Логопедические сказки. Познавательно - речевой проект "логопедические сказки" Детские логопедические рассказы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Картотека логопедических сказок для детей 5-7 лет

Логопедическая сказка (Сказка для автоматизации звука [Р])

Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала!

Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости!

Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок – серый бочок, заходи ко мне в гости, мы с тобой чайку попьем.»

Стал Волк в огород заходить и видит, что у Лисы в огороде крапивы видимо, не видимо. И спрашивает, он у лисы: «Лисонька, а зачем тебе столько крапивы в огороде? Зачем она тебе?». Лиса была хитрой и говорит Волку: « крапива обладает волшебным свойством. Кто крапиву сорвет, перестанет боятся и станет самым храбрым зверем в лесу».

Тут Волк и говорит Лисе: «Можно я сорву, попробую?» А Лиса ему говорит: «Сорви только не много. А я пока пойду, чай поставлю. » И ушла Лиса домой. Волк тем временем сорвал одну веточку крапивы и думает: «Нет, надо больше сорвать, чтобы быть самым храбрым зверем из всех».

Так веточка за веточкой, Волк всю крапиву и выдергал у Лисы в огороде. А Лиса в это время смотрела в окно, как Волк крапиву рвал. Волк, сорвав последнюю веточку, подумал, что Лиса ругаться будет и убежал прочь.

Вышла Лиса в огород и обрадовалась, что у нее в огороде больше нет крапивы!!!

Логопедическая сказка «Зайка»

На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками Р и Рь - помидоры, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка и морковь.

Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть звук Рь, заяц оставил себе - редиску, репу. Овощи, в названии которых есть звук Р, заяц решил продать на рынке - помидоры, картофель, огурцы, петрушку и морковь.

Рано утром пошел заяц на базар. Идет, песни поет, а навстречу бежит ежик с большим мешком за спиной.

«Здравствуй, колючий!» - говорит заяц ежу.

«Здравствуй, ушастый!» - отвечает еж.

«Что у тебя в мешке?» - спрашивает заяц.

«Игрушки для моих ежат»,- отвечает еж.

«Что за игрушки?»- спрашивает заяц.

«Да разные,- говорит еж,- есть такие игрушки, в названии которых звук Ж, но есть и такие, и названии которых звук Ш - машинки, матрешки, лошарики, вертушки, медвежата».

Попрощался заяц с ежом и пошел дальше. По дороге он встретил многих знакомых животных. Сначала он встретил тех животных, названия которых начинались с твердого согласного - волка, собаку, козу и мышку. А потом встретил таких зверей, названия которых начинались с мягкого согласного - медведя, лису, белку и черепаху.

И вот, наконец, пришел заяц на базар. Быстро он продал свои овощи, а на вырученные деньги решил купить для дома разную посуду. У енота он купил такую посуду, названия которой начинались со звонких согласных – вилки, ложки, блюдца.

А у барсука заяц купил посуду, названия которой начинаются с глухих согласных - кастрюлю, тарелки, сковородку. Вечером, когда заяц пришел домой с новой посудой, зайчиха и зайчата были очень рады его покупкам.

Задания и вопросы

1. Назови, какие овощи заяц вырастил у себя на огороде?

2. Назови, какие овощи заяц повез продавать на рынок?

3. Назови, какие овощи заяц оставил себе?

4. Назови, какие игрушки со звуком Ш нёс ёж для ежат?

5. Назови, каких знакомых животных встретил заяц по дороге?

6. Назови, какая посуда начинается со звонких согласных?

7. Назови, какая посуда начинается с глухих согласных?

Логопедическая сказка "Храбрый комар"

(для пассивной артикуляционной гимнастики)

Логопедическая сказка Храбрый комарЖил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.

«Хоботок»1

А потом он весело улыбался себе.

Губы фиксируются двумя пальцами.

И всем насекомым, которые жили рядом с ним.

Губы фиксируются четырьмя пальцами.

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.

Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.

«Веселая змейка»

А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.

Язык выпячивается вперед.

С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

Логопедическая сказка "Прекрасная Обжорка"

(к комплексу упражнений для отработки звуков [к] - [г] - [х])

Логопедическая сказка Прекрасная ОбжоркаГусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

«Хоботок»

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка»

Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. - Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

«Лопатка» и «Иголочка»

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

«Почистим нижние зубки»

Затем Обжорка немножко посердилась,

«Киска сердится»

свернулась катушечкой и сладко уснула.

«Катушка»

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

«Качели»

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Логопедическая сказка "Трудолюбивая божья коровка"

(к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч])

Логопедическая сказка Трудолюбивая божья коровкаЖила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы-

глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка»

Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

«Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка»

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка»

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик»

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка»

веселого маляра,

«Маляр»

грибок

«Грибок»

и даже гармошку.

«Гармошка»

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье»

и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок»

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик»

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Логопедическая сказка "Загадочная бабочка"

(к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии)

Логопедическая сказка Загадочная бабочкаЭту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

«Птенчик»

А бабочка ему говорит:

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка все свое:

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

«Улыбочка»

А еще знаешь, про что-нибудь большое? - спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя - хвост большой.

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это…

Слон! -закричал весело птенчик.

«Хоботок»

Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - спросила бабочка.

Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

Это про мою лопатку.

«Лопатка»

Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные… (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.

«Надуй игрушку»

Они даже пошлепали свои язычки,

«Непослушный язычок».

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

«Расческа»

Затем друзья покачались на качелях.

«Качели»

И не заметили, как время прошло.

А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Логопедическая сказка "Невоспитанный мышонок"

Логопедическая сказка Невоспитанный мышонокЖил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

«Почистим зубки»

причесался.

«Расческа»

Видит, зайчик на качелях качается.

«Качели»

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

«Язык-силач»

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

«Бублик»

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

«Горка»

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

«Заборчик»

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

«Паровозик свистит»

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Кто поможет воробью

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик»

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

«Горка»

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Веселая змейка»

Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.

Я бы рада тебе помочь, - отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка»

Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,

«Лошадка»

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.

«Барабанщик»

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

«Загнать мяч в ворота»

попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.

Логопедическая сказка "Заяц-огородник"

Логопедическая сказка Заяц-огородникИстория эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.

«Лопатка»

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он - шипит рядом кто-то:

Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Веселая змейка»

«Грибок»

«Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала:

Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. - А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла - медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье»

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. - И ушел косолапый.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит - волк идет, чашечку несет.

Ой, заяц, какой ты молодец! - заохал волк. - До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка»

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался аяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик»

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка»

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

Логопедическая сказка "О Кляксе"

Логопедическая сказка о КляксеЖила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.

«Язычок на балкончике»

Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

«Маляр»

Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»

«Язычок на балкончике»

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку.

«Маляр»

Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки»

И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.

«Маляр»

Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!».

«Лопатка»

В это время пролетала Сова -мудрая голова.

«Часики»

Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! - сказала вежливо Сова. - Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

«Качели».


Актуальность темы. Возможности сказок.Какие задачи решаются при использовании сказок в системе логопедических занятий. Текст сказок Г.Юдина, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте для выделения заданного звука из текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказок на логопедических занятиях.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Возможности сказок огромны:

Рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;

Сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов - все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;

Если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к

школе.

Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Главное выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для детей. Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».

Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».

В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения - обязательная составляющая логопедического занятия.

Например: для детей среднего возраста можно использовать сказку

« Красная шапочка» с включенными в нее игровыми заданиям.

Для выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются сказки Г.Юдина «Поэты», «Мыша-водолаз», «Генерал Гена» и т.д.

Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».

Для развития связной речи, воображения, творческого мышления

используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто,

«пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек.

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка» (смотреть конспект).

Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - разными голосами.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.

Маленькие прописи под иллюстрациями, ориентированные на сказочный сюжет, в отличие от традиционных, требующих большей концентрации внимания, привлекут детей, которые хорошо помнят не однажды прочитанную им сказку.

Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.

Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка - игра, волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.

Сказки Г.Юдина:

Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».

ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?

В комнате стоял с трашный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! - кричали гласные буквы . - Да здравствует «Абра-кадабра» (т. е. неразбериха).

Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.

Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я. Я не понимаю, почему вес же первая А не Я?!

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? - не унималась Я

Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа* на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Так! – сказал твердый знак.

Чтение сказки Г. Юдина «Про маленького паучка». (Запомнить как можно больше слов со звуком [у].)

ПРО МАЛЕНЬКОГО ПАУЧКА

На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух,

Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки - ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь», - решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. «Вот обрадуются утром братья, - думал довольный паучок, - ведь это так красиво - красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.

Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь ни-
кто не знает, где он живет

Запомните слова со звуками [н, н"], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос».

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, Нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита,- лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается!

Надулся Никита.

Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Запомните слова со звуками [м, м " ], которые встретятся вам в сказке Г, Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей...

Малины! - заорал Миша.

Да при чем здесь «малина»! Я Хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы! ,

Что ты, что ты!- испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий...

Айболит!-заорал медвежонок.

Да не Айболит, а муравей- Айболит лечит зверей, а муравей - лес,

Откуда ты так много знаешь?

Кто много читает, тот много зияет! - важно ответил мышонок Мыша.

Запомните слова со звуком [л, л"], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Лисенок и лягушонок ».

ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уж после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось...

Ничего! - сказал лягушонок. - Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты». Запомнить слова со звуком [б, б"], которые встретятся в сказке.

ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум! бум! Подошел барсук с баяном: Можно с тобой вместе поиграть?

Конечно, можно! - обрадовался баран.

Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли - все звери сбежались.

Нельзя ли потише?! - просят звери.

А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:

Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

- Если не принесете, - грозят, - так заиграем - вам же хуже будет. Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать.

Ну, - думают, - наедимся сейчас бубликов! А у бегемота шуба толстая.

Бис, - бурчит, - браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина...

Запомните слова со звуком [в, в"], которые встретятся вам в
сказке Г. Юдина «Мыша - водолаз».

МЫША-ВОДОЛАЗ

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать», -наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но верёвка разбухла и не развязывалась. ,

«Что делать?» - в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку. Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.

И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с Мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку.

Чтение сказки Г. Юдина «Жадная Жаба».Запомните слова сo звуком [ж], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Жадная Жаба».

ЖАДНАЯ ЖАБА

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу: Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. - Только какой краской? -Желтой, -важно сказал Жук. Но у нас нет желтой краски. -Ну, тогда оранжевой! И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски. А жадная Жаба в это время ела джем из жбана.

Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! - отвечает Жаба.- Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ах ты, ж-жадина! - рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю! Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Чтение сказки «Нелетающий зонт» Г. Юдина. Запомните слова со звуком [з, з"], которые вам встретятся.

НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

3-з-западня, - затрясся заяц, - убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-гриб примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит...

И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер!

Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц. - Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца.

Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.

Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно! - Ах, козел! - рычит. - Нелетающий зонт продал! И весь зонт зубами разорвал.

С писок литературы:

1.Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей.//Логопед№6, 2009 с.64 - 71

2.Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста.- Харьков,1997


В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.

Предисловие

Настоящая книга составлена логопедами ДОУ 126 комбинированного вида Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.

Шустрик у бабушки

Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.
Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят - ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди - вилы, сзади - метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»
Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э-Э, не бойся меня».
Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.
«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком ».
«Это свинья с поросятами», - объясняет Шустрику мама.
Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», - обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! - закричал Шустрик.
«Не бойся, - сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».
«Пойдем отсюда!» - воскликнул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», - позвал Шустрик.
А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».
Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Э. Сизова.

Про посуду

Словообразование

Рассуждала как-то сахарница:
- Вот я - для сахара создана. Потому так и зовусь - САХАРНИЦА. СОЛОНКА - для соли, САЛАТНИЦА - для салата, ХЛЕБНИЦА - для хлеба, СУПНИЦА - конечно, для супов, а СОУСНИК - для соусов разных.
- Да, да - подхватила МАСЛЁНКА - я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА - для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
- Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, - отозвался ЧАЙНИК - я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуйская

Баба-яга

Антонимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:
- Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костяная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга - ДАЛЕКО. Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли - пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
- Здравствуй, тётушка!
- Здравствуй, родимая!
- Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга наказывает работнице:
- Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит - девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки - он и выпустил её. Хватилась баба-яга - нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
- Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:
- Мы тебе сколько служим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
- Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО маслица под пяточки налила. Берёзка говорит:
- Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.
Работница говорит:
- Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.
Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.
Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце: полотенце было УЗКОЕ - река разлилась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ - лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.
Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.

По мотивам сказки А. Афанасьева.

Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся

Когда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в наших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету - птенцов выводили, а осенью, с приближением холодов, собирались в одну большую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.
Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится - раскаркается, шум поднимет, а сама в это время напроказит. Завелась как-то серая разбойница осенью:
- Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: оперение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух - не замерзнем! А что до еды - прокормимся: вон у домов сколько всего люди добрые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем временем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспосабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:
- Глупые птицы, это вы во всем виноваты, из-за вас я проворонила время для перелет! Эх, проворонила, а не проворонила бы - на солнышке бы сейчас грелась!
Рассердились птицы:
- Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слушали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остался? Вспоминай скорей, а сможешь - нарисуй.

Т. Шуйская

Спор животных

Польза домашних животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
- «Конечно, меня - говорит лошадь. - Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».
- «Нет, хозяин любит больше меня, - го ворит корова. - Я всю его семью молоком кормлю».
- «Нет, меня, - ворчит собака, - я его дом стерегу».
Послушал хозяин этот спор и говорит:
- «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

К. Д. Ушинский.

Как найти дорожку

Деревья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят - над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята - к ней.
- Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Очень просто, - отвечает Белка. - Прыгайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той - на кривую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден большой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгай те!
- Спасибо, Белка, - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать.
Нарисуй, как прыгала БЕЛКА к дедушке в сторожку.

В. Берестов.

Чудесный ручеёк

Словообразование

Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки - вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке - закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор - и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох - и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику - заволновались там волнушки:
- Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему - не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домашние животные. Звукоподражания
Управление Винительным и Дательным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок.
- КО! - удивился ПЕТУШОК и клюнул его.
Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:
- КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: - МУ-У?
- КО, - говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок.
- МУ-У? - не понимает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капустного листка
разговаривают:
- КО! МУ-У! КО-МУ? Услышала это КОЗА и как заблеет:
- МНЕ-Е-Е! МНЕ-Е-Е!

Л. Яхтш

Красавица

Животные Африки

Это бегемот. Только не он, а она - бегемотиха. Зовут ее Красавица. Ее привезли из Африки.
Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в теплой воде.
Пасть у бегемота огромная. Откроет - как чемодан. В пасти зубы как колья торчат. Другому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом бегемотиха - сто пудов. Экая махина! А командует в зоологическом саду худенький старичок.
Плохо бегемоту зимой, он жару любит, теплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если бы захотел, прошел бы через загородку - а не смеет: старичок не велит. Смотрит бегемот с тоской на воду, положит голову на загородку, - и трещат доски. А старик как крикнет:
- В угол, пошла в угол!
И попятится стопудовая бегемотиха, только обиженным глазом на хозяина смотрит.

Б. Житков.

Длинный и короткий

Антонимы

ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.

Осел

Звукоподражание

Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА - самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется - веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: - И-А! И-А! И-А!
Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное.

Е. Чарушин.

Одуванчики

Сравнение

Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым венком т голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
Нарисуй одуванчик. С чем сравнивается одуванчик?

По Соколову-Микитову.

Цветы

Согласование прилагательного с существительным

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.
А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соколову-Микитову.

Ландыши

Цветы

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

Проказы старухи-зимы

Однокоренные слова

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья.
Птицам некуда деваться, и полетели за горы. За моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова. Везут их на обозах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет - и разгорится лицо.
Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близко конец зимы.

По К. Ушинскому.

Как назвать зайца

Животные и их детеныши

Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ. Захотел с ними играть.
- «А как тебя зовут?» - задают ему вопрос.
- «Меня зовут ВОЛКОМ», - говорит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
- «Попался, злой ВОЛК!» - закричали ТЕЛЯТА.
Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и приняли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.

Дифференция" href="/text/category/differentciya/" rel="bookmark">дифференциация звуков).

Сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).

Слайд 9. 2.Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (,):

Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

Слайд 10 . 3.Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонема ми, словоформами , лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов,)

Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

Слайд 11 . 4.Логосказки с моделированным содержанием ().

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Слайд12 .

В свою работу включаю еще и дополнительный сказочный материал.

Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы и пособия, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка, игрушки из киндер - сюрприза); различные настольно-печатные пособия объемные ширмы, мини-макеты, перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, маски, карточки с графическими символами, различные видов театров, такие как: с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный;

Слайд 13 . Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков и язычка». Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки («Утро кота Музика»).

Слайд 14. Сказка на пальчиках

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т. д.). Пальчиковые сказки включаются в занятия по сказкам. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» можно поиграть так. «Вышла курочка гулять…»(Приложение)

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. К сказке «Три медведя » упражнение «Утро», Приложение, упражнение к сказке « Теремок» для развития общей моторики и формированию умения расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, Приложение

Слайд 15.16,17,18 . Артикуляционные сказки (развитие дыхания, артикуляционной моторики). Ребенку в 2-4 года достаточно сложно выполнять «гимнастику для язычка» с полной отдачей, они быстро надоедают. А вот если всю такую трудную и не интересную работу предоставить в виде небольших логопедических сказок, развивающие правильный артикуляционный уклад звуков, то все меняется: глазки блестят, и детки с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета. «Сказка о весёлом язычке», "Лягушка-зелёное брюшко (мультимедийная презентация в сопровождении иллюстративных слайдов детям) «Сказки про язычок», Истории Веселого язычка. Из опыта работы могу сказать, что такая форма подачи артикуляционных упражнений детям понравилась и дала положительные результаты.

Слайд 19.

Использовать логосказки можно не только логопедам, но и воспитателям. Полезно включать логопедические игры в рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, сказки: « Курочка Ряба», « Репка», « Три медведя», «Теремок» « Заюшкина избушка».

Если мы до­биваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Фонетические (озвученные) сказки Дидактические задачи : развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Фонетическая разминка к сказке «Курочка Ряба», Приложение; к сказке «Три медведя» ; Приложение, пример озвучивания сказки «О непослушном козлике», Приложение.

Слайд № 20

В логосказке присутствуют обязательно и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков . Например, логосказка « Веселое путешествие»(упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам), Приложение

Для развития силы голоса . Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»). Цель: учить повышать и понижать силу голоса. Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему

Упражнения для развития речевого дыхания

-договаривание отдельных слов во фразе ;

«Ок, ок, ок, у меня... (колобок).

Ка, ка, ка, нет уже... (колобка).

Ок, ок, ок, лиса съела... (колобок)».

-произнесение отдельных фраз сказочных героев ; «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка», «Курочка Ряба»).

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:

« Пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная, сладкая»;

Вышла курочка гулять и горошка поклевать: « Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»

-Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам - динь-динь-динь, по корягам - буль-буль-буль, по осоке - ш-ш-ш-ш».

ВЫВОД

Слайд 21.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение). Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОВЗ.

Слайд 22. Список литературы

1.Арушанова, и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/– М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

2., О.М. Кислякова Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР.- СПб.: КАРО, 2002.

3.Гаврилушкина, по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1.

4.Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7

5.Зинкевич-Евстигнеева, по сказкотерапии / -Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с.

6.Ивановская, сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / , . – СПб.: КАРО, 2008. – 64

7.Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.-СПб.: Па­ритет, 2006.

8.Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999 № 6 – с. 14-17

9.Набойкина игры с «особым»ребенком. – СПб.: , 2006.

10.Практика сказкотерапии / Под ред. .- СПб.: , 2004.

11. http://www. *****/art. html#butterfly

Приложение

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки.

Бегут всеми пальцами обеих рук.

Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки.

Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т. д.

Приложение

Вырабатывать правильное дыхание.

Обучать элементарным при­емам самомассажа.

Расширять артикуляторные возможности.

Вырабатывать положитель­ный эмоциональный фон.

Оптимизировать общий то­нус тела, снимать патоло­гические зажимы.

Медвежата сладко спят

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закры­вают глаза.

И расслабленно сопят.

Спокойно и глубоко дышат.

Солнце глянуло в окошко, Все зажмурились немножко.

Крепко зажмуривают глаза.

Медвежата, хватит спать,

Широко открывают глаза.

Вам давно пора вставать.

Встают со своих мест.

Медвежата все проснулись, Потянулись, улыбнулись.

С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.

Любят мишки чистоту. Умываться все идут.

Шагают на месте.

Кран, откройся,

Имитируют движение руки при открывании крана.

Нос, умойся,

Проделывают поглаживающие вращательные движения указатель­ными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон ,.

Мойтесь сразу оба глаза,

Выполняют круговые массиру­ющие движения по векам.

Лоб и щеки,

Разглаживают лоб от центра к вискам.

Растирают щеки.

Мойся, шейка,

Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.

Ручки, мойтесь хорошенько.

Растирают руки.

Словно щеткой, язычком чистить зубы мы начнем.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонталь­ном и вертикальном направлениях.

Принюхались медвежата:

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Что-то пахнет непонятно.

Повторяют упражнение 3-5 раз.

Очень вкусно. Это мед! Мама к завтраку нас ждет.

Садятся на стульчики.

Медвежата мед лакали,

Выполняют лакательные движе­ния языком, рот держат открытым.

Потом губки облизали.

Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат откры­тым.

Лижут с нёба сладкий мед язычком назад-вперед,

Гладят языком нёбо.

Язычок не опускают, Кверху сильно прижимают.

Рот держат открытым.

Присасывают язык к нёбу .

Надо чай горячий пить, Но сначала остудить.

Кистью руки изображают ча­шечку .

Вы, медвежата

не ленитесь, сперва подуйте,

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Потом попейте,

Имитируют «питье» из «чашки».

А после улыбнитесь.

Растягивают губы в улыбке.

Завтрак съеден, медвежата шалят, как будто индюшата.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Друг друга подразнили и к занятиям приступили.

Спокойно садятся за столы.

Приложение

Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)
Он не низок, не высок, не высок (приседают –« низок», встают – «высок»)
На двери висит замок, да замок (сцепляют пальцы рук в «замок»
Кто бы тот замок открыть помог?
Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)
Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)
Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)
Нажимайте на замок! (сильнее сжимают пальцы)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)

Приложение

Хохлатка (по мотивам немецкой песни)

Хохлатка у сарая -

КО – КО – КО!

Ах, где мои цыплята?

КО – КО – КО!

Ах, где мои ребята?

КО – КО – КО!

Мы здесь, мы близко, мама!

ПИ – ПИ – ПИ!

Тут кто-то вырыл яму,

ПИ – ПИ – ПИ!

Мы в яму все попали!

ПИ – ПИ – ПИ!

А вовсе не пропали!

ПИ – ПИ – ПИ!

Приложение

Бурчалочка

Сидел медведь под деревом,

И в небо всё глядел.

И песенку – «бурчалочку»

Тихонечко он пел:

БУ – БУ – БУ – БУ – БУ – БУМ,

БЫ - БЫ – БЫ – БЫ – БЫ – БЫМ,

БО – БО – БО – БО – БО – БОМ,

БА – БА – БА – БА – БА – БАМ.

Приложение

Сказка «О непослушном козлике»

Живет у бабушки козлик - остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...»

Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Болото! Его не обойти?
Дети : Его не обойти!
Педагог : Дорога напрямик! («чап-чап-чап» - дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).
Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Река! Ее не обойти?
Дети : Не обойти!
Педагог : Дорога напрямик!
Дети (языком): Буль-буль-буль!
Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...
Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Лес! Страшный лес.
Дети : У-у-у.
Педагог : Дремучий лес. Дети : Ш-ш-ш.
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог : К нам прибежал, «ох», сказал.
Козлик : Ох!
Дети и козлик : Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.

Приложение

Упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам)Логосказка « Веселое путешествие»

Цель: развитие интереса к логопедическому занятию и воспитание мотивации к учению, развитие фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, развитие памяти, внимания.

Наглядные пособия: изображение мальчика, карточки артикуляционной гимнастики, изображение сказочного дворца, изображение гнома и королевы волшебной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садимся на свои места, называя по одному вежливому слову (здравствуйте, спасибо и т.д.). Молодцы!

2. Работа над сказкой.

Сегодня, дети, я расскажу вам сказку. Послушайте внимательно:

Жил-был мальчик Ваня Арбузов. Жил он в городе Москва. Было ему 5 лет. Мальчик был особенный, так как он очень плохо говорил, не умел выговаривать очень много звуков.

Рисунок 1

Однажды мама отвела Ваню к логопеду Прогимназии №1661. Но там Ваня устроил скандал и сказал, что заниматься никогда не будет, потому что он и так очень хорошо говорит. Мама привела Ваню домой и велела сидеть ему в комнате и подумать о своём плохом поведении. А Ваня думать и не собирался! Он взял игрушки и начал играть. Но вскоре Ване надоело играть, мальчик закрыл глаза … и вдруг он очутился перед воротами красивого замка.


рисунок 2

На воротах было написано: «Постучи 3 раза и скажи [дым-дам-дом, ком-дом-гном, рак-мак-дак] быстро и четко!» (Ребята, попробуйте и вы повторить эти слова. Молодцы!) Ваня тоже произнес слова и постучал 3 раза, но ничего не случилось. Повторил еще раз, но ворота не открылись! Потом от обиды Ваня громко заплакал. Вдруг… перед мальчиком появилась прекрасная волшебница (Ваня узнал её, ведь у нее в руках была волшебная палочка).


рисунок 3

Здравствуйте! – сказал Ваня.
- Добрый день! Ваня Арбузов!
- А откуда Вы знаете как меня зовут?
- Я знаю все о детях 5-6 лет.
- Скажите, пожалуйста, а можно ли попасть в этот прекрасный замок? Ведь это Ваш замок?
- Да, это замок Волшебной Речи. А я Королева. В замок попадают дети, которые могут выполнить задание, написанное на воротах. Ты его выполнил?
- Нет, у меня не получилось! – и мальчик горько заплакал.
- А также в замок могут попасть дети, которые хотят научиться хорошо говорить! И это важно! Ты хочешь этого?
- Да! Я хочу заниматься! Я буду очень стараться!
И волшебница дотронулась своей волшебной палочкой до ворот. Ворота распахнулись, и Ваня оказался внутри красивого замка.
- Первое что ты увидишь – это комната Волшебного человечка, живущего в зеркале. Он умеет всё: красиво и правильно говорить, рисовать, петь, танцевать…, он может научить тебя многому!


рисунок 4

Ваня зашел в зеркальную комнату и сразу увидел маленького человечка, который запел:
Привет, мой миленький дружочек,
Я зеркальный человечек!
Сегодня будем мы учиться.
Все звуки чисто говорить.
И можно быстро научиться
Если с гимнастикой дружить!
- Готов ли ты повторять за мной?
- Да! Я готов! – ответил Ваня Арбузов.
- Смотри в зеркало.

Упражнение «Улыбка»

  • Растянуть губы в улыбку
  • Удерживать её под счет до 10.
  • Повторить это упражнение 5 раз.

Упражнение «Почистим зубки»

  • Улыбнуться
  • Показать зубки
  • Приоткрыть рот
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубки.

Упражнение «Качели»

  • Улыбнуться, приоткрыть рот
  • Показать зубки
  • Кончик языка упереть за верхние зубы
  • Кончик языка упереть за нижние зубы
  • Поочередно менять положение 10 раз.

Упражнение «Лошадка»

  • Вытянуть губы
  • Приоткрыть рот
  • Поцокать «узким» языком (как цокают лошадки)

Хорошо поработал, молодец! Так нужно заниматься дома каждый день, глядя в зеркало. Если ты выполнишь это условие, то через некоторое время ты попадешь во второй замок Волшебной речи! Ты будешь заниматься?
- Обязательно!
- Я дарю тебе вот это прекрасное зеркало за старание. Оно поможет тебе при выполнении гимнастики языка. До свидания, мой мальчик!

Ваня проснулся и увидел, что находится в своей комнате. Он подошел к маме и сказал:
- Прости мамочка. Я плохо себя вел. Давай будем заниматься с логопедом. Я хочу попасть во второй замок Королевы Волшебной Речи.
- Куда? – удивленно спросила мама.
- Я хотел сказать…, что хочу научиться красиво говорить. - И улыбнулся.
- Я рада сынок!
И Ваня начал заниматься!

3. Работа над содержанием сказки

  • Ребята, вам понравилась сказка?
  • Как звали главного героя? (Ваня Арбузов)
  • Какие упражнения для язычка выполнял Ваня? («Улыбка», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки»)
  • Давайте выполним эти упражнения, глядя в зеркало.
  • Хорошо!

4. Подведение итогов

  • Вы хотите заниматься с логопедом и научиться хорошо говорить?
  • Молодцы!


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники