Что знают умеют дети 2 года. Ребенок в два года: что должен уметь малыш

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

Чему учится

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в . Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

Прочитала статью о том, что должен уметь ребенок в 2 года...

Поняла, что развитие у нас сильно-сильно отстает от описанного в статье. Это у нас проблема или в статье нереальные требования?

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

· Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.

· Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать , уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол , попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать . Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

· ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;

· оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна , который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 годанужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки . Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей . И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки . Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

· умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;

· менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;

· играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;

· просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;

· есть ложкой и пить из чашки;

· пытаться умываться и чистить зубы;

· пытаться одеваться и раздеваться;

· умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;

· умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;

· умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;

· умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;

· умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

Ребенок в 2 года напоминает неиссякаемый источник энергии, который постоянно задает много вопросов, старается все узнать и активно познает окружающий мир. В статье рассмотрено физическое и умственное развитие ребенка, а также кризис 2-х лет, с которым сталкиваются практически все молодые родители.

Физическое развитие 2-летнего ребенка

Физическое развитие ребенка в 2 года, а именно мальчика, включает в себя несколько аспектов. Какие – будет рассмотрено ниже:

Мальчики в 2 года, согласно отечественной педиатрии, весят от 10,9 до 14,6 кг. По данным ВОЗ, эти параметры отличаются – 9,8 кг до 15,4 кг. Параметры роста примерно одинаковые – от 82 см до 93,9 см. Окружность головы мальчиков – ориентировочно от 45 см и до 51,7 см; грудь, по данным отечественных педиатров, достигает в размерах от 48,3 см до 54,6 см.

Если ребенку ранее прививались какие-либо навыки, то сейчас они могут активно использоваться в жизни. Это, например, возможность употреблять пищу аккуратно, не пачкаясь и не разливая на себя содержимое тарелки или чашки, в полной мере может пользоваться столовыми приборами, вилкой или ложкой. Он уже в состоянии проводить утренние процедуры самостоятельно, умывать и вытирать лицо, руки, чистить зубы. Ребенок в силах самостоятельно надеть на себя такие вещи, как шапка/кепка/панамка, носки, летнюю и зимнюю обувь.

Может снять все эти предметы, а также верхнюю одежду, умеет самостоятельно вытирать нос и рот. При напоминании убирает собственные игрушки. Ребенок в 2 года уже умеет писать в горшок, он может самостоятельно сообщить о своем желании жестами или словами. Все эти навыки освоены к 2-м годам только при условии, что ранее с ребенком занимались и объясняли, как правильно совершить то или иное действие.

Ребенок может самостоятельно передвигаться по ровной поверхности, поднимается и спускается по ступенькам, ходит задом наперед, прыгает, марширует, бьет мяч ногой. Бег также в полной мере освоен ребенком. Может стоять на одной ноге, а также передвигаться по узкой доске. Ребенок 2-х лет готов выполнять несложные просьбы, понимает, какой именно предмет нужно подать/отнести.

Умственное развитие мальчика 2-х лет

Умственное развитие мальчика 2-х лет поражает. Он понимает рассказ взрослого, описанный в прошлом либо настоящем времени. Речь ребенка достигает 160-170 слов. Если научить, может декламировать стихи или же просто произносить четверостишия. Если предоставить ему несложные картинки, назовет/покажет все, что изображено на них. Проявляет такие чувства, как забота, ласка и любовь. Понимает, когда нужно пожалеть. С состраданием относится к животным и людям, нуждающимся в заботе. Ребенок проявляет огромное количество эмоций. Может упрямо требовать желаемое, если старшие не позволяют ему этого. Часто отказывается общаться с незнакомыми, проявляет страх, прячась за родителей. Ему очень нравится слушать музыку, смотреть мультфильмы, может напевать знакомые слова.

Мальчик 2-летнего возраста способен выбрать из огромного множества игрушек свою любимую. По просьбе взрослого разбирает игрушки по категориям. Собирает пирамидку, матрешку, если ему предварительно показать, как это делать. Может рисовать различные линии, по просьбе, пытается нарисовать круг или квадрат. Различает вес предметов, температуру. Активно играется с машинками и прочими игрушками. Может сооружать знакомые построения, дом, гараж.

Кризис 2-х лет особенно заметен у мальчиков. Даже самые спокойные и тихие ребята нередко становятся неконтролируемыми и вечно капризными. Это временный период, и спустя небольшое количество времени он пройдет. Кризис 2-летнего возраста связан с тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свое собственное Я, понимать, что он практически самостоятельная личность. Его несогласие или капризы – один из путей формирования психологического характера ребенка.

В эти моменты важно подержать ребенка, уступая ему в мелочах. Однако ребенок должен четко знать, что некоторые моменты остаются непоколебимыми. Например, нельзя трогать розетку, включенные электрические приборы и прочие запреты, необходимые для обеспечения его безопасности. Если ребенок, идя на прогулку, не хочет, например, надевать панамку, не стоит брать его угрозами и криком. Лучше постараться объяснить ребенку, почему он должен это сделать. Объясните, что большое количество солнца вредно для ребенка, и через время у него будет болеть голова, а мама не сможет ничем помочь.

Еще один вариант, отвлечь ребенка от его несогласия по насущной теме, поговорить о чем-то отвлеченном, а через время опять вернуться к необходимому вопросу. Скорее всего, ребенок окажет согласие. Четко расписывайте план дня на ближайшие несколько часов. Ребенок должен знать, что он не сможет провести весь день за игрушками, ему нужно будет поесть, лечь спать, и т. д.

  • С ребенком нужно постоянно общаться, объяснять ему все, что его может заинтересовать. Конечно, иногда количество вопросов переваливает за пределы разума, нужно стараться терпеливо и понятно отвечать на все вопросы.
  • Активные игры должны постоянно чередоваться со спокойными. Предложите ему немного порисовать или заняться лепкой из пластилина. Такие варианты могут стать хорошей заменой сну, если ребенок категорически отказывается спать в обеденное время. К тому же лепка и рисование отлично развивают мелкую моторику пальцев.
  • Ребенок должен каждый день узнавать несколько новых слов, знать их значение и употреблять. Для этого желательно читать книжки с ребенком, объясняя все непонятные моменты.
  • Ребенок в этом возрасте с удовольствием проводит время со своими сверстниками.

Не успели оглянуться, а вашему малышу уже два года. За это время он многому научился, подрос и окреп. Теперь это уже не беспомощный карапуз, а маленький помощник и самостоятельная (ну, почти самостоятельная) личность. Последующие этапы развития детей с 2-х до 11 лет направлены на изучение конкретных ситуаций и действий.

Начинается время нескончаемых вопросов. Необходимо постараться по максимуму ответить на все интересующие ситуации. Не стоит также забывать, что малыш до сих пор получает большинство навыков через подражание. В два годика малыши очень любят копировать действия и поведение близкого взрослого. Чаще всего это обычные бытовые ситуации. Если родители убирают - дайте ему тряпку, пусть помогает. Он уже смышленый для того, чтобы понять необходимость труда. А можно вместе с ним покормить куклу. После двух лет у малыша появляются любимые игрушки, занятия (рисование, музыка, машины, куклы) при правильном подходе к ребенку можно развить у него те или иные способности. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша длительное время заниматься одним и тем же занятием, т.к. можно навсегда оттолкнуть его от данного увлечения.

Помните, воспитание детей до 3 лет - достаточно кропотливый процесс, поскольку родителям нужно будет научиться правильно реагировать на детские истерики (они случаются даже у спокойных карапузов). В силу узкого диапазона мышления и эгоцентричного нрава малыш непостоянен в действиях и поступках ему быстро надоедают игрушки, однотипные занятия - этот аспект молодым родителям нужно учитывать. Ранние этапы развития ребенка своего рода подготовка к взрослой жизни.

Как выглядит ребенок в 2 года


Что новенького

Ребёнок 2-х лет проявляет невероятно высокую физическую активность. Нельзя подавлять это стремление и пытаться удержать его в «жёстких рамках» - ведь для нормального развития двухлетнему ребёнку нужно много и часто двигаться. Умение ходить совершенствуется и малыш уже неплохо держит равновесие. Ребёнок 2 лет умеет бегать и, если на более раннем этапе своего развития он уже пытался бежать, то сейчас у него должно получаться гораздо лучше.

Что обычно уже умеет ребенок в 2 года:


  • Хорошо ходит, умеет бегать, но ещё часто падает.

  • Поднимается и опускается по ступенькам, ступая ногой на каждую ступеньку.

  • Многие дети в 2 года самостоятельно ходят на горшок или просят родителей посадить их.

  • Активно разговаривает, может строить простые предложения, состоящие из 2–3 слов. Использует прилагательные и местоимения.

  • Можно заметить, что ребёнок в 2 года начинает отдавать преимущество доминирующей руке: правша - правой, левша - левой.

  • Двухлетний ребёнок вполне осознанно стремится добиться родительского одобрения, ради чего готов выполнить посильную просьбу. Очень огорчается, если не получает заслуженной похвалы. Например, понимает и запоминает двух-этапные просьбы: «Пойди на кухню и принеси яблоко маме».

С 2 до 3 лет начинает приходить некоторое понимание абстрактных вещей. В этом возрасте ребенок вероятнее всего начинает строить простые предложения, использует прилагательные. Начинает понимать смысл слов «потом», «завтра», «больше», «меньше». Перед тем, как сделать что-то малыш может представить это в уме. Однако, не стоит забывать, что ребенок 2 лет неспособен еще поставить себе какую-либо цель и достичь ее, также недоступен ему анализ, необходимый для успешного осуществления той или иной деятельности. Ему скорее интересен сам процесс, для него это своего рода игра.Нервная система малыша находится на этапе интенсивного развития. Окончательно понятие абстрактности придет к 4–6 годам, когда нервная система будет достаточно сформирована для этого.

С 2 до 3 лет начинает отличать живых животных от игрушек, их изображающих. Например, понимает, что игрушка в виде кошки - предмет, а сама кошка - это живое существо. Любит слушать истории, произошедшие в прошлом, сознаёт, что это такое. Возможно ребёнок и раньше любил слушать читаемые мамой вслух детские рассказы, сейчас же он стал достаточно взрослым, чтобы понимать их содержание и, увлёкшись рассказом, будет ждать, когда услышит продолжение.

Так называемая мелкая моторика становится более развитой, кроха умеет составлять пирамидки, сооружать «замки» из кубиков, брать карандаш и рисовать линии на бумаге. Большая моторика ребёнка в 2 года проявляется в виде улучшившейся координации при беге, умении перешагивать через препятствия, залезать на большие предметы. Согласованность движений стала намного лучше, что можно увидеть в перешагивании через небольшие препятствия во время ходьбы.

Двухлетние детки помогают взрослому одевать себя: поднимают ножки, чтобы обуться, подставляют руки или даже стараются просунуть их в рукава. Могут самостоятельно надеть шапку или носочек. В состоянии частично раздеться без посторонней помощи. Контролируют физиологические потребности организма, знают, для чего нужен горшок, просят посадить их на него или даже садятся сами.

Что нужно знать о развитии нервной системы

Полезно знать
Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

Немного энциклопедических знаний. В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т.е. безусловных рефлексов, проходят в ниже-расположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т.п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т.е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

Физическое развитие ребенка в 2 года

К двум годам малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после каждого шага. Делает 3–5 шагов на цыпочках без поддержки.

Некоторые дети умеют подпрыгивать на месте двумя ногами, не падая. В 1 год и 10 месяцев должен уметь без поддержки не резко ударить ногой мяч так, чтобы он катился. Ударяет по мячу достаточно ловко, не падая и не спотыкаясь о него.

К двум годам хорошо играет в мяч руками. Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Скатывает мяч с горки. Умеет подкидывать его вверх.

При еде удерживает ложку как положено - между большим и указательным пальцами, самостоятельно ест из тарелки, аккуратно, не обливаясь. Если до сих пор вилку не доверяли, то может быстро научиться есть и вилкой. Во время еды свободно берет чашку, пьет из нее, не расплескивая, и ставит ее на место.

Бытовые навыки ребенка в 2 года

Начинает частично одеваться: натягивает носки, тапки, шапку, рукавицы, обувь, иногда с небольшой помощью взрослого. Может натянуть ботинок, но не всегда на нужную ногу. Частично раздевается: снимает обувь, штаны, носки.

При умывании трет ладони, часть лица. Сам вытирается полотенцем. С вашей помощью чистит зубы: вы помогаете направить щетку и выдавить немного зубной пасты на нее. Пользуется носовым платком при напоминании. Знает, где находится место для одежды, обуви, посуды, игрушек.

Растет количество и качество выполнения бытовых навыков. Легко поворачивает дверные ручки. Может вставить ключ в дверную скважину.

Однако имеется опасное расхождение между новыми возможностями ребенка и отсутствием у него чувства опасности.

Контролирует физиологические потребности. Остается сухим всю ночь, если его эффективно высаживали на горшок перед сном. Ночью можно воспользоваться горшком в том случае, когда вы заметите, что ребенок во время сна крутится, всхлипывает и проч. Это признаки позыва на мочеиспускание, поэтому можно помочь малышу проснуться и высадить на горшок.

Однако нельзя высаживать на горшок спящего ребенка - так он привыкнет мочиться во сне.

Игра ребенка в 2 года

Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из шести-восьми кубиков. После показа взрослого - паровоз-поезд: несколько кубиков (не менее четырех) в ряд, но пока еще без трубы.

Собирает по вашему указанию пирамидку по убыванию размера из двух колец. Некоторые дети - из трех, еще реже из четырех (пяти) колец разных величин (после показа). Если ребенок еще этого не делает, то научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку, с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.

При игре с вкладышами, используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Если у самого ребенка не получается, помогите ему: на глазах у малыша, сопровождая свои действия словесными комментариями, вложите фигуры обратно в соответствующие ячейки. Затем выньте все три геометрические фигуры из ячеек и предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему. После того как вы вместе с ним вложите все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание. В возрасте двух лет результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб.

Если вы играли вместе с ребенком в складывание матрешек, то сейчас он уже умеет вкладывать одну матрешку в другую. Поскольку малыш уже научился действовать с двумя матрешками, предложите ему более сложный вариант, с тремя и более матрешками. Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая. Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, теперь осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю. Постоянно подсказывайте ребенку: «Открой эту матрешку, а теперь эту», «Как закрыть матрешки?», «Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки», «Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю» и т.д.

Двухлетнему ребенку нравятся куклы, умеющие звучать. У новой куклы должны быть и волосы. Ребенок третьего года жизни будет с удовольствием их расчесывать. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу наполнить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы игрушечные кроватка, столик, стулья, посуда и другие предметы.

Сюжетная игра.
К двум годам в игре детей должно уже быть воспроизведение последовательности логически связанных действий, то есть сюжетная игра. Малыш чаще всего выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой. Например, сначала купает куклу или мишку, затем вытирает; сначала нагружает машину, а затем возит ее; сначала кормит куклу, а затем моет и вытирает посуду.

Если вы не замечаете таких действий у ребенка, поиграйте с ним.

Игра-упражнение
Положите рядом с ребенком куклу, детскую ванночку или другую достаточно большую емкость, полотенце или салфетку. Скажите ребенку: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванну, может использовать кубик вместо мыла, трет куклу, затем вытирает полотенцем.

Ребенок сам планирует игровую ситуацию после предъявления ограниченного количества игрового материала: кормит куклу, если рядом тарелочка или миска; строит гараж, если рядом кубики и машинка.

В игре использует предметы-заместители: вместо тарелки - плоская коробка, вместо машинки - продолговатый предмет из конструктора и т.д. В играх продолжает подражать бытовым действиям взрослого.

Предпочитает играть рядом с другими детьми, но большую часть времени пока еще не в общей игре. Появляется параллельная игра - малыш смотрит, как играют другие, и играет в ту же игру сам. Хотя иногда с удовольствием играет в догонялки со сверстниками. Периодически эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.

Начало посещения детского сада в этом возрасте ничего не дает для развития ребенка. Постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада становится полезным с 3 лет для девочек, с 3,5 лет для мальчиков.

Рисует.
Если уже имеет навык держания карандаша, то к двум годам может повторить нарисованную вами горизонтальную или вертикальную линию, а также закругленную линию. Учите ребенка называть то, что он рисует. Любит сам рассматривать книги с картинками - аккуратно переворачивает по одной странице.

Общение, понимание речи и эмоции ребенка в 2 года

Четко выполняет поручения (инструкции), со стоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол), требующие трех последовательных действий: во-первых, возьми чашку, во-вторых, пойди в кухню и, в-третьих, поставь чашку на стол.

Половина детей в возрасте 2 года понимают значение слова «тяжелый»: из двух предметов одинакового размера, но разного веса покажет вам или даст по вашей просьбе более тяжелый.

Попросите показать на кукле нос, глаза, уши, рот, руки, ноги, живот, волосы. К двум годам малыш должен правильно показать шесть из восьми спрошенных частей тела.

В этом возрасте ребенок хорошо ориентируется в трех цветах. Подбирает их по просьбе взрослого по образцу. Перед ребенком надо положить 6 кубиков (по два кубика синего, красного, зеленого цветов). Затем показать кубик красного цвета и сказать: «Дай мне кубик такого же цвета. Красный кубик». Малыш даст красный кубик. Затем поменяйте расположение кубиков и попросите кубик другого цвета.

Начинает называть некоторые цвета в ответ на вопрос: «Какого цвета этот кубик?»

Эмоции и общение становятся богаче: сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям. Однако чаще всего это делает по примеру взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы. Может быть эмоционально сдержанным, способным подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «это нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо». Вместе с тем остается непослушание, злится при ограничении своих действий, в ответ на грубый тон взрослого. Может упрямиться, кричать, капризничать, требуя недозволенного и настаивая на своем. Для предотвращения истерик необходимо выполнять требования воспитания, изложенные в предыдущих разделах по ключевому слову «запрет». Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи. Малыш понимает простой рассказ взрослого о событиях, с которыми ребенок сталкивался ранее. Например, о том, что он делал в этот день на прогулке или в гостях.

Понимает короткий рассказ по серии картинок с незамысловатым сюжетом. Может ответить на вопросы взрослого, касающиеся данного рассказа. Возьмите книгу с простой иллюстрированной сказкой или простенький детский комикс. Рассказ по картинке сопровождайте показом картинок и подробным объяснением сюжета этих картинок. Обратите внимание ребенка на яркие детали (что надето на герое, как его зовут и т.д.). После рассказа, показывая на детали картинок, добейтесь от ребенка ответов на вопросы: кто изображен на картинке? Что он делает? Где происходит действие? В этом возрасте малыш может обозначить словами два-три действия.

Если выложить перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными, то на вопрос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос «Где собака?» и т.д. к двум годам правильно покажет почти все известные ему объекты.

Активная речь ребенка в 2 года

Покажите ребенку несколько хорошо знакомых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Каждый раз спрашивайте, как называется предмет («Что это?»). К двум годам называет 4–5 объектов, причем делает как по просьбе, так и самостоятельно.

Таким же образом при показе фотографий, на которых в группе с другими людьми изображены родители или другие близкие, не только узнает и находит их среди других, но и называет их.

В два года активный словарный запас насчитывает не менее 40 слов (30 - у мальчиков, 50 - у девочек). В большинстве случаев намного больше (не сосчитать). Вообще, до трех лет у здоровых детей отмечается большой разброс в темпах развития речи: разный словарный запас, степень коверканья слов, разная скорость освоения фразовой речи и правильности построения предложений. Но каждый ребенок к двум годам должен знать названия и называть некоторых животных, некоторые предметы быта, одежды, посуды. Должен знать и называть имена родителей, близких взрослых, знакомых детей.

Облегченные слова заменяются правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении, то есть не так четко и правильно, как это делает взрослый.

Называет свое имя. При разговоре называет себя пока еще в третьем лице: вместо «я пошел» - «Саша пошел».

При обращении с просьбой все чаще произносит фразы из двух слов. Начинает говорить фразами (предложениями) и из трех слов. Например, «Я хочу гулять». Употребляет в речи прилагательные, а также местоимения: я, меня, ты. Достаточно понятно для родителей выражает свои потребности с помощью речи.

Может рассказать в двух-трех предложениях о том, что видит в данный момент.

Начинает задавать вопросы, в том числе первые вопросы о названиях предметов и людей: «Что это?», «Кто это?»

Какой режим у ребенка в 2 года

Чтобы малыш хорошо себя чувствовал, у него было хорошее настроение, старайтесь соблюдать режим дня.

Двух-трехлетние дети нуждаются приблизительно в 11 часах сна ночью и одном дневном сне продолжительностью 2–2,5 часа.

Большинство детей в этом возрасте ложится спать между 19:00 и 21:00 и встает между 6:30 и 8:00. Кажется, что сон вашего ребенка, наконец, напоминает ваш, но разница в том, что ребенок младше четырех лет больше времени проводит в, так называемом, «легком» или «быстром» сне. Поскольку он делает больше переходов от одной стадии сна к другой, он просыпается чаще, чем это делаете вы. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок умел сам себя успокоить и самостоятельно заснуть.

Продолжайте следить за гигиеной малыша в 2 года. Умывайтесь по утрам, регулярно чистите с ним зубы специальной детской пастой, мойте ручки перед каждым приёмом пищи, расчесываться. Учите его самостоятельно следить за собой. Объясните, что грязные руки - это плохо, а если не чистить зубы - они со временем могут испортиться. Если ребенка содержать в чистоте, то у него подсознательно вырабатывается потребность в ней.

Не забывайте гулять с ребёнком в 2 года - свежий воздух очень полезен для его растущего организма, поэтому не пропускайте ни одного дня. Одевайте его всегда по погоде, не переохлаждайте и не допускайте перегрева.

К двум годам многие малыши завершают освоение горшка. Дети могут проситься как словами, так и знаками (жестами). Если ваш ребенок ещё не ходит на горшок, не расстраивайтесь. Ведущие педиатры уверяют, что-то, что ребенок не просится на горшок до двухлетнего возраста, - физиологическая норма. Это объясняется тем, что человек не может контролировать процессы мочеиспускания и дефекации самостоятельно именно до такого возраста. И если вы только начали приучать малыша к горшку, то у вас есть одно важное преимущество - высокая вероятность того, что ребенок в 2 года уже понимает речь родителей. Большинству детей уже можно все объяснить, рассказать и избежать таким образом лишних истерик.

Как кормить ребенка в 2 года

Питание малыша 2-х лет отличается от рациона годовалого малыша, но и до взрослого рациона ему еще далеко. К двум годам ребенок становится более активным - он много двигается, разговаривает, поэтому потребность в энергии возрастает. Кроме того, к этому времени у деток нередко завершается прорезывание зубов, и теперь они могут самостоятельно справиться практически с любой пищей. В связи с этим многие родители ошибочно полагают, что ребенка можно смело переводить на «общий стол». Это распространенное представление неверно, ведь в организме ребенка первых трех лет жизни происходят изменения, которых нет у взрослых: продолжается формирование тканей, рост носит неравномерный и порой скачкообразный характер. Поэтому рацион питания ребенка в 2 года должен быть тщательно продуман и сбалансирован.

Режим кормления в этом возрасте может быть четырех или пяти разовым (в зависимости от личностных предпочтений и семейных устоев). Желательно чтобы примем пищи был регулярно в одно и то же время и между приемами пищи проходили примерно равные промежутки времени.

Полезно знать

У двухгодовалого малыша уже должно быть 20 зубов, поэтому старайтесь приучать его к самостоятельному пережёвыванию пищи. В два года ребенок вполне способен справиться с небольшими и не сильно жесткими кусочками пищи.

Чем кормить ребенка 2 лет

Мясо
К нежирным сортам мяса, которые были разрешены ранее, можно иногда добавить баранину. Кроме того, меняется способ приготовления мяса - теперь нет необходимости перемалывать его в фарш, можно резать на небольшие кусочки и варить, тушить, парить.

Очень полезна для двухлеток печень - в ней содержатся витамины, минералы, легкоусвояемые белки. Она благотворно влияет на пищеварение и кроветворение.

Кроме того, можно разнообразить перечень блюд для детей 2 лет - теперь к привычным тефтелям и перетертым супам можно добавлять мясные запеканки, рагу, соусы.

Примерная норма мяса и мясных блюд в день составляет 90 г.

Рыба
Начиная с двух лет, рыба на столе ребенка должна быть не реже двух раз в неделю. Ведь в ней содержатся белок и жирные кислоты Омега 3, которые необходимы для развития детей.

Суточная норма рыбы в рационе питания для ребенка 2 лет - 30 г в день. Лучше всего разделять недельные 210 граммов на 2–3 приема пищи. Это может быть и речная, и морская рыба (кусочки вымоченной селедки уже можно начинать давать понемногу в этом возрасте).

Предлагайте ее ребенку в виде тефтелей, котлет, зраз, просто приготовленную (запеченную, отварную, на пару) и нарезанную мелкими кусочками с овощами.

Обязательно проверяйте всю рыбу на предмет мелких костей чистыми руками или двумя вилками, чтобы они не достались с очередным кусочком ребенку. Ведь он сам их выбрать не сможет. Поэтому лучше сразу покупать сорта рыбы с малым количеством костей или рыбное филе. Можно на сваренном бульоне кормить ребенка в 2 года ухой или супами-пюре.

Молочные продукты, яйца, жиры
Не обойтись в рационе 2-х летнего малыша без каши, молочных и кисломолочных продуктов. Так как они необходимы для формирования и роста костей ребенка.

В возрасте 2 лет малыш должен выпивать около 600 мл молока в день, причем 200 из них должны быть в виде кефира. Несколько раз в неделю можно давать вареное яйцо. Также ребенок должен есть сырой творог, иногда можно сделать из него запеканку или сырники. Суточная норма масла возрастает: растительного - до 6 г, сливочного - до 12.

В питание ребенка в 2 года нужно включать и сырные продукты. Конечно же, они должны быть натуральными и дополнительно необработанные, как плавленные сырки. Самый полезный сорт сыра - это Чеддер. Он содержит больше всего белка и кальция.

В 1–2 года суточная порция сыра должна составлять всего 3–5 г. К 3 годам ее можно увеличить до 10 г. Оптимально давать этот продукт в первую половину дня. Так как пищеварительные ферменты в этот период наиболее активны.

Так как сыр довольно специфический продукт в глазах малышей, то сначала можно добавлять его в тертом виде в супы, пюре, омлеты. Обычный бутерброд с сыром у крохи будет пользоваться спросом годам к трем.

Интересно, что в странах Европы сыр предлагают детям уже с шести месяцев, но наши отечественные педиатры рекомендуют соблюдать осторожность и обезопасить ребенка от возможной аллергии и проблем с желудочно-кишечным трактом.

Полезно знать

Разные сорта старых сыров, с плесенью - все это ребенок сможет попробовать, когда у него полностью сформируется пищеварительная и ферментативная система. В случае его употребления высок риск аллергических реакций. Такие продукты ему можно есть примерно после 12 лет.

Фрукты и овощи
Это источник витаминов, минералов и клетчатки, столь необходимой для обмена веществ. В сутки ребенок должен потреблять не менее 250 г овощей. Включайте в его рацион все возможные сезонные овощи, зимой можно давать в небольшом количестве квашеную капусту, соленые огурцы и помидоры.

Что качается фруктов и ягод - в этом возрасте можно уже практически все, важно не допускать переедания, чтобы не вызвать расстройства пищеварения.

Крупы и хлеб
Каши для двухлетнего ребенка можно делать более густые и вязкие, чем ранее. Если кроха отказывается от предлагаемого блюда, добавьте туда сухофрукты, орехи, мед.

Обязательно должен присутствовать в питании ребенка хлеб - около 100 г в день, предпочтительно из муки грубого помола. Что касается режима питания ребенка в 2 года, то теперь следует переходить на четырехкратный прием пищи с интервалом в 4 часа. Ужин - не менее, чем за 2 часа до сна.

Полезно знать

Сладости. Сахар и все продукты, в которые он входит: кондитерские изделия, мороженое, подслащенные соки - ребенку до 3 лет давать вообще не рекомендуется. Это относится и к шоколаду. Помимо того, что шоколад содержит очень большое количество сахара, в нем также слишком много какао и различных добавок, которые очень часто вызывают у детей аллергию.

В качестве альтернативы можно предложить малышу зефир, фруктовый мармелад и пастилу: они не содержат сахара, а сладкий вкус им придает фруктоза (фруктовый сахар, содержащийся во фруктах и овощах), которая для организма полезна.

Что нельзя давать детям в 2 года

Колбасы.
Продукты переработки мяса, к которым относятся все колбасы (и вареные, и копченые), а также копченая, вяленая или сушеная рыба, ветчина, копченая грудинка в детском питании тоже недопустимы. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они довольно ощутимо «бьют» по пищеварительным и выделительным органам. К тому же, эти продукты содержат большое количество красителей, ароматизаторов, пищевых добавок и уже упомянутых ранее канцерогенов.

Консервы.
Мясные и рыбные консервы (если это не специализированные детские продукты, а обычные «взрослые» консервы из ближайшего магазина) насыщены солью, перцем, уксусом и различными консервантами. В питании детей они присутствовать не должны. То же самое относится и к домашним заготовкам, в которые обычно добавляют много специй, соли, уксус или аспирин, которые крайне негативно влияют на работу желудка и кишечника малыша.

Рецепты:

Картофельно-печеночное пюре
Картофель (2 шт.), куриная печень (80 г.), куриный бульон (150 мл.), морковь (40 г.), репчатый лук (20 г.), соль (по вкусу), растительное масло (1 чайная ложка)

Промыть печень, порезать на небольшие кусочки. Обжарить с луком на сковороде в течение 15 минут. Добавить тертую морковь, куриный бульон и очищенный, порезанный картофель. Посолить и тушить до готовности (минут 20–25). Затем перемолоть массу в пюре при помощи блендера.

Овсяные оладьи с яблоком
Овсяные хлопья (100 г.), 1 свежее яблоко, мука пшеничная (30–40 г.), 1 куриное яйцо, сахар (по вкусу), растительное масло (1–2 столовые ложки)

Овсяные хлопья перемолоть на кофемолке. Получившуюся овсяную муку смешать с пшеничной мукой и яйцом, добавить тертое яблоко. Сформировать небольшие лепешки и испечь на сковороде. Подавать можно со сметаной или джемом, если у малыша нет аллергии.

Яблоко, запеченное с творогом
Яблоко (1 шт.), творог (30 г.), сахар (1 чайная ложка), изюм (1 чайная ложка), сахарная пудра (по вкусу)

Яблоко помыть, ножом вырезать сердцевину (не насквозь). Смешать творог с изюмом и сахаром, заполнить яблоко. Положить яблоко на противень с небольшим количеством воды. Запекать яблоко в духовке при температуре 180–200 градусов в течение 15–20 минут. Готовое яблоко посыпать сахарной пудрой.

Как развивать ребенка в 2 года

Основные правила проведения развивающих занятий с детьми 2 лет.

  • Планируя игру, нужно помнить, что ее длительность не должна превышать 10 минут. Дело в том, что в этом возрасте внимание малыша еще настолько неустойчиво, что он быстро потеряет интерес к затянувшемуся процессу, не дождется его логического конца.

  • Начинать игру не стоит, если скоро обед или подходит время сна. Почему? Можно не успеть доиграть, а восстановить процесс уже не удастся. Да и малыш будет просто в не настроении из-за сонливости или голода.

  • Дидактические материалы должны быть готовы до начала игры и находиться под рукой. Ведь такой маленький ребёнок не будет терпеливо дожидаться, пока взрослый что-то доклеит, дорисует и т.д.

  • Если используются готовые развивающие игры для детей 2 лет, необходимо убирать их каждый раз после занятия, а не оставлять в детских ручках. Складывать карточки и другие материалы можно вместе с малышом, тем самым приучая его к порядку.

  • Каждая игра имеет рекомендации, но это не значит, что им нужно слепо следовать. Родители должны, прежде всего, ориентироваться на уровень развития своего ребенка, учитывать его индивидуальные особенности. Малыш всё равно не в состоянии усвоить больше своих возможностей.

Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотей (А. Зайцев, Л. Никитина и др.).

Традиционная педагогика воздерживается от такой жесткой рекомендации, потому что в этом возрасте развитие ребенка протекает очень индивидуально, и что одному на пользу - другому во вред. Но можно приобрести плакат-алфавит и кубики с буквами. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Нужно убедиться, что дитя с интересом будет их разглядывать, и на его вопрос «это что?», называть звуки. Вначале следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а потом - и согласными (м, б, п, в, и пр.), он очень скоро их запомнит. Пока этого вполне достаточно.

Продолжаем пальчиковые игры

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Катаем шарик.
Учим ребёнка катать шарик ладошкой по столу, не теряя его.
Стих-сопровождение:
Покатился колобок,
колобок-румяный бок,
по дорожке, по тропинке,
Прямо…
(имя ребёнка) в корзинку!
А где колобок?
(движение останавливается)
Вот он! (ребёнок берёт шарик в руку и показывает маме)
Повтор раза 2, для обеих рук.

Катаем карандашик.
Ребёнку выдаётся гранёный карандаш. Карандаш зажимается в вертикальном положении, и дети катают его в руках с помощью мам. Цель - не уронить и отработать движение руками «Вперёд-назад».

Полезно знать

От рождения ребёнок легко делает то, что требует синхронного движения рук: броски, поднимание предметов. Но движения, где руки движутся автономно, даются тяжело. Поэтому мы начинаем стимулировать автономную работу рук и рук отдельно от ног. Это не только поможет ребёнку лучше развиваться и активнее исследовать мир, но и развивает связи между полушариями, что способствует развитию мышления.

Дятел.
Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крыльями),
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами по столу),
Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крыльями),
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (указательными, потом поочерёдно всеми остальными пальцами)

Игры для развития ребенка 2–3 лет:

А где у нас...?
В эту игру вы начинали играть давно, но она по прежнему может быть интересна ребенку, только усложняйте задания. Попросите его принести большой мячик (мячик красного цвета, один кубик, много кубиков, если освоен счет, то 2 кубика). В игре можно использовать машинку для транспортировки груза. Вы в это время можете заниматься своими делами, и давать ребенку задания.

Знакомство с окружающей средой.
Гуляя по парку или просто на улице, всегда обращайте внимание ребенка на что-то новое и интересное, для страх знакомых понятий открывайте новые качества. Например, не просто «Смотри какая елочка», а «Смотри какие иголки, они колючие».

Что в мешочке?
Возьмите не прозрачный мешочек и сложите в него знакомые ребенку игрушки. Попросите его просунуть рубку в мешочек и взять одну игрушку. Пусть он попробует угадать, что за игрушка у него в руке.

Большой, средний, маленький.
Нужно учить ребенка различать не только понятия большой и маленький, но средний. Для игры удобно использовать матрешку. Возьмите 3 матрешки. Покажите большую и маленькую, спрячьте маленькую в большую. Теперь возьмите среднюю матрешку. Покажите, что она помещаться в большую, но не помещается в маленькую. Скажите: «Это средняя матрешка». Покажите, что маленькая матрешка может спрятаться и в большую, и в среднюю, а средняя только в большую, а в маленькую нет.

Необходимо постоянно обращать внимание детей на размер предметов. Например, на улице замечать большие и маленькие машины, дома, деревья, людей. Также можно сравнивать одежду: у мамы платье большое, а у дочери - маленькое или посуду: розетка - маленькая, а тарелка - большая, и т.д.

Покажи картинку.
Возьмите 3 картинки с любым изображением (можно фотографии), например - кошечку, девочку и собачку. Разложите их перед ребенком, дайте время, чтобы он их рассмотрел и запомнил. Переверните одну картинку и скажите: «Спрячу кошечку». Попросите ребенка показать, где кошечка, куда она спряталась. Теперь переверните 2 картинки: «Спрячу кошечку и девочку». Попросите его теперь показать, где спряталась кошечка, а где девочка. Как только ребенок будет с легкость справляться с 2 картинками, добавляйте еще одну, а потом увеличивайте количество картинок. Обязательно хвалите его.

Вам понадобятся картинки, на которых выполняется какое-то действие (кто-то спит, кто идет, кто-то смеется и т.д.). Разложите перед ребенком картинки и дайте их рассмотреть. Теперь спросите: «А кто на картинке смеется?». Старайтесь, что ребенок не просто показывал пальчиком, а произносил слова.

Вам понадобятся картинки, на которых один объект выполняет разные действия (киса кушает, умывается, спит). Разложите картинки перед ребенком, чтобы он их рассмотрел и расскажите, подробно, что дает киса на каждой картинки. Попробуйте поменяться ролями, и попросите, взяв в руку картинку, спросить, что на картинке делает киса. Похвалите его за ответ. Постепенно добавляйте уточняющие вопросы: на чем спит, какая киса и т.д.

Как развить у ребенка цветовое восприятие?
Восприятие цветовой палитры при отсутствии нарушений работы органов зрения у всех детей приблизительно одинаково до 3–3,5 лет. В 2 года ребёнок должен уметь различать чётко не менее 4 основных цветов: жёлтый, красный, зелёный, синий. Ещё не умея назвать эти цвета, ребёнок должен уметь отложить отдельно фишки зелёного от фишек красного цвета, сложить пирамидку из кубиков одного цвета. К 3 годам ребёнок должен уметь дифференцировать не менее 10 цветов, при этом чётко различая сходные цвета: оранжевый и жёлтый, голубой и синий.

Первоначальные упражнения должны начинаться с 4 основных цветов с добавлением постепенно иных, в том числе и сложно-цветовых оттенков. Вводят цвета по принципу добавления наиболее часто встречающихся цветов. Именно поэтому чёрный или белый добавляются в активное изучение, как правило, позже, скажем, оранжевого.

Стараетесь подчинять игры одному изучаемому цвету, но чтобы не было скучно, в течение обучающих игр оперируете 1–2 цветами, чётко проговаривая окончания: «посмотри, мы берём жёлтый кубик и ставим его на жёлтый кубик. У нас получается желтая башня. А рядом мы строим Красную башню. Вот красный кубик. А вот тебе в руку красный кубик, куда надо поставить этот красный кубик? Правильно, вот на эту красную башню»….

Игры на дифференциацию цветов:

Игры с пробками от бутылок - собирать картинки, разбирать по цветам.

Игры с кубиками : построить для желтого цыплёнка жёлтую башню из кубиков, а для зелёной лягушки - зелёную. И обратная игра - построили зелёную башню (зелёный домик), кого туда посадим жить? Конечно, зелёную лягушку.

Игры с мозаикой - в разные углы игрового поля втыкать гвоздики определённого цвета. Сначала втыкаются бессистемно, кучкой, но чтобы в одном углу оказались синие фишки, в другом - жёлтые и т.д. Ребёнок не будет играть в мозаику, если вы ему не поможете облечь процесс обучения в игровую форму. Скажите, что вот тут - грядки с красными ягодками, а вот тут надо посадить зелёные. Или, что здесь солдаты синей армии, а здесь - зелёной.

Игры с пластилином - слепите колбаску-червячка жёлтого цвета и червяка красного цветов. Сделайте много-много ягодок - шариков и накормите жёлтого червяка жёлтыми ягодками, а красного-красными.

Нарежьте из картона 8 кругов четыре - желтого цвета, 4 - зелёного цвета, перемешайте и попросите найти вот такие жёлтые круги. Вместе с ребёнком наклейте на лист бумаги в ряд жёлтые круги и отдельно в ряд - зелёные. Нарисуйте глазки и ротик - две весёлые гусеницы поползли по дорожке. А, может, это бусы мамы? Или дорожка на даче, по которой можно пройтись пальчиками - топ-топ!

Вырежьте из листа цветного картона бабочку, пусть ребёнок украсит крылья пятнышками из цветной бумаги и комочков пластилина. Причём верхние крылья будут только с жёлтыми пятнами, а нижние - только с синими.

Конечно, игр может быть гораздо больше, главное, чтобы процесс обучения проходил весело.

Как играть с ребенком в 2 года

В два года у малыша активно развиваются самостоятельность и творческие способности. Помогайте ему, стимулируйте его. В этом возрасте так легко отбить желание у малыша что-либо делать, поэтому не ругайте его за мелкие промахи и ошибки. Пусть у него еще не всё получается, но он очень старается. Чаще хвалите и поощряйте своего малыша.

Активно-подвижные игры:


  • Бег (по нарисованным мелом на асфальте прямой, волнистой, зигзагообразной линиям).

  • Различные игры со сверстниками, где необходимо бегать или быстро ходить (например, организованные родителями соревнования «Кто быстрее добежит?», «Кто скорее дойдет?»).

  • Игры с мячом (катание мяча, ребенок ловит его руками, позже, когда это движение освоено, - ногами, первые попытки поймать мяч и бросить его самому, ведение мяча рукой (впоследствии ногой) в заданном направлении, бег с мячом в руках, впоследствии прыжки с мячом в руках).

  • Игры с кеглями (выбивание мячом кеглей (первоначально мяч катают, потом - бросают), беганье между кеглями так, чтобы их не уронить).

  • Игра в прятки - в этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком.

  • Игры, требующие умения прыгать (ребенку этого возраста пока еще тяжело приподнять свое туловище над землей, поэтому стоит учить малыша прыгать, держа его за руки, для этого можно предложить попрыгать под веселую считалочку или под счет. Когда прыжки будут чуть-чуть получаться, можно попробовать начертить на асфальте недалеко друг от друга различные несложные рисунки: грибок, домик, матрешку, елочку - и просить ребенка прыгать на то изображение, которое вы называете. Впоследствии вместо изображений, можно использовать геометрические фигуры, цифры и буквы).

Игрушки для ребенка в 2 года

В этом возрасте дети очень любят реалистичные игрушки, которые подходят для сюжетных игр (игрушечная посуда, мебель, инструменты, наборы доктора, парикмахера, магазинчика и другие). Главное чтобы игрушек не было в избытке, лучше время от времени убирать игрушки которые уже надоели малышу, а через какое-то время дать ему их снова.

Для обучения ребенка хорошо подходят наборы фруктов, овощей, животных.

Для развития ребенка по прежнему необходимы кубики, пирамидки, элементарные конструкторы, пособия по правильному соотношению геометрических форм. В этом возрасте можно приобрести для малыша динамические игрушки (игрушки-каталки, юлу, неваляшку, лошадку-качалку и другие).

Для подвижных игр может понадобиться мяч, обруч, кегли и др.

Нужно ли идти в поликлинику в 2 года

В 2 года необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит на сколько соответствует возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию. В два года следует посетить стоматолога. Также назначают контрольные анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов.

Время чтения: 8 минут

Родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 2 года, чтобы предупредить возможные отклонения, при этом важно помнить, что нормы развития для мальчиков и девочек отличаются. Жестких рамок того, что должен уметь малыш в определенном возрасте, нет, потому как каждый человек индивидуален. Ознакомьтесь с общепринятым минимальным набором навыков, которым должен обладать каждый малыш, а также узнайте, чему можно научить ребенка в 2 года.

Развитие ребенка в 2 года

Рост и вес – основные физические параметры, за которыми строго следят родители и педиатры. Двухлетние дети интенсивно растут. Вес тела малыша должен составлять 1/5 часть от массы взрослого. Нормой считаются такие показатели для мальчиков и девочек:

На данные параметры влияют такие факторы, как питание, физические нагрузки, климатические условия, наследственность и экология, поэтому если ваше чадо перебирает или недобирает в весе, это вовсе не говорит об отставании или несвоевременном развитии. Делать какие-либо выводы обязаны специалисты, а основаниями выступают проведенные обследования.

Родители должны обращать внимание и на общий внешний вид малыша – пропорции тела, особенности мышечной массы и скелета :

  • Нормой считается, когда дети прогибают спину назад, а живот выпячивают – это связано с тем, что внутренним органам мало места в брюшной полости.
  • Длинные руки и туловище + короткие ноги говорят о смещении центра тяжести вверх.
  • Голова больше туловища, что является нормой с анатомической точки зрения.
  • Для двухлетнего малыша характерны складки на ногах, руках, пухлые щеки, ямочки в сгибах локтей, колен. Со временем мышечная ткань заместит жировую.
  • Кости скелета имеют большое количество хрящевой ткани, все еще остаются податливыми и мягкими, потому что окостенение находится на завершающей стадии. Кости хребта и черепные кости в этом возрасте становятся крепкими.

Что умеет ребенок в 2 года

Вопрос, что должен знать ребенок в 2 года, волнует многих родителей, ведь если он заметно отстает от своих сверстников, необходимо немедленно реагировать и проконсультироваться с врачом. Возрастные нормы развития служат ориентиром – важно, чтобы с увеличением роста малыш еще и развивался, постепенно как бы поднимаясь по ступеням вверх . Ознакомьтесь с тем, какими должны быть навыки ребенка в 2 года.

Речь ребенка

Маленький человечек всеми способами старается сообщать родителям обо всех своих чувствах. Словарный запас хорошо развитого 2-летнего малыша в среднем составляет около 50 слов , хотя некоторые дети знают и больше. Минимальный набор слов «что должен говорить ребенок в 2 года» состоит из известных ему вещей (стул, стол, кровать), животных (рыбка, собака, птичка, кошка), пищи (чай, каша, банан, суп). Некоторые дети даже запоминают имена знакомых людей – дядя Петя, тетя Катя.

Два года – возраст, когда совершенствуется слуховое восприятие речи, при этом кроха старается максимально пополнить свой словарный запас. Родители должны вести дневник, в котором будут записаны все новые слова, произнесенные их малышом. Каждые три месяца надо подводить итоги записей. Так, к 24 месяцу жизни малыш должен уметь:

  • выполнять задания: положи на стул, принеси игрушку, не слезай с кровати;
  • правильно понимать просьбы взрослых;
  • говорить простыми фразами, пусть они и звучат не совсем внятно: мама, дай мне; птичка улетела; не хочу есть кашу;
  • говорить так, чтобы 75% сказанного было понятно взрослому человеку.

Физическое развитие

Двухлетние малыши проявляют интерес ко всем вещам и событиям, которые с ними происходят. Физическое развитие включает в себя оценку двигательных навыков: в 2 года важна координация движений, их согласованность. После года дети начинают ходить, а к двум они должны в совершенстве овладеть данным умением: движения должны стать уверенными, хождение – осознанным. Ставя перед собой цель, ребенок 2-х лет пытается самостоятельно ее достичь, например, поймать птичку, залезть по лестнице, добраться до нужной игрушки. Помимо этого хорошо развитый малыш должен:

  • бегать, пусть и не быстро, но не спотыкаясь;
  • подниматься по лестнице без помощи взрослого (придерживаясь за перила);
  • стоять поочередно на правой и левой ноге, удерживая собственный вес в течение нескольких секунд;
  • бросать, пинать мяч;
  • уметь держать карандаш в руке, уметь рисовать им;
  • перемещаться по зигзагообразной линии, по кругу, задом наперед, прыгать.

Пусть прогресс весьма впечатляющий, координация движений еще не слишком хорошо развита: многие дети растопыривают руки, чтобы удержать равновесие или испытывают затруднения со своевременной остановкой при быстром передвижении. Большинство мальчиков и девочек продолжают часто падать – это не является проблемой, потому как неуклюжесть в движениях иногда наблюдается до подросткового возраста. Однако дети 2-х лет хорошо работают руками: с удовольствием рисуют, лепят из пластилина, ловят мяч с небольшого расстояния.

Когнитивное развитие

Речь напрямую влияет на мышление, поэтому с малышом необходимо постоянно разговаривать, комментировать любое действие, объяснять все, не оставляя без ответа ни одного вопроса. Двухлетние мальчики и девочки должны:

  • самостоятельно складывать пирамидку из 7-8 колец с учетом их размера;
  • различать предметы по характеристикам: теплый-холодный, маленький-большой;
  • повторять последовательность движений, разучивая простые элементы активных движений;
  • различать до 8 цветов;
  • собирать пазлы из 2-4 элементов;
  • уметь показать свой возраст на пальцах;
  • знать, кто – мальчик, а кто – девочка;
  • складывать матрешку или засовывать один предмет в другой;
  • знать основные геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг, уметь показать их на картинке;
  • противопоставлять и сопоставлять предметы, группировать их по цвету, форме, размеру.

Двухлетние малыши предпочитают подражать взрослым: любое занятие сопровождается радостным возгласом «И я!». Не стоит препятствовать здоровому энтузиазму, можете приучать малыша помогать родителям – во время уборки дайте тряпочку, пусть сам протирает пыль, моет полы, позвольте малышу собирать в ведро выкопанный на даче картофель или другие овощи.

Эмоциональное развитие

В двухлетнем возрасте малыш очень требователен, ведь сейчас он становится личностью со своим собственным мнением. Эмоциональные навыки у каждого разнообразные, например , ребенок:

  • радуется, когда получается совершить задуманное, высказывает недовольство, когда попытка была неудачной;
  • плачет в случае неодобрения своих действий, если слышит отказ;
  • при общении со знакомыми выражает яркие эмоции;
  • не способен долго играть в одну игру или удерживать внимание на одном предмете;
  • самостоятельно налаживает контакты с окружающими, заводит друзей;
  • все еще привязан к родителям, однако общение с незнакомыми, особенно, детьми, вызывает у него интерес.

Развитие мелкой моторики

Большинство родителей интересуются, какие есть нормы развития ребенка в 2 года. Для тренировки интеллекта важно уделить особое внимание работе с мелкой моторикой. Для этого надо проводить занятия с небольшими предметами: игры с мелкими камешками, фасолью, нанизывание бусинок, работу с пластилином. Родители могут начинать давать крохе пользоваться ножницами, однако не стоит забывать, что с мелкими или колющими предметами малыша одного оставлять категорически нельзя.

Социально-бытовые навыки

Двухлетний малыш пытается все делать самостоятельно, а помогать ему родители должны только в случае явно неудачных попыток. Нужно объяснять, как правильно делать, чтобы в следующий раз все получилось. Список того, что должен уметь делать ребенок в 2 года в плане бытовых навыков, зависит от того, что родители смогли ему привить:

  • самостоятельно держит ложку, кушает ложкой, не роняя при этом еду и не пачкаясь;
  • сам моет руки, умывается;
  • чистит зубы с помощью взрослого;
  • самостоятельно натягивает носки, шапку, варежки;
  • контролирует свои физиологические потребности: просится на горшок, однако терпеть пока долго не может;
  • пытается надеть ботинки, кофту, но часто путается, где левая или правая рука или нога.

Как развивать ребенка в 2 года

Чтобы развивать умения ребенка в 2 года, помочь ему расширить кругозор и получить новые знания, родители должны играть и заниматься со своим чадом. Важно уделять как можно больше времени малышу, отвечать на вопросы, постоянно общаться, создавая благотворную почву для нормального развития. Ознакомьтесь с играми и упражнениями для малышей двух лет.

Упражнения

Благодаря физическим упражнениям у детей 2-х лет укрепляются кости, развиваются мышцы спины, правильно формируется опорно-двигательный аппарат. Недостаточная активность может стать причиной плохой осанки, что чревато развитием сколиоза. Родители должны заниматься с малышом, однако при этом стоит учитывать, что он будет выполнять интересные задания, поэтому занятия необходимо проводить в игровой форме, с любимыми игрушками. Для физического развития подойдут, например, такие упражнения:

  1. «Сбор урожая». Разбросайте по полу игрушечные овощи, фрукты, небольшие мячики. Дайте малышу корзинку для сбора урожая – для этого ему придется наклоняться или приседать.
  2. Игры с мячом, фитболом. Мяч можно пинать, перекатывать руками или бегать за ним – это способствует развитию координации.
  3. Зарядка. Приседания, прыжки, потягивания, повороты под веселую музыку понравятся любому малышу.
  4. Превращения – крохе нужно изображать транспорт, птиц, животных. Например, можно попросить показать, как птичка машет крыльями, как прыгает лягушка.

Для развития мелкой моторики подойдут творческие занятия, пальчиковая гимнастика. Ребенок может похлопать в ладоши, меняя темп и громкость, сжимать и разжимать кулачки, похлопать пальцами по столу. Полезными будут еще такие упражнения:

  • «хождение» по мебели указательным и средним пальцами с постепенным наращиванием темпа и обязательной сменой рук;
  • поочередное перекатывание пальцами мелких предметов: камешков, шариков, бусин;
  • сбор пальцев рук в «щепотку», последующее их разведение;
  • махание в воздухе только пальцами.

Активные игры

В 2 года малыши начинают бегать, осваивают новое, поэтому от активных игр не откажутся. Однако стоит учитывать, что дети быстро устают, поэтому игры нужно чередовать с отдыхом. Можете развлечься со своим чадом на улице или в квартире так:

  1. Бросайте мяч с близкого расстояния в руки – так развиваются хватательные движения, у малыша улучшается управление собственным телом.
  2. Поиграйте в «съедобное-несъедобное» – это поможет улучшить реакцию на внешние воздействия, увеличит познания, что можно кушать, а что нет.
  3. Учите кроху бросать мяч в заданном направлении, подбрасывать вверх, ловить.
  4. Поиграйте в футбол, чтобы малыш попадал по мячу ногой в движении, чередуя то левую, то правую ногу.

Поводы для беспокойства

Разобравшись, что должен уметь ребенок в 2 года, нужно обратить внимание на поведение своего чада. Если малыш не обращает никакого внимания на просьбы, или неадекватно на них реагирует, не говорит, не пытается контактировать с другими детьми – это повод, чтобы обратиться к педиатру или детскому психологу. Странное поведение может быть вызвано с:

  • плохим самочувствием ребенка;
  • воспалительным процессом в зоне внутреннего или среднего уха;
  • симптомами аутизма;
  • задержкой речевого развития;
  • иными медицинскими проблемами, которые можно и нужно устранить в детском возрасте.

Видео



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение