Человеку - человеческое имя. Разберем имя по буквам

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Многим, вероятно, приходилось слышать, как родители (в основном мамы и бабушки) ласково обращаются к своим чадам: «лапочка», «заинька», «птенчик», «котёнок» и т.д. Подобные трогательные эпитеты, а также вошедшая в обычай манера использовать по отношению к детям так называемые «ласкательно-уменьшительные» и «сокращённые» формы имён («Димочка», «Серёжа», «Машуля» и т.п.), как правило, считаются едва ли не обязательными проявлениями материнской любви и не вызывают у окружающих ничего кроме умиления и восхищения. Напротив, родителей, называющих детей полными именами, например, «Александр» или «Евгения», порой упрекают в излишней строгости и даже холодности.

Но так ли безобидны и милы разного рода прозвища и сокращения на самом деле? Откуда они берутся и какое влияние оказывают на своих носителей?

С точки зрения культуры, все эти «зайки» и «котики», употребляемые по отношению к ребёнку, вроде бы вполне возможны. В традиционных обществах бытовали детские прозвища (а это именно прозвища, а не имена) и покруче. До совершеннолетия и обряда получения человеческого имени, дитё могли звать и «Зайцем» и «Мишкой» и «Шишкой». Поэтому можно предположить, что здесь мы имеем дело с отголосками традиции «детских имён». И тогда в употреблении каких бы то ни было животных эпитетов нет ничего страшного. Но не так всё просто. В старину сначала давалось временное прозвище, которое затем гармонично менялось на взрослое имя. Сегодня же всё получается наоборот. Сначала ребёнку дают постоянное имя, а потом «награждают» ещё и прозвищем. И с этой точки зрения, любое, даже самое ласковое прозвание ребёнка, выглядит уже не так безобидно, ибо нет никаких гарантий, что смысловые коды этого, по сути, второго имени, не войдут в противоречие с именем настоящим и не начнут перекраивать его судьбу.

Это же простое соображение относится и к сокращённым «вариантам» имён. Ведь Имя - это запечатленный в буквах сценарий. Вернее, набор сценариев. У каждого имени он свой по той простой причине, что разные имена состоят из разных букв. Поэтому, на самом деле, нет имён, производных от других, как не существует и имён «сокращённых». «Анастасия» и «Настя», «Саша» и «Александр», «Маша» и «Мария» и даже «Татьяна» и «Татиана» - это всё разные имена (!), имеющие разные значения, смысловые поля и формирующие у своих носителей разные характеры, типы мышления, наборы поведенческих сценариев и алгоритмов, способы взаимодействия с миром и выстраивания отношений с другими.

Единственным исключением здесь, пожалуй, являются уменьшительно-ласкательные имена. Их употребление, с точки зрения науки об Имени, с некоторыми оговорками, вполне допустимо. Они ведь именно «уменьшительные», то есть употребляя их мы кого-то уменьшаем. Так как ребёнок по факту является маленьким существом, то это вполне оправдано. Другое дело, когда «Димочкой» зовут уже подростка, а потом и взрослого человека. В этом уже есть что-то столь же противоестественное, как и в случае со «зверскими» прозвищами. Причём, противоестественное настолько, что волей не волей появляется вопрос - а почему вообще ребёнка или любого другого человека кто-то называет не его настоящим именем?

Ответить на него, мы сможем только поняв, что, называя чьё-то имя, мы не просто обращаемся к его носителю. Мы начинаем строить с ним определённое пространство отношений. И делаем мы это с конкретной целью, ибо пространство отношений - это ещё и пространство удовлетворения желаний, пространство реализации каких-то наших потребностей. И если мы кого-то именуем, то именуем его как того, с кем будем в этом пространстве решать свои задачи и реализовывать свои желания. Мы призываем именуемого стать участником этого процесса и говорим, что нам для этого удобно, чтобы он был тем, кем его делает то или иное имя. Например, «Котиком», «Димочкой» или «Шурой». То есть, по большому счёту, необходимо понимать, что тот, кто нас именует, в каком-то смысле заявляет о своих видах и желаниях относительно нас. А вот далее, мы либо соглашаемся с предложенной ролью, либо нет. Если нас как-то назвали и мы с этим согласились, то это означает, что мы приняли правила игры, признали свою зависимость, подчинённое положение (ведь тот, кто нас поименовал, тот и «создал») и продемонстрировали готовность забыть о себе и удовлетворить чужое желание. Если же нас называют тем именем, которым мы представились, значит, нас принимают и признают как личность, как индивидуальность, уважают наше самочувствие, самоощущение и т.д. В таком случае, пространство наших отношений будет пространством, где каждый в равной мере будет реализовывать и свои желания и помогать осуществлять желания другого.

В качестве иллюстрации того, как это происходит, приведём очень показательный случай из практики. Мужчина по имени «Евгений» является руководителем компании, все остальные сотрудницы которой - женщины. Коллектив живёт как «одна большая семья», поэтому все сотрудницы зовут начальника просто - «Женя». Однако при этом, между собой, частенько обсуждают руководителя и сетуют на то, что директор ведёт себя как «тряпка». А им-то нужен настоящий мужик, сильный руководитель, с которым дела по настоящему «пойдут в гору».

Что же происходит за всей этой обычной офисной жизнью? Мы уже говорили о том, что делает тот, кто называет нас каким-то именем - он в каком-то смысле, нас определяет. Именно это и делали сотрудницы со своим начальником. Они определяли его как Женю, то есть превращали в женщину (по смыслу «Женя» - это жена, то есть женщина). Поэтому он просто не мог проявлять свои мужские качества и качества руководителя мужчины. То есть, говоря языком психоанализа, подчинённые бессознательно «кастрировали» директора, а потом, когда он превращался в женщину, его обесценивали как руководителя. О чём это говорит? О бессознательной ненависти этих женщин к мужчинам вообще. Они соперничают с мужчиной, и делают всё, для того чтобы быть выше его, для того, чтобы одержать победу и иметь право на его обесценивание. Евгений для них становился Женей - женой - женщиной, и когда он начинал проявлять себя соответствующим образом (слабость, пассивность), они говорили - «какой же это руководитель, какой же это мужик, это тряпка!». Таким образом, именование может быть и способом выяснения отношений. Причём, как с тем, кого мы называем, так и с другим человеком, образ которого мы проецируем на именуемого. Поэтому сотрудницы не просто как-то обращались к начальнику. Они проецировали на него образ тех мужчин, с которыми хотели поквитаться (не случайно, большинство из этих женщин либо разведены, либо несчастливы в браке) и через уничижительное имя удовлетворяли своё желание.

Как и в описанном примере, некая мотивация у того, кто нас как-то называет, есть всегда. В любом случае, используя определённое имя, он что-то делает с нами. И мы на это что-то либо соглашаемся, либо нет. Тут всё зависит от выбора. После того, как мы его делаем, в пространстве отношений начинает разворачиваться определённая игра.

Если, например, человек представляется «Сашей», то он как бы говорит: «У меня есть большая потребность в любви. Люби меня, потому что сам я любить не способен. У меня на это нет сил. Я вообще не умею любить, так как меня недолюбили в детстве. Единственное на что я способен - потреблять твою любовь». А вот называя кого-то «Сашей», мы соглашаемся с тем, чтобы он нас «потреблял». Становимся для него «донорами любви».

Тот, кто именует себя «Саня», сообщает, что он сирота, которому не хватает отцовской любви. Он предлагает нам: «Будь моим отцом, усынови меня на время и дай то, чего не дал отец». Поэтому если мы кого-то называем «Саня», то автоматически «усыновляем» этого человека, становясь его отцом и беря за него ответственность на себя. Но это становится возможным только в том случае, если он согласился с этим именем. Если же человек скажет, что его зовут Александр, а не Саня, то мы должны понимать, что такая игра с ним не пройдёт.

Таким образом, у каждого пространства отношений есть свой закон, который определяется нашими именами. Согласитесь, большая разница будет между пространствами отношений «Василий - Александр», «Вася - Саша» или, допустим, «Котик - Зайка». В первом случае мы имеем дело с отношениями двух взрослых мужчин, во втором двух незрелых, инфантильных существ, которые только и будут заняты тем, что восполнять свои нехватки за счёт друг друга. Третий пример вообще должен рассматриваться либо ветеринаром, либо специалистом по зоопсихологии. Однако встречается такое сплошь и рядом именно среди людей. Так на одной из консультаций женщина рассказывала о трудностях с любимым мужчиной. Она физически чувствовала себя плохо от того, что он постоянно называл её «кошечкой» и другими «ласковыми» эпитетами. Она чувствовала, что эти ярлыки начинают менять её поведение и заставляют её в этих отношениях вести себя не так, как бы ей хотелось. Она видела, что, называя её именем животного, мужчина ждёт от неё соответствующих - животных - проявлений. Но именно это ей и претило. Как только она заявила, что она женщина и человек, а не кошечка и не допустит такого обращения, мужчина вынужден был согласиться, и ей стало легче.

Очень важно отслеживать как мы сами называем себя и как нас называют другие, а также как мы сами называем других. Дело здесь не в этикете и не в нормах приличия. Причина необходимости соблюдения своего рода именной гигиены состоит в том, что любое искажение имени кого бы то ни было, приводит к появлению определённых проблем.

Особо щепетильно следует следить за тем, как окружающие и мы сами называем детей. Ведь от этого, во многом будет зависеть и то, как они станут именовать себя сами. А, называя себя, мы творим себя. Не случайно, в мифах (например, об Осирисе) часто Творец рождает себя, называя себя по имени, и только потом начинает творить других богов и мир.

«По имени и житие» - говорит народная мудрость. Поэтому как мы себя называем, так и живём. К сожалению, современный человек зачастую называет себя не своим именем, а именем, навязанным ему родителями, друзьями и т.д. По большому счёту, начиная с детства, мы только и делаем, что старательно отказываемся от своего нарока, смирившись с тем именным кодом, который нам кто-то навязал. Таким образом, мы признаём за этим «кем-то» право управлять своей судьбой и использовать нас в качестве инструмента удовлетворения его желаний.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что немало пап и мам, а также учителей и воспитателей употребляют полные имена детей только в те моменты, когда отчитывают или попросту ругают их за что-то. То есть, волей не волей, у ребёнка закрепляется чёткая ассоциативная связь собственного имени с определённым неприятным эмоциональным переживанием. Поэтому в дальнейшем, вполне закономерно, он будет неосознанно избегать своего полного имени.

Например, если мальчика «Всеволода», родители и родственники постоянно называют «Севой», то со временем, он и сам начнёт представляться как «Сева». А это уже ни что иное, как неприятие собственного имени, а, значит, и своей судьбы и себя самого. То есть бессознательное ребёнка понимает, что если он будет оставаться Всеволодом, то ему будет плохо. Мир (а мир для него - это, прежде всего, родители) его как Всеволода не принимает, поэтому с этим именем ему в нём не выжить. Миру он интересен только как Сева и ребёнок становится Севой. Но ведь назван-то он иначе. И его настоящее имя - это свёрнутый текст судьбы, в котором говориться о том, для чего он пришёл на эту землю, каковы его задачи и уроки. Именно эти задачи ему необходимо выполнить, для того, чтобы жизнь его состоялась. А что же получается на деле?

«Сева» - это только малая часть «Всеволода». То есть, образно говоря, человек взял книгу своей судьбы и вырвал из неё большую половину. При этом он не просто лишил себя части собственной жизни. Он кардинально изменил её смысл. Ведь если имя «Всеволод» несёт значение «овладевающий знаниями о мире», то один из смысловых уровней прочтения имени «Сева» - «слуга». Это означает, что вместо того, чтобы овладевать знаниями и расти самому, преумножая силу своего рода и народа, наш мальчик будет всю жизнь прислуживать. Думаем, вы уже догадались кому. Правильно, тому, кто дал имя.

Не менее драматично оборачиваются, любые подобные переименования, когда Георгия превращают в Жору, Татьяну в Таню и т.д. И уж совсем плохо дело, когда ребёнка переделывают в котёнка.

Поэтому, дорогие родители, помните, что когда вы называете детей «Котик», «Зайка», «Женя», «Таня» и т.д., вы, отнюдь не проявляете нежность и любовь. В этот момент вы занимаетесь их перекодировкой, захватом их мира. Вы накладываете на ребёнка свой закон, для того чтобы полностью подчинить его себе. А достигается такое подчинение через одно очень неприятное явление. Дело в том, что замещение одного имени другим затрагивает и деформирует глубинный, фундаментальный слой внутреннего мира ребёнка - так называемый динамический образ тела.

Это понятие, используемое в глубинной психологии очень важно для более ясного понимания того, как тесна связь имени и человека и насколько сильно влияние имени на своего носителя. Поэтому, особенно не вдаваясь в научные термины, посмотрим, что же такое динамический образ тела и какую задачу он выполняет.

С определённой долей упрощения, динамический образ тела - это то, как мы себя воспринимаем. Это наш взгляд на себя со стороны. Динамическим же он назван потому, что складывается из трёх бессознательных образов: базового, функционального и эрогенного образа тела. Базовый образ позволяет нам идентифицировать своё тело, функциональный задаёт способность тела действовать, а эрогенный - получать удовольствие от совершаемых действий. Иначе говоря, мы как-то представляем себя в этом мире, как-то действуем и как-то получаем удовольствие. Например, мы идентифицируем своё тело как мужское, поэтому действуем как мужчина - вступаем с миром в активное созидательное взаимодействие и получаем удовольствие именно от процесса активного созидания.

Всё вместе это и составляет динамический образ тела, формируется который в детстве. А самое интересное заключается в том, что формирует этот образ не что иное, как имя. В нём, в свёрнутом виде содержится информация о том, что мы из себя представляем. И, значит, любое искажение имени приводит не только к деформации динамического образа, но и нашего образа в целом.

Судите сами, если с детства мы привыкаем к определённому именованию, то иначе себя потом просто не воспринимаем. Это имя формирует соответствующие модели поведения, а, главное, базовый образ тела, который после этого уже не меняется. То есть, если мальчика всегда и все звали Женя, то его бессознательное и будет воспринимать своё тело как женское. Следовательно, функционировать оно должно будет по женскому типу и удовлетворение получать как женщина. Но ведь физиологически этот мальчик относится к мужскому полу и в свидетельстве о рождении у него написано «Евгений». Такие вот несоответствия и приводят к тому, что человек теряет свою идентичность и испытывает серьёзные психологические проблемы. Практика, и не только наша, это подтверждает. Так по наблюдениям французского психоаналитика Ф. Дольто: «недостаточно сформированная половая идентичность бывает у детей, носящих имена, которые могут использоваться как мужское и женское, или прозвища, позаимствованные у животных; они порождают хрупкий нарциссизм, а он в свою очередь способствует хрупкости формирующегося здорового бессознательного образа тела». В связи с этим, вполне объяснимо, почему большинство Евгениев, которых окружающие зовут Женями, приходя на консультации, признаются, что психологически не воспринимают себя мужчинами и вообще не понимают, кто они по полу. То же самое относится и к Сашам. Причём здесь «теряют» себя, в том числе, и женщины, особенно если их называют в честь мужчин. Так, в одном известном нам случае, отец назвал дочь Александрой в честь своего брата. Этим он сразу внёс определённое искажение, которое затем усилилось, потому что все обращались к девочке как к Саше. А ведь так могут звать не только девочку, но и мальчика. Неудивительно, поэтому, что, повзрослев, Саша столкнулась с проблемой половой самоидентификации и будучи женщиной с точки зрения анатомии, психологически проявляла себя как мужчина.

Ещё более плачевный результат получается, когда искажение образа тела приводит не только к размыванию половой идентичности, но и к утрате человеческого начала.

Новости Партнеров

МОКУ «Любачанская средняя общеобразовательная школа»

Медвенского района Курской области

Устный журнал

«Что в имени тебе моем?»

(Урок внеклассного чтения

по русскому языку

в 6 классе)

Крюкова М.Н.,

учитель русского языка и

Программа Баранова М.Т.

Урок по теме «Устное публичное выступление о происхождении имен», изучается в разделе «Имя существительное»

Задачи:

Научить извлекать и преобразовывать нужную информацию из словарей и других источников;

Закрепить умения работать с лингвистическими словарями;

Воспитание потребности бережного отношения к личному имени.

Цели:

Оборудование:

словари, компьютерная презентация, диск с отрывком из фильма «Собачье сердце», карточки.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

1. Слово учителя. Сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма «Собачье сердце», поставлен он по одноименной повести М.А.Булгакова режиссером В. Бортко.

2. Демонстрация фрагмента «Шариков выбирает себе имя».

Примерные вопросы к просмотру фрагмента:

1) Что смешно в этом эпизоде?

2) Какое имя выбрал Шариков?

3) Почему профессору оно кажется странным?

4) Было ли возможным дать такое имя в 20-годы XX века, и что оно могло обозначать?

3. Сообщение обучающегося : в словаре В.И.Даля слово полиграф обозначает:1) человек, знающий полиграфию (отрасль промышленности, занятой печатанием книг, газет и т. д.), 2) пишущий много о разных предметах и науках. В первые годы советской власти был бум на новые и необычные имена: Тракторина, Электрификация, Элем (Энгельс, Ленин, Маркс). Поэтому желание Шарикова так называться – дань моде того времени. Автор, давая такое имя герою, подчеркивает его черты характера: глупость и невежество.

4.Слово учителя.

Мы сейчас живем уже в XXI веке, но казусы с личными именами встречаются и до сих пор. Молодой человек должен получить паспорт, а в свидетельстве о рождении у него записано отчество Жорович , потому что отец в документе записан с именем Жора . Или буквально года два – три назад в СМИ говорили и писали о родителях, давшим своим детям имена Царь, Государь, Королевич. Нетрудно догадаться, что будут делать их дети, когда от этих имен придется образовывать отчества.

С именем нельзя обращаться безответственно. Перед тем как выбрать имя ребенку, нужно хорошо подумать, обратиться к литературе, к словарям личных имен. Об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.

II. Формулировка целей урока:

Изучить литературу о личных именах;

Выяснить, каково происхождение имен, почему они изменяются;

Показать роль крещения в сохранении имени как словесной формулы;

Показать необходимость соблюдения правил при выборе личного имени.

III. Новый материал.

1. Слово учителя.

Посмотрите на выставку книг. Их объединяет одно: это словари. О чем они могут поведать нам? Какой словарь поможет нам с выбором имени? Об этом первая страница устного журнала.

Первая страница «Научная»

Сообщение обучающегося о словаре Александры Васильевны Суперанской «Современный словарь личных имен. Сравнение. Происхождение. Написание».

Этот словарь знакомит читателя с русскими и иноязычными именами, их более 4000. Основная задача словаря - раскрыть происхождение имен. Например, словарная статья об имени Ксения начинается с паспортных (документальных) форм, приводится эквивалент в английском, немецком языках. Иноязычные имена представлены в национальном и русском написании. Дается вариант украинского имени Оксана . Словарная статья раскрывает происхождение имени из греческого языка, что в переводе обозначает «гостеприимство». Значок * после имени указывает на русскую церковную форму. Автор словаря приводит варианты русской сокращенной формы имени: Ксеня, Ксана , даются варианта народной формы имени: Аксинья, Ксенья . В каждом примере указано ударение. Словарь предназначен для широкого круга читателей. Он также знакомит читателей с понятием, что такое имя, дает сведения об изменении имен, о том, как надо к ним относиться.

Вторая страница «Что такое ИМЯ?»

Сообщение обучающегося.

Ученый лингвист А.А.Реформатский говорил, что русские имена многолики, но не многозначны. Например, Анюта, Аннушка, Нюся, Нюша , все они относятся к одному и тому же лицу, а в официальном документе будет записано полное имя Анна. В различных жизненных ситуациях ее будут звать по-разному, используя языковые формы. Социальные условия требуют определенных средств выражения. Нелепо выглядит имя Жора , написанное в паспорте. Также нелепо звучит официальное имя Георгий, обращенное к ребенку в детском саду.

ИМЯ – это слово , которое «живет» в языке по его правилам. В предложении оно является индивидуальным названием конкретного человека. Собственные имена произошли от нарицательных имен (Виктор – победитель), но им предписывается отказаться от нарицательного исторического значения. Поэтому мы Виктора воспринимаем как конкретного человека, даже если он в своей жизни не одержал ни одной победы.

В мире существует огромное множество людей с одинаковыми именами – Николаи, Татьяны, Ольги. Однако слыша имя, мы имеем в виду одного конкретного человека. Родители выбирают имя для своего ребенка, оно будет закреплено за ним в индивидуальном порядке и записано в свидетельстве о рождении.

ИМЯ – это индивидуальное название человека, его личное имя. Нарицательное имя – имя класса, отличающегося от прочих классов вещей. Есть класс столов, деревьев, школ (нарицательные имена), но нет класса Петров, Валентин, Степанов . Личные имена существуют внутри класса людей, где каждый отличается от другого, даже если зовут их одинаково.

В русском языке существуют личные имена, образованные от нарицательных – Вера, Надежда, Любовь, Лев. Употребляя их, мы соотносим их с конкретным человеком. Лексическое значение имени не соотносится со свойствами данного человека. Имя обозначает своим звучанием именуемого человека, а не смысловым содержанием. Нарицательное существительное мы проверяем при написании, например, котенок – кот . Имена собственные не проверяются. Их написание фонетическое. Поэтому многие русские имена пишутся по-разному: Ирина - Орина – Арина, Евстафий – Остафий.

Обращение к словарю личных имен поможет работникам паспортных столов, загсов правильно написать имя и не допустить нелепых ошибок.

Страница третья «Изменение имен»

Сообщение обучающегося.

Личные имена связаны с мировыми религиями: христианством, исламом. Каждая религия имеет свой набор имен. Вместе с религией имена распространяются по всем землям. Заимствуя религию, человек заимствует и личные имена. Попадая в новую языковую обстановку, имена меняют свое звучание, а смысловое значение остается неизменным. [Гавриил (рус.), Габриэль (нем.), Габриэле (ит.), Габор (венг.) ]. Это личное имя пришло из древнееврейского языка, и обозначает оно «сильный муж + бог». Общие по происхождению имена в разных языках образуют параллельные ряды. Поэтому, когда родители дают дочери иноязычное имя Элизабет вместо русского Елизавета, они и не подозревают, что это одно и то же, только одно звучит по-русски, а другое по-французски. Чтобы в семье не было двух сыновей с одним именем Петр и Пьер , родителям необходимо заглянуть в словарь!

В 20-годы XX века (в это время происходят события повести М.Булгакова «Собачье сердце») люди стремились называть детей не пошлыми русскими именами, а красиво звучащими иноязычными – Жак, Жан, не подозревая, что по-русски они звучат как Яков, Иван.

Борьба с религией, атеизм привели к тому, что родители отказывались давать детям православные имена и давали иностранные имена, не подозревая, что они связаны с католической религией – Марсель (ит.), в Святцах оно звучит как Маркелл.

Формы русских имен обусловлены особенностями и греческого языка, из которого они были заимствованы, а в европейских странах они заимствовались из латинского языка. Поэтому существуют параллельные ряды имен общего происхождения: в русском языке - Филикс, Фива, Севир , в европейских – Феликс, Феба, Север .

Таким образом, словарь личных имен поможет определить, какое место занимают русские имена среди имен других народов.

Страница четвертая «Береги имя»

Сообщение обучающегося .

Выбрать имя можно по – разному: по православному календарю, по имени любимого родственника, известного человека, героя книги или фильма. Некоторые родители обращают внимание на значение имени, другие стремятся к экзотике, следуют моде или хотят быть оригинальными. При выборе личного имени следует учесть несколько важных моментов.

Выбирая имя, проверьте, как оно сочетается с отчеством. А то Яков Львович всю жизнь будет откликаться на Ляков Львович. Имя и отчество должны звучать просто и гармонично . Папе Николаю лучше назвать сына Иваном, чем Вашингтоном. Сравните: Иван Николаевич и Вашингтон Николаевич !

Обратите внимание на сочетание имени и фамилии . Между ними тоже должна быть гармония. Джульетта Ложкина может стать героиней анекдота. Простая русская фамилия хорошо сочетается с простым русским именем. Например, Таня Ложкина .

Имя не должно рифмоваться с фамилией, например, Емельян Шабалян. Подобное сочетание считается некрасивым, звучит комично и походит на дразнилку.

Подбирая имя, обратите внимание на инициалы . Они не должны складываться во что - то неприличное и некрасивое.

Психологи, занимающиеся исследованием влияния имени на характер человека, советуют давать имена детям в зависимости оттого, когда они родились. Зимним деткам давать имена мягкие, певучие – Арсений, Виталий . Они сглаживают суровость. Весенним деткам подходят жесткие имена – Григорий, Кондрат . Они придают уверенность и силу, которых не хватает тем, кто родился весной.

После 1917 года к Святцам почти не стали обращаться. Возникло немало имен – неологизмов, которые были сложносокращенные производные из лозунгов того времени. Такие имена звучали красиво: Вилен (В.И.Ленин), а иногда нелепо - Кукуцаполь (Кукуруза – царица полей).

В нашем селе Любач жил Емельянов Прогресс Федорович (1927 года рождения), сокращенная форма имени – Прогрик. Откуда такое необычное имя? К сожалению, побеседовать с обладателем такого имени не удалось. Есть предположение: Федор (отец Прогресса) был знаком с Якубом Коласом – он работал какое-то время в школе села Липовец. Мужики любили беседовать с умным, многознающим учителем, обсуждали газетные новости. В них слово прогресс встречается часто. Возможно, в это время слово запало в душу будущему отцу Прогресса.

Однако следует помнить, что не имя делает человека, а человек – имя!

Страница пятая «Исследовательская»

Сообщение обучающегося.

Самые распространенные имена. Какие? Это зависит от разных причин. Популярные имена в разных городах, районах, областях обычно не совпадают.

В 80-годы в Москве первое место занимали среди мужских имен Александр, Сергей, Алексей , среди женских – Елена, Наталия, Екатерина .

Сейчас у жителей столицы наблюдается тяга к именам, вышедшим из употребления в начале XX столетия. Это Денис, Илья, Роман , а среди женских имен – Мария.

В 2009 году в Москве самым популярным мужским именем стало Александр , а среди женских – Мария .

В нашей школе исследование показало такой результат: 69 обучающихся и 19 учителей. Самое распространенное мужское имя Александр . 6 раз встречается среди обучающихся и 2 - среди учителей. Самое популярное женское имя Екатерина (5 девочек его носят). Самые редкие мужские имена - Даниил, Усман , женские – Арзу, Альбина, Эльвира, Сабрина, Карина . Таких имен в нашем селе родители раньше никогда своим детям не давали. Усман, Арзу – дети турок-месхитинцев, переехавших в Курскую область из Узбекистана. Эльвира, Сабрина, Карина, Альбина пришли в семью с телевизионного экрана.

Присвоение фамилий, имен, отчеств при регистрации рождения ребенка регламентируется кодексами о браке и семье РФ. Имя ребенку дается по соглашению родителей. Загс не может присваивать имя ребенку вопреки желанию родителей. Работники загса могут обратить внимание родителей на то, что имя неблагозвучно, необычно, но отказать в присвоении имени, если родители настаивают, они не имеют права. Поэтому и появляются имена Виагра, Хакер, Государыня .

При достижении 18-летнего возраста человек сам может переменить фамилию и имя, если в том есть необходимость. Эти вопросы регламентируются законом.

Страница шестая «Имя и крещение»

Сообщение обучающегося.

Все христиане, благодаря обряду крещения, носят имена. Крещение – ритуал наречения именем. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и мирровое масло, что символизирует благословение Господне. Святой, имя которого дали ребенку, становится его небесным покровителем. У Святого в течение года может быть несколько дней памяти. У Александра их почти 30. Ближайший день памяти святого и будет днем именин, а остальные дни его памяти – малые именины.

Существуют Святцы – календарь имен. Принимая постриг, человек получает новое имя, вместе с ним меняет свою жизнь и свое место в ней.

После революции вместе с гонением на церковь отменили крещение, заменив его регистрацией. Родителям предложили использовать новые имена. Появились Тракторина, Ноябрина, Прогресс, Ревпуть, Даздраперма (Да здравствует Первое мая), Сталина появилась во времена правления Сталина.

Выбор имени по канонам церкви – это выбор небесного заступника, поэтому следует знать день своих именин и историю своего святого, чтобы обращаться к нему с молитвами и пользоваться его защитой.

Небесный покровитель и ангел-хранитель – разные понятия. Небесный заступник – это святой, его именем нарекают человека. После смерти святой имеет возможность попросить у Господа милости для своих «подопечных».

Ангел – хранитель не имеет имени и плоти. Он дается при крещении, сопровождает человека всю жизнь и учит его пониманию Добра и Зла. Возносить молитву ангелу – хранителю следует каждый день, прося его о направлении на праведный путь, о защите от соблазнов, о подсказке верных решений в жизни, о поддержке в верных начинаниях.

Во все времена христианина учили уважать свое имя.

Народная мудрость, христианская философия, древние знания положены в основу русских имен. Многие верят, что во всем этом есть высший смысл. До конца он не понят, но имеет огромное значение для человека.

Сегодня выбор имени может быть любым. В загсе контролируют только правильность его написания.

Страница седьмая «Проверь себя»

1. Слово учителя.

Часто можно слышать, что имя подходит человеку или не подходит. Давайте проведем эксперимент: посмотрите на портреты и выберите имя для него. Посчитайте, сколько раз вы угадаете имя изображенного на них человека.

Слайды презентации.

IV. Обобщение материала.

Задание: прочитайте обращения к разным людям.

Что вы можете сказать об именах, употребленных в обращениях?

Карточка 1

А) Уважаемый Николай Ричардович…

Трудно произносить отчество, родители не подумали о том, что имя не сочетается с иностранным отчеством. Надо было ребенку имя дать тоже иностранное, например, Эдуард.

В) Уважаемый Николай Петрович…(Удачный вариант).
Карточка 2

А) Уважаемый Кристиан Павлович…

- Иностранное имя плохо звучит с простым русским отчеством.

В) Уважаемый Константин Павлович… (Вариант «В» удачнее).
Карточка 3

А) Сергей Воробей, вас вызывает директор.

- Вариант звучит смешно, потому что имя рифмуется с фамилией. Окружающие будут, наверное, думать, что Воробей – это прозвище.

В) Павел Воробей, вас вызывает директор. (Удачный вариант).

Карточка 4

А) Петрова Дездемона, зайдите в класс.

- Иностранное имя не сочетается с простой русской фамилией.

В) Петрова Анна, зайдите в класс. (Удачный вариант).

Карточка 5

А) Ламер Иванов, почему ты опоздал на урок?

- Имя Ламер* вызывает недоумение. Если произнести только имя, то совсем непонятно: о ком или о чем идет речь. Родители совсем не подумали, как будут звучать отчество от этого имени и сокращенные его формы.

В) Петя Иванов, почему ты опоздал на урок? (Удачный вариант).

*Ламер – искаженное слово, образовано от английского названия компьютерной программы Lime Wire.
V. Домашнее задание. Составьте рукописный словарик «Личные имена моей семьи», можете его иллюстрировать фотографиями.

Какая может быть у него обложка?

Что будет отражать словарная статья?

VI. Рефлексия.


  1. Оценить выступления обучающихся с использованием памятки «Как оценить выступление»*.

I. Анализ невербального поведения автора.

II. Анализ звучания речи.

III. Анализ языка выступления.

IV. Анализ содержания выступления.

V. Общий вывод.

1. Удачно ли было выбрано место для выступления?

1. Темп речи был оптимален?

1. Соблюдал ли выступающий нормы русского языка?

1. Информация была новой и интересной?

3. Уместны ли были мимика и жестикуляция?

3. Отчетлива ли была дикция?

3. Употреблял ли выступающий жаргонизмы и диалектизмы?

3. Не было ли нарушений логики и последовательности изложения?

4. Смотрел ли выступающий на своих слушателей?

4. Использовал ли оратор логические ударения?

4. Были ли неоправданные повторы?

4. Достаточно ли было фактов?

5. Соответствовал ли внешний вид выступающего обстановке и задаче общения?

5. Убедительны ли были факты?

6. Насколько оригинально была подана информация?

* Соколова Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // РЯШ. – 2008. - №6.

2. Анализ ошибок. Выставление отметок.

Литература

Самые распространенные имена. http://www.babylog.ru

Соколова Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // РЯШ. – 2008. - №6.

Суперанская А.В. Современный словарь личных имен. Сравнение. Происхождение. Написание. – М.: Айрис – пресс, 2005.



Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живёт: царь древних персов - Кир; царица Ассирии - Семирамида. А братец Иванушка и сестрица Алёнушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, но имена их живут.

Что же такое имена? Имена - это слова, но особые, у всех слов есть значение, а у них - вроде нет. Если, показывая на кошку, ты скажешь: «А вот собачка бежит!» - тебе не поверят. А ежели, знакомя с кем-нибудь свою сестрёнку Валечку, ты представишь её как Машеньку, никто даже не заподозрит обмана. Никто не скажет: «Да какая же она Маша? Она же типичная Валя».

Есть народы, у которых человек за свою жизнь сменяет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется. Может быть, у имён и впрямь нет значения?

Это не совсем так. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребёночка Уи-Уис - совёнок или Хома-Хомани - утреннее облачко. У древних греков встречались такие имена: Пётр, что значило «камень», Фока- «тюлень», Хризис-«золото». Все они когда-то имели смысл.

Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк-чтобы он был силен, смел и жил долго. Кто родился в субботу, называли Соботка; первенца - Первушей; крикливого младенца - Бессоном или Неупокоем. А почему же потом таких имён не стало?

Их вытеснили чужестранные имена, пришедшие с христианской верой. Например, Иван - это изменённое древнееврейское имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: там такое слово могло значить «защитник людей». Валентина по-латыни - «дочь здоровяка, могучего человека».

Эти имена разошлись по всем европейским народам; каждый переделывал их на свой лад. Иоканаан во Франции стал Жаном, в Англии - Джоном, у поляков- Яном, и значение имени при этом забылось. Между старыми русскими именами и иноземными пришельцами долго шла борьба; победа осталась за вторыми, потому что право давать детям имена имела только церковь, попы.

После Октябрьской революции они это право потеряли. Теперь каждый отец и мать могут сами выбрать любое красивое, звучное, говорящее о чём-либо прекрасном слово - ну, хотя бы Светлана (светлая), или Рассвет, или Победа - и назвать им своего сына или дочку. Многие новые имена - Нинель (слово Ленин, прочитанное с конца к началу), Владлен (Владимир Ленин), Ким (Коммунистический интернационал молодёжи) - стали очень употребительными, хорошо привились в народе. Не каждое слово можно превратить в имя, и сделать это не так уж просто.

Есть на свете не одна Роза Львовна: название цветка розы и могучего хищного зверя льва смогли стать именами. А вот Сирени Крокодиловны ни одной нет, хотя «сирень» тоже название цветка, а «крокодил» - хищного страшного животного.

Дело тут не такое уж пустячное: когда слово делается именем, в нём меняется многое.

с мыслью о Вас...помоги себе сам...магия и тайны

Если вы чувствуете, что у вас не хватает энергии, чтобы добиться желаемого, мож­но придумать для себя "второе имя" - и оно принесет вам удачу. Только в нем обяза­тельно должна присутствовать одна из букв, делающих человека сильным и хватким.

Бывает, у человека что-то никак не ладится в жизни, однако виноват в этом вовсе не он сам и не злые старухи с "дурным глазом", а напро­тив, люди, которым он дорог больше всего на свете - его родители. И "программа" его неудач закладывается в тот самый момент, когда они да­ют ребенку имя.

Что же такое имя? Это фонетический набор звуков, звук – волна. А звуковая волна - и сейчас это доказа­но наукой - может самым эффективным образом воз­действовать на организм че­ловека. Более того, звуковая волна влияет на формирова­ние тех или иных черт харак­тера, генерирует в людях те или иные душевные качест­ва!

Недаром все Елены похо­жи друг на друга точно так же, как похожи все Андреи. А самое интересное, что на че­ловека оказывает влияние не только имя в целом, но и каждая его буква!

Например, буква А придает людям высокую трудо­способность.

Буква Б порождает стремление к риску, про­граммирует удачу в риско­ванных предприятиях.

В развивает в человеке желание и стремление плани­ровать свою жизнь.

Под влиянием буквы Г у человека вырабатывается от­менный вкус и одновременно - брезгливость.

Буква Д генерирует энергию собственника, при­чем в самом активном ее проявлении.

Е наделяет человека двумя противоположными ка­чествами: жаждой задушев­ных отношений и стремлени­ем к власти.

Согласная Ж пробужда­ет в характере стремление к эстетической завершенности.

З делает людей въедли­выми, занудами.

И привносит в характер мудрость и уравновешен­ность.

Буква Й в имени застав­ляет его владельца сомне­ваться в своих возможностях.

К делает человека со­средоточенным, погруженным в себя.

Буква Л провоцирует стремление к комфорту и те­лесным удовольствиям.

М пробуждает в челове­ке желание все испробовать на собственной шкуре.

Н - коварная буква: она заставляет людей всем серд­цем привязываться к челове­ку или выбранной работе.

О вносит в характер принципиальность, но вместе с тем и консерватизм, ограниченность.

Девиз человека, у которо­го в имени есть буква П , - "Пришел, увидел, победил!", однако он совсем не дорожит своими достижениями: побе­да ему нужна ради самой по­беды.

А для человека, в имени которого имеется буква Р девизом мог бы стать лозунг "Ни шагу назад!": эта буква генерирует в людях верность слову и выбранной цели.

Согласная С в имени - это всегда блеск, искрометность, умение быть обворожительным.

Буква Т символизирует страсть к переменам, чего бы они ни касались: сердечных привязанностей, работы или мебели в доме.

Гласная У - это затаен­ная хитрость, стремление скрывать свои истинные це­ли.

Ф - еще одна буква, рождающая в человеке же­лезную хватку. Правда, это хватка не активная, а пассив­ная - человек не добивается желаемого, а как бы берет.

Х - отзывчивость к чу­жой беде и чужим просьбам.

На человека, в имени ко­торого есть буква Ц , в кри­тической ситуации всегда на­деются окружающие. Сам же он в подобных обстоятельствах способен как на высокий подвиг, так и на циничную жестокость.

Те, у кого в имени есть буква Ч , наделены обост­ренным чувством справедли­вости.

Согласная Ш придает человеку хладнокровие.

Гласная Ы способна сделать человека упрямым, "упертым", причем ради сво­ей цели он, как это ни пе­чально, готов творить любое зло, любое насилие.

Обладатель имени, в ко­тором есть гласная Э , - эго­ист самой высшей пробы.

Буква Ю одновременно выполняет две фикции: при­дает целеустремленность и заставляет смотреть на мир сквозь розовые очки, делает человека неисправимым ро­мантиком.

Буква Я порождает в че­ловеке неуверенность в себе и часто заставляет идти на компромиссы.

Конечно же, люди всегда старались назвать ребенка именем, приносящим удачу. И наоборот, избегали давать такие имена, владельцев ко­торых постигали несчастья. Сейчас мы перестали прида­вать большое значение тому, как нас зовут, а зря! Наше имя - это наши проблемы (или отсутствие оных). Считается, что нельзя давать детям имена великомучеников (Никита, Дмитрий, Екатерина, Марина, Анастасия и т.д.). У таких людей непростая судьба и часто не складывается личная жизнь. Кроме того, знакам зодиака соответствуют определенные имена. Это подмечено довольно давно и полное соответствие можно найти в «Святцах».

Но как быть тем, кто не хочет да и не может поме­нять свое "несчастливое"" имя на другое - то, что могло бы принести ему счастье и ус­пех? Ведь сколько бумаг на­до оформить, скольким лю­дям объяснить, зачем ты это делаешь! Есть ли выход в та­кой ситуации? Дa, есть!

Скажем, если вы чувст­вуете, что у вас не хватает энергии, чтобы добиться желаемого, можно приду­мать для себя "второе имя" - и оно принесет вам уда­чу. Только в нем обязатель­но должна присутствовать одна из букв, делающих че­ловека сильным, хватким, не желающим ни на пядь отступать от завоеванного рубежа - Б, Д, П, Р, Ф, Я.

Именно так сделала одна девушка, неудачница Мила. Она взглянула на себя в зеркало, и вдруг ее осенило, что она похожа на шпильку! Мила попросила одну из подруг называть ее Шпилькой (заметим, что в этой кличке присутствует со­гласная П, генерирующая в человеке стремление одним мощным рывком достичь за­ветной цели). Кличка прижи­лась, а недавняя скромница неожиданно для самой себя вдруг надела короткую юбку и, улучив удобный момент, уселась на колени к своему шефу. "Интим после свадь­бы, "- уверенно отрезала та самая Шпилька, которая еще месяц назад готова была уб­лажать любого, кто бросит на нее ласковый взгляд. И муж­чина с готовностью подчи­нился ей. Как говорят воен­ные, "форт был взят одним молниеносным броском"!

Впрочем, "другое" имя может изменить отношение к тебе окружающих, даже если ты сам при этом не меня­ешься. Например, часто бы­вает, что мужчина подсозна­тельно реагирует на строго определенный образ или ма­неру поведения женщины. Такая "программа" в его подсознание закладывается либо матерью, либо женщи­ной, возбудившей в нем первое сильное чувство.

А ведь суженая может и не обладать такими чертами характера! В этом случае на помощь вновь приходит "вто­рое имя".

Ольга влюбилась в мужчину, которого звали Олегом. Как правило, обла­датели такого имени стре­мятся взять в жены женщину, очень похожую на свою мать. Мать Олега оказалась дамой чрезвычайно легкой на подъ­ем: ее жизнь заполняли пу­тешествия, музеи, магазины, визиты. Сама же Ольга, на­оборот, была домоседкой, и это могло стать серьезным препятствием для брака.

Молодая женщина дума­ла и гадала, что бы такое ей в себе "сломать", чтобы стать похожей на будущую свекровь. И просто придумала кличку Тата - сокращение от ее фамилии - буквы Т, кото­рые как раз и делают чело­века легким на подъем! И вскоре Олег предложил ей руку и сердце, повторяя при этом, что наконец-то она стала именно такой, какой он меч­тал видеть свою "вторую по­ловину"!

Цели:

образовательные

    ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);

    расширение детского кругозора;

    углубление знаний из личного опыта детей, углубление краеведческих знаний;

    “раскрытие” тайны имени ребенка.

воспитательные

развивающие

    развитие речи детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развитие логического мышления

Оборудование:

    на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,

    отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”,

    аудиозапись фрагментов песен,

Опережающее домашнее задание

    выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;

    расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).

Анкета для учащихся

    Нравится ли тебе твое имя

    Нравятся ли тебе другие имена

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

1. Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

Представьте, пожалуйста , себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании, или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.

Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе?

2. Давайте отгадаем загадку.

Что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? (имя ).

3. Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…

3. Сообщение темы и цели занятия

1. Итак, как вы уже догадались , мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек - имя. (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек - имя.

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падения. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а настороженно, сухо, устрашающе, неприятно.

Между именем человека, его характером и судьбой существует особая, скрытая связь. Более того - судьба человека предопределена его именем.

2. Игра «Расскажи нам о себе»

Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)

С введением христианства на Руси люди начали получать полное имя. Имена были записаны в церковных книгах. Имя ребенку давали по святцам. Святцы - это сборник имен святых. Каждый святой в святцах имеет свой день. Вот по дню каждого святого и давалось имя ребенку. Родители не имели права выбирать имя. Иногда в семье было несколько детей с одним и тем же именем. Потому что некоторые святые в святцах имели много дней, связанных с их именем. Например, Иоанн, Иван. Поэтому имя Иван было самым распространенным на Руси.

М.Владимирова

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев тыча.

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима-

То хошь не хошь - Иероним.

Имена связывали с красивыми праздниками. Например, родившуюся девочку на Ивана Купалу могли назвать Купава.

Иногда имена давались детям в зависимости от того, какими они рождались в семье. Так мог быть Третьяк - третий ребенок в семье. Имя давалось и по особенностям цвета волос, например, Беляк, особенностям телосложения - Малой. Иногда имена нарекались с учетом характера человека - Смеян, Любим.

Имя Иван и Катерина на Руси были значимыми во все времена.

В годы ВОВ это имя стало символом борьбы за свободу русского народа. Этим именем назвали минометную установку Катюша, которая изменила ход войны.

3. У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена.

Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей?

А детей ?

А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям , потому что называют уменьшительными именами и лаской.

Мое имя - Людмила.

А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?

Теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:

Саша -> Александр

Алеша -> Алексей

Коля -> Николай

Ксюша -> Ксения

Оля -> Ольга

Вика -> Виктория

Игорь -> Эти имена остались без пары. А почему?

Нина -> Потому что они употребляются только в одной форме.

В.Агапов»Дорожите именем своим»

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком, спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

Задание: на партах ромашки, на каждом лепестке напишите варианты своего имени. Вспомните как вас называют близкие.

4. А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.

СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА

Чем интересно имя ЖЕНЯ?

Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.

Как будет звучать полное мужское имя? -Евгений.

А женское - Евгения.

Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?

ВАЛЯ -> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА

САША -> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?

В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе”героиню зовут Федора.

Сейчас это имя редкое.

А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.

Игра»Имена»

Я называю букву , а вы как можно больше имен на эту букву.

Я- Ядвига, Яна, Ян, Янина, Ярослава, Яков

А- Ариадна, Антон, Анна, Архип

О - Олег, Осип, Олимпиада

Как вы думаете, кого называют тезками?

Людей, у которых одинаковые имена.

Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань -
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тезки?

7) Викторина

Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка)

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек)

4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. (Алиса)

5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?(Василиса )

12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? (Федор)

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

(Карлсон)

15. Как зовут девочку , которую обижала мачеха? (Золушка)

5. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают - однофамильцами ).

А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают - Лев Толстой и Алексей Толстой)

4. Физкульминутка

А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь в песне.

Обратите внимание, почему я написала эти слова по-разному. (На доске: Лев и лев).Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?

Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).

6. Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).

7. А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?

А как вы думаете, Муромец - это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.

И в нашем Кунгурском районе существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел.

п. Голдыревский -> Голдыревы

с. Богомягково -> Богомяковы

с. Козлово -> Козловы

с. Мазунино -> Мазунины

с. Петухово -> Петуховы

с. Драчево -> Драчевы

Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Оно становится частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и счастье.

Твое имя

Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни - что жизни основа-

Вера, любовь, красота!

Будь же всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен.

С честью носи его!

Викторина

    В каком имени 30 я? (Зоя)

    В каком имени пол я? (Поля)

    (Ия)

    (Севастополь)

    как справа налево , так и слева направо? (Алла, Анна, Ада)

    Если от имени мальчика отнимите букву , то получите имя девочки. (Коля - Оля, Вася - Ася)

    (Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира)

Рефлексия.

Дети должны ответить на вопрос: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?

Викторина

    В каком имени 30 я?

    В каком имени пол я?

    Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных?

    Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен?

    Имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково, как справа налево , так и слева направо?

    Если от имени мальчика отнимите букву , то получите имя девочки.

    Женские имена, которые начинаются на букву Э.

Анкета для учащихся

    Можешь ли ты сказать, в честь кого ты назван

    Знаешь ли ты, что означает твое имя

    Нравится ли тебе твое имя

    Хотелось бы тебе изменить свое имя

    Нравятся ли тебе другие имена

    Какое женское имя больше всего нравится

    Какое мужское имя тебе нравится

    В честь кого названы твои родители, братья, сестры

Викторина

    В каком имени 30 я?

    В каком имени пол я?

    Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных?

    Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен?

    Имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково, как справа налево , так и слева направо?

    Если от имени мальчика отнимите букву , то получите имя девочки.

    Женские имена, которые начинаются на букву Э.

Анкета для учащихся

    Можешь ли ты сказать, в честь кого ты назван

    Знаешь ли ты, что означает твое имя

    Нравится ли тебе твое имя

    Хотелось бы тебе изменить свое имя

    Нравятся ли тебе другие имена

    Какое женское имя больше всего нравится

    Какое мужское имя тебе нравится

    В честь кого названы твои родители, братья, сестры

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:

Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков,Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин,Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов,Цветков, Дроздов, Носов, Широков.

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:

Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков,Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин,Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов,Цветков, Дроздов, Носов, Широков.

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:

Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков,Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин,Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов,Цветков, Дроздов, Носов, Широков.

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:

Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков,Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин,Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов,Цветков, Дроздов, Носов, Широков.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками