Этапы развития педиатрии. Педиатрия – это наука о здоровом и больном ребенке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История развития педиатрии. Э тапы развития и становления отечественной педиатрии

Введение

медицина педиатрия наука

Педиатрия -это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.

Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго. Претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась. Со временем систематизировалась. Арабские врачи описывают некоторые заболевания. Но не один из этих ученых не оставил систематизированного изложения сведений о ребенке. Педиатрия в настоящее время одной из ведущих медицинских дисциплин, так как занимается самой главной проблемой-здоровьем.

В истории развития педиатрии выделяется 3 основных этапа.

1 период. Охватывает время с 16 века. Наука еще не систематизирована. Здесь большой вклад в развитие педиатрии вносят такие знаменитые люди как Ломоносов, Максимович-Алибодик, Зыбелин, Хатовицкий и другие.

2 период. Охватывает 19-20 век. Педиатрия развивается как самостоятельная наука, начинает систематизироваться. В России открывается первая детская больница. Состоялось это событие в городе Петербурге. Основоположником педиатрии является Филатов. Именно он описал симптомы кори, краснухи, мононуклеоза. Его труды посвящены инфекционным заболеваниям и желудочно-кишечным заболеваниям.

3 период. Начинается с 1917 года. В этот период выдающимися личностями в области педиатрии были Кисель, Сперанский, Молчанов, Домбровский и другие.

1. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития

В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что происходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчивости и энергии И.И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специальностей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми стали читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С.Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицкий и Н.А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831-1847 1Г. он читал самостоятельный курс детских болезней, в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г. выпустил первый русский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает работать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Филатова), а еще через 2 года, в 1844 г., в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профессору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841-1906). Н.И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессорами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент кафедры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким образом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И.В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К.А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-педиатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундаментальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом европейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Значительный вклад в развитие отечественной педиатрической науки внес преемник Н.И. Быстрова по кафедре педиатрии Медико-хирургической академии, ученик Н.А. Тольского профессор Николай Петрович Гундобин (1860-1908). Он и его ученики за короткое время накопили большой научный материал по анатомо-физиологическим особенностям детей, и на этой основе Н.П. Гундобин выпустил фундаментальный труд, не потерявший своей ценности и до настоящего времени, - «Особенности детского возраста». Кроме этой книги, он написал популярное руководство «Общая и часгная терапия болезней детского возраста», выдержавшее несколько изданий.

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила деятельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н.А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова

2. Развитие педиатрии в советское время.

Следующий этап развития педиатрии связан с годами Советской власти, когда были изданы ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г.Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932 г.), позже в Ленинграде - Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935 г.), основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.

Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года под руководством Семашко было издано «Положение о медицинских сестрах», в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н.Ф. Филатова в Москве и Н.П. Гундобина в Петербурге.

Н.Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н.Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н.Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н.П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н.П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки. Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977 г.).

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А.А. Кисель и его школа. А.А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А.А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А.А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г.Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г.Н. Сперанского.

Профессор В.И. Молчанов развил основные идеи учения Н.Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В.И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М.С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю.Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н.Ф. Филатова и В.И. Молчанова. Научные исследования Ю.Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю.Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А.Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А.А. Колтыпин, П.С. Медовиков, А.И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О.Д. Соколова-Пономарева, Д.Д. Лебедев, Н.И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.

На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в нашей стране имеются все возможности. В 1981-1985 гг. в соответствии с Решениями XXVI съезда КПСС предусматривается осуществление обширной программы мероприятий по охране здоровья населения, улучшеюнию всех видов специализированной медицинской помощи, намечено строительство новых больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев и домов отдыха. Предстоит усилить санитарно-гигиеническую службу, построить новые санитарно-эпидемиологические станции, обеспечить их современным оборудованием. Предусматривалось также увеличение выпуска продукции медицинской промышленности, обеспечение медицинских учреждений новейшими высокоэффективными препаратами и вакцинно-сывороточными препаратами. Дальнейшее развитие в 11-й пятилетке получат физическая культура и спорт.

3. Задачи современной педиатрии:

На сегодняшний день эта наука рассматривает широкий круг вопросов жизни и развития детей, так или иначе касающихся их здоровья.

Отличительной особенностью педиатрии считается то, что в центре внимания данного раздела медицины - ребёнок, рассматриваемый не как маленький - взрослый, а именно как человек ссобственными характеристиками развития и становления, с присущими лишь ему возрастными изменениями и характерными признаками формирования в физическом, умственном, эмоциональном плане.

В настоящее время педиатрия решает ряд важных и актуальных задач, среди которых можно выделить следующие:

· Профилактика и предупреждение детских заболеваний и ранней инвалидности;

· Выявление генеза и последствий детских заболеваний;

· Эффективность диагностических мероприятий;

· Качественное лечение и поэтапная реабилитация заболевшего ребёнка;

· Оптимальная организация оказания медицинской помощи;

· Выявление и последующее устранение социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье ребёнка;

· Разработка и апробация новейших методов и методик лечения;

· Повышение детского иммунитета и устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;

· Пропаганда правильного детского питания и здорового образа жизни.

Эти и другие проблемы, которые стоят перед современной педиатрией, направлены на самую главную ценность как отдельного родителя, так и общества в целом - здоровье ребёнка .

Список используемой литературы

1. http://moeditya.com/pediatriya/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Педиатрия

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc

4. http://bubook.net/book/530-pediatriya

5. http://www.promedall.ru/pediatry

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Главные компоненты педиатрической науки и практики детского врача. Появление научных трудов по педиатрии и первых детских больниц. Классификация и характеристика периодов детского возраста. Физическое и психическое развитие детей, выявляемые заболевания.

    презентация , добавлен 22.01.2014

    Угрожающие состояния в педиатрии. Осмотр при угрожающих состояниях. Декомпенсация жизненно-важных функций организма ребенка. Виды остановки кровообращения. Клинические проявления угрожающих состояний. Неотложная помощь при угрожающих состояниях.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Роль физических упражнений в борьбе за здоровье человека. Распространение в России знаний по лечебной гимнастике (ЛГ) и массажу. Применения физических упражнений в травматологии, ортопедии, педиатрии. Развитие спортивной медицины на современном этапе.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    История отечественной педиатрии. Периоды детского возраста. Методы оценки физического развития детей. Анатомо-физиологические особенности различных систем. Хронические расстройства питания у детей. Экссудативно-катаральный диатез. Основные заболевания.

    шпаргалка , добавлен 20.03.2009

    Классификация особенностей развития детского организма по Н.П. Гундобину с учетом биологических особенностей растущего организма. Основные периоды развития ребенка, выделяемые в педиатрии. Физиологические особенности полового созревания подростков.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Обобщающее значение символов и эмблем медицины. Эмблемы педиатрии, терапевтического и хирургического профилей, фармации, медицинских обществ. Военно-медицинские эмблемы. Общеисторическое и общемировое значение частных медицинских символов и эмблем.

    презентация , добавлен 28.09.2014

    Определение понятия комплаенса в медицине как добровольного следования пациентом предписанного режима лечения. Основные факторы влияния на формирование терапевтического сотрудничества. Согласие с медицинскими рекомендациями в терапии и педиатрии.

    презентация , добавлен 25.03.2012

    Сущность гемотилитической анемии у детей. Классификация, этиология и патогенез, синдромная диагностика и дифференциальный диагноз заболевания у детей. Основные принципы терапии в педиатрии. Особенности диспансерного наблюдения и этапы реабилитации.

    презентация , добавлен 02.05.2017

    Исследование современных лекарственных препаратов, наиболее часто используемых в педиатрической практике. Характеристика основных групп фармакологических препаратов. Анализ рецептов, форм выпуска и режимов дозирования медикаментов для детского возраста.

    учебное пособие , добавлен 17.05.2016

    Железодефицитная анемия является очень важной проблемой педиатрии и имеет не только медицинский, но и социальный характер. Метаболизм, распределение, обмен и депонирование железа в организме. Этиология ЖДА и стадии её развития. Поражение нервной системы.

К сожалению, даже самые маленькие представители нашего общества не защищены от болезней. Можно сказать даже то, что они уязвимее к ним, нежели взрослые, а, следовательно, кто-то должен разбираться во всех патологиях наших детей.

Педиатрия - это отдельная область медицины, которая основывается на исследовании ребенка, анализирует клинические проявления, патогенез, причины и профилактика заболеваний детского периода. Это наука, представители которой наблюдают за развитием человека от самого рождения до подросткового периода.

История

Еще с древних времен мы видим на бумагах начало развития педиатрии. Основные сведения о больном, а также здоровом малыше появились в учениях Китая, Индии и Древнего Египта. Они содержали данные по уходу и вскармливанию детей, а также лечению определенных заболеваний. В дальнейшем, учение о ребенке получило свое развитие в трудах Абу Али ибн Си-ны и Галена. В «Каноне врачебной науки» имеется информация о медицине того времени. Авиценна написал о патологии и физиологии человека в детском возрасте. В 1650 году был опубликован труд Ф. Глиссона о профилактике, происхождения, а также лечения рахита. По этой причине из-за огромной смертностью и заболеваемости детского населения ученые начали стремительно изучать патологию в детском возрасте. Были изданы уже в то время различные научные работы.

Направление деятельности педиатрии

Основные задачи педиатрии являются - повышение здоровья у людей малого возраста и подростков, уменьшение смертности, а также болезней, контроль инфекционных заболеваний, повышение качества жизни детей, которые страдают хроническими заболеваниями. Область практических и научных интересов педиатрии обладают тесной взаимосвязью с биологическими (анатомия человека, возрастная физиология, генетика, гигиена, вирусология), а также с педагогическими исследованиями: детская и общая специальная психология, дефектология, логопедия.

Периоды возрастного развития

В каждом подобном периоде дети отличаются между собой по умственным способностям, включая физиологические или психологические. Выделяются определенные возрастные группы.

Пренатальным временем считается тот момент, когда плод еще находится в утробе матери и там созревает. Это важный период в жизни практически каждого малыша, независимо от того, что у неспециалистов считается тот факт, что детство человека начинается с самого рождения. На протяжении нескольких месяцев развития в организме малыш очень чувствителен к посторонним факторам - вирусная или иная интоксикации, недостаток кислорода, физические травмы, облучение. Любой из таких факторов может вызвать патологическое развитие органов. В дальнейшем в течение 7 месяцев развиваются органы и рост для той стадии, которая позволит в утробе матери выжить ребенку. В такие дни беременная женщина должна качественно питаться, чтобы в организме физиологические процессы обеспечивали высокую потребность плода и нормализовали его состояние.

Постнатальное развитие, специалисты разделяют:

  • Когда малышу всего один месяц отроду;
  • Грудной возраст (от 2-х месяцев до 1-го года);
  • Переходный период (начиная с 1-го года по достижению 2-х лет);
  • Младший возраст у детей - от двух до шести лет;
  • Старший возраст у детей - от шести до десяти лет. В случае мальчиков - от шести до двенадцати лет;
  • Подростковый возраст для мальчиков и девочек - от десяти до восемнадцати лет, для мальчиков от двенадцати до двадцати лет. Половые различия у девочек наступают двумя годами ранее. Основной особенностью такого возраста считается формирование характера, личности взрослого человека, быстрый рост всего тела и организма, а также половое созревание.

При достижении зрелости множество людей с легкостью адаптируются к параметрам окружающей атмосферы, а уровень здоровья малыша по отношению к таким изменениям зависит чрезмерно сильно. Трудно оценить важность определенных факторов, однако специалисты выделяют различные признаки у тех людей, кто обитает в неблагоприятной окружающей среде. Кроме того, у детей младшего возраста, состояние здоровья имеет сезонную зависимость. Не стоит пренебрегать сложившейся в семье обстановкой: она может быть нестабильная, неблагополучная. По этой причине у детей возникают психические расстройства.

Как протекают детские болезни

В отличие от взрослых людей, применение способов при лечении детских болезней существенно отличаются. Ребенок - это не только человек младшего возраста. Он обладает уникальной особенностью физиологического, иммунологического, анатомического и эмоционального плана. У детей младшего возраста могут быть разнообразные заболевания, которые редко встречаются у взрослых пациентов, а симптомы, течение и результат заболеваний напрямую зависит от того, насколько развит детский организм.

Организм малыша находится на непрерывном этапе развития и роста. И если эти процессы нарушаются, ребенок заболевает такими болезнями, которыми взрослые никогда не болеют. Например, только малыш и только в самые первые года своей жизни может заболеть рахитом. Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого человека, однако у детей разных возрастных категорий тоже существуют значимые особенности. Потребности в пище, реакция на среду обитания, способность защищаться от различных вирусных заболеваний, где с возрастом иммунитет значимо укрепляется. Чтобы лекарство, назначенное педиатром, действовало эффективно, он должен знать не только количество дозировки определенных препаратов в зависимости от возрастных ограничений, но и учитывать переносимость организма на определенные виды лекарств.

Современная педиатрия

Сегодня педиатрия с научной и практической точки зрения весьма отличается от той науки, которая была еще в XX веке. Сильная диарея в древние времена - это одна из причин смертности у детей. Сегодня же если дети лишены грудного вскармливания, они обеспечены безопасным молоком, а также качественными смесями, которые имеют сбалансированный состав. Благодаря большому наличию витаминов, наша медицина практически полностью избавилась от рахита и цинги. Однако такие заболевания малышей, как болезни дыхательных органов и острые инфекции до сегодняшнего времени занимают лидирующие места, но уже обычно не приводят к летальному исходу. Это удалось добиться в результате создания вакцин против полиомиелита, краснухи и некоторых особых болезней.

Детские заболевания, встречающиеся в педиатрии

Среди специфических для детского возраста заболеваний особенно выделяют такие патологии:

Узнайте больше о детской ветрянке

Лечение детских болезней издавна было связано с родовспоможением, врачеванием женских болезней и развитием представлений о заразных заболеваниях. Выдающиеся врачи Древнего мира в своих трудах дали классическое описание оспы, кори и некоторых других заболеваний. Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться лишь в конце 15 начале 16 века.

Большой вклад в изучение детских болезней внес английский врач Томас Сиденгам. Он описал скарлатину, ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу, рахит. Кроме того, Сиденгам сделал попытку систематизировать описанные заболевания и подразделил их на острые (от бога) и хронические (от нас самих). Большая заслуга Сиденгама заключалась в том, что он расценивал болезнь как “...усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала” и стремился к изучению целительных сил самого организма.

В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей принадлежат Н.М.Максимович-Амбодику. Он написал знаменитый труд “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле”, пятая книга которого целиком посвящена детским заболеваниям, уходу и вскармливанию новорожденных.

В 19 веке, после Великой французской революции, педиатрия стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина, главным образом, благодаря трудам французских врачей. Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины 19 века по подготовке специалистов в области детских болезней. Французскими врачами были изучены дифтерия и круп у детей, разработана техника операции трахеотомии, был создан первый атлас патологической анатомии детских болезней.

В первой половине 19 века французские педиатры внесли большой вклад в изучение диететики детского возраста, заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных форм пневмонии, туберкулезного менингита, врожденного сифилиса, приобретенных пороков сердца и других болезней.

В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей, а в 1892 г. организовано научное общество детских врачей.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в 1834 г. в Санкт-Петербурге. А в 1842 г. в Москве открылась первая в мире больница для детей раннего возраста на 100 коек. Обе больницы содержались на благотворительные средства.

Особенно бурное развитие педиатрия получила в середине 19 века. В разных странах Европы стали открываться детские больницы, были изданы ориги
нальные работы и учебники, организованы новые научные центры. Начали выходить первые педиатрические журналы.

Основоположником научной педиатрии в России был Степан Фомич Хотовицкий. Он первым начал читать отдельный курс детских болезней из 36 лекций и в 1847 г. издал их под названием “Педиятрика”. Это было первое в России руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, изменяющихся в процессе развития.

Во второй половине 19 начале 20 века педиатрия стала самостоятельным предметом преподавания на медицинских факультетах. Первоначально преподавание велось при кафедрах акушерства и женских болезней, затем стали образовываться самостоятельные кафедры. В Европе первая кафедра детских болезней была организована в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии. В России самостоятельная кафедра педиатрии была создана в 1870 г. в Петербургской медико-хирургической академии, а в
1885 г. начало свою работу первое российское научное общество детских врачей.

В Московском университете самостоятельная кафедра детских болезней была организована в 1888 г. Руководил ею один из основоположников российской педиатрии и создатель крупной научной школы Нил Федорович Филатов. Он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и скарлатинозная краснуха, открыл ранний признак кори, получивший название пятен Филатова-Бельского, организовал в Москве общество детских врачей и много лет был его председателем. Кроме того, Н.Ф.Филатов издал несколько трудов по педиатрии, которые выдержали множество изданий.

Становление и развитие педиатрии как самостоятельной научной дисциплины связано с деятельностью многих выдающихся врачей мира. В 1902 г. была создана Лига по борьбе с детской смертностью, которая в то время была очень высокой, а в 1911 г. в Таллине состоялся Первый Международный Конгресс по охране младенчества. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

Выбор профессии - очень серьезный шаг. От него зависит то, как сложится дальнейшая жизнь. Профессий существует довольно много. Одна из них - Данная профессия является интересной и востребованной на рынке труда, но прежде чем ее получать, стоит подумать, соответствует ли она способностям и интересам, имеются ли конкретные личностные качества, которые необходимы в дальнейшей работе.

Педиатрия как раздел медицины

В 1847 году вышло в свет отечественное руководство «Педиятрика». Его автором стал врач С. Ф. Хотовицкий. Этот специалист в своем руководстве определил место педиатрии среди медицинских специальностей. Он указал ее задачи и цели. Таким образом, С. Ф. Хотовицкий стал основоположником русской педиатрии. Итак, что же понимается под этим термином? В чем сущность названного раздела медицины? Педиатрия - это наука о болезнях детского организма, их лечении и профилактике. Ее основной задачей выступает сохранение здоровья ребенка или возвращение при болезни нормального состояния.

Педиатрию условно подразделяют на несколько ветвей (направлений):

  • Профилактическая педиатрия. Под эти термином подразумевается система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения различных болезней.
  • Клиническая педиатрия. Данное направление включает в себя диагностирование недугов, лечение и этапную реабилитацию больных детей.
  • Научная педиатрия. Это направление, суть которого заключается в формулировке парадигм. Ими в дальнейшем руководствуются врачи в своей практической работе.
  • Социальная педиатрия. Задачи данной ветви науки - изучение здоровья детей, разработка системы социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.
  • Экологическая педиатрия. Это направление науки изучает воздействие различных природных факторов на здоровье детей.

История отечественной педиатрии

Педиатрия в России выделилась в отдельную медицинскую дисциплину в XIX веке. В это время начали издаваться первые переводные книги и публикации отечественных авторов (например, «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» Н. Розен фон Розенштейна, «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» А. И. Данилевского).

По поводу лечения детей стоит отметить, что до XIX века все необходимые мероприятия осуществлялись на дому. Акушеры и терапевты давали общие советы. Первые детские койки, как свидетельствует история педиатрии, были учреждены в терапевтической клинике Ивана Петровича Франка, открытой в 1806 году. Через несколько лет эти места ликвидировали. Первую детскую больницу открыли лишь в 1834 году в Петербурге.

В настоящее время в России функционирует огромное количество учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание маленьких пациентов и их мам:

  • детские (городские, областные, краевые, республиканские, окружные) и специализированные (туберкулезные, инфекционные, психиатрические) больницы;
  • поликлиники (городские, стоматологические) и различные центры (диагностические, реабилитационные);
  • учреждения охраны детства и материнства (дом ребенка, перинатальный центр, молочная кухня, женская консультация).

Внимания заслуживает Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Юрия Евгеньевича Вельтищева. Это старейшее научно-исследовательское педиатрическое учреждение в России. Здесь проводятся различные операции детям. Все лечение малышам при наличии направления проводится бесплатно. Оно финансируется из федерального бюджета. Также стоит отметить, что институт педиатрии оказывает не только лечебную помощь, но и консультативную.

Задачи и основные темы педиатрии

Одна из задач этого раздела медицины - диагностика и лечение различных заболеваний. Врачи выявляют недуги у детей по имеющимся симптомам, результатам анализов и обследований. После постановки диагнозов специалисты назначают соответствующее лечение. При этом врачи всегда стремятся к минимальной фармакотерапии, ведь суммарный эффект приема большого количества лекарственных препаратов в большинстве случаев оказывается непредсказуемым.

Дело педиатрии имеет еще одну задачу - это реабилитация детей. После перенесенных заболеваний юный организм нуждается в восстановлении. В связи с этим детям после выздоровления могут быть необходимы:

  • дня (освобождение от занятий спортом, дополнительных нагрузок);
  • стимулирующая терапия (фитотерапия, применение витаминных препаратов);
  • освобождение от прививок;
  • пребывание в санатории.

К задачам педиатрии относится и профилактика заболеваний. Она может быть первичной, вторичной и третичной. Под первичной профилактикой понимается предупреждение развития недугов за счет прививок, мер асептики. Вторичная профилактика основывается на выявлении ранних признаков заболеваний. Благодаря своевременной диагностике можно избежать тяжелых проявлений. Третичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение прогрессирования того заболевания, которое может привести к инвалидизации.

Исходя из вышеназванных задач, можно определить основные темы, которые изучает педиатрия в медицине:

  • физическое развитие и здоровье детей;
  • причины заболеваний и травм, их симптомы;
  • лечение и профилактика недугов;
  • первая помощь при различных травмах и несчастных случаях и др.

Профессия «педиатр»

Врач - человек, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой различных заболеваний и травм у людей. Данная профессия является одной из древнейших и наиболее почитаемых в обществе. Она включает в себя множество специальностей. Одна из них - это врач-педиатр.

Главная обязанность названного специалиста - лечить маленьких пациентов. Врач-педиатр не действует шаблонно. Он находит к каждому ребенку особый подход, путем беседы выясняет жалобы, использует необходимые диагностические методы, анализирует получаемые результаты, разрабатывает максимально индивидуальную схему лечения. не ограничиваются работой с больными детьми. Специалист еще занимается ведением документации.

Профессия «детский педиатр» востребована на рынке труда. Начинающие специалисты довольно быстро находят себе применение. Заработная плата зависит от места работы и уровня профессионализма. Она невысока у начинающих специалистов, работающих в государственных медицинских учреждениях. Приличную заработную плату получают опытные врачи коммерческих клиник.

Кто может стать врачом-педиатром?

Заниматься лечением детей могут только те люди, которые имеют высшее медицинское образование. Получить его можно в специальном университете (академии, институте). Обучение довольно непростое, ведь современная медицина - это сложнейшая область знаний. Учеба в медицинском вузе длится в течение 6 лет на очной форме. Заочно получить образование невозможно.

Люди, которым интересная профессия «врач-педиатр» и которые хотят свою будущую жизнь связать с медициной, должны иметь не только диплом о высшем медицинском образовании, но и такие личностные качества, как:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • наблюдательность;
  • ответственность;
  • коммуникативность.

Получение профессии врача-педиатра

В России функционирует довольно много медицинских вузов. Одним из лучших учебных заведений является СПбГПМУ. Расшифровка этого сокращения - Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Этот вуз функционирует с 1925 года. Люди, желающие стать в будущем врачами-педиатрами, могут поступить сюда на факультет «Педиатрия». Отзывы о нем хорошие. Студенты высказывают положительные мнения о качестве образования, преподавателях. В СПбГПМУ есть и другие факультеты:

  • послевузовского и ;
  • клинической психологии;
  • стоматологический;
  • «Лечебное дело».

Внимания абитуриентов, мечтающих получить профессию врача, заслуживает также Первый Московский государственный медицинский университет имени Ивана Михайловича Сеченова. Это крупнейшее и старейшее высшее учебное заведение страны в сфере медицины, основанное в 1755 году. В его структуру входят 10 факультетов. Один из них - педиатрический. На этом факультете 8 кафедр:

  • педиатрии и детской ревматологии;
  • клинической иммунологии и аллергологии;
  • детской хирургии;
  • гигиены детей и подростков;
  • педиатрии и детских инфекционных болезней;
  • диабетологии и эндокринологии;
  • неонатологии;
  • пропедевтики детских заболеваний.

Еще один пример - был основан в 1954 году. В его структуре выделяют следующие факультеты: лечебный, стоматологический, фармацевтический, медико-профилактический, усовершенствования врачей, высшего сестринского образования. Педиатр - профессия, которую тоже можно получить здесь. Педиатрический факультет существует с 1966 года. За все время его работы было выпущено огромное количество высококвалифицированных специалистов.

Поступление на педиатрический факультет

Чтобы поступить в медицинский вуз на педиатрический факультет, школьники сдают ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. Полученные баллы учитываются учебным заведением. При отсутствии результатов ЕГЭ абитуриенты проходят вступительные испытания в стенах вуза. Их форма бывает разной: устной или письменной (в форме тестов, ответов на вопросы и т. д.). Информацию, касающуюся экзаменов, стоит заранее уточнять в приемной комиссии выбранного вуза.

Чтобы при поступлении успешно пройти вступительные испытания по химии, биологии и русскому языку, достаточно хорошо освоить школьную программу. При желании можно записаться на подготовительные курсы. Их предлагает каждый медицинский университет, академия, институт. На курсах можно вспомнить ранее изученный материал, задать интересующие вопросы.

Педиатр - профессия, которую в вузе можно получить как платно, так и бесплатно. Чтобы поступить на бюджетное место, необходимо пройти конкурсный отбор. Существует такое понятие, как «проходной балл». Это минимальное количество баллов, которого достаточно для прохождения на бюджет. Приемная комиссия всегда называет поступающим прошлогодние цифры, ведь реальный проходной балл становится известным только после сдачи вступительных испытаний и формирования рейтинга абитуриентов.

Учеба в вузе на педиатрическом факультете

Подготовка специалистов начинается с изучения фундаментальных естественнонаучных, медико-профилактических и медико-биологических предметов. Студенты знакомятся со строением человеческого организма, анатомо-физиологическими процессами, происходящими в нем. Затем начинается обучение на специализированных педиатрических кафедрах. Будущие врачи-педиатры на занятиях изучают диагностику, лечение и профилактику детских болезней, актуальные вопросы и ответы педиатрии.

Учеба в медицинском вузе включает в себя получение не только теоретических, но и практических знаний. Первая практика студентов называется учебной. Она включает в себя уход за больными детьми и взрослыми людьми. Следующие практики называются производственными. Во время их прохождения студенты выполняют обязанности медицинских работников:

  • помощника младшего медицинского персонала (на 1 курсе);
  • помощника палатной медицинской сестры (на 2 курсе);
  • помощника процедурной медицинской сестры (на 3 курсе);
  • помощника врача стационара (на 4 курсе);
  • помощника поликлиники (на 5 курсе).

Задачи врача-педиатра

Люди, которые проходят обучение в медицинском вузе, должны знать значение педиатрии, а также то, какие задачи будут в будущем стоять перед ними. Педиатр не только осматривает ребенка, ставит диагноз и назначает лечение. Врач еще способствует образованию родителей:

  • нацеливает мать на чрезвычайную важность грудного вскармливания;
  • убеждает в преимуществах свободного пеленания;
  • разъясняет родителям важность профилактических прививок;
  • выступает против «моржевания» детей раннего возраста и так далее.

Специалист не должен запугивать родителей диагнозами. При хронических заболеваниях нужно всегда поддерживать оптимизм мам и пап в отношении прогноза. При неизлечимых патологических состояниях нельзя обещать выздоровления. Говорить всю правду сразу тоже не нужно, ведь неизвестно, как отреагируют люди на страшный диагноз. Об имеющемся недуге можно сказать лишь одному из родителей.

При контакте с больным ребенком врач должен проявить сочувствие, сопереживание. Ребенок почувствует внимание, заботу и доверится специалисту. Обязателен телесный контакт. Страх в ребенке уменьшится благодаря прикосновениям, поглаживаниям. Если малыш жалуется на боли, то нужно попросить его показать то место, которое болит. Затем следует убедиться в сказанном и прощупать болезненный и безболезненные участки. В ходе осмотра ни в коем случае нельзя стыдить маленького пациента, смеяться над ним.

Известные врачи-педиатры

Многие люди знают Евгения Олеговича Комаровского. Это педиатр, врач высшей категории. Он написал довольно много книг и статей, посвященных детским болезням, здоровью малышей. Комаровский также является телеведущим. В 2010 году на одном из украинских телеканалов стартовала передача под названием «Школа доктора Комаровского». В ней врач доступно рассказывает телезрителям о различных детских недугах, а также о способах их лечения. Понятным языком излагается педиатрия. Для детей даже можно включать эту передачу.

Огромный вклад в развитие педиатрии внес Леонид Михайлович Рошаль. Это советский и российский педиатр, хирург, Специалист написал огромное количество монографий. Рошаль еще известен своим мужеством. Он спасал детей, пострадавших во время землетрясений, войн и катастроф.

Еще один известный врач-педиатр - Александр Александрович Баранов. Он написал около 500 научных работ (монографий, учебников и руководств). В настоящее время Александр Баранов работает в МГМУ имени И. М. Сеченова. Он является заведующим кафедрой педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета.

В заключение стоит отметить, что педиатрия - это очень важный раздел медицины. Если есть желание стать педиатром, то можно поступить в медицинский вуз. Учиться на врача интересно, но сложно. При этом стоит помнить, что педиатр должен обладать не только необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, но и личностными качествами. Он должен находить удовольствие в общении с детьми и в их выздоровлении.

История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии

Введение

медицина педиатрия наука

Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.

Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго. Претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась. Со временем систематизировалась. Арабские врачи описывают некоторые заболевания. Но не один из этих ученых не оставил систематизированного изложения сведений о ребенке. Педиатрия в настоящее время одной из ведущих медицинских дисциплин, так как занимается самой главной проблемой-здоровьем.

В истории развития педиатрии выделяется 3 основных этапа.

период. Охватывает время с 16 века. Наука еще не систематизирована. Здесь большой вклад в развитие педиатрии вносят такие знаменитые люди как Ломоносов, Максимович-Алибодик, Зыбелин, Хатовицкий и другие.

период. Охватывает 19-20 век. Педиатрия развивается как самостоятельная наука, начинает систематизироваться. В России открывается первая детская больница. Состоялось это событие в городе Петербурге. Основоположником педиатрии является Филатов. Именно он описал симптомы кори, краснухи, мононуклеоза. Его труды посвящены инфекционным заболеваниям и желудочно-кишечным заболеваниям.

период. Начинается с 1917 года. В этот период выдающимися личностями в области педиатрии были Кисель, Сперанский, Молчанов, Домбровский и другие.

1. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития

В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что происходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчивости и энергии И.И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специальностей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми стали читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С.Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицкий и Н.А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831-1847 1Г. он читал самостоятельный курс детских болезней, в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г. выпустил первый русский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает работать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Филатова), а еще через 2 года, в 1844 г., в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профессору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841-1906). Н.И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессорами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент кафедры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким образом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И.В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К.А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-педиатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундаментальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом европейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила деятельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н.А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова

2. Развитие педиатрии в советское время.

Следующий этап развития педиатрии связан с годами Советской власти, когда были изданы ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г.Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932 г.), позже в Ленинграде - Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935 г.), основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.

Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года под руководством Семашко было издано «Положение о медицинских сестрах», в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н.Ф. Филатова в Москве и Н.П. Гундобина в Петербурге.

Н.Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н.Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н.Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н.П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н.П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки. Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977 г.).

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А.А. Кисель и его школа. А.А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А.А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А.А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г.Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г.Н. Сперанского.

Профессор В.И. Молчанов развил основные идеи учения Н.Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В.И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М.С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю.Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н.Ф. Филатова и В.И. Молчанова. Научные исследования Ю.Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю.Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А.Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А.А. Колтыпин, П.С. Медовиков, А.И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О.Д. Соколова-Пономарева, Д.Д. Лебедев, Н.И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.


. Задачи современной педиатрии:

На сегодняшний день эта наука рассматривает широкий круг вопросов жизни и развития детей, так или иначе касающихся их здоровья.

Отличительной особенностью педиатрии считается то, что в центре внимания данного раздела медицины - ребёнок, рассматриваемый не как маленький - взрослый, а именно как человек ссобственными характеристиками развития и становления, с присущими лишь ему возрастными изменениями и характерными признаками формирования в физическом, умственном, эмоциональном плане.

В настоящее время педиатрия решает ряд важных и актуальных задач, среди которых можно выделить следующие:

·Профилактика и предупреждение детских заболеваний и ранней инвалидности;

·Выявление генеза и последствий детских заболеваний;

·Эффективность диагностических мероприятий;

·Качественное лечение и поэтапная реабилитация заболевшего ребёнка;

·Оптимальная организация оказания медицинской помощи;

·Выявление и последующее устранение социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье ребёнка;

·Разработка и апробация новейших методов и методик лечения;

·Повышение детского иммунитета и устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;

·Пропаганда правильного детского питания и здорового образа жизни.

Эти и другие проблемы, которые стоят перед современной педиатрией, направлены на самую главную ценность как отдельного родителя, так и общества в целом - здоровье ребёнка .

Список используемой литературы

1.#"justify">2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Педиатрия

.#"justify">.#"justify">.http://www.promedall.ru/pediatry



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом