Мария монтессори биография на английском языке. Мария Монтессори: биография и фото

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


День рождения выдающегося педагога-гуманиста и философа Марии Монтессори - 31 августа 1870года.

В год объединения Италии, накануне нового учебного года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Семья была католической, отец - крупный чиновник, мать - из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.

Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования - ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её. Уже тогда она решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.

Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями, увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. Упорство Марии Монтессори опять дало плоды - она стала первой женщиной - врачом в Италии. Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.

В 1897 - 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори находит книги двух французов - Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора », - так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми ».

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии - Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М.Монтессори по всему миру.

После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей , правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение - помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его ».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори . Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать ».
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов - (презентации), разновозрастность групп - всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца . А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори - известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен » .

Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Она навсегда покидает Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране - она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства - противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода - для детей 6 - 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема - взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование - оружие мира».

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике - развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети - другие!

Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.
При жизни её номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века:
Джон Дьюи
Георг Кершенштейнер

Антон Макаренко.

До введения в Италии Евро, портрет М.Монтессори украшал купюру 1000 лир .

На первых порах родители относились к ней с недоверием, педагоги вынуждены были обходиться минимумом доступной русскоязычной информации и очень ждали, что имя Монтессори обретёт в России такую же заслуженную известность, какой оно пользуется во всём мире.

Прошло время. Интернет запестрел игрушками и занятиями, наставлениями родителям и просто историями, в которых упоминается имя великого педагога. Переводится и пишется всё больше книг по этой тематике. Появляются и развиваются образовательные центры по подготовке педагогов, открывается всё больше Монтессори-классов…

По мере того, как растёт количество достоверной информации, увеличивается и объём искажённой. Всё чаще теперь можно слышать от родителей, что они не только знают о Монтессори, но и прекрасно осведомлены об изъянах метода, и охотно ими поделятся, чтобы умерить восторги доверчивого педагога или родителя, знающего систему Монтессори только с парадной стороны.

Хотелось бы рассеять некоторые устойчивые заблуждения или недоразумения, связанные с методом научной педагогики и личностью её основательницы Марии Монтессори.

Миф №1: Монтессори бросила своего ребёнка, чтобы заниматься с чужими детьми

Чтобы правильно понять, что же действительно произошло и что это значило, важно понимать исторический контекст и знать реальные факты.

М. Монтессори родилась в 1870 году и в возрасте 25 лет стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Это было бы невозможно, если бы отец не сопровождал её на каждую лекцию, потому что девушка не могла посещать их без сопровождения мужчины. Теперь такая узаконенная несамостоятельность встречается лишь в некоторых исламских странах, но в католической Италии позапрошлого века положение женщины во многом было похожим. От женщин настолько не ожидалось научного рвения, что бланк диплома был составлен и отпечатан с расчётом на то, что в него будет вписано мужское имя, и в её диплом пришлось вносить рукописные исправления.

Если незамужней девушке при согласии отца были позволены некоторые вольности, то замужество означало необходимость ради семейных дел оставить карьеру совсем. Я не утверждаю, что её забили бы камнями до смерти, но подозреваю, что молодая женщина не откажется от замужества с возлюбленным без веских на то оснований.

Монтессори заключила с отцом своего ребёнка договор, что они не вступят в брак с другими людьми, а будут состоять в отношениях, которые мы бы сейчас назвали гостевым браком. И это, по-видимому, действительно было её если не жертвой, то компромиссом ради научной и общественной деятельности.

Что до ребёнка, то Мария сделала то, что делали все другие матери её круга: вверила его гувернёрам, с той лишь разницей, что Марио находился у принимающей семьи на полном пансионе, и мать вместо ежевечернего пожелания спокойной ночи навещала его по выходным дням, проводя с ним много времени в играх и общении, что было нетипично для её современниц.

Когда Марио стал старше, Мария забрала мальчика, и с тех пор они довольно редко расставались до самой её смерти: Марио стал её соратником и при жизни матери много работал вместе с ней. Марио Монтессори внёс значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всём мире.

Миф №2: Монтессори придумала свою теорию для умственно-отсталых детей и потом распространила свои открытия на обычных детей

Действительно, Мария Монтессори после окончания медицинского университета около двух лет работала в ортофренической школе и способствовала тому, чтобы к умственно-отсталым детям стали относиться как к детям, перевела на итальянский ряд работ по коррекционной педагогике. После этого она ушла оттуда, потому что хотела работать с обычными детьми, и более полувека посвятила разнообразной деятельности.

Она принимала участие в борьбе с детским трудом и за права женщин. Получила степень по антропологии и была назначена заведующей кафедрой антропологии университета в Риме. Всю жизнь занималась образованием и самообразованием, много читала, переводила и писала сама на нескольких языках, была очень образованным человеком своего времени в области педагогики и психологии, состояла в переписке и лично встречалась со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе учёными мирового значения.

Организовала класс для дошкольников в Риме, ставший модельным для множества других классов, открывшихся по всему миру буквально десятилетие спустя. Возглавляла научно-исследовательский институт в Испании. Читала сначала лекции, а затем и обучающие курсы по всему миру.

Основала организации Опера Монтессори и АМИ (Association Montessori Internationale) с целью не только распространения гуманистических идей научной педагогики, но продолжения исследований и развития научных знаний. Если вы всё ещё думаете, что два года работы в медицинском учреждении непоправимо отравили полвека разносторонней и многоплановой работы и непрерывного самообразования, то к вашим услугам комментарий к следующему мифу.

Миф №3: педагогика Монтессори придумана сто лет назад и давно устарела

С одной стороны, Монтессори была не просто великим, а именно учёным. Мне думается, что благодаря медицинскому и антропологическому образованию, она смогла крайне успешно применить естественнонаучный подход к исследованию в психологии развития.

До неё взрослые чаще размышляли о том, какими детям следует быть, нежели наблюдали за ними с позиции исследователя. Многие идеи Монтессори, которые она выдвинула на основе своих наблюдений за детьми и их реакцией на предлагаемые ею пособия, подтверждены только в 21 веке.

Только сейчас стало возможным исследование живой работающей нервной системы ребёнка с точностью до нейрона, без оперативного вмешательства, в естественной, нелабораторной ситуации; мы можем поймать неуловимую субстанцию младенческого внимания и множество других вещей, недоступных в начале прошлого века. И эти новейшие исследования подтверждают, что гениальные догадки Марии Монтессори верны. Например, показано, что до шести лет образуются структуры, которые не меняются в течение жизни, в отличие от пластичных образований, происходящих в старшем возрасте, что объясняет физическую основу впитывающего разума, о котором писала Монтессори.

С другой стороны, несмотря на то, что Мария Монтессори проделала громадную работу на протяжении своей достаточно долгой жизни, научная педагогика не является её единоличным детищем. На методическом уровне она наилучшим образом проработала возраст старших дошкольников с 3 до 6 лет.

Её сын Марио глубоко занимался методикой преподавания школьникам. Подготовку родителей и педагогов для работы с семьёй, с детьми до года и с года до трёх разрабатывала Сильвана Монтанаро. Нет возможности перечислить здесь всех других людей во всём мире, которые принимали участие в создании педагогики Монтессори и продолжают развивать метод. Она приложила немало усилий, чтобы сделать это движение максимально интернациональным, несвязанным границами и интересами какой-либо одной страны, и к тому, чтобы научные знания в области психологии и педагогики становились всё точнее и глубже, а методика образования совершеннее. Задуманное удалось, поэтому будет ошибкой думать, что метод Монтессори создан только самой Монтессори и только сто лет назад.

Миф №4: Монтессори - это где всё разрешено / всё запрещено

Рассказывают, что однажды в класс Монтессори пришли очередные гости. И некая дама шутливо обратилась к ребёнку, оказавшемуся рядом с ней:

И это ваш класс, в котором вы делаете, что хотите?

Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, - ответил ей мальчик.

Задача взрослого в Монтессори-классе - подобрать материалы, которые будут полезны ребёнку определённого возраста, и показать, что делать с этими материалами. Ребёнок же может выбирать в рамках предложенного. Это позволяет ему заниматься со всей страстью человека, предающегося желанному занятию.

Подход Монтессори основан на предположении о созидательной природе ребёнка, в которой самосовершенствование, саморазвитие приносит удовольствие. И если не препятствовать этому влечению, то оно будет вести ребёнка наилучшим именно для этого ребёнка путём к гармоничной, разносторонней, развитой личности, а активность и самостоятельность в этом процессе трансформируется в ответственность и умение реализовывать задуманное и доводить начатое до конца.

Во времена самой Монтессори можно было лишь наблюдать, что дети в классе действительно заняты каждый своим (или каким-то общим) делом, что они учатся писать, читать и считать с радостью. В наше время известны многочисленные факты и исследования, подтверждающие, что потребности в общении, заботе, познании жизненно важны для человека с рождения.

Свобода ребёнка в Монтессори-классе - это свобода становиться собой, ничего общего не имеющая с вседозволенностью. В классе действуют очень простые правила, направленные на обеспечение доброжелательных, уважительных, конструктивных взаимоотношений между детьми и между детьми и взрослыми. Есть правила, помогающие каждому реализовать право выполнить понравившееся упражнение в своём темпе столько раз, сколько требуется для создания нового навыка или качества самому ребёнку. Поощряется самостоятельность, и есть возможность развить обоснованную независимость.

Класс, наполненный дидактическими материалами и упражнениями, интересен детям, но его вид может не совпадать с образом интересного места у родителя. Это и рождает иногда, по-видимому, ошибочное впечатление, что в Монтессори-классе много запретов.

В статье «Монтессори: детство без кукол?» подробно освещён пример такого несоответствия. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что за всеми материалами класса стоит системность научного метода и целесообразность материалов, а правила сведены к минимуму, необходимому и достаточному для того, чтобы каждый ребёнок мог удовлетворить свои потребности в развитии, не ущемляя таковые у других, а по возможности и помогая товарищам.

Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе

Да, работа в Монтессори-классе позволяет ребёнку работать в индивидуальном темпе и ритме, выбирать занятия и последовательность упражнений. Но самостоятельные занятия не единственная форма деятельности даже в классах для детей до трёх лет.

После трёх же предусмотрены разнообразные формы групповой работы: большой группы детей под руководством взрослого, группы детей между собой, маленькой группы, спонтанно объединившейся для совместной работы с дидактическим материалом. Школьники самостоятельно вместе планируют и воплощают различные мероприятия. В классах царит атмосфера деликатной, ненавязчивой взаимопомощи.

Дети учатся уважительно, корректно сотрудничать друг с другом. Они выбирают совместную работу с другими детьми по своей воле, с помощью взрослых придерживаются правил поведения в классе, и это даёт им позитивный опыт взаимодействия.

Немаловажно, что Монтессори-группы разновозрастные. Это чрезвычайно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей. Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы.

Миф №6: детям после Монтессори-класса тяжело в обычной школе, а учителя отзываются о них, как о непослушных

Как уже было сказано, дети, которые «хотят того, что делают» имеют больше внутренней мотивации доводить начатое до конца, и с каждым успешно завершённым делом они упрочивают свою волю. Опыт соблюдения простых правил также приучает их к самодисциплине и даёт умение следовать озвученным правилам.

Такие дети, как правило, исполняют инструкции учителя, потому что уже убедились в том, что правила, установленные в Монтессори-классе, полезны им самим, помогают поддерживать рабочую атмосферу, и потому соблюдают новые правила в новом классе. Получая всё необходимое для развития себя, дети в целом спокойнее, психологически устойчивее. З. Фрейд, который был знаком с идеями Монтессори, однажды высказался так: «Там, где побывала Мария Монтессори, я не нужен», имея в виду, что методика создаёт крайне благоприятные условия для развития предельно здоровой личности.

Благодаря этому к школьному возрасту ребёнок привычен к сосредоточенности, целеустремлённости, последовательности. Такая психологическая зрелость не может помешать ребёнку быть более усидчивым на уроках. Дети, которые не встречали препятствий в удовлетворении врождённой любознательности, с интересом учатся где бы то ни было, включая школу. Их исполнительность исходит изнутри, поэтому она очень устойчива и надёжна, но и требовательна к авторитету.

Пожалуй, солдаты из таких детей получаются неважные. Слишком думающие, слишком ответственные, слишком самостоятельные. Именно поэтому в своё время Муссолини сначала был очень вдохновлён серьёзными, организованными воспитанниками Монтессори и развернул обширную кампанию по внедрению Монтессори-садов во всей Италии. Но вскоре стало ясно, что эти дети, которые слаженно идут туда, куда их попросили идти, не шагают строем туда, куда им прикажут, а их наставницы категорически отказываются вступать в партию и муштровать из детей завтрашних фашистов. После этого в одночасье все Монтессори-классы были закрыты, а Мария Монтессори надолго покинула Италию.

Если вы не планируете целенаправленно выращивать бездумного исполнителя, в ситуации среднестатистической школы Монтессори-ребёнок всё же будет чувствовать себя лучше, чем его сверстники за счёт того, что у него будет куда больше ресурсов быть уважительным, корректным, точным в следовании инструкции, то есть с точки зрения учителя - послушным.

Конечно, он будет лучше понимать недостатки школьного обучения. Но ведь и остальные дети не слишком жалуют школу, так что вряд ли ребёнок после Монтессори-класса будет страдать больше, чем после обычного детского сада. А вот умения и возможностей справляться с проблемными, стрессовыми и травмирующими ситуациями у Монтессори-ребёнка тем больше, чем дольше ребёнок посещал грамотно организованный Монтессори-класс, и тем лучше его адаптация в обычном классе.

В предельном случае, по замыслу самой Монтессори, после 18 лет, пройдя три-четыре ступени в рамках новой образовательной системы, ребёнок готов учиться у мира, каков бы он ни был, поэтому не существует Монтессори-университетов - предполагается, что к этому возрасту дети готовы учиться в классических университетах или включаясь в какую-то профессиональную деятельность.

© ММЦ «Отрада»

Миф № 7: можно добавить «немного Монтессори», так что получатся развивающие занятия с «элементами Монтессори» или игрушки и игры, которые именуются кем-то «занятиями по Монтессори»

Большинство таких развивающих занятий, игр и игрушек сами по себе не только не вредны, но и полезны. Но лучше всё-таки называть вещи своими именами и понимать, с чем имеешь дело.

Одна из системообразующих идей Монтессори-образования состоит в том, что взрослый, опираясь на свой опыт и знания, создаёт ребёнку пространство, наполненное материалами для занятий, подходящих ребёнку по возрасту. Затем взрослый пребывает возле ребёнка в готовности познакомить с тем или иным материалом, а ребёнок, которому позволено выбирать из предложенного, следует за своим внутренним влечением к тому, что развивает его наилучшим образом в этот конкретный момент его жизни.

Такая самонастраиваемая индивидуализация делает содействие развитию ребёнка предельно эффективным. Одновременно она позволяет ребёнку упрочить свою самостоятельность, независимость, даёт позитивный опыт собственной активности. Любое пособие, упражнение, род занятий или игрушка, предлагаемое в Монтессори-классах, может быть успешно использовано само по себе в ситуации, когда взрослый руководит ребёнком, как это происходит в традиционной образовательной модели.

Но при этом эффективность системы Монтессори будет утеряна, и останется только полезность самого материала, которая, несомненно, была ему присуща, поскольку Монтессори-педагогика уже столетие как выискивает лучшие образцы развивающих пособий и занятий. Именно это часто и происходит, когда педагоги или родители в развивающих занятиях с детьми используют «элементы Монтессори». В этом нет ничего плохого, если только не принимать такую практику за собственно Монтессори-метод.

Часто дидактические приёмы и пособия начинают жить своей жизнью за пределами Монтессори-класса и служить иным целям. Яркий пример тому - многочисленные упражнения с пересыпаниями крупы, которые фигурируют во многих материалах класса 3–6 и служат усовершенствованию мелкой моторики рук, развитию интуитивного представления о физических свойствах мира и, в частности, о количестве.

Дети до трёх лет тоже охотно возятся с крупой, и можно найти миллион советов родителям, как это организовать. Но в этом случае ребёнок осваивает на будто бы том же материале базовые мелокомоторные навыки, а не совершенствует оные. Но ребёнок, которому позволено есть и пить самому, самому что-то помыть, перенести, налить не только тренирует мелкую, но одновременно и крупную моторику, и самостоятельность, и навыки речи и коммуникации. Тогда для малыша до трёх лет игры с крупой с меньшим функционалом дублируют перечисленные занятия. А если ребёнок ограничен в возможности посильного самообслуживания, то игры с крупами становятся не только полезным упражнением, но и завуалированным способом держать ребёнка на расстоянии от домашних дел, что уже не на пользу.

Сходная ситуация с вошедшими в моду бизибордами. Среди Монтессори-материалов есть нечто похожее. Но цели этого материала связаны далеко не только с мелокомоторным развитием, они в том, чтобы стимулировать самостоятельное вставание детей, которые ещё не начали ходить, и развитие функциональной независимости, то есть реального умения открывать запоры и замочки.

Бизиборды, как правило, - это попытка объединить в одном комплексе множество материалов для сенсорного и мелкомоторного развития. Они очень разнятся по своему качеству от достаточно интересных решений до откровенно опасных (я имею в виду, например, такие, в которых ребёнку предлагается вставлять вилку в неработающую розетку: это даёт малышу очень опасное ложное представление о том, что эти штучки созданы для втыкания-вытыкания, а не включения-выключения электроприборов). И лучшие, и худшие образцы бизибордов отличаются от их прототипа в Монтессори-среде настолько, что я бы не стала их связывать с ним во избежание недоразумений.

В Монтессори-педагогике уделяется много внимания планированию окружения ребёнка и действий взрослого. Вне зависимости от того, насколько глубоко вы знаете теорию научной педагогики и насколько принимаете её как руководство к действию, я бы порекомендовала родителям по возможности часто задаваться вопросами: «Зачем?», «Что это даст моему ребёнку? А в будущем?».

Я не призываю выключить сердце и включить голову, для детей безумно важны любовь, забота, принятие. Но временами это полезные вопросы в отношении того, что вы делаете для ребёнка и возле ребёнка, какие игры и игрушки предлагаете ему и как именно это делаете, что и как запрещаете и разрешаете, за что в действительности поощряете и так далее.

На главном фото: Международный Монтессори-центр «Отрада»

Мария Монтессори – итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. В 26 летона стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.

Изучая труды французских психиатров – Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская 1 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация. В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду ». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

История системы

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке . Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» . То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:


Роль взрослого в системе

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия . Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Роль развивающей среды в системе Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка . Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

  1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

Минусы методики Монтессори

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

  1. Система развивает только интеллект и практические навыки
  2. Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  3. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  4. Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.

Последнее обновление статьи: 29.03.2018 г.

Популярность систем раннего воспитания малышей нисколько не ослабевает. Напротив, родители всё чаще прибегают к различным развивающим методикам, благо что их выпускается огромное количество. И всё же есть непреходящая классика – программа, которую составила Мария Монтессори.

Детский психолог

Эта воспитательная система не просто прошла проверку временем, но обросла многочисленными последователями. В настоящее время практически во всех странах имеются монтессори-сады, в которых обучаются миллионы ребятишек от 1 года до 6 лет.

О значимости воспитательных идей доктора Монтессори говорит тот факт, что Юнеско внесла её имя в список педагогов, которые определили развитие мирового образования в XX веке, кстати, наряду с отечественным писателем Антоном Макаренко.

В чём же кроется популярность системы Марии Монтессори? Прежде всего, в совершенно новом подходе к ребёнку, который признавался уникальной личностью, поэтому и требовал индивидуального подхода для раскрытия имеющихся у него потенциальных возможностей.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

  1. Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
  2. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
  3. Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы. Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
  4. Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость. Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
  5. Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать.

Зонирование помещений

Чтобы развитие ребёнка соответствовало его потребностям, необходимо развивающую среду правильно выстроить – к примеру, поделить её на функциональные зоны.

В авторской версии помещение предлагалось разделять на пять зон: практических навыков, сенсорики, математики, языка, космоса. Сейчас их принято дополнять и другими участками – например, физической активности.

Её ещё называют практической зоной. Основная задача находящихся здесь материалов – приучить ребёнка к бытовым условиям жизни и сформировать гигиенические умения.

Пособия и занятия в практической зоне помогают ребёнку научиться:

В зоне реальной жизни следует использовать такие материалы и пособия, как:

  • «умные доски», или бизиборды (деревянные доски с застёжками, пуговицами, ремешками, замочками и т.д.);
  • ёмкости для переливания водички;
  • домашние растения в горшках;
  • срезанные цветы;
  • ножницы;
  • совок с веником;
  • леечки;
  • скатерти;
  • полоски (их наклеивают или рисуют на полу), по которым дети ходят, перенося различные предметы, к примеру, кружку с водой.

Материалы в практической зоне, которые использует ребёнок, должны быть настоящими. Игрушки в данном случае не приветствуются.

Этот развивающий участок состоит из пособий, способствующих совершенствованию мелкой моторики, зрения, осязания (различение температурных показателей), слуха. Также развивается и «барическое» чувство – навык различения предметов по весу.

В сенсорную зону включают такие пособия, как:

Это не все имеющиеся в сенсорной зоне материалы. Важное правило при подборе развивающих пособий – они должны ориентироваться на какой-либо определённый орган чувств, чтобы отвлечь детское внимание от остальных характеристик.

Математика и сенсорика связаны друг с другом. К примеру, ребёнок, сравнивая материалы между собой, одновременно проводит их измерение, упорядочивание, то есть проводит математические операции.

Но если различные цилиндры и башенки только подготавливают ребятишек к математике, то конкретные пособия позволяют детям непосредственно усваивать математические понятия.

Для работы в математической зоне понадобятся следующие материалы:

Таким образом, в этой зоне подобраны такие пособия, которые позволяют развивать логику. С помощью наглядных и конкретных материалов ребёнок проще усваивает сложные математические понятия и действия.

В этой зоне также имеются пособия, направленные развитие сенсорики и мелкой моторики. Различные цилиндры, шершавые буквы, шумовые мешочки и коробки опосредованно влияют на формирование речевых навыков.

Пособия в зоне направлены на воспитание правильной речи, совершенствование языковых умений, расширению активного и пассивного словаря, подготовку к письму и чтению.

Книги для чтения подбирает для всех возрастов, чтобы удовлетворить потребности каждого воспитанника.

По-другому её называют зоной естественнонаучного воспитания. Здесь ребёнок получает знания об окружающем мире, о связях между различными предметами и явлениями. Также дети узнают основы истории, ботаники, зоологической и географической наук.

Такая зона оборудована следующими материалами:

  • детские справочники и энциклопедии;
  • географические и природные карты;
  • макет солнечной системы;
  • типология животных;
  • типология растений;
  • семена и листья растения;
  • календари;
  • экспериментаторские пособия, чтобы проводить разнообразные опыты.

Эксперименты должны быть элементарными и безопасными для ребёнка. Однако и в этом случае все предметы должны быть настоящими. Например, популярный опыт – с йодом и хлебом для определения крахмала.

Дополнительно выделяют зоны музыки, искусства, танцевальную, изучения иностранных языков, двигательной активности. Подобное углубленное зонирование способствует всестороннему развитию ребёнка, однако места на такие зоны хватает не всегда.

Сенситивные периоды развития

Под сенситивными периодами понимаются этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.

К большому сожалению, такие сенситивные периоды длятся не очень долго и проходят безвозвратно, невзирая на то, получилось ли у малыша воспользоваться возможностью для максимальной реализации своих способностей или нет.

Если же родители будут знать о наступлении «восприимчивого» этапа в жизни ребёнка, то смогут создать условия и насытить окружающую среду необходимыми материалами или средствами.

Основные сенситивные этапы от 0 до 6 лет

Что развивается Возрастные рамки Краткая характеристика
Двигательная сфера От 0 до 18 месяцев Прежде хаотичные движения становится осознанными и координированными. Ребёнок учится хватать, ползать, ходить, совершать действия с предметами.
Чувство порядка От 18 месяцев до 4 лет Ребёнок стремится к постоянству и упорядоченности. Беспорядок ему неприятен. Взрослым нужно упорядочить окружающую среду, обозначив для каждого предмета своё место и установив чёткие правила.
Интерес к небольшим предметам Дети живо интересуются небольшими предметами: пуговицами, деталями конструктора, кнопками на телефоне и т.д.
Этикет, социальные умения От 2,5 до 6 лет Малыш берёт пример с родителей, здороваясь, произнося вежливые слова. Сначала это подражание, затем – личностная черта.
Утончение чувств Ребёнка притягивают различные ощущения: вкусовые, тактильные, слуховые и т.д.
Письменные навыки От 3,5 до 4,5 лет Ребёнок с удовольствием воспроизводит символы на бумаге.
Чтение От 3 до 5,5 лет Малыши интересуют буквами и пытаются самостоятельно читать слова.
Речевые умения От 0 до 6 лет Ребёнок проходит через этапы языкового развития: лепетная речь, короткие слова и фразы, предложения.
Музыкальные умения От 18 месяцев до 6 лет Дети живо интересуются музыкой, это благоприятный период для развития музыкального слуха и чувства ритма.
Пространственно-временные отношения От 4 до 6 лет У ребёнка формируется представления о пространстве: он узнаёт места, умеет искать дорогу, ориентируется в пространстве альбомного листа.
Математические навыки Малыш получает представление о количестве, цифрах, математических действиях.

С какого возраста можно использовать монтессори-метод?

Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

Нидо-группы

В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

Тоддлер-группы

Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

  • становится более самостоятельным и независимым;
  • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
  • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
  • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
  • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
  • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.

Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.

Преимущества

Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:

Отрицательные моменты

Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:

  • не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
  • сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
  • недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
  • ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
  • недостаточность физической активности на занятиях;
  • отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.

Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу