Ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога, как поступить? Что делать, если ребенок врет и ворует деньги у родителей, нужно ли его наказывать: советы психолога.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пожалуй, большинство семей рано или поздно сталкиваются с крайне неприятной ситуацией детского воровства. Пропасть из дома может что угодно, от украшений мамы или личных вещей папы, до мелкой бытовой техники или денег.

Совсем не обязательно, что вещи из дома унесли ваши дети. Украсть могут как школьные, так и дворовые друзья, и, если это так, то ни в коем случае нельзя оставлять такие вещи безнаказанным.

Можно сходить к родителям таких деток, можно сходить в школу, где они учатся, можно подать заявление в полицию, со всеми вытекающими последствиями.

А вот что делать, если деньги или вещи украл из дома или из вашего кармана ваш сын или дочь?! Не пойдешь же на него заявлять в полицию. Но и реагировать при этом как - то нужно, даже если дочка или сынок «просто взяли из кармана денежку на мороженку».

Что делать, если дети воруют у родителей деньги, как поступать в такой ситуации, а также какие действия предпринять, что бы такое никогда не повторялось в дальнейшем, - думаю, будет интересно многим родителям.

К сожалению, с такой проблемой пришлось столкнуться не только мне, но и некоторым моим подругам.

Истории о том, как мы начали подозревать наших детей в краже у нас денег

Для начала расскажу наши истории, истории о том, как мы узнали, что наши дети воруют у нас деньги. Истории, как мне кажется, не уникальные, и как - бы неприятно было это осознавать, присущи практически каждой семье.

Исчезло часть денег, накопленных на машину

Давно копили на машину . Не новую, но достаточно дорогую. Часть денег лежали на вкладе в банке и, по мере накопления необходимой суммы были сняты, часть денег дали родители, а вот недостающую сумму пришлось взять в кредит.

Уже выбрали машину, договорились на покупку с продавцом на следующий день.

Вечером достали все деньги, пересчитали, и поняли, что часть денег, собранных на машину, просто исчезла.

Понимая, что мы с мужем эти деньги не брали, подозрение упало на сына – подростка. Скованное поведение ребенка подтвердило наши опасения.

В итоге, ни беседа с ребенком, ни дотошный поиск денег в детской комнате и во всей квартире не дал положительного результата. Деньги вернуть мы не смогли, долгожданная покупка машины не состоялась.

Регулярно пропадали небольшие суммы из кошелька мамы


Я никогда особо не следила за тем, сколько точно наличных денег лежит у меня в кошельке. Примерную сумму, конечно, знала, но не до рублей и копеек.

Первые подозрения об отсутствии части денег у меня возникли в магазине, при оплате за продукты.

Продавщица попросила дать, по возможности, без сдачи. Я же, будучи уверена, что у меня в кошельке после прошлой покупки оставалось три купюры номиналом по 50 рублей и две купюры номиналом по 10 рублей, была удивлена, не увидев одну купюру по 50 рублей и одну по 10 рублей. Я точно помнила, какие купюры должны были быть в кошельке, потому что именно в таких купюрах мне в прошлый раз сдали сдачу, которую я всегда проверяю.

Решив, что я сама забыла, куда истратила деньги , в этот раз, я не стала беспокоиться. Но, когда спустя несколько дней ситуация повторилась вновь, я уже начала беспокоиться.

Супруг деньги не брал, сказав, что у него своей мелочи хватает. Коллега по работе – женщина взрослая, достаточно обеспеченная, да и работаем мы вместе почти десять лет, - точно не могла взять из моего кошелька деньги, да еще и такие небольшие суммы.

Подозрение пало на детей, вызвав у меня страх и некоторую панику.

Папа коллекционировал монеты несколько лет, а сын буквально за один день истратил их в зале игровых автоматов


Я не отношу своего мужа к нумизматам, да и сам он себя таким не считает. Но монеты, выпускаемые Банком России, особенно юбилейные или приуроченные каким либо событиям, поражают своим разнообразием.

Так вот, несколько лет назад, мой муж, получив на сдачу несколько таких необычных монет, начал их собирать. Отслеживал новые выпуски, менялся с друзьями. Старался собрать как можно большую и разнообразную коллекцию. Даже альбом для монет своими руками сделал!

О его хобби знали все: и родственники, и друзья, и даже дальние знакомые. И как только у них появлялась необычная монетка, они ее откладывали и потом отдавали моему мужу.

За несколько лет у него скопилась, по моим меркам, огромная коллекция, в которой ни одна монета не повторялась! Коллекция расширилась, и в ней уже были не только рубли и копейки, но и монеты других стран, в которых были мы сами или наши друзья.

Муж очень гордился своей коллекцией, он помнил, откуда у него взялась та или иная монета, кто ему ее подарил, или обменял. Знал историю происхождения этих монет, когда они были отчеканены, по чьим эскизам, сколько было выпущено таких монет. Вел записи, хронологические записи.

Он просто дышал этим.

Пока в один прекрасный момент мы не обнаружили, что ни одной рублевой монеты в альбомах для хранения монет просто нет! А ведь если посчитать все накопленные монеты, которыми можно расплатиться в магазине, получалась очень даже приличная сумма денег.

Альбомы были на месте, а вот денег в них не было. Да и альбомы с монетами других стран оказались невредимыми. Если бы это были воры, они бы унесли все целиком. А получается, что кто – то сидел, и вытаскивал из альбома по одной монетке.

Как бы мы с мужем не отгоняли от себя подозрения, как - бы не хотели понимать очевидное, но в итоге мы смирились с подозрением, что деньги взял наш сын.

Какая может быть первая реакция в описанных ситуациях?! Наказать!!!

Ребенок украл у родителей деньги, и что, собственно, с этим делать

Далеко не всегда наказание – это правильное действие в таких моментах.

В большинстве случаев с ребенком достаточно поговорить, выяснить, зачем он это сделал, и постараться вернуть хотя бы часть денег. Особенно, если была украдена большая сумма.

Поговорите со своим ребенком

Прежде чем начать разговор об украденных деньгах, необходимо успокоиться.

Да вы раздражены, вас раздирает разочарование и злость, вас гложет обида, что ваш собственный сын или дочь так бессовестно вас предал. Разговор с ребенком в таком состоянии не приведет к положительному результату.

Ребенок, видя, как вы раздражены, боясь наказания, не будет с вами откровенным. Скорее всего, он закроется в своей комнате, либо начнет реветь, либо начнет вам грубить и повышать голос, так же как и вы.

Прежде чем начинать разговор, поймите, то, что ваш любимый малыш, вне зависимости от его возраста, украл у вас деньги, - это ваша ошибка в воспитании. Только ваша и ничья больше!

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство - очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать - непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая - это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина - затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства - это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них - симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок, даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил.

Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в "Макдональдсе", а половину подарил другу, "потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам". Все остальные кражи носили такой же "нерасчетливый" характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию - проявлять к сыну побольше любви и внимания - терапевт так и не решился произнести вслух.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к "суперменству". Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то "бизнесом". В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей, но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию - очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Такое возможно, например, если подобная "классовая ненависть" культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным "суперменом". Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей - то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в "безраздельную" собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком - например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

    Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

    Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

    У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

    Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.

Каковы же причины детского воровства?

М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали - неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви , желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения , что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику . "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие . Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие - «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9. Клептомания . Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

    отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;

    несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

    "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

    ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

    тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства - случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку - ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

    Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара - самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

    Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

    Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

    Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

    Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

    Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

    Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

    Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

    Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

    Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

    Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

    По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

    Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом - например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

    Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

    Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

    Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

    Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое - чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7-8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!

Перед тем как бить тревогу, отвлекитесь на одну минуту, чтобы понять, почему дети воруют и как справиться с этой проблемой. Как родители должны вести себя в этой ситуации, когда ребенок взял или берет что-то чужое без спросу?

Почему дети воруют. Как и ложь, «воровство» - взрослый термин, не имеющий никакого отношения к маленьким детям. У детей совсем другие взгляды на «свое» и «чужое», не такие, как у нас, у взрослых. Леденец оказался зажатым в липком кулаке после прохождения кассы, или игрушка, которая обнаруживается в кармане четырехлетнего ребенка после посещения дома друга, не доказательство, что ребенок уже является преступником. Ребенок не ворует, а берет. Для дошкольника владение означает монопольное использование. Ребенок полагает, что он имеет моральное право на все, что находится в пределах его досягаемости. Дети до четырех лет с трудом различают разницу между «моим» и «вашим». Для них это пустые звуки, пока взрослые не раскроют их смысл. Все потенциально «мое». Они не понимают, что леденец, спрятанный в руке в бакалейном магазине, - кража, пока вы не скажете им об этом. По мнению ребенка, он не сделал ничего неправильного, пока родители не объяснят ему.
Многие дети дошкольного возраста не умеют обуздывать свои импульсивные желания. Они видят игрушку, и, если им хочется, они берут ее, не рассуждая относительно правильности поступка. Ребенок убежден, что все принадлежит ему, если это все перед глазами и можно взять в руки и поиграть. Вместо вины они чувствуют облегчение, что их желание удовлетворено.
В возрасте от пяти до семи лет у детей вырабатывается представление о неправильности поступка. Они могут понимать концепцию монопольного использования и прав собственности. Они приходят к соглашению с действительностью и начинают понимать что нельзя брать вещи, которые не принадлежат им. Также к этому возрасту ребенок способен быть более умным вором. Его средство устрашения - опасение возмездия со стороны взрослых или страх, заставляющий отказаться от реализации «желания», а не понимание безнравственности воровства. Ему все время надо объяснять, что означает «мое», «твое», «чужое». И не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое.

Действия родителей

Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-либо украл, важно, чтобы сам ребенок понял, что воровать нехорошо. Вы можете до сих пор помнить чувство стыда, которое, будучи ребенком, испытали, когда вас поймали на воровстве, если такое в вашей жизни случалось. Ребенок должен получить такой же урок, хотя многие специалисты считают, что слишком сильное пристыживание или высмеивание произведут противоположный эффект. Лучше всего подходят простые объяснения.
В большинстве случаев, вероятно, лучше не задавать ребенку прямых вопросов относительно того, украл ли он что-либо и почему это сделал - это может вызвать последовательное изложение оправданий ребенком в попытке сохранить свое лицо. Вместо этого будьте прямолинейны и сообщите, что вам известно о совершении кражи.

Важно устроить возвращение чужой вещи любым способом. Ребенок должен вернуть вещь, которую взял, в магазин, другу или в школу. При этом вы можете сопровождать его и уговорить извиниться за содеянное, сказав при этом, что он никогда больше так не поступит.
После этого поговорите с ребенком. Вместо того чтобы обвинять его в том, что он плохой, постарайтесь выяснить, почему он украл эту вещь. Объясните ему, что несмотря на то, что дети хотят иметь некоторые вещи, они не должны брать то, что им не принадлежит. В большинстве ситуаций, если случай воровства обсудить сразу же после того, как это случилось, такое больше не должно повториться, и ребенок извлечет из этого урок.
Если ребенок старшего возраста (чуть-чуть не достигший или уже достигший юношеских лет) совершил кражу, вы опять же должны предоставить ему возможность изучить и обсудить его поведение, в особенности связывая его проявление со стрессовыми ситуациями, которые он переживает в данный момент. В некоторых случаях ваша реакция на воровство ребенка может выражаться в серьезном обсуждении с ним давления сверстников и их влияния на поведение ребенка. Но в этом возрасте воровство чаще всего сигнализирует о личных или социальных трудностях и может требовать профессионального вмешательства.

Что делать
Пресечение мелкого воровства и объяснение его неправильности может казаться «мелочью», но изучение честности в маленьких вопросах прокладывает путь к правильным поступкам в дальнейшем.
Ребенок должен учиться управлять своими импульсами и уважать права и собственность других.

Использовать метод «прикрепления». Дети, воспитанные по методу «прикрепления», более чувствительны, они способны понимать и уважать права других. Эти понятия легче усваиваются в более раннем возрасте. Детям, воспитанным по методу «прикрепления», проще объяснить значение моральных ценностей. У них развита способность сочувствовать и понимать влияние своих действий на других. Их родители чутко реагируют на поведение, когда оно отклоняется от нормы. Ложь, обман и воровство нарушают их внутреннее состояние.
Поскольку родители, воспитывающие детей по методу «прикрепления», хорошо знают своих детей, они могут понять о проступке ребенка по выражению его лица или изменившемуся поведению. Благодаря крепкому контакту ребенок охотно примет совет родителей и их моральные ценности. Доверяя своим родителям, он сможет рассказать им правду.

Не вводить детей в искушение. Обучите детей распоряжаться своими личными деньгами. Семейные деньги должны храниться в запертом ящике. Деньги предоставляются в случае необходимости в любое время. Чтобы помнить, кто кому и сколько должен, можно использовать расписки. Рекомендуем также хранить семейные деньги в недоступном месте, а в кошельке или бумажнике носить небольшое количество, которое может потребоваться. Убедитесь, что члены семьи доверяют друг другу. Если ребенок приходит к нам и жалуется: «Кто-то взял мои пять долларов», мы спрашиваем: «Где ты хранил их?» Мы не беспокоимся, выясняя виновника пропажи, поскольку полагаемся на совесть домочадцев. Мы никогда не окажемся в положении, когда необходимо прятать деньги от достаточно взрослых детей. Братья и сестры в конце концов не единственные возможные подозреваемые. Наши дети узнали, что не каждому можно доверять. Это хороший урок для жизни.

Обучать монопольному пользованию. Малыш убежден, что все принадлежит ему, если это находится перед глазами и можно взять в руки и поиграть. В возрасте от двух до четырех лет ребенок может понимать, что такое монопольное пользование (игрушка принадлежит кому-то), но полностью не может осознать, что игрушка не принадлежит ему. В два года можно начинать объяснять различие между «мой» и «твой». Во время ссоры из-за игрушки родительский суд может вернуть игрушку законному владельцу, но не ожидайте, что ребенок полностью осознает это до четырех лет. Ищите другие возможности укрепить концепцию монопольного пользования: «Эта игрушка Уатта», «Это медведь Сары». Ему все время надо объяснять это, и не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое. Со временем ребенок поймет, что игнорирование этих прав является неправильным.
Если четырехлетний ребенок приносит домой игрушку друга, необходимо объяснить ему, что чувствуют дети, когда лишаются чего-то, как будет чувствовать себя он сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку. Лучший способ заложить долговременные моральные ценности состоит в том, чтобы ребенок сделал выводы сам из ваших наставлений. Ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша самостоятельно принимать решения.

Не допускайте воровства. Поощрение и помощь в возврате украденных предметов учит не только тому, что воровство недопустимо, но также и тому, что проступок должен быть исправлен. Если вы находите пустую обертку от леденца, ведите воришку обратно в магазин с оплатой и извинениями.

Определите причину. Необходимо понять возможную причину воровства и проанализировать ее, ответив на ряд вопросов. Малыш украл случайно или преднамеренно? Ребенок нуждается в деньгах и чувствует, что воровство является единственным способом получить то, что ему необходимо? Если так, предложите пособие. Давайте ему определенные задания и оплачивайте их. Помогите ребенку понять: деньги на покупку игрушек можно зарабатывать, а не воровать. Иногда ребенок ворует, чтобы увеличить свое состояние или привлечь внимание. Возможно, ваш ребенок нуждается в более сильном руководстве? Некоторое перераспределение приоритетов и укрепление контакта с ребенком восстановит порядок.

Определите факторы риска. Проверьте наличие следующих факторов риска:

  • низкое чувство собственного достоинства;
  • импульсивность: сильное желание, но слабый контроль;
  • отсутствие сочувствия к другим;
  • отсутствие контакта;
  • сердитый ребенок;
  • изменения в семье, например развод;
  • часто скучает;
  • проводит много времени в одиночестве.

Справляясь с этими факторами риска, вы изживете ложь и воровство.
Важно добраться до сути. Если проблема хронического воровства и лжи не решена, она разрастается как снежный ком. Повторно совершая проступки, ребенок убеждается, что можно так жить. Он не прислушивается к вашим нравоучениям. Ребенок без раскаяния становится неуправляемым.

Похвала за честность. Пятилетний ребенок находит чей-то бумажник и приносит его вам. Хвалите его неограниченно! «Спасибо, что ты принес маме бумажник, который ты нашел. Теперь давай посмотрим, можем ли мы найти того, кто его потерял. Держу пари, что человек будет очень счастлив, что ты нашел его, точно так же, как ты был бы рад, если бы ты потерял что-то особенное, а кто-то возвратил это тебе». Избегайте говорить: «Спасибо за то, что сказал правду».
Некоторые дети, возможно, даже не думали о том, чтобы скрыть находку бумажника. Независимо от похвалы, дайте понять ребенку, что он сделал то, что вы ожидали.

Когда следует обращаться к специалистам

Вам следует обратиться за дополнительной помощью в детскую консультацию-поликлинику, к детскому психологу или специалисту в области психического здоровья, если:

  • ребенок часто крадет что-либо из дома или школы, у родителей или других людей;
  • подросток «покупает» внимание и завоевывает авторитет у сверстников при помощи воровства.

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?""", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было". Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Термины "кража", "воровство" вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи - пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как "моё", "твое", "чужое" абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Ненадо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Как себя вести, если дошкольник принес домой чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.

Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться.

Если ребенок был замечен в краже :

    - не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор".

    Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.

    Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

    Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

    Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.

    Не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.

    Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.

    Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

    Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства.

      Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.

      Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

      Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

      Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

      Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.

      Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

      Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

    Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить малыша, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

    Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

    В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.



  • Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение