Почему мы иногда вспоминаем имена людей. Забываю названия предметов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Правообладатель иллюстрации Getty

Плохая память на имена - одна из наиболее распространенных проблем, связанных с запоминанием. Однако психолог и постоянный автор убежден, что этому горю можно помочь.

Один наш читатель по имени Дэн спрашивает: "Почему, едва познакомившись с человеком, мы сразу забываем, как его зовут? Я могу вспомнить множество самых разных подробностей об этом человеке, но имя забываю напрочь - даже после долгой серьезной беседы. Ужасно неловко".

К счастью, в поисках ответа на этот вопрос можно выяснить очень важные вещи о природе памяти и узнать, как не оказаться в неудобной ситуации, когда вы забываете, как зовут человека, с которым только пробеседовали целый час.

Чтобы понять, почему это происходит, необходимо осознать, что наша память - не архив с отдельными папками для разных видов информации, где на корешке самой яркой папки написано "Имена".

Мы мыслим скорее ассоциативно, на основе шаблонов взаимосвязанной информации.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Имена часто остаются болтаться у нас в памяти, как корабль без якоря, не привязанные никакими ассоциациями

Поэтому иногда мы погружаемся в задумчивость: заметив, что книга, которую ты читаешь, опубликована в Париже, там же, где находится Эйфелева башня, вдруг вспоминаешь, что прошлым летом туда ездила кузина Мария, которая обожает фисташковое мороженое.

И вот уже ловишь себя на мысли: а не лакомилась ли Мария фисташковым мороженым на вершине башни?

Имя вашего нового друга - это просто кусочек информации, который не связан для вас ни с какими другими сведениями, полученными в ходе беседы

Благодаря той же ассоциативной связи по ответу можно угадать вопрос.

Например, ответ "Эйфелева башня" явно дается на вопрос "Самая известная достопримечательность в Париже?".

Благодаря этой особенности память становится весьма полезным инструментом, с помощью которого часто можно переходить от содержания к форме и наоборот.

Так, знать, что лежит в верхнем ящике, может быть не слишком интересно – но только до тех пор, пока перед нами не встает вопрос о том, где же ключи.

Память устроена по этому принципу не случайно, и теперь понятно, почему мы забываем имена.

Наша способность к запоминанию поистине удивительна, но она зависит от того, сколько ассоциаций рождает в нас полученная информация, а не от того, насколько сильно мы хотим ее вызубрить.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Не хотите попасть в неловкое положение? Постарайтесь найти взаимосвязь между именем и любой другой известной вам информацией об этом человеке

Когда вы знакомитесь с новым человеком, вы узнаете его имя, однако ваша память может воспринять его как произвольный кусочек информации, не связанный ни с чем из того, что вы знаете или позднее узнаете об этом человеке.

После беседы, в ходе которой вы можете получить какие-то сведения о его профессии, увлечениях, семье и так далее, вся эта информация в вашей памяти становится взаимосвязанной.

Представьте себе, что вы общаетесь с мужчиной в синей рубашке, который любит рыбалку и занимается продажей машин, хотя вместо этого предпочел бы продавать рыболовные снасти.

Хватайтесь за первую попавшуюся ассоциацию между именем и другими сведениями о человеке

Теперь, вспомнив один из этих кусочков информации ("продажа машин"), вы можете достроить цепочку ("продает машины, но хочет бросить эту работу", "хочет бросить и заняться торговлей рыболовными снастями", "обожает рыбалку" и так далее).

Беда только в том, что имя вашего нового знакомого не вписывается в эту картину - просто потому, что это произвольная информация, которую вы не связали ни с какими другими сведениями, полученными в разговоре.

К счастью, есть способы упрочить связи между личными данными знакомых и другими воспоминаниями.

Как запомнить имя - например, Илья

Вот как можно запомнить имя с помощью некоторых базовых принципов работы памяти.

Во-первых , любое имя следует повторить. Как известно, учиться лучше всего на практике - это позволяет лучше усваивать новую информацию.

Кроме того, называя человека по имени, вы связываете его с собой, с физическим действием - произнесением вслух, а также с темой беседы ("И что же так привлекает вас в рыбалке, Илья?").

Во-вторых , следует попытаться найти взаимосвязь между именем, которое вы только что узнали, и уже известными вам сведениями.

Это может быть любая ассоциация, даже совершенно дурацкая, - главное, чтобы имя надежно отложилось в памяти.

К примеру, этого человека зовут Илья, так же, как и вашего однокурсника, и хотя этот Илья одет в синюю рубашку, его тезка с институтской скамьи носил только черное и ни за что не надел бы синее.

Нелепая и притянутая за уши ассоциация, но она может помочь вам запомнить имя нового знакомого.

И в-третьих , необходимо попытаться найти связь между именем и другими сведениями о человеке. На вашем месте я бы хватался за первую попавшуюся ассоциацию.

Не страшно, если ассоциации получатся странными, а то и вовсе дикими

К примеру, Илья - в некотором смысле библейское имя, ведь в Священном писании часто упоминается пророк Илия. Кроме того, имя "Илья" начинается на букву "и", как у библейского Ионы, который провел трое суток в чреве кита.

Илья любит рыбачить, но что-то мне подсказывает, что ему больше нравится самому ловить рыбу, а не попадать к ней в брюхо.

Не страшно, если ассоциации получатся странными, а то и вовсе дикими, - о них не обязательно кому-то рассказывать.

И даже, пожалуй, лучше и не рассказывать вообще, особенно вашему новому знакомому.

Но эти взаимосвязи помогут создать в памяти сеть ассоциаций, благодаря чему имя не вылетит из головы, когда придет время представить вашего знакомого кому-нибудь еще.

А если вы настроены скептически, можете пройти небольшой тест.

В этой статье я упомянул три имени. Вы наверняка помните Илью, который не Иона. Возможно, вы также не забыли кузину Марию (по крайней мере, какое мороженое она любит).

Но помните ли вы имя читателя, который задал вопрос? Это единственное имя, которое я упомянул без каких-либо ассоциаций, поэтому могу спорить, что вот его-то вы и забыли.

В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Классические причины: почему возникает амнестическая афазия

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

  • острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);
  • черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;
  • болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;
  • острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;
  • хронические нарушение мозгового кровообращения;
  • прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;
  • опухоли головного мозга;
  • кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.

    Симптоматика

    Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

    1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

  • нарушение повторения набора слов в определенном порядке;
  • речь скудная, в предложениях пропускаются слова (обычно имена существительные);
  • вербальные парафазии - замена одного слова другим;
  • речь замедленна, характерны большие паузы, во время которых человек старается вспомнить нужное слово.

    2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

  • нарушение называния предмета при показе картинки;
  • больные могут называть нужное слово при подсказке первой буквы либо первого слога названия;
  • речь беглая, но смысл ее страдает из-за неточного употребления слов.

    Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

    При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

    Принципы лечения

    В первую очередь, нужно выяснить причину возникновения амнестической афазии и постараться ее устранить. К сожалению, поврежденные клетки речевого центра уже не смогут выполнять в полной мере свои функции. Лечение направлено на то, чтобы выработать в головном мозге новые ассоциативные связи, чтобы соседние здоровые мозговые клетки взяли на себя функции утраченных. Так, если, например, нарушено в основном слухоречевое восприятие, то делается акцент на нахождение нужных слов с преимущественным использование зрительного анализатора, и наоборот.

    Обучение больного с тяжелой формой афазии напоминает процесс социализации маленького ребенка, который не знает как что называется, но с течением времени, после многократного повторения, название того или иного предмета плотно закрепляется в памяти путем построения зрительно-речевых и слухоречевых связей. Похожий процесс происходит и в мозге у человека, страдающего амнезией, только он протекает гораздо медленнее.

  • чтение книг;
  • просмотр телепередач;
  • расширение круга общения, разговор с разными людьми на разнообразные темы.

    Наилучшие результаты достигаются, если начать лечение уже в первые дни от начала заболевания.

    Часто забываю слова

    Здравствуйте! А то, что вы забываете некоторые слова, вас это сильно напрягает?

    Психолог, Телесно-ориентированный терапевт

    здравствуйте. Конечно! Мне и по работе не положено. И в обычных разговорах мешает более правильно выразить свою мысль.

    по работе не положено

    а как часто такое с вами происходит?

    Здравствуйте! Может это сопротивление какой-то внутренней установке, связанной с Вашей работой или ответственностью.

    работой назвала свое хобби

    У Вас какое то неоднозначное отношение к Вашему хобби?

    Психолог, Психоаналитический терапевт

    здравствуйте. Конечно! Мне и в моем хобби (сочинительство) мешает, тормозит процесс. И в обычных разговорах мешает более правильно выразить свою мысль.

    Есть смысл с такой проблемой к терапевту идти или еще какие-то симптомы нужны, чтобы отправили на обследование? Или просто читать хороших книг побольше?

    Я когда Ваше стартовое сообщение прочитала, удивилась - слово "пресный" оно ведь не такое уж частоупотребимое. Потом сама формулировка, Вас беспокоит, что Вы забываете слова - но это ведь обычное явление, называть что-нибудь "штуковиной". У меня гипотеза, что у Вас некие завышенные может даже категоричные требования к своему владению языком, может, что-то на этом личностное завязано - и Вы сами же бессознательно этому требованию сопротивляетесь, забывая слова. Возможно, если у Вас присутствует прокрастинация в Вашем стремлении выйти на профуровень, она ту же природу имеет.

    Забываю названия предметов

    Кому не знакома ситуация, когда мучительно вспоминаешь нужное слово? Чаще всего это объясняется банальной забывчивостью. Но язык может стать настоящим врагом, если произошла «поломка» в отделах головного мозга, отвечающих за речь: она становится невнятной, забываются названия элементарных вещей, человек повторяет навязчивые фразы или говорит совсем не то, что ему хотелось бы. При этом его слух и интеллект остаются прежними.

    От того, как и что мы говорим, во многом зависит наша жизнь, и в частности наше социальное благополучие. Взрослый человек, потерявший способность членораздельно выражать свои мысли, чувствует дискомфорт в любом обществе. Он стремится к уединению, но молчание и одиночество лишь усугубляют речевые отклонения. Между тем многие нарушения речи, если выявлена их причина и назначена верная схема лечения, поддаются коррекции.

    Почему речевой аппарат может выйти из-под контроля?

    Известно, что у творческих людей и левшей «руководящую» роль играет правое полушарие головного мозга, а у логиков и правшей - левое. Центры управления речью находятся именно в коре доминантного полушария. Они отвечают за восприятие и воспроизведение устной и письменной речи. Когда мы говорим, работает сложная система черепно-мозговых нервов, управляющих «разговорными» мышцами. Например, чтобы произнести «ой», необходимо задействовать около 80 мышц.

    Если какое-либо заболевание затронуло речевые центры в коре головного мозга, развивается афазия - расстройство речи.

    При сенсорной афазии человек перестает понимать чужую устную и письменную речь. При этом способность произносить отдельные фразы у него сохраняется, но полностью контролировать свою речь он не в силах, и выражается это в чрезмерной болтливости, «словесной окрошке».

    Для моторной афазии характерна немота или речевые затруднения. Как правило, ограничивается словарный запас, в разговоре человек с трудом подбирает слова. Те же проблемы возникают и при письме. Однако понимание собственной и чужой речи сохраняется.

    И, наконец, амнестическая афазия - когда забываются названия предметов.

    Случается, что разговорные способности страдают из-за повреждения черепно-мозговых нервов, управляющих мышцами гортани, глотки и языка. Из-за их паралича или пареза (частичного паралича) появляется афония - потеря звучности голоса, болезненная хриплость. Эти нарушения может также вызвать дизартрия, метко названная в народе «заплетающимся языком» или «кашей во рту». При заболеваниях мозжечка, отвечающего за координацию движений, человек начинает говорить растянуто и прерывисто, что в медицине называется скандированной речью.

    Самые частые причины речевых отклонений у взрослых - сосудистые расстройства головного мозга, в основном последствия инсультов. В этом могут быть повинны также сосудистая недостаточность, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга, болезнь Альцгеймера. Реже речевой аппарат страдает после травм головы, отравлений или лекарственных передозировок. Как правило, речевые расстройства идут рука об руку с другими «мозговыми» симптомами - параличами, нарушением нормальной чувствительности и координации, головокружением, многократной рвотой.

    Радость человеческого общения вам поможет вернуть терапия, включающая два этапа.

    Лечение заболевания, вызвавшего нарушения речи.

    Восстановительные занятия с логопедом.

    Посетить логопеда надо как можно раньше: специалист ускорит выздоровление, восстановив словарный запас и сохранившиеся элементы речевой системы. Очень важно заниматься регулярно, по назначенной врачом схеме.

    Хорошо, если родственники примут активное участие в занятиях и помогут выполнять «домашние задания» логопеда. При сенсорной афазии логопедические упражнения лучше связывать с действиями, эмоционально окрашенными, - пением, танцами, играми. Не стоит воздвигать вокруг человека стену молчания. Напротив, с ним нужно постоянно разговаривать, даже если он не все понимает. В большинстве случаев благодаря занятиям и лечению речь можно восстановить - частично или полностью.

    У меня в последнее время что-то творится с памятью. Я порой забываю название какого нибудь повседневного предмета.

    Я иногда читаю научную литературу. Учусь в колледже.

    Возможно, Вы слишком много времени уделяете учёбе, слишком ответственно относитесь ко всем заданиям. Это всё грозит переутомлением. Вполне возможно, что такая вот забывчивость - это как раз первая реакция на переутомление. Старайтесь поменьше напрягаться. Больше времени уделяйте каким-то приятным для Вас занятиям, которые доставляют Вам удовольтвие и помогают расслабиться, обрести душевное равновесие. Постепенно всё должно наладиться. В молодом возрасте серьёзных проблем с памятью быть не должно:-)))

    Что можно считать нормальной забывчивостью, а что нет? (тестовые вопросы)

    Не могу вспомнить свой ПИН-код или название любимого фильма… Или почему вы просто вошли в комнату? У всех бывают такие моменты забвения, и, вполне естественно, беспокоиться о том, что происходит с нашей памятью.

    Дело в том, что забывать вещи нормально. Научные исследования показывают, что и абсолютно здоровые люди могут страдать до 30 провалов памяти в неделю.

    «Проблема в том, что мы склонны ожидать слишком многого от возможностей нашей памяти», говорит д-р Jo Iddon, клинический психолог, доктор философии и нейропсихологии из Лондона.

    «Многие люди очень беспокоятся о своей памяти. Мы все думаем, у нас есть хуже память, чем есть на самом деле», - говорит она. «Мы – перфекционисты, и считаем, что все происходящие вещи предсказуемы. Но память не предсказуема. И, тем не менее, все мы склонны к этим ошибочным суждениям. Ваша память зависит от того, насколько вы устали, с похмелья ли вы, от наличия стресса или утомления от жизненной ситуации (например, при рождении ребенка)».

    Эксперты определили, когда проблемы с памятью являются нормальными, и когда они могут быть признаком того, что нужно обратиться за медицинской помощью.

    НОРМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ПАМЯТЬЮ

    Следующие типы провалов в памяти являются нормальными и, как правило, не считаются предупреждающими сигналами слабоумия:

    • Забыть для чего вы вошли, например, в комнату.
    • Требуется несколько минут для того, чтобы вспомнить, где припаркован ваш автомобиль.
    • Иногда забыть позвонить другу или забыть о встрече, занимаясь, к примеру, детьми.
    • Забыть что-то тривиальное, что друг упомянул накануне.
    • Забыть имя кого-то, с кем вы только что познакомились.
    • Забыть, где вы оставили вещи, которыми регулярно пользуетесь, например, очки или ключи.
    • Кратковременно забыть имя знакомого или автоматически назвать внука по имени своего сына.
    • Кратковременно забыть название предмета.

    Почему это может происходить

    «Наша ближайшая краткосрочная память очень легко отвлекаема», говорит д-р Оливер Кокерелл, консультант невролог в Лондонской клинике.

    Так почему же мы забываем тривиальную информацию?

    «Ваш мозг знает, что вряд ли нужно постоянно помнить такие рутинные задачи, как, например, подъем по лестнице, т.к. эта информация содержится в долговременной памяти. Довольно быстро эта информация восстанавливается, так что мозг стирает её из «оперативной» памяти, чтобы освободить место для более важных вещей. Вот почему мы иногда не можем вспомнить, почему мы шли в комнату».

    Д-р Мари Янсон, из Института Альцгеймера в Великобритании, объясняет: «Мозг должен решить, нужна ли будет новая информация и стоит ли её запоминать. Если будет нужна, то положу её в долговременную память; если нет, то она удаляется».

    Стресс, печаль и нехватка сна могут повлиять на память также, как и попытка сделать слишком много вещей одновременно.

    КОГДА СТОИТ НЕМНОГО БЕСПОКОИТЬСЯ?

    • Если многозадачность становится трудной - хороший повар вдруг обнаруживает, что приготовление воскресного жаркого подавляет его.
    • Возникают проблемы с ориентированием в знакомых местах, например, вы регулярно не можете найти свой автомобиль на привычной парковке.
    • Забываете имена близких родственников и друзей.
    • Появляются проблемы с распознаванием лиц, цветов, форм и слов.
    • Повторяете тот же вопрос, на который вы уже получили ответ полчаса назад.
    • Изменяется личность и стиль поведения. К примеру, социально активный человек превращается в затворника.
    • Часто обнаруживаете, что вы оставили предмет в неподходящем для этого месте. Например, ключи вы оставили в замке и не помните этого.

    Почему это может происходить

    Многие из этих симптомов могут быть на самом деле признаком депрессии, стресса или недостатка концентрации.

    Тем не менее, они могут быть ранним признаком слабоумия или болезни Альцгеймера.

    «Существует тип слабоумия, где память не сильно задета, но часть мозга, отвечающая за визуальную обработку, повреждена», - добавляет д-р Анна Корбетт - координатор научных исследований в обществе по изучению этого заболевания.

    «Огромное количество из заболевших не могут вспомнить имена людей. Однако, суть в том, что если вы в курсе ваших проблем с памятью, у вас вряд ли есть слабоумие».

    ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ, ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ.

    • Просите чашку чая, не осознавая, что она уже стоит перед вами.
    • Забываете имена внуков, но свои детские воспоминания остаются яркими.
    • Теряете рутинные навыки для выполнения повседневных задач, например, таких как стирка.
    • Сложно вспомнить структуру семейных связей, например, какой из ваших внуков чьим ребенком является.
    • Нарушаются суждения, например, носите пальто летом.
    • Становитесь не в состоянии сказать назначение повседневных предметов быта.
    • Не узнаёте друзей и членов семьи.
    • Оставляете вещи в странных местах, например, чайник под кроватью или бумажник в холодильнике.
    • Появилось чувство дезориентации во времени и месте - часто посещаемые места кажутся незнакомыми.

    Почему это может происходить

    Слабоумие или болезнь Альцгеймера влияет на гиппокамп - часть мозга, ответственного за кратковременную память. Долговременная память при болезни Альцгеймера, как правило, не страдает.

    «Люди с болезнью Альцгеймера не могут преобразовать краткосрочные данные в долгосрочные, поэтому они сразу стираются», - говорит д-р Энн Корбетт.

    Первые признаки Альцгеймера или просто забывчивость?

    Где проходит граница между обычной забывчивостью и первыми тревожными симптомами болезни Альцгеймера?

    Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

    Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, - это повод обратиться к врачу.

    Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

    Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

    Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

    Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей - закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания. iStock

    Признаки болезни Альцгеймера

    Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

    1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т.д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

    2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

    3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

    4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

    5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т.е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

    6. Очень важный признак – нарушение моторно-пространственных навыков, а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

    Что делать?

    Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких - не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр – специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

    Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника»

    Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

    Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

    Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

    Большая загадка – память человека

    Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

    Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» - это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

    Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

    Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто - приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

    Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

    Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

    Почему случаются провалы в памяти?

    Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

    Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

    Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

    Причины нарушения памяти у детей

    Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

    • Недостаток витаминов, анемии;
    • Астению;
    • Частые вирусные инфекции;
    • Черепно-мозговые травмы;
    • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
    • Плохое зрение;
    • Опухоли головного мозга;
    • Психическое расстройство;
    • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
    • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

    Причины проблем у взрослых

    У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

    Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

    Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

    Дисмнезии

    Феноменальная память или психическое расстройство?

    Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

    Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

    Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

    • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
    • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
    • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

    Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве - среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

    Плохая память

    Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

    Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

    Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

    • Артериальная гипертензия.
    • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
    • Атеросклеротический процесс.
    • Начальная стадия шизофрении.

    Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

    «Тут помню – тут не помню»

    При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» - «Тут помню – тут не помню».

    Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

    1. Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз);
    2. Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось;
    3. Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал;
    4. Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
    5. Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

    Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

    Это ж надо такое выдумать!

    Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

    • Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
    • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
    • Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
    • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
    • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

    Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

    Снижение концентрации внимания влияет на память

    К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

    1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
    2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает - пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
    3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

    Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

    Дети быстрее забывают

    Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

    Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

    • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
    • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
    • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

    Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

    У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

    Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

    Прежде лечения

    Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

    1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
    2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
    3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

    Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

    В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

    В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

    Лечение и коррекция

    Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

    Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

    Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

    Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

    Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

    Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

    Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

    Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

    Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания

    Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

    Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

    Заикание

    Заикание, или логоневроз - одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

    Существует несколько видов заикания:

    • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
    • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

    Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

    Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения - как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

    Дизартрия

    Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

    Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

    • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
    • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
    • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

    Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

    Дислалия

    Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

    Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

    Олигофазия

    Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

    Олигофазия может быть:

    • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
    • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

    Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

    Афазия

    Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

    Причиной заболевания могут стать:

    • кровоизлияние в мозг;
    • абсцесс;
    • черепно-мозговая травма;
    • тромбоз сосудов мозга.

    Существует несколько категорий этого нарушения:

    • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
    • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
    • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
    • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
    • Тотальная афазия - человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

    Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

    Акатофазия

    Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

    Шизофазия

    Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

    Парафазия

    Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

    Существует два вида нарушения:

    • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
    • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

    Расстройство экспрессивной речи

    Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

    К симптомам этого нарушения также относят:

    • небольшой словарный запас;
    • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
    • невысокая речевая активность.

    Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

    Логоклония

    Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

    Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

    Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.


  • С вами наверняка случалось такое, что вам представили новых людей, и не прошло пяти минут, как вы забыли их имена. Журнал Psychology Today выявил, что более восьмидесяти процентов людей, перешедшие средний возрастной рубеж замечают, что стали хуже запоминать имена. С возрастом забывать имена может быть и нормально, но что делать, если вы, будучи еще в молодых летах переживаете данный недостаток.

    Почему я забываю имена людей? На самом деле забывание имен вполне естественное явление. Вы впервые встречаете человека, и ваш мозг усилено работает – внешний вид, лицо, фигура, рост, прическа, жесты и прочие составляющие. Иными словами происходит расфокусирование внимания на другие вещи.

    Исследования подтвердили, что очень важно запоминать имена. Ведь обращаясь к новому знакомому по имени, вы подчеркиваете его значимость, статус и влиятельность. От чего многие профессионалы умело оперируют именами своих «жертв».

    5 способов, как запоминать имена

    Записывать. Один психиатр посоветовал записывать имя нового человека на карточку или попросить знакомого написать его, особенно когда оно редкое и необычное. Данный способ будет полезен тем, у кого развита визуальная память. После знакомства, вы можете дописать основную контактную информацию и некоторые личные заметки, которые помогут легко и быстро вспомнить его при следующей встрече.

    Связь. Как запоминать имена людей? – Сопоставь с именем вашего родственника или известной личности. Однажды во время тренинга, тренер, познакомивший с пятнадцатью участниками, после быстрого приветствия обратился поименно к каждому из них, чем всех и удивил.

    Увиделись – повторите. Когда вам представили знакомого, вы не просто кивните, упомянув, что вы тоже рады знакомству, а продолжите беседу. Например, если вашего знакомого зовут Егор, спросите: «Как вам сегодняшний вечер, Егор», «Чем вы увлекаетесь, Егор» или «Егор, как долго вы работаете с …». Когда вы упомяните имя во время беседы, то оно закрепится в памяти, и вероятнее всего вы его запомните.

    Внимание. Многие психологи утверждают, что самый простой, действенный и эффективный способ запомнить имя – уделить внимание. Как правило, при знакомстве мы сосредотачиваемся на окружающих вещах и совсем игнорируем нового знакомого. А ведь вы всегда можете поинтересоваться, как у него дела, чем он увлекается, как давно знаком с вашим другом и ряд других вопросов.

    Ассоциации. Действенный способ, по мнению экспертов, создавать связь с именем в виде ассоциаций или слов. Например, если девушку зовут Жанна, то представьте мужественную и отважную девушку, спасшую Францию - Жанну Д’Арк.

    Не могу вспомнить свой ПИН-код или название любимого фильма… Или почему вы просто вошли в комнату? У всех бывают такие моменты забвения, и, вполне естественно, беспокоиться о том, что происходит с нашей памятью.

    Дело в том, что забывать вещи нормально. Научные исследования показывают, что и абсолютно здоровые люди могут страдать до 30 провалов памяти в неделю.

    «Проблема в том, что мы склонны ожидать слишком многого от возможностей нашей памяти», говорит д-р Jo Iddon, клинический психолог, доктор философии и нейропсихологии из Лондона.
    «Многие люди очень беспокоятся о своей памяти. Мы все думаем, у нас есть хуже память, чем есть на самом деле», — говорит она. «Мы – перфекционисты, и считаем, что все происходящие вещи предсказуемы. Но память не предсказуема. И, тем не менее, все мы склонны к этим ошибочным суждениям. Ваша память зависит от того, насколько вы устали, с похмелья ли вы, от наличия стресса или утомления от жизненной ситуации (например, при рождении ребенка)».

    НОРМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ПАМЯТЬЮ

    Следующие типы провалов в памяти являются нормальными и, как правило, не считаются предупреждающими сигналами слабоумия:

    • Забыть для чего вы вошли, например, в комнату.
    • Требуется несколько минут для того, чтобы вспомнить, где припаркован ваш автомобиль.
    • Иногда забыть позвонить другу или забыть о встрече, занимаясь, к примеру, детьми.
    • Забыть что-то тривиальное, что друг упомянул накануне.
    • Забыть имя кого-то, с кем вы только что познакомились.
    • Забыть, где вы оставили вещи, которыми регулярно пользуетесь, например, очки или ключи.
    • Кратковременно забыть имя знакомого или автоматически назвать внука по имени своего сына.
    • Кратковременно забыть название предмета.

    Почему это может происходить
    «Наша ближайшая краткосрочная память очень легко отвлекаема», говорит д-р Оливер Кокерелл, консультант невролог в Лондонской клинике.
    Так почему же мы забываем тривиальную информацию?
    «Ваш мозг знает, что вряд ли нужно постоянно помнить такие рутинные задачи, как, например, подъем по лестнице, т.к. эта информация содержится в долговременной памяти. Довольно быстро эта информация восстанавливается, так что мозг стирает её из «оперативной» памяти, чтобы освободить место для более важных вещей. Вот почему мы иногда не можем вспомнить, почему мы шли в комнату».
    Д-р Мари Янсон, из Института Альцгеймера в Великобритании, объясняет: «Мозг должен решить, нужна ли будет новая информация и стоит ли её запоминать. Если будет нужна, то положу её в долговременную память; если нет, то она удаляется».
    Стресс, печаль и нехватка сна могут повлиять на память также, как и попытка сделать слишком много вещей одновременно.

    КОГДА СТОИТ НЕМНОГО БЕСПОКОИТЬСЯ?

    • Если многозадачность становится трудной — хороший повар вдруг обнаруживает, что приготовление воскресного жаркого подавляет его.
    • Возникают проблемы с ориентированием в знакомых местах, например, вы регулярно не можете найти свой автомобиль на привычной парковке.
    • Забываете имена близких родственников и друзей.
    • Появляются проблемы с распознаванием лиц, цветов, форм и слов.
    • Повторяете тот же вопрос, на который вы уже получили ответ полчаса назад.
    • Изменяется личность и стиль поведения. К примеру, социально активный человек превращается в затворника.
    • Часто обнаруживаете, что вы оставили предмет в неподходящем для этого месте. Например, ключи вы оставили в замке и не помните этого.

    Почему это может происходить
    Многие из этих симптомов могут быть на самом деле признаком депрессии, стресса или недостатка концентрации.
    Тем не менее, они могут быть ранним признаком слабоумия или болезни Альцгеймера.
    «Существует тип слабоумия, где память не сильно задета, но часть мозга, отвечающая за визуальную обработку, повреждена», — добавляет д-р Анна Корбетт — координатор научных исследований в обществе по изучению этого заболевания.
    «Огромное количество из заболевших не могут вспомнить имена людей. Однако, суть в том, что если вы в курсе ваших проблем с памятью, у вас вряд ли есть слабоумие».

    ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ, ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ.

    • Просите чашку чая, не осознавая, что она уже стоит перед вами.
    • Забываете имена внуков, но свои детские воспоминания остаются яркими.
    • Теряете рутинные навыки для выполнения повседневных задач, например, таких как стирка.
    • Сложно вспомнить структуру семейных связей, например, какой из ваших внуков чьим ребенком является.
    • Нарушаются суждения, например, носите пальто летом.
    • Становитесь не в состоянии сказать назначение повседневных предметов быта.
    • Не узнаёте друзей и членов семьи.
    • Оставляете вещи в странных местах, например, чайник под кроватью или бумажник в холодильнике.
    • Появилось чувство дезориентации во времени и месте — часто посещаемые места кажутся незнакомыми.

    Почему это может происходить
    Слабоумие или болезнь Альцгеймера влияет на гиппокамп — часть мозга, ответственного за кратковременную память. Долговременная память при болезни Альцгеймера, как правило, не страдает.
    «Люди с болезнью Альцгеймера не могут преобразовать краткосрочные данные в долгосрочные, поэтому они сразу стираются», — говорит д-р Энн Корбетт.

    WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 25 человек(а).

    Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

    Забыть чье-то имя - это довольно неловко, но не стоит из-за этого смущаться. Это очень распространенная ситуация, в которую, скорее всего, хоть раз попадал каждый из нас. Согласно психологическому исследованию, что человеческое имя является одной из наименее запоминающихся деталей нового знакомства - информация о месте работы, родном городе или хобби запоминается лучше. Осознав, что вы забыли чье-то имя, не паникуйте и помните, что существуют способы это исправить.

    Шаги

    Заставляем человека упомянуть свое имя

      Попросите у человека контактную информацию. В зависимости от ситуации иногда бывает уместно обменяться визитными карточками. Обычно в визитке наряду с контактными данными указано имя.

      • Зачастую даже спросив адрес электронной почты, вы можете узнать имя человека. Многие люди используют в адресе свое имя.
      • Вы можете попросить человека записать его номер в ваш телефон. Скорее всего, он введет не только номер, но и имя с фамилей.
    1. Представьте этого человека кому-нибудь. Если вы находитесь на вечеринке или каком-либо мероприятии с друзьями, скорее всего, там будет кто-то, кого вы еще знаете. Используйте эту возможность, чтобы узнать имя нужного человека, познакомив его с одним из ваших друзей.

      • Когда вы будете знакомить людей, велики шансы, что человек сам захочет представиться.
      • Как только вы услышите заветное имя, повторите его, чтобы снова не забыть. Вы можете легко ввести имя в беседу, сказав: «Извини, (имя), забыл тебя представить».
    2. Представьтесь сами еще раз. Если человек к вам не подошел, инициируйте общения, представившись еще раз. Скорее всего, человек тоже назовет себя и оценит вашу прямоту.

    3. Попросите у человека дополнительную информацию о его имени. Люди любят рассказывать о происхождении и значении своего имени.

      • Если вы помните, что у человека редкое или необычное имя, спросите, как оно пишется. Однако вам нужно придумать, что сказать, если вы все же ошиблись и перед вами Сергей или Марина!
      • Вы также можете спросить человека о значении или географическом происхождении его имени. Обычно люди любят говорить об этом, а у вас будет больше информации, чтобы запомнить имя и не забывать снова!

      Применяем детективные навыки, чтобы выяснить имя

      1. Попросите о помощи другого человека. Будучи в гостях или на приеме, спросите хозяина или хозяйку или посмотрите список гостей. Вы можете объяснить свой интерес, честно признавшись в своей забывчивости.

        • Спросите друга. Если вы в гостях или на вечеринке, велики шансы, что-то еще знает этого человека. Тихонько уточните его имя у кого-нибудь из друзей. Если не можете спросить во время мероприятия, сделайте это позже.
        • Если вы находитесь в баре, ресторане или другом публичном месте и вам кажется, что этот человек здесь свой, вы можете поинтересоваться у персонала, не знает ли кто его имени. Попросите вам помочь. Вы можете объяснить ситуацию, признавшись, что просто забыли имя человека. Обычно люди с понимаем относятся к этому и рады помочь.
        • Подслушайте его разговор с другими людьми. В компании человек вполне может представиться кому-нибудь еще.
        • Обратите внимание на любые печатные материалы, на которых может быть имя человека. Если вы, например, пришли на официальный ужин или свадьбу, у вас могут быть таблички с именами на местах. Если вы находитесь на ярмарке вакансий, возможно, у человека есть печатные материалы или визитки с его именем.


    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение