Как научить ребенка первым словам. Начинать нужно в утробе матери

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Навыки разговорной речи проявляются у каждого ребенка в разное время, поэтому не стоит беспокоиться, если малыш в 2 года еще не разговаривает. Нет единого правила, как научить ребенка говорить, но разработаны несколько эффективных методик обучения, используя которые, за короткое время можно помочь малышу разговориться.

Уже в начальные месяцы после рождения малыши начинают произносить свои первые звуки, поначалу это лишь отдельные сочетания букв, но при правильной стимуляции вскоре детский лепет превратиться в осознанное произношение целых слогов и слов. Развитие речи у детей до года заключается в изучении и запоминании отдельных предметов, а также повторении всего, что произносят взрослые, поэтому помочь малышу быстрее заговорить вы можете, применив следующие советы:

  • обучая детей раннего возраста, постоянно повторяйте названия основных предметов – ложка, погремушка, кукла и пр. Малыши быстро запоминают часто произносимые названия, поэтому вскоре вы станете замечать, что ребенок понимает, о чем вы говорите в данный момент, а также сам начнет называть вещи по-своему;
  • попробуйте повторять звуки за новорожденным, ребенок будет очень рад возможности пообщаться со взрослыми на «своем» языке, а вы можете использовать такой опыт с пользой. Проговорив «гу-гу», предложите малышу сказать «го-го», потом «га-га», постепенно вы переберете все гласные звуки, а кроха получит незаменимый опыт произношения;
  • развитие речи детей раннего возраста должно сопровождаться стимуляцией мелкой моторики, поскольку эти два процесса взаимосвязаны. Ребенок с удовольствием станет перебирать пуговицы разного размера, пришитые к ткани, заинтересуется откручивающимися крышками и пластмассовыми формочками разных типов. Главное, предоставить малышу для изучения разнообразные по текстуре материалы – мягкие, гладкие, шершавые, теплые, холодные и т.д.;
  • для детей раннего возраста проще всего научиться произносить отдельные слоги, подражая звукам животных. Сейчас имеется масса подсобных материалов – это и красочные книжки со стихами, и разговорные плакаты на батарейках, и кубики с изображениями животных, все это можно и нужно применять с самого рождения малыша. С помощью методических материалов развитие речи младенца будет проходить интенсивно и эффективно;
  • для самых маленьких развитие речи и произношение новых слов может сопровождаться активной жестикуляцией, ведь в этом случае задействованы несколько видов памяти, что способствует более быстрому запоминанию. К примеру, говоря, что на улице холодно, можно потирать себе плечи, когда малыш делает больно, скажите, что вам неприятно и прикройте глаза руками, как во время плача и т.д. Запоминая явления не только на слух, но и визуально, ребенок быстрее поймет, чего вы от него хотите;
  • откажитесь от частого использования соски, постоянное применение пустышки оказывает негативное влияние на формирование прикуса, из-за чего детки и в 2 года могут не говорить ни слова;
  • поощряйте стремление малыша узнавать новые слова, когда ребенок интересуется предметами, жестами показывая вам на них, обязательно четко называйте вещь и немного расскажите о ее особенностях. Возможно, вы не знаете, но все, что дети узнают в младенчестве, откладывается в их памяти, поэтому впоследствии ваше чадо еще не раз удивит вас своими знаниями;
  • с помощью стихов и детских песен развитие речи малыша будет проходить значительно быстрее. Неплохой вариант – смотреть иллюстрированные экранизации детской литературы или же слушать песни из мультфильмов, в большинстве случаев на экране показывают визуальное изображение того, о чем поется в песне, что одновременно развивает все виды памяти;
  • если ребенок еще не говорит, развитие речи можно ускорить, общаясь со старшими детками. Как показывает практика, за ними малыши повторяют значительно чаще, поэтому развитие речи в коллективе происходит быстрее.


Среднестатистический ребенок в 2 года только начинает говорить, однако некоторые детки осваивают разговорную речь раньше. Разумеется, они не способны произносить все слова должным образом, но при этом общаются вполне понятно для взрослого человека. Развитие речи у детей – это сугубо индивидуальный процесс, повлиять на который не так просто, но помочь развитию речевого аппарата малыша можно, для этого разработаны несколько эффективных методик, которые применяются как по отдельности, так и в совокупности друг с другом.

Возраст 2 года – оптимальное время для активного чтения и просмотра видео, однако не стоит увлекать ребенка электронными гаджетами, современные средства замедляют развитие речи, поэтому их стоит заменить бумажными книгами и подсобными материалами в виде кубиков и карточек с иллюстрациями. Такие пособия служат не только для развития речи, они совершенствуют зрительную память, улучшают восприятие новой информации и способствуют развитию новых навыков, например, позволяют сравнивать и анализировать разные предметы и явления.

Для совершенствования речи детей раннего возраста рекомендовано руководствоваться такими советами:

  • разговаривайте с ребенком как можно чаще, старайтесь вовлечь его в разговор при любой возможности, озвучивайте все свои действия и просите малыша рассказать, что делает он;
  • читайте крохе самые разные книги, начиная с детских сказок и заканчивая энциклопедиями для малышей. Вполне возможно, ваш ребенок проявит повышенный интерес к животным, рабочим профессиям, природным явлениям или прочим вещам. Изучая интересные моменты, ребенок быстрее запоминает новые слова и стремится их повторять, поэтому акцентирование внимания на определенной теме дает хороший результат;
  • если для детей раннего возраста коверкание слов считается нормальным, то начиная постоянно разговаривать, малыш должен учиться правильно произносить отдельные слова. Постарайтесь называть вещи нормальными именами, никогда не меняя и не сокращая названий. Научившись изначально верному произношению, ребенок быстрее запомнит новые слова и выражения, к тому же его не придется впоследствии переучивать;
  • наряду с развитием разговорной речи у детей раннего возраста следует формировать навыки диалога, т.е. поощрять ребенка не просто спрашивать, а отвечать на вопросы. Если ребенок вообще не говорит или произносит лишь отдельные звуки, старайтесь максимально часто общаться с ним таким образом, чтобы он отвечал. Например, собираясь на улицу, предложите малышу выбор – надеть синие колготки или красные штанишки, пусть он назовет цвет выбранной одежды, даже если это будут всего несколько звуков. Такие ежедневные тренировки через пару недель приведут к нужному результату;
  • если ребенок умеет разговаривать, но не говорит долго, развивайте навыки монолога. Предложите малышу описать знакомую картинку, или же попросите его рассказать, что он видит за окном. Чтобы ребенок захотел общаться, его нужно заинтересовать, для этого расскажите ему интересную историю, придумайте завлекающее начало и попросите малыша продолжить рассказ.

Ни один, даже самый опытный, педагог не знает наверняка, как научить ребенка говорить быстро и без усилий. Но то, что постоянные тренировки и комплексные занятия дают положительный эффект, – общенаучный факт! Поэтому не стоит волноваться, что после месяцев занятий малыш не говорит, – значит, просто еще не пришло время. Продолжайте заниматься, и вскоре ваши усилия окупятся такими долгожданными первыми словами «мама» и «папа».


Чтобы узнать, как научить ребенка говорить, родители зачастую перечитывают массу литературы, записываются на консультации к дорогим специалистам и консультируются с более опытными товарищами. Любой из этих способов дает свой результат, но большинство людей совершают распространенную ошибку – они выбирают единую понравившуюся им методику и следуют ей до конца, не понимая в итоге, почему же, спустя полгода занятий малыш все еще не говорит?

Дело в том, что каждый человек индивидуален, и одна методика, подошедшая старшему малышу, вовсе не обязательно даст хорошие результаты у младшего. Оптимальный вариант – попробовать несколько разных способов обучения, чтобы проверить, какой из них больше понравится вашему ребенку. Наибольшим спросом пользуются следующие варианты обучения:

  • Развитие речи при помощи слухового контакта. Такой метод одинаково хорош и для малышей нескольких месяцев, и для деток в 2 года. Смысл в постоянном повторении одинаковых слов и предложений. К примеру, при встрече обязательно говорите «привет», «здравствуй» или любое иное приветствие. Ребенок запомнит установленные правила и станет действовать аналогично. Как можно чаще читайте малышу книжки и пойте песни, выберите несколько самых любимых произведений и обязательно используйте их хотя бы раз в день, даже если малыш еще не говорит, он с восторгом откликнется на знакомые фразы.
  • Тренировка разговорной речи с помощью визуализации предметов. Этот способ подходит для обучения детей раннего возраста. С самой колыбели можно использовать мягкие кубики с нарисованными животными или продуктами. Показывая малышу картинку, дополняйте ее названием и кратким описанием. Даже когда ребенок еще не говорит, он все слышит и понимает, поэтому вскоре станет повторять названия за вами.
  • Развитие речи визуально-слуховым методом. В 2 года малыши уже самостоятельно ходят и могут играть без взрослых, поэтому в данное время можно предложить им электронные игрушки – детский компьютер, плакат с азбукой или умный телефон. Такие приспособления называют выбранные предметы и позволяют малышу повторять названия. Развитие речи в игровой форме проходит максимально эффективно, поэтому данные дополнения принесут немало пользы.
  • Коллективное обучение. Развитие речи с данной методикой осуществляется максимально быстро, поскольку в процессе обучения затрагиваются всесторонние аспекты. Для родителей, которые не знают, как научить ребенка говорить, имеются специальные кружки и секции, где опытные воспитатели тренируют навыки разговора у малышей. Занятия для детей раннего возраста проводятся как по отдельности, так и в группах. Кстати, групповые секции дают намного более эффективные и качественные результаты, поскольку дети скорее обучаются новым знаниям в коллективе.

Развитие речи детей раннего возраста успешно проводится любым из представленных методов, однако максимального эффекта можно достигнуть, лишь используя все методики в совокупности. Попробуйте разные способы передачи информации, совершенствуйте новые навыки у ребенка и развивайте его память, начав занятия с ранних месяцев, – уже в 2 года ваш малыш сможет с легкостью говорить основные слова и фразы.

Как только ребенку исполнилось два года, вы заметили большой «прорыв» в его лексиконе. Оказывается, он уже знает огромное количество слов и может строить целые предложения, состоящие из четырех-пяти слов. Он даже может использовать местоимения, знает единственное и множественное числа. Понимание и осмысление сказанного также совершенствуются, и теперь он может выполнить уже три ваших последовательных команды. Уже сейчас он способен сказать свое имя.

При правильном отношении и серьезной мотивации ваш ребенок может накопить в своем словаре до 300–400 слов к своему третьему дню рождения. Ему уже намного легче выражать свои эмоции и желания. Да, порой он запинается, но только потому, что его мышление становится более комплексным, так как он узнает все более сложные вещи и поэтому иногда подыскивает слова, чтобы точнее выразить свои мысли.

Все это является частью его растущего языкового мастерства, особенностью процесса овладения искусством речи.

В четыре года ваш ребенок со словарным запасом примерно в 1500 слов может говорить почти как взрослый и готов вести беседу. Он способен ответить на многие вопросы и сам тоже задает все больше «почему?». Вы, вероятно, даже услышите слова, которые совсем не хотите от него слышать. Когда вы читаете ему сказку, он может пересказать какую-то ее часть. А в хорошем настроении малыш способен даже сам сочинить сказку. Этот период как нельзя лучше подходит, чтобы загрузить его чтением книг - некоторые дети как раз в таком возрасте сами начинают читать.

Родители действительно многое могут сделать, чтобы поддержать и ускорить развитие речи своего ребенка. Вот несколько общих советов.

Начинать нужно в утробе матери

Развитие речи начинается еще в утробе матери - в течение последнего триместра беременности плод особенно сильно реагирует на звуковые раздражители. Так как слушание - это первый шаг к тому, чтобы научиться говорить, эксперты считают, что родители могут стимулировать развитие речи, просто разговаривая с еще не родившимся ребенком и позволяя ему слушать различные звуки, особенно классическую музыку.

Разговаривайте с младенцем постоянно

Ваш ребенок не научится плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.

Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.

Связывайте слова с образами

Смотрите на лицо вашего ребенка, когда разговариваете с ним. Наблюдайте за его реакциями. Позвольте ему видеть ваше лицо, когда вы говорите с ним. Показывайте ему картинки тех предметов, которые называете. Так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.

Повторение - мать учения

Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.

Задавайте ребенку вопросы

Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.


Читайте своему малышу сказки

Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное - разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать.

Музыка разовьет речевой аппарат

Пойте вашему малышу, и пускай он поет вместе с вами. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Песенки и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.

Используйте при обучении подручные средства

Сделайте ваши уроки веселыми. Не обязательно покупать карточки или книжки, чтобы научить вашего ребенка говорить или распознавать цвета.
Когда вы, например, готовите, попросите его называть цвета фруктов и овощей, которые он видит на столе.

Пусть посчитает, сколько ломтиков помидора у вас есть. В продуктовом магазине попросите его сказать вам, сколько коробок с хлопьями он видит на полке. Во время путешествия озадачьте его подсчетом деревьев, мимо которых вы проезжаете. Еще можно предложить ему выбрать цвет и через время сказать вам, сколько автомобилей этого цвета он увидел на дороге.

Не поощряйте детский лепет

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Использование сочетания взрослой речи и детского лепета с вашей стороны уместно только в течение первых шести месяцев. Затем прекратите сюсюканье полностью!

На долгом и занимательном пути развития ребенка и становления его, как личности, умение разговаривать и облачать мысли в верно подобранные слова является, пожалуй, одним из самых необходимых навыков. От этого многое зависит в будущем: как ребенок будет общаться с людьми, сможет ли находить с ними общий язык....

Но это все потом, а сейчас, когда малыш уже давно гулит и агукает, родители так сильно ждут, когда он скажет свое первое слово и гадают на ромашке: каким оно будет? «Мама»? «Папа»? Или даже «Кыся»?

Все родители желают, чтобы их ребенок как можно быстрее заговорил, но у всех детей это происходит по-разному. В силах мамы и папы повлиять на речевой процесс и помочь ребенку начать говорить.

Основные стадии развития речи

Первая

Первые звукосочетания малыш начинает издавать в раннем возрасте, когда ему исполняется 2-3 месяца. Ему даже удается отличать голоса, но вот общие звуки дети воспринимают, как умиротворяющую мелодию. Это считается первой стадией развития речи.

Вторая

К 5-7 месяцам бормотание ребенка становится более отчетливым, украшается эмоциями, потому что наступает вторая стадия.

Третья

Наконец, третья стадия приходится на возраст с 7-9 месяцев. Малыш в этот период начинает произносить короткие слова, сложенные из слогов: «ма-ма», «ба-ба».

Осмысленная речь

Восторг родителей, услышавших такие свершения, малыш не воспринимает, как данность. Осмысленность речи появляется у него в возрасте около года, когда словарный запас пополняется уже несколькими «конструкциями» из 3-10 примитивных слов.

Если с ним в это время заниматься, то в 2 года малыш будет способен не только пополнить словарный запас, но и называть предметы, действия и даже говорить о собственных ощущениях.

Когда нужно начинать?

Считается нормальным, если ребенок не очень хорошо говорит в 2 - 2,5 или даже в три годика. Научить ребенка разговаривать — это означает видеть явный прогресс в развитии речи: новые звуки, попытку повторения слов, знание того, что означают конкретные предметы.

Девочки в этом смысле гораздо быстрее начинают радовать родителей своими звуковыми успехами, а мальчишки отстают от них на несколько шагов. Все потому, что слабый пол созревает намного раньше, чем сильный — и это природный закон выживания.

В тех семьях, где родители говорят на двух и более языках, малыш, скорее всего, начнет разговаривать еще позже. Сами посудите, каково ему «переварить» и применить в действии сразу два потока информации!

Как научить малыша говорить?

Начинаем с рождения

Нельзя пытаться начинать учить ребенка говорить только тогда, когда ему исполнится годик. С самого рождения мама должна принимать активное участие в формировании его речи: говорить с ним, петь, улюлюкать, агукать, при этом показывая малютке свою артикуляцию.

Рассказываем обо всем вокруг

Когда он подрастет, вы должны постоянно разговаривать с малышом: обо всем и постоянно, чтобы он сначала научился понимать интонацию, потом ритм, затем смысл слов. Также давайте ребенку возможность ответить вам пусть даже и на непонятном, гулящем языке. Такой смешной на первый взгляд диалог помогает ребенку учиться разговаривать.

Комментируйте действия, которые вы выполняете: Смотри, мама берет кастрюльку», «Гляди, мама наливает тебе молоко!», «Сейчас я буду тебя переодевать». «Рассказывайте» малышу свой жизненный опыт, чтобы он понимал, о чем идет речь.

Произносим слова и звуки четко и внятно

Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы к нему обращаетесь. Слова, брошенные на бегу, тут не помогут. Произносите слова четко, а ударные гласные протягивайте: ка-роо-вааа. Смело тяните губы в трубочку и округляйте рот, чтобы малыш понял, как нужно произносить звуки.

Переходим на новый уровень

В возрасте полутора лет переходите на обычный «голосовой режим», при этом продолжая четко проговаривать звуки. Сложные слова при этом не стоит заменять простыми, пусть ребенок пополняет свой словарный запас.

Также не стоит обобщенно называть какие-то предметы: шапкой именовать и шляпу, и косынку, и каску. Вы не облегчаете ему этим «жизнь», а затрудняете процесс познания мира.

Не оставляем без внимания глаголы с прилагательными

Берите во внимание глаголы, не останавливаясь на пополнении словарного «существительного» запаса. Тучка, дождик, собачка должны присутствовать в разговоре, но наравне с «идет», «летит» и «бежит». При этом предложения должны быть максимально простыми: машинка едет, солнышко светит.

К этим правилом добавьте и необходимость накопления определений, чтобы малыш мог сказать, что солнышко на улице золотое, а лето жаркое. Правильным также будет противопоставлять слова друг другу: бабочка порхает, а жучок ползет.

Так вы обогатите словарь малыша и систематизируете все в голове ребенка, чтобы он вовремя смог «выудить» из библиотеки необходимое слово.

Играем со звуками и слогами

Думая о том, как научить ребенка говорить, чаще играйте со слогами и звуками, ведь все это можно совмещать с текущими делами: едете в автобусе - играйте в слоги, идете на прогулку - пойте песни.

Когда малыш станет старше, увеличьте нагрузку и начните ту же забаву, только со словами: что бывает твердым? (камень), что можно назвать зеленым? (траву).

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика рук тоже должна постоянно развиваться, ведь руки по утверждениям врачей считаются вторым органом речи. Массируйте пальцы ребенка, играйте с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.

Немногим позже, когда малыш станет старше, перейдите на игру разными предметами - резиновыми, деревянными, колючими, шершавыми, гладкими, чтобы он изучал их своими руками.

Смело давайте годовасику макароны и фасоль, занимайтесь с ним лепкой из пластилина, собирайте мозаику и обязательно рисуйте. Все это поможет ребенку не только научиться говорить, но и делать это правильно.

Способы, помогающие детской речи быстрее развиваться

Игры с использованием языка

Хорошая забава — игра с языком, которой необходимо заниматься вместе с ребенком.

  • язычок гулять собрался (при этом нужно открывать рот);
  • потом он умылся (языком проводите по верхним зубам);
  • решил причесаться (надо высовывать и прятать язычок);
  • назад оглянулся (облизывайте губы);
  • в сторону повернулся (поворачивайте язык то к левой, то к правой части рта);
  • шлепнулся вниз, повис (опустите язык);
  • вверх полез и в домике исчез (поднимите язык и спрячьте го во рту).

Песни с играми

Мама и папа поют песню, при этом изображая звуками все, что в ней происходит: цоканье копыт, звук мотора, мычание коровы. Потом повторяют тоже самое с малышом.

Скороговорки

Когда детки плохо выговаривают звуки ж, с, щ и прочие, помогите ему скороговорками.

Например, такими:

  • «У ежа ежата, у ужа ужата»;
  • «В грозу от груза развалился кузов»;
  • «У осы не усы, не усища, а усики»;
  • «Шесть мышат в шалаше шуршат».

Проблемы с речью: когда идти к логопеду?

Размышляя о том, как научить ребенка говорить, необходимо осознавать одну важную деталь: вы должны быть ответственным и внимательным родителем. Чем больше вы говорите с ним, тем больше ребенок запоминает слов, а его речь развивается гармонично.

Почему нельзя пытаться самостоятельно корректировать дефекты детской речи?

Однако не всегда малыш проговаривает буквы хорошо, а родители, желая помочь ему, пытаются откорректировать эти дефекты самостоятельно. Делать этого категорически нельзя!

Подобные логопедические занятия вредят малышу, а их последствия не в силах исправить и опытный специалист. То же самое относится и к логопедическому массажу, из-за неправильных движений которого происходит спазм нервных окончаний.

В каких случаях нужна помощь специалиста?

Обращаться за помощью к специалисту стоит в том случае, если ребенок в 3 года вообще не говорит или заикается. Также насторожить родителей должен факт того, что малыш говорил, а потом вдруг прекратил разговаривать.

Наконец, если в пять лет ваше чадо все еще неверно произносит звуки, помощь логопеда ему просто необходима!

Как найти хорошего логопеда?

Чтобы найти профессионала своего дела, лучше воспользоваться услугами «сарафанного радио» - спросить о хорошем логопеде у знакомых и друзей. Если же вы решили обратиться сразу в клинику, то посмотрите на отзывы в Интернете и попросите дипломы и сертификаты заведения — так же, как и диплом врача.

«Медвежья» услуга непрофессионала приведет к тому, что ребенок не только не научится говорить, но и его речь впоследствии вообще нельзя будет исправить.

И, напоследок стоит сказать, что речь любого малыша напрямую зависит от того, сколько времени родители уделяют занятиям. Научить ребенка говорить можно только разговаривая с ним. Потому, приложив к достижению заветной цели необходимые усилия и свободное время, вы достигнете на пути развития речи вашего карапуза больших и радостных успехов!

На протяжении своей жизни люди обучаются, познают новые сферы совершенствования. В отличие от маленьких детей, мы воспринимаем информацию легко, ведь сознание наше развито и подготовлено. Мы умеем говорить, читать, думать, правильно оценивать ситуацию и формулировать предложения.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш тоже стал образованным, займитесь его развитием с рождения. Учите тому, что умеете вы сами. В статье мы рассмотрим тему, с которой встречается каждый родитель – как самостоятельно учить ребёнка разговаривать.

Причины нарушения речи

Родовая травма наносится плоду при родах. Неправильное внутриутробное развитие ребёнка происходит от генетических мутаций или фатального кислородного голодания, либо отравления (яды, лекарства, алкоголь, строительные материалы, инфекция).

Всё это способно вызвать нарушения в мозге младенца, в той части, которая отвечает за речевые способности. При поражении слуха – это когда младенец слышит слабо либо не слышит вовсе – возникают проблемы с речью.

Убедитесь, что малыш реагирует на сказанные слова и выполняет действия по запросу.

Не всегда дети рождаются здоровыми. Частые заболевания в детстве в некоторых случаях могут послужить причиной задержки в развитии. Например, пришлось перенести операцию под наркозом в раннем возрасте. Наркоз – это медицинский препарат, перенести его воздействие на организм в годовалом возрасте сложно. Нагрузка, подобная этой, к сожалению, повышает риск проблем с работой мозга.

Отсутствие способности разговаривать иногда обусловлено социально, если малыша никто не учит. Например, его родители глухонемые, они не в состоянии дать ему полноценное внимание и учить произносить слова.

Кроме того, тяжёлые хромосомные нарушения иногда вполне совместимы с жизнью, но есть вероятность, что умственно отсталого никогда не получится научить разговаривать правильно.

Если отклонения очевидны

Срочно обратитесь за помощью к логопеду, педиатру, лору, психотерапевту. По правилам, педиатр наблюдает младенца до 3 месяцев. Он навещает его на дому, или вы посещаете больницу. Обследование начинается с осмотра, дальше врач принимает решение о комплексе диагностики. Это выслушивание, анализы и процедуры, тесты.

Лор нужен для осмотра ушных раковин. Его цель – определить качество восприятия на слух.

Психолог и невропатолог осматривают детей для определения состояния нервной системы.

Приведём пример: родители, будучи занятыми, отправляют ребёнка к бабушке или родственникам. Атмосфера непривычная, отношение другое, есть некий дискомфорт. Малыш замыкается в себе, считает, что родители его не любят или он им не нужен. Так может появиться слабость речи на нервной почве. Это один из симптомов позднего развития. Чтобы малыш был уверенным в себе, уделяйте ему больше времени, дайте почувствовать любовь и заботу, не оставляйте без внимания.

К логопеду обращаются после 2 лет, когда видят, что улучшения не происходит. Специалист работает с маленьким клиентом отточенными практиками, диагностирует, ищет подход и исправляет дефект.

Как учить ребёнка в 5 месяцев разговаривать


От 2 до 5 месяцев малыш не разговаривает. Его общение подаётся в виде набора неясных звуков и интонаций. Даже если мы будем повторять одно и то же слово по 100 раз – он его не произнесёт. Но ограничивать контакт нельзя.

В этом возрасте важна поддержка родителей. Читайте сказки, показывайте предметы, называя их. Малыш не понимает слов и не знает их значения, но он слышит звуки, которые однажды повторит. Звук – начало слова, поэтому общайтесь чаще.

Как учить ребёнка в 1 год разговаривать

Методика развития на этом этапе неизменна. Жизнь маленького человечка – игра. Все познания он извлекает играя. Слова ещё неточные, они лишь похожи на оригиналы. Например, муха – муля, шоколадка – шкака, упасть – бух.

Но с каждым днём дети учат фразы, которые совершенствуются и становятся выразительнее. Важно создать контакт, добиться диалога, хоть он ещё и на непонятном языке. Чаще общайтесь, играя с мячом, описывайте его – мяч большой, круглый, красный.

Вытягивайте слова из чада. Тянется за игрушкой – не давайте, повторяйте название этой игрушки, пока не услышите похожее произношение из детских уст. Контакт с телевизором сократите на минимум. Да, маме удобно включить мультики и заняться делами по дому, но телевизор не задаёт вопросов и не требует ответа. Так, вы развития речи не получите.

Добивайтесь произношения лёгких слов: дай, на, там, он, опа. Заведите блокнот, чтобы записывать новые слова, произнесённые малышом. В 1 год норма равна 10 словам.

В интернете есть игры, помогающие в развитии. Также используйте говорящие игрушки – мяукающие кошки, например.

Развивайте моторику пальцев и общее мышление конструкторами, кубиками. Переберите вместе бусины разных цветов, сложив их кучками. Так, малыш научится отличать цвета, формы и размеры.

Играя, комментируйте действия, при этом задавая вопросы:

  • «Куда мы поставим этот кубик, сюда? Здесь он должен стоять?» ;
  • «Этот кубик жёлтый, да?» ;
  • «А это что? Кубик?» .

Учим ребёнка в 2 года разговаривать

У маленьких людей в 2 года уже сформирован некий словарный запас. И большинство из них способны конкретно выразить свои желания и эмоции, но не все. Что могут сделать родители, чтобы понять, как правильно учить разговаривать ребёнка?

Мероприятия для первичного толчка к развитию речи:


  1. отучить от соски;
  2. играть пальчиками;
  3. играть в развивающие игры;
  4. предоставить общение со сверстниками;
  5. меньше проводить время у телевизора;
  6. разговаривать с ребёнком чаще и задавать вопросы;
  7. добиться диалога;
  8. называть вещи правильным языком, не коверкая его;
  9. общаться на одном языке;
  10. читать сказки;
  11. петь песни;
  12. учим повторять мимику;
  13. водить на проверку к логопеду.

Общение двойняшек или близнецов обязательно разбавляйте. Нельзя им давать много уделять внимание друг другу. Близнецы способны выработать свой язык и общаться только на нём, не стремясь познать окружение.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(10 оценок, среднее: 4,70 из 5)



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники