Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Развитие эмоций у детей первого года жизни
23947
незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.
для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. и тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.
формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. если кроха часто испытывает страдания - боль, голод, холод, одиночество - каким ему покажется мир?
скорее всего - равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. а вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность - наоборот, формируется базовое доверие к миру. малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.
период младенчества - время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.
на первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда - это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.
именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. всему этому малыш, конечно же, научится у вас.
со второго месяца
младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач - как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать - он отвечает ей улыбкой.
чуть позже, к 3-м месяцам,
малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми - он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. с помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.
в 4 месяца
малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. а когда к нему подходят и начинают разговаривать - перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.
к 5ти месяцам
кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. с малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. в связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы - защитницы.
шестимесячный малыш
может ясно выразить свое желание - он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) - будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.
со второго полугодия
общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой деятельности. на первый план выходит познавательный интерес. кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь , как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика и т.п. такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.
в 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. при виде чужих - хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. с близкими ему людьми - малыш спокоен и дружелюбен. не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми - дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.
семимесячный
малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.
восьмимесячный
малыш учится общаться и познает себя в общении. он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.
к девяти месяцам
эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. у малыша возникает робость и стеснительность. контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.
десятимесячный малыш
с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. в общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. понимает, когда его хвалят или ругают.
в 11 месяцев
малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. в гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.
ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» - папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. с удовольствием протягивает и отдает маме, если та попросит. отчетливо видны темпераментные проявления.
как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций
С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.
Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.
Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение - хочу - не хочу, нравится - не нравится.
Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша - почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.
Закрепляйте хорошее настроение малыша - улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.
Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».
Когда ребенок повторяет за вами - поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.
Помните, что вы для ребенка - образец для подражания. малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.
Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»
Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.
Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.
Оставляя малыша на попечение близких ему людей - старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.
Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша
18-20 дней
на лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.
реагирует плачем и криком на внешние раздражители.
использует плач для удовлетворения своих потребностей.
у младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.
1 мес.
появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.
проявляет интерес к окружающему.
способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.
2 мес.
по выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.
быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
улавливает настроение взрослых - хмурится, если взрослый сердится.
длительно сосредотачивается на лице взрослого.
3 мес.
проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ .
отыскивает глазами того, кто говорит.
привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.
начинает смеяться.
становится спокойнее во время бодрствования.
4 мес.
«комплекс оживления» возникает быстро и легко.
громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.
сообщает о своих потребностях разными сигналами.
5 мес.
сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).
эмоционально играет в игру «ку-ку».
улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.
радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук .
отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует - улыбается или плачет.
6 мес.
улыбается знакомому человеку.
улыбается отражению в зеркале.
стремится к контакту с окружающими - привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.
ярко проявляет свои эмоции - кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.
7 мес.
по-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к
маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).
знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев - сестер и т.п.)
8 мес.
с интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.
смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,
Материал к занятию.
Первой формой человеческого активности является проявление эмоций ребенка. Новорожденный начинает свою жизнь с крика. В первые дни он безусловно-рефлекторный характер, является результатом спазма голосовой щели, который сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик является первым проявлением негативных эмоций: спазмы вызывают чувство стеснения. В этом случае еще невозможно различить мышечную реакцию й эмоциональное отношение, поскольку у новорожденного отсутствует какой жизненный опыт. В первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. Причиной крика есть голод, мокрые пеленки и тому подобное. При нормальном воспитания приглушенный "уа" новорожденного незаметно переходит в плач, выражающий различные страдания (физическую боль и др.).
Первые эмоции новорожденного негативные, ему важно показать, что ему грозит, не удовлетворяет его. Доброжелательная внимание, любовь и заботу взрослого вызывают в него положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом является улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она свидетельствует, что малыш выделил объект (взрослого), направил на него свою активность.
Наибольшую радость родители испытывают от улыбки ребенка. Она появляется позже крика, как правило, примерно в конце 1-го месяца жизни на появление матери и звук ее голоса, выражая положительные эмоции. Первые улыбки ребенка возникают как реакция на ласковый выражение лица взрослого, и только через неделю-полторы ребенок начинает улыбаться, еще не увидев взрослого, а только почувствовав его приближение. Улыбка - не просто выражение удовольствия ребенка, а инструмент отладки ее взаимодействия с окружающими людьми. С ее помощью ребенок дает знать о себя, свои приятные чувства к близкого взрослого. Она является первым социальным жестом, свидетельствует об окончании периода новорожденности и начало младенческого периода. На ее основе производится особое поведение ребенка (специфический акт поведения в отношении взрослого) - комплекс оживление.
Комплекс (лат. Сотриlexus - сочетание, связь) оживление - система положительных эмоционально-двигательных реакций ребенка в ответ на появление в поле зрения людный, что наклоняется, разговаривает, улыбается.
Возникает он в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни ребенка. Его признаками являются сосредоточение взгляда на лице человека, радостные звуки, гуление, живая мимика, улыбка, быстрые и энергичные движения ножек и ручек. Эта сложная реакция свидетельствует о выделения человека (как правило, взрослого, который ухаживает за ребенком) по окружающей среде и установления специфического связи в ней, о необходимости общения. С этого времени ребенок не только устойчивее фиксирует свое внимание на человеке по сравнению с другими предметами, но и меняет доступные ей в первые недели активно-негативные реакции, пассивное восприятие на активно-позитивные контакты с действительностью. Если активность ребенка на первых порах по преимуществу недовольными органическими потребностями и сопровождается негативными переживаниями, то со временем ее движения все чаще осуществляются на фоне эмоционального комфорта, обусловленного не только удовлетворением естественных потребностей, но и присутствием человека.
Принципиально важное значение для дальнейшего развития ребенка имеет комплекс оживления - основное новообразование периода новорожденности, появление которого является психологическим критерием окончания периода новорожденности.
Кризис новорожденности
Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, потому что в основных жизненных функциях ребенок долго будет оставаться несамостоятельным существом. Основные особенности их жизнедеятельности дают основания выделять новорожденность как особый возрастной этап, наделенный всеми характерными признаками критического возраста.
Кризис новорожденности не открыли, а обосновали теоретически как особый период в психическом развитии ребенка, его признаком является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.
Кризис новорожденности - относительно короткий период в жизни ребенка (1-2 месяца), который характеризуется психологическими изменениями, которые выражены в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми, беспомощности, переходе от пренатального к постнатального развития и тому подобное.
Социальная ситуация развития новорожденного неповторима. Биологически он совершенно беспомощен, не может удовлетворить ни жизненной потребности без помощи взрослого, поэтому максимально социальным существом. При определенной зависимости от взрослых ребенок лишен основных средств общения с ними, прежде всего человеческой речи. На этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения основывается их дальнейшее развитие в этом возрасте.
Именно в своеобразии ситуации развития Выготский видел самую особенность возрастного периода. Эта ситуация создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. Центром ситуации развития новорожденного является взрослый. Большую часть времени он спит и просыпается, чтобы поесть. Новорожденный совсем беспомощный, без опеки взрослого может погибнуть. Взрослый, прежде всего мать, организует его жизнь во всех аспектах: кормит, вызывает и поддерживает активность, создает предпосылки для новых впечатлений. Поэтому этот период считается переходным между внутриутробным и внеутробной жизни ребенка.
Период новорожденности предвещает начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни ребенка. Основной его особенностью является отсутствие поведения, ребенок проявляет только ее инстинктивные формы - безусловные рефлексы.
Безусловные рефлексы - наследственная форма реагирования на воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.
С ростом и развитием инстинктивные формы поведения исчезают, что открывает возможности для формирования новых (социальных) форм поведения.
Предпосылкой формирования условных рефлексов является зрительное и слуховое сосредоточение на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления грудью. В дальнейшем оно сопровождает все многогранные собственно человеческие формы поведения.
Центральным и основным новообразованием периода новорожденности является индивидуальное психическое жизни. Речь идет о том, что в период новорожденности ребенок существует индивидуально, отдельно от организма матери, сливается с социальным жизнью людей, которые его окружают. Кроме того, индивидуальная жизнь как первая и самая примитивная форма социального существования является психическим жизнью, потому что только оно может быть частью социальной жизни близких людей.
Новорожденному присуще лишь зарождение психической жизни (выразительность движений, состояние радости и печали, гнева и страха, удивления и размышлений; инстинктивные движения, связанные с голодом, избытка, удовольствием и т.п.). Эти проявления можно наблюдать сразу после рождения. Психическая жизнь новорожденного имеет очень своеобразный характер, о чем свидетельствуют: недифференцированность и нерасчлененность переживаний (своеобразное сочетание влечения, аффекта и переживания; неумение выделить себя и свои переживания среди объективных вещей, неспособность дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененность восприятия ситуации в целом).
На основе первоначально аморфного восприятия ситуации загадать происходит различение ребенком более или менее ограниченных явлений, которые она воспринимает как особое качество на этом фоне. Закон структурности (различение фигуры и фона) является, по мнению Л. Выготского, примитивной особенностью психической жизни, исходным пунктом дальнейшего развития сознания. Критерием определения возрастной границы периода новорожденности он предлагал брать степень социального развития ребенка. Новорожденный еще не имеет никаких специфических форм социального поведения. Его психическое жизнь связана преимущественно с подкорковыми отделениями мозга.
К концу 1-го - начале 2-го месяца в психическом и социальной жизни ребенка наступает переломный момент, что проявляется в ее специфической реакции на человеческий голос. Сутью реакции являются улыбки в ответ на разговор взрослого человека. В конце 1-го месяца крик одного ребенка может вызвать соответствующий крик другой. Такая реакция является верхней границей периода новорожденности, который знаменует начало нового возрастного этапа развития ребенка.
Сущность социальной ситуации развития в период новорожденности характеризуется физическим отделением от организма матери, интеллектуальными формами поведения, которые переходят в социальные, зарождением психической жизни.
Дети - существа очень искренние. Они еще не умеют лукавить, поэтому смеются, радуются, переживают, сочувствуют от чистого сердца. Их эмоции развиваются по мере познания мира и осознания своей роли в нем. Итак, узнаем о развитии эмоционального мира детей, начиная с периода беременности женщины.
Теперь мы знаем, что многое в будущем малыше формируется в процессе внутриутробного развития. Ведь до появления на свет было еще 9 месяцев жизни в животе мамы, которая для ребенка является первой вселенной. Все, что в период вынашивания малыша испытывала она, чувствовал и плод. Ее эмоции передавались ребенку, оказывая положительное или отрицательное влияние на становление его психики.
Организм плода формируется из веществ, поставляемых ему из тела матери. Следовательно, ее культура питания, образ жизни, наличие вредных привычек формируют основу здоровья будущего малыша. Чрезмерные эмоциональные реакции женщины, стрессы, которые она переживает, служат причиной множества послеродовых заболеваний у ребенка. Речь идет о неврозах, тревожности, аллергических заболеваниях, отставании в физическом и умственном развитии. Малыш и мама в период беременности - это целостная энергетическая система, а роды являются окончанием процесса совместного развития.
Психологи выявили традиционную закономерность в качестве эмоциональной связи, которая существует между матерью и ребенком. Если женщина вынашивает дитя с любовью и радостью, все время общается с ним, мечтает о его будущем, озвучивая эти планы, то это благотворно влияет на будущую психику плода и его клеточную память. Такой отпечаток остается на всю жизнь, он формирует главные качества человеческой личности.
Нейрологи констатируют, что если у беременной вследствие переживаний учащается пульс на некоторое время, а затем нормализуется, то это означает, что она справляется со своими эмоциями, а в будущем их контролировать сможет и малыш. То есть, скорее всего, он вырастет эмоционально устойчивым.
Когда будущая мама испытывает моменты радости, например, узнав пол малыша, она должна положить руку на живот, поговорить с ним о том, как она рада и ждет его появления на свет. Он ведь уже воспринимает все чувства матери. И чем они богаче и оптимистичней, тем лучше душевное развитие крохи. Гормоны радости женщины (эндорфины) формируют ощущения покоя и удовольствия будущего малыша. Если дитя часто испытывает такое состояние, то это окрашивает его будущий характер в положительные, оптимистичные, сильные тона. Именно поэтому беременная должна сознательно относиться к своему положению, хотеть стать матерью, а значит, планировать своих детей.
Эмоции новорожденного ребенка
О своем появлении на свет дитя сообщает плачем. Это первая эмоциональная реакция, которая является врожденной. Грудничок демонстрирует минимум эмоций, которые увеличиваются и совершенствуются со временем. Настойчивый плач крохи является его требованием получить желаемое как можно скорее. На втором месяце жизни у ребенка появляются первые положительные эмоции. Дитя учится радоваться постепенно. Мамина грудь, теплая постель, сухие пеленки пока не вызывают улыбку, а вот присутствие папы, мамы, которые улыбаются и спокойно общаются с ребенком, вызывают ответную положительную реакцию.
На третьем месяце развития у крохи проявляется комплекс оживления - положительная эмоциональная реакция на маму, папу, которая проявляется улыбкой, маханием ножками и ручками, движениями всем телом.
В три месяца дитя может улыбаться и в отсутствии рядом взрослых. Оно начинает брать игрушки, рассматривать их, играть, а родители в это время могут услышать его первый смех. Это не врожденная эмоция, а приобретенная. Уже через несколько месяцев смех малыша будет заливным. А для этого нужны общение, игры, достаточное количество положительных эмоций и удовольствия. Но родители должны учесть, что на первом году жизни девочки и мальчики легко перевозбуждаются, поэтому смех часто может перерасти в плач.
Исследования ученых констатируют, что после рождения малыша родители «специализируются» на разных видах контактов с ним. Роль мамы - это удовлетворение физиологических потребностей, разговоры с малышом, а папа больше любит с ребенком порезвиться. Его чаще, нежели маму, можно увидеть с „летающим” малышом на руках, играющим в прятки. Поэтому смех ребенка чаще слышит папа - в ответ на свое резвое общение.
Многие для того, чтобы вызвать улыбку сына или дочки, могут наклонять голову в разные стороны, шелестеть бумажками, подуть в живот малыша, понарошку покусаться. Детям до года очень нравятся игры с папой в прятки, когда тот закрывает лицо простынею и выглядывает из-под нее с удивленным веселым лицом. Такой вид папы вызывает у крохи заливной смех. Когда же во время занятости мамы дитя вместе с папой смотрит мультики или играет кубиками, то смех отца способен вызывать у крохи реакцию наследования. То есть в ответ на папины положительные эмоции дитя, копируя их, усиливает свою эмоциональную реакцию. Иногда смех папы способен заставить дитя хохотать очень долго.
Формирование эмоций - важное условие развития личности. К этой категории относятся настроение, страсти, аффекты, чувства, стрессы. Это "чистые" эмоции, которые являются составляющей психических процессов и состояний ребенка. В дошкольном возрасте формируются основы личности, осознание своего «я», объективная оценка себя, обогащается содержание эмоций, а также формируются высокие чувства.
В 4-5 лет дошкольник является человеком с разнообразным эмоциональным миром. Все его эмоции, переживания тесно связаны с семьей. Но в этом возрасте уже начинает закладываться основа общественных взаимоотношений, поэтому развиваются социальные эмоции. Так, у дошкольника появляются переживания по поводу результатов собственной деятельности, он выполняет новые задания в предвосхищении результатом, ожидании похвалы и уверенности в том, что он нужен, его труд востребован.
От основных эмоций радости и огорчения он переходит к более сложному спектру чувств. Это злость, обида, ревность, грусть, гнев. При этом все вышеуказанное проявляется взглядами, жестами, движениями, улыбкой, интонацией голоса.
Управлять своими переживаниями мальчик и девочка в дошкольном возрасте еще не могут. Именно поэтому дети больше подвержены сменам настроения, нежели взрослые. Их намного легче обидеть и развеселить. По этой причине за короткий промежуток времени дошкольники могут испытать целую гамму волнений и чувств.
Развитие эмоций дошкольника зависит от таких факторов:
- Общение со сверстниками. Сопереживание одногодкам зависит от ситуации. В условиях личного соперничества эмоции переполняют ребенка, возрастает негативная экспрессия в адрес ровесника. А вот в групповых соревнованиях основой служат интересы группы, тогда успех делят все, и эмоциональная связь со сверстниками становится более тесной.
- Специально организованная деятельность. Самые яркие эмоции дошкольник испытывает при сравнении себя с положительным героем сказки. Ребенок ему сопереживает. Негативные эмоции дошкольника отсутствуют.
- Игра. Поскольку именно этот вид деятельности является ведущим для дошкольного возраста, то и характер эмоций усовершенствуется именно в играх. Общие переживания, ответственность, радость, огорчение дети испытывают в сюжетно-ролевой деятельности, музыкальной, изобразительной. Дошкольники учатся понимать друг друга, учитывать желания и настроение сверстников.
- Семейные традиции. Только в семье , причем в полной, дети могут наследовать умение родителей сопереживать, дарить радость старшим и младшим членам семьи, преподносить им сюрпризы, а значит, проявлять уважение и создавать предпосылки к проявлению радостных эмоций. Традиции семейного досуга - это посещение на выходных родственников, зоопарка, путешествия не только расширяют кругозор малыша, а закрепляют в нем нравственные нормы. Именно в дошкольном возрасте формируется умение радовать близких и радоваться их успехам, сочувствовать и поддерживать, достойно переживать беду и трудности.
Эмоционально-неуравновешенный ребенок
Неуравновешенный ребенок с большим трудом адаптируется к детскому коллективу. Эмоциональная неуравновешенность характеризуется такими признаками:
- Быстрая смена настроения.
- Попытки изменить все, что ребенку не нравится.
- Предпочтение действий словам и мыслям.
На практике это проявляется щипками, толчками, драками со сверстниками, если что-то ребенку не нравится. Неработающая игра тут же ломается, не исполненное желание у такого малыша превращается в истерику или битье родителей. Ему характерна чрезмерная активность. Неуравновешенный ребенок использует свою моторику для высвобождения отрицательной энергии.
В подобных ситуациях полностью отсутствует самоконтроль.
Такое поведение осложняют жизнь и самому малышу, и родителям, и всем окружающим. При этом воспитательные методики (объяснения, переключение внимания, наказание, игнорирование) ощутимых результатов не дают. Взрывной ребенок требует особого подхода, и детские психологи советуют родителям следующее:
- Четко определить рамки дозволенного, не ослаблять их.
- Не применять физическую силу.
- Больше использовать аргумент убеждения.
- Удерживать конфликтные ситуации под контролем. Не нужно требовать от ребенка замолчать, а помогать выразить злость с помощью речи. Сглаживайте агрессию .
- Консультируйтесь с психологами.
Специально для - Диана Руденко
Характеризуя эмоции новорожденного, мы были вынуждены признать скудость психологических знаний. Лучше изучена эмоциональная жизнь младенца. Сейчас принято считать, что ведущими факторами развития эмоциональной сферы ребенка являются, во-первых, действие генетических программ развития, а, во-вторых, взаимодей ствие ребенка с взрослыми людьми. Характер этого взаи-
модействия в свою очередь обусловлен процессами подражания и заражения ребенка эмоциям взрослого, тем как взрослый удовлетворяет органические и познавательные потребности ребенка.
Ранее отмечалось, что в первый месяц жизни младенца доминируют отрицательные эмоции. Положительные эмоции появляются со второго месяца жизни и постепенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В 3-5 месяцев ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует о неспосо" ности младенца различать эмоции взрослого. В тоже время он уже может дифференцировать оттенки положительных эмоций взрослого 1 . Доминирование положительных эмоций в этот период времени обусловлено тем, что именно они побуждают ребенка к общению и вместе с этим выполняют собственно коммуникативные функции, т.е. выступают как средство общения. В этот же период времени, от начала второго до шести месяцев отрицательные эмоции выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует их тонкой дифференцировки. Поэтому они весьма примитивны. И только со второго полугодия, когда отрицательные эмоции начинают выполнять коммуникативные функции и регулировать начало предметно-ма-нипулятивной деятельности младенца начинается их интенсивная дифференциация. Так во втором полугодии появляются такие эмоции как обида, ревность, огорчение и агрессия. Все это, по-видимому, является следствием первых шагов самовыделения младенца, становления его «Я».
Поскольку одним из факторов развития эмоциональной сферы младенца является его взаимодействие с взрослыми, остановимся на фактах экспериментального изучения
А.И.Сорокиной влияния эмоционального поведения взрослого на развитие эмоций младенца".
Положительные и отрицательные эмоции взрослого как фактор развития эмоций младенца
В первом полугодии младенцы эмоционально реагируют на любые формы внимания к ним взрослого. Интересно отметить, что на безразличие, проявляемое взрослым к ребенку, младенец реагирует уже в первом полугодии. Не случайно, поэтому говорят, что худший вид оценки - это ее отсутствие. Начиная со второго полугодия, младенец дифференцирует положительные и отрицательные эмоциональные состояния взрослого. На развитие этой способности у ребенка большое влияние оказывает характер и интенсивность общения ребенка с взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, к примеру, воспитывающихся в домах ребенка, способность к дифференцировке эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Такие дети и во втором полугодии все еще положительно реагируют на негативные состояния и реакции взрослого человека, в то время как «семейные» в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицательные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижаются, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки недоверия и смущения. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном это проявления испуга, скованности и слабого недовольства. Таким образом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как фактор дифференциации эмоциональной сферы младенца.
Развитие эмоций ребенка как средство его общения с взрослым
Уже в первом полугодии число эмоций проявляемых младенцем при адресованных к нему эмоций взрослого больше, чем при неадресованных эмоциях взрослого. Однако во втором полугодии это различие становится статистически значимым во всех видах эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком, кроме безразличия. В сравнении с первым полугодием расширяется и репертуар эмоций младенца.
О приоритетном развитии эмоций как средства общения говорит тот факт, что неадресованные эмоции взрослых все еще вызывают эмоциональные реакции полугодовалых детей из детского дома, но уже во втором полугодии они остаются безразличными к ним. Семейные дети эмоционально реагировали на неадресованные действия взрослых и в первом и во втором полугодиях. Таким образом, развитие эмоций у детей идет не по пути подражания эмоциям взрослых, а по пути развития эмоций как средства общения.
Эмоции младенца и формы общения с взрослыми
Известно, что ведущим видом деятельности ребенка до года является так называемое непосредственно-эмоциональное общение. При этом взрослый выступает для ребенка как заботливый и любящий его родитель. Эмоциональная сторона общения является ведущей и именно поэтому столь велика роль положительных эмоций. Начиная со второго полугодия, с появлением элементов предмет-но-манипулятивной деятельности эмоциональный аспект в общении начинает уступать свое место деловому аспекту. Взрослый выступает не только как любящий и заботливый родитель, но и как образец для подражания. В рамках
«делового» общения отрицательные эмоции выражены ярче, чем положительные, они включаются в коммуникативную сферу ребенка. Отрицательные эмоции используются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения желаемого ребенком контакта. Таким образом, освоение эмоций становится необходимым условием коммуникации, что и объясняет их интенсивное развитие.
Уже отмечалось, что развитие эмоций возможно не только в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми, но и в результате развертывания заданной природой программы, в силу ее генетической обусловленности. Но, прежде всего несколько общих замечаний об эмоциях как таковых. Есть несколько «вечных» вопросов, возникающих при обсуждении эмоций. Первый из них, что такое эмоция?
Эмоция - это системное свойство организма, которое охватывает по меньшей мере три компонента: переживание или осознаваемое ощущение эмоции; процессы, протекающие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других системах организма; выразительные комплексы, которые отражаются в мимике, пантомимике человека 1 .
Второй вопрос - это вопрос о врожденности - приобретенное™ эмоций. Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают тезис Ч.Дарвина о врожденности и универсальности фундаментальных эмоций (удивление, страх, отвращение, презрение, гнев, радость и др.). Однако по мере приобретения опыта люди научаются подавлять или изменять особенности этих врожденных эмоций.
Третий вопрос - это вопрос о «плохих» и «хороших» или о положительных и отрицательных эмоциях. Есть
смысл разделять эмоции на те, которые облегчают конструктивное поведение (положительные эмоции) и затрудняют его (отрицательные эмоции).
Четвертый вопрос - это вопрос о влиянии эмоций на человека. Эмоции оказывают влияние на тело, активируя автономную нервную систему, которая, в свою очередь, изменяет ход деятельности эндокринной и нервно-гуморальной систем. Понятно, что в связи с этим эмоции влияют и на различные аспекты психической жизни, в том числе:
на восприятие. Известно, что обрадованный человек склонен воспринимать окружающий мир сквозь ро зовые очки. Опечаленный или страдающий склонен интерпретировать замечания других как критику в свой адрес, а испуганный видит лишь сам пугающий объект (эффект «суженого зрения»);
на познавательные процессы. Скажем, тот же испу ганный человек не в состоянии проверить различные альтернативы своего поведения. У разгневанного человека появляются только «сердитые мысли». А в состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект практически не способен к обучению или ис следованию;
на личность. Здесь нужно иметь в виду два вида фак торов. Первый из них - генетический, который вли яет на выработку порогов чувствительности в отно шении различных эмоций. Второй - личный опыт и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере. Тут же заметим, что эмоциональные ответы людей влия ют не только на личностные характеристики и соци альное развитие ребенка, но и на интеллектуальное развитие".
Коль скоро роль и значение эмоций в жизни человека столь велико, то возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. И в этом смысле эмоции вторичны по отношению к потребностям. В то же время становится понятной генетическая обусловленность эмоциональной жизни разных детей. Так, по мнению КИзарда эмоции:
удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности);
гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определенное место);
интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением 1 .
Все сказанное свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребенка. Врачу, родителям или педагогу важно уметь не только «читать» эмоции ребенка, но и знать их феноменологию. Поэтому так важен вопрос о характеристике некоторых фундаментальных эмоций и их значении в детском возрасте. В связи с анализом психического развития младенца остановимся на трех из них - интересе, радости и страдании.
Интерес - возбуждение
Известно, что врожденные эмоции интереса в первые 3-4 месяца жизни генерируют перцептивную и сенсо-моторную активность младенца. Но уже в 4-9 месяцев ребенка интересует только то, что он может наблюдать мно гократно. Это означает, что объекты для него приобретают привлекательность вследствие повторных контактов и ста-
новятся интересными в связи с их узнаванием. Именно этот механизм составляет основу эмоциональной привязанности ребенка. Взрослый может наблюдать появление реакции радости на лице ребенка на собственную активность, а взаимодействие радости и интереса поддерживает повторение активности.
Только в девятимесячном возрасте ребенок начинает интересоваться собственно новым. Что следует из этого факта? Во-первых, происходит переключение внимания ребенка на активный характер деятельности с предметами: ребенок начинает ими манипулировать, бросает и т.п. При этом он внимательно прослеживает путь брошенного предмета. Во-вторых, известные ребенку схемы действий подвергаются модификации с целью воздействия на окружающую его среду новым способом. В-третьих, интерес к новизне становится мотивом подражания, что важно для процесса социализации ребенка.
Эмоция радости
Нельзя научить или натренировать ребенка быть счастливым, невозможно показать прямые пути, ведущие к достижению радости. Но, развлекая ребенка, вовлекая его в игры и забавы, организуя благоприятную обстановку, можно способствовать возникновению у него позитивных эмоций. Радость, улыбка и смех тесно связаны между собой. И потому говоря о радости, нельзя не сказать об улыбке и смехе младенца.
В настоящее время реакцию улыбки считают врожденной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут появляться и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2-х до 12 часов после рождения.
Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом.
Широкая ясная улыбка возникает примерно на 3-й неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На 5-й неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже звуковым ответом. К 5-й неделе улыбку вызывает ряд зрительных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На 2-3-м месяце ребенок начинает улыбаться самопроизвольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между 2-м и 5-м месяцами улыбка младенца вызывается более или менее дифференцированно любым человеческим лицом. Примерно на 4-5 месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться другим, чужим людям.
Итак, мы видим, что улыбка проходит свой путь развития, первый этап которого связан с появлением эндогенной, спонтанной улыбки, носящей врожденный характер, которая может наблюдаться во время сна, в том числе и в парадоксальной его стадии. Второй этап - это социальная улыбка, обращенная к взрослому вообще, а третий - это появление селективной улыбки. Как диагностировать тот или иной вид улыбки?
Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кармашек», «лодочка» и «полумесяц». Если первая отмечается постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60% случаев, а вторая имеет тенденцию спада со второго полугодия жизни, то третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30% от общего числа. Таким образом, улыбка ребенка становится все более дифференцированной по форме, что облегчает процесс общения ребенка с матерью и другими взрослыми.
О развитии смеха. Выше уже говорилось о времени появления первого смеха. Есть данные о том, что ребенок отвечает смехом на игру с ним уже в 5-ти недельном воз-
расте. Установлено, что разные раздражители вызывают смех в разных возрастах. Например, тактильные стимулы вызывают смех в 6,5 мес, слуховые - в 7 мес, социальные - в 8 мес, а зрительные - в 10,5 мес. Таким образом, подтверждается гипотеза о связи моторного развития ребенка с развитием смеха. Игры, вызывающие смех, способствуют социальному развитию ребенка еще и потому, что именно смех, также, кстати, как и страдание, стимулирует ребенка быть инициатором установления контакта с матерью.
Эмоция страдания
Если интерес - это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая причина возникновения страдания новорожденного - сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующем биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно физическое или психологическое, является одной из основных и наиболее общих причин страдания.
Другой важной причиной страдания является неудача - реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид лица.
С точки зрения последующего личностного развития ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.
Один из них - это социализация страдания через нака зание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже наказывают его за это. К чему это может привести? Ребенок
попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к притворству, изоляционизму, что вызывает апатию и усталость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.
Другой тип социализации - это поощрение проявления страданий у детей. Если родители при этом ограничиваются только ласковыми словами и сочувствием, то с возрастом это может привести к развитию инфантильности.
В то же время, если родители борются с отрицательными раздражителями, то и у ребенка появляются более широкие возможности и в выражении страдания и в борьбе с ним. Возрастает вероятность того, что он станет честным, готовым прийти на помощь, смелым и устойчивым к фрустрации.
Наконец, нередко можно видеть, как родители целуют, обнимают, похлопывают своего плачущего ребен- 1 ка, вместо того чтобы просто попытаться преодолеть страдание или хотя бы сделать понятной для ребенка его причину. Воспитанный таким образом ребенок вряд ли будет пытаться сам преодолеть страдание, скорее всего он будет искать успокоение в действиях, не связанных с причинами страдания, но как-то облегчающих его. Например, алкоголизм, наркомания и т.п. замещающие действия.
О связи страдания с другими эмоциями
Иногда можно видеть равнодушие молодых матерей к плачущим младенцам: мол, поплачет и успокоится. Но если ребенок плачет, будучи оставлен один, то страдание может вызывать страх. Закрепление такой связи может привести к постоянному страху перед любой новой ситуацией и любой неопределенностью. В то же время связь между страданием и страхом может привести к потере сме-
яости. Образуется цепочка: боль - страдание - страх. Ребенок начинает бояться любой ситуации, которая может привести к переживанию боли.
Если же родители выказывают свое презрение или безразличие когда он плачет, ребенок может привыкнуть к чувству переживания стыда всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом, страдание становится возбудителем стыда, а это может в свою очередь сделать ребенка боязливым или застенчиво болезненным. Частое переживание страдания, связанного со стыдом, может воспитать неуверенность, и даже презрение к самому себе.
О крике младенца
В разбираемом нами возрасте наиболее распространенной формой выражения страдания является крик. На первом году жизни различают три типа крика: «хочет спать», «хочет есть» и «мокрый». Матери лучше узнают крики, где взаимодействие с малышом осложнено его заболеванием. Вообще матери лучше узнают плач ребенка, если между ними и детьми существуют благоприятные эмоциональные связи. В первом полугодии для крика характерно дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения. Во втором полугодии крик начинает утрачивать свое сигнальное значение. Вместе с тем усиливается роль улыбки как регулятора совместной деятельности ребенка и матери.
2.6, Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
При характеристике механизма психического развития ребенка в качестве ведущего фактора развития был
выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмоциональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но у него нет специфических средств воздействия на него. Поэтому социальная ситуация младенчества - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» - и приводит к возникновению нового вида деятельности - непос редственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психического развития младенца, доказывают факты отрицательного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в начале жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, вплоть до задержки в физическом и психическом развитии 1 . А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружила, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту 2 . К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.
На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят результаты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая социальная адаптированность будущего ребенка связаны с высокой социально-психологической зрелостью родителей.
глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой родителями роли семьи.
Низкий уровень психического развития и социальной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланное™ ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попустительстве и проекции родителями нежелательных качеств.
В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере установления с нею определенных отношений, в рамках которых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.
Нормальное непосредственно-эмоционального общение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голоден, если своевременно и адекватно реагируютна его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его любят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недоверие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители должны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хороший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуманных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у которых сформировано доверие к родителям, научаются преодолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.
Нормальное протекание непосредственно-эмоционального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно формируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы 1 .
Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости практически с любым человеком. С целью установления общения с взрослыми они используют звуки голоса, покряхтывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу следить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нравится или их заставляют делать то, что им не хочется.
На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнакомые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.
На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается способность отличать одного человека от другого, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Поэтому их поведение становится избирательным в отношении общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.
Появление этого чувства - своеобразный индикатор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно
относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно относятся к тем, кто их пытается на это время заменить. Привязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в следующий период развития ребенка - его раннее детство.
Заключение
Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорожденный ребенок. Именно эта беспомощность создает своеобразную социальную ситуацию развития, в которой реализуется активность ребенка. Это своеобразие заключается в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его деятельность и все поведение - все это может быть реализовано с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исчезает возможность передвижения, изменения положения, захватывания желаемых предметов. Взрослый становится средоточием указанных потребностей, он центр всякой воспринимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрослого - единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.
Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потребностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,
повышает тонус, усиливает двигательную и познавательную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмо циональное общение.
В связи с этим эмоциональное развитие ребенка становится одним из центральных моментов его психического развития, наряду с познавательным. Динамика эмоциональной жизни окрашивает и познавательную активность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.
Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является восприятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, функционирует в форме узнавания, а мышление - в форме аффективно окрашенных впечатлений; даже эмоции младенца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.
В ходе анализа перцептивного и психомоторного развития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца принадлежит врожденным программам. Именно наличие зрелых перцептивных и моторных механизмов составляет основу для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.
Такое понимание хода сенсорного и моторного развития младенца заставляет родителей, врачей и воспитателей быть особо внимательным к перцептивному развитию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о значении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятельности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка появляются такие первые значимые дифференцировочные
моторные реакции как хватание и подражание. Но ведь именно они составят основу формирующейся предметно-манипулятивной деятельности. Но пока еще, в период младенчества, не она является главной в его жизни, не она позволяет реализовать малышу его основные жизненные потребности. Пока что этот вид деятельности находится в своем начальном виде. Главное же для младенца - эмоциональная связь с взрослым и удовлетворение через нее и с помощью ее своих потребностей. Так внешний мир опосредуется через взрослого.
Через отношение взрослого к ребенку последний начинает видеть и самого себя. Речь идет о том, что в этот период времени у ребенка начинает складываться образ самого себя. Вопрос стоит так: можно ли говорить о младенце как о личности? В строгом смысле этого слова, конечно, нет. Но и абстрагироваться полностью тоже, по-видимому, недопустимо. Краткий анализ развития эмоциональной жизни младенца лишнее подтверждение этому.
В свое время В.М.Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно состоит в неясном чувствовании собственного существования. Психоаналитики утверждают, что самосознание ребенка возникает к концу первого года жизни. Отвергать подобного рода высказывания вряд ли целесообразно. Самоощущения организма, о которых говорил В.М.Бехтерев, тесно связаны с так называемой схемой тела -субъективным образом взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Становление образа тела возможно на основе самовыделения организма, т.е. знании организма о состоянии периферического двигательного аппарата. Таким образом, феномены самовЫ" деления организма, схемы тела и самоощущений являются первыми шагами в процессе становления самосознания и именно поэтому все, что происходит в этом возрасте, имеет значение для будущего личностного становления.
Становление самосознания младенца включает начало половой идентификации. Речь идет о том, что уже на первом году жизни в поведении детей проявляются половые различия. Например, к 10 месяцам мальчики требует внимания матери более настойчиво, чем девочки, они стремятся к большей физической близости с матерями. В целом мальчики более активны и агрессивны. Недавние исследования показали, что младенцы мальчики физически сильнее девочек. В то же время у девочек более сильная потребность в социальном общении с матерью: они с большим усердием стараются вызвать мать на разговор и другие формы общения.
Наряду с этим не стоит преувеличивать эти отличия. Некоторые исследователи подчеркивают, что общего между разнополыми младенцами больше, чем различий.
В заключение сформулируем окончательные выводы:
Социальная ситуация развития ребенка первого года жизни состоит в том, что все поведение и деятельность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним.
В связи с этим ведущим типом деятельности в данном возрасте является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым, посредством которого у младенца развивается чувство доверия или недоверия к окружающим его людям и миру в целом.
Перцептивное и моторное развитие осуществляется благодаря наличию врожденных программ развития.
Наличие врожденных программ перцептивного и моторного развития обеспечивает возможность их параллельного осуществления в ходе психического развития младенца
Принцип дифференциации является ведущим в механизме перцептивного и моторного развития младенца.
В младенчестве в рамках доречевой стадии - начальном этапе речевого развития ребенка –закладываются надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль рри этом принадлежит правому полушарию.
Формируются зачатки самосознания личности в виде осознания психической общности, схемы тела и самоощущений, появлении эмоциональных отношений младенца к взрослым и предметам.
Основными психологическими новообразованиям младенчества являются:
Акты хватания и подражания, как важнейшие элементы формирующейся предметной деятельности;
Потребность в общении с другими людьми; -зачатки формирующегося самосознания личности.
Когда малыш начинает сознательно улыбаться и выражать свое удивление , родители приходят в восторг . Ведь так интересно наблюдать за радостью , удивлением и даже гневом маленького человечка .
Эмоции закладываются еще в утробе матери и являются врожденными сигналами , которые выражают реакцию человека на посылы из окружающего мира . "Сигнализаторами " эмоций являются мимика , голос и движения тела . В основном с первых дней жизни дети задействуют именно голосовые эмоции .
К концу первого месяца жизни ребенок смотрит на лица родных и хочет повторить их выражения . Через месяц кроха способен подарить осмысленную улыбку родителям . Трехмесячный карапуз уже смеется и активно изучает незнакомые места и людей . Малышу становится скучно без мамы и он может капризничать и требовать ее внимания различными звуками , движениями ручек и ножек .
В четыре месяца ребенок настолько любопытен , что часто отвлекается даже от любимого лакомства - маминого молока . Во время кормления кроха может вертеться по сторонам и отворачиваться на появляющиеся звуки . Именно с этого периода время кормления может увеличиться на 10 -20 минут .
К пяти месяцам ребенок радуется при встрече с другими детьми , выражая свой восторг звуками . Ваше чадо узнает вас среди незнакомых людей и обязательно выразит свои положительные эмоции . Однако иногда вы можете заметить некоторые перепады настроения у своего малыша .
Шестимесячный ребенок начинает бояться незнакомых ему людей и сообщает об этом маме и папе . Карапуз будет чаще проситься к вам на ручки и показывать свои желания .
Ближе к восьми месяцам малыш способен заметить исчезнувший предмет в комнате , а уход родителей воспринимает с волнениями и плачем . Девятимесячный ребенок показывает свои достижения в игре родителям , ожидая от них похвалы .
В конце первого года жизни дети способны воспринимать запреты , наблюдают за реакцией мамы и папы на свои действия . Получив желаемое , годовалый карапуз испытывает радость , но недовольно реагирует , если родители не выполняют его требований .
Очень важно научиться разумно реагировать на чувства и эмоции своего ребенка . Не делайте из своего чада идеального ребенка , загоняя в жесткие рамки правильного поведения . Постоянными одергиваниями и наказаниями за бурные проявления чувств вы рискуете сделать так , что малыш будет скрывать свои эмоции . Постепенно из раскрепощенного и оптимистично настроенного ребенка может вырасти эмоционально зажатый и неуверенный в себе человек .
Психологи советуют избегать проблем с эмоциональными проявлениями , устанавливая контакт с малышом с момента зачатия . Учите своего карапуза различным эмоциям и общайтесь с ним с помощью определенной интонации , которая подходит для конкретной ситуации .