Консультация нравственное воспитание дошкольников. Консультации для родителей по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе консультация (старшая группа) на тему

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, взрослые, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа - весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Список литературы

  1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.2.
  2. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993

Тема:

Подготовила воспитатель:

Н. Л. Щербакова

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. Художественные средства- художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. Природ (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. Собственная деятельность деей- игра, труд, учение, общение.

4.Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

5.Окружающая ребенка обстановка.

Нравственное воспитание дошкольника начинается с 3-4 лет. Однако подготовка к нему ведется с момента рождения ребенка, когда взрослые регулируют его жизнь по социальным правилам.
Как это происходит?

Ребенка кормят, купают, укладывают спать в определенное время, приучая его, таким образом, к режиму дня – организованности. При общении с ребенком родители используют пантомиму, интонацию речи и мимику – поощряя, осуждая или выражая свои требования к его поведению. Конечно же, малыш еще не понимает их значения – но он прекрасно улавливает интонацию голоса и эмоциональное отношение. Важно в это время включать в общение слова можно и нельзя, подкрепляя их эмоциями: улыбкой – «можно», строгим выражением лица – «нельзя». Правильное формирование ориентировки на эмоции родителей приводит к установлению связи поведения, действия и слова, что способствует в дальнейшем эффективному освоению ребенком социальных норм поведения.

К началу дошкольного возраста у детей развиваются память, речь, мышление, восприятие и возникают первые представления об элементарных нравственных нормах – добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 3-4 лет ребенок входит в сферу нравственных отношений между людьми и начинает нести личную ответственность за их несоблюдение или нарушение.

И теперь перед родителями встает главная задача – как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы. Как мотивировать его к этому ?

Конечно, проще всего чем-то наградить, наказать или заставить. Наказания и награды невероятно разнообразны. Улыбка, слово одобрения, выразительный строгий взгляд – абсолютно все может служить средством награды или наказания. Дети дошкольного возраста ждут одобрения взрослых и страшатся наказания, а потому изо всех сил стараются соблюдать моральные требования и нормы. Стремление получить, сохранить и упрочить положительное отношение взрослых – один из главных нравственных мотивов дошкольников. Мотив этот часто называют мотивом, ориентированным на социальный внешний контроль.
Однако нравственное воспитание дошкольников , базирующееся только на внешнем контроле спорно, так как ребенок соблюдает моральные нормы не потому, что он «добр, честен и справедлив», а потому – что ему выгодно их соблюдать! Что будет, если контроль ослабнет или исчезнет совсем?

А ведь именно так со временем и происходит. В жизни ребенка образуется пространство, недоступное внешнему контролю, где он остается один на один с нравственными нормами. И если его нравственное поведение опиралось только на внешний контроль – с исчезновением последнего может пропасть и нравственность.

Согласно проведенным исследованиям, при внешнем контроле почти все дети от 3-6 лет соблюдают нравственные нормы. Оказавшись же без присмотра взрослых – нарушают их. Поэтому использовать лишь внешний контроль при нравственном воспитании дошкольника – не конструктивно и опасно.

Какие методы воспитания могут заставить ребенка соблюдать нравственные нормы без внешнего контроля?

  • Лучшие результаты дает «метод смены позиции», основанный на предложении ребенку функций «контролера» – когда ребенок сам должен контролировать соблюдение моральных норм взрослыми, сверстниками и им самим. Что происходит в этом случае понять не трудно – меняется нравственная самооценка ребенка, его отношение к самому себе. Ребенок вырастает в своих глазах и стремится оправдать оказанное ему доверие. А это самый лучший нравственный мотив, приводящий к появлению у ребенка положительного представления о самом себе, независимо от его эмоционального отношения к окружающим, симпатий или антипатий – а главное, совершенно независимо от внешнего контроля. Нравственную самооценку у ребенка можно сформировать и иначе – путем обыкновенного общения с ним на позитивной эмоциональной основе. Дети дошкольного возраста, имеющие длительный положительный опыт общения со взрослыми чаще других совершают нравственные поступки.
  • Далее по эффективности следует «метод вины и прощения», основанный на формировании у ребенка желания самостоятельно исправить последствия своих оплошностей в отношениях с окружающим миром. Прощение проступка взрослыми, оказание доверия «нарушителю» – дают ребенку возможность почувствовать себя достойным внимания и доверия.
  • И последнее место занимает «метод нравственного примера».

Однако это не значит, что нужно использовать только один наиболее успешный метод. Нравственное воспитание дает хорошие результаты только при гармоничном использовании всех методов.

В заключение следует отметить, что нравственное воспитание дошкольников строится на сильнейшем восприятии отношения к ним взрослых. Им хочется, чтобы к ним относились внимательно и доброжелательно, понимали и любили. Дети дошкольного возраста , совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок. ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!

Как видите нравственное воспитание дошкольников процесс противоречивый и сложный – он призван формировать не только прагматическое нравственное поведение, но и нравственность, основанную на потребности детей получить, сохранить и упрочить собственный положительный образ – нравственности устойчивой к изменению настроений и симпатий.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.


Нравственное воспитание дошкольников

Советы родителям по нравственному воспитанию.

Предлагаем Вам нравственные законы существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Закон семьи 1.

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский и психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Закон семьи 2.

Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью.

Родителей нужно учить, что не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

Закон семьи 3.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

Во-первых , не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.

Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.

Во-вторых , надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

В-третьих , необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и место, и время разговора -- всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоко нравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.

В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Закон семьи 4.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Многие педагоги говорят об огромном эффекте порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Закон семьи 5.

Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно

удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний -- тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «. искусство повеления и запрета. даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

Желаем быть примером для своего ребенка, не требуйте того, что не можете сами, создавайте для ребёнка культурную среду. Как писал Макаренко А. С. : "Всё нравственное воспитание детей сводится к примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в жизни хорошо воспитаете детей". Успеха и терпения Вам уважаемые родители. mdou17.uoura.ru index.php/roditelyam/ konsultatsii


Чупикова Маргарита
Консультация для родителей по нравственному воспитанию детей «Воспитание честности у детей дошкольного возраста»

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ И ПРАВДИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ».

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей . Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания , но каждая, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждаются в квалифицированной педагогической помощи.

Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству . Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны.

В этой статье речь пойдет о воспитании честности и правдивости у детей дошкольного возраста .

Поговорим о честности .

- Честность , правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости . Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности , тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

- Честность - это открытое , искреннее отношение к людям и вещам.

Каковы причины детской лжи?

Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых :

Боязнь наказания за поступок,

Стремление переложить свою вину на другого ребенка,

Желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману : в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Если ребенок честно признался в том , что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его , то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.

Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.

Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть : с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.

Я самый сильный! - утверждает 5-летний фантазёр. Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.

Задача воспитателя в этой ситуации , не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять : всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т. е. деликатно показать - выдумке не верят. Ребенку не говорят "Ты выдумываешь!", "Это неправда!" "Не лги!" или оскорбительное "Врёшь!" Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если подобные формулировки произносятся в присутствии товарищей.

Можно ли недоверием воспитывать правдивость ?

Дети часто действуют под влиянием чувств : увидел - понравилось - захотелось - взял ; что расстаться с понравившейся вещью - выше их возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. "То, что я нашел, - это мое",- решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.

Психолог Л. Наумов в книге " Год за годом" отмечает : у 4-летнего ребенка : понятие о "праве на собственность" весьма своеобразна : он считает, что ему принадлежит все, что он видит. Для него "держать в руках" - все равно, что "владеть". Игрушка, взятая у другого, "принадлежит" ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой". Действительно, некоторые люди иногда уносят из сада домой игрушки или какую-либо другую вещь.

Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?

1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким.

2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.

Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые , воспитатель тактично разъясняет : "Ты хороший, а поступил плохо. Может ли это быть? (т. е. подчеркивается : отрицательный поступок - случайность) ". Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок начнет все более изощряться в обмане.

-:Воспитательница заметила , как Кирилл украдкой положил в свой кармашек маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь, возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит её на место. Но после прогулки там ничего не оказалось :.

Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в намеренности поступка?

Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае.

Безусловно : ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать "пробы" в нечестных поступках . Обязанность воспитателя предвосхищать проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности .

: Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить её на полку. Как отнестись к ней?

Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди ? Нет, чадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка .

Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи её пока отдельно, а то забудешь подклеить её, - спокойно замечает воспитатель .

Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель , как бы не замечая её состояния, говорит :

Вечером непременно починим книгу. И тогда положим её вместе с другими. Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом открыто.

От воспитателя требуются постоянный контроль задействиями детей , особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить правду, если он знает, что могут проверить.

Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости ? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома?

Способствует установление обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности .

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом , ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях .

Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак :

Игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

В распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив ;

Соблюдай правила игры;

Любое поручение выполняй добросовестно;

Дал слово - держи его;

Умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

Не бери без спросу чужого;

Сломал игрушку, открыто признайся воспитателю .

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность . (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого.)

И в этом плане неоценимый помощник - художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим , воспитатель подводит детей к очень важным понятиям : хороший человек честен , правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей , если воспитатель опирается на их чувственный опыт : любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций.

Какие ситуации может предложить детям воспитатель ?

Решающую роль в воспитании честности , правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи , как чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека.

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств .

Понятие «Родина » включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины . Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих . Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ , а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны , их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной » , «любовь к Отечеству » , «ненависть к врагу» , «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев , отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять , что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности , представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям . В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей .

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине .

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания , общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию .

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ »

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно -волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка . От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении , зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей , к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей , неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма .

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей , недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств , как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте . Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей , у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку , их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я» . Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности : сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному .

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности . Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств , как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду . Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде) . Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье : любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду : стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие .

Анализируя ответы родителей , можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания , родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника .

Нравственное воспитание ребенка.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это педагоги, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет.Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем, культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок, получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.

Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказать одобрение хорошего поведения товарища.

Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре поведения детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной и недостаточно разработанной.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является наиболее актуальной, ведь придя в школу, первоклассник должен не только иметь навыки чтения, письма и счета, но и уметь общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

Нравственное воспитание ребенка является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение