Период развития ребенка после рождения характеризующийся первоначальным. Особенности неонатального периода и его временные границы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация . Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица - Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. Период – от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.

В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях остается биологически несамостоятельным существом (отделяется от матери физически, но не биологически: ребёнок занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства). Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты и того, и другого.

1) Новорождённый продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (питание = переходная форма от внутриутробного к внеутробному существованию).

2) Форма существования: около 80% суток он спит (взрослыйо - 20%).

3) Двигательная активность: уже есть двигательные реакции на внешние и внутренние раздражители; но ещё лишен самостоятельного передвижения, может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном лежит на спине, не может перевернуться. Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных.

4) Обладает лишь безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни (пищевые – сосание и ориентировочно-пищевые, которые вызываются прикосновением к уголкам губ и языку; реакции со слухового лабиринта – при покачивании прекращает крик, движения тормозятся; защитные – кашляет, чихает, моргает, жмурится от яркого света, поворачивает головку и глазки к мягкому свету; атавистические – хватания, «ползания»

Единственный период в жизни, когда врожденные, инстинктивные формы поведения проявляются в чистом виде, направленном на удовлетворение органических потребностей. Инстинкты не составляют основу психического развития, а только обеспечивают выживание.

Не контролируются произвольно. Только постепенно благодаря повторению реакции ребенка станут более надежными и скоординированными.

5) Центральное новообразование – появление индивидуальной психической жизни.

6) Психическая жизнь – выражает эмоции радости, горя, страха, боли. У новорождённого нет восприятия и представлений, т.е. сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональные части слиты, т.е. есть только аффективные ощущения, нерасчленённые переживания. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нём слиты; ребёнок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери. Единственное, что его заботит, – отсутствие дискомфорта.

7) Новорождённость заканчивается с появлением «комплекса оживления» - положительных эмоций, улыбки (около 1 месяца), махания ручками и ножками при виде взрослого (чуть позже).

Обобщение:

1. Период новорождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.

2. Главная особенность новорождённости – то, что ребёнок отделяется от матери физически, но не биологически. Его существование занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.

3. К моменту рождения ребенок обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов – безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

4. Центральное новообразование новорождённости – появление индивидуальной психической жизни. Для неё характерны два главных момента: преобладание нерасчленённых переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорождённый переживает как субъективные состояния.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 40 Общая характеристика периода новорожденности:

  1. Ветряная оспа. Этиология. Эпидемиология Клинические формы и их характеристика. Осложнения. Лечение. Профилактика.
  2. Герпетическая инфекция (ВПГ 1-2). Классификация и характеристика клинических форм болезни. Диагностика. Лечение.
  3. 234. Перинатальная патология: этиология, патогенез, морфологическая характеристика. Недоношенность и переношенность. Асфиксия.

Пронзительный детский крик разорвал тишину… На свет появился новый человек - мамина и папина радость, доченька или сыночек, на которого возложено много надежд. Для родителей, особенно для женщин, которые перепробовали различные средства, чтобы забеременеть, рождение ребенка - это долгожданное событие и необыкновенная радость. Чего нельзя сказать о ребёнке, для которого появление на свет - своеобразный кризис новорожденности или, другими словами, переход от жизни внутри утробы матери в большой мир, где нужно жить самому.

Этот новый недружелюбный мир

Для ребёнка, привыкшего к темному, теплому миру внутри мамы, рождение является отрывом от неё и представляет собой переход в холодный мир, полный света и шума, обязывающий самостоятельно дышать, есть и переваривать пищу. Это физиологические причины, вызывающие кризис новорожденности. Существуют и психологические причины: когда ребенок рождается, он отделяется от матери и перестает чувствовать её тепло и сердцебиение. Поэтому детские врачи настоятельно советуют, чтобы новорожденный проводил как можно больше времени у материнской груди.

Общая характеристика периода новорожденности

Период новорожденности, начинающий свой отсчет со времени физического отделения ребенка от матери - это время совершенствования рефлексов, данных ему при рождении, и привыкания к условиям окружающего мира. Безусловные рефлексы, такие как дыхательный, сосательный, защитный, хватательный и ориентировочный, помогают ему выжить в первые минуты после рождения. «Багаж» знаний и умений невелик, тем более что хватательный рефлекс - это подарок предков, который вскоре исчезает за ненадобностью, а сосательный рефлекс хоть и существует, но непосредственно процессу сосания ребенку приходится учиться.

Новорожденный ребенок беспомощен и не только потому, что он не имеет возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, но и по причине отсутствия отработанных поведенческих актов. Также он не приспособлен к смене температуры, так как у него отсутствует терморегуляция. Из-за этого купать ребенка в первые дни жизни нужно чрезвычайно бережно, тщательно измерив температуру воды и погружая его в ванночку постепенно. Температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, то есть не превышать 36–37°С.

Недавно родившийся ребёнок много спит. Даже время бодрствования можно назвать условным, потому что он находится в полудреме. Время сна никак не регулируется и ни с чем не связано. Чтобы ребёнок перестал спать днем и начал отдыхать только ночью, придется подождать достаточное время, так что молодой маме нужно запастись терпением и научиться добирать часы сна, необходимые ей для полного восстановления сил, во время сна ребенка.

Вижу, слышу, улыбаюсь тебе, мама!

Главное, чему должен научиться ребёнок в период новорожденности, это слуховое и зрительное восприятие. Слуховое восприятие начинает проявляться через 2–3 недели после рождения, а зрительное - через 3–5 недель. Ребенок слышит звуки - голоса родителей, топот, хлопки. Видит лица и предметы, которые ему показывают заботливые родственники, пытаясь познакомить с миром, в котором ему предстоит жить. Сначала ребенок замирает при громких отчетливых звуках, чуть позже начинает поворачивать головку в сторону их источника. При виде ярких предметов он также останавливает на них взгляд.

Наблюдая за спящим ребенком, можно заметить, как его губки складываются в нечто подобное улыбке. Позже улыбка она возникать в ответ на голос, особенно на высокие нотки. Но проходит ещё немного времени (чуть меньше месяца), и малышу голоса становится мало, ему необходим зрительный стимул, например, человеческое лицо.

Когда слуховое и зрительное восприятие получат достаточное развитие, и малыш научится улыбаться, внешние раздражители начинают складываться в целостный образ. Например, когда перед ребёнком предстает мама (он её видит), ласково говорящая с ним (он её слышит) - он начинает улыбаться, протягивать к ней ручки и сучить ножками. Подобная реакция на появление мамы называется «комплексом оживления» и означает, что период новорожденности закончился и начался период младенчества.

Давайте вначале подумаем, а кто он такой, ребенок?

Сейчас исследователи доказали, что ребенок - постоянно развивающийся организм. От рождения до 16 лет, до своего совершеннолетия. За этот срок каждый человек проходит через несколько последовательно сменяющихся периодов. В каждом имеются и свои особенности, и свои заболевания, и своеобразные реакции на них...

Сколько же, по современным представлениям, стадий развития ребенка? Их шесть.

Период новорожденности, который длится от рождения до 28 дней; грудной возраст (от 28 дней жизни до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); ранний дошкольный возраст (от трех до семи лет); школьный возраст (от семи до 15 лет); подростковый период - от 15 до 17 лет.

Теперь подробнее о каждом из сейчас установленных «периодов».

Период новорожденности . За 40 недель своего внутриутробного развития плод проходит сложный путь превращения в ребенка, имеющего к моменту рождения вес от 3200 до 3600 (и даже выше) г и рост 50-52 см. К моменту появления на свет жизненно важные развитые органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.

Период грудного возраста - от 28 дней до одного года. Очень важное и ответственное время. Эта кроха совсем беспомощна. Ничего самостоятельно не может, кроме как сосать грудь матери, кричать, если что-то беспокоит, да спать. Вес около 3500-4500 г. И вот год позади. Год напряженного ухода за ребенком. Его надо ежедневно правильно кормить, ухаживать за ним, купать, предохранять от заболеваний, приучать к порядку в жизни - вовремя сон, вовремя еда, развитие двигательных навыков (в частности, умение переворачиваться, затем - сидение, стояние, самостоятельная ходьба). Ребенок уже реагирует на близких, узнает мать, отца, чужих...

К году малыш - уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже 10 кг - в 3 раза больше, чем у новорожденного, да и в росте он прибавил на 25 см.

Ясельный возраст . От одного года до трех лет. Позднее идет развитие и совершенствование систем ребенка - он уже самостоятельно может многое. В ясельный период осваиваются основные навыки и функции - развивается речь, ребенок начинает многое понимать, уже сам одевается, все больше и больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания.

Ранний дошкольный возраст - с трех до семи лет. Правда, теперь - до шести лет, так как принято решение о начале школьного обучения с этого возраста. И как важно помочь ребенку правильно и гармонично развиться.

Школьный возраст - ответственная пора становления человеческой личности. Надо и получить побольше информации, побольше запомнить, ибо «мы знаем столько, сколько помним».

Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога, родителей может быть хороший помощник - врач-педиатр.

Подростковый период - от 15 до 17 лет - крайне ответственный период мужания. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. В последние два десятилетия в связи с ускорением процесса созревания наблюдается явление, которое названо акселерацией. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе при обычном или даже замедленном развитии других систем - центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др.

Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений - снижения артериального давления и частых головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечная слабость при физической перегрузке и др.

Сейчас установлено, что многие болезни у человека возникают еще до его рождения. Ребенок развивается в утробе матери 9 месяцев (40 недель), и в этот период на него могут влиять многие неблагоприятные факторы. Самые плохие условия для развития плода возникают при заболеваниях матери. К таким состояниям относятся токсикоз беременности, сердечно-сосудистые заболевания, выраженная анемия (малокровие), различные эндокринные заболевания матери или наличие у нее инфекции.

Во многих наших крупных городах открыты специализированные родильные дома для женщин с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, заболеваниями почек и прочими болезнями.

Всесторонне обследуя таких женщин, проводя им лечение, мы ясно сознаем, что оказываем помощь и ребенку.

Роды - тоже тяжелое для него испытание. На ребенка падает огромная нагрузка и напряжение.

После рождения ребенок должен мгновенно перестроиться - включить множество новых, прежде бездействовавших систем: дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции и т. д. Ему нужно сразу же приспособиться, адаптироваться к внешней среде. Наблюдения показали: от того, как произошла эта адаптация, зависит очень многое в дальнейшем развитии ребенка.

Перенесенный стресс во время родов влияет на изменение обмена веществ. Для обеспечения обменных процессов нужен кислород. Но дыхательная система еще как следует не включилась. Ребенок начинает мобилизовывать собственные ресурсы, запасы которых ограничены. Начинается интенсивный расход углеводов, затем жиров.

Надо подчеркнуть, что здоровый новорожденный ребенок довольно быстро перестраивает свой обмен веществ, приспосабливаясь к внешним условиям. И это закономерно. У нас есть доказательства того, что плод «готовится» к родам еще в утробе матери. По теории известного канадского ученого Г. Селье в разрешении острых для жизни (стрессовых) ситуациях большое участие принимают надпочечники. Так вот, за всю жизнь человеческую - от младенчества до старости - надпочечник не весит так много относительно массы всего тела, как у плода перед родами. Это-то и доказывает, что он готовится к стрессу, предстоящим перегрузкам. Но готовность к испытаниям, увы, оказывается разной.

И кто поможет в критическую минуту ребенку, если не ?

Врожденные рефлексы новорожденного (биологическая основа выживания ребенка) Рефлексы позволяют приспособить организм к внешним условиям:

  1. Физиологические (пищевые) (необходимы для выживания во внешнем мире). Сосательный, поисковый - готовность к новому типу питания
  2. Защитные (зрачковый, мигательный, болевой). На 12-й неделе отмечается вздрагивание, икание, чихание.
  3. Ориентировочные (направлены на контакт с внешним миром - поворот головки на сильный источник света как основа потребности во впечатлениях). К 14-й неделе развит слух. В 24 недели зажмуривает глаза и отворачивается от яркого света, который проникает через стенку живота матери; чувствует вкус (активизация глотательных движений на сладкий вкус). Достаточно зрелой является тактильная чувствительность -реагирует на прикосновение уже на 7- неделе, а к 6 месяцам угадывается отношение к разным видам внешних раздражителей. 5-месячный плод двигает головкой, если погладить ее рукой; отодвигается от холодного датчика УЗИ; бьет ножками от холодной воды, когда обливают живот матери. После рождения на 2-й недели в сторону источника света или звука.
  4. Двигательные:

Хватательный (рефлекс Робинсона). Исчезает на 2-4 мес.

Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) - отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением в исходное положение). Исчезает после 4-х мес.

подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) - изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес. рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Исчезает после 4-х мес.

  1. Тонические:

Лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве.

Рефлекс Кернига: у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах. Рефлекс считается положительным, если сделать это не удается; исчезает после 4-х мес.

Все врожденные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения. У животных - это природная необходимая основа для поведения взрослой особи.

В течение 4-х недель ребенок считается новорожденным. Это время, когда ребенок наиболее беспомощен. Он еще не владеет средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших органических потребностей, поэтому складывается впечатление, что младенец чисто биологическое существо (выживание ребенка обеспечивается включением врожденных рефлексов; уход взрослого).

Особенность новорожденного: большие способности к обучению, возможности к приспособлению к новой жизни на основе подражания, копирования многих действий.

Взрослый человек - центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Поэтому смысл всякой ситуации для ребенка определяется прежде всего присутствием взрослого. Отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически - ситуация «пра-мы» (изначальная психическая общность матери и ребенка).

Взрослый для ребенка - не внешняя среда, не объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. С этой особенностью связана высокая подражательность ребенка, которая порой опережает собственные возможности ребенка, что отличает его от животных. При отсутствии связи со взрослым возникает явление госпитализма.

Психологическая сущность кризиса новорожденности.

В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. К тому же ребенок из одной среды существования - водной - переходит в совершенно иную - воздушную. Л.С.Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики:

1) новорожденный обладает лишь начатками психической жизни;

2) эта жизнь носит очень специфический характер и связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга.

Кости новорожденного - мягкие, слабые; череп со швами и родничками. Дыхание неритмичное, животом. Вступают в действие многочисленные рефлексы, которые формируются на 7-м месяце внутриутробной жизни. Активность ребенка характеризуется высокой подражательностью. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу около 25% от мозга взрослого человека. К концу первого года жизни головной мозг ребенка составляет 50%, а в два- уже около 75% мозга взрослого.

Основными задачами в данный период выступают (по программе «Кроха»):

Тщательный гигиенический уход;

Формирование четкого и правильного ритма кормления (7 раз через 3 часа) и суточного ритма с концентрацией сна на ночь, а бодрствования на день;

Создание условий для возникновения первых социальных и личностных проявлении ребенка.

К концу 1-го месяца в психической и социальной жизни ребенка происходит переломный момент, который связывается с реакцией на человеческий голос. Появление улыбки в ответ на голос взрослого - суть этой специфической реакции и условная границ: перехода ребенка в период младенчества. Социальная ситуация развития характеризуете» следующим: взрослый человек - центр любой ситуации. В отсутствии взрослого ребенок беспомощен. Ведущей деятельностью выступает общение, которое создает возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавал эмоции взрослых и совершенствование собственных), предречевого развития.

Новорожденный обладает богатыми сенсорными возмож­ностями, которые выражаются в различении и в предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Сенсорные системы новорожденного настроены на восприятие тех стиму­лов, которые связаны с образом человека (звуками голоса, движущимися предметами, округлой замкнутой формой и пр.).

Потребность в общении не является врожденной, а приобретается прижизненно. Она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним (органические потребности, о которых ребенок сигнализирует взрослому). Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единственного источника всех желанных воздействий. Потребность в общении формируется на основе врожденной потребности во впечатлениях (источник развития лежит не внутри, а вне ребенка Продукты материальной и духовной культуры раскрываются ребенку взрослым. Поэтому начало психической жизни состоит в формировании специфически человеческой потребности в общении).

Потребность в общении о взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-ей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Она является способом сообщения взрослому о своем удовлетворении; средством налаживания отношений.

На основе улыбки появляется комплекс оживления (на 2-м мес. жизни), что свидетельствует о переходе на новый период психического развития.

Комплекс оживления - первый акт выделения взрослого, акт общения, который помогает воздействовать на взрослого. КО включает: зрительное сосредоточение на взрослом

Двигательное оживление

Вокализации

КО является не просто ответной реакцией, а средством общения ребенка со взрослым, формой активного участия в общении. Младенец ведет себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый.

Таким образом, КО выполняет активную функцию в общении со взрослым. Поэтому можно сказать, что начиная со 2-го мес. жизни ребенок овладевает способностью к общению со взрослым и это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Дефицит общения в этот период оказывает отрицательно влияние на все последующее психическое развитие.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

Отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

Выделение первого объекта в окружающей действительнос­ти (взрослый, ухаживающий за ребенком);

Появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетель­ствующая о ней улыбка);

Зарождение и развитие первой формы поведения - комплек­са оживления;

Развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зри­тельного и слухового сосредоточения на лице взрослого.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение