В каких странах нет пенсии по старости. Уровень жизни в странах снг Пенсии в странах снг

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Введение

За истекшее десятилетие пенсионное обеспечение в государствах Содружества претерпело существенные изменения.

Выработано национальное пенсионное законодательство. Осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые принцип

По существу в странах СНГ созданы новые пенсионные системы, опирающиеся на собственную финансовую основу - внебюджетные пенсионные (социальные) фонды.

Проводится постоянная индексация размеров пенсий в связи с удорожанием жизни, ростом цен. Вводится персонифицированный (индивидуальный) учет застрахованных лиц. В ряде стран предприняты попытки более тесно увязать размеры пенсий с трудовым вкладом работника, в этих целях изменен порядок исчисления пенсий и другие.

Однако принципиальных изменений в состоянии пенсионного обеспечения граждан в государствах СНГ не произошло.

Действующие в странах пенсионные системы не выполняют своей основной социальной функции, определенной Международной Организацией Труда - уменьшение нуждаемости и предотвращение нищеты «путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)».

Самое главное - во всех странах Содружества уровень пенсий продолжает оставаться крайне низким и не обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей пенсионеров. Для многих из них пенсии являются единственным источником существования. В большинстве стран СНГ размеры как минимальных, так и средних пенсий не соответствуют прожиточному минимуму пенсионера. Пенсионеры оказались одной из самых малообеспеченных и незащищенных групп населения, больше других страдающих от постоянного удорожания жизни.

Пенсионное обеспечение в странах СНГ

Во всех странах СНГ, в соответствии с национальным законодательством о пенсионном обеспечении граждан, повышался минимальный размер пенсии по возрасту.

Минимальный размер пенсии (базовой пенсии) увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом в Азербайджане на 13%, в Армении - на 31%, в Белоруссии - на 28%, в Казахстане - на 19%, в Киргизии - на 25%, в Молдавии - на 4%, в России - на 6%, в Таджикистане - на 33%, в Узбекистане - на 30%, на Украине - на 28%. В январе-сентябре 2011 года он еще повысился в Белоруссии на 72%, в Казахстане - на 31%, в Молдавии - на 8%, в России - на 9%, в Узбекистане - на 15%, на Украине - на 4%.

В результате индексации пенсий, повышения уровня минимальных пенсий и выплат компенсационных надбавок, а также роста заработной платы растут средние номинальные размеры назначенных пенсий. Так, номинальный размер пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен, в 2010 году превысил уровень предыдущего года в Азербайджане, Армении, Киргизии и на Украине на 1-7%, в Казахстане и России - на 13%, в Белоруссии и Таджикистане - соответственно, на 24% и 26%.

Несмотря на постоянное повышение минимальных и средних пенсий, размер пенсии в странах СНГ остается невысоким. Чтобы сопоставить уровни среднего размера пенсий по странам СНГ, приведем их значения в пересчете на доллары США по национальным курсам валют. В 2000 году средний размер назначенных пенсий только в Белоруссии немного превышал 30 долларов США и был близок к нему в России. В 2011 году средний размер назначенных пенсий варьировался от 32 долларов США в Таджикистане до 257 в России.

В 2010 году средний размер пенсии был выше всего также в России - 249 долларов США в месяц (в 2005 году - 88 долларов США). В Белоруссии, в пересчете на доллары США, он составлял 195 (98), в Казахстане - 153 (76), в Азербайджане и на Украине - 141 (соответственно, 31 и 81), в Армении и Молдавии - менее 75 (меньше 30), в Киргизии и Таджикистане - менее 50 долларов США (менее 16 долларов США в 2005 году).

Быстрый рост среднего размера пенсий отмечался в Казахстане, Азербайджане и особенно в Киргизии в 2011 году. В Армении, Молдавии и Таджикистане темпы прироста среднего размера пенсии были более умеренными.

Действующим законодательством большинства стран СНГ в качестве минимальных социальных нормативов, гарантированных государством, приняты минимальная пенсия и прожиточный минимум пенсионера.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку нормативной потребительской корзины, а также расходы на налоги и обязательные платежи. Нормативная потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг; разрабатывается для основных социально-демографических групп населения и утверждается законодательно.

Минимальная пенсия по возрасту превышала размер прожиточного минимума пенсионера в 2010 году в Белоруссии на 22%, в Казахстане - на 43%, базовая пенсия в Азербайджане - на 25%. Значительно ниже прожиточного минимума был размер минимальной пенсии по возрасту в Молдавии (на 49%), а, также средний размер базовой пенсии в Киргизии (в 3,5 раза) и России (на 42%).

Средний размер назначенных пенсий превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Азербайджане на 66%, в Белоруссии - в 2,2 раза, в Казахстане - на 75%, в России - на 62%, на Украине - на 53%. В Киргизии и Молдавии средняя пенсия была ниже уровня прожиточного минимума пенсионера на 32% и 30%, соответственно.

В 2011 году соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума для населения в целом улучшилось в Белоруссии, Азербайджане, России, Молдавии и на Украине.

Средний размер пенсии по отношению к средней заработной плате составлял от четверти до трети в большинстве стран СНГ и только в Киргизии, Белоруссии и на Украине - около половины.

Для сравнения отметим, что, например, в Норвегии, Словакии, Финляндии, Польше, Швейцарии, Швеции коэффициент замещения дохода (отношение пенсии к доходу работающего предпенсионного возраста) превышал 50%; в Индии, Италии - 60%; Австрии, Бразилии, Венгрии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Китае, Нидерландах - 70% (рис. 20).

Низкие нетто-коэффициенты замещения (по отношению к средней заработной плате после уплаты налогов) отмечаются в Ирландии (36%) и Новой Зеландии (42%), где существуют только базовые пенсионные схемы, но при этом государство предусматривает дополнительные меры по материальной поддержке пенсионеров. Так же низок нетто-коэффициент замещения в Великобритании (42%), в Соединенных Штатах (50%). В этих странах базовая пенсия составляет лишь часть дохода, и значительны дополнительные выплаты.

В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, когда пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет обязательных платежей работающих граждан. Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, когда часть денежных средств работающих граждан инвестируется с целью получения доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам в будущем, и размер пенсионных выплат напрямую зависит от стажа работы, размера заработка и страховых взносов будущего пенсионера.

Вместе с тем, в последние годы правительства многих стран увеличивают выплаты пожилым людям, используя государственные пенсионные резервы для смягчения последствий финансово-экономического кризиса. Появляется необходимость в диверсифицированных системах пенсионных доходов, комбинирующих государственную и частную системы, вычеты из зарплат и отложенные сбережения, и другие усилия по поддержанию достатка пожилых людей

В некоторых странах сохраняются ограничения на предельный размер пенсий. Утрачена связь пенсии с «трудовым вкладом» - размеры пенсий по старости не зависят от продолжительности трудового стажа, размеров заработков. Серьезной проблемой в последние годы явились систематические задержки со своевременной выплатой пенсий.

Значительное влияние на финансовую устойчивость пенсионных систем оказывает неудовлетворительная демографическая ситуация, старение населения во всех станах СНГ, постоянное увеличение доли пенсионеров в отношении к экономически занятому населению, сокращение соотношения числа пенсионеров и работающих, которое в настоящее время ниже, чем в экономически развитых странах.

Во всех странах Содружества в настоящее время осуществляется реформирование пенсионных систем. Это связано в первую очередь с тем, что действующие ранее системы, полностью построенные на распределительном принципе базировались на текущих страховых взносах и зависели целиком от поступающих средств. Данные пенсионные системы утратили свою эффективность в условиях неустойчивости экономики, обострившейся демографической ситуации.

В ходе реформ предусматривается осуществить меры, направленные на повышение уровня пенсионного обслуживания, привлечение для этого дополнительных ресурсов, обеспечение финансовой стабилизации пенсионных систем, тесной зависимости между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованности самих работников в формировании пенсионного бюджета.

Политика государств Содружества при проведении пенсионной реформы строится на следующих принципах.

1. Отказ в перспективе от распределительных принципов пенсионного обеспечения как основной пенсионной системы.

2. Переход большинства государств на трехуровневую систему пенсионного обеспечения, совмещающую принципы солидарности и накопления (условно-накопительную).

3. Избрание в качестве основного принципа построения пенсионной системы - накопительный (Казахстан).

4. Развитие добровольного пенсионного обеспечения и страхования, соответствующих финансовых институтов.

По характеру намечаемых и проводимых реформ в области пенсионного обеспечения в странах СНГ наметились следующие общие для них тенденции:

Сохранение солидарной системы с определенными выплатами, постепенным расширением накопительных элементов и дополнением ее профессиональными обязательными либо добровольными негосударственными системами. Это характерно для большинства государств СНГ, основой пенсионных систем в которых является государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование;

Внедрение, в качестве основной, системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах.

Правительством Армении утверждены 2 декабря 1999г. «Основные стратегические положения пенсионного обеспечения».

Одними из основных целей пенсионной реформы определено:

Повышение эффективности и перераспределение средств, направляемых на выплату пенсий;

Развитие системы обязательного пенсионного страхования;

Внедрение добровольного пенсионного страхования.

Предлагается изменения в сфере пенсионного обеспечения начинать с улучшения действующей системы, обеспечив прежде всего;

Переход к финансированию из госбюджета тех расходов, которые не связаны с выплатой трудовой (страховой) пенсии, т.е. социальных пенсий;

Урегулирование системы пенсионного обеспечения в отношении льготных пенсий и пенсий за выслугу лет. Предполагается взамен указанных пенсий выплачивать компенсации с дальнейшей постепенной ликвидацией института досрочного выхода на пенсию;

Расширение круга социальных выплат, увеличение в связи с этим базы расчета выплат обязательного социального страхования;

Внедрение системы индивидуального (персонифицированного) учета.

В период перехода к новой системе пенсионного обеспечения трудовая (страховая) пенсия будет состоять из трех частей:

1. Базовая пенсия, которую государство гарантирует лицам, имеющим требуемый страховой стаж (20 лет для женщин, 25 лет - для мужчин). В нынешней системе трудовая пенсия назначается тем, кто имеет не менее 5 лет трудового стажа;

2. Доплаты за каждый год страхового стажа до внедрения индивидуального (персонифицированного) учета. Первая и вторая части пенсии начисляются по ныне действующей формуле;

3. Страховая пенсия, которая после внедрения индивидуальных счетов будет рассчитываться в соответствии с индивидуальным вкладом каждого застрахованного, то есть она будет учитывать накопленные страховые взносы и ожидаемую среднюю продолжительность жизни в момент получения права на пенсию.

Предусмотрено, что в ходе реформирования первоначально вся сумма взносов будет направляться на финансирование солидарной системы, в последующем в формуле расчета пенсий намечается увеличивать значение элемента условного накопления, с уравниванием солидарной и накопительной составляющих. Добровольное пенсионное страхование должно выполнять функции системы дополнительного пенсионного страхования.

В результате осуществления реформы структура пенсионной системы в стране будет состоять из следующих элементов:

Государственное пенсионное обеспечение;

Обязательное пенсионное страхование;

Добровольное пенсионное страхование.

В декабре 2010 года был принят пакет законов, направленный на создание законодательных основ накопительной пенсионной системы. По словам представителя управления пенсионного обеспечения Министерства труда Армении, к апрелю будут готовы подзаконные акты. На их основе юридические лица, получившие соответствующую лицензию от Центрального Банка Армении, смогут создать добровольные пенсионные фонды.

В 2011 года Армения переходит к добровольной накопительной пенсионной системе, а с 2014 года будет действовать обязательная накопительная пенсионная система. Добровольные пенсионные накопления могут осуществляться уже сейчас на основе договора, действующего между банком и работодателем.

Для обеспечения обслуживания пенсионных счетов в рамках новой накопительной пенсионной системы будет проведена техническая модернизация Центрального Депозитария Армении. Автоматизация процесса позволит повысить эффективность деятельности. Работы по переоснащению будут начаты в 2011 году, и завершатся к середине 2013 года.

По данным Национальной статистической службы, то в январе-декабре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года потребительские цены в Армении выросли на 2,6%. Это меньше чем, в России, однако власти страны не намерены проиндексировать размер пенсий в 2013 году. В проекте госбюджета на 2013 год изначально не было статьи расходов по линии повышения пенсий, более того, неизменными остались и пособия. Неизменным, 18 тысяч драмов, останется и размер пособия по безработице, но при этом правительство сохранило прошлогоднюю тенденцию к сокращению финансирования этой программы: расходы по этой программе уменьшатся на 900 млн драмов. Соответственно уменьшится, по прогнозам правительства, и количество получающих пособие по безработице.

Отметим, что правительство Армении 29 декабря 2011 года приняло решение о повышении пенсий и социальных пособий с 1 января 2012 года.

Так, размер базовой пенсии с 2012 года вместо 10,5 тысяч драм установлен в размере 13 тысяч драмов, а размер средней трудовой пенсии увеличен с 28,7 тысяч драмов до 31,3 тыс. драмов. ($1 - 409,62 драма).

Таким образом в 2013 году средняя трудовая пенсия в Армении составляет чуть более 31 тыс драмов, а вот выделенная госбюджетом для пенсий сумма уменьшится - из-за сокращения фактического числа пенсионеров.

По последним данным Министерства труда и по социальным вопросам, в Армении зарегистрировано около 520 тысяч пенсионеров.

Расходы на соцобеспечение в госбюджете 2013 году составят 303,2 млрд. драмов в сравнении с 307,3 млрд. в 2012 году.

Азербайджан

В любой стране пенсионная реформа является неотъемлемой частью социально-экономических реформ, проводимых в процессе строительства правового государства. Для успешного проведения данных реформ указами президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года была утверждена «Концепция пенсионной реформы» и принята «Государственная программа Азербайджанской Республики по развитию пенсионно-страховой системы» от 30 декабря 2008 года. По государственной программе пенсионные выплаты лицам, вышедшим ранее общего пенсионного возраста (т. е. лицам с льготными условиями выхода на трудовую пенсию), доплаты к трудовым пенсиям (предусмотренные за стаж службы и относительно базовой части пенсии), а также другие нестраховые выплаты, финансируемые за счет обязательных государственных социальных страховых взносов, являются фактором, ослабляющим принципы существующей пенсионно-страховой системы. В связи с совершенствованием обеспечения трудовой пенсии, а также претворением в жизнь положений Государственной Программы был принят закон Азербайджанской Республики «О внесении изменений и дополнений в закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях»» от 27 октября 2009 года.

Согласно закону, с 1 января 2010 года было предусмотрено применение целого ряда нововведений, как в принципах начисления пенсии, так и в определении ее суммы. С этой точки зрения наибольший интерес вызывают новшества, применяемые относительно назначения и определения суммы самой большой части трудовых пенсий - пенсии по возрасту. Назначение данного вида пенсии зависит от двух факторов:

Определяемой законом границы пенсионного возраста;

Наличие необходимого страхового стажа.

Согласно поправкам и изменениям в статье 7 вышеуказанного закона, начиная с 1 января 2010 года были пересмотрены оба этих фактора.

Так, с 1 января 2010 года граница пенсионного возраста мужчин ежегодно увеличивается на 6 месяцев до 1 января 2012 года, а для женщин до 1 января 2016 года. Таким образом, с 1 января 2010 года возрастная граница для пенсионного обеспечения мужчин устанавливается на уровне 62 лет и 6 месяцев, а с 1 января 2011 года - 63 года, для женщин эта граница устанавливается с 1 января 2010 года в 57 лет и 6 месяцев, с 1 января 2011 года - 58 лет и 6 месяцев, с 1 января 2013 года - 59 лет, с 1 января 2014 года - 59 лет и 6 месяцев, а с 1 января 2015 года - 60 лет.

Как показывает опыт разных стран, для назначения пенсии согласно законодательству граница пенсионного возраста регулируется по разному. В некоторых странах, исходя из принципа правового равенства, пенсионный возраст мужчин и женщин установлен на одном уровне. В других по сравнению с женщинами для мужчин предусмотрен более поздний срок выхода на пенсию (на 5 лет). Например, в США, Германии, Японии, Испании, Канаде, Швеции, Великобритании и Франции пенсионное право вступает в силу и для мужчин, и для женщин при достижении 65-летнего возраста. В Чили, Польше, Австралии, Молдове и Грузии пенсионный возраст наступает для мужчин в 65 лет, а для женщин в 60 лет; в Российской Федерации, на Украине, Узбекистане и Беларуси соответственно в 60 и 55 лет, а в Таджикистане, Казахстане и Кыргызстане соответственно в 63 года и 58 лет. В развитых странах с целью назначения пенсии при определении возрастной границы выхода на пенсию период пенсионных отчислений рассчитывается как минимум за 12 лет.

По статистическим данным на 1 октября 2009 года, в общей численности получавших пенсию по возрасту 45,1 % (383547 чел.) приходилось на многодетных женщин, получающих пенсию на льготных условиях. Ограничение льгот в получении пенсий для многодетных женщин, соответствуя принципам системы страхового пенсионного обеспечения, может рассматриваться как положительный фактор в деле реализации целей и задач, предусмотренных в Государственной Программе.

Конечно, с точки зрения демографического развития страны необходимо уделять должное внимание социальной защите и многодетных женщин. По нашему мнению, данная защита должна проводиться не за счет средств обязательных страховых взносов, а при помощи государственного бюджета. За последние годы в стране благодаря указам и распоряжениям Президента Азербайджанской Республики сформировался институт Президентской стипендии, применение данного института позволило существенно улучшить социальное обеспечение целого ряда граждан страны (члены семей погибших в Карабахской войне и 20 января 1990 года, инвалиды войн и т. д.). На наш взгляд, учреждение специальной Президентской стипендии многодетным женщинам также является целесообразным.

В настоящее время в завершающую стадию вступает разработка Концепции реформ системы пенсионного обеспечения», - как обозначил в одном из интервью глава Государственного фонда социальной защиты Азербайджана Салим Муслимов.

По его словам, концепция определяет четыре компонента пенсионных реформ, которые приведут к кардинальным изменениям в пенсионной системе Азербайджана: первый элемент реформы предусматривает ликвидацию базовой части пенсии, а также обеспечение роста пенсий за счёт индексации всего их размера. Вторым элементом является распределение источников финансового потока, отделение непосредственных обязательств фонда и пенсионной системы от пенсионных обязательств государства.

Как отмечают эксперты, власти Азербайджана взяли за основу пенсионную систему Германии, которая является одной из передовых в мире. Оптимисты заявляют, что создание аналогичной системы в Азербайджане обеспечит профицит Пенсионного фонда в ближайшие 3-4 года. Эксперты утверждают, что, если все пойдет по плану, фонд станет активным участником финансовых рынков и будет вкладывать средства в ипотечную программу или нефтяную промышленность, а также в рынок ценных бумаг.

Как отмечают аналитики, важным элементом реформирования пенсионной системы станет определение максимального размера пенсионных удержаний с заработной платы. Согласно новой концепции будет определён максимальный размер удержания с зарплаты, и эти средства будут переведены в фонд системы индивидуального учёта. При этом остальной частью своих доходов, предназначенных для социального страхования, граждане Азербайджана смогут распоряжаться по своему усмотрению. «Страхователь может получить оставшуюся часть удержанных средств обратно, или перечислить их на индивидуальный счёт, или же попросить об открытии банковского счёта, куда будут перечисляться дополнительные деньги», - уточняет Салим Муслимов. Чиновник также уточнил, что в пенсионной системе будет введен принцип добровольности.

«Этот принцип создаёт условия для формирования специализированных пенсионных фондов - для родителей со стороны их детей, например», - продолжает Салим Муслимов. По его словам, применение принципа добровольности не будет противоречить идее введения частных пенсионных фондов.

С июля 2013 года будет автоматизирована система назначения трудовых пенсий. В настоящее время ускорены работы по автоматизации назначения пенсий и пособий. Для этого все кандидаты на получение пенсий и пособий должны предоставить в Пенсионный фонд (Госфонд) информацию о своем трудовом стаже до 2006 года.

Отметим, что в настоящее время общее число пенсионеров в стране достигает 1 миллион 273 тысячи человек. В январе 2012 года страховая часть всех видов трудовых пенсий была увеличена на 5,7 %. В итоге среднемесячный размер трудовых пенсий в Азербайджане составил 152 маната. Правительство Азербайджана обещает: в ближайшее время будет объявлено об увеличении на 20% базовой части трудовой пенсии, которая составляет 85 манатов. Для выполнения этого обещания власти намерены обеспечить легализацию зарплаты. По мнению экспертов, в 2013 году шаги в этом направлении позволят правительству увеличить объем сборов по соцстрахованию на 150 миллионов манатов.

На данный момент минимальная пенсия в Грузии составляет 100 лари ($60), которая была введена с 1 сентября 2011 года. Инициатором повышения пенсии выступил президент Михаил Саакашвили. Он же выдвинул предложение ввести пенсионный пакет в размере 140 лари для пенсионеров старше 67 лет.

Президент Грузии Михаил Саакашвили на одной из пресс-конференции сообщbл, что в 2013 году, пенсия для всех категорий пенсионеров вырастет до $100. Об этом Михаил Саакашвили заявил на встрече в селе Осиаури Хашурского района, где он открыл новый газопровод.

Президент напомнил, что с сентября 2012 года пенсия для пенсионеров старше 65 лет увеличится до 140 лари, а на следующий год минимальная пенсия достигнет $100 для пенсионеров всех возрастных групп.

Кроме того, в 2013 году застраховано здоровье 2,5 миллиона человек, а в ближайшие годы Грузия перейдет на всеобщее медицинское страхование населения.

Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты Грузии заявило, что минимальная пенсия по инвалидности выросла со 125 до 150 лари (1 доллар = 1,66 лари), этих же показателей достигла и пенсия по возрасту, таких пенсионеров в стране насчитывается 681 392 человека.

Пенсия по ярко выраженным ограниченным возможностям теперь составляет 100 лари, такое же пособие будут получать те, кто потерял кормильца. Дети с ограниченными возможностями, ранее получавшие 70 лари, теперь могут рассчитывать на 100 лари в месяц.

Так же возросли пособия для жертв политических репрессий до 107 лари вместо 62.

Повышения коснулись и уровня государственных премий и компенсаций с 272 до 292 лари в месяц.

Парламент Грузии утвердил закон «О пенсиях», который предусматривает повышение пенсий с 1 сентября текущего года для лиц старше 67 лет до 140 лари ($85). В частности, пенсия будет составлять 125 лари ($77), а 15 лари ($9) будут выделяться государством на страхование здоровья пенсионеров.

Саакашвили также упомянул о намерении проводить пенсионную реформу, в рамках которой пенсии будут увеличены до $100, реализацией данной реформы правительство Грузии занималось в 2012 году.

Проблемы пенсионного обеспечения стран СНГ в 2013 году

Причин, потребовавших коренной трансформации всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан на постсоветском пространстве, несколько.

Во-первых, изменение общественного строя, приведшее к формированию принципиально новых экономических, организационных и финансовых условий функционирования пенсионных систем.

Во-вторых, деиндустриализация экономик большинства стран СНГ, следствием чего стало уменьшение удельного веса наемных работников в общей численности экономически активного населения, а также трансформация экономических отношений, существенно ограничившая возможности государства влиять на хозяйствующие субъекты. В итоге возникла необходимость в замене государственного социального обеспечения как основного пенсионного института на институты обязательного и добровольного пенсионного страхования, охватывающие намного меньшее по сравнению с советскими временами количество работающих лиц.

В-третьих, новые глобальные вызовы в трудовой сфере и демографии - сокращение продолжительности постоянного найма, повышение пенсионной нагрузки на работающих.

Несмотря на национальные различия, присущие пенсионным системам стран на постсоветском пространстве, перед ними встает ряд схожих проблем. Как, к примеру, добиться долгосрочного и адекватного финансирования своих пенсионных систем в меняющемся мире труда на фоне утверждения долгосрочной тенденции к старению населения и сокращению численности рабочей силы?

Переход стран СНГ на рыночную парадигму вызвал необходимость коренного преобразования всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан. Советская патерналистская идеология пенсионного обеспечения, базировавшаяся на принципах ”алиментарности” (бесплатности) и финансирования за счет общественных фондов потребления, не вписывалась в новые реалии. Предстояло сформировать адекватные рыночной экономике институты, основанные на применении принципов обязательного и добровольного пенсионного страхования. При этом необходимые экономические и социальные предпосылки для решения такой масштабной задачи отсутствовали.

По мере преодоления экономического спада большинство стран СНГ начали проводить пенсионные реформы, создавая экономические и социальные предпосылки для создания новых пенсионных институтов. Если говорить обобщенно, то государственная политика бывших советских республик в рассматриваемой области характеризовалась:

Сохранением существующих пенсионных систем, основанных на солидарных принципах перераспределения финансовых ресурсов между поколениями работающих и пенсионеров, использованием оправдавшей себя практики государственного управления пенсионными системами, формированием новой инфраструктуры учета пенсионных прав, открывающей возможности для использования новых страховых механизмов (Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан);

Реализацией широкомасштабных преобразований пенсионных систем с целью внедрения страховых механизмов, включающих индивидуальный учет пенсионных прав (их персонификацию) и применение принципиально новых пенсионных институтов, организованных на принципах условно-накопительных счетов, накопительных пенсий и негосударственного пенсионного страхования (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина).

Преобразования пенсионных систем на постсоветском пространстве привели за два десятилетия к следующим результатам. По сравнению с периодом 80-90-х годов покупательная способность пенсий частично восстановлена. Однако размеры пенсий как с точки зрения их покупательной способности, так и с позиции коэффициента замещения, которые составляли в советский период 250% и 55% соответственно, ни в одной из стран Содружества еще не достигнуты.

По меркам экономически развитых стран размеры пенсий в странах СНГ остаются весьма скромными, а зачастую недопустимо низкими и в лучшем случае обеспечивают лишь минимальные потребности пенсионеров. Расходы на пенсии составляют от 3,3% ВВП (Таджикистан) до 10% ВВП (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия). Только в двух странах этот показатель выше: Беларусь - 10,3% ВВП, Украина - 15% ВВП.

Уровень пенсий недотягивает до минимальных социальных стандартов МОТ: согласно Конвенции № 102 (1952 г.) коэффициент замещения должен составлять не менее 40% от заработной платы квалифицированного рабочего при наличии у него 30-летнего страхового стажа. Большинству стран СНГ решить данную задачу в среднесрочной перспективе, по-видимому, не удастся.

Пенсионные институты в странах СНГ не соответствуют новому общественному укладу, изменившимся социально-трудовым отношениям, складывающейся демографической ситуации. Так, доходы большинства пенсионеров (за исключением Беларуси, Казахстана и России) ниже прожиточного минимума пенсионера. Более того, в Армении, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане средней пенсии хватает не более, чем на 12-15 дней. Негосударственные пенсионные системы в странах СНГ, за исключением России, пока находятся на этапе становления.

Несмотря на все различия, в основе пенсионных систем стран Содружества лежит советская модель государственного пенсионного обеспечения, которая в новых экономических условиях эффективно функционировать не может.

Нецивилизованные формы рыночных отношений позволяют современным работодателям ”уводить” от страхового обложения на цели пенсионного обеспечения от 25% до 40% от общего объема заработной платы. Так, учитываемый органами госстатистики и ПФР совокупный размер официальной зарплаты, служащий базой для начисления страховых взносов в ПФР, уменьшился более чем на треть: с 38% ВВП в 1990 г. до 26% ВВП в 2010 г. Аналогичная ситуация отмечается и в большинстве стран СНГ. По оценкам экспертов, объем теневой заработной платы в Украине достигает 50% от ее общего объема.

Кроме того, в постсоветский период удельный вес наемных работников, занятых на постоянной основе, в большинстве стран СНГ снизился с 85% до 50% и менее от общей численности экономически активного населения. При этом половина работающих получает столь низкую по размеру заработную плату, что даже при 35-40-летнем трудовом (страховом) стаже достойную пенсию (на уровне 150-250% от ПМ пенсионера) заработать практически невозможно.

Для накопления страховых пенсионных прав, достаточных для получения минимальной пенсии, размер которой составлял бы не менее 120 долл. (или 4 долл. в день, что слегка превышает ”порог бедности”), требуется заработная плата в размере не менее 300 долл. У значительной части работающих в странах СНГ она меньше этой величины. Доля таких работников составляет: в Таджикистане - 97,5%, Молдове - 77,1%, Украине - 68,8%, Азербайджане - 68,3%, Беларуси - 53,6%, Казахстане - 50,4%, России - 25%.

Таким образом, многие проблемы в области пенсионного обеспечения в странах СНГ в значительной степени обусловлены низким уровнем минимальной заработной платы. На 1 января 2011 г. ее размер составлял: в Кыргызстане - 13 долл., Таджикистане - 18, Молдове - 49, Армении - 90, Азербайджане - 106, Казахстане - 108, Украине - 119, России - 138, Беларуси -152 долл.

Заключение

Выбор способов реформирования национальных систем пенсионного обеспечения зависит от состояния экономики и рынка труда (важнейшими индикаторами которых выступают занятость и заработная плата), масштабов бедности, демографической структуры населения, включающей соотношение работающих и пенсионеров. Вслед за периодом копирования моделей пенсионных реформ, рекомендованных Всемирным банком, все чаще высказывается мнение, что реформы должны учитывать специфику конкретной страны, включая не только состояние экономики и других системных факторов, но и менталитет населения.

Анализ мирового опыта позволяет выделить в функционировании социальной сферы ряд закономерностей. При низкой по размеру заработной плате, не обеспечивающей потребительского бюджета семьи или незначительно его превышающей, возможности работающих, а также их работодателей делать страховые отчисления в необходимых объемах для получения приемлемой пенсии весьма ограничены. Так, если доля бедного населения превышает 15% от общей его численности, то бюджет любого государства начинает испытывать ”финансовый перегрев” из-за необходимости выделения значительной доли средств на борьбу с бедностью. Объем необходимых финансовых ресурсов на решение этих задач будет составлять не менее 2-3 % ВВП на каждые 10% бедных.

Если доля безработных в стране на протяжении двух-трех десятилетий превышает 10%-ный рубеж, то для системы пенсионного обеспечения потребуется значительная поддержка государства на финансирование социальных пенсий, затраты на которые могут составить не менее 1,5-2,5% ВВП. Если доля пенсионеров превышает 20% от общей численности населения, то минимальные финансовые ресурсы на пенсионное обеспечение в стране должны составлять не менее 6-7% ВВП.

Все возможные варианты модернизации пенсионных систем с экономической точки зрения можно свести к двум альтернативным регуляторам: увеличению доходов пенсионной системы либо сокращению ее расходов.

Серьезной проблемой для стран СНГ при проведении пенсионных реформ стало определение базового пенсионного института в национальных пенсионных системах. Имеется в виду выбор между несколькими ”развилками”. Первая - какому пенсионному институту отдать предпочтение: сохранить советскую пенсионную систему, базировавшуюся на государственном социальном обеспечении, или внедрять новый институт, основанный на принципах социального пенсионного страхования (все страны СНГ, кроме Армении, отдали приоритет пенсионному страхованию). Вторая - определение вида института пенсионного страхования: с начальными элементами страхования (его выбрали Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина); условно-накопительного пенсионного страхования (Россия); накопительного пенсионного страхования (таков выбор Казахстана, а в качестве дополнительного института его применяет Россия и собирается внедрять Украина).

Пенсионные системы XX в. в подавляющем большинстве стран базировались на распределительном принципе, или принципе ”солидарности” поколений. Такой подход к их организации предполагает социальный контракт, регулирующий отношения между поколениями посредством общественных институтов. В каждый момент времени работающее поколение финансирует выплату пенсий нынешним пенсионерам под обязательства общества, подразумевая, что следующее поколение работающих будет отчислять примерно адекватную часть своего текущего дохода на их пенсионное обеспечение.

Пенсии в странах СНГ

Во всех странах СНГ, в соответствии с национальным законодательством о пенсионном обеспечении граждан, повышался минимальный размер пенсии по возрасту.

Минимальный размер пенсии (базовой пенсии) увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом в Азербайджане на 13%, в Армении - на 31%, в Белоруссии - на 28%, в Казахстане - на 19%, в Киргизии - на 25%, в Молдавии - на 4%, в России - на 6%, в Таджикистане - на 33%, в Узбекистане - на 30%, на Украине - на 28%. В январе-сентябре 2011 года он еще повысился в Белоруссии на 72%, в Казахстане - на 31%, в Молдавии - на 8%, в России - на 9%, в Узбекистане - на 15%, на Украине - на 4%.

В результате индексации пенсий, повышения уровня минимальных пенсий и выплат компенсационных надбавок, а также роста заработной платы растут средние номинальные размеры назначенных пенсий. Так, номинальный размер пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен, в 2010 году превысил уровень предыдущего года в Азербайджане, Армении, Киргизии и на Украине на 1-7%, в Казахстане и России - на 13%, в Белоруссии и Таджикистане – соответственно, на 24% и 26%. В Молдавии темп роста назначенных пенсий отставал от темпа роста потребительских цен, что привело к небольшому снижению реального размера пенсий по сравнению с предыдущим годом (на 3%).

Несмотря на постоянное повышение минимальных и средних пенсий, размер пенсии в странах СНГ остается невысоким. Чтобы сопоставить уровни среднего размера пенсий по странам СНГ, приведем их значения в пересчете на доллары США по национальным курсам валют (рис. 18). В 2000 году средний размер назначенных пенсий только в Белоруссии немного превышал 30 долларов США и был близок к нему в России. В 2011 году средний размер назначенных пенсий варьировался от 32 долларов США в Таджикистане до 257 в России.

В 2010 году средний размер пенсии был выше всего также в России - 249 долларов США в месяц (в 2005 году – 88 долларов США). В Белоруссии, в пересчете на доллары США, он составлял 195 (98), в Казахстане – 153 (76), в Азербайджане и на Украине – 141 (соответственно, 31 и 81), в Армении и Молдавии – менее 75 (меньше 30), в Киргизии и Таджикистане – менее 50 долларов США (менее 16 долларов США в 2005 году).

Начиная с 2009 года, Белоруссия стала отставать от России по среднему размеру назначенных пенсий в пересчете на доллары США, а в 2011 году наблюдалось довольно резкое его сокращение. Отставание Украины от России сформировалось в год финансово-экономического кризиса 2008 года и только усиливалось в последующие годы из-за более медленного роста среднего размера пенсий на Украине.

Быстрый рост среднего размера пенсий отмечался в Казахстане, Азербайджане и особенно в Киргизии в 2011 году. В Армении, Молдавии и Таджикистане темпы прироста среднего размера пенсии были более умеренными.

Рисунок 18. Средний размер назначенной пенсии по странам СНГ за декабрь соответствующих лет, 2000-2010 годы, долларов США

Источник http://www.cisstat.com/ ; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 132.

Действующим законодательством большинства стран СНГ в качестве минимальных социальных нормативов, гарантированных государством, приняты минимальная пенсия и прожиточный минимум пенсионера.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку нормативной потребительской корзины, а также расходы на налоги и обязательные платежи. Нормативная потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг; разрабатывается для основных социально-демографических групп населения и утверждается законодательно.

Минимальная пенсия по возрасту превышала размер прожиточного минимума пенсионера в 2010 году в Белоруссии на 22%, в Казахстане - на 43%, базовая пенсия в Азербайджане - на 25%. Значительно ниже прожиточного минимума был размер минимальной пенсии по возрасту в Молдавии (на 49%), а, также средний размер базовой пенсии в Киргизии (в 3,5 раза) и России (на 42%).

Средний размер назначенных пенсий превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Азербайджане на 66%, в Белоруссии - в 2,2 раза, в Казахстане - на 75%, в России - на 62%, на Украине - на 53%. В Киргизии и Молдавии средняя пенсия была ниже уровня прожиточного минимума пенсионера на 32% и 30%, соответственно.

В 2011 году соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума для населения в целом улучшилось в Белоруссии, Азербайджане, России, Молдавии и на Украине (рис. 19).

Средний размер пенсии по отношению к средней заработной плате составлял от четверти до трети в большинстве стран СНГ и только в Киргизии, Белоруссии и на Украине – около половины.

Рисунок 19. Средний размер назначенной пенсии к средней заработной плате и прожиточному минимуму по странам СНГ, 2010 и 2011 годы, %

Источник : Межгосударственный статистический комитет СНГ – http://www.cisstat.com/ ; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 129-132.

Для сравнения отметим, что, например, в Норвегии, Словакии, Финляндии, Польше, Швейцарии, Швеции коэффициент замещения дохода (отношение пенсии к доходу работающего предпенсионного возраста) превышал 50%; в Индии, Италии - 60%; Австрии, Бразилии, Венгрии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Китае, Нидерландах - 70% (рис. 20).

Низкие нетто-коэффициенты замещения (по отношению к средней заработной плате после уплаты налогов) отмечаются в Ирландии (36%) и Новой Зеландии (42%), где существуют только базовые пенсионные схемы, но при этом государство предусматривает дополнительные меры по материальной поддержке пенсионеров. Так же низок нетто-коэффициент замещения в Великобритании (42%), в Соединенных Штатах (50%). В этих странах базовая пенсия составляет лишь часть дохода, и значительны дополнительные выплаты.

Рисунок 20. Коэффициенты замещения дохода в странах ОЭРС, средний размер назначенной пенсии по отношению к средней заработной плате до (брутто-коэффициент) и после уплаты налогов (нетто-коэффициент), %

Источник : Статистика СНГ / Статистический бюллетень № 11, 2011. С. 9-25 по материалам OECD "Pensions at a Glance 2011: Retirement-Income Systems in OECD and G20 Countries" (www.oecd.org).

В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, когда пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет обязательных платежей работающих граждан. Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, когда часть денежных средств работающих граждан инвестируется с целью получения доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам в будущем, и размер пенсионных выплат напрямую зависит от стажа работы, размера заработка и страховых взносов будущего пенсионера.

Вместе с тем, в последние годы правительства многих стран увеличивают выплаты пожилым людям, используя государственные пенсионные резервы для смягчения последствий финансово-экономического кризиса. Появляется необходимость в диверсифицированных системах пенсионных доходов, комбинирующих государственную и частную системы, вычеты из зарплат и отложенные сбережения, и другие усилия по поддержанию достатка пожилых людей.

Источники :

Межгосударственный статистический комитет СНГ . – www.cisstat.com

Содружество Независимых Государств в 2011 году. Статистический ежегодник;

О демографической ситуации в странах Содружества в 2011 году. / Статистика СНГ. Статистический бюллетень, № 10, 2012. С. 11-39;

Социальная статистика / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 8, 2012. С. 113-119;

Статистическое изучение социально-демографических аспектов, связанных с постарением населения. / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 4, 2012. С. 67-90;

О демографической ситуации в странах Содружества / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 12, 2011. С. 39-63;

Двадцать лет Содружеству Независимых Государств. / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 12, 2011. С. 9-22;

О пенсионном обеспечении в странах Содружества / Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 11, 2011. С. 9-25.

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division .

Population Ageing an Development 2012 / Wallchart - http://www.un.org/esa/population/publications/
2012PopAgeingDev_Chart/2012AgeingWallchart.html

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2011). World Population Prospects: The 2010 Revision, CD-ROM Edition. –

Одним из важнейших показателей социально-экономического развития страны является средняя пенсия, которую получают люди . Именно жизнь этой прослойки общества может лучше всех других факторов свидетельствовать о том, правильным ли путем идет страна, и есть ли у нее реальное будущее.

Представляем вашему вниманию очередной обзор средней в странах мира за 2018 год. Что можно утверждать, рассматривая данную выборку? Пенсионеры западной Европы, США и Японии продолжают получать пенсионные выплаты, превышающие российские зарплаты в несколько раз, о пенсионерах России вообще речь не идет. Все что могло сделать  российское правительство за минувший год, так это увеличить среднюю пенсию по стране на 1000 рублей или  15 США (14 100 рублей). Чуть лучше обстоят дела только у соседней Украины, где средние пенсии возросли сразу на 40%, достигнув размера 100 долларов США.

Обзор размера средней пенсии по странам СНГ и мира в 2018 году

Страны мира Средняя пенсия, долл. США
Швейцария 3400
Япония 2850
Германия 2650
Норвегия 2340
США 2150
Греция 930
Чехия 570
Польша 510
Эстония 440
Россия 235
Казахстан 160
Беларусь 160
Азербайджан 120
Украина 100
Грузия 90
Кыргызстан 60
Таджикистан 50

Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 августа 2018. Время чтения 8 мин.

Пенсионные программы действуют во всех странах мира: вопрос лишь в том, какая часть населения реально подпадает под их действие. Проблемы возникают из-за высокого уровня бедности, большой доли неофициальных зарплат и низкой продолжительности жизни. С конца 90-х годов во многих странах проводятся социальные реформы, призванные улучшить экономическое положение людей в старости.

Разговоры о том, в каких странах нет пенсии по старости, часто базируются на устаревших данных 90-х годов. Сегодня социальные выплаты для пожилых людей формально существуют во всех странах. Даже в государствах с самым низким ВВП на душу населения, таких как ЦАР и Бурунди, действуют обязательные пенсионные программы и выплачиваются пособия по инвалидности.

Найти государство, в котором совсем нет пенсий, сегодня просто невозможно.

Вопрос заключается в том, какая часть населения реально получает социальные выплаты в пожилом возрасте. В некоторых государствах Азии и Африки пенсии доступны всего 5-10% граждан. К странам с ограниченным пенсионным обеспечением относятся:

  • Китай;
  • Индия;
  • Таиланд;
  • Гамбия;
  • Гана;
  • Кения;
  • Нигер;
  • Ботсвана.

В своих исследованиях экономисты не только рассуждают о том, в каких странах людям не выплачивают пенсию, но и выделяют причины возникающего неравенства. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются пенсионные системы в каждой из перечисленных стран.

Китай

В 1995 году власти Китая запустили масштабную пенсионную реформу. Если до середины 90-х на пенсию претендовали лишь 5,4% китайцев, то в 2016 году это число составило уже 60%. Однако 40% населения все еще не подпадают под действие полноценной социальной защиты. Проблема связана со структурой пенсионной системы Китая, которая делит граждан на 2 категории:

  • Госслужащие и городские жители. Мужчины получают пенсию с 60 лет, женщины - с 55 или 50 лет в зависимости от тяжести труда. Для этой категории граждан пенсионный фонд формируется из двух источников: отчислений работодателей и собственных выплат сотрудников. Средний размер пенсии - 2,3 тыс. (23 тыс. руб.).
  • Сельские жители и городские рабочие с низким доходом. Они могут претендовать только на пособие по старости, которое выплачивает региональный бюджет. Минимальный размер пенсии - 127 юаней (1,26 тыс. руб.), которых не хватит даже на покупку еды.

При этом около 20% китайцев по-прежнему не могут рассчитывать ни на одну из пенсионных программ.

Индия

Уровень социальной защиты в Индии остается одним из самых низких в Азии. На получение пенсии в этой стране могут рассчитывать лишь 12% населения. Самой защищенной категорией остаются госслужащие: большинство из них может оставить работу в 60 лет. При этом размер пенсии часто не превышает 2 тыс. (курсы индийской валюты и рубля примерно равны).

С 2004 года в стране проводится масштабная социальная реформа. Она предполагает разделение пенсии на 2 части: добровольные отчисления и обязательные налоги для работодателей. Реформа не дала ожидаемых результатов: ее последствия пока затронули лишь 1% рабочей силы в Индии.

Таиланд

До конца 90-х в Таиланде действовали только пенсии для чиновников. Ситуация изменилась в 1998 году, когда был принят Закон о социальном обеспечении. Правительство страны предложило двухуровневую систему выплат: отдельно для госслужащих и сотрудников частных компаний.

Каждая фирма в Таиланде обязана платить налоги за своих сотрудников. 3% заработной платы попадают в пенсионный фонд, а государство добавляет еще 1% из бюджета. При этом более 40% трудоспособных граждан не получают официальную зарплату. Эти люди смогут претендовать только на минимальное пособие, которое составляет 700 бат (1,4 тыс. руб.).

Хотя формально социальная поддержка распространяется на всех пожилых людей, примерно в 40% случаев она не покрывает даже базовые потребности.

Гамбия

Пенсии в Гамбии выплачиваются с 60 лет. При этом претендовать на хорошую социальную поддержку в старости могут только 2 категории граждан:

  • Сотрудники бюджетных организаций и коммерческих фирм с государственным участием.
  • Военные и полиция.

На получение пенсий могут также рассчитывать некоторые рабочие, занятые на производствах или проживающие в городах. При этом для граждан, которые заняты в сельском хозяйстве, пособия по старости отсутствуют. С такой же проблемой сталкиваются люди, работающие нелегально. В результате пенсионная система охватывает только 20% граждан Гамбии.

Гана

Пенсионная система Ганы разделена на две ветви. Одну из них представляет Национальный фонд страхования и социальной защиты. Он работает с большинством категорий граждан, включая сотрудников частного и государственного сектора, фермеров, торговцев и владельцев малого бизнеса. Вторая ветвь под названием CAP 30 занимается выплатами для военных, полиции и некоторых чиновников.

Обе программы в сумме покрывают потребности 10% рабочей силы. Остальные 90% населения Ганы в старости не получают никакой поддержки от государства. Главная причина столь низкого уровня соцзащиты - высокая доля теневой экономики. Кроме того, из-за высокой инфляции деньги в государственных фондах быстро обесцениваются.

В 2004 году по стране прокатились массовые протесты рабочих. Власти Ганы были вынуждены пойти на реформу Национального фонда. По новым правилам, мужчины и женщины могут выходить на пенсию в 55 лет. Несмотря на некоторые подвижки, пенсионная система страны все еще находится в зачаточном состоянии.

Кения

Пенсионная система в Кении охватывает только 15% рабочей силы. Средства распределяются с помощью 3 социальных программ:

  • Выплаты Национального фонда социальной защиты. Формируется за счет выплат сотрудников и работодателей.
  • Пенсии для госслужащих. Выплачиваются из бюджета страны.
  • Индивидуальные накопления.

Даже в столь усеченном виде система социальной защиты Кении работает неэффективно. Многие рабочие, имеющие право на получение выплат по старости, просто не доживают до пенсионного возраста. Сегодня он закреплен на уровне 55 лет, но обсуждается возможность повышения этой планки до 60 лет. Из-за эпидемии ВИЧ средняя продолжительность жизни в стране составляет всего 59 лет, так что до пенсии доживает сравнительно небольшое число людей.

Нигер

Пенсионная система Нигера - скорее формальное понятие, нежели реальный механизм соцзащиты. Какие-либо выплаты в старости здесь получают только 3% населения. Государственный фонд социальной защиты создан еще в 1965 году, но даже спустя полвека его возможности недоступны подавляющему большинству граждан. Пенсионный возраст в стране закреплен на уровне 55 лет, в то время как средняя продолжительность жизни составляет всего 52 года.

Нигер находится на 2-м месте в списке беднейших стран: хуже дела обстоят только в Сьерра-Леоне. В этих условиях практически все жители Нигера предпочитают работать нелегально. Несмотря на столь сложную ситуацию, власти Нигера в последние годы проводят политику повышения пенсий.

Ботсвана

Пенсионная система Ботсваны возникла в 1996 году. В старости жители этой страны могут претендовать на 2 категории выплат:

  • Фиксированные пенсии для всех граждан из государственного бюджета.
  • Пенсии на основе выплат работодателя. Организации обязаны платить социальный налог за своих сотрудников 1 раз в 5 лет, но на практике редко выполняют это требование.

Несмотря на относительно высокий уровень экономического развития Ботсваны, пенсионная система страны работает неэффективно. 84% сотрудников частных организаций в старости могут рассчитывать только на минимальную выплату в 220 пул (1,4 тыс. руб.). При этом минимальный возраст выхода на пенсию на 6 месяцев выше, чем средняя продолжительность жизни.

Выводы

Проблема пенсионного обеспечения граждан характерна для многих развивающихся стран. При этом причины ее возникновения могут отличаться. В таблице кратко изложены основные параметры пенсионных систем, затронутых в статье.

Таблица 1. Выплаты по старости в развивающихся экономиках.

Страна Процент людей, получающих пенсию выше прожиточного минимума Основные проблемы
Китай 60% Низкие выплаты для сельского населения
Индия 12% Несовершенство законов, высокий уровень бедности в отдельных районах
Таиланд ~ 60% Многие работают неофициально
Гамбия 20% Отсутствие пенсий для сельских жителей
Гана 10% Большой теневой сектор, высокая инфляция
Кения 15% Неэффективное администрирование, низкая продолжительность жизни
Нигер 3% Общая бедность, низкая производительность труда
Ботсвана 20-30% Несовершенные законы для работодателей, высокая смертность

Общая черта всех перечисленных стран - высокий уровень бедности. При низкой оплате труда люди предпочитают работать в теневом секторе. Пенсионные фонды не получают достаточного финансирования и не могут обеспечить достаточный размер выплат для всех граждан.

Ситуацию усугубляет низкая продолжительность жизни. В африканских странах люди часто не доживают до пенсионного возраста из-за плохой медицины и тяжелых условий жизни.

В азиатских странах на первый план выходит проблема неравномерного развития городов и сельской местности. Городские жители Китая и Таиланда могут получать вполне достойную пенсию, в то время как их сограждане из деревни в лучшем случае претендуют на минимальное пособие.

Турецкий порог расположен на том же уровне для мужчин, однако местное законодательство предполагает, что женщины могут рассчитывать на выплаты после достижения 56 лет. Однако подобные данные не означают, что общая ситуация с пенсионными накоплениями здесь наиболее благоприятная. Выплаты зависят от используемых для аккумулирования денежных средств систем. Такая же ситуация с пенсиями в Таиланде. Вернуться к оглавлению Объем денежных средств Однако пенсионный возраст вряд ли является достоверным показателем качества жизни пенсионеров. Ведь наибольшее значение на него, оказывает размер получаемых в итоге выплат. Принимая его во внимание, можно выделить совершенно других лидеров среди стран мирового сообщества.

Пенсионный возраст в 2018 году в россии для мужчин и женщин

При этом есть категория льготников, которые вправе оформить пенсию на 10 лет раньше, например, жители Крайнего Севера, сотрудники горячего цеха, подземных работ и так далее. Ниже приведем таблицу, в которой указаны периоды оформления пенсионных выплат в разных странах мира: Наименование страны Пенсионный возраст мужчины Пенсионный возраст женщины Япония 70 70 Дания 67 67 Норвегия 67 67 Австрия 65 65 Бельгия 65 62 Великобритания 65 60 Германия 67 67 Греция 65 60 Грузия 65 60 Испания 65 65 Италия 65 60 Канада 65 65 Польша 65 60 США 65 65 Франция 65 60 Нидерланды 51 51 Казахстан 63 58 Литва 62,5 58,5 Молдавия 62 57 Украина 60 55 Белоруссия 60 55 Узбекистан 60 55 Несмотря на указанную информацию, пенсионный возраст в разных странах постепенно увеличивается в связи с экономической ситуацией.

Какой пенсионный возраст в разных странах мира в 2018 году

Многие люди, чей возраст приближается к пятидесяти годам, ждут, не дождутся, когда смогут отдохнуть и получить свои пенсионные начисления. На самом деле, неопределенность с принятием окончательного решения правительством России насчет пенсионного обеспечения, многие эксперты объясняют предстоящими в 2018 году выборами Президента РФ.

Никто из нынешних чиновников не решается повлиять на свой рейтинг накануне волеизъявления россиян. Быстрее всего к депутатам Госдумы законопроект поступит сразу после выбора руководителя страны.
Какой будет его окончательный вариант, будет зависеть уже от нового правительства, хотя наработки документа ведутся уже сейчас. Экономисты и эксперты полным ходом обсуждают будущее повышение пенсионного возраста.

Пенсионный возраст в россии с 2018 года: последние новости

Внимание

В каждом случае мнения разные, поэтому рассмотрим их по отдельности:

  • Великобритания: М – 65, Ж – 60. Ожидается повышение пенсионного возраста для мужчин до 66 лет.
  • Израиль: М – 67, Ж – 62.

Важно

Министерство финансов страны представило план по увеличению пенсионного возраста до 70 лет для мужчин, до 65 лет – для женщин к 2020 году. Увеличивать планируют поэтапно, для мужчин сначала до 68 лет, а для женщин – до 64.

  • Латвия: 62.

  • Известно о планах поднятия планки пенсионного возраста до 65 лет. Ориентировочно идея будет реализована к 2020 году.
  • Казахстан: М – 63, Ж – 60,5.

    Инфо

    Ежегодно, начиная с 2014 года, пенсионный возраст для женщин увеличивается на полгода. В планах правительства уравнять его с показателем для мужчин.

  • США: 65.

  • На сегодняшний день ходят разговоры о повышении пенсионного возраста до 69 лет для обоих полов.
  • Польша: М – 65, Ж – 60.
  • Возраст выхода на пенсию в 2018 году последние новости

    Разговоры об изменении возраста выхода на пенсию продолжаются по нынешний день. По этому поводу уже высказались Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство труда, другие ведомства.

    Такой дружный ажиотаж вокруг этой темы говорит о том, что проблема стоит остро и в ближайшее время появиться документ, отвечающий на все запросы общества. СОДЕРЖАНИЕ

    • Когда будет увеличение пенсионного возраста
    • Почему собираются изменять возраст выхода на пенсию
    • Как будет проходить увеличение пенсионного возраста
    • Последние новости

    Когда будет увеличение пенсионного возраста Кризисные явления в экономике привели к тому, что сегодня все труднее найти работу молодежи, не говоря про тех, кому исполнилось больше сорока лет.

    Возраст пенсионеров по всему миру

    В Албании этот показатель заметно ниже, что характерно для большинства стран восточной Европы. Данная таблица позволяет создать объективное представление о пенсионных порогах различных стран в 2018 году: Однако, по данным показателям, всех «конкурентов» обошла Япония, где для мужчин установлена рекордная отметка, достижение которой гарантирует пенсию - 70 лет для мужчин и женщин. Это вполне оправдано, учитывая внушительную продолжительность жизни местного населения Вернуться к оглавлению Самые ранние выплаты Есть и ряд направлений, которые предполагают наименьшую продолжительность трудоспособного периода жизни. Прежде всего, это Беларусь, в которой мужчины вправе претендовать на пенсию в 60, а женщины уже в 55 лет. Подобная ситуация наблюдается и с ближайшими соседями: на Украине и в РФ условия выхода на пенсию аналогичны.

    Пенсионный возраст в странах снг. справка

    К ним относят:

    • Данию - 2800$;
    • Финляндию - 1900$;
    • Норвегию - 1542$;
    • Израиль - 1350$.

    Последние строчки в рейтинге выплат традиционно занимают страны СНГ и восточной Европы. Так, наименьшие выплаты получают граждане Грузии, Узбекистана, Молдовы, а также Азербайджана и Украины. Вернуться к оглавлению Грядущие реформы Согласно подсчетам аналитиков, пенсионная система РФ не сможет существовать в нынешнем состоянии дольше, чем 5-10 лет. Объясняется это необходимость повышения пенсионного возраста, что является крайне непопулярной мерой. В связи с этим правительство постоянно пытается популяризировать данное решение, однако пока успехов достичь не удалось. Явным недостатком подобного решения представляется несоответствия уровня и продолжительности жизни с условиями, которые предполагают внедряемые реформы.

    Сравнение пенсионного возраста в странах мира

    Правительство рассматривает вариант увеличения и уравнивания пенсионного возраста для обоих полов на отметке 67 лет.

    • Украина: М – 60, Ж – 55. Ориентировочно к 2021 году пенсионный возраст для женщин уравняют с мужским, он также составит 60 лет.
    • Франция: 60.

      Сегодня рассматривается вариант с повышением до 62 лет.

    • Швеция: 61-67 для обоих полов. Премьер-министр страны намерен поднять планку до 75 лет.


    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники