Конспект по этикету в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых частов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).

В возрасте 7-9 мес. малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20-25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т. п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных). В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.



Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза1 параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый "качественный скачок", чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.



Этногенез (отгреч. ontos-сущее,genesis- происхождение, развитие) - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте "полагается" произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

И, наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррек-ционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1. подготовительный - до одного года;

2. преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

3. дошкольный - до 7 лет;

4. школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап - подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. - лепет (агу-агу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (гик-гак, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап - преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа,подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. -10-15 слов; к концу 2-го г. - 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. - около 1000 слов (т. е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом - примитивными фразами без согласования ("Мама, пить мамуле Тата" - Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки "леять", вместо лопатка "копатка" и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о "чувстве языка". Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение ("Я куклу в такое красивое платье одела"; "Я стану большим сильным дядей").

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений ("Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины"; "Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют").

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап - школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

1) быть психически и соматически здоровым;

2) иметь нормальные умственные способности;

3) иметь нормальный слух и зрение;

4) обладать достаточной психической активностью;

5) обладать потребностью в речевом общении;

6) иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Литература

1. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - С. 11-84.

2. Гриншпун Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков. - М., 1969. - С. 40-59.

3. Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

4. Левина Р. Б. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. - С. 7-30.

5. Правдива О. В. Логопедия. - М., 1973. - С. S-20.

6. Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. - М„ 1969. - С. 30-39.

Беседа: «Роль слуха и зрения в развитии речи детей»

и «Этапы речевого развития детей»

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда у ребенка полноценное зрение и слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на слух проявляется расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звуки, звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, дай-дай, иди-иди).

В возрасте 7 – 9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.

При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Исследования Л.В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 – 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков.

Понижение слуха, которое возникло до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит как правило, к О.Н.Р. у детей (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает.

В таких случаях без специального воздействия сурдолога, логопеда речь у таких детей не развивается.

Слух человека отличается от слуха животных тем, что человеческий слух точно различает звуки человеческой речи, (т.е. фонемы). В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо еще понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения.

Обычно к 4 годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет огромное значение в развитии речи. Слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже, т.к. зрячий ребенок внимательно наблюдает за положением языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка слух и зрение развиваются. Речь служит показателем умственного развития ребенка.

Кроме того, нужно четко знать каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит. Нормальное это явление или нет, педагог, воспитатель, родители могут решить, если знают, когда при нормальном развитии появляются первые слова. Это также необходимо знать при диагностике нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения. Правильно ли это? Нет! Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в этом возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется физиологическим косноязычием, оно вполне закономерно и обусловлено еще и недостаточной сформированности артикуляционного аппарата. Знание законов речевого развития нужно еще и для того, чтобы правильно построить коррекционную, воспитательную работы.

Например, обучая неговорящих детей (алаликов) очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Поэтому, если сразу развивать у ребенка речь, то работа не принесет желаемого результата.

Например, А.Н. Гвоздев выделяет в речи ряд периодов.

Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет всего два периода:

1-й – подготовительный (до одного года),

2-й период – этап самостоятельного оформления речи.

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный (до 1 года),

2-й этап – первоначального овладения языком (до 3-х лет),

3-й – дошкольный этап (до 7 лет),

4-й – школьный (от 7 лет и выше).

Остановимся подробно на каждом этапе.

1-й этап – подготовительный.

В 1 месяц ребенок успокаивается мелодичной песней (колыбельной). Следит глазами, поворачивает голову в сторону говорящего. Реагирует на интонацию: на ласковую - оживляются, на резкую – плачут.

в 2 месяца появляется гуление и к началу 3 месяца – лепет (агу – угу – тя-тя, ба-ба и т.п.)

В 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит губы взрослого и пытается ему подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения губ ведет к закреплению двигательного навыка.

В 6 месяцев – появляются первые слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па). Ребенок также воспринимает темп, ритм, интонацию, мелодику.

В 7 – 9 месяцев – повторяет за взрослым разные сочетания звуков.

В 10 – 11 месяцев – появляется реакция на первые слова.

В 12 месяцев, т.е. к году – появляются первые слова.

2-й этап – преддошкольный (от 1 – 3-х лет)

Ребенок много и охотно повторяет за взрослым и сам произносит слова, но путает звуки, переставляет их, искажает, опускает. Одним словом ребенок может обозначать предмет, и просьбу, и чувства. Это ситуативная речь, она сопровождается мимикой, жестами.

В 1,5 года ребенок начинает понимать словесное объяснение взрослого, т.е. уже слова обобщает. В 1,5 года у ребенка 10 – 15 слов.

В 2 года – 300 слов (т.е. за 6 месяцев около 300 слов).

К 3-м годам – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй.

3-й этап – дошкольный (от 3 до 7 лет)

От 3 – 7 лет у детей еще наблюдается неправильное произношение звуков «р», «л», шипящих, свистящих, реже наблюдаются дефекты смягчения, озвончения и йотации. Дети сами на слух слышат свое неправильное произношение, начинают его исправлять в некоторых случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В 4 – 6 лет в словаре детей – 3000 – 4000 слов. Значения слов уточняются, обобщаются.

К.Д. Ушинский придавал большое значение «чувству языка», которое подсказывает ребенку, место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

В 4 года дети хорошо пользуются в речи простыми и сложными предложениями («Я куклу в такое красивое платье одела. Я стану большим сильным дядей»).

В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины». «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»)

Дети пользуются рассказом, пересказывают сказки из 40 – 50 предложений, т.е. развивается монологическая речь.

В 4 года ребенок различает, дифференцирует все звуки родного языка.

4-й этап – школьный (от 7 – 17 лет)

Появляется новая речь – письменная. Дети усваивают грамматические правила, речь их перестраивается: от восприятия и различения звуков до сознательного использования всех языковых средств. Чтобы процесс речевого развития у детей протекал нормально, необходимо, чтобы:

Ребенок должен:

Быть психически и соматически здоровым (soma (греч.) – тело человека, т.е. организм), иметь нормальные умственные способности;

Иметь нормальный слух и зрение;

Обладать достаточной психической активностью;

Обладать потребностью в речевом общении;

Иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие тесным образом связаны с развитие мышления.

Беседу подготовила воспитатель Гаврилова З.И.

Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка, т. к. слепые дети и слепые взрослые ориенти­руются на акустические каналы речевой информации, иногда – на так­тильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при пере­ходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с овладением навыками чтения и письма.

С другой стороны, установленным является факт, что слепые от рождения дети, даже при нормальном слухе, начинают говорить значительно поз­же. Это связано с развитием речевого подражания (эхолалии), которое начинается со второго полугодия первого года жизни ребёнка. Зрячий ребёнок, фиксируя взгляд на лице говорящего, начинает закрывать и открывать рот, двигать губами, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям, затем начинает повторять звуки, а потом и целые слова. Эхолалия бывает хорошо выражена уже на втором году жизни ребёнка. Рефлексы подражания и повторения сохраняют свою силу и в 5-6 лет, в связи с чем, в этом возрасте рекомендуют начинать изучение иностранного языка.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и при своём формировании речь включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Снижается количество получаемой информации. Увеличивается роль слуха, осязания (ощупывание предметов при их восприятии) и др. анализаторов в жизни и деятельности слепых и слабовидящих. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, ориентировке в пространстве и т. д.

Значительные изменения происходят в физическом развитии ребёнка: нарушается точность движений, снижается их интенсивность, в то время как развитие двигательного анализатора и активный двигательный режим – это мощные стимуляторы речевой функции, поскольку механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой речевых центров с моторными зонами коры.



Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе межличностного общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм».

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым и слабовидящим специфической психологической системы, со своими особенностями восприятия, мышления, памяти, эмоций и пр.

Наше мышлениесостоит в установлении отношений между восприятиями и понятиями (умозаключениями). Логично поэтому представить, что если при нарушениях зрения страдает восприятие, то должны страдать и умозаключения. Однако большинство авторов прямо или косвенно указывают на отсутствие корреляции уровня развития мышления и памяти с нарушением остроты зре­ния, признавая, однако, их замедленное развитие.

Речь как основа мышления

Речь очень рано включается в процесс умственного развития ребенка. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. У взрослого человека речь, так или иначе, участвует во всех его психиче­ских процессах, познавательной деятельности, мышлении, памяти и пр.

Известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться интеллекту­альное развитие. Исследователи утверждают, что речевые нарушения (в том чис­ле и общее недоразвитие речи), у детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью встречаются гораздо чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Следовательно, ЦНС играет огромную роль в речевом развитии ре­бенка.

С другой стороны, у ребенка с общим недоразвитием речи часто отмечаются отклонения в развитии его психических функций: замедление темпов психического развития, гностических мыслительных процессов, аномальное развитие эмо­ционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом. Поэтому принято рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка.

В 1982 году английский учёный Р. Сперри был удостоен Нобелевской премии за исследования, которые показали, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь. Это следует понимать как то, что левополушарные структуры обеспечивают самые важные – аналитическую и абстрактно-логическую – со­ставляющие речевой функции. Левое полушарие ответственно за понимание речи, за выполнение движений и жестов, связанных с языком, за математические расчёты, интерпретацию символических понятий. По мере развития лексико-грамматической стороны речи, ребенок овладе­вает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез, лежащими в основе абстрактного мышления.

Кора же правого полушария контролирует выполнение невербальных функций. Она управляет интерпретацией зрительных образов, пространственных взаимоотношений, распознаванием предметов, но не позволяет выразить это словами. Кроме того, правое полушарие определяет восприятие музыки.

Такое соотношение функций правого и левого полушарий формируется у ребенка после четырех лет, но, несмотря на выраженное различие функций, правое и левое полушарие у здорового человека находятся в по­стоянном взаимодействии. Между ними имеются мощные ассоциатив­ные связи, поэтому восприятие, речь и мышление всегда есть результат их совместной деятельности.

Развитие мышления ребенка совершается в двух планах – непосредственно в действенном плане, и в плане речевом. Оба эти плана, конеч­но, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами, является и предпо­сылкой, и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие ре­чевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка, в свою очередь, развивается под его воздействием. При этом, все же, первично мыслительные процессы, несомненно, соверша­ются как подчиненные компоненты какой-либо «практической» (у ре­бенка – игровой) внешней деятельности, и лишь затем мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной вербализированной «теоретической» познаватель­ной деятельности.

Патология речи

Под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой наруша­ется формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запа­са, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и отно­сительно сохранном интеллекте. Системное нарушение речевой деятельности имеет типичные проявления: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты про­изношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структу­ры слов, не развитую связную речь, отражающие, таким образом, единство патологических проявле­ний по всем трём указанным компонентам речевой системы.

Этиологические (причинные) факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.

Определённое значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют биологические по своей природе наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Однако в некоторых случаях наследственные факторы выступают и как ведущие причины речевой патологии, например, семейная отягощённость речевыми нарушениями (леворукость и правшество). Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и нарушения нормального созревания и функционирования ЦНС.

Наследственные факторы в возникновении речевых расстройств обычно выступают в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (гипоксия мозга, инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом.

В зависимости от времени их воздействия, выделяют внутриутробную (пренатальную ), в родах (начальную ) и после рождения (постанатальную ) патологию. Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах и в первые дни после рождения (перинатальная патология).

Последствия воздействия неблагоприятных факторов могут быть органическими центральными (когда поражается головной мозг) и органическими периферическими (если нарушается морфологическое развитие периферического речевого аппарата).

Перинатальная патология (эмбриопатии) может быть обусловлена вирусными заболеваниями матери во время беременности, приёмом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности, некоторыми бактериальными инфекциями, токсикозами, а также многообразной акушерской патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение околоплодных вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.). Имеют значение также акушерские манипуляции в родах (наложение акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и пр.), которые могут повредить нервную систему плода.

Рис. 23. Прогнатия Рис. 24. Прогения Рис. 25. Передний открытый прикус Рис. 26. Боковой открытый прикус

У детей с развивающимися при этом аномалиями и пороками развития мозга, часто наблюдаются асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощённое нёбо, несращения нёба и губы), дефекты развития или недоразвитие нижней и верхней челюсти, приводящие к аномалиям прикуса (прогения, прогнатия, передний или боковой открытый прикус – рис. 23-26), отклонения в строении зубного ряда (редкие зубы, отсутствие тех или иных зубов, деформированные края зубов и пр.). Примером речевых расстройств, возникающих вследствие врождённой расщелины нёба, может быть открытая ринолалия; все дефекты развития челюстей, строения и расположения зубов сопровождаются нарушениями произношения, чаще всего в форме шепелявости (сигматизма).

Родовая травма и асфиксия (кислородное голодание) плода в момент родов, могут приводить к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток от «удушья». Эти поражения клеток могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечёт за собой развитие алалии.

Описан алкогольный эмбриопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития, черепно-лицевые уродства, и показана роль в его происхождении хронического алкоголизма. Задержка развития речи при этом напрямую связана с сопутствующими нарушениями слуха у ребёнка.

Патологические воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжёлых врождённых пороков развития, но ведут к задержке созревания нервной системы, к нарушению миелинизации её структур и часто проявляются в последующем затруднениями речеобразования центрально-кор-кового происхождения.

Речевые нарушения могут возникать и в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребёнка на последующих этапах его развития. Структура этих речевых нарушений различна в зависимости от времени воздействия вредности и локализации поражения мозга. Особую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающиеся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребёнка в первые годы его жизни.

Социально-психологические факторы риска связаны, главным образом, с психической депривацией детей. Особое значение имеет эмоциональная депривация – недостаточность эмоционально положительного контакта и речевого общения ребёнка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребёнком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития, неадекватный тип воспитания, педагогическая запущенность. В результате воздействия перечисленных причин, у ребёнка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

К функциональным нарушениям речи относят и связанные с неблагоприятными общими воздействиями на организм ребёнка: общей физической ослабленностью; незрелостью, обусловленной недоношенностью или внутриутробной патологией; заболеваниями внутренних органов; рахитом; нарушением обмена веществ и пр., ибо любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка, особенно, первых лет жизни, обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Отсюда правомерно разграничивать дефекты формированияречи и дефекты сформированной речи, считая трёхлетний возраст их условным рубиконом.

Сущность аномального развития ребёнка с нарушениями слуха, зрения или речи заключается в том, что биологическая первопричина (сенсорный или речевой дефект) определяет нарушение социального статуса ребёнка, с атипичным формированием у него психики, что, в конечном итоге, проявляется в нарушениях функционального характера – недоразвитии речи, особенностях мышления, внимания, памяти, восприятий, представлений и пр.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формиро­вание у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоми­нания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специаль­ного обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обоб­щением

Администрация города Дубны Управление народного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа «Возможность» для детей с ограниченными возможностями здоровья

(школа «Возможность»)

ул. Попова, д. 9, г. Дубна, Московская обл., 141980,

ОКПО: 13376416, ОГРН: 2085010007223, ИНН: 5010029086, КПП: 501001001


«Роль слухового и зрительного анализатора в развитии

речи учащихся»

ноябрь, 2017


Роль слухового и зрительного анализатора в развитии

речи учащихся


Речь ребёнка правильно формируется только тогда, когда у ребёнка полноценное зрение и слух.

Роль слуха в развитии речи

Речь и слух тесно связаны. Роль слуха в развитии ребёнка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать.

Роль слухового восприятия очень велика в развитии , в обогащении воображения и представлений у человека об окружающем мире. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи.

Слух имеет и более конкретное «речевое» назначение: с его помощью ребёнок имеет возможность расширить словарный запас, развивать устную речь, вносить в неё необходимые тические коррективы. Поэтому даже небольшое понижение слуха может привести к развитию дефектов произношения и нарушению речи.

Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребёнка. Первая реакция на слух проявляется расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух. Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звуки, звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, дай-дай, иди-иди).

В возрасте 7 – 9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.

При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Неймана и показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 – 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков.

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается. Постепенно деятельность слухового и речедвигательного анализаторов усложняется. Фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов, формируется у ребёнка в 2-5 лет под контролем слуха. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Однако в раннем детстве ребёнок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечётко, искажённо. Поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом. Речь ребёнка правильно формируется только тогда, когда развитие второй сигнальной и фонематической систем постоянно контролируется взрослым.

Понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи, или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи, когда начинает нарушаться произношение звуков, смешивание звуков по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости.

К другим нарушениям речевого развития у глухих и слабослышащих можно отнести:

  • повторное неправильное произношение слов, при правильном произношении один раз;
  • нарушение лексико-грамматического строя речи – упускаются отдельные члены предложения, допускаются нарушение норм, ошибки в употреблении различных частей слова;
  • бедность словарного запаса, приводящая к затруднению понимания читаемого текста в силу того, что дети часто не понимают смысла отдельных слов;
  • трудное усвоение навыков употребления наречий, союзов и, особенно, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости.

Это оказывается трудным для детей и подростков не столько из-за сложности лексико-грамматических зависимостей, сколько из-за недостаточного понимания содержания предложений, несформированности у них словесно-логического понятийного мышления, поскольку у них превалирует конкретно-понятийное мышление.

При нарушениях слуха у ребёнка наблюдается снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации:

  • трудность словесного опосредствования;
  • замедление процесса формирования понятий.

Задержка речевого развития у детей с дефектами слуха сказывается не столько на сужении объёма их словаря, сколько на своеобразии употребления и понимания значений слов. Чем хуже ребёнок слышит, тем хуже он говорит; чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее расстройство речи; чем раньше принимаются меры по сохранению или воспитанию нормальной речи, тем лучше сохраняется речь у ребёнка.

Любые отклонения в физическом и психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, формировании устной речи, в общем . Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии.


Роль зрения в развитии речи

Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребёнка, т. к. слепые ориентируются на акустические каналы речевой информации, иногда – на тактильные. Сложности возникают при переходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с овладением навыками чтения и письма.

С другой стороны, установленным является факт, что слепые от рождения дети, даже при нормальном слухе, начинают говорить значительно позже. Это связано с развитием речевого подражания (эхолалии), которое начинается со второго полугодия первого года жизни ребёнка. Зрячий ребёнок, фиксируя взгляд на лице говорящего, начинает закрывать и открывать рот, двигать губами, хорошо подражает утрированным движениям, затем начинает повторять звуки, а потом и целые слова. Эхолалия бывает хорошо выражена уже на втором году жизни ребёнка. Рефлексы подражания и повторения сохраняют свою силу и в 5-6 лет.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и при своём формировании речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах . Снижается количество получаемой информации. Увеличивается роль слуха, осязания (ощупывание предметов при их восприятии) и др. анализаторов в жизни и деятельности слепых и слабовидящих. Происходят качественные изменения системы анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, ориентировке в пространстве.

Значительные изменения происходят в физическом развитии ребёнка: нарушается точность движений, снижается их интенсивность, в то время как развитие двигательного анализатора и активный двигательный режим – это мощные стимуляторы речевой функции, поскольку механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой речевых центров с моторными зонами коры.

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной слабовидящим специфической психологической системы, со своими особенностями восприятия, мышления, памяти, эмоций и пр.


В процессе развития ребёнка слух и зрение развиваются. Речь служит показателем умственного развития ребёнка.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение