Воспитание ребенка от рождения. Воспитание ребенка от рождения до года

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!

С появлением ребенка жизнь молодой семьи кардинально меняется, все время и силы уходят на уход за малышом и его воспитание. Советы психологов подскажут вам, как правильно воспитывать ребенка с рождения, а также укажут на типичные ошибки родителей в воспитании детей, зная о которых, вы сможете избежать их в будущем.

Воспитываем ребенка правильно: самые распространенные ошибки в воспитании

Наверняка каждый бы из нас хотел избежать ошибок в воспитании своего чада. Естественно, в жизни очень часто возникают нестандартные ситуации, которые ставят в тупик молодых родителей. Они начинают изучать специальную литературу, спрашивать советов у знакомых, бороздить просторы интернета в поисках ответов на свои вопросы, но зачастую мнения источников настолько разнятся, что приводят родителей к еще большей растерянности и панике.

Давайте все же попытаемся проанализировать самые распространенные ошибки, которые допускаются молодыми родителями, чтобы в дальнейшем постараться избежать их по отношению к своему ребенку. Итак:

Чрезмерная эмоциональность родителей и беспричинная паника

Сразу же после рождения ребенка у родителей очень часто может наблюдаться паника. Обычно это касается здоровья малыша и объясняется одной простой причиной: отсутствием необходимого опыта по уходу за детьми. Даже простое срыгивание или банальная простуда чада могут напугать родителей и они начинают паниковать.

Что же делать в такой ситуации? Для начала — нужно успокоиться, а затем позвонить детскому доктору, который наверняка подскажет выход. Помните, что у маленьких детей очень развита реакция на психоэмоциональное состояние мамы и папы, что крайне негативно сказывается на его еще не окрепшей нервной системе. И если вы не хотите вырастить нервного и психически неуравновешенного малыша, прекратите паниковать по пустякам и демонстрировать это своему ребенку.

Излишний контроль и лишение самостоятельности

Конечно же, каждый родитель испытывает страх за здоровье и жизнь своего малыша. Но стремление во всем контролировать ситуацию может привести к крайне неприятным последствиям. Делая первые шаги, ребенок познает мир, и если вы будете мешать ему в этом, он будет раздражаться, плакать, не исключены и

Что же делать? Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным, уберите все предметы с его пути, которые могут представлять для него опасность, и просто будьте рядом.

Помните, что чрезмерная опека лишает детей самостоятельности и приводит к неумению решать проблемы в дальнейшей, взрослой жизни.

Чрезмерная требовательность и строгость

Постоянные непомерные требования и строгое отношение к ребенку приведут к тому, что даже став взрослым, он будет оглядываться назад и сомневаться в правильности каждого своего шага.

Последствиями такого воспитания могут быть низкая самооценка, постоянная неуверенность в себе, а также перфекционизм, что в дальнейшем негативно скажется на его психике.

Избалованность и вседозволенность

Выполняя все желания своего чада, иногда даже во вред своим интересам или интересам других людей, будьте уверены, что из него вырастет самовлюбленный эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей.

Этот же результат, к которому прибавится еще и наглость, ждет вас и вашего ребенка, если вы, вопреки здравому смыслу, позволяете дитю делать все, что ему вздумается. К примеру, на прошлых выходных, отдыхая в небольшом кафе со своей семьей, я имела возможность наблюдать картину, когда ребенок лет пяти бегал по всему кафе, подсаживался за чужие столики, приставая к людям с расспросами и мешая отдыхать. А его родители сидели рядышком, через несколько столиков, и совсем не обращали внимание на поведение своего ребенка.

Воплощение в ребенке своих несбывшихся мечт

Некоторые родители, не считаясь с мнением и способностями своего малыша, пытаются навязать ему то, о чем они сами мечтали, но так и не достигли. К примеру, вы мечтали в детстве стать балериной, но у вас не было возможностей это сделать. И вы решили воплотить свою мечту в дочери, записав ее в балетную школу вопреки ее желаниям и способностям.

Что имеем в итоге? У дочери ничего не получается, нет желания заниматься нелюбимым делом, в результате – низкая самооценка, полное отвращение к искусству и протест против любых родительских инициатив.

Непоследовательность в своих действиях и словах

Малыш не слушается и вы решили его наказать, установив некоторые ограничения и запреты, например, запретив доступ к просмотру мультфильмов, а через некоторое время, забыв об этом, усаживаете ребенка перед телевизором?

Будьте уверены, что теперь малыш не будет воспринимать ваши слова всерьез и вы надолго потеряете его доверие. В следующий раз он уже не обратит внимание на ваши запреты. Поэтому будьте последовательны в своих словах и действиях!

Это касается и вашего поведения. Если мама или папа сами совершают поступки, за которые они наказывают своего ребенка, малыш сразу же почувствует фальшь. Помните, что зачастую дети копируют поведение своих родителей и поэтому будьте для них достойным примером!

Надеюсь, эти советы о правильном воспитании детей с рождения помогут вам воспитать прекрасных сыновей и дочерей!

И напоследок видео

Первые три года жизни - важный и ответственный этап в развитии ребенка. В это время закладывается фундамент личности, основы будущих качеств и способностей. Однако родителям часто не хватает знаний о развитии психики и личности малыша. Данное пособие восполняет этот пробел. Его авторы - психологи, много лет изучавшие развитие ребенка. В книге молодые родители найдут необходимую информацию о психическом и личностном развитии ребенка, множество полезных советов по его воспитанию. Содержащийся в пособии материал представляет интерес и для воспитателей ДОУ.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ … 5

НОВОРОЖДЕННОСТЬ … 6

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ … 13

Физическое развитие … 13

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ … 29

Физическое развитие … 29

РАННЕЕ ДЕТСТВО … 47

Физическое развитие … 47

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ … 113

ЧТОБЫ РЕБЕНОК БЫЛ ЗДОРОВ … 122

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ … 139

КАК ИГРАТЬ С МАЛЫШОМ … 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 157

ЛИТЕРАТУРА … 158

Полнотекст книги на сайте электронной библиотеки МГППУ.

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Воспитание детей в семье на современном этапе развития человеческого общества по-прежнему остается одним из актуальных вопросов.

Не нравится мне повторять заезженные в сети фразы, но как не скажи — семья остается по-прежнему тем главным университетом воспитания, с окончанием обучения в котором человек, хоть и маленький, получает звание «индивида». А каким получится этот индивид, зависит от стараний и умений самих родителей. Они же в лице ребенка и его первые педагоги.

Каждая семья хочет для своего ребенка самого лучшего. Однако, зачастую все сводится лишь к тому, чтобы вкусно покормить, красиво одеть и научить некоторым манерам поведения.

Но проблемы воспитания в семье маленького ребенка так не решаются. Детям нужно нечто большее, чем средства для роста и существования. Ребенок нуждается в воспитании, а это означает, что ребенок сможет вскоре применять полученные навыки в самостоятельной деятельности — среди сверстников и других¸ взрослых, отличных от его родителей по статусу, характеру и т.п.

Влияние семьи на воспитание ребенка, таким образом, очень велико. Только в семье малыш получает необходимые ему для социализации навыки поведения.

Сегодня мы рассмотрим все основные вопросы, касающиеся семейного воспитания ребенка, касательно дошкольного возраста.

Особенности семейного воспитания

Итак, каковы же особенности воспитания ребенка в семье?

Казалось бы ничего особенного — то в этом и нет. Ребенок родился и растет себе с мамой и папой в кругу братьев и сестер. Родители уходят на работу. Ребенка оставляют с бабушками и дедушками, или приводят в дом чужую тетю, которая будет на протяжении некоторого времени присматривать за малышом.

Или же оформляют ребенка в детское заведение на весь день. А некоторые даже на круглосуточное проживание с тем, чтобы забрать малыша в семью лишь на выходные дни.

Такое воспитание детей дошкольного возраста в семье и воспитанием — то назвать сложно. Даже не знаю, какую цель преследовали родители, когда планировали рождение ребенка.

Конечно, ситуаций бывает в жизни много. Иногда ребенок рождается «нечаянно». Но во многих семьях дети желанны по-настоящему. И тем не менее и про такие семьи можно говорить, что «родили и сдали».

Воспитание детей в семье должно стать главной задачей в оспитании детей молодых родителей, да и не молодых тоже, которые получили самый драгоценный дар в виде малыша.

Особенности воспитания ребенка в семье в том и состоят, что родителям следует относиться к данному процессу как к подарку. Воспитание детей дошкольного возраста в семье ответственное дело, и каждая семья подходит к этому по-разному.

Как же воспитывают детей в разных семьях?

Принципы семейного воспитания

Фактором, влияющим на ребенка как положительно, так и отрицательно в плане воспитания, является семья. Если родители придерживаются определенных принципов, то у них может получиться стать для малыша настоящими воспитателями. Если же воспитание проходит как-нибудь, ничего хорошо из ребенка обычно не вырастает.

Принципы воспитания не сложны для понимания. Рассмотрим их на наглядных примерах.

Принцип первый. Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Какого сделали, такого и получайте — ваша работа. Даже если что-то вам не нравится в малыше, не стоит дергать его по всякому поводу. Это еще тот возраст, когда можно его подредактировать. В умелых руках и камень — глина.

Допустим, ваш малыш привык капризничать при посторонних. Вам это неприятно, и вы перестаете ходить с ним на разные мероприятия, на прогулку. Дескать, пусть в детском саду гуляет с другими детьми и воспитателем.

Но это не выход. Когда малыш подрастет, он будет привычен гулять только с чужими людьми, без вас.

Чтобы исправить такую ситуацию, педагоги и психологи считают нужным обсудить с ребенком цель прогулки, чем вы будете заниматься, куда пойдете. Возможно, предложите после улицы нарисовать, что вы там встретится на пути.

А если у вас запланирована встреча с кем-то, и ребенок должен быть при вас, можно договориться прийти с детьми всем, кто будет на встрече. Чтобы малышам было чем заняться, можно подготовить какие-то несложные игры. Это увлечет каждого ребенка, и дети не будут капризничать, привлекая внимание взрослых к себе. Они будут заняты друг другом и совместными играми.

Принцип второй. Ребенку нужно сопереживать, смотреть на детские проблемы серьезно, разделяя взгляды малыша.

Если у мальчика сломалась машинка, не нужно бежать в магазин за новой, чтобы унять горе у ребенка. Лучше посмотреть это как на возможность вместе отремонтировать игрушку. Не думаю, что поломка очень сложная.

В этом возрасте еще не умеют ломать по-серьезному. Зато совместная ремо-деятельность сблизит с сыном, даст ему понимание того, что взрослый рядом и всегда готов прийти на помощь.

Принцип третий — не улюлюкать, а адекватно беседовать. Даже самые маленькие дети очень хорошо понимают, серьезен ли с ним взрослый и правдив, или же считает его за несмышленыша, которому готов отдать весь мир.

И это очень нравится малышам. Они схватывают идею — поманипулировать родителями. Эта черта очень крепко укореняется в детской головке. В будущем такие малыши стать недостаточно отзывчивыми членами общества, зато замечательными потребителями. В очень прямом смысле слова.

Методы воспитания детей в семье

У каждого есть свои методы воспитания детей в семье. Им придерживаются традиционно из поколения в поколение. «Как воспитывали нас, так и мы будет воспитывать» — это нормальный ответ современных родителей. Ведь, как они считают, не так важна сама система воспитания детей, как результат, с которым мы столкнемся или не столкнемся в будущем.

Несмотря на многие различия в применении методов воспитания, каждый родитель хоть изредка но беседует с малышом. Чаще, конечно, убеждает и внушает, вместо того, чтобы советовать.

Немаловажен личный пример взрослого. Ребенок — зеркало. Замечали, как малыши копируют движения нас, родителей — то встряхнет волосами, как папа, то грозит пальчиком кукле, как мама.

Другие взрослые могут применять метод поощрения своими достижениями. Это не плохо, но надо знать меру. Ведь малыш может легко привыкнуть быть хорошим за похвалу.

И уж совсем негоже наказывать ребенка, который еще и выводы — то делать не умеет из наказаний. Наказания и угрозы — не лучшие методы воспитания детей в семье.

А у вас какие методы воспитания в семье?

И все же главным в семейных отношениях часто считается здоровое развитие малыша, о формировании его как личности семья часто не задумывается. А ведь семья — основа становления индивида. И от воздействия семьи на ребенка развиваются те или иные черты его характера.

В разных семьях взаимоотношения между взрослыми и детьми нельзя назвать правильными с точки зрения педагогики и тем более психологии. Частые наказания ребенка приводят к его отторжению от методов такого воспитания. Малыш отдаляется от родителей, уходит в себя.

И тогда уже до него будет сложно или даже невозможно достучаться. И воспитывать его будут уже не родители, а его обиженные чувства. От таких состояний малыша зависит, как он будет относиться к родителям, повзрослев.

Стили семейного воспитания

Если методы воспитания у каждой семьи могут быть совершенно отличными от других семей, то стиль воспитания ребенка в семье можно отнести к той или иной классификации.

Существуют следующие стили воспитания:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустический.

Первый стиль воспитания ребенка в семье — демократический — наиболее приемлем в воспитании ребенка. Семьи с данным стилем воспитания учитывают интересы своего малыша, идут на компромиссы с ребенком, всегда находят выход из любой сложной и капризной ситуации.

Авторитарному стилю воспитания я бы сказала резкое «нет». Ведь взрослый сильнее, при этом стиле, навязывая свое мнение, он конечно же «победит». Но стоит ли делать так, чтобы малыш уже с раннего детства плясал под вашу дудочку. Самим такой стиль на себя примерить не хотели бы?

Есть еще один стиль с явно негативной направленностью — попустительский. Тут уж взрослым до своего ребенка совсем никакого дела нет. Каждый в семье сам по себе. Но малыш еще так нуждается не только в понимании, но и в активном участии в его развитии и обучении.

Стоит отметить, значение семьи в оспитании ребенка зависит от выбора или самопроизвольно организованного стиля.

Выбранный стиль воспитания — залог хороших взаимоотношений между родителями и детьми. Если хотите, чтобы малыш доверял вам, не будьте к нему слишком требовательны. Больше эмоционального тепла и совместных дел — вот основа ваших доверительных отношений.

Роль семьи в воспитании ребенка

В самый канун майских праздников, 30 апреля, в 2.20 ночи у Амалии и Александра Гольданских родилась дочь. Ребенок родился именно у обоих, потому что неуемный отец, доставивший супругу в 25-й роддом около полуночи, наотрез отказался расставаться с ней хоть на минуту.

Врачу Клавдии Васильевне Бондаренко не оставалось ничего иного, как позволить Александру присутствовать при родах. Гольданские, не так давно основавшие свое уникальное «Театральное дело», уже привыкли все делать вместе: и пьесы писать, и эскизы декораций размечать, и с актерами работать. Так они и решили рожать тоже вместе. Конечно, главная роль досталась Амалии, а Саша на протяжении всего процесса неотступно держал ее крепко за руку.

Рождение дочери принесло радость и облегчение обоим счастливым родителям. Девочку назвали Дианой. Старшая дочка Гольданских, пятилетняя Аня, сейчас гостит у дедушки с бабушкой в Америке. Она уже послушала голосок младшей сестренки по телефону и теперь тщательно обходит детские магазины в поисках самых красивых погремушек.

Ребенок пришел в мир, такой желанный и любимый с самого своего рождения. На то, какой личностью вырастет этот малыш, очень повлияют дальнейшие взаимоотношения взрослых и детей в семье.

Копируя семейные отношения, не следует забывать, что ребенок как бы формирует свое Я на примере родителей. Хорошо, когда семья благополучная, отношения строятся на доброжелательной нотке. Тогда и ребенок растет спокойным и послушным.

Также и его развитие находится в соответствии с возрастной нормой. А если отношения строятся на негативе, присутствуют повышенные тона, строгие требования, то ребенок получает заряд отрицательных эмоций. И вырастет личность неуравновешенная, не способная адекватно поступать в жизненных ситуациях.

Воспитание детей в современной семье лежит по большей части на нянях и бабушках. Считаю, что это не правильно. Ведь ребенку нужны мама и папа, старшее поколение должно быть как десерт для малыша — хорошо, но не постоянно.

Если посмотрим на воспитание детей в неполной семье, то тут есть проблемка — недостающего родителя бабушки и дедушки не заменят. Если уж с этим ничего поделать нельзя, то хотя бы объясняйте малышу, почему у вас «не все дома».

Поэтому можно констатировать, что семья влияет прямо на личность ребенка дошкольника.

Роль отца в воспитании ребенка

Отцовское влияние на ребенка неоценимо. Даже не важно — мальчик это или девочка. Каждый малыш интуитивно ищет защиты со стороны «сильного папы». Хотя можно наблюдать и некоторые различия в отношении детей разного пола к главе семейства.

Например, мальчики тянутся к отцу за тем, чтобы научиться у него поступать по-мужски в любой ситуации. Мальчишки смотрят на то, как папа поступает, как он говорит и даже, какие у него движения рук. Все папины привычки становятся желаемыми, а временами интуитивными для мальчишки.

Девочки же ищут в папе укрытие от любого негативного воздействия. Девочки по натуре более трусливые, а папа для них олицетворение крепости, которую ничто не сломит. Рядом с отцом маленькие девочки чувствуют себя в полной безопасности.

Что касается воспитательного эффекта на ребенка со стороны отца, то тут можно констатировать факт — большинство детей не требуют так уж много времени со стороны взрослого. Им достаточно недолгого общения с папой, чтобы понять, что тыл на месте. А дальше уже можно и своими делами детско-игрушечными позаниматься.

Исподтишка мальчишки будут наблюдать за делами отца, при этом занимаясь своими. А девочки могут порой даже и покапризничать, привлекая внимание большого папы. Им требуется для отцовского внимания гораздо больше времени.

Дочки готовы сидеть на ручках у папы весь день. Им всегда уютно в объятиях папы. Большого эффекта от такого сидения на ручках у папы дочки не получают, зато эмоциональное состояние у них при этом формируется благоприятно.

Как для сына, так и для дочери общение с отцом сказывается весьма положительно. Поэтому, дорогие мамочки маленьких и не очень маленьких детей, прежде чем разрывать связь с отцами своих малышей, подумайте, как будет чувствовать и как будет расти ребенок без отцовского плеча.

Итак, подошли к некоторым советам, которые хотелось бы здесь написать.

  1. Создавайте семьи с теми, кого вы на самом деле любите.

Во многом зависит от того, какое воспитание до года он получит. Кажется, месячный ребенок еще ничего не понимает. На самом деле уже с первых недель вырабатываются привычки малыша, определяется будущее поведение.

Воспитание ребенка включает в себя четыре этапа по три месяца в каждом.

Для новорожденного мальчика или девочки первый месяц самый трудный. Малыш попадает в совершенно новую непривычную среду. Он учится дышать, перестраивается пищеварительная система. Начинают формироваться зрение и слух.

Главная задача родителей — постараться создать ребенку самые комфортные условия с самой первой недели его жизни. Он прекрасно чувствует состояние матери, поэтому старайтесь не нервничать и не кричать, а дарить в этот месяц своему мальчику или девочке больше любви, заботы и ласки.

Воспитание с первого месяца до одного года состоит из ухода за новорожденным и игре с ним. Яркая, не очень громкая, адаптированная (0+) для ребенка возраста одного месяца погремушка — первая игрушка малыша. Он начинает поворачивать голову в сторону шума и искать глазами яркое пятно. Развивается цветовое зрение. Двигая погремушкой перед глазами крохи, учим его фиксировать взгляд.

Для развития слуха, кроме погремушки, нужно ласково разговаривать с малышом, что-нибудь негромко напевать.

Все детки разные. Правильно выбранный для каждого метод кормления поможет избежать многих проблем с пищеварением и психическим состоянием ребенка.

Как следует ухаживать за месячным ребенком, обычно рассказывает и показывает патронажная сестра и врач педиатр, которые обязаны посещать новорожденных с первого дня выписки из роддома.

Уход за новорожденным ребенком включает в себя:

  • Чистка ушей и носика, умывание, обработка пупка, подстригание ногтей, купание и подмывание. Нужно обратить внимание на то, что интимная гигиена мальчиков и девочек имеет некоторые отличия. В процессе подмывания девочек все движения выполняются от лобка в направлении копчика, а не наоборот.
  • Новорожденным обязательно делают массаж и легкую зарядку. Массаж помогает быстрее снизить тонус мышц, расслабить ручки и ножки.
  • В первый месяц нужно определить, когда малыш хочет, есть, спит и бодрствует. Тогда установление режима происходит без стресса, само собой. Важно понимать, что режим устанавливается не мамой, а самим ребёнком.

Поведение ребенка зависит от принципов, по которым живет его семья. Жизнь в семье не должна быть построена вокруг его капризов. Иначе он вырастет эгоистом. Но не слушайте советов: «Ребенок орет – разрабатывает легкие».

Если ребенок постоянно капризничает в 2 месяца, значит, его что-то беспокоит. Если малыша только что покормили, а он плачет, не стоит спешить его снова кормить. Попробуйте выяснить причины плача. Возможно, просто надо сменить подгузник.

В воспитании малыша с первых дней до исполнения ему одного года именно второй месяц очень важен в формировании эмоциональной сферы. Если ребенок недополучил в это время материнского тепла и ласки, у него будут проблемы в дальнейшем с адаптацией в обществе. Могут развиться фобии и неврозы.

Часто родители не понимают, почему по вечерам уже 2-й месяц плачет их мальчик или становится капризной девочка. Вечерний плач помогает некоторым деткам избавиться от накопившегося за день напряжения. Обязательно нужно успокоить его: похлопать по спинке, взять на руки, покачать. Если это не помогает — покормить малыша. Не волнуйтесь. Это закончится к началу четвертого месяца.

Ребенок второго месяца жизни больше бодрствует. Определяет источник звука. Расширяется поле зрения. Реагирует на знакомые лица и предметы настоящей улыбкой, пытается поворачивать голову. Пора вводить новые игрушки и игры с малышом. Подвесьте над кроваткой модуль или карусель. Ходите около кроватки, звеня погремушкой или колокольчиком. Носите его по квартире, показывая различные предметы и называя их имена. Это развивает любознательность.

У двухмесячного малыша происходит процесс запечатления знакомого лица. Он с удовольствием рассматривает фотографии мамы и папы.

Хорошо к гимнастике и ежедневной зарядке добавить для двухмесячного ребенка упражнения на большом мяче. Они помогут развивать чувство равновесия.

Ребенок все больше интересуется окружающими предметами. Старается поднять головку в положении на животике. Умеет брать и сжимать в кулаке игрушки. Активно выражает эмоции. Внимательно рассматривает яркие предметы. В речи появляется больше согласных звуков.

Воспитание новорожденного ребенка в первые три месяца в основном затрагивает сферу ощущений. Моторика движений развивается гораздо медленнее.

Развлечь трехмесячного кроху, развивать мелкую моторику ребенка и координацию помогает специальный «развивающий» коврик. Яркой расцветки, приятный на ощупь, с шуршащими вставками и пушистыми дугами, к которым подвешены игрушки.

Стараясь дотянуться до игрушки или яркой картинки, малыш физически развивается. Ощупывая различные предметы, развивает мелкую моторику, которая помогает укреплению нервной системы. Влияет на ассоциативную памяти и речь.

В это время с большим вниманием прислушивается к маминым песенкам, мелодичным звукам. Для развития слуха в день можно несколько раз включать звукозаписи со спокойной музыкой.

Итак, наступил четвертый месяц после рождения малыша. Каждая мама с облегчением наблюдает положительные изменения в работе пищеварительной системы, а это означает, что позади период, когда ребенок постоянно, круглосуточно плачет из-за кишечных колик. Налаживается режим дня, улучшается ночной сон.

Наблюдая за младенцем, отмечаем следующее :

  • уверенно держит голову, лежа на животике, опираясь на предплечье,
  • внимательно следит за игрушкой,
  • тянется рукой за удаляющейся игрушкой,
  • удерживает кольцо, крепко сжимая пальцы,
  • легко улыбается близким и незнакомым людям.

Начиная с четырех месяцев, ребенок активно учится управлять руками, очень восприимчив к выпуклым и объемным предметам, готов избирательно схватить очки бабушки или бант сестры.

Наступает период экспериментов и открытий. Заметив яркий предмет, проявляет желание дотронуться до него. Таким образом малыш выясняет соотношение между зрительным восприятием и тактильным. Важно предложить ему правильные игрушки, которые будут стимулировать развитие.

Советы по выбору игрушек :

  • они должны быть из экологических материалов, достаточно большими, чтобы малыш не смог проглотить,
  • желательно, чтобы это были бубенчики, мягкие тканевые шары, разноцветные кольца, а также фигурки рыбок, бабочек, птичек и т.п.
  • эмоционально воспринимаются детьми мобили с различными подвесками. Нужно их прочно закреплять на такой высоте, чтобы можно было малышу дотянуться до них руками и чуть позже ножками.

Именно в младенчестве предполагается активная работа взрослых по формированию речи. Ребенку важно слышать правильную речь взрослых. Пусть станет традицией прослушивание классической музыки, чтение стишков, пение мамы или бабушки колыбельных. Можно пропевать различные потешки на понравившийся малышу мотив.

Ребенок тонко чувствует интонацию, не понимая слов, улавливает смысл обращения и эмоцию. Малыш может продолжительное время забавлять себя и домашних гулением. Наблюдая за губами взрослого, пытается произносить гласные звуки.

Моторика пятого месяца развития малыша представлена следующими достижениями :

Малыш учится привлекать окружающих, издавая призывные звуки. Изменяются эмоции. Хнычет, если, испытывает дискомфорт, вызванный страхом от громкого звука или строгой интонации в голосе, изменением температуры тела. Может проявлять даже гнев, если, например, забрали игрушку.

В этот период увеличиваются периоды бодрствования, ребенок учится занимать себя новыми видами деятельности: следит за передвижением предметов в пространстве, делит людей на знакомых и неизвестных. «Речь» обогащается согласными – «б», «м» «п», «д».

Малыш знакомится с новыми для него предметами: ложкой, кружкой, тарелкой.

В этот период наблюдаем очень важное достижение – ОН начинает ПОЛЗАТЬ. В это время желательно выделить место в комнате, обеспечить его безопасность, застелить место игр развивающим ковриком с комплектом игрушек и предложить маленькому открывателю свободу действия.

  • необходимо иметь несколько наборов подвесных игрушек и менять их не реже 1 раза в 5-6 дней,
  • набор игрушек, расположенных рядом, должен состоять из изделий разных по цвету, фактуре, звуковому сопровождению,
  • важно наличие возможности игрушки не только тянуть, но и крутить, толкать
  • обязательно должно быть зеркальце,
  • привязывать к дугам коврика можно колокольчики, погремушки, кольца, любимые прорезыватели для зубов и т.п.

Малыш с любопытством будет ощупывать каждый предмет, принимать тактильные, слуховые, зрительные стимуляции.

Прикорм ребенка должен проводиться с использованием второй ложки, которой он самостоятельно будет пытаться донести еду из тарелки в рот. Использование ложки для приема пищи — это важный этап развития.

Воспитание и развитие ребенка в 6 месяцев предполагает привитие навыков опрятности. Малыш должен учиться есть аккуратно. Нужно умывать и менять одежду после кормления, если он испачкался, вытирать рот салфеткой.

В период с 3 до 6 месяцев продолжается развитие эмоционального общения. Говорите малышу о своей любви к нему, обнимайте и целуйте. Пусть добрые эмоции будут основой будущих доверительных отношений между родителями и ребенком.

В период с 7 до 9 месяцев ребенок развивается настолько активно, что родители могут замечать изменения практически каждый день. Это уже не тот малыш, который только спал, ел и плакал. К семи месяцам ребенок начинает больше двигаться, пробовать новую пищу, а также осваивать новые умения. Родителям к воспитанию ребенка в 7 месяцев следует относится индивидуально.

Не стоит сравнивать своего ребенка с другими и переживать. Некоторые дети к 9 месяцам уже начинают делать первые шаги, а некоторые в 8 месяцев только научились самостоятельно садиться. В случае возникновения сомнений в правильности развития ребенка, лучше всего обращаться к педиатру или неврологу.

Что умеет ребенок в 7-9 месяцев

  • К 7 месяцам у ребенка уже полностью развито зрение и слух. Малыш может четко видеть предметы, которые двигаются быстро, начинает узнавать родных, удивляться при виде незнакомых ранее предметов. Малыш уже хорошо реагирует на негромкие звуки, понимает, когда к нему обращаются;
  • Мышцы ребенка становятся более крепкими, он уже может уверенно сидеть и ползать. Однако не все дети ползают, некоторые перескакивают этот этап и сразу начинают ходить. В возрасте 8-9 месяцев большинство детей могут вставать у опоры и делать шаги вдоль нее;
  • У большинства детей к 7 месяцам появляются первые зубы, а к 9 месяцам их становится больше. Однако родителям не следует беспокоиться, если к 8-9 месяцам у ребенка еще не появился первый зуб, отсутствие зубов до года считается нормой;
  • Ребенок уже хорошо контролирует движение своих ручек и ножек, понимает, что с их помощью можно дотянуться и взять нужный предмет. Малыш может удерживать в руках игрушки различной формы, перекладывать предметы, подолгу изучать их, открывать и закрывать, осознанно бросать на пол;
  • В возрасте 7-9 месяцев у ребенка активно развивается речь, он уже пытается общаться с родителями при помощи органов речи. Малыш учится произносить звуки и отдельные слоги, менять интонацию, лепет становится более выразительным;
  • Ребенок в 7-9 месяцев различает, когда его хвалят, а когда ругают, отлично знает свое имя и имена близких. Во время игры малыш уже понимает, что спрятанная вещь не исчезла, а просто не видна ему. В этот период ребенок наиболее привязан к маме, а незнакомых людей начинает бояться;
  • К 7 месяцам, как правило, ребенок пробует новую пищу. Он уже сам открывает рот во время еды, губами снимает пищу с ложки, а бутылочку или поильник может держать самостоятельно. Если бутылочка падает и находится в зоне досягаемости ребенка, он может самостоятельно ее поднять.

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в соответствии со своим индивидуальным графиком, существуют моменты, которые должны насторожить родителей и стать поводом для обращения к педиатру или неврологу:

Для того, чтобы ребенок развивался полноценно, в 7-9 месяцев ему необходимо свободное пространство для передвижения. Лучше всего, если родители организуют для малыша безопасное пространство на полу, а вот манеж лучше использовать по минимуму. С пола необходимо убрать все, что может представлять опасность для ребенка, а также ценные предметы, которые малыш может повредить.

Девять месяцев

Чтобы ребенок активно передвигался, следует разместить интересующие его игрушки и предметы в разных частях комнаты. Ну и конечно, ребенку в любом возрасте необходимо внимание и забота родителей, здоровое питание. Проводя время вместе с ребенком, родители могут наблюдать, как их малыш развивается и приобретает новые умения.

Каждая мамочка старается уделить своему ребенку как можно больше внимания, особенно в его первые годы жизни. Однако большое количество времени они отдают составлению рациона крохи, выбору одежды и тщательному уходу за ребенком, при этом совершенно забывая о воспитании. Тем не менее именно в раннем возрасте закладываются основы поведения ребенка, формируется его характер и некоторые привычки. Так почему же мамы считают, что начало воспитания нужно откладывать до двух или трех лет? Попробуем опровергнуть данное мнение и уберечь многих молодых мам от ошибочных действий.

Начиная с девяти месяцев жизнь ребенка становится все более осмысленной. Он начинает понимать отдельные слова, много контактирует со взрослыми, активно познает окружающий мир. Воспитанию ребенка до 1 года стоит уделить пристальное внимание.

Одной из важнейших стадий развития ребенка в данном «триместре» являются его попытки вставать на ножки и делать первые шаги сначала при помощи родителей, а потом и в одиночку. Именно эти попытки нужно как можно более активно поощрять. В голос восхищайтесь способностям крохи, заинтересовывайте его яркой игрушкой, придерживайте малыша за ручки при первых неумелых попытках.

Рацион ребенка в это время включает все больше новых продуктов: разнообразные кашки, мясные и рыбные легкие супы, паровые котлетки, большое количество фруктов и овощей, творог, кефир. Если малыш все еще питается материнским молоком, то важно, чтобы его доля была не более четверти от общего объема потребляемой пищи. Конечно, главное в этот период – соблюдать строгий режим питания и следить, чтобы в рационе было достаточно витаминов и макро- и микроэлементов. Промежуток между кормлениями остается все еще небольшим – в среднем, 3-4 часа.

Развитие малыша идет быстрыми темпами, а потому важно не упустить ни минуты! В 10 месяцев следует уделить внимание физическому развитию крохи. Постепенно можно приучать малыша к закаливанию. Для этого после того, как вы с крохой искупаетесь в ванне, нужно протереть его полотенцем, смоченным в прохладной воде, оставить голеньким на пару минут, а затем тщательно обтереть карапуза махровым полотенцем так, чтобы ни одна его часть тела не оставалась влажной.

Полноценное развитие и воспитание ребенка в 11 месяцев невозможно без тесного общения со своими родителями и другими близкими взрослыми людьми. Чтение коротких детских сказок и стихов, комментирование окружающих событий и явлений, придумывание небольших диалогов между куклами является хорошим залогом правильной и красивой речи малыша в будущем.

Не стоит подражать детскому агуканью крохи и стараться говорить с ним в похожем стиле. Ребенок еще не понимает, какое произношение является правильным, а потому будет запоминать, а потом и воспроизводить «сюсюкающие» звуки.

Двенадцатый месяц. Ребенку год.

Приближаясь к годовалому возрасту, ребенок учится все более сложным вещам. Так, например, малыш уже должен суметь показать многие части своего тела, различать предметы по форме (кубики, мячики, дудочку), откликаться на свое имя, играть со своими игрушками так, как это положено. В этот период можно начинать приучать карапуза самостоятельно кушать – сначала руками, потом с помощью ложки, пить малыш должен уже не из бутылочки, а из кружки.

Важное место в воспитании детей до года занимает выработка правильного отношения карапуза на те или иные запреты. Для пресечения неправильных действий нужно использовать строгое «нельзя», тут же необходимо объяснять ребенку, почему именно ему это нельзя делать.

Малыш к годовалому возрасту должен уже уверенно держать в руках крупные предметы, различать довольно тихие звуки и интересоваться необычными действиями родителей. На пользу пойдут кукольные спектакли и совместные просмотры добрых музыкальных сказок.

Безусловно, родителям придется столкнуться со множеством трудностей, прежде чем ребенок вырастет самостоятельным и умным человеком, однако советы врачей, психологов, бабушек, в конце концов, и соответствующей литературы сделают свое дело. Ну а пока малышу лишь год, нужно радоваться каждой минуте его жизни, вместе переживать первые победы и неудачи и радоваться от того, что ваш ребенок – замечательный.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Окисление и потемнение серебра Окисление и потемнение серебра Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи