Программа психолого педагогического просвещения родителей родительская школа. Просвещение родителей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию материалы программы психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа».

Программа реализуется муниципальными опорными площадками на базе общеобразовательных организаций (по согласованию с руководителями общеобразовательных организаций). Ответственные за реализацию программы – руководители опорных площадок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа»
  • для проведения занятия 1.1. «Особенности и тенденции развития современной российской семьи. Российское законодательство в сфере семьи, брака, охраны детства»
  • для проведения лекционного занятия 2.1. «Психология добрачных и брачных отношений»
  • для проведения лекционного занятия 2.2. «Кризисы семейных отношений, их влияние на психическое развитие ребенка»
  • для проведения лекционного занятия 2.3. «Понятие и типы неблагополучной семьи»
  • для проведения практического занятия 2.4 «Социально-психологический климат в семье»
  • для проведения практического занятия 2.5 «Взаимоотношения детей и взрослых в семье»
  • для проведения занятия по теме 2.6 «Конфликты в семейных отношениях, их влияние на развитие и воспитание ребенка»
  • для проведения лекционного занятия 3.1 «Семейная среда как источник развития ребенка»
  • для проведения занятия 3.3 «Нарушения воспитательного процесса в семье»
  • для проведения лекционного занятия 4.1 «Внутриутробное развитие ребенка и его влияние на последующее формирование личности»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.1 «Особенности психического развития ребенка в младенчестве»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.2 «Особенности психического развития ребенка раннего возраста»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»
  • для проведения практической части занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»

Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а не только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещение родителей является неотъемлемым элементом взаимодействия школы и семьи.

Итак, педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколения ми и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.

Она включает следующие аспекты:

интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;

интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;

педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... «зрелая личность» (Л. Выготский);

качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;

педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки. Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний:

педагогический всеобуч;

обучение в университете педагогических знаний;

лекции по психолого-педагогической тематике;

семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;

индивидуальные и групповые консультации;

публикации в печати, выступления по радио и телевидению;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им :

преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя;

нормализовать свою личную жизнь;

улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности;

снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.

Семейное воспитание является неотъемлемой частью национальной системы образования и воспитания. Его действенность зависит от уровня педагогической культуры родителей, под которой понимается педагогическая подготовленность и зрелось их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в семейном и общественном воспитании детей.

Программа

психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период

до 2025 года»;

Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;

2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;

3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;

4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;

5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.

Здоровый образ жизни. Половое воспитание.

Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Профориентация.

Популярная психология.

Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.

Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.

Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.

Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;

формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;

профилактика негативного семейного воспитания;

сокращение числа неблагополучных семей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год

Календарно - тематическое планирование педагога-психолога

Наименование раздела (направления)

Тема мероприятия (форма)

Кол-во часов

Аудитория

Дата проведения

Детская психология

Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся

Вновь прибывшие

Детская психология

Подвижные и медлительные дети. Лекция

Родители обучающихся 3а кл, 3б кл

ЗОЖ. Половое воспитание

Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений.

Профориентация

Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей.

«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол.

1-2 кл, 1 кл

Детская психология

«Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар.

Профилактика

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга

«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция.

4а кл, 4б кл

Профилактика

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар.

7а кл, 7б кл

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар.

Родители обучающихся «группы риска»

Психология личности

Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум.

д/о «Родительский клуб»

Женская и материнская психология. Тренинг.

д/о «Родительский клуб»

Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция.

Адаптация

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу.

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено.

5а кл, 5б кл

Профилактика

Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви.

Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей.

Гармоничные семейные отношения и почему их нет.

Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия.

Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него.

Почему дети не выполняют обещания.

Компания в жизни старшеклассников.

Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска».

Скулябина Л.В. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Просвещение родителей, как один из важных факторов развития и воспитания школьников.

Первый год обучения в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современный школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.

Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе. Поэтому важно не только подготовить ребёнка к обучению в школе, но и их родителей, то есть педагог должен заниматься деятельностью просвещения.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов школы и родителей. Мы применяем разнообразные формы работы с родителями, они взаимосвязаны и представляют единую стройную систему. Это и лекции, и практикумы, и семинары, беседы, консультации. Проводим на них ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Родителей нужно научить задавать себе вопросы: как полюбить своего ребёнка таким, какой он есть?; нужно ли ограждать ребёнка от трудностей?; как помочь ребёнку поверить в свои силы? Как развить способности ребёнка? Немаловажную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть лет своей жизни.

Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребёнка становится более скрытой. Зачастую поведение его родители не могут объяснить. Интуиция часто становится бессильной, воспитание – полным противоречием. Вот тут – то и появляется необходимость в научных знаниях о жизни маленького человека. В сельской школе такие знания родители могут получить от педагога. Поэтому учителя начальной школы начинают заниматься просвещением родителей с дошкольного возраста детей, и на протяжении, по определению психологии, всего среднего детства (от 5 до 11 лет). В это время у ребенка формируется чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребёнок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.

Педагоги нашей школы используют в работе такие формы педагогического просвещения как родительские собрания, педагогический всеобуч. Оно является важнейшей формой работы классного руководителя с семьёй ученика, средством повышения эффективности учебно–воспитательного процесса. На родительских собраниях проводим ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного и воспитательного процесса. Даём характеристику используемых программ, методов обучения, рассказываем о проводимых внеурочных мероприятиях, кружках. На педагогическом всеобуче информируем родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми. Предлагаем родителям проводить с детьми совместные игры: игры для развития мышления при подготовке детей к школе; игры для подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе; обучение чтению детей – звуковые игры.

Например игра на развитие мышления «Чьё число больше» В коробке разложите две группы предметов, в каждой из которых их не больше пяти. Нужно сказать ребёнку название предметов, которые спрятаны в коробке не называя их количества. Допустим это пуговицы и камешки. Ребёнок выбирает одну из групп. Например: «Мои пуговицы, твои камешки». После этого он вынимает из коробки и подсчитывает, сколько предметов в обеих группах и каких больше. Если ребёнок загадал предметы, которых окажется больше, то он получает столько очков, на сколько предметов этой группы больше. Если ребёнок выбрал те предметы, которых меньше, разницу получаете вы. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество очков. Если угадывающий допускает ошибку в подсчётах и её замечает партнёр, фишка ему не засчитывается. Повторяя игру, поменяйтесь с ребёнком ролями.

Также приведём пример игры по обучению чтению, так как один из многих вопросов, встающих перед родителями в этот период: учить ли ребёнка читать до того, как он пойдёт в школу, если да, то когда лучше всего начать это делать? Если у родителей дошкольников есть желание и возможность заниматься с ребёнком чтением, тогда пусть он придет в школу, умея читать. В пять лет учиться читать легче, чем в семь – восемь лет. Мы просвещаем родителей о том, как легко, безопасно и весело ввести ребёнка в письменность, как сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению, как при этом избежать стандартных ошибок домашнего обучения грамоте.

Если же ребёнок заговорил поздно или имеет серьёзные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, в этом случае с обучением письменной речи спешить не стоит. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.

Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Способы акцентрирования, интонационного выделение звуков в слове ребёнку лучше всего передать в игре: игры – звукоподражания; звуковое лото; запретные звуки; дом звуков; дом в лесу. Все эти игры помогают проводить анализ звуков в речевом высказывании, различать мягкие и твёрдые согласные, ориентируют на ударные гласные, учат определению полного звукового состава слова.

После предложенной информации и совместной работы родителей и детей дома, собираем родительское собрание, где родители говорят о том, что же они смогли узнать о своём ребёнке. Насколько предложенные игры пригодились им в общении с детьми. Как изменился ребёнок в результате совместной работы и т.д.

На занятиях педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволяет в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет. Педагоги отмечают значение индивидуальной работы с родителями в процессе их педагогического просвещения. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья – глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы. Основной формой индивидуальной работы является педагогическая консультация. Ценность её в том, что родители идут на консультацию по собственной инициативе, настроены на обсуждение волнующих их проблем, стремятся получить знания необходимые для целенаправленного воздействия на личность ребёнка. Обычно в школе составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультаций являются усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

По мере своего роста и развития ребёнок меняется, иногда постепенно, иногда стремительно и неузнаваемо. И ход этого процесса зависит не только от воли случая, но и от направленных усилий любящих и понимающих взрослых.

Когда ребёнок начинает посещать школу, приглашаем родителей на открытые уроки, для того чтобы они могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игра, игровая ситуация очень помогают в учёбе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь, оказать детям. Постепенно родители убеждаются, что заинтересованный труд ребёнка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик и начинают использовать приёмы и методы, которые демонстрируют педагоги на открытых уроках. В конце учебного года такие уроки показывают, чему дети научились за учебный год. Они видят, что дети учатся здесь не только писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей.

Вовлекаем родителей в совместную с детьми деятельность. Это внеурочные мероприятия, конкурсы, экскурсии, праздники. Внеклассные мероприятия проводим с участием родителей. На всеобщих праздниках родители – и участники, и организаторы. Детские праздники превращаются в тесное сотрудничество трёх сторон – дети, родители, педагоги. Они подводят итог определённому отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности ребят, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. Такого рода деятельность даёт возможность просвещать родителей о том, как ребёнок воспитывается, какие этапы развития ребёнка существуют, его индивидуальных особенностях. Родитель должен ориентироваться в этих знаниях и умениях, т.е. знать общие этапы развития ребёнка (физиологические и психические), понимать их связь, осознавать основные принципы развития – что, чем и как развивать.

Один раз в год проводим родительские чтения. Они дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей. В ходе педагогического просвещения родители получают знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке детей к школе. Работа с родителями сложная и важная часть деятельности педагога. Одна из главных целей педагогического просвещения – вовлечение родителей в педагогический процесс. Какие бы формы работы с родителями ни выбирал педагог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям, их родителям, а также систематический характер работы.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. — М.: Класс, 1994. — С.25-37.

2. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. — Обнинск: ИАТЭ, 1998. — 80 с.

3. Под ред. А.А. Бодалева. Популярная психология для родителей [Текст]: книга для родителей М.: «Педагогика», 1989. -256 с.- 300 000 экз.

4. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении [Текст]: книга для учителя / В.В. Давыдов. — М.: «Педагогическое общество России», 2000. -480 с.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004. С. 112 — 121

6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

7.Матвеева А. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своём ребёнке. – М «АСТ-ПРЕСС» Южно – Уральское книжное издательство, 1997.

8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

9. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Институт Психотерапии, 2003. С. 222

Цели программы:

1) повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;

2) предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;

3) обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание деятельности «Родительского университета»

Начать описание деятельности нашей школы по родительскому просвещению, хотелось бы со слов В.А. Сухомлинского: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьей - есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе.

Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

Изменившиеся социальные условия, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.

Руководствуясь вышесказанным, три года назад, в нашей школе стартовала программа родительского просвещения «Родительский Университет».

Цели программы:

  1. повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;
  2. предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;
  3. обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.

Задачи:

1. Предоставить родителям объективную научную информацию об особенностях развития детей и подростков в разные периоды жизни;

2. Способствовать формированию положительного образов: «семьи», «родителей», «детей»;

3. Развивать навыки самоуважения и уважения к детям;

4. Способствовать развитию навыков анализа чувств и преодоления стресса;

5. Способствовать развитию навыков эффективного общения;

6. Способствовать осознанию родителей своих ценностей;

7. Способствовать формированию навыков принятия обоснованных решений;

Принципы:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей;
  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические факты);
  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения;
  • развития личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности;
  • гуманизации отношений и общения;
  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;
  • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка.

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:

1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей в мероприятия «Родительского университета».

2. Изменение отношения к воспитательному процессу родителей: снижение или отсутствие случаев жестокого обращения с детьми.

3. Оптимизация внутрисемейных отношений: снижение частоты конфликтных ситуаций в системе «родитель – подросток (ребенок)».

Целевая группа :

Родители (законные представители) учащихся МКОУ Новотроицкая СОШ № 12.

Ожидаемые результаты:

Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.

Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.

Основные мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование мероприятие

Форма проведения

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Диагностические мероприятия

Анкетирование родителей учащихся, для определения тематики «Родительского Университета» на учебный год

Родители учащихся школы

Август

Педагог-психолог

«Информированность родителей о занятиях детей». Анкетирование.

Родители учащихся 8-10 классов

Ноябрь

Декабрь

Классные руководители, социальный педагог

«Насколько вы ответственный родитель?» Анкетирование.

Родители учащихся 1- 4 классов

Январь

Февраль

Педагог-психолог

«Подростки о родителях» Анкетирование.

Родители учащихся 5 - 7 классов

Март

Апрель

Педагог-психолог

Уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой) Анкетирование.

Май

Педагог-психолог, классные руководители

Уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко).

Родители учащихся 1-10 классов

Май

Педагог-психолог

Просветительские мероприятия

«Уровень готовности учащихся 1 класса к обучению в школе. Адаптация 1-классников. Особенности психологического развития детей 6-7 лет». Родительский лекторий.

Родители учащихся 1 класса

Август

Педагог-психолог

«Подростковый возраст – переживаем вместе». Родительский лекторий.

Родители учащихся 6 класса

Сентябрь

Педагог-психолог

«Старший подростковый возраст. Становление личности». Родительский лекторий.

Родители учащихся 7 класса

Октябрь

Педагог-психолог

«Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей». Родительский лекторий.

Родители учащихся 1 – 4 классов

Октябрь

Социальный педагог

«Организация режима дня ребенка». Родительский лекторий.

Родители учащихся 2 класса

Ноябрь

Классный руководитель

«Результаты адаптации пятиклассников к среднему звену школы». Родительский лекторий.

Родители учащихся 5 класса

Декабрь

Педагог-психолог

«Профессиональная направленность учащихся». Родительский лекторий.

Родители учащихся 9 класса

Январь

Педагог-психолог, учителя-предметники

«Психологические особенности учащихся начальной школы». Родительский лекторий.

Родители учащихся 4 класса

Февраль

Педагог-психолог

«Родительская ответственность за воспитание и развитие детей». Родительский лекторий.

Родители 5-10 классов

Март

Социальный педагог

«Наркомания. Как противостоять проблеме современного общества?» Беседа-диспут.

Родители учащихся 7 – 10 классов

Апрель

Педагог-психолог

«Справляемся со своими эмоциями». Занятие с элементами тренинга.

Родители учащихся 3 класса

Май

Педагог-психолог

«Уровень социально – психологической готовности детей к обучению в школе». Родительский лекторий.

Родители дошкольников

Июнь

Педагог-психолог

Профилактические мероприятия

«Как помочь детям сказать: «Нет!» употреблению ПАВ?» Консультация.

Родители учащихся 9 – 10 классов

Октябрь

Социальный педагог

«Воспитываем в детях ответственность за свое поведение». Консультация.

Родители учащихся, состоящих на учете в ОДН

Ноябрь

Классные руководители

«Ограниченные возможности здоровья – жизнь без ограничений». Консультация.

Родители учащихся с ОВЗ

Декабрь

Педагог - психолог

«Одаренный ребенок, что делать?» Консультация.

Родители учащихся, с признаками одаренности

Январь

Педагог - психолог

Родители учащихся 7-8 классов

Февраль

Педагог - психолог

«Умения и навыки, приобретенные учащимися к концу 1 класса». Консультация.

Родители учащихся 1 класса

Март

Классный руководитель

В первый год реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей основными реализаторами являлись узкие специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый. Во второй и третий год в данную работу включились классные руководители и учителя – предметники, а также значительно расширилась тематика просветительских мероприятий. Тематика для проведения просветительских мероприятий с самого начала реализации программы формировалась на основании запроса родителей: родителям предлагалась анкета с примерными темами и по большинству выбранных тем, составлялся план работы на учебный год.

Просветительская работа проводилась строго по плану, но иногда приходилось вносить корректировку в план мероприятий, в связи с возникающими проблемами, например в 2016-2017 учебном году в течение марта и апреля было проведено несколько мероприятий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в суицидальные игры в социальных сетях.

За годы реализации программы удалось добиться значительных результатов: снизилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении; снизилось количество детей и подростков, состоящих на разных видах учета (внутришкольный учет, в ОДН МВД, районный банк несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния); снизилось число семей, находящихся в «группе риска» и допускающих жестокое обращение с детьми; повысилась посещаемость родителями родительских собраний, мероприятий и т.д.; повысилось число обращений родителей к узким специалистам (социальному педагогу, педагогу-психологу) для своевременного оказания помощи.

Делая выводы по реализации программы родительского просвещения «Родительский Университет», можно сказать, что нам удалось добиться основных целей и сделать нашу школу – центром родительского просвещения.

Также следует отметить, что мы планируем продолжать работу «Родительского Университета» в новом учебном году, несколько уменьшив число лекториев и увеличив число практических мероприятий, в которых родители будут не просто слушателями, а активными участниками.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение