Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе доу. Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе доу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Добро пожаловать в МААМовский «Клуб юных исследователей»!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1582 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

В подготовительной группе тема «Волшебный магнит» Сенють Наталья Владимировна Воспитатель МБДОУ «Приреченский детский сад» Цель : сформировать у детей представление о магните и его свойствах. Задачи образовательные :...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Конспект познавательно- исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Тема : «Вода - бесценный дар природы» . Цель : актуализация знаний детей о воде, значении воды; активизация воспитанников на решение проблемы загрязнения водоёмов, влияния этого на окружающую...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему нельзя есть снег»

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей...» Тема: «Почему нельзя есть снег» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Почему нельзя есть снег» Задачи: создать условия для ознакомления детей со способом очистки талой воды; создать условия для побуждения детей к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе «Юные защитники природы» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе Цель: формирование начал экологической культуры. Задачи: закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды; расширить знания детей о воде: познакомить со...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию «В гостях у трех медведей» во второй группе раннего возраста Программное содержание: 1. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой, маленький. 2. Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения: мебель, животные. 3. Учить основам взаимодействия с природой. 4. Знакомить с доступными...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наши любимые игрушки» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Наши любимые игрушки» Цель: Создать условие для положительного отношения детей к игрушкам. Задачи: - Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; -...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Формы организации занятий по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующий критерий: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется...


Цель: Развивать познавательно - исследовательскую активность детей в игровой ситуации. Задачи: - Создать условия для получения знаний по проводимым экспериментам; - дать возможность детям при помощи взрослого узнать о физических явлениях во время опыта; - развивать внимание,...

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в детском саду

“Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

Это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

эффективности.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

  • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  • Второй вид , когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная ситуация
  • Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
  • Выдвижение гипотез
  • Подбор материала для проверки гипотез
  • Проверка гипотез
  • Формулирование и оформление вывода

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Из опыта работы:

В своей группе «НЕПОСЕДЫ» мы устроили «Лабораторию мудрого Филина», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена .

В апреле в нашей группе «Непоседы» был реализован исследовательский проект

В рамках этого проекта мы:

  • рассматривали иллюстрации и видеоматериалы о шоколаде;
  • читали «Шоколадную сказку» и стихи о шоколаде;
  • собирали разрезные картинки, отгадывали загадки;
  • исследовали свойства шоколада с помощью опытов

Цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;

  • свойства какао-порошка - цвет, запах, вкус, растворимость;
  • беседовали о пользе и вреде шоколада;
  • узнали о том, как и из чего делают шоколад и шоколадные конфеты;
  • создали свой памятник шоколаду;
  • сами готовили шоколадные конфеты «Сладкоежка» по алгоритму мудрого филина;
  • лепили различные конфеты из пластилина;
  • выбирали к ним фантики;
  • придумывали названия;
  • сделали коллаж о пользе и вреде шоколада.
  • Дети вместе с родителями делали различные поделки из фантиков и шоколада.
  • Была проведена викторина о шоколаде с участием детей и родителей.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Подготовила учитель –дефектолог ГБДОУ детский сад № 34 Садикова Елена Алексеевна Санкт-Петербург 2013 год

Оборудование для исследовательской деятельности 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). Материал, подлежащий исследованию Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.

Свойства воды

Свойства сухого и мокрого песка

«Воздух - невидимка»

«ИЗМЕРЯЛОЧКА» Измеряем вес, длину, рост, время

«Удивительное рядом»


Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

***Развивать поисково - познавательную деятельность детей как интеллектуально - личностное, творческое развитие.

***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.

*** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.

*** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы - вода, лёд, снег и т. д.

Детская любознательность,

постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.

«Такая разная ткань» .

Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.

Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.

Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

«Рассматривание песка через микроскоп» .

Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .

Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Потребность растений в воде» .

Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Мир бумаги»

Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Измерение размеров изображения с помощью линз» .

Цель : познакомить с оптическим прибором - линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Мир насекомых» .

Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

«Что мы знаем о времени»

Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .

«Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

«Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.

Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

«Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний.

Особенности проведения исследований у дошкольников

У дошкольников элементы познавательной деятельности включены в ролевые игры. Многие психологи и педагоги в своих работах указывали важность их разнообразных видов. Именно игры помогают малышу понять связь отдельных деталей, действий, создать четкое представление об определенном объекте.

Важность исследований для дошкольников

По мере взросления ребенка происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности, в нее включаются более сложные элементы. Благодаря данным процессам, дошкольник удовлетворяет свою любознательность, расширяет запас знаний, меняет собственные представления об окружающем его мире.

Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину.

Функции познавательно-исследовательской деятельности в ДДУ

Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка.

  1. Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы).
  2. Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений.
  3. Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности.
  4. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.

Детей способствует расширению кругозора, освоению представлений о социальном и природном сообществе, формированию простейших исторических и географических знаний.

Способы активизации познавательной деятельности дошкольников

Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.

Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации.

Как выражается активность дошкольников

Активность выражается в способности самостоятельного выбора ребенком определенных видов деятельности. Воспитатель или психолог наблюдает за поведением малыша во время ролевой игры, анализирует желание к общению с другими ребятами, лидерские качества. Затем проводится анализ полученной информации по специальным методикам и технологическим картам, и делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.

Разновидности познавательной активности дошкольников

В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников может проявляться в действиях по предложенному воспитателем образцу. Для подобного варианта наставник предлагаем малышам схемы, алгоритмы действий. Исполнительная активность состоит из принятия малышом определенной задачи, выбора варианта своих действий на основе предложенных образцов, получения личного результата.

Приёмы стимулирования саморазвития дошкольников

Познавательно-исследовательская стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче. Мудрый наставник делает вид, что сам не знает ответа на данный вопрос, и только малыш сможет помочь ему в этом, так и начинается совместная познавательно-исследовательская деятельность. по ФГОС также предполагает разнообразные виды проектов и исследований, проводимых под непосредственным руководством воспитателя. Постепенно педагог уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самостоятельного получения результатов эксперимента, опыта. Для стимулирования дошкольников по мере работы воспитатель задает им вопросы: «Как ты думаешь, чем закончится твой эксперимент?», «Что нового ты узнал на данном этапе работы?».

Постепенно воспитатель становится тьютором, он уточняет алгоритм действий ребенка, помогает ему делать схемы, чертежи. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе подразумевает применение приемов творческого воображения. Ребенок учится представлять результат своей работы. Например, если перед дошкольником поставлена задача - вырастить кристаллы поваренной соли, он должен представить, как они будут выглядеть. После того как опыт будет успешно завершен, ребенок сравнивает свое первоначальное представление с реальной картинкой, делает выводы о сходстве, различии образов.

Тот опыт, который позволила накопить малышу познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, станет его личным результатом, он сможет использовать его при обучении в школе.

Пример исследований о хлебе в ДОУ

Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. Назвать такое исследование можно по-разному: «Откуда пришёл хлеб?», «Что такое белое золото?», «Почему батон покрывается плесенью?».

В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований.

В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Старшая группа занимается поиском информации о составе хлеба. Воспитатель ставит перед ними задачу установить те компоненты, которые нужны для выпекания вкусных булочек и батонов. Итогом данного этапа будет перечень ингредиентов, без которых невозможно испечь хлеб.

В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат. Они должны познакомиться визуально с технологией изготовления булок и хлеба, подтвердить ту информацию, которую собрали в сентябре о компонентах хлеба.

В ноябре дети получают домашнее задание. Они вместе с родителями должны попробовать себя в роли настоящих пекарей, освоить основные этапы создания вкусного белого хлеба.

В декабре завершается познавательно-исследовательская деятельность. Подготовительная группа приглашается на дегустацию тех вкусных пирогов и плюшек, которые вместе с мамами и папами сделали будущие первоклассники.

Изучение времен года

Интересным вариантом для исследовательской деятельности в детском саду можно считать изучение времен года. Основная цель, которую ставит при этом воспитатель - закрепить и углубить те знания, которыми уже владеют ребята. Проводить подобное исследование можно по группам. Малыши получают свои собственные задания, специальную карту наблюдений и журналы для оформления полученных результатов. Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Втора группа будет заниматься температурным режимом, привлекая себе на помощь родителей. Третьей части предстоит выяснить, насколько сильными за это время были ветра. После того как ребята завершат свои наблюдения, составляется полная картина. Итогом такого индивидуально-коллективного проекта будет полная характеристика погодных условий в определенный сезон. Для развития творческого воображения малышей воспитатель дает им дополнительное задание - придумать подходящую одежду для этого времени года, выполненную из нетрадиционных материалов. Лучшие работы можно «внедрить в реальность», сделав на совместном празднике родителей и детей настоящий модный показ.

Анализ продуктов питания

Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания. Это актуально, ведь по новым стандартам особое внимание уделяется формированию у будущих школьников навыков здорового питания, привитию им интереса к здоровому образу жизни. Для начала вместе с воспитателем ребята анализируют состав разных продуктов питания, узнают о том, какие важные химические вещества, микроэлементы, витамины, обязательно должны присутствовать в дневном рационе каждого человека. Для повышения мотивации начинающих исследователей воспитатель проводит ролевые игры. Дети становятся поварами, кондитерами, докторами, чтобы понять, насколько важно правильно и своевременно питаться. Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Во время прогулок малыши предлагают своему воспитателю активные игры, вместе придумают шуточные задания для спортивных соревнований. Итогом работы могут стать спортивные старты, где будут представлены смешанные команды детей и их родителей. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты.

Заключение

Познавательная деятельность должна начинаться со средней группы детского дошкольного учреждения. При четком планировании подобной работы можно будет рассчитывать на развитие у детей самостоятельности.

По доминирующей деятельности: исследовательский
По количеству участников: групповой
Характер контактов: (среди детей одной группы)
По продолжительности: — среднесрочный 1 месяц
Заявитель: дети старшей « А» группы
Авторы проекта: воспитатели: Тохтиева В. О. и Козлова Н.В
2016 год

Структура проекта.

Проблема :

В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

Актуальность
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах льда.

Задачи проекта:
Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой находится, окрашивается, растворяет различные вещества);

Подвести детей к пониманию, что лед может приносить людям пользу и радость. Лед может быть и опасен. С ним надо быть осторожными.
Совершенствовать умения сравнивать вещества и делать умозаключения.
Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Познакомить детей со способами обследования.
Формировать правила безопасности со льдом.

Этапы проекта
1. Организационный.

Педагог раскрывает детям проблемные вопросы проекта.

Проблемные вопросы:
Почему лед бывает разной формы?
Что быстрее тает снег или лед?
Как определить прозрачность льда?
Что можно носить в сите?
Как сделать лед не скользким?
Можно ли лед согнуть, разделить на куски?
Можно ли прозрачный лед, сделать цветным?
Как можно сделать ледяной вулкан?
Как сделать азбуку Снежной королевы?

Оборудование
Лед разной формы: из замерзшей бутылки, из разных ёмкостей для льда, сосулька, глыба льда со снегом; вода комнатной температуры, вода теплая, емкости для воды разной формы, молоточки, деревянные палочки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, снег, песок, карандаши, фломастеры, пластмассовые буквы, пуговицы, сито, сода;

Задачи этапа с детьми:
Повышать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание высказывать свое мнение на поставленные вопросы;

Задачи этапа с родителями:
Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.

2. Планирование деятельности.
Продумывание экспериментальной деятельности
Подбор репродукций художников
Подбор стихов и рассказов о красоте зимы и о льде
Художественная деятельность с детьми
Экскурсия в снежный городок
Изготовление презентации «В царстве Снежной королевы»
Подбор музыки « Звуки природы»
Разработка анкеты для родителей
Составление кроссворда «Секреты Снежной Королевы»

Деятельность с детьми: разучивание стихов о зимних явлениях
участие в экспериментальной деятельности.

Деятельность с родителями: – предложить найти в интернет ресурсах интересные опыты со льдом ([email protected])
Показ интересных опытов со льдом детям в детском саду.
Выставка консультаций: «Давайте поиграем!» (занимательные опыты с водой);
«Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «В царстве Снежной королевы» (семейные фото на фоне снежных и ледяных скульптур)
Анкета «Поисково-исследовательская деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей».

Реализация проекта
Социализация
Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Зимние забавы », «Из чего мы сделаны?»
Загадки о зимних видах спорта
Размышление: «Как лед человеку помогает?»
Познание
Наблюдение за: состоянием погоды, за снегом и льдом, за явлениями природы: иней, снег, гололед, наст, метель.

Исследовательская деятельность
Надавливают, сжимают, сгибают лед
Стучат по льду и распиливают его
Держат, греют лед в руках
Сравнение что быстрее тает в помещении и в воде (снег или лед)
Сравнивают на вес (снег и лед)
Сравнивают на твердость (снег и лед)
Сравнивают на прозрачность с помощью пуговицы (снег, лед, вода)
Определяют, что можно носить в сите
Сравнивают на плавучесть (снег, лед, деревянная пластина)
Окрашивают воду для замораживания
Окрашивают лед красками
Украшают деревья и кусты цветными льдинками
Определяют, дружат ли соль и лед?
Определяют, как сделать азбуку для Снежной королевы
Как действует ледяной вулкан?

Проведение детьми опытов и их фиксация:
Алгоритм:
1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (отмечают: вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась)
2. Держат и греют лед в руках, кладут лед на батарею, льют на лед холодную воду, льют на лед теплую воду. Отмечают: лед твердый, холодный, прозрачный, принимает различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем в холодной. На батарее лед тает еще быстрей.
3. Стучат по льду молоточками и деревянными палочками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем. Отмечают: лед твердый и хрупкий, его можно расколоть и распилить.
4. Насыпают на лед соль. Отмечают: соль «плавит» лед. Места, где лед треснул, обозначаем краской.
5. Наносят на лед краски для рисования. Отмечают: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху.
6. Просеивают и пытаются носить в сите: снег, лед, воду. Делают вывод: лед в сите носить можно, а воду и снег нет.
7. Определяют, как сделать азбуку Снежной королевы. Рисуют буквы карандашом, фломастером, красками. Опускают в форму для льда пластмассовую букву. Делают вывод: карандаш и фломастер на льду не пишут. Краски растекаются. Пластмассовая буква во льду не растворилась. Азбука Снежной королевы готова. Выкладываем слово «ВЕЧНОСТЬ» и другие слова.
8. Бросают в воду пуговицу, кладут пуговицу под снег и лед. Делают вывод: лед и вода прозрачные, а снег нет.
9.Разводят краски для рисования в воде. Разливают по формочкам. Прикрепляют ниточки-петли. Развешивают цветные льдинки на дерево. Делают вывод: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии.
10.Взвешивают ком снега и кусок льда в руках и на весах. Делают вывод: лед тяжелее снега.
11. Опускают в воду: снег, лед, деревянную пластину. Делают вывод: лед и деревянная пластина держатся на поверхности воды, а снег утонул.
12. Определяют твердость снега и льда, протыкая их палочкой. Делают вывод: снег палочкой протыкается, а лед нет.
13. Растворяют в воде соду и краски. Замораживают. На кусок льда педагог капает разведенную уксусную кислоту. На поверхности появляется пена. Она течет везде, где капали уксусную кислоту. Очень похоже на вытекающую лаву. Чем не вулкан?
14. Располагают снег и лед в группе. Засекают время таяния снега и льда. Делают вывод — снег тает быстрее, чем лед. Опускают снег и лед в воду. Результат видно сразу. Снег тает в воде.
15.Находят на участке скользкие дорожки. Посыпают их песком. Определяют изменения льда. Делают вывод: если лед посыпать песком он не будет скользким.

Коммуникация развитие речи
Рассматривание картин:
«Льды Карского моря» А. Борисов; «Айсберг» Лукин. Б; «Застывшая Волга» И. Панов; «Ледоход на реке Москва» В. Юцков; «Ледокол Ермак» Д. Голубев; «Сосульки» С. Андрияк;
Чтение и заучивание стихотворений о зиме, льде;
Размышление «Сосульки и лед это хорошо или плохо?».
Презентация «В царстве Снежной королевы» (скульптуры изо льда);

Чтение художественной литературы
Чтение стихов А. С. Пушкин: «Опрятней модного паркета», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Ледоход»; Н. Некрасов «Славная осень»; и «Мороз Красный нос»; Т. Бокова «Зимушка зима», А. Барто «Весна идет»;
Чтение рассказов: Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», М. Пришвин «Прозрачный лед», И. Надеждина «Снежные слова», И. Соколов Микитов «Зимняя ночь», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

Безопасность
Беседы: «Если хочешь быть здоров… » (по материалам дидактической игры «Малыши крепыши »)
«Лед может быть опасным» (по материалам дидактической игры «Как избежать неприятностей?»)

Художественно — эстетическая деятельность
Рисование: «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры», «Ледяные скульптуры нашего города», Выставка рисунков «Волшебница зима»;
Лепка: «Снежная королева», «Северный олень»;
Аппликация: «Зима», «Пингвины на льдине» (коллективная);
Слушание звуков воды (капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега);

Физкультурно — оздоровительная деятельность
Подвижные игры: «Мороз — Красный нос», «Снежная Королева», «Снежки», «Льдинка» Игры народов севера: «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Льдинки и ветер»
Игровые упражнения: «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту».
Развивающая среда : альбом для рассматривания «Времена года», фотографии: «Зима в нашем городе», «Зимние забавы»;

Заключительный

Ожидаемые результаты
-Расширение представлений о льде.
— Расширение словарного запаса.
— Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
-Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результат: Анкетирование родителей показало, что у детей выросла познавательная активность, расширился активный словарь. Исследовательская деятельность объединила родителей и детей, позволила найти новые формы проведения совместного досуга.

Продукт проекта: Альбом детских рисунков « В царстве Снежной королевы».

Презентация проекта.
Общение с детьми по страницам альбома рисунков «В царстве Снежной королевы».
Предложить родителям кроссворд «Секреты Снежной королевы» для проведения совместного досуга с детьми.

Рефлексия
Дети рассказывают: о том, что они узнали нового
Что их удивило при проведении опытов
Какой опыт понравился больше всего
Какой опыт повторяли дома, или какой хотели бы повторить

Название: Проект исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «В царстве Снежной королевы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?