Когда будет праздник луд в селе ижма. Методический анализ на тему: Традиционный праздник коми-ижемцев "Луд" методическая разработка на тему

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Луд» - традиционный праздник коми-ижемцев

«Луд» - один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Постановлением коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 21 декабря 2005 года № 6 традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Финансовую поддержку осуществляют администрация муниципального района «Ижемский», Министерство культуры и национальной политики Республики Коми.

На праздник. с. Ижма. Фото В. Ануфриева.

В настоящее время праздник «Луд» - это бренд Ижемского района. Сложилась творческая группа проведения праздника, режиссёрами которого являются Заслуженный работник Республики Коми Е.С. Ярцева и Л.А. Терентьева. Возобновился он в 1991 году. Жители ряда населённых пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Малое Галово, д. Гам, с. Сизябск).

Каждый из районов нашей республики отмечен неповторимым культурным своеобразием. Праздник весенне-летнего цикла «Луд» на Ижме — яркое тому подтверждение. Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал, результатом их кропотливой работы стал сценарий лугового гуляния.

Пространство праздника делится на подворья, художественно оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника - гуляние. Праздничное гуляние состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удастся к финалу соединить все сёла-подворья в единый праздник - значит, их задача выполнена. Ибо Луд отмечают всем миром.

Луд. Шествие. Фото Е.А. Хозяиновой

Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея - добиться того, чтобы через несколько лет каждый зритель стал участником, таким образом, импровизируя и дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

В настоящее время основной праздник Ижемского района Республики Коми «Луд» проходит в первое воскресенье июля - в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижмы.

Именно на этом празднике встречаются коми-ижемцы, чьи предки-оленеводы разъехались по всему Северу России в поисках новых пастбищ. Здесь потомки берут саженец с малой родины, ижемской земли, и сажают у дома в Мурманске и на Кольском полуострове, в Ловозере и за Уралом. Этот саженец - связь всех ижемцев через километры расстояний.

Время проведения праздника Луд - с вечера до восхода солнца. Своеобразный зачин праздника - гуляние «Ижемские ворота» - проходит до полудня и вечером во всех сёлах и деревнях района. Это переходное время - весна сменяется летом и граница между мирами открыта. Переходные место и время действия (имеющие, по поверьям древних, наибольшую магическую силу) указывают на сакральность праздника. А практический смысл проведения гуляния ночью — не столь жарко. Очевидно, что время и место действия еще раз указывают, что в древности этот праздник являлся обрядом, в котором участвовало всё население.

В селах и деревнях, расположенных вдоль обоих берегов реки Ижмы, начинается вечернее гулянье. Жители сёл и деревень из низовий Ижмы (деревни Диюр, Вертеп, сёла Краснобор, Кельчиюр и посёлок Щельяюр, расположенный на реке Печора) присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками праздника идут с песнями по селу до берега реки. Они проходят по наплавному понтонному мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота. Гости и участники праздника проходят через них. Это место встречи для участников гуляния всех сёл и деревень. Возле ворот молодые девушки в национальных нарядах раздают памятки-путеводители о празднике Луд.

Сам праздник открывают «Ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое, торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота (имитируются переходные моменты из одного состояния в другое).

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место - сикт (буквально «село») или подворье. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определённого села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. В каждом «сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак. Все гости праздника радушно принимаются в «сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в «сельских» гуляниях.

Сизяыб сикт (село Сизябск) - традиционно оленеводческое село. В этом театрализованном поселении стоит чум, организована ярмарка меховых изделий, сувениров из меха, кожи и оленьих рогов, вязаные пояса (воньяс). Гостей угощают традиционными блюдами оленеводов - блинами из оленьей крови, строганиной, шашлыками из оленьего мяса, кулебяками. За этим подворьем закреплен фольклорный коллектив «Шондiбан».

Краснобор сикт (село Краснобор). Здесь располагаются не только красноборцы, но и жители деревень Диюр и Вертеп, которые относятся к сельскому поселению «Краснобор». Знак, по которому можно определить это подворье, - высокий шест, на котором вывешена пара сапог. Красноборцев в районе называют «красноборса кöмтöм кокъяс» (буквально «босоногие красноборцы»), не оттого, что они не имели обуви, а просто берегли её и часто ходили босиком. В районе этого села имеются природные запасы красной глины, целебные свойства которой использовала вся округа. Из неё также изготавливали качественный кирпич, вытаптывая глину босыми ногами. В деревне Вертеп бьет ключ - святой источник «Кузьма нырд» (буквально «возвышенность Кузьмы»). Это минерализованная вода, обладающая целебными свойствами. В этом подворье стоит дом, в котором любой гость может угоститься выпечкой. Возле него водят хороводы, национальные игры. Гостям и всем желающим предлагают приобрести сертифицированную минеральную воду, глину для косметических масок и практические советы по её использованию.

Луд. Скачки. Фото Н.В. Рочева

В этом подворье «гостит» фольклорный коллектив «Нёль сьылысь» («Четверо поющих») из Ухты.

Букур сикт (село Бакур). По поверью, в окрестностях села в старину было много медведей, и первые жители отгоняли их «буксанами» и «пöлянами» - традиционными музыкальными инструментами народа коми. Отсюда и название села - Букур (современное название - Бакур). Достопримечательность этого села - колодец, из которого местные жители пьют чистейшую воду более двухсот лет.

Медведь - символ Бакура, а его чучело - отличительный знак сикта. Всем желающим предлагают выпечку, воду из местного колодца на чай, другие угощения, проводят национальные игры, водят хороводы, поют песни и частушки.

Мохча сикт (село Мохча). Здесь собираются не только мохчинцы, но и жители деревни Гам, относящейся к сельскому поселению «Мохча». Деревня Гам всегда славилась хорошими лошадьми, не перевелись они и сегодня. Поэтому на Луде мохчинцами организована коновязь, а всем желающим предлагают покататься верхом на лошади, угоститься местными блюдами, почаевничать, приобрести вязанку дров для костра, поиграть в национальные игры и посостязаться в конкурсе «Перекинь гирю через баню».

Здесь принимают гостей из Нарьян-Мара, фольклорные коллективы «Печорянка» и «Югыд шондi».

Ижма сикт (село Ижма). Отличительный знак Ижмы - высокие качели. Из года в год в Ижме на Пасху устанавливают высокие качели.

В силу ряда причин не всегда и не всем удавалось покачаться на знаменитых ижемских качелях. Эту возможность ижемцы предлагают жителям и гостям района на Луде. Возле костра гостей угощают чаем, шаньгами, предлагают принять участие в национальных играх, таких как «Гезйöн ворсöм» (Игра с верёвкой), «Капуста», «Ратшкис». «Дитяшко» и «Ремень».

Ижемцы же на празднике развозят тележку с кашей - своё знаменитое угощение «саламат», которое надо «заработать» исполнением музыкального номера, байки или анекдота.

Кельчиюр сикт (село Кельчиюр). Село состоит из двух подворий: кельчиюрцы и усть-ижемцы, относящиеся к сельскому поселению «Кельчиюр». Низовье реки Ижма, где географически расположены эти населённые пункты, всегда было богато рыбой. В частности, это отражено в названии села Кельчиюр, что в переводе с коми означает «голова подъязка». Отличительный знак этого подворья - большой муляж рыбы. В поселении проводятся игры, конкурсы, водятся хороводы. Гостей потчуют чаем, угощают шаньгами, рыбниками, ухой.

Щельяюр сикт (село Щельяюр). Ранее этот посёлок не гулял своим «сиктом» на празднике «Луд». Это рабочий посёлок, в котором проживают речники и судостроители. Население посёлка многонационально, но немалую часть его жителей составляют коренные ижемцы и те, кто уже породнился с ними. В 2005 году жители и администрация сельского поселения «Щельяюр» впервые принимали участие в праздничных событиях. В этом подворье развернулась выставка декоративно-прикладного творчества, проводятся современные игры, работают аттракционы, гостей угощают чаем, выпечкой, шашлыками.

Это поселение пока не имеет своего фольклорного коллектива, отсутствуют хороводницы в национальных нарядах, но игры и конкурсы проводятся местными активистами, работниками культуры совместно с жителями других поселений.

Здесь остановились гости праздника и соседи щельяюрцев по реке Печора - фольклорные коллективы Усть-Цилемского района «Эскöм» («Надежда») и «Усть-Цилемские краснопевы».

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке расположились главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья - это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника в столь ответственный момент - перед страдой.

Запевалами исполняется песня-импровизация - обращение к предкам на благословение проведения праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется народная песня-приглашение «Локтöй-локтöй» (буквально «идите-идите»). Под эту песню представители всех населённых пунктов идут «воротами» на центральную площадку луга.

Таким образом приглашаются все участники-подворья. Далее под песню «Изьва ю кузя». Хороводы всех сёл распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника.

По окончании хоровода две представительницы от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание (бöрдöдчöм) «Изьва яг».

Земля со всего района смешивается и распределяется по горшочкам. Затем в горшочки рассаживают росточки черёмухи. Их поливают водой, привезённой на гуляние из сёл района и смешанной в одной ёмкости.

Всем гостям, приехавшим на праздник, дарятся ростки черёмухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбора хороводницы. Хороводницей быть на празднике очень почётно и престижно, она — центр внимания. Ведь по её желанию исполняются все песни и хороводы. Исполняется песня «Воль кузя лэчча». По её окончании выбираются хороводницы, которые собираются в центр луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии.

Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы. Традиционно исполняются такие хороводы, как «Асыы ныыка бöрдэ визыв ва дорын», «Сад йöрын», «Куимен йöктам», «Чветики», «Чига гусь». Все хороводы связаны между собой шуточными диалогами запевал с объявлением хороводов. Эпизод заканчивается общими воротами. Исполнители праздничных танцев и хороводов возвращаются в свои подворья и в них проводят своё маленькое деревенское гуляние.

На Ижме существовал обряд инициации - посвящение в гармонисты, - который проходил в бане. Опытный, почитаемый гармонист посвящал молодого, похлёстывая его веником, приговаривая определённые слова. Все подробности обряда не известны, но на «Луде» его проведение вполне уместно. Вобрав элементы этого обряда воедино, организаторы проводят на «Луде» конкурс гармонистов.

По правилам конкурса в центре «Луда» собираются гармонисты всех подворий и показывают своё мастерство владения инструментом. Зрители сами выбирают гармониста, достойного играть в их подворье, и зазывают его к себе.

Интересен «Хоровод невест», который возобновили только в 2006 году. Это отголосок обряда инициации - перехода девочек в статус невест. В «хороводе невест» принимают участие молодые девушки, переходящие из подросткового возраста в период девичества. В старину к этому времени девушкам покупали шаль, обувь, украшения и шили новый девичий наряд, а короткий подростковый наряд оставался в прошлом. Это символический переход во взрослую жизнь. На «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали невест.

Сбор на хоровод невест начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, и к ним присоединяются невесты других сёл. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где исполняют «Ворота невесты». В обряде-конкурсе оценивается костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Высоко оценивается все правила сшитого девушкой наряда и каждая его деталь. Если девушка для участия в конкурсе использует старинный наряд, то оценивается его история, правила ношения наряда.

Целью конкурса является популяризация ижемского наряда и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах». Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения в течение всего праздника по «луду» - лугу - ходят определённо назначенные люди, которые крадут какие-либо необходимые предметы, утварь из подворий, например, топор, котелок. Во время игры оглашаются предметы, которые были похищены. Задача потерпевших - выкупить их. По условиям игры предмет возвращается хозяевам в случае выполнения какого-либо творческого задания (к примеру, исполнение песни, поцелуй красивой девушки, выкуп возможен и выпечкой, деньгами).

Кульминация праздника - встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются заклички, восхваляющие солнце и молодую счастливую жизнь. Ведь солнце несёт нам радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.

Происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни, и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Кыкен йöктэм» («Танцуем парами»), «Шорöн ворсэм» («Ручеек»), «Валъя лоис» («Волны»), «Кыкен круген йöктам» («Парами по кругу танцуем»), «Общий», «Капуста», «Суниса ем» («Иголка с ниткой»), «Шондiбан» («Солнцеликая»), «Яблочко», русские переплясы.

Торжественная встреча солнца завершается, участникам праздника и гостям предлагается танцевально-музыкальная программа.

Сейчас праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя — Дi — «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Сейчас место проведения праздника более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские села.

В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Сейчас эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).

От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда.

Празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.

В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют свои ценности: целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

После общего хоровода начинается «конкурс красоты». Нарядных девушек - невест - выводят на самодельную сцену и расписывают достоинства-таланты, демонстрируют их вышивки и пироги. Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.

С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу - от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке.

МБУ ДО «Детская школа искусств»

г. Инта Республика Коми

Методический анализ на тему:

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд»

Выполнила:

Преподаватель хореографических дисциплин

Луганская Екатерина Николаевна

Инта 2014

У истоков праздника

Ижемский район Республики Коми – удаленный от городов и промышленных центров край деревень и сел. Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами. В памяти старожилов сохранились местные календарные праздники. Но самым зрелищным является районный праздник «Луд».

Луд – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, широко распространенный в XIX – начале XX века среди жителей сел и деревень Ижмы и Средней Печоры. Летние луговые гуляния, игры, забавы были широко распространены по всей территории Коми края. Но ижемские луговые праздники были весьма разнообразными и не похожими на гуляния других районов.

Луд (в переводе с коми языка – «луг») – широкое, открытое место, где проводится праздник. Поскольку на праздник съезжались жители большинства сел и деревень района, было важно, чтобы хватило места всем участникам веселья. Поэтому пойменные луга были выбраны ижемцами неслучайно. Центром праздника являлось и до сих пор остается село Ижма.

Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Ижемские старожилы отмечали, что каждое село и деревня в определенное время, от Ивана Купалы (Иван лун) до Петровских дней (Петыр лун), выходила гулять на луга.

На мифологическую основу праздника указывают мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), омовения (ритуальное купание после восходом солнца), топтания (подготовка площадки). Праздник «Луд» начинался со сбора людей на улицах села, которые в назначенный час стекались на центральную площадь и отправлялись на «Луд» (Луг). Старшие, как правило, шли впереди, за ними следовала молодежь.

Исконное место проведения праздника – междуречье Ижмы и Курьи, где и происходит основное действие. В преддверии праздника молодые всадники, огибая территорию, прогоняли табун лошадей, вытаптывая площадку для гуляния. Такой обход имел сакральный и практический смысл: уберечь место действия от нечистой силы и вытоптать неровности земной поверхности. В настоящее время эта традиция преобразовалась в спортивные скачки, в которых участвуют всадники со всего района.

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» сегодня

«Луд» - один из самых масштабных и интересных праздников, проводимых в Республике Коми. Постановлением Министерства культуры и национальной политики РК от 21 декабря 2005 года традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям ком-ижемцев.

Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал. В организации праздника задействуют все учреждения культуры района. На празднике «Луд» принимают участие фольклорные коллективы всего Ижемского района. Жители ряда населенных пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Гам, с. Сизябск и др.).

В настоящее время основной праздник Ижемского района РК «Луд» проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижма. Пространство праздника делится на подворья, художественно-оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника – гуляние, которое состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удается к финалу соединить все села-подворья в единый праздник – значит, их задача выполнена. Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея – добиться того, чтобы каждый зритель стал участником. И импровизируя, дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

Время проведения праздника «Луд» - с вечера и до восхода солнца. Вечернее гуляние начинается в центре каждого села и деревни, расположенных вдоль реки Ижма с обеих ее берегов. Представители различных сел и деревень присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками идут с песнями по селу до берега реки. С песнями и танцами участники проходят по мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота, через которые проходят гости и участники праздника. Возле ворот стоят девушки в национальных нарядах и раздают памятки – путеводители о празднике «Луд».

Таким образом, сам праздник открывают «Ижемские ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота.

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закрепленное за каждым селом место – сикт (буквально село) или подворье. Коллективы и гости праздника радушно принимаются в «Сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в их маленьких «сельских» гуляниях. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определенного села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костер, принимают гостей. В каждом «Сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак.

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке, как правило, располагаются главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья – это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника перед страдой. Запевалами исполняется песня-импровизация – обращение к предкам на благословение проведение праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется песня-приглашение» Локтой-локтой» (буквально «идите-идите»), под которую все участники праздника идут «Воротами» на центральную площадку луга.

Далее под народную песню хороводы всех сел распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника. По окончании хоровода представители от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание. Земля и вода со всего района смешиваются и распределяются по горшочкам, в которые рассаживают ростки черемухи. Всем гостям, приехавшим на праздник. дарятся ростки черемухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбор хороводниц, которыми быть на празднике очень почетно и престижно. Они собираются в центре луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии. Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы, после исполнения которых, все возвращаются в свои подворья.

Интересен на «Луде» конкурс гармонистов, которые показывают свое мастерство владения инструментом, а остальные участники праздника дарят им свою признательность.

Увлекательным является «Хоровод невест», в котором принимают участие молодые девушки. В старину на «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали себе невест. Сбор на хоровод начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, к которым присоединяются невесты других сел. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где оценивается их костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Целью конкурса является популяризация ижемского костюма и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах» и другие. Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения необходимо выкупить предметы, которые похищают из подворий определенно назначенные люди. По условиям игры предмет возвращается в подворье в случае выполнения какого-либо творческого задания (исполнения песни, танца).

Кульминация праздника – встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются традиционные заклички, восхваляющие солнце и счастливую жизнь. Далее происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Танец парами», «Ручеек», «Волна», «Танец парами по кругу», «Капуста», «Иголка с ниткой», «Солнцеликая», «Яблочко», и другие русские переплясы. Торжественная встреча солнца завершается, а участникам и гостям праздника предлагается танцевально-музыкальная программа.

Заключение

Проведение праздника «Луд» требует сложной подготовки, как в организационном, так и в творческом плане. Творческая группа заранее выезжает к художественным коллективам для подготовки к проведению праздника. Праздник «Луд» характерен для ижемских коми, поэтому необходимо соблюдение традиций именно этой местности.

При подготовке праздника опираются прежде всего на фольклорные коллективы, которые выступают в роли организаторов действия: исполняют песни, водят хороводы, проводят игры. Их задача – привлечь зрителей, помочь им включиться в игровые ситуации, побудить желание самим поучаствовать в праздничной пляске, песне, раскрыться в качестве исполнителя.

Разрабатывая сценарий праздника, организаторы ориентируются на возраст и интересы участников, стремятся доступно представить традиционные мотивы праздника зрителям. Успех праздника составляют: преемственность поколений, организованное взаимодействие участников на протяжении всего праздника, а также важность и значимость проводимого мероприятия в жизни населения.


7 июля в Ижме снова прошел возрожденный народный праздник «Луд», собравший гостей из всех окрестных сел и деревень, разных районов Коми и регионов России. Гулянье, начавшееся в 11 часов дня, завершилось уже под утро следующего дня.

Порядковый номер праздника ижемцев сначала напугал: боялись, что все пойдет не так, как задумывалось, тем более что по прогнозу погоды в этот день в Ижме обещали ливни с грозами. Но природа решила смилостивиться, устроила ясную погоду, а все припасенные дожди и громы с молниями в ускоренном темпе выдала Ижме в ночь накануне «Луда». Вода лила с неба в таких количествах, что боялись уже не за праздник, а за молодежь из других регионов, разместившуюся в палаточном лагере.

– А мы за день так нагулялись, что заснули и даже не слышали, что там снаружи творилось, – рассказала Лариса Камалова из села Краснощелье Мурманской области. – Мы приехали на несколько дней, 10 июля уезжаем, а так хочется побыть здесь подольше.

Лариса Камалова приехала на «Луд» уже в третий раз, секрет ее любви к этому празднику в ее ижемских корнях. Ее прабабушку Ксению Вокуеву из Коми на Кольский полуостров привезли в двухлетнем возрасте. Несколько лет назад девушка начала составлять родословную своей семьи, вышла на музей в Ижме, где ей помогли, теперь надеется найти родственников в Коми. А друзей у нее здесь уже появилось много.

Студентка, библиотекарь из ханты-мансийского поселка Саранпауль Татьяна Караульных рассказала, что изучала коми язык в 1-4 классе, его в поселковой школе преподают факультативно, специально для живущих там коми-ижемцев. Сейчас начали преподавать уже до восьмого класса.

– К сожалению, многие дети хоть и понимают коми язык, говорить на нем не могут, – посетовала девушка. – А это очень плохо, с языком мы можем утратить и нашу самобытность. У нас в поселке в основном ханты-мансийскую культуру продвигают, а коми мало, есть только ансамбль, «Асья кыа» называется, в нем бабушки поют на коми, ездят выступать в разные города нашего округа.

Лариса, Вячеслав и Татьяна были одеты в футболки с надписью «Изьватас», по ним и можно было узнать приезжих с ижемскими корнями из разных городов Коми и из других регионов.

– Тринадцатый раз оказался для нас счастливым, посмотрите, сколько гостей к нам приехало. Только творческих людей, которых мы встречали, на пятьдесят человек больше, чем в прошлом году, – рассказала начальник районного Управления культуры Виктория Вокуева. – И мы всегда очень ждем ижемцев из мест компактного проживания в других регионах. Для нас главная цель, чтобы они приезжали на родину, находили своих родственников, общались, участвовали в возрождении культуры коми-ижемцев. В этот раз, например, прямо на празднике познакомились дальние родственники из Мурманской области и села Бакур. У меня часто спрашивают: «А что будет нового на «Луде» в этом году?» С одной стороны, вроде бы, что может быть нового, тут важно сохранить традиционное. С другой стороны, праздник меняется, потому что мы восстанавливаем утраченные традиции. Добавляются фигуры в шествии «Ворота», детсад №2 провел малый «Луд» среди детей 6 июля. Пока мало мужчин участвует в «Воротах», но есть такие, которые подают хороший пример.

Например, прокурор района, сам приезжий, не только традиционный костюм заказал, но еще постарался и сапоги к нему нашел соответствующие, а не в кроссовках или в ботинках в «Воротах» идет, как многие делают.

– Я сам из Сыктывкара, восемь лет проработал в Воркуте, сюда приехал в апреле 2015 года, а в июле впервые увидел «Луд». И сразу родилась идея сшить костюм и поучаствовать в празднике, в вечерней проходке. Потом приехала моя жена, сначала сшили костюм ей. А в этом году и я в костюме. И все мои сотрудники, в том числе мужчины – тоже, – рассказал прокурор района Алексей Абрамов. – Подчиненные смеются, что до моего приезда они ни в чем таком не участвовали, а тут и костюмы появились, и песни поем, и на «Луд» ходим.

У супруги прокурора, секретаря суда Елены Абрамовой в прошлом году из-за небольшой погрешности в костюме случались казусы. На улице к красавице Елене подходили и интересовались, будет ли она участвовать в конкурсе невест, а узнав, что она замужем, отчитывали: «А почему тогда в платке, а не бабаюре?». В этом году, как положено, надела бабаюр – головной убор, полностью скрывающий волосы, дабы не давать напрасных надежд местным холостякам.

Многие ижемцы нынешний «Луд» назвали особенно счастливым потому, что незадолго до гулянья на старинном храме, который много десятилетий ждал реконструкции, наконец, установили новый купол. Это сочли хорошим знаком – обновляется храм, значит, будет и село обновляться, расцветать.

Руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин как только увидел новый сияющий купол с крестом, тут же его сфотографировал и отправил снимок Сергею Гапликову.

– Глава Коми в тот момент находился в Бурятии на вертолетном заводе, и он мне ответил, что душа радуется от того, как возрождается Ижма и вся Коми земля. Я сегодня от всех вокруг слышу, что крест снова засиял над Ижмой, и здесь стало светлее, – рассказал Михаил Порядин журналисту «Республики». – Я сам приехал на «Луд» уже в третий раз, считаю, что это один из самых ярких, самобытных праздников. И все это так хорошо организовано, люди от всей души выкладываются, от души празднуют. Просто здорово, что эта многовековая традиция живет. Я считаю, что Ижма – это российский лидер по сохранению и приумножению традиций замечательного коми народа.

Депутат Госсовета Коми Дмитрий Кологривый, поздравляя ижемцев с праздником, тоже заявил, что красивей и грандиозней праздника он не видел, а заодно напомнил сельчанам, что очень скоро у них появится еще один повод радоваться – наконец установят новый понтонный мост через речку.

Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов рассказал, что в Москве перед вылетом ему посочувствовали, что не повезло, кресло в самолете досталось посередине, придется лететь «зажатым».

– А я прилетел сюда и подумал: «Как же мне повезло». Этот праздник – не назначенный, не спущенный сверху, он родовой, он у вас в крови, в сердце. Ижма – это символ России. Потому что, когда здесь сел аварийный самолет, я понял, есть место, где ослабленная, находящаяся в сложной ситуации Россия может благополучно приземлиться. И, более того, отсюда она может взлететь, снова встать на крыло. Мы гордимся вами, ижемцы, – обратился Николай Иванов к собравшимся на празднике.

На «Луд» приехала съемочная группа телеканала «Культура» для съемок передачи из цикла «Россия, любовь моя!». Ведущий этой программы, известный книжный издатель и кинопродюсер, француз Пьер-Кристиан Броше в результате заявил, что после посещения этих мест, ему бы теперь хотелось снять и другой цикл – «Любовь моя, Коми».

Обойти все площадки ижемского праздника – дело практически немыслимое. Гулянье растянулось на весь центр села, артисты кочевали от одной импровизированной сцены к другой, везде угощали шаньгами и ухой – кто с открытых столов, кто в чумах. Ижемцы в национальных костюмах знакомили с местной культурой, проводили мастер-классы. Возле небольшой баньки сидели напоминающие русалок дамы в длинных рубахах, вязали веники и учили всех желающих этой премудрости, а заодно инструктировали, как правильно пользоваться баней. Одна из «русалок» сообщила журналисту «Республики», что в бане нельзя плакать и ругаться.

– Ну и супругам тоже нельзя всякими такими делами тут заниматься, ну вы понимаете, – предупредила «русалка», в миру – учитель математики и информатики Мария Вокуева. – А когда помылись, нужно вылить на себя остатки воды из тазика и сказать одну фразу.

Тут девушка быстро произнесла длинное заклинание на коми языке, пояснив, что общий его смысл – послать все плохое в темный лес. Лично она всегда так делает.

К четырем часам дня торговля на ижемских улицах начала сворачиваться, песни тоже потихоньку замирали, и чуть ли не все село постепенно переместилось за реку, на луг, где проходили конные скачки. На этот раз в состязаниях участвовало 19 лошадей в девяти заездах. Некоторые наездники рискнули заявиться на несколько разных заездов: и верхом, и в тележках-«качалках», и в финальном «чемпионском» этапе, в который выходят все желающие, вне зависимости от породы коня. В результате чемпионом стал мужчина, не принимавший участие ни в одном из восьми первых этапов, а терпеливо дожидавшийся чемпионского. На свежей лошади он легко опередил всех соперников, чем вызвал бурю эмоций у пары участников, которые сочли, что это несправедливо и пошли высказывать претензии к судьям.

– Я каждый год объясняю, что порядок такой: можно заявиться только на последний заезд, но все равно спорят, – пояснил организатор соревнований, начальник районного отдела физкультуры и спорта Валерий Рочев. – Победитель, кстати, на этой лошади уже успешно выступал раньше, а тут, видимо, решил для верности, выйти только в финале.

По словам Валерия Рочева, скачки у ижемцев в первую очередь для души, и для того, чтобы показать, кто чего стоит. Выигранные призы ни стоимость лошади, ни расходы на ее содержание далеко не покрывают. Например, чемпион нынешнего года лошадь специально купил в Москве за 150 тысяч рублей. А выступать на ней он может лишь четыре раза в год: зимой и летом в райцентре, и еще два раза на скачках в других селах.

По завершению скачек ижемцы опять переместились из-за реки в село, чтобы пройти в знаменитых «Воротах» – массовом танцевальном шествии через все село, или хотя бы посмотреть на это действо. Проходка началась в восемь вечера, примерно через полтора часа «Ворота» дошагали до окраины села, а оттуда кто на машинах, кто на конях, а кто и пешком, снова отправились на луг за реку – выбирать самую красивую невесту района, петь и танцевать до самого утра.

Анна ПОТЕХИНА

Более 6000 участников народного праздника в Ижме познакоми лись с обычаями и обрядами коми-ижемцев, посетили подворья сельских поселений района, выставки, мастер-классы, ярмарки и соревнования, отведали блюда национальной кухни.

Традиционно на «Луд» съехались жители не только Республики Коми, но и других регионов России и даже зарубежья. На многочисленных тематических площадках их знакомили с оленеводческими и бытовыми традициями коми народа.

От имени руководства и коллектива ЛУКОЙЛ -Коми участников и гостей праздника приветствовал заместитель генерального директора предприятия по связям с общественностью Сергей Макаров .Официальную часть включил в себя концерт «Мусянь, Васянь ставлы чолом!». Участников праздника приветствовали руководитель администрации Ижемского района Любовь Терентьева , руководитель администрации главы Республики Коми Михаил Порядин , министр культуры, туризма и архивного дела РК Сергей Емельянов , министр национальной политики РК Галина Габушева. Говоря о сохранении и развитии культуры и традиций в Ижемском районе, выступавшие отметили большой вклад местных жителей. А также ведущийся в рамках соглашения о сотрудничестве между правительством Республики Коми и компанией «ЛУКОЙЛ» капитальный ремонт церкви Преображения Господня.

В рамках вечерней части программы «Луда» на берегу реки Ижмы прошли традиционные конноспортивные соревнования. А в самом селе – уникальное танцевальное шествие «Ворота».


Состоялись также конкурсы «Хоровод невест», на лучшее подворье среди сельских поселений района и среди чтецов на родном языке, соревнования по национальным видам спорта: прыжки через нарты, метание аркана. Ежегодно поддержку в организации праздника «Луд» оказывает ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». В этот раз на средства от нефтяников был, в частности, сформирован призовой фонд на проведение соревнований и конкурсов.

Непосредственно народный праздник «Луд», также прошедший на берегу реки Ижмы, включал в себя хороводы, луговые игры, катание на лошадях и праздничную торговлю. Завершились народные гуляния выступлением сыктывкарской группы «Отдел кадров», ставшим еще одним подарком от ЛУКОЙЛ-Коми.


«Луд» - современный праздник, его проводят ежегодно с 2004 года. Это трансформация ритуальных действ, основанных на мифологии, а также реконструкция старинных обрядов. Он объединяет ижемцев, помогает укрепить культурные связи регионов и создает условия для посещения исторической родины.

В 2018 году «Луд» включен в первоочередные объекты проекта «Серебряное ожерелье России» как брендовое событийное мероприятие.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники