирующий внешний вид, плохие друзья, грубость и пр.), — это инстинктивная потребность подрастающего поколения «разорвать пуповину, связывающую ребенка и мать», найти «взрослый элемент», к которому будет стремиться. Другими словами, подросток инстинктивно пытается перестать быть ребенком и начать свой путь к становлению себя как взрослого человека. Но из-за того, что у него нет примеров по-настоящему взрослых людей, на которых равнялся бы, он прибегает лишь к элементам, которые, как ему кажется, сделают его взрослым – секс, пьянки, драки и т. д. А проблема заключается лишь в том, что у него нет реального примера взрослого человека, на которого бы он стремился быть похожим.

Подростковый период является этапом, когда человек начинает взрослеть. Нет гарантий того, что он действительно станет взрослым, будучи юношей или девушкой. У многих людей затягивается данный этап на долгие годы, достигая самой старости. Вот почему можно встретить взрослых мужчин и женщин за 50 лет, которые ведут себя, словно подростки. Внешне они постарели, но внутри так и не выросли, застряв на том этапе, когда были подростками.

Вместе с тем, общественной проблемой является тот факт, что новое поколение пытается найти среди взрослых людей примеры для подражания и не находит. Раз многие взрослые люди еще сами не стали зрелыми и ответственными, поступают, как подростки, то что уже говорить о тех, кто пытается им подражать. Различные подростковые поступки, неприемлемые родителями, являются лишь отображением того, что у детей нет таких примеров для подражания, которые бы показали им, что значит быть взрослыми. Они копируют взрослых, которые сами еще не выросли и ведут себя, как дети. Выходит замкнутый круг, когда родители ждут от подростков взрослых поступков, но сами при этом ведут себя, как подростки, которых и копируют их дети.

Многие люди просто не хотят взрослеть, поскольку тогда на них ложится ответственность за все, что они делают, думают и говорят. Люди к такому не привыкли: им легче что-то сделать, а в случае неуспеха переложить вину на другого человека или обстоятельства. От взрослого же человека требуется постоянная ответственность за все, что с ним происходит.

Между позицией «ребенка» и позицией «взрослого» лежит некая . Человек, попадая в нее, «обнуляется» и в зависимости от того, какими путями он будет из нее выходить, вернется к своему прежнему состоянию «ребенка» (т. е. будет руководствоваться старыми моделями поведения) или станет «взрослым» (т. е. выработает в себе совершено иную личность с новыми моделями поведения).

Чтобы повзрослеть, человек должен пройти через глубоко стрессовую ситуацию, когда никто не сможет ему помочь, кроме него самого. Тогда, решая все возникшие проблемы в самостоятельном порядке, он будет пользоваться своими старыми моделями поведения, которые он применял в детстве (например, обижаться и обвинять мир в несправедливости), или сформирует новые модели, которые раньше никогда не применял, понимая, что он несет ответственность за каждое свое решение, действие и слово (например, он перестанет винить мир в несправедливости и попробует решить проблему).

Необходимо «обнулиться», то есть попасть в проблемную ситуацию, где вам никто не сможет помочь. Тогда вам придется самостоятельно выбирать, как дальше действовать в этой ситуации, и нести за это полную ответственность.

Что такое делинквентное поведение?

Подростки преимущественно все отличаются своим громким и взрывным поведением, которое базируется в основном на эмоциях. Однако не каждое поведение позволительно в обществе. И здесь возникает такой термин, как делинквентное поведение, которое подразумевает деструктивные действия подростка, который направляет их против правил и норм общества. Они направлены против законов государства, поэтому могут носить порой криминалистический или противоправный характер.

Криминальное поведение является одной из форм делинквентного поведения. Не каждое поведение, отклоняющееся от нормы, является делинквентным, однако любое делинквентное поведение является отклоняющимся. Делинквентное поведение направлено против правил и законов государства. Если подросток совершает проступки, которые нарушают закон, тогда он по достижению совершеннолетия становится асоциальной личностью. Если же поступки подростка просто нарушают нормы морали и поведения, тогда он относится к антисоциальным личностям.

Многие люди пожилого возраста негативно относятся к поведению подростков, называя его преступным. Однако это преувеличенное мнение. Подростки могут громко музыку слушать или гулять по ночам, что не является противоправным поведением. Однако если подростки начинают материться, увлекаться алкоголем, наркотиками, беспорядочными половыми связями, совершать криминальные поступки, тогда их поведение должно подвергаться наказанию.

Делинквентное поведение имеет ряд особенностей:

  1. Трудно разделить противоправное поведение от деструктивного.
  2. Противоправное поведение является наиболее серьезным и проблематичным для общества.
  3. Поведение делинквентного характера четко регулируется законами и правилами.
  4. всегда возникает между подростком и целым обществом, его порядком.

Почему государство так озабочено тем, что делают подростки? Делинквентное поведение противоречит не просто законам и правилам общества, но и запускает механизм вседозволенности, отсутствия порядка внутри страны. Государство должно заботиться о том, чтобы каждый ее гражданин соблюдал определенные правила приличия, иначе такое государство становится слабым и несостоятельным.

Делинквентное и девиантное поведение

В психологии используется два термина поведения – делинквентное и девиантное. Несмотря на свою схожесть, они имеют свои различия:

  1. Девиантное поведение в основном направлено против правил и морали, установленных в обществе. Делинквентное поведение противостоит законам и порядку в государстве.
  2. Девиантное поведение регулируется исключительно отношениями подростка с окружающими людьми. Делинквентное поведение регулируется законом, если против него пойти, тогда наступит наказание.
  3. может направляться против конкретных личностей или целой группы. Делинквентное поведение направлено против правил социума в целом.

Девиантное поведение порицается критикой и осуждениями, а делинквентное поведение может быть уголовно наказуемо. Поступки делинквентного характера называются деликтами, а преступник – делинквентом. Обычно государство наказывает преступников по всем правилам, однако обычно сам преступник еще больше ожесточается против общественного устоя, из-за чего продолжает совершать поступки, которые угодны ему. Вот почему наказание в данном случае не оказывает должного влияния. Полезной становится профилактика делинквентного поведения.

Именно в подростковом возрасте человек начинает становиться взрослым, пробуя себя и находя свое место «под солнцем». Делинквентное поведение часто формируется в компании друзей, где есть лидер или даже старший, нежели остальные участники, человек. Они не имеют никаких интересов, не занимаются учебой, спортом и прочими полезными делами. От скуки они начинают употреблять алкоголь, наркотики, совершать различные вредоносные поступки. Здесь можно выделить три группы таких подростков:

  1. В первую группу входят подростки, которые обладают моральными принципами, однако внутри них живет конфликт. Они часто становятся внушаемыми и импульсивными в своих действиях, после чего раскаиваются и исправляются.
  2. Во вторую группу входят подростки с внутренним конфликтом, однако у них уже нет угрызения совести и чувства вины. Они совершают поступки, поскольку им так удобно.
  3. В третью группу входят подростки без какого-либо внутреннего конфликта. Они совершают противоправные действия сознательно, получая от этого удовольствие и полностью осознавая, насколько вредными являются их поступки.

Делинквентное поведение не возникает просто так. Ему предшествуют определенные причины, которые усматриваются в следующем:

  • Экономическая ситуация в стране, когда подростки впитывают идею о том, что должны быть богатыми и успешными, однако их реальные финансовые возможности очень малы и ограничены.
  • Семейная обстановка. Если у подростка не складываются взаимоотношения с родителями, которые его чрезмерно опекают, игнорируют, приказывают, не уважают, не любят, не слушают, тогда возникает противоправное поведение.
  • Снижение значимости моральных и культурных ценностей в обществе, что впитывается подростками.
  • Нестабильная ситуация в стране, которая может претерпевать различные перемены, сказывающиеся на восприятии мира подростками.
  • Увлеченность просмотром различных боевиков и фильмов ужасов, в которых отсутствует цензура, все друг друга убивают и причиняют физический вред.
  • Наличие внутренних конфликтов, когда подросток не соответствуют своему идеальному «Я».

Поскольку подросток не способен контролировать свои эмоции, а также часто обвиняет в своих бедах окружающих, он предпочитает совершать делинквентные поступки. Причинив определенный вред обществу, он не видит в этом ничего плохого, поскольку считает, что совершил справедливое действие в отместку за свое горе.

Подростки очень нуждаются в уважении, любви и внимании к своей персоне. Причем они нуждаются не в нравоучениях, а именно в уважительной, равноправной позиции. Если в семье и в школе ребенок требуемых чувств не испытывает к себе, тогда он становится склонным к деструктивному поведению.

Еще одной причиной делинквентного поведения становится потребность получать приятные эмоции. Если ребенок ни с кем не дружит, не успешен в учебе, не любим родителями, тогда он может ощутить приятные переживания после употребления алкоголя или интима. Если эти способы достижения счастья являются самыми сильными и яркими, тогда подросток начнет к ним прибегать.

Отсутствие увлечений и наличие большого количества свободного времени, которое некуда подевать, тоже может стать причиной делинквентного поведения. Подросток просто будет искать себя хоть в чем-то, что может привести его к противоправному поведению.

Формы делинквентного поведения

Распространенными формами делинквентного поведения являются:

  • Преступность. На подобные действия часто идут дети из неблагополучных семей и при наличии разрушающейся личности.
  • Наркомания. Стремление к получению удовольствия, которое невозможно получить в обычной жизни, позволяет пристраститься к наркотикам или алкоголю.
  • Проституция. Здесь причинами ее возникновения становятся два фактора: способ заработка, когда у подростка просто нет денег на желаемое, и способ получения внимания, любви, которой не дают родители.

Поскольку к делинквентному поведению часто приходят подростки, у которых нарушен контакт со взрослыми, они просто не знают, какими способами могут решить свои проблемы, чтобы не прибегать к проституции, алкоголю, наркомании или преступлениям. Делинквентом становится ребенок, который просто не знает, как решить свою проблему мирным способом.

Какую профилактику делинквентного поведения можно провести в итоге?

Лучше делинквентное поведение предупреждать, нежели устранять. И здесь поможет профилактика:

  1. Благополучные отношения родителей с ребенком, когда его уважают, слышат, ценят, поддерживают, помогают. Здесь важно родителям замечать детские проблемы и помогать в нахождении мирных способов их решения.
  2. Устранение фильмов и передач, показывающих насилие.
  3. Способствование успеваемости в школе. Необязательно быть отличником, однако ребенок должен хотя бы по каким-то предметам получать хорошие оценки.
  4. Эмоционально положительный настрой. Ребенок должен получать положительные эмоции от повседневной жизни.
  5. Наличие друзей, когда ребенка будут окружать люди с моральными устоями и ценностями.

Многие специалисты сходятся во мнении, что делинквентное поведение значительной части населения является следствием различных причин: утраты традиционных духовных и культурных ценностей, неблагополучной экономической обстановки, бесконтрольной миграции населения, массированной рекламы насилия, порнографии, роскоши, низкого уровня развития отдельно взятой личности. Некоторые правонарушители находят убедительные оправдания своих поступков.

Определение делинквентности в психологии

Слово "делинквентный" образовано от латинского delictum (проступок) и английского delinquency (правонарушение). Такое поведениеиндивидуума нарушает этические, моральные и правовые нормы, нанося ощутимый ущерб отдельной личностиили всему обществу, и является отклоняющимся от стереотипов в социуме.

Правонарушение – это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, эмоции. Основные причины, по которым человек совершает правонарушение или преступление:

  • низкий уровень материальной жизни населения;
  • кризис морали;
  • низкий уровень правовой культуры граждан;
  • алкоголизм и наркомания;
  • несовершенство законодательства;
  • недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

Другой вид называется - девиантным (лат. deviatio - "отклонение"). Такое поведение выражается в основном в поступках, направленных против самого индивида, не наносящих большого вреда окружающим, и характеризуется злоупотреблением алкоголем, курением, несоблюдением норм морали и правил поведения в общественных местах. Делинквентное носит криминальный характер. Такой человек становится субъектом преступления, совершает противоправные действия, рассматриваемые следственными и судебными органами.

Делинквентное поведение изучается социологией, психологией, педагогикой и криминалистикой. Каждая из этих наук вырабатывает собственные методы коррекции антиобщественных поступков индивида, исходя из его особенностей, сформированных под влиянием воспитания со стороны семьи, общества и жизненных обстоятельств.

Причины формирования

Причины формирования делинквентного поведения у людей разного возраста могут иметь объективный и субъективный характер.

К первым относятся не зависящие от личности обстоятельства: резкие социальные перемены, когда все общество переживает кризисные скачки в различных сферах жизни. В такие исторические периоды происходит обезличивание социокультурного пространства, в результате чего исчезают или деформируются старые представления о морали инормах сосуществования,а новые еще не сформированы и могут противоречить предыдущим. Обостряется конфронтация "отцов и детей", меняются представления о допустимости тех или иных способов достижения личного экономического благополучия, увеличивается стремление к получению все более изощренных удовольствий.

Причины отклоняющегося поведения субъективного характера кроются в особенностях строения индивидуального сознания, когда личность не имеет нравственных средств для противостояния внешним асоциальным воздействиям - о совести, чести, о том, что такое хороший или плохой поступок. Велика доля делинквентов среди выпускников детских домов и интернатов, когда они попадают в общество, о реалиях существования в котором имеют только теоретические знания. Часто они становятся членами криминальных группировок, стремясь разрешить свои проблемы жизнеустройства неправомерными методами, отомстить виновным в их положении.

К таким мерам прибегают и люди с психическими проблемами и отклонениями в умственном развитии, поскольку они внушаемы, легко поддаются угрозам или уговорам совершить преступление. Такой человек не осознает противоправного характера совершаемых им поступков, стремится к обещанным вознаграждениям. Делинквентность детей и подростков может быть результатом дисгармонии семейных отношений, когда в асоциальных семьях отсутствует или искажается информация о морали и нравственности.

Характер преступности несовершеннолетних определяется психологическими и педагогическими ошибками в их воспитании дома, в детском саду, школе. Они негативно сказываются на формировании личностной самооценки, социального самочувствия, самопроявления. Даже благополучные семьи могут иметь низкий уровень знаний о том, как противостоять негативному влиянию среды на ребенка. Чрезмерная свобода, бесконтрольность со стороны взрослых, возрастная неустойчивость психики, желание проявить себя и утвердиться в среде сверстников, неумение просчитывать результаты своих действий, стремление к "взрослой жизни" и получению острых ощущений толкают детей на необдуманные поступки. В подростковой среде нередко встречаются игромания, занятие проституцией, употребление алкоголя, участие в распространениинаркотикови порнографии.

Намеренная изоляция ребенка от сверстников и внешней жизни приводит к проблемному поведению, при котором он уходит из дому, начинает опасные эксперименты с психотропными веществами, алкоголем, примыкает к криминальной среде. Такие дети не имеют навыков противостояния негативному влиянию со стороны делинквентов, легко поддаются уговорам и могут сознательно стремиться к противоправной жизни.

Причины девиаций у взрослых - это желание достичь своих материальных или эмоциональных интересов противозаконным способом. Поводами к нарушению закона могут быть как низкий уровень морали (организация притона), так и трагические обстоятельства. Например, нищета может толкнуть законопослушного гражданина на воровство, грабеж, если он не находит других способов найти средства на лечение ребенка.

Алкоголизм и наркомания представляют собой общественно опасные явления, поскольку ведут к психической и физической деградации личности, сопровождающейся агрессивностью, озлобленностью, растормаживанием низменных инстинктов. Состояние опьянения может толкнуть человека к немотивированным уголовно наказуемым действиям против сограждан.

Среди других причин делинквентного поведения взрослых социологи называют низкий уровень правовой культуры населения, несовершенство законодательной и правоохранительной систем.

Виды делинквентного поведения

Административные правонарушения могут совершаться как сознательно, так и под влиянием сложившихся обстоятельств. Они влекут за собой взыскание - штраф, порицание, общественные работы. Наиболее часто встречаются:

  • нарушения правил дорожного движения;
  • нецензурная брань, оскорбления в адрес граждан, домогательство;
  • распитие спиртного в общественных местах, спаивание несовершеннолетнего лица;
  • проституция, распространение порнографии;
  • бродяжничество и попрошайничество.

Дисциплинарный проступок - это неисполнение работником трудовых обязанностей:

  1. 1. Опоздание или преждевременный уход с места.
  2. 2. Прогул.
  3. 3. Нарушение правил внутреннего распорядка предприятия.
  4. 4. Пренебрежение условиями охраны труда.
  5. 5. Распитие спиртных напитков в рабочее время или появление в нетрезвом виде.
  6. 6. Халатное отношение к служебным обязанностям, повлекшее за собой неблагоприятные последствия для коллег или начальства.

Дисциплинарный проступок наказуем замечанием, выговором в устной или письменной форме, лишением премии, понижением в должности, увольнением.

Преступление - самый опасный вид делинквентного поведения. Примеры уголовно наказуемых правонарушений многочисленны: терроризм, убийства, кражи, вандализм, распространение наркотиков, изнасилование, мошенничество, побои и другие. Статья 20 Уголовного Кодекса РФ определяет, за что ответственность может наступить уже с 14 лет: убийство, теракт, хищение, вымогательство, хулиганство, повлекшее тяжкие последствия, угон автомобиля и пр.

Профилактика преступности среди детей и подростков

Проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетнего должны стать объектом пристального внимания со стороны психолога, социального педагога, воспитателя, учителя, родителей. Предметами изучения с целью построения программы профилактики его делинквентности должны стать:

  • состояние психического и физического здоровья;
  • условия жизни, развития и воспитания в семье, детском саду, школе, их соответствие возрастным требованиям;
  • особенности поведения в различных жизненных ситуациях.

В процессе исследования выявляются положительные и негативные факторы, влияющие на психологическое и социальное самочувствие ребенка, его личностные качества, потребности, уровень сформированности значимых морально-этических представлений. При необходимости привлекаются сотрудники правоохранительных органов, социальной службы, медицинские работники.

Главная задача такого исследования - выявление ведущих ее свойств и выбор наиболее эффективных направлений и методов профилактической работы:

  • оптимизация семейных отношений, устранение факторов, негативно влияющих на несовершеннолетнего (беседы с родственниками, консультации и консилиумы, помощь в организации бытовых условий);
  • психолого-педагогическая работа с социальной средой по месту жительства и обучения подопечного (ослабление отрицательного влияния со стороны сверстников, взрослых, помощь в установлении положительных контактов, моральная поддержка, привлечение к общественно одобряемой деятельности);
  • организация процесса самовоспитания ребенка, его активной позиции, совместный с ним поиск внутренних резервов личности с целью преодоления недостатков и вредных привычек, пробуждения гуманных чувств (психологические консультации, тренинги, нравственные упражнения, правовое просвещение, развитие познавательной активности и интересов).

Результатом правильно организованной профилактической работы должны стать оптимистический взгляд человека на себя, его определение собственных достоинств и недостатков, отказ от асоциального поведения, умение правильно воспринимать свои и чужие поступки, потребности, возможности, вовремя обратиться к взрослым за помощью в трудных ситуациях, стремление стать полезным.

Она строится исключительно на доверии между ее субъектами, адекватной требовательности и уважении к личности несовершеннолетнего, правильном выборе приемов воспитания.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками